Обозначение объективов. Некоторая дополнительная маркировка объективов

Сайт сайт продолжает серию статей о маркировке и условных обозначениях объективов мировых производителей фототехники. В прошлом ФотоHack’e мы подробно остановились на . Сегодня же поговорим об их “священном враге” и, по совместительству, мировом лидере в производстве фотооборудования − Canon.

Перед началом рассказа о маркировке объективов Canon сделаем небольшой экскурс в историю: в 1987 году японская компания предложила рынку принципиально новую электронно-оптическую систему фототехники – Canon EOS. В отличии от своего основного конкурента компания Canon не стала модернизировать морально устаревший байонет FD, а создала новый тип крепления EF, который отвечал всем требованиям нового времени и являлся основой передовой системы Canon EOS. Для компании это был очень смелый шаг. Canon могла потерять значимую часть своих клиентов, но, как говорится, риск – дело благородное. Профессионалы очень высоко оценили преимущества новой системы и начали обновлять парк своей техники. А для обывателей Canon запустила мощную промо-кампанию, в которой расхваливала простоту и чудо-автоматику потребительских камер EOS.

Итак, первое, что мы встречаем в маркировке любого объектива Canon (например, EF 70-200mm f/2.8L IS II USM) – аббревиатура, указывающая на тип байонета. На сегодняшний день байонета EF имеет модификации EF-S и EF-m, которые имеют как общие, так и отличительные от основного крепления черты. Рассмотрим каждый из них более детально.

EF (Electro Focus ) – название байонетного крепления системы Canon EOS, которое пришло на смену выпускавшемуся с 1971-го по 1987-й год креплению Canon FD. EFявляется сокращением от английского electro focus (электро-фокус). Присутствие в названии объектива аббревиатуры EFуказывает не только на его совместимость со всеми фотокамерами EOS, но и накладывает ряд других характеристик “по умолчанию”. Первое − в байонете отсутствуют подвижные механические соединения между камерой и объективом: они заменены электрическими контактами. Управление автофокусом и диафрагмой возможно только электромеханическим способом с корпуса камеры. Второе − все объективы серии EF подразумевают наличие встроенного мотора привода автофокуса.

В итоге, покупая объектив с аббревиатурой EF , вы можете быть уверены, что он совместим со всеми цифровыми и пленочными камерами Canon EOS без каких-либо ограничений и что в нем работает автофокус вне зависимости от уровня вашей камеры ( или профессиональная).

Байонетное крепление Canon EF не совместимо с креплением Canon FD. Конечно, существуют специальные переходники для работы со старыми мануальными объективами на камерах EOS, но они совместимы далеко не со всеми объективами линейки FD и имеют целый ряд ограничений.

EF- S (Electro Focus Short back focus ) − обозначение объективов, предназначенных специально для цифровых зеркальных камер (). Объективы Canon EF-S появились в 2003 году вместе с выходом первой любительской цифровой зеркальной камеры Canon EOS 300D. Буква “S” в аббревиатуре «Short back focus» указывает на меньшее расстояние от задней линзы до матрицы. Поэтому объективы EF S не совместимы с EF -байонетом. Зато камеры, использующие байонет EF-S, прекрасно работают с объективами EF. Это означает, что объектив EF-S 15-85mm f/3.5-5.6 IS USM будет работать и на EOS 1100D, и на EOS 7D, но вы не сможете использовать его на камерах с полноформатными сенсорами (EOS 5D Mark II) или на профессиональных репортажных камерах с форматом сенсора APS-H (EOS 1D Mark IV).

На сегодняшний день байонетное крепление Canon EF-S используется в следующих камерах: EOS 7D, 20D, 30D, 40D, 50D, 60D, 300D, 350D, 400D, 450D, 500D, 550D, 600D, 1000D, 1100D и их модификациях.

EF- M (Electro Focus Mirrorless ) − объективы и тип байонета, разработанные специально для беззеркальных камер Canon EOS M. Объективы EF-M не совместимы с байонетами EF S и EF . Но последний может работать с камерой Canon EOS M при помощи специального переходника Mount Adapter EF-EOS M.

Так как беззеркальная система Canon EOS M была представлена только в 2012 году, на данный момент существуют только два объектива EF-M: Canon EF-M 22 мм f/2 STM и Canon EF-M 18-55 мм f/3.5-5.6 IS STM. По слухам, Canon будет расширять линейку беззеркальных камер и объективов к ней.

