Функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике. Роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Ярных Э.А.

д.э.н., профессор кафедры статистики

Российского экономического университета

Малые и средние предприятия выполняют большую роль в развитии инновационной экономики. Предприятия малого и среднего предпринимательства не могут продуцировать научные и инновационные разработки. Это возможно только с привлечением больших инвестиций как государственных, так и частных или на условиях государственно-частного партнерства. Однако необходимо учитывать огромный внедренческий потенциал малых и средних форм хозяйствования, что связано с их органической природой. Малый и средний бизнес в условиях большой конкурентной борьбы обладают высокой способностью к внедрению инноваций и нововведений.

Также имеются и некоторые недостатки малого и среднего бизнеса, к которым относятся: малый средний бизнес инновационный экономика

Повышенный риск, связанный с низкой рыночной устойчивостью и большой зависимостью от изменяющейся ситуации на рынке;

Зависимость от крупного бизнеса;

Низкий уровень управленческой культуры и недостаточная компетентность руководителей и менеджеров;

Большая зависимость от внешних факторов и условий;

Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

Высокие проценты за пользование банковскими кредитами и проблемы получения дополнительных финансовых средств, кроме дорогих кредитов.

В настоящее время в малом и среднем бизнесе только официально занято более 17 млн. чел., из которых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности состоит 5,4 млн. чел. (30,6 %), на предприятиях занято 12,4 млн. чел. (69,4 %). Вклад малых предприятий в производство продукции, в создание валового внутреннего продукта, значителен. К началу 2016 г. удельный вес добавленной стоимости малых предприятий в валовом внутреннем продукте составил 20,5% против 22,5% в 2011 году.

Для успешного управления инновационной деятельностью в малом и среднем бизнесе необходимо тщательное изучение природы и законов инноваций. Инновации не следует путать с несущественными видоизменениями вида конечного продукта или с незначительными изменениями технологии его изготовления. Речь идет об эстетических изменениях, например, цвета, формы или о незначительных технических или внешних изменениях в продуктах с неизменной конструкцией и свойствами, изменение стоимости товара. Инновации начинаются с изменения конструктивных параметров и свойств конечного продукта (товара). Для упорядочивания информации необходимо разработать качественную классификацию инноваций на основе сходства (различия) признаков. На первом уровне классификации инновации делятся на продуктовые и процессные. К первому виду инноваций (продуктовых) относится внедрение технологически новых или кардинально усовершенствованных продуктов. Этот вид инноваций характеризуется использованием новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих изделий и в результате этого типа инноваций получают принципиально новый продукт.

Технологически новый продукт (продуктовая инновация) представляет собой продукт, значительно отличающийся от ранее производимых по своим конструктивным и функциональным характеристикам, а также материалам изготовления. Подобные инновации предполагают использование новых технологий.

Ко второму виду инноваций (процессным) относят разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации второго типа связаны с внедрением нового производственного оборудования, основных средств, новых организационных методов планирования и осуществления производственной и других видов деятельности, а также основаны на использовании результатов исследований и разработок. Процессные инновации способствуют резкому повышению результативности экономической и финансовой деятельности.

Изменения в продукте или в технологии его изготовления не считаются инновациями, если они не относятся прямо к внедрению новых или кардинально улучшенных свойств продукта (услуги), а именно:

организационные и управленческие изменения должны быть связаны с передовыми методами управления, существенными изменениями внутренней организационной и производственной структуры, с реализации новой стратегией и тактикой работы предприятия;

принятие новых стандартов качества.

Рассмотрим различные классификации инноваций.

По новизне инновации делятся на:

новые для отрасли в мире;

новые для отрасли в стране;

новые для данного предприятия (корпорации).

По роли на предприятии выделяются:

входные инновации (изменения в использовании нового сырья, материалов, новых машин и оборудования, новой информации и др.);

выходные инновации (новые изделия, новые услуги, новые технологии, новая информация и др.);

системные инновации, связанные с кардинальным изменением управленческой, производственной, технологической структуры предприятия.

В зависимости от эффекта изменений различают:

базовые или радикальные инновации;

частные или модификационные инновации;

улучшающие инновации.

Классификация инноваций на основе сфер деятельности предприятий разработана Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ). При этом выделяются инновации: экономические; производственные; в области управления; торговые; технологические; социальные.

