Референтная власть. Понятие власти как центрального звена системы управления

Власть - это потенциальная способность индивида влиять па поведение других людей. Влияние - эффект, который оказывают действия человека на установки, ценности, верования или поведение других людей. Таким образом, власть - это способность вызвать изменения в человеке, а влияние - степень фактически произошедшего изменения.

Одним из источников власти является положение индивида в организации. Власть может также исходить из личностных источников. Исследователи Р. Френч и Б. Рэйвен определили пять основных форм власти: законную, основанную на вознаграждении, основанную на принуждении, экспертную и власть примера (референтную, эталонную).

Законная власть (legitimate power) - власть, которой обладает человек в соответствии с занимаемой должностью в формальной структуре организации (должностные полномочия). Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг - подчиняться им. Законная власть также подразумевают наличие власти, основанной на принуждении и на вознаграждении, однако законная власть намного шире.

Власть, основанная на вознаграждении (reward power), действует за счет обеспечения определенных выгод или вознаграждений. Данная форма власти обусловлена правом менеджера официально поощрять подчиненных, например повышать зарплату или повышать в должности, назначать на интересную работу, объявлять благодарность и т.п., для оказания влияния на их поведение. Вознаграждением может быть все, что ценится другими. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

Власть на основе принуждения (coercive power), т.е. право применить или рекомендовать применить наказание. Определяется как подчинение за счет страха. Основана на применении (либо на угрозе применения) физических санкций, например причинение боли, ограничение свободы передвижения либо контроль физиологических потребностей или потребности в безопасности и защищенности. Менеджер применяет власть, основанную на принуждении, когда он понижает в должности или увольняет подчиненных, поручает работу, которая им не нравится, критикует их действия или депремирует. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать так, что помешает удовлетворению какой-то насущной потребности или вообще может причинить какие-то другие неприятности.

Экспертная власть (expert power) - влияние, которое объясняется наличием у человека определенных специфических навыков, высоких профессиональных знаний или опыта, компетенции. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность.

Власть примера, или референтная (referent power), - возникает на основе идентификации личности с другим человеком, обладающим определенными способностями или личными качествами. Власть примера основывается на восхищении человеком и на желании быть на него похожим. Такая власть не зависит от официальной должности. Если сотрудники восхищаются стилем работы лидера, его влияние на них основывается на референтной власти. Референтная власть наиболее наглядно проявляется в деятельности харизматических лидеров.

В зависимости от источника возникновения (внешнего или внутреннего) рассмотренные формы власти можно объединить в две группы:

- должностная власть, источником которой является организация, так как занимаемая в организации должность дает менеджеру право вознаграждать или наказывать подчиненных с целью воздействия на их поведение. В данную группу входят следующие формы власти: законная власть, право на вознаграждение, право на принуждение;

- личная власть, которая возникает благодаря внутренним ресурсам индивида, таким как профессиональные знания или личные человеческие качества. В данную группу входят следующие формы власти: экспертная и власть примера (референтная).

Менеджер имеет власть над подчиненными, однако в некоторых ситуациях и подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них по таким вопросам, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.п. Отсюда следует, что менеджер должен понимать и учитывать тот факт, что поскольку подчиненные тоже часто обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти: достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательных реакций.

36. Предварительный, текущий и заключительный контроль.

Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.

Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного «контролером», и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Можно выделить три главных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.

Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение - это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично, если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, все это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях – по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того, чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемым. Существенно повысить вероятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных работников можно также путем установления справедливых размеров выплат и компенсаций, проведения психологических тестов, а также при помощи многочисленных собеседований с работником в период перед его наймом. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно нужно добавить и руководящему составу, и рядовым исполнителям к уже имеющимся у них знаниям и навыкам, прежде чем приступать к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.

Текущий контроль. Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации.

Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

Системы обратной связи. Обратная связь - это данные о полученных результатах. Простейшим примером обратной связи является сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки. Системы обратной связи позволяют руководству выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед нею задачам.

Все системы с обратной связью:

1. Имеют цели.

2. Используют внешние ресурсы.

3. Преобразуют внешние ресурсы для внутреннего использования.

4. Следят за значительными отклонениями от намеченных целей.

5. Корректируют эти отклонения для того, чтобы обеспечить достижение целей.

Заключительный контроль. При текущем контроле используется обратная связь в ходе проведения самих работ для того, чтобы достичь требуемых целей и решить возникающие проблемы прежде, чем это \"потребует слишком больших затрат. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результата сравниваются с требуемыми.

37. Функции менеджмента.

Менеджмент - это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.

Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента.

На сегодняшний день к функциям менеджмента относится:

· планирование,

· организация,

· мотивация,

· контроль,

· координация.

В Советском Союзе выделяли такие функции менеджмента:

· планирование,

· организация,

· координация,

· стимулирование,

· регулирование,

· контроль.

Американские ученые Майкл Мескон, Майкл Альберт и Франклин Хедоури выделяют четыре функции менеджмента:

· планирование,

· организация,

· мотивация,

· контроль.

Эти функции управления связаны процессами принятия решений и коммуникацией.

Функция планирования является номером один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:

1. Где мы находимся на данное время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.

2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, что может помешать организации достижению этих целей.

3. Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование - это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единственное направление усилий всех членов организации для достижения ее общей цели.

Функция организации - это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. В любом плане, составляемом в организации, есть создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в реальность, используя важную функцию менеджмента, как мотивация.

Функция мотивации - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. С конца XVIII по XX век было распространенное мнение, что люди всегда будут работать лучше, если у них есть возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивация - это простой вопрос, который сводится к предложению предоставления соответствующих денежных вознаграждений в обмен на усилие. Руководители узнали, что мотивация - это результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно изменяются.

Функция контроля - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первый аспект - установление стандартов - это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто в определенный период, и сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, ему известен и источник этой проблемы. Третий аспект - стадии, на которой выполняются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от начального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей для того, чтобы они стали реальнее и отвечали ситуации. Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.

Функция координации - это центральная функция менеджмента. Она обеспечивает достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а также действие руководителей.

38. Развитие менеджмента в России.

Начало развития менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

В развитии системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.

