Как составить обоснование. Грамотное обоснование темы диссертации, а также шаблон и пример обоснования

Технико-экономическое обоснование - это очень важная и неотъемлемая часть подготовки большинства бизнес-процессов. Неважно, продукт это, услуга, выполнение каких-либо работ, данный документ поможет реализовать задуманное. Сфера применения этого метода очень широка. Он применяется в бизнес-планировании, в заявках на кредит для бизнеса, а также в управлении проектами. Любой проект потребует разработки технико-экономического обоснования, а его отсутствие превратит работу в пустую трату времени.

Итак, что же это такое?

Технико-экономическое обоснование - это отражение на бумаге того, насколько потенциально эффективной и целесообразной будет реализация проекта. Очень часто для технико-экономического обоснования используют сокращение - ТЭО. Итак, оно включает в себя расчеты, анализ, различные оценки окупаемости инвестиций, собственных средств, могут применяться различные экспертные методы оценок и прогнозирования, в зависимости от проекта. Технико-экономическое обоснование может применяться как при разработке новых продуктов, так и при улучшении или модернизации старых. То же самое относится и к строительству или организации производства, ТЭО может помочь совершить выбор при приобретении или создании определенных производственных мощностей, если таковой выбор имеется.

ТЭО и бизнес-план: так в чём же отличия?


Так как существует очень много вариаций и структур для технико-экономического обоснования и несколько популярных структур и примеров для бизнес-планов, в зависимости от цели и конкретного продукта, следует выделить главное отличие.

Технико-экономическое обоснование - это всё-таки именно расчеты и прогнозы, в нем нет детального описания продукта, присутствуют оптимальные и точные сметы, используются формулы и пояснения к ним. К примеру: на предприятии была высказана идея докупить оборудование - в этом случае разрабатывается ТЭО. В случае если было принято решение открыть предприятие, разрабатывают бизнес-план.

Пример технико-экономического обоснования


Как правило, ТЭО проекта состоит из множества составляющих. Элементы могут быть схожи с бизнес-планом, но всё же отличаются. Вот структурный пример технико-экономического обоснования:

  • Резюме проекта (цель, суть, организаторы, исполнители, источники средств).
  • Описание организации и сферы деятельности (общая информация, финансовая отчетность, данные о персонале, управленческая структура, партнеры, перспективы).
  • Ключевая идея проекта (актуальность, сущность, дальнейший потенциал).
  • Описание результата проекта (продуктов; работ; услуг, включая их назначение, характеристики, данные о конкурентоспособности).
  • Технология и инженерное проектирование (административные, производственные, кадровые ресурсы, включая схемы их взаимодействия, а также различные сметы, включающие разовые постоянные и переменные затраты, указание технологии производства, график реализации проекта, описание необходимых работ).
  • Программа производства (объем производства, цены, рынки сбыта).
  • Схема финансирования (полное описание всех источников получения средств).
  • Коммерческая целесообразность (затраты на подготовку и различные периоды реализации проекта, предполагаемая выручка, доход, показатели прибыли).
  • Показатели эффективности (различные показатели, связанные с окупаемостью и затратами, предполагаемой прибылью, устойчивостью проекта).

Помните, данный пример - это всего лишь рекомендация и приблизительное наполнение ТЭО. Большинство приведенных методов являются экспертными и требуют исполнения квалифицированными специалистами в той или иной области, также некоторые проекты могут включать в себя другие показатели или не включать некоторые из приведенных составляющих.

В каких случаях нужно технико-экономическое обоснование проекта

Ситуации бывают различными, как и степень важности у той или иной задачи. По сути, технико-экономическое обоснование - расчёт потенциальных либо желаемых изменений, связанных с затратами на выполнение того или иного проекта. Это отличный инструмент для ответа на вопросы, связанные с принятием решения касаемо того, имеет ли смысл осуществлять проект или нет. Технико-экономическое обоснование отвечает на следующие вопросы:

  • Будет ли проект прибыльным?
  • Насколько рискован проект?
  • Какие у проекта сроки окупаемости?
  • Какие требуются решения для реализации проекта?

Оформление


Что касается оформления, то тут нет единого ответа на данный вопрос. Оформление будет зависеть от двух конкретных факторов, а именно - случая и требований, согласованных с той структурой, для которой подготавливается ТЭО. Под случаем понимается конкретный проект, например для небольшой услуги или продукта будут одни условия оформления, а для реализации мегапроекта потребуются совсем другие, более серьезные и масштабные расчеты и анализы. Что касается требований, то тут всё будет зависеть от того, с кем согласовывается проект. Например, если вы делаете технико-экономическое обоснование для потенциальных инвесторов или кредиторов, то потребуется больше внимания уделить экономической эффективности проекта и расчета, а если разработка связана с выпуском новой продукции, который осуществляется на собственные средства, то упор сделается на маркетинговые исследования и качество продукта.

