Отчет на квалификационную категорию врача стоматолога хирурга. Минздрав уточнил порядок аттестации на квалификационную категорию

  • Модернизация здравоохранения рф. Цель и задачи программы.
  • Модернизация здравоохранения рф. Внедрение современных информационных систем и стандартов оказания медицинской помощи.
  • Санитарная статистика: определение, разделы, роль в оценке здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения. Организация статистического исследования и его этапы.
  • Сравнительная характеристика методов сбора статистического материала.
  • 15. Генеральная и выборочная совокупность. Методы формирования. Понятие репрезентативности.
  • 16. Основные элементы первого, второго и третьего этапов исследования. Понятие единицы наблюдения.
  • 17. Особенности клинико – статистического исследования. Ошибки статистического исследования.
  • 18. Относительные показатели в санитарной статистике: виды, методика расчета. Практическое применение.
  • 19. Графические изображения в санитарной статистике.
  • 20. Средний уровень признака. Средние величины: виды, свойства, практическое применение. Среднее квардратическое отклонение. Оценка достоверности результатов исследования.
  • 21. Разнообразие признака в статистической совокупности: критерии, характеризующие границы и внутреннюю структуру вариационного ряда, их практическое применение.
  • 22. Методы изучения связи между явлениями и признаками, практическое применение. Оценка силы и характера корреляционной связи. Парная и множественная корреляция.
  • 23. Стандартизированные показатели. Этапы прямого метода стандартизации. Практическое использование.
  • 24. Здоровье населения. Определение. Современные представления о здоровье как важнейшей характеристике уровня жизни.
  • 25. Здоровье населения. Развитие концепций здоровья и болезни. Факторы, влияющие на здоровье населения, функции здоровья.
  • 27. Образ жизни – понятие, основные элементы, влияющие на здоровье населения.
  • 28. Образ жизни и условия жизни населения рф.
  • 29. Эпидемиология как раздел общественного здоровья и здравоохранения, изучающий пути возникновения, распространения и меры общественной профилактики заболеваний.
  • 30. Факторы риска, их признаки, классификация. Группы риска в отношении развития заболеваний. Основные показатели оценки риска заболеваний.
  • 31. Здравоохранение – понятие. Социальные функции: управление живым трудом, воспроизводством, развитием личности.
  • 32. Профилактика: понятие, виды, использование профилактического метода в работе медицинских организаций. Вопросы профилактики в законодательных документах.
  • 33. Реабилитация: понятие, виды, современные особенности организации реабилитационной помощи населению.
  • 34. Образ жизни и условия жизни населения рф. Категории образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье различных групп. Центры по формированию здорового образа жизни граждан, их функции.
  • 35. Демография: понятие, основные разделы. Использование демографических данных для характеристики здоровья населения.
  • 36. Медицинская демография. Социально – гигиенические проблемы демографии.
  • 37. Закономерности и тенденции демографических процессов в мире.
  • 38. Перепись населения и методика проведения. Основные демографические данные по России и Краснодарскому краю.
  • 39. Показатели, характеризующие воспроизводство населения: методика расчета и оценка. Уровни по странам мира.
  • 40. Современные тенденции смертности населения в экономически развитых странах и развивающихся.
  • 42. Общая и повозрастная смертность населения: методика расчета, причины смерти в различных возрастных группах.
  • 43. Младенческая смертность: методика изучения, причины. Характеристика младенческой смертности в России и Краснодарском крае.
  • 44. Перинатальная смертность: методика изучения, причины. Современные подходы к регистрации и оценке перинатальной смертности в России.
  • 45. Рождаемость: методика изучения, оценка показателя, уровень по странам мира.
  • 46. Средняя продолжительность предстоящей жизни: понятие, уровень по странам, данные по рф и кк.
  • 47. Показатели, характеризующие здоровье населения.
  • 48. Типы возрастной структуры населения. Медико – социальные аспекты «постарения» населения.
  • 49. Заболеваемость, болезненность, патологическая пораженность: понятие, методика расчета. Методы изучения заболеваемости, их сравнительная характеристика.
  • 50. Заболеваемость по обращаемости: методика изучения, виды, регистрационные формы, структура.
  • 51. Заболеваемость по данным медицинских осмотров: методика изучения, регистрационные формы, структура.
  • 52. Заболеваемость по данным о причинах смерти: методика изучения, регистрационные формы, структура.
  • 53. «Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем»: история создания, принципы построения, значение в работе врача.
  • 54. Туберкулез как социально значимое заболевание, формы туберкулеза, место в системе мкб – 10. Динамика заболеваемости туберкулезом, факторы, способствующие росту заболеваемости.
  • 55. Планирование и организация помощи больным туберкулезом. Важнейшие методы диагностики и профилактики туберкулеза. Группы диспансерного учета.
  • 57. Факторы риска, способствующие росту болезней системы кровообращения. Важнейшие меры профилактики болезней системы кровообращения.
  • 58. Организация медицинской помощи больным с патологией системы кровообращения. Комплексный подход к борьбе с болезнями кровообращения.
  • 60. Эпидемиология злокачественных новообразований, формы, наиболее частые у мужчин и женщин. Динамика заболеваемости, структура заболеваемости, и смертности от рака в рф и кк.
  • Основные мероприятия по профилактике канцерогенной опасности
  • 62. Планирование и организация медицинской помощи онкологическим больным. Онкологические диспансеры
  • 63. Группы диспансерного учета онкологических больных. Диспансерное наблюдение за онкологическими больными, цель. Плюс см вопрос 63
  • 65. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и их влияние на состояние здоровья. Проблемы, пути преодоления, профилактика.
  • 66. Органы управления здравоохранением, структура и функции.
  • 67. Единая номенклатура учреждений здравоохранения.
  • "Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения"
  • 2. Учреждения здравоохранения особого типа
  • 3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • 4. Аптечные учреждения
  • 68. Основные виды амбулаторно – поликлинических организаций.
  • 69. Основные виды больничных организаций.
  • 70. Основные виды и принципы работы диспансеров.
  • 71. Учреждения скорой медицинской помощи, переливания крови и санаторно – курортные учреждения согласно единой номенклатуре.
  • 72. Структура и организация работы поликлиники. Показатели оценки деятельности. Современные тенденции и проблемы организации амбулаторно – поликлинической помощи населению.
  • 73. Основные задачи поликлиники, функционирующей самостоятельно или в составе объединенной больницы. Функции кабинета учета и медицинской статистики поликлиники.
  • 74. Участковый врач – терапевт: величина участка, нормы нагрузки, разделы работы. Паспорт терапевтического участка. Критерии оценки эффективности деятельности участкового врача – терапевта.
  • 75. Врач общей практики: величина участка, нормы нагрузки, разделы работы. Паспорт терапевтического участка. Критерии оценки эффективности деятельности врача общей практики (семейного врача).
  • I. Характеристика врачебного терапевтического участка
  • II. Характеристика прикрепленного к врачебному (терапевтическому) участку населения
  • 76. Стационарная помощь населению: принципы организации, современные тенденции и проблемы.
  • 77. Структура и организация работы стационара. Порядок направления и выписки больных. Показатели оценки деятельности. Понятие об «оптимальной» коечной мощности.
  • 78. Работа врача в стационаре: основные разделы, показатели оценки деятельности. Главные функции медицинского документа в стационаре – истории болезни.
  • 79. Функции врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации.
  • 80. Диспансеризация: понятие, группы диспансерного учета, использование в работе лпу.
  • 81. Диспансеры: виды, формы, методы работы. Группы диспансерного учета в онкологических и противотуберкулезных диспансерах.
  • 82. Лечебно – профилактическая помощь сельскому населению: принципы организации, особенности, современные тенденции и проблемы.
  • 83. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению, объем медицинской помощи на разных этапах. Работа врача общей практики.
  • 84. Роль краевых (областных) медицинских учреждений в медицинском обслуживании сельского населения.
  • 85. Краевые (областные), республиканские больницы: категории, структура, организация работы.
  • 86. Основные задачи акушерско – гинекологической службы. Лечебные учреждения, оказывающие медицинскую помощь женщинам.
  • 87. Структура и организация работы жк, показатели оценки деятельности, оценочные уровни показателей.
  • 88. Работа акушера – гинеколога в жк: величина участка, нормы нагрузки, основные разделы работы, показатели оценки деятельности.
  • 89. Стационар родильного дома: структура, основные задачи, показатели оценки деятельности, оценочные уровни показателей.
  • 90. Преемственность в деятельности жк, родильного дома, детской поликлиники.
  • 91. Виды и формы медицинской деятельности. Условия оказания медицинской помощи в рф.
  • 92. Первичная медико – санитарная помощь населению – понятие, принципы организации.
  • 93. Порядок оказания медицинской помощи – понятие, основные элементы.
  • 94. Стандарты оказания медицинской помощи в рф – понятие, роль стандартов при оказании медицинской помощи.
  • 95. Паллиативная медицинская помощь.
  • 96. Экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности. Порядок заполнения и выдачи листка нетрудоспособности.
  • I. Общие положения
  • 97Вопрос. - 100вопрс
  • 101. Социальное страхование: понятие, основные принципы, виды пособий.
  • 102. Виды и формы социального страхования и обеспечения.
  • 103. Объект и субъект медицинского страхования. Права и обязанности субъектов.
  • 104. Взаимоотношения субъектов медицинского страхования.
  • 105. Страховой риск: понятие, виды. Условия выплаты компенсации застрахованному.
  • 106. Медицинские кадры, система подготовки, специализация и усовершенствования, аттестация и сертификация врачей.
  • Что нужно для аттестации на категорию?
  • 1. Иметь представление о порядке получения квалификационных категорий.
  • 2. Соответствовать квалификационным требованиям по своей специальности.
  • 3. Пройти обучение с целью обновления имеющихся теоретических и практических знаний.
  • 5. Написать аттестационную работу.
  • 6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.
  • 109. Программа государственных гарантий оказания гражданам рф бесплатной медицинской помощи.
  • 110. Виды и условия оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам рф бесплатной медицинской помощи, нормативы объемов и финансовых затрат.
  • 111. Критерии качества и доступности медицинской помощи, представляемой населению в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам рф.
  • Здравоохранение: понятие, роль в обществе. Основные базовые ценности здравоохранения в странах с различными типами систем здравоохранения.
  • Факторы, определяющие характер системы здравоохранения. Факторы, определяющие медицинские потребности населения.
  • Модели систем здравоохранения в мире. Характеристика. Преимущества и недостатки.
  • 1 Тип. Государственно – бюджетный.
  • Неспособность самостоятельно осмыслить результаты своей деятельности является отражением интеллектуальной и профессиональной убогости .

