Судебная система рф

Введение

1. Понятие и историческое развитие судебной системы в РФ

1.1 Понятие судебной системы

2. Роль судебной системы РФ в управлении государством (на примере арбитражного суда)

Заключение

Устройство судебной системы России и ее структура регулируются в настоящее время, помимо положений Конституции РФ, достаточно большим числом законодательных актов. Часть этих актов распространяется лишь на отдельные ветви судебной власти, но многие из них - универсальны, регулируют устройство, структуру всех ветвей судебной власти и статус всех государственных судей.

Подавляющее большинство этих актов - федеральные, в полном соответствии с федеральным законодательством в субъектах РФ, в пределах их компетенции, также принимаются законодательные акты: о конституционные (уставных) судах, о народных заседателях судов общей юрисдикции, о представителях общественности в составе квалификационных коллегий судей субъектов РФ и др.

1.1 Понятие судебной системы

Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. В связи с этим необходимо определить, что есть судебная власть. По определению О.А. Галустьяна, судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

По мнению Л.Ю. Грудцыны, существуют два аспекта понятия «судебная власть» - функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами - судьями - в особо оговоренной законом судебной процедуре и иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте судебная власть - это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий. Именно в институциональном аспекте понятие «судебная власть» можно приравнять к понятию «судебная система», поскольку в обоих случаях речь идет об государственных учреждениях, органах, непосредственно занимающихся судопроизводством и правосудием. Органы суда фактически являются материальными носителями судебной власти.

Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ». Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов - т.е. состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Ниже в этой же статье дается исчерпывающий перечень федеральных судов:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Выводы по анализу данной статьи Закона следующие: судебная система это сложно организованная система судебных органов, состоящая из отдельных подсистем (федеральные суды и суды субъектов федерации). Судебную систему можно разложить на три элемента – федеральные суды, конституционные и мировые. То есть, в законе мы видим конституционное деление системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий.

Основным принципом построения судебной системы России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем (ст.3 Закона):

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Совокупность избранных законодателем основных принципов построения судебной системы и их содержание характеризуют направленность развития российского судоустройства на дальнейшую демократизацию, на выполнение главнейшей задачи правосудия - охраны прав и свобод граждан.

Утверждение принципа единства необходимо для исключения отступлений в судоустройственном нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования организации судебной власти в Российской Федерации.

Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.

Суды призваны творить правосудие, в этом их назначение и полномочия. Само слово «правосудие» состоит из корней «право» и «суд», т.е. по своему прямому этимологическому смыслу означает осуществление права судом.

1.2 Судебная система в историческом аспекте

Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители - Платон, Аристотель и др. Высказывали о своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д.Мильберн (1614-1657 гг.). Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж.Локка и Ш.Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти.

Свое дальнейшее развитие теория разделения властей получила в работах Монтескье, назвавшего три «рода власти»: законодательную, исполнительную и судебную. Последняя, по его мнению, может быть доверена не какому-либо специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время. «Таким образом, судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известной профессией, ни с известным положением, она станет... невидимой и как бы несуществующей». Отсюда Монтескье делал вывод: судебная власть в известном смысле как бы совсем не власть, из трех властей власть судебная есть некоторым образом нечто.

Формирование органов судебной власти в первые дни и месяцы после Октябрьской революции происходило во многом стихийно, так что к моменту принятия Советом Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. первого законодательного акта о советском суде – Декрета № 1 о суде – в ряде городов и губерний России были созданы разные по названиям и не всегда одинаковые по полномочиям суды, которые рассматривались как необходимые органы охраны общественного порядка. Для новых судебных органов было характерно то, что участники судебного процесса расследовали дела и судили не по писаным законам, так как их попросту не было, а руководствуясь индивидуальным "революционным правосознанием". Каждый участник процесса чувствовал себя и следователем и судьёй.

Из старых судебных органов первое время после Октября кое-где сохранились и дореволюционные суды, особенно мировые .

В целях внесения единообразия в систему советских судебных и следственных учреждений Советское правительство и приняло 22 ноября 1917 г. первый декрет о суде. Декрет определил, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей приостанавливается. Взамен прежних образовывались новые выборные советские судебно-следственные учреждения, организуемые на широких демократических основах. Предусматривалось и создание специальных судебно-следственных учреждений для борьбы с контрреволюцией.

Важным этапом в развитии советской судебной системы были разработка и принятие Декретов № 2 и 3 о суде.

В результате проведения в России судебной реформы 1864 года было создано две системы судов: местные и общие суды. К местным судам относились мировые суды. Они рассматривали мелкие уголовные дела (проступки против общественного порядка, личные оскорбления и побои, мошенничества и кражи на сумму до 300 рублей), а также гражданские дела с ценой иска первоначально до 500 рублей, позднее – до 1500 рублей. Дела по спорам о недвижимом имуществе мировые суды не рассматривали. Мировой судья все подсудные ему дела рассматривал единолично. Они избирались на три года уездным земским собранием. Ими могли быть лица не моложе 25 лет, со средним или высшим образованием, обладавшие высоким имущественным цензом. Кроме участковых мировых судей, получавших жалование за свой труд, существовали так называемые почетные мировые судьи. Их труд не оплачивался. Почетными мировыми судьями являлись лица, имеющие значительный доход. Обычно ими были уездные и губернские предводители дворянства, отставные военные и статские чиновники и судебные чиновники высокого ранга. Они осуществляли свою деятельность при отсутствии участкового судьи либо при согласии обеих сторон. Второй (апелляционной) инстанцией для мировых судов являлся уездный съезд мировых судей, который включал в себя всех участковых и почетных мировых судей уезда. Приговоры съезда суда мировых судей считались окончательными. На них допускались лишь жалобы сторон и протесты товарища прокурора в кассационном порядке. Жалобы и протесты рассматривались уголовным кассационным департаментом Правительствующего Сената.

