Факторный анализ предприятия. Факторный анализ, его виды и методы

37 азиатских , 53 африканских , 26 американских , 3 океанических .

Статус наблюдателей имеют 17 стран: Армения , Босния и Герцеговина , Бразилия , Казахстан , Киргизия , Китай , Коста-Рика , Мексика , Парагвай , Сальвадор , Сербия , Черногория (статус после разделения государства не переоформлен), Таджикистан , Уругвай , Хорватия . Такой же статус имеют 5 международных и 2 национально-освободительных организации: ООН , Африканский союз , Лига арабских государств , Организация исламского сотрудничества , ОСНАА , Канакский социалистический фронт народного освобождения (Новая Каледония), Новое движение за независимость Пуэрто-Рико.

Проблема принятия решений

Несмотря на то, что основная идея Движения неприсоединения - отказ от участия в военных блоках, перед участниками Движения регулярно встаёт необходимость выработки общей позиции по тем или иным конфликтам. В большинстве случаев в Движении нет единства в подходах относительно конфликтов.

Например, на Каирской конференции 1964 года камнем преткновения стало желание присутствовать на ней пробельгийского политика из Демократической Республики Конго Моиза Чомбе . Некоторые страны (Нигерия, Либерия, Сенегал и Того) выступали за допуск Чомбе, тогда как другие государства (например, Югославия) были против . Большинством голосов было отказано Чомбе в допуске на конференции. Хотя Чомбе прилетел в Каир, но не смог принять участие в конференции .

События последнего десятилетия в мировой геополитике стали причиной различных отношений и подходов к одним и тем же проблемам со стороны стран-участниц Движения, чего не наблюдалось ещё в недалёком прошлом. Существуют как страны-сторонники каких-то революционных изменений и политических процессов на Ближнем Востоке, так и противники. Всё это - разделение и разные подходы - отражается на работе саммитов Движения неприсоединения.

Так, в 2012 году на саммите Движения неприсоединения в Тегеране разразился египетско-сирийский скандал, вызванный выступлением президента Египта Мохаммеда Мурси , во время которого делегация Сирии покинула зал заседаний. Египетский лидер охарактеризовал правительство Сирии как «репрессивное» и призвал к мирному установлению демократического режима в этой стране, а иранский дипломат предложил свою страну в качестве миротворца .

Страны-члены

Наблюдатели

Бывшие члены

Конференции

Конференции Движения неприсоединения на высшем уровнесаммиты »):

  1. Белград , Югославия , 1-6 сентября 1961
  2. Каир , ОАР , 5-10 октября 1964
  3. Лусака , Замбия , 8-10 сентября 1970
  4. Алжир , Алжир , 5-9 сентября 1973
  5. Коломбо , Шри-Ланка , 16-19 августа 1976
  6. Гавана , Куба , 3-9 сентября 1979
  7. Нью-Дели , Индия , 7-12 марта 1983
  8. Хараре , Зимбабве , 1-6 сентября 1986
  9. Белград , Югославия , 4-7 сентября 1989
  10. Джакарта , Индонезия , 1-7 сентября 1992
  11. Картахена , Колумбия 18-20 октября 1995
  12. Дурбан , ЮАР 2-3 сентября 1998
  13. Куала-Лумпур , Малайзия , 20-25 февраля 2003
  14. Гавана , Куба , 11-16 сентября 2006
  15. Шарм-эш-Шейх , Египет , 15-16 июля 2009
  16. Тегеран , Иран , 26-31 августа 2012
  17. Порламар , Венесуэла , 13-18 сентября 2016

Страна-хозяин очередной конференции в лице главы государства или правительства становится председателем Движения на очередные три года.

7-я конференция должна была пройти в 1982 году в Багдаде , но была отложена и перенесена в Нью-Дели из-за начала ирано-иракской войны в сентябре 1980 года . 16-я конференция должна была пройти в Рамалле , но была отменена из-за отказа в выдаче виз представителям нескольких стран со стороны Израиля.

