Производство как социальный институт общества. Лидером малой группы становится человек…

ВАРИАНТ 1

1. К макросоциологическим понятиям относится:

a) малая группа;

b) социальный институт ;

c) личность;

2. К микросоциологическим понятиям не относится:

a) малая группа;

b) государство ;

d) личность.

3. Термин «социология» впервые ввел:

a) О. Конт

b) Э. Дюркгейм

c) К. Маркс

d) Г. Спенсер

4. «Человекоцентрированными» теориями (теориями социологического номинализма) в социологии являются:

a) макросоциологии

b) микросоциологии

c) максисоциологии

d) минисоциологии

5. Социология как наука возникает:

a) в античном мире;

c) в середине 19 столетия;

d) в середине 20 столетия.

6.Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера является понятие:

a) социальный факт;

b) солидарность;

c) способ производства;

d) социальное действие ;

e) коммуникативное действие.

7. Базис в марксистской теории -это:

a) производительные силы общества;

b) ее фундаментальные положения и понятия;

c) производственные отношения;

d) совокупность производственных отношений и производительных сил .

8. Э. Дюркгейму принадлежит:

a) теория общественного договора;

b) закон иерархии наук;

d) теория общественно-экономической формации .

9. Неотъемлемое свойство социальной организации (суть которого – в приращении усилий в ходе совместной деятельности) называется:

a) кооперация;

b) синергия ;

c) ускорение;

d) активизация;

e) сотрудничество.

10. О. Конту принадлежит:

a) теория обмена;

b) закон иерархии наук;

c) концепция механической и органической солидарности;

11.Исключить лишнее: «Отклонения бывают:

c) ;

d) первичные и вторичные.

12. Понятие санкции означает:

a) исправительную меру наказания;

b) способ устрашения;

c) поощрение или наказание;

d) кару небесную.

13. Механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий:

a) санкция

b) социальный контроль

c) система прав и обязанностей

d) социализация

14. Понятие «аномия» было введено:

a) Э. Дюркгеймом

b) М. Ковалевский

c) П. Сорокин

d) Дж. Хоманс

15.Процесс сужения сферы общественного влияния религии и церкви, утрата их доминирующего положения в обществе:

a) секуляризация ;

b) сакрализация;

c) просвещение;

d) социализация;

e) эмансипация.

16. Формационный подход К. Маркса к периодизации истории не предполагал существования общественно-экономической формации:

a) первобытнообщинной;

b) рабовладельческой;

c) феодальной;

d) капиталистической;

e) социалистической;

f) коммунистической.

17.Какие из названных ценностей являются витальными:

a) добро и зло

b)

c) счастье, смысл жизни

d) свобода совести и слова

e) честность и доброжелательность

f) свобода слова и национальный суверенитет

g) личный успех и предприимчивость

18. Культурный релятивизм основан на убеждении, что:

a) не все культуры равноценны, ценность той или иной культуры определяется ее вкладом в общечеловеческий прогресс;

b) каждую культуру нужно оценивать исходя из общечеловеческих критериев нравственности;

c) каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее собственных ценностей и норм .

19. Не был представителем циклических концепций культуры (теорий локальных культурно-исторических типов):

a) Н.Я.Данилевский

b) О.Шпенглер

c) Л. Морган

d) А.Тойнби

e) П.А.Сорокин.

20.Маргинал – это:

b) человек, утративший один социальный статус, покинувший пространство определенной культуры и не обретший другого статуса, другой культуры ;

ВАРИАНТ 2

a) О. Конт

b) Э. Дюркгейм

c) К. Маркс

d) Г. Спенсер

2. «Человекоцентрированными» теориями (теориями социологического номинализма) в социологии являются:

a) макросоциологии

b) микросоциологии

c) максисоциологии

d) минисоциологии

a) в античном мире;

b) в эпоху Просвещения 18 века;

c) в середине 19 столетия;

d) в середине 20 столетия.

4.Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера является понятие:

a) социальный факт;

b) солидарность;

c) способ производства;

d) социальное действие;

e) коммуникативное действие.

5. О. Конту принадлежит:

a) теория обмена;

b) закон иерархии наук;

c) концепция механической и органической солидарности;

d) формулировка основных положений исторического материализма.