Что касается системы общих судов, то ее в пореформенной России составляли окружные суды и судебные палаты. Окружным судам были подсудны для рассмотрения по первой инстанции все дела, неподсудные мировым судьям. Гражданские дела рассматривались в составе трех постоянных судей. Уголовные дела, в зависимости от характера дела, могли рассматриваться в двух составах: либо в составе трех судей, либо в составе судей окружного суда с участием присяжных заседателей (в этом составе рассматривались дела о тяжких преступлениях). Судьи окружных судов назначались царем по представлению министра юстиции. В качестве второй инстанции для окружных судов были учреждены судебные палаты. Они состояли из департаментов по гражданским и уголовным делам. Их председатели и члены также назначались царем по представлению министра юстиции. В округ судебной палаты входило несколько губерний. Палата являлась апелляционной инстанцией по пересмотру всех гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружном суде по первой инстанции без участия присяжных заседателей. Кроме того, судебные палаты рассматривали в качестве суда первой инстанции ряд дел о государственных и должностных преступлениях. В случаях рассмотрения дел по первой инстанции в судебном разбирательстве помимо «коронных судей» участвовали сословные представители.

2.1 Структура арбитражно-судебной системы РФ

Сфера деятельности современной арбитражно-судебной системы России - экономика. Экономическая основа конституционного строя закреплена в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции.

Совокупность всех арбитражных судов в нашей стране, "работающих" в экономике России, это и есть арбитражно-судебная система Российской Федерации. В свою очередь, она является подсистемой судебной системы страны, входит в нее в качестве системы специализированных на осуществлении экономического правосудия судебных органов. Для решения каких задач и достижения каких целей она создана? Эти цели и задачи разнятся в зависимости от данного этапа исторического развития нашей страны и наиболее выпукло они определяются в соответствующем данному этапу АПК РФ.

Ныне действующий АПК РФ 2002 г. закрепил положение, в соответствии с которым арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Если в 2001 г. всеми арбитражными судами системы было рассмотрено и разрешено 775,5 тыс. дел силами 2518 арбитражных судей при среднемесячной нагрузке на одного судью 34 дела в месяц, то в 2004 г. число рассмотренных и разрешенных дел только арбитражными судами субъектов РФ превысило миллион, а нагрузка на одного судью превысила уже 50 дел в месяц.

Для сравнения: в 1993 г. было рассмотрено и разрешено 275304 дела при ежемесячной нагрузке в 20,8 дел на судью (в 1994 г. эта нагрузка составляла 15,9 дел, в 1995 г. - 17,5 и т.д.) - что свидетельствует о неоднозначности динамики поступления дел в арбитражные суды России и в то же время - о неуклонном расширении сферы юрисдикции арбитражных судов.

Рассматривая и разрешая такое огромное, все возрастающее число все более усложняющихся экономических споров, арбитражные суды при этом решают две основные поставленные законом об арбитражных судах задачи: осуществляют защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов хозяйственной деятельности и содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Являются ли нынешняя структура и компетенция звеньев арбитражно-судебной системы страны наиболее оптимальными для решения названных двух задач? С учетом того, что сами задачи, быть может, целесообразно подвергнуть корректировке, а также того обстоятельства, что построение арбитражно-судебной системы страны должно осуществляться на основе научно выверенных принципов арбитражного судоустройства? Под последними в литературе понимаются сформулированные теорией и проверенные практикой принципы деятельности арбитражных судов, обусловленные экономическим, политическим, идеологическим и нравственным уровнем развития общества, закрепленные в правовых нормах руководящие основы (начала) организации, функционирования и совершенствования системы арбитражных судов, выражающие ее сущность, специфику и содержание.

Центром арбитражно-судебной системы является ВАС РФ. Одновременно, учитывая, что всякое дело делается людьми и осуществление экономического правосудия здесь не исключение, можно сказать, что центральным звеном арбитражно-судебной системы страны являются арбитражные судьи. Естественно, аналогичное можно сказать и о судьях системы судов общей юрисдикции, и о судьях конституционно-уставной ветви судебной власти.

Нужно также отметить, что все без исключения арбитражные суды Российской Федерации являются судами федеральными, соответственно, все без исключения арбитражные судьи являются судьями федеральными, как и все помощники судей и аттестованные специалисты арбитражных судов являются федеральными государственными служащими. Ни муниципальные образования, ни субъекты Федерации создавать свои арбитражные суды не могут.

В соответствии со ст. 124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета; образуются и действуют суды только на основании федеральных законов. Исключительно важно, что, как указано в п. 1 ст. 2 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации. Пункт "о" ст. 71 Конституции РФ судоустройство и арбитражно-процессуальное законодательство относит к исключительному ведению Федерации. Отсюда вывод - субъекты Федерации не вправе принимать законы и иные правовые акты по вопросам судоустройства вообще и о системе арбитражных судов в частности, а также акты и нормы, относящиеся к арбитражно-процессуальному законодательству. Важна и атрибутика - что, как это установлено законом, на здании, занимаемом любым арбитражным судом страны, поднимается Государственный флаг России; в зале заседаний арбитражного суда находятся изображение Государственного герба России и Государственный флаг России; а судьи арбитражного суда, осуществляя правосудие в мантиях, свои решения выносят именем Российской Федерации, а не ее субъектов. Полномочия, порядок образования и деятельности системы арбитражных судов, ее звеньев устанавливается не просто федеральными законами, а Законом об арбитражных судах.
В соответствии с этим законом систему арбитражных судов Российской Федерации составляют:

а) ВАС РФ;

б) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

в) арбитражные апелляционные суды;

г) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, т.е. - арбитражные суды субъектов РФ.