TS E (Tilt Shift EOS ) неавтофокусные объективы Canon , с помощью которых возможно корректировать перспективу изображения с помощью сдвига, либо наклона группы линз относительно оптической оси. В отличие от основного конкурента, в объективах Canon TS-E диафрагма регулируется с корпуса камеры.

После аббревиатуры, обозначающей тип байонета или его модификацию, в маркировке объективов Canon указывается и максимально возможное . Например, Canon EF 50mm f/1.8 II (с его обзором вы можете ознакомиться на нашем сайте) или, в случае зум-объектива, EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM.

50 mm , 18-135mm фокусное расстояние конкретного объектива. В зум-объективах сначала указывается минимальное, а затем максимальное фокусное расстояние.

f/1.8, f/3.5-5.6 − максимально возможные значения диафрагмы. Во всех зум-объективах указывается два значения: для минимального и максимального фокусных расстояний конкретного объектива. В нашем случае при 18mm максимально возможное значение диафрагмы будет 3.5, а для 135mm – 5.6.

L (Luxury) − красной буквой “L” в паре с красным кольцом вокруг передней линзы обозначаются профессиональные объективы Canon. Характеризуются высоким качеством изображения, высокой ценой, большим весом и наличие в конструкции флюоритовых, ультранизкодисперсионных или cверхультранизкодисперсионных элементов, просветляющих покрытий и т. д. Многие объективы этой серии имеют защиту от пыли и влаги.

IS (Image Stabilizer) − указывает на наличие в объективе стабилизации изображения. Также надпись «Image Stabilizer» указывается и на корпусе объектива, возле байонета. Компания Canon впервые применила систему стабилизации изображения в объективе еще в 1995 году. На данный момент система «Image Stabilizer» переживает свою пятую ревизию и позволяет делать снимки с выдержкой на пять стопов длиннее по сравнению с объективами без стабилизации. Например, чтобы избежать смазывания при съемке статичного объекта с помощью “нестабилизированного” объектива Canon EF 85mm f/1.8 USM, нужно поставить минимальную выдержку 1/125. При помощи Canon EF 70-200mm f/2,8L IS II USM снять этот же объект без смазывания можно с выдержкой 1/5.

II − как и в случае с , римская цифра используется в том случае, когда проводилось обновление модели объектива, но сама маркировка оставалась аналогичной предыдущей версии: Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM – Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM, Canon EF 50mm f/1.8 II – Canon EF 50mm f/1.8. Бытует мнение, что римская цифра “II” обозначает поколение технологии стабилизации, что не соответствует действительности.

USM (Ultrasonic Motor) − ультразвуковой привод системы автофокуса объектива. Такой привод отличается высокой скоростью фокусировки, малым энергопотреблением, а также невысоким уровнем шума. Очень часто на объективах с USM-приводом присутствует золотое кольцо вокруг передней линзы и надпись Ultrasonic. В объективах профессиональной серии “L” на корпусе также присутствует надпись Ultrasonic.

Компания Canon применяет два вида USM моторов: USM кольцевого типа и USM с микромотором (его более новая версия называется Micro USM II). Первый тип применяется в профессиональных объективах и объективах среднего ценового сегмента, а второй − в более дешевых. Рядовой пользователь обязательно должен знать, что в объективах с USM моторами кольцевого типа доступна функция FT-M (Full Time Manual) , которая позволяет выполнить ручную наводку фокуса независимо от выбранного режима фокусировки (аналог Nikon’овской системы М/А). Объективы USM с микромотором (и, соответственно, Micro USM II) подобной функции не имеют и могут сломаться, если в режиме автофокуса проводить ручную наводку на резкость. Единственное исключение − Canon EF 50 f/1.4.

STM (Stepper Motor) новая технология привода автофокуса, которая обеспечивает многократные быстрые перемещения фокусировочной группы линз на небольшие расстояния, причём с крайне низким уровнем шума. Объективы с STM моторами предназначены для работы в первую очередь с камерами, обеспечивающими фазовую фокусировку с помощью матрицы. На данный момент таковой является только .

