В чем заключается концепция умного дома. Основы концепции электронного правительства

Владимир Вишневский

Цивилизация по прежнему в долгу у фантастов. Фантасты (в XIX и XX в.в. - писатели, сейчас - кинорежиссеры) создают новую очаровывающую среду обитания, затем конструкторы и инженеры пытаются наиболее притягательные образы воплотить в реальность. Ну вот взять тот же «умный дом». Создатели «Железного человека» придумали одного из персонажей - кибер-дворецкого Джарвиса. А реальный человек, Марк Цукерберг, вдохновлённый этой идеей, разработал идею «умного помощника», дав ему название Джарвис и показал его возможности в двухминутном клипе.

Честно говоря, на первый взгляд вроде бы ничего такого уж впечатляющего в клипе не происходит. Ну просыпается чувак и голосом подаёт команду открыть шторы, или там просит у кибер-помощника поставить ему лучшую песню любимой группы, а помощник ему отвечает, что у этой группы нет хороших песен. Такой как бы кинотрюк. В кинофантастике мы и не такое видели. Однако это ведь не съёмочная площадка. Это уже реальность. И совершенно реальный Марк Цукерберг при помощи своего смартфона - вернее приложения к нему - как бы общается со своим домом, заставляя его выполнять те или иные полезные действия.

Можно сказать - ну то миллиардер Цукерберг, он-то может себе и не такое устроить. А для нас, простых людей, это пока в самом деле фантастика. Не соглашусь. И чтобы не быть голословным, предлагаю попробовать реализовать умный дом - не хуже, чем у Цукерберга - при помощи решений, которые уже доступны на рынке, причем доступны по вполне подъёмным ценам. За основу возьму технологические решения компании TP-Link.

Почему именно TP-Link? Потому что, на мой взгляд, эта компания за последнее время уже доказала, что в своих продуктах планомерно развивает идею модульного умного дома. И сегодня ее решения позволяют реализовать модульный умный дом.

И ещё один важный показатель. Мне лично не очень нравятся идеи, которые требуют дополнительных девайсов. Например, старая концепция «умного дома» подразумевала управление электроустройствами через специальный пульт или через софт, инсталлированный на ноутбуке. А если попробовать всё делать через смартфон? Ну вот как в ролике того же Цукерберга. Концепция мольного умного дома от TP-Link как раз предоставляет такую возможность.

Вообще, в двух словах - что такое концепция умного дома? По сути это предположение о том, что все электрические и электронные устройства, имеющиеся в доме, должны включаться и выключаться или изменять режимы своей работы в соответствии с текущей потребностью («здесь и сейчас») жильцов этого дома.

Стоит также отметить разные функции жилища. Самая главная изначальная функция дома (возникшая ещё в каменном веке) - дом как убежище; убежище от внешней агрессии (диких животных и врагов) и убежище от стихии (дождя, снега, холода, жары). И попутная функция дома - дом, как источник обеспечения комфорта жизни. Функция комфорта обеспечивается как эстетической составляющей (дизайн внутреннего пространства дома в самом широком смысле), так и наличием в доме различных устройств, облегчающих повседневную жизнь. Нечего и говорить о том, что сегодня почти все из таких устройств - это электрические или электронные устройства.

Для начала рассмотрим обеспечение комфорта. Вот опять же, вспоминая ролик Цукерберга. Он просыпается - и шторы в комнате сами собой поднимаются. Это комфортно, ибо нет необходимости вставать, подходить к окну, дёргать разные верёвочки и т.п. Или вот включение тостера в нужное время - это тоже комфортно. Это же справедливо для телевизора, стереосистемы, освещения в комнатах и т.д. и т.п. То есть суть такова - в нужный момент времени то или иное устройство должно, «подстраиваясь» под человека, включаться, выключаться или как-то менять режим своей работы.

Учитывая, что далеко не все электрические устройства в доме являются такими же умными, как, скажем, умные Wi-Fi лампы TP-Link (см. обзор умных Wi Fi LED ламп TP Link в этом номере ), необходимо, чтобы был какой-то общий интерфейс, позволяющий управлять всеми электрическими устройствами дома. Поскольку многие электрические устройства дома подключаются к электросети через розетки, то, используя продукцию TP-Link, мы легко решаем эту задачу. Для этого нам понадобятся умные Wi-Fi розетки TP-Link. Подробный обзор этих розеток уже делался в январе, поэтому я ограничусь кратким напоминанием для уточнения того, как они могут стать частью единой системы умного дома.

Компания TP-Link на сегодня предлагает две умные Wi-Fi розетки: HS100 и HS110 с мониторингом энергопотребления. Обе розетки могут управляться удалённо, а также настраиваются на автоматическое включение и выключение по расписанию. Все эти функции осуществляются при помощи специального бесплатного приложения TP-Link KASA, которое необходимо загрузить (с App Store или Google Play) на свое мобильное устройство (смартфон или планшет). Кроме того, для этих розеток существует режим «Нет дома», но на нём подробнее я остановлюсь чуть позже, когда буду развивать концепцию безопасности применительно к умному дому.

Умная розетка HS110 к тому же позволяет осуществлять точный мониторинг электропотребления. Эта функция более чем необходима сегодня, учитывая, что вопросы оплаты потребленной электроэнергии приобретают все большую значимость (в силу постоянного повышения тарифов). А при помощи мониторинга расхода электроэнергии вы можете выявить излишние расходы электроэнергии и оптимизировать их. Например, немало электрических устройств, находящиеся в «ждущем режиме», все равно продолжают потребление электроэнергии (пусть и меньшее, чем во включенном состоянии). Почему бы не отключать некоторые из них, которые в «ждущем режиме» потребляют много электричества? А определить это все можно очень точно при помощи приложения KASA.