      Примеры аттестационных отчётов врачей [перейти]

      Примеры аттестационных отчётов медсестёр [перейти]

    5. Написать аттестационную работу.

    Следует сказать, что подавляющее большинство аттестационных работ врачей неинтересны. Потому что обычно коллеги ограничиваются простым перечислением статистических фактов. Иногда для придания объёма статистику разбавляют вставками из учебников. Иные врачи вообще занимаются откровенным плагиатом: идут в архив, берут отчёты чужих врачей за прошлые года и только меняют цифры. Я даже видел попытки сдать откопированные на «ксероксе» листы. Понятно, что подобный «творческий подход» вызывает только презрение. Ну, а совсем тупые и ленивые медицинские работники просто покупают (например, через Интернет) готовые аттестационные работы.

      О чём писать в своём аттестационном отчёте рассказано в документе «Примерная схема и содержание аттестационной работы»

      Как должна выглядеть аттестационная работа можно узнать из файла «Стандарты и требования к оформлению аттестационного отчёта»

    6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.

    Бумаги, которые необходимо представить в аттестационную комиссию, содержатся в Списке документов для врачебной аттестации .

    Перечень приказов по аттестации

    Самый первый приказ, который мне известен, датирован 11 января 1978 года. Это был приказ МЗ СССР № 40 «Об аттестации врачей-специалистов».

    Спустя 4 года выходит приказ МЗ СССР № 1280 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации врачей». Приказ предусматривал 2 вида аттестации: обязательную и добровольную (подробнее... ).

    В начале 1995 года Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ издаёт приказ № 33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации». Этот приказ оставил только одну аттестацию - добровольную.

    В 2001 году вышел приказ № 314 «О порядке получения квалификационных категорий».

    Спустя 10 лет старый порядок был заменён на новый - Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий », который действует по настоящее время.

    107. Оплата труда медицинских работников. Принципы формирования системы оплаты труда работников бюджетных учреждений.

    Особенности формирования систем оплаты работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения

    38. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать следующее:

    а) повышение оплаты труда работников учреждений здравоохранения, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение Территориальных программ государственных гарантий;

    б) осуществление денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях производится за счет средств обязательного медицинского страхования, учитываемых в части расходов на заработную плату в тарифах на оплату медицинской помощи, формируемых в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи;

    в) формирование штатных расписаний учреждений здравоохранения осуществляется с учетом рекомендуемых штатных нормативов, содержащихся в порядках оказания медицинской помощи и Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н;

    г) при установлении выплат стимулирующего характера предусматривать показатели и критерии эффективности деятельности работников, направленные на достижение конкретных результатов их труда с отражением в Примерных положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками учреждений;

    д) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях рекомендуется совершенствование порядка установления размеров должностных окладов работников путем перераспределения средств в структуре заработной платы на значительное увеличение должностных окладов.

    В этих целях рекомендуется пересмотреть механизм установления должностных окладов в зависимости от квалификации и сложности труда работников, оптимизировать структуру и размеры выплат стимулирующего характера, исходя из необходимости их ориентации на достижение конкретных результатов деятельности работников.

    Оплата труда медработников.

    При исчислении заработной платы медицинских работников, бухгалтер бюджетного учреждения, прежде всего, руководствуется Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ. Это Положение утверждено приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377 с изменениями, внесенными Приказом Минздрава России от 26 апреля 2003 г. № 160.

    Учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. К окладу медицинским работникам могут начисляться:

    > повышения к окладу;

    > надбавки за стаж;

    > надбавки за особые условия;

    > надбавки за дополнительную работу;

    > надбавки стимулирующего характера;

    > доплаты за работу в ночное время;

    > денежные выплаты по государственной программе и др.

    Введение новых размеров окладов (ставок), доплат и надбавок за продолжительность непрерывной работы производится в следующие сроки:

    1) при изменении разряда оплаты труда, размера доплаты – согласно дате приказа по учреждению;

    2) при присвоении почетного звания «Народный врач» и «Заслуженный врач» – со дня присвоения почетного звания;

    3) при присвоении квалификационной категории – с даты приказа органа (учреждения), при котором создана аттестационная комиссия;

    4) при присуждении ученой степени – с даты вступления в силу решения о присуждении ученой степени аттестационной комиссией;

    5) при изменении стажа непрерывной работы – со дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера.

    Квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (ставок), определяемых на основе Единой тарифной сетки.

    С 1 мая 2006 года Постановлением Правительства РФ от 29 января 2006 г. № 256 установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в размере 1100 руб. и утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки.

    Ставки и оклады работников учреждений здравоохранения определяются на основе Единой тарифной сетки:

    С 1 октября 2006 года Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. № 590 разряды увеличены на коэффициент 1,11.

    Оклады по должностям медицинских и фармацевтических работников устанавливаются по разрядам Единой тарифной сетки с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания.

    Специалистам, работающим на селе, устанавливаются повышенные на 25 % оклады (ставки) по сравнению с окладами (ставками) специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.

  • Подробности

    У специалистов, которые буквально спасают или воссоздают на пустом месте белоснежные зубы – стоматологов есть не только специализации, но и категории.

    С какой категории врач-стоматолог стартует в начале своей карьеры и какую категорию стоматолог может получить спустя несколько лет и несет ли это в себе какие-либо плюсы? Попробуем разобраться.

    Стоматология – наука интересная. Правда, большинство готово с интересом к ней относиться, находясь при этом как можно дальше от представителей этой самой стоматологии. Тем не менее, в качестве будущей профессии, очень многие молодые люди, имеющие интерес к медицине, рассматривают для себя стоматологию.

    Получить категорию врача-стоматолога повыше – это уже следствие развития в профессии, а для начала таковым врачом нужно стать. И нужно сказать, что вот как раз-то стать стоматологом очень и очень нелегко. Это достаточно долгий процесс и он требует множества усилий и упорного труда, так же как, любая медицинская профессия. Поступить в медицинский вуз непросто, успешно закончить его еще сложнее. Но, все же, игра стоит свеч и стать стоматологом – это очень достойный выбор. Эта одна из самых высоко оплачиваемых специализаций среди медиков. Не говоря уже о том, что это весьма интересно занятие, хоть и не каждому оно подойдет.

