Что такое product placement. Product placement: история и эффективность

“Мартини с водкой. Взболтать, но не смешивать”, - эту фразу знают все поклонники секретного агента Джеймса Бонда.

Особо рьяные почитатели даже знают в каких пропорциях готовится этот коктейль (150 мл. водки и 30 мл. мартини).

Но мало кто знает, что Бонд пьет не только этот напиток. Например, он также активно пьет шампанское Veuve Clicquot (Вдова Клико) и Dom Perignon (Дом Периньон).

А начиная с 1997 года он полюбил пиво Heineken, которое в “Квант Милосердия” он стал пить просто в неприличных масштабах.

А все потому что на его предпочтения влияет инструмент маркетинга - продакт плейсмент. Также и Вы можете влиять на своих клиентов.

Все скрытое становится явным

Если переводить фразу “product placement” дословно, то она переводится как “размещение продукта/товара/продукции”.

И это правда размещение продукции в фильмах, клипах или играх. Но на этом список не заканчивается, так его можно дополнять всем, что выпускается для употребления огромным количеством людей (книги, радио, музыка).

И делается совершенно не просто так, чтобы забить площадку ненужным реквизитом или показать статус героя, что он тоже причастен к крутым компаниям.

А потому что продакт плейсмент - это разновидность рекламы, которая очень позитивно работает, особенно на и так известных компаниях.

Само собой, что этот реквизит или представляет конкретный товар, или показывается логотип бренда, который его изобрел и продает.

Уверен, что увидев примеры ниже, Вы скажите, что это не для Вас, хоть и выглядит это классно.

Но хочу Вас предупредить и сказать, что это самые яркие примеры реализации такого инструмента.

На деле Вам не обязательно вписываться в настолько крупные проекты, достаточно просто подумать головой и найти что-то в категории цена=качество.

1. Фильм “Координаты Скайфолл”

В статье я довольно много приводил примеров product placement в кино про Джеймса Бонда.

И конечно же я не мог обойти пример успешного продакт плейсмента в этом фильме. Правда, покажу реализацию из части “Координаты Скайфолл” и главным героем виски Macallan (к слову, один из самых дорогих сортов виски).

В этом фильме виски Macallan был назван Джеймсом Бондом одной из его любимых марок.

Как следствие, через неделю после фильма рост поисковых запросов по названию “Macallan” вырос на 150%. Что было в продажах, нам сказать сложно.

Фильм “Координаты Скайфолл”

2. Наш клиент

Здесь я не буду озвучивать кто наш клиент и сколько ему стоило данное размещение. Просто покажу Вам клип, чтобы Вы попробовали угадать тот самый рекламируемый товар.

С точки зрения эффективности, это также увеличило количество обращений. Больше ничего говорить не могу, так как коммерческая тайна.

https://youtu.be/vnYm_kguurE

3. Футбольная игра PES

Например, компания Puma успешно успевает продвигать свой бренд в играх, а именно в футбольном симуляторе на компьютере и приставках.

Чаще всего в играх либо игроки выходят в форме с их логотипом, либо по кругу футбольное поле ограждено стенкой с их названием.

Естественно, Puma это не единственная компания, которая успешно рекламируется в играх.


Футбольная игра PES

4. Фильм “Лучший стрелок”

В 1986 году на экраны вышел фильм с тогда еще молодым Томом Крузом. В этом фильме он носил очки-авиаторы от марки Ray-Ban.

И они очень органично вписались в его образ военного курсанта элитного колледжа Военно-морских сил США.

https://youtu.be/FPFFCsq2pdw

5. Песни рэпера Eminem

Eminem это не только один из самых известных рэперов мира, но и также чемпион по продвижению брендов в своих песнях.

В одной из них он даже продвигал тампоны Тампакс. Делается это обычным упоминаем в тексте.

Для нас это кажется удачной рифмой, но на самом деле, это спонсор, который проплатил своё участие в его композиции.

Eminem

6. Книга “Филе из золотого петушка”

Я не знаю ни одного человека, который не слышал про романы Дарьи Донцовой. Лично её ни разу не читал, но знаю, что книг у неё больше, чем я могу представить.

И самое интересное, что печатает она их не только на доходы от продаж, но и от на рекламы.

А именно данную книгу она назвала не просто так, а в честь компании “Золотой петушок” (продукты питания). Причём, в ходе книги она также посвятила несколько страниц в разных главах этой продукции.

Книга “Филе из золотого петушка”

7. Ирония судьбы 2

Помните я раскалывал, что product placement в России более агрессивный? Именно это прекрасно показывает фильм “Ирония судьбы. Продолжение” уже с 4-й минуты фильма.

А в конце он говорит фразу, очень сильно напоминающую слоган: “Была бы другая машина, я бы разбился”. Истинное лицо product placement в России - навязчивое и агрессивное.


