Как сфотографировать свет на длинной выдержке. Как снимать с длинной выдержкой днем, еcли у вас нет ND фильтра

September 8th, 2012

Очень интересная статья Сергея Дегтярева о пейзаже, длинной выдержке и фильтрах. Перепостю к себе:)

Введение

Сначала давайте определимся с понятиями. Выдержка - это тот промежуток времени, в течение которого светочувствительный элемент (цифровая матрица, плёнка) нашей камеры запечатлевает поступающее на него изображение. Соответственно выдержка измеряется в единицах времени - секундах, минутах и т.п. Для определения длинной выдержки давайте разобьём все возможные варианты на два промежутка - нормальная и длинная. Нормальная - это та, при которой на итоговом изображении не будет заметен смаз движущихся объектов - травы, воды, машин и т.п. А длинная, соответственно, это та, при которой смаз заметен будет. Смаз сильно зависит от скорости движения объектов, например при выдержке 1/3 секунды трава на небольшом ветру будет относительно резкой, а проезжающий на большой скорости автомобиль - нет. Я предлагаю считать длинной выдержку больше 1/10 секунды. Ещё весьма немаловажным критерием размытия является расстояние до движущегося объекта, но этот параметр мы не будем рассматривать в данной главе. Итак, мы определились какие значения нас интересуют - от 1/10 секунды и больше. Теперь все временные показатели, такие как длиннее, короче и т.п. будут относиться именно к этому промежутку.

Зачем

Плавно переходим к самой съёмке. А точнее к ситуациям, в которых будет уместным сильно (или не очень) удлинить выдержку. В основном такая техника предназначена для отображения, создания или устранения динамики, а также для нескольких художественных эффектов. Чтобы не сводить всё в кашу, каждую тему мы рассмотрим на конкретном примере.

Создание и отображение динамики

1. Для первого примера возьмём бурную реку или горный ручей. Скорость течения довольно высокая, поэтому даже глазами мы видим несколько размытую воду. То есть для показа интенсивности движения нам хватит сравнительно небольшой - до 2-4 секунд выдержки. Если же снимать дольше, то вероятнее всего наш поток заморозится - превратиться в единый «водяной» монолит.

Левый снимок сделан с выдержкой 1/6 секунды, правый - 45 секунд

2. Пример два - ледоход. Редкие льдинки ползут по реке. При съёмке издалека, недлинная выдержка (до 3-4 секунд) не создаст ощутимого эффекта движения, сделав едва размытыми куски льда. А вот за 10-20 секунд лёд пройдёт немалое расстояние, превратившись в недлинные следы на воде. Но удлинять время экспонирования до предела не стоит. При редких скоплениях льда и большом количестве открытой воды есть шанс «убрать» лёд, оставив лишь светлые следы на тёмной поверхности воды.
Однако есть небольшое исключение - если расположить движущиеся объекты ближе к камере, в таком случае хватит и 1-3 секунд съёмки.


Выдержка в 1,3 секунды помогла передать стремительность движения
ледяных масс,при этом сохранив их очертания и не придав снимку сюрреализма.
Обратите внимание как ослабляется смаз при удалении объектов от камеры.


3. Пример три. Снимаем днём поток автомобилей, движение свободное. Хотим показать стремительность городской жизни, слегка размыв машины. Если мы поставим выдержку больше 1-3 секунд, то велика вероятность размыть авто до той степени, когда их будет уже не видно, а останутся только тёмные пятна и следы от фар. Следовательно выдержка в 1/3-1/2 секунды будет оптимальной - авто не успеет проехать расстояние, превышающее собственную длину, но уже не будет резким, отвлекающим внимание на детали.

4. Пример четыре. Большую часть снимка занимают облака, обычные, медленно плывущие. За малый промежуток времени они не сильно сместятся относительно начального положения, а потому их движение не будет столь заметным, а вот на выдержках от 10-15 секунд как правило получается довольно интересное размытие, красиво передающее движение.


171 секунда для кадра с небом достаточно сильно размыла проплывающие
облака, показав динамику, но при этом сохранила их очертания

5. И последний пример - волна у берега. Показать её во всей красе нам поможет небольшая - до 1 секунды выдержка. Поставив больше мы рискуем получить так любимый многими туман, которая не является целью в данном случае.


0,6 секунд и правильно пойманный момент.
В конце статьи будет глава про метод "шляпы" и спусковые тросики,
которые так или иначе могут быть полезны в похожем сюжете.

Попробуем подвести промежуточные итоги: для создания динамики в кадре, адекватное время экспонирования обратно - пропорционально скорости движения динамичных объектов. Иначе говоря: чем медленнее то, что мы снимаем, тем большая выдержка нам понадобится.

Устранение динамики

Тут всё гораздо проще - чем больше выдержка, тем меньше деталей останется в кадре:
- штормовое море превратится в дымку:


10 секунд хватило чтобы создать эффект тумана, море было очень
бурное - больший промежуток времени не сильно бы изменил кадр,
но сильно бы увеличил вероятность попадания брызг в объектив.

Спокойное в "асфальт":


Мелкая рябь за 50 секунд превратила водную поверхность
в единую матовую площадку, похожую на асфальт.

Очень спокойная водная гладь в штиль таковой и останется (зато исчезнут проплывающие вдалеке лодки, птицы и т. п.):


Спокойная водная гладь и без длинной выдержки смотрелась весьма живописно,
однако, поставив 120 секунд, я убрал мелкие всплески, проплывающую
лодку и слегка смазал небо, что придало ему ещё больше живописности.

Плывущие облака станут бесформенными и однородно размытыми:


А на этом ночном снимке облака двигались довольно быстро
и за 120 секунд успели превратиться в подобие полотна, накрывшего город.

Кстати это очень интересный, но, к сожалению, не часто встречающийся на фотографиях приём - поставить многоминутную выдержку при достаточной освещённости можно только надев изрядную колбасу из фильтров, да и не каждому автору охота ждать так долго ради одного кадра.

Теперь примеры:

1. Снимаем тот же город. Только в этот раз мы хотим убрать автомобили и людей, оставив улицы пустыми. Сразу уточню, что чудес не бывает и эвакуировать припаркованные машины или очистить улицу от пробки у нас не получится. Тем не менее изрядно понизить трафик мы можем. На значении от 20 секунд уже точно исчезает среднестатистический прохожий и большинство автомобилей. Далее у нас есть выбор: удлинять выдержку дальше (пятна от людей и машин станут ещё незаметнее, но в кадре будет больше шлейфов от фар, что не всегда плохо, но может быть нежелательным критерием) или сделать выдержку минимальной; порядка 20-30 секунд (тут всё наоборот: следов фар будет меньше, но возможны заметные пятна, особенно от любителей светлой одежды).

2. Морской (речной, озёрный; не важно) пейзаж. Сверхдлинная выдержка позволит нам убрать лишние детали; такие как чёткие силуэты облаков, волны, лодки и т.п., создав неплохие условия для съёмки минимализмов.


В прошлой главе я наглядно показал как сверхдлинная выдержка может убить
снимок бурной реки. В этот раз покажу обратный эффект - волны и рябь
на воде не придают правому снимку динамики, а лишь добавляют
массу лишних деталей за которыми теряется каменьна переднем плане.
На левом же снимке значение в 33 секунды оставило заметным лишь самое главное.

Ещё один пример до-после, на этот раз морской.

А вот пример использования этой техники в реальной ситуации -
добавь волны и рябь водной глади - впечатление от снимка было бы
в корне иное, да и идея бы не прослеживалась так явно.

3. Съёмка конкретного предмета, будь то мост, памятник или экскаватор. Сверхдлинная выдержка поможет сконцентрировать внимание на главном объекте и станет неплохим дополнением к динамичному кадру на более короткой выдержке.


Мост является главным объектом на этом снимке, волны на воде
и явные очертания туч в небе только забирали бы на себя внимание.35-секундная
выдержка позволила смазать воду и небо,оставив резким только архитектурную
составляющую. При этом не придав существенной динамики снимку.

Получается чем длиннее выдержка, тем меньше деталей мы оставляем на снимке. Для воды это может быть небольшое значение - от 10-20 секунд, для облаков значительно большее. Также есть и исключения, такие как деревья и трава. Размытая листва не убирает динамику, а скорее уводит снимок в сюр. Для стандартных пейзажей это представляется малохудожественным эффектом и лично мной используется крайне редко.


Трава на сильном ветру за 35 секунд получилась сильно размытой,
это сделало акцент на крепости на заднем плане и добавило
снимку мистичности. В обычном пейзаже такая техника будет
вряд ли оправдана и воспримется скорее как технический брак.