    Категории стоматологов

    Итак, чтобы стать врачом-стоматологом, надо закончить медицинский вуз. В вузе, кстати, нужно будет выбрать свою специализацию. Ведь помимо категорий, есть и специализации стоматологов . - терапевт, пародонтолог, ортодонт, детский стоматолог и другие.

    Закончив обучение в вузе, нужно закончить интернатуру и можно начинать работать стоматологом. С получением опыта повышается и квалификация стоматолога. Но как же определить, на каком уровне находится эта квалификация, какой у доктора опыт работы? Для этого существует такая штука, как категории врачей-стоматологов.

    Врачи-стоматологи, так же как врачи других специальностей, могут получить свои квалификационные категории в соответствии с законодательно установленной процедурой и списком требований для каждой категории стоматологов.

    Среди рабочих профессий есть множество категорий – от первой и до шестой. У стоматологов все значительно уже. Существуют вторая, первая и высшая категории врача-стоматолога. Получение их регламентирует Федеральный закон, а также приказы Министерства здравоохранения.

    Базовая категория врача-стоматолога

    Сначала врачам присуждают вторую категорию – это и есть базис, затем – первую и уже самые опытные и мастеровитые получают высшую.

    Чтобы получить свою категорию, врач-стоматолог должен соответствовать определенным требованиям. Для второй категории стаж работы стоматолога по специальности должен быть не менее трех лет, он должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку, владеть современными методами диагностики, лечения и профилактики стоматологических болезней.

    Для первой категории врача-стоматолога, стаж работы уже должен быть не менее семи лет, специалисту положено иметь крепкую теоретическую и практическую подготовку и необходимый опыт практических действий. Врач-стоматолог первой категории должен быть хорошо знаком со смежными своей специальности дисциплинами. Должен, кроме владения современными методами стоматологии, также активно участвовать в научно-практической деятельности своего медицинского учреждения.

    Самая сложная - высшая категория врачей-стоматологов подразумевает стаж работы не менее десяти лет, наличие высокой профессиональной практической и теоретической подготовки. Само собой разумеющееся, что специалист должен, так же как и врачи предыдущих категорий, в совершенстве владеть всеми современными методами диагностики, профилактики и лечения пациентов со стоматологическими заболеваниями.

    Врач высшей категории должен быть хорошо знаком со смежными для себя дисциплинами, должен иметь хорошие показатели своей трудовой профессиональной деятельности, должен принимать непосредственное участие в научно-практической работе того лечебного учреждения, где он трудится и уделять пристальное внимание повышению своей квалификации.

    Получение категории стоматолога

    Очевидно, что для получения категории, ключевым является стаж. Но просто пройти обучение на стоматолога и далее работать по специальности не получится. Потребуется регулярное повышение квалификации, переобучение и постоянное обновление знаний. И, конечно, это еще не гарант, ведь решение о признании специалиста еще большим специалистом принимается не автоматически, а на основе решения аттестационной комиссии.

    Если специалист уверен в том, что он может претендовать на повышение своей категории, нужно подготовить документы:

    • заявление на имя председателя местной аттестационной комиссии. В нем нужно указать на какую квалификационную категорию претендует специалист, есть ли у него уже присвоенные категории, если есть, то должна быть указана ее дата;
    • напечатанный квалификационный лист, который заверяется отделом кадров лечебного учреждения, где специалист работает;
    • аттестационный отчет о профессиональной деятельности, который должен быть согласован с руководителем специалиста и заверен печатью. Этот отчет включает анализ трудовой профессиональной деятельности врача за последние 3 года.

    Отчет должен выглядеть следующим образом:

    • Первая глава включает сведения о лечебном учреждении, где работает специалист-стоматолог, о стоматологическом отделении этого учреждения, технической оснащенности кабинета стоматологии и, непосредственно, рабочего места врача.
    • Во второй главе содержится отчет о деятельности стоматолога за три года. Здесь должно быть проанализировано, какова динамика работы, положительная ли она. Должно быть освещено, как врач-стоматолог осваивает современные технологии и методы лечения. Здесь же приводится статистика и качественные и количественные показатели работы в виде таблиц или графиков. К таблицам и графикам должны быть сделаны краткие выводы (1-2 предложения). Приветствуется, если будет упомянуто, какие методы лечения специалист применяет в работе.
    • Третья глава содержит анализ новых методов профилактики и лечения.

    Как видите, категория стоматолога – это не стандартный этап в жизни специалиста, а весомый труд, который предполагает не просто опыт работы, но еще и постоянное обучение во время всего периода своей карьеры. И все же, для врача-стоматолога категория - это возможность отметить в своей жизни высокий профессионализм. Поэтому, оно того стоит!

    Обязанностью любого практикующего врача является повышение уровня знаний и навыков. Аттестация считается одним из способов обучения, имеющим свои требования и особенности, по результатам которой специалистам присваивают соответственную категорию. Каждая из категории врачей занимает определенную ступень в иерархии медицинской сферы.

    Цель и задачи

    Участие в прохождении аттестации является добровольным делом. В процессе оценивается личностная состоятельность специалиста, уровень его знаний, практических навыков, соответствие занимаемой должности, профессионализм.

    Аттестация врачей на категорию несет в себе определенную заинтересованность:

    1. Это престижно. Позволяет занимать более высокую должность в позволяет обратить внимание руководства на себя. Довольно часто категории врачей указываются на табличках при входе в их кабинет.
    2. В некоторых случаях высшая категория позволяет уменьшить моральную или физическую ответственность перед родственниками пациента. Мол, если такой не смог решить проблему, то трудно подумать, что было бы, если б на его месте был менее опытный врач.
    3. Материальная сторона. Медицинские категории врачей и повышение по ступеням врачебной иерархии позволяют увеличить прибавку к основной зарплате.

    Виды аттестаций

    В законодательстве различают несколько видов аттестационных мероприятий:

    • присвоение звания "специалист" после определения теоретических и практических навыков;
    • квалификационная категория врачей (получение);
    • подтверждение категории.

    Определение уровня знаний для присвоения "специалиста" является обязательным мероприятием перед назначением на должность врача. Проводится специальными комиссиями в учреждениях последипломного образования. Рассмотру подлежат следующие кандидатуры:

    • после интернатуры, магистратуры, ординатуры, аспирантуры, если отсутствует диплом "врач-специалист";
    • те, кто не работал больше 3 лет по узкой специальности;
    • те, кто своевременно не прошел аттестацию для получения квалификации;
    • лица, которым отказано в возможности получить вторую категорию по объективным причинам.

    Каждый врач имеет право получить категорию по нескольким специальностям одновремененно, если они являются смежными. Главным требованием является стаж работы по требуемой специализации. Категория врача-терапевта является исключением.

    Основные правила и требования

    Различают вторую, первую и высшую категории врачей. В получении действует правило последовательности, однако существуют исключения. Требования рассмотрены в таблице.

    Квалификационная категория врачей Устаревшие требования Требования по действующим приказам
    Вторая 5 лет практикующего стажа и более Не меньше 3 лет практикующего стажа по специальности
    Сдача отчета о работе Личная явка, включающая участие в собеседовании, проведение тестирования
    Первая Необходим уровень заведующего отделения или руководительской должности Не меньше 7 лет практикующего стажа по специальности
    При получении - явка, подтверждение происходит заочно
    Высшая Необходима должность руководителя Больше 10 лет практикующего стажа по специальности
    Личная явка в любом случае Личная явка, включающая участие в оценке отчета, собеседовании, проведение тестирования

    Сроки действия

    Согласно старым приказам, существовали определенные обстоятельства, которые относились к разряду социальных льгот и позволяли продлить срок нынешней квалификации. К ним относились:

    • беременность и уход за ребенком до 3 лет;
    • месяц после увольнения из-за сокращения;
    • командировка;
    • состояние временной нетрудоспособности.

    На данный момент льготы недействительны. Аттестационная комиссия может принять решение о продлении срока действия по ходатайству главного врача лечебно-профилактического учреждения. Если врач отказывается от явки на комиссию, его категория снимается автоматически по истечении пятилетнего срока с момента присвоения.

    Документы

    Также заполняется и отчет о проделанной работе за последние несколько лет, утвержденный главным врачом ЛПУ и отделом кадров, где работает аттестуемый. В комиссию отправляют и копии документов об образовании, трудовой книжки и присвоении текущей квалификации.