Я уж не говорю о том, что при переходе на умные розетки TP-Link навсегда в прошлое исчезает «страх о невыключенном утюге», который дамокловым мечом нет-нет да нависает над каждой хозяйкой. Теперь нет проблем. Вы включаете утюг в умную розетку TP-Link и даже если забыли выставить автоматическое выключение утюга и спохватись уже на улице, достаточно зайти в своё приложение KASA и дистанционно выключить розетку, а вместе с ней - утюг. Это, кстати, уже к слову о безопасности.

Таким образом, умные розетки TP-Link и приложение KASA не только дают полный контроль (в том числе, удалённый) над всеми электрическими устройствами дома, но и позволяют настроить их работу (включение/отключение) в соответствии с внутренним графиком жильцов дома.

Однако не все электрические устройства дома подключаются к электросети через розетки. Часть электроприборов - это банальные электролампы. И если настольная лампа или торшер подключаются все же через розетки (и, стало быть, ими можно манипулировать при помощи умных розеток TP-Link), то, например, люстры подключены к сети напрямую, минуя розетки. Как быть?

Тут на помощь приходят умные Wi-Fi LED-лампы TP-Link. В этом номере имеется развернутый обзор умных Wi-Fi лампочек TP-Link, поэтому лишь ограничусь парой фраз.

TP-Link предлагает четыре типа умных лампочек: LB100, LB110, LB120 и LB130. Все они имеют срок работы в 25 тыс. часов и светосилу от 600 до 800 люменов, что примерно соответствует свету 60-ватной лампы накаливания. Самое их главное свойство - они точно также, как и умные розетки, могут настраиваться при помощи приложения КASA. Для каждой лампочки можно задать график включения и выключения, яркость, световую температуру (цветовой оттенок при горении), а для лампы LB130 можно даже настроить цвет свечения (выбрав цветовой оттенок из миллионной палитры). Кроме того, можно образовывать группы из нескольких ламп (например, все лампы, включенные в одну люстру) и менять параметры группы разом, как параметры одной лампы.

Таким образом, умные Wi-Fi розетки и умные Wi-Fi лампы TP-Link дают возможность тотального контроля всего электрооборудования в доме для обеспечения самых изысканных запросов в комфорте. Роль «мозгового центра» при этом будет играть ваше мобильное устройство, с установленном в нем приложением TP-Link KASA.

Ну и, наконец - вопросы безопасности. Любой дом функционирует, если можно так выразиться, в двух режимах - когда в доме есть хотя бы один жилец и когда дом полностью пуст (т.е. жильцы ушли по своим делам). Не стоит лишний раз говорить о том, что именно пустой дом является наиболее привлекательным объектом для разного рода злоумышленников. Как же умный дом может защитить себя от вторжения непрошенных гостей? И тут снова на помощь приходят устройства от TP-Link.

Выше я уже упоминал режим «нет дома» умных розеток TP-Link. Что это такое? Очевидно, что пустой дом легко выявить, если понаблюдать за ним некоторое время. В пустом доме электроприборы (в том числе свет) не включены. И это легко определить любому злоумышленнику. И если уходя на незначительное время хозяин ещё может оставить включенным свет или телевизор в комнате, что с натяжкой может сымитировать присутствие в доме людей, то, отлучаясь на несколько дней, этот вариант вряд ли стоит рассматривать. Однако с использованием умных розеток и умных лампочек PT-Link никаких проблем не возникает. Достаточно при помощи приложения KASA настроить режим случайного включения и выключения света и электроприборов, чтобы создать ощущения полноценно функционирующей квартиры. Тут можно не ограничивать свою фантазию и можно создать такое изощрённое использование электроприборов, что будет крайне трудно догадаться, что в доме никого нет.

Однако трудно - не означает невозможно. Ведь если наблюдать за домом достаточно долго, то можно будет заметить, что, несмотря на постоянные включения и выключения электроприборов и света, в дом никто не заходит и никто из него не выходит. То есть злоумышленник в итоге все же может сделать вывод, что дом уже довольно долго необитаем и решится на проникновение.

Вот тут уже потребуется что-то несколько иное, чем умные розетки и лампочки. И компания TP-Link предлагает умные устройства и на это, самый неприятный случай - облачные камеры. Выбор можно сделать из довольно значительного ассортимента - от довольно простой облачной Wi-Fi камеры NC2000 (ценой 2650 руб.), до весьма навороченной поворотной облачной Wi‑Fi HD‑камеры с ночным видением NC450.

Общим для всех облачных камер TP-Link является возможность подключения как к компьютеру, так и напрямую к мобильному устройству (смартфон или планшет). В последнем случае необходимо загрузить специальное приложение tpCamera на iOS или Android. Просматривать изображение с камеры (и, соответственно, записывать видео) можно удалённо при помощи мобильного устройства, на котором установлено приложение tpCamera. Камеры подключаются весьма просто.

Если характеристики камеры NC2000 достаточно бюджетные - частота кадров в секунду 20 при разрешении 640×480 (VGA) и 4-кратном цифровом увеличении, то облачная камера NC450 удовлетворит самого придирчивого защитника своего личного пространства. Судите сами:

Частота кадров и разрешение - макс. 30 к/с на 1280×720 (HD), объектив F: 2.0, f: 3.6 мм, угол наблюдения дает возможность обозревать поле в 75 градусов. При этом камера может наклоняться и поворачиваться - угол наклона: 110 градусов, а угол поворота - 300. Кроме того, что особенно важно с точки зрения безопасности, эта камера имеет на борту встроенный датчик движения и звука и может посылать вам на e-mail сигнал в случае подозрительных шорохов и скрипов. Поддерживаемые ОС: Windows XP или выше, Mac OS X 10.7 или выше, Android 4.1 или выше, iOS 7.0 или выше. В ночном режиме камера NC450 автоматически переходит в монохромный режим и позволяет просматривать очень чёткую картинку на расстояние глубиной до 8 метров.