Особую эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк - от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

Законодательные акты Петра I - указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением - регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный менеджмент. Таким образом развитие менеджмента в России происходило на государственном уровне.

Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства, казны и народа, под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

39. Рационный подход в разработке и принятии управленческих решений.

Системный подход - это одно из методологичес­ких направлений современной науки, связанное с пред­ставлением, изучением и конструированием объектов как систем.

Система - множество упорядоченных элементов, свя­занных между собой по определенному признаку. При­знаки системы: множество элементов (два и более), на­личие связей между ними, представление как единого целого (отсутствие лишних и недостающих элементов), относительная свобода элементов друг от друга, наличие общей цели, наличие иерархии управления, наличие свя­зи с внешней средой, присутствие гармонии отношений (эффект положительной эмерджентности или синергии). Основным элементом системы является человек, его интересы и потребности. В системе нет лишних элемен­тов и связей. Системный подход включает анализ и син­тез объекта управления, в том числе управленческого ре­шения.

Системный подход не имеет фиксированной предмет­ной области. Он направлен на формирование характера, направления и стиля научного мышления при исследо­вании какого-либо процесса. Системный подход предполагает, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих его элемен­тов, а во многом определяется характером связей и отношений между ключевыми элементами.

Диалектический метод составляет основу системного подхода . Метод предполагает:

 анализ объективного мира как единого целого, в котором все явления и процессы взаимозависимы и взаимообусловлены;

 понимание того, что как объективный мир, так и все его составляющие находятся в непрерывном и зако­номерном движении и изменении (обновлении, прогрес­сивном развитии или деградации);

 неизбежность внутренних противоречий как источ­ника изменений.

2.2.2.Требования системного подхода:

 соответствие целей компании целям объединения, отрасли и общества;

 соответствие целей подразделений и групп компа­нии общим ее целям;

 на первом плане - измеряемые цели, на остальных - цели в общем виде;

 реализация каждой цели оценивается ее эффектив­ностью (экономической, организационной, идеологичес­кой и т.д.);

 каждая выполненная цель должна приближать вы­полнение более крупной (перспективной). Цели могут иметь некоторую степень вложенности в миссию компа­нии.

2.2.3.Основные задачи системного подхода:

 разработка концептуальных (содержательных и формальных) средств представления исследуемых объек­тов как систем;

 построение обобщенных моделей систем и моделей разных классов и свойств систем, включая модели дина­мики систем, их целенаправленного поведения, развития, иерархического строения, процессов управления и др.;

 исследование методологических оснований различ­ных теорий систем.

2.2.4.Процедуры системного подхода при подготовке и реа­лизации УР:

1. Выделение наиболее важных (приоритетных) эле­ментов или процессов при ПРУР:

 приоритеты в технической сфере деятельности (прибыль, ставка кредита, объем продаж, качество и др.). Определение ориентации либо на конечную продукцию, либо на процесс ее получения (например, ориентация на диплом или на получение знаний);

 приоритеты в биологической сфере деятельности (здоровье, питание, отдых, жилье и др.);

 приоритеты в социальной сфере деятельности пер­сонала, коллектива и общества (самовыражение и само­проявление, информация, общение, управление и орга­низация и др.). Ориентация на потребителя, его потреб­ности и интересы.

2. Выделение элементов второго уровня в техничес­кой, биологической и социальной сфере деятельности, которые могут оказать влияние на ПРУР, чтобы акцен­тировать внимание на главном и не углубляться в мело­чи (мелочи нужно знать!).

3. Каждый элемент или процесс первого уровня сле­дует рассматривать с позиции причинно-следственных связей.

4. Корректировка и согласование элементов и их при­оритетов, необходимых для ПРУР.

5. Приближение процесса решения проблем к источ­никам информации об их возникновении и развитии.

Менеджер в своей работе должен различать решения по видам, а организация в целом должна иметь определенный подход к принятию решений. В этой связи выделяют

Централизованный подход (рекомендует принимать как можно большее число решений на верхнем уровне управления) и децентрализованный подход (поощряет менеджеров передавать ответственность по принятию решений на самый низкий управленческий уровень)

Групповой подход (менеджер и один или более служащих работают вместе над одной проблемой) и индивидуальный подход (принятие решений только менеджером)

Подход «система участия» (менеджер опрашивает людей, которые будут задействованы в принятии решения, но оставляет за собой право сказать последнее слово) и «система неучастия» (менеджеры не предусматривают участие со стороны в системе принятия решений и предпочитают собирать информацию, оценивать альтернативы и принимать решения, не привлекая к этому посторонних)

Демократический подход (решения принимаются в пользу большинства) и совещательный подход (вовлекается множество человек в принятие решений и ищется компромисс между всеми мнениями)

40. Понятие эффективности управления, ее виды и показатели.

Деятельность менеджера заключается в руководстве людьми, направленном на достижение поставленных целей. Если управленческая деятельность решает поставленные задачи, обеспечивает реализацию целей, причем на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. Иными словами, эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, ив этом смысле проблема эффективности управления является составной частью экономики управления, частью эффективности производства.
Для оценки эффективности производства и управления используется система обобщающих и частных показателей.
Обобщающие показатели характеризуют конечные результаты:
–объем производства;
– прибыль;
– рентабельность;
– время и др.
Частные показатели характеризуют использование отдельных видов ресурсов - труда, основных средств, инвестиций.