Ирония судьбы 2

8. Целая страна

В 2013-м году на экраны вышел один из моих любимых Диснеевских мультфильмов “Холодное сердце”.

Мультфильм поражает воображение красотами Норвегии плюс на этом неоднократно делаются акценты в самом фильме.

Как результат - через 4 месяца после выхода мультфильма количество туристов в страну возросло в 3 раза, а число купивших авиабилеты через сайт Skyscanner возросло на 153%.

https://youtu.be/ZgIJDbpFHC4

9. Ноутбук Macbook

Также можно вспомнить компанию Apple и ее продукцию, которая довольно часто мелькает в фильмах и сериалах.

Например, ноутбуки этой компании можно постоянно видеть в “Сексе в большом городе”.

Эта компания, на удивление, также как и все платит за размещение, и даже добилась в этом определенных успехов, взяв награду в 2010-м году за “лучшее размещение” года.


Ноутбук Macbook

Коротко о главном

Если говорить о продакт плейсменте, то он крайне непредсказуем. Нельзя сказать, что вложив гору денег и разместив в фильме свой бренд его продажи неизбежно пойдут вверх.

К сожалению, этого предсказать нельзя. Ведь по факту, продакт плейсмент - это , которая никогда не давала и не будет давать быстрый эффект.

Однако, могу с уверенностью сказать, что если Ваша компания доросла до возможности размещения такого вида нативной рекламы - его обязательно необходимо использовать.

Но выглядит это должно не в стиле “Вот деньги, сделайте хорошо”. Вам нужно продумать каждый кадр и момент. Это целая работа с предварительным анализом.

Например, не даром же, когда Джеймс Бонд выходит из своей машины, с ним также покидает автомобиль супер-красавица в откровенном платье.

Маркетологи хотят, чтобы потенциальные покупатели также представляли себя с длинноногой моделью на его месте. И что якобы без такой машины у Вас этого не будет.

Продакт-плейсмент (product placement) - рекламный приём, заключающийся в том, что в сюжет, реквизит фильма, телевизионной передачи, компьютерной игры, музыкального клипа или книги включается товар, бренд, образ, имеющий аналог реального коммерческого продукта. Такая скрытая реклама демонстрирует сам рекламируемый товар, его логотип, или упоминает о его назначении, качестве, способе употребления.

В России, в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (ст. 2, п. 9), продакт-плейсмент не рассматривается в качестве рекламы: "Настоящий Федеральный закон не распространяется на… упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера."

Однако, как и многое в нашем законодательстве, не все так одназначно: Согласно п. 9 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы не допускаются.

Поскольку перечень способов такой "скрытой рекламы" в действующем Федеральном Законе не приведен, при формулировании ограничений можно и ограничиваются только известными всем "эффектом 25-го кадра" и двойной звукозаписью.

В России продакт-плейсмент имеет отличительные национальные черты: продакт-плейсмент, на самом деле, ни от кого не скрывается, рекламируя товар, марку открыто. Актеров напрямую заставляют произносить слоганы рекламируемого товара, товар или бренд крупно показывается в кадре.

Чем же продакт-плейсмент так привлекает рекламодателей? Современные объекты влияния рекламодателей научились фильтровать рекламу. Мы приглушаем звук, переключаем каналы, подсознательно переключаем внимание видя рекламу в печатных изданиях. Эксперты отмечают, что для этого полностью понятны причины, связанные в первую очередь с тем, что реклама занимает все больше места в информационном пространстве, становится менее эффективной в силу непрофессиональзма производителей рекламы и недефференцируемости ряда товаров со схожими характеристиками, что отражается и в рекламе (чем в рекламе отличаются кремы от целлюлита?). Также эксперты сходятся на том факте, что уменьшение влияния традиционных рекламных каналов коммуникации с потребителем. Маркетологи вынуждены искать обходные пути на эти обходные пути ЦА, пытаясь обеспечить узнаваемость и запоминаемость рекламы, расставляя рекламные ловушки так, чтобы избежать их было невозможно. На сегодня ведется активный поиск каналов и способов коммуникации, способов "достучаться" до потребителя.

Маркетологи начали активно использовать технологию продакт плейсмент, то есть вводить к сюжетную линию кино, видео, мультфильмов, ток-шоу рекламу товаров и марок. Судя по выходящим сейчас на экраны кинофильмам и телесереалам, можно смело утвержать, что эта маркетинговая технология переросла в настоящую индустрию, которая, собственно, и занимается адаптацией носителей (кино, видео) специально под бренды. Вот это уже пожалуй новый этап развития продакт-плейсмента.