Художественные эффекты и приёмы на базе длинной выдержки

1. Игра с зумом.

До написания этой статьи ни разу не пользовался этим приёмом. Во-первых у меня фиксы, во-вторых эффект на любителя. Тем не менее для привнесения разнообразия в съёмку или выделения одного неподвижного объекта - приём может быть вполне уместен. Интереснее всего получается с включённым уличным освещением. Поэтому для примера будем снимать ночью. Наша задача - зафиксировать нужный объект длительным (бОльшим) временем экспонирования и скрутить зум под окончание съёмки. Тем самым мы оставим резким главный объект и размоем яркие огни по радиусу. Логичнее располагать объект по центру, а огни вокруг него, тем самым следы фонарей не перекроют ничего важного.С похожей техникой можно работать и без манипуляций с зумом, просто смещая камеру под конец экспонирования в сторону. Это не самая пригодная техника в пейзаже, но как вариант снимка с автомобилем может быть интересно.


Наиболее простой вариант использования приёма - основная часть снималась
25 секунд на длинном фокусном, а последующие 5 секунд я плавно уменьшал
фокусное расстояние. В результате мы получили эффект фейерверка или ракет,
запущенных с моста, при этом сохранив узнаваемость места.

2. Использование вспышки или иного источника света.

Длинная выдержка открывает небывалую свободу для использования внешнего или накамерного освещения. Ведь за длительный период экспонирования мы можем не только достаточно подсветить нужный нам объект, но и сделать это так, как нам хочется - сымитировать несколько источников света, создать нужный световой рисунок при помощи одного лишь фонарика, выделить интересные объекты, оставив в тени все остальные. Каких-либо сложностей в использовании этой техники возникнуть не должно, главное не светить на подвижные объекты и не забывать выключать источник света во время переноса от одной точки освещения до другой. Разумеется приём интересен в первую очередь для ночной съёмки, но и днём не стоит забывать про него.


Классический вариант - камни на фоне послезакатного неба.
Контровой свет от неба тут нам не поможет - при такой компоновке
подсвеченный силуэт камней не спасёт снимок. А вот несколько
импульсов от другой камеры в десятке метров справа - вполне могут.

3. Рисование светом.

Мы знаем что на длинной выдержке любой движущийся источник света оставит свой след. Это может быть и фара автомобиля, и дисплей мобильного телефона. Я не буду углубляться в эту тему, т.к. она весьма подробно освещена на сайте freezelight.ru. К тому же к «классической» фотографии это явление относится весьма посредственно и имеет слишком много своих нюансов.


Редкий пример моего фризлайт-снимка. Просто хотелось
попробовать себя в этом, без претензий на художественость.

4. Метод шляпы.

Название забавное, да. Этот приём служит для съёмки повторяющихся действий, позволяя исключить интервалы между ними. Простой пример: снимаем салют. Его запускают с одного места, но в разные стороны. Мы хотим запечатлеть только верхнее, кульминационное действо, исключив след взлетающего заряда. Что мы делаем:

Замеряем нужное время экспонирования (экспонометром, опытным путём, методом тыка - не важно),
- ставим режим ручного управления выдержкой - bulb (о нём будет написано дальше),
- начинаем снимать, считаем секунды на экране, а дождавшись «ненужного» действа, просто закрываем объектив чем-то непрозрачным, прекратив счёт на время закрытия.

Наша задача - насчитать нужное количество секунд «реальной» съёмки. Для закрытия лучше использовать коробку, тарелку, шляпу в конце концов, но не крышку от объектива, так как прикосновение к камере в момент съёмки приведёт к неизбежному сдвигу и смазанному кадру, как следствие.
Метод является неким цифровым продолжением плёночного мультиэкспонирования. Как мне кажется, пример довольно показательный и вполне ясно отражает суть приёма.

Для закрепления распишу ещё несколько ситуаций:

1.1. Снимаем море и какой-либо объект на переднем плане. Он не находится непосредственно в воде, но периодически омывается приливной волной. Мы хотим подловить именно тот момент, когда вода окружает наш артефакт. У нас есть два варианта: первый - снять на недлинной выдержке - ½-1 секунда, подгадав начало «прилива», но тогда вода на заднем плане будет довольно хаотичной; второй вариант - поставить ручную длинную выдержку и открывать объектив только на моменты прилива. Таким образом динамика переднего плана не потеряется, а задний станет несколько спокойнее.

1.2. Опять город и опять проезжающий автомобиль. Для наглядности будем снимать ночью. Улица довольно пустынная, но за необходимое долгое время экспонирования (просто потому что темно) в поле зрения может проехать пара машин. В такое время даже один проехавший автомобиль может испортить кадр следами от фар. Дальше вы знаете что делать…

1.3. Ещё при съёмке городского пейзажа на длинной выдержке может возникнуть извечная проблема светофоров - автомобили стоят и их силуэты и огни фар становятся заметны в потоке. Закрываем объектив на момент остановки и радуемся.

1.4. Этот же метод помогает избавиться от проплывающих белых яхт в солнечный день или купальщиков.

5. Синхронизация импульсного источника света по второй шторке.

Если во втором пункте я советовал не светить на динамичные объекты, то тут всё наоборот. Метод интересен в первую очередь при съёмке высокой травы.Синхронизировав свет по второй шторке, мы заморозим подвижные стебли в конце съёмки, предварительно размыв их. Это придаст кадру дополнительную динамику.

6. Создание правильно проэкспонированных, "мягких" следов от фар проезжающих автомобилей.

Качественная съёмка в тёмное время суток обязывает нас увеличить выдержку, а потому проезжающие мимо автомобили в подавляющем большинстве случаев оставят от себя лишь размытые яркие полосы - следы от фар. Если вы хотите использовать эти следы в качестве художественного элемента, снимая скажем достаточно плотный поток автомобилей, советую обратить внимание на сверхдлинные выдержки.
Освещение на большинстве сцен с городским пейзажем редко требует от нас выдержек больше 30-35 секунд. Это время позволяет нам получить достаточно интересные трассеры, однако зачастую они являются пересвеченными в своей "дальней" области (как правило там, где автомобиль светит прямо в камеру дальним светом) и редкими - т.к. за пол минуты через кадр проезжает не так много машин.
А вот увеличив выдержку до 90 и более секунд (в зависимости от плотности потока, устойчивости съёмочной площадки, готовности потратить данное время на 1 кадр и т.д.) мы получим достаточно интересный эффект:
- трассеры сольются в более плотные потоки, в которых уже нельзя отличить след от одного конкретного автомобиля;
- трассеры станут "мягче", резкие очертания сгладятся;
- уйдут сильно пересвеченные области, а мелкие засветы в большинстве случаев удастся компенсировать при коневертировании из RAW.


Выдержка 350 секунд для кадра с трассерами помогла
показать поток более плотным, мягким и однородным

Однако не стоит забывать и о недостатках этого приёма:

Не подходит для съёмки редкого потока автомобилей - в таком случае следы от фар станут менее явными, чем на меньших выдержках;
- появляется опасность сотрясения и сдвига камеры, что в рамках городского пейзажа более актуально - т.к. съёмка может вестись с более шатких крыш и мостов;
- большие времязатраты для создания одного кадра;
- появляется необходимость использования дополнительных светофильтров, следовательно более сложный рассчёт времени экспонирования;

7. Ночная съёмка природы и звёздных треков.

Ночная съёмка и без применения спец. приёмов предполагает использование длинных выдержек.

8. Ко всему вышесказанному можно добавить такие элементарности как превращение воды в туман, асфальт, устранение людей или автомобилей и т.п. Часть этих эффектов рассмотрена в предыдущих отрывках, другая часть как мне кажется интуитивно понятна.

Как. Съёмочная техника.

Вот мы и определились с ситуациями, в которых уместно использовать длинную выдержку. Настало время поговорить об инструментах, позволяющих использовать эту технику. Мы знаем, что выдержка - одна из составляющих экспопары, которая в сочетании со значением светочувствительности ISO регулирует яркость нашего снимка. Чем длиннее выдержка, тем светлее снимок. Думаю что многие замечали вышеупомянутые эффекты на ночных и вечерних снимках, когда света недостаточно и приходится удлинять время экспонирования. Днём же редко удаётся поставить значение длиннее одной секунды без использования специальных приспособлений, таких как:

Нейтрально-серые светофильтры (nd);
- Нейтрально-серые градиентные светофильтры (gnd);
- Спусковые тросики и пульты;
- Режим bulb;
- Штативы;

Теперь по порядку рассмотрим каждый из инструментов.