Конечно, Wi-Fi камера нужна не только для того, чтобы наблюдать за пустым домом. Наблюдать за своими спящими маленькими детьми (например, когда родители в гостях) и в случае необходимости иметь возможность их успокоить - весьма ценное свойство. Облачная камера NC450 это обеспечивает, поскольку имеет встроенный микрофон и динамики. Так что мама всегда может пообщаться со своими детьми, при этом видя их.

Приложение tpCamera позволяет работать с 36 одновременно подключенными камерами, что дает возможность в случае необходимости поставить под контроль любой уголок даже в весьма большом доме.

Таким образом, из этого пусть и довольно краткого обзора можно увидеть, что компания TP-Link предоставляет все необходимые для т.н. «умного дома» устройства, обеспечивая комфорт и безопасность дома. Начиная от умных розеток и лампочек, позволяющих обеспечить управление всеми электроприборами и светом, настройкой разных режимов их работы в разное время суток и заканчивая облачными камерами - все устройства легки в подключении и управлении ими. Интерфейс приложений KASA и tpCamera - интуитивно понятен даже неспециалисту. А если учесть, что настройки всех розеток, лампочек и камер легко сохранить, то умный дом получается ещё и мобильным. Потому что, переезжая в новую квартиру, вам не потребуется заново всё перенастраивать.

И самое главное - «мозговым центром» умного дома всегда будет ваш смартфон или планшет, который с вами всегда. То есть, даже уезжая далеко, вы всегда будете на связи с вашим умным домом, и сможете управлять им на расстоянии в тысячи километров.

Информационная открытость органов власти в субъектах России

1.2 Концепция «электронное государство»

Термин «электронное государство» является переводом с английского «electronic government». История происхождения термина является одной из причин проблемы его использования в русскоязычной научной литературе. Это связано с тем, что некоторые исследователи переводят многозначное английское слово government как «правительство», что не совсем корректно, так как в русском языке под «правительством» чаще всего понимают исполнительный орган власти. Следует отметить, что government при переводе может трактоваться не только как «правительство», но и как «государство» в широком смысле этого слова, что, в свою очередь, включает в себя все три ветви государственной власти - исполнительную, законодательную и судебную. Именно поэтому в данной работе мы употребляет термин «электронное государство», а не «электронное правительство». Следующая проблема состоит в том, что несмотря на то, что «электронное государство» и Интернет являются относительно новыми предметами для исследования в современной научной литературе, им посвящено множество работ, которые относятся к различным сферам: социальной науке, экономической, технической. Так, согласно библиографической и реферативной базе данных «SCOPUS», более 370 тыс. работ посвящено теме «Internet» и практически 16,5 тыс. работ посвящено «electronic government» (см. Рис. 1.3, Рис. 1.4)

Рис. 1.3. Количество публикаций по теме «Internet» 1950- 2016 гг. Источник: SCOPUS

Рис. 1.4. Количество публикаций по теме «electronic government» 1950- 2016 гг. Источник: SCOPUS

Следовательно, феномен носит междисциплинарный характер, что порождает различные интерпретации термина, в зависимости от того, в какой научной сфере он применяется (см. Таблица 1.2).

Табл. 1.2. Определения термина «электронное государство» в различных сферах науки.

Определение

Сфера использования

World Bank (2003)

Использование ИКТ для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности органов государственного управления.

Менеджмент

European Information Society (2004:20)

Использование ИКТ в сфере государственного управления в сочетании с организационными изменениями и новыми навыками с целью улучшения предоставления государственных услуг, демократических процессов и усилении поддержки проводимой государственной политике.

Менеджмент

Использование сети Интернет и World Wide Web для предоставления государственной информации и услуг населению.

Информационные технологии

Использование ИКТ, а именно сети Интернет, как средства преобразования в органах государственной власти.

Информационные технологии

Реорганизация органов государственной власти посредством внедрения ИКТ с целью сближения с населением и другими акторами.

Политические науки

Источник: Palvia S. C. J., Sharma S. S. E-government and e-governance: definitions/domain framework and status around the world //International Conference on E-governance. - 2007. P.2

Рассмотрев ряд определений, можно выделить, что в основе понятия «электронное государство» лежит два элемента: 1 - ИКТ как техническая субсистема, 2 - государство, как социальная субсистема. Техническая субсистема включает в себя: оборудование, программное обеспечение, различные программы, сами сети и другое. В свою очередь, социальная субсистема состоит из различных переменных, касающихся структуры организации и процесса работы, людей и другие физические ресурсы. Bellamy C., Taylor J. A. Governing in the information age. Open Univ Pr, 1998., P. 27

Кроме того, «электронное» означает, что технологии позволяют акторам взаимодействовать с кем угодно, в любом месте, в любое время, посредством использования компьютеров или других устройств, используя Интернет или другие ИКТ. «Государство» включает в себя структуру, процесс, методы и практики принятия политических решений, а так же предоставление услуг публичному сектору.

