Прямое государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Предпринимательство в целом не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику.

Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России.

Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как:

обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

формирование государственного бюджета;

защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

обеспечение занятости населения;

обеспечение безопасности и обороны страны;

реализация свободы*предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

8 Предпршшмаї"і.".іьское прано

Конституция РФ обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся у нас материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы.

Первую группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Этими органами утверждаются их учредительные документы - уставы. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Никаких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления и созданных ими предпринимательских структур не возникает. Успех зависит от инициативности обеих сторон: одной - от умения управлять, другой - от умения хозяйствовать.

Вторая группа форм и методов воздействия применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.

Некоторые из методов данной группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности.

Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется опреде- лением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

Регулирование предпринимательской деятельности представляет собой государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).

Предпринимательская деятельность осуществляется с учетом большого числа актов, определяющих регулирующие возможности органов государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие проводилось только на основании соответствующей правовой нормы.

Все виды государственного воздействия имеют правовую форму акта, т.е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются правовые последствия. Эти акты имеют свои наименование, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует.

Среди актов-разрешений можно выделить систему лицензионных разрешений.

Лицензии как разрешительные акты применяются в целом ряде видов предпринимательской деятельности.

Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер.

Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов: фискальных, а также путем прямого вмешательства.

Фискальная политика - это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений.

Налоги - это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок.

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, но должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

Собирая налоги, государство получает в распоряжение крупные денежные средства, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам. Государство применяет следующие методы регулирования: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.

Опираясь на законодательство, государство может осуществлять регулирование предпринимательства, принимая те или иные хозяйственные решения. Оно выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-коммерческих операций. Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации.

Дотации - денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но затраты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

За годы рыночных реформ государство активизировало усилия на становлении, поддержке и развитии малого предпринимательства. В июле 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в начале 1996 г. вступил й действие Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства...» установлены формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности и форм собственности.

Государственная поддержка малого предпринимательства реализуется по следующим направлениям:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

учреждение порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка антиэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса.

Важной мерой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства является установление государственных гарантий производства и сбыта их продукции. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют резервирование определенной доли заказов на изготовление отдельных видов продукции, товаров и услуг для государственных нужд и размещение их среди субъектов малого бизнеса.

Необходимо отметить, что субъекты малого предпринимательства в силу своих малых возможностей остро нуждаются в тесной взаимосвязи и взаимодействии с подобными организациями. И здесь поддержка государства является неоценимой. Органы власти обязаны оказывать помощь в организации союзов (ассоциаций) субъектов малого бизнеса, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, защиты его интересов в органах государственной власти, добросовестной конкуренции.

  1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности (9)

    Реферат >> Маркетинг

    Смысле – это деятельность исполнительных органон власти. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются...

  2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности (4)

    Реферат >> Государство и право

    Государства в сфере экономики. Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы тем...

  3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности (8)

    Курсовая работа >> Экономика

    Цели государственного регулирования предпринимательской деятельности …………………..........7 Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности …………………...........9 Правовое регулирование предпринимательства.................12 Государственная ...

  4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности (6)

    Реферат >> Маркетинг

    Аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования . Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий...

  5. Государственное регулирование предпринимательской деятельности (7)

    Реферат >> Экономика

    ... государственного регулирования предпринимательской деятельности ……………………………….…..3 2. Условия и предпосылки государственного вмешательства………....6 3. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность …………………………………..9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...

УДК 332.05

М. А. Эдаси, Е. О. Вдовенко*

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, д. 9 *е-шаП: kafekonom@,muctr. ш

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка функций и роли государства, направленная на синтез нового типа государственного регулирования, основанного на преобладании косвенных путей вмешательства государства в экономику и на более тесном, органическом переплетении государственных и частных интересов в экономике. В современных условиях происходит усиление государственного регулирования во многих сферах и содействие развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственное регулирование, субъект предпринимательской деятельности, регулирование предпринимательской деятельности

На современном этапе развития национальной экономики предпринимательская деятельность регулируется предпринимательским правом. Предпринимательство в России, как крупное, так и мелкое, сталкивается со значительными трудностями и со значительными рисками. Государство должно заботиться об обеспечении товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией.

Необходимым аспектом деятельности государства должно стать сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики; содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживанию инфляции экономическим путем, снятию ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности.

