Волнует современных людей. И печаль, и радость: какие проблемы волнуют людей в самых счастливых странах мира

Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) подготовил доклад под названием «Молодежный» протест: причины и потенциал».

Его авторы считают, что мнение об «аполитичности» молодежи, сложившееся в нулевые, неверно. Хотя даже в протестах 2011-2012 годов молодежь не играла ключевой роли, сейчас, по мнению экспертов ЦЭПР, ситуация изменилась. Такой вывод они делают на основе информации о митингах марта этого года. Их аудитория значительно «помолодела», утверждается в докладе.

С целью выявления ценностных основ современной молодежи и ее протестного потенциала эксперты провели исследование, опросив 111 респондентов в возрасте от 16 до 24 лет в 30 населенных пунктах России. Цель — получить срез основных ценностей, установок и стремлений молодежи, посмотреть потенциал и мотивацию их участия в социально-политических протестах.

По словам руководителя ЦЭПР Николая Миронова, авторы доклада исходили из того, что важнее понять не количественное распределение тех или иных ответов, а мотивы, по которым даются эти ответы и которые подталкивают молодежь на те или иные действия.

«Особенно в этом смысле важна шкала проблем, которые они видят в России. Мы наблюдаем уклон от бытовых и личных социальных проблем в сторону общественного устройства, что говорит о том, что молодежная протестность носит не прагматический, а идеалистический характер», — считает Миронов.

Хотя опрошенные и выделили ряд проблем российской действительности, 48% при этом считают, что Россия развивается в правильном направлении. О неверном пути говорили только 36% респондентов. При этом подавляющее большинство из них (68%) так или иначе одобряют деятельность президента России Владимира Путина. Не одобряют — только 28%, при этом 4,5% затруднились ответить на данный вопрос.

Запрос на справедливость

Исследователи делают вывод, что власть пока может решить вопрос с потенциальным молодежным протестом. Но для этого ей следует обратить внимание на проблемы, которые выделяют авторы доклада.

«Протестность опрошенной молодежи носит во многом ценностный, альтруистический характер. Недовольство молодых людей выходит за рамки их повседневных интересов», — подчеркивается в документе.

45% опрошенных в качестве первоочередной проблемы страны назвали коррупцию. По данным исследования, опрошенные заявляли, что в нашей стране она цветет «махровым цветом». При этом ответственность за эти преступления несправедливая, по принципу «воруют все, а наказывают только неугодных».

Причем истоки коррупции, по мнению большей части опрошенных, лежат в действиях власти, которая «стремится к распилу средств в любой области деятельности». Более того, ряд респондентов считают, что в верхних эшелонах власти коррупция распространена больше. По мнению исследователей, также характерна оценка, что коррупция основана «на нелюбви к своей стране, к людям».

Говоря о коррупции, опрошенные молодые люди говорили не только о «взяточничестве», но и о произволе чиновников, в том числе в использовании служебного положения для личной выгоды.

Еще четверть респондентов говорили о несовершенстве политической системы.

По данным доклада, второй по популярности среди опрошенных блок проблем связан с экономикой (примерно четверть опрошенных). Большая часть респондентов считает ее «слабой и отсталой». Молодежь высказывала претензии по развитию IT-сферы, развалу сельского хозяйства. Также не была обойдена вниманием и углеводородная зависимость бюджета.

Более 20% опрошенных указали на проблему низкого уровня жизни в стране.

«Уровень жизни очень низкий, если не воруешь, то в бедных — до старости проживешь», — приводится в исследовании мнение одного из респондентов. Многие отмечали проблемы низких зарплат, которых не хватает на съем жилья и покупку продуктов.

Еще пятая часть опрошенных указала на проблемы в социальной сфере. Респонденты сетуют, что в России нет таких хороших пособий по безработице, как в западных странах. «У меня, как и у большинства людей, нет уверенности в элементарной социальной защищенности», — приводится в докладе «типичный» комментарий опрошенных.

Меньшее количество респондентов указали проблемы, связанные с образованием, и сложности, связанные с получением работы.

Только 9,9% в качестве главной проблемы видят агрессивную внешнюю политику России. Здесь опрошенные говорили о том, что наши власти не уважают позицию других стран, если она не совпадает с нашей. Также высказывались мнения, что мы усиливаем напряженность даже в отношениях с дружественными нам странами.