Существует несколько разновидностей продакт-плейсмента:

  • визуальный продакт-плейсмент – зрители непосредственно видят товар или логотип;
  • вербальный продакт-плейсмент – о товаре говорит персонаж фильма или комментатор;
  • игровой продакт-плейсмент – товар (бренд) обыгрывается персонажами.
Количество показов: 43408

Друзья!
Мы не устаем вас радовать полезными статьями . И сегодня — очередное вкусное предложение от TurboBloga. В этот раз вашему вниманию предлагаем материал гостевого автора — Ольги Высоцкой , независимого PR-консультанта. В своей первой работе для нашего блога Ольга поделилась знаниями о таком интересном в рекламном мире явлении, как Product Рlacement.
Читаем, фиксируем важные мысли и задаем Ольге интересующие вопросы. Приятного чтения .

«Эффективная реклама — это рациональные аргументы в рациональном конверте. Люди сначала реагируют на конверт, а уже потом читают письмо, прислушиваются к аргументам, которые побуждают приобрести именно этот товар».
Джон Ф. Джонс, интервью журналу «Консультант»

Product Рlacement (сокращенно — РР) — это технология скрытой рекламы, технология общения брендов и конечных потребителей максимально ненавязчиво. Product Placement возможен на экране (телевизора, кинотеатра или, что нам наиболее интересно, компьютера), он возможен на стойках с праздничными карточками в ресторане, он возможен в художественной книге или компьютерной игре. Главное содержание диалога — мы ничего не навязываем. Вы все решаете сами. Вы просто смотрите нашу историю, потому что она интересна, а все, чем пользуются герои нашей истории, что они едят, что пьют, чем чистят зубы, на чем ездят, во что они одеты, что они прикладывают к уху и при поднятии какого флага встают — это ненавязчиво. Это второй план. И чем более ненавязчиво — тем более эффективно. Потому что это происходит внутри развлечения, удовольствия. РР не раздражает зрителей подобно традиционной рекламе, потому что PP не прерывает ход сюжета и потому воспринимается лояльно.

Если потребитель позитивно относится к герою (носителю рекламы), он позитивно относится и к самому рекламируемому продукту.

Случайность или спланированная кампания? Родиной Product Placement принято считать именно кинематограф. А если быть совсем точными, то такой вид киноискусства, как мультипликация. Именно мультипликационному персонажу — Моряку Попаю — приписывают скрытый промоушн шпината , которой является первым упоминанием о рекламной кампании в формате Product Placement. Также нередко можно встретить утверждения о том, что заказчиком подобной рекламы стал Минздрав США:

Учитывая тот факт, что потребность в шпинате как в своеобразном допинге — особенность, появившаяся у Попая исключительно в мультфильмах (в комиксах, откуда, в свою очередь, родом сам Попай, он был достаточно силен и без него), эта информация выглядит достаточно убедительной. Тем не менее, существует немало источников, свидетельствующих о том, что тема шпината в мультипликационной эпопее о Попае своим появлением обязана доктору Эвону Вольфу, который в 1870 году опубликовал ряд исследований. Согласно его данным, в результате опечатки указывалось содержание железа в шпинате, в десять раз превышающее реальную величину. Эта ошибка была обнаружена только в 1937-м году, но информация о данном открытии была обнародована лишь в 80-х годах. Высокая популярность Попая в среде подростков и детей позволила популяризовать потребление в пищу овощей и, собственно, самого шпината. И поэтому даже обнародование данной информации для производителей шпинатов уже не имело ни малейшего значения. Независимо от данных на этот счет, аудитория уже ассоциировала любимого персонажа со шпинатом, и, как следствие, силой и здоровьем, которую он дает. Сложившаяся ассоциация жива и по сей день. Ряд американских производителей шпината даже воздвигли памятные монументы Попаю, дабы увековечить его вклад в развитие шпинатной промышленности.

Эту тенденцию — незапланированного плейсмента — можно наблюдать на протяжении всей истории существования РР. Например, авторы книг и песен зачастую включают в свой сюжет тот или иной продукт по своему личному усмотрению и пристрастию.

Таким образом, сделать однозначные выводы о происхождении PP достаточно тяжело. Дальнейшее же развитие эта технология смогла получить только к 80-м годам. Первым спланированным Product Placement по праву считается фильм Стивена Спилберга «Инопланетянин» (1982), где главный герой безостановочно поглощал шоколадные батончики Reese"s Pіeces. После заявления про 60-процентный рост квартальных продаж Reese"s Pіeces маркетинг-менеджеры других компаний взяли на заметку этот маркетинговый инструмент. А к началу 90-х уже все крупные западные киностудии организовали отделы, которые специализировались исключительно на Product Placement. К слову, одним фильмом дело не ограничилось. Впоследствии было выпущено огромное количество продуктов с символикой картины (игрушки, сладости, игры, книги):


Так, размещение продуктов в художественных фильмах получило повсеместное признание как жизнеспособный и крайне эффективный способ продвижения товаров. С тех пор интерес к РР растет как со стороны теоретиков, так и со стороны профессионалов-маркетологов и представителей массовой информации. Сегодня, в условиях перенасыщения современного рынка традиционной, надоедающей рекламой, освоение и использование новых, эффективных и сопоставимых с бюджетами отечественных клиентов инструментов является необходимостью.