К показателям, характеризующим труд менеджера, можно отнести:
– снижение трудоемкости обработки управленческой информации;
– сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации;
– сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала улучшением организации труда. Эффективность управленческой системы оценивается количественными и качественными показателями.
Количественные показатели включают:
– комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудовых процессов управления) и др.;
финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);
– показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных. процедур).
Качественные показатели включают:
– повышение научно-технического уровня управления;
– повышение квалификации менеджеров;
– повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
– формирование организационной культуры;
– удовлетворенность трудом;
– завоевание общественного доверия;
– усиление социальной ответственности организации;
экономические последствия.
Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая - в будущем.
Эффективность можно различать как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами.
Эффективность управления определяется как в относительных величинах соотношение вели и полученного результата, экономического эффекта и затрат, потребности и ее удовлетворения - так и в общем виде, например, в полученной прибыли. Но нельзя упрощенно подходить к оценке эффективности управления, соизмеряя полученную прибыль и затраты по управлению, ибо результат управления может быть не только экономическим, но и социально-экономическим, социальным.
Таким образом, понятие эффективности включает в себя различные виды, такие как:
1) способность достигать намеченных целей и в запланированные сроки;
2) цена ресурсов, затраченных на достижение цели;
3) степень удовлетворения интересов различных групп личностей и организаций, связанных с деятельностью предприятия (собственников, менеджеров, работников, клиентов, поставщиков и др.). Причем эти виды эффективности часто противоречат друг другу, а выбрать эффективность, удовлетворяющую всех, практически невозможно. Поэтому следует учитывать, о какой эффективности и «для кого» идет речь.
К числу факторов, влияющих на эффективность управления, относят величину предприятия и количество его сотрудников, а также особенности производственной деятельности. Среди этих факторов:
– потенциал сотрудников, их способность выполнять работу;
– средства производства;
– культура организации;
– социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом.
Это предполагает использование новейших информационных и управленческих технологий, максимальную автоматизацию и компьютеризацию деловых процессов, активное участие сотрудников организации в управлении, формирование надежных коммуникаций, заинтересованности всех участников в результатах управления.
Каждая организация, каждый субъект управления имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность.
Эффективность менеджмента зависит от активности субъекта управления. Активность складывается из двух типов факторов - структурных и активирующих. Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Они характеризуют область технических навыков. Активирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, умение налаживать межличностные отношения. Владение этими факторами требует творческого подхода, знании в области человеческого поведения, интуиции.


Похожая информация.


  • Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена ни какими законами и учреждениями.
  • Аппарат государства – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.
  • В КАКИХ ГОРОДАХ И ИЗ КОЛИКИХ ЛЮДЕЙ ГРАЖДАНСКАЯ ВЛАСТЬ СОСТОЯТЬ ДОЛЖНА
  • В случае, когда власть не осознается людьми как чье-то персональное господство, а воздействует методами ________, речь идет о «четвертом лице» власти.
  • Билет 1

    Социология и психология управления как наука: предмет, объект, цели, задачи.

    Власть через участие как вид власти.

    В данном случае властвующее лицо не навязывает свою волю подчиненному . Просто оно предлагает подчиненному принять участие в формулировании целей организации или ее подразделений, а затем в ее реализации (эта цель должна быть выгодна властвующему лицу). В дальнейшем подчиненный начинает следовать этим целям, так как, во-первых, считает их в какой-то степени своими собственными , во-вторых, он чувствует себя обязанным по отношению к тем, с кем разрабатывал цели в одной «команде». Однако такое основание власти может применяться руководителями лишь при достаточно высокой культуре подчиненных.

    Билет 2

    Агрессия, ее понятие и виды.

    Агрессия – намеренное поведение, направленное на нанесение физического и психологического вреда . Она может быть направлена как во внутрь, на самого себя (самобичевание, мазохизм, сознательное нанесение самому себе травм и увечий, самоубийство), так и на внешнюю среду (посягательство на честь, достоинство, имущество, жизнь других людей).

    Различают враждебную и инструментальную агрессию.

    Враждебная агрессия – это акт агрессии, возникающий из чувства гнева и направленный на причинение боли или телесного повреждения.

    При инструментальной агрессии существует намерение причинить боль другому человеку, однако причинение боли рассматривается как средство для достижения другой цели (например, в профессиональном футболе).

    Референтная власть как вид власти.

    Сила власти в данном случае зависит от желания подчиненного (ведомого) быть похожим или поступать также как властвующее лицо. Идентифицируя себя с властвующим лицом, подчиненный может восхищаться им, желать походить на него и, в результате он будет выполнять многие желания властвующего лица. Подчиненный идет на уступки желаниям и указаниям властвующего лица, так как мнение последнего весьма значимо для него. Властное воздействие в данном случае легко воспринимается подчиненным. Харизма, таким образом, это – власть, построенная на силе личностных качеств и способностей лидера.

    В противоположность безличному подчинению статусу руководителя (эксперта), харизматическая власть имеет ярко выраженный личностный аспект. При этом непосредственные контакты лидера и исполнителя его воли не обязательны. Более того, обладатель харизматической власти может быть «виртуальным» объектом , некоторым «фантомом», существующим лишь в сознании подчиняющегося субъекта (на этой основе строятся отношения между членами религиозных объединений и различных сект, сообществ людей, уверяющих, что являются проводниками идей представителей внеземных цивилизаций и т.п.). Как при наличии, так и в отсутствии физических контактов с лидером отношения с ним строятся одинаково. На уровне подсознания исполнитель стремится к достижению максимального сходства с лидером, надеясь, что сам сможет приобрести частицу его власти и вызвать уважение и восхищение окружающих.

    Для беспрекословного подчинения харизматическому лидеру исполнитель не нуждается в разумном понимании его идей . В большинстве случаев последние не имеют особого значения и принимаются как атрибуты более важного психологического контакта с обожаемым властвующим субъектом. Важными являются лишь индивидуальные качества лидера . Поэтому в одном ряду находятся харизматические лидеры, имеющие полностью противоположные взгляды. Адольф Гитлер и Мать Тереза, Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль, мифические основатели основных мировых религий и реальные лидеры разнообразных сект – все они являются идеалом, примером для подражания и неоспоримым авторитетом для массы последователей-подчиненных.

    Если смысл выдвигаемых идей и последствия их реализации не имеют значения для окружения харизматического лидера, то в чем заключается сила его воздействия?

    При всех различиях во внешности, манерах поведения, уровне культуры и времени существованиятакие личности имеют сходные характеристики, выделяющие их из основной массы:

    Энергичность, которая проявляется как способность «заражать» своей энергией вступающих в контакт с лидером. Убежденность в своей правоте передается собеседнику (последователю) и приводит его в группу единомышленников.

    Обаяние , заставляющее управляемого видеть в лидере человека с внушительной и привлекательной внешностью. Часто харизматический лидер наделяется его последователями красотой и хорошей осанкой, хотя в реальности этими качествами не обладает. Так, красота царицы Клеопатры, как и Екатерины Великой, не подвергаются сомнению, а их имена стали нарицательными и используются многими косметическими фирмами при продвижении своих товаров. В действительности обе дамы физически были не столь привлекательны.

