В чем заключается концепция умного дома. Современность интеллектуальных систем

Вначале необходимо определиться с понятием и сущностными характеристиками концепции «ЭП». Несмотря на относительную новизну, тематика ЭП приобрела чрезвычайную популярность в научной литературе. Только согласно SCOPUS на эту тему написано более тысячи работ, большинство из которых - в США. Отсюда множество интерпретаций ЭП, обзорам которых зачастую отводится немалая часть научных работ.

Сложность трактовки ЭП обусловлена несколькими проблемами. Во-первых, междисицплинарностью самого феномена, т.к. ЭП - предмет исследования как технических, так и социальных наук, вследствие чего появляются «технические», «экономические» и иные определения ЭП.

Вторая проблема заключается во множестве смежных терминов: «электронное правление» (e-governance), «электронная демократия», «виртуальное государство», «электронное государство», «открытое правительство» и т.п. Вследствие этого возникает риск концептуальных натяжек и отсутствия объяснительной силы концепта «ЭП» в силу его метафоричности.

Третья проблема состоит в идеологической загруженности и нормативности термина. Так, согласно определению Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), ЭП - «использование информационных и коммуникационных технологий, в особенности Интернета, как средства достижения хорошего правления». Всемирный Банк трактует ЭП как «использование правительственными агентствами информационных технологий, … которые способны трансформировать отношения между гражданами, предприятиями и государственными структурами».

Наконец, четвертая проблема связана с некорректным переводом англоязычного термина government как «правительство»: в то время как правительство в русском подразумевается как некая организация управления, термин government обозначает также и процесс управления (правления). В этой связи А.В. Чугунов предлагает трактовку ЭП как «электронного государственного управления», концепции управления, предполагающую модернизацию административных процессов различных ветвей власти.

В данной работе под ЭП мы будем понимать концепцию трансформации и модернизации публичной политики и управления на основе внедрения и использования ИКТ. Исходя из этого, в оценке относительно ЭП нуждаются как информатизация государственного сектора, так и последующие изменения институтов публичной политики, с ней связанные.

Внедрение ИКТ в публичном секторе проходит по разным направлениям, как внутри органов власти, так и в области взаимодействия акторов публичной политики между собой. Мы можем выделить три таких направления: электронная администрация, электронные услуги и электронное участие.

Электронная администрация предполагает информатизацию внутрибюрократических процессов, начиная от компьютеризации и установления электронного документооборота до автоматизированного сопровождения иных секторов ЭП. Сектор электронных услуг включает ИКТ - механизмы предоставления государственных (муниципальных) через веб-сайты, порталы или специализированные центры. Наиболее часто этот сектор представляют в виде матрицы «G2». Она исходит из взаимодействия трех типов акторов: государства (government, G), бизнеса (business, B) и граждан (citizen, C). Вариантов таких взаимодействий может быть несколько (см. Таблицу 1.3). Например, модули «G2B» и «B2G» предполагают, что бизнес является либо заказчиком, либо поставщиком услуг. Модули «G2C» и «C2G» включают предоставление гражданам государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, а также обратную связь - заказ услуг либо контроль над их выполнением.

Таблица 1.3. Матрица взаимодействий в рамках ЭП

Государство

Граждане

Государство

Граждане

Электронное участие предполагает механизмы вовлечения граждан в обсуждение проблем и принятие решений: от каналов обратной связи до электронного голосования. В рамках этого направления ЭП максимально сближается с «электронным правлением» (electronic governance) и «открытым правительством» (open government), поэтому, во избежание путаницы, эти термины необходимо разграничить.

Первый термин связан с новой парадигмой «governance», которую обычно переводят как «правление» либо «управление без управляющих». Данная парадигма базируется на сетевом подходе и понимается как «поддержание координации и согласованности в действиях многообразных индивидуальных акторов, государственных институтов, групп интересов, организаций и наднациональных структур». Здесь государство видится лишь одной из заинтересованных сторон, мнение которой является далеко не единственным при принятии решения. В дальнейшем появляется и концепт «хорошего правления» (good governance), базирующийся на принципах: 1) участия граждан; 2) верховенства права; 3) транспарентности и подотчетности власти; 4) равенства и инклюзивности; 5) эффективности; 6) ответственности; 7) ориентации на поиск консенсуса Многие исследователи считают «электронное правление» более широким концептом, чем ЭП, поскольку оно предполагает кардинальную смену общественных отношений: широкое распространение механизмов электронного голосования по типу прямой демократии, правление в сотрудничестве, формы реализации «сетевой публичной политики».

Что, касается «открытого правительства» (далее - ОП), то сам этот концепт, выражающийся в принципах прозрачности, участия граждан и сотрудничестве (transparency, participation and collaboration), имеет долгую историю использования в научном и политическом дискурсе. Развитие ИКТ придало новый импульс данной концепции, с технической точки зрения упростив открытие информации и гражданское участие. В настоящее время ОП также трансформируется в парадигму публичного управления.

Однако функционал ОП не исчерпывается возможностями ИКТ. В результате обстоятельного обзора концепции А. Мейер, Д. Кертин и М. Хиллебрадт пришли к выводу о двойственной природе ОП. С одной стороны, оно предполагает свободный доступ граждан к правительственной информации (открытость, прозрачность) и раскрытие данных о деятельности власти, с другой - их участие в принятии решений. Одной из современных форм ОП является публикация открытых государственных данных (open data, далее - ОД) в свободном машиночитаемом формате.

Мы полагаем, что «электронное правление», ОП и ЭП имеют концептуальные пересечения в аспектах электронного участия с использованием ИКТ. Поэтому далее, говоря об электронном участии, мы будем иметь в виду информационную открытость власти онлайн и механизмы участия граждан в процессе принятия решений посредством ИКТ.