    Аттестационный отчет

    Введение включает данные о личности врача и лечебном учреждении, где он занимает должность. Описывается характеристика отделения, его оснащенность и структура штата, показатели работы отделения в виде статистических данных.

    Основная часть состоит из следующих пунктов:

    • характеристика контингента, проходящего лечение в отделении;
    • возможности проведения диагностических мероприятий;
    • проведенная лечебная работа с указанными результатами по профильным заболеваниям;
    • летальные случаи за последние 3 года и их анализ;
    • внедрение инноваций.

    Заключение отчета состоит из обобщения результатов, указания возможных проблем и примеров их решения, возможности совершенствования. При наличии опубликованных материалов их копия прилагается. Указывается и изученной за последние несколько лет.

    Баллы на повышение

    Каждый специалист получает баллы, которые участвуют в принятии решения о квалификации. Они начисляются за посещение конференций, в том числе и международных конгрессов, чтение лекций коллегам или среднему медицинскому персоналу, дистанционное обучение с получением итогового сертификата, обучение на курсах.

    Дополнительно баллы начисляются за следующие достижения:

    • издательство учебника, пособия, монографии;
    • публикация статьи;
    • получение патента на изобретение;
    • выступление на симпозиумах с докладом;
    • выступление в учреждениях и средствах массовой информации;
    • получение звания;
    • защита диссертации;
    • награждения органами государственной власти.

    Состав комиссии

    Комиссия состоит из комитета, работа которого происходит в перерывах между заседаниями, и экспертной группы узкой направленности, которая проводит непосредственно аттестацию специалиста (экзамен, тестирование). И комитет, и экспертная группа состоят из лиц, занимающих следующие должности:

    1. Председатель, осуществляющий контроль за работой и разделяющий обязательства между членами комиссии.
    2. Заместитель председателя выполняет функции председателя в полном объеме при его отсутствии.
    3. Секретарь занимается регистрацией поступающих документов, формирует материалы для работы комиссии, фиксирует решения.
    4. Заместитель секретаря замещает секретаря и выполняет его обязанности в период отсутствия.

    В каждой экспертной группе находятся специалисты смежных специальностей. Например, категория врача-стоматолога и ее получение/подтверждение требует пребывания в группе парадонтолога, ортодонта, детского стоматолога, терапевта.

    Порядок заседания

    Проведение аттестации назначается не позже трех месяцев с момента поступления данных о специалисте в комитет. В случае несовпадения данных с требованиями к последним, поступает отказ в приеме документации (не позднее 2 недель с момента поступления). Секретарь комитета согласовывает с председателем экспертной группы необходимой специализации срок проведения экзамена.

    Члены экспертной группы рассматривают аттестационные на категорию, оформив на каждую из них рецензию, отображающую следующие данные:

    • уровень практических навыков специалиста;
    • участие в социальных проектах, связанных с медицинской сферой;
    • наличие опубликованных материалов;
    • самообразование аттестуемого;
    • соответствие знаний и навыков заявленной категории врачей.

    Экспертиза должна происходить в двухнедельный срок с момента поступления отчета. Результат рецензии является показателем возможного итога аттестации. Секретарь сообщает специалисту срок заседания, включающего проведение собеседования и тестирования. Более 70% верных ответов позволяют считать тестирование пройденным. Собеседование проходит путем опроса аттестируемого согласно теории и практики, знание которых должно соответствовать запрошенной квалификации.

    Заседание сопровождается оформлением протокола, который подписывается членами экспертной группы и председателем. Итоговое решение отмечается в квалификационном листе. Право на пересдачу экзамена специалист получает только через год. В течение 7 дней аттестуемый получает документ, подтверждающий повышение, понижение или отказ в присвоении категории.

    Крайние меры

    Администрация лечебного учреждения может отправить запрос в комиссию, чтоб врач был лишен квалификации или повышен досрочно. В таком случае направляются документы, позволяющие обосновать решение. Комиссия рассматривает вопрос в присутствии специалиста. Неявка без уважительной причины позволяет принять решение в его отсутствие.

    Протест

    Со дня вынесения решения врач или лечебно-профилактическое учреждение может обжаловать результат в месячный срок. Для этого необходимо оформить заявление с уточнением причин несогласия и отправить в комиссию при Министерстве здравоохранения.

    Но на самом деле присвоение той или иной категории не всегда прямо соответствует реальному уровню квалификации врача. Зачастую более высокая категория отражает снисходительность комиссии к Вашему «длинному» медицинскому стажу либо наличие «нужных знакомств». А более низкая категория может указывать на конфликтную ситуацию с главным врачом либо на сомнения в своей компетентности и страх перед экзаменом.

    Ранжирование врачей по категориям, на мой взгляд, характерно только для бесплатной медицины . Там, где медицинский персонал получает зарплату в зависимости от сложности и объёма выполненной работы, там, где установлены чёткие расценки на обследование и лечение, врач должен обладать только лицензией, подтверждающей его допуск и возможность оказывать предлагаемые услуги.

    Тем не менее, современная культура, даже в обществе «бесплатной медицины», основана на принципе индивидуального соперничества. Поэтому всегда были, есть и будут врачи, обладающие амбициями и стремящиеся к успеху (в том числе, к защите более высокой квалификационной категории). Более высокая квалификационная категория вызывает чувство законной гордости, способствует самоутверждению, росту уважения/зависти среди коллег и маленькому материальному поощрению.

    Что нужно для аттестации на категорию?

    1. Иметь представление .

    Для любителей бюрократических документов выложены:

    • Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий » от 25 июля 2011 года.
    • Письмо Минздрава «Разъяснения по отдельным вопросам аттестации на квалификационную категорию... » от 25 декабря 2012 года.
    • Приказ Минздрава РФ № 810н «О центральной аттестационной комиссии » от 25 июля 2011 года.

    Обязательно полистайте полемическую статью профессора Н. Мелянченко «Квалификация врача - категория экономическая ». Из статьи вы узнаете почему отсутствуют квалификационные категории в зарубежных странах и что такое система допусков.

    С 1 января 2016 года отменяется сертификация и вводит аккредитация врачей . Очередная статья профессора Н. Мелянченко даст вам возможность подготовиться к конкурентной борьбе в мире допусков и лицензий .

    2. Соответствовать квалификационным требованиям по своей специальности.

    Квалификационные требования для врачей подробно, вплоть до указания специальной литературы, расписаны в приказе Министерства здравоохранения СССР № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов » от 21 июля 1988 года - ознакомиться .

    Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским образованием раскрыты в приложении 4 к приказу Министерства здравоохранения № 249 от 19 августа 1997 года - прочитать .

    Крайне важно , чтобы полученное образование и специальность (базовая, основная и дополнительная) не противоречили номенклатуре специальностей, а сама специальность, по которой Вы собираетесь защищать категорию, соответствовала занимаемой должности специалиста. В противном случае возникнут проблемы как с защитой, так и с оплатой квалификационной категории. Ознакомиться с номенклатурой специальностей можно в подразделе «Допуск к деятельности ».

    3. Пройти обучение с целью обновления имеющихся теоретических и практических знаний.

    Это обязательное требование. К аттестации не допускаются врачи, не прошедшие усовершенствования по аттестуемой специальности в государственных образовательных учреждениях в течение последних пяти лет . Советую сразу выбирать сертификационный цикл, чтобы после окончания обучения и успешной сдачи экзамена получить ещё и сертификат.

    Согласно приказу Минздравмедпрома РФ от 16.08.1994 № 170 при аттестации на высшую, первую и вторую аттестационные категории врачи и медсёстры всех специальностей обязаны пройти тестирование по вопросам ВИЧ-инфекции (см. в приказе пункт 1.8). Приказ выложен на сайт и содержит информацию (классификация, диагностика и лечение ВИЧ, диспансерный учёт), достаточную для подготовки к аттестации на категорию.

    Варианты последипломного образования изложены в отдельном файле . Там же выложен приказ Минздрава РФ от 03.08.2012 66н , регламентирующий порядок и сроки совершенствования.

    Перечень учреждений, в которых можно пройти усовершенствование, содержится на странице Медвузы России . Обратите внимание, что в некоторые информационные карточки включено текущее расписание учебных циклов . Там же приведён список необходимого минимума вещей и документов, которые потребуются для обучения.

    4. Посмотреть примеры готовых аттестационных работ врачей и медсестёр.

