Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть. Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем, самостоятельность предприятия не может быть безграничной, без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.

Данная глава предназначена для раскрытия сущности государственного регулирования, то есть выполнения целей и методов регулирования, а также определению роли государства в развитии предпринимательского процесса.

Цели государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование - воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для формирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем. Исходя из определения термина «государственное регулирование», можно сказать, что государство должно оказывать содействие становлению предпринимательской экономики, а, следовательно, и национальному предпринимательству и национальному капиталу.

Прежде чем государство начнет проводить осмысленную промышленную политику, он должно заключить союз с крупным частным капиталом. В связи с этим, необходимо решить две важные задачи. Во-первых, только государство может выработать своего рода национальную философию рыночной реструктуризации экономики, формировать и отслеживать ее приоритеты, оценивать масштабы и направленность требуемых преобразований. Во-вторых, оно должно устанавливать такие правила игры, которые не противоречили бы коренным интересам частного капитала, а, напротив, содействовали бы реализации намеченной стратегии развития промышленности на основе использования его созидательного потенциала.

Основным показателем, характеризующим процветание страны, является ее конкурентоспособность. Этот показатель характеризует и экономическую безопасность, и инвестиционную привлекательность. Говоря о конкурентоспособности государства, нельзя не констатировать и тот факт, что не во всех странах созданы условия, обеспечивающие защиту частной собственности.

При анализе причин низкой инвестиционной активности, многие специалисты справедливо отмечают отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для осуществления инвестиционной деятельности, то есть не созданы нам условия защиты прав инвесторов, так и механизм гарантирования.

Социологические опросы, проведенные среди директоров корпоративных структур в различных регионах России, показали весьма интересные результаты: предприятий, остро нуждающихся в дополнительном финансировании, - от 89 до 96 процентов; предприятий, желающих привлечь инвестора с передачей ему пакета акций, а, следовательно, прав на участие в управлении, - всего от3 до 7 процентов.

Вместе с тем, с учетом современной ситуации, в инвестиционной сфере необходимо приступить к разработке более эффективной политики для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. В настоящее время целесообразно при поддержке президента Российской Федерации создать Консультативный Совет по отечественным и иностранным инвестициям.

Задача федерального центра должна полностью сконцентрироваться на создании единого правового поля для развития предпринимательства. Необходимо также осуществлять протекционистскую политику в отношении малых и средних предприятий и реализовываться в форме конкретных финансово-кредитных, таможенных и налоговых мер.

Можно сформулировать общие цели, которые стоят перед государством для развития предпринимательского процесса:

  • 1. Государство должно поддержать в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу активности предпринимателей;
  • 2. Государство должно взять на себя образовательные функции по профессиональной подготовке и воспитанию профессиональных предпринимательских и менеджерских кадров;
  • 3. Государство должно взять на себя функции создания предпринимателей определенной инфраструктуры, т.е. вспомогательных структур, которые должны оказывать предпринимателям услуги, необходимые для их успешной деятельности.

В частности одна из ключевых задач государства - оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, а в том числе налогового, способствовало развитию бизнеса. Важным фактором становления предпринимательства должно стать создание соответствующей конституциональной структуры - развитие бизнес инкубаторов (в 1998 году их было 58), информационно - консультативное обслуживание предприятий, в том числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организованных структур поддержки предпринимательства.

Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определённые условия и предпосылки. В настоящее время в экономической науке общепризнано, что предпринимательская деятельность не может функционировать без государственного регулирования. Сегодня человек уже не руководствуется тем соображением, что «лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует» .

В условиях формирования рыночных отношений роль государственного регулирования в сфере предпринимательства ещё более необходима, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Государство обязано участвовать, во-первых , в формировании субъектов предпринимательской деятельности во всех сферах экономики; во-вторых , в формировании благоприятной среды, способствующей развитию малого предпринимательства; в-третьих , в целевой ориентации, стимулировании и поддержке малого предпринимательства в сфере производства; в-четвёртых , в формировании организационной и рыночной инфраструктуры малого предпринимательства; наконец , в обеспечении социальной ориентации процесса формирования и развития малого предпринимательства.

Спектр мер государственного регулирования предпринимательства очень широк и имеет правовую, экономическую и организационную основу. Он включает следующие направления:

    правовое регулирование;

    ресурсная и финансовая поддержка малого предпринимательства;

    формирование инфраструктуры малого предпринимательства;

    информационное обеспечение;

    международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства:

    экономический контроль в сфере предпринимательской деятельности .