Государственное регулирование

предпринимательской деятельности направлено на обеспечение соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда, а также поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Предпринимательская деятельность - это специфическая система хозяйствования, главным субъектом которой является сам предприниматель, как носитель особых прав и обязанностей. Субъект предпринимательства в процессе своей деятельности стремится к максимально рациональному соединению материальных и человеческих ресурсов (интеллектуальных, трудовых и пр.), организует процесс производства, планирует и координирует его с учетом предпринимательского риска, ответственности и ожидаемой прибыли.

Современное российское предпринимательство развивается в условиях формирующегося в России

свободного рынка товаров, работ и услуг, а также бурных технических, научных, информационных преобразований в различных отраслях экономики .

Для понимания природы предпринимательства многое сделали Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек и другие представители австрийской школы экономистов. Они рассматривали предпринимательство в качестве одного из основных ресурсов экономики наряду с природными факторами: землёй, трудом, капиталом, информацией и временем.

Важнейшей функцией государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование экономической ситуации в стране. Прогноз носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием; планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение); нормативное регулирование; методическое руководство; подбор и расстановка кадров; материально-техническое обеспечение;

финансирование; информационное обеспечение; оперативное управление собственностью; учет и контроль .

В настоящее время административное регулирование предпринимательской деятельности проводится государством в трех направлениях использования административных инструментов. Первое направление связано с созданием предприятия Его регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация. Второе направление связано с организацией доступа на рынок продукции предприятий (подтверждение соответствия, в формах декларирования и сертификации). И, наконец, третье направление административного регулирования - это контроль над оборотом продукции на рынке.

Помимо указанных направлений

государственного регулирования

предпринимательской деятельности, существуют и

иные направления, и формы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов: обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, выполнение правил санитарно-гигиенической, противопожарной и иной безопасности.

С точки зрения содержания государственного регулирования предпринимательской деятельности, охватываются регулирование конкретной

организационной и хозяйственной ситуации, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование и правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям. Все остальные организационные формы государственного регулирования

предпринимательской деятельности носят

избирательный характер - создание и организация деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов.

На наш взгляд, центр тяжести в регулировании предпринимательской деятельности в современных условиях развития общества переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Процесс формирования системы управления промышленным комплексом напрямую связан с наличием интересов, либо противоречий различных групп на различных уровнях управления, что предполагает их сосуществование, поиск устойчивого компромисса различных интересов.

Итак, рассматривая проблему устранения противоречий в интересах, присущих государству, предпринимательству, нами ранее было выявлено, что для успешного функционирования и развития бизнеса государство способствует созданию цивилизованной конкурентной среды.

Вместе с тем, промышленные предприятия, бизнес сообщество, независимо от форм собственности, встроены в систему государственной власти, которая видит в их деятельности поддержку политического режима, источник налоговых поступлений, гаранта социальной стабильности; собственники предприятий решают проблемы поиска рынков сбыта, минимизации издержек, уплаты налогов, конкуренции на рынке. Однако, в связи с наличием своих интересов, для предпринимателей свойственно уклоняться от выполнения социальных обязательств.

Эффективное развитие бизнеса должно быть тесным образом увязано взаимными интересами: органов государственной власти по воссозданию и расширению внутреннего рынка, цивилизованными рыночными отношениями, социально-

экологическими интересами и интересами собственников. Иными словами, необходим процесс синтеза противоположных интересов, а именно: бизнеса, государства, общества. Направленную на сосуществование в единой эффективной рыночной системе с развитой институциональной инфраструктурой, которая должна включать не только механизмы соблюдения договорных

отношений, защиту прав частной собственности, в том числе и политику в области конкуренции, институт банкротства, и механизмы регулирования воспроизводства промышленного капитала, социально-экономического развития, стимулы инвестирования в предпринимательскую

деятельность и многое другое.

Таким образом, осуществляется структурная перестройка, либо модернизация, либо инновационное развитие производства,

предпринимательства. В этом случае предполагается создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей, повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств, поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов, укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства.

Необходимо отметить, что государственное регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент при этом переносится с регулирования спроса на регулирование предложения.

Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования

предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Кроме того, в процессе исследования, нами было выявлено, что на современном этапе развития общественных отношений в условиях перехода к информационным технологиям имеют место глубокие преобразования в мировом масштабе в различных секторах экономики. Вместе с тем, в сфере промышленного производства требуются

значительные объемы капиталовложений, техники и человеческих ресурсов.

Уровень и структура общественного капитала влияют на способность стран к созданию крупных высокотехнологичных корпораций, поэтому неслучайно, что США, Германия, Япония, Китай, где приоритетны общенациональные ценности, лидирую в области новейших технологических разработок и их внедрения в промышленность.