Следует отметить также классификацию инноваций А.И. Пригожина:

1. По распространенности: единичные, диффузные.

2. По месту в производственном цикле: сырьевые, обеспечивающие (связывающие), продуктовые.

3. По преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли рынка: локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные, комбинаторные, совершенствующие.

На наш взгляд, можно классифицировать инновационную деятельность по следующим шести направлениям:

· проектирование новых производственных технологий;

· организация и подготовка производства;

· получение патентов;

· приобретение овеществленной технологии, включая машины и оборудование;

· соответствующее обучение персонала;

· продвижение новых продуктов на рынках сбыта.

Статистика должна стать инструментом анализа инновационного процесса, точно измерять скорость обновления производства, технологий и продукта, объективно и оперативно отражая все происходящие изменения в публикуемой информации.

До настоящего времени целенаправленный федеральный закон, регулирующий инновационную деятельность, так и не принят, а вопрос о его необходимости является предметом острых дискуссий. Хотя, неоднократные попытки решить проблему были. Например, еще в 1997 г. инициативная группа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы предложила проект закона «Об инновационной деятельности в РФ» (отложили); в 1999 г. проект закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» был принят ГД, но не прошел утверждение в СФ. Всего за период с 1997 по 2010 гг. в ГД вносились пять законопроектов об инновационной деятельности, но ни один из них так и не был принят.

Из всего вышесказанного следует, что пока не будет сформирована единая понятийная база, закрепленная законодательно на федеральном уровне, говорить об инновационной деятельности и ее регулировании на общегосударственном уровне как минимум преждевременно. Именно по этой причине регулирование инновационной деятельности в соответствии с нормативными актами и внутренними документами отраслей и ведомств возможно максимум на региональном уровне. Вопросы постановки задач федерального уровня требуют подключения нормативной базы на уровне Правительства РФ или Президента, что не всегда оправдано, т.к. ряд федеральных инновационных задач (в информационной и в других сферах) как минимум на ранних этапах могут быть решены силами малого и среднего бизнеса.

Современная система государственного регулирования инновационной деятельности сталкивается с рядом проблем: отсутствует оптимальная система органов исполнительной власти (их полномочий) субъектов РФ, регулирующих инновационную деятельность; фрагментарность полномочий госорганов; избыточность и противоречивость нормативной базы. Анализ нормативной базы в сфере инновационного законодательства позволил выделить более двадцати полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, которые имеют практически регулирующий и распорядительный характер, при практически полном отсутствии контрольно-надзорных функций. Подобный дисбаланс объясняется малочисленностью субъектов региональной инновационной инфраструктуры.

Выявлено, что в отечественном законодательстве в сфере государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса существует некая дихотомия. Первая разновидность государственной поддержки -- финансовая -- выражается в предоставлении субъектам малого и среднего бизнеса налоговых льгот, создании условий по льготному кредитованию, финансировании НИР и ОКР, контрактном финансировании, субсидировании, предоставлении грантов и т. п. Вторая форма государственной поддержки (организационное обеспечение) подразумевает участие государства в создании субъектов инновационной инфраструктуры, развитии венчурного инвестирования, использовании преимуществ государственного частного предпринимательства, в кадровом обеспечении инновационной деятельности. Несмотря на полноту списка, в нем отсутствует такая форма, как страхование инновационных рисков, которое возможно было бы осуществить двумя способами: путем создания государственных страховых компаний либо налогового стимулирования уже действующих страховых компаний, предоставляющих услугу по страхованию инновационных рисков.

Малому и среднему бизнесу отводится важная роль в экономике страны, поскольку он позволяет расширить область труда, создавая возможности для реализации предпринимательской деятельности населения, уменьшить социальную напряженность в обществе и способствовать динамичному экономическому росту, характеризующегося экономным расходованием ресурсов.

К особенностям малого предпринимательства в области труда и трудовых отношений следует отнести значительную гибкость управления, оперативность реагирования на изменение рыночной конъюнктуры. К необходимым факторам и условиям развития эффективного предпринимательства относятся:

Благоприятное законодательство - это наличие государственных законов, разрешающих и стимулирующих предпринимательство;

Эффективно развивающаяся экономика с необходимыми условиями экономического роста (частная или общественная собственность на капитал и результаты экономической деятельности).

