Новые креативные идеи для бизнеса в искусстве. ProstoPreza - Креативное предпринимательство — территория творчеров

Как быть, если нелюбимая работа превращается в унылое зарабатывание денег? Конечно, можно сделать, как в анекдоте: «Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактусы». Но, собственно говоря, не для того ли человеку дан разум и свобода воли, чтобы выбирать? Особенно тяжело следовать «мышиному методу» людям креативным, для которых рутина - кара небесная.

Зачем? Компания без бренда - как человек без паспорта. Жить можно, но возможности ограничены.

У каждого бренда есть эмоциональная и функциональная стороны. Чаще всего, особенно в творческом бизнесе, эмоциональная сторона дает гораздо бóльшую ценность, нежели функциональная:

  • функциональная сторона - это то, какую потребность удовлетворяет ваш бренд;
  • эмоциональная сторона - то, что думает/чувствует клиент, пользуясь вашим продуктом.

Обдумывая свой будущий бренд, взгляните на него со всех сторон. Чем продуманнее его функциональная составляющая и чем больше эмоций вы сможете вложить в свой продукт, тем больше прибыли вы получите.

Итак, с чего начать создание бренда? С товарного знака? С фирменного стиля? С названия? Нет, нет и нет! Начинать нужно с понимания трех вещей:
- Кто вы?
- Что представляет собой ваш продукт / ваша услуга?
- Кто ваш клиент?


3. Определите своего идеального клиента

Представлять целевую аудиторию в общих чертах мало. Только «вкусно» и детально описав клиента, можем предложить ему что-то действительно стоящее. Зная своего клиента «в лицо», мы представляем его потребности и возможности, опасения, недостатки.

Избегайте стандартных коротких определений «богатые», «средний класс», «невесты», «женщины», опишите свою целевую аудиторию максимально подробно:

пол
возраст
религия
семейное положение
национальность
профессия, образование
годовой доход
предпочтения/увлечения/хобби
как проводит свободное время
любимые бренды (одежда, машина, посуда, сотовая связь и т. д.)
образ жизни

Если вы только начали бизнес, понятие идеального клиента может быть еще нечетким. Позвольте себе придумать клиента мечты, попробуйте описать его и первое время придерживаться этого образа.

4. Выпускайте готовый продукт

Недоделки или, наоборот, слишком «закрученные» продукты никому не нужны. Многие компании страдают лишь от того, что потребителю совершенно не понятно, что они продают. Предлагайте готовые решения с понятными, говорящими названиями, дополняйте проекты визуализацией продукта. Когда все ясно и прозрачно, а самое главное - решается какая-то проблема клиента, продукт сложно не продать.

5. Составьте план покорения Вселенной

Итак, «вижу цель - иду к ней». Воплощаем все свои «хотелки» на практике. Невозможно построить дом (читай «творческий бизнес»), не распланировав работу (создать проект, купить материалы, разобраться с финансированием…). Воспользуйтесь техникой «7 W».

1. What? (Что?)
Дайте своему проекту классное имя.

2. Which? (Какой?)
Опишите проект эмоционально и вкусно - так, чтобы слюнки текли, в первую очередь, у вас.

3. Who? (Кто?)
«Кто» - это не только те, для кого вы хотите это делать, но и те, с кем вы хотите и мечтаете поработать.

4. Where? (Где?)
Подумайте, где будет реализован проект вашей мечты. Детально опишите место: страна, город, парк, лес, замок, небоскреб…

5. When? (Когда?)
Вы должны не просто абстрактно мечтать, а четко понимать, когда ваша мечта воплотится в жизнь. Как скоро? Через месяц? Через год?

6. Why? (Зачем?)
Для чего это вам? Для чего ваш проект нужен другим людям: клиентам, городу, команде, семье?

7. Wow!
Что в вашем проекте вызовет этот волшебный вау-эффект? Что произведет впечатление? Запомнится? Что вы можете сделать, чтобы «сарафанное радио» мгновенно разнесло новость о вашем проекте?

Теперь можно прописывать детальный план. Как только вы научитесь мыслить задачами или проектами, а не бесконечным процессом, ваш бизнес быстро начнет приносить результаты.

