Ключевой категорией социологии является. Категории и законы социологии

Вопрос 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?

Мне известны следующие основные концепции, раскрывающие специфику социологии. Основные концепции можно разделить на три группы. Концепцией так называемой первой группы считаю, что специфика социологии заключается не столько в самом предмете изучения, а в том, как она изучает этот предмет (общество). То есть методы изучения более важны, чем в других науках. Концепция второй группы заключается в рассмотрении социологии как науки о социальном взаимодействии, социальных связей, социальных отношениях, а также о социальных системах в целом. Третья группа раскрывает специфику социологии как науки о социальном поведении. При этом социология предстает как наука о массовых социальных процессах и социальном поведении социальных общностей и личности, в них включенной.

В основе социологии лежат такие категории как «общество», «гражданское общество», «социальная система», «социальная структура», «социальная общность» и так далее. Наиболее общей, широкой по содержанию категорией является понятие «социальное». Раскроем понятия, лежащие в основе этих категорий.

· Общество - выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под обществом нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, японское общество).

· Гражданское общество - понятие, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и деполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Гражданское общество - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси свободных индивидов, либо в виде добровольных их объединений в качестве граждан), защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов.

· И раскроем такое понятие как «социальное» - отражает взаимообусловленность индивидного ("атомарного", "ядерного") бытия людей, с одной стороны, и надиндивидуальных структур социальной статики и социальной динамики, с другой. Все остальные категории, содержащие слово «социальное», только расширяют и уточняют это понятия.

Вопрос 3. Какие социальные институты Вы знаете?

Мне известны следующие социальные институты. Политические институты - государство, партии и т.д. Экономико-социальные институты - собственность, деньги, банки и т.д. Социакультурные и воспитательные институты. Нормативно-ориентирующие и нормативно-санкционирующие институты. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты.

Вопрос 4. Как трактуют глобальный мир современные ученые?

Современные ученые трактуют глобальный мир следующим образом. Современные трактовки глобального мира различаются предметом исследования. Одни ученые решением глобальной проблемы человечества видят единство мира. Другие считают предметом исследования целостность бытия человечества. Ученые первой группы признают в качестве глобальных проблем такие, как: рост численности населения, обеспеченность населения Земли водой и продовольствием, кризис управления, несбалансированный экономический рост разных стран мира, возможность ядерной войны, всемирное потепление, озоновые дыры, парниковый эффект, мировые болезни: СПИД, рак и т.д. В последние пару лет добавилась проблема «Птичьего гриппа». В свете событий последних лет в мире все острее встает проблема распределения топливных ресурсов стран востока со сверхдержавами и все более реальнее стоит проблема применения оружия массового поражения. К этому понятию можно отнести ядерное, химическое оружие. Ученые второй группы делятся на два направления. Все страны будут идти путем западной цивилизации, что будет способствовать прогрессу, развитию новых технологий, созданию рабочих мест, процветанию, росту богатства, искоренению варварства и т.д. - это виденье одних ученых. Другие ученые считают, что следование западу приведет к таким проблемам как наркомания, пьянство, к развитию криминала. В целом современные ученые трактуют глобальный мир по-разному. Во многом мнение конкретного ученого зависит о той культуры, в которой он вырос. Но, наверное, с развитием глобальной сети Интернет будет меняться и трактовки глобального мира. Сейчас, на мой взгляд, ситуация в мире напоминает ситуацию, которая складывалась в середине 20-го века, но если тогда накал отношений был между Германией и СССР, то сейчас между США и станами востока.

Вопрос 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?

Социальное неравенство, на мой взгляд, это основная проблема общества, решением которой начали заниматься с появления классов в обществе. А расслоение общества началось с появлением первого государства. На протяжении истории мы наблюдаем разные пути решения. Примером могут послужить революционные восстания, но как только революция затихала, проблема опять начинала накапливаться. В редких случаях высший класс принимал меры (реформа, сокращения налогов, принятие законов и т.п.), что сокращало уровень социального неравенства. Если переход между классами возможен (существует мобильность), то возможно сглаживать эту проблему. Существует мнение, что решение данной проблемы приведет к утопии: никто не будет работать дворниками, шахтёрами и другими мало привлекательными профессиями и мир погрузится в хаос. Но сейчас решения для данной проблемы можно найти в роботах. Роботы будут выполнять всю однородную работу. Но даже тогда социальное неравенство не искоренится, но уровень проблемы заметно снизится. Развитие общества достигнет своего пика. Выходит, что социальное неравенство - это, своего рода, двигатель общества. Задача общества держать социальное неравенство на конкретном уровне.

Вопрос 6. Раскройте понятие «социальная стратификация»

Само понятие «стратификация» пришло в социологию из геологии, где это понятие обозначает и описывает вертикальное расположение пластов различных пород земли. Социальная стратификация - это расслоение людей. Расслоение обозначает разделение общества на слои, на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и нищих. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В более сложных обществах неравенство было значительным, иногда очень сильным. Оно разделило людей по стратам, то есть по доходам, уровню образования, власти, социальному престижу. Формирование социальных страт в обществе - это и есть стратификация. Наличие в обществе развитой системы стратификации является одной из определяющих черт демократического государства.

Вопрос 7. Как происходит процесс социализации личности?

Рассмотрим процесс социализации личности. Но для начала дадим определение термину «социализация»: это процесс, в ходе которого индивидуумом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивидуума как личности. При рождении человек не имеет своего собственного Я, то есть не является личностью. В возрасте около полутора лет начинают использовать понятие Я, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей, и в том числе образ своего собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, процесс социализации личности возможен только в процессе взаимодействии с другими личностями. Без общества процесс социализации личности невозможен. Человек, который вырос среди животных за пределами человеческого общества, не является личностью, он не имеет собственного Я.

Вопрос 8. Какие виды субкультур Вы знаете?

Мне знакомы следующие виды субкультур: Субкультура -- культура группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура -- суверенное целостное образование, часть общественной культуры.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

В СССР молодёжные субкультуры в целом были малоразвиты. Причиной этого была цензура, недоступность западной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодежных клубов. А вот знакомые мне субкультуры

Старые субкультуры, существовавшие еще в СССР: байкеры, гопники, люберы, неформалы; Музыкальные: альтернативщики, антипоперы, зижуал кидс, готы, джанглисты, кельтская субкультура, кибер-готы, металлисты, моды, панки, растаманы, рокеры, рэйверы, рэпперы, скинхеды, стрейт-эйджеры, фолкеры, хип-хоп, эмо-киды; Футбольные: ультрас, футбольные хулиганы; Технические: геймеры, демосцена, марио бой, отаку, хакеры; Политические: анархисты, антифа, битники, веганы, зелёные, НС-скинхеды, Нью-Эйдж, хиппи, яппи; Сексуальные: гомосексуалы, лесбиянки, трансвиститы; Другие: нудисты, падонки, реконструкторы, религиозные субкультуры фурри, художники граффити.

Вопрос 9. Какие стадии в процессе своего развития проходят социальные движения?

Социальные движения проходят следующие стадии в процессе своего развития: стадия беспокойства, стадия возбуждения, стадия формализации, стадия институционализации и стадия распада движения

Вопрос 10. Каковы причины девиантного поведения?

К причинам девиантного поведения можно отнести, прежде всего, нарушения хода социализации личности. К примеру, когда ребёнок воспитывается в благополучной семье, тогда у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливой. Когда же ребенка окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим людям, отсутствуют ориентации на будущие, беспокойство и тревога, отклоняющие поведение.

Вопрос 11. Какова природа социального конфликта?

Марксистская концепция конфликта исходит из учения об общественном противоречии как главной движущей силы социальных изменений, которые в условиях классово антагонистических формаций в социально-экономической и политической сферах реализуются в формах классовой борьбы. Основу социальных конфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собственность. Но один из создателей современной науки о конфликтах - конфликтология, Р. Даарендорф в основу социальных конфликтов положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. А причиной является стремление к доминированию. В свою очередь русский социолог Питирим Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, Это, прежде всего, потребность в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.д. Таким образом мы видим, что природу социальных конфликтов разные люди видят по-разному.