Что касается ценностных установок опрошенных, авторы доклада относят их к «традиционным». В мировоззрении респондентов важную роль играет «морально-этическая составляющая». Например, основной целью образования подавляющее число опрошенных назвали: получение знаний, навыков, опыта. В качестве главной составляющей успеха большинство из них (60%) видят построение карьеры «упорным трудом». Впрочем, 27% из них указывают в качестве необходимых условий успеха наличие «блата» и связей.

«Личные достижения — это главная составляющая, но она не дает правильного результата: по способностям ничего не добиться, если нет связей. Поэтому первое без второго не работает», — приводится в исследовании ответ одного из респондентов. Опрошенные не считают правильным успех любой ценой.

47,7% выразили желание уехать жить за границу из-за того, что там больше возможностей для самореализации. Эксперты считают, что из-за отсутствия «национальной идеи» немало молодых людей не видят смысла проживания в стране.

Из опрошенных 43% имеют опыт участия в волонтерской деятельности. 22,5% участвовали в благотворительности. 37% — голосовали на выборах. Активной политической деятельностью занималось меньше. 14,4% посещали протестные акции, 10% участвовали в деятельности политических партий и движений, и 8% были наблюдателями на выборах. 26% респондентов заявили о том, что не имеют опыта участия в общественно-политической деятельности. 19% респондентов готовы принять участие в протестных акциях, если они состоятся там, где они живут. 20% поддержат, но не примут в ней личного участия, утверждается в докладе ЦЭПР.

В общем и целом исследователи делают вывод о том, что, с одной стороны, они осознают важность системных проблем в стране. Их недовольство выходит за рамки повседневных интересов. Это значит, что его не получится заглушить примитивной пропагандой или демонстративным решением частных проблем.

Трудности перевода

Впрочем, не все эксперты уверены, что из данных ЦЭПР можно делать далеко идущие выводы. Так, один из сотрудников близкого к Кремлю Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ), политолог Андрей Колядин считает, что опрошенные могли просто давать социально приемлемые ответы. «Молодой человек, отвечая социологам, не идет на конфликт. Говорит то, что хотят услышать. Он уже достаточно умен, чтобы дать ответ, который удовлетворит интервьюера», — критикует эксперт классическую методологию. Поэтому Колядин призывает не торопиться делать вывод о такой «однозначной толерантности» к власти.

Сам политолог считает, что молодежь сейчас сильно атомизирована. По сути, она создала такое «государство в государстве» и уходит в него, уверен собеседник «Газеты.Ru».

«Молодежь уходит не в политический протест, а в свой мир. Существуют люди, которые на своих YouTube-каналах собирают по 5 млн человек. Я когда посмотрел, что и о чем там говорят, ничего не понял. Но 5 миллионов-то понимают!» — рассказал эксперт.

На данный момент они, скорее, «не враждебны государству», утверждает Колядин. Но, с другой стороны, до них и не получается достучаться. Их не интересуют истории про традиционные карьерные лифты. Большая часть молодых людей развивается в своем мире со своими интересами. Эксперт указывает, что то же волонтерство развивалось в государстве без помощи со стороны государства.

Вряд ли это сильно скажется на выборах, тем более, что если удастся воздействовать на них через их же лидеров мнений, они придут и проголосуют, считает Колядин. Впрочем, он уверен, что для будущего такая атомизация не очень хороша. Замкнутые в своем мире люди прекращают ощущать общность корней со страной и вообще ассоциировать себя с ней. Поэтому властям нужно не пытаться делить молодежь на своих и чужих, а пытаться войти в эти субкультуры.

Представитель совета директоров ЭИСИ Глеб Кузнецов считает, что молодежь — это вымышленный класс. Он обращает внимание, что «универсальных молодых людей» нет.

Представитель этой социальной группы на Сахалине будет сильно отличаться от такого же по возрасту человека в Москве. Кузнецов задается вопросом: стоит ли вообще заниматься молодежью отдельно или имеет смысл делить группы по другим — невозрастным — критериям, например, по способу получения информации, образованию или роду занятий.

«Это не популяция белых мышей, выведенных в лаборатории от одной пары. У них нет единого стиля поведения и потребления. Они не сводимы к общим характеристикам», — описывает опрошенных ЦЭПР респондентов собеседник «Газеты.Ru». Более того, неверно полагать, что именно эта группа людей имеет какое-то особое значение для протестов.