Условия вмешательства государства в предпринимательскую деятельность могут быть негативными и позитивными.

Негативные условия – это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность. Например, социальная напряжённость в обществе, угроза национальной безопасности и ухудшения состояния окружающей среды, инфляция, безработица, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, спад производства и т.д.

Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятии мер по их устранению.

Позитивные условия – проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в своевременном выявлении и поддержке.

Выделяют следующие методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность:

    Экономические методы . К ним относятся:

    налогообложение;

    перераспределение доходов и ресурсов;

    ценообразование;

    осуществление государственной предпринимательской деятельности.

    Административные методы . Среди них:

    принятие и корректировка законодательства;

    контроль за его соблюдением.

Эти методы используются только в том случае, когда экономические – неэффективны.

Государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности:

    создаёт правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и правовые акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции.

    обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и её национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности;

    стабилизирует экономическое развитие;

    принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии;

    разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности;

    организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы .

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    предпринимательство – это особый тип хозяйствования, осуществляемый на свой риск, основывающийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты и направленный на систематическое получение прибыли. Существует множество факторов, как внутренних, так и внешних, которые влияют на развитие предпринимательской деятельности.

    выбор формы предпринимательской деятельности, каждая из которых имеет как свои преимущества, так и недостатки, зависит от цели деятельности, располагаемого начального капитала, планируемых масштабов деятельности и других факторов.

    государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности необходимо для развития и функционирования субъектов предпринимательства, а также для поддержки их конкурентоспособности. Особое влияние оказывают государственные законодательные и нормативные акты.

Предпринимательство в целом не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику.

Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России.

Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как:

обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

формирование государственного бюджета;

защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

обеспечение занятости населения;

обеспечение безопасности и обороны страны;

реализация свободы*предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

8 Предпршшмаї"і.".іьское прано

Конституция РФ обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся у нас материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы.

Первую группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Этими органами утверждаются их учредительные документы - уставы. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Никаких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления и созданных ими предпринимательских структур не возникает. Успех зависит от инициативности обеих сторон: одной - от умения управлять, другой - от умения хозяйствовать.

Вторая группа форм и методов воздействия применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.

Некоторые из методов данной группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности.

Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется опреде- лением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

Регулирование предпринимательской деятельности представляет собой государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).

Предпринимательская деятельность осуществляется с учетом большого числа актов, определяющих регулирующие возможности органов государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие проводилось только на основании соответствующей правовой нормы.

Все виды государственного воздействия имеют правовую форму акта, т.е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются правовые последствия. Эти акты имеют свои наименование, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует.

Среди актов-разрешений можно выделить систему лицензионных разрешений.

Лицензии как разрешительные акты применяются в целом ряде видов предпринимательской деятельности.

Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер.

Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов: фискальных, а также путем прямого вмешательства.

Фискальная политика - это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений.

Налоги - это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок.

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, но должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

Собирая налоги, государство получает в распоряжение крупные денежные средства, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам. Государство применяет следующие методы регулирования: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.

Опираясь на законодательство, государство может осуществлять регулирование предпринимательства, принимая те или иные хозяйственные решения. Оно выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-коммерческих операций. Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации.

Дотации - денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но затраты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

За годы рыночных реформ государство активизировало усилия на становлении, поддержке и развитии малого предпринимательства. В июле 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в начале 1996 г. вступил й действие Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства...» установлены формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности и форм собственности.

Государственная поддержка малого предпринимательства реализуется по следующим направлениям:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

учреждение порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка антиэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса.

Важной мерой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства является установление государственных гарантий производства и сбыта их продукции. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют резервирование определенной доли заказов на изготовление отдельных видов продукции, товаров и услуг для государственных нужд и размещение их среди субъектов малого бизнеса.

Необходимо отметить, что субъекты малого предпринимательства в силу своих малых возможностей остро нуждаются в тесной взаимосвязи и взаимодействии с подобными организациями. И здесь поддержка государства является неоценимой. Органы власти обязаны оказывать помощь в организации союзов (ассоциаций) субъектов малого бизнеса, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, защиты его интересов в органах государственной власти, добросовестной конкуренции.