Многие исследователи, такие как Р. Силкок, К. Лейн и Дж. Ли, М. Мун и др. рассматривали феномен «электронного государства», как эволюционирующий процесс, происходящий в несколько этапов. Следует отметить, что вне зависимости от того, рассматривает ли «электронное государство» как технологический процесс или организационный процесс, исследователи выделяют три основных этапа: публикация информации, транзакции и интеграция. Однако, кроме основных этапов исследователи выделяют и другие (см. Таблица 1.3).

Табл. 1.3. Этапы развития «электронного государства».

Модель Р. Силкок

Модель К. Лейн и Дж. Ли

Модель М. Мун

Публикация информации

Публикация информации

Публикация информации

Двустороннее взаимодействие

Транзакции

Двустороннее взаимодействие

Официальные порталы с функциями разной направленности

Вертикальная интеграция

Сервисы и финансовые транзакции

Персонализация порталов

Горизонтальная интеграция

Интеграция

Кластеризация основных сервисов

Политическое участие

Полная интеграция и предоставление всей информации о деятельности

Источники: Silcock, R. `What is e-Government? Parliamentary Affairs, Vol 54 (2001) P. 88-101; Layne K., Lee J. Developing fully functional E-government: A four stage model //Government information quarterly. - 2001. - Т. 18. - №. 2. - P. 122-136.; Moon M. J. The evolution of e?government among municipalities: rhetoric or reality? //Public administration review. - 2002. - Т. 62. - №. 4. - P. 424-433.

Модель К. Лейн и Дж. Ли является одной из самых известных моделей «электронного государства», которая подчеркивает его эволюционирующую направленность. Так:

· На первом этапе происходит размещение органами государственной власти информации для пользователей, в основном речь идет о организации редко обновляющегося веб-сайта или Интернет-портала без какого-либо двухстороннего взаимодействия или предоставления интерактивных функций.

· Второй этап включает в себя внедрение в веб-сайты и Интернет-порталы механизмов для интерактивного взаимодействия органов государственной власти с другими акторами. Появляется возможность скачивания размещенных на сайтах данных.

· Третий этап - вертикальная интеграция и проведение транзакций (например, оплата налога) посредством использования электронной цифровой подписи.

· Последний этап - горизонтальная интеграция или же интерактивная демократия, в рамках которой происходит полное внедрение ИКТ в сферу государственного управления. Layne K., Lee J. Developing fully functional E-government: A four stage model //Government information quarterly. - 2001. - Т. 18. - №. 2. - P. 122-136.

Исследователи полагают, что сайты государственных органов власти эволюционируют таким же образом. Развитие веб-сайта является прогрессивным и каждая следующая ступень развития лучше предыдущей. Уровень развития может варьироваться от сайта к сайту - некоторые представляют собой одностраничные структуры с информацией, другие могут включать дополнительную информацию, такую как контакты и календарь встреч с гражданами.

В широком смысле, «электронное государство» - это непрерывная оптимизация предоставления услуг, государственного управления и участия в нем граждан путем изменения внутренних и внешних отношений посредством внедрения новых ИКТ. Под оптимизацией предоставления услуг подразумевается создание веб-сайтов, специализированных порталов или центров для повышения эффективности коммуникации между государством (government, G), бизнесом (business, B) и гражданами (citizen, C).

В современных исследованиях принято несколько вариантов взаимодействия между ними (см. Таблица 1.4). Например, вариант «G2G» в основном включает в себя обмен информацией и услугами внутри государственной структуры. В вариантах «G2B» и «B2G» происходит разработка средств для обмена информацией между государственными структурами и бизнесом, а также платформы для государственных закупок.

Таблица 1.4. Типы «электронного государства»

Государство (G)

Бизнес (B)

Граждане (C)

Государство (G)

Бизнес (B)

Граждане (C)

Источник: Song H. J. et al. Building E-Governance through Reform. - Ewha Womans University Press, 2004. - Т. 2. P.53

Под оптимизацией государственного управления подразумевается внедрение ИКТ в деятельность государственных органов, а именно компьютеризацию и электронный документооборот. Привлечение граждан в процесс государственного управления предполагает создания новых механизмов электронного участия в обсуждении и принятии политических решений.

То есть, общество перестает быть просто потребителем государственных услуг, а становится их сопроизводителем. На принципе участия граждан, прозрачности и сотрудничестве так же основывается концепт «открытого государства», который предполагает участие граждан в процессе принятия политических решений, а так же свободный доступ граждан к информации и данным о деятельности органов государственной власти. Некоторые исследователи утверждают, что «открытое государство» является следующей ступенью развития «электронного государства». Однако, следует отметить, что оно не заменяет собой «электронное государство», а основывается на нем. Исходя из рассмотренных исследований, мы считаем, что существуют концептуальные пересечения в сфере использования ИКТ для доступа к информации. В настоящее время одним из проявлений этого является публикация открытых данных (open data), касающихся государственной деятельности и информационная открытость.

Рис 1.5. Соотношение концепций «электронное государство» и «открытое государство». Источник: рисунок автора.

В некоторых случаях происходит путаница между понятиями «открытые данные» и «информационная открытость». Несмотря на то, что оба термина тем или иным образом касаются публикации информации органами государственной власти онлайн, существует различия. «Информационная открытость» в отличии от «открытых данных» подразумевает не только публикацию информационных данных, но и свободный для общественности доступ. Кроме того, значение имеет "понятность" информации для получателя, то есть легкость ее восприятия.

Говоря о информационной открытости органов государственной власти в основном выделяют несколько компонентов:

· Обеспечение доступа к информации по своей собственной инициативе;

· Обеспечение доступа к информации по запросу;

· Вовлечение в процесс принятия политических решений общества путем открытых слушаний, встреч и др.;

· Вовлечение в процесс принятия политических решений общества путем участия в соответствующих комитетах, советах. Boserup L. K., Christensen J. P. An Introduction to Openness and Access to Information. - Danish Institute for Human Rights, 2005.