Кузнецов считает, что в России их основа — это люди старше 30 лет, разочарованные в жизни и карьере. «Все вспоминают студенческие протесты во Франции 1968 года. Но все забывают, что без преподавателей Сорбонны не было бы ничего. Это они «сконструировали» протестную молодежь», — рассказывает политолог.

Другой вопрос, что выводы исследования верны, если говорить о всех гражданах. Он согласен, что многие сейчас чувствуют социальную несправедливость. Впрочем, это верно не только для России, но и для всего мира. Кузнецов полагает, что аналогичное исследование в Испании, Франции, Италии дало бы похожие результаты.

Решать эти проблемы можно введением прогрессивной шкалы налогообложения, общественным давлением на «правящую верхушку», продвижением благотворительной деятельности. Кузнецов добавил, что прогрессивный налог должен заключаться не в том, что богатые должны платить больше, а том, что бедные — меньше.

Надежда на «лидеров мнений»

Вскоре после мартовских митингов источники, близкие к Кремлю, рассказывали «Газете.Ru», что некоторые действия по работе с молодежью действительно обсуждаются. Так, один из источников говорил о работе в соцсетях, где на данный момент лидирует оппозиция. Кроме того, шел разговор об информационной поддержке ряда провластных проектов, чтобы интегрировать молодежь в них. В частности, в антикоррупционную деятельность ОНФ.

Еще один источник рассказывал, что власти не хватает адекватных каналов трансляции в интернете. Обсуждалась необходимость понимания языка молодежи, а также работы с лидерами мнений, чтобы они могли доносить позицию власти по данному вопросу. Также обсуждалось, что стратегически стоит подумать о «ценностном предложении» для молодого электората.

Также известно, что новый первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко позитивно относится к теме волонтерства и благотворительности. По сведениям «Газеты.Ru», в Кремле обсуждались идеи борьбы с показным потреблением. Сам Кириенко, курирующий внутреннюю политику в АП, является руководителем оргкомитета Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который пройдет в октябре в Сочи.

"Какая молодежь пошла!", - слышится со всех сторон. И те, кто так говорит, думают, что современную молодежь ничего не волнует. А молодых людей сегодня, в силу специфики времени, наоборот, волнует намного больше проблем, чем даже два-три десятилетия назад.
Современную молодежь интересует не только то, что всегда интересовало во все времена - не только любовь, секс, спорт и развлечения. Молодежь сегодня склонна впадать в крайности. Человек занимается спортом? Значит, до потери пульса работает над собой. Юноша любит пиво и водку? Значит, без меры получает удовольствие от любимых напитков. Молодежь не знает, когда вовремя остановиться в том, что ее действительно интересует.

Современные технологии

Еще одним ярко выраженным отличием современного поколения является внимание к развитию ультрасовременных технологий. Молодежь обожает следить за последними тенденциями в мире техники, и на память знает технические характеристики мобильных телефонов, не говоря уже о компьютерах и их возможностях. На молодых людей сильно влияют социальные сети, которые просто поглощают каждого второго ребенка с самого раннего возраста и запутывают в свою паутину взрослых. Слишком заботит современное поколение, сколько лайков на фото поставят им посетители страницы и сколько друзей у них на сегодня удалилось. Они коллекционируют виртуальных друзей и забывают о реальных. Поэтому, современные технологии оставляют большой отпечаток на том, что волнует молодых людей сегодня. Молодежь все чаще погружается в виртуальную реальность, забывая жить здесь и сейчас. Вот почему большинство из них не хочет ни учиться, ни работать - жить в виртуальной реальности гораздо интереснее и проще.

Здоровый образ жизни

Однако молодежь волнуют не только развлечения, имеет для них статус и обучение, и спорт. Молодые люди и дальше хотят учиться, чтобы
добиться успеха, а также желают заниматься спортом для того, чтобы быть похожим на своих кумиров. ЗОЖ важен лишь для 40% молодежи, что настораживает, из этих 40% большинство выбирает для себя футбол или танцы. Боевые виды искусства менее популярны, но айкидо, каратэ и бокс тоже пользуются некоторой популярностью у юношества. Кроме того, все большую популярность приобретают тренировки в тренажерном зале или их современная версия под названием WorkOut с использованием турника и брусьев.

