В чем заключается концепция электронного. Информационная открытость органов власти в субъектах России

Информационная открытость органов власти в субъектах России

1.2 Концепция «электронное государство»

Термин «электронное государство» является переводом с английского «electronic government». История происхождения термина является одной из причин проблемы его использования в русскоязычной научной литературе. Это связано с тем, что некоторые исследователи переводят многозначное английское слово government как «правительство», что не совсем корректно, так как в русском языке под «правительством» чаще всего понимают исполнительный орган власти. Следует отметить, что government при переводе может трактоваться не только как «правительство», но и как «государство» в широком смысле этого слова, что, в свою очередь, включает в себя все три ветви государственной власти - исполнительную, законодательную и судебную. Именно поэтому в данной работе мы употребляет термин «электронное государство», а не «электронное правительство». Следующая проблема состоит в том, что несмотря на то, что «электронное государство» и Интернет являются относительно новыми предметами для исследования в современной научной литературе, им посвящено множество работ, которые относятся к различным сферам: социальной науке, экономической, технической. Так, согласно библиографической и реферативной базе данных «SCOPUS», более 370 тыс. работ посвящено теме «Internet» и практически 16,5 тыс. работ посвящено «electronic government» (см. Рис. 1.3, Рис. 1.4)

Рис. 1.3. Количество публикаций по теме «Internet» 1950- 2016 гг. Источник: SCOPUS

Рис. 1.4. Количество публикаций по теме «electronic government» 1950- 2016 гг. Источник: SCOPUS

Следовательно, феномен носит междисциплинарный характер, что порождает различные интерпретации термина, в зависимости от того, в какой научной сфере он применяется (см. Таблица 1.2).

Табл. 1.2. Определения термина «электронное государство» в различных сферах науки.

Определение

Сфера использования

World Bank (2003)

Использование ИКТ для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности органов государственного управления.

Менеджмент

European Information Society (2004:20)

Использование ИКТ в сфере государственного управления в сочетании с организационными изменениями и новыми навыками с целью улучшения предоставления государственных услуг, демократических процессов и усилении поддержки проводимой государственной политике.

Менеджмент

Использование сети Интернет и World Wide Web для предоставления государственной информации и услуг населению.

Информационные технологии

Использование ИКТ, а именно сети Интернет, как средства преобразования в органах государственной власти.

Информационные технологии

Реорганизация органов государственной власти посредством внедрения ИКТ с целью сближения с населением и другими акторами.

Политические науки

Источник: Palvia S. C. J., Sharma S. S. E-government and e-governance: definitions/domain framework and status around the world //International Conference on E-governance. - 2007. P.2

Рассмотрев ряд определений, можно выделить, что в основе понятия «электронное государство» лежит два элемента: 1 - ИКТ как техническая субсистема, 2 - государство, как социальная субсистема. Техническая субсистема включает в себя: оборудование, программное обеспечение, различные программы, сами сети и другое. В свою очередь, социальная субсистема состоит из различных переменных, касающихся структуры организации и процесса работы, людей и другие физические ресурсы. Bellamy C., Taylor J. A. Governing in the information age. Open Univ Pr, 1998., P. 27

Кроме того, «электронное» означает, что технологии позволяют акторам взаимодействовать с кем угодно, в любом месте, в любое время, посредством использования компьютеров или других устройств, используя Интернет или другие ИКТ. «Государство» включает в себя структуру, процесс, методы и практики принятия политических решений, а так же предоставление услуг публичному сектору.

Многие исследователи, такие как Р. Силкок, К. Лейн и Дж. Ли, М. Мун и др. рассматривали феномен «электронного государства», как эволюционирующий процесс, происходящий в несколько этапов. Следует отметить, что вне зависимости от того, рассматривает ли «электронное государство» как технологический процесс или организационный процесс, исследователи выделяют три основных этапа: публикация информации, транзакции и интеграция. Однако, кроме основных этапов исследователи выделяют и другие (см. Таблица 1.3).

Табл. 1.3. Этапы развития «электронного государства».

Модель Р. Силкок

Модель К. Лейн и Дж. Ли

Модель М. Мун

Публикация информации

Публикация информации

Публикация информации

Двустороннее взаимодействие

Транзакции

Двустороннее взаимодействие

Официальные порталы с функциями разной направленности

Вертикальная интеграция

Сервисы и финансовые транзакции

Персонализация порталов

Горизонтальная интеграция

Интеграция

Кластеризация основных сервисов

Политическое участие

Полная интеграция и предоставление всей информации о деятельности

Источники: Silcock, R. `What is e-Government? Parliamentary Affairs, Vol 54 (2001) P. 88-101; Layne K., Lee J. Developing fully functional E-government: A four stage model //Government information quarterly. - 2001. - Т. 18. - №. 2. - P. 122-136.; Moon M. J. The evolution of e?government among municipalities: rhetoric or reality? //Public administration review. - 2002. - Т. 62. - №. 4. - P. 424-433.

Модель К. Лейн и Дж. Ли является одной из самых известных моделей «электронного государства», которая подчеркивает его эволюционирующую направленность. Так:

· На первом этапе происходит размещение органами государственной власти информации для пользователей, в основном речь идет о организации редко обновляющегося веб-сайта или Интернет-портала без какого-либо двухстороннего взаимодействия или предоставления интерактивных функций.

· Второй этап включает в себя внедрение в веб-сайты и Интернет-порталы механизмов для интерактивного взаимодействия органов государственной власти с другими акторами. Появляется возможность скачивания размещенных на сайтах данных.

· Третий этап - вертикальная интеграция и проведение транзакций (например, оплата налога) посредством использования электронной цифровой подписи.

· Последний этап - горизонтальная интеграция или же интерактивная демократия, в рамках которой происходит полное внедрение ИКТ в сферу государственного управления. Layne K., Lee J. Developing fully functional E-government: A four stage model //Government information quarterly. - 2001. - Т. 18. - №. 2. - P. 122-136.