Напишите отзыв о статье "Движение неприсоединения"

Примечания

Ссылки

ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ (ДН), международная организация, которая объединяет страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках.

Начало развитию ДН как нового течения в системе международных отношений положила Бандунгская конференция 1955. На Каирской встрече представителей 20 стран Азии, Африки, Европы и Латинской Америки (июнь 1961) был согласован ряд принципов политики неприсоединения: независимая внешняя политика, поддержка национально-освободительного движения, неучастие в многосторонних военных союзах, заключённых в условиях противостояния великих держав. Среди основателей ДН были такие выдающиеся политики, как Дж. Неру, Г. А. Насер, И. Тито, Сукарно, К. Нкрума. Как организация ДН было учреждено на Белградской конференции (Югославия, сентябрь 1961; 25 государств). В принятой на конференции декларации излагались базовые принципы ДН: неприятие диктата, гегемонизма и экспансии в международных отношениях, необходимость равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между государствами; борьба за формирование нового экономического порядка на основе справедливости и равноправия. Каирская конференция (Египет, октябрь 1964; 47 государств) осудила любые формы вмешательства во внутренние дела государств, высказалась за запрещение ядерных испытаний во всех средах.

С Лусакской конференции (Замбия, сентябрь 1970; 54 государства) начался этап становления ДН как одного из институтов в системе международных отношений. Конференция впервые употребила в своих документах термины «Движение неприсоединения» и «государства - члены Движения неприсоединения», приняла принципиально важное решение «упрочить и расширить область взаимного сотрудничества в международных, региональных, двусторонних рамках; обеспечить непрерывность деятельности проведением периодических консультаций представителей неприсоединившихся стран на различных уровнях». Линия Лусакской конференции, направленная на то, чтобы придать стабильные организационные формы солидарности неприсоединившихся стран, была продолжена на высших форумах ДН в Алжире (Алжир, сентябрь 1973; 76 государств), Коломбо (Шри-Ланка, август 1976; 84 государства и одно национально-освободительное движение), Гаване (Куба, сентябрь 1979; 92 государства и 3 национально-освободительных движения), Дели (Индия, март 1983; 97 государств и 2 национально-освободительных движения), Хараре (Зимбабве, сентябрь 1986; 100 государств и национально-освободительных движений), Белграде (СФРЮ, сентябрь 1989; 98 членов ДН). Для выполнения принятых резолюций было образовано свыше 50 органов. В условиях «холодной войны», используя противоречия между Западом и Востоком, ДН добилось уступок от обоих военно-политических блоков, сначала на субрегиональном и региональном уровнях, а затем в глобальном масштабе. В 1950-80-е годы в документах ДН много места отводилось антиимпериалистическим лозунгам, осуждению колониализма, неоколониализма, апартеида, расизма, что объективно сближало ДН с СССР и странами социалистического лагеря. Это давало основание советскому руководству рассматривать ДН как своего союзника. Однако большинство стран ДН осудили ввод войск Организации Варшавского договора в Чехословакию (1968) и советских войск в Афганистан (1979).

