Урок по теме рыночная экономика. Рыночная экономика

Как можно одним словом назвать то, что вы видите на экране? (слайд)

- Товар

Являются ли, например, компьютерные услуги, товаром?

- Да. Почему?

Определение в тетрадь: Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

Где можно приобрести товар?

На рынке.

Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их:

1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?

Почему он так называется?

- Потому, что в основе рынка лежит конкуренция между производителями.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

Что же такое рынок? Давайте попробуем дать ему определение.

Обмен товара на денежные знаки или другой товар

Взаимодействие производителей и потребителей

Зависимость производства от покупательского спроса

Определение в тетрадь: Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.(слайд)

Характерными признаками рыночной экономики являются: свободный обмен, частная собственность и материальная ответственность за результаты принятых решений. (слайд)

Для нормальной деятельности рынку необходимы: свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности. (слайд)

Для нормального функционирования рынка требуется конкуренция. Конкуренция - это соперничество между производителями.

Читаем пункт конкуренция на стр. 168-169 и пытаемся ответить на вопрос: Каковы достоинства конкуренции?

Это двигатель торговли.

Участники конкурентной борьбы стоят перед выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогресс и определить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибыли.

Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производителю возможность самому принимать экономические решения.

В тетрадь: Достоинства конкуренции: снижение цен, улучшение качества товара, развитие новых технологий, прогресс. (слайд)

Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок? (Производители подчиняются диктатуре цен)

Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».

Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.

Спрос - это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение - это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. (слайд)

Спрос напрямую зависит от цены. А что еще оказывает влияние на спрос (слайд)

Укажите сезон, в который каждый из представленных услуг и товаров будет пользоваться большим спросом и почему?

Мы видим, что на спрос имеет влияние сезонность

Другой пример зависимости спроса от неценовых факторов (слайд)

Что произойдет со спросом на газировку, если подешевеет сок в пакетах? Это пример изменения спроса в зависимости от наличия товара-заменителя.

Какие ещё товары - заменители вы знаете?

Итак, величина спроса зависит не только от цены, но и от сезона, предпочтений покупателей, моды и др.

В тетрадь: Закон спроса - чем выше цена, тем меньше спрос.

А какие факторы оказывают влияние на предложение? Самостоятельно ищем в учебнике и выписываем в тетрадь:

Цена, рост или падение затрат на выпуск продукции, заработная плата сотрудников, затраты на сырье, использование эффективных технологий

Ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции.

Функции цен

Ограничивают потребление

Ресурсов

Мотивация для производства

На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен. Как это происходит?

Например, на рынке продают зелень - у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других - 30 рублей(но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?

Это и есть равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему - стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?

Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?

Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.

Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.

Образовательные:

  • Научить определять условия функционирования рынка.
  • Подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.
  • Подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.

Развивающие:

  • Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции
  • Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений

Воспитательные:

  • Развивать познавательный интерес.
  • Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.

Развитие компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных.

Образовательные ресурсы: рабочие тетради.

Глоссарий: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: практикум

Ход урока

1. Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планом урока

Мотивация: Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется: 1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?

2. Изучение нового материала.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?

Задание: Найдите в учебнике определение рынка и выпишите его в тетрадь.

Рынок – это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.

Работая с учебником на стр.108, составьте кластеры:1) “Характерные черты рыночной экономики”; 2) Условия функционирования рынка

Задание: прочитайте пункт “Конкуренция” на стр. 108-109 и ответьте на вопросы:

– Что такое конкуренция (борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле)?

– Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?

  • Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;
  • Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;
  • Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;
  • Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.

– Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?

Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями “спрос” и “предложение”.

Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Задание: прочитайте текст на стр. 109-111 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.

Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?

Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость.а у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:

  1. Размерами индивидуального дохода;
  2. Потребностями, необходимыми сегодня;
  3. Модой;
  4. Ценами на товары – заменители.

Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции.

На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.

Как это происходит? Поясните на примерах.

Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей (но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?

Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?

Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?

Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.

3. Закрепление изученного материала.

1. Установите соответствие между понятиями и определениями:

2. Выполните задание в рабочей тетради № 5 стр.47.

Домашнее задание: параграф 14, рабочая тетрадь – задание № 3, 4.

§ 1 Рыночная экономика

Человечество пользуется различными способами организации хозяйственной жизни. Одним из таких способов является рыночная экономика. В этом уроке выясним, на каких принципах основан этот вид экономической системы. Выясним, что такое конкуренция и монополия, их плюсы и минусы.

Рыночная экономика коренным образом отличается от других типов экономических систем.

Понятие «рынок» как экономический термин означает систему экономических отношений, которая проявляется в сфере обмена.

Из этого следует, что рыночная экономика основана на принципах свободного обмена между производителем и потребителем, конкуренции и свободного ценообразования.

Основу такой формы организации экономики составляет частная собственность на экономические ресурсы и средства производства и материальная ответственность самих участников обмена за результат принятых решений.

Необходимыми условиями рыночной экономики являются:

Конкуренция;

Свободное ценообразование;

Свободная предпринимательская деятельность.