Но одновременно следует отметить, что названным законом 1995 г. (в этой части он не изменялся) предусмотрено, что на территории нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд и в то же время судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Однако, повторюсь, арбитражные суды в России создаются не по решению органов власти субъектов РФ и не решением ВАС РФ, а федеральным законом, как и было сделано в отношении арбитражного суда будущего Пермского края. Пленум ВАС РФ лишь принимает решение о месте дислокации кассационных и апелляционных арбитражных судов - впрочем, для регионов этот момент исключительно важен в силу множества причин.

Во-первых, они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции законодательством, т.е. они вершат именно экономическое и никакое иное правосудие.

Во-вторых, основными их задачами при рассмотрении подведомственных им споров являются:

а) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

б) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В-третьих, деятельность арбитражных судов России строится на основе принципов: законности; независимости судей (в соответствии с этим принципом судьи арбитражного суда при осуществлении правосудия независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону; какое бы то ни было воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность); равенства организаций и граждан перед законом и судом (в соответствии с этим принципом правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности, а граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств); состязательности и равноправия сторон (само судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон); гласности разбирательства дел (в соответствии с этим принципом разбирательство дел в арбитражных судах открытое; слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной тайны, и в других случаях, установленных федеральным законом, при этом о разбирательстве дела в закрытом заседании выносится определение, а само разбирательство дел в нем ведется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражном суде).

В-четвертых, вступившие в законную силу решения, определения и постановления арбитражных судов (их именуют обобщенно - судебные акты) обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Установлено, что неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

В-пятых, в соответствии с п. 4 ст. 44 Закона об арбитражных судах, материально-техническое снабжение и обеспечение служебными помещениями арбитражных судов в России, а также медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов арбитражных судов осуществляются соответствующим органом исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета.

В-шестых, в определенной мере вопросы организации работы арбитражных судов, формирования и деятельности судебных коллегий и судебных составов, организации проведения судебных заседаний, формирования и функционирования президиумов арбитражных судов всех уровней системы и Пленума ВАС РФ, а также Совета председателей арбитражных судов регулирует Регламент арбитражных судов, утвержденный Пленумом ВАС РФ от 30 декабря 2002 г. N 2 (позже дополнялся).

2.2 Роль арбитражной судебной системы в управлении государством

Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные «ветви» власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Сегодня система арбитражных судов работает и выполняет свою немаловажную роль в механизме государства, без которой представить современную российскую экономику и государство уже невозможно.

Л.А. Баталова отмечает, что «устройство судебной власти диктуется интересами государства и общества». Арбитражные суды были созданы в 1991 году, и с того момента реформирование этой системы не прекращалось. Основная задача этой системы - защита прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности. Исчерпал ли арбитражный суд свои задачи и полезно ли в данный момент менять сложившийся способ судебной защиты предпринимательства? Можно было бы сформулировать еще ряд вопросов о целесообразности специализации судов, сочетающих специфику разных отраслей права применительно к предпринимательству, но реальных данных, сколько-нибудь обосновывающих концепцию срочной необходимости создания специализированных судов, судья-практик не имеет, а следовательно, и не может делать далеко идущие выводы. На мой взгляд, специализированные суды должны рождаться внутри существующей системы путем образования специальных коллегий и судебных составов. Такие готовые судебные структуры со сложившейся правоприменительной практикой, кадрами и системой организации при необходимости достаточно безболезненно можно выделить в самостоятельный судебный орган. Своеобразным примером такой реорганизации можно считать создание апелляционных судов в арбитражной системе.

Большинство обращений касается рассмотрения дел, связанных с банкротством предприятий. Пользуясь несовершенством законодательства, говорится в почте, недобросовестные участники гражданских правоотношений добиваются контроля над успешными производственными или коммерческими структурами. Авторы пишут о сложившейся схеме смены собственника предприятий, когда сначала выдвигаются различные сомнительные требования, затем процесс перерастает в банкротство, а дальше происходит перераспределение собственности.

Представитель фирмы, осуществляющей переработку сельхозпродукции, пишет о преднамеренном прекращении финансирования их рентабельного проекта венчурными инвесторами с целью создания банковской задолженности и дальнейшей продажи предприятия по частям через подставные компании. Автор просит «создать законодательную базу для защиты от захвата предприятий через мнимые инвестиции и оградить производителя от действий «мародеров».

Особую роль арбитражных судов авторы видят в усилении защиты интересов государства при рассмотрении дел, касающихся предприятий оборонного комплекса. В заявлении работников ФГУП «Красноуральский химический завод» (Свердловская область, 700 подписей) говорится: «Необходимо принять меры, чтобы предприятия оборонного комплекса не скатывались в пропасть банкротства по причинам, не зависящим от самих оборонщиков».

Корреспондентов особенно возмущает появление целых структур, специализирующихся на развале производств. В их числе фигурирует фирма, которая, как следует из писем, причастна к разорению Ступинского металлургического комбината (Московская область). А теперь фирма, по сообщению депутатов городского собрания Златоуста, «пытается обрушить градообразующий Златоустовский металлургический комбинат, выведя основные производственные фонды в дочерние фирмы и оставив значительные долги».