Исследователи полагают, что сайты государственных органов власти эволюционируют таким же образом. Развитие веб-сайта является прогрессивным и каждая следующая ступень развития лучше предыдущей. Уровень развития может варьироваться от сайта к сайту - некоторые представляют собой одностраничные структуры с информацией, другие могут включать дополнительную информацию, такую как контакты и календарь встреч с гражданами.

В широком смысле, «электронное государство» - это непрерывная оптимизация предоставления услуг, государственного управления и участия в нем граждан путем изменения внутренних и внешних отношений посредством внедрения новых ИКТ. Под оптимизацией предоставления услуг подразумевается создание веб-сайтов, специализированных порталов или центров для повышения эффективности коммуникации между государством (government, G), бизнесом (business, B) и гражданами (citizen, C).

В современных исследованиях принято несколько вариантов взаимодействия между ними (см. Таблица 1.4). Например, вариант «G2G» в основном включает в себя обмен информацией и услугами внутри государственной структуры. В вариантах «G2B» и «B2G» происходит разработка средств для обмена информацией между государственными структурами и бизнесом, а также платформы для государственных закупок.

Таблица 1.4. Типы «электронного государства»

Государство (G)

Бизнес (B)

Граждане (C)

Государство (G)

Бизнес (B)

Граждане (C)

Источник: Song H. J. et al. Building E-Governance through Reform. - Ewha Womans University Press, 2004. - Т. 2. P.53

Под оптимизацией государственного управления подразумевается внедрение ИКТ в деятельность государственных органов, а именно компьютеризацию и электронный документооборот. Привлечение граждан в процесс государственного управления предполагает создания новых механизмов электронного участия в обсуждении и принятии политических решений.

То есть, общество перестает быть просто потребителем государственных услуг, а становится их сопроизводителем. На принципе участия граждан, прозрачности и сотрудничестве так же основывается концепт «открытого государства», который предполагает участие граждан в процессе принятия политических решений, а так же свободный доступ граждан к информации и данным о деятельности органов государственной власти. Некоторые исследователи утверждают, что «открытое государство» является следующей ступенью развития «электронного государства». Однако, следует отметить, что оно не заменяет собой «электронное государство», а основывается на нем. Исходя из рассмотренных исследований, мы считаем, что существуют концептуальные пересечения в сфере использования ИКТ для доступа к информации. В настоящее время одним из проявлений этого является публикация открытых данных (open data), касающихся государственной деятельности и информационная открытость.

Рис 1.5. Соотношение концепций «электронное государство» и «открытое государство». Источник: рисунок автора.

В некоторых случаях происходит путаница между понятиями «открытые данные» и «информационная открытость». Несмотря на то, что оба термина тем или иным образом касаются публикации информации органами государственной власти онлайн, существует различия. «Информационная открытость» в отличии от «открытых данных» подразумевает не только публикацию информационных данных, но и свободный для общественности доступ. Кроме того, значение имеет "понятность" информации для получателя, то есть легкость ее восприятия.

Говоря о информационной открытости органов государственной власти в основном выделяют несколько компонентов:

· Обеспечение доступа к информации по своей собственной инициативе;

· Обеспечение доступа к информации по запросу;

· Вовлечение в процесс принятия политических решений общества путем открытых слушаний, встреч и др.;

· Вовлечение в процесс принятия политических решений общества путем участия в соответствующих комитетах, советах. Boserup L. K., Christensen J. P. An Introduction to Openness and Access to Information. - Danish Institute for Human Rights, 2005.

В данной работе мы исследуем информационную открытость органов региональной власти в современной России и под «информационной открытостью» понимаем возможность получения прозрачной и доступной информации о деятельности органов государственной власти посредством доступа к официальным веб-сайтам в глобальной сети Интернет.

Административная реформа, направленная на повышение доступности государственных и муниципальных услуг

К 2010 году был утвержден ряд нормативно-правовых документов, касающихся развития системы электронных услуг органами государственной власти РФ: · Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации...

Государство и основные этапы его становления и развития

Государство - важнейший орган политической власти в любом обществе, если в отношении господствующих классов государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов...

Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

Развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain («Цифровая Британия») 2009 года. Документ, разработанный департаментами культуры, СМИ и спорта, бизнеса и инноваций, описывает основные цели...

Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

Во Франции создание электронного правительства было провозглашено одним из приоритетных направлений в программе правительственных действий по организации общества информации (PAGSI), принятой 18 января 1998 года...

Политическая и правовая мысль о происхождении государства и права

Платон (427-347 гг. до н,э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но во всей истории философии, политических и правовых учений. В мировоззрении Платона очень важное место принадлежит его взглядам на государство и общество...

Современные информационные и коммуникационные технологии в государственном управлении

В современном понимании стран, внедривших систему или отдельные элементы еGovernment...

Электронное правительство

Граждане Правительство Бизнес Третий сектор Наука Граждане (С) C2C C2G C2B C2N C2S Правительство (G) G2C G2G G2B G2N G2S Бизнес (В) B2C B2G B2B B2N B2S Третий сектор (N) N2C N2G N2B N2N N2S Наука (S) S2C S2G S2B S2N S2S...

Электронное правительство

1.1 Понятие электронного правительства В индустриальную эпоху такие нововведения, как железные дороги и авиация, совершенно изменили лицо общества и бизнеса в результате появления новых рынков сбыта, о которых раньше нельзя было и подумать...

Электронное правительство

16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция «электронное правительство»...

Электронное правительство

Электронное правительство. Универсальная электронная карта в системе электронного правительства

Электронное правосудие

Двадцать первый век - век информационных технологий. Все сферы человеческой деятельности компьютеризируются. Изменения коснулись и судебной системы. Наша страна активно следует курсу на «электронное правосудие»...

Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ

Специалисты отмечают следующие проблемы современного российского информационного общества: - отсутствие ориентации создаваемых органами власти информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам...

Лекция 3

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов

Устный фронтальный опрос:

1. Как информационные технологии изменили характер труда? В чем состоит автоматизация труда на современном производстве, в образовательных учреждениях, торговле, банках, медицине, а также в различных областях науки и искусства?

2.В каких областях применяют промышленных роботов, автоматизированные системы управления, компьютерную диагностику?

3. Почему информационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения и как они помогают реализовать потребности в самообразовании людей?

4. Как меняется уклад всей жизни человека современного общества? В чем заключается концепция электронного, или «умного», дома? Какова роль информационных технологий в росте коммуникативной активности людей?

Информационныересурсыобщества

Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека.

Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические перево­ды, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудиоматериалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) – юридическая формула, принятая в Федеральном законе «об информации, информационных технологиях и о защите информации»

В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов - их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов.

Возьмем самый обыденный пример. Допустим, врач выписал больному лекарство. Как мы знаем, нужное лекарство не всегда можно найти в ближайшей аптеке, да и «разброс» цен на одно и то же лекарство весьма существенен. Войдем на поисковый сервер в Интернете www.yandex.ru и сформируем запрос: «Наличие лекарств в аптеках Таганрога».

В результате выполнения запроса появится перечень сайтов с интересующей нас информацией.

Войдя на выбранный сайт, в специальном окне поиска наберем название лекарства и при желании укажем ближайшую к вам улицу. В результате исполнения увидим перечень аптек, где есть это лекарство, его цену в каждой аптеке, а также узнаем, есть ли служба доставки на дом (рис. 1. 1).

К современным информационным ресурсам относят и те, которые хранятся в электронном виде. Человечество стремится сохранить свои информационные ресурсы в цифровом виде, так как тогда их можно использовать с помощью компьютеров. Все виды информационных ресурсов как в материальном, так и в электронном виде можно назвать «долговременной памятью человечества».

В множестве информационных ресурсов значительное место занимают информационные образовательные ресурсы. К ним относятся учебные книги, словари, энциклопедии, атласы, карты, различные пособия и т.д. Однако в связи с прогрессом в области компьютерной техники появились новые формы представления учебной информации. В книжных магазинах помимо традиционной учебной продукции широко представлены компьютерные программные средства, используемые в образовательном процессе, разнообразные учебные материалы на компакт-дисках, содержащих обучающие, контролирующие и демонстрационные программы практически по всем образовательным разделам; электронные книги, словари-переводчики, электронные энциклопедии, объем которых в сотни раз превышает бумажную энциклопедию, различные юридические спра­вочники (БД) на дисках и в Интернете. Эти же ресурсы в Интернете позволяют воспользоваться информацией из них в онлайн-режиме, т. е. режиме прямого доступа.

В странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных цифровых образовательных ресурсов. Для удобства доступа к ним в России организован портал (вход) на все образовательные сайты через единое окно http://window.edu.r u на государственном образовательном портале www.edu.ru (рис. 1.2).

Познакомиться с составом Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для школ нашей страны можно на сайте http:// school-col lection.edu.ru/ (рис. 1.3)

Особое место в информационных ресурсах в последние годы стали занимать электронные книги, отличительной чертой которых является использование технологии гиперссылок, позволяющих переходить I установленных местах электронного текста (ссылках) на различные фрагменты книги напрямую.

Например, вы готовите курсовую или дипломную работу по литературе и текстовом редакторе. Ряд материалов у вас находится непосредственно на диске вашего компьютера. Для удобства в тексте курсовой работы можно сделать ссылку на цитируемую вами литературу или другой материал. Для итого можно выполнить команду текстового редактора Вставка, Гиперссылка. Воткрывшемся окне указать имя нужного файла, содержащего текст цитируемой вами книги или статьи, или имя файла с рисунком, схемой, аудиозаписью, видеороликом (рис. 1.4). Это имя файла в виде ссылки останется и тексте курсовой работы. Каждый раз, когда вам нужно будет обратиться к материалу из этого файла, следует при нажатой клавише CTRL щелкнуть левой клавишей мыши по ссылке и в вашем окне откроется нужный документ - текст, таблица, презентация, рисунок и т. д.


Электронные библиотеки в системе информационных образовательных ресурсов стали неотъемлемой частью жизни - это не только файлы на диске компьютера или материалы на компакт-дисках, но и материалы на библиотечных сайтах в Интернете.

Но каждый раз поиск таких материалов занимает достаточно много времени, поэтому очень удобно создать файл каталога электронной библиотеки по какой-то теме у себя на компьютере и работать далее через него, осуществляя вызов по гиперссылке какого-либо сайта в Интернете.

Чтобы это реализовать в вашей курсовой работе, сделаем в ней список ссылок используемых сайтов. Выполним в текстовом редакторе команду Вставка, Гиперссылка и в поле Адрес введем интернет-адрес нужного сайта или его конкретного раздела, напримеробратимся к сайту Российской государственной библиотеки. В результате, если, конечно, ваш компьютер подключен к Интернету, на экране появится головная страница сайта или страница заданного вами раздела (рис. 1.5).

В Интернете есть множество различных электронных библиотек. Каталоги электронных библиотек построены иерархически, т. е. сначала разделы, потом подразделы, а затем конкретные ссылки на статьи или тезисы (например, на сайте «ИКТ в образовании» http://www .ict. edu.ru/lib/).

I. Домашнее задание: §1.2 (учебник Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. – учить, выполнить задание: Используя сайт «Единое окно» (http://window.edu.ru ), составьте список ссылок на ресурсы www.fcior.edu.ru (разделы НПО и СПО), имеющих непосредственное отношение к подготовке по вашей будущей профессии. Воспользуйтесь также подборкой сайтов по профориентации (табл. 1.1).