ТЭО в проектном менеджменте

Разработка технико-экономического обоснования проекта - это ключ к старту любого проекта. Без него проект не зайдет дальше стадии концепции и, соответственно, не будет реализован. Более того, грамотно выполненное технико-экономическое обоснование проекта поможет в реализации, станет опорным документом на всех стадиях, поможет защитить организацию, осуществляющую исполнение проекта, от различных форс-мажорных обстоятельств, связанных с неправильными расчетами или внезапной нехваткой средств.

Выбрать тему курсовой работы - половина дела. А вот грамотно обосновать актуальность выбранной темы - это залог успеха курсовой уже на начальном этапе. Тем более что наличие актуальности считается одним из основных требований ГОСТа к содержанию и оформлению курсовой.

В нашей статье мы подробно расскажем и даже покажем, как написать актуальность темы курсовой четко, лаконично и без лишних проблем.

Как написать актуальность в курсовой работе: нюансы обоснования

Даже если для вас очевидна актуальность и острая проблематика темы, все равно придется убеждать и научного руководителя, и проверяющего в том, что ваша тема соответствует моменту.

Во введении, помимо целей и задач, необходимо грамотно обозначить целесообразность работы.

Обоснование актуальности находится перед целями и задачами. Стандартный объем - 6-10 предложений. Другими словами, около половины листа формата А4.

В отдельных случаях объем может достигать полутора страниц. Например, если для формулировки актуальности необходим краткий обзор литературы для пояснения рецензенту причин исследования темы.

Важным аспектом пояснения актуальности в курсовой работе является четкая и сжатая формулировка мысли, емкая и убедительная аргументация. Ведь у проверяющего после прочтения не должно остаться сомнений в том, что проведенное исследование ценно с практической и теоретической точки зрения.

Как правильно раскрыть актуальность темы курсовой работы

Чтобы узнать, как правильно писать актуальность в курсовой работе, нужно усвоить одно-единственное правило - не нужно начинать издалека. Важно сразу выделить, что тема или какой-либо аспект недостаточно или вовсе не изучен, и грамотно объяснить причины.

Обычно причиной недостаточной изученности является:

  • научно-технический прогресс;
  • открытие новых исследовательских методов;
  • появление новых сведений;
  • недочеты уже проведенных исследований.

Также можно описать практическую ценность курсовой работы. Это значит, что нужно привести аргументы и пояснить, кому могут понадобиться результаты вашего исследования.

Например, тема исключительно важна для развития международного движения "За бережное отношение к природе" и т.п. Актуальность темы - это отражение важности, перспективности и своевременности выполнения работы.

А вот и пример написания актуальности к курсовой "Анализ политики ценообразования организации"

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Чек-лист корректного описания актуальности курсовой работы

Ошибки

Как правильно

1. Неверно разместили В начале раздела «Ведение», перед целями и задачами.
2. Отклонились от норм стандартного объема Минимум - 4 предложения, максимум - 1,5 страницы.
3. Слабо аргументировали Информация, приведенная в описании актуальности, должна быть свежей и достоверной. Просто перечислить цифры и факты - недостаточное условие для качественного обоснования. Сведения нужно преподнести таким образом, чтобы убедить рецензента в том, что вы осведомлены и заинтересованны в изучаемом вопросе, а также знаете, как улучшить текущее состояние предмета исследования.
4. Не согласовали содержание с основной частью Если во время написания содержание основной части изменяли, то, вследствие этого, потребуется изменить содержание обоснования актуальности, частично или полностью.
5. Не уникализировали У каждого вуза установлены собственные показатели уникальности работы и рекомендованы предпочтительные сервисы проверки. Обычно показатель - не ниже 70 % по популярным антиплагиат-программам.

Надеемся, что после прочтения нашей статьи в голове у вас прояснится, как же правильно написать актуальность курсовой работы.

А если нет, то не отчаивайтесь - обратитесь в студенческий сервис , специалисты которого уж точно опишут актуальность так, что проблематикой вашей курсовой захотят заняться на государственном уровне.

Экономическое обоснование является причиной, которая выступает побуждением для той или иной организации приступить к выполнению конкретного проекта. Это понятие включает в себя рассмотрение выгод, которые предприятие получит по результатам осуществления проекта. Кроме того, экономическое обоснование рассматривает различные альтернативы, а также анализирует проект с финансово-экономической точки зрения. Последнее позволяет оценить инвестиционную привлекательность проекта. Как написать экономическое обоснование? Пример - в этом материале.