На мой взгляд, РР является именно таким инструментом. И для того, чтобы применять его на практике, необходимо понимание основ этой рекламной технологии.

Предлагаю сделать это в два этапа:
1. Понятие типов, видов Product Placement.
2. Каналы распространения самого сюжета и, как следствие, упоминания продукта.

Вижу, слышу, сопереживаю Принято выделять 3 основных вида Product Placement:

1. Визуальный продакт плейсмент (visual product placement) — когда продукт, услугу или логотип зрители могут просто увидеть. В кинокартине это обычно представлено таким способом: героиня идет по улице, ее внимание привлекает яркая вывеска с логотипом определенной компании, которая использовала данный вид PP. Пример этого вида РР — реклама диетической Кока-Колы в эпизоде фильма «Дрянные девчонки», посвященном диете:


2. Аудиальный (spoken product placement). Данный вид РР подразделяется на 2 подвида:

Устный (или вербальный) — фраза (диалог), которая рекламирует продукт, услугу или компанию, когда актер или «голос за кадром» упоминает рекламируемый продукт. Отличным примером такого размещения является реплика Форреста Гампа из одноименного фильма в эпизоде после визита в Белый Дом: «Лучшим во время встречи с президентом было то, что можно было пить Pepper столько, сколько хочешь!».

Не устный (или невербальный) — звук, который является неотъемлемым свойством (иногда — УТП) того или иного продукта. Используется достаточно редко.

В качестве примера данного вида РР отлично подойдет сцена из киноэпопеи об Индиане Джонс. В нескольких картинах главный герой использовал зажигалку фирмы Zippo, которую зрители воспринимали по характерному щелчку:

3. Кинестетический (usage product placement, взаимодействие актера с продуктом) — этот вид плейсмента всегда был наиболее востребованным, поскольку не всегда легко создать образ при помощи только изображения или звукового ряда. Наглядный пример такого РР — реклама Amazon.com в любимом многими сериале «Секс в большом городе»:

Последний вид плейсмента (кинестетический) включает в себя как визуальный, так и аудиальний типы. Кинестетический тип, как правило, оказывается для компаний-брендов самым лучшим. Это подтверждают данные ведущих европейских РА:


С помощью описанных выше типов РР решаются конкретные рекламные задачи, от успеха которых зависит степень участия продукта (услуги) в фильме. Для удобства назовем такие степени и формы проявления типами Product Placement.

Они такие:
1. Размещение продукта. Данный тип РР подразумевает под собой рекламу товара определенной торговой марки с целью подтверждения ее популярности и репутации, а также — ассоциацию продукта с определенным образом или стилем жизни:

2. Корпоративное размещение. Представляет из себя размещение рекламы с целью поддержания и усиления имиджа компании или услуги. В картине «Большой папа» (1999) главные герои участвуют в целом приключении, чтобы успеть на «завтраки в McDonalds». Для начала, сын героя Адама Сэндлера просит отца отвести его в фастфуд. По дороге отец рассказывает сыну о том, как он сам впервые попробовал завтраки в McDonalds. Затем, уже перед входом в ресторан, герои задерживаются на фоне его фасада, заговорив с бродягой:

После этого они заходят в McDonalds:

И наконец, контактируют с персоналом в брендированной форменной одежде:

3. Размещение новинки . Это размещение продукта, который только появился (или планируется лонч), с целью создания положительного имиджа новой продукции. Возможно дальнейшее участие в рекламной кампании фильма (книги, игры). Классика жанра — использование героем истории модели автомобиля, телефона и прочих продуктов, которые только появились на рынке или планируются к массовому выпуску:



4. Общее размещение.
Размещение товара или группы товаров одного вида от разных производителей с целью подтверждения популярности, репутации определенной группы товаров. Очень интересный тип размещения, который в условиях современной конкуренции используется очень редко. Однако может быть очень эффективным для продвижения государственных и спонсорских образовательных, оздоровительных и прочих программ. По сути, пионер РР — моряк Попай со шпинатом — относится именно к этому типу плейсмента.

5. Размещение страны или региона . Это реклама туристических курортов, дополнительных льгот и других достоинств страны или региона. Используется для создания позитивного имиджа страны с возможностью участия в дальнейшей рекламной кампании. Прекрасным примером является использование в сюжете фильма «Пляж» с Леонардо Ди Каприо острова Пхи Пхи Лей в Тайланде, в особенности — пляжа Майя Бэй. С момента выхода фильма в мировой прокат и по сей день практически ни один туристический путеводитель Тайланда не обходится без упоминания данного факта, а пляж Майя Бэй входит в 5-ку самых популярных пляжей мира, где занимает второе место:

6. Размещение идеи. Практическая демонстрация сути идеи. Реклама законодательных преимуществ, коммерческой или политической идеи на примере сюжета фильма. Чаще всего используется в политической и идеологической сферах, реже — в сферах страхования иди других видах коммерческой деятельности по предоставлению услуг. Для примера можно вспомнить компанию MedClub, в которой трудился герой одного из романов французского писателя Мишеля Уэльбэка.