социология девиантный неравенство конфликт

Вопрос 12. Что вы понимаете под социологическим опросом?

Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанной на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных факторах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. При этом в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу вопросов. Существует множество видов опросов: основными способами считают письменный способ или анкетирование и устный или интервьюирование. Анкетирование может быть как индивидуальным, так и групповым. Групповой анкетированный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой 15 - 20 человек. Это обеспечивает полную возвращаемость анкет по сравнению с индивидуальным анкетированием. Интервью - это метод получения первичной социальной информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы. Во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе. В-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого. Интервью - специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора информации «королевским». Он недоступен естественным наукам, ибо «скалы не разговаривают».

Категории, понятия каждой науки отражают внутренние связи, качестве объективной реальности, которая была выделена практической деятельностью людей и стала объектом данной науки. Вопрос о категории является одним из основных для каждой науки. В категориях и понятиях концентрируются выработанные обществом знания. Содержание, глубина отраженной в них сущности объекта и предмета науки представляет достигнутый уровень познания и степень организации самого знания в науке.

Требования к категории социологии

В категориях социологии отображаются, с одной стороны, внутренняя качественная определенность исследуемого объекта, а с другой-существенные свойства, черты и характеристики, узловые моменты этого объекта, возможности его развития.

В системе категорий и понятий отражается разнообразие, целостность объекта науки, его стабильность. Развитие объекта науки и совершенствования творческой практики ведет к углубленному познанию действительности, поэтому категории постоянно обогащаются как по содержанию, так и по составу, совершенной является их систематизация.

Следует подчеркнуть, что разработка категорий науки тесно связана с объектом науки, который представляет собой конкретную реальность определенного уровня, отличает данную реальность от других. Определенными качествами характеризуется и объект социологии. Разнообразие и целостность этого объекта, существенные его характеристики отражаются в системе понятий и категорий. Определяющим в ней будет отражение целого и осмысления категорий науки как отражение многогранности объекта.

Особенности социологических категорий

Во-вторых, они не общими, как философские категории, а специфическими, срабатывающие только в социологии.

В-третьих, они имеют двойное назначение: с одной стороны, их развитие выступает как обогащение специальных социологических теорий, составляют специальную методологическую основу социологии, с другой

Пополнение их арсенала способствует более глубокому проведению полевых работ по прикладной социологии, поскольку расширяет возможности замера новых явлений социальной действительности, более широкое осуществление операционализации (описания) социальных понятий.

Социология оперирует категорийные-понятийным материалом, который отражает и фиксирует качество социального как такового. ее прикладная направленность - обслуживать практику преобразования социального и отражать суть самой практики. Отсюда следует, что качеством объекта социологии является не только само социальное как таковое, а его состояние, которое требует изменения в соответствии с человеческих потребностей и тенденций развития общества и его элементов. Вся система категорий социологии должна выразить эту зависимость социального от преобразующей практики и показать качество и целостность объекта социологии в многогранности проявлений социального в конкретных формах.

Основная категория социологии-категория "социальное"

Характеристика категорий любой науки предполагает выделение основной категории, отражает свойство объекта науки как целого. Благодаря выделению такой категории можно установить субординационного зависимость всей системы знаний науки. Формируется определенная система категорий, в которой в последовательной форме взаимно зависимостей выводится структура науки, ее исторический и логический генезис. Важным аспектом является выбор исходной категории для дальнейшей ориентации всей системы науки.

Социология изучает социальное в его конкретном виде с целью определения путей его перестройки в соответствии с общественными потребностями и сущностных черт самого социального. Поэтому для социологии наиболее широкой является категория "социальное", в отличие от таких категорий, как "экономическое", "политическое" и др., Выражают различные жизненные функции бытия общества как субъекта жизненного процесса в целом.

По своему содержанию социальное является отражением организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Это интегративное образование, аккумулирует знания, опыт, традиции и творческие способности и реальную оценку состояния развития общества и его элементов. Оно выражает характер использования потенциала и социальных резервов общества, коллектива, группы и лица для выработки критериев оптимального развития всего общественного организма.

1. Предмет и объект социологии

Объект социологии совпадает с объектом исследования других гуманитарных наук, это социальная реальность.

Предмет социологии отражает её специфику, её отличие от других наук. Эволюция представлений о предмете социологии 40-е г. 19в. – сер.20в.:

Макросоциологическая соц-я – наука об обществе как системе,о социальной структуре, о соц. институтах, культуре.

О.Конт, Э.Дюркгейм, К.Маркс, Т. Парсонс.

Микросоциологическая соц-я – наука о соц. поведении,о его механизмах, соц. взаимодействии, массовых соц. процессах. Общество как многообразный соц. процесс.

М.Вебер, Дж. Хоманс, Дж. Мид.

сер.20в. – до настоящего времени:

Современ. соц-я – многообразие различных концепций, методологических подходов, обилие точек зрения, это об интенсивном развитии современной соц-и.

В.Ядов: Предмет соц-и – наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей; наука о соц. отношениях как механизме взаимосвязей и взаимодействий м/у многообраз-ми соц-ми общностями, м/у личностью и общ-ом; наука о закономер-тях соц. действий и массового поведения.

2. Предпосылки становления социологии как науки

Она возникла в Западной Европе в 40е годы 19в.

Предпосылки возникновения Соц. как самостоятельной науки:

1. Социально-экономические

а) возникновение и развитие капиталистического способа пр-ва

б) изменение соц. структуры общества, появление новых

классов: пролетариат и буржуазия

в) многочисленные соц. конфликты

2. Естественно - научные

а) открытие живой клетки Г.Шпенглером

б) эволюционное учение Ч.Дарвина

3. Теоретические

а) рационально-логическое объяснение окружающего мира

в произведениях античных мыслителей (Аристотель, Платон).

б) соц. идеи средневековья (Фома Аквинский, Макиавелли).

в) учение утопистов-социалистов

г) соц. воззрения представителей немецкой классической философии (Кант, Гегель).

Отцом основателем С. считают Огюста Конта. Он рассматривал человеческое общество как организм, который существует по тем же законам, которые управляют природой и другими организмами.

Конт считал, что новая наука должна опираться на методы, типичные для естественных наук (наблюдение, эксперимент…).

Из-за стремления выработать истинно научный взгляд на общество первоначально он назвал эту новую науку «Социальная физика».

Соц. законы – существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу и основу которых составляют мотивы, интересы людей к удовлетворению своих потребностей.

Признаки социальных законов:

1) закон может вступать в действие при наличии строго оговор условий.

2) условия, при которых действует закон, реализуются

не полностью, а частично и приблизительно.

3) соц. законы выступают в основном в виде законов-тенденций.

Основные классификации:

1) По степени общности:

общие (для всех) и специфические (в конкретной ситуации).

2) По способу проявления:

Динамические (кооперация) и статистические(прирост населения).

а) общефилософские (общество, личность, соц среда, нравств нормы..)

б) общесоциологические (соц действие, соц взаимод, соц отношения,

соц система, соц структура, соц процессы…)

в) операциональные (респондент (общественное мнение), выборка, генеральная совокупность, репрезентативность (достов получ информ)).

4.Структура и уровни социологического знания

С. выделяет неск-ко уровней соц знания. Эти уровни можно выделить по разным основаниям:

1) Теоретич соц-я (отвечает на вопросы: что и как познаётся?)

Эмпирическая соц-я (отвечает на вопрос: для чего познаётся?)

Основания для деления: уровень знания

Эмпирические исследования разделяются на:

а) фундаментальные (Цель: развитие и совершенствование научных представлений о социальных явлениях).

б) прикладные (Цель: разрешение какой-либо конкретной социальной проблемы).

2) Деление всей социологии на:

а) общую социологию (общество в целом как система)

Она развивает следующие теории: социальных структур, соц. развития, соц. поведения индивидов, поведения общности.

б) отраслевые социологии (отдельные его части)

Отдельные элементы, сферы общества: социология молодёжи,

Соц. Процессы (с. миграции, с мобиль-ти), соц. Институты (семьи)

Основания для деления: объект исследования.

3) Макросоциология теории среднего уровня, микросоц-я.