6.Исключить лишнее: «Отклонения бывают:

a) конструктивные и деструктивные;

b) индивидуальные и групповые;

c) вертикальные и горизонтальные ;

d) первичные и вторичные.

7. Понятие санкции означает:

a) исправительную меру наказания ;

b) способ устрашения;

c) поощрение или наказание;

d) кару небесную.

8. Понятие «аномия» было введено:

a) Э. Дюркгеймом

b) М. Ковалевский

c) П. Сорокин

d) Дж. Хоманс

9. Процесс сужения сферы общественного влияния религии и церкви, утрата их доминирующего положения в обществе:

a) секуляризация;

b) сакрализация;

c) просвещение;

d) социализация;

e) эмансипация.

10. Какие из названных ценностей являются витальными:

a) добро и зло

b) жизнь и здоровье, личная безопасность

c) счастье, смысл жизни

d) честность и доброжелательность

e) свобода слова и национальный суверенитет

f) личный успех и предприимчивость

11.Маргинал – это:

a) человек, уровень образования которого не соответствует современным квалификационным требованиям;

b) человек, утративший один социальный статус, покинувший пространство определенной культуры и не обретший другого статуса, другой культуры;

c) человек, эмигрировавший в другое государство, но не получивший еще нового гражданства;

d) человек с отклоняющимся поведением, но не преступник.

Главное предназначение социальных институтов

a) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность ;

b) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость;

c) давать дипломы выпускникам.

13. Дисфункция социального института проявляется в следующем:

a) институт полноценно удовлетворяет важные общественные потребности;

b) институт неэффективен, его престиж в обществе падает ;

14. Потребность в безопасности и социальном порядке удовлетворяет социальный институт:

a) экономики

b) политики

15. Армия является одним из неосновных социальных институтов:

a) политических

b) экономических

c) религиозных

16. Термины «первичная группа» и «вторичная группа» ввел:

a) Ч. Кули

c) Дж. Хоманс

d) Т. Парсонс

17. Квазигруппами в социологии называют:

a) группы первичные;

b) малые группы;

c) случайные, неустойчивые группы .

18. «Андерклассом» в социологии принято называть:

a) высший класс

b) средний класс

c) низший класс

19. Десоциализация – это:

a) процесс усвоения индивидом культурных норм и ценностей общества;

b) процесс утраты старых социальных норм ;

c) обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам;

d) процесс воспитания детей.

20. В социологии выделяются два уровня социализации личности:

a) первичная и вторичная социализация

b) официальная и неофициальная социализация

c) основная и неосновная

d) формальная и не формальная

ВАРИАНТ 3

1. Термин «социология» впервые ввел:

a) О. Конт

b) Э. Дюркгейм

c) К. Маркс

d) Г. Спенсер

2. Семья, в составе которой два поколения (муж, жена, дети), называется:

a) традиционной;

b) нуклеарной;

c) патриархальной;

d) эгалитарной;

e) партнерской.

3. Социология как наука возникает:

a) в античном мире;

b) в эпоху Просвещения 18 века;

c) в середине 19 столетия ;

d) в середине 20 столетия.

4. Человек-конформист – это человек, который (исключить лишнее):

a) пассивно соглашается с общепринятыми нормами;

b) является социальным типом приспособленца;

c) склонен к протесту, а не к подчинению ;

d) следует привычным стандартам и стереотипам, не способен выработать и занять собственную позицию.

  • В связи с этим выделяется несколько критериев, или оснований типологизации социальных движений.
  • Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры (45)
  • Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и предназначение
  • 1) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность

    2) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость

    3) обеспечивать всех членов общества

    4) гарантировать человеку права и свободы

    58. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт…

    1) образования

    3) религии

    59. Процесс и результат появления в обществе социального института называется…

    1) институционализация

    2) дисфункция

    3) стабилизация

    4) социализация

    60. Дисфункция социального института проявляется в следующем…

    1) институт полноценно удовлетворяет важные общественные потребности

    2) институт неэффективен, его престиж в обществе падает

    4) институт выполняет не свойственные ему функции

    61. Потребность в безопасности и социальном порядке удовлетворяет социальный институт…