7. Нейтральное размещение. Неактивное присутствие продукта, услуги в фильме или телесериале. Формирование стиля жизни и «привязка» к этому продукту или услуге. Данный тип РР используется, в первую очередь, табачными компаниями, поскольку во многих странах реклама сигарет запрещена. В случае нейтрального плейсмента, когда герой картины курит определенную марку сигарет, доказать связь производителя со съемочным процессом практически невозможно.

8. Творческое размещение. Продукт (услуга) творчески интегрируется в сюжет и становится его неотъемлемой частью. Реклама конкретной выгоды от использования продукта (услуги), постоянно повторяющиеся упоминания о нем. Хороший пример — монолог героя Булдакова, а также некоторых других эпизодов в картине «Особенности национальной рыбалки» о водке «Врожай»:

9. Размещение образа продукта. Сюжет фильма целиком посвящен продукту, услуге или идее. Представляет из себя рекламу идеи, преимуществ продукта или идеи на протяжении всего сюжета. Используется в комплексе с дальнейшей рекламой как самой истории (фильм, игра, книга), так и продукта, который является основой сценарной идеи. Книги, комиксы, мультфильмы про куклу Барби — пример такого РР:

Говоря о каналах донесения плейсмента, стоит упомянуть не только киноиндустрию. В настоящее время на радио и телевидении транслируется масса шоу и конкурсов, одно название которых (например, «Шоу Али Джи») уже можно отнести к Product Placement. Не обходится без Product Placement и мультипликационная продукция, где герои постоянно жуют определенную марку жевательной резинки.

Product Placement иногда включается в известные музыкальные хиты, которые периодически прослушиваются потребителем. Известная песня «Орбит без сахара» может быть рассмотрена как иллюстрация этого типа РР. Хотя в некоторых песнях может и не наблюдаться рекламного намерения, а наоборот, известный товар, который любил автор, становится гарантом успеха песни.

Подарки известным людям на юбилеях и конкурсах, в том числе — премии меценатов, участие спонсоров, демонстративное прикуривание только определенного вида сигарет, скандальные истории из жизни популярных фигур — все это не что иное, как разнообразные формы Product Placement.

Реалити-шоу также активно используют этот инструмент. По разным данным, наиболее успешные (с коммерческой точки зрения) реалити-шоу живут уже не столько за счет рекламы внутри и вокруг программы, как все другие сегменты эфира, сколько за счет так называемой «скрытой рекламы», вплетенной в канву происходящего. Рекорд по доходам от размещения рекламы внутри программы получило шоу «Дом-2» телеканала ТНТ $6,5 млн. Второе и третье места разделяют проекты первого канала «Последний герой» и «Фабрика звезд», которые заработали по $3 млн.

Активное участие в освоении Product Placement принимают и студии, которые создают компьютерные игры и приложения для социальных сетей и других площадок. По данным компании Double Fusion, узнаваемость бренда у геймеров после размещения PP увеличивается в 60 случаях из 100. 54% опрошенных считают, что реклама в игре привлекает внимание, и это с учетом того, что для геймеров визуализация не настолько важна! Один из последних примеров: после выхода в прокат «Ночного дозора» в магазинах появилась игра с одноименным названием, где размещалась реклама «Альфа-банка».

Массовая литература тоже не осталась в стороне. Одним из флагманов Product Placement стала Д. Донцова. Ее книга «Филе из золотого петушка» содержала в названии марку полуфабрикатов «Золотой петушок». На обложке присутствовал логотип данной марки, а сама книга содержала сюжет о замороженных полуфабрикатах. По данным «Московского комсомольца в Питере», подобный заказ обошелся в $50 тыс.:

Положение РР на современном медиарынке и его место в маркетинговой коммуникации Специфика Product Рlacement-акции заключается в том, что она всегда проводится с широким размахом и с многочисленными сюжетами. В большинстве случаев Product Placement не рассматривается как отдельно взятое продвижение товара. Если в качестве формата для РР была выбрана светская тусовка, где как подарки используются фирменные продукты, то их марки должны быть уже хорошо известны потребителю. Это объясняется тем, что такой вид рекламы не дает развернутой информации о продукте, потому РР предшествуют первичные рекламные ролики и проекты, призванные осветить продукт задолго до появления Product Placement.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология Product Рlacement может быть использована для проведения кампаний на абсолютном множестве площадок, в том числе и в сети.

Digitall РР в последние годы уверенно набирает обороты. Блоги, социальные сети, брендированные площадки, почтовые службы, онлайн-шоу и сериалы — все эти каналы используются для донесения послания (сюжета) для пользователя в сети. Более того, именно цифровой формат позволил получить новые возможности для использования РР с уже существующим и популярным ранее в оффлайне сюжетом, но уже в режиме онлайн. Такая технология на западных рынках получила название digitall product placement, а первой кампанией, которая использовала данную технологию, является SeamBi .