Образование и культура

Уровень образования сегодня значительно выше и заинтересованность в обучении также велика, поскольку все мечтают о карьерном росте: молодежь прекрасно понимает, что диплом часто открывает двери в мир богатых. Но кроме этого нужно понимать, что главное - не диплом, главное - стремление к самообразованию, четкие цели и упорный труд. Культура современного поколения в целом осталась на таком же
неоднозначном уровне, как и в прежние времена - есть те, кто развивается духовно, читает, ходит в театры, а есть те, кто спокойно деградирует за бутылкой пива или компьютером.

Выбор за вами!

С одной стороны, современная молодежь сильно отличается от прошлых поколений, как, конечно, и от будущих. Другие времена - другой стиль жизни. А с другой стороны - ценности остались те же, просто они погребены где-то под слоями информации и виртуальных развлечений, и стремиться к ним или же спокойно плыть по течению времени - выбор каждого из нас.

Служба «сайт»

Я сейчас изучаю (не читаю, а именно изучаю, поэтому у меня это процесс длительный:)) книгу Вадима Зеланда "Трансерфинг реальности". Решил опубликовать здесь очень интересную статью, которая касается и нашей деятельности. Ещё это статья касается очень актуальной теме как стремление быть богатым и духовности. В этой области просто уйма псевдодуховных стереотипов, с которыми многие из нас и я лично сталкиваюсь каждый день. Очень интересное мнение по этому поводу выдаёт Зеланд:

«Я последние два года погрузился в биржевую торговлю (FORЕХ). И никак не могу прийти к успешной, стабильной торговле. Два года - сплошные потери. Может правда, как пишет один коллега: рынок - это дьявольское изобретение. „Богу - богово, кесарю - кесарево". Играя на рынке, мы проигрываем душу. Свою душу. К сожалению, это так. И это правда. Единст­венный выход для меня - это жертвовать на храм. Но кармических последствий это не убирает.

А как тогда насчет многовариантности судьбы? Неужели нельзя обеспечить торговлей на бирже свою жизнь? Все эти сказки про миллиардеров - миф? Или надо убрать из подсознания саму идею обогащения и поставить туда идею помощи ближнему? Я не тео­ретик и не начинающий, все, о чем пишу, - прочувст­вовано на собственной шкуре и не одну сотню раз. В чем, по-вашему, должен заключаться мой выбор?»

Вы у меня спрашиваете, в чем, по-моему, должен заключаться ваш выбор. Неужели я или кто-то другой в состоянии, указать истинную стезю? Это известно только вашей душе. Я же могу лишь оценить ошибки, причем только субъективно.

Вы пишете: «Единственный выход для меня - это жертвовать на храм». Я, конечно, понимаю, что сами-то не считаете это единственным выходом. Но с чего вы взяли, что пожертвование можно вообще рассматривать как выход?

Приверженцы не Бога, а маятника религии внушили вам, что, отдавая деньги на храм, «спасете свою душу» или избавитесь от каких-то там кармических проблем. Любой истинный служитель Бога скажет, что индуль­генцию нельзя купить ни за какие деньги.

Давайте называть вещи своими именами: маятник религии - это не Бог. Храм нужен не Всевышнему, а маятнику. Бог не нуждается в ваших пожертвованиях. Если вы рассматриваете пожертвование в качестве решения своих проблем, значит, пытаетесь заключить с Ним сделку.

Благотворительность может устранить избыточный потенциал накопленных денег, если у вас имеется избыток залежавшихся средств. Но, поскольку вы занимаетесь биржевой торговлей, застоя в финансах, скорее всего, нет.

Благотворительность является добрым делом в истинном смысле только в том случае, если она искренна. Например, богатый человек помогает детскому дому, но сам там никогда не бывает. В таком случае это не доброе дело, а сделка. Его помощь направлена индифферентно, служит красивой идее, обрамленной благочестивой фразой: «Я помогаю детям!»

Но побуждения этого человека неискренни. Он не нуждается в общении с детьми, которым оказывает помощь, а потому не любит их. Он ценит себя, помогающего детям. Ну, допустим, а разве плохо, что этот человек помогает, не любя, неискренне? Не плохо, все здорово. Только не следует надеяться, что это каким-то образом ему «зачтется».