Благоприятное социальное окружение - благожелательное отношение всего населения к предпринимательской деятельности и предпринимателю.

В Законе Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства» отмечается, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативу по самостоятельной организации деятельности как граждан, так и их объединений, на получение коммерческих результатов от этой деятельности».

В соответствии с Федеральным Законом, микропредприятием считается организация, число работников которой не более 15 человек. Малым предприятием считается организация, численность работников которой колеблется от 16 до 100 сотрудников. Организация с численностью сотрудников от 101 до 250 человек относится к предприятиям среднего бизнеса. Следовательно, к субъектам малого бизнеса относятся организации (компании) с численностью сотрудников до 100 человек. Субъекты малого предпринимательства могут быть зарегистрированы как физическими, так и юридическими лицами.

К предприятиям малого и среднего бизнеса относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные юридическими и физическими лицами, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Перечисленные виды организации должны отвечать соответствующим требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Организации малого и среднего предпринимательства, созданные юридическими лицами, в обязательном порядке заносятся в Единый государственный реестр.

Главная черта малого и среднего бизнеса - соединение собственности, труда и управления, что дает одновременно реальные преимущества и существенные ограничения в его развитии.

В настоящий момент времени в России сформировалась трехсекторная модель экономики. Кроме этого, часть экономики остаётся вне рыночных отношений и обслуживается в основном государственными и муниципальными учреждениями, так называемый бюджетный сектор.

Первый сектор «Сырьевой бизнес» включает компании, специализирующиеся на добыче, переработке, транспортировке углеводородного сырья и торговле. В начале 2000-х годов для этих компаний было характерно получение сверхдоходов от растущих цен на нефть, затем государство изменило налогообложение путем введения экспортных пошлин и НДПИ, что позволило изымать в бюджет и перераспределять другим секторам экономики часть нефтегазовой ренты. Тем не менее, с учетом «изъятий нефтегазовой ренты» рентабельность в этом секторе выше в 2-3 раза, чем в других секторах экономики.

Второй сектор включает крупные предприятия и компании несырьевых отраслей, продукция которых ориентирована на внутренний рынок. Укрепление рубля в период высоких мировых цен на энергоресурсы привело к снижению конкурентоспособности цен на их продукцию по сравнению с импортными аналогами. В результате конкурентной борьбы практически исчезла легкая и текстильная промышленность. Другие отрасли, используя низкую цену труда в России, смогли выжить и в условиях выгодного курса рубля провести техническое перевооружение и повысить свою конкурентоспособность.

Благодаря внутреннему спросу, генерируемому и поддерживаемому государством путем перераспределения нефтегазовых доходов, эти предприятия получают среднюю доходность на уровне 9-12 %. Тем не менее, их рентабельность была ниже по сравнению с доходностью сырьевого бизнеса, что недостаточно компенсировало риски, связанные с несовершенством правовой и регулирующей среды. В этих условиях снижаются инвестиции бизнеса в проекты несырьевого сектора. Лишь в отраслях жилищного и дорожного строительства, машиностроения и сельского хозяйства, поддерживаемых государством в последнее время, привлечение инвестиций частного бизнеса осуществлялось на условиях софинансирования или гарантирования проектов государством.

В сложившейся модели активную роль играет государство в плане перераспределения ресурсов между отраслями первого и второго секторов экономики.

Третий сектор включает предприятия малого и среднего бизнеса, развивающиеся в торговле и сфере услуг. Этот сектор получает некоторые возможности роста за счет развития внутреннего спроса, однако неустойчивый характер их развития связан с отсутствием реальной государственной поддержки и финансирования. Согласно расчетам, средняя рентабельность в этом макросекторе не превышала 5-6 %, что равнозначно уровню инфляции.

Совокупность малых предприятий - юридических лиц на 89,5 % состоит из микропредприятий. На эту категорию предприятий можно отнести каждое третье созданное рабочее место и каждый третий рубль от выручки от реализации.

Индивидуальное предпринимательство также представлено преимущественно микропредприятиями. Они составляют 98,7 % общего числа индивидуальных предпринимателей - малых предприятий, на них занято 79,2 % работников, и их выручка от реализации продукции составляет 69,3 %. В микропредприятия было направлено 82,9 % от общего потока инвестиций в основный капитал. В этом типе предприятий сосредоточено 86,6% основных фондов малого и среднего бизнеса, учтенного по полной учетной стоимости на конец года.