II. Закрепление нового материала.

Ответьте на вопросы:

1. Что относится к информационным ресурсам общества?

2 . Мозговой штурм: привести пример профессий, связанных с получением и обработкой информации, предположить, какие технические средства при этом используются.

Практическое задание

1. Составьте таблицу ссылок на сайты библиотек региона, в котором вы живете, используя Интернет.

2. Подберите коллекцию работ любимого художника, используя электронную экспозицию на сайте музея Третьяковской галереи (http://www. tretyakovgallery.ru/ ).

3. Осуществите перевод фраз в онлайн-режиме, используя сайт компьютерного переводчика Promt (http://www.promt.ru/).

4. Найдите закон об образовании, используя портал российского образования www.edu.r u.

Отчетом по работе будет служить созданный документ в формате Word. Документ сохранить в своей папке.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Вначале необходимо определиться с понятием и сущностными характеристиками концепции «ЭП». Несмотря на относительную новизну, тематика ЭП приобрела чрезвычайную популярность в научной литературе. Только согласно SCOPUS на эту тему написано более тысячи работ, большинство из которых - в США. Отсюда множество интерпретаций ЭП, обзорам которых зачастую отводится немалая часть научных работ.

Сложность трактовки ЭП обусловлена несколькими проблемами. Во-первых, междисицплинарностью самого феномена, т.к. ЭП - предмет исследования как технических, так и социальных наук, вследствие чего появляются «технические», «экономические» и иные определения ЭП.

Вторая проблема заключается во множестве смежных терминов: «электронное правление» (e-governance), «электронная демократия», «виртуальное государство», «электронное государство», «открытое правительство» и т.п. Вследствие этого возникает риск концептуальных натяжек и отсутствия объяснительной силы концепта «ЭП» в силу его метафоричности.

Третья проблема состоит в идеологической загруженности и нормативности термина. Так, согласно определению Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), ЭП - «использование информационных и коммуникационных технологий, в особенности Интернета, как средства достижения хорошего правления». Всемирный Банк трактует ЭП как «использование правительственными агентствами информационных технологий, … которые способны трансформировать отношения между гражданами, предприятиями и государственными структурами».

Наконец, четвертая проблема связана с некорректным переводом англоязычного термина government как «правительство»: в то время как правительство в русском подразумевается как некая организация управления, термин government обозначает также и процесс управления (правления). В этой связи А.В. Чугунов предлагает трактовку ЭП как «электронного государственного управления», концепции управления, предполагающую модернизацию административных процессов различных ветвей власти.

В данной работе под ЭП мы будем понимать концепцию трансформации и модернизации публичной политики и управления на основе внедрения и использования ИКТ. Исходя из этого, в оценке относительно ЭП нуждаются как информатизация государственного сектора, так и последующие изменения институтов публичной политики, с ней связанные.

Внедрение ИКТ в публичном секторе проходит по разным направлениям, как внутри органов власти, так и в области взаимодействия акторов публичной политики между собой. Мы можем выделить три таких направления: электронная администрация, электронные услуги и электронное участие.

Электронная администрация предполагает информатизацию внутрибюрократических процессов, начиная от компьютеризации и установления электронного документооборота до автоматизированного сопровождения иных секторов ЭП. Сектор электронных услуг включает ИКТ - механизмы предоставления государственных (муниципальных) через веб-сайты, порталы или специализированные центры. Наиболее часто этот сектор представляют в виде матрицы «G2». Она исходит из взаимодействия трех типов акторов: государства (government, G), бизнеса (business, B) и граждан (citizen, C). Вариантов таких взаимодействий может быть несколько (см. Таблицу 1.3). Например, модули «G2B» и «B2G» предполагают, что бизнес является либо заказчиком, либо поставщиком услуг. Модули «G2C» и «C2G» включают предоставление гражданам государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, а также обратную связь - заказ услуг либо контроль над их выполнением.

Таблица 1.3. Матрица взаимодействий в рамках ЭП

Государство

Граждане

Государство

Граждане

Электронное участие предполагает механизмы вовлечения граждан в обсуждение проблем и принятие решений: от каналов обратной связи до электронного голосования. В рамках этого направления ЭП максимально сближается с «электронным правлением» (electronic governance) и «открытым правительством» (open government), поэтому, во избежание путаницы, эти термины необходимо разграничить.

Первый термин связан с новой парадигмой «governance», которую обычно переводят как «правление» либо «управление без управляющих». Данная парадигма базируется на сетевом подходе и понимается как «поддержание координации и согласованности в действиях многообразных индивидуальных акторов, государственных институтов, групп интересов, организаций и наднациональных структур». Здесь государство видится лишь одной из заинтересованных сторон, мнение которой является далеко не единственным при принятии решения. В дальнейшем появляется и концепт «хорошего правления» (good governance), базирующийся на принципах: 1) участия граждан; 2) верховенства права; 3) транспарентности и подотчетности власти; 4) равенства и инклюзивности; 5) эффективности; 6) ответственности; 7) ориентации на поиск консенсуса Многие исследователи считают «электронное правление» более широким концептом, чем ЭП, поскольку оно предполагает кардинальную смену общественных отношений: широкое распространение механизмов электронного голосования по типу прямой демократии, правление в сотрудничестве, формы реализации «сетевой публичной политики».

Что, касается «открытого правительства» (далее - ОП), то сам этот концепт, выражающийся в принципах прозрачности, участия граждан и сотрудничестве (transparency, participation and collaboration), имеет долгую историю использования в научном и политическом дискурсе. Развитие ИКТ придало новый импульс данной концепции, с технической точки зрения упростив открытие информации и гражданское участие. В настоящее время ОП также трансформируется в парадигму публичного управления.