6. Не бойтесь календаря

Напишите список «Я не люблю». Многие «творческие» боятся делегировать полномочия по разным причинам. Во-первых, потому, что «лучше меня это никто сделать не может». Во-вторых, «неудобно беспокоить или эксплуатировать». Но рассматривайте это как подарок себе, так как вы получаете взамен самое ценное - время, которое можем израсходовать на более важные дела.

Хобби тоже может быть профессией и . Поверьте в это, и Вселенная повернется в вашу сторону. Вы увидите десятки возможностей. Останется только протянуть руку и жадно-жадно-жадно забрать их все себе 😉

О том, как разбудить свои творческие способности, чтобы придумывать бизнес-идеи. Рассмотрим 10 особенностей креативного мышления.

1.Креативное мышление очень социально

Как в области искусства, так и в сфере бизнеса человек может придумать замечательную идею сам. Однако креативность, особенно в бизнесе, всегда требует взаимодействия с другими людьми. Реализация идеи в большинстве случаев потребует сотрудничества, и не просто с кем-нибудь. Вам нужны люди, которые думают так же, как вы: обладают тем же умом, воображением и в особенности мотивацией.

Но для того чтобы разговор был плодотворным, а идея успешно реализовалась, они должны играть другие роли и иметь другую подготовку. Идеи существуют для того, чтобы их обсуждали и оспаривали, особенно в небольших группах. Не имеет смысла сидеть дома в одиночестве и ходить по кругу. Вам нужны люди, с которыми вы могли бы обсудить ваши идеи, люди, которые покажут вам все в другом ракурсе, которые хотят сотрудничать и объединять усилия и способности.

2. Для креативного мышления нужно правильное пространство

Правильное окружение способствует креативности. Оно должно подпитывать вашу душу. Только вы можете решить, где это место. Подумайте, например, о вашем домашнем офисе, месте, где вам комфортно наедине с вашими книгами, вашим любимым креслом, вашей музыкой и где достаточно места для ваших заметок с идеями.

Хорошие компании создают для сотрудников креативное пространство, в котором комфортно находиться. Иногда люди путешествуют или переезжают в креативные города, например в Лондон, Шанхай, Амстердам, Буэнос-Айрес, и таким образом они ищут то, что Ричард Флорида в своей книге Cities and the Creative Class назвал местом, где ты находишь «хороший воздух, связи, мощности для исследования, инвестиции венчурного капитала и целое созвездие различных производителей», которые взращивают креативный класс и его представителей.

3. Для креативного мышления нужно время

Многие люди разделяют убеждение Кельвина (героя мультика «Кельвин и Хоббс»): «Ты не можешь просто включить креативность. Нужно быть в правильном настроении. Что это за настроение? Паника последней минуты!»

Некоторые виды давления и паника последней минуты иногда могут помочь, но поиск решений «требует времени».

Креативность не работает с девяти до пяти.

Идеи приходят и уходят, и нужно время, чтобы посидеть и подумать. Время наедине. Время, чтобы поиграть. Время, чтобы поэкспериментировать. Время, чтобы почитать. Время, чтобы подумать. Время, чтобы поговорить с другими. Идея - это нечто живое, ей нужно вырасти, и это подразумевает, что вы потратите на это время.

Google, например, подстегивает креативность: сотрудники компании тратят до 20% рабочего времени на проекты по собственному выбору.

Многие компании до сих пор сохраняют странную привычку выбирать для работы кандидатов с одинаковыми резюме, то же самое происходит в бизнес-школах и школах дизайна. Чего вы ожидаете от группы одинаковых людей? Одинаковых ответов.


Поэтому разнообразие - основа креативности. Нужно видеть скрытые в разнообразии возможности. Мультикультурализм - это ответ, а не проблема. Команды, участники которых принадлежат к разным культурам, при условии правильного управления обладают наибольшим потенциалом создания и внедрения инноваций, при этом в таких группах гораздо выше обучаемость и, кстати, больше веселья.

5. Креативное мышления требует разноплановых ресурсов

Наблюдение, исследование и визуализация - важные навыки. Собирайте статьи, объявления, картинки, предметы, фильмы, музыку, частички и кусочки повседневной жизни. Читайте разные газеты и журналы по дизайну. Посетите музей истории или дизайна, что вам больше нравится. Станьте детективом в области дизайна - заходите в магазины по всему миру. Это будет тот материал, который позволит вам создать доску настроения. «Доска настроения» - это наглядная иллюстрация, инструмент, позволяющий изобразить атмосферу или ощущение, которое вызывает идея. Это помогает вдохновить вас и вашу команду и задать импульс.