В основной маркировке могут присутствовать названия специализированных объективов: Canon EF 100mm f/2.8 USM Macro или Canon EF 8-15mm f/4.0L Fisheye USM. Эти названия говорят сами за себя и в пояснении не нуждаются.

В модельном ряду оптики Canon есть два объектива, в названии которых (в том числе и на самом корпусе) присутствует сокращение DO: EF 400 mm f/4 DO IS USM и EF 70-300 mm f/4.5-5.6 DO IS USM.

DO (Diffractive Optics) − объективы, имеющие в маркировке эту аббревиатуру, характеризуются наличием в оптической схеме дифракционных линз, которые призваны бороться с хроматическими аберрациями и дисторсией.

Также у Canon существует объектив Canon EF 135mm f/2.8 SF (Soft Focus) , который позволяет управлять расфокусировкой изображения и контролировать степень сферических аберраций на переднем или заднем плане изображения.

Все вышеперечисленные аббревиатуры, цифры, буквы и обозначения касаются маркировки, которая указана на объективе или принята для классификации внутри линейки оптики. Но есть также обозначения, которые можно встретить в инструкции, каталогах, официальном описании на сайте и т. д. Касаются они в основном оптических свойств объектива и способа фокусировки.

IF (Internal Focusing) − объективы моноблочной конструкции, в которых фокусировка происходит за счет перемещения только внутренних групп линз. Благодаря этому IF-объективы не меняют свой размер при фокусировке и у них не поворачивается передний элемент конструкции, что делает удобным использование градиентных фильтров. Система внутренней фокусировки реализована в большинстве и в некоторых .

RF (Rear Focusing) − объективы, в которых для ускорения фокусировки задействована только задняя группа линз.

Float − система плавающих линз в объективе, применяющаяся для устранения аберраций при съемке на малых расстояниях.

AL (Aspheric Lens) − объективы имеют в конструкции асферические линзы для борьбы со сферическими аберрациями. Применяются практически во всех EF-объективах.

UD (Ultra-low dispersion) − линзы с низкой дисперсией (рассеиванием). Применяются в большинстве объективов для минимизации хроматических аберраций.

S- UD (Super Ultra- low dispersion) − линзы со сверхнизкой дисперсией (рассеиванием). Убирают практически все хроматические аберрации. Применяются во многих теле- и супертелефотообъективах серии “L” и широкоугольных объективах.

CaF 2 (Fluorite ) − указывает на наличие в объективе флюоритовых линз для устранения хроматических аберраций. Применяется в супертелефотообъективах.

CA (Circular Aperture ) − подразумевает использование особо скругленных лепестков диафрагмы для того, чтобы получить “правильное” бокэ.

Вкратце это все, что хотелось рассказать об объективах Canon. Как и всегда – пишите свои вопросы, замечания и пожелания в комментариях.

© 2018 сайт

Байонет Nikon F, использующийся в зеркальных фотоаппаратах Nikon, был разработан в 1959 году. Несмотря на то, что само байонетное соединение практически не изменилось с момента своего появления, камеры и объективы за прошедшие десятилетия успели обрасти большим количеством конструкционных изменений и нововведений. В результате части системы, выпущенные в разные годы, далеко не всегда совместимы между собой, о чём можно прочесть в статье «Совместимость объективов Nikon ».

Байонет Nikon Z был представлен в 2018 году и используется в беззеркальных фотоаппаратах Nikon. Объективы Nikon Z абсолютно несовместимы с зеркальными фотоаппаратами, в то время как объективы Nikon F могут быть установлены на беззеркальные камеры с помощью переходника.

Здесь же я постараюсь помочь вам разобраться в обилии аббревиатур, изобретаемых Никоном последние более чем полвека для обозначения каждого технического новшества.

Основные обозначения

Эти параметры универсальны и имеются у всех объективов независимо от производителя.

Фокусное расстояние объектива измеряется в миллиметрах (подробнее см. «Фокусное расстояние и перспектива »). Для объективов с фиксированным фокусным расстоянием указывается одно число, например, 35mm. Для зум-объективов указывается диапазон фокусных расстояний, например, 70-300mm.

Nikkor (1932) Торговая марка, под которой Nikon выпускает оптику, в частности – фотографические объективы.