Однако функционал ОП не исчерпывается возможностями ИКТ. В результате обстоятельного обзора концепции А. Мейер, Д. Кертин и М. Хиллебрадт пришли к выводу о двойственной природе ОП. С одной стороны, оно предполагает свободный доступ граждан к правительственной информации (открытость, прозрачность) и раскрытие данных о деятельности власти, с другой - их участие в принятии решений. Одной из современных форм ОП является публикация открытых государственных данных (open data, далее - ОД) в свободном машиночитаемом формате.

Мы полагаем, что «электронное правление», ОП и ЭП имеют концептуальные пересечения в аспектах электронного участия с использованием ИКТ. Поэтому далее, говоря об электронном участии, мы будем иметь в виду информационную открытость власти онлайн и механизмы участия граждан в процессе принятия решений посредством ИКТ.

Подобная структура ЭП складывалась постепенно. Хотя информатизация государственного сектора проходила и раньше, появление ЭП как концепта относят к 90-м гг. XX в. Ее источником стала успешная практика внедрения ИКТ в финансовом секторе (электронная коммерция). Изначально ЭП стало результатом переноса инновации из финансовой сферы в общественно - политическую. Впервые ЭП появляется в США, затем - в Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Опыт развития ЭП США как страны - инноватора представляет наибольший интерес.

Скорее всего, динамику и характер развития инновации предопределили два основных трека. Первый связан с дискурсом информационного общества и связанного с ним технологического детерминизма. Несмотря на критику, идеи о трансформирующей силе новых технологий получили веские нормативные аргументы и закрепились в политической повестке дня.

Второй трек связан с реформами публичного управления, прежде всего, концепцией «НГМ». Она предполагает реформу бюрократического аппарата по лекалам менеджмента в бизнесе и нацелена на повышение эффективности управления путем оптимизации бюрократических процедур и качества предоставления услуг. Отсюда идея «сервисного государства», строящего отношения с гражданами по типу «поставщик - потребитель».

В этих условиях использование ИКТ для повышения эффективности оказалось напрашивающимся шагом. Впервые термин «ЭП» появляется в документах США в 1993 г. В докладе «Создать правительство, которое работает лучше, а стоит меньше» указывалось на необходимость широкой информатизации системы управления. Программа ЭП предполагала развитие механизмов электронных платежей и подачи документов, создание баз данных для коммерческого использования. В 1996 - 1999 гг. сфера применения ЭП расширялась от переноса идей электронной коммерции к оказанию государственных услуг и совершенствованию межведомственного взаимодействия.

В таком виде ЭП не предполагало перераспределения властных полномочий между государством и обществом. Критика НГМ, связанная с усилением бюрократии и ослаблением демократических процедур, утратой доверия общества к государству, коснулась и ЭП, что привело к его движению в сторону открытости и электронного участия. Первые шаги в сторону «электронного правления» начинаются при президенте Дж. Буше - мл., появляются новые возможности взаимодействия с гражданами и организациями.

Повышение доверия общества к власти, привлечение граждан к управлению стали ключевыми пунктами предвыборной программы Б.Обамы 2008 г. Одними из его первых шагов на президентском посту стала «Инициатива по открытому правительству», 8 декабря 2009 г. была подписана Директива об открытом правительстве, нацеленная на развитие принципов «прозрачности, участия и сотрудничества». Так в политическом дискурсе США концепция ЭП была дополнена ОП и «электронным правлением».

Из краткого обзора опыта США следует вывод, во-первых, о поступательном расширении концепции за счет внедрения ИКТ в разные сферы публичной политики и управления. Во-вторых, ЭП изначально не мыслился самодостаточным феноменом, его институциональный смысл формировался исходя из целей административной реформы и преобладающей концепции управления.

В настоящее время ЭП превратился в глобальную инновацию, что, однако, не означает детального копирования дизайна, тем более, одинаковой результативности. Для понимания степени различий и сопоставления моделей ЭП необходимы методы оценки и классификации ЭП.

Существует несколько подходов к классификации ЭП. Первый подход - «эволюционный» - базируется на допущении о поступательном развитии ЭП. Наиболее популярной эволюционной моделью является предложенная ООН классификация, включающая следующие стадии (см. Табл. 1.4). Существуют иные версии эволюционных моделей ЭП, в целом схожие по критериям и стадиям развития. Несмотря на популярность, минусами данного подхода являются линейность развития и универсализация концепции.

Таблица 1.4. Модели электронного правительства (версия ООН)

Характеристика

Начальное присутствие (Emerging Presence)

Статичный, редко обновляемый веб - сайт с ограниченной информацией.

Расширенное присутствие (Enhanced Presence)

Размещение на сайтах данных (документов, нормативных актов) с возможностью скачивания.

Интерактивное присутствие (Interactive Presence)

Возможности скачивания защищенных файлов, использование электронной цифровой подписи, формы обратной связи (электронная почта). Сайт регулярно обновляется.

Транзакционное присутствие (Transactional Presence)

Онлайн-транзакции (платежи, подача документов)

Сетевое присутствие (Networked Presence)

Интеграция сервисов с целью предоставления информации, знаний и услуг. Возможности онлайн-консультаций с гражданами (форумы, опросы)

Источник: The UN Global E-Government Survey 2003… P. 13.

Второй подход - «географический» - основывается на допущении, что ЭП развивается в определенных исторических, культурных, социально-политических условиях. Например, Е.А.Яковлева говорит о двух основных моделях - западной (США, Канада), в которой большое значение придается развитию механизмов демократического участия граждан, и восточной (Сингапур), где упор делается на развитии внутриведомственного взаимодействия и предоставлении услуг бизнесу и населению. В.А. Фольк говорит уже о четырех моделях: континентально-европейской, англо-американской, азиатской и российской. В подходе содержится важная посылка, что развитие ЭП обусловлено специфическими факторами среды, однако, проводя классификацию строго по географическому принципу, мы рискуем получить сотни национальных моделей, что только затруднит сравнение.