    1) экономики

    2) политики

    4) здравоохранения

    62. Армия является одним из социальных институтов, принадлежащих, прежде всего…

    1) к сфере политики

    2) к сфере экономики

    3) к сфере религии

    4) к сфере воспитания

    63. Снижение рождаемости, детская беспризорность, подростковая преступность являются проявлением дисфункции, прежде всего, института…

    1) политики

    2) религии

    4) образования

    64. В примитивном обществе большинство возникающих социальных потребностей удовлетворяет институт…

    1) религии

    3) образования

    4) безопасности

    65. Если под одной крышей живут несколько родственных семей, больше двух поколений, то такая семья является…

    1) нуклеарной

    2) расширенной

    3) супружеской

    4) многопоколенной

    66. Существуют две формы брака…

    1) традиционная (патриархальная) и эгалитарная

    2) нуклеарная (супружеская) и родственная (расширенная)

    3) моногамия и полигамия

    4) узаконенный и гражданский

    67. Семья должна давать чувство защищенности, душевного комфорта, безопасности. Эта функция семьи называется…

    1) эмоциональная

    2) статусная

    3) экономическая

    4) коммуникативная

    68. Завод, ферма, нефтепровод, железная дорога – физические черты (материальные воплощения) института…

    1) экономики

    2) политики

    3) образования



    4) безопасности

    69. Многоженство разрешается исламом и существует в некоторых мусульманских странах. Такая форма брака называется…

    1) групповой брак

    2) полиандрия

    3) полигиния

    4) полигамия

    70. Структуру малой группы изучают методом…

    1) эксперимента

    2) наблюдения

    3) социометрии

    1) поощрение самостоятельности членов группы

    2) мягкие приемы лидера

    3) подавление инициативы

    4) личную ответственность каждого члена группы за результат работы

    72. Во вторичных группах в человеке ценят…

    1) его индивидуальность

    2) его функциональность

    3) его эмоциональность

    4) его образованность

    73. Лидером малой группы становится человек…

    2) самый талантливый

    3) самый красивый

    4) самый умный

    74. Высокий уровень эмоциональности взаимоотношений отличает группы…

    1) вторичные

    2) первичные

    3) квазигруппы

    4) микрогруппы

    75. Демократический стиль лидерства является эффективным…

    1) при решении творческих задач

    2) на простых и срочных работах

    3) при низкой квалификации работников

    4) при опытных сотрудниках



    76. Если лидер не вмешивается в действия подчиненных и отстраняется от реального руководства группой, значить осуществляется стиль лидерства…

    3) попустительский

    4) консервативный

    77. Племена, народности, нации являются общностями…

    1) территориальными

    2) этническими

    3) профессиональными

    4) государственными

    78. Квазигруппами в социологии называют…

    1) группы первичные

    2) малые группы

    3) случайные, неустойчивые группы

    4) этнические группы

    79. Совокупность нескольких родов называется…

    2) народность

    80. В этой этнической общности объединяются кровные родственники…

    2) народность

    81. Государство является признаком формирования…

    2) племени

    4) народности

    82. Этническое самосознание означает…

    1) чувство принадлежности, духовного единства с этносом

    2) кровное родство

    3) одинаковое гражданство

    4) одинаковое мышление

    83. Аутсайдерами в социологии называются…

    1. Главное предназначение социальных институтов
    гарантия человеку соблюдение его прав
    создание стабильности в обществе, удовлетворении общественных потребностей
    обеспечение социальные реформы
    обеспечение материальной поддержки всем членам общества

    2. Малая социальная группа – это группа людей, …
    состоящая из 2-7 человек
    которые имеют возможность непосредственного личного контакта
    которая занимается социально-значимой деятельностью и где все члены группы имеют возможность непосредственного личного контакта которая занимается социально-значимой деятельностью

    3. Групповая динамика – это …
    увеличение производительности труда группы
    изменение групповой структуры в зависимости от характера деятельности группы
    увеличение численности группы за определенный период времени
    совокупность внутригрупповых процессов и явлений, которые характеризуют весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы (образование группы, формирование норм и ценностей, лидерство, коммуникации в группе и т.д.)