Micro (1956) Макрообъективы Nikon промаркированы Micro-NIKKOR. Почему «микро», а не «макро»? Да потому, что в 50-х годах под макрофотографией понималась съёмка в масштабе большем, чем 1:1, т.е. с увеличением . Объективы Micro-NIKKOR давали изображение в масштабе ровно 1:1, т.е. в натуральную величину. Поскольку они ничего не увеличивали, их нельзя было назвать «макро». Сегодня масштаб 1:1 считается макросъёмкой , но Никону лень менять номенклатуру.

A (1959) Самые первые объективы для зеркальных камер Nikon. Известны также как Pre-AI, Non-AI, NAI или просто F (по названию байонета) объективы. A означает Automatic, но это относится не к фокусировке (фокус, естественно, ручной), а к механизму прыгающей диафрагмы. Суть его в том, что наводка на резкость осуществляется при полностью открытой диафрагме, и лишь при нажатии на спуск, диафрагма автоматически прикрывается до заранее заданного значения. Для корректной работы этого механизма требовалось вручную индексировать диафрагму при каждой установке объектива на камеру. С современными камерами (за исключением ретроспективной Nikon Df) A объективы в своём исходном виде несовместимы и нуждаются в т.н. конверсии.

ASP (1968) Aspherical. Введение асферических элементов в оптическую схему объектива используется для устранения сферических аберраций .

CRC (1967) Close Range Correction. В конструкции объектива присутствует плавающий элемент (часто это предняя линза), меняющий своё положение в зависимости от дистанции фокусировки, что позволяет объективу фокусироваться на сверхблизких расстояниях, сохраняя при этом отменную резкость. Характерно для макрообъективов, а также для светосильных широкоугольных объективов.

PC (1968) Perspective Control. Объективы, позволяющие иправлять перспективные искажения путём упрощённой имитации подвижек крупноформатной камеры. Передняя часть объектива может быть в определённых пределах сдвинута или наклонена, для коррекции перспективы или для управления плоскостью фокусировки. PC объективы допускают только ручной фокус и только ручной экспозамер.

NIC (1970) Nikon Integrated Coating. Многослойное просветляющее покрытие представляет собой тончайшую плёнку, нанесённую на линзы объектива с целью повысить их светопропускающую способность и уменьшить интенсивность бликов. Все современные объективы имеют многослойное просветление.

SIC – Super Integrated Coating. Улучшенное по сравнению с NIC многослойное просветление, использующееся в зум-объективах с большим количеством элементов.

ED (1975) Extra-low Dispersion glass. Сверхнизкодисперсионное стекло имеет коэфициент рассеяния значительно меньше, нежели обычное оптическое стекло. Отдельные элементы объектива, изготовленные из сверхнизкодисперсионного стекла, призваны уменьшить вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации .

IF (1976) Internal Focusing – внутренняя фокусировка. Для наводки объектива на резкость используется перемещение независимой группы линз внутри объектива. При этом размеры объектива не меняются, а передняя линза остаётся неподвижной, облегчая использование поляризационных и градиентных фильтров . Кроме того подобная схема позволяет уменьшить габариты объектива, а также ускорить фокусировку.

AI (1977) Aperture Indexing. Классические объективы с ручной фокусировкой и автоматическим индексированием диафрагмы. Совместимы со всеми камерами, но на многих современных аппаратах не будет работать матричный экспозамер, а также любые режимы определения экспозиции, кроме приоритета диафрагмы. Объективы , фабричным или кустарным способом переделанные в AI, называются AI-конвертированными (AI-converted).

ADR – Aperture Direct Readout. Дополнительная шкала значений диафрагмы, видимая непосредственно через видоискатель в специальном маленьком окошке. Позволяла устанавливать желаемое значение диафрагмы не отрывая глаз от окуляра. Присутствует на всех AI объективах.

E (1977) В 60-е и 70-е годы, когда Nikon доминировал на рынке профессиональной малоформатной фототехники, под маркой Nikkor выпускались только дорогие и сверхнадёжные профессиональные объективы. В погоне за любительским рынком Nikon начал выпускать сравнительно дешёвые объективы, и, чтобы не ронять престиж бренда Nikkor, обозначил их просто как объективы серии E. Качество изготовления E объективов по тогдашним меркам оставляло желать лучшего, но оптически они не уступали объективам профессионального уровня. Сегодня все, даже самые дешёвые объективы, маркируются как Nikkor, и даже в самых дорогих объективах есть пластмассовые детали, что в 70-х годах расценивалось как преступление.