Определение отраслевой структуры малого и среднего бизнеса и ее диверсификации в условиях экономического кризиса является сложной и актуальной научной проблемой. По данным сплошного статистического учета была собрана ценная информация, позволяющая провести полный экономический анализ распределения малых и средних предприятий по видам экономической деятельности и выявить динамические изменения за ряд лет.

Малые и средние предприятия, образованные юридическими лицами, сосредоточены в отраслях оптовой и розничной торговли, ремонта автомобилей и мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (38%), в сфере операций с недвижимостью, аренды и представления услуг (21%), строительных работ, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды (по 11%).

Индивидуальные предприниматели занимаются сельскохозяйственной деятельностью (7%), а также сосредоточили свою деятельность в сфере услуг. Виды экономической деятельности индивидуальных предпринимателей почти не отличаются от юридических лиц. Более половины индивидуальных предпринимателей занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом транспорта (автомобилей и мотоциклов), бытовых изделий и предметов личного пользования, по 11% - транспортной деятельностью и операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.

Наиболее распространенной организационно-правовой формой малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является общество с ограниченной ответственностью (ООО), более 92 % субъектов имеют данную форму. Другой формой являются акционерные общества (4,6%) и 3,8% из них зарегистрированы в качестве закрытых акционерных обществ.

Доля России на мировом рынке высоких технологий очень низка и не превышает 1%. По уровню развития инноваций Россия значительно отстала от ведущих стран мира. Так, доля инновационной продукции в общем объеме произведенной российской продукции составляет не более 1,5%, а в наиболее развитых странах мира прирост ВВП обеспечивается до 75% инновациями. Предельная изношенность производственных фондов, неразвитость инновационной сферы в России могут стать угрожающими в условиях зарождения нового технологического уклада.

Преимущественное стимулирование выпуска новых товаров (услуг) либо использования новых технологий, связанно с генерированием положительных внешних эффектов. Структурная политика должна в целом иметь не реагирующий, а активный характер. В противном случае она будет лишь еще больше способствовать консервации сложившейся структуры производства. Нужно понимать, что это требование очень сложно соблюсти, поскольку существующие отрасли обладают гораздо большими лоббистскими возможностями. Поддержка сырьевых компаний в период кризиса 2008-2009 гг. подтвердила это.

Анализ показал, за исследуемый 2011-2015 гг. прироста оборота -субъектов МСиБ, осуществлявших инновационную деятельность в расчете на одно предприятие несколько ускорился, достигнув к началу 2016 г. значений в 105-106%. Значительная амплитуда темпа роста оборота средних предприятий связана зачастую их крайней неустойчивостью на рынке.

Прирост оборота в расчете на одного работника в целом по России превышает почти на 30% аналогичный показатель по инновационным предприятиям. Так, при среднем приросте показателя в среднем по России на 3,2%, субьекты среднего бизнеса показывают только 0,9%.

При этом среди субьектов МСиБ несмотря на активную поддержку федеральных программ по поддержке инноваций, сократилась доля фирм, осуществляющих НИР. Так, по малым предприятиям сокращение составило с 0,93% до 0,83%. Следует отметить, что при крайне незначительном участии МП в инновационной деятельности даже такое малое снижение имеет серьезное значение. По микропредприятиям и средним фирмам складывается практически аналогичная ситуация. Снижение составило соответственно с 0,93% до 0,86% и с 0,70 до 0,63. Причиной негативной динамики, по нашему мнению, является увеличение доли убыточных фирм.

Для комплексного анализа и прогнозирования инновационного развития малого и среднего бизнеса можно использовать различные экономико-математические модели, и среди них следует выделить два важных и основных вида: структурные и функциональные.

Первый вид моделей исследуют технико-организационное особенности экономического объекта, его составные элементы и соотношение внутренних параметров. Модели линейной и нелинейной оптимизации, модели управления запасами, модели межотраслевого баланса являются примером структурных моделей. Функциональные модели отличаются принципиально иной методологической основой. Они воспроизводят поведенческую стратегию объекта в результате выявления взаимозависимостей между входными и выходными параметрами и обходятся без дополнительной информации о внутренней структуре этого объекта. К таким моделям относятся эконометрические модели. Эти виды моделей должны использоваться комплексно, так как в результате реализации структурных моделей получают информацию о поведении системы на изменение факторов внешней среды, а при исследовании посредством функциональных моделей получают возможные предположения (гипотезы) о внутренней организации и структуре анализируемого объекта и ее сложности. Одностороннее применение, а тем более противопоставление структурных и функциональных приемов моделирования, зачастую встречающихся на практике моделирования, снижают достоверность и ценность выполняемых расчетов.