    4. Субъективным, дополнительным критерием стратификации является …
    престиж
    власть
    доход
    образование

    5. Социальная структура общества – это …
    устойчивая связь элементов социальной системы
    иерархическая связь элементов социальной системы
    набор элементов социальной системы
    социальный состав общества

    6. Тип поведения, не являющийся аномичным согласно теории аномии Р.Мертона
    инновация
    ритуализм
    мятеж
    конформизм

    7. Социализация – это …
    усвоение норм и правил, принятых в обществе, включение человека в социальную структуру и активное влияние человека на социальные группы и процессы
    активное влияние человека на социальные группы и процессы
    усвоение норм и правил, принятых в обществе, включение человека в социальную структуру
    процесс создания социальных структур

    8. Первичная социализация — это социализация, которая происходит …

    еще до рождения человека
    в детстве и ранней юности, основным агентом социализации являются семья и школа
    когда человек начинает свою трудовую деятельность, основными агентами являются трудовые коллективы

    9. Школа является агентом … социализации.
    неформальной
    первичной
    формальной
    вторичной

    10. Социализация человека начинается …
    с началом трудовой деятельности
    с рождения
    в школе
    после окончания трудовой деятельности

    11. Референтная группа – это группа, …
    в которой человек не хочет оказаться
    нормы и ценности которой человек разделяет и принимает, группа значима для человека и может оказывать влияние на его поступки
    к которой человек имеет отношение в определенный отрезок времени
    людей со схожими интересами

    1.План…………………………………………………………………………………1

    2. Введение…………………………………………………………………………..2

    3. Понятие «Социальный институт»……………………………………………..3

    4. Эволюция социальных институтов…………………………………………..5

    5. Типология социальных институтов……………………………………….…...6

    6. Функции и дисфункции социальных институтов……………………….……8

    7. Образование как социальный институт……………………………..….…...11

    8. Заключение……………………………………………………………………….13

    9. Список литературы……………………………………………….……..………15

    Введение.

    Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

    Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

    Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

    Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

    Понятие «Социальный институт».

    Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях.

    Одним из первых развернутое определение социального института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

    Другой американский социолог, Ч.Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), которые образуют институциональный порядок.

    Немецкий социолог А.Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как институты руководят поведением животных.

    По мнению Л.Бовье, социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей.

    Дж.Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

    В социологической отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

    Согласно С.С.Фролову социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

    По мнению М.С.Комарова, социальные институты представляют собой ценностно - нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.

    Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:

    Ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

    Совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    Формальную и неформальную организацию;

    Совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу

    общественных отношений;

    Обособленный комплекс социальных действий.

    Т.о. мы видим, что термин «социальный институт» может иметь разные определения:

    Социальный институт – это организованные объединение людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

    Социальные институты – учреждение, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества.

    Социальный институт – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

    Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

    Эволюция социальных институтов.

    Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

    Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

    Формирование общих целей;

    Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

    Появление процедур, связанных с нормами и правилами;

    Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

    Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

    Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

    Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институ ционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

    Типология социальных институтов.

    Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

    Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

    Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

    Экономические – институты, организующие хозяйственную деятельность;

    Политические – институты власти;

    Семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

    Военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

    Религиозные – институты, организующие коллективное почитание богов.

    Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

    Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).

    Потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства и др. политические институты).

    Потребность в добывании и производстве средств существования (экономические институты).

    Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).

    Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

    Неосновные институты называют еще общественными практиками. У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности,

    профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг,

    рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имянаречия, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д.

    К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.

    Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.

    Функции и дисфункции социальных институтов.

    Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)

    Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

    Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует».

    Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

    Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции.

    Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний 9наука и образование), и др.

    Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.

    На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.

    Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но современем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством.

    Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы».

    К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более более повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования.

    Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества.

    Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус.

    Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

    Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными , если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными , если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.

    Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

    Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.

    Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов при помощи новых институтов власти – парламента, правительства и президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таким оказались побочные результаты усилий институтов власти.

    Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось.

    К явным функциям школы как института образования относятся

    приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

    Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур.

    Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

    Образование как социальный институт.