В настоящее время (начиная с 2008 года) буква в названии объектива означает электронный привод диафрагмы.

AI-s (1982) Незначительно усовершенствованный вариант AI объективов, обеспечивающий более точное управление диафрагмой.

AF (1986) Autofocus. Автофокусные объективы первого поколения имели механический привод автофокуса т.н. «отвёрточного» типа. Фокусировочный мотор располагался в камере и передавал вращение элементам объектива с помощью устройства, напоминающего отвёртку. AF объективы совместимы практически со всеми фотоаппаратами Nikon, но автофокус не будет работать на камерах без встроенного мотора.

FL (2013) Fluorite. Флюорит (CaF 2), обладает исключительно низким коэффициентом рассеяния и устраняет вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации ещё эффективнее, чем сверхнизкодисперсионное стекло .

PF (2015) Phase Fresnel. Применение линз Френеля позволяет уменьшить вес и габариты объектива. Кроме того, линзы Френеля способствуют устранению хроматических аберраций .

HRI (2015) High Refractive Index. Оптическая схема объектива включает в себя элементы с показателем преломления выше 2.

AF-P (2016) Автофокусные объективы с шаговым фокусировочным мотором (Pulse motor). Шаговый мотор работает несколько тише, нежели ультразвуковой мотор AF-S объективов.

Z (2018) Объективы с байонетом Nikon Z для беззеркальных фотоаппаратов. Несовместимы с зеркальными фотоаппаратами.

S (2018) Объективы серии S. Относятся к Z объективам. Nikon уверяет, что буква S в данном случае означает «superior» – превосходный.

А теперь давайте на конкретном примере разберёмся, какие сведения можно узнать, прочитав надписи на объективе. Возьмём первый попавшийся под руку объектив, а я не без основания полагаю, что многим моим читателям под руку подвернётся именно тот объектив, который они приобрели вместе с камерой, т.е. Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G VR DX II , и посмотрим на него внимательно. Если у вас в руках любой другой объектив – действуйте по аналогии.

Вокруг передней линзы объектива видна надпись:

Nikon AF-S DX NIKKOR
18-55mm 1:3.5-5.6G VR II
∞-0.28m/0.92ft Ø52mm

Nikon – название компании-производителя. Расшифровка здесь, по всей видимости, не требуется.

AF-S – автофокусный объектив со встроенным фокусировочным мотором.

DX – код системы. Данный объектив предназначен для DX камер, имеющих уменьшенный сенсор с кроп-фактором 1,5.

NIKKOR торговая марка, под которой Nikon выпускает свои объективы.

18-55mm – диапазон фокусных расстояний. 18-55 мм на камере с кроп-фактором 1,5 дадут тот же угол изображения , что и 27-84 мм на полнокадровой камере. Таким образом, наш объектив охватывает диапазон от широкоугольного, до умеренно длиннофокусного, что делает его весьма универсальным.

1:3.5-5.6 – светосила. В широкоугольном положении (18 мм) минимальное значение диафрагмы – f/3,5, а в телеположении (55 мм) – f/5.6. 18-55mm не слишком светосильный объектив, к тому же светосила его падает с увеличением фокусного расстояния, но таковы все любительские зум-объективы. Большая постоянная светосила увеличила бы их габариты и стоимость многократно.

G – объектив не имеет кольца управления диафрагмой, но на современных камерах оно вам и не понадобится.

VR оптический стабилизатор изображения. Архиполезное устройство для съёмки с рук при слабом свете. Для статичных сцен в какой-то мере компенсирует малую светосилу.

II – это вторая версия объектива AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR, которая отличается от первой его версии большей компактностью (в силу складной конструкции корпуса) и незначительно усовершенствованной оптической схемой.

∞-0.28m/0.92ft – диапазон дистанций фокусировки в метрах и футах. Максимальная дистанция – бесконечность, минимальная – 0,28 метра или 0,92 фута. Не забывайте, что дистанция фокусировки считается не от передней линзы объектива, а от матрицы фотоаппарата.

Ø52 – диаметр резьбы для фильтров. В данном случае диаметр составляет 52 мм.