1.Нейтрально-серые светофильтры (nd).

Пожалуй, главный атрибут съёмки на длинной выдержке в светлое время суток. Его основная задача - уменьшение количества света, поступающего на матрицу. Своеобразные солнцезащитные очки для камеры. Основная характеристика nd-светофильтра - количество ступеней, на которое он понижает освещение. Одна ступень - это разница в 2 раза по освещённости.

Пример: у нас есть выдержка 2 секунды, повысив её на одну ступень, мы получим 4 секунды, а понизив - 1 секунду. Повышаем на 4 ступени - 32 секунды и т.д. В маркировке светофильтра чаще указывается не количество ступеней затемнения, а во сколько раз фильтр уменьшает количество света: nd2 - одна ступень (уменьшает в 2 раза), nd4 - две (уменьшает в 4 раза), nd8 - три, и т.д., nd400 - порядка 8-9 ступеней (уменьшает в 400 раз). Как пример: если в одних условиях мы можем выставить выдержку в 1 секунду, то с фильтром nd8 у нас выйдет 8 секунд, nd16 - 16 секунд, nd1000 - 1000 секунд соответственно. Также фильтры можно накручивать друг на друга, в этом случае ступени складываются, а разы умножаются. В среднем, имея в запасе пару фильтров - к примеру nd4 и nd400, можно подстроиться почти под любую задачу. Лишь незначительно изменяя параметры камеры - iso и диафрагму. В таком случае nd4 будет служить для несильного удлинения выдержки - до 2-4 секунд днём (вспоминаем предыдущие отрывки: съёмка бурной воды, потока авто), а nd400 для съёмки на сверхдлинных выдержках (от 15-20 секунд преимущественно). Их комбинация будет давать очень тёмную вариацию - nd1600, что может пригодиться к примеру для съёмки почти стоящих облаков в солнечный день и т.п. Если вам конечно не лень ждать 10 минут ради одного кадра. Однако не стоит забывать о таком явлении как винетирование (затемнение по углам снимка), в случае полнокадровой матрицы оно становится реальной проблемой и поставив два фильтра скажем на 17мм объектив мы фактически упираемся краями кадра в окружность фильтра. Менее заметен этот эффект на кропе, особенно при использовании полнокадровой оптики (оптики, расчитанной на применение на полном кадре). Или при съёмке на большом фокусном, когда количество фильтров играет не столь существенную роль (из-за того что угол обзора гораздо меньше чем на ширике). Светофильтры бывают обычные (кольцевые) и системные (Cokin, Lee).

Кольцевые светофильтры

Кольцевые светофильтры довольно просты и надёжны в эксплуатации. Для них выпускаются специальные чехлы и их можно носить не снимая с оптики. Также существует такая вариация как fader nd - нейтрально-серый фильтр с переменной плотностью - к примеру от nd2 до nd400:

Не могу судить о качестве картинки и реальном удобстве использования такого гаджета, т.к. знаком с ним лишь в теории, но по задумке вещь довольно практичная.

В качестве nd-фильтра небольшой плотности сгодится и обычный циркулярный полярик (c-pl). А комбинация из двух поляриков, накрученных друг на друга, даст нам самый что ни на есть fader-фильтр - покрутив их друг относительно друга, можно добиться перехода от почти прозрачного, до почти непрозрачного фильтра.

Системные светофильтры

Системные же фильтры имеют вид прямоугольника и крепятся к объективу посредством специального держателя и кольца-адаптера, которое накручивается на резьбу объектива. Основные преимущества этого вида раскрываются в сегменте градиентников (нейтрально-серых в том числе), а в обычных nd главным плюсом будет возможность относительно быстрого снятия фильтра, тогда как кольцевой фильтр придётся скручивать. Держатели для системных фильтров так же могут попадать в кадр (затемнение по бокам) на широком угле, для чего выпускаются специальные модели с всего двумя (вместо трёх) пазов для крепления фильтра или с снимаемыми креплениями, количество которых может варьироваться от угла зрения объектива и требуемого количества пластин-фильтров. В принципе того же эффекта можно добиться срезав лишний паз самому. Или подержав пластинку фильтра около объектива в руках.

2.Нейтрально-серые градиентные светофильтры (gnd).

Основное предназначение этих фильтров - выравнивание яркостей на снимке. Та самая проблема, с которой сталкивается большинство пейзажистов - небо гораздо ярче земли.Градиентники помогают сделать плавный переход, минимизируя количество провалов в свет и тень, без использования съёмки нескольких кадров с брекетингом (съёмка нескольких одинаковых кадров с разными значениями выдержки) и последующей доводкой в редакторе. В качестве примера возьмём такой вот пейзаж, снятый одним кадром. С экспозамером по земле:

Мы можем использовать градиентный фильтр в кольцевом формате. Главный минус такой его разновидности - градиент расположен посередине и эффект плавного затемнения подойдёт не для всех съёмочных ситуаций:

Для такого кадрирования, например, сместить градиент надо бы чуть выше оси объектива:

Куда удобнее использовать системные gnd-фильтры. Свобода вертикального перемещения позволит нам контролировать градиент относительно горизонта:

Например вот так:

Также может изменяться "мягкость" градиента, разные модели подойдут для разных ситуаций. В примерах выше мы использовали плавный градиент - Soft Edge. Жёсткий же (Hard Edge) будет уместен для относительно резкого перехода от неба к земле:

Не менее интересным вариантом будет реверсивный градиентный фильтр, который сильно облегчит съёмку закатных пейзажей, когда самая яркая часть снимка сосредоточена в районе горизонта и затемнять небо вверху кадра будет лишним. Выглядит он примерно вот так:

А это тот же снимок, только снятый с брекетингом по экспозиции и сшитый при помощи масок:


Обратите внимание - остров на ЗП - он не провален в тень,
но и времени на обработку при такой технике уходит значительно больше.

Однако вернёмся к теме: Нам эти фильтры помогут несколько увеличить выдержку внизу кадра, не пересветив верх.

Пример: снимаем морской пейзаж, замерив экспозицию по воде, мы можем поставить секундную выдержку, в таком случае мы получим желаемый художественный эффект, но пересветим небо. Снимать несколько кадров с разной экспозицией мы не хотим и не умеем. В итоге, дабы не пересветить небо, мы ставим выдержку в два раза короче - 0.5 секунды, получаем непересвеченное, но и невыразительное светлое небо и довольно тёмный низ, к тому же без задуманного нами эффекта. А вот поставив нейтрально-серый градиентник фильтр gnd2 и выдержку в 1 секунду, мы получим такое же небо, но нормальный по освещенности низ с нужным эффектом. С фильтром gnd4 мы ещё больше затемним небо, сохранив низ как и на предыдущем кадре.

Интересной альтернативой нейтрально-серому градиентнику может послужить обычная чёрная пластина. Прикрыв ей на ЧАСТЬ времени экспонирования какую-то зону, мы затемним её.
Пример: экспериментальным путём мы определили что для земли в нашем пейзаже требуется 20 секунд выдержки, а для неба - 10. Ставим на камере 20 секунд, прикрываем небо чёрной картой на 10 секунд, убираем её по истечении этого срока, получаем подобие gnd2 светофильтра. Также можно регульривать степень жёсткости перехода от светлого к тёмному - просто двигая пластину или держа её неподвижно.

Дополнение:
Смягчить жёсткий градиент можно и вручную. Для этого надо пластнку фильтра (без держателя) держать перед объективом, слегка двегия вниз-вверх.

3.Спусковые тросики и пульты.

По сути пульты и тросики можно разделить на два типа - простые и программируемые.

Простые тросики.

Такие как на фото слева. Они имеют, как правило, одну кнопку с двойным нажатием (для автофокусировки) и возможностью фиксации в нажатом положении. Их применение открывает для нас сразу несколько хороших приёмов:

Возможность нажатия на спуск без сотрясения камеры. Эту проблему можно решить и без тросика - просто используя задержку спуска. Выставив значение в 2 секунды, мы даём камере «перетрястись» после нажатия на спуск. Однако при такой съёмке сильно ухудшается оперативность - вряд ли мы успеем поймать нужный момент. К тому же теряется возможность съёмки сериями.
- Возможность съёмки с предподъёмом зеркала. В этом режиме, по первому нажатию на спуск, камера только поднимает зеркало, по второму - начинается запись на матрицу. Это исключает тряску от щелчка зеркала. Того же эффекта можно добиться в режиме LiveView, т.к. при нём зеркало уже поднято.
- Ну и самое главное - возможность съёмки в режиме bulb, о котором мы поговорим чуть позже.