    Готовые аттестационные работы врачей и медсестёр выложены на веб-сайт именно в качестве примера и не предназначены для копирования или тиражирования. Неспособность самостоятельно осмыслить результаты своей деятельности является отражением интеллектуальной и профессиональной убогости .

    • Примеры аттестационных отчётов врачей
    • Примеры аттестационных отчётов медсестёр

    5. Написать аттестационную работу.

    Следует сказать, что подавляющее большинство аттестационных работ врачей неинтересны. Потому что обычно коллеги ограничиваются простым перечислением статистических фактов. Иногда для придания объёма статистику разбавляют вставками из учебников. Иные врачи вообще занимаются откровенным плагиатом: идут в архив, берут отчёты чужих врачей за прошлые года и только меняют цифры. Я даже видел попытки сдать откопированные на «ксероксе» листы. Понятно, что подобный «творческий подход» вызывает только презрение. Ну, а совсем тупые и ленивые медицинские работники просто покупают (например, через Интернет) готовые аттестационные работы.

    • О чём писать в своём аттестационном отчёте рассказано в документе «Примерная схема и содержание аттестационной работы»
    • Как должна выглядеть аттестационная работа можно узнать из файла «Стандарты и требования к оформлению аттестационного отчёта»

    6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.

    Бумаги, которые необходимо представить в аттестационную комиссию, содержатся в Списке документов для врачебной аттестации .

    Перечень приказов по аттестации

    Самый первый приказ, который мне известен, датирован 11 января 1978 года. Это был приказ МЗ СССР № 40 «Об аттестации врачей-специалистов».

    Спустя 4 года выходит приказ МЗ СССР № 1280 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации врачей». Приказ предусматривал 2 вида аттестации: обязательную и добровольную ().

    В начале 1995 года Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ издаёт приказ № 33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации». Этот приказ оставил только одну аттестацию - добровольную.

    В 2001 году вышел приказ № 314 «О порядке получения квалификационных категорий».

    Спустя 10 лет старый порядок был заменён на новый — Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий », который действует по настоящее время .

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    МУЗ стоматологическая поликлиника №2

    ОТЧЁТ О РАБОТЕ ВРАЧА СТОМАТОЛОГА

    ЗА 2008 – 2010г.

    МАТВЕЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИОСИФОВНЫ

    Калининград – 2011г

    План отчета

    1. Общие сведения ………………………………………………. 3

    2. Оборудование кабинета и организация работы в

    стоматологическом кабинете…………………………….. 4

    3. Работа врача-стоматолога на терапевтическом

    приеме. …………………………………………………………5-19

    4. Санитарно-просветительная работа … …………………19-20

    5. Санитарно-эпидемиологический режим работы

    кабинета………………………………………………… ….. 21-22

    6.Выводы ……………………………………………………… 23-28

    1. Общие сведения

    В стоматологической поликлинике №2 работаю с августа 1991г. Поликлиника №2 оказывает лечебно-профилактическую стоматологическую помощь взрослому населению.

    Поликлиника расположена в двухэтажном приспособленном здании по адресу: ул. Пролетарская д.114. В поликлинике имеется компрессорная для подачи сжатого воздуха к стоматологическим установкам, централизованная моечная и стерилизационная, физиотерапевтический и рентгенологический кабинет, регистратура. Поликлиника работает в две смены с 7.45 до 20.15 суббота с 9.00 до 15.00.. Имеется 2 лечебных отделения и одно зубопротезное. В лечебных отделениях имеются 6 терапевтических кабинетов, 1 хирургический, 1 пародонтологический кабинет, кабинет острой боли. Лечебные кабинеты оборудованы современными бормашинами. Ко всем турбинным установкам централизованно подведен сжатый воздух.

    2. Оборудование кабинета и организация работы в стоматологическом кабинете

    Кабинет, в котором я веду прием стоматологических больных, соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Оборудован стоматологической установкой «Marus». Имеется холодная и горячая вода, необходимый инструментарий, набор современных отечественных и импортных анестетиков и пломбировочных материалов.

    Нагрузка на приеме складывается из первичных талонов и повторных больных.

    Я работаю по принципу максимального количества санаций при первом посещении.

    Основными задачами на приеме являются:

    1. Оказание квалифицированной помощи населению.

    2. Проведение санитарно-просветительной работы, обучение гигиене полости рта.

    3.Профилактика стоматологических заболеваний.


    3. Работа врача-стоматолога на терапевтическом приеме.

    В последние годы работа врача-стоматолога претерпела значительные изменения благодаря применению:

    1. Турбинных установок, что дает возможность применения современных пломбировочных материалов и делает препарирование твердых тканей зуба безболезненным и быстрым.

    2. Более эффективному обезболиванию (альфакаин, ультракаин, ортокоин, убестезин).

    3. Современных пломбировочных материалов (композитам светового и химического отвержения).

    4. Эндодонтическому пломбировочному материалу: пасты для пломбирования каналов зуба с антисептическими, противовоспалительными, восстановительными свойствами, гуттаперчивым штифтам и эндодонтическому инструментарию.

    Веду прием пациентов со следующими заболеваниями:

    1. Кариозное поражение тканей зуба.

    2. Осложненные формы кариеса.

    3. Травматическое поражение зубов.

    4. Некариозные поражения тканей зубов.

    5. Комбинированные разрушения тканей зуба.

    В кабинете имеется набор отечественных и импортных пломбировочных материалов. Из отечественных использую чаще всего такие материалы: унифас, фосфат-цемент, силидонт, силицин,стомафил для пломб.

    При глубоком кариесе для лечебной прокладки применяю препараты, обладающие противовоспалительным эффектом и способствующие образованию заместительного дентина: кальмецин, кальрадент, лайф, дайкал.

    В работе отдаю предпочтение композитным пломбировочным материалам. Стеклоиономерные цементы стабилизируют процесс за счет того, что из них долгое время выделяются ионы фтора. Использую такие цементы, как стомафил, кетак-моляр, ветремер. Эти цементы используются как прокладочные, лечебные и реставрационные. Их преимущества: легкость в работе, повышенная адгезия, биосовместимость с тканями зуба, высокое фторовыделение, низкая растворимость, прочность.

    Композитные материалы применяю химического и светового отверждения.

    Из химических имеются:альфадент, унифил, компокур, харисма и др.

    Из светоотверждаемых : геркулайт, филтек, валюкс,филтек-суприм, поинт,адмира.

    Они имеют следующие положительные свойства: стабильность цвета, хорошее краевое прилегание, прочность, хорошая полируемость.

    Требования к композитным материалам:

    1. Хорошая адаптация.

    2. Водостойкость.

    3. Стабильность цвета.

    4. Простая методика применения.

    5. Удовлетворительность механической прочности.

    6. Достаточность рабочего времени.

    7. Необходимая глубина отверждения.

    8. R-контрастность.

    9. Хорошая полируемость.

    10. Биологическая толерантность.

    Стандартная схема применения композитных материалов:

    1. Подготовка кариозной полости.

    2. Выбор цвета.

    3. Наложение прокладки.

    4. Протравка.

    5. Нейтрализация кислоты.

    6. Высушивание.

    7. Наложение адгезива.

    8. Восстановление анатомической формы зуба.

    9. Тонирование пломбы.

    10. Строгое соблюдение инструкции.

    Классификация композитов

    Способ отверждения Назначение

    Химический Свето- Класс А

    · Порошок + отверждаемый для полостей I и II кл.

    · Жидкость одна паста Класс В

    · Паста-паста для полостей III и

    Самым распространенным заболеванием в стоматологической практике является кариес зубов.

    Наиболее распространенной классификацией является клинико-анатомическая, которая учитывает глубину распространения кариозного процесса:

    · кариес зубов в стадии пятна;

    · фиссурный кариес;

    · поверхностный кариес;

    · средний кариес;

    · глубокий кариес.

    Анатомическая классификация полостей по Блэку, учитывающая поверхность локализаций очага поражения:

    1 класс - локализация кариозных полостей в области естественных фиссур моляров и премоляров, в слепых ямках резцов и моляров.

    2 класс - на боковых поверхностях моляров и премоляров.

    3 класс - на боковых поверхностях резцов и клыков без нарушения целостности режущего края.

    4 класс - на боковых поверхностях резцов и клыков с нарушением целостности угла и режущего края коронки.

    5 класс - в пришеечной области.