Суть понятия

Экономическое обоснование напоминает тот анализ, который мы проводим, планируя какую-то серьезную покупку. Например, собственного автомобиля. Предположим, что на это приобретение мы можем выделить из семейного бюджета 35 тыс. американских долларов. Первым делом необходимо выяснить, какие именно автомобильные концерны производят автомобили интересующего нас класса. Потом мы определяемся с основными техническими характеристиками и согласовываем окончательную цену с компанией, которая реализует данную продукцию. Но и это ещё не всё. Как написать экономическое обоснование? Пример в вопросе выбора схемы оплаты.

В то же время может быть и другая ситуация, когда в первую очередь покупателя интересует общая сумма, которую придётся выложить за новый автомобиль. Особенно это актуально в ситуации, когда на окончательную цену влияет сумма процентов, если речь идёт о покупке в кредит. В таком случае целесообразно выбирать именно тот вариант, который предусматривает наименьшую процентную ставку. Ещё один путь — это поиск предложения с наименьшим ежемесячным платежом. Такое приобретение позволит растянуть выплаты на как можно большее время. При этом ежемесячная сумма такого платежа не будет сильно бить по карману. При осуществлении финансово-экономического обоснования внимание уделяется аналогичным аспектам.

Составляющие экономического обоснования

Не существует чётких правил документального оформления экономического обоснования. Главной его задачей, как и в случае с технико-экономическим обоснованием проекта, является определение материальных или нематериальных итогов его осуществления. Под материальными результатами подразумеваются те, которые можно измерить.

Ниже приведен перечень, дающий представление о тех материальных составляющих, которые имеют значение в процессе оформления финансово-экономического обоснования проекта. Будет кстати сказать, что не все из них нуждаются в обязательном документировании. Необходимость их фиксации на бумаге зависит от сложности проекта, стоимости и количества рисков для предприятия.

Материальные элементы экономического обоснования

Итак, к основным материальным компонентам экономического обоснования относятся экономия, уменьшение расходов, вероятность получения вспомогательного дохода, прирост принадлежащей предприятию доли рынка, удовлетворение потребителей и оценка потока денежных средств. Кроме материальных составляющих экономического обоснования, в нём должны присутствовать и нематериальные компоненты.

Нематериальные элементы экономического обоснования

В их числе могут оказаться вероятные, но не запланированные заранее затраты компании. Среди основных нематериальных элементов экономического обоснования можно выделить издержки переходного этапа, эксплуатационные затраты, трансформация бизнес-процессов, а также реорганизация, касающаяся сотрудников компании. Кроме того, к числу нематериальных составляющих экономического обоснования относятся повторяющиеся выгоды. Ещё как написать экономическое обоснование? Пример ниже.

Другие составляющие экономического обоснования

Следует подчеркнуть, что вместе с выгодами и оценкой потока денежных средств в ЭО необходимо уделить внимание альтернативным подходам и методам осуществления конкретного проекта на практике. Как написать экономическое обоснование? Пример в следующей ситуации.

Известно, что на рынке представлено большое количество производителей разных товаров. Однако каждый из них устанавливает свою цену для собственной продукции. Что выбрать? Вариант, который представляет собой готовое решение стоимостью 2 млн долларов США. Или альтернативное решение, которое предусматривает частичное приобретение у стороннего производителя и в какой-то мере использование своих ресурсов?

Собственно, аспекты именно такого характера зачастую приходится рассматривать при составлении экономического обоснования предприятия. Любой из предлагаемых вариантов должен включать перечисленные ранее материальные и нематериальные составляющие. В завершении экономического обоснования необходимо указать предложения и выводы. Кроме того, в него можно добавить дополнительные материалы.

Часто обоснованию темы не придают большого значения, ошибочно полагая, что это просто формальность. Обоснование научной работыважнейший этап ее написания.

Грамотное обоснование темы научного исследования значительно облегчает дальнейший процесс работы над диссертацией. Тщательное и подробное составление этого документа позволяет предварительно разобраться в исследуемой проблеме, определить пути ее решения, спрогнозировать результаты, которые должны быть получены.

Не стоит относиться к этому этапу работы как к просто формальности. Это фундаментальная основа всего научного исследования. Без соответствующей аргументации выбора области исследования диссертация не имеет смысла.