В данной работе мы исследуем информационную открытость органов региональной власти в современной России и под «информационной открытостью» понимаем возможность получения прозрачной и доступной информации о деятельности органов государственной власти посредством доступа к официальным веб-сайтам в глобальной сети Интернет.

Административная реформа, направленная на повышение доступности государственных и муниципальных услуг

К 2010 году был утвержден ряд нормативно-правовых документов, касающихся развития системы электронных услуг органами государственной власти РФ: · Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации...

Государство и основные этапы его становления и развития

Государство - важнейший орган политической власти в любом обществе, если в отношении господствующих классов государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов...

Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

Развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain («Цифровая Британия») 2009 года. Документ, разработанный департаментами культуры, СМИ и спорта, бизнеса и инноваций, описывает основные цели...

Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

Во Франции создание электронного правительства было провозглашено одним из приоритетных направлений в программе правительственных действий по организации общества информации (PAGSI), принятой 18 января 1998 года...

Политическая и правовая мысль о происхождении государства и права

Платон (427-347 гг. до н,э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но во всей истории философии, политических и правовых учений. В мировоззрении Платона очень важное место принадлежит его взглядам на государство и общество...

Современные информационные и коммуникационные технологии в государственном управлении

В современном понимании стран, внедривших систему или отдельные элементы еGovernment...

Электронное правительство

Граждане Правительство Бизнес Третий сектор Наука Граждане (С) C2C C2G C2B C2N C2S Правительство (G) G2C G2G G2B G2N G2S Бизнес (В) B2C B2G B2B B2N B2S Третий сектор (N) N2C N2G N2B N2N N2S Наука (S) S2C S2G S2B S2N S2S...

Электронное правительство

1.1 Понятие электронного правительства В индустриальную эпоху такие нововведения, как железные дороги и авиация, совершенно изменили лицо общества и бизнеса в результате появления новых рынков сбыта, о которых раньше нельзя было и подумать...

Электронное правительство

16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция «электронное правительство»...

Электронное правительство

Электронное правительство. Универсальная электронная карта в системе электронного правительства

Электронное правосудие

Двадцать первый век - век информационных технологий. Все сферы человеческой деятельности компьютеризируются. Изменения коснулись и судебной системы. Наша страна активно следует курсу на «электронное правосудие»...

Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ

Специалисты отмечают следующие проблемы современного российского информационного общества: - отсутствие ориентации создаваемых органами власти информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам...

Лекция 3

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов

Устный фронтальный опрос:

1. Как информационные технологии изменили характер труда? В чем состоит автоматизация труда на современном производстве, в образовательных учреждениях, торговле, банках, медицине, а также в различных областях науки и искусства?

2.В каких областях применяют промышленных роботов, автоматизированные системы управления, компьютерную диагностику?

3. Почему информационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения и как они помогают реализовать потребности в самообразовании людей?

4. Как меняется уклад всей жизни человека современного общества? В чем заключается концепция электронного, или «умного», дома? Какова роль информационных технологий в росте коммуникативной активности людей?

Информационныересурсыобщества

Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека.

Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические перево­ды, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудиоматериалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) – юридическая формула, принятая в Федеральном законе «об информации, информационных технологиях и о защите информации»

В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов - их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов.

Возьмем самый обыденный пример. Допустим, врач выписал больному лекарство. Как мы знаем, нужное лекарство не всегда можно найти в ближайшей аптеке, да и «разброс» цен на одно и то же лекарство весьма существенен. Войдем на поисковый сервер в Интернете www.yandex.ru и сформируем запрос: «Наличие лекарств в аптеках Таганрога».

В результате выполнения запроса появится перечень сайтов с интересующей нас информацией.

Войдя на выбранный сайт, в специальном окне поиска наберем название лекарства и при желании укажем ближайшую к вам улицу. В результате исполнения увидим перечень аптек, где есть это лекарство, его цену в каждой аптеке, а также узнаем, есть ли служба доставки на дом (рис. 1. 1).

К современным информационным ресурсам относят и те, которые хранятся в электронном виде. Человечество стремится сохранить свои информационные ресурсы в цифровом виде, так как тогда их можно использовать с помощью компьютеров. Все виды информационных ресурсов как в материальном, так и в электронном виде можно назвать «долговременной памятью человечества».

В множестве информационных ресурсов значительное место занимают информационные образовательные ресурсы. К ним относятся учебные книги, словари, энциклопедии, атласы, карты, различные пособия и т.д. Однако в связи с прогрессом в области компьютерной техники появились новые формы представления учебной информации. В книжных магазинах помимо традиционной учебной продукции широко представлены компьютерные программные средства, используемые в образовательном процессе, разнообразные учебные материалы на компакт-дисках, содержащих обучающие, контролирующие и демонстрационные программы практически по всем образовательным разделам; электронные книги, словари-переводчики, электронные энциклопедии, объем которых в сотни раз превышает бумажную энциклопедию, различные юридические спра­вочники (БД) на дисках и в Интернете. Эти же ресурсы в Интернете позволяют воспользоваться информацией из них в онлайн-режиме, т. е. режиме прямого доступа.

В странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных цифровых образовательных ресурсов. Для удобства доступа к ним в России организован портал (вход) на все образовательные сайты через единое окно http://window.edu.r u на государственном образовательном портале www.edu.ru (рис. 1.2).