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:

1) охрана окружающей среды;

2) выравнивание экономического цикла;

3) обеспечение нормального уровня занятости населения;

4) защита жизни и здоровья граждан;

5) поддержка конкуренции на рынке;

6) поддержка и развитие малого предпринимательства;

7) специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Налогообложение;

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

Выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

Прогнозирование и планирование;

Предоставление налоговых льгот;

Льготное кредитование;

Государственный (муниципальный) заказ и др.

16.2. Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», положения которого распространяются на все виды государственного контроля (надзора), за исключением:

Налогового контроля;

Валютного контроля;

Бюджетного контроля;

Банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

Транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

Государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации, аэропортов на территориях указанных портов;

Государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно – эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

Таможенного контроля;

Иммиграционного контроля;

Лицензионного контроля;

Контроля безопасности при использовании атомной энергии;

Контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

Санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации;

Контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

Оперативно – розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

Государственного метрологического контроля (надзора).

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), в котором указываются:

1) номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

4) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц. В отношении субъекта малого предпринимательства плановые мероприятия по государственному контролю (надзору) могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Органы государственного контроля (надзора) проводят как плановые , так и внеплановые проверки.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года .

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

1) получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3) обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

1) дата, время и место составления акта;

2) наименование органа государственного контроля (надзора);

3) дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

4) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

6) дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

7) сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

9) подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

В случае, если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепляет также особенности правового положения должностных лиц, уполномоченных проводить мероприятия по контролю.

Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны :

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю;

4) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

5) не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

7) знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

8) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

9) доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

16.3. Способы государственного регулирования ценообразования

Ценапредставляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф– цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.

Под свободной (рыночной)ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса РФ.

Регулируемая цена – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время государственная ценовая политика определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

В целях реализации государственной ценовой политики Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

Во-первых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

Во-вторых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

В-третьих, перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень входят, например, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах т. д.

Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и иные акты. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» и др.

Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.

Способами прямого регулирования ценообразованияявляется установление:

1) фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);

2) предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов);

3) базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);

4) предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);

5) предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок);

6) гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, (например, при закупках для государственных нужд).

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразованияследует назвать льготное кредитование, налоговые льготы бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

Контрольные вопросы

1. Обоснуйте необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности.

2. Перечислите задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности.

3. Какие вы знаете методы государственного регулирования предпринимательства?

4. Охарактеризуйте сущность и порядок проведения государственного контроля.

5. Какие вы знаете способы государственного регулирования ценообразования?

Лекция № 1, 2 Общие положения предпринимательского права

1. Понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

2. Теории предпринимательского права. Предпринимательское право в системе российского права

3. Предмет и метод предпринимательского права

4. Принципы предпринимательского права

5. Признаки предпринимательской деятельности

6. Соотношение предпринимательской и профессиональной деятельности

Андреев В.К. О концепции развития законодательства о предпринимательской деятельности // Российский судья. 2010. № 9. С. 20-25.

Понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

Адам Смит, основоположник современной экономики, считал, что главными движущими силами экономики являются свободная торговля и свободная конкуренция, государство же не должно вмешиваться в экономические процессы. Исследуя работу свободного рынка, А. Смит говорит о «невидимой руке рынка», находя тем самым объяснение для разумного эгоизма как эффективного рычага в распределении ресурсов. По его мнению, производитель преследует собственную выгоду, стремится к достижению своих частных интересов, но путь к этому лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Тем самым, стремясь увеличить свое благосостояние, производитель увеличивает благосостояние общества в целом. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», ради удовлетворения частного интереса в то же время неосознанно реализует интересы всего общества. Со временем «невидимая рука» изначально стихийного рынка должна превратить его в общественно полезный механизм.



Идея о стихийном рыночном регулировании экономики была подвергнута критике. Например, Д. Сорос полагает, что если рыночным силам предоставить полную власть даже в чисто экономических и финансовых вопросах, то это может привести, в конечном счете, к падению мировой системы капитализма.

В связи с этим с государство не может быть отстранено от своей функции – регулирования рыночных отношений. Регулирующее воздействие государства должно быть направлено на устранение как провалов рынка, когда рынок становится неспособен эффективно распределить имеющиеся ресурсы, так и провалов государства, не способного в силу различных причин решить ту или иную проблему либо своими действиями дестабилизирующего общественный порядок.