На рубеже 1990-х годов, в условиях стремления США к созданию монополярного миропорядка, ДН столкнулось с принципиальной проблемой определения своего места и роли в мировой политике. Ситуация усугублялась нарастанием кризисных тенденций внутри самого ДН. Распалась СФРЮ, председательствовавшая в нём с 1989. В 1991 из ДН вышла Аргентина. Утратили интерес к ДН его европейские участники - Кипр и Мальта, подавшие заявки на вступление в Европейский союз (ЕС). Такие влиятельные члены ДН, как Индия, Куба, Алжир, по разным причинам ослабили внимание к проблематике неприсоединения. Дискуссия по поводу перспектив ДН достигла апогея к моменту созыва конференции неприсоединившихся стран в Джакарте (Индонезия, сентябрь 1992; 108 государств). На конференциях неприсоединившихся стран в Картахене (Колумбия, октябрь 1995; 104 государства), в Дурбане (ЮАР, сентябрь 1998; 103 государства), Куала-Лумпуре (Малайзия, февраль 2003; 106 государств) и Гаване (Куба, сентябрь 2006; 115 государств) сформировался современный облик ДН как механизма для консолидации Юга и отстаивания его интересов в диалоге с Севером. Дурбанская декларация определила место и роль ДН в международных отношениях как «передовой силы нового тысячелетия, знаменующего собой эру возрождающихся наций, эру Юга, эру оправдавшейся надежды». Приоритетные задачи ДН - искоренение бедности и обеспечение устойчивого развития стран «третьего мира», придание глобализации сильной социальной составляющей. Члены ДН продолжают проявлять радикализм в вопросах разоружения, особенно ядерного, традиционно возлагая ответственность за отсутствие прогресса в этом вопросе на «официальные» ядерные державы - США, Россию, Францию, Великобританию и Китай. При этом ДН не отреагировало на вступление в ядерный клуб двух своих членов - Индии и Пакистана. Участники конференции в Гаване (2006) поддержали право Ирана на создание собственных ядерных технологий в мирных целях. В организации традиционно сильны позиции исламских государств, под влиянием которых она не заняла чёткой позиции в отношении действий НАТО против Югославии, стоявшей у истоков ДН. Важным направлением деятельности ДН является реформа ООН. ДН выступает за перераспределение полномочий между Советом Безопасности (СБ) и Генеральной Ассамблеей в пользу последней, за превращение СБ в подотчётный ей орган, повышение роли специализированных органов и организаций ООН.

ДН - объединение государств, между которыми существуют глубокие политические и идеологические противоречия, вследствие этого оно не имеет чёткой структуры и организации. У ДН нет устава и бюджета. Решения, принимаемые консенсусом на саммитах или конференциях министров, носят рекомендательный характер. ДН не имеет постоянного секретариата или другой структуры. Основную роль в подготовке форумов и ведении текущих дел играет председательствующее государство. Важным координационным механизмом является «тройка», куда входят предыдущий, нынешний и будущий председатели. Членами ДН в 2006 году состояли 116 государств Азии, Африки, Европы, Латинской Америки и Океании, в которых проживает 51% население планеты, находятся 46% обрабатываемых земель и 86% мировых запасов нефти. Из стран, входящих в СНГ, Белоруссия, Туркмения и Узбекистан являются членами ДН, а Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Украина получили права наблюдателей. С 1995 года Россия участвует в форумах ДН в качестве гостя.

Публ.: Движение неприсоединения в документах и материалах. 2-е изд. М., 1979.

Лит.: Движение неприсоединения. Проблемы и перспективы. М., 1986; Алимов Ю.И. Неприсоединение: история, теория, проблемы. М., 1990; Misra К. Р. Nonalignment in international relations. New Delhi, 1993; Агаев Э., Крылов С. 116 государств в Движении неприсоединения // Международная жизнь. 2006. № 4.

При рассмотрении геополитического положения развивающихся стран необходимо обратить внимание на важный феномен Движения неприсоединения (ДН).

Важно!

Движение неприсоединения (англ. Non-Alignment Movement) - это авторитетная международная организация, объединяющая 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках (под которыми на момент основания организации прежде всего подразумевались два основных - НАТО и ОВД, а также целый ряд более мелких). ДН представляет 55% населения планеты. Участвующие в нем страны обладают 76% мировых запасов нефти (добывают 66%) и 53 % мировых запасов газа (добывают 39%).

В ДН в частности входят страны ОПЕК . ОПЕК часто рассматривается как картель. В ее состав входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.

Запомнить!

Движение неприсоединения официально было создано на Белградской конференции в сентябре 1961 г. Появлению ДН предшествовали Бандунгская конференция (1955) и трехсторонние консультации влиятельных руководителей Югославии (Иосип Броз Тито), Египта (Гамаль Абдель Насер) и Индии (Джавахарлал Неру) в 1956 г.