Познакомиться с составом Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для школ нашей страны можно на сайте http:// school-col lection.edu.ru/ (рис. 1.3)

Особое место в информационных ресурсах в последние годы стали занимать электронные книги, отличительной чертой которых является использование технологии гиперссылок, позволяющих переходить I установленных местах электронного текста (ссылках) на различные фрагменты книги напрямую.

Например, вы готовите курсовую или дипломную работу по литературе и текстовом редакторе. Ряд материалов у вас находится непосредственно на диске вашего компьютера. Для удобства в тексте курсовой работы можно сделать ссылку на цитируемую вами литературу или другой материал. Для итого можно выполнить команду текстового редактора Вставка, Гиперссылка. Воткрывшемся окне указать имя нужного файла, содержащего текст цитируемой вами книги или статьи, или имя файла с рисунком, схемой, аудиозаписью, видеороликом (рис. 1.4). Это имя файла в виде ссылки останется и тексте курсовой работы. Каждый раз, когда вам нужно будет обратиться к материалу из этого файла, следует при нажатой клавише CTRL щелкнуть левой клавишей мыши по ссылке и в вашем окне откроется нужный документ - текст, таблица, презентация, рисунок и т. д.


Электронные библиотеки в системе информационных образовательных ресурсов стали неотъемлемой частью жизни - это не только файлы на диске компьютера или материалы на компакт-дисках, но и материалы на библиотечных сайтах в Интернете.

Но каждый раз поиск таких материалов занимает достаточно много времени, поэтому очень удобно создать файл каталога электронной библиотеки по какой-то теме у себя на компьютере и работать далее через него, осуществляя вызов по гиперссылке какого-либо сайта в Интернете.

Чтобы это реализовать в вашей курсовой работе, сделаем в ней список ссылок используемых сайтов. Выполним в текстовом редакторе команду Вставка, Гиперссылка и в поле Адрес введем интернет-адрес нужного сайта или его конкретного раздела, напримеробратимся к сайту Российской государственной библиотеки. В результате, если, конечно, ваш компьютер подключен к Интернету, на экране появится головная страница сайта или страница заданного вами раздела (рис. 1.5).

В Интернете есть множество различных электронных библиотек. Каталоги электронных библиотек построены иерархически, т. е. сначала разделы, потом подразделы, а затем конкретные ссылки на статьи или тезисы (например, на сайте «ИКТ в образовании» http://www .ict. edu.ru/lib/).

I. Домашнее задание: §1.2 (учебник Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. – учить, выполнить задание: Используя сайт «Единое окно» (http://window.edu.ru ), составьте список ссылок на ресурсы www.fcior.edu.ru (разделы НПО и СПО), имеющих непосредственное отношение к подготовке по вашей будущей профессии. Воспользуйтесь также подборкой сайтов по профориентации (табл. 1.1).

II. Закрепление нового материала.

Ответьте на вопросы:

1. Что относится к информационным ресурсам общества?

2 . Мозговой штурм: привести пример профессий, связанных с получением и обработкой информации, предположить, какие технические средства при этом используются.

Практическое задание

1. Составьте таблицу ссылок на сайты библиотек региона, в котором вы живете, используя Интернет.

2. Подберите коллекцию работ любимого художника, используя электронную экспозицию на сайте музея Третьяковской галереи (http://www. tretyakovgallery.ru/ ).

3. Осуществите перевод фраз в онлайн-режиме, используя сайт компьютерного переводчика Promt (http://www.promt.ru/).

4. Найдите закон об образовании, используя портал российского образования www.edu.r u.

Отчетом по работе будет служить созданный документ в формате Word. Документ сохранить в своей папке.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Концепция электронного правительства появилась на Западе в конце 1990-х годов как идея широкого внедрения современных компьютерных технологий в работу государственных структур. Целью такого внедрения предполагалось повышение эффективности и прозрачности работы государственного аппарата. Эта концепция сопровождалась также и другой идеей - идеей сервисно-ориентированного государства, то есть государства как организации, предоставляющей услуги своим гражданам. Для решения этих задач во всем мире стали появляться соответствующие целевые программы: e-Europe, e-Austria, Indonesia National e-Strategy. В работе электронного правительства эффективно используются передовые компьютерные технологии, и, в первую очередь, сети Интернет, для улучшения взаимоотношении и развития связей между государственными службами и гражданами. Таким образом доступ к услугам становится более мобильным, гибким. Можно получить информацию, выйдя в интернет на мобильном устройстве в любом месте, в любое подходящее время. В некоторых случаях использование сети Интернет может быть единственным способом получения государственных услуг (люди с ограниченными физическими возможностями).

Концепция электронного правительства включает электронное взаимодействие на самых разных уровнях. Это взаимоотношения между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen); между государством и частными компаниями (G2B - government-to-business); а также между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G - government-to-government). Совершенствование всех этих взаимоотношений обеспечивает гораздо более эффективную работу государственного аппарата и, как следствие, ускорение экономического развития. Получив возможность доступа к государственным услугам по Интернету, граждане и компании избавляются от необходимости ехать через весь город в нужное им государственное учреждение и стоять там в очереди в неудобное для себя время. Вместо этого люди могут оперативно и просто решить вопрос, требующий взаимодействия с государственными органами, по Интернету в любое удобное для них время. С помощью различных интерактивных служб граждане и предприниматели могут заходить на государственные веб-узлы и заполнять многочисленные формы, записываться на прием, искать работу, получать другие услуги. Степень внедрения электронного правительства считается важным показателем уровня развития каждой страны и периодически измеряется экспертами ООН, составляющими специальный рейтинг - E-government Readiness Index. Ежегодно публикуются отчеты, представляющие потенциал и возможности развития технологий в 191 стране мира. На 2010 год Россия занимает 59 место в мире по степень внедрения электронного правительства .