Осн-я для дел-я: масштаб изучаемых социальных феноменов.

Микросоц-я изучает поведение индивидов как членов общества в малых социал группах (семья, компания друзей…).

5. Функции социологии

1)теоретико-познавательная (соц-я накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину соц. .отношений и процессов в совр. мире).

2)информационная (систематизация описания исследований в виде аналитич. записок, науч. отчётов, статей, монографий и т.д.

3)прогностическая (выдача социал. прогнозов, долгосрочных (до 30 лет) и краткосрочных (до 3 лет).

5)мировоззренческая (социология объективно участвует в социально-экономической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества).

6. Методы социологии

Метод социологии – способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приёмов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Методы в социологии разнообразны:

1)Общенаучные (Анализ, синтез, индукция, дедукция).

2)Конкретно-научные (Статистики, математики, исторический метод). 3)Собственно социологические:

а) методы сбора и первичной обработки соц. факторов:

опросы, наблюдение, социометрия, контент - анализ,

социальный эксперимент)

б)методы теоретического анализа и обобщения: системный метод, типологизация, структурно-функциональный анализ.

7. Место социологии в системе социальных наук

Среди общественных наук социология выполняет генерирующую функцию. Для современной социологии характерны два взаимосвязанных процесса:

1)дифференциация, т.е. выделение специфического метода исследования отличных от других наук.

2)интеграция, т.е. установление меж предметных связей.

8.Типология обществ

1) а)дописьменный; б)письменный.

2) а) простые общества (племена);

б) сложные общества.

3) а)первобытное;

б)рабовладельческое; в)феодальное; г)капиталистическое;

д)коммунистическое общество.

4) На основе понятия «цивилизация» в истории развития общества выделяют три цивилизационных революции: а)аграрная (6-8 тыс лет назад) переход от потребительской к производящей деятельности, б)индустриальная(конец 18 начало 19 веков) переход к машинному производству, в)информационная(середина 20 века и до сегодняшнего дня) переход к новым инф. технологиям.

Два типа общества (на основе анализа цивилизационной революции): а)аграрное (традиционное), б)индустриальное (современное). 5) Белл выделил три стадии в развитии общества: а) доиндустриальное (преобладание аграрного уклада в экономике, низкие темпы развития производительных сил, жесткий соц. контроль, наиболее развитые институты – религия и армия; б)индустриальное(развитая промышленность, корпорации, товаропроизводящая экономика, классовое деление общества, осн. критерии соц. неравенства – собственность, высокий у-нь соц. мобильности; в)постиндустриальное (обслуживающая экономика, развитое теоретическое знание, главный критерий соц. неравенства – профессиональное деление, высокий уровень образования.

9.Общество как социальная система

В широком смысле общество – вся совокупность исторически-сложившихся форм совместной деятельности людей; это созданная человеком реальность, как особая форма движения материи. В узком смысле общество – исторически - конкретный тип социальной системы; определённая форма социальных отношений.

Основные признаки общества:

1.Каждое общество имеет имя;

2.Историю;

3.Собственную культуру;

4.Каждое общество является максимальной единицей социальной реальности, т.е. не входит в качестве составной части в более крупное общество;

5.Общество воспроизводит себя за счёт детей от браков между признанными членами общества;

6.Субъектом общества является население, которое проживает на определённой территории;

7.Наличие государства является очень важным, хотя и не обязательным

признаком общества;

8.Общество – многоуровневое образование, целостная социокультурная система.

Основные подходы к анализу общества:

1)общество можно рассматривать как социальную систему. В этом случае основными компонентами анализа являются сферы жизнедеятельности человека: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Основные функции общества: а) материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества; б)социально-политические, этические гарантии выживания человечества, совершенствование политических, правовых, нравственных отношений; в)духовно-интеллектуальное научно-эстетическое развитие людей.

2)общество так же можно рассматривать на уровне функционирования. В этом случае общество проявляет себя в следующих явлениях: институционализация, социализация, социальный контроль, социальная стратификация, социальная мобильность.

3)общество так же можно рассматривать с точки зрения личности.

Общество – совокупность ролей и статусов, которые определяют положение индивидов в социальной иерархии и его поведения (с точки зрения личности). Каждый из этих подходов является самостоятельным и равноправным.

10.Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества

Формационный (К.Маркс).

На основе характера производственных отношений, в форме собственности и способа производства:

а) первобытное; б) рабовладельческое; в) феодальное;

г) капиталистическое; д) коммунистическое общество.

В настоящее время наиболее перспективным является цивилизационный подход. Его суть: этот подход позволяет выработать обобщённый, синтезированный взгляд на эволюцию общества. Предметом изучения является совокупность всех форм жизнедеятельности общества в их историческом развитии на понятия «цивилизация» (это глобальное понятие, которое обозначает степень и своеобразие культурного развития общества или обществ).

На основе понятия «цивилизация» в истории развития общества выделяют три цивилизационных революции:

1)аграрная;

2)индустриальная;

3)информационная. Два типа общества на основе анализа цивилизационный революций: а) аграрное традиционное); б)индустриальное (современное).

11.Социальные изменения и социальный прогресс

Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, институтов, организаций из одного состояния в другое, изменения могут происходить во всех элементах структуры социального общества и проявляются на всех этапах существования общества.

Одни изменения вызывают другие, их накопления приводят к преобразованию обществ. На основе изменений осуществляется процесс развития.

Понятие «соц. развитие» конкретизирует понятие «соц. изменение». Соц развитие – необратимое направленное изменение соц. систем, общностей, институтов, организаций. Понятие «соц. развития» уточняется качественными характеристиками: соц. прогресс и соц. регресс. Соц. прогресс – особый тип развития общества при котором общество в целом или отдельные его элементы переходят на более высокую ступень развития, стадию зрелости.

Соц. регресс – движение соц. систем по нисходящим линиям, т.е. от более развитых к менее развитым. Понятие «прогресс» рассматривается как синоним развития, однако понятие «соц. прогресс» очень часто применяется для оценки направленности общественного развития и в данном случае «соц. прогресс» - это глобальный всемирно исторический прогресс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.

В данном случае объективным показателем прогресса является совершенствование орудий труда, которое повышает преобразующую роль человека.

Прогресс – глобальный процесс, который характеризует движение человеческого общества на всём протяжении его истории. Регресс – локальный процесс, который охватывает отдельные общества в короткий промежуток времени

Различают два вида социального прогресса:

1)реформистский – постепенный;

2)революционный – скачкообразный.

12. Основные концепции развития общества

1) Эволюционизм. Он основывался на объективном характере

соц. развития. Согласно ему, истор. развитие происходит на основе постепенных социо-культурных изменений, которые приводят к коренным, качественным преобразованиям общества. Направление перехода от простого однородного к сложному неоднородному обществу.

Основные представители – Конт, Спенсер и Дюркгейм.В рамки эволюционизма не укладываются кризисы, распады обществ, исчезновение целых цивилизаций. В следствие этого возникают теории циклического развития в которых эволюция общества выглядела не как прямолинейное движение а как замкнутый цикл подъема, расцвета, упадка и гибели. Этот цикл беспрерывно повторяется.

2)Концепция революционного развития. Основной представитель-Маркс. Он считал, что прогресс общества возможен только на основе коренного обновления способа производства, и что революция поможет рождению новых эконом-пол структур. Маркс считал революцию обязательным эл-том развития общества, а для эволюционистов революция нежелательным явлением без которого можно обойтись. Марксизм стремился соединить революцию с эволюцией, придать рев-и законный характер.

13. Глобализация и глобальные проблемы современного общества

В настоящее время мир стал одной соц. системой в рез-те усиления отношений взаимозависимости которая затронула практически каждого человека. Это называют термином «глобализация». Процесс глоб-ии начался 2-3 века назад под влиянием запада. Глоб-я означ не только повсеместность разв-я общ процессов, но и включение всего человечества в единую сист. взаимосвязей. Глобализация эк., соц., культурных процессов породила не только позитивные изм., но и ряд серьёзных проблем. Основной глобальной проблемой человечества явл угроза окр среде.