Тут стоит отметить, что помимо проводных тросиков, бывают ищё и ИК-пульты, которые будут более удобны, скажем для съёмки автопортретов.

Программируемые тросики

Как на фото справа. Это более дорогие и более функциональные модели. В дополнение ко всему функционалу обычных тросиков, они умеют ещё пару интересных вещей:

Изменение настроек выдержки прямо в пульте. Это поможет менять параметры экспозиции без сотрясения камеры.
- Режим серии с заданным интервалом. Функция подойдёт для съёмки timelapse или ночных фото со звёздами с последующей сшивкой.
- Настраиваемая задержка спуска, вместо внутрикамерных двух и десяти секунд.
- Подсвечиваемый экранчик. Экран на камере выключается во время съёмки и считать секунды, особенно в ночное время, становится крайне неудобно.

4.Режим bulb.

Режим ручной выдержки. При нём используются ручные настройки, а значение выдержки определяются длительностью нажатия на кнопку спуска. Иными словами, сколько держишь - столько и снимает. Этот режим интересен в первую очередь тем, что с его помощью мы можем снимать на выдержках длиннее 30 запрограммированных секунд. Во вторую - возможностью съёмки по «методу шляпы». В третью - возможностью «ручного» брекетинга. Конечно это удобно лишь на длинных выдержках (нажать рукой меньше чем на пол секунды довольно сложно), но время экономит сильно.

Ручной брекетинг (по экспозиции).
Брекетинг по экспозиции - съёмка нескольких кадров с разными настройками освещённости, предназначенная для последующей сборки в редакторе или выбора наиболее подходящего. Используется для расширения динамического диапазона камеры - прорисованные света и тени.

Даже самый простой тросик поможет нам использовать этот приём. Заключается он в том, что мы можем вручную, без особых усилий, снять сначала основной, к примеру 30-секундный, кадр, а потом доснять кадры для ярких мест на меньшей выдержке. Мы не привязаны к ступеням доп. кадров, поэтому снимается довольно быстро и удобно.

Определение экспозиции.
Без использования дополнительного экспонометра камера не покажет нам нужное значение выдержки. Тут есть два варианта: первый - мерить без фильтра и умножать на количество раз затемнения. Пример: если с пустым объективом наша камера выставляет 0.5 секундную выдержку, то с фильтром nd400 мы должны поставить порядка 200 секунд (в 400 раз длиннее). Вариант второй, которым я пользуюсь - использовать природный экспонометр, который встроен в каждого фотографа. И делать пробные кадры. Как правило одного достаточно.

5.Штативы.

Тут вы вряд ли найдёте для себя что-то новое. Начнём с того, что мало кто сможет удержать камеру неподвижно в течении секунды. Поэтому первый тезис - штатив нужен. Ну а если он болтается, то толку от него не будет, отсюда тезис второй - штатив должен быть устойчивым. Устойчивость зависит от нескольких параметров:

Качество изготовления, использованные материалы и расчётный вес камеры. Как правило, чем больше и тяжелее штатив, тем он более устойчив. То же будет относиться и к штативным головам. Пропорционально возрастает и цена;
- Высота, на которую разложен штатив. Чем меньше колен выдвинуто, тем ниже штатив и устойчивее, как следствие. Среднюю планку не стоит выдвигать без особой необходимости. Сюда же можно прибавить величину угла, на который расставлены ноги, чем он меньше - тем больше вероятность сдвига;
- Вес штатива. Тут в любом случае придётся идти на компромисс - т.к. носить с собой несколько дополнительных килограмм не каждому охота. У многих моделей внизу есть крючок, за который цепляется груз. Можно носить с собой сетку, которую нагружать камнями или чем-то подобным прямо на съёмочнойлокации;

Остальные параметры влияют на качество снимка в меньшей степени, но могут привнести в съёмку удобства и оперативности:

Низкой точки съёмки можно добиться как минимум тремя способами:

Наименьшая длина колен. Такие штативы будут совершенно непригодны для съёмки в разложенном высоком положении - их высота редко превышает полтора метра, да и устойчивость из-за малой ширины ног резко ухудшится. Зато вес такой треноги минимален и для целенаправленной съёмки с низкого ракурса это очень неплохой вариант;
-Максимально широкий угол раскрытия ног - большинство дорогих штативов раскладываются на 100-120 градусов, это в разы повышает устойчивость.
-Также некоторые треноги позволяют прикреплять голову к нижней - противоположенной части штанги, в этом случае мы можем добиться минимальной высоты, но камеру придётся крепить кверху низом, что не всегда удобно для изменения настроек. К тому же устойчивость такого положения будет ниже, чем у стандартного. Про штативные головы информации будет меньше, т.к. никогда этим всерьёз не озадачивался. Несмотря на всё удобство шаровых голов, мне ближе обычные с тремя степенями свободы - закрепив горизонтальное положение, я могу манипулировать только вертикальным, что очень удобно при съёмке двухкадровых панорам.
-На этом мои познания в штативоведении заканчиваются. Я крайне не привередливый на эту тему и для личных нужд использую довольно недорогие треноги - всё равно львиная доля снимков делается в максимально низком положении, да и топить его в воде и грязи не так жалко.

Заключение

Наверное глупо писать о зацикленности людей на фото-технике, после десятка абзацев об оной... Тем не менее. Самый большой ажиотаж вызвал отрывок про фильтры и тросики, большинство вопросов было на тему какой камерой я снимаю и какой фильтр ставил в той или иной ситуации. Я считаю такой подход в корне неверным и агитирую всех уделять больше времени технике съёмки, а не съёмочной технике!

Теперь пара слов об уместности съёмки на длинной выдержке как таковой. Я сам болен этим и использую её где надо и где не надо. Это не правильно. Такая съёмка - довольно узкоспецализированнный приём, который может помочь в тех или иных съёмочных ситуациях. Так к нему и стоит относиться. Это не авторский стиль и не показатель мастерства! Удачи!

2011 Сергей Дегтярев, фотографии автора

Все мы любим фото с снятые с длинной выдержкой, лично я – очень. Это прекрасный способ создать динамику, движение и добавить глубины в изображения. В этом уроке по фотографии я покажу вам два приема, которые помогут получать фото с длинной выдержкой, если на улице слишком светло и у вас вовсе нет ND фильтра.

ND фильтры это затемняющие фильтры позволяющие снимать с длинной выдержкой днем.

Длинные выдержки создают этот сюрреалистичный и все же приятный эффект, который делает изображение удивительным. Всякий раз, когда вы фотографируете ночью, вы автоматически применяете длинную экспозицию, если не используете очень высокие значения ISO. В этом уроке я буду говорить о длинных экспозициях в дневное время, которые гораздо сложнее в исполнении.

Эти два приема подразумевают создание девяти различных изображений с последующим их объединением. А теперь, прежде чем мы начнем, я кратко дам вам подходящие настройки камеры и условия съемки:

Съемка и настройки камеры

  • В конечном итоге вы получите лучшие результаты, если будете фотографировать в облачную ветреную погоду. Почему? Потому что у вас будут облака, которым ветер придает движение, а это то, что вам нужно – движение. В облачную погоду вы также получите минимальное количество света, чтобы иметь возможность продлить время выдержки.
  • Вам совершенно точно понадобится штатив , прежде всего потому, что изображения нужно будет объединить, в также чтобы они были максимально четкими. Без штатива на выдержке меньше 1/60 ваши изображения станут размытыми.
  • Используйте пульт дистанционного спуска затвора или 2-секундный таймер каждый раз, когда делаете снимок. Опять же это очень хороший способ избежать дрожания камеры и получить резкие изображения.
  • Сфокусируйтесь на объекте и переведите объектив в ручной режим фокусировки прежде, чем начинать фотографировать. НЕ МЕНЯЙТЕ точку фокусировки между этими девятью изображениями.
  • Установите ISO - 100 единиц. Ваша камера стоит на штативе, так что вам не понадобится значение ISO выше.
  • Используйте очень узкую диафрагму, например, f/22 . Это сократит количество света, попадающего в объектив, а в сочетании со значением ISO 100 поможет увеличить выдержку.
  • Снимайте за час или два часа до заката , что тоже уменьшит количество света и позволит еще больше увеличить выдержку.
  • Если у вас есть ND фильтр, то используйте его . Если ваш ND фильтр очень темный (например, 10 шагов), то вам не понадобится этот прием, так как вы сразу можете создать длинную экспозицию. Если же он недостаточно темный, то я все же рекомендую его использовать, даже если у вас есть экспозиция в одну секунду.
  • Я рекомендую экспонировать и фокусироваться перед установкой ND фильтра на объектив, потому что после этого вы не сможете четко видеть сцену.