Таким образом, разработка методологии комплексного статистического исследования труда и инвестиционно-инновационной деятельности в малом и среднем бизнесе базируется на системе статистических показателей по труду и инвестиционно-инновационной деятельности, а также эконометрическом моделировании их взаимосвязи.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Динамика уровня инновационной продукции. Направления поддержки инновационной деятельности малого бизнеса в Ростовской области. Реализация Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства данного региона.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2013

    Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса. Роль предпринимательства в экономике цивилизованных рыночных стран. Рост средних и малых предприятий в экономике Российской Федерации. Эффективность государственной поддержки рыночного бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2014

    Специфика развития малого и среднего бизнеса в современной экономике. Экономическая сущность предпринимательства. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2015

    Анализ существующих барьеров и наиболее значимых сдерживающих факторов для успешного развития малых инновационных предприятий. Совершенствование механизмов государственной поддержки малого инновационного бизнеса (на примере Южного Федерального Округа).

    дипломная работа , добавлен 08.04.2015

    Роль малого и среднего бизнеса в экономике страны. Роль малого бизнеса в развитии территории региона. Анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае. Пути совершенствования государственной поддержки малого бизнеса.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2014

    Понятие предпринимательства и его основные мотивы и цели. Виды предпринимательской деятельности. Малый и средний бизнес: роль в развитии рыночной экономики. Предпринимательство - стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

    Сущность, факторы развития, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса. Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран. Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Понятие малого бизнеса в экономической теории. Роль малого и среднего бизнеса в экономике Казахстана. Анализ состояния и динамики развития малого и среднего бизнеса, его проблемы и риски. Рейтинг проблем, препятствующих развитию предпринимательства.

    презентация , добавлен 06.06.2012

    Состояние малого и среднего бизнеса в российской экономике и роль консалтинга в развитии и повышении его конкурентоспособности. Развитие технологий консалтингового бизнеса. Консалтинг как рыночный институт хозяйственного механизма, его роль и функции.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2017

    Развитие малого и среднего бизнеса. Анализ системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса на примере деятельности АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" и ИП "Мурагер". Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане.

Социально-экономическое содержание предпринимательства и его современные формы

дипломная работа

1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства

Значение малого бизнеса в экономике очень велико. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана.

Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них - это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали. Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты: ювелирные изделия, одежда, обувь и так далее.

Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам. Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми - от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий, и на них трудится примерно 67% всех занятых.

Действительно, в большинстве капиталистических государств не менее половины всех занятых работают на мелких и мельчайших предприятиях, А для некоторых стран эта доля значительно выше. Так, в суперсовременной Японии половина всех трудящихся занята только и мельчайших фирмах, а вместе мелкие и мельчайшие предприятия дают работу 1/2 всех занятых японцев. Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) - в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) - в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа, и на них трудится свыше 80% всех занятых.

Развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес -- это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства -- мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество важных преимуществ:

Увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса -- главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

Рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

Селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

Создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

Трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

Подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

Разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

Косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

Ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

Мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);

Снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);

Улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Роль мелкого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике. Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие «этажи» хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний (отсюда, кстати, происходит латинизированное обозначение этого типа фирм -- коммутанты, т. е. соединители).

Дело в том, что в принципе в рыночной экономике наличие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но характерной чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях.

Для экономики в целом деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь -- для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Анализ деятельности малого предприятия на примере ООО "Имидж"

Малый и средний бизнес в России уже сегодня является наиболее массовым сегментом частного сектора экономики, оставаясь подчас единственной возможностью для большей части населения реализовать свой предпринимательский потенциал...

Бизнес-план создания предприятия по продаже ковровых покрытий в г. Новосибирске

Сегодня малые и средние предприятия (МСП) являются необходимым элементом здоровой экономики и выполняют в ней ряд жизненно важных функций. Оказалось...

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России

Государственное регулирование частного предпринимательства

Значение малого бизнеса в экономике очень велико. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор...