Сверху на объективе золотыми буквами написано:

Большая часть производственных мощностей Никона давно перемещена в Таиланд или Китай. В Японии производятся лишь самые дорогие модели камер и объективов.

Здесь же расположен серийный номер объектива.

Надеюсь, что теперь для вас не составит труда разобрать маркировку любого объектива Nikon.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Для начала разберемся с фокусным расстоянием. Изначально каждый объектив имел фиксированное фокусное расстояние, которое в соотношении с диагональю кадра и обуславливало его применение.

Стандартным для малоформатных пленочных камер, а теперь и для fullframe-цифровиков считается фокусное расстояние 50 мм. Дело в том, что при таких размерах кадра угол зрения 50-миллиметрового объектива практически равен углу обзора человеческого глаза, то есть с таким объективом камера «видит» подобно человеческому глазу. Но на практике нужно гораздо больше вариантов - так, например, выделился класс портретных объективов , имеющих не только увеличенное (70-90 мм) фокусное расстояние, но и повышенную светосилу: такой объектив акцентирует композицию кадра на центре и фокусе, красиво размывая фон, дает отличную детализацию и малый уровень искажений.

А что делать, когда нужно снимать с удаления? Тут нужен уже телеобъектив - неотъемлемый атрибут фотокамеры репортеров и папарацци, подобные объективы иногда разрастаются до чудовищных размеров: например, редчайший Canon EF 1200mm f/5.6 L USM весит 16,5 килограммов, и при съемке должен сам стоять на прочном штативе. При съемке зданий, напротив, нужно малое фокусное расстояние (менее 35 мм), обеспечивающее поле зрения широкоугольных объективов. Однако такой угол обзора несет и характерные искажения - края кадра «заваливаются» внутрь.

Развитие широкоугольников - «рыбий глаз », где фокусное расстояние минимально (порой всего несколько миллиметров), из-за чего искажения, характерные для широкоугольной оптики, доходят до абсолюта. Минимальное расстояние съемки у «рыбьих глаз» часто меньше, чем у макрооптики, иначе при таком угле зрения в кадр попадет слишком много лишнего.

Для макросъемки используются объективы, схожие по фокусному расстоянию с портретными, но их ключевые отличия - возможность сфокусироваться на сверхмалых расстояниях и прецизионная обработка линз, обеспечивающая наименее возможные искажения.

Но что же делать, если хочется снимать разные кадры, но нет денег на набор оптики? Что ж, зум-объективы изобретены уже давно. В них оптическая система сложнее, зато позволяет менять фокусное расстояние зачастую в широких пределах. Расплата за универсальность - потери в светосиле, рост искажений, особенно в крайних положениях фокуса. Тем не менее, хороший зум-объектив всегда найдется и в кофре профессионального фотографа.

Есть еще один интересный момент. В начале статьи мы упоминали, что оптика Canon, рассчитанная на байонет полноформатных матриц, может работать и на технике с «кропнутыми» матрицами. И тут раскрывается смысл кроп-фактора, указываемого в характеристиках фотоаппаратов. Например, если мы снимем с полноформатника нормальный объектив, то на камере с APS-C (кроп-фактор 1,6) он превратится по полю зрения… в 80-миллиметровый (50*1,6)! Нормальным же для этого фотоаппарата будет уже 30-миллиметровый, который на «старшей» камере будет работать широкоугольником. Теперь Вы понимаете, почему на компактных фотоаппаратах с очень маленькими матрицами такие короткие объективы? На сменной же оптике чаще всего фокусное расстояние указывается именно для полного кадра, так что для меньших матриц его нужно обязательно пересчитывать при выборе по кроп-фактору своей камеры.

Если фокусное расстояние определяет большую часть применимости оптики, то ее светосила - качество и возможности съемки в малой освещенности. Особенно светосила критична для недорогих матриц, у которых приходится часто выставлять светочувствительность до таких величин, что становятся ясно видны шумы. Светосила прямо отражена в минимально возможном относительном отверстии диафрагмы, то есть оптика с f/2.0 светосильнее, чем с f/3.5. Причем характерно, что, чем меньше фокусное расстояние, тем больше светосила - из-за большего угла зрения объектив пропускает больше света в совокупности. Поэтому не стоит считать, что оптика в телеобъективе с f/5.0 хуже, чем в широкоугольнике с f/1.8 - это совсем разные объективы. А вот требования к качеству матрицы фотоаппарата при желании работать с телеоптикой, понятно, выше.