    Материальные и духовные ценности и знания, накопленные человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его совершенствование невозможны без овладения культурным наследием. Образование является существенным компонентом процесса социализации личности.

    В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования.

    Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

    Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются:

    Превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование);

    Решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации);

    Предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения.

    Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:

    Трансляция и распространения культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.);

    Формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;

    Социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики);

    Социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).

    Модель социальной структуры образования можно представить как состоящую из трех основных компонентов:

    Учащихся;

    Преподавателей;

    Организаторов и руководителей образования.

    В современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.

    Заключение.

    Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны пове-дения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мне-нием, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены. общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

    Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов.

    Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

    При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

    Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

    Список литературы:

    1. Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994
    2. Методическое указание по социологии. СПбГАСУ,2002
    3. Волков Ю.Г. Социология. М. 2000

    План работы:

    Введение

    Экономические проблемы

    Проблемы власти и государства

    Проблемы семьи

    Проблемы образования

    Проблемы религии

    Заключение

    Список использованной литературы


    Введение

    Социальный институт – устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и средствами для осуществления социальных функций, управления и властвования.

    Это одна из основных категорий социологии. В ней отражаются организационные формы социальных действий и процессов, роли социальных общностей и групп. Возникновение социальных институтов – прямое следствие образования коллективов, общностей, групп. Это потребность всего социума, связанная с гарантиями непрерывной социальной жизни, производством продуктов и услуг, защитой граждан, размещением их по социальным позициям, поддержанием порядка и сплоченностью социальных групп. Поскольку институты действуют от имени общества, они являются важной формой социальных связей, и вместе с тем – инструментом их формирования.


    Социальные институты: характеристика и общая проблема

    Социальный институт – нормативно регулируемая совокупность. Общество поддерживает его деятельность путем капиталовложений и подготовкой кадров, и социальный институт всегда объективирован, структурирован, функционален. Успех его деятельности зависит и от четкого определения целей, и от рационального разделения труда, и от признания престижа.

    Отсюда, институционализация представляет процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов, ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

    Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

    1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

    2. формирование общих целей;

    3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

    4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

    5. институционализация норм и правил, то есть их принятие, практическое применение;

    6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

    7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

    Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

    Функции социальных институтов. Если рассматривать деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей. Ради этого он и существует, однако для её осуществления каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей. Это, прежде всего:

    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих поведение своих членов и делающих его предсказуемым.

    Регулятивная функция. Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

    Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения и взаимозависимости членов социальных групп, происходящие под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей.

    Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, обладай оно возможностью передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. Потому, институты предусматривают механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

    Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

    Предназначение социальных институтов - удовлетворение фундаментальных потребностей людей. Их всего пять, но столько же имеется и основных социальных институтов:

    Потребности в продолжении рода (удовлетворяются институтом семьи);

    Потребности в безопасности и социальном порядке (институт государства);

    Потребности в добывании средств к существованию (экономический институт)

    Потребность в социализации (образовательный институт);

    Потребности в определении смысла жизни и решении проблем человеческого существования (религия).

    Внутри фундаментальных институтов скрываются более мелкие. Это определенные системы методов, приемов, образцов поведения. Скажем, экономические институты не обойдутся без таких механизмов как маркетинг, рынок, профессиональный подбор кадров, защита частной собственности. Внутри государства мы можем обнаружить институты президентства, судебной власти, адвокатуры, прокуратуры, армии. В отличие от основного института неглавный выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Общая же черта тех и других - выполняемые функции.

    Социальный институт имеет вид высоко интегрированной, освящённой признанием общества хорошо отлаженной системы, защищённой отлаженностью функций и непререкаемостью заведённого порядка.

    Эта непробиваемость вызывает чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне, но обладает и обратной стороной: социальным институтам присущи большая инерция и консерватизм. В любом социальном институте тяга к устойчивости превалирует над способностью к изменениям, а современная жизнь выдвигает всё новые и новые требования. Это и есть главная их проблема. Как общая, так и затрагивающая каждый по отдельности.