Движение неприсоединения зародилось в условиях холодной войны. За последние 50 с лишним лет оно прошло через непростые испытания. Зарождение ДН в 1960-х гг. стало ответом развивающихся стран на блоковое разделение мира. Однако окончание холодной войны поставило ДН перед необходимостью искать новые смыслы своего существования. В эпоху становления многополярного мира оно обретает «второе дыхание» и может стать одним из новых центров политического влияния. - полагает профессор МГИМО (У) МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посол, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Е. М. Астахов .

Движение неприсоединения - сложный продукт развития международных отношений. Доктрина неприсоединения начала формироваться еще в середине XX в. в процессе деколонизации и образования новых независимых государств. Цели участников ДН были различными, но их объединяла главная идея: не дать втянуть себя в военно-политическое и идеологическое противостояние между двумя блоками.

После слома биполярной системы базисный концепт ДН - неприсоединение к военным блокам - утратил первоначальный смысл, само название объединения стало беспредметным. В этом историческом контексте ДН занялось поиском новой философии своего существования. В условиях ослабления противостояния между Западом и Востоком на смену прежнему балансированию между блоками пришло стремление к объединению Юга. При этом речь не идет о формуле «Юг против Севера», у ДН для этого нет ни политических, ни экономических возможностей. Изменились и его стратегические цели. Теперь главное - определение переговорных позиций развивающихся стран в международных финансовых организациях и в ВТО. Такая же стратегия лежит в основе отношений с США, Европейским союзом, Китаем, Японией.

«Поворот стрелок» на Север предотвратил самоликвидацию ДН и придал ему новое, более прагматическое содержание. На повестке дня сегодня - обеспечение устойчивого развития в целях преодоления отсталости развивающихся стран и искоренения бедности.

Реализация этих целей зависит не только от Севера. Переговорные позиции Юга ослабляются растущей дифференциацией ДН. Е. М. Астахов полагает, что внутри него можно выделить несколько групп государств, преследующих собственные интересы:

  • - новые «восходящие экономики» Юго-Восточной Азии, ведущие латиноамериканские страны, ЮАР, Египет, некоторые другие африканские и азиатские государства, прежде всего экспортеры энергетического сырья, которые сами заинтересованы в освоении рынков Юга;
  • - беднейшие африканские страны;
  • - основная масса государств, занимающая позиции между первыми двумя группами, со средним для участников ДН уровнем развития - Алжир, Колумбия, Марокко, Тунис, Филиппины, Эквадор и др. (всего около 60).

Процесс экономического расслоения внутри ДН подталкивает наиболее развитые страны к выходу за его формальные рамки. Такие государства, как Индия, Индонезия, ЮАР, приближаются к статусу глобальных мировых держав. Им становится тесно в ДН, и они стремятся подключиться к новым полюсам влияния, например, к БРИКС или ШОС.

После определенного спада активности в период однополярного мира сегодня ДН получило новый импульс. Яркие эмоциональные речевые обороты прежних харизматических лидеров теперь не так популярны, но внешнеполитические позиции ДН вновь становятся наступательными. Это возрождение обусловливается самой спецификой ДН, объединяющего развивающиеся страны, многие из которых вряд ли преодолеют отставание от индустриальных держав. Свою роль играет и обострение международной обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, где расположены многие неприсоединившиеся государства.

Однако некоторые признаки радикализации внешнеполитических позиций ДН не меняют его главной задачи. Это прежде всего решение экономических проблем его участников. Но этого трудно добиться без предметного взаимодействия со странами Запада. Поэтому наступательная тональность некоторых политических формулировок, возможно, останется прежней, но реальная политика будет направлена на получение финансовой помощи, инвестиций, реструктуризацию долгов, реформирование международных финансовых институтов, более справедливые условия торговли. Для решения этих главных задач ДН, вероятно, будет усиливать координацию действий с международными организациями, прежде всего из системы ООН, где неприсоединившиеся страны располагают 2/3 (120) голосов.