Подобная структура ЭП складывалась постепенно. Хотя информатизация государственного сектора проходила и раньше, появление ЭП как концепта относят к 90-м гг. XX в. Ее источником стала успешная практика внедрения ИКТ в финансовом секторе (электронная коммерция). Изначально ЭП стало результатом переноса инновации из финансовой сферы в общественно - политическую. Впервые ЭП появляется в США, затем - в Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Опыт развития ЭП США как страны - инноватора представляет наибольший интерес.

Скорее всего, динамику и характер развития инновации предопределили два основных трека. Первый связан с дискурсом информационного общества и связанного с ним технологического детерминизма. Несмотря на критику, идеи о трансформирующей силе новых технологий получили веские нормативные аргументы и закрепились в политической повестке дня.

Второй трек связан с реформами публичного управления, прежде всего, концепцией «НГМ». Она предполагает реформу бюрократического аппарата по лекалам менеджмента в бизнесе и нацелена на повышение эффективности управления путем оптимизации бюрократических процедур и качества предоставления услуг. Отсюда идея «сервисного государства», строящего отношения с гражданами по типу «поставщик - потребитель».

В этих условиях использование ИКТ для повышения эффективности оказалось напрашивающимся шагом. Впервые термин «ЭП» появляется в документах США в 1993 г. В докладе «Создать правительство, которое работает лучше, а стоит меньше» указывалось на необходимость широкой информатизации системы управления. Программа ЭП предполагала развитие механизмов электронных платежей и подачи документов, создание баз данных для коммерческого использования. В 1996 - 1999 гг. сфера применения ЭП расширялась от переноса идей электронной коммерции к оказанию государственных услуг и совершенствованию межведомственного взаимодействия.

В таком виде ЭП не предполагало перераспределения властных полномочий между государством и обществом. Критика НГМ, связанная с усилением бюрократии и ослаблением демократических процедур, утратой доверия общества к государству, коснулась и ЭП, что привело к его движению в сторону открытости и электронного участия. Первые шаги в сторону «электронного правления» начинаются при президенте Дж. Буше - мл., появляются новые возможности взаимодействия с гражданами и организациями.

Повышение доверия общества к власти, привлечение граждан к управлению стали ключевыми пунктами предвыборной программы Б.Обамы 2008 г. Одними из его первых шагов на президентском посту стала «Инициатива по открытому правительству», 8 декабря 2009 г. была подписана Директива об открытом правительстве, нацеленная на развитие принципов «прозрачности, участия и сотрудничества». Так в политическом дискурсе США концепция ЭП была дополнена ОП и «электронным правлением».

Из краткого обзора опыта США следует вывод, во-первых, о поступательном расширении концепции за счет внедрения ИКТ в разные сферы публичной политики и управления. Во-вторых, ЭП изначально не мыслился самодостаточным феноменом, его институциональный смысл формировался исходя из целей административной реформы и преобладающей концепции управления.

В настоящее время ЭП превратился в глобальную инновацию, что, однако, не означает детального копирования дизайна, тем более, одинаковой результативности. Для понимания степени различий и сопоставления моделей ЭП необходимы методы оценки и классификации ЭП.

Существует несколько подходов к классификации ЭП. Первый подход - «эволюционный» - базируется на допущении о поступательном развитии ЭП. Наиболее популярной эволюционной моделью является предложенная ООН классификация, включающая следующие стадии (см. Табл. 1.4). Существуют иные версии эволюционных моделей ЭП, в целом схожие по критериям и стадиям развития. Несмотря на популярность, минусами данного подхода являются линейность развития и универсализация концепции.

Таблица 1.4. Модели электронного правительства (версия ООН)

Характеристика

Начальное присутствие (Emerging Presence)

Статичный, редко обновляемый веб - сайт с ограниченной информацией.

Расширенное присутствие (Enhanced Presence)

Размещение на сайтах данных (документов, нормативных актов) с возможностью скачивания.

Интерактивное присутствие (Interactive Presence)

Возможности скачивания защищенных файлов, использование электронной цифровой подписи, формы обратной связи (электронная почта). Сайт регулярно обновляется.

Транзакционное присутствие (Transactional Presence)

Онлайн-транзакции (платежи, подача документов)

Сетевое присутствие (Networked Presence)

Интеграция сервисов с целью предоставления информации, знаний и услуг. Возможности онлайн-консультаций с гражданами (форумы, опросы)

Источник: The UN Global E-Government Survey 2003… P. 13.

Второй подход - «географический» - основывается на допущении, что ЭП развивается в определенных исторических, культурных, социально-политических условиях. Например, Е.А.Яковлева говорит о двух основных моделях - западной (США, Канада), в которой большое значение придается развитию механизмов демократического участия граждан, и восточной (Сингапур), где упор делается на развитии внутриведомственного взаимодействия и предоставлении услуг бизнесу и населению. В.А. Фольк говорит уже о четырех моделях: континентально-европейской, англо-американской, азиатской и российской. В подходе содержится важная посылка, что развитие ЭП обусловлено специфическими факторами среды, однако, проводя классификацию строго по географическому принципу, мы рискуем получить сотни национальных моделей, что только затруднит сравнение.

Третий - «комбинированный» - подход, предложенный Е.Г. Дьяковой, предполагает три модели: 1) модель общественного запроса (инициатива идет «снизу», маркетинговый подход с точки зрения оказания услуг, пример - США); 2) модель административного запроса (инициатива «сверху», основной акцент на внутренние бюрократические процессы и борьбу с коррупцией, укрепление «обратной связи», пример - Китай) и 3) модель «гонки за лидером» (отсутствие общественного и внутреннего запроса, непоследовательность внедрения инновации, ее показной характер, возможный пример - Россия). Здесь содержится обобщенная классификация по источнику и характеру запроса на внедрение ЭП. Однако здесь отсутствует блок, связанный с «электронным участием».