6. Креативное мышление включает три этапа

Это основной процесс и базовая цепочка создания ценности для новых идей. Сначала в вашем сознании, потом - на бумаге или на цифровых носителях, и наконец - в реальности. Вам нужно уметь создавать проект, представлять его себе и оценивать. Как вы оцениваете? Положите на стол перед собой три разных продукта. Как они воздействуют на пять ваших основных чувств? Положительно или отрицательно? Спросите себя почему. Определите критерии, помните о цели и всегда думайте о потребителе. Оценивайте.

Идея - это не одиночное явление. Важно иметь много идей. Сначала количество, потом качество, пытаемся отфильтровать ненужное, чтобы найти правильную идею. Запишите идеи на стикерах и приклейте на стены. Если идея задерживается у вас в мыслях дольше, чем на несколько недель, значит, в ней что-то есть. Следуйте своим инстинктам.

8. Креативному мышлению нужны стимулы

Стимулы могут принадлежать к разным областям: это могут быть другие формы искусства, беседы, исследования, чтение, опыт. Помните, что разочарование тоже может вдохновлять. Как часто вы расстраивались из-за товаров или услуг? Почему бы не усовершенствовать их вместо того, чтобы винить производителя? Придайте своему раздражению правильное направление. Попробуйте усовершенствовать продукт, который вам не нравится, сделайте набросок и отправьте его производителю.

9. Креативное мышление нужно защищать

Самые творческие люди работают как креативные предприниматели, они сами себе начальники по большей части потому, что любят свободу. Как человеку, который живет за счет создания творческих идей, имеющих экономическую ценность, вам следует разбираться в правовых вопросах. Можно узнать больше об интеллектуальной собственности в интернете, есть также справочники по интеллектуальной собственности, в которых описаны наиболее общие ее виды, указаны ваши права и обозначено, где и как вы можете их защитить.

Один из ключевых методов анализа модели креативного бизнеса - это анализ цепочки создания ценности. Он помогает понять последовательность добавления стоимости вашей идее, продукту или услуге. От (a) создания первоначальной идеи к (б) производству и воспроизводству, затем к (в) маркетингу и сбыту, до той стадии, на которой клиент (г) потребляет ваш продукт.


Например, съемки фильма - процесс с самой сложной цепочкой создания стоимости, которая только может быть. Он сложен из-за сроков, стоимости и организации взаимодействия множества людей на всех четырех ступенях создания ценностной цепочки. Эта цепочка начинается со сценариста, потом идет выпускающая компания, далее - режиссер, маркетинг и выпуск фильма в прокат в кинотеатрах, на телевидении, на DVD и т. д. Гораздо проще, когда вы как графический дизайнер разрабатываете корпоративный стиль для стартапа и работаете напрямую с владельцем или продаете свои фотографии через собственный сайт клиентам без каких-либо посредников.

Мария Сташенко

  • креативный предприниматель
  • партнер лаборатории Wonderfull
  • куратор курса "Дизайн-менеджмент" Британской высшей школы дизайна

14 июня состоится уникальный по своему формату и содержанию воркшоп «Как стать креативным предпринимателем?» .

Воркшопы команды Wonderfull, которую возглавляет Мария, уже практически стали легендой среди людей творческих профессий — настолько они эффективны и полезны.

Но прежде чем определиться, идти мне на это мероприятие или нет (все-таки суббота), я решил задать Марии несколько вопросов, чтобы лучше понять: кто же такой креативный предприниматель, чем он отличается от любого другого бизнесмена и как может использовать в своей работе мастерство презентации.

______________________________________________________________________________

Маша, скажи, вот как бы ты объяснила пятилетнему ребенку, чем ты занимаешься по жизни? Так, чтобы он понял и смог объяснить это другим.

Как-то мою дочку Алису спросили (ей как раз 5 лет скоро): «А чем твоя мама занимается?», — Она ответила: «Моя мама – учительница. Она строгая и очень умная, поэтому её все слушают и начинают жить лучше». Исчерпывающее объяснение, я считаю.