    Риторические способности , выражающиеся в умении говорить с различными людьми и широкой аудиторией на их языке, способности донести свои идеи в доступной и привлекательной форме, в широком использовании невербальных методов психологического воздействия.

    Ощущение комфорта в обстановке всеобщего восхищения своей личностью. Лидер воспринимает любовь и поклонение членов возглавляемой группы без надменности и себялюбия, считая такое отношение естественным.

    Достоинство и уверенность в поведении, собранность и владение ситуацией.

    Харизматические личности часто привлекаются в рекламных целях при проведении публичных мероприятий, благотворительных акций, а также приглашаются для съемок в рекламных роликах.

    Эталоном и примером для подражания подчиненных могут служить руководители различного уровня. Поведение, манера говорить, привычки и стиль одежды – все это может копироваться и тиражироваться в коллективе, которым управляет харизматический руководитель.

    Власти примера оказывается достаточно, чтобы его приказы выполнялись точно и вовремя. Таким руководителем был для своих подчиненных С.П. Королев – ученый, конструктор ракетно-космических систем, основоположник отечественного ракетостроения.

    Билет 3


    1 | | | | | | | | | | |

    Всем известно, что власть — это составляющая любой руководящей роли. Но знаем ли мы что такое власть?

    It-boost попросил IT менеджеров, без консультации с википедиями и книгами, дать определение власти. И мы узнали, что власть — это…

    • Возможность глобальной организации происходящего без необходимости оглядываться на мнение всяких нытиков и паралитиков
    • Делегированное право принятия решений
    • Возможность реализовать свои личные и профессиональные потребности и амбиции чужими руками
    • Потенциал влияния на субъект власти
    • возможность и способность навязать свою волю кому-либо
    • баланс между генерированием и потреблением
    • Наличие рычагов мотивирования других людей выполнять некоторые действия в твоих интересах
    • Когда ты погоняешь, а не тебя погоняют
    • Место в системе принятия решений
    • право принимать решения ни с кем, не советуясь

    Мы постарались объединить большинство определений и получили:
    Власть — это право распоряжаться правами других людей + отказ в зависимости от других. То есть коротко можно описать так:

    Власть — это когда я могу, а ты — нет

    Чтобы разобраться детальнее, попробуем понять, откуда власть появляется. Всё-таки генезис позволяет ответить на вопрос “а что это такое”

    В качестве аксиом, примем простые логические заключения:

    1. В первых власть невозможна без группы людей. Власть в вакууме — это нонсенс. Хотя ощущения хакера, получившего админские права над чужой системой могут быть очень похожи на ощущения армейского командира.
    2. Власть по дефолту у человека касается только его самого. Соответственно, если каждый человек властвует над собою, то есть не происходит передачи власти, то у каждого будет равная власть.

    Отсюда, существуют моменты передачи власти. Будем их искать путем наблюдений за искусственно созданной ситуацией.

    На тренингах мы задавали игровые ситуации. В одной ситуации люди попали на необитаемый остров, разбившись на самолете. В другой падает воздушный шар. В общем, происходит некий пи..ец и надо из него выбираться коллективно.

    Пока власти никакой вроде нет, люди либо не знакомы, либо условно не знакомы (по правилам игры). Власть есть у каждого над собой. Люди вольны делать все что угодно (даже уйти с тренинга, то есть выйти из ситуации). Наблюдаем дальше.

    Группе нужно принять решение, время давит (вернее, давит ведущий, но он тут играет роль внешних сил — обезличен, не советует, не вступает в диалог). Многим не нравиться решения других, продвигают свое, критикуют. Время уходит. Начинаются создаваться альянсы.
    Как выглядела ситуация на одном из тренингов со стороны:

    Трое объединились и продвигают одну идею, поддерживают друг друга.
    Появился “бывалый”. Он рассказывает, что в таких ситуациях надо делать. И хотя ситуация искусственная (на тренинге-то) его слушают, кивают.
    Один человек постарше и вроде по-житейски опытнее предлагает “а давайте пусть он (тыкает пальцем в одного из участников) все сам решит, а если ошибется, мы его казним” и поясняет “всю власть ему и полную ответственность”. Многие поддерживают, соглашаются. Появившийся лидер принимает предложение и распоряжается, как и что надо делать. Говорит вежливо, просьбами, но настойчиво. 2 людей не согласны… начинают отбиваться. Кто-то предлагает голосовать.… В результате одного несогласного изгоняют из группы (“убивают” по игровой метафоре, он становиться наблюдателем в игре и больше не вмешивается). Второй покоряется, но явно недоволен… В общем, игра идет.

    Можно ли на этом примере понять, откуда появляется власть? У кого она находится? Когда наблюдаешь со стороны, создается ощущение, что власть одновременно есть у нескольких человек в группе, но она отличается по своей сути.

    Социальные психологи Френч и Рейван предположили, что власть состоит из 6 видов власти. Каждый человек в группе может обладать несколькими видами власти.

    Наказующая власть

    Или возможность негативно влиять на потребности других людей, ограничивая их в чем-то либо вызывая болевые ощущения. Штрафы, увольнения, и даже просто охлаждения отношений — люди переживают как боль. Поэтому тот, кто обладает наибольшим количеством возможностей эту боль причинять, обладает достаточно мощной силой — наказующей властью. В нашем игровом примере наказающую власть использовали несколько раз — это были оскорбления, упреки, и, конечно же, изгнание из группы. Наказующая власть принадлежала большинству в группе. И во время игры была делегирована назначенному лидеру.

    Что любопытно. Кажется, что до момента делегирования наказающая власть есть у каждого члена группы. Но это не так. Меньшинство наказаующей властью не обладает. То есть если ты участник большинства в группе — у тебя есть частица власти. Если уходишь из большинства, то ты теряешь свою частицу власти. Может отсюда и появляется стремление людей стать частью большинства?

    Вознаграждающая власть

    Или возможность награждать других. Продвижение, премии, интересная работа, комплименты — все это варианты вознаграждающей власти. В игре каждый участник обладал вознаграждающей властью, так как все были равны, но не все этим пользовались.