Прием №1 – режим мульти экспозиции (есть не во всех фотокамерах)

Первый прием заключается в использовании режима мульти экспозиции в вашей камере. Если у вас нет данного режима, не волнуйтесь, второй прием применим для любого типа камер. Я использую Canon 6D, но этот режим мульти экспозиции имеется практически в любой продвинутой DSLR камере.

Вы найдете этот режим в меню, понадобится просто включить его.

Для настроек :

  • Среднее для опции Multi-expos ctrl
  • Беспрерывно для настроек Continue Mult-exp

Вы можете выбрать, сколько экспозиций вы хотите сделать, максимальное количество зависит от вашей камеры. Я обычно снимаю девять экспозиций, чтобы получить желаемое движение облаков.

Этот режим позволит вам умножить выдержку на количество снимаемых экспозиций. Например, если вы снимаете одно изображение с экспозицией в одну секунду, то получите полную экспозицию в девять секунд при съемке девяти экспозиций. То самое происходит, когда у вас экспозиция в 15 секунд.

В этом режиме камера автоматически соединит изображения и даст одно с движением облаков. Этот трюк также сработает, если вы хотите получить красивую шелковистую воду.

Если облака двигаются действительно быстро, то я рекомендую подождать около двух секунд прежде, чем делать следующий снимок. Главное, чтобы облака не были в том же месте из кадра в кадр. Если облака двигаются медленно, то делайте между снимками паузу в 10-15 секунд.

В этом режиме вы будете видеть на экране сколько еще изображений нужно сделать, чтобы завершить мульти экспозицию.

Это пример длинной экспозиции, которую я сделал с использованием описанного метода. Диафрагма была f/22, ISO 100, а выдержка 1 секунда с использованием ND фильтра. Его не было достаточно, чтобы получить длинную экспозицию с растянутыми облаками, поэтому я решил применить режим мульти экспозиции. Я сделал один снимок, состоящий из девяти, и ниже вы видите, что получилось с применением этого режима и без него. Вы видите, что это повлияло не только на облака, но и вода выглядит красиво и шелковисто.

Одно изображение

Девять снимков с использованием мульти экспозиции в камере.

После некоторой ретуши я получил вот такой результат!

Прием №2 – несколько снимков, объединенных в Photoshop

Второй прием заключается в проделывании того же самого, но вручную. Если вы имеете опыт съемки таймлапсов , то вам будет совсем не трудно понять, как это делать.

В режиме мультиэкспозиции камера автоматически выдает результат в одном изображении. Для этого же приема нужно сделать девять отдельных снимков, один за другим.

Используйте те же настройки камеры, которые я описал выше (ручной режим, ручная фокусировка, штатив, малая диафрагма, ISO 100, дистанционный спуск затвора или 2-секундный таймер). Что касается условий съемки, то я рекомендовал бы то же самое, и используйте ND фильтр, если таковой имеется.

В целом вы будете снимать таймлапс из девяти изображений. Не забывайте делать интервал минимум в 10 секунд между кадрами. Этот процесс может быть достаточно скучным. Я использую альтернативную прошивку Magic Lantern , которую я установил на свою фотокамеру вместо оригинальной, она имеет встроенный интервалометре. Я могу указать интервал между каждым снимком, и камера будет автоматически фотографировать каждые 10 секунд, например, пока я не решу остановиться.

Вы можете купить тросик спуска с интервалометром или использовать таймер в телефоне, чтобы считать интервал. Это уже на ваше усмотрение.

Вот пример девяти изображений, которые я сделал с интервалом в 15 секунд между каждым. Вы можете четко видеть движение облаков. Для демонстрационных целей я намеренно недоэкспонировал эти снимки.

Итак, когда у вас есть необходимое количество снимков, импортируйте их в Photoshop как слои (из Bridge или Lightroom в соответствии с вашим рабочим процессом).

Открыть как слои в Photoshop после выбора изображений в Lightroom .

Затем выберите все слои и создайте смарт-объект.

После этого перейдите Слои -> Смарт-объект -> Режим стека -> Среднее.

Photoshop создаст красивую длинную экспозицию, объединяя все слои.

Вот изображение до и после:

Справа одно изображение До, справа – После.

Заключение

Вам не нужны супер темные дорогие фильтры, чтобы создать длинные экспозиции. Конечно, с ними вы получите наилучший результат, но есть достаточно хорошая альтернатива.

Будучи 19-летним студентом, я не могу тратить много денег на оборудование, поэтому два этих приема идеально мне подходят.

Многие начинающие фотографы думают, что секрет хороших кадров заключается в короткой выдержке. Самые грамотные знают, что она должна быть не меньше, чем единица, делённая на фокусное расстояние объектива, которым снимаешь. Но на самом деле существует ряд сюжетов и технических решений, которые позволяют создавать интересные и необычные картинки, используя длинную выдержку. Мне как подводному и пещерному фотографу довольно часто приходится работать в условиях недостаточной освещённости, и это заставляет выкручиваться теми или иными способами и получать изображение, когда просто зафиксировать фотоаппаратом момент невозможно. Поэтому у меня есть целый арсенал приёмов, чтобы снимать там, где большинство людей снять не может. И это даёт мне определённое профессиональное преимущество.

Проводка

Самый простой и очевидный пример использования длинной выдержки, которому учат в фотошколах, это проводка. Вы наводитесь на движущийся в кадре объект и начинаете двигать фотоаппарат, не изменяя положения этого объекта в видоискателе. Так можно снимать живую природу, спорт, когда что-то перемещается мимо вас, а вы его «провожаете». Этот приём используется, когда нет возможности подойти близко к объекту, чтобы заморозить его вспышкой, нельзя поставить достаточно короткую выдержку, чтобы объект не был смазан, или нужно, наоборот, усилить эффект движения. В таком случае выставьте более длинную выдержку (около ¼ или 1 секунды) и попытайтесь сделать проводку. Это технически достаточно сложный приём, который требует тренировок. Проще всего тренироваться, выйдя на улицу и снимая проезжающие мимо машины. За какое-то время вы научитесь двигать камеру с такой скоростью, чтобы она совпадала с линейной скоростью автомобиля и объект оставался резким, а весь окружающий мир смазывался до полного неузнавания. Таким образом можно снимать животных, чтобы показать скорость движения, динамику.

NIKON D3S / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F13, 1/4 с, 16.0 мм экв.

Однажды мы снимали дельфинов. Мать и детёныш очень быстро плавали, а вспышки использовать было нельзя, так как животные их пугались. Освещение было слишком слабым, чтобы позволить себе короткую выдержку. Поэтому я увеличил выдержку до ¼ с и сделал проводку проплывающих животных. Так я не только снял дельфинов, но и показал динамику их движения. Несмотря на то что существует тенденция снимать с как можно более короткими выдержками, проводка остаётся одним из излюбленных приёмов спортивных фотографов и анималистов и позволяет получать более разнообразные и динамичные картинки.

Чуть более сложным является приём комбинирования проводки со вспышкой. Вы выставляете синхронизацию срабатывания вспышки по задней шторке, делаете проводку, и вспышка фиксирует момент окончания движения. В итоге у вас будет резкое «замороженное» изображение последней фазы движения, в то время как все предыдущие будут недоэкспонированы и смазаны. Такие кадры очень динамичны.

NIKON D3S / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F13, 1/4 с, 16.0 мм экв.

Например, в этом кадре с дельфином благодаря вспышке у детёныша получилась резкая довольная мордочка. А вокруг него на длинной выдержке всё движется, есть ощущение неуёмной жизни, дельфиньего мира, в котором всё происходит очень быстро.

Статичная камера

Теперь рассмотрим приём, когда камера зафиксирована, а предметы в кадре движутся и размываются. Типичный объект такой съёмки - водная стихия: морской прибой или бегущие по морю волны, струи фонтана или водопада, которые размазываются и дают ощущение потока. Например, такой сюжет:

NIKON Df / 24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/10 с, 24.0 мм экв.

Это может быть снег, дождь или автомобили, оставляющие треки огоньков. В кадре - Дом правительства Азербайджана, известный как Дом тысячи комнат.

NIKON D4S / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 3 с, 35.0 мм экв.