Здравствуйте, читатели! Вас приветствует, Тимур Мустаев. Знание аббревиатур и умение их расшифровать пригодится любому фотографу, ведь они обозначают ценную информацию. В том числе это полезно и новичкам, которым будет гораздо проще выбирать себе технику и работать с ней. Я уже успел объяснить все , теперь пора поговорить на тему — маркировка объективов canon.

В мире фотографии приличное количество различных терминов и иностранных слов, часто скрывающихся за сокращениями. Самые важные из них уже указаны на фотоаппарате или объективе, а остальные можно найти, покопавшись в подробном описании к товару или же в моей статье ниже.

  • Крепление . Для кэнона оно указывается буквами EF , иногда добавляется S или M . Отличия между ними существенные: в первом случае, то есть EF объектив может работать почти со всеми камерами, в том числе , а во втором, то есть EF-S – только с , оснащенными APC-S матрицами. EF-М объектив создан для фотоаппаратов беззеркального типа.
  • Свойство светосилы , за которое отвечает f , . В зависимости от ее конкретного значения оптика может иметь высокую светосильность, среднюю, низкую. Чем шире открывается диафрагма, тем больше света проникает внутрь, тем светлее кадр можно получить даже в темное время. Светосила очень ценится, она во многом определяет стоимость оптики.
  • Фокусное расстояние F , измеряемое в миллиметрах (mm). Двух-трехзначное число, относимое к этой характеристике, является одним из главных параметров оптического устройства. Бывает F постоянным и переменным, малым и большим. Последний факт, в свою очередь, делит объективы на , штатные (портретные) и – каждый для своих целей.
  • Вид мотора . Внутренний движок, взаимосвязанный с автофокусировкой камеры, может быть разным. Так, USM – кольцевой мотор, которому свойственна быстрота работы, точность, бесшумность. Он стоит на большинстве оптики от canon. Если у вас STM , то это двигатель шаговый, рекомендован для съемки видеороликов, так как значительно снижает сопутствующие шумы, вибрации.
  • Стабилизация (IS) . Если она у вас есть, то вам повезло: не страшно легкое дрожание камеры, которое часто снижает четкость и детальность фотографии. Наличие порядком увеличивает цену товара.
  • AF и MF – включение авто и ручной фокусировки. Кстати, рядом находится само кольцо фокусирования.

Отметим также более редкую аббревиатуру, в основном принадлежащую к навороченным моделям объективов.

  • Цифры I , II и III . Не имеют принципиального значения, лишь информируют пользователя о поколении оптики в конкретной серии.
  • Macro – специально предназначенный объектив для создания фото предметов в увеличенном виде, проще говоря – . К такой фототехнике предъявляют высокие требования в плане качества линз, поэтому их часто высокая цена неудивительна.
  • Высокое качество L . Категория дорогих, люксовых, объективов, оснащенных стеклами с низким уровнем искажений, также они считаются пыле и влагозащищенными.
  • Softfocus – оптика, умеющая создавать мягкость в кадре. На данный момент не является актуальной, так как фоторедакторы способны на любые эффекты, в том числе на такой.
  • TS-E – оптические приборы для творческих личностей. Увы, фокус на них наводится лишь ручным способом, нет стабилизации, зато есть возможность его наклона или сдвига. Их еще называют Tilt Shift объективы.

Чтобы не осталось дополнительных вопросов и чтобы разбавить теорию практической частью, проанализируем объектив . Внимательно изучаем его название, читаем слева направо: 1- EF , тип крепления (и совместимости) оптики и камеры; 2 — 85mm , фиксированное фокусное расстояние, при этом объектив может быть использован в портретной фотосессии; 3 — f/1.8 , показатель максимально открытой диафрагмы, отличная светосила; и 4 – тип моторчика USM .

До свидания! Уважаемые фотографы, заходите на мой блог, подписывайтесь на обновления!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Если вы мучаетесь в догадках, что означают все эти буквы на вашем объективе кэнон, значит вы попали по нужному адресу.