    Экономические проблемы

    Экологическая проблема стала обостряться с индустриализацией планеты. Вот всего лишь несколько цифр, иллюстрирующих масштабы надвигающей катастрофы. Каждое десятилетие в мире теряется 7% плодородных почв. В настоящее время ежегодно с полей выносится 26 млрд. тонн плодородного слоя. Каждые два года прибавляется 12 млн. га опустыненных земель. Интенсифицируется массовое сведение лесов на планете; каждую секунду их площадь сокращается на полгектара. И если этот процесс будет продолжаться такими же темпами, то для полного выведения из производства земли не понадобиться и 50 лет. Наступление экологического кризиса идет высокими темпами во всех странах мира, на всех континентах.

    Продовольственная проблема. Она перестала быть актуальной лишь для десятка индустриальных стран, и хотя потребление продовольствия в целом возрастает, оно неравномерно распределено по континентам и отдельным государствам. К тому же рост производства почти уравновешивается соответствующим ростом населения. Так, за последние 30 лет сбор зерновых возрос в 2 раза, а население Земли – в 1,8 раза.

    Война, как способ решения международных проблем, несёт с собой громадный экономический урон и гибель экономически активного населения. Сейчас практически не существует регионов, не охваченных военными конфликтами. Молох войны становился все более и более прожорливым. Множатся материальные потери. XX век вошел в историю, как эпоха мировых войн, в которых участвовали десятки стран и миллионы людей. Так, в орбиту Второй мировой было втянуто более 70 государств, а общие потери составили более 55 млн. человек.

    Но война даже в меньшем масштабе несет за собой экономические проблемы, в одних случаях локальные, в других – глобальные. Так военные действия находят свое отражение в проблемах экологии, продовольственной проблеме, проблеме культурных и нравственных ценностей, проблеме преступности, здоровья населения и т.д.

    Проблема «Север-Юг» Так нередко обозначается тенденция роста экономического отставания стран «третьего мира» от ведущих держав.

    Крушение колониальной системы породило оптимистические прогнозы экономического возрождения стран, завоевавших независимость. Однако в 80-е годы оно резко замедлилось, падение доли освободившихся стран в мировой торговле выдвинуло их обратиться к внешним займам.

    Причин усиления указанной тенденции немало. Одна из них связана с демографической ситуацией. В 1987 году на Земле зарегистрирован пятимиллиардный житель. При этом, наиболее быстрыми темпами население увеличивается в менее развитых странах, что резко обостряет там проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и продовольствия.

    Проблема миграции. Мировой рынок труда формируется в результате двух связных процессов – миграция рабочей силы между национальными хозяйствами и международная миграция капитала. В первом случае рабочая сила движется к капиталу, во втором – навстречу движется капитал. Как правило, потоки рабочей силы устремляются из стран с низким уровнем жизни к более высокому (из Мексики в США, из Восточной Европы в Западную, из азиатских стран в Японию).

    Индустриальные страны испытывают острую потребность в иммигрантах высокой квалификации. Благодаря ей экономятся средства на подготовку специалистов, и этот процесс получил название «утечка мозгов». Например, она наблюдалась в России 90-х, а основными направлениями были США и Израиль.


    Проблемы власти и государства

    Наиболее важным видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью принудительной, так как выражается она в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи системы средств государственно-правового воздействия. Независимо, нравится это или нет массе людей; отсюда и главная проблема данного социального института. Проблема взаимоотношений власти и человека.

    1. Сущностным признаком политической власти является опора на государство, что позволяет легально использовать силу в пределах его территории. Как к любому индивидууму, так и в отношении целого социального института. Для достижения своих целей она включает практически все известные ресурсы: и материальное принуждение, и идеологическое манипулирование, и прочие методы ущемления интересов человека.

    2. Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние корпораций, СМИ либо других учреждений. А то и вовсе ликвидировать их, мало считаясь с мнением отдельных людей.

    3. Публичность, то есть всеобщность и безличность. Это означает, что навязывая волю большинства, политическая власть с помощью права обращается от имени всего общества ко всем гражданам.

    Кроме проблем равновесия человек – власть, существуют они и внутри самого социального института.

    Политическая власть испытывает сильное воздействие власти экономической. В рыночном обществе, где всё имеет цену, деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии – прямого политического правления небольшой группы толстосумов.