Если бы я снимал это фото ночного Баку на короткой выдержке (что камера позволяла), то на переднем плане у меня было бы очень много машин, которые отвлекали бы от основного объекта съёмки. А на длинной выдержке их нет - они исчезли, оставив только треки огней габаритов и стоп-сигналов. Так снимают ночные города, горные серпантины, и они выглядят очень эффектно. Можно управлять влиянием движущегося объекта на композицию кадра: изменять его, делать минимальным или вообще убирать.

Слабый источник света

Следующий случай - недостаточная освещённость и неподвижные объекты. Вместо того чтобы мучиться и изобретать способы, как их осветить, достаточно поставить камеру на штатив, открыть затвор и проэкспонировать кадр так, как вам нужно. Этот простой метод позволяет превратить банальный сюжет в необычный кадр, который будет выглядеть привлекательно и свежо.

Объектив AF NIKKOR 35mm f/2D

NIKON D700 УСТАНОВКИ: ISO 800, F7.1, 30 с, 35.0 мм экв.

Это фото дайв-центра «Голубое озеро» снято ночью с выдержкой 30 секунд. Оно не кажется ночным из-за длинной выдержки, но при этом выглядит интересно, с необычными красками.

Фокусное расстояние 50 мм
Объектив AF NIKKOR 50mm f/1.4D

NIKON D3S УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 3 с, 50.0 мм экв.

Это стоянка нашего водолазного корабля РК-311 у заброшенного плавучего дока для ремонта подводных лодок на острове Мощный. Она снята поздним вечером с выдержкой 2,5 секунды. Свет заката окрасил всё в тёмно-синие тона, а жёлтый свет ламп накаливания поставил акцент на корабле.

Главное - не бояться, дождаться темноты, поставить камеру на штатив и открыть затвор. И результат будет совершенно удивительным.

Светопись

Это легендарная техника пещерных исследователей. Вы ставите камеру на штатив, открываете затвор на бесконечность (на камерах Nikon обозначено как Bulb). А затем ходите и фонариком освещаете сцену. В чистом виде светопись делается в абсолютной темноте: куда вы посветили, там появился кусочек картины, и так вы рисуете световой кистью, пока не появится всё изображение полностью.

NIKON D3X / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F10, 62 с, 16.0 мм экв.

Этой техникой также очень часто снимают натюрморты. Но светопись может использоваться и во многих других жанрах: и тревел, и пейзажной, и даже репортажной фотографии. Главное, чтобы у вас было время экспериментировать. Светопись отнимает чудовищное количество времени: каждый кадр секунд по тридцать, плюс ещё отрисовка процессором камеры секунд тридцать, и вам нужно какое-то количество дублей, чтобы получить нужный снимок. Но результат будет очень необычным. Вы можете создавать противоречивые, неестественные световые рисунки, которые зрителем будут восприниматься как странные, и это привлечёт внимание к вашей фотографии. Совершенно не понятно, откуда льётся свет, из каких источников? Как, например, на фотографии горнопроходческого комбайна выше. Экспозиция этого кадра 62 секунды, всё здесь нарисовано одним маленьким фонариком.

При этом люди в кадре не должны вас смущать. И вот почему. Когда вы светите фонариком, вы высвечиваете только маленькую часть кадра. А в это время ваша модель может делать что угодно. Например, фотография с длительностью экспозиции ниже 13 секунд. Ни один человек не может стоять столько времени неподвижно. Но поскольку это светопись, ваша модель может свободно двигаться, пока вы не направите фонарь на неё. Осветить человека фонарём - вопрос секунды. А секунду человек может оставаться неподвижным. Ваша цель - объяснить модели, что надо замереть, когда вы будете отрисовывать её в этой сцене.

NIKON D4S / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F10, 13 с, 14.0 мм экв.

Недавно я попробовал применить светопись в подводной фотографии, чего до меня никто не делал. Этот кадр снят с выдержкой 30 секунд: камера стояла на штативе, а я плавал с фонариком, освещая сцену.

NIKON D4S / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F14, 30 с, 35.0 мм экв.

Комбинированный свет

Самый сложный случай, когда в одном кадре у вас оказались неподвижный плохо проэкспонированный объект и подвижные объекты. Тогда приходится использовать комбинированный свет, чтобы вспышками заморозить подвижные объекты, а на длинной выдержке проэкспонировать те, которые невозможно осветить вспышками. Например, этот кадр с нашим кораблём:

Объектив AF NIKKOR 20mm f/2.8D

NIKON D3S УСТАНОВКИ: ISO 4000, F4.5, 15 с, 20.0 мм экв.

Я хотел запечатлеть, как он плывёт под звёздным небом. Но если просто поставить камеру на штатив, то корабль на снимке окажется чёрным, ничего нельзя будет рассмотреть. А если на судне включить свет, то из-за волн силуэт корабля на длинной выдержке смажется. Поэтому пришлось использовать комбинированный свет. Я встал на дамбе и поставил камеру на штатив, чтобы проявились звёзды и отрисовались метеориты Персеид, поток которых как раз пересекала наша планета. Также нужно было осветить корабль со стороны, поэтому на второй пирс я поставил на штативе вспышку с тубусом, чтобы дать направленный свет на корабль. И последнее - подсветить корабль изнутри, при этом постоянный свет не годился, я уже объяснил почему. Так что в рубку и каюты мне пришлось тоже положить вспышки с радиосинхронизаторами и направить их в иллюминаторы.

NIKON D4S / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F10, 6 с, 14.0 мм экв.

Светопись может стать отличным решением для сюжетов, которые невозможно снять днём. Например, в каньонах. Это узкие ущелья, солнце туда не может попасть. Поэтому гораздо лучше взять всё в свои руки и снять ночью с тем светотеневым рисунком, который вы задумали. Вот такой пример выше: выдержка 6 секунд, человек будто бы исследует каньон. Это светопись двумя фонарями, один из которых находится спереди модели, а другой держит осветитель позади неё.

Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

NIKON D700 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F2.8, 20 с, 14.0 мм экв.

NIKON D4S / 20.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F13, 2 с, 20.0 мм экв.

Кадр «Я тебя не слышу»: комбинированный свет из 7 вспышек, двух фонарей и светописи. Здесь достаточно большое пространство, а ещё и водопад, и озеро, и осветить всё было трудно. Поэтому я положил в воду три подводные вспышки, людей заморозил вспышками сухопутными, стены каньона подсвечивались фонарями, плюс я поправил световой рисунок водопада светописью. На всё про всё 1,6 секунды.

NIKON D3X / 24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F6.3, 1/4 с, 24.0 мм экв.

Также комбинированный свет позволяет разделить планы, как на этой фотографии. Здесь передний план подсвечен вспышками с холодной температурой свечения, а задний - тёплым галогеновым фонарём, установленным на горном комбайне. Но этот фонарь недостаточно сильный, чтобы конкурировать со вспышками, поэтому выдержка должна быть достаточно длинной. Только тогда задний план будет отрисован достаточно хорошо. Наложение разного света проявило узоры породы на потолке, на который легли золотистые отсветы фонаря.

NIKON D4S / 20.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1 с, 20.0 мм экв.

Пещера Прометея. Здесь комбинированный свет оказался нужен по другой причине. Большое нагромождение объектов не позволяло нормально высветить пещеру - вспышки неминуемо давали бы жёсткие тени ото всех объектов. Или их должно было быть очень много, чтобы хорошо высветить такую композицию. Я применил следующую схему: человек заморожен вспышкой, а сталактиты и сталагмиты высвечены светописью.

Светопись сама по себе и комбинированное освещение - наиболее интересные и малоизученные области фотографии, которые требуют больших временных затрат и физических усилий, но и отдача очень высока. Это то, чем хочется заниматься.

Как снимать на длинных выдержках

При съёмке на длинных выдержках вам не обойтись без устойчивого штатива и спускового тросика с возможностью фиксации кнопки затвора. Чтобы уменьшить тряску при срабатывании затвора, я рекомендую использовать режим предподъёма зеркала. Но если вы вдруг оказались где-то без штатива, а снимать хотите на длинной выдержке, то вам поможет правильная стойка и возможность опереть на что-то локти или прислонить к чему-то камеру. Возможен упор в колено или на локоть. Профессиональные камеры позволяют снимать с рук на более длинных выдержках, потому что они тяжелее и более ухватистые. Я снимал с рук на D3S и D4S с выдержкой до полусекунды. Надо понимать, что если вы снимаете с рук, то чем длиннее выдержка, тем больше дублей придётся сделать.