Один из примеров DPP (digitall product placement) в исполнении SeamBi — онлайн-кампания для комедии «Мой парень из Зоопарка» (2011) с Кевином Джеймсом, которая была интегрирована в эпизод 3 сезона (2007) популярного сериала «Как я встретил Вашу маму» (2005-2013):




После того, как продукт был интегрирован в сюжет технически (компанией SeamBi), к делу приступило РА, которое распространило информацию с месседжем «Кевин Джеймс нашел машину времени и попал в старый эпизод «Как я встретил Вашу маму» в сети:


Также стоит отметить, что, несмотря на достаточно привлекательный формат воздействия PP, в Украине (а также в других постсоветских странах) чувствуется тенденция среди маркетологов, пиарщиков (и в особенности — менеджеров по продаже рекламы), в первую очередь, на ТВ, в печатных СМИ и интернете продать своим клиентам под видом плейсмента достаточно агрессивный формат спонсорства тех или иных историй.

Это происходит по причине того, что украинские специалисты в своем большинстве не до конца понимают сущности такой рекламной технологии, как РР, или недооценивают ее эффективность. Данный факт следует понимать как компаниям-клиентам и компаниям, которые строят свои маркетинговые коммуникации с потребителем самостоятельно, так и рекламным агентствам.

Данная статья является материалом, призванным оказать помощь специалистам при принятии решения о проведении рекламной кампании с использованием Product Placement и его формате. И напоследок хорошая подборка моментов с РР в хронологическом порядке его появления в мировом медиапространстве.



Сходил как-то в кинотеатр. Посмотрел кино про иностранного «почтальона» с больным зубом, которого занесло на необитаемый остров, где он, отказав себе в макдональдсах и развлекаясь лишь диспутами с волейбольным мячом и беготней за морепродуктами, строго следовал рыбно-кокосовой диете. В результате чего ему удалось не только сбросить лишний вес, но и обрести гармонию с собой и миром, несмотря на то, что невеста вышла замуж за его же стоматолога...

Во время просмотра как обычно поел поп-корна, выпил кока-колы, немного поспал.

Потом еще разок сходил уже на другое кино, где мужик пил Мартини... и еще... А потом перестал ходить, так как пузик уже не позволял бегать, стоять в очередях и знакомиться с девушками, у которых заканчивался поп-корн и кока-кола. Да и возраст уже не тот...

Но причем тут Продакт-Плейсмент?

А вот при чем...

Прошло несколько лет после просмотра кинофильма, указанного в самом начале данного повествования. Обратил я внимание на праздность и вялость в членах моих и решил пойти... нет не в спорт зал... Ведь спорт-зал - это для дураков, которым нечего делать.

Для начала я как грамотный пользователь Интернета пошел в спортивный магазин. Ведь тут никто не будет смотреть на меня, как на лоха, который даже не знает, чем отличается жим от тяги. Да и люди здесь все такие же как и я. Многие с животиками, кошельками и своими собственными историями к каждому выбираемому девайсу. В итоге опытный продавец-консультант для этого и необходим в магазине, чтобы с умным видом поддержать разговор на темы, болезненные для клиента.

Так вот, походил я по магазину, осмотрел все: от эспандеров для кистей рук, до бадминтонных ракеток. Но все это требовало не только денег, но и последующих усилий по освоению. Зная себя, я выбирал девайс, который можно было бы в любой момент убрать на антресоль, как не очень нужный в данный момент. А если он выпадет года через два, чтобы не было нехорошего воспоминания о душевной слабости, связанной с тщетными попытками его освоить и невозможностью выкинуть.

И именно тут, в тени сомнения от незнания, что купить и появился тот самый Продакт-Плейсмент, ради которого и затевался этот экскурс в личную жизнь. После того, как я отвязался от идиота, пытающегося мне впарить как лучше держать бадминтонную ракетку, я остановился возле стойки с кассами, где продавец уже начал оформлять выбранные мной носки, шорты, прыгалки, плавки и пачку воланов. За ним в ряд были выставлены волейбольные мячи...

— ВИЛСОН!!! - заорал я.
— Где? - спросил оторопевший кассир.
— Вон, на полке сзади Вас... там мячик, такой же как в фильме про Вилсона!!!
— Какого Вилсона? - спросил он.
— Про чувака, который на остров необитаемый попал...
— А, этот? Да это тот самый мяч. Но он самый дорогой, из всех тут представленных...

Как вы понимаете, я купил тот самый мяч , а вместе с ним и все, что перебирал продавец...

