Свобода торговли и протекционизм: положительные и отрицательные стороны. Эссе «как влияет развитие специализации и кооперирования на усиление взаимосвязи национальных экономик стран бывшего советского союза»

Роль государства в международной торговле. Государственное регулирование международной торговли может быть:

· Односторонним , когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);

· Двусторонним , когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.;

· Многосторонним , когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран – членов Европейского союза (ЕС), которые рассматриваются в соответствующих главах второй части учебника.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли (free trade) – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения .

Протекционизм (protectionism) – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Дилемма, что лучше – протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, – предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция – страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой – это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися – это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой – это товары традиционного экспорта.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

· селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

· отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего, сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

· коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

· скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Россия. Свобода торговли или протекционизм?

В рамках общих норм, касающихся рыночных экономик, каждая страна, в том числе и Россия, регулирует степень своей открытости, которая не может быть ни полной (без каких-то элементов протекционизма), ни нулевой (т.е. полностью закрытой). В значительной мере это определяется спонтанным развитием экономики России и ее приспособлением к реалиям конкуренции в рамках мировой системы. Но в определенной мере это является и результатом сознательного регулирования, которое каждое государство должно осуществлять в интересах, прежде всего своей экономики. Было бы странно, если бы государство больше заботилось об интересах иностранных фирм, чем об интересах отечественных.

Открытие российской экономики, поставившее фирмы страны перед необходимостью соперничать с иностранными конкурентами, как на внешнем, так и на внутреннем рынках, не стало импульсом обновления технологий, снижения издержек и цен и улучшения качества продукции в масштабах народного хозяйства, изменения структуры хозяйства в пользу имеющих перспективы развития отраслей. Резкое уменьшение поставок за рубеж техникоемкой продукции при возрастании экспорта сырьевых товаров подталкивает российскую экономику к утяжелению структуры, повышению доли топливно-энергетического комплекса и снижению доли обрабатывающих (финишных) отраслей машиностроения, химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности.

Если страна постоянно теряет в конкурентной способности, возникает стремление поддержать через государство создание отраслей с высокой конкурентоспособностью на внешнем и внутреннем рынках. Все подобного рода требования создают необходимость в выработке особой структурной политики, которая равносильна селективному (выборочному) протекционизму. международный торговля протекционизм России.

В современной России потребность в структурной политике необходима по многим причинам. Значительная часть ее территории относится по своим климатическим условиям к зоне т.н. рискованного земледелия и к арктическим районам, где, однако, расположены одни из богатейших залежей полезных ископаемых глобального значения. Развитие таких районов стало возможным в условиях центрально планируемой экономики благодаря государственному субсидированию и соответствующему перераспределению национального дохода. Благодаря центральному планированию создана так же индустрия высоких технологий, которая длительное время работала для военных нужд, но которая физически существует и после того, как потребность в военной продукции значительно сократилась.

В большинстве случаев указанные отрасли создавались в закрытой экономике, мало связанной с мировым рынком, структура их издержек и цен, сложившихся в мировой экономике. Без протекционизма, без поддержки государства многие российские отрасли не могут на данный момент составить конкуренцию иностранным производителям. Хотя в мире просматривается тенденция к либерализации, страны активно применяют как тарифные, так и все более использующиеся сейчас нетарифные методы протекционизма для достижения различных целей - защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и т.д. И от протекционизма не собираются отказываться. России также не следует пренебрегать разумным протекционизмом.