Дата публикации:

Проекты Виктора Лягушкина:
2010 – Ординская пещера. Познание
2011 – Принцесса китов
2011 – Пещеры Урала
2012 – Черек-Кель. Кувшин джина
2012 – Хозяйка Орды
2013 – Ледяное подземелье
2013 – Балтика. Тайны затонувших кораблей
2014 – Быть дельфином
2015 - Чужие на Байкале

Съемка на длинной выдержке позволяет создавать интересные фотографии, предоставляя фотографу широкие возможности для творчества. Этот прием может использоваться в различных съемочных ситуациях и для совершенно разных целей. Начиная от съемки динамичных сцен и заканчивая фотографированием ночных пейзажей. В этой статье мы поговорим о том, как правильно фотографировать на длинных выдержках, чтобы получить наилучшие результаты.

Когда использовать длинную выдержку

Вначале стоит определиться с тем, что же такое . Как известно, выдержка определяет тот временной промежуток (в долях секунды, секундах или минутах), в течение которого светочувствительный сенсор фотоаппарата фиксирует изображение. Выдержка – один из тех параметров, который вкупе с чувствительностью сенсора корректирует яркость снимка. Условно длинной выдержкой можно назвать выдержку более 1/10 секунды. Этого промежутка времени вполне достаточно в обычной съемочной ситуации, чтобы движущиеся объекты на итоговом фотоизображении получились смазанными. Впрочем, на практике фотографы для достижения нужного им результата оперируют куда более длительными выдержками. В каких же случаях стоит прибегать к использованию длинных выдержек? Можно кратко перечислить несколько наиболее распространенных ситуаций:

— Отображение динамики на снимке

Если Вы хотите передать на фотоизображении динамику движения какого-либо объекта, то стоит воспользоваться длинной выдержкой. Это актуально не только при съемке автомобилей и других объектов, но и съемок горной реки или стремительного ручья. Причем чем медленнее движется объект, который Вы хотите снять, тем большее значение выдержки стоит выбрать для передачи интенсивности движения.

— Устранение динамики


Эта обратная ситуация, где потребуется установить еще более длинную выдержку. Например, если Вы желаете получить на снимке спокойную водную гладь без мелких всплесков и брызг, либо Вам необходимо, чтобы быстродвижущиеся облака на небе превратились на фотографии в подобие снежного полотна, накрывшего городское поселение. Снимая с большой выдержкой, можно размыть морские волны на побережье, превратив их в сюрреалистичный туман. Ко всему прочему, сверхдлинная выдержка позволяет сконцентрировать внимание зрителя на основном объекте, ведь чем больше выдержка, тем меньше лишних деталей будет оставаться на снимке.

— Съемка в условиях недостатка освещения

Разумеется, длинные выдержки могут применяться для фотографирования при дефиците света. При съемке в ночное или вечернее время зачастую приходиться удлинять выдержку, чтобы получить более качественный и светлый кадр. Но лучше всего, если при этом Вы задействуете вспышку или какие-либо другие источники света в кадре. Ведь за более длительное время экспозиции у Вас появляется возможность не только подсветить нужный объект, но даже создать своеобразный световой рисунок благодаря использованию фонарика и других источников света.


Конечно, возможности применения длинных выдержек при съемке ночных пейзажей поистине безграничны. Очень интересно выглядит фотографирование движущихся автомобилей ночью. Благодаря этому нехитрому приему можно создавать удивительные художественные эффекты от света автомобильных фар. Чем более длинную выдержку Вы установите, тем длиннее световые линии от фар получатся на снимке.

Это наиболее частые ситуации, в которых Вам может потребоваться установить выдержку на более длительную. Теперь остановимся более подробно на том, какие инструменты необходимо использовать при подобной съемкеи на что следует обратить самое пристальное внимание.

— Выбирайте условия съемки

Для приема с длинными выдержками требуются вполне конкретные условия съемки. Это, в частности, могут быть часы восхода или заката, когда повышается контраст в облаках и фотографии получаются очень интересными. Естественно, хорошо если в кадре будет присутствовать какое-либо движение. Его в кадр могут привнести те же облака и ветер. Если Вы снимаете у водоема, то очень хорошо фотографировать в сумерки, когда естественный свет приобретает синеватый оттенок. Для пейзажных снимков подойдет пасмурный день. В этом случае можно применять фильтры нейтральной плотности. В солнечный день можно фотографировать архитектурные объекты на длинных выдержках. Главное, чтобы в кадре присутствовало небо с движущимися облаками. В целом, старайтесь удлинять выдержку только там, где это будет уместно.

— Используйте штатив, тросик или пульт ДУ

Когда мы имеем дело с длительными выдержками, то для получения качественных кадров, конечно, требуется устойчивый штатив с крепкой конструкцией. Необходимо, чтобы на время выдержки, фотоаппарат оставался совершенно неподвижным. Здесь любое, даже малейшее движение может полностью «убить» кадр. Для пейзажных съемок выбирайте устойчивый штатив с достаточным весом.

Чтобы исключить любую шевеленку, применяйте спусковой тросик или пульт ДУ. Конечно, можно просто ограничиться таймером на камере, однако тросик или пульт дает возможность избежать малейших сотрясений аппарата во время длительной выдержки. При использовании обычного таймера (задержки спуска затвора) сильно ухудшается оперативность съемки и отсутствует возможность поймать нужный момент в кадре. Так что если Вы охотитесь за каким-либо исключительным, интересным кадром, то лучше действительно обзавестись пультом.

— Применяйте светофильтры

Длинные выдержки – отличный повод применять светофильтры. Нейтрально-серый фильтр (ND) представляет собой полупрозрачное стекло. Такие фильтры целесообразно применять в светлое время, чтобы несколько уменьшить световой поток, попадающий на матрицу фотоаппарата, и, тем самым, можно было бы более комфортно использовать длительные выдержки.

ND-фильтры различаются между собой по количеству ступеней затемнения, на которое понижается освещение сцены. Одна ступень – разница в два раза по степени освещенности. Соответственно, нейтрально-серые фильтры позволяют увеличить длительность экспонирования кадра. Сегодня встречаются девяти и десяти-ступенчатые фильтры, с помощью которых можно использовать 30-секундные выдержки даже в солнечную погоду.

Нейтрально-серые градиентные фильтры предназначены немного для другого. Благодаря такому фильтру можно выровнять яркости на фотоизображении. Необходимость в этом особенно часто появляется при фотографировании пейзажей. Например, когда небо в кадре получается гораздо ярче объектов на земле. Нейтрально-серый градиентный фильтр позволяет минимизировать эту разницу, обеспечивая более плавный переход от света к тени.

— Не забывайте о настройках камеры и композиции

Как правило, хорошие фотографии, снятые с использованием длинных выдержек, отличаются минимализмом и простотой композиции. Длительные выдержки дают возможность исключить из кадра лишние, ненужные детали, сделав композицию более лаконичной и простой. Именно к этому и стоит всегда стремиться. Кстати, из-за этого черно-белые кадры, полученные на длинной выдержке, зачастую смотрятся привлекательнее цветных. Так что во многих съемочных ситуациях имеет смысл снимать монохромные фотоизображения.

В условиях дефицита света или при использовании фильтра очень высокой плотности стоит забыть об автофокусе. В таких ситуациях рекомендуется сначала определиться с композицией кадра, затем настроить фокус вручную без использования фильтра и только после этого аккуратно присоединить к камере фильтр. Далее Вам останется только нажать на кнопку спуска. Касательно настроек — все зависит от эффекта, которого Вы хотите достигнуть. Используйте режим приоритета выдержки и, постепенно меняя длительность экспонирования, следите за тем, какой результат получится. Важно найти оптимальную выдержку. Начать можно, например, с одной секунды и постепенно увеличивать выдержку. Если Вы используете широкую диафрагму, то обратите внимание на то, чтобы выдержка не была слишком длинной. В противном случае картинка получится засвеченной.

Лучшего всего задействовать формат RAW. Это позволит захватить большее число деталей в темных и светлых областях кадра, а также даст возможность скорректировать баланс белого при последующей обработке. Вдобавок, фотоизображения в RAW легче конвертировать в монохромные кадры, получая качественные результаты. Учтите, что даже при минимальных показателях чувствительности сенсора (ISO) при съемке на длинных выдержках могут проявиться шумы на фотоизображении. Так что постобработка снимков с коррекцией или устранением недостатков становится практически обязательной процедурой.