    Легитимная власть

    Возможность предписывать поведение другому человеку, «власть должности». Весьма зыбкая штука, эта легитимная власть. Эта власть появляется, когда начинают передавать наказующую и вознаграждающую власть. Для того чтобы как-то подчеркнуть передачу власти, человека кому передают власть называют разными словами: лидер, вождь, менеджер, босс и т.д. Так появляется легитимная власть, которая далеко не всегда связана с реальными властями — наказующей и вознаграждающей.
    Власть мундира.

    Чиновник предписывает, что мы должны сделать, какие справки заполнить, куда пройти и когда приходить. И мы слушаемся. Иногда.
    “Начальника надо слушаться, если сказал делать — значит делай”.
    “Люди постановили сегодня не работать” (сериал Ликвидация).

    Легитимная власть — это результат социального договора. Договор может быть легко нарушен, если за ним не стоит других форм власти. В нашем кейсе был эпизод, когда одного участника “назначил” второй участник “главным”. Если группа покивала и сильно “против” не высказалась, то возникает легитимная власть в группе. Один человек признается главнее других. Конечно же, его могут слушать, а могут не слушать. Нередки ситуации, когда легитимная власть принадлежит одному человеку в команде, в то время как кто-то прикрывает его с помощью наказующей власти. То есть виды власти разъединены.

    Референтная власть

    Власть авторитета, уважаемого человека. Либо власть, основанная на симпатиях к другому человеку. В незнакомой группе референтная власть возникает у людей с более высоким социальным положением. В наших случаях особо внимательно слушали тех, кто старше и тех, кто имел “красивую” должность.

    Экспертная власть

    Базируется на превосходстве в специальных знаниях, компетентности в определенной деятельности. Для нашего кейса это были “специалисты по выживанию”. Экспертную власть мало получить, ее надо доказать. Если эксперт показывает себя полезным на практике, то его власть растет. Начиная с какого-то момента, группа относится к мнению эксперта, как к фактам. В этом случае мы говорим о сильной экспертной власти.

    Информационная власть

    Обладание необходимой информацией. Близка к экспертной, но в отличии от нее легко передается. В ситуации где «все все знают одинаково» (как в нашем игровом примере) информационной власти нет ни у кого. Но чем сложнее и скрытнее группа людей, тем большую власть приобретают люди имеющую нужную информацию.

    Что любопытно, согласно материалам эмпирических исследований [Кричевский и Дубовская, 1991], наиболее влиятельный по тому или иному параметру социальной власти субъект часто воспринимается другими членами группы в качестве своеобразного ее коммуникативного центра. И поэтому, получив мощную легитимную либо наказающую, либо экспертную власть — постепенно начинаешь обрастать и информационной властью.

    Любое взаимодействие людей можно проанализировать с позиций кому какая власть принадлежит. Иногда это дает более точное понимание, что происходит в коллективе. А иногда даже подсказки, что стоит изменить. Но об этом как-нибудь в другой раз.

    Литература:

    1. https://en.wikipedia.org/wiki/French_and_Raven%27s_bases_of_power’s_bases_of_power
    2. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы, 2001
    3. Raven, B. H. Political applications of the psychology of interpersonal influence and social power. Political Psychology, 1990, 11, 493-520.
    4. Dorwin Cartwright, Alvin Frederick Zander Group dynamics: research and theory, 1968
    5. French, J. and Raven, B. The Bases of Social Power. In Studies in Social Power, D. Cartwright, Ed., pp. 150-167. Ann Arbor, MI: Institute for Social Research, 1969

    Представители административной школы управления пытались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности функционирования организаций. Основная цель школы - создание (описание) универсальных принципов управления, применение которых обязательно приведет организацию к успеху. Особенностью классической школы является то, что ее представители считали, что существует только один-единственный способ эффективного управления организацией, именно его поиски и представляли основной научный интерес.

    Основателем классической (административной) школы является французский предприниматель Анри Файоль (1841-1925). Его основополагающий труд "Общий и промышленный менеджмент" был опубликован в 1916 г. Он первым предложил формализованное описание работы управляющих и сформулировал основные функции управления: "Управлять - это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать". Американцы назвали А. Файоля отцом менеджмента.

    В 20-е гг. прошлого столетия в рамках классической школы были предложены 14 принципов управления, т. е. общих правил, отражающих требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

    Другим представителем классической школы является профессор экономики из Германии Макс Вебер (1864-1920), который предложил концепцию "рациональной бюрократии". Ом выдвинул положение, согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации. По М. Веберу, предприятие - это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Поэтому большое значение придается:

      технико-экономическим связям и зависимостям различных факторов производства;

      использованию аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на практике;

      стремлению к сохранению стабильности, всеобщему контролю и надзору за качеством и выполнением плановых заданий;

      представлению высших руководителей как людей, которые "мудрее, чем рынок", и т. д.

    Ключевым фактором успеха на рынке Вебср считал снижение издержек. Главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск на единицу затрат. При этом должны быть обеспечены высокое качество, низкие затраты и цены, эффективное распределение. Выпаденение этих условий гарантирует предприятию получение достаточного возврата на капитал, рост организации.

    Мы видим, что теоретиков управления первой половины XX в. мало волновали проблемы делового окружения. Они придерживались взгляда на предприятие как на "закрытую систему", основными характеристиками которого являлись:

      стабильность целей, задач, условий деятельности;

      рост масштабов производства - как главный фактор успеха и конкурентоспособности;

      рациональная организация производства, эффективное использование ресурсов - основная задача менеджмента;

      производительность труда производственных рабочих - главный источник прибавочной стоимости;

      контроль, функциональное разделение труда, нормы, стандарты и правила, эффективное использование ресурсов - основа системы управления.

    К такой системе научных взглядов привела логика промышленного развития, результатом которой явилось формирование крупных организаций, корпораций, где сосредоточились огромные ресурсы.

    УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОЙ

    Поведение участников высокоэффективных групп, или команд, взаимозависимо, причем их личные цели подчинены целям команды, имеет место доверие членов команды друг другу и лидеру команды. Члены группы несут ответственность перед командой, а пребывание в ее составе отвечает их желаниям.