Третий - «комбинированный» - подход, предложенный Е.Г. Дьяковой, предполагает три модели: 1) модель общественного запроса (инициатива идет «снизу», маркетинговый подход с точки зрения оказания услуг, пример - США); 2) модель административного запроса (инициатива «сверху», основной акцент на внутренние бюрократические процессы и борьбу с коррупцией, укрепление «обратной связи», пример - Китай) и 3) модель «гонки за лидером» (отсутствие общественного и внутреннего запроса, непоследовательность внедрения инновации, ее показной характер, возможный пример - Россия). Здесь содержится обобщенная классификация по источнику и характеру запроса на внедрение ЭП. Однако здесь отсутствует блок, связанный с «электронным участием».

Данный пробел отчасти восполняется классификацией Э. Чэдвика и К. Мэя, в основе которого лежат особенности взаимодействия государства и общества. Они выделяют три типа ЭП: 1) менеджериальный, в котором гражданин - клиент «сервисного государства», а основной акцент сделан на оказание государственных услуг; 2) консультативный, в котором государство взаимодействует с гражданами посредством средств «обратной связи»; 3) партиципаторный, где ЭП является выражением делиберативной демократии и сетевого управления. Однако здесь из поля зрения выпадает «внутреннее измерение» ЭП - электронная администрация.

В попытке интеграции данных подходов мы исходим из того, что критерии для моделирования должны отражать непосредственно структуру ЭП, т.е. внутреннее (электронную администрацию) и внешнее (электронные услуги, электронное участие) измерения. В первом случае речь идет о степени проникновения ИКТ в системе государственного управления, во втором - о степени участия граждан в функционировании ЭП. Отсюда возникает следующая матрица, из которой следуют четыре варианта:

  • 1) Административно - менеджериальные модели: здесь большее внимание уделяется внутренней информатизации. При относительно высокой степени участия возможно оказание государственных услуг посредством ИКТ - средств (менеджериальная - «сервисная» - модель является пограничной между административной и консультативной).
  • 2) Консультативно - партиципаторные модели: характеризуются высокой степенью развития ИКТ - каналов взаимодействия с гражданами, которые выступают участниками процесса принятия решений.
  • 3) Модели ограниченного участия: существуют возможности для участия граждан, однако, в силу низкого уровня электронной администрации его потенциал ограничен, сохраняются административные проволочки и барьеры.
  • 4) Ограниченные и имитационные модели: к таким моделям можно отнести стадии начального и расширенного присутствия по ООН, модель «гонки за лидером» Е.Г. Дьяковой. ЭП либо ограничивается низкой степенью информатизации, либо «фасадным» характером инновации.

Матрица, интегрируя предыдущие опыты моделирования, вводит критерии, поддающиеся квантификации посредством количественных данных, поэтому ее возможно использовать при сравнении множества случаев. Для этого мы предлагаем использовать пороговые значения в 50% при показателях в диапазоне (0;1), для определения менеджериальной модели: 25% и 75% по шкале «электронное участие). Для качественного анализа вводятся дополнительные качественные характеристики.

При определении модели нужно исходить из того, что она представляется совокупностью дизайна инновации и реально функционирующей модели.

Дизайн можно выявить по формальным признакам: 1) цели создания ЭП, которые зафиксированы в документах (нормативные документы, политические заявления, программы и т.п.); 2) дизайну технологических решений для достижения этих целей (элементы веб-сайтов, система электронного документооборота и т.д.). Реальная же модель ЭП демонстрирует то, как дизайн претворяется в жизнь, и определяется эмпирическими качественными и количественными характеристиками. Для внутриорганизационных процессов таковыми будут являться: степень проникновения ИКТ; соотношение электронного и бумажного документооборота; развитие систем электронного взаимодействия, показатели эффективности органов власти. Во втором измерении следует говорить об информационной открытости и функциональности веб-сайтов; о количестве доступных сервисов населению; о роли электронных форм обратной связи или механизмов в процессе принятия решений; о степени вовлеченности граждан. Оценка подобного рода может базироваться на индексах и рейтингах, статистике, результатах опроса общественного мнения и экспертного опроса среди государственных служащих.

Недостатками подобной классификации остается трудоемкость, динамичность формальных и реальных моделей, а также проблемы статистических данных. Принимая это во внимание, мы полагаем, что матрица может подходить как для изучения кейсов, так и для сравнительных исследований многих случаев. Важным ее преимуществом является то, что она интегрирует предыдущие подходы к моделированию, что позволяет использовать уже существующие качественные и количественные показатели.

Классификация ЭП используется нами в дальнейшем эмпирическом исследовании для определения дизайна инновации, его эволюции и результативности. Это является отправной точкой для понимания факторов его становления и развития ЭП. Определившись с тем, что ЭП представляет собой сложный феномен, отличающийся разнообразием форм, необходимо выяснить, сохраняются ли различия в факторах его принятия и развития.

Введение

Данная контрольная работа посвящена так называемому электронному правительству или иначе - новой форме организации деятельности органов государственной власти, базирующейся на широком использовании информационно-коммуникативных технологий. Эта тема особенно актуальна сегодня для России, в которой согласно Постановлению Правительства электронное государство должно быть сформировано до 2010 года.

В своё время именно государство стало инициатором исследований, результаты которых легли в основу современных коммуникационных технологий, в том числе, таких как Интернет. Поэтому достаточно парадоксально констатировать значительное отставание государства от частных организаций в области информационных технологий. В связи с этим формирование электронного правительства имеет колоссальное значение в сфере информационных отношений между государством, гражданами и организациями, а так же между различными ветвями власти.