Я думаю, что творческий предприниматель — это такой «учитель» по жизни, который вдохновляет людей своим примером, идёт немного впереди, создаёт команду вокруг и постоянно экспериментирует с новыми форматами общения и деятельности.

В чём ключевые отличия креативного предпринимательства от традиционного/классического/обычного предпринимательства?

Творческий предприниматель — это создатель интеллектуального продукта, который требует много временных, интеллектуальных, личных, энергетических и психологических усилий.

Важно, что, как правило, сам творческий предприниматель и является главным «генератором» этой творческой энергии и создателем интеллектуального продукта.

А если так, то и условия творческого предпринимательства должны серьёзно отличаться от классического предпринимательства, которое не обязательно сопряжено с «интеллектуальной собственностью» напрямую.

Поэтому разница между творческим и нетворческий — в условиях организации процесса создания интеллектуального продукта. У творчество — и это совершенно точно — он более тонкий и сложный.

Стоит ли классическому предпринимателю пробовать себя в творческом предпринимательстве, и наоборот, поможет ли успешному креативному предпринимателю его креативный опыт, если он решится делать «обычный » бизнес?

Не знаю, как с творческим предпринимателем, который вдруг отправится в мир «обычного» бизнеса... Мне кажется, что творческий предприниматель — это уже диагноз и точка невозврата. Вернуться нельзя Развиваться. Поставьте запятую в нужном месте.

А вот граница между переходом из обычного бизнеса в творческий серьезно стирается в последние лет 15-20, в мире — точно! Сейчас многие предприниматели классических отраслей остро нуждаются в глотке свежего креативного коктейля, чтобы немного заглянуть за горизонт и увидеть будущее. Поэтому методики творческого мышления, дизайн-мышления, так популярны сейчас в мире классического «нетворческого» бизнеса.

Кому ни в коем случае не стоит заниматься креативным предпринимательством, вот просто противопоказанно? Кто это?

Креативное предпринимательство — это гомеопатическая таблетка. Можно всем, противопоказаний не выявлено. Одна тысячная капля креатива в одном обычном деловом дне уже начинает медленно, но верно менять человека и его практику к лучшему.

Какова роль мастерства презентации в развитии и продвижении креативного бизнеса, например по шкале от 0 до 10, и почему?

Тут недавно в группе

Интенсив предназначен для предпринимателей «новой волны», людей, которые в самом ближайшем будущем будут создавать новые ценностные предложения на рынках и новые тренды. Курс включает в себя практики применения дизайн-мышления, прорывного мышления, поведенческой экономики и agile-маркетинга.

Слушатели смогут изучить все аспекты креативного предпринимательства от возникновения идеи и проверки ее на востребованность до стратегического планирования, запуска и коррекции. Участники интенсива узнают, почему хорошие идеи могут «буксовать» при трансформации в рабочую бизнес-модель, как подбирать команду и выстраивать работу внутри. Зачем нужны прототипы, карты трендов и маркеры стратегического планирования.

Лекторы и ведущие мастер-классов расскажут, как выбирать и тестировать каналы продвижения, работать с PR-технологиями, затронут юридические аспекты и тонкости на этапах от создания компании до финансового планирования ее деятельности.

Программа

Создание команды. Распределение ролей. Горизонтальные команды. Мотивация

Потребности пользователя. Поиск реальных потребностей, исследования, глубинные интервью, наблюдения, карты. Композитный стейкхолдер. Инсайты

Погружение в тематику. Фокусировка. Генерация и оценка идеи. Существующие решения. Тренды. Прототипирование и тесты прототипа

Бизнес-идея. Оценка. Формы NESTA

Формирование бизнес-модели. Бизнес-модель Остервальдера. Построение и тестирование

Разработка формата продаж. Презентационные материалы. Цепочка продажи

Стратегические цели и тактические задачи. Определение ролей в управлении

Юридическое оформление. Налоги. Бухгалтерия. Юридические документы. Инструменты для удаленной работы

Преподаватели и ведущие мастер-классов

Мария Сташенко, куратор курса «Дизайн-менеджмент» БВШД, партнер лаборатории дизайн-мышления Wonderfull