Основные источники возникновения этой угрозы:

1)утилизация отработанных материалов;

2)загрязнение окр. среды;

3)истощение мин ресурсов.

Эта проблема возникла из-за постоянного роста экономики и распр. западных соц. институтов и поэтому является не только технологической по и социальной.

Другой проблемой совр. общества является неравенство м/у различными регионами мира.

Сущ. огромный разрыв м/у индустр. странами (1/5 населения мира) и всем остальным миром (теория Золотого миллиарда). Это нарушает стабильность в мире и грозит целым рядом катаклизмов во многих регионах.

14. Социальное действие

Соц. действие – локализованный в пространстве и времени Конкр. акт деятельности общественного субъекта по преобразовании соц. действительности в соот. со своими потребностями, интересами, целями. Вебер выделил следующие типы соц. действия: 1) целе-рац., оно предполагает однозначность, четкое понимание поставленной цели, выбор средств для её достижения; 2) ценностно-рац., оно основывается на изначальной вере субъекта в самодостаточность, предпринимаемого им действия. Это действие подчинено опр. требованиям, принятым в обществе ценностям; 3) традиционное, оно основано на привычке, на опр. стереотипах поведения, или поведенческих установок; 4)аффективное, его движущей силой является стремление к немедленной эмоциональной разрядке ч/з полное и быстрое удовл. внезапно вспыхнущего желания. Парсонс считал что соц. действие – это элемент системы человеческого действия. Под сист. действий понимается совокупность различных уровней соц. реальности.

Совершая соц. действия каждая личность испытывает на себе действия других людей и общностей, следовательно происходят обмен действиями или соц. взаимодействие.

15. Социальное взаимодействие

Соц. действие редко встречается в единичном виде.

Совершая соц. действия каждая личность испытывает на себе действия других людей и общностей, следовательно, происходят обмен действиями или соц. взаимодействие.

Осн. теории межличностного взаимодействия: 1)т. Соц. обмена (Дж. Хоманс). Для него взаимодействие это универсальный процесс. Структура обмена: 1.агенты обмена (от 2-х чел); 2.процесс обмена; 3.правило обмена (письменные или устные запреты); 4.предмет обмена; 3. место обмена. 2)т. символического интеракционизма (Дж. Мид). Поведение людей по отнош. друг к другу и предметам окр. мира, определяется тем, какое значение они им придают и каким символич. содержанием наполняют. Сходное толкование символов облегчает взаимодействие. 3)т. управления впечатлениями (Э. Гофман). Соц. жизнь, проблемные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых соц. субъекты стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления о себе, и пытаются скрыть недостатки. 4)т. Психоанализа (З. Фрейд).

На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние опыт раннего детства, конфликты пережитые в этот период. На развитие личности влияет противоречие м/у скрытыми психологич. силами и факторами враждебной соц. среды. Типы взаимод.: 1)Солидарные и антагонистические; 2)Организованные и неорганизованные; 3)Сознательные и бессознательные; 4) Кратковременные и длительные.


16. Социальные процессы

Совокупность однонаправленных действий, которые можно выделить из множества других соц. действий называют социальным процессом. Виды соц. процессов:

1) Кооперация - это сотрудничество нескольких индивидов или групп ради достижения общей цели и решения общих задач. Она подразумевает разделение труда. Необходимые эл-ты поведения: согласованность, правила сотрудничества и взаимопонимание. Главный смысл - взаимная польза участников процесса.

2) Конкуренция-это борьба м/у индивидами, группами или обществами за обладание ценностями, которые ограничены и неравномерно распределены. Конкур может носить личный и безличный хар-тер. Плюсы конкуренции: - усиливает мотивацию усиления личности; - на ней основаны все достижения капитализма. Минус – формирование негативных установок.

3) Конфликт - это скрытое или откр. столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооп. и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты мешают друг другу в борьбе за обладание ограниченными ценностями и благами.

4) Приспособление-это принятие индивидом или соц. группой норм, ценностей, эталонов поведения новой или изменившейся соц. среды.

Этот процесс протекает непрерывно. Приспособление включает в себя: 1.подчинение-обязательно, может быть сознательным и безсознат.; 2.компромис-индивид или соц. группа соглашается с изменившимися соц условиями и частично или полностью принимает новые нормы, ценности, т.е. это временное соглашение. 3.Терпимость. Терпимость по отнош. к новой ситуации к новым образцам культуры к новым ценностям.


17. Массовые действия

Часто в обществе возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, их называют массовые соц. действия. Формы массовых соц. действий:

1) Массовая истерия-состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха.

2) Слухи - это совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Они рождаются а результате дефицита информации, а слушатели – явл. активными участниками. Разновидностью слухов явл. сплетни (касаются частной жизни человека).

3) Паника – при ней люди проявляют нескоординированные реакции на существующую опасность или угрозу. Её участники действуют независимо друг от друга.

4) Погром – это коллективный акт насилия, который предпринимается неконтролируемой эмоц. возбужденной толпой против собственности или личности; это спонтанный кратковременный всплеск насилия.

5) Бунт – это собирательное понятие, обозначает ряд стихийных форм коллективного протеста (мятеж, волнение, смута).

Причина – массовое недовольство чем-либо или кем-либо.

Эмоциональное состояние переходит сначала в стихийное действие, а потом может вылиться в организованное действие (погром, поджег, захват).

6)Протест – это активная форма защиты своих интересов от посягательств извне. Формы протеста: 1.открытый пассивный (невыполнение приказа); 2.скрытый пассивный(заговор); 3.открытый активный(митинг, забастовки); 4.скрытый активный(сопротивление, террор).


18. Социальные движения

Социальное движение - массовые коллективные действия
по реализации специфических интересов и целей: рабочее, крестьянское, национально-освободительное, экологическое, женское, молодежное и другие движения.

Социальное движение - в социологии - более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений. В нашем обществе, как и в других странах мира, существует множество социальных движений.

Социальные движения настолько многообразны, что их можно классифицировать самыми разными способами. Некоторые движения (например, культы) энергично борются за изменение поведения своих членов, в то время как другие (антивоенные движения) направляют свои усилия вовне и стремятся изменить окружающее общество . Кроме того, движения можно классифицировать в соответствии с кругом их интересов. Например, существуют религиозные, политические и расовые движения, а также движения за реформы в области образования. Другая распространенная система классификации делает упор на цели движения.

Например, классификация движений по соотношению между их целями и существующим положением вещей в обществе.

Некоторые группы (например, те, которые одобряют использование атомной энергии в мирных целях), желают жить в условиях статус-кво, другие (выступающие против любого использования атомной энергии) стремятся к переменам.


19. Социальные группы и общности

Социальная группа – это объединение людей, связанных общими отношениями, имеющих общие нормы, ценности, традиции. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, т.е. духовные, экономические или политические потребности. Соц. Группа – своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Многие особенности человека являются итогом групповой деятельности. Н-р, речь, язык и т.д. численность групп на земле превышает численность индивидов. Это возможно, т.к. один человек способен сразу состоять в нескольких группах.

Социальная общность : в широком смысле – синоним соц.группы вообще. В узком – соц. общностями называют относительно устойчивые совокупности людей, ктр. имеют сравнительно одинаковые черты образа жизни, массового сознания, характеризуется совпадением или близостью соц. норм, интересов, ценностных систем

Осн. признаки общностей : взаимные чувства идентификации индивидов, солидарность и взаимопомощь, общий язык, ограниченное территориальное пространство, преимущества, возникающие в результате опр.усилий и солидарности. Осн. характеристики : количественный состав, продолжительность существования общности, плотность связи между индивидами.

24. Социальная роль и соц. статус очень близкие, почти синонимичные понятия. Термин статус – это статичная характеристика, т.к. соотносится главным образом с соц. Структурой, а понятие роль – это динамичная характеристика, это действие в рамках прав и обязанностей того или иного статуса. Соц. роль – это способ поведения, ктр. соответствует принятым в данном обществе нормам и зависит от соц. статуса человека.

Осн. черты роли: способ поведения, формализация – одни - общение по формальным

правилам, др-по неформальным, масштаб связей – одни предполагают взаимодействие со множеством лиц, др. с ограниченным количеством; эмоции – одни требуют сдержанного, неэмоционального поведения, др. экспрессивности, эмоциональности; мотивация – одна и та же роль может допускать множество мотиваций.