Свобода экономической деятельности заключается в том, что государство создает благоприятные экономические условия для хозяйственных отношений, не вмешиваясь в них. Предприниматели вольны сами решать, чем и как они будут заниматься, торговать, производить товары и услуги, лишь бы их деятельность не противоречила закону.

§ 3 Монополия

При отсутствии конкуренции возникает монополия.

Это исключительное право на что-либо: производство или продажу товаров и услуг, использование материальных и духовных ценностей.

В некоторых случаях монополия необходима.

Никто, кроме государства, не может печатать деньги, издавать законы, собирать налоги. Это так называемые естественные монополии. Иногда монополия возникает, если на рынок выпускается совершенно новый вид товара, но это явление временное и от конкуренции не защищенное.

Монополия «диктует» потребителю свои цены и условия, лишает выбора при довольно низком качестве товаров и услуг. Государство стремится не допустить развитие монополий, чтобы защитить интересы потребителей. Для борьбы с этим явлением разрабатывается антимонопольное законодательство.

У нас остался вопрос о цене товаров и услуг в условиях рыночной экономики. Равновесная цена формируется в результате взаимодействия двух участников рынка. Это цена, по которой производитель готов продать свой товар, а покупатель готов этот товар купить. Чем больше товаров на рынке, тем ниже их цена, и наоборот.

Итак, основой рыночной экономики являются свободное предпринимательство, конкуренция и свободное ценообразование. В условиях рынка каждый производитель сам волен решать, чем ему заниматься, лишь бы его деятельность не противоречила закону. Каждый покупатель сам решает, какой товар и услугу ему приобрести. Рыночная экономика предоставляет выбор всем участникам рынка. Главной целью рыночной экономики является удовлетворение потребностей людей, а уже потом - получение прибыли. Так же необходимо отметить четкое законодательство, позволяющее функционировать рынку, бездефицитность и готовность к предпринимательству многих членов общества.

Список использованной литературы:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 кл. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.– М.: Просвещение.
  2. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.
  3. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.
  4. Словарь терминов и понятий по обществознанию /автор – составитель А. М. Лопухов.- М.: Айрис-пресс.
  5. С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой/ С.В.Краюшкина.-М.: Издательство «Экзамен».

сформировать представление учащихся о рынке и условиях его функционирования; спрос и предложение на рынке; принцип «невидимой руки» рынка. Продолжать формирование умений анализировать, делать выводы, аргументировать свои ответы, объяснять смысл основных понятий

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 10 п.Раздольное Надеждинского района» Приморского края РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА § 14 8 класс. Обществознание по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н. Быкова Н.Д. – учитель обществознания, географии

Тема: «Рыночная экономика» Цель: сформировать представление учащихся о рынке и условиях его функционирования; спрос и предложение на рынке; принцип «невидимой руки» рынка. Продолжать формирование умений анализировать, делать выводы, аргументировать свои ответы, объяснять смысл основных понятий. П Л А Н: Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке Рыночное равновесие «Невидимая рука» рынка

Характерной чертой рыночной экономики является свободный обмен между продавцом и покупателем, частная собственность, участники рыночного обмена самостоятельно несут ответственность за принятие своих решений, т.е.: Рынок – это система экономических отношений, связанная с обменом товаров и услуг, место торговли.

Для нормальной деятельности рынка необходимы определенные условия., рынок выполняет определенные функции.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ СПРОС – это желание и возможность потребителя приобрести товар или получить услугу. Основой является платежеспособность покупателя. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена товара или услуги, тем меньше спрос. Приведите пример от чего будет зависеть выбор вашей покупки? ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это желание и возможности производителя (продавца) продать товар и получить выгодную прибыль. Предложение находится в полной зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать. Но предложение зависит и от роста или падения затрат на выпуск продукции. Работа с документом: учебник стр. 110-111

Но соотношение спроса и предложения на рынке постоянно меняется. Существует механизм, способный регистрировать эти изменения – это система цен. Рыночные цены для производителя являются ориентиром для принятия решений: что, как и для кого производить? Производитель старается использовать экономические ресурсы, новые технологии для производства, чтобы получить выгодную прибыль, учитывать спрос потребителя. Товар должен пользоваться спросом, иначе производитель разорится.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ Свободное ценообразование – одно из условий функционирования рынка. Продавцы свободно устанавливают цены, а покупатели делают выбор, т.е. формируется рыночное равновесие при котором продавец может и хочет продать столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену. Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной (рыночной) ценой Главным принципом рынка является выгодная сделка между продавцом и покупателем

«НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА Каждый участник рыночной экономики, заинтересованный в своей личной выгоде, в итоге увеличивает богатство своей страны и служит интересом всего общества. Английский ученый экономист Адам Смит этот принцип назвал «невидимой рукой» рынка, т.е. только лучший результат производства будет приносит планируемый доход. ВЫВОД: рынок выполняет важные функции в экономике и является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни. Д.З. § 14, стр. 114 вопросы, записи в тетради, что означает арабское изречение «Убытки считай раньше прибылей»

Использованный материал: 1.Обществознание учебник 8 класс под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, изд. Просвещение 2010 г. 2.Методическое пособие «Обществознание 8 класс поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова, изд Волгоград 3. Интернет-ресурсы nsportal, учительский портал




Поделиться