Вот вы пишете: «Или надо убрать из подсознания саму идею обогащения и поставить туда идею помощи ближнему?» Не надо насиловать себя этими идеями помощи ближнему, если вы не чувствуете искреннего побуждения. Напротив, займитесь именно своим обогащением. Вот это вы делаете искренно, и нечего стыдиться. Не обращайте внимания на вопли приверженцев маятника, которые навязывают вам свои «духовные» ценности. Помните: по-настоящему духовные личности никогда не будут вам ничего навязывать.

Первейшей духовной ценностью для вас является ваша душа. Отвернитесь от маятников, повернитесь к вашей душе и займитесь собой, например своим обогащением. Только вот подходить к этому обогащению нужно совсем не оттуда, откуда пытаетесь вы.

Душа хочет не денег, а того, что можно на них купить. Вы точно знаете, чего хотите? Скорее всего, нет. Вот и спросите себя, чего на самом деле хочется от жизни. Что превратит вашу жизнь в праздник? Определите свою цель.

Ваш разум решает эту задачу в лоб: за деньги можно купить практически все, следовательно, надо идти прямиком туда, где лежат эти деньги. Но вся беда в том, что душа тоже действует по своему в лоб. Она не разделяет стремления разума к деньгам. Она вообще не понимает, что это такое, поскольку не умеет «мыслить» абстрактно. Поэтому душа не станет союзником разума в добывании денег. А разум без души бессилен, так же, как и душа без разума.

Что же тогда делать? Определить свою цель и двигаться к ней, не думая о средствах достижения этой цели. Средства сами найдутся - вот в этом весь фокус. Другими словами, если душа и разум двигаются к своей цели рука об руку, перед вами открываются двери, которые раньше казались неприступными.

Можно ли считать игру на бирже вашей дверью? Не берусь судить. Вы пишете: «...никак не могу прийти к успешной, стабильной торговле. Два года - сплошные потери». Делайте выводы сами. Миллиардерами становятся именно те, кто двигается к своей цели,а не к деньгам.

Когда человек двигается к ней через свою дверь, его душа поет, а разум удовлетворенно потирает руки. Доставляет ли игра на бирже радость вашей душе? Дает ли это занятие удовлетворение разуму? На эти вопро­сы вы должны себе ответить сами.

Савельев Сергей Вячеславович – эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, директор НИИ морфологии человека, весьма замечательная, хотя и неоднозначная в своих суждениях и рассуждениях на тему гениальности, эволюции мозга и человека, личность, с чьими немногочисленными интервью, лекциями и выступлениями можно, при желании, ознакомиться в Интернете.