Авторы отмечают, что арбитражные суды часто не видят признаков преднамеренного подведения к банкротству и незаконного поглощения потому, что они представляют собой не единичное действие, а являются цепью спланированных мероприятий. До арбитражного суда, как правило, доходят отдельные звенья этой цепи, решения по которым не могут исправить положения в целом. Поэтому корреспонденты обращают внимание на необходимость более тщательного и предметного изучения в суде всей картины происходящих событий. Говорится и о том, что не все судьи имеют необходимый опыт для ведения дел по банкротству.

Корреспонденты выступают за корректировку соответствующих нормативно-правовых актов. В первую очередь – касающихся процедуры регистрации юридических лиц, внесения изменений в порядок оформления сделок с акциями. Предлагается сделать процесс банкротства максимально прозрачным, усилить ответственность должностных лиц, виновных в преднамеренном развале производства. Вносится также предложение предусмотреть ответственность за сокрытие информации об имущественных обязательствах должника.

Касаясь арбитражной практики, заявители нередко указывают на факты различного толкования одних и тех же норм закона. Показательный пример приводит генеральный директор страхового общества «АФЕС» П.Устименко. Общество выступало в качестве ответчика по иску ОСАО «Ингосстрах» о взыскании задолженности по уплате перестраховочной премии. К участию в деле в качестве третьего лица был привлечен страховой брокер – ЗАО «Малакут». С декабря 2004 года дело неоднократно рассматривалось в арбитражном суде Москвы, Федеральном арбитражном суде Московского округа, Девятом арбитражном апелляционном суде. В результате, используя норму законодательства, не дающую точную формулировку права брокера подписывать договор перестрахования, апелляционный суд взыскал с общества «АФЕС» всю сумму задолженности – более девяти миллионов рублей. Ответственность брокера, действовавшего одновременно и в интересах ответчика, и в интересах истца, арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции оставили за рамками судебного решения. Полагая, что в данном случае нарушены требования закона, страховое общество «АФЕС» было вынуждено просить о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда России. Авторы пишут о необходимости более тесной увязки арбитражной практики и процесса совершенствования законодательства. Указывается, что постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда России, в которых дается толкование либо устраняются противоречия правовых норм, не всегда учитываются в законотворческой деятельности. Создание надежного механизма, способного переводить судебные акты в поправки к конкретным законам приведет, по мнению авторов, к устранению ненужных коллизий.

Заявители настаивают на более строгом порядке вынесения решений о передаче дел в Высший Арбитражный Суд. Подвергается критике ст.304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. «Новые условия рассмотрения экономических споров в надзорном порядке отличаются от старых только тем, что решение выносят трое судей, а не один, – пишет, к примеру, председатель «Союза предпринимателей Республики Башкортостан» Н.Швецов. – Но в обоих случаях формулировка отказа стандартная – «нет оснований для внесения в Президиум ВАС» – при этом сами основания не расшифровываются, а доводы заявителя не анализируются».

Указывается и на то, что ст.299 Арбитражного процессуального кодекса допускает возможность только одного обращения в надзорном порядке. Если заявитель получает простой отказ в передаче дела на рассмотрение Высшего Арбитражного Суда, то это воспринимается как необоснованный отказ в правосудии.

Авторы отмечают необходимость более широкого информирования населения о практике деятельности арбитражных судов. Эту мысль подтверждают и ответы на контрольные обращения, получаемые из самих судов. Зачастую в них содержатся ссылки на незнание авторами юридических основ, неграмотное заполнение документов, неумение должным образом сформулировать требования, правильно обратиться в нужную инстанцию. В связи с этим документы отправляются на повторное рассмотрение, затягиваются сроки рассмотрения дел.

Немалую роль здесь могут сыграть общественные организации предпринимателей. Например, председатель Чувашской республиканской общественной организации «Защита прав предпринимателей» Н.Иванов информирует о положительном опыте по представлению и защите интересов представителей малого и среднего бизнеса. При этом подчеркивается, что эффективная система арбитражного правосудия способна стать важным фактором экономического роста.


Своими решениями суд поддерживает и укрепляет существующий порядок, легитимность государственного управления, содействуя тем самым его большему контролю над обществом. Будучи же органом государства, он может противопоставить себя ему и его учреждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя развитию демократических начал.

Решая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенничество, суды укрепляют экономическую стабильность в обществе. Они поддерживают политическую стабильность, наказывая участников путчей и заговоров, объявляя незаконными террористические организации, партии, цели которых противоречат конституционному строю.

Суд играет значительную идеологическую роль, воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам поведения.

Все эти задачи суд может выполнять только в условиях его правильной ориентации, соответствия принципов его деятельности общечеловеческим ценностям. Напротив, извращенные формы суда (например, чрезвычайные суды, действующие как органы прямого подавления), неправосудные решения оказывают деструктивное влияние на общество.

Судебная ветвь власти имеет свои органы судейского самоуправления (в России - съезды судей, советы судей, избранные квалификационные коллегии судей. Только по их решениям (квалификационных коллегий) назначаются судьи (кроме высших судов), освобождаются от должности, перемещаются в другие суды, могут быть преданы суду по обвинению в преступлении.

Арбитражные суды рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела (о праве собственности на имущество, об аренде, о правах в сфере хозяйственного управления и др.). В арбитражных судах есть арбитражные заседатели. В систему арбитражных судов входит Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. На территории одного субъекта может быть несколько арбитражных судов, и один арбитражный суд может быть создан для нескольких субъектов.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи арбитражных судов округов в субъектах РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом предложений субъектов РФ. Судья не может быть назначен на должность без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи также возможно только по решению такой коллегии.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.


Нормативно-правовые акты:

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ "О Конституцион­ном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федера­ции от 25 июля 1994 г., №13, ст. 1447.

3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. - №1 - Ст. 1.

4. Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик. Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года.

Научная и учебная литература

5. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: История и современность. Ростов н/Д, 2001.

6. Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика, 2003 - №8.

7. Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. – М., 2006. С.57.

8. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»/Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма, 2003.

9. Курас Т.Л. Российская судебная система: история и современность // http://ns.lawinstitut.ru/science/vestnik/20003/kuras.cgi

10. Портнов В. П., Славин М. М. Становление правосудия Советской России (1917-1922 гг.). М., 1990

11. Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. – с. 35.

12. Предприниматели просят президента усовершенствовать арбитражные суды. http://www.ukon.su/article/article_1002.html

13. Суд в СССР. / под ред. Л.Н. Смирнова, В. В. Куликова, С.Г. Банникова, В.М. Савицкого, Х.Б. Шейнина. М., 1977.


Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. – М., 2006. С.57.

Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. – с. 35.

Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика, 2003 - №8.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

совокупность cyдов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Правосудие, а равно выполнение иных полномочий, образующих судебную власть, должны осуществляться только судебными органами. Никакие другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова "суд" или "судебный" (например. третейский суд, Судебная палата по информационным спорам, суд чести), не относятся к числу органов, уполномоченных выполнять функции судебной

власти - такие, как правосудие, конституционный контроль, контроль за законностью действий и решений государственных органов и должностных лиц, дача разъяснений по вопросам судебной практики и др.

Суды в РФ подразделяются на два вида - суды федеральные и суды субъектов РФ. В ст. 126 Конституции РФ основной блок федеральных судов именуется судами общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ причисляются ВС республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел и материалов об административных правонарушениях, разрешаемых в судебном порядке.

Особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции образуют военные суды. Их не относят к числу общих (гражданских) судов, поскольку они "осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба" (ч. 1 ст. 22 ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"). Эти суды состоят из военных судов гарнизонов, соединений,флотилий.армий, военных округов, флотов, видов и групп войск, а также Военной коллегии - одного из основных подразделений ВС РФ.

Закон допускает возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов.

Во второй блок федеральных судов включены арбитражные суды: федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, и автономных округов), возглавляемые ВАС.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов.

Суды субъектов РФ не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не имеют каких-то взаимосвязанных или взаимоподчиненных структур. В соответствии с ч. 1 ст. 27 вышеназванного Закона конституционные (уставные) суды могут создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного само-

управления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Порядок деятельности этих судов определяется законами соответствующих субъектов РФ. Не связанные друг с другом мировые судьи должны действовать на территории участков, образуемых в пределах районов (городов). Контроль за законностью и обоснованностью их действий возложен на районные суды, входящие в состав федеральных судов.

Вся С.с. РФ - единое целое. Единство обеспечивается путем: а) установления С.с. РФ Конституцией РФ: б) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных ФЗ РФ правил судопроизводства; в) применения всеми судами Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ: г) признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; д) законодательного закрепления единства статуса судей; е) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Гуценко К.Ф.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СУДЕБНАЯ СИСТЕМА" в других словарях:

    Судебная система - (англ. system of courts) в РФ единая система всех судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах. С.с. устанавливается Конституцией РФ* и… … Энциклопедия права

    Юридический словарь

    СУДЕБНАЯ СИСТЕМА - совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев С.с. представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. В соответствии с Конституцией РФ С.с.… … Юридическая энциклопедия

    Судебные органы государства, связанные между собой установленными законом отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев С. с. представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. Советская С. с. состоит из… … Большая советская энциклопедия

    судебная система - совокупность всех судов данного государства. Каждое из звеньев С.с. представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. В РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В настоящее время в С.с. РФ входят суды… … Большой юридический словарь

    Совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев С. с. представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции В соответствии с Конституцией РФ 1993 г … Энциклопедический словарь экономики и права

    - … Википедия

    СУДЕБНАЯ СИСТЕМА - совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Согласно Федеральному конституционному закону О судебной системе Российской Федерации от 31 декабря 1996 г., судебную систему РФ… … Энциклопедический словарь конституционного права

    СУДЕБНАЯ СИСТЕМА - (judicial system, judicature) совокупность всех судов, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой отношениями по осуществления правосудия … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Судебная система - это закрепленная Конституцией совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно территориального устройства страны. В судебную систему России входят следующие виды судебных органов: федеральные суды; конституционные… … Большой юридический словарь

Книги

  • Судебная система Чешской Республики , Елена Владимирова. Систему судов Чешской Республики образуют: Верховный Суд, Верховный Административный Суд, высокие, краевые и окружные суды. Согласно ст. 90 Конституции задача судовсостоит, главным образом, в…

НПА: КРФ, Закон о судебной системе

Судебная система - совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями .

ст. 118 КРФ:

1.Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2.Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается КРФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

КС РФ - ст. 125 КРФ

ВС РФ - ст. 126 КРФ

Модели организации судебной системы

С точки зрения территории:

1. Единая судебная система (унитарные гос-ва: Англия, Франция)

2. Дуализм судебной системы (федеральная судебная система и судебная система субъектов; США)

3. Смешанная судебная система (суды субъекта федерации входят в федеральную систему, обжалование их решений идет в инстанции федеральной системы; ФРГ, РФ)

Структура судебной системы:

1. Правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными вершить его. Другие государственные или негосударственные образования (третейский суд, МКАС, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.) не являются составной частью судебной системы.