Как обосновать тему диссертации

Чтобы обоснование стало действительно хорошим заделом и помощником в дальнейшей работе, нужно ответственно подойти к его написанию.

В процессе обоснования необходимо провести подробный анализ информационных источников по теме, выяснить какие исследования уже проводились и определить степень изученности проблемы. Следует просмотреть имеющиеся по теме исследования авторефераты, научные статьи и монографии. Желательно изучить не только отечественные источники, но и зарубежные.

При этом необходимо выполнить конструктивную критику имеющихся исследований и предлагаемых в них разработок, и обосновать необходимость поиска новых актуальных и востребованных решений.

Основной упор следует сделать на доказательство полезности прогнозируемых результатов, на их востребованность в производстве и науке.

При составлении обоснования следует обращаться за помощью к научному руководителю. Затем обоснование обсуждается на заседании кафедры, а тема диссертации утверждается на ученом совете.

Этапы обоснования темы диссертации

Обоснование темы диссертации осуществляется в несколько этапов, каждый из которых должен быть продуман и грамотно оформлен.

Формулировка темы

Правильная формулировка темы исследования – залог ее успешного написания. Тема должна соответствовать Паспорту специальностей ВАК – это главный критерий правильности ее выбора и формулирования. Следует помнить, что в процессе написания диссертации тема может корректироваться. На начальном этапе формулирования темы основная задача – отразить новизну, предмет и цель проведения работы. При прочтении темы у читателя не должно остаться сомнений о содержании работы.

Актуальность темы

В части обоснования, где требуется доказать актуальность выбранной темы следует ответить на вопрос “для чего нужна данная диссертация?”. Уделять внимание необходимо не только практической ценности, но и востребованности именно научной проработки проблемы.

Определение цели и задач исследования

Цель работы отвечает на вопрос о том, каким способом будет достигнуто решение проблемы. Цель должна коррелировать с темой диссертации и органично исходить из актуальности.

Задачи работы составляются таким образом, чтобы стало ясно, после решения каких вопросов цель исследования будет достигнута.

Предполагаемая новизна исследования

Необходимо обозначить в чем будет заключаться инновационность проводимого исследования и его отличие от уже существующих работ.

Предполагаемая практическая значимость

В этом разделе указывается востребованность решения проблемы на практике, возможность использования результатов в производстве. Желательно уточнить где конкретно можно будет применить полученные разработки.

Пример обоснования темы магистерской диссертации

обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Общие сведения об обосновании безопасности

В последнее время нас все чаще спрашивают, что такое «обоснование безопасности», зачем оно нужно, и как разработать этот документ. Давайте исходить из того, что обоснование безопасности ДОЛЖНО БЫТЬ при подтверждении соответствия! Причем раз Вы решили его создать, то давайте постараемся сделать это не просто красиво, а так, чтобы этот документ соответствовал своему определению, да и чтобы потом не было стыдно…

Итак, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ обоснование безопасности» с точки зрения подтверждения соответствия ?

Термин «обоснование безопасности» (далее ОБ) в практике подтверждения соответствия был введен еще Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 года № 753 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования», однако в Техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 , а затем и в , он получил несколько иной статус.

Определение осталось таким же и изложено в статье 2 ТР ТС 010/2011 (или в статье 4 ТР ТС 032/2013):

«ОБ» - документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование (далее - просто машины) на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта .

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ТР ТС 010/2011 при разработке (проектировании) машины и (или) оборудования должно разрабатываться обоснование безопасности. Оригинал обоснования безопасности машин и (или) оборудования хранится у разработчика (проектировщика), а копия - у изготовителя машин и (или) оборудования и организации, эксплуатирующей машины и (или) оборудование .

Аналогичные требования присутствуют и в ТР ТС 032/2013 (см. статью 25) с небольшими поправками: согласно статьи 16 обоснование безопасности относится к технической документации, прилагаемой к оборудованию.

В соответствии с пунктом 17 статьи 5 ТР ТС 010/2011 для отремонтированных машин и (или) оборудования, не отвечающих требованиям проектной (конструкторской) документации, должны разрабатываться меры по обеспечению установленных в обосновании безопасности значений риска с учетом принятых в организации технологических процессов и системы контроля .

В отличие от уже недействующего российского регламента при проведении подтверждения соответствия машин и (или) оборудования (в виде или ) заявитель формирует комплект документов на машины и (или) оборудование, подтверждающий соответствие требованиям безопасности технического регламента, который включает обоснование безопасности. Т.е. если заявитель хочет получить документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям ТР ТС 010/2011 или ТР ТС 032/2013, ему придется представить в Орган по сертификации обоснование безопасности. Вот Вам и ответ на вопрос ЗАЧЕМ, опять же с точки зрения подтверждения соответствия .