В работах Д. Белла, Т. Стойньера, Ф. Уэбстера, Ю. Хабермаса, и ряда других ученых заложены основы теории информационного общества, а также подробно рассмотрены предпосылки его возникновения и новое место политических институтов. Большое значение имеют работы, в которых были теоретически разработаны проблемы политических коммуникаций и коммуникативных систем. Здесь можно отметить таких зарубежных авторов, как Г. Лассуэлл, Р. Брэддок, С. Липсет, К. Джон, Б. Макмайер, П. Шампань. В России данную проблематику разрабатывали Ю.П. Буданцев, Я.Н. Засурский, Л.М. Землянова, Т.С. Иларионова, Г.Г. Почепцов, А.И. Соловьев, Л.Н. Федотова и др. Существенное значение для становления концепции электронного правительства имели также работы, посвященные психологическим аспектам внедрения электронного правительства таких авторов, как Д.В. Иванов, С.И. Паринов, Х. Рейнгольд и др. О формировании электронного правительства в России в периодических изданиях пишут много. Этой теме посвящено большое количество статей в «Российской газете» и в «Федеральной газете», газете "Компьютер-Информ" и журнале PC Magazine/Russian Edition.

Целью данной работы является изучение такого явления как электронное правительство в первую очередь на примере России, но так же и зарубежных стран. Для достижения цели буду выполнены следующие задачи:

Анализ основ концепции электронного правительства в целом;

Основные положения и этапы реализации Концепции электронного правительства в России;

Характеристика основных возможностей для граждан, коммерческих организаций и государственных структур, реализуемые в рамках концепций электронных правительств в зарубежных странах.

Основы концепции электронного правительства

Само понятие электронного правительства было введено в политический и научный оборот специализированными исследовательскими организациями, которые занимаются широким кругом проблем, связанным с функционированием государства и внедрением информационных технологий в работу организаций различных типов. В частности, большую роль в исследовании электронного правительства играют такие международные организации, как ООН, Мировой Банк, ОЭСР. Значительная заинтересованность международных организаций и консалтинговых компаний (среди последних можно отметить, в первую очередь, такие организации как Accenture, Gartner, Microsoft) в исследовании проблем электронного правительства является несомненным плюсом, поскольку данные организации обладают достаточной материальной базой для проведения качественных и масштабных исследований, и это позволяет привлечь в сферу исследования электронного правительства значительные финансовые ресурсы. С другой стороны, доминирование в исследовательской литературе такого рода обзоров заключает в себе существенную опасность. Данные исследовательские организации являются заинтересованными в определенном освещении проблематики электронного правительства - либо с целью сбыта соответствующих программных продуктов, либо с какими-то политическими целями. Как бы то ни было, это накладывает определенный отпечаток субъективности на проводимые ими исследования.

Ещё стоит отметить особенность, которая может сбить с толку, когда начинаешь знакомиться с понятием электронного правительства. Она состоит в том, что вкладывается в понятие правительства и соответственно электронного правительства. В США, например, к правительству относят все три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную). Однако, на практике реализуемая сейчас стратегия построения электронного правительства в США охватывает только исполнительную власть. В России сейчас бытуют два понятия -- электронное правительство и электронное государство. Первое охватывает только исполнительную власть, а второе -- три ветви власти. «Электронное правительство в мире и в России» 15.12.2005. Журнал PC Magazine/Russian Edition. Поэтому использовать понятия электронное правительство и электронное государство как синонимы не совсем правильно. В России же реализуются проекты для всех государственных органов. К примеру, с помощью системы межведомственного электронного документооборота (одной из важнейших задач, реализуемых в рамках Концепции) планируется обеспечить информационный и документационный обмен между Администрацией Президента, Правительством, палатами Федерального собрания и федеральными органами исполнительной власти. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» Так что в России формируют скорее электронное государство.

В теории под электронным правительством понимается новый способ организации деятельности органов государственной власти, а так же предоставления информации и оказания уже сформированного набора государственных услуг гражданам и организациям. Этот способ основывается на обширном использовании современных информационных технологий. Электронное правительство создаётся с целью повышения эффективности предоставления государственных услуг и, что главное, повышения качества административно-управленческих процессов. Поэтому то, что «государственные услуги», и их рациональное выполнение с помощью информационно-коммуникационных технологий многие считают синонимом словосочетания «электронное правительство», не совсем верно. На деле конкретные задачи и выполняемые проекты в сфере информатизации государственных органов гораздо шире Там же..

В ходе исследования, проведённого ООН по итогам 2001 года, были выделены 5 стадий развития электронных правительств: 1) «становление» - официальное присутствие органов государственного управления в Интернете; 2) «расширенное присутствие» - большее количество сайтов и предлагаемых ими функций; 3) «интерактивное взаимодействие» - оказание интерактивных услуг и возможность взаимодействовать с официальными лицами через Интернет, доступ к регулярно обновляемой информации на сайтах; 4) «осуществление сделок» - возможность совершать сделки и оплачивать услуги через Интернет; 5) «эффективная интеграция» - полная интеграция электронных услуг, не сдерживаемая административными границами. Серго А.Г. Интернет и право. М. 2003.

Во всём мире явно прослеживается отставание государства в использовании информационно-коммуникативных технологий. Частный сектор, для которого эффективность функционирования и уровень удовлетворения клиентов являются ключевыми факторами конкурентоспособности, уже давно осознали огромное значение информационных технологий. Государственные организации пришли к такому пониманию существенно позднее, однако на сегодняшний день, очевидно, что без полномасштабного использования современных коммуникаций деятельность государства в информационном обществе не будет соответствовать требованиям, предъявляемым со стороны общества.