2. Судебную систему РФ составляют:

Федеральные суды:

Конституционный Суд РФ

СОЮ: ВС РФ + районные суды, областные, краевые и иные приравненные к ним суды, военные суды - особый статус

Арбитражные: ВС РФ + арбитражный суд округа, арбитражный апелляционный суд, СИП на уровне апелляционного

Суды субъектов:

Конституционные (уставные) суды субъектов

Мировые судьи

1. Общие – рассматривают уголовные и гражданские дела

2. Специализированные (есть особые категории дел или лиц, для которых необходима особая процедура и квалификация):

Конституционные суды

Военные суды

Суды по экономическим спорам (хозяйственные, патентные суды, по банкротствам)

Судебная система РФ едина (ст. 3 Закона о судебной системе)=> особый порядок создания и упразднения судов:

Высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) образованы на основании предписаний КРФ и могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее.

Другие федеральные суды создаются и упразднятся ФЗ.

Суды субъектов РФ создаются и упраздняются с соблюдением требований ФЗ и законов соответствующих субъектов РФ.

Звенья судебной системы.

Звено судебной системы суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе. Они есть у СОЮ .

1) районные - основное

2) Областные и тд - среднее

3) ВС РФ - высшее

Военные суды

Основное звено – гарнизонные военные суды

Среднее звено – окружные (флотские) военные суды

Высшее звено – коллегия по делам военнослужащих

Арбитражные суды:

Основное звено – арбитражный суд субъекта

Среднее звено 1 - апелляционный суд;

Среднее 2 - арбитражный суд округа и СИП

Высшее звено – Коллегия по экономическим спорам Верховного Суда.

Понятие и виды судебных инстанций.

Судебная инстанция - суд (его структурное подразделение), выполняющий основную судебную функцию, связанную с разрешением дел – принятие решения по существу дела либо проверку приговоров и иных судебных решений.

Вышестоящая инстанция суд или структурное подразделение, занимающее более высокую ступень в судебной иерархии .

Суды первой инстанции; уполномочены принимать решение по дел существу

По уголовным делам: вопросы о виновности/невиновности подсудимого в совершении преступления, в случае признание виновности – о применении/неприменении уголовного наказания и определении его меры .

По гражданским делам: вопрос о доказанности/недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить .

Все суды общей юрисдикции (мировые судьи, районные суды, суды субъектов РФ), включая военные суды, могут выступать в качестве судов первой инстанции . В системе арбитражных судов в качестве суда первой инстанции выступает арбитражный суд субъекта и суд по интеллектуальным правам . Также Верховный суд РФ рассматривает по первой инстанции ряд четко определенных в ФКЗ административных дел.

Суды второй инстанции - проверка законности, справедливости и обоснованности приговоров, не вступивших в законную силу. Ее рассмотрение может закончиться вынесением нового решения или оставление старого. Жалоба подается в течение 10 дней.

В апелляционном производстве рассматривают дела районные суды, суды субъектов РФ, окружные (флотские ) военные суды, арбитражные апелляционные суды, ВС РФ.

Апелляция:

1. Полная - стороны могут предоставлять новые доказательства без ограничений.

2. Неполная – чтобы предоставить новое доказательство надо доказать невозможность их предоставления в 1 инстанции.

3. Централизованная – 1 апелляционный суд на всю страну

4. Децентрализованная – много судов

Суды третьей инстанции - проверка законности итд, вступивших в силу судебных решений и приговоров . Такие суды не выносят новое решение, но, основываясь, на письменных материалах, содержащихся в деле, могут направить дело на повторное рассмотрение в нижестоящий суд, прекратить дело, отклонить ходатайство, исправить обнаруженную в нем ошибку. Это проверка процедуры, а не дела по существу.

Судебная система – это совокупность различных видов судов, построенная с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления РФ. Регулируется федеральным конституционным законом «о судебной системе РФ». От 31 декабря 1996 года.

Данный закон установил, что судебная система РФ является единой, что обеспечивается следующими положениями:

1) Отражением и закреплением судебной системы конституции РФ и настоящем федеральном конституционном законе

2) Все суды России руководствуются конституцией и федеральными законами

3) Судопроизводство осуществляется путем конституционного, гражданского, уголовного и административного способов

4) Все суды обладают единым правовым статусом

5) Все суды финансируются из федерального бюджета, а мировые судьи также из региональных бюджетов

6) Судебные акты вступившие в законную силу обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Д/З Письменное задание: Из конституции РФ выписать (лучше в отдельную тетрадку) положение конституции РФ, которые касаются судебной власти, правосудия и правоохранительных органов.

Судебная система рф

1) Конституционные суды. Конституционный суд РФ. Конституционный (уст.) суды субъектов РФ

2) Суды общей юрисдикции.IVВерховный суд РФ 1/III Военные коллегии 1.III Областной суд и соотв 1. IIРайонный суд 1 а.I Мировые суды 1.I Военный городской суд 1.I Военный гарнизонный суд 1.II Военный суд округа флота 1

3) Арбитражные суды:IV Высший арбитражный суд РФ 1.III Федеральный арбитражный суд округа 2 к.II Арбитражный апелляционный суд 2 а.I Арбитражный суд субъекта РФ 1.

4) Дисциплинарное присутствие.

Все суды РФ подразделяются на две неравные группы: Федеральные суды и Суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ отнесены только два вида судов: Конституционные уставные суды субъектов РФ и мировые судьи. Все остальные суды являются федеральными. Совокупность судов РФ разделена на 4 подсистемы.

Конституционные суды представлены конституционным судом РФ и конституционными судами РФ. Предметом их деятельности является разрешение вопросов о соответствии законов конституции РФ и конституциям, уставам субъектов федерации. Данные суды не соподчинены, поскольку каждый из них отражает суверенитет государства и его субъектов.

Суды общей юрисдикции. Возглавляет их верховный суд РФ. Сюда входят территориальные или общегражданские суды, а также военные суды. Предметом деятельности общих судов является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и других юридических дел.