Дома он какое-то время постоял прямо в упаковке рядом с телевизором, потом я его убрал на антресоль. Ну а по истечении пары-тройки лет, когда он попал мне на глаза во время поиска сам не помню чего, у меня на душе было спокойно: ведь купил его я не для спорта, а для общения... остальной же инвентарь, лежащий рядом в пакете - это благодарность продавцу за то, что он тоже смотрел кино про «почтальона» и понял меня, в отличие от остальных, которые только учили, как правильно поднимать ногу, бить по шарику, прыгать и держать бадминтонную ракетку.

Продакт-Плейсмент - способ неявной рекламы, где реально коммерчески-продвигаемый товар интегрируется в сюжет фильма, музыкального клипа, книги, телепередачи и т.п.

В определенном смысле Продакт-Плейсмент является разновидностью партизанской рекламы и сравнительно недорог, а многие конверсии отложены, также как и в выше изложенной истории. Как уже было отмечено, наибольшее распространение Продакт-Плейсмент получил в области кино и телевидения, а также производных отраслях. Однако с недавнего времени заметное проявление получил и в книгах, статьях, играх, графических материалах и самое главное в Интернете.

Любопытной особенностью Продакт-Плейсмента (далее все-таки - ПП, а то как-то утомительно) является его автораспространение - так как носителями ПП являются популярные фильмы, передачи, игры и т.п. с большим охватом аудитории (иначе ПП не имеет смысла). Даже малозаметная или, наоборот, слишком явная "скрытая реклама" оказывается обнаружена и как следует массируется различными тематическими ресурсами, усиливая рекламный эффект. Даже в случае агрессивного ПП (например, множество эпплов в фильмах и сериалах 2010-2012 годах) негатив зрителей оказывается направлен в основном на создателей носителя, а не на рекламируемые товары и бренды.

Частным случаем ПП можно назвать , реализуемый с помощью видеороликов.

Цели Продакт-Плейсмента

Форматы носителей ПП

Виды продвижения в ПП
  • Фоновое - когда объект рекламирования упоминается (отображается) между прочим, на фоне, вскользь, не акцентируя на нем внимания зрителя/читателя/игрока.
  • Активное - когда объект рекламирования активно упоминается, обсуждается героями или даже явно используется в действии.

Преимущества Продакт-Плейсмента

досл. означает "размещение продукции" -

приём скрытой рекламы, заключающийся в том, что реквизиты, предметы, которые используются на съемках фильмов, телевизионных передач, в музыкальных клипах, на картинках, при разработке компьютерных игр - имеют реальный коммерческий аналог. Как правило, демонстрируется сам рекламируемый продукт либо его логотип, или упоминается о его хорошем качестве.

По статистике, как в России, так и во всем мире, наибольшей популярностью у рекламодателей пользуется размещение товаров в телевизионных программах и фильмах, герои которых используют в кадре тот или иной продукт.

Профессор, признанный эксперт в области маркетинга Филипп Котлер , считает, что product placement представляет собой технологию размещения рекламы, которая применяется продюсерами в кинофильмах для продвижения товара, и выделяет два основных способа подобного продвижения: первый - товар или торговая марка просто появляется в кадре, второй - когда герои в кадре используют тот или иной продукт по его назначению.

В целом принято различать несколько видов "демонстрации" товаров в фильмах и передачах:

  • визуальная демонстрация (демонстрация логотипа);
  • аудио-невербальный (например, звучание мелодии, используемой в рекламе или ассоциируемой с товаром)
  • аудио-вербальный (непосредственное произнесение героем рекламного текста);
  • кинестетический (непосредственная демонстрация преимуществ товара, например, посредством демонстрации каких-либо трюков).

Некоторые специалисты относят размещение "продукта" в фильмах, передачах и других медийных форматах к инструментам "партизанского" маркетинга, к малобюджетным способам рекламы, позволяющим эффективно продвигать свой товар или услугу, привлекать новых клиентов и увеличивать свою прибыль, не вкладывая значительных средств. Однако, "плейсмент" в фильме, особенно популярном, - недешевое удовольствие, которые могут позволить себе далеко не все компании. Несмотря на это, некоторые бренды очень серьезно относятся к этому типу рекламы, не жалея никаких сил и средств. Безусловным лидером product placement является компания Apple, которая в 2010 году удостоилась награды за лучшее "рекламное размещение" года.

Product placement в кино

В 2006 году компания Broadcasting & Cable озвучила статистику, согласно которой две трети рекламодателей используют продакт плейсмент, 80% которого приходится на телевизионные программы.

Можно выделить три основных приема Product Placement в кино и на ТВ. Самый распространенный – это визуальная демонстрация бренда. Затем, аудио-вербальный прием, когда герой произносит название торговой марки или слоган в тексте своей роли. Также существует более тонкий инструмент – аудио-невербальный, когда торговая марка не называется, но на фоне видеоряда звучит мелодия, ассоциирующаяся с определенным брендом.