К целями формирования электронного правительства в РФ относятся:

    повышение качества и доступности предоставляемых услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания;

    повышение открытости информации о деятельности ОГВ;

    повышение качества административно-управленческих процессов.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

    развитие и широкое применение в деятельности ОГВ средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности ГО, основанных на использовании современных ИКТ;

    предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия ГО с гражданами и организациями;

    создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

    внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности;

    формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, а также организацию межведомственное взаимодействие.

В целях обеспечения взаимодействия граждан с ОГВ должна быть создана единая информационно-справочная система. Такой системой является система интернет-порталов государственных услуг. В мировой практике можно выделить два основных подхода к построению интернет-порталов государственных услуг: пример первого реализуется в США, второго - в Великобритании. Первый - децентрализованный. Америка – большая по территории страна независимыми штатами. Там имеется центральный портал, который, по сути, является единой поисковой системой. В ней можно найти нужную ссылку на портал ведомства, а ведомства создают собственные порталы. Нет ни единых стандартов представления информации, ни стандартов взаимодействия. С точки зрения граждан, такое разнообразие не слишком удобно, т.к. описание по сути одной и той же услуги на разных порталах может существенно отличаться . Второй подход – централизованный: государство определяет единые стандарты и обеспечивает необходимую безопасность с точки зрения работы с персональными данными. Для России с ее федеративным устройством и тремя уровнями власти предложен компромиссный вариант организации порталов, который максимально соответствует и федеральной структуре, и правовому устройству. Должны быть единые стандарты представления информации, единые стандарты обмена данными между уровнями, но у каждого федерального органа власти, региона и муниципалитета должен быть свой учет информации, собственная зона ответственности в связи с тем, что услуги оказываются на местах, а не в “абстрактном” федеральном центре .

Система порталов состоит из двух ключевых компонентов: реестра, куда чиновник в соответствии с регламентом заносит информацию об услугах, и портала, доступного гражданам и организациям через интернет. Есть две разные организационные модели наполнения реестров информацией в регионе. По первой модели в администрации работает оператор, которому все органы власти предоставляют информацию в произвольной форме, а оператор ее вносит в реестр и отвечает за ее достоверность. По второй - заполняют реестр и отвечают за каждую услугу чиновники, работающие в конкретных ведомствах, оказывающих услуги. В России предпочли использовать вторую модель.

Также в мировой практике выделяют 4 этапа развития порталов госуслуг:

    Никаких электронных услуг не оказывается. Цель данного этапа – предоставить гражданам в доступной форме достоверную и актуальную информацию о деятельности органов власти и об оказываемых услугах. Это требует не только структурирования больших массивов информации, но и выработки определенных механизмов повышения ответственности чиновников за обновление информации;

    Появляется возможность скачивать и заполнять бланки документов;

    Наличие обратной связи. Заходя в интернет, граждане могут отслеживать прохождение своего запроса: на каком этапе в данный момент находится получаемая услуга, когда можно идти за результатом;

    В электронном виде можно сделать обращение, проследить за ходом оказания услуги и получить результат.

На момент написания данного отчета полностью 4-я стадия не реализована ни в одной стране мира. Большинство развитых стран находится на второй или третьей стадии развития порталов с частичной реализацией возможностей четвертой.

По концепции формирования в РФ электронного правительства, одобренной распоряжением №632-р от 6 мая 2008 развитие сайтов ГО в сети Интернет предполагает, что сайты ГО в сети Интернет обеспечат:

    оперативное размещение информации в Интернете, открытый доступ к ней;

    публикацию сведений о предоставляемых услугах, условиях их получения;

    организацию интерактивного взаимодействия с гражданами в рамках предоставления государственных услуг;

    обеспечение обратной связи и обработку обращений граждан.

В целях обеспечения полноты размещаемой информации и оперативного обновления предусматривается формирование единых требований, определяющих общий перечень публикуемых сведений, порядок, сроки и регулярность их размещения и обновления, условия доступа к ним пользователей сети Интернет. Предполагается, что существенную долю пользователей интерактивных сервисов составят граждане, которые имеют различные физические недостатки (слух, зрение, ограничения в подвижности) и для которых электронные формы взаимодействия зачастую оказываются наиболее удобным или даже единственным способом доступа к государственным сервисам. В целях обеспечения удобства обращения граждан и организаций в ОГВ и получения необходимой справочной информации могут быть созданы ведомственные центры обработки телефонных обращений. В целях обеспечения комплексной справочной поддержки граждан по вопросам взаимодействия с ОГВ должна быть создана единая информационно-справочная система.

Основой справочной системы станет единый реестр государственных услуг (единый список, перечень услуг, предоставляемых государством РФ гражданам РФ), доступ к которому осуществляется через портал государственных услуг. Портал государственных услуг - веб-портал, представляющий собой единую точку доступа к информации о государственных услугах. Федеральный интернет-портал государственных услуг обеспечивает единую точку доступа граждан к соответствующему реестру государственных услуг, региональному порталу государственных услуг. Интернет-порталы государственных услуг должны содержать также информацию, необходимую для оплаты гражданами государственных услуг при их получении, в том числе через Интернет, а также информацию о способах оплаты. В случае регистрации пользователя и предоставление им дополнительных данных (возраст, род занятий) портал государственных услуг должен информировать его о ходе оказания конкретной государственной услуги. Таким образом, портал государственных услуг должен выполнять функцию единого центра информационного обеспечения гражданина по вопросам его взаимодействия с органами власти.

