Защита гражданским правом чести достоинства деловой репутации. Защита чести, достоинства и деловой репутации

Это личное неимущественное право гражданина1, которое получило на практике наиболее развернутую гражданско-правовую защиту. Право граждан на защиту чести и доброго имени является их конституционным правом2, предусмотренным ч. 1 ст. 23 Конституции РФ. В связи с этим данное конституционное право гарантируется не только гражданско-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права3.

Деловая этика устанавливает отношения внутри компании и отношения, которые связывают ее с внешним миром - с деловыми партнерами, поставщиками, клиентами, отраслью и сообществом, в котором работает компания. Этический характер компании также обеспечивает надежное выполнение обязательств перед государством и соблюдение закона, что также отражает отношение компании к понятию «экономический патриотизм» на национальном и местном уровнях. Деловая этика создает личность и доверие к компании - бесценные функции, которые не только соблюдаются бизнес-сообществом, но и сотрудниками, которые более активно участвуют в таких компаниях.

Согласно ст. 150 ГК достоинство личности, честь и доброе имя, а также деловая репутация являются объектами личных неимущественных прав граждан. Под честью в теоретической литературе и в судебной практике понимается общественная оценка социально значимых и моральных качеств, присущих гражданину, а под достоинством - самооценка гражданином этих качеств. Упоминаемое в ст. 150 ГК наряду с честью доброе имя, а также часто используемая в юридической литературе категория «репутация» являются синонимами. Что касается деловой репутации гражданина, то это - общественная оценка исключительно его профессиональных качеств, в том числе как индивидуального предпринимателя. Учитывая это, необходимо подчеркнуть, что деловой репутацией в равной мере обладают как индивидуальные предприниматели, так и иные лица (рабочие, инженеры, педагоги, врачи, лица творческих профессий и т.п.).

Это улучшает качество предлагаемых услуг, продуктов и облегчает управление качеством компании. Деловая этика на практике - это ценность, которая создает конкурентное преимущество, способствует развитию компании и достигает успеха на рынке. Деловая этика является вневременной ценностью, оцененной с начала истории предпринимательства и торговли. В рамках нашего Конкурса мы хотели восстановить традицию хорошей практики и надежности, чтобы показать, что это не качество, которое стоит, но его отсутствие.

Вождение деловой этики предпринимательства, несомненно, является отличительной чертой создания конкурентного преимущества. Компания с моральной основой, которая подчиняется своим обязательствам перед государственными актами в соответствии с законом, не прибегает к недобросовестной конкуренции, устанавливает и применяет этические принципы в отношениях между работодателем и работником, лучше просматривается общественностью и особенно клиентами и бизнес-средой. Жюри учитывает весь спектр деятельности компании от выполнения своих обязательств перед государством перед действиями местных общин.

В гражданском праве право на честь, достоинство и деловую репутацию как личное неимущественное право гражданина, не связанное с имущественными правами, представляет собой возможность требовать от неопределенного круга обязанных лиц воздерживаться от любых действий, направленных на умаление его чести, достоинства или деловой репутации, а также включает возможность обращения в суд за защитой своего права.

По мере того, как развитие предпринимательства в Польше становится все более ясным, осознание мягких аспектов деловой этики растет, а важнейшими этическими показателями являются цели, смысл и рабочий климат. Деньги на третьем месте. Личность и стиль управления работодателем важнее, чем заработок. Отсутствие деловой этики разрушает компанию изнутри, поэтому стоит строить фирменный стиль на основе четких этических кодексов и развивать культуру организации, а затем на практике придерживаться установленных стандартов, чтобы команда чувствовала себя последовательной с теорией и практикой.

Согласно п. 1 ст. 152 ГК действиями, направленными на умаление чести, достоинства или деловой репутации гражданина, являются распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию. Распространяемая о гражданине информация

должна не соответствовать действительности, т.е. быть ложной. Защиты от диффамации, представляющей собой распространение соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию лица, путем их опровержения российское гражданское право не предусматривает.

Тогда люди более склонны участвовать в работе и своем профессиональном развитии. Работники, которым гордится компания, в которой они работают, являются их лучшими послами. Кроме того, надежная, привлекательная, социально ответственная компания определенно лучше воспринимает окружающую среду. Как следствие, этический образ воплощается в качестве продуктов и услуг, а также прибыли и общенациональной - для развития экономики. - подчеркивает Лешек Мелибруда.

Мы также принимаем во внимание, реализует ли компания инновационные решения или инвестирует в человеческий капитал. Это единственный конкурс в Польше, где небольшая компания может выиграть с мощной корпорацией. - подчеркивает Вальдемар Пиорек. Участие в Конкурсе бесплатное.

Однако если распространенные сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию лица, хотя и соответствуют действительности, но представляют собой персональные данные ограниченного доступа, относящиеся к тайне личной жизни, гражданско-правовая защита потерпевшему лицу будет предоставляться способами, адекватными совершенному правонарушению.

Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство граждан или деловую репутацию гражданина, понимается доведение их до сведения третьих лиц в любой доступной для их восприятия форме. В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 г. № 11 указывается, что формами распространения ложной информации о гражданине являются: опубликование соответствующих сведений в печати, трансляция по радио и телевидеопрограммам, демонстрация в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме. Следует иметь в виду, что распространение указанной информации предполагает доведение ее до сведения нескольких или хотя бы одного лица, однако сообщение таких сведений лишь лицу, которого они касаются, не признается их распространением. Однако способами, определенными ст. 152 ГК, не защищаются требования об опровержении сведений, содержащихся в судебных решениях, приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и тому подобных официальных документах, для обжалования которых предусмотрен иной установленный законом порядок.

Распространяемая о гражданине ложная информация должна содержать порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию сведения. К такого рода сведениям могут относиться сообщения о нарушении гражданином действующего законодательства или моральных принципов, действующих в обществе, в частности о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту, содержащие негативную характеристику производственно-хозяйственной, иной профессиональной или общественной деятельности и т.п.

Еще по теме 3. Право на честь, достоинство и деловую репутацию:

  1. 4. Последствия нарушения права на честь, достоинство и деловую репутацию
  2. 5. Стороны в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации
  3. § 16. Права на надлежащие условия формирования чести, достоинства, деловой репутации и профессиональной чести (п. 1755-1763)

Право на честь, достоинство и деловую репутацию - это право на самооценку и социально значимую оценку моральных, деловых и иных черт и свойств гражданина или юридического лица (организации), от которых зависит их положение в обществе. Существует объективная и субъективная оценка этих качеств, и каждая из них имеет право на существование, если она зиждется на фактах, соответствующих действительности.

Под достоинством понимается самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

Термин «достоинство» имеет латинское происхождение и переводится как «ценность».

Существует две концепции понятия достоинства человека:

1) эмпирическая - в этом смысле достоинство является характеристикой, которая часто передается значением ее прилагательного «достойный», «наделенный достоинством». Это - род комбинации самоуважения и самоуверенности в сочетании с другими хорошими качествами. Такое достоинство является неотъемлемой чертой одних человеческих существ в отличии от других. Именно эту концепцию имел в виду Юм, когда говорил, что «спор, затрагивающий достоинство или права человека должен разрешатся с учетом различных качеств, присущих людям».

2) концепция несет в себе понятие «внутренне присущего» - и в этом смысле означает вид ценностей, равным образом принадлежащих всем человеческим существам и утвержденных базовыми ценностями бытия людей. Это необходимая, а вовсе не случайная черта всех людей. 7

Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.

Репутация - сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств. Деловая репутация - оценка профессиональных качеств.

Действующий ГК устанавливает особый гражданско-правовой способ защиты чести, достоинства и деловой репутации, проводя при этом различия в основаниях и способах защиты нарушенных прав гражданина, с одной стороны, и юридического лица, с другой.

Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности (п. 1 ст. 152 ГК). Из содержания ст. 152 ГК следует, что имеется в виду опровержение по суду таких сведений, которые:

порочат честь и достоинство гражданина;

2) распространены ответчиком;

3) не соответствуют действительности.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан и организаций» от 18 августа 1992 г. № 11 разъяснено, что понимается под каждым из перечисленных условий.

Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственную и общественную деятельность, репутацию и т.п.), которые умаляют его честь и достоинство.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в судебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким лицам или хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений только тому лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением.

Статья 152 ГК устанавливает специальный порядок опровержения порочащих сведений, которые были распространены в средствах массовой информации: опровержение должно последовать в тех же средствах массовой информации. В порядке ст. 152 ГК не рассматриваются требования об опровержении сведений, содержащихся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других официальных документах, для обжалования которых законом установлен иной порядок.

При рассмотрении в суде дела о защите чести и достоинства истец доказывает лишь сам факт распространения порочащих его сведений лицом, к которому предъявлен иск. Обязанность доказывания соответствия действительности распространенных сведений возлагается на ответчика. Фактами, соответствующими действительности, гражданин порочит себя сам и в этом случае защищаться ему не от кого.

Специальный порядок установлен и для опровержения сведений, содержащихся в документе, исходящем от организации: такой документ подлежит замене. Например, запись в трудовой книжке об увольнении за систематическое нарушение трудовой дисциплины признана судом не соответствующей действительности; этом случае работник вправе требовать замены трудовой книжки без внесения в нее порочащей записи.

Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом с учетом способа, которым порочащие сведения были распространены.

Согласно п. 3 ст. 152 ГК гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации. Представляется, что гражданин имеет право на реплику как в тех случаях, когда опубликованные сведения сами по себе его не порочат, так и в тех, когда они содержат порочащие гражданина сведения.

Ответчиками по искам об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство, являются лица, распространившие эти сведения. Если иск содержит требование об опровержении сведений, распространенных в средствах массовой информации, в качестве ответчиков привлекаются автор и редакция соответствующего средства массовой информации.



Поделиться