Данный пробел отчасти восполняется классификацией Э. Чэдвика и К. Мэя, в основе которого лежат особенности взаимодействия государства и общества. Они выделяют три типа ЭП: 1) менеджериальный, в котором гражданин - клиент «сервисного государства», а основной акцент сделан на оказание государственных услуг; 2) консультативный, в котором государство взаимодействует с гражданами посредством средств «обратной связи»; 3) партиципаторный, где ЭП является выражением делиберативной демократии и сетевого управления. Однако здесь из поля зрения выпадает «внутреннее измерение» ЭП - электронная администрация.

В попытке интеграции данных подходов мы исходим из того, что критерии для моделирования должны отражать непосредственно структуру ЭП, т.е. внутреннее (электронную администрацию) и внешнее (электронные услуги, электронное участие) измерения. В первом случае речь идет о степени проникновения ИКТ в системе государственного управления, во втором - о степени участия граждан в функционировании ЭП. Отсюда возникает следующая матрица, из которой следуют четыре варианта:

  • 1) Административно - менеджериальные модели: здесь большее внимание уделяется внутренней информатизации. При относительно высокой степени участия возможно оказание государственных услуг посредством ИКТ - средств (менеджериальная - «сервисная» - модель является пограничной между административной и консультативной).
  • 2) Консультативно - партиципаторные модели: характеризуются высокой степенью развития ИКТ - каналов взаимодействия с гражданами, которые выступают участниками процесса принятия решений.
  • 3) Модели ограниченного участия: существуют возможности для участия граждан, однако, в силу низкого уровня электронной администрации его потенциал ограничен, сохраняются административные проволочки и барьеры.
  • 4) Ограниченные и имитационные модели: к таким моделям можно отнести стадии начального и расширенного присутствия по ООН, модель «гонки за лидером» Е.Г. Дьяковой. ЭП либо ограничивается низкой степенью информатизации, либо «фасадным» характером инновации.

Матрица, интегрируя предыдущие опыты моделирования, вводит критерии, поддающиеся квантификации посредством количественных данных, поэтому ее возможно использовать при сравнении множества случаев. Для этого мы предлагаем использовать пороговые значения в 50% при показателях в диапазоне (0;1), для определения менеджериальной модели: 25% и 75% по шкале «электронное участие). Для качественного анализа вводятся дополнительные качественные характеристики.

При определении модели нужно исходить из того, что она представляется совокупностью дизайна инновации и реально функционирующей модели.

Дизайн можно выявить по формальным признакам: 1) цели создания ЭП, которые зафиксированы в документах (нормативные документы, политические заявления, программы и т.п.); 2) дизайну технологических решений для достижения этих целей (элементы веб-сайтов, система электронного документооборота и т.д.). Реальная же модель ЭП демонстрирует то, как дизайн претворяется в жизнь, и определяется эмпирическими качественными и количественными характеристиками. Для внутриорганизационных процессов таковыми будут являться: степень проникновения ИКТ; соотношение электронного и бумажного документооборота; развитие систем электронного взаимодействия, показатели эффективности органов власти. Во втором измерении следует говорить об информационной открытости и функциональности веб-сайтов; о количестве доступных сервисов населению; о роли электронных форм обратной связи или механизмов в процессе принятия решений; о степени вовлеченности граждан. Оценка подобного рода может базироваться на индексах и рейтингах, статистике, результатах опроса общественного мнения и экспертного опроса среди государственных служащих.

Недостатками подобной классификации остается трудоемкость, динамичность формальных и реальных моделей, а также проблемы статистических данных. Принимая это во внимание, мы полагаем, что матрица может подходить как для изучения кейсов, так и для сравнительных исследований многих случаев. Важным ее преимуществом является то, что она интегрирует предыдущие подходы к моделированию, что позволяет использовать уже существующие качественные и количественные показатели.

Классификация ЭП используется нами в дальнейшем эмпирическом исследовании для определения дизайна инновации, его эволюции и результативности. Это является отправной точкой для понимания факторов его становления и развития ЭП. Определившись с тем, что ЭП представляет собой сложный феномен, отличающийся разнообразием форм, необходимо выяснить, сохраняются ли различия в факторах его принятия и развития.

Владимир Вишневский

Цивилизация по прежнему в долгу у фантастов. Фантасты (в XIX и XX в.в. - писатели, сейчас - кинорежиссеры) создают новую очаровывающую среду обитания, затем конструкторы и инженеры пытаются наиболее притягательные образы воплотить в реальность. Ну вот взять тот же «умный дом». Создатели «Железного человека» придумали одного из персонажей - кибер-дворецкого Джарвиса. А реальный человек, Марк Цукерберг, вдохновлённый этой идеей, разработал идею «умного помощника», дав ему название Джарвис и показал его возможности в двухминутном клипе.

Честно говоря, на первый взгляд вроде бы ничего такого уж впечатляющего в клипе не происходит. Ну просыпается чувак и голосом подаёт команду открыть шторы, или там просит у кибер-помощника поставить ему лучшую песню любимой группы, а помощник ему отвечает, что у этой группы нет хороших песен. Такой как бы кинотрюк. В кинофантастике мы и не такое видели. Однако это ведь не съёмочная площадка. Это уже реальность. И совершенно реальный Марк Цукерберг при помощи своего смартфона - вернее приложения к нему - как бы общается со своим домом, заставляя его выполнять те или иные полезные действия.

Можно сказать - ну то миллиардер Цукерберг, он-то может себе и не такое устроить. А для нас, простых людей, это пока в самом деле фантастика. Не соглашусь. И чтобы не быть голословным, предлагаю попробовать реализовать умный дом - не хуже, чем у Цукерберга - при помощи решений, которые уже доступны на рынке, причем доступны по вполне подъёмным ценам. За основу возьму технологические решения компании TP-Link.