Владимир Аблогин, актер, режиссер, эксперт по импровизации

Инга Жердева, независимый PR-консультант проекта SMART-Practice

Екатерина Колмакова, дизайн-менеджер. Эксперт в области продуктовых и сегментных исследований и проектировании пользовательского опыта

Лара Химченко, управляющий партнер компании ServiceOne. Эксперт в области клиентских впечатлений и системы менеджмента качества

Дмитрий Рафальский, управляющий партнер Brandinglab, инициатор образовательного проекта Event To Go, автор тренинг-программы «Creative Incentive Weekend»

Константин Холстинин, эксперт в области Trade Marketing и R&D

Александр Ненашев, эксперт по Human-Centered Design в Wonderfull, ведущий преподаватель модуля «Бизнес-моделирование» и «Управление командной работой» БВШД

Альбина Залилова, сооснователь и директор по развитию Training & Development Group

Дмитрий Александров, сооснователь Training & Development Group, бизнес-тренер.

Марко Бруни, серийный предприниматель. Евангелист «маркетинга с человеческим лицом». Директор по развитию и маркетингу в российском офисе европейской IT-компании BQ

Расписание

Продолжительность занятий: с 11.00 до 20.00 (с двумя перерывами в день).

Откуда появилось название «Шуша»?

«Шуша» — это Саша. Дочь играет в наши конструкторы с раннего детства, они практически ровесники. На профильных выставках мы скупаем самые лучшие образцы, но Саша всё равно продолжает играть в «Шушу», и ей действительно интересно. Первые игрушки, которые появились, были немного другими, чем сейчас, от них ничего не осталось. Саша и знакомые дети были основными цензорами, если им какие-то наши идеи не очень нравились, мы от них отказывались.

Как давно существует ваш проект?

С момента первых идей прошло около шести лет. Проект развивался в несколько этапов. Сначала была довольно длительная стадия обдумывания и эскизов. Потом мы начали производить образцы, полтора года пробовали наладить свою мастерскую, но в последствии отказались от этой затеи. Сейчас уже примерно три года, как игрушки под маркой «Шуша» активно продаются на рынках России и зарубежья.

Как вы выходили на рынок?

Когда только появились первые идеи и чертежи, мы поехали в Нюрнберг на крупнейшую международную выставку игрушек — хотели понять ассортимент на рынке. Сразу поставили высокую планку, чтобы это было не на уровне поделок, а настоящая международная марка, иначе нам было не интересно.

Первую партию мы произвели в собственной мастерской в Москве, купили небольшой станок. В Нюрнберг мы вернулись на следующий год, как участники — весь наш тираж был у нас в чемодане. Замеченные в прошлом году на выставке совпадения наших эскизов с другими игрушками по приезду мы сразу же уничтожили и поехали с абсолютно новыми идеями, которые вызвали интерес.

Сначала мы инвестировали сами, потом появился инвестор, можно сказать, случайно. Книжный магазин Музея современного искусства «Гараж» стал продавать нашу продукцию. Менеджеры музея показали игрушки владельцу, и он решил помочь финансово. Мы относимся к этому как к чуду, хотя многое соткано из таких вот случайностей, которые, конечно, результат постоянной напряженный работы.

Почему вы не производите игрушки в России?

Честно говоря, мы сейчас жалеем, что больше года потеряли, пробуя наладить производство здесь. У нас получился такой бизнес, что можно заработать только на количестве, нужны большие тиражи постоянного качества и продажи без сбоев. И, как ни странно, произвести игрушку из дерева на российском заводе невозможно. Зачастую все они заточены под свою простейшую продукцию: пирамидки или кубики.

За авторский дизайн производители не берутся

В наших конструкторах много цветных деталей разной формы. Если сравнивать с другими игрушками на рынке, то там пятнадцать деталей максимум, а у нас — тридцать, сорок в каждом комплекте. Еще здесь не везде, почему-то, производят из бука и вообще не работают с магнитами. Мы недавно запросили стоимость производства у российской компании. Нам ответили, что не знают, сколько это может стоить, потом посмотрели нашу розничную цену в магазине и сказали, что примерно две трети от нее, т. е. совершенно не понимая ценообразования. А качество при тираже значительно отличается. В Китае мы получаем на таможне готовый к отгрузке товар, который можно сразу же отправлять в любую точку планеты.

Как наладить производство в Китае?