    Основные принципы и последовательность местного лечения кариеса:

    1. Обезболивание. Выбор метода обезболивания определяется клиническими и индивидуальными особенностями больного. На рабочем месте имеются как отечественные, так и импортные анестетики.

    В настоящий период мы можем твердо сказать, что решена проблема лечения зубов без боли. Применяемые обезболивающие препараты на основе артикаина снимают болевые ощущения как при лечении кариеса любой локализации и глубины полости, так и всех форм пульпита. Эффективность приближается к 100%. На верхней челюсти применяются в основном инфильтрационная анестезия в области верхушки корня. На нижней челюсти наибольший эффект достигается анестезией возле мыщелкового отростка нижней челюсти. Методика: при максимально открытом рте вкол иглы на 2 см выше жевательной поверхности нижних моляров – вверх медиально в направлении слухового прохода. Продолжительность анестезии – 2-4 часа.

    2. Раскрытие кариозной полости: удаление нависающих краев эмали, что позволяет расширить входное отверстие в кариозную полость.

    3. Расширение кариозной полости . Выравниваются эмалевые края, иссекаются пораженные фиссуры.

    4. Некроэктомия . Удаление из полости всех пораженных тканей и применение детектора кариеса для выявления поражённого дентина и не оставляющего следов на здоровых участках.

    5. Формирование кариозной полости. Создание условий для надежной фиксации пломбы.

    Задача оперативной техники - формирование полости, дно которой перпендикулярно длинной оси зуба (нужно определить направление наклона), а стенки параллельны этой оси и перпендикулярны дну. Если наклон в вестибулярную сторону - для верхних жевательных зубов и в оральную- для нижних более 10-15°, а толщина стенки незначительна, то правило формирования дна изменяется: оно должно иметь наклон в противоположную сторону. Это требование обусловлено тем, что окклюзионные силы, направленные на пломбу под углом и даже вертикально, оказывают смещающее действие и могут способствовать отколу стенки зуба. Это требует создания в направлении дна дополнительной полости для распределения сил жевательного давления на боле толстые а, следовательно, и более механически прочные участки тканей. В указанных ситуациях дополнительная полость может быть создана на противоположной (вестибулярной, оральной) стенке по поперечной межбугорковой борозде с переходом на сторону основной полости. Необходимо определить оптимальную форму дополнительной полости, при которой можно достигнуть наибольшего эффекта перераспределения всех компонентов жевательного давления при минимальном оперативном удалении эмали и дентина и наименее выраженной реакции пульпы.

    Закономерность действия сил жевательного давления на ткани зуба и пломбировочного материала.

    а - зуб расположен вертикально; б - зуб имеет наклон.

    R, Q, Р - направление сил.

    Часто патологический процесс выходит за пределы кариозной полости и в процесс вовлекается пульпа и периодонт.

    В последние годы эмоциональное восприятие посещения кабинета стоматолога изменилось в лучшую сторону благодаря применению современных обезболивающих препаратов на основе артикаина. Низкая токсичность препарата, быстрое проникновение в ткани, быстрое выведение его из организма, высокий анестезирующий эффект позволяет проводить лечение стоматологических больных в более широком диапазоне: беременные женщины, пожилые люди, дети. Ультракаин не содержит консерванта, который вызывает аллергические реакции. Концентрация метабисульфата-антиоксиданта, вещества, препятствующего окислению адреналина, минимальная и составляет 0,5 мг на 1 мл раствора. Ультракаин в 6 раз эффективнее новокаина и в 2-3 раза лидокаина, быстрое наступление анестезии - 0,3-3 мин. позволяет поддержать благоприятный психоэмоциональный фон, возможность замены проводниковой анестезии на инфильтрационную при работе по нижней челюсти. Перечисленные выше свойства ультракаина позволяют применять его в широком спектре стоматологических заболеваний, в частности при лечении пульпитов.

    Классификация пульпитов:

    · ограниченный;

    · диффузный.

    2. Хронический

    · фиброзный;

    · гангренозный;

    · гипертрофический.

    3. Обострение хронического пульпита

    Лечение пульпита:

    I. Без удаления пульпы.

    1. Сохранение всей пульпы.

    2. Витальная ампутация.

    II. С удалением пульпы.

    1. Метод витальной экстирпации.

    2. Метод девитальной экстирпации.

    3. Метод девитальной апмутации.

    Канал пломбируют, не доходя до верхушки 2 мм (сведения ММСИ им.Семашко) с учетом состояния переаппикальных тканей. Пломбировочные материалы

    1. Пластичные:

    Нетвердеющие;

    Твердеющие.

    2. Первичнотвёрдые.

    Пластичные твердеющие материалы называются эндогерметиками или силерами.

    Они делятся на несколько групп:

    1. Цинкофосфатные цементы.

    2. Препараты на основе оксида цинка и эвгенола.

    3. Материалы на основе эпоксидных смол.

    4. Полимерные материалы, содержащие гидроксид кальция.

    5. Стеклоиономерные цементы.

    6. Препараты на основе резорцин-формалиновой смолы.

    7. Материалы на основе фосфата кальция.

    Пломбирование каналов можно производить с помощью современных паст и гуттаперчевых штифтов. В своей практике я чаще всего пользуюсь эндометазоном, цинк-эвгеноловой пастой и пастой на основе резорцин-формалиновой смолы. Особенно хочется отметить работу с эндометазоном.

    Эндометазон - пломбировочная паста, содержащая гормональные препараты, тимол, параформальдегид на жидкой основе эвгенола, анисовых капель. При пломбировании каналов этой пастой достигается хороший терапевтический эффект. Антибактериальные свойства формальдегида позволяют использовать его при лечении хронического периодонтита с костной деструкцией у верхушек корней. Гормональные препараты снижают боль и воспаление, действуют пластически на периодонт.

    Пломбирование корневых каналов провожу методом латеральной конденсации, которая заключается в следующем.

    1. Подбор основного гуттаперчевого штифта (Master- point).

    Берётся стандартный гуттаперчевый штифт того же размера, что и последний эндодонтический, инструмент которым обрабатывалась апикальная часть канала (Master- file), и припасовывается в канале. Штифт не доходит до физиологической верхушки на 1мм.

    2.Подбор спредера.

    Спредер подбирается того же размера, что Master file, или на один размер больше, чтобы не выйти за верхушечное отверстие.Рабочая длина спредера должна быть на 1-2мм. короче рабочей длины канала.

    3. Введение в канал эндогерметика.

    В качестве эндогерметика использую АН +, эндометазон.Материал вводится в канал до уровня апикального отверстия и равномерно распределяется по стенкам канала.

    4. Введение основного штифта в канал.

    Штифт покрывается пломбировочным материалом и медленно вводится в канал на рабочую длину.

    5. Боковая конденсация гуттаперчи.

    В корневой канал вводится подобранный ранее спредер, при этом гуттаперча от тесняется к стенке канала.

    6. Выведение спредера и введение дополнительного штифта.

    7. Боковая конденсация гуттаперчи, выведение спредера и введение второго дополнительного штифта.

    Операция повторяется до достижения полной обтурации канала, т. е. до тех пор, пока спредер не перестанет проникать в канал.

    8. Удаление излишка гуттаперчи и пасты.

    9.Рентгенологический контроль качества пломбирования.

    10.Наложение повязки.

    Классификация периодонтитов:

    I. Острый периодонтит

    · серозный;

    · гнойный.

    II. Хронический периодонтит

    · фиброзный;

    · гранулирующий;

    · гранулематозный.

    III. Обострение хронического периодонтита.

    Острые периодонтиты и обострение хронического периодонтита однокорневых зубов лечу под анестезией в одно посещение с применением одной из перечисленных паст и гуттаперчевых штифтов, и направляю в хирургический кабинет для разреза в области проекции верхушки корня.

    Лечение деструктивных форм периондонтитов провожу в несколько приёмов. Для временного пломбирования каналов использую кальцийсодержащие препараты: « Коллапан», «Каласепт», которые позволяют успешно справиться с околоверхушечной инфекцией и деструкцией костной ткани. Повторные R-снимки через 6 месяцев показывают или уменьшение деструкции костной ткани или восстановление структуры костных балочек, которые в дальнейшем образуют кость, что зависит от состояния иммунной системы данного пациента. Если консервативный метод не привёл к желаемому эффекту, тогда пациент направляется в хирургический кабинет для удаления кисты или кистогранулёмы.