Почему именно TP-Link? Потому что, на мой взгляд, эта компания за последнее время уже доказала, что в своих продуктах планомерно развивает идею модульного умного дома. И сегодня ее решения позволяют реализовать модульный умный дом.

И ещё один важный показатель. Мне лично не очень нравятся идеи, которые требуют дополнительных девайсов. Например, старая концепция «умного дома» подразумевала управление электроустройствами через специальный пульт или через софт, инсталлированный на ноутбуке. А если попробовать всё делать через смартфон? Ну вот как в ролике того же Цукерберга. Концепция мольного умного дома от TP-Link как раз предоставляет такую возможность.

Вообще, в двух словах - что такое концепция умного дома? По сути это предположение о том, что все электрические и электронные устройства, имеющиеся в доме, должны включаться и выключаться или изменять режимы своей работы в соответствии с текущей потребностью («здесь и сейчас») жильцов этого дома.

Стоит также отметить разные функции жилища. Самая главная изначальная функция дома (возникшая ещё в каменном веке) - дом как убежище; убежище от внешней агрессии (диких животных и врагов) и убежище от стихии (дождя, снега, холода, жары). И попутная функция дома - дом, как источник обеспечения комфорта жизни. Функция комфорта обеспечивается как эстетической составляющей (дизайн внутреннего пространства дома в самом широком смысле), так и наличием в доме различных устройств, облегчающих повседневную жизнь. Нечего и говорить о том, что сегодня почти все из таких устройств - это электрические или электронные устройства.

Для начала рассмотрим обеспечение комфорта. Вот опять же, вспоминая ролик Цукерберга. Он просыпается - и шторы в комнате сами собой поднимаются. Это комфортно, ибо нет необходимости вставать, подходить к окну, дёргать разные верёвочки и т.п. Или вот включение тостера в нужное время - это тоже комфортно. Это же справедливо для телевизора, стереосистемы, освещения в комнатах и т.д. и т.п. То есть суть такова - в нужный момент времени то или иное устройство должно, «подстраиваясь» под человека, включаться, выключаться или как-то менять режим своей работы.

Учитывая, что далеко не все электрические устройства в доме являются такими же умными, как, скажем, умные Wi-Fi лампы TP-Link (см. обзор умных Wi Fi LED ламп TP Link в этом номере ), необходимо, чтобы был какой-то общий интерфейс, позволяющий управлять всеми электрическими устройствами дома. Поскольку многие электрические устройства дома подключаются к электросети через розетки, то, используя продукцию TP-Link, мы легко решаем эту задачу. Для этого нам понадобятся умные Wi-Fi розетки TP-Link. Подробный обзор этих розеток уже делался в январе, поэтому я ограничусь кратким напоминанием для уточнения того, как они могут стать частью единой системы умного дома.

Компания TP-Link на сегодня предлагает две умные Wi-Fi розетки: HS100 и HS110 с мониторингом энергопотребления. Обе розетки могут управляться удалённо, а также настраиваются на автоматическое включение и выключение по расписанию. Все эти функции осуществляются при помощи специального бесплатного приложения TP-Link KASA, которое необходимо загрузить (с App Store или Google Play) на свое мобильное устройство (смартфон или планшет). Кроме того, для этих розеток существует режим «Нет дома», но на нём подробнее я остановлюсь чуть позже, когда буду развивать концепцию безопасности применительно к умному дому.

Умная розетка HS110 к тому же позволяет осуществлять точный мониторинг электропотребления. Эта функция более чем необходима сегодня, учитывая, что вопросы оплаты потребленной электроэнергии приобретают все большую значимость (в силу постоянного повышения тарифов). А при помощи мониторинга расхода электроэнергии вы можете выявить излишние расходы электроэнергии и оптимизировать их. Например, немало электрических устройств, находящиеся в «ждущем режиме», все равно продолжают потребление электроэнергии (пусть и меньшее, чем во включенном состоянии). Почему бы не отключать некоторые из них, которые в «ждущем режиме» потребляют много электричества? А определить это все можно очень точно при помощи приложения KASA.

Я уж не говорю о том, что при переходе на умные розетки TP-Link навсегда в прошлое исчезает «страх о невыключенном утюге», который дамокловым мечом нет-нет да нависает над каждой хозяйкой. Теперь нет проблем. Вы включаете утюг в умную розетку TP-Link и даже если забыли выставить автоматическое выключение утюга и спохватись уже на улице, достаточно зайти в своё приложение KASA и дистанционно выключить розетку, а вместе с ней - утюг. Это, кстати, уже к слову о безопасности.

Таким образом, умные розетки TP-Link и приложение KASA не только дают полный контроль (в том числе, удалённый) над всеми электрическими устройствами дома, но и позволяют настроить их работу (включение/отключение) в соответствии с внутренним графиком жильцов дома.

Однако не все электрические устройства дома подключаются к электросети через розетки. Часть электроприборов - это банальные электролампы. И если настольная лампа или торшер подключаются все же через розетки (и, стало быть, ими можно манипулировать при помощи умных розеток TP-Link), то, например, люстры подключены к сети напрямую, минуя розетки. Как быть?

Тут на помощь приходят умные Wi-Fi LED-лампы TP-Link. В этом номере имеется развернутый обзор умных Wi-Fi лампочек TP-Link, поэтому лишь ограничусь парой фраз.

TP-Link предлагает четыре типа умных лампочек: LB100, LB110, LB120 и LB130. Все они имеют срок работы в 25 тыс. часов и светосилу от 600 до 800 люменов, что примерно соответствует свету 60-ватной лампы накаливания. Самое их главное свойство - они точно также, как и умные розетки, могут настраиваться при помощи приложения КASA. Для каждой лампочки можно задать график включения и выключения, яркость, световую температуру (цветовой оттенок при горении), а для лампы LB130 можно даже настроить цвет свечения (выбрав цветовой оттенок из миллионной палитры). Кроме того, можно образовывать группы из нескольких ламп (например, все лампы, включенные в одну люстру) и менять параметры группы разом, как параметры одной лампы.