Соц. роль распадается на две составляющие: 1. Ролевое поведение – конкретное поведение; 2. Ролевые ожидания – то, чего ждут окружающие от носителя данной роли. Между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда происходят совпадения.

Поэтому общество создает систему соц. контроля, важной частью ктр. является совокупность санкций.

20. Классификация соц. Групп

1. Формальные и неформальные . В ф. группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются спец. правовыми актами. Формальность групп проявляется: 1. в более или менее жесткой иерархии; 2. четкая специализация членов группы, выполняющих свои обязанности. Неформальные складываются стихийно, не имеют регламентирующих правовых актов. Скрепление происходит за счет авторитета (лидера). 2. По размеру: малые, средние, большие .

Малая группа – это небольшое количество людей (2-7), которые постоянно взаимодействуют друг с другом, находятся в непосредственном контакте, имеют общие цели, интересы, поэтому малую группу иногда называют контактной, первичной (семья, друзья).

Большая группа – совокупность людей, которых объединяет, как правило, какой-то один социально-значимый признак (национальность, принадлежность вероисповеданию). Характеристики: рациональные цели, ориентированные действия, крайне редкое использование группового мнения, соц. контакты носят безличный, односторонний, утилитарный характер (члены больших групп никогда не вступают в контакт со всеми членами группы).

Средние группы – это относительно устойчивые объединения людей, которые имеют общие цели, интересы, связанные одной деятельностью, но в то же время не находящиеся между собой в тесном контакте.

3. Реальные и социальные (номинальные-условные).

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака.

Реальные группы могут быть малые, средние и большие.

Номинальные группы – это искусственно сконструированные для целей статистического анализа большие группы населения на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Принадлежность к такой группе не осознается е членом и крайне редко может стать основой для консолидации. На границе между реальными и номинальными группами находятся агрегаты.

Это совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудитория, радио, телевидение, кино, театры, шоу, некоторые разновидности толпы).

4. первичные и вторичные. Первичные – это малые группы, которые характеризуются тесными связями между членами и оказывают большое влияние на индивида. Вторичные – не имеют тесных взаимоотношений между членами группы.

Целостность группы обеспечивается наличием общих целей.

Степень воздействия на индивида очень низка. Бывают большие и средние.

5. Референтные группы - это те, которые в силу авторитета для индивида способны оказывать на него сильное влияние. Эталонная для индивида группа.

В самостоятельный подкласс реальных групп выделяют 3 типа, их называют главными:

1. стратификационные (расы, классы, сословия),

2. этнические (нации, народы, народности, племена, клан),

3. территориальные (горожане, селяне, земляки).

21. Социальная организация

В повседневной практике понятие организация используется в разных значениях: 1. это некоторая деятельность по выработке новых норм, налаживанию связей, координации усилий отдельных членов соц. группы; 2. свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру; 3. искусственно созданная соц. группа институционального характера, ктр. выполняет опр. общественную функцию.

Все три понятия организации тесно связаны между собой. При этом можно выделить две специфические черты организации, отличающие ее от др. видов соц. групп: 1. ориентация на достижение взаимосвязанных специфических целей; 2. высокая степень формации.

Осн. элементы организации – цели, иерархия, формализация.

22. Типология организаций :

1. Деловые – это предприятия и учреждения, ктр. возникают для коммерческих целей непосредственно или создаются широкими организационными системами для решения отдельных задач. Основа внутр. регулирования – административный распорядок, принципы единоначалия. Коммерческая целесообразность и принцип назначения начальства руководством. 2. Общественные союзы – массовые организации, цели которых вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно на основе принятого устава. Членство в общественных союзах связано, прежде всего, с удовлетворением политических, социальных и др. потребностей. 3. ассоциации – семья, неформальная группа.

Существует некоторая автономия от среды, относительная свободность состава, иерархия, сравнительно устойчивое распределение участников по ролям, по престижу, принятие общих решений. Коллективные нормы и ценности в ассоциации складываются спонтанно и выполняют регулятивные функции.

Цели участников ассоциации – взаимное удовлетворение интересов, цель каждого участника – общая цель.

23. Статус. Статусный набор

Статус – это место индивида или соц. группы в соц.структуре общества. Каждый индивид имеет большое число статусов, т.к. принадлежит к большому количеству разных соц. групп.

Совокупность всех статусов, ктр. занимает один человек, называется статусный набор. (Р. Мертон). В статусный набор входят след.

1. Главный – наиболее характерный для данного человека статус, с ктр его идентифицируют др. люди или он сам. Он относителен. Главным является тот статус, ктр определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

2. Социальный – это положение человека в обществе, ктр. он занимает как представитель большой социальной группы. Соц. статус имеет две разновидности: а) приписываемый, или предписанный – это статус, в ктр. человек рожден, и ктр. позже обязательно признан обществом или группой. Получен не по своей воле, индивид не имеет над ним контроля; б) достигаемый, или достижимый – статус, ктр. приобретен в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем самого человека.

3. Личный – место индивида в малой группе, ктр. зависит от оценки индивида членами этой группы в соответствии с его личными качествами. Личный статус характеризует место индивида в системе межличностных, а не социальных отношений.

4. Смешенный обладает чертами приписываемого и достигаемого (безработный в результате экономического кризиса). Существуют и неосновные статусы – это временное состояние, ктр ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса. Несовпадение статусов – в общественном мнении со временем вырабатывается, поддерживается и устно передается иерархия статусов и соц.групп, называется рангом (высокий, средний, низкий).

Иерархия между группами в рамках одного общества – межгрупповая. Внутригрупповая - несовпадение статусов показывает противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии. Причины несовпадения статусов: индивид занимает в одной иерархии высокий ранг, а в др. низкий; права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей др.

25. Ролевой конфликт

1. Индивид вынужден одновременно выполнять 2 разные роли. 2. Ожидания, ктр. исходят от др. соц. ролей, оказываются несовместимыми. 3. Представления индивида о выполняемой им роли не совпадают с представлениями, ктр.имеют др. о его роли.

Психоанализ, эдипов комплекс. 1. Женщина одновременно выполняет 2 роли: жена, мать. 2. Ожидания ребенка существенно отличаются от ожиданий мужа. В процессе развития общества набор ролей кардинально меняется: 1. Меняется содержания ролей; 2. увеличение числа ролей. Этот процесс имеет экономические причины.

29. Культура и общество. Нормативный уровень культуры

Культура - это система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению, значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, с пом. которых люди организуют свою жизнедеят. Ф-ии культуры в обществе:

1) Интегративная – благодаря культуре возможна интеграция физически изолированных людей в системы взаимодействия.

2) Регулятивная – благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д. Культура упорядочивает и направляет действия людей.

3) Ф-я социализации – приобщение к накопленному историч. наследию, воспроизводство определенных порядков. Понятие социальная норма включает в себя 3 основных признака: 1)определенный набор правил поведения в данной ситуации; 2) норма – типовой или эталонный образец действий, которые предписывает отдельному индивиду или группе что надо делать в данной ситуации; 3) основу механизма действия норм составляют экспектации (ожидание со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека). Индивид усваивают социальные нормы в процессе социальные взаимодействия с другими людьми, и это усвоение составляет необходимую часть, овладение индивидом различными социальными ролями, различными типами, видами социальных полезных действий.


26. Соц. институты

Соц. практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы соц. отношений, сделать их обязательными, добиться неукоснительного выполнения этих правил – эту задачу выполняют в обществе соц.институты:

1. Это определенная группа лиц, призванных к выполнению важных для совместной жизни дел;

2. Совокупность материальных учреждений;

3. Особо важные для общества соц.роли;

4. Совокупность средств деятельности, позволяющая уполномоченным индивидам выполнять общественные функции с целью удовлетворения потребностей данной группы общества или регулирование индивидуального поведения.

Соц. институт – это организованная система связей и соц. норм, ктр. объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие осн. потребностям общества. Общественные ценности – разделяемые большинством общества цели и идеи. Общественные процедуры – стандартизированные образцы поведения.