Также важно, чтобы бренд был представлен ненавязчиво. Наиболее удачным примером этого года стало использование ювелирных изделий, которые предоставил для съемок Модный Дом Chanel в фильме «Анна Каренина». В кадре мелькал лишь известный символ полюбившегося всем женщинам мира бренда, однако этого было достаточно, чтобы после выхода фильма ювелирная линия Joaillerie была окружена повышенным вниманием.

В прошлом году в Йельском университете в США был проведен эксперимент, который показал, что лучше всего запоминаются бренды, которые не просто мелькали на фоне, а активно использовались героем фильма и были связаны с сюжетной линией. В кинотеатрах после просмотра охотнее всего зрители покупают тот напиток, который присутствовал в фильме. Удачным примером вхождения в отечественный художественный фильм является, например, использование мобильных телефонов Samsung, которые стали частью сюжетной линии в фильме «Питер FM».

Вспоминая кадры из известных зарубежных фильмов, каждый вспомнит известные широкой публике компьютеры и планшеты Apple, удачно демонстрируемые в таких фильмах, как: "Секс в большом городе", "Блондинка в законе", "11 друзей Оушена" и другие.

Однако эффект от скрытой рекламы в фильме или телешоу не всегда оправдывает ожидания заказчика. Поэтому, выбирая площадку для размещения, необходимо еще на этапе работы со сценарием оценить качество будущего кинопродукта. Причем лучше всего доверить это экспертам. Максимально четко нужно формулировать техническое задание, в котором стоит обозначить цели и интересы заказчика. В договоре о сотрудничестве стоит сразу прописать несколько моментов: возможность вашего участия в подготовке сценария и съемочном процессе отдельных сцен, в которые интегрируется бренд, а также возможность просмотра отснятого материала и его корректировки (пересъемки) при необходимости.

При использовании product placement важно параллельно организовать коммуникации бренда посредством наиболее интересных именно для его потребителя площадок. Второй значимый момент – правильный расчет времени размещения: появление бренда перед потребителем должно осуществляться в тот момент, когда интерес зрителя к фильму, если речь идет о кино, максимально подогрет – то есть в период его предпрокатной рекламной кампании и проката. Также следует участвовать в предпремьерных и премьерных показах, проводить так называемый кросс-промоушн в точках показа, включающий различные рекламные активности с использованием кадров из фильма или актеров. Конечно, тут не обойтись и без . Само по себе «участие» бренда в фильме - отличный информационный повод. Грамотно выстроенная PR-кампания в этот период способна значительно поднять уровень узнаваемости бренда.

Product placement в России

Российский потребитель пресыщен обычной рекламой и уже давно не доверяет ей - во время рекламного блока телезрители или переключают каналы, или отвлекаются на текущие дела. Product Placement дает рекламодателю возможность охватить огромную и уже позитивно настроенную, лояльную аудиторию. А за счет авторитетности источника – в кино ведь снимаются звезды – повышается «вес» бренда.

Эффективность такой рекламы довольно высока, однако, Product Placement имеет свои недостатки: во-первых, стоимость, во-вторых, в отличие от обычной рекламы, размещая товар, к примеру, в фильме, рекламодатель практически не имеет возможности повлиять на расстановку акцентов, и, наконец, главный минус – это непредсказуемость: сложно заранее оценить успешность проекта и сроки его реального запуска, рассчитать отдачу от рекламы, предсказать, как тот или иной креативный ход по демонстрации вашего бренда будет воспринят аудиторией.

Быстрый рост популярности планшетного компьютера Apple iPad в нашей стране не в малой степени зависел от появления этого устройства у известных российских личностей, "лидеров мнения", в теле- и видео-программах.

Свой вклад в повышение степени "электронизации" и "компьютеризации", а также в какой-то мере, количества приверженцев продукции Apple в нашей стране внес и бывший президент страны Д.А. Медведев, известный как лояльный пользователь социальных сетей и любитель интерактивного общения в Интернете. Ведущие "Главного утра страны" на телеканале Россия также часто не выпускают планшетники Apple из рук на протяжении всего эфира.

Российский сегмент рекламы еще не столь избалован подобными инструментами, и, очевидно, технологии "размещения" и "использования" товаров в кадре еще наберут обороты. А пока рынок только привыкает к этому явлению, российская судебная система пытается найти золотую середину в вопросе злоупотребления рекламными возможностями и терпением зрителей, разбираясь в конфликтах сторон, уже испробовавших возможности продакт плейсмента, но не получивших должного результата. Одним из недавних фигурантов по делу возможного злоупотребления в использовании скрытой рекламы чуть было не стал Холдинг "Солнечные продукты", который сначала инициировал, а затем отказался от дальнейшего судебного разбирательства с компанией "Централ партнершип", которая задержала выход сериала "Ермоловы", в котором планировалось "задействовать" продукты (в частности, майонез) Холдинга, в связи с угрозой негативного влияния ситуации на имидж компании.



Поделиться