Профессор Савельев – автор таких научных трудов, как «Изменчивость и гениальность», «Возникновение мозга человека», «Атлас мозга человека», и некоторых других. Основные тезисы его научных трудов, также проходящие красной нитью через все его лекции и выступления, о которых он не устает напоминать рассеянному обывателю, например, такие: человек – это вполне изученный наукой довольно примитивный гоминид, движимый «Святой Троицей» – тремя основными инстинктами – жаждой утоления голода, желанием размножаться и стремлением доминировать.
По мнению профессора Савельева, вся деятельность, совершаемая человеком – будь то социально направленная активность, духовные и религиозные практики, творчество и так далее, в своей основе, базируется исключительно на этих трех китах – осознает он это или отрицает.
Стремление к утолению чувства голода, или желание «урвать кусок пожирнее», как это коллоквиально называет профессор Савельев, – основной инстинкт каждого человека. Но хотя человек – существо ненасытное и жадное, он, в отличие от животных, умеет делиться с другими, и эту важную отличительную особенность профессор Савельев связывает с развитием нижней части лобной доли головного мозга, которая развилась не для творчества и прочих высоких материй, как принято считать, например, а именно для этой цели.
Размножение, или передача своих генов следующим поколениям, также является одной из основных задач каждого человека. На самом деле, чем бы человек ни занимался, как бы себя ни вел, все его поведение сексуализировано и направлено, если не на получение «куска пожирнее», так на распространение своих генов – размножение. Особенно четко это выражено у женщин, «более биологических гоминид», чем мужчины. Поведение и само существование женщины продиктовано, в первую очередь, тем, чтобы найти подходящего отца своему потомству, зачать, родить и воспитать. Третьим основным инстинктом у человека является доминантность , то есть перманентное стремление к самоутверждению и получению власти. Это не обязательно выражается в классическом понимании слова «власть», то есть восседании в кожаном кресле где-нибудь в Думе, в дорогом костюме, или доминировании в роли главаря банды, например. Стремление доминировать имеет множество самых разнообразных форм и формочек: от духовного доминирования в виде стояния в рубище на деревянном столбе на протяжении многих суток во славу божью или решения математической неразрешимой теоремы и отказа от миллиона долларов за ее решение. Стремление доминировать может быть как кричащим и насильственным, так и тихим, интеллектуальным, но все это формы одного инстинкта, который носит название «доминантность».
Например, профессор Савельев пишет: «…Политика и другие социально-иерархические отношения в бизнесе, искусстве, технике и науке построены по принципам биологической доминантности. Доминантность – врожденная инстинктивная форма поведения свойственная всем животным, формирующим общества. Целью доминантности является захват позиции социального лидера и, как следствие, получение пищевых и репродуктивных преимуществ».
Иными словами, совершает каждый из нас богоугодные дела, творит в искусстве на благо человечества или занимается бизнесом на пользу своей семьи, все это колоссальное количество дурной энергии, выбрасываемое в пространство, не что иное, как сознательное или подсознательное стремление доминировать над другими. Это стремление доминировать, как и остальные инстинкты – есть и размножаться, досталось нам от предков-приматов и всего лишь скрыто под толстым слоем социального и культурного поведения, коим мы друг друга все время пытаемся обмануть.
Другой часто повторяемый профессором Савельевым тезис: интеллект и гениальность индивида напрямую зависят от размера головного мозга. У большинства выдающихся людей мозг был развитым, большего размера, чем у людей заурядных. Хотя и не всегда увесистый мозг гарантирует присутствие особых интеллектуальных способностей, а мозг меньше среднего – их отсутствие, но – как правило, согласно профессору Савельеву.
Надо сказать, что в довольно внятной и четкой аргументации простым, иногда насмешливым и даже саркастичным языком профессора Савельева нового не много – хотя для неподготовленного человека его заявления спокойным тоном могут показаться от поразительных до возмутительных. Всякий, кто хотя бы мимолетно знаком с работами эволюциониста Дарвина (естественный отбор) или, например, целого ряда европейских философов, начиная от Эразма Роттердамского (в рассуждениях профессора Савельева о природе глупости) или Ницше (в речах профессора о природной целесообразности выживания сильнейших), увидит именно их и еще ряд трудов других ученых и философов в учении профессора Савельева.
Некоторые, если не многие, гипотезы профессора Савельева оспариваются учеными палеонтологии, зоологии и биологии как несостоятельные и устаревшие. Его критикуют за «ненаучный язык» и низведение человека – венца творения – до «бабуина». При внимательном вслушивании и прочтении его работ даже неспециалисту ни в одной из этих областей некоторые тезисы профессора-материалиста могут показаться сомнительными и бездоказательными. Но все равно, даже заунывное повторение из великих прошлого, с рядом возможных фактологических и прочих недостоверностей, на фоне того мракобесия, которое мы наблюдаем в настоящее время, могут натолкнуть некоторых на стремление более глубокого осмысления заданных тем. А простой, «стебный» язык может сослужить лучшую службу, чем научная малопонятная терминология.
Тем более что в главном, основном, спорить с ним практически невозможно: человек под толстым слоем социо-культурных оболочек – все тот же дикий бабуин, которого волнуют три вещи: еда, размножение и доминантность.

Конечно, приятно владеть роскошными автомобилями, особняками и иметь внушительную наличность в банке. Но эти вещи не гарантируют счастья.

Поистине счастливые люди больше заинтересованы в эффективном использовании своих ресурсов, они могут вести скромный образ жизни. Если деньги прибывают, они счастливы. Если финансовые поступления прекращаются, они по-прежнему счастливы и довольны.

2. Они ничего не ждут взамен.

Все любят похвалу и вознаграждения. Тем не менее, люди, пребывающие в потоке счастья, не жаждут ни похвалы, ни наград, они служат и помогают другим, не ожидая ничего взамен. Для них ценно само осознание факта, что им удалось обогатить чью-то жизнь.

3. Они не заботятся о соответствии ожиданиям общества.

Люди испытывают постоянное напряжение, стараясь соответствовать ожиданиям окружения. Это давление сказывается на выборе профессии и спутника жизни. Счастливый человек не заботится о соответствии ожиданиям и стандартам общества. Он прислушивается к себе и поступает по велению сердца. Только так можно испытать глубокое удовлетворение и счастье.