По времени формирование электронного правительства совпадает с переосмыслением роли и формы государственного управления и, в частности, таких базовых категорий, как демократия, участие, обязанности государства перед обществом и т.д. При всем значении технологий электронного правительства для функционирования государства на современном этапе важно понимание ограниченности технологической составляющей, которая практически не влияет на содержательные характеристики государства. Электронное правительство представляет собой проекцию самой сути социально-политической системы на плоскость информационных технологий. Другими словами, вся политическая система государства должна быть социально ориентирована, для того, чтобы внедрение информационных технологий было действительно новым этапом в развитии государства.

государственный власть электронный правительство

С тех пор, как человек впервые поселился в пещере, он постоянно старается сделать свое жилище удобнее и безопаснее. Постепенно это желание трансформировалось в вечный слоган «Мой дом - моя крепость».

В 20-м веке научно-технический прогресс оказал огромное влияние на качество повседневной жизни: электроэнергия поступает в каждое жилье. Изобретены холодильники, кондиционеры, телевидение и микроволновые печи. Обеспечено автономное водоснабжение, отопление и канализация. Концентрация устройств вокруг нас стала так велика, что ими стало сложно управлять. Дом стал слишком сложным, чтобы быть комфортным.

В 21-й веке на первый план выходит интерактивность. Информационная революция отразилась и на традиционном жилом пространстве: перед разработчиками инженерных систем встала задача упростить взаимодействие человека и техники, свести все изобилие техники в единый комплекс.

Так родилась на свет концепция домашней автоматизации, названная впоследствии «умным домом».

Ее задача - облегчить и свести к минимуму «общение» человека с окружающей его техникой. Вы нажимаете кнопку «комфортная температура» и дом сам понимает, включить кондиционеры или радиаторы, вам не приходится об этом задумываться.

Система «Умный дом» объединяет все устройства, позволяет управлять ими с панелей, планшетов и смартфонов, использовать различные предустановленные режимы и сценарии, а также настроить автоматические программы управления.

Инженерные подсистемы коттеджа

Рассмотрим, какие подсистемы обычно интегрируются в общую логику в загородном коттедже.
Устройства, обеспечивающие жилье комфортом и безопасностью, удобно классифицировать по их функциональному назначению.

  • Контроль микроклимата

В эту подсистему входят кондиционеры, вентиляционные каналы, очистители и увлажнители воздуха, все источники тепла, включая радиаторы центрального отопления и теплый пол. Перед автоматизированной системой стоит задача обеспечить индивидуальную температуру и влажность в каждой комнате, централизованно управляя всеми элементами отопления, вентиляции и кондиционирования.

  • Контроль искусственного освещения

Умный дом обеспечивает управление освещением, предоставляя возможность гибкой регулировки работы светильников любых типов. Светильники могут управляться вместе и по-отдельности, по нажатию клавиш и по датчикам, по времени суток и по сценариям. В том числе это касается светодиодных ламп, которые не только плавно включаются и выключаются, но и меняют яркость и цвет свечения в широком диапазоне. Такая светотехника - просто находка для реализации самых революционных идей оформления интерьера.

  • Контроль естественного освещения

Шторы, жалюзи и роллеты ограничивают поток света и тепла, поступающий в помещение снаружи. Достаточно их механизировать, чтобы их можно было открывать и закрывать автоматически без участия жильца. В Умном доме шторами можно управлять одновременно со светильниками: помещение затеняется по одной команде при просмотре кинофильма или просто для создания спокойной обстановки. Дополнительный бонус - это заметно облегчает работу климат-контроля. В летнюю жару не нужно компенсировать лишнее тепло, зимой меньше энергии уйдет на отопление - шторы регулируют поступление света по датчикам температуры и освещенности.

  • Медиакомплекс

Домашний кинотеатр, медиасервер с библиотекой фильмов, спутниковые антенны, ресиверы, телевизоры, источники аудиосигналов. Мультирум обеспечивает их одновременное использование разными обитателями жилища в разных помещениях. Работает в связке с управлением естественным и искусственным освещением.

  • Обеспечение безопасности

Охранная и противопожарная сигнализация дополняются электронными кодовыми замками, видеонаблюдением, датчиками открытия окон и дверей, движения и присутствия. Бытовая безопасность достигается за счет системы контроля протечек воды, антиобледенения крыши, защиты от коротких замыканий и перепадов напряжения в электросети. Все системы подключены к общему интерфейсу, и вы в любое время получаете информацию от них.

  • Визуализация управления

Внедрение умного дома полностью ликвидирует разнотипные пульты управления, необходимые для большинства современных устройств. Их заменой становятся настенные панели, подобранные с учетом дизайна помещения, которые позволяют контролировать и устанавливать основные параметры микроклимата и освещения, а также сенсорные панели с экраном, визуализирующие все функции системы. Еще один канал управления - планшет или смартфон с интерфейсом удаленного управления.

  • Учет потребления ресурсов

Единая система управления зданием постоянно контролирует расход электроэнергии и других ресурсов. На основании полученной статистики принимаются решения о режиме экономии или совершенствовании имеющихся технических средств. Опыт эксплуатации в Европе показывает, что понесенные затраты достаточно быстро окупаются.

Как установить систему Умный дом

Домашняя автоматизация - надстройка над остальными подсистемами. Она включает в себя следующий ряд элементов:

  • логические контроллеры и модули, которые устанавливаются в электрический щит;
  • управляющие панели и выключатели - устанавливаются вместо обычных выключателей;
  • информационный и силовой кабель, проложенные в соответствии со спецификой проекта.

Проект автоматизации необходимо создавать до начала основного ремонта - сразу после утверждения дизайн-проекта, так как электропроводка в этом случае будет отличаться от обычной. Реализацию систем домашней автоматизации выполняют компании - интеграторы «Умного дома», так как разработка проекта требует специальных знаний и опыта.
Профессионально выполненный проект принесет обитателям радость наслаждение уютом и безопасностью.

Июл 15, 2016 Сергей



Поделиться