Арбитражные суды. Возглавляет высший арбитражный суд РФ. Предметом дейстельности этих судов является рассмотрение экономических предпринимательских споров между хозяйствующими субъектами, то есть между организациями, юридическими лицами и гражданами, индивидуальными предпринимателями.

Дисциплинарное присутствие. Оно появилось в нынешнем году. Образуется на паритетных началах из трех судей Верховного суда и трех судей высшего арбитражного суда. Рассматривает жалобы судей на лишение статуса судьи.

Общие суды и арбитражные взаимосвязаны организационно и функционально. Организационные связи выражаются в понятии звено судебной системы. Функциональные связи выражаются в понятии судебная инстанция.

Понятие звена судебной системы – это место суда в судебной системе с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления РФ. Это совокупность однотипных судов, создаваемых на равнозначных территориях и обладающие однотипной, равной компетенцией. Общие суды – территориальные. Имеют четыре звена. Военные три звена. Арбитражные 4 звена.

Судебной инстанции – это компетенция полномочия, функция, вид судебной деятельности.

Закон различает первую инстанцию, вторую инстанцию (Апелляционная и кассационная) и надзорную инстанцию.

Суд первой инстанции – это рассмотрение дела по существу, то есть путем заслушивания сторон и других участников процесса: свидетелей и других лиц, исследование всех доказательств. По итогам рассмотрения постановляется приговор в уголовном деле или решение в гражданском деле.

Целью рассмотрения уголовного дела является установление факта совершения преступления и назначение виновному соответствующего наказания.

Цель гражданского процесса является удовлетворение или отказ в иске или ином заявлении.

Судами первой инстанции в общих судах являются все звенья этой системы. В арбитражной системе судами первой инстанции являются первое и высшие звено. Таким образом, обобщенно на вопрос какие суды отнесены к первой инстанции мы отвечаем: Все суды РФ, кроме конституционных, дисциплинарного присутствия и арбитражных судов 2 и 3 звена. И второе: решение этих судов выносятся немедленно и не подлежат обжалованию. Каждое звено судебной системы исполняя роль первой инстанции наделено соответствующей компетенцией, которая называется подсудность. Мировому судье, подсудные дела (Уголовные дела) о преступлениях небольшой тяжести, наказания за которые не превышает трех лет, а также разнообразные гражданские споры, например, о расторжении брака, однако подобные дела связанные с вопросом при ком из родителей будут находиться дети, подсудны вышестоящему районному суду. Мировой суд, судья. Рассматривает также трудовые споры, кроме дел о восстановлении на работе. Эта подсудность вышестоящего районного суда. Мировой судья разрешает также разнообразны административные дела и иные юридические вопросы, например, связанные с исполнением приговоров. Районный суд разрешает уголовные дела о тяжких преступлениях, гражданские, административные и иные юридические дела превышающие компетенцию мировых судей и не обходящую компетенцию вышестоящего суда и военных судов.

Кружок: Заседание будут происходить по пятницам в 16 00. 307 аудитория. Около часа.

Областному суду подсудны уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, в том числе, эти дела рассматриваются с участием присяжных заседателей. Областной суд по первой инстанции рассматривает также и некоторые гражданские дела, например, связанные с государственной тайной или об усыновлении детей иностранными гражданами и лицами без гражданства. Верховный суд РФ имеет в своей подсудности уголовные дела по обвинению судей и депутатов законодательного собрания при наличии от них соответствующего ходатайства, а также некоторые гражданские дела, например, о постановке или запрете деятельности общероссийских политических партий. Военные суды разрешают дела о преступлениях военнослужащих и лиц проходящих военные сборы, а также гражданские и административные дела, возникающие в отношениях военнослужащих с органами военного управления. Арбитражные суды рассматривают дела об экономических предпринимательских спорах, где участниками являются организации, юридические лица и граждане индивидуальные предприниматели.

Общий суд. Между организацией и гражданами индивидуальным предпринимателям. Судебные составы по первой инстанции (судебный состав, количество судей для рассмотрения конкретного дела) Большинство уголовных и гражданских дел рассматриваются судьями единолично. Коллегиальный состав может быть следующий: Трое профессиональных судей. Один судья и 12 присяжных заседателей. 1 судья и 2 арбитражных заседателя.

Приговор или решение суда могут быть обжалованы заинтересованными лицами. Суд второй инстанции апелляционную или кассационную инстанцию. Для обжалования дается в общих судах 10 дней. В арбитражных 1 месяц. Если в течение этих сроков судебный акт не обжалован. Он вступает в законную силу и подлежит обязательному исполнению на всей территории РФ. Это важная гарантия права на судебную защиту и для проверки законности, обоснованности, а по уголовному делу и справедливости судебного акта.

Понятие суда второй инстанции – это проверка законности, обоснованности, а по уголовному делу и справедливости судебного акта, вынесенного по первой инстанции и не вступившего в законную силу. Вторая инстанция – это вид контрольного правосудия. Различают два вида второй инстанции. Апелляция и Кассация.

Понятие апелляционной инстанции – это проверка законности и обоснованности, а по уголовному делу и справедливости судебных актов, вынесенных по первой инстанции, не вступивших в законную силу путем повторного рассмотрения дела по существу. Поводом для апелляционного рассмотрения является апелляционная жалоба, которая подается через суд, постановивший судебный акт, а этот суд направляет апелляционную жалобу вместе с делом в апелляционную инстанцию. Апелляционной инстанцией в общих судах является районный суд в отношении мировых судей и арбитражный апелляционный суд. В уголовном процессе после апелляции возможная кассация. В гражданском процессе после апелляции, если судебный акт оставлен без изменения, то он вступает в законную силу.