    Одним из главных атрибутов эффективно работающей команды является наличие эффективного лидера, способного осуществить влияние на поведение команды в интересах организации.

    Природа лидерства. Лидерство (руководство) осуществляется в отношении людей, включает фактор влияния и используется для достижения целей. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Более того, влияние используется для достижения целей. Таким образом, лидерство можно определить как способность влиять на людей, чтобы достигать организационных целей. Это определение предполагает, что лидеры вовлекают других людей в процесс достижения целей. Различие между лидерством и менеджментом иллюстрируют характеристики лидера и менеджера:

    Характеристики лидера

    Душа

    Провидчество (умение видеть будущее)

    Страстность

    Способность к творчеству

    Гибкость Вдохновенность

    Инновационность

    Мужество

    Богатое воображение

    Стремление к

    экспериментированию

    Способность инициировать

    изменения

    Личностная власть

    Характеристики менеджера

    Разум

    Рационализм

    Консультирование

    Настойчивость

    Умение решать проблемы

    Сообразительность

    Аналитичность

    Способность к структуризации

    Вдумчивость

    Официальность

    Стабилизирование

    Должностная власть

    Источники власти. Внутри организации существует пять источников власти: легитимность (законность), вознаграждение, принуждение, качества эксперта и качества референта В одних случаях источником власти является позиция в opганизации (должность), в других - личные качества человека.

    Легитимная, вознаграждающая и принуждающая власти являются формами должностной власти, которая используется менеджерами с целью изменить поведение сотрудников.

    Власть, источником которой являются должность менеджера и предоставленные ему полномочия, называется легитимной (законной) властью.

    К другому типу относится вознаграждающая власть, источником которой являются полномочия награждать других людей.

    Противоположностью вознаграждающей власти является принуждающая власть , которая обеспечивается за счет предоставления менеджеру полномочий наказывать сотрудников или рекомендовать наказать их.

    Каждый тип должностной власти вызывает определенную реакцию служащих. Легитимная и вознаграждающая власть наибольшей вероятностью позволяет добиться подчинения Подчинение означает, что работники выполняют приказы и инструкции, хотя лично Они могут быть не согласны с ними Принуждающая власть чаще всего вызывает сопротивление Сопротивление означает, что работники умышленно пытаются избежать выполнения инструкции или не подчиниться распоряжению.

    В отличие от должностной власти, имеющей внешние источники, личная власть чаще всего проистекает из внутренних источников - профессиональных знаний человека или его личных характеристик. Подчиненные следуют за лидером, потому что они уважают или почитают его, либо потому, что они разделяют его чувства и идеи. Двумя видами личностной власти являются экспертная власть и референтная власть.

    Власть, основанная на профессиональных знаниях или навыках, необходимых для выполнения заданий, которые поручаются подчиненным, называется экспертной властью. Когда руководитель является настоящим экспертом, подчиненные соглашаются с его рекомендациями.

    Референтная власть основывается на личных характеристиках руководителя, с которыми подчиненные хотят себя олицетворять, которые заставляют подчиненных уважать и восхищаться лидером и вызывают желание подражать ему. Референтная власть более всего характерна для харизматических лидеров, поэтому референтную власть часто называют харизматической, или властью харизмы (властью, «дарованной Богом»).

    Экспертная и референтная власти чаще всего укрепляют преданность подчиненных своему начальнику. Преданность означает, что работники разделяют точку зрения начальника и с энтузиазмом выполняют его распоряжения.

    Приведенные ниже лидерские качества не могут считаться всеобъемлющими, тем не менее наличие их более всего было подтверждено исследованиями. Однако эти характеристики не могут рассматриваться вне окружающего контекста. Уместность качества или системы качеств во многом зависит от конкретной ситуации. Одни и те же характеристики не могут быть одинаково приемлемыми для каждой организации и ситуации.

    1.Физические характеристики .

    · Энергичность.

    · Физическая выносливость.

    2.Интеллект и способности .

    · Интеллект, когнитивные способности.

    · Знания.

    · Рассудительность, решительность.

    3.Личностные характеристики .

    · Уверенность в себе.

    · Честность и прямота.

    · Энтузиазм.

    · Желание руководить. Независимость.

    4.Социальные характеристики.

    · Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия.

    · Кооперация.

    · Способность привлекать к сотрудничеству.

    · Тактичность, дипломатичность.

    5.Трудовые характеристики.

    Стремление достичь отличных результатов.

    Осознанное стремление к достижению целей.

    Настойчивость в преодолении препятствий, упорство.

    6.Социальные основы.

    Образованность.

    Мобильность.

    Стили руководства. Типология стилей, или излюбленных способов и методов принятия решений, многочисленна.

    Управленческая решетка. Роберт Р. Блейк и Джейн С. Моутон из Техасского университета предложили теорию руководства с использованием двух измерений, которая получила название «управленческая решетка» (или решетка лидерства). Каждая ось решетки представляет собой 9-балльную шкалу, где 1 означает слабый интерес, а 9 - значительный интерес (рис. 14).

    1.Стиль «загородный клуб» (1.9).

    Пристальное внимание к потребностям сотрудников вызывает их положительную реакцию, что позволяет создать комфортную дружескую обстановку в организации и устанавливать нормальный темп работы.

    2.Командный менеджмент (работа в команде)(9.9).

    Выполнение заданий обеспечивается за счет лояльности сотрудников, взаимозависимость и общность целей способствуют установлению доверия и уважения.

    3.Центристский (посредственный) менеджмент (5.5).

    Достижение приемлемых результатов обеспечивается путем установления баланса между необходимостью выполнить организационные задания и поддержать трудовую атмосферу на удовлетворительном уровне.

    4.Убогий (слабый) менеджмент (1.1).

    Приложение минимальных усилий, направленных на выполнение требуемой работы, достаточных, чтобы сохранит!, свою должность в организации.

    5.Власть-подчинение (9.1).

    Эффективность организационной деятельности достигается путем создания условий работы, в которых человеческий фактор учитывается в минимальной степени.