    Отдаленные результаты проверяю через 3-6 месяцев вместе с хирургом. После операции зубы становятся неподвижны, а через 3-6 месяцев на месте кисты на R-снимке видна костная ткань.

    При лечении зубов с непроходимыми корневыми каналами использую депофорез гидроксида меди- кальция. Кроме того, этот метод применяется при сильном инфицировании содержимого канала, отломе инструмента в просвете канала (без выхода за верхушку).

    Во время работы с пациентом объясняю ему избранный метод лечения и возможные осложнения, необходимость удаления корней и своевременного протезирования. Объясняю влияние вредных привычек на состояние полости рта.

    Постоянное улучшение оснащенности кабинета и поликлиники оборудованием и стоматологическими материалами позволяет вести прием пациентов на современном уровне.

    Работа с современными пломбировочными материалами

    Пломбирование - это завершающий этап лечения кариеса и его осложнений, который ставит целью замещение утраченных тканей зуба пломбой.

    Успех лечения в значительной степени зависит от умения правильно выбрать необходимый материал и рационально его использовать.

    В последнее время широкое распространение получили светоотверждаемые композитные материалы, по ряду показателей великолепно имитирующие ткани зуба. Такие свойства как цветовая гамма, прозрачность, устойчивость к стиранию и полируемость значительно расширили возможности восстановления зубов без протезирования. Процесс восстановления разрушенных зубов непосредственно в полости рта в одно посещение получил название реставрации.

    Пломбирование - чисто лечебная процедура, тогда как реставрация сочетает в себе элементы лечебной и художественной работы.

    Этапы реставрации (пломбирования):

    1. Подготовка пациента.

    2. Подготовка зуба.

    3. Реставрация (пломбирование).

    Следует научить пациента правильно чистить зубы, удалить зубные отложения, в случае необходимости отправить в пародонтологический кабинет. Все хирургические вмешательства проводить до лечения. Оздоровление тканей десны важно и потому, что максимальный эффект достигается при сочетании ровных здоровых зубов и бледно-розовых десен.

    Главным требованием при восстановлении зубов светоотверждаемыми материалами является точное и методичное соблюдение инструкции. Только при выполнении всех технологических этапов будет достигнута необходимая адгезия композита к тканям зуба и получен хороший косметический результат. Несмотря на некоторые различия в использовании композитов разных фирм, существуют общие принципы в работе.

    Подготовка зуба к реставрации включает следующие манипуляции:

    1. Удаление измененных тканей.

    2. Формирование краев эмали.

    3. Удаление налета с поверхности зуба.

    4. Раскрытие призм.

    5. Изоляция от влаги и высушивание.

    6. Наложение прокладки.

    7. Формирование основы реставрации.

    8. Протравливание эмали зуба.

    9. Внесение праймера.

    10.Внесение адгезива.

    Следует остановиться на некоторых этапах подготовки зуба, а именно раскрытии эмалевых призм. Это несколько условное выражение подразумевает снятие поверхностного тончайшего бесструктурного слоя эмали, которым покрыты пучки призм. Считается, что снятие бесструктурного слоя и последующее протравливание эмали кислотой создаст благоприятные условия для фиксации композита. Это особенно важно делать в тех случаях, когда композит наносится на значительную поверхность эмали (при гипоплазии, эрозии, отколе части коронки).

    Протравливание эмали зуба производится в соответствии с инструкцией, прилагаемой к материалу. Следует помнить, что нельзя допускать избыточного травления, так как изменяющаяся при этом структура эмали не обеспечивает оптимальные условия адгезии. Очень важным является тщательное удаление кислоты или геля. По времени промывание участка травления должно составлять не менее 20 сек. После этого проводится тщательное высушивание воздухом.

    Протравливание дентина производится одновременно с протравливанием эмали. Этим достигается удаление смазанного слоя и образование межколлагеновых пространств, которые заполняются праймером.

    Праймер вносится чистой кисточкой на дентин, а через 30 сек. воздухом из пистолета удаляются лишние летучие компоненты препарата, попадание праймера на эмаль не влияет на адгезию композита.

    Внесение адгезива является завершающим этапом подготовки зуба к пломбированию. Адгезив вносится в полость кисточкой, а затем струёй воздуха

    равномерно распределяется по стенкам. Если адгезив химического отверждения (двухкомпонентный), то в отсвечивании не нуждается, если же он светоотверждаемый (однокомпонентный), то отсвечивается лампой. Обычно это 10 сек.


    Реставрация (пломбирование) зуба

    Этот этап включает:

    1. Введение анкера.

    2. Внесение композита.

    3. Отверждение композита.

    4. Формирование поверхности реставрации.

    5. Финишное отсвечивание.

    1. При значительном разрушении зуба применяю анкерные штифты. Анкерные штифты имеют различные типы, размеры – длина и диаметр сечения варьируют от 1 до 10 единиц. Важный этап реставрации – подгонка анкера. Анкер должен плотно входить в канал на определенную глубину. Наиболее оптимальный считаю 2/3 корня у передней группы зубов и до ½ - у боковых. Анкерные штифты ввинчиваются до упора, специальным инструментом, распуская лепестки. Анкеры обязательно покрываю светоотверждаемым материалом Опак, чтобы избежать просвечивание его через слой основного композита.

    2. Внесение композита производится с помощью гладилок, не имеющих дефектов. При глубоких полостях композит вносят послойно (до 3 мл). Это особенно важно со светополимеризующими материалами. Образующийся на поверхности композита “выпад”, называемый “слоем, ингибированным кислородом” обеспечивает соединение слоев композита без адгезива. Этой слой нельзя повреждать – стирать, загрязнять. Отверждение материала связана с усадкой, которая появляется в направлении от источника света.

    3. Следующим этапом является шлифовка и полировка. Прежде всего, необходимо удалить излишки материалов с помощью боров. Важно создать основные детали формы поверхности: продольные полосы резцов, бугры и фиссуры моляров. После исправления погрешностей и повторной финишной обработки поверхность реставрации полируют пластиковыми или резиновыми головками. Контактные поверхности полируют с использованием штрипс и флоссов. Окончательная обработка реставрации ведется с помощью губок и полировочных паст. В конце работы проводится финишное отсвечивание. Максимальный эффект достигается при перпендикулярном положении пучка света.

    4. Санитарно-просветительная работа

    Для любой страны предупредить заболевание дешевле, чем его лечить, поэтому санитарно-просветительная работа должна быть государственной программой.

    Врач-стоматолог обязан вести санитарно-просветительную работу с населением. На 70% состояние полости рта зависит от самого пациента. Прежде всего, как и чем он чистит зубы. В отечественных пастах используется высоко - щелочной мел с низкой белизной и большим содержанием высоко-абразивных окислов алюминия и железа. Поэтому наши пасты плохо пенятся и имеют сероватый цвет. Если ими пользоваться постоянно, могут привести к истончению эмали. Мел, используемый западными фирмами, лишен этих недостатков. В пасты введены антимикробные компоненты, экстракты растений, минеральные смолы, фтор.

    Российские, болгарские, индийские пасты являются в 90% гигиеническими.

    Я своим пациентам рекомендую пасты "Колгейт", "Бленд а мед", "Сигнал", "Пепсодент". В этих пастах содержится хлоргеседин - помогающий бороться с бактериальным налетом, очищающие вещества, фтор. Эффективность фторированных паст в борьбе с кариесом составляет 30%.

    Провожу беседы с пациентами. Перечень бесед:

    1. Гигиена полости рта.

    2. Как правильно выбрать зубную щетку и пасту.

    3. Профилактика стоматологических заболеваний.

    Веду разъяснительную работу о вредных привычках.

    За три отчётных периода мною были подготовлены и заслушены на врачебных конференциях рефераты на тему:

    1. ВИЧ- инфекция в полости рта.

    2. Техника обработки корневых каналов.

    3. Ошибки и осложнения при инструментации канала.


    5.Санитарно -эпидемиологический режим в кабинете

    Стоматологический кабинет, в котором я работаю, соответствует санитарным нормам (24 кв. м.). Наличие холодной и горячей воды. Кабинет оснащен бактерицидной лампой, которая включается 3 раза в день на 30 минут. Имеются централизованные воздушные стерилизаторы. Ведется журнал их работы. Пользуюсь одноразовыми масками, перчатками, очками.

    Ежедневно трехкратная влажная уборка с использованием 5% лизитола или аломинала 5% или септодор-форте.