4. Они лишены предрассудков.

Некоторые люди враждебно настроены по отношению к представителям определённых культурных, социальных и религиозных групп. Но счастливые личности относятся ко всем одинаково, никого не дискриминируя на почве стереотипов, половой, расовой, религиозной принадлежности, возраста, сексуальной ориентации и в связи с социально-экономическим статусом. Они судят о человеке по тому, кто он и на что способен, а не по тому, где он находится и какого цвета его кожа.

5. Их не волнует одобрение других.

Счастливых людей не заботит, что вы о них думаете, потому что они доверяют собственной самооценке. Они знают, что, если жить в постоянном ожидании одобрения от окружающих, можно умереть от их неприятия. Поэтому просто делайте то, что вам нужно и никогда не позволяйте скептикам становится у себя на пути.

6. Они признают свои ошибки.

Счастливые люди соглашаются с тем, что иногда они не правы. В конце концов, никто не знает всех ответов на все вопросы. Они даже готовы прислушиваться к советам, которые иногда противоречат их собственному мнению.

7. Они игнорируют неблагоприятные условия.

Счастливые люди не задерживаются в среде, которая не способствует позитивному настрою или отдыху. Они знают, что в шумной и загрязненной обстановке развивается стресс, снижается уровень счастья и это может быть вредно для здоровья. Счастливые люди ценят и защищают окружающую среду, а для отдыха выбирают приятные мирные места, например, парки.

8. Их не волнует социальное сравнение.

Счастливые люди не сравнивают себя с другими. Они могут интересоваться тем, что у других получается лучше, чтобы повторить подобный успех, но при этом всегда сосредоточиваются на своих собственных достижениях. Это делает их более преуспевающими и защищает от зависти, негодования и нездорового чувства превосходства над другими.

9. Они не вмешиваются в дела других людей.

Счастливые люди не вмешиваются в чужие дела. Конечно, они придут к вам на помощь, если вы попросите и попытаются вмешаться, когда вы очевидно свернёте в неправильном направлении, но в первую очередь они сконцентрированы на поддержании порядка в собственном доме. Это помогает избежать конфликтов с людьми, которые хотят, чтобы их оставили в покое.

10. Их не волнуют сплетни.

Счастливых людей не тревожат сплетни и слухи. Они довольствуются своей собственной жизнью и не имеют никакого желания интересоваться тем, что происходит в жизни чужой. Люди, которых заботят сплетни, просто лишены полноценной личной жизни.

11. Они избегают токсичных отношений.

Токсичные отношения это не только физическое насилие и брань, но также постоянные жалобы и перепады настроения, которые тянут вас вниз. Счастливые люди не поддерживают никаких типов отравляющих отношений, потому что они приводят лишь к негативным результатам. Себя нужно окружать оптимистичными людьми, которые хотят от жизни большего и способны строить здоровые взаимоотношения, приносящие радость.

12. Они не таят обид.

Нам всем когда-то причинили боль словами или действиями и легко затаить обиду и негодование в адрес обидчика, но по-настоящему счастливые люди знают, что от этого лучше воздержаться. Обида отравляет мысли и, возможно, поступки. Счастливые люди прощают и двигаются вперед. Это значит возвыситься над проблемой и освободить себя от негодования. Как говорил Конфуций: «Быть обиженным ничто, если вы не продолжаете вспоминать об этом ».

13. Они не лгут.

Можно сказать, что каждый человек хоть единожды сказал неправду, но некоторые люди, как правило, врут с большей готовностью, чем другие. Счастливые люди знают, что всё скреплённое на лжи и обмане, быстро разваливается. Лучше ничего не сказать, чем покривить душой и солгать.

14. Они не любят жаловаться.

Жалобы свойственны людям, недовольным жизнью. А счастливые люди избегают нытиков и не жалуются, потому что довольствуются своей судьбой. Они просто благодарны за то, что имеют и с надеждой смотрят в будущее, даже когда дела идут не по плану.

15. Они не мстят.

Наконец, если вы действительно хотите вести счастливую жизнь, то не можете себе позволить выискивать пути мщения в адрес другого человека. Оставьте это на волю судьбы. Счастливые люди ищут способы направить негативную энергию в позитивное и продуктивное русло.



Поделиться