Полномочия суда апелляционной инстанции (На примере уголовного процесса):

1) Оставить апелляционную жалобу или представление без удовлетворения, а приговор без изменения

2) Отменить обвинительный приговор и вынести оправдательный приговор

3) Отменить оправдательный приговор и вынести обвинительный приговор

4) Изменить приговор в любую сторону, то есть и в сторону ухудшения положения подсудимого

5) Отменить приговор и прекратить производство по делу при наличии тому оснований. По гражданскому делу, апелляционный суд может вынести новое решение, отменив прежнее. Судебные акты, которые принимает апелляционная инстанция – это постановление выносится в случае, если приговор оставляется неизменным.

Второй вид судебного акта, который выносит апелляционный суд –

это приговор в тех случаях, когда отменяется или изменяется обжалуемый приговор.

Третий вид судебного акта – это определение выносится по результатам рассмотрения апелляционные жалобы или представления по гражданскому делу.

Судебный состав апелляционной инстанции: районный суд 1. В апелляционных судах трое судей. Понятие суда кассационной инстанции. Кассационная инстанция – это ревизия, проверка законности, обоснованности и справедливости судебного акта, вынесенного по первой инстанции, как правило, не вступившего в законную силу по имеющимся материалам. Основанием для кассационного производства является кассационная жалоба или представление, которые выносятся через суд, постановивший обжалуемый судебный акт. Срок для кассации 10 дней в общих судах и 2 месяца в арбитражных судах. Судами кассационной инстанции являются областной суд и соответствующий военный суд округа флота. Верховный суд России и арбитражный суд третьего звена, то есть федеральный арбитражный суд округа. Апелляционные и кассационные жалобы подают подсудимый защитник, потерпевший. Истец и ответчик, а кассационное представление (Заявление) подает прокурор.

Семинарское сообщение номер 1. Темы 1 и 2.

Областной суд. Ему соответствующий является кассационной инстанцией для районного суда. Окружной флотский военный суд кассационной инстанции для военного гарнизонного суда. Для областного суда является судебная коллегия по уголовным делам или судебная коллегия по гражданским делам верховного суда. Для окружного флотского военного суда кассационной инстанцией является военная коллегия верховного суда. Отличие кассационной инстанции арбитражного суда, а ею является третье звено, состоит в том, что здесь пересматриваются уже вступившие в силу судебные акты.

Полномочия суда кассационной инстанции:

1) Оставить судебный акт без изменения. А кассационные изменения без удовлетворения.

2) Изменить судебный акт, при этом приговор суда может быть изменен только в лучшую для подсудимого сторону.Путем повторного его рассмотрения по существу. Поэтому возможен любой вариант, как в сторону улучшения, так и ухудшения.

3) Отменить судебный акт и направить дело на новое разбирательство судебной или апелляционной инстанции. Апелляционная инстанция сама принимает решения.

4) Отменить решение суда по гражданскому делу и вынести новое решение.

5) Отменить судебный акт и прекратить производство по делу при наличии тому оснований. Судебный состав кассационной инстанции – трое судей. Стороны извещаются во времени и месте судебного разбирательства. Однако их неявка, не является препятствием для судебного рассмотрения. Вместе с тем, осужденный имеет право ходатайствовать о судебном разбирательстве с его участием, даже если он арестован. В подобных случаях судебные заседания проходят в режиме видеоконференции.

Суд надзорной инстанции проверяет законность судебных актов вступивших в законную силу.

Судами надзорной инстанции являются: областной суд и соответствующий, военный суд округа флота в лице президиумов этих судов, верховный суд РФ в лице уголовной, гражданской, военной коллегий верховного суда, а также высший арбитражный суд в лице президиума этого суда. Президиумы рассматривают дела в порядке надзора более половины членов президиума судебной коллегией верховного суда РФ в составе не менее трех судей.

Надзорный пересмотр судебных актов имеет свои особенности, если в апелляционном и кассационном порядке производство возбуждается автоматически с подачей апелляционных или кассационных жалоб, то в надзорном производстве надзорные жалобы представления и заявления рассматриваются в два этапа.

В общих судах жалобу рассматривает на первом этапе один судья, который выносит постановление об отказе в жалобе или о возбуждении надзорного производства и передачей дела содержала бы представление в надзорную инстанцию. В последнем случае надзорная инстанция разбирает доводы и жалобы и принимает по ней соответствующее решение. Если же судья выносит постановление об отказе в жалобе, то оно по новой жалобе может быть пересмотрено председателем соответствующего суда, который вправе согласиться с постановлением судьи или отменить постановление и передать жалобу представление на рассмотрение суда надзорной инстанции.

В арбитражном процессе надзорное заявление также пересматриваются поэтапно. Надзорное заявление разрешается не единолично судьей, а тремя судьями. Если они отклоняются, надзорное заявление такое решение является окончательным. Если же надзорное заявление удовлетворяется, то оно передается на дальнейшее рассмотрение вместе с делом в президиум высшего арбитражного суда, который разрешает надзорное заявление по существу его доводов.

Полномочия суда надзорной инстанции сравнимы с полномочиями кассационной инстанции, то есть:

1) Судебный акт оставляется без изменения, а надзорная жалоба или представление без удовлетворения.

2) Изменить судебный акт, вынесенный судом первой апелляционной кассационной или надзорной инстанции по уголовному делу только в сторону улучшения положения подсудимого.

3) Отменить судебный акт, вынесенный нижестоящим судом по первой апелляционной кассационной или надзорной инстанцией и направить дело на новое рассмотрение

4) Отменить все состоявшиеся ранее по делу судебные акты производству по делу при наличии к нему законных оснований.



Поделиться