Хотя можно предположить, что этот документ может послужить хорошим аргументом в спорах между проектировщиком, изготовителем и владельцем машин.

И вот тут мы вплотную подошли к вопросу КАК . Пока в РФ не было документа, который бы предъявлял к ОБ какие-либо требования, мы рекомендовали нашим заказчикам брать за основу определение ОБ из регламента и перечень документов, указанный в приложении VII директивы 2006/42/ЕС «О машинах».

Мы не ставим задачей сравнение ОБ с техническим файлом (the technical file), приведенным в приложении VII Директивы 2006/42/ЕС. Лишь оговоримся, что технический файл является аналогом ОБ, и, исходя из нашего опыта, чаще всего он напоминает «сборную солянку» документов разного формата. Пожалуй, только немцы преподносят этот документ в красивом и удобочитаемом виде.

Но с 01.06.2012 ситуация в корне изменилась. В России был введен в действие ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности», устанавливающий правила построения, изложения, оформления ОБ. Этот стандарт Приказом Росстандарта от 20 августа 2010 года № 3108 заочно вошел в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности машин и оборудования". В настоящее время Приказ Росстандарта № 3108 отменен, однако стандарт действует на территории РФ, и мы надеемся, что он будет внесен в Перечень стандартов к ТР ТС 010/2011.

Согласно ГОСТ Р 54122-2010 ОБ является документом, который разрабатывается проектировщиком (изготовителем) на машины и (или) оборудование. Допускается разрабатывать одно ОБ на несколько моделей/модификаций машин и (или) оборудование. ГОСТ Р 54122-2010 различает краткое ОБ и полное ОБ, которые отличается степенью детализации. Краткое ОБ носит декларативный характер и используется для подтверждения соответствия продукции. Полное ОБ в отличии от краткого включает результаты всех расчетов и испытаний, полный комплект конструкторской и эксплуатационной документации и используется при проведении процедур контроля и надзора.

Очевидно, что правила оформления ОБ относят его к конструкторской документации, поэтому этот документ взаимосвязан с другими документами, такими как расчеты, чертежи, паспорт, руководство по эксплуатации. Поэтому ОБ должно разрабатываться проектировщиком параллельно вместе с остальной документацией. И работая над ОБ, следует все время сверяться с руководством по эксплуатации и вносить туда при необходимости изменения.

В ОБ допускаются ссылки на различные документы (ОБ других машин, ТУ, стандарты и т.д.), при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в использовании ОБ. В этом случае их следует перечислить в разделе «Ссылочные нормативные документы».

  • основные параметры и характеристики машины и (или) оборудования;

  • общий подход к обеспечению безопасности при проектировании машины и (или) оборудования;

  • требования к надежности машины и (или) оборудования;

  • требования к персоналу/пользователю машины и (или) оборудования;


  • требования к безопасности при вводе в эксплуатацию машины и (или) оборудования;

  • требования к управлению безопасностью при эксплуатации машины и (или) оборудования;

  • требования к управлению качеством при эксплуатации машин и (или) оборудования;

  • требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования;

  • требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования;

  • требования безопасности при утилизации машины и (или) оборудования.

Состав разделов ОБ их содержание определяет разработчик в соответствии с особенностями продукции.

При необходимости ОБ, в зависимости от вида и назначения МО, могут быть дополнены другими разделами (подразделами) или в них могут не включаться отдельные разделы (подразделы), или отдельные разделы (подразделы) могут быть объединены в один.

Мы не станем переписывать здесь весь стандарт. Лишь попробуем обратить внимание на некоторые моменты.

Введение

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.1 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные параметры и характеристики машины и (или) оборудования

При заполнении этого раздела следует использовать сведения из технических условий, паспорта машины и т. д. . Для разработчиков так называемой «поднадзорной» продукции немного легче, т.к. в формах паспортов по Правилам Ростехнадзора имеются все указанные в пункте 6.2 ГОСТ Р 54122-2010 сведения.

Общие принципы обеспечения безопасности машины и (или) оборудования

В этом разделе (см. пункт 6.3 ГОСТ Р 54122-2010) следует описать общие мероприятия, произведенные проектировщиком для реализации принципов безопасности. Заранее скажем, что раздел трудный, поэтому приведем несколько примеров.