В Европейских странах, например, Франции, Италии, где имеет место высокий удельный вес мелких и средних фирм, уровень научных разработок значительно ниже. Крупные предприятия возникают и процветают, как правило, при поддержке, государства, что подтверждается тенденциями последних лет в развитии промышленного сектора экономики.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по

административному надзору и нормативному регулированию производства. На современном этапе развития нормативное регулирование

распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции).

С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным инструментом финансового

регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы затруднений.

Кроме того, все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей,

гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды следующих категорий: характер рыночных отношений, характер правовых связей между хозяйствующими субъектами, общесоциальные факторы, общеэкономические условия, общеполитические факторы.

Контроль и последующее государственное регулирование предпринимательской сферы осуществляется либо на прямой основе, либо косвенно. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль проявляется иногда как весьма эффективное средство. К нему относятся: система льгот и налогов, ценовая политика, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.

Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах. Так, например, требование ведения бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, требования могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адресованных конкретным предпринимателям.

Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым воздействием государственных инструментов управления, когда применимы санкции к нарушителям предписаний, а экономическими методами, либо стимулами.

Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включая субъектов малого предпринимательства (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализации инвестиционных проектов,

предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство, регион, муниципальное образование заинтересованы, и проч.).

На практике и в теории, характер отношений между государством и субъектом

предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, - идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.

Российское законодательство закрепляет и гарантирует все формы собственности и их равенство.Принципы государственного управления: народовластие, подзаконный характер действия (на основе закона), распорядительный характер (исполнительная власть - материальные ресурсы), юридически властный характер, разделение властей, федерализм (центр - регион).

Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве отсутствует взаимосвязь между экономическими и административными методами управления.

Кроме того, названные методы не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер. Суть общего государственного регулирования заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов устанавливаются единые правила поведения на рынке, соблюдение которых

проверяется компетентными государственными органами.

Специфика вида деятельности учитывается в процессе государственного регулирования, например, особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке. Предприниматель обязан представлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя "автоматически", поскольку есть соответствующие обстоятельства - юридические факты (ведение предпринимательской деятельности, наступление события - отчетного периода - для

возникновения обязанности представить

бухгалтерскую, налоговую отчетность).

В государственном законодательстве

указываются только общие ориентиры развития, а предприниматели вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны. Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловливается следующими

обстоятельствами: предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности; борьбой с криминализацией предпринимательских отношений; предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений; контролем над использованием общенациональных ресурсов; социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

Эдаси Марина Альбертовна, магистрант кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Вдовенко Евгений Олегович соискатель кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 2014 г. № 4 (11).

2. Бизнес // Российский энциклопедический словарь. / Глав. ред. А. М. Прохоров. - М.: «Большая российская энциклопедия», 2014. - С. 160 (книга 1).

3. З. В. Вдовенко. Управление промышленным комплексом. М-во образования и науки РФ, Кемер. гос. ун-т, каф. экон. теории экон. фак., Кемер. ин-т Рос. гос. торг.-экон. ун-та. Кемерово, Кузбассвузиздат. 2004. 167 с.

4. Вдовенко З.В. Формирование системы эффективного управления предприятиями химического комплекса региона в рыночных условиях; дисс. на соискание ученой степени доктора эк. наук: 08.00.05/ Вдовенко Зинаида Владимировна. - М, 2005. - 466 с.

5. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.06.2014. № 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 16.05.2016)

6. О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (16 октября 2014). URL: http://asozd.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/BD18528F05CBDC2643257D73003110E0/$FILE/624513-6 (дата обращения 16.05.2016).

7. Searching for the invisible man, The Economist, The Economist Newspaper Limited. 11.3.2006. С. 67.

EdasiMarina Albertovna, Vdovenko Evgeniy Olegovich*

D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow. Russia *e-mail: [email protected]

THE GOVERNMENT AS A BUSINESS REGULATOR

The article describes the main directions of а state regulation of а entrepreneurial activity and its objectives. Today, in countries with developed market economies, there is a reassessment of functions and role of the state, aimed at the synthesis of a new type of state regulation, based on the predominance of indirect ways of state intervention in the economy and more closely, the organic intertwining of public and private interests in the fabric of a mixed economy. In modern conditions is the amplification of а state regulation and promotion of an enterprise development, changing organizational forms of interaction of state structures with subjects of private business, there are significant changes in the objectives, mechanism, management apparatus and the combination of state and market regulation mechanisms.