Система соц. связей – переплетение ролей, статусов.

Осн. черты соц.институтов : 1. Набор соц. норм и предписаний, ктр. определяют требуемые обществом типы поведения;

2. Институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов; 3. Соц. институт обладает необходимыми ресурсами, средствами, благодаря ктр нормы и предписания более или менее успешно выполняются.

Структура соц. институтов : 1. Более или менее четко сформулированная цель деятельности; 2. Набор соц. статусов и ролей; 3. Система санкций, при ктр. контролируется поведение индивидов; 4. конкретные частные функции.

Состояние соц. институтов : стабильное

1. Четкие, понятные функции институтов;

2. Преимущество реальных функций институтов;

3. Неизменность функций.

Нестабильное 1. амбивалентность (размытость) функций;

2. Преимущество формальных функций институтов;

3. изменение (перемена) функций. Современное российское общество испытывает системный кризис (т.е. изменяется структура и организация общества). В результате происходит изменение общественных потребностей. Это требует изменения структуры соц. институтов и наделение ранее существовавших соц. институтов новыми функциями.

27. Типология социальных институтов

Социальные институты – организованная система связей и социальных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.

Типология социальных институтов:

1) институты экономики (направлен на обеспечение жизнедеятельности индивида, общества на процесс производства и распределения благ и услуг.

2) институты семьи и брака (удовлетворяют потребность в воспроизводстве).

3) политические институты (удовлетворяют потребность в безопасности, в социальном порядке, устанавливает согласие между индивидами, социальными группами и общества в целом)

4) культурные и религиозные институты.

28. Функции и дисфункции социальных институтов

Функции могут быть явные и латентные, т.е. скрытые.

1. Создание возможностей членами общества удовлетворять разнообразные потребности;

2. Регулирование поведения членов общества в рамках принятых отношений;

3. Поддержание выполнения важных для общества функций; 4. Поддержка сплоченности общества, т.е. интеграция действий, отношений, стремлений.

Явные и латентные функции института образования: Цели:

1. распространение грамотности (Я: увеличение масштабов воспроизводства и потребления знаний; Л: возникает экономика образования и индустрия знаний)

2. приведение характера знаний в соответствии с требованиями сообщества в связи с изменением рынка труда, увеличение специализации(Я: переход к новым технологиям обучения, компьютеризация, развитие абстрактных навыков; Л: дифференциация жизненных шансов по стартовому потенциалу, т.е. по способностям и возможностям обучения).

3. Удовлетворение потребности общества в грамотной и дисциплинированной рабочей силе (Я: социальное нормирование; Л: социальный контроль, дисциплинирование и карание)

4.Достижение равенства возможностей (Я: предоставление равных возможностей детям из разных социальных классов; Л: проявление и воспроизводство социальное неравенство)

5. Достижение гендерного равенства (Я: предоставление равных возможностей обучения мальчикам и девочкам; Л: проявление и воспроизводство гендерного неравенства, гендерная стратификация)

Иногда, в результате изменений, ктр. происходят в обществе, соц. Институт перестает удовлетворять потребность, либо потребность, ктр. он удовлетворяет перестала быть актуальной для общества, тогда вместо пользы соц. Институт начинает приносить вред – это называется дисфункцией. Состояние институтов является индикатором соц.стабильности всей общественной системы.

30. Культурный релятивизм, этноцентризм

Этноцентризм – тенденция оценивать обычаи, ценности, нормы других культур с позиции восприятия своей собственной культуры как центральной. Этноцентризм выполняет в обществе двойственную роль. С одной стороны он выступает как фактор единения и стабильности групп в рамках собственной культуры, с другой стороны он является источником непонимания и межнациональных конфликтов. Этноцентризм может принять деструктивные формы: ксенофобия (страх и неприязнь к чужим обычаям, нравам); шовинизм (признание превосходства своей культуры, своего народа над другими культурами и народами); крайний этноцентризм (обязательно порождает враждебность, конфликты с другими народами из-за стремления

навязать свои «более передовые» нормы, ценности.

Культурный релятивизм. Социологи считают, чтобы понять культуру в целом, следует сдерживать свой этноцентризм, нужно стремиться рассматривать культуру, исходя из условий, которые ее породили, исходя из тех факторов, которые воздействовали на людей и на формирование культурных традиций получило название культурный релятивизм. Суть культурного релятивизма: любой элемент культуры должен быть соотнесен с конкретным временем, местом и социальным условиями.

31. Формы и разновидности культуры

Формы культуры :

1) элитарная. Она создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. Включает в себя литературу, классическую музыку. Элитарная культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.

2) народная. Она создается анонимными творцами, которые не имеют профессиональной подготовки, включают мифы, легенды, песни, танцы, эпос – фольклор. Фольклор локализован и демократичен.

3) массовая. Она не выражает изысканных вкусов элиты, духовных поисков народа. Появилась в середине XX века, когда средства массовой информации стали доступны для всех социальных слоев. Для нее характерна очень маленькая художественная ценность, но очень мировая аудитория.

Разновидности культуры :

а) доминирующая культура (совокупность ценностей, верований, обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества.

б) субкультура (это часть общей культуры, которая присуща какой-либо социальной группе. Общество состоит из множества различных групп.

Субкультура не противостоит доминирующей культуре.

в) контркультура - это такая субкультура, которая противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи, деседенты).

32. Стратификация общества

Социальная стратификация – структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым обществе социальным статусом.

Объективные критерии стратификации – доход, образование, престиж, власть. Они имеют измерительные параметры (образование - количество лет, потраченных на образование; престиж – субъективный критерий, уважение статуса, сложившееся общественное мнение; власть – властные полномочия; доход – в денежном эквиваленте).

Различают 3 вида стратификации: экономическая – по доходу; политическая – по власти; профессиональная – по престижу.

33. Исторические типы стратификации

1. Рабство (экономическая, юридическая и социальная форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства).

2. Каста (страта, членом которой человек становиться от рождения, иерархически образованы).

3. Сословие - социальные группы или страты, каждая из которых отличается своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закреплены обычаем или юридическим законом и передаются по наследству.

4. Классы (это большая группа людей, которая обладает или не обладают средствами производства, занимают определенное место в системе общего разделения труда и характеризуются специфическим способом получения дохода).

34. Стратификация современного российского общества

В СССР существовала трехчленная формула социальной структуры: рабочий класс, колхозное производство, народная интеллигенция. В результате радикального преобразования российского общества в его стратификации происходят изменения. Наиболее характерные черты этих изменений:

1. тотальная маргинализация – процесс смены или утраты социально-экономического статуса, занятие пограничных социальных позиций, которые характеризуются, противоположными нормативными требованиями, стереотипами поведения, традиционными ценностями.

2. Блокирование процесса формирования среднего класса.

3. Социальная поляризация – имущественное расслоение, которое постоянно углубляется. Для определенной степени поляризации в мировой практике используется понятие децильный коэффициент (это соотношение дохода 10% самых высокодоходных к 10% самых низкодоходных).

35. Социальная мобильность

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменение их статуса, называется социальной мобильностью. Социальная мобильность бывает 4 видов:

1. Межпоколенная (межгенерационная. Она предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции или спускаются на более низкую ступень чем их родители)

2. Внутрипоколенная(внутригенерационная. Один индивид может несколько раз менять свои социальные позиции)

3. Вертикальная - перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность, социальный подъем вверх, нисходящая мобильность – социальный спуск, падение вниз.

4. Горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую). Формы социальной мобильности: индивидуальное проникновение; коллективный переход, групповая мобильность.

36. Социализация личности

3 уровня человека:

1. биологически наследуемые компоненты, т.е. определенные психофизиологические задатки, которые позднее разовьются в интеллектуальные и руководящие свойства человеческой психики.

2. психологический. Включает мотивы, потребности, темперамент, характер.

3. комплекс социально-значимых черт личности: ценностные ориентации, определенная совокупность знаний, навыков, привычек, которые необходимы для выполнения многочисленных социальных ролей. Два основных значения:

1. личность – нормативный тип человек, соответствующий требованиям общества;

2. личность – член социальной группы.