Например, для реализации принципов пассивной безопасности:

  • указать документы, в которых четко определена область применения машины;
  • указать о произведенных расчетах;
  • указать конструктивные мероприятия по реализации принципов пассивной безопасности (например, что ограничена зона работ и грузоподъемность, предусмотрены блокировки, применены конкретные устройства безопасности и т.п.);
  • перечислить мероприятия о предупреждении потребителя об оставшемся риске.
  • Например, для реализации принципов экологической безопасности изготовителем:

  • указать о принципах выбора отдельных элементов и узлов (например, учитывая содержание вредных веществ в воздухе, уровень шума, излучаемого в пространство, уровень электромагнитных излучений и т.п.).
  • определить максимально допустимый уровень внешнего шума от работы машины и сослаться на соответствующий протокол измерений.
  • дать указания по замене и утилизации горюче-смазочных веществ, кислот и других вредных веществ.

Для учета недопустимого риска при эксплуатации нужно привести сведения об оборудовании машины ограничителем грузоподъемности (предельного груза и момента. Необходимо дать предупреждения о недопустимости использования не по назначению, например: кран нельзя использовать для подъема людей, подъемник – в качестве крана или транспортного средства и т.п.

Для реализации принципов эргономичности нужно указать особенности выбора и расположения системы управления машиной, о размерах и уровне освещенности рабочего места.

Необходимо указать, что при работе на высоте персонал должен использовать предохранительные пояса (ремни безопасности), указать места их крепления. При выполнении некоторых работ следует использовать защитные очки, каски и т.п.

При использовании жидкостей, применяемых в машине, нужно учесть риски при заполнении, использовании, восстановлении, утилизации и т.п.

Здесь важно разграничить ответственность между проектировщиком, изготовителем и потребителем. Очевидно, что на потребителя будет возлагаться ответственность за использование мер по уменьшению оставшихся рисков. Для надежной продолжительной работы машины важно, чтобы меры безопасности были простыми и не препятствовали рабочему процессу. В противном случае какое-либо недопонимание может привести к риску неправильной эксплуатации машины.

В случае применения комплектующих, на которые распространяется действие ТР ТС 010/2011, мы рекомендуем использовать ОБ их изготовителей (согласно той же статьи 4 ТР ТС), расчеты (при наличии). Это очень сильно облегчит составления ОБ производителям, которые занимаются просто сборкой машин из покупных комплектующих. Например, в случае сборки подъемника из рабочего оборудования одного производителя и автомобиля другого производителя. В этом случае приводятся ОБ на оборудование и автомобиль, а затем составляется ОБ на готовую машину, которое будет гораздо меньше по объему, если бы разрабатывалось с нуля.

Требования к надежности машины и (или) оборудования

Наряду со сведениями, которые необходимо указывать согласно пункта 6.4 ГОСТ Р 54122-2010 мы рекомендуем приводить некоторые данные из расчетов, группы классификации грузоподъемных машин и механизмов и т.п.

Необходимо выделить момент, при котором машина направляется в капитальный ремонт. Нужно уточнить состояние, при котором дальнейшая эксплуатация машины без капитального ремонта невозможна. Мы рекомендуем описать признаки предельного состояния машины и ее составных частей, при которых они должны направляться на капитальный ремонт.

Следует указать меры для обеспечения надежности, например: отдельные цепи управления могут быть дублированы, владелец должен регулярно проводить работы по техническому обслуживанию и техническое освидетельствование. Указать, что персонал, проводящий обслуживание, должен быть обучен и аттестован.

Можно уточнить, что должны быть установлены только оригинальные запасные части и только в специализированных сервисных центрах, привести список рекомендуемых масел и смазочных веществ, обеспечивающих эксплуатацию машины при разных температурах.

Необходимо обратить внимание на применение только поверенных средств измерений и аттестованного испытательного оборудования.

Часть этих требований должны быть приведены в руководстве по эксплуатации.

Требования к персоналу/пользователю машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.5 ГОСТ Р 54122-2010.

Например, можно определить, что оператор, крановщик, машинист опасных машин должны быть не моложе 18 лет, быть обучены и аттестованы в порядке, установленном законодательством. В определенных случаях у них должно быть удостоверение установленной формы с фотографией, в котором указан тип работ или машины, к управлению которым он допущен.

Эти требования, включая ответственность, права и обязанности, должны быть также изложены в руководстве по эксплуатации.

Анализ риска применения (использования) машин и (или) оборудования

В пункте 6.6 ГОСТ Р 54122-2010 приведены основные требования к содержанию этого раздела. Проведение этого анализа может занять большую часть времени составления не только ОБ но и разработки всей документации, так как анализ риска на первоначальном этапе проектирования может внести существенные изменения в окончательный облик машины (оборудования).