США и ЕС пытаются ослабить антизападный пафос ДН, не допустить усиления его влияния в международных делах и противостояния по линии Север - Юг.

С ^присоединившимися странами активно работает Китай. Основное направление - экономическое освоение рынков для экспорта китайской готовой продукции и импорта энергоресурсов и сырья. На этом поле КНР успешно конкурирует с США, а также с бывшими колониальными державами, в частности с Великобританией и Францией. В то же время Китай не связывает себя обязательствами по политическим вопросам.

Индия ускоренными темпами выходит на позиции глобальной державы и теряет интерес к лидерству в ДН, не желая ассоциировать себя с Югом. По своему политическому и экономическому потенциалу она скорее претендует на позиции Севера для закрепления на рынках развивающихся стран. Однако менее развитые неприсоединившиеся страны предпочитают открывать свои рынки для традиционных западных партнеров в надежде на безвозмездную экономическую помощь.

Во времена блокового противостояния СССР стремился использовать ДН или, по крайней мере, отдельных его участников в «антиимпериалистической борьбе». Хотя эта политика проводилась последовательно и «точечно», она оказалась малоэффективной. Страны ДН опасались вовлечения в межблоковое противостояние и в двусторонних контактах избегали внятных формулировок и конкретных обязательств. После ликвидации СССР Россия утратила интерес к ДН, как и к развивающимся странам в целом. Ставка была сделана на сближение с Западом, который представлялся тогдашнему российскому руководству идеологическим союзником. После смены правящей элиты Россия начала проводить многовекторную политику, одним из направлений которой стало развитие отношений с ДН. При этом Россия не хочет, чтобы страны - участники ДН воспринимали ее как страну «богатого Севера». Евразийская специфика России, ее участие в БРИКС и ШОС, где нет стран НАТО, дает ей возможность говорить на «многополюсном» языке Севера, Востока и Юга. Важно то, что Россия уже не рассматривается как супердержава, которая может угрожать интересам ДН. В то же время в нем учитывают высокий статус России как члена Совета Безопасности ООН и «Большой двадцатки».

Оценивая перспективы ДН, можно констатировать, что оно стало главным инструментом развивающихся стран в диалоге Юг - Север, значение которого в будущем будет возрастать. При этом стоит иметь в виду, что некоторые «восходящие экономики» высказываются в пользу отказа от стереотипных представлений о Севере и Юге. Утверждается, в частности, что некоторые страны Юга по своим экономическим потенциалам уже относятся к категории Севера.

ские тенденции внутри ДН и позволяют ему сохранять в своих рядах более 2/3 государств - членов ООП .

Концепция неравенства нашла свое отражение в концепции «золотого миллиарда». Она заключается в том, что из 7 млрд жителей Земли только около 1 млрд могут рассчитывать на комфортное существование и потребляют большую часть ресурсов планеты. «Золотой миллиард» и его границы примерно совпадают с границами Запада: это Северная Америка, Западная Европа плюс Япония, Австралия и Новая Зеландия.

В связи с процессами глобализации существующие мировые проблемы стали обостряться.

  • ОПЕК - организация стран-экспортеров нефти (англ. The Organization of the PetroleumExporting Countries", OPEC), международная межправительственная организация, созданнаянефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть.
  • Астахов Е. Движение неприсоединения на современном этапе. РСМД. 2012. 26 ноября. URL: http://vvww.russiancouncil.ru/inner/?id_4=1083#top-content (дата обращения:19.02.2016).
  • Астахов Е. Движение неприсоединения на современном этапе. РСМД. 2012. 26 ноября. URL: http://wwv.russiancouncil.ru/inner/?id_4=1083#top-content (дата обращения: 19.02.2016).


Поделиться