    Также при определенных условиях доминирующее влияние может оказывать власть информационная. Ее монополизация определенной политической группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение господства в обществе.

    Во взаимодействии различных властей имеет место так называемый кумулятивный эффект – усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ. Высокая политическая должность способствует накоплению богатства, возможности информационного влияния; последнее же повышает вероятность занятий лидирующих политических позиций.

    Проблемы семьи

    Семья, как социальный институт, выполняет важнейшие функции. Биологическое воспроизводство (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, формирование социальной структуры через статус членов семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).

    Семья имеет две особенности. Первое: это саморегулирующаяся система. Микрокультура общения вырабатывается самими её членами, что неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий. Разрешаются они путем взаимного соглашения и уступок, обеспечиваемых внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И второе: семья существует, как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна лишь при взаимодействии с остальными социальными институтами.

    В данное время множеством социологов разделяется точка зрения, согласно которой последняя четверть ХХ века отмечена кризисом семьи. Сущность его выражается тем, что семья в значительной степени утратила традиционные функции (репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Еще один существенный показатель кризиса семьи – резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила: легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной семья, состоящая из детей и одного родителя (чаще всего матери).

    Кризис семьи – это смена ее социальной ориентации на ориентацию гуманную, переход от социо- к человеко-центрированной семье.

    Во-вторых, он есть следствие «кризиса современного человека». Стремление к самореализации в профессиональной деятельности, выставление на первый план карьерного роста, свободы от привязанностей, доступность сексуального общения не могут не привести к второстепенной роли семьи.

    И наконец, кризис семьи можно рассматривать, как ее освобождение от наиболее институциализированной формы, какой является узаконенный брак. То, что раньше порицалось, называясь сожительством, сейчас приобрело правовую форму «гражданского брака». В глазах законодателя он фактически приравнен к официальному, следовательно необходимость в таковом отпала.

    Как правило, причины кризиса семьи усматриваются во внешних (экономических, политических, идеологических и даже биолого-генетических) факторах. Данный подход к определению его причин можно назвать социологическим и адаптивным: семья рассматривается здесь, как неизменная данность, существующая в изменяющихся условиях. А кризис – результат действия неблагоприятных внешних влияний и его преодоление видится в создании оптимальных условий для функционирования семьи. Подобный подход к пониманию природы, функций и назначения семьи долго был доминирующим, и лишь в самое последнее время он начинает критически переосмысляться.

    Но, как подтверждают исследования, кризис семьи не сопровождается отрицанием большинством людей ее ценности, равно как и ценности брака. В современном обществе идет формирование новых ориентаций в отношении форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения. С этим и связаны тенденции развития данного социального института в начале ХХI века.

    Проблемы образования

    В современном образовании существует целый ряд нерешенных либо недостаточно решенных проблем.

    Низкая активность учащихся в процессе обучения. Иными словами: недостаточная интенсивность и эффективность их встречной деятельности.

    Задача её организации много сложнее, чем простая передача знаний. Мало того, что преподаватель работает, не менее продуктивно должны работать и ученики. Добиваться нужно не эпизодической активности учения на некоторых занятиях и по некоторым предметам, а создание системы обучения, при которой учащийся не сможет быть неактивным в принципе.

    Объяснительно-иллюстративный характер обучения. При его господстве из работы учащихся фактически выключается их мышление, но преувеличивается роль восприятия и наблюдения. Конечно же, объяснять и иллюстрировать надо, только процесс должен быть подчинен одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов, а не упрощенному их изложению и красочному описанию.

    Отсутствие творчества, поиска в работе учащихся, преимущественная загрузка памяти, а не мышления.

    Можно вызубрить материал, а потом сдавать его, повторив заученное слово в слово, но после такого учения ничего не остаётся. Такие знания непрочны, недолговечны, неприменимы на практике. Ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной деятельности – умение находить нужную информацию для определения производственного задачи, самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях.

    Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между требованиями, предъявляемыми в процессе обучения, и теми, которые нужны в реальности.

    Низкая управляемость процесса и результата обучения. При традиционном обучении контролю подвергается лишь некоторый конечный результат, но не сам ход учебной деятельности. Процесс приобретения и наращивания знаний практически неуправляем, оценивается лишь его итог.