Что такое ? Это изучение на предварительном этапе проектирования технических требований к машине, когда проектировщик фактически должен описать все «плохое», что может произойти с машиной на всех стадиях жизненного цикла (от начала проектирования машины до ее утилизации), определить, как часто это все может произойти, и какие последствия это вызовет, другими словами – идентифицировать опасности.

Затем проектировщик должен определиться, какими методами добиться устранения или хотя бы минимизации этого «плохого», и с учетом этого внести корректирующие и защитные меры в проект. После принятия защитных мер может случиться, что часть риска возникновения опасной ситуации останется. Это решается путем уведомления об этом пользователя (владельца), например: использованием предупреждающих наклеек, табличек, указанием, в том числе и в эксплуатационной документации, об обязательном техническом облуживании или осмотре и т.д..

Здесь хочется отметить, что анализ рисков проводится на основании обобщенного опыта и достигнутого уровня знаний, т.е. не возбраняется пользоваться не только стандартами или руководящими документами, но и научными трудами и расчетами. Не стоит пугаться терминов – количественный и качественный анализ рисков . Поверьте, если начнете оценивать риски машин и оборудования, к какому либо одному или комбинированному методу придете сами. Самое сложное, как оказалось правильно оформить документацию.

В стандартах ГОСТ Р ИСО 13849-1 и ГОСТ ISO 12100-2013 хорошо изложена теория, есть определения, приводятся несколько примеров.

Рекомендуем обратить внимание сначала на такой стандарт, как ГОСТ Р 53387-2009 «Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска». Как видно из названия в нем приведены примеры главным образом относящиеся к анализу рисков для людей, находящихся в лифтах, на эскалаторах и пассажирских конвейерах. Однако предлагаемые в этом стандарте процедуры анализа риска могут быть использованы также для анализа других видов рисков, таких как риски причинения ущерба имуществу или окружающей среде.

Затем уже можно вернуться к вышеупомянутым стандартам. В них приведены виды опасностей, события, приводящие к этим опасностям. При анализе рисков следует выделить те опасности, которые могут возникнуть с этой машиной на всех стадиях ее эксплуатации, а затем предусмотреть различные меры, позволяющие свести эти опасности к нулю, или, в крайнем случае, к минимуму.

В стандартах, аутентичных европейским нормам нового типа (например: ГОСТ Р 53037-2008 «Мобильные подъемники с рабочими платформами - Расчеты конструкции, требования безопасности, испытания», СТБ EN 12158-1-2008 «Подъемники строительные грузовые. Часть 1. Подъемники с доступной платформой» и др.), опасные факторы определены при помощи процедуры оценки риска и представлены в виде таблиц. Эти стандарты также содержат конкретные технические решения для реализации требований безопасности, что гораздо удобнее при проектировании машин.

Подход, используемый в стандартах серии ССБТ, а также в специальных стандартах, выпущенных еще в 80-х годах, был совершенно иной, поэтому на выявление опасностей может уйти больше времени. Рекомендуем использовать в качестве «шпаргалки» европейские нормы (например: EN 14439-2009 для башенных кранов, EN 12999-2009 для кранов-манипуляторов, EN 13000-2010 для стреловых кранов), не забывая про особенности отечественных норм.

В отдельной мы постарались привести несколько примеров различных решений по составлению анализа рисков.

Требования к безопасности при вводе в эксплуатацию машины

В соответствии с ГОСТ 25866-83 «Эксплуатация техники. Термины и определения» «ввод в эксплуатацию» − событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению, документально оформленное в установленном порядке. Причем, для специальных видов техники к вводу в эксплуатацию дополнительно относят подготовительные работы, контроль, приемку и закрепление изделия за эксплуатирующим подразделением».

В этом разделе согласно пункта 6.7 ГОСТ Р 54122 представляется информация об организации, объеме, последовательности и сроках наладочных работ и испытаний, осуществляемых при вводе в эксплуатацию машины или оборудования для всех элементов, важных для безопасности.

Например, следует ОБЯЗАТЕЛЬНО указать, чтобы перед вводом в эксплуатацию рабочий персонал тщательно изучил Руководство по эксплуатации. Можно добавить какие-либо другие указания, например: запрещенные операции, эксплуатационные ограничения.

Основные мероприятия при вводе в эксплуатацию зависят от особенностей машины, и могут содержать:

  • установку машины в месте, удобном для работы, проверку несущей способности грунта или основания;
  • включение блокировок или стопоров;
  • особенности установки и выравнивания в различных плоскостях;
  • обеспечение достаточного освещения рабочей зоны;
  • особенности управления машиной;
  • особенности окончания работ (например, опускание стрелы крана и складывание ее в транспортное положение).