37. Основные теории социализации

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, социальных норм, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

Макросоциологические модели рассматривают социализацию.

В микросоциологических теориях социализация это освоение социологических ролей, личность рассматривается с точки зрения межличностного взаимодействия. В социологии выделяют несколько видов социализации: 1. первичная в детстве, в семье)

2. вторичная(последовательный процесс, вхождение индивида в новые социальные институты, группы)

3. повторная, ресоциализация (только у взрослых, происходят в случае значимых жизненных изменений). Агентами социализации являются ближайшие родственники, друзья.

Средствами социализации являются многочисленные соц. институты (семья, образования, СМИ, труд, решения).


38. Социальный контроль

Социальный контроль – система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которые обеспечивает соответствие индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. Включает 2 элемента – нормы и санкции. Санкции – «охранники» норм. Это наказания и поощрения, способствует соблюдение социал. норм.

1. формальные, позитивные. Публичное одобрение со стороны официальны организаций.

2. неформальные позитивные. Публичное одобрение, но не исходит от официальных организаций.

3. формальные негативные. Наказания, предусмотренные юридическими законами.

4. неформальные негативные. Наказания, не предусмотренные юридическими законами.

Виды контроля:

1. внутренний контроль (самоконтроль)

2. внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, которые гарантируют соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Неформальных (основан на одобрении или осуждении со стороны общественного мнения ближнего окружения) формальный (основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти).

39. Девиантное поведение

Соблюдение социальных норм общества определяет культурный уровень общества. Девиантное поведение – отклонение от общепринятых норм. Девиация – культурноодобряемая, культурноосуждаемая. Девиация поведения может выражаться в форме: поступка, деятельности, образа жизни.

Виды девиантного поведения: деструктивное (причиняет вред только самой личности); асоциальное (причиняет вред личности и социальным обществам); делинкветное(нарушение как моральных, так и правовых норм).

Двойственная роль девиации в обществе (представляет угрозу стабильности; поддерживание стабильности путем создания новых норм).

Предмет и метод социологии. Место социологии в системе общественных наук.

Социология в переводе на русский язык означает «наука об обществе». Ключевым понятием социологии является «сообщество», т. е. группа, коллектив, нация и т. п. Сообщества бывают разного уровня и типа, например, семья, человечество в целом. Социология изучает различные проблемы, связанные с сообществом, т. е. социальные проблемы. Социология - это наука о социальной структуре, социальном взаимодействии, социальных отношениях, социальных взаимосвязях, социальных преобразованиях. Социология также изучает отношения людей к различным проблемам общества, исследует общественное мнение. Социология, как наука, обладает определенной структурой. В зависимости от содержания социология состоит из трех частей 1. Общая социология. 2. История социологии и современные социологические теории. Работы по социологии прошлых лет - это не архив, а важный источник научных знаний, информации о важных общественных проблемах. Различные социологические теории современности позволяют по-разному толковать проблемы, находить новые грани, аспекты изучаемых явлений. 3. Методика социологических исследований. В этой части рассматриваются задачи как, какими способами провести исследования.

В зависимости от типа сообщества, которое изучает социология, наука делится на макросоциологию и микросоциологию. Макросоциология изучает общество в целом, крупные общественные группы, такие как класс, нация, народ и т. п. Микросоциология изучает небольшие сообщества, такие как семья, трудовой коллектив, студенческая группа, спортивная команда. В зависимости от уровня рассмотрения социальных проблем социология делится на: 1. социальную философию, рассматривающую наиболее общие социальные закономерности. 2. Теорию среднего уровня. Здесь теоретически рассматриваются отдельные социальные процессы, например, социальное развитие коллектива; отдельные социальные и демографические труппы, например, молодежь, рабочие; отдельные социальные явления, проблемы, например, преступность, забастовки. Теорию среднего уровня, изучающую отдельно взятую проблему, явление, процесс называют отраслевой социологией. Существуют десятки отраслевых социологий, например, социология молодежи, социология преступности, социология города и т. д. 3. Эмпирическую и прикладную социологию. Здесь рассматриваются конкретные проблемы отдельных сообществ. Эти проблемы изучаются эмпирическим, т. е. опытным путем, с помощью опросов, наблюдений и других методов. Прикладная означает необходимая, полезная для конкретных нужд экономики, политики, культуры. Прикладная социология служит базой для создания социальных технологий, т. е. специальных разработок, в которых содержатся рекомендации о том, как поступать, что делать, что говорить в конкретных проблемных ситуациях.



Таким образом, социология - это наука, которая стремится изучать всесторонне социальные взаимосвязи. Знание социологии позволяет более рационально учитывать поведение людей в различных проблемных ситуациях жизнедеятельности общества.

Социология тесно связана с другими науками. Социология и математика. Социология - это конкретная наука об обществе Она стремится свои положения подкреплять количественными данными. Кроме того, практически все выводы социология основывает на вероятностных суждениях. Например, если социолог утверждает, что инженер культурнее рабочих, то это значит, что данное суждение справедливо с вероятностью выше 50%. Может быть множество конкретных примеров, когда какой-нибудь рабочий культурней некоего инженера. Но, вероятность таких случаев меньше 50%. Таким образом, социология тесно связана с теорией вероятности и математической статистикой. Для целей социального моделирования используется весь математический аппарат. Для обработки социологической информации используется математическое программирование, вычислительная техника. Психология. Изучая поведение людей, социология тесно контактирует с психологией. Общие проблемы концентрируются в рамках социальной психологии.


Структура и функции социологии. Проблема эмпирического и теоретического в социологии.

Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков:

I. Теоретико-методологические основы социологии.

II. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.), т.е. вся проблематика.

III. Методы социологического исследования, методы обработки, анализа и обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки.

IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении.

I. Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления.

II. Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

1) знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению).

2) знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

III. Специфика познавательной деятельности - теория и методы социологического исследования, методы сбора, обработки, анализа первичной информации о состоянии социального явления,- важная самостоятельная часть социологии.

IV. Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога - самостоятельная специфическая часть социологии.

Функции социолгии:

1. Познавательная:

а) Теоретический и эмпирический анализ социального факта в качестве исходного момента практики социального преобразования действительности

б) Познание процесса преобразовательной деятельности

в) Разработка теории и методов социологического исследования, методики

2. Прогностическая

а) Создание условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной группы, общества

3. Социального проектирования и конструирования

а) Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования

б) Определение путей проектирования социального процесса

4. Организационно-технологическая

а) Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов

б) Выработка организационных мер по осуществлению социологической технологии

5. Управленческая

а) Принятие управленческого решения

б) Социальное планирование и разработка социальных показателей

в) Определение основных направлений повышения эффективности деятельности

6. Инструментальная

а) Определение методов изучения социальной реальности

б) Определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является категория “социального”. Социальное по своему содержанию - это отражение организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, тадиции, знание, способности и т.д. Поэтому знание социального проявляет себя в следующих функциях: - как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса; - способствует пониманию, в какой степени социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве; - выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития; - детерминирует содержание интересов, потребностей мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей; - оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей, их образ жизни; - выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике и интересам общества и человека.

Следующая, не менее важная категория в социологии является категория “социальное в его конкретном состоянии”. Касается ли это какого-либо социального субъекта или какого-то социального процесса оно связано с выявлением социального в его конкретном осуществлении.

Самостоятельное и значительное место в системе категорий и понятий социологии занимают категории, отражающие специфику сбора и обработки социальной информации, организации и поведения социологического исследования. Здесь категории: “социологическое исследование”, “программирование и организация соц. исследования”, “техника и методика соц. исследования”, “методы сбора первичной информации”, “инструментарий соц. исследования” и т. д. Эта группа категорий раскрывает специфический характер применения знания социологии для преобразования жизнедеятельности социального субъекта. Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий.

Законы социологии. В процессе функционирования сообществ формируется множество различных социальных связей. Все они обусловлены общественными связями, отношениями, которые характеризуются всеобщностью, необходимостью и повторяемостью. Эти связи называют законами.