Существует узкое и широкое понимание электронного правительства. В широком смысле электронное правительство включает использование информационных и коммуникационных технологий для усовершенствования ежедневной деятельности правительства.

Журнал «The Economist» выделяет следующие аспекты электронного правительства:

  • ? установление безопасной интрасети правительства и центральной базы данных для более эффективного и кооперативного взаимодействия между правительственными агентствами;
  • ? предоставление услуг на сетевой основе;
  • ? применение электронной торговли (e-commerce) для более эффективной правительственной трансакционной деятельности, такой как поставка и контракт;
  • ? цифровая демократия (digital democracy) для более прозрачной ответственности правительства.

В рамках реализации проектов электронного правительства выделяют следующие типы взаимодействий:

  • ? между государством и гражданами (Government-to-Citizen) - G2C;
  • ? между государством и бизнесом (Government-to-Business) - G2B;
  • ? между различными ветвями государственной власти (Government - to-Government) - G2G.

Помимо новых форм взаимодействия, электронное правительство рассматривается и как новая модель государственного управления, появившаяся в результате преобразования традиционных отношений граждан и власти. При таком понимании electronic government включает в себя как технологические, так и социальные, экономические и политические аспекты и представляет собой инфраструктуру, которую создают государственные органы власти, чтобы изменить способы выполнения стоящих перед ними задач и реализации установленных функций.

Применение электронных и информационных технологий в государственном управлении проходит ряд этапов. Выделяют пять основных этапов в этом процессе (согласно данным Отделения государственной экономики и управления ООН и Американского общества государственного управления).

Первый этап - возникающее веб-присутствие - связан с выходом правительственных агентств в электронные сетевые структуры. На этом этапе правительства имеют один или несколько сайтов, которые выполняют информационную роль. Эти сайты информируют граждан о составе правительства, его министрах, агентствах, чиновниках. Размещается также информация о телефонах, адресах, часах приема и т. д. На сайтах можно обнаружить и «обратную связь» в виде ответов на наиболее часто задаваемые вопросы.

Второй этап - продвинутое веб-присутствие - позволяет пользователям получать специализированную и постоянно обновляемую информацию через множество правительственных сайтов. Здесь есть возможность получать правительственные публикации, юридические документы, новостную информацию. Число правительственных агентств в сети увеличивается, и возможна связь с каждым из них. Появляется информация об электронных адресах, поисковые системы, возможность послать комментарий или совет.

Третий этап - интерактивное веб-присутствие - характеризуется интенсификацией возможности взаимодействия между гражданами и правительственными структурами, поставляющими услуги населению. Национальный правительственный веб-сайт часто действует в виде портала, прямо связывающего пользователя с министрами, департаментами и агентствами. Взаимодействие между гражданами и поставщиками Интернет-услуг позволяет пользователям сети напрямую иметь доступ к информации, соответствующей их конкретным потребностям и интересам. Пользователь может получать специализированные данные, загружать различные формы и бланки или подписывать их через сеть, назначать встречи с чиновниками, участвовать в электронных собраниях. Здесь появляются сайты безопасности и пароли для пользователей.

Четвертый этап - транзакционное веб-присутствие - включает возможности для пользователя получать через сеть документы и осуществлять сделки. Граждане могут получать визы, паспорта, свидетельства о рождении и смерти, лицензии, разрешения и другие транзакционные услуги. Правительственный веб-сайт является порталом, содержащим прямой доступ граждан к правительственным подразделениям и услугам. Подобные порталы скорее ориентированы на нужды и приоритеты граждан, чем на правительственные функции и структуры. Граждане могут также платить налоги и осуществлять другие платежи через сеть (за парковку, регистрацию автомобилей и т. д.). На этом этапе начинает признаваться электронная подпись.

Пятый этап - полностью интегрированное веб-присутствие - выделяется тем, что позволяет правительству предоставлять гражданам все услуги через специализированный правительственный портал. Здесь границы между правительственными подразделениями очень подвижны, что позволяет говорить о новом качестве правительства, организации его деятельности и работе сотрудников государственного аппарата, подобно «виртуальному государству» и соответствующей «виртуальной бюрократии», «бюрократии системного уровня».

Некоторые исследователи говорят о наиболее высоком этапе развития электронного правительства, когда оно включается в систему электронной демократии, позволяющей осуществлять электронное голосование, сетевые публичные форумы, сетевые социологические обследования и т. д. Если предыдущие стадии относятся к сетевым публичным услугам в административной сфере, то последняя стадия подчеркивает сетевую политическую активность граждан.

Сегодня технология электронного правительства хорошо отработана в развитых странах мира, и не стоит пытаться создать принципиально новые вещи, когда можно воспользоваться передовым опытом. Конечно, существуют национальные отличия, связанные с различиями в политических системах, уровнях социально-экономического развития и развитости информационной инфраструктуры, но все они влияют только на скорость внедрения электронного правительства в конкретных регионах.

На сегодняшний день государственные проекты и программы в области электронного правительства стали общим местом - они существуют и реализуются на тех или иных этапах практически везде, по крайней мере в развитых странах. На первом этапе это были государственные сайты-витрины, являвшиеся просто средством донесения информации от государства, от ведомств - к гражданам.

На втором этапе произошел переход к порталам, позволяющим организовывать более активное взаимодействие и централизацию информационных ресурсов. Сегодня в развитых странах происходит переход к третьему поколению средств взаимодействия, к Government Gateways - «шлюзам одного окна». Каждое поколение технологий приводит к повышению эффективности взаимодействия. Ценность проектов электронного правительства заключается именно в пользе для граждан и частных компаний.



Поделиться