Key words: business activity, governmental regulation, the business entity, regulation of an entrepreneur activity.

Лекция № 1, 2 Общие положения предпринимательского права

1. Понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

2. Теории предпринимательского права. Предпринимательское право в системе российского права

3. Предмет и метод предпринимательского права

4. Принципы предпринимательского права

5. Признаки предпринимательской деятельности

6. Соотношение предпринимательской и профессиональной деятельности

Андреев В.К. О концепции развития законодательства о предпринимательской деятельности // Российский судья. 2010. № 9. С. 20-25.

Понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

Адам Смит, основоположник современной экономики, считал, что главными движущими силами экономики являются свободная торговля и свободная конкуренция, государство же не должно вмешиваться в экономические процессы. Исследуя работу свободного рынка, А. Смит говорит о «невидимой руке рынка», находя тем самым объяснение для разумного эгоизма как эффективного рычага в распределении ресурсов. По его мнению, производитель преследует собственную выгоду, стремится к достижению своих частных интересов, но путь к этому лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Тем самым, стремясь увеличить свое благосостояние, производитель увеличивает благосостояние общества в целом. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», ради удовлетворения частного интереса в то же время неосознанно реализует интересы всего общества. Со временем «невидимая рука» изначально стихийного рынка должна превратить его в общественно полезный механизм.



Идея о стихийном рыночном регулировании экономики была подвергнута критике. Например, Д. Сорос полагает, что если рыночным силам предоставить полную власть даже в чисто экономических и финансовых вопросах, то это может привести, в конечном счете, к падению мировой системы капитализма.

В связи с этим с государство не может быть отстранено от своей функции – регулирования рыночных отношений. Регулирующее воздействие государства должно быть направлено на устранение как провалов рынка, когда рынок становится неспособен эффективно распределить имеющиеся ресурсы, так и провалов государства, не способного в силу различных причин решить ту или иную проблему либо своими действиями дестабилизирующего общественный порядок.

Государственное вмешательство в решение этих проблем может быть оправданно в том случае, если проблемы существенны и не могут быть преодолены рынком самостоятельно. Государство же своим вмешательством способствует появлению положительного эффекта по сравнению с ситуацией отсутствия регулирующего воздействия, в чем и выражается целесообразность государственного вмешательства.

С развитием и усложнением общественно-экономических отношений стало ясно, что рыночные отношения не могут выполнять роль самодостаточного регулирующего механизма.

Без воздействия на экономику не обходится ни одно из развитых государств. Различаются лишь пределы и формы государственного вмешательства в экономику. В России в настоящее время необходимость государственного регулирования экономики признается практически всеми экономистами и политиками. Опыт «шоковой терапии», приведший к разрушительным для экономики России последствиям, свидетельствует о том, что без государственного регулирования рынок не сможет самоорганизоваться.

Цель государственного регулирования экономики – обеспечение реализации и защита публичных интересов, таких как оборона и безопасность государства, защита прав и свобод человека и гражданина, защита социально уязвимых слоев населения, охрана окружающей среды.

Более того, для нормального функционирования рынок сам нуждается в регулировании , в установлении единообразных правил поведения, без чего наступает хаос в экономической сфере. Речь в первую очередь идет о регулировании конкурентоспособных рынков и контроля над их деятельностью.

Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 70); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и др.

– Уровень государственного регулирования предпринимательской деятельности

Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении России находятся:

– установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития России;

– установление правовых основ единого рынка;

– финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д.

В российском законодательстве нет легального определения понятий «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности». В науке же предложены самые разные варианты этих понятий.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем а) принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, б) организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и в) применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов в литературе различают следующие способы регулирования:

прямое регулирование осуществляется путем установления к предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в нормативных правовых актах и в виде предписаний, адресованных конкретным субъектам;

косвенное регулирование заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы ХС. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций, а экономическими методами, стимулами. К ним, например, относятся формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, налоговые льготы, кредиты, субсидии, субвенции и т.д.;

– квазирегулирование. Оно предполагает оказание государством влияния на предпринимательский сектор с тем, чтобы он самостоятельно разрешал проблемы. Государственное регулирование здесь имеет опосредованный и не столь регламентированный характер, в силу чего государственное вмешательство приобретает небольшие размеры;

– саморегулирование. Представляет собой способ решения проблем рыночными механизмами при минимальном государственном вмешательстве. В данном случае необходимо, чтобы рынок имел возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, которые не должны быть значительными и влекущими необоснованные риски для общества;

– совместное регулирование. Оно предполагает совместное участие в регулировании самого государства в лице его органов и различных участников рынка. Контроль за действиями хозяйствующих субъектов (ХС) осуществляется и государством и участниками рынка. Здесь должны учитываться мнение не только бизнес-сообщества, но и потребителей, контрагентов, которые в рамках прямого государственного регулирования или саморегулирования могут быть не услышаны.