Государственное вмешательство в решение этих проблем может быть оправданно в том случае, если проблемы существенны и не могут быть преодолены рынком самостоятельно. Государство же своим вмешательством способствует появлению положительного эффекта по сравнению с ситуацией отсутствия регулирующего воздействия, в чем и выражается целесообразность государственного вмешательства.

С развитием и усложнением общественно-экономических отношений стало ясно, что рыночные отношения не могут выполнять роль самодостаточного регулирующего механизма.

Без воздействия на экономику не обходится ни одно из развитых государств. Различаются лишь пределы и формы государственного вмешательства в экономику. В России в настоящее время необходимость государственного регулирования экономики признается практически всеми экономистами и политиками. Опыт «шоковой терапии», приведший к разрушительным для экономики России последствиям, свидетельствует о том, что без государственного регулирования рынок не сможет самоорганизоваться.

Цель государственного регулирования экономики – обеспечение реализации и защита публичных интересов, таких как оборона и безопасность государства, защита прав и свобод человека и гражданина, защита социально уязвимых слоев населения, охрана окружающей среды.

Более того, для нормального функционирования рынок сам нуждается в регулировании , в установлении единообразных правил поведения, без чего наступает хаос в экономической сфере. Речь в первую очередь идет о регулировании конкурентоспособных рынков и контроля над их деятельностью.

Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 70); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и др.

– Уровень государственного регулирования предпринимательской деятельности

Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении России находятся:

– установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития России;

– установление правовых основ единого рынка;

– финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д.

В российском законодательстве нет легального определения понятий «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности». В науке же предложены самые разные варианты этих понятий.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем а) принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, б) организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и в) применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов в литературе различают следующие способы регулирования:

прямое регулирование осуществляется путем установления к предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в нормативных правовых актах и в виде предписаний, адресованных конкретным субъектам;

косвенное регулирование заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы ХС. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций, а экономическими методами, стимулами. К ним, например, относятся формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, налоговые льготы, кредиты, субсидии, субвенции и т.д.;

– квазирегулирование. Оно предполагает оказание государством влияния на предпринимательский сектор с тем, чтобы он самостоятельно разрешал проблемы. Государственное регулирование здесь имеет опосредованный и не столь регламентированный характер, в силу чего государственное вмешательство приобретает небольшие размеры;

– саморегулирование. Представляет собой способ решения проблем рыночными механизмами при минимальном государственном вмешательстве. В данном случае необходимо, чтобы рынок имел возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, которые не должны быть значительными и влекущими необоснованные риски для общества;

– совместное регулирование. Оно предполагает совместное участие в регулировании самого государства в лице его органов и различных участников рынка. Контроль за действиями хозяйствующих субъектов (ХС) осуществляется и государством и участниками рынка. Здесь должны учитываться мнение не только бизнес-сообщества, но и потребителей, контрагентов, которые в рамках прямого государственного регулирования или саморегулирования могут быть не услышаны.

Право на осуществление предпринимательской деятельности реализуется в общедозволительном режиме на основе принципа – разрешено все, что не запрещено законом.

При этом могут быть установлены запреты и ограничения , которые в первую очередь закреплены в Конституции РФ (запреты : ч. 2 ст. 34 – не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию или недобросовестную конкуренцию; ограничения : ст. 55 – права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Запреты могут быть абсолютными : предпринимательская деятельность невозможна, поскольку запрещена законом (например, при недобросовестной конкуренции)

и относительными (например, запрет заниматься предпринимательской деятельностью при отсутствии лицензии, членства в СРО и др.).

Запреты и ограничения предпринимательской деятельности рассматриваются как различного рода регуляторы. К ним также относят и льготы .

Опыт стран с рыночной экономикой показывает возможность использования разнообразных механизмов в процессе регулирования:

1) регулирование путем разработки общих правил, специально представленных в виде норм, действующих на уровне законов;

2) разработка правил регулирующими органами, например, путем разработки стандартов;

3) процедура выдачи предварительных разрешений (например, выдача лицензий, разрешение антимонопольной службы на концентрацию капитала;

4) планы и программы;

5) пошлины и налоговое стимулирование.



Поделиться