Таким образом, умные Wi-Fi розетки и умные Wi-Fi лампы TP-Link дают возможность тотального контроля всего электрооборудования в доме для обеспечения самых изысканных запросов в комфорте. Роль «мозгового центра» при этом будет играть ваше мобильное устройство, с установленном в нем приложением TP-Link KASA.

Ну и, наконец - вопросы безопасности. Любой дом функционирует, если можно так выразиться, в двух режимах - когда в доме есть хотя бы один жилец и когда дом полностью пуст (т.е. жильцы ушли по своим делам). Не стоит лишний раз говорить о том, что именно пустой дом является наиболее привлекательным объектом для разного рода злоумышленников. Как же умный дом может защитить себя от вторжения непрошенных гостей? И тут снова на помощь приходят устройства от TP-Link.

Выше я уже упоминал режим «нет дома» умных розеток TP-Link. Что это такое? Очевидно, что пустой дом легко выявить, если понаблюдать за ним некоторое время. В пустом доме электроприборы (в том числе свет) не включены. И это легко определить любому злоумышленнику. И если уходя на незначительное время хозяин ещё может оставить включенным свет или телевизор в комнате, что с натяжкой может сымитировать присутствие в доме людей, то, отлучаясь на несколько дней, этот вариант вряд ли стоит рассматривать. Однако с использованием умных розеток и умных лампочек PT-Link никаких проблем не возникает. Достаточно при помощи приложения KASA настроить режим случайного включения и выключения света и электроприборов, чтобы создать ощущения полноценно функционирующей квартиры. Тут можно не ограничивать свою фантазию и можно создать такое изощрённое использование электроприборов, что будет крайне трудно догадаться, что в доме никого нет.

Однако трудно - не означает невозможно. Ведь если наблюдать за домом достаточно долго, то можно будет заметить, что, несмотря на постоянные включения и выключения электроприборов и света, в дом никто не заходит и никто из него не выходит. То есть злоумышленник в итоге все же может сделать вывод, что дом уже довольно долго необитаем и решится на проникновение.

Вот тут уже потребуется что-то несколько иное, чем умные розетки и лампочки. И компания TP-Link предлагает умные устройства и на это, самый неприятный случай - облачные камеры. Выбор можно сделать из довольно значительного ассортимента - от довольно простой облачной Wi-Fi камеры NC2000 (ценой 2650 руб.), до весьма навороченной поворотной облачной Wi‑Fi HD‑камеры с ночным видением NC450.

Общим для всех облачных камер TP-Link является возможность подключения как к компьютеру, так и напрямую к мобильному устройству (смартфон или планшет). В последнем случае необходимо загрузить специальное приложение tpCamera на iOS или Android. Просматривать изображение с камеры (и, соответственно, записывать видео) можно удалённо при помощи мобильного устройства, на котором установлено приложение tpCamera. Камеры подключаются весьма просто.

Если характеристики камеры NC2000 достаточно бюджетные - частота кадров в секунду 20 при разрешении 640×480 (VGA) и 4-кратном цифровом увеличении, то облачная камера NC450 удовлетворит самого придирчивого защитника своего личного пространства. Судите сами:

Частота кадров и разрешение - макс. 30 к/с на 1280×720 (HD), объектив F: 2.0, f: 3.6 мм, угол наблюдения дает возможность обозревать поле в 75 градусов. При этом камера может наклоняться и поворачиваться - угол наклона: 110 градусов, а угол поворота - 300. Кроме того, что особенно важно с точки зрения безопасности, эта камера имеет на борту встроенный датчик движения и звука и может посылать вам на e-mail сигнал в случае подозрительных шорохов и скрипов. Поддерживаемые ОС: Windows XP или выше, Mac OS X 10.7 или выше, Android 4.1 или выше, iOS 7.0 или выше. В ночном режиме камера NC450 автоматически переходит в монохромный режим и позволяет просматривать очень чёткую картинку на расстояние глубиной до 8 метров.

Конечно, Wi-Fi камера нужна не только для того, чтобы наблюдать за пустым домом. Наблюдать за своими спящими маленькими детьми (например, когда родители в гостях) и в случае необходимости иметь возможность их успокоить - весьма ценное свойство. Облачная камера NC450 это обеспечивает, поскольку имеет встроенный микрофон и динамики. Так что мама всегда может пообщаться со своими детьми, при этом видя их.

Приложение tpCamera позволяет работать с 36 одновременно подключенными камерами, что дает возможность в случае необходимости поставить под контроль любой уголок даже в весьма большом доме.

Таким образом, из этого пусть и довольно краткого обзора можно увидеть, что компания TP-Link предоставляет все необходимые для т.н. «умного дома» устройства, обеспечивая комфорт и безопасность дома. Начиная от умных розеток и лампочек, позволяющих обеспечить управление всеми электроприборами и светом, настройкой разных режимов их работы в разное время суток и заканчивая облачными камерами - все устройства легки в подключении и управлении ими. Интерфейс приложений KASA и tpCamera - интуитивно понятен даже неспециалисту. А если учесть, что настройки всех розеток, лампочек и камер легко сохранить, то умный дом получается ещё и мобильным. Потому что, переезжая в новую квартиру, вам не потребуется заново всё перенастраивать.

И самое главное - «мозговым центром» умного дома всегда будет ваш смартфон или планшет, который с вами всегда. То есть, даже уезжая далеко, вы всегда будете на связи с вашим умным домом, и сможете управлять им на расстоянии в тысячи километров.

Жилище, которое «понимает» и предугадывает желания своих хозяев, обеспечивает их безопасность и контролирует потребление энергоресурсов - такова основная концепция умного дома - реальность, граничащая с фантастикой, но уже ставшая обыденной для многих людей из разных стран мира. Умный свет, автоматизация парковки , SMS, отправленное управляющим блоком системы и т.д., всё это постепенно входит в жизнь простого обывателя, позволяя ощутить практическую пользу от использования высоких технологий.

Истоки идеи Умного дома

Наверное, нельзя ошибиться, предположив, что концепция умного дома вынашивалась и зрела в умах ученых не одно столетие. Человечество испокон веков стремилось сделать свой дом более комфортным, уютным, упростить бытовую рутину и сократить затраты времени на выполнение повседневных дел.

Первым существенным шагом на пути к автоматизации жилого пространства было изобретение микропроцессора, ознаменовавшее собой 1971 год. Примерно в этот же период стала возможной и передача нескольких видов информации через канал одного кабеля. Такие системы относительно быстро устаревали, но всё же, заставили человечество задуматься над возможностями и перспективами.

Именно 70-е года прошлого столетия, связанные с ускорением темпа жизни и активным развитием технологий, послужили неким стартом к продвижению и становлению концепции интеллектуального жилища; в этот период был введен термин «Smart Home» (буквально с английского «умный, сообразительный дом»). Проект сформировался в Америке как отдельное направление научных изысканий. Концепция умного дома выглядела весьма прибыльной и получила хорошее финансирование.

«Официальной» датой рождения современной интеллектуальной системы автоматизации «Умный дом» считается 1978 год, когда впервые удалось реализовать идею управления различными приборами и датчиками через электропроводку дома. Инженерам и конструкторам того времени удалось «научить» дома зажигать свет по хлопку, самостоятельно открывать двери перед хозяевами и гостями и т.д. Это удивляло и, нередко, шокировало людей, но, вместе с тем, заинтересовывало, призывая не останавливаться на достигнутом.

Современность интеллектуальных систем

Сегодня концепция умного дома - это совокупность технологий, позволяющая создавать различные системы автоматизации жилого пространства, обеспечивающие возможность взаимодействия различных устройств, удаленного управления ими, а также, дружественный графический интерфейс для максимально простого «общения» с хозяином.

Различные устройства и датчики таких брендов, как CAREL , LOYTEC, PRODUAL, xLOGIC и многих других ориентированы на максимальное облегчение жизни, повышение повседневного комфорта, энергосбережение и обеспечение безопасности. Современные интеллектуальные системы подходят не только для обустройства частных квартир; с их помощью осуществляется автоматизация ЖКХ , автомобильных парковок, организация уличной подсветки, полив приусадебных участков и многое другое.

Крупнейшие компании Европы, Скандинавии, азиатских стран (бренды SIEMENS SBT, GIRA , LONIX и многие других) трудятся над разработкой и производством различного оборудования для создания интеллектуальных интегрированных систем автоматизации, позволяя создавать удобные жилые и рабочие пространства, экономящие энергоресурсы и время людей.

Система умный дом в настоящий момент считается концепцией современного жилища, постепенно все плотнее входя в жизни простых обывателей. Различные масштабы проектов и классы оборудования позволяют создавать системы в рамках определенных требований и бюджетов, постепенно совершенствовать и улучшать дом.

Концепция электронного правительства появилась на Западе в конце 1990-х годов как идея широкого внедрения современных компьютерных технологий в работу государственных структур. Целью такого внедрения предполагалось повышение эффективности и прозрачности работы государственного аппарата. Эта концепция сопровождалась также и другой идеей - идеей сервисно-ориентированного государства, то есть государства как организации, предоставляющей услуги своим гражданам. Для решения этих задач во всем мире стали появляться соответствующие целевые программы: e-Europe, e-Austria, Indonesia National e-Strategy. В работе электронного правительства эффективно используются передовые компьютерные технологии, и, в первую очередь, сети Интернет, для улучшения взаимоотношении и развития связей между государственными службами и гражданами. Таким образом доступ к услугам становится более мобильным, гибким. Можно получить информацию, выйдя в интернет на мобильном устройстве в любом месте, в любое подходящее время. В некоторых случаях использование сети Интернет может быть единственным способом получения государственных услуг (люди с ограниченными физическими возможностями).

Концепция электронного правительства включает электронное взаимодействие на самых разных уровнях. Это взаимоотношения между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen); между государством и частными компаниями (G2B - government-to-business); а также между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G - government-to-government). Совершенствование всех этих взаимоотношений обеспечивает гораздо более эффективную работу государственного аппарата и, как следствие, ускорение экономического развития. Получив возможность доступа к государственным услугам по Интернету, граждане и компании избавляются от необходимости ехать через весь город в нужное им государственное учреждение и стоять там в очереди в неудобное для себя время. Вместо этого люди могут оперативно и просто решить вопрос, требующий взаимодействия с государственными органами, по Интернету в любое удобное для них время. С помощью различных интерактивных служб граждане и предприниматели могут заходить на государственные веб-узлы и заполнять многочисленные формы, записываться на прием, искать работу, получать другие услуги. Степень внедрения электронного правительства считается важным показателем уровня развития каждой страны и периодически измеряется экспертами ООН, составляющими специальный рейтинг - E-government Readiness Index. Ежегодно публикуются отчеты, представляющие потенциал и возможности развития технологий в 191 стране мира. На 2010 год Россия занимает 59 место в мире по степень внедрения электронного правительства .

К целями формирования электронного правительства в РФ относятся:

    повышение качества и доступности предоставляемых услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания;

    повышение открытости информации о деятельности ОГВ;

    повышение качества административно-управленческих процессов.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

    развитие и широкое применение в деятельности ОГВ средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности ГО, основанных на использовании современных ИКТ;

    предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия ГО с гражданами и организациями;

    создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

    внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности;

    формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, а также организацию межведомственное взаимодействие.

В целях обеспечения взаимодействия граждан с ОГВ должна быть создана единая информационно-справочная система. Такой системой является система интернет-порталов государственных услуг. В мировой практике можно выделить два основных подхода к построению интернет-порталов государственных услуг: пример первого реализуется в США, второго - в Великобритании. Первый - децентрализованный. Америка – большая по территории страна независимыми штатами. Там имеется центральный портал, который, по сути, является единой поисковой системой. В ней можно найти нужную ссылку на портал ведомства, а ведомства создают собственные порталы. Нет ни единых стандартов представления информации, ни стандартов взаимодействия. С точки зрения граждан, такое разнообразие не слишком удобно, т.к. описание по сути одной и той же услуги на разных порталах может существенно отличаться . Второй подход – централизованный: государство определяет единые стандарты и обеспечивает необходимую безопасность с точки зрения работы с персональными данными. Для России с ее федеративным устройством и тремя уровнями власти предложен компромиссный вариант организации порталов, который максимально соответствует и федеральной структуре, и правовому устройству. Должны быть единые стандарты представления информации, единые стандарты обмена данными между уровнями, но у каждого федерального органа власти, региона и муниципалитета должен быть свой учет информации, собственная зона ответственности в связи с тем, что услуги оказываются на местах, а не в “абстрактном” федеральном центре .

Система порталов состоит из двух ключевых компонентов: реестра, куда чиновник в соответствии с регламентом заносит информацию об услугах, и портала, доступного гражданам и организациям через интернет. Есть две разные организационные модели наполнения реестров информацией в регионе. По первой модели в администрации работает оператор, которому все органы власти предоставляют информацию в произвольной форме, а оператор ее вносит в реестр и отвечает за ее достоверность. По второй - заполняют реестр и отвечают за каждую услугу чиновники, работающие в конкретных ведомствах, оказывающих услуги. В России предпочли использовать вторую модель.

Также в мировой практике выделяют 4 этапа развития порталов госуслуг:

    Никаких электронных услуг не оказывается. Цель данного этапа – предоставить гражданам в доступной форме достоверную и актуальную информацию о деятельности органов власти и об оказываемых услугах. Это требует не только структурирования больших массивов информации, но и выработки определенных механизмов повышения ответственности чиновников за обновление информации;

    Появляется возможность скачивать и заполнять бланки документов;

    Наличие обратной связи. Заходя в интернет, граждане могут отслеживать прохождение своего запроса: на каком этапе в данный момент находится получаемая услуга, когда можно идти за результатом;

    В электронном виде можно сделать обращение, проследить за ходом оказания услуги и получить результат.

На момент написания данного отчета полностью 4-я стадия не реализована ни в одной стране мира. Большинство развитых стран находится на второй или третьей стадии развития порталов с частичной реализацией возможностей четвертой.

По концепции формирования в РФ электронного правительства, одобренной распоряжением №632-р от 6 мая 2008 развитие сайтов ГО в сети Интернет предполагает, что сайты ГО в сети Интернет обеспечат:

    оперативное размещение информации в Интернете, открытый доступ к ней;

    публикацию сведений о предоставляемых услугах, условиях их получения;

    организацию интерактивного взаимодействия с гражданами в рамках предоставления государственных услуг;

    обеспечение обратной связи и обработку обращений граждан.

В целях обеспечения полноты размещаемой информации и оперативного обновления предусматривается формирование единых требований, определяющих общий перечень публикуемых сведений, порядок, сроки и регулярность их размещения и обновления, условия доступа к ним пользователей сети Интернет. Предполагается, что существенную долю пользователей интерактивных сервисов составят граждане, которые имеют различные физические недостатки (слух, зрение, ограничения в подвижности) и для которых электронные формы взаимодействия зачастую оказываются наиболее удобным или даже единственным способом доступа к государственным сервисам. В целях обеспечения удобства обращения граждан и организаций в ОГВ и получения необходимой справочной информации могут быть созданы ведомственные центры обработки телефонных обращений. В целях обеспечения комплексной справочной поддержки граждан по вопросам взаимодействия с ОГВ должна быть создана единая информационно-справочная система.

Основой справочной системы станет единый реестр государственных услуг (единый список, перечень услуг, предоставляемых государством РФ гражданам РФ), доступ к которому осуществляется через портал государственных услуг. Портал государственных услуг - веб-портал, представляющий собой единую точку доступа к информации о государственных услугах. Федеральный интернет-портал государственных услуг обеспечивает единую точку доступа граждан к соответствующему реестру государственных услуг, региональному порталу государственных услуг. Интернет-порталы государственных услуг должны содержать также информацию, необходимую для оплаты гражданами государственных услуг при их получении, в том числе через Интернет, а также информацию о способах оплаты. В случае регистрации пользователя и предоставление им дополнительных данных (возраст, род занятий) портал государственных услуг должен информировать его о ходе оказания конкретной государственной услуги. Таким образом, портал государственных услуг должен выполнять функцию единого центра информационного обеспечения гражданина по вопросам его взаимодействия с органами власти.

Лекция 3

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов

Устный фронтальный опрос:

1. Как информационные технологии изменили характер труда? В чем состоит автоматизация труда на современном производстве, в образовательных учреждениях, торговле, банках, медицине, а также в различных областях науки и искусства?

2.В каких областях применяют промышленных роботов, автоматизированные системы управления, компьютерную диагностику?

3. Почему информационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения и как они помогают реализовать потребности в самообразовании людей?

4. Как меняется уклад всей жизни человека современного общества? В чем заключается концепция электронного, или «умного», дома? Какова роль информационных технологий в росте коммуникативной активности людей?

Информационныересурсыобщества

Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека.

Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические перево­ды, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудиоматериалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) – юридическая формула, принятая в Федеральном законе «об информации, информационных технологиях и о защите информации»

В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов - их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов.

Возьмем самый обыденный пример. Допустим, врач выписал больному лекарство. Как мы знаем, нужное лекарство не всегда можно найти в ближайшей аптеке, да и «разброс» цен на одно и то же лекарство весьма существенен. Войдем на поисковый сервер в Интернете www.yandex.ru и сформируем запрос: «Наличие лекарств в аптеках Таганрога».

В результате выполнения запроса появится перечень сайтов с интересующей нас информацией.

Войдя на выбранный сайт, в специальном окне поиска наберем название лекарства и при желании укажем ближайшую к вам улицу. В результате исполнения увидим перечень аптек, где есть это лекарство, его цену в каждой аптеке, а также узнаем, есть ли служба доставки на дом (рис. 1. 1).

К современным информационным ресурсам относят и те, которые хранятся в электронном виде. Человечество стремится сохранить свои информационные ресурсы в цифровом виде, так как тогда их можно использовать с помощью компьютеров. Все виды информационных ресурсов как в материальном, так и в электронном виде можно назвать «долговременной памятью человечества».

В множестве информационных ресурсов значительное место занимают информационные образовательные ресурсы. К ним относятся учебные книги, словари, энциклопедии, атласы, карты, различные пособия и т.д. Однако в связи с прогрессом в области компьютерной техники появились новые формы представления учебной информации. В книжных магазинах помимо традиционной учебной продукции широко представлены компьютерные программные средства, используемые в образовательном процессе, разнообразные учебные материалы на компакт-дисках, содержащих обучающие, контролирующие и демонстрационные программы практически по всем образовательным разделам; электронные книги, словари-переводчики, электронные энциклопедии, объем которых в сотни раз превышает бумажную энциклопедию, различные юридические спра­вочники (БД) на дисках и в Интернете. Эти же ресурсы в Интернете позволяют воспользоваться информацией из них в онлайн-режиме, т. е. режиме прямого доступа.

В странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных цифровых образовательных ресурсов. Для удобства доступа к ним в России организован портал (вход) на все образовательные сайты через единое окно http://window.edu.r u на государственном образовательном портале www.edu.ru (рис. 1.2).

Познакомиться с составом Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для школ нашей страны можно на сайте http:// school-col lection.edu.ru/ (рис. 1.3)

Особое место в информационных ресурсах в последние годы стали занимать электронные книги, отличительной чертой которых является использование технологии гиперссылок, позволяющих переходить I установленных местах электронного текста (ссылках) на различные фрагменты книги напрямую.

Например, вы готовите курсовую или дипломную работу по литературе и текстовом редакторе. Ряд материалов у вас находится непосредственно на диске вашего компьютера. Для удобства в тексте курсовой работы можно сделать ссылку на цитируемую вами литературу или другой материал. Для итого можно выполнить команду текстового редактора Вставка, Гиперссылка. Воткрывшемся окне указать имя нужного файла, содержащего текст цитируемой вами книги или статьи, или имя файла с рисунком, схемой, аудиозаписью, видеороликом (рис. 1.4). Это имя файла в виде ссылки останется и тексте курсовой работы. Каждый раз, когда вам нужно будет обратиться к материалу из этого файла, следует при нажатой клавише CTRL щелкнуть левой клавишей мыши по ссылке и в вашем окне откроется нужный документ - текст, таблица, презентация, рисунок и т. д.


Электронные библиотеки в системе информационных образовательных ресурсов стали неотъемлемой частью жизни - это не только файлы на диске компьютера или материалы на компакт-дисках, но и материалы на библиотечных сайтах в Интернете.

Но каждый раз поиск таких материалов занимает достаточно много времени, поэтому очень удобно создать файл каталога электронной библиотеки по какой-то теме у себя на компьютере и работать далее через него, осуществляя вызов по гиперссылке какого-либо сайта в Интернете.

Чтобы это реализовать в вашей курсовой работе, сделаем в ней список ссылок используемых сайтов. Выполним в текстовом редакторе команду Вставка, Гиперссылка и в поле Адрес введем интернет-адрес нужного сайта или его конкретного раздела, напримеробратимся к сайту Российской государственной библиотеки. В результате, если, конечно, ваш компьютер подключен к Интернету, на экране появится головная страница сайта или страница заданного вами раздела (рис. 1.5).

В Интернете есть множество различных электронных библиотек. Каталоги электронных библиотек построены иерархически, т. е. сначала разделы, потом подразделы, а затем конкретные ссылки на статьи или тезисы (например, на сайте «ИКТ в образовании» http://www .ict. edu.ru/lib/).

I. Домашнее задание: §1.2 (учебник Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. – учить, выполнить задание: Используя сайт «Единое окно» (http://window.edu.ru ), составьте список ссылок на ресурсы www.fcior.edu.ru (разделы НПО и СПО), имеющих непосредственное отношение к подготовке по вашей будущей профессии. Воспользуйтесь также подборкой сайтов по профориентации (табл. 1.1).

II. Закрепление нового материала.

Ответьте на вопросы:

1. Что относится к информационным ресурсам общества?

2 . Мозговой штурм: привести пример профессий, связанных с получением и обработкой информации, предположить, какие технические средства при этом используются.

Практическое задание

1. Составьте таблицу ссылок на сайты библиотек региона, в котором вы живете, используя Интернет.

2. Подберите коллекцию работ любимого художника, используя электронную экспозицию на сайте музея Третьяковской галереи (http://www. tretyakovgallery.ru/ ).

3. Осуществите перевод фраз в онлайн-режиме, используя сайт компьютерного переводчика Promt (http://www.promt.ru/).

4. Найдите закон об образовании, используя портал российского образования www.edu.r u.

Отчетом по работе будет служить созданный документ в формате Word. Документ сохранить в своей папке.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12



Поделиться