— Активируйте режим Bulb

Работая с длительными выдержками, целесообразно прибегать к режиму Bulb, который присутствует в большинстве современных аппаратов. Дело в том, что во многих зеркалках значение выдержки, которое можно использовать, ограничено 30 секундами. Иногда этого бывает недостаточно. И тут-то приходит на помощь режим Bulb, позволяющий удерживать затвор фотоаппарата открытым настолько долго, насколько Вам это необходимо. Значение выдержки определяется только длительностью нажатия на кнопку спуска. Разумеется, здесь Вам обязательно понадобится спусковой тросик. Благодаря этому режиму Вы сможете делать интересные кадры с выдержкой в несколько минут. Такую очень длительную выдержку можно использовать, например, для эффектного размытия водной стихии.

Съемка на длинных выдержках потребует от Вас большей ответственности, внимания к выстраиванию композиции и настройкам фотоаппарата. Однако это очень притягательная область фотографии, которая при должном подходе позволит Вам создавать очень необычные и яркие снимки.

Съемка с длинной выдержкой - одно из моих любимых занятий. Это позволяет запечатлеть нечто, отличающееся от 99% фотографий в интернете, а также требующее навыков и подходящего оборудования.

Для работы с таким видом фотографий нужно умышленно завышать время экспонирования. В то время, как короткая выдержка передает момент, долгая выдержка делает движение размытым, создавая различные эффекты в зависимости от предмета съемки.

Поначалу всё может показаться сложным. Самый частый вопрос, который возникает у новичков: «Почему мои фотографии с длинной выдержкой получаются белыми?» К счастью, решить эту проблему очень легко. Первым делом нужно получить лучшее понимание треугольника экспозиции. Если хотите почитать подробно, кликните по ссылке , а в рамках статьи я приведу очень краткий обзор. Экспозиция фотографии (то есть насколько она яркая или темная) определяется тремя характеристиками: ISO, диафрагма и выдержка.

Выдержка отвечает за то, сколько времени затвор остается открытым. Для большинства обычных фотографий выдержка варьируется в диапазоне от 1/60 до 1/500, а нам (в зависимости от предмета) понадобятся значения от 1/10 секунды до 5 секунд или даже 20 минут. (Многие камеры не могут работать с выдержкой длиннее 30 секунд без режима «Bulb», поэтому придется воспользоваться внешней кнопкой спуска затвора). На сенсор попадет больше света, в результате чего снимок станет светлее. Если оставить затвор открытым слишком долго, то на выходе можно получить просто белый холст. Первый шаг в решении проблемы - скорректировать две другие вершины треугольника экспозиции.

ISO регулирует чувствительность сенсора к свету. Хоть техническую сторону и сложно объяснить, достаточно знать, что более высокие значения шкалы ISO означают более светлый снимок. Поэтому, при съемке с длинной выдержкой старайтесь устанавливать минимальное ISO. Пороговый уровень большинства камер равен 100. Некоторые модели могут работать даже с ISO 64, а камеры Fuji не позволяют выбирать значение ниже 200.

Третья грань треугольника экспозиции - это диафрагма. Ее значение отвечает за диаметр отверстия, пропускающего свет. Чем больше значение диафрагмы, тем шире отверстие. Однако, известно, что относительное отверстие объектива указывается в дробном виде. То есть, f/8 на деле означает 1/8. Таким образом, если диафрагменное число k больше, то относительное отверстие становится меньше, ведь 1/16 в разы меньше, чем 1/4. Если при работе с длинной выдержкой ваши фотографии получаются белыми, попробуйте сделать относительное отверстие более узким, установив меньшую диафрагму. Хорошей стартовой точкой станет диафрагма f/16 и минимальное ISO. Также учитывайте, что меньшая диафрагма означает больше резкости. Если вам нужна мелкая глубина резкости, придется прибегнуть к каким-то другим методам.

Ну хорошо, вы выполнили эти советы, но все еще не получили ответ на свой вопрос. Если вы снимаете с минимальным ISO и маленькой диафрагмой, а снимки все еще яркие, придется прибегнуть к одному из следующих вариантов.

Во-первых, сократите выдержку. Не каждому кадру требуется 20 секунд на экспонирование. Желаемый эффект можно заполучить с 1/2 или даже 1/8 с. Однако, это работает не для каждой ситуации. Иногда в кадре слишком много света, но, если посмотреть на примеры ниже, можно увидеть, что некоторые из них были сделаны с относительно короткой (как для такого вида съемки) выдержкой.

Если проблемой является излишнее количество света, найдите способ его сократить. Например, просто попробуйте сфотографировать тот же пейзаж в более темное время суток. Вместо того, чтобы пытаться заснять кадр в полдень, сделайте его на закате или даже в облачный день. Это одна из причин, по которой облачные дни идеально подходят для съемки водопадов, когда нужно немного увеличивать выдержку.

В конце концов есть очень полезный таком виде съемки инструмент - фильтр нейтральной плотности . Это обычные солнцезащитные очки для вашего объектива. Разные ND-фильтры имеют разную плотность. Мой личный выбор - 10-стоповый фильтр, позволяющий увеличивать выдержку на 10 стопов. Для обычной съемки в послеполуденное время требуется выдержка 1/30 с, ISO 100 и f/16. С таким фильтром я могу сделать тот же снимок при выдержке 30 с. Чаще всего выпускаются 6- и 3-стопные фильтры. Если нужен один или два дополнительных стопа, можно воспользоваться круглым поляризатором.

Когда вы поняли, как снимать с длинной выдержкой и купили ND-фильтр, для вас открывается огромное количество интересных способов этим воспользоваться. Вот несколько моих любимых видов съемки.

Мечтательные океанские пейзажи

Вы видели фотографии береговой линии, волны которой превращены в мистический туман? В то время, как короткая выдержка остановит волны, длинная смажет их движение. Выбор значения выдержки зависит от количества света, частоты волн и глубины воды. Хорошая стартовая точка - ISO 100, f/16 и 15 с.

Озера

Рябь на воде зачастую портит фотографии озер. Эту проблему легко решить, прибегнув к длинной выдержке, которая полностью смягчает поверхность. Мой ND-фильтр часто спасал меня от ряби на воде или скучных закатов. Выдержка здесь полностью зависит от того, насколько сильные волны. Снимок был сделан с ISO 200 (минимальный порог для камер Fuji), f/16 и выдержкой 90 с.

При съемке фотографии ниже вода была намного спокойнее, поэтому я использовал более короткую выдержку. Вот такие настройки камеры я выбрал: ISO 200, f/18, 5 с. Если внимательно посмотреть, можно заметить еще одну трудность при работе с длинной выдержкой - дерево в левой части стало размытым из-за ветра.

Водопады

Пожалуй, именно водопады изначально вдохновили меня попробовать заняться съемкой с длинной выдержкой. Я без конца смотрел на фотографии шелковисто гладких водопадов и очень хотел понять, как это делается. Большой плюс в том, что при съемке водопадов не нужна слишком долгая выдержка. Но важно определить, какую часть движения вы хотите передать. Очень легко получить водопад, в котором нет никакого контекста. Иногда это полезно, но обычно я все же стараюсь делать водопад не совсем размытым.

Я хотел оставить большую часть движения водопадов Panther Creek Falls, поэтому выставил такие настройки: ISO 200, f/18, 1/8 с.

Из-за темноты этого каньона у меня не было выбора, поэтому пришлось пожертвовать выразительностью водопада и сфотографировать его при ISO 800, f/11, 8 с.

На примере ниже я умышленно отказался от резкости, чтобы придать водопаду вид длинного шелкового каскада. Настройки камеры были такими: ISO 200, f/16, 5 с.

Полосы света

Еще один мой любимый пример. Полосы света - это красные или желтые/белые линии, которые появляются на фотографии за счет фар проезжающих машин. Здесь длина выдержки определяется тем, насколько быстро едут автомобили. Это довольно просто сделать, если определенный источник света проходит сквозь кадр и нужно просто посчитать время, за которое он это делает. Однако, когда в кадре больше машин и источников света, всё становится сложнее. Ниже я привел несколько примеров с указанием настроек камеры.

Здесь понадобилась долга выдержка, так как два потока автомобилей двигались в разных направлениях. Нужно было захватить конец одного источника света и начало другого. ISO 200, f/18, 15 с.

При съемке Бранденбургских ворот мне повезло, так как поток автомобилей двигался в одно время. Я сделал эту фотографию при ISO 200, f/16 и 2,5 с.

Фотографию ниже было нелегко сделать, ведь в кадре много линий движения автомобилей, которые нужно было захватить. ISO 200, f/16, 45 с.

Если вам нужно больше вдохновения, существуют другие способы работы с длинной выдержкой. Поищите примеры в интернете и увидите, как можно получить потрясающие облака, как работать с проводкой камеры и т.д.



Поделиться