Инновации в малом бизнесе

Довольно распространена точка зрения о том, что малый бизнес - инновационный бизнес, т.к. у него гораздо более подвижная организационная структура...

Малый и средний бизнес

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров...

Малый и средний бизнес

На настоящем этапе развития экономики в нашей стране наблюдается значительное расширение среднего и малого предпринимательства. Хотя в расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий...

Малый и средний бизнес в России

малый бизнес предпринимательство На настоящем этапе развития экономики в нашей стране наблюдается значительное расширение среднего и малого предпринимательства. Малые и средние предприятия...

Малый и средний бизнес в Российской Федерации

Развитие малого и среднего бизнеса во все времена считалось основой экономического развития государства. Как показывает опыт ведущих экономических держав, развитие малого и среднего бизнеса ведет к повышению экономики государства в целом и...

Функции малого и среднего предпринимательства представлены на рисунке 1.2. Рисунок 1.2 - Функции малого и средний бизнеса в экономике Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства (Басарева В.Г., Бурцев Ю.А....

Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики

Малый и средний бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от аналогичного масштаба большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного предприятия нескольких видов деятельности...

Особенности предпринимательства в России

Особенности малых и средних форм предпринимательства предопределяют необходимость особого подхода к нему со стороны кредитных организаций. Исходя из сложившейся экономической ситуации в России, вряд ли можно развивать малый бизнес...

Развитие малого и среднего бизнеса: мировой опыт и проблемы Казахстана

В реформировании казахстанской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса...

Разработка бизнес-плана создания нового предприятия малого бизнеса

Вне зависимости от сектора экономики, предпринимательская деятельность требует составления грамотного бизнес-плана...

Роль малых и средних предприятий в экономике и внешнеэкономических связях России

Мировая история свидетельствует, что эффективное развитие рыночных отношений невозможно без предпринимательства, которое является неотъемлемой, необходимой составляющей развитой системы хозяйствования...

- 197.50 Кб

Министерство Образования и Науки

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра экономической теории

Курсовая работа

на тему «Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран мира и РФ»

Выполнил(а): Удовик В.В. МЭК-09-1

Проверил(а): Профессор Демина М.П.

БГУЭиП

Иркутск 2010

ВВЕДЕНИЕ

Малый и средний бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом.

Любой крупный бизнес начинается с малого бизнеса. Любой малый бизнес начинается с предпринимателя, который сначала получает небольшую прибыль или совсем ее не получает. Малый бизнес является основой благополучия развитых стран.

Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

Созданию рабочих мест;

Внедрению новых товаров и услуг;

Удовлетворению нужд крупных предприятий;

Обеспечению специализированными товарами и услугами.

1.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

1.1. Сущность малого и среднего бизнеса

Малый бизнес (или малое предпринимательство) - сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым и средним бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому и среднему бизнесу является:

Численность персонала;

Размер уставного капитала;

Величина активов;

Объем оборота (прибыли, дохода).

Особенности и функции малого и среднего предприятия.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

Виды малых предприятий

Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия кооператив. Могут быть и другие варианты. В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

1.2. Формы организации малого и среднего бизнеса

В соответствии с Гражданским кодексом РФ в стране создаются следующие организационно-правовые формы малого бизнеса: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) заключили между собой договор о создании предприятия для совместного ведения хозяйственной деятельности. Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников.

Полному товариществу не требуется устав. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывают все его участники. В нем указываются наименование товарищества, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок изменения доли каждого из его участников. В учредительном договоре содержатся также сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Каждый участник уплачивает налоги с суммы своей доли прибыли и имеющегося у него дохода. Участники полного товарищества несут солидарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Несколько иное положение в смешанном (коммандитном) товариществе, или товариществе на вере. Наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществляемой товариществом предпринимательской деятельности. со скидкой - мебель из натурального дерева

Товарищество на вере, как и полное товарищество, не имеет устава. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.

Следующая группа предпринимательских (коммерческих) предприятий малого бизнеса - хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества.

На начальном этапе перехода экономики России к рыночным отношениям широкое распространение получили товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Гражданским кодексом сохранены основные принципы ТОО в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Такое общество учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
2.1.ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ 15

2.2.ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ 17

2.3. SBA В США 20

3.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РФ 29

3.1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29



Поделиться