    Учеными разработано несколько моделей, объясняющих взаимосвязь между стилями руководства и конкретными ситуациями. Они обозначаются термином ситуационные подходы. Сюда включается модель руководства, созданная Фре дом Е. Фидлером и его коллегами, ситуационная теория Пол;) Херси и Кеннета Бланчарда, теория «путь-цель», предложенная Мартином Эвансом и Робертом Хаусом, а также концепция заменителей лидерства.

    Ситуационная теория Фидлера. Идея, лежащая в основе этой теории, была довольно простой: соответствие стиля руководства и ситуации является важнейшим фактором успеха. Путем изучения стиля руководства и организационной ситуации можно найти их оптимальное сочетание.

    Краеугольным камнем ситуационной теории Фидлера является степень, в которой стиль руководства ориентирован на взаимоотношения или на задачу. Руководитель, ориентированный на взаимоотношения, сконцентрирован на сотрудниках. Руководитель, ориентированный на задание, более всего мотивирован на выполнение задания, на дело.

    Стиль руководства оценивается с помощью теста, который называется шкалой наименее предпочтительного сотрудника. Шкала опросчика «Наименее предпочтительный сотрудник» содержит восемь пар противоположных по смыслу характеристик, которые измеряются по 8-балльной системе.

    Если руководитель описывает наименее предпочтительного сотрудника с помощью позитивных характеристик, он ориентирован на поддержание хороших отношений с подчиненными, заботится о них и чутко воспринимает состояние других людей. Напротив, если руководитель описывает наименее предпочтительного сотрудника с помощью негативных характеристик, он ориентирован на выполнение заданий; такого человека более интересуют результаты работы, чем люди.

    Ситуация, в которой осуществляется руководство, может анализироваться на основе использования трех элементов: это качество взаимоотношений между руководителем и подчиненными, структура задания и должностная власть. Каждый из указанных элементов рассматривается как благоприятный или неблагоприятный для руководителя.

    Возможные сочетания трех ситуационных характеристик дают восемь вариантов ситуаций, в которых осуществляется руководство.

    Ситуационная теория лидерства Херси и Бланчарда . Херси и Бланчард еще более, чем их предшественники, сконцентрировали основное внимание при определении приемлемого стиля руководства на характеристиках сотрудников. Основная идея здесь сводится к тому, что работники находятся на разном уровне готовности к выполнению задания. Низкий уровень готовности - либо по причине отсутствия у сотрудников способностей или подготовки, либо потому, что сотрудники не чувствуют себя к безопасности, - требует иного стиля руководства, чем в случае высокой готовности, при наличии хороших способностей, навыков, уверенности в своих силах и желания работать.

    Согласно этой ситуационной теории, руководитель может применять один из четырех поведенческих стилей, который формируется на основе сочетания ориентации на взаимоотношения (забота о людях) и ориентации на выполнение заданий (забота о производстве).

    Внушающий стиль, который по сути своей является жестко директивным, отражает высокую заботу о производстве и низкий уровень заботы о людях. В данном случае руководитель отдает четкие распоряжения о том, как должны выполняться задания.

    Для убеждающего стиля характерен высокий уровень за боты и о производстве, и о людях. В рамках этого стиля руководитель разъясняет свои решения подчиненным и дает им возможность задать вопросы и уяснить для себя, как следует выполнять задания.

    Стиль соучастия (партисипативный стиль) предполагает комбинацию высокого уровня заботы о людях и низкого уровня заботы о производстве. Лидер делится своими идеями с подчиненными и дает им шанс и возможность соучаствовать в принятии решений.

    Делегирующий стиль отражает небольшой уровень заботы как о производстве, так и о людях. Лидер редко отдает распоряжения и оказывает слабую поддержку сотрудникам, потому что возлагает ответственность за решения и их выполнение на подчиненных.

    Суть ситуационной теории Херси и Бланчарда заключается в том, чтобы найти такой стиль руководства, который бы более всего соответствовал уровню готовности подчиненных, т. е. их знаниям, навыкам, опыту, уверенности в себе и установкам на труд. Готовность сотрудников может быть низкого, среднего, высокого и очень высокого уровня.

    Другой ситуационный подход называется теория «путь-цель» Эванса и Хауса. Согласно этой теории обязанностью руководителя является повышение уровня мотивации работников к достижению личных и организационных целей. Руководитель усиливает мотивацию: 1) разъясняя подчиненным доступный путь к доступному вознаграждению, либо 2) увеличивая вознаграждения, которые ценят и к которым стремятся сотрудники. Разъяснение пути означает, что руководи тель работает с подчиненными, помогая им определить и усвоить теформыповедения,которые позволяют уcпешнo справляться с заданиями и получать заслуженное вознаграждение. Увеличение вознаграждения означает, что руководитель беседует с подчиненными, чтобы выяснить, какое вознаграждение для них наиболее ценно и значимо - внутреннее (удовлетворение работой) или внешнее (продвижение по службе, перемещение). Задача руководителя заключается в том, чтобы увеличить личностные вознаграждения подчиненным за достижение цели и сделать путь к этим вознаграждениям ясным и легким.

    Эта модель называется ситуационной теорией, поскольку здесь рассматриваются три группы ситуаций: стиль и поведение руководителя, ситуативные обстоятельства и использование вознаграждений с целью удовлетворения потребностей подчиненных. В то время как в основе теории Фидлера лежит предположение о смене лидера при изменении ситуации, теория «пути-цели» предполагает приспособление лидером своего поведения к ситуации.

    Заменители лидерства. Заключительным ситуационным подходом является концепция, в рамках которой утверждается, что ситуационные переменные могут быть столь значимы, что способны заменить или нейтрализовать руководство. Эта концепция описывает те ситуации, в которых проявление стиля руководства не является важным или необходимым.

    Замена (субститут, суррогат) руководства делает проявление стиля руководства неактуальным или излишним. Например, высокопрофессиональные сотрудники, знающие, как нужно выполнять порученную им работу, не нуждаются в руководителе, который структурирует задания и внушает, как их исполнять. Нейтрализатор противодействует стилю руководства и избавляет менеджера от необходимости демонстрировать определенное поведение. Так, если руководитель совсем не обладает должностной властью или находится на большом расстоянии от подчиненных, его возможности отдавать распоряжения существенно уменьшаются.