    Генеральная уборка 1 раз в месяц.

    Соблюдаются правила личной гигиены и меры профилактики самозаражения СПИД и ВГ "В". При попадании крови на неповрежденную кожу рук, кровь надо снять сухим тампоном, затем протереть 70° раствором спирта или 0,5% спиртовым раствором хлоргексидина 2 раза, вымыть руки с мылом и обработать спиртом.

    Если кровь попала на поврежденную кожу, необходимо выдавить из раны кровь, смазать 5% раствором йода, вымыть руки с мылом и обработать 70% раствором спирта.

    Все манипуляции с больными проводятся в резиновых перчатках, маске, очках.

    При попадании слюны на слизистые глаз, их необходимо промыть струёй воды или 1% раствором борной кислоты и ввести несколько капель азотно­кислого серебра. Слизистую носа рекомендуется обработать 1% раствором протаргола, рот и горло дополнительно (после полоскания водой) 70% раствором спирта или 1% раствором борной кислоты.

    После снятия перчаток руки обрабатываются 70% спиртом и мылом.

    Наконечники к бормашинам, пустеры, ультразвуковой инструментарий, безигольные шприцы после каждого пациента протираются стерильным тампоном, смоченным 70% спиртом (дважды). В конце смены в 6% перекиси водорода на 1 час.

    Смотровые зеркала собираются в стакан-накопитель с 6% раствором перекиси водорода, затем промываются водой, моющедезинфицирующий раствор на 15 минут, прополаскиваются, осушиваются тампоном и погружаются в 0,5% спиртовой раствор хлоргексидина или 70% спирт на 30 минут. После этого перекладывают в емкость "чистые зеркала".

    Современные асептические растворы, такие например, как септадор-форте, лизитол (5%) не требуют предварительной обработки моющим раствором.

    Боры - после использования погружаются в емкость с раствором септадор-форте на 1 час. После промыть щеткой с тампоном 3-5 минут. После этого боры подвергаются предстерилизационной обработке и экспозиция 15 минут. Затем боры промываются щеткой. Орошение 10 минут дистиллированной водой, стерилизационно-воздушным методом при температуре 180° и 1 час в чашке Петри. Использованные боры помещаются в емкость "Дезинфекция боров".

    Весь остальной инструментарий, используемый при лечении, подлежит полному циклу обработки по профилактике вирусных гепатитов и СПИДа. Сразу после использования инструменты ополаскиваются в дезрастворе с маркировкой "Промывание в дезрастворе" и погружаются в емкость "Дезинфекция инструментария" с лизитолом или аломиналом на 1 час. Потом промываются под проточной водой 3-5 минут.

    Весь инструментарий, в том числе пульпоэкстракторы и каналонаполнители (вновь полученные) подлежит обеззараживанию с помощью спирта, промыванию водой, предстерилизационной обработке и стерилизации.

    На врачебном столике не должно быть ничего лишнего. Столик должен протираться 6% раствором перекиси водорода или дезраствором.

    Ватные тампоны должны быть стерильными (стерилизация паровым методом при температуре 120 градусов 20 минут, меняются через 6 часов).


    Выводы

    Реформы, проводимые в нашей стране с 90-х годов, затронули и стоматологическую службу стали работать рыночные факторы, появилась конкуренция, возможность пациентам выбирать клинику и лечащего врача.

    В настоящий период мы можем твёрдо сказать, что решена проблема лечения зубов без боли. Применяемые обезболивающие препараты типа

    «Ультракаин» снимают болевые ощущения как при лечении кариеса любой локализации и глубины полости, так и всех форм пульпита. Эффективность приближается к 100 % .

    В конкурентной борьбе за пациентов следует обратить внимание на оказание высококвалифицированной стоматологической помощи в наиболее короткий срок, в результате чего число визитов к врачу-стоматологу сокращается до минимума за счёт эффективного использования современной технологии и материалов; как - то карпульная анестезия, позволяющая полностью снять чувствительность пациента к инструментальным манипуляциям врача и реставрация зубов композитными материалами, чьё преимущество заключается в том, что работа проводится в одно посещение и пациент не испытывает дискомфорта, связанного с наличием обточенных зубов. Раз в полгода пациент посещает стоматолога для полировки поверхности.

    При проведении реставрационных работ используют материалы высокого класса и оборудование, позволяющее раскрывать полость зуба без вибраций.

    Среди пациентов стоматологических клиник и кабинетов в последнее время возрос интерес к эстетической стороне лечение зубов, желание иметь пломбы абсолютно не отличающихся по цвету от естественных зубов.

    В связи с этим обучение методам работы с композитными материалами остаётся серьёзной проблемой. В настоящее время создание имиджа высококлассного специалиста невозможно без внедрения в практическую деятельность светоотверждаемых композитных материалов новых поколений.

    Участие во всероссийских стоматологических форумах, семинарах врачей стоматологов, врачебных конференциях в поликлинике позволяет нам шире познакомиться с достижениями в стоматологии, а также даёт возможность овладеть современными методами лечения стоматологических заболеваний.

    За три отчётных года 2002 – 2004 на терапевтическом приёме.

    Рабочие дни 165 134 187

    Принято больных

    1894 1425 1526
    Принято первичных больных
    Запломбировано зубов (всего) 1930 1465 1767
    Запломбировано зубов по поводу кариеса 1540 1167 1315
    Осложнённые формы кариеса 390 298 452

    Вылечено зубов в одно посещение осложнённого

    283 223 290
    Всего санировано 228 133 150
    Выработано УЕТ 8101,95 6900,25 10446,45
    УЕТ на 1посещение. 4,3 4,8 6,8
    УЕТ на 1 санацию 35,5 51,8 69,6

    КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

    ВЫВОДЫ

    1.Отмечается уменьшение количества рабочих дней в 2003 году, так как в поликлинике проводился капитальный ремонт. Также на это сказалось увеличение количества отпускных дней в связи с предоставлением 12 дополнительных дней за работу с вредными материалами.

    2. В 2003 отмечается уменьшение количества принятых больных в день в связи с реконструкцией поликлиники, переоснащением кабинетов современными стоматологическими установками. В своей работе стали

    больше использоваться современные светополимерные материалы, которые требуют большёго времени на данную работу.

    3. Снизилось количество поставленных пломб в день за счёт проведения профилактических и реставрационных работ с использованием современных светополимерных материалов для работы с которыми требуется больше времени.

    4. Снизилось лечение по поводу кариеса на 14,6 % так как на 15,8% увеличилось лечение зубов с осложнёнными формами кариеса на ранее леченые зубы ампутационными методами и перелеченными корневыми каналами.

    5. Увеличился показатель лечение зубов с осложнёнными формами кариеса благодаря применению современных эндодонтических инструментов, пломбировочных материалов для корневых каналов.

    6.Применение современных анестетиков и эндодонтических инструментов позволило шире использовать метод односеансного лечения осложнённых форм кариеса по сравнению с 2003 г на 10,5% в 2004г. Более 64% осложнённых форм кариеса лечим в 1 посещение.

    7. Приём пациентов ведётся в основном по обращаемости. Этим можно объяснить снижение количества санированных пациентов.

    8. На увеличение количества УЕТ в день в 2004г. сказался переход работы по приказу № 277 и лечение осложнённых форм кариеса в 1 посещение.

    9. Благодаря применению современных пломбировочных материалов, эндодонтических инструментов, депофореза, которые требуют неоднократного посещения врача-стаматолога увеличилось УЕТ на 1 санацию. Также на это сказалась работа по приказу №277.

    В 2004г. увеличилось число зубов, вылеченных консервативным методом по поводу хронического гранулематозного периодонтита, благодаря применению современных пломбировочных материалов для корневых каналов, которые в своём составе содержат кальцийсодержащие препараты.

    Если в 2002г. консервативным методом было успешно пролечено 11 зубов с DS: хронический гранулематозный периодонтит, то уже 2004г. 19 зубов. При лечении этих зубов также применялся метод депофореза. Применение метода депофореза и кальцийсодержащих препаратов позволяет успешно справиться с околоверхушечной инфекцией и деструкцией костной ткани. Повторные R – снимки через 6 месяцев показывают уменьшение деструкции костной ткани. Из 19 зубов через 12 месяцев у 14 отмечается восстановление структуры костных балочек, а через 24 месяца полное восстановление костной структуры у всех вылеченных зубов с DS: хронический гранулематозный переодонтит.



    Поделиться