Право на осуществление предпринимательской деятельности реализуется в общедозволительном режиме на основе принципа – разрешено все, что не запрещено законом.

При этом могут быть установлены запреты и ограничения , которые в первую очередь закреплены в Конституции РФ (запреты : ч. 2 ст. 34 – не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию или недобросовестную конкуренцию; ограничения : ст. 55 – права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Запреты могут быть абсолютными : предпринимательская деятельность невозможна, поскольку запрещена законом (например, при недобросовестной конкуренции)

и относительными (например, запрет заниматься предпринимательской деятельностью при отсутствии лицензии, членства в СРО и др.).

Запреты и ограничения предпринимательской деятельности рассматриваются как различного рода регуляторы. К ним также относят и льготы .

Опыт стран с рыночной экономикой показывает возможность использования разнообразных механизмов в процессе регулирования:

1) регулирование путем разработки общих правил, специально представленных в виде норм, действующих на уровне законов;

2) разработка правил регулирующими органами, например, путем разработки стандартов;

3) процедура выдачи предварительных разрешений (например, выдача лицензий, разрешение антимонопольной службы на концентрацию капитала;

4) планы и программы;

5) пошлины и налоговое стимулирование.

Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определённые условия и предпосылки. В настоящее время в экономической науке общепризнано, что предпринимательская деятельность не может функционировать без государственного регулирования. Сегодня человек уже не руководствуется тем соображением, что «лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует» .

В условиях формирования рыночных отношений роль государственного регулирования в сфере предпринимательства ещё более необходима, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Государство обязано участвовать, во-первых , в формировании субъектов предпринимательской деятельности во всех сферах экономики; во-вторых , в формировании благоприятной среды, способствующей развитию малого предпринимательства; в-третьих , в целевой ориентации, стимулировании и поддержке малого предпринимательства в сфере производства; в-четвёртых , в формировании организационной и рыночной инфраструктуры малого предпринимательства; наконец , в обеспечении социальной ориентации процесса формирования и развития малого предпринимательства.

Спектр мер государственного регулирования предпринимательства очень широк и имеет правовую, экономическую и организационную основу. Он включает следующие направления:

    правовое регулирование;

    ресурсная и финансовая поддержка малого предпринимательства;

    формирование инфраструктуры малого предпринимательства;

    информационное обеспечение;

    международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства:

    экономический контроль в сфере предпринимательской деятельности .

Условия вмешательства государства в предпринимательскую деятельность могут быть негативными и позитивными.

Негативные условия – это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность. Например, социальная напряжённость в обществе, угроза национальной безопасности и ухудшения состояния окружающей среды, инфляция, безработица, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, спад производства и т.д.

Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятии мер по их устранению.

Позитивные условия – проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в своевременном выявлении и поддержке.

Выделяют следующие методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность:

    Экономические методы . К ним относятся:

    налогообложение;

    перераспределение доходов и ресурсов;

    ценообразование;

    осуществление государственной предпринимательской деятельности.

    Административные методы . Среди них:

    принятие и корректировка законодательства;

    контроль за его соблюдением.

Эти методы используются только в том случае, когда экономические – неэффективны.

Государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности:

    создаёт правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и правовые акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции.

    обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и её национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности;

    стабилизирует экономическое развитие;

    принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии;

    разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности;

    организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы .

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    предпринимательство – это особый тип хозяйствования, осуществляемый на свой риск, основывающийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты и направленный на систематическое получение прибыли. Существует множество факторов, как внутренних, так и внешних, которые влияют на развитие предпринимательской деятельности.

    выбор формы предпринимательской деятельности, каждая из которых имеет как свои преимущества, так и недостатки, зависит от цели деятельности, располагаемого начального капитала, планируемых масштабов деятельности и других факторов.

    государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности необходимо для развития и функционирования субъектов предпринимательства, а также для поддержки их конкурентоспособности. Особое влияние оказывают государственные законодательные и нормативные акты.



Поделиться