    Методы организации совместной работы . Общие правила управления групповым поведением В. Зигерта и Л. Ланг. Эти правила нельзя рассматривать как некое универсальное средство, знание их не заменяет скрупулезной работы по исследованию факторов и причин того или иного группового поведения, поскольку и группы, и онтогенез групп, и ситуации, в которых они находятся, уникальны.

    Для укрепления групповой морали, цементации группы немецкие ученые советуют:

    1.Помогите группе испытать общий успех.

    2.Постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру.

    3.Развивайте чувство принадлежности к группе как ощущениенекоейособенности,избранности, укрепляйте это чувство, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя больший потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающиеся в совместной работе.

    4.Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, отвечала мотивации к принадлежности, уважению, самоуважению, престижу.

    5.Поддерживайте веру группы в реальность решения поставленных перед нею задач.

    Групповая творческая работа, коллективное принятие решений, выдвижение новых идей требуют от руководителей знания организации таких мероприятий, как «мозговой штурм», «метод Дельфы», «метод Гордона», экспертные опросы, моделирование, проведение деловых игр, рассмотрение деловых ситуаций и т. п. Трудоемкость и высокие требования к профессионализму организаторов коллективной мыследетельности, как правило, оправдываются высокими экономическими и социально-психологическими результатами, позволяют организации оставаться конкурентоспособной, развивающейся, коллективу - высокопродуктивным, сплоченным, а людям - быть удовлетворенными трудом и членством в коллективе и организации.

    Мозговой штурм (брейнсторминг) должен иметь четкую цель, включать этапы: молчаливое генерирование идей, неупорядоченное перечисление идей, уяснение идей, голосование и ранжирование значимости идей для достижения цели. Виды мозгового штурма: прямой, обратный (начинается с критики идей), двойной (число участников превышает оптимальное число вдвое-втрое с соответствующим увеличением и длительности мероприятия), конференция идей (обычно для 4-12 человек на 2-3 дня), индивидуальный мозговой штурм (сам себе и генератор идей, и критик). Этапы проведения мозгового штурма: 1) разбивка группы на «генераторов идей» и «критиков» (в процессе работы подгруппы могут меняться ролями); 2) активная деятельность генераторов по выдвижению любых предложений по решению проблемы, формирование массива предложений; 3) активная деятельность критиков по сортировке предложений на удачные, неудачные, спорные; 4) обсуждение спорных предложений; 5) обсуждение принятого набора предложений, их проработка, разработка технико-экономических обоснований, ранжирование по набору существенных преимуществ и недостатков и далее - работа в соответствии со сценарием целевого управления.

    Метод Дельфы может рассматриваться как способ математической обработки мнений экспертов: каждый из экспертов ранжирует идеи по значимости, присваивает каждому рангу то или иное количество баллов по принятой системе, затем результаты обрабатываются и идея, набравшая наибольшее количество баллов, признается важнейшей.

    Метод У. Гордона - это метод синектики, т. е. соединения разнородного. В синектике рекомендуется использовать четыре типа аналогий: персональные аналогии, при которых индивид пытается отождествить себя с проблемой; прямые аналогии, при которых индивид пытается решать проблему, опираясь на некие факты, технологии и общеизвестный опыт символические аналогии, когда с проблемой сопоставляются некие символы или образы; фантастические аналогии, когда индивид задается вопросом: «Как бы я решал эту проблему в моих самых смелых мечтах?»

    Схема организации обсуждения по методу Гордона похожа на схему проведения мозгового штурма.

    Деловые игры - это воспроизведение деятельности хозяйственных руководителей и управленческого персонала, игровое моделирование процессов управления. Игры могут быть разделены на учебные, производственные и исследовательские, хотя существуют и другие типологии.Организация деловой игры требует серьезной подготовки и иногда привлечения консультантов-специалистов. Организация производственной деловой игры, имеющей целью разработку прогноза развития организации, включает сбор и представление участникам аналитической информации, имеющей отношениек рассматриваемому вопросу, а иногда и вариантных расчетов разделов бизнес-плана. В необходимом объеме должны быть представлены средства обработки информации и созданы условия для работы в группах и совместной работы всех участников. Особые трудности вызывает необходимость создания атмосферы состязательности при сохранении доброжелательности и направленности на предмет обсуждения.

    Аналогично организуется и рассмотрение конкретных ситуаций, т. е. принятие решения с использованием анализа параметров конкретной ситуации, взятой из практики. Если ситуация известна, уже имеются прецеденты решения, тогда и решается она стандартно. Если ситуация подобна ранее имевшим место и решенным, ее решение может находиться на пути приспособления, оптимизации ранее принятых решений. Если ситуация неизвестна, необходим поиск нового метода решения, в том числе с использованием методов организации коллективной мыслительной деятельности.

    В любом взаимодействии, а особенно в ситуации спора, могут возникнуть элементы деструктивного поведения. Причины этого - в стереотипно-догматическом мышлении, нетерпимости к чужому мнению, инакомыслию, в таких личностных особенностях, как эгоизм, амбициозность, уверенность в собственной непогрешимости, категоричность суждений, неспособность к сотрудничеству, нежелание поступиться собственными интересами, иногда отсутствие здравого смысла, непонимание реальных процессов, некомпетентность.

    Методика (шесть мелких шагов) по нейтрализации деятельности групп отрицательной направленности, т. е. клик, действующих вразрез с интересами организации:

    1.В драматической форме продемонстрируйте группе бесперспективность ее деятельности.

    2.Покажите группе невозможность достижения поставленных ею целей.

    3.Посейте недоверие между людьми и прежде всего к лидеру группы.

    4.Образуйте «раскольнические» подгруппы, стимулируйте бегство из группы, поощряйте перебежчиков, а лучше всего превратить в перебежчика лидера группы.

    5.Ассоциируйте чувство принадлежности к группе с чувством ущербности, усталости, недовольства.

    6.Устраните лидера путем перемещения его на другое место работы либо путем кооптации в руководящий орган.

    Высокий

    1.99.9

    Стиль «загородный клуб»Командный менеджмент

    Интерес

    к людям5.5

    Центристский (посредственный) менеджмент

    Рис. 14. Управленческая решетка



    Поделиться