FD это древние объективы от Кэнон, которые выпускались в 70х-80х. Они не подходят для современных камер, поэтому одеть такой объектив на современную камеру с EF байонетом можно только через специальный адаптер. В отличии от никон, кэнон сменил крепление, и поэтому старые FD объективы утратили какую либо ценность, забудьте про них. После относительно недолгого срока службы FD (около 15 лет) кэнон выпустил новый тип крепления EF, но вы не расстраивайтесь, линейка EF насчитывает порядка 60 объективов, этого вам должно хватить на всю жизнь, так что есть с чего выбрать.

EF (Electro-Focus) означает, что в вашем объективе есть электронная автофокусировка, т.е. внутри объектива встроен моторчик, а камера лишь подаёт команды через контакты на объективе. Собственно все объективы Кэнон сделанные после 1987 года EF, поэтому эта маркировка есть на вашем объективе, если конечно он вам не достался в наследство. EF объективы совместимы со всеми цифровыми камерами кэнон.

EF-S (Electro-Focus S hort back focus) это тот же EF только сконструированный с учётом , для зеркальных камер кэнон 1.6х, и не совместим с полноформатными камерами, такими как 5D, 1D.

USM (Ultrasonic Motor) ультра звуковой привод. Объективы с этим приводом фокусируются быстрее и издают гораздо меньше шума. Его ставят в довольно дорогих объективах.

DC (micro motor) – этот мотор ставят на бюджетные объективы от canon. Это не значит что он плохой, просто фокусировка происходит медленнее.

L (Luxury) если у вас объектив с маркировкой L, значит вы либо крутой фотограф, либо у вас много денег, ну ещё возможно и то и другое в одном лице, но это редко:) Собственно эти объективы отличаются суперкачественной оптикой, они резкие, надёжные и зачастую огромные и тяжелые. Все объективы “люкс класса” легко определить по красной каемке, к примеру :

DO (Diffractive Optics) объективы с этой пометкой отличаются оптикой, которая практически устраняет все оптические недостатки, как и , и заметно меньшими габаритами. Таких объективов Кэнон выпустил немного – всего два: EF 400 mm f/4 DO IS USM и EF 70-300 mm f/4.5-5.6 DO IS USM .

II, III - так кэнон обозначает версию объектива. Если на вашем объективе написано II, значит уже существует младшая версия, с таким же фокусным расстоянием. Например :

AF/MF переключатель, который даёт возможность фотографировать либо в ручном, либо в автоматическом режиме. Ручной режим полезен, когда камера не может поймать фокус в автомате, например, когда вы .

1.8m – /6m – этот переключатель вы можете встретить только на телеобъективах, и хоть цифры могут быть другими, означает он границу режима фокусировки, в данном случае, если переключатель на 1.

8m, значит объектив будет искать фокус до расстояния 1.8м (минимальное расстояние фокусировки), а если 6 метров – значит только до 6м. Это удобно когда вы уверены, что будете фотографировать что-то далеко, в это случае, объектив не будет терять время на фокусировку в диапазоне 1.8-6м и будет фокусироваться быстрее. Такой переключатель есть на :

28-300mm – Диапазон возможных фокусных расстояний для зум-объектива. Первое число – минимальное фокусное расстояние, второе – максимальное, которое вам будет доступно с этим объективом (конкретно в этом случае минимальное 28мм, максимальное – 300мм). Если число одно, то это объектив с фиксированным фокусным расстоянием, то есть, фикс, а не зум.

f:3.5-5.6 – Это максимально возможная для вашего объектива. Если это зум, то числа будет два (например, 3.5-5.6). Первое – это максимальная диафрагма на ближнем фокусном расстоянии. То есть, если у вас объектив 18-200мм, то на 18мм максимум будет f/3.5. Второе число – максимальная диафрагма на дальнем фокусном расстоянии, то есть f/5.6 на 200мм, к примеру. Если число одно на зуме, то максимальная диафрагма будет одна и та же на всех фокусных расстояниях. Ну и на фиксах тоже одно число, потому фокусное расстояние у него одно единственное, собственно, он поэтому и фикс. Максимальная диафрагма так же определяет .

Fisheye – этот тип объективов ни с чем не спутаешь. Если на вашем объективе написано Fisheye (“Рыбий глаз” по-русски), значит вы можете делать вот такие фотографии:



Поделиться