Как правило, необходимо указывать, что перед первым вводом в эксплуатацию, а затем периодически машина должна быть испытана в определенном объеме. Программа или объем испытаний должен быть приведен также и в Руководстве по эксплуатации и быть понят потребителю. Следует указать места приведения записей о проверках и испытаниях, обращая внимание потребителя о возможных санкциях в случае их отсутствия. Например, изготовитель может лишить потребителя гарантии в случае отсутствия записей о пусконаладочных работах.

Требования к управлению безопасностью при эксплуатации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.8 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные требования к управлению безопасностью при эксплуатации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть:

  • указания по организации безопасной работы для владельца машины;
  • перечень указаний по технике безопасности, которые должны быть изучены рабочим персоналом наряду с указаниями руководства по эксплуатации;
  • специальные требования к персоналу;
  • предупреждение владельца о том, что перед началом работы следует получить данные о взрывоопасности или пожароопасности окружающей среды;
  • параметры окружающей среды, которые могут привести к аварийной ситуации, а также действия в случае возникновения аварийной ситуации;
  • мероприятия, снижающие риски при установке машины на разных основаниях, при работе вблизи линий электропередач, для предотвращения загрязнения окружающей среды при эксплуатации машины;
  • указания по периодическому осмотру, техническому обслуживанию и ремонту и т.п.

Требования к управлению качеством для обеспечения безопасности при эксплуатации машин и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.9 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные требования к управлению качеством для обеспечения безопасности при эксплуатации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть:

  • указания по организации работ владельцем подъемника, направленные на обеспечение качества работ при эксплуатации подъемника;
  • минимально необходимые требования к квалификации работников;
  • указания о необходимости заполнения конкретных форм в Паспорте во время эксплуатации машины;
  • перечень регулярных проверок во время технического обслуживания и проверок машины;
  • указания о необходимости применения только поверенных средств измерений и аттестованных испытательных грузов при проведении технического обслуживания;
  • указания о необходимости выявления неисправных устройств безопасности и их своевременной замене и т.п.

Требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.10 ГОСТ Р 54122-2010.

Меры по охране окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть конкретные:

  • указания о необходимости предотвращения попадания загрязняющих веществ в почву;
  • сведения о необходимости утилизации масел, краски, ламп, кислоты, аккумуляторов в установленном законодательстве порядке;
  • меры ответственности эксплуатирующего персонала по обеспечению экологической безопасности.

Требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.11 ГОСТ Р 54122-2010.

В дополнение мы рекомендуем разместить в эксплуатационной документации форму обратной связи с потребителем, а также указания о запрете на модернизацию, доработку, специальный ремонт (например, с применением сварочных работ) без согласования с изготовителем или проектировщиком.

Требования безопасности при утилизации машины и оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.12 ГОСТ Р 54122-2010.

Дополнительно разработчик должен при необходимости дать указание о том, что перед отправкой на утилизацию машину нужно разобрать и детали рассортировать.

Разработчик должен привести перечень используемых в машине материалов, которые в процессе утилизации могут привести к возникновению рисков:

  • металлы: конструкции и механизмы.
  • пластмассы: прокладки, пояса, изоляция.
  • электротехнические изделия: обмотки, электромагнитные клапаны и т.д.
  • масла и смазки.

Разработчик может напомнить потребителю, что при разборке и утилизации компонентов машины следует соблюдать общие правила безопасности, а персонал, проводящий работы по утилизации, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты персонала.

Мы надеемся, что информация, приведенная в этой статье, поможет Вам ориентироваться в тех вопросах, которые ставит стандарт ГОСТ Р 54122-2010. Приведенные нами примеры не являются абсолютными ответами, а служат лишь для удобства понимания содержания того или иного раздела.

Также обращаем внимание на отсутствие в нормативной документации требований о необходимости перевода обоснования безопасности на русский язык. Очевидно, что оно является документом, созданным на языке проектировщика (возможно изготовителя). Однако мы рекомендуем в таком случае добавлять к техническому файлу или обоснованию пояснительную записку на русском языке или на языке государства Таможенного Союза, если это требуется согласно законодательства. В такой записке можно привести перечень ссылок на вышеуказанные технические решения и указания.

О нас

Мы также предлагаем следующие виды услуг

Вы можете задать вопрос удобным для Вас способом, например, позвонив по телефону или отправив запрос по электронной почте, и в ближайшее время наши специалисты дадут Вам ответ

Поделиться