Для того, чтобы запустить хотя бы такую маленькую марку, как наша, надо десять, пятнадцать наименований. Китайцы производят тиражами — минимум тысяча, три тысячи штук одного наименования. Надо понимать, что это очень большое вложение и серьезная заморозка денег, которые ты сможешь вернуть только после продажи.

На данном этапе мы доросли до того, что клиенты сами вкладываются в производство: наши китайские и корейские дистрибьюторы авансируют заказанную партию. В России это не принято, но везде за границей работают именно так. Они подходят на выставке и говорят, что хотят купить столько-то тысяч штук, например, набор «Составь портрет». Мы отвечаем — хорошо, предоплата такая-то.

С хозяином фабрики, которая сейчас для нас производит, мы познакомились на выставке. Он просто к нам подошел, заинтересовался и пригласил к себе. Фабрики тоже ищут клиентов — это индустрия. Переговоры ведём на английском, у меня, в отличие от Василия, было плохо с ним, но сейчас деваться некуда, приходится всем терпеть. У китайцев тоже не очень с языком.

Существуют ли аналоги, у вас есть патент?

Мы оформили торговую марку и являемся членами Российского авторского общества, но патент получить не можем, потому что это не совсем изобретение, достаточно чуть-чуть поменять, и доказать ничего не получится. Дизайн и расширение линейки — наши единственные козыри. Очень важно, что мы смогли создать цельный и узнаваемый бренд.

Большие компании всегда воруют у маленьких

До появления «Шушы» подобных аналогов игрушек мы не встречали, но теперь нас уже копировали итальянцы и французы. Как мы выяснили, большие компании всегда воруют у маленьких. Djeco — и те не брезгуют вводить в свой ассортимент подсмотренные новинки, при этом у них гораздо больше каналы сбыта, и из-за объемов они могут позволить себе цену ниже. Остается только делать и делать.

Василий, как формируется цена?

У нас цена строится из расчета затрат стоимости производства, доставки, рекламных и накладных расходов. Потом мы обязательно должны закладывать заработок дистрибьюторов, которые поставляют продукцию в магазины, далее магазины цену обычно удваивают. Мы используем качественное сырье: бук и березовую фанеру, а не МДФ или мягкую китайскую фанеру.

Стоимость получается, таким образом, высокая, мы это осознаем, и все же, она — честная. Такие игрушки действительно произвести дороже, чем кубики или каталку с ручкой. В то же время, с очередной каталкой на рынок не выйти — это уже не интересно, и слишком большая конкуренция. Сейчас мы расширили ассортимент ценовой линейки и заодно возрастной категории — появились настольные игры из картона.

Сейчас все наши доходы идут на содержание и развитие компании

Считается, что цены у среднего российского производителя завышенные. Я думаю, что это не совсем так. Дело в том, что, как правило, их тиражи исчисляются десятками, если не единицами. Понятно, что каждую ткань, например, они не могут купить тысячами квадратных метров, а вынуждены брать по два-пять метров, да ещё везти ее из-за границы, так как отечественных аналогов нет, а также платить швее за полный рабочий день, даже если она не полностью загружена.

В прошлом году мы впервые вышли в ноль — смогли оплатить производственные расходы, аренду, заработную плату себе и сотрудникам. Оборот составил пятнадцать миллионов рублей, деньги крутятся в компании, абсолютно все процессы происходят «в белую». На это ушло пять лет. Если судить по уже заключенным контрактам, в будущем году планируется рост в два раза — это позволит вкладывать в бизнес и масштабировать его.

Кроме ассортимента под маркой «Шуша», у вас есть другие проекты?

Сейчас у нас двадцать позиций: десять наборов из дерева и десять настольных игр, которые вот-вот приедут с производства. Ещё мы работаем как дизайн-студия, например, с Цирком Никулина или с Департаментом культуры Москвы и другими клиентами. Мы им делаем дизайн и производим, они получают готовый продукт. Это одна из возможностей проинвестировать бизнес, заработать, не вкладывая свои средства.

Вы стали предпринимателями, удается ли остаться при этом дизайнерами?