Государство всегда проводит либо протекционистскую политику, либо политику свободной торговли (фритредерство). Протекционизм – это политика государства, имеющая своей целью защиту национальной промышленности от конкуренции.
В защиту протекционизма выдвигаются следующие аргументы.
Во-первых, аргумент о молодости отрасли. Страна прибегает к протекционизму, когда она рассчитывает на появление потенциального сравнительного преимущества в промышленности, еще не установившегося из-за молодости данной отрасли, нехватки опыта, ограниченности объема производства и отсутствия экономии на масштабе.
Во-вторых, аргумент о стареющей отрасли. Обратный предыдущему аргумент выдвигается для временной защиты старых отраслей или товаров, по которым страна утрачивает сравнительное преимущество. Чтобы облегчить перераспределение факторов производства в другие конкурентоспособные сектора, чего невозможно добиться мгновенно, государство временно защищает старые отрасли от иностранной конкуренции (обычно это производство стали, текстиля, судостроение).
В-третьих, аргумент о налоговых сборах. Поскольку пошлина является налогом, она порождает доход (за исключением запретительных пошлин, которые не дают никаких поступлений, так как прекращают всякий импорт). Страна должна обеспечить, чтобы общественные издержки взимания пошлин не превышали издержек внутренних налогов
В-четвертых, аргумент о перераспределении доходов. Таможенные пошлины защищают доходы от фактора производства, относительно редкого в данной стране, и снижают доход от избыточного фактора. Или же они защищают стоимость специфического фактора данного сектора, который больше не является сравнительным преимуществом (например, аграрный доход).
В-пятых, аргумент занятости. Иногда введение таможенных пошлин оправдывается тем фактом, что они защищают отечественную рабочую силу от иностранной конкуренции. Такое стремление защищать отрасль
иногда равнозначно попытке специализироваться на выпуске товара, по которому страна абсолютно неконкурентоспособна. Теория и практика показывают, что число сохраненных рабочих мест крайне ограниченно и каждое сохраненное рабочее место очень дорого обходится обществу.
В-шестых, аргумент о торговом балансе. Повышая цены на импортируемые товары, пошлина, в принципе, должна сокращать их ввоз, и потребление импортных товаров уменьшается в пользу национальных. Замена первых на вторые зависит от эластичности спроса на импортные товары, т. е. реакции спроса на изменение цен на импорт, которая будет тем слабее, чем меньше существует заменителей импортной продукции. Если предположение о сокращении импорта оправданно, то пошлина улучшает торговый баланс.
В-седьмых, аргумент независимости от других стран выдвигается в области энергетики или в области импорта технологий.
В-восьмых, аргумент национальной обороны. В. настоящее время действуют также различные запреты на импорт или экспорт товаров, связанных с национальной обороной.
В-девятых, аргумент о стратегическом преимуществе учитывает возможность изменения сравнительных преимуществ и получения стратегических преимуществ. Современный анализ несовершенной конкуренции показывает, что субсидии, дающие первоначальное преимущество неконкурентоспособным фирмам, могут привести к изменению соотношения сил на мировом рынке и обеспечить стране получение сравнительных преимуществ. Страна, первой применившая субсидирование, может получить стратегическое преимущество для своих компаний. Такое явление характерно для отраслей высоких технологий, где поддержка исследовательской деятельности играет важную роль в обретении доминирующего положения на международном рынке.
В-десятых, аргумент условий обмена. Как было показано выше, пошлина улучшает условия обмена для крупной страны-импортера или страны, входящей в мощные экономические объединения или зоны (например, ЕС), которая способна влиять на мировые цены. При этих условиях введение пошлин может быть выгоднее, чем свободная торговля
В качестве отрицательного воздействия протекционизма на национальную промышленность приводятся следующие аргументы.
Во-первых, отрасли, находящиеся под защитой протекционистской политики, никогда не смогут стать конкурентоспособными на мировом рынке именно из-за такой защиты.
Во-вторых, внешнеторговая политика может послужить началом торговой войны и тогда регулирующее воздействие внешнеторговых ограничений сводится к нулю.
В-третьих, иногда протекционистская политика проводится с целью защиты рабочих мест. Но, если отрасль стала неконкурентоспособной, то в этом случае выгодно уволить работников и предоставить им материальную помощь из государственного бюджета.
В-четвертых, протекционизм вреден с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги, причем не только импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за изделия национального производства, выпуск и продажа которых связаны с неконкурентной системой ценообразования.
В-пятых, протекционизм порождает риск цепной реакции, поскольку после защиты одних отраслей рано иди поздно потребуется защита других.
В-шестых, политика протекционизма усиливает межгосударственное соперничество и несет потенциальную угрозу международной стабильности и безопасности.
Преимущества свободы торговли достаточно многогранны и доказываются как теорией, так и практикой.
Во-первых, свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так как открывает возможности международной специализации производства и обмена на основе принципа сравнительных преимуществ.
Во-вторых, свободная торговля облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух новаторства не только среди национальных производителей, но и в отношениях с другими странами. Это, в конечном счете, способствует повышению качества выпускаемой продукции.
В-третьих, свободная торговля открывает возможности для расширения рынков и, следовательно, для международной концентрации производства и массового выпуска товаров, выгодных потребителям.
В-четвертых, свободная торговля служит основой оптимизации процесса распределения производственных ресурсов между странами и такой их комбинации, которая значительно повышает эффективность их использования.
Торговая политика всегда колебалась между либерализацией торговли и протекционизмом. После второй мировой войны явно доминировала тенденция к либерализации торговли, распространявшаяся под давлением США и эгидой ГАТТ. Эта либерализация совпала с небывалым увеличением объема мировой торговли, а также экономическим ростом. Вместе с тем в 1974 году начался новый подъем протекционизма наряду с замедлением роста мировой торговли.
Рекомендации сторