Что первично навык или умение. Что такое ключевые навыки для резюме

Мы часто сталкиваемся с такими терминами, как «знание», «умение», «навыки».

Таким образом, сформированное умение или навык представляет собой действие, которое выполняется конкретным способом и с определенным качеством.

Вместе с тем У. совершенствуются по мере овладения навыком. УМЕНИЯ - способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. УМЕНИЯ - освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умения говорить - Умения говорить, важны практически для всех сфер деятельности человека.

Знания, умения, навыки, в чем разница?

Любой процесс обучения направлен на усвоение какой-то информации, которая в итоге станет умением, навыком или знанием. Умения это более сложное понятие, которое указывает на совместное применение знаний и навыков для реализации конкретной задачи. Умения приобретаются тоже со временем и подразумевают применение теоретических знаний на практике при уже выработанных навыках. Таким образом, если отработать некое действие до уровня навыков, можно механически осуществлять действие, а при этом работать над получением новых знаний, которые потом превратятся в навыки и умения.

Как соотносятся между собой эти четыре понятия: знания, умения, навыки и привычки? Таким образом, умения, отточенные в практике, стали превращаться (компилироваться) в навыки. В каком-то смысле знания — это тоже умения, тоже навыки. Только эти умения и навыки касаются вербальной и вообще мыслительной деятельности человека. Знания, умения и навыки — это всё проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности.

Разница между умением и навыком

Выполнение любой, даже несложной работы требует умения и сноровки.

Умение - способ, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Мы видим, что умение включает в себя навыки, а наличие навыка лишь упрощает получение новых умений. Есть три области приложения при обучении, поэтому в терминах они рядом. Знания, умения, навыки. Знания — информация о процессах и не только, умения — способность производить практические операции, навык — ловкость, мастерство, автоматизм в этих операциях.

Между терминами «навык» и «умение» в игре есть разница. Умение начинает действовать сразу после его изучения и постепенно становится всё более эффективным. Оно реально не улучшает то что я понимаю под всякими «братство», лампочка» и тп., либо улучшит? Бесполезная хрень. Ибо как такое повторяется регулярно, причем в обе стороны.» (с) Рядовой игрок про «Оленемер».

При отсутствии же способностей и наличии знаний, умений и навыков человек будет не в состоянии приобретать новые знания, умения или навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых способностей человека, однако способности не обязательно сочетаются с определœенными знаниями, умениями или навыками. Хотя знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения некоторой деятельности, входят в структуру способностей, но сами способности к ним, очевидно, не сводятся.

Выполнение любой, даже несложной работы требует умения и сноровки. Они приходят с опытом и совершенствованием необходимых навыков. Различие между умениями и навыками отражает степень овладения конкретными действиями, необходимыми, чтобы справиться с поставленной задачей.

Определение

Умение – реализация способности осмысленно выполнять какую-либо работу, требующую теоретических знаний и практических навыков.

Навык – это сочетание стереотипных физических действий и мыслительных операций, которые выполняются в необходимой последовательности как часть определенного вида работы.

Сравнение

Навыки вырабатываются в результате многократного повторения последовательных операций, которые фиксируются в памяти на осязательном и мышечном уровне. Со временем их выполнение становится автоматическим и не требует дополнительной фиксации внимания.

Например, навыки чтения заключаются в способности распознавать языковые символы, вслух или молча воспроизводить состоящие из них слова, соединять минимальные фрагменты текста в предложения, фразы или высказывания и понимать смысл прочитанного. Обладающему такими навыками человеку не требуется каждый раз воспроизводить в памяти весь алфавит, вспоминать значение каждого слова и задумываться о правильном ударении. В его непосредственном опыте уже сложился алгоритм согласованных действий, связанных с техникой чтения.

Умение – более сложное понятие. Оно сочетает в себе возможность качественно, с максимальной эффективностью выполнять физическую, мыслительную, творческую работу и безошибочно находить для этого закрепленные личным или профессиональным опытом способы действия. Умение складывается из целого ряда приобретенных и усвоенных навыков.

Уметь читать – значит не только владеть техникой чтения, но и воспринимать сложные формы выражения авторской мысли, понимать метафорические образы и аллегории, интерпретировать содержание в соответствии с его идеей.

Если действие переходит в навык, оно становится не целью, а способом выполнения работы. Умение характеризует качество этого выполнения.

Выводы сайт

  1. Навык является закрепленным в сознании и автоматически выполняемым действием. Умение – это ряд выполняемых определенным способом действий, которые приводят к качественному результату работы.
  2. Навык приобретается при многократном повторении каких-либо операций. Умение формируется как устойчивое сочетание осознанной цели действий и применения необходимых для ее достижения навыков.
  3. Навык – начальная стадия овладения физическими упражнениями, трудовыми действиями и способами мышления. Умение – более высокий уровень выполнения действий, направленных на реализацию многоуровневых задач профессионального, интеллектуального или творческого плана.
  4. Приобретенный навык не требует концентрации внимания. Умение предполагает постоянное переключение внимания с одного вида выполняемых действий на другой.
  5. Навыки являются составной частью умений. Умение можно рассматривать как обобщенное понятие по отношению к навыкам.

Способности – индивидуально психологическое свойство личности определяющие успешность и быстроту освоения знаний, умений и навыков в определенной области деятельности, но к знаниям, умениям и навыкам не сводимые.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Зна́ние - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Навык - деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

При наличии способностей и при недостатке знаний, умений и навыков человек может вполне самостоятельно приобрести необходимые знания, умения и навыки. При отсутствии же способностей и наличии знаний, умений и навыков человек будет не в состоянии приобретать новые знания, умения или навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых способностей человека, однако способности не обязательно сочетаются с определенными знаниями, умениями или навыками. У человека могут быть способности, но при этом ему может недоставать знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности. Напротив, человек может иметь некоторые знания, умения и навыки в той или иной области, но не иметь способностей, тогда он не сможет в полной мере применить эти знания, умения и навыки для успешного выполнения деятельности. Соответствующие знания, умения и навыки человек может получить не благодаря своим способностям, а лишь вследствие того, что у него были хорошие учителя, что его длительное время упорно и настойчиво заставляли чему-то учиться. Хотя знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения некоторой деятельности, входят в структуру способностей, но сами способности к ним, очевидно, не сводятся. Способности - качества, благодаря которым человек может быстро и легко приобретать соответствующие знания, с успехом их применять при выполнении той или иной деятельности.

31. Развитие способностей. Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития.

В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов.

Начальный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Функциональные органы - это прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и физиологически обеспечивающие функционирование и совершенствование соответствующих способностей. Первичный этап обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т. е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Что касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следуют эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

В русском языке до сих пор нет строгого разграничения между понятиями навык и умение. В интеллектуальной среде принято считать, что навыки являются более низкой категорией по отношению к понятию умений. А вот те, кто сталкивается с педагогической практикой, напротив, придерживаются мнения о том, что навык – это улучшенная степень умения овладения некими действиями.

Чем отличается навык от умения?

Как и содержание самих понятий, это вопрос довольно спорный. Одни ученые полагают, что умения – это способность осуществления деятельности на профессиональном уровне, а навыки лишь дают базу для формирования умений. Другие же ученые расставляют приоритеты иначе: умение в их понимании – лишь способность осуществлять операцию, которая предшествует навыку – более совершенной стадии овладения каким-то конкретным действием.

Есть и другая разница в значениях: навык – это нечто приобретенное в результате труда, работы над собой, а умение в некоторых случаях рассматривается как развитие природных склонностей и способностей. В настоящее время разница между умением и навыком размыта и не имеет четких границ.

Формирование навыков и умений

Навыки и умения человека могут находиться в процессе формирования (например, когда девушка выполняет растяжку, чтобы ) или быть сформированными (когда эта же девушка уже освоила такое действие и умеет садиться на шпагат). Главное здесь – качество действия, ведь можно сформировать и ошибочное умение, повторяя неправильно выполняемое действие.

Таким образом, сформированное умение или навык представляет собой действие, которое выполняется конкретным способом и с определенным качеством.

Жизненно необходимые умения и навыки

Изначально практические умения и навыки, которые относят к жизненно необходимым, ограничивали списком физических операций – ходьба, руками и т.д. Однако в наше время основные навыки и умения, которые пригодятся в жизни, гораздо более обширны. В их список смело можно включать коммуникативные качества, умение обращаться с электронной техникой и многое другое, без чего жизнь в современном обществе если не невозможна, то весьма затруднена. Впрочем, социальные умения и навыки во все времена считались значимыми.

Методы формирования умений и навыков

Способности, навыки, умения, знания – все это может приобрести человек в процессе учебной и развивающей деятельности. Сейчас бытует мнение о том, что обучение навыкам и умениям должно быть основано на дидактических принципах, но при учете отдельных особенностей каждой конкретной дисциплины. Методика, по которой человек получает навык, считается эффективной в том случае, если позволяет обеспечить достаточную глубину усвоения знаний.

Если рассматривать теорию, в которой навык – есть часть умения, то методика формирования умений отличается от методики формирования навыков:

Таким образом, формирование навыка – это доведение до автоматизма одного конкретного действия, а обретение умения – это способность анализировать ситуацию и выполнять последовательность действий, привлекая при этом какой-либо навык при необходимости. Например, если человек научился заводить машину и переключать скорости – это навык, а уверенно чувствовать себя на дороге и хорошо водить машину в целом – это уже умение.

Вы постоянно слышите и читаете слова "знание, умение, навык ".
А что это такое?
И в чем разница?
Это очень важный момент. Если в этом не разобраться, можно очень долго заниматься не тем, чем надо, и удивляться, почему результат совершенно не такой, как планировался.
Если Вам не хочется исследовать научную аргументацию - просто посмотрите "Волшебную таблицу" и перестройте свои занятия!
Если хотите разобраться поглубже - пойдём дальше.
Для начала посмотрим на классические определения и согласуем терминологию.
Потому что даже в среде профессиональных психологов, педагогов и методистов не всегда имеется общее мнение по этому поводу.
Например, одни считают умение недотренированным навыком, каким-то промежуточным звеном на пути к навыку.
Другие считают умение высшей стадией, объединяющей несколько простых навыков под управлением знания.
Третьи такой уровень просто называют знанием...
А в английском языке вообще нет такого слова, как "умею" и "умение"...
Кто же прав?
А все по-своему правы, это достаточно близкие слова, многозначные и многоуровневые, и нужно просто точно договориться о смыслах.

Информация —

  1. любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов;
  2. уменьшение неопределенности в результате передачи сведений, данных, сообщений.
Знание -
  1. обладание информацией;
  2. форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. Творческое, динамическое измерение сознания.
Умение -
  1. способность выполнять какое либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности;
  2. освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Навык -
  • действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Мастерство -
Вооружившись определениями, начнем наше исследование.
Любое действие человека, начиная от почесывания носа и заканчивая сложнейшей операцией хирурга, с точки зрения физиологии это серия нейронных импульсов в мозгу, вызвавшая движения, из которых сложилось это действие.
И языковое действие ничем не отличается от других. Это программа движения органов речи, закодированная в нейронных импульсах.
Эти импульсы приводят к рефлекторным сокращениям мышщ, (уровень Р0 на модели), из которых складываются микродвижения органов речи (уровень Н1).
Различные сочетания микродвижений приводят к произношению звуков и звукосочетаний(уровень Н2). Звуков в английском языке около 50 (44-52 по разным классификациям), а возможных сочетаний около 1000.
Из звуков складываются слова (уровень Н3). Слов в английском языке около миллиона, а с учетом морфологии - десятки миллионов словоформ.
Из слов складываются фразы или предложения - основные носители смыслов (уровень Н4). Их количество по сути бесконечно, но все они укладываются в несколько тысяч стандартных грамматических форм.
Наборы всех возможных фраз, которые человек может понять, сказать, прочитать, написать, и составляют основные языковые навыки . (уровень Н5)
Эти навыки образуют главные практические умения - мыслить и общаться (уровень Н6). Т.е. превращать смыслы, находящиеся в сознании, в языковые знаки, для себя и для других.
Мы видим, что каждый навык всегда состоит из навыков более низкого уровня. На самом нижнем уровне находятся элементарные двигательные рефлексы, на верхнем - высокоорганизованные формы поведения.
На многие навыки может быть направлено сознательное внимание, и некоторые из них могут быть поставлены под сознательный контроль. Такое объединение называется умением и может быть изменено и подстроено под конкретную ситуацию. Многократное повторение этого умения снова превращает его в навык, но уже следующего уровня, более сложный.
Начальную свернутую форму такого умения и будем называть знанием.
Итак, договоримся называть знанием - усвоенную информацию о способе выполнении действия, образовавшуюся в результате как минимум одного успешного выполнения этого действия.
Если человек получил информацию, но не усвоил ее путем практического применения, её так и нужно называть - информация. Но не знание.
Если Вы узнали, как что-то делать, но не попробовали это сделать - это не знание, это иллюзия. В большинстве случаев эта информация неполная, не усвоенная и не понятая до конца.
Кроме того, информация очень неустойчива и очень быстро забывается. По данным Эбингауза, через час в памяти остается меньше половины запомненной информации (а запомнить можно очень мало - объем оперативной памяти подчиняется числу Миллера 7+/-2)
Момент истины наступает при попытке выполнить действие. Если действие получилось правильно - значит информация усвоена и у Вас есть настоящее знание. Если не получается - нужно искать пропущенное или не понятое звено. Причем оно может быть далеко на нижних уровнях навыка.
Выполнение на уровне тела подкрепляет информацию движением и укрепляет знание. Время хранения знания - это уже дни, а не часы.
Многократное повторение действия улучшает и тренирует умение согласно теории обучаемости (Learning curve)
<Как измерить навык? Кривая обучаемости.> (статья under construction)
И в конце концов умение автоматизируется и превращается в навык - то, что представляет главную ценность и к чему нужно стремиться.
Почему навык так ценен?
Потому что только навыки можно объединять в умения следующего уровня.
Сознание в нас только одно, и в один момент времени можно пользоваться только одним умением.
Чем больше у Вас знаний и умений, тем тяжелее ими пользоваться , тем медленнее и труднее Ваши действия.
И только навыки могут объединяться в любом количестве в умение самого высокого уровня и дают возможность пользоваться им свободно и легко!
Если есть навык, все делается легко, быстро и красиво.
Если хотя бы одно умение недотренировано - оно требует внимания, и всё действие разваливается. Теперь у Вас в сознании не цель действия, а контроль за умением.
Когда Вы думаете, как произнести звук, какое подобрать слово, по какому правилу их сложить - Вы не можете думать о том, что сказать и что это значит.
А значит не можете ни думать, ни говорить на языке!
Сознание только одно!
Поэтому если внимание на нижнем уровне - умение более высокого уровня принципиально недоступно!
Это очень важно!
Хотите превратить свои знания и умения в устойчивые навыки -


Поделиться