Мы понимаем, что дизайнер и предприниматель очень близкие, на самом деле, профессии. Современный дизайнер должен уметь быть менеджером, а он, как правило, не умеет или боится. В институтах нас этому не учили, а студентов надо натаскивать, чтобы участвовали в выставках, пробовали продавать. Мы всё осваивали по ходу, Василий учился в бизнес-школе в Сколково, но большую часть мы усвоили через собственные ошибки.

Мы — творческие предприниматели. Дизайн — это основа нашего бизнеса, он весь построен на наших идеях, без них никак, мы ими живем. Наш интерес в игре не менее важен. Есть игры, в которые Саша хочет со мной поиграть, а я не могу, мне скучно. Нам хочется создавать такие игры, чтобы было увлекательно и ребенку, и родителям.

Много получилось, много не получается

В Нюрнберге мы уже дважды оказывались в trendzone, где экспонируются тренды индустрии следующего года, участников отбирают сами организаторы. В конкурсах мы тоже участвуем, но в большей степени предпринимательских. Даже прошли в отборочный тур международного конкурса британской компании Ernst & Young «Предприниматель года» в России.

Анастасия, сколько человек работает в вашей компании, кто за что отвечает?

Сейчас в команде семь человек. Есть менеджеры по продажам, российским и зарубежным. Семьдесят процентов наших игрушек поставляются в Азию. Дизайн, в основном, разрабатываю я, и доверить это кому-то со стороны пока не готова. Василий также отвечает за ассортимент, но больше за бизнес: придумывает, как произвести, привезти, сертифицировать. Производством я тоже занимаюсь. Ну и самое главное, мы вместе очень много думаем, как это всё продать.

Здорово, что мы сработались — это не у всех выходит

Нам немного проще, потому что мы — семья, оба «художники» в пятом поколении. В плане дизайна, родные нам помогают. Моя мама по образованию промышленный график, а папа — скульптор, как и я, оба окончили МГХПА им. С. Г. Строганова. Родители Василия — искусствоведы, он сам учился в МАРХИ. Наши папы работали вместе и нас познакомили.

У «Шуши» минималистичный дизайн, а какой интерьер у вас дома?

Мы живем в сталинском доме, было бы глупо делать там минимализм. Окружение, атмосфера диктуют нам решения. Мебель мы давно не покупали, но когда делали ремонт, пытались сохранить исторический облик: купили у соседей огромную хрустальную люстру пятидесятых годов. Отчасти мы, конечно, барахольщики, любим собирать предметы. Это может быть антикварная лампа или шкаф, но какие-то современные вещи довольно трудно интегрировать в свой быт. Например, итальянские роскошные белые диваны будут странно смотреться в нашем доме, и вообще, в нашем климате, в Москве. У нас Икеа тоже есть, мне кажется, она, во многом, приучила наших людей обращать внимание на дизайн, раньше такое было не принято.

Вы следите за отечественным дизайном?

Следим, отчасти потому, что наши знакомые этим занимаются, например, мебелью. Но, на наш взгляд, бизнес-сообщество более открытое. Недавно в один день мы побывали на двух мероприятиях, сначала на форуме, посвященном дизайну, который организовывал Московский музей дизайна в МГХПА им. С. Г. Строганова, а вечером поехали в Ernst & Young, где были владельцы крупных корпораций, например лаборатории Касперского. Это был заметный контраст: последние показались нам более романтичными, свежими, значительно более творческими, чем дизайнеры, которые варятся в своем замкнутом мире. Но мы очень рады, что сейчас всё-таки стала появляться какая-то жизнь. Надеемся, что и завод по производству игрушек появится.

Проводите ли вы лекции, мастер-классы для начинающих предпринимателей?

Когда нас зовут, мы соглашаемся, но особых секретов нет, это все результат большого труда. В одиночку гораздо сложнее, кто-то сдается. Многие привыкли искать виноватых, говорят, государство должно помогать дизайнерам, помогать малому бизнесу… Мы пробовали программы поддержки, но поняли, что на это уходит очень много времени, и решили сконцентрироваться на продажах и ассортименте. Никто пока не воспринимает дизайн, как основу постиндустриальной экономики, для государства мы скорее поставщики китайской продукции. Мы планируем развивать марку и, возможно, в будущем займемся чем-то кроме дизайна игрушек — создадим сеть магазинов или центров.

Весь ассортимент можно увидеть на сайте «Шуша» . Следите за новостями в



Поделиться