Социальный закон - объективный и повторяющийся причинная связь между социальными явлениями и процессами, которые возникают в результате массовой деятельности людей или их действий.

Социальные законы определяют отношения между различными индивидами и сообществами, оказываясь в их деятельности. Как и законы природы, социальные законы находятся в естественном течении событий, является результатом целенаправленных последовательных действий большинства индивидов в социальных ситуациях и объективных связях.. Объективность социального закона заключается в том, что новые поколения наследуют готовы отношения, связи, тенденции, сложившиеся без их участия.

По масштабу реализации социальные законы делятся на общие и специфические. Общие законы , которые проявляются на протяжении всей истории развития человечества, действуют во всех общественных системах и характеризуют функционирования всего общества. Действие специфических законов ограничено одной или несколькими общественными системами (законы первичного накопления капитала, законы классовой борьбы).

По способу проявления в социологии различают динамические и статистические законы.

Динамические законы определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют твердый, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях. Динамические законы делятся на причинные и функциональные. Причинные динамические законы фиксируют точно определены связи развития социальных явлений (роль способа производства при переходе от одного типа общественных отношений к другому). Функциональные динамические законы отражают, зафиксированы эмпирически и четко повторяющиеся взаимозависимости между социальными явлениями. Динамические законы охватывают все без исключения социальные объекты и выражают причинные и функциональные связи социальных явлений.

Статистические законы не детерминируют социальные явления, а отражают главные направления изменений, их тенденцию к сохранению стабильности социального целого. Эти законы определяют связь явлений и процессов социальной действительности не точно, а с определенной степенью вероятности. Разновидностями статистических законов есть законы социального развития и законы функционирования. Законы развития характеризуют переходы от одного этапа, состояния социального объекта, явления или процесса к другому этапу, состояния, то есть их качественные изменения, преобразования. Законы функционирования выражают связи и взаимодействия элементов социального явления, процесса, целостного социального организма, способ их взаимного существования в определенной качества, социальном пространстве и времени. Важно различать формы проявления законов социального развития и функционирования. Законы развития оказываются в причинах изменения процессов, ситуаций. Форма проявления законов функционирования - это следствие функционирования явления, что служит сохранению социальной системы, в которой данное социальное явление действует.

Таким образом, социологические законы состоят как равнодействующая совокупных действий всех членов общества и реализуются через столкновение интересов различных социальных групп. Социологические законы не могут быть произвольно отменены людьми и действуют независимо от того, желательны они людям или нет, познали они их или нет.

Социологические категории являются основными и наиболее общими понятиями социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении и, кроме того, выступают "ступеньками" познания социальной действительности, "кирпичиками" социологической науки и социологического знания. Они составляют основу процесса мышления о социальную действительность, о те явления и процессы, протекающие в том или ином общественном организме.

1. Они отражают не общество в целом, а конкретные его компоненты различной функционально-структурной направленности.

2. Они не являются общими, как философские категории, а специфическими, то есть действуют только в социологии.

3. Они имеют двойное назначение: с одной стороны, их развитие обогащает специальные социологические теории, которые составляют специальную методологическую основу социологии, а с другой стороны - пополнение их арсенала способствует более глубокому проведению полевых работ по прикладной социологии.

Различают две основные группы категорий социологии:

1. Категории, которые объясняют статику общества, его структуру с выделением ее основных подсистем и элементов. Среди них такие категории, как "социальная общность", "социализация", "личность", "социальная группа", "социальное поведение".

2. Категории, характеризующие динамику общества, его основные изменения - причины, характер, этапы. Эти категории указывают, как меняется социальный объект, каковы особенности его развития. Среди них такие категории, как " социальное развитие", "социальная трансформация", "социальная мобильность".

Одной из особых и часто используемых в социологии есть категория "социальное".

Социальное (лат. socialis - общий, общительный, общественный) - совокупность определенных черт и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или сообществами в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, которая проявляется в их отношениях, отношение к своему месту в обществе, явлений и процессов общественной жизни.

Любая система общественных отношений характеризуется отношениями между людьми, а также отношениями человека и общества. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко определенный аспект.

Социальное - это внутреннее свойство, присущее индивидам и сообществам, что формируется в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.

Социальное отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, сообществами) как результат выполняемых человеком определенных социальных ролей, что он берет на себя, становясь членом определенной социальной общности.

Социальное является результатом взаимодействия и может быть выражено в культуре, оценках, поведении, духовной деятельности, образе жизни людей.

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение индивида обусловлено поведением другого индивида или группы (сообщества), независимо от их физического присутствия. Именно в процессе взаимодействия индивиды, сообщества влияют друг на друга, способствуют интеграции определенных черт общественных отношений.

Социальные отношения - самостоятельный, специфический вид общественных отношений, которые выражают деятельность социальных субъектов, обусловленную их неодинаковым положением в обществе и ролью в общественной жизни.

Многообразие социальных отношений является своеобразным отражением общественной жизни, следствием влияния на них конкретной общественной деятельности, что придает им специфических оттенков. Развитие социальных отношений в каждой конкретной сфере порождает соответствующие противоречия, разрешение которых и составляет сущность процесса социального развития.

Функции социологии.

Функции социологии определяют основные ее обязанности перед обществом, важнейшую направленность и круг ее деятельности. В социологической литературе по-разному подходят к их толкование и определение количества. Отсутствие единого взгляда на классификацию функций социологического знания связана, прежде всего, со сложной структурой и большим количеством задач, которые социология должна решать, а также с разнообразием социальной действительности, которую она изучает.

Главными функциями социологии является познавательная, практическая, прогностическая, критическая функция социального контроля, управленческая, идеологическая, гуманистическая

Познавательная функция связана с изучением закономерностей социального развития, тенденций изменения различных социальных явлений и процессов, выявляет закономерности и перспективы развития общества, дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают пути и методы социального преобразования мира.

Практическая функция определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности управления различными социальными процессами и обществом в целом.

Прогностическая функция заключается в подготовке социальных прогнозов. Социологические исследования завершаются обоснованием прогноза исследуемого объекта.

Критическая функция. Социология, давая объективное знание, призвана предупреждать, социальную политику о отклонения от социального идеала, сигнализировать о возможных негативные социальные явления и последствия.

Функция социального контроля заключается в разработке и научном обосновании эффективных рекомендаций, направленных на борьбу с девиантным поведением, совершенствование моральных отношений, повышение уровня политической культуры и правового сознания.

Управленческая функция связана с использованием знаний для разработки и создания эффективных моделей управления различными социальными системами и институтами, социальными процессами и объектами.

Идеологическая функция вытекает из объективной участия социологии в духовной жизни общества, выработке перспектив его развития, распространении научной идеологии среди населения, подготовке высококвалифицированных и компетентных специалистов.

Гуманистическая функция заключается в разработке целей социального развития, формировании социальных идеалов и ценностей, программ научно-технического и социокультурного развития общества. Современного социолога характеризуют обостренное чувство социальной действительности, ответственность, использования своих знаний на благо человечества.

В практике общественной жизни функции реализуются в значительной мере благодаря разветвленной и многоуровневой структуре социологического знания.

Задачи. Вопрос.

1. В чем сущность и содержание социологии как сферы научного знания?

2. Как определить объект и предмет социологии?

3. Какова структура системы социологического знания? Дайте характеристику составляющих ее элементов.

4. По каким критериям классифицируют социологические законы?

6. В чем заключается смысл понятия "социальное"?

7. Назовите функции социологии.

8. В чем суть основных функций социологии?

9. Какие основные задачи социологической науки на современном этапе?.

Темы рефератов.

1. Роль социологии в социальном реформировании современного общества.

2. Дискуссия о предмете социологии.

3. Функции социального проектирования, конструирования социологических технологий.

4. Общество и социология в начале III тысячелетия.

5. Основы структурирования социологического знания.

Литература.

1. Социология. Пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред.. проф.. В.Г. Городяненка.- К., 2004.

2. Лукашевич Н.П., Туленков Н.В. Социология. Базовый курс.-К., 2005.- 312.

3. Социология: Учебник/ Под ред. В.М.Пічі. - Львов, 2010.-296с.


Похожая информация.




Поделиться