    В этой связи особые процессы ставит перед педагогом и школьником оценка знаний. Она имеет большое значение для управления, как учебной деятельностью учителя, так и учащихся. Оценка должна служить цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего воспитания учащихся. Ей необходимы объективность, гласность, но и отсутствие формализма, дифференцированный подход к каждой личности и учебной ситуации.

    Неизбежность ориентировки на середняка. При этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. Всеобщая образованность ставит вопрос о необходимости индивидуализации обучения, учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дифференциации знаний, оценок, а самое главное – программ. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.

    Современная жизнь являет и множество других проблем. Например:

    Физическая акселерация и её связь со зрелостью психологической и социальной, общим отношением к учебе;

    Включение учащихся в большое количество социальных общностей, а также необычайно широкие возможности для получения разнообразной информации;

    Разобщенность образования и производства, проблемы профориентации;

    Необходимость коренного совершенствования и постепенной активизации воспитательной работы, её гибкость и соответствие современным условиям и задачам;

    Проблемы преподавательских кадров;

    Психологическое обеспечение и особенно мотивационное обеспечение учебной деятельности;

    Проблемы религии

    На протяжении многих веков религия выступает составной частью системы отношений любого общества, являясь необходимым элементом общественной жизни. Она выполняет ряд важных функций, и одной из них является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии, как форме духовного освоения мира, осуществляется его мысленное преобразование и организация для сознания, при которой вырабатывается целостная картина норм, ценностей, идеалов и других компонентов, выступающих в качестве регуляторов поведения.

    Реализуется эта функция через формирование духовной жизни человека, важнейшей составляющей которой является культура. И здесь возникает одна из главных проблем религии – их соотношение.

    Религия оказывает на культуру двойственное влияние. С одной стороны: получают развитие те её формы, что связаны с религиозным культом. Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил.

    Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер.

    Проблема «религии и культуры», их единства и сбалансированности велика также для устранения конфликтов на этно-конфессиональной почве. Особенно, когда развитие межконфессионального диалога становится единственной альтернативой культурной разобщенности и религиозной нетерпимости. В условиях тесных социальных взаимосвязей людей различных национальных традиций, она имеет большое значение. Можно даже сказать – ключевое, поскольку затрагивает на основе взаимодействия различных религий и культурно-исторического уклада быта широчайший круг вопросов. Начиная с пребывания в образовательных учреждениях, и заканчивая условиями совместного труда или отдыха.

    Проблема взаимодействия культуры и религии актуализируется, как правило, в наиболее сложные, критические моменты. Когда общество испытывает потребность в пересмотре и обновлении своих духовных основ. Подтверждением данного вывода может служить Русская история на протяжении более чем тысячелетнего существования, в том числе и последних десятилетий XX века.


    Заключение

    Без социальных институтов общество существовать не может, поэтому необходимые проявления активности и превращаются в институты. Драки – в спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь - в семью. Но не все роли могут быть институциональными. «Мамина помощница» - не институциональная роль, дочь - да, так как является постоянной, строго контролируемой обществом. Устойчивость институциональных ролей позволяет нивелировать индивидуальные различия между людьми, тем самым, укрепляя группы, объединения, общества. Так, солдат для офицера является объектом приказания вне зависимости от личных его качеств. И солдат подчиняется офицеру, невзирая на ум или глупость последнего. В итоге возникает организованная дисциплинированная сильная армия.

    Да, социальные институты подчас отстают от требований окружающей реальности. Да у них полно проблем, но состоят они из людей, наделённых таким средством коммуникации, как язык. И решить их по силам только нам. В противном случае всё решится за нас, под лозунгом: «Нет человека – нет проблем».

    Культа. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу...

    На их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. 3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную...

    Вовсе не является общественным, а всего лишь желания «сильных мира сего». Но эта проблема заслуживает более серьёзного изучения. (См. Гл. II. П 2.5.) Глава II. Социология общественного мнения. 2.1. Общественное мнение как социальный институт. Прежде, чем приступить к изучению общественного мнения, как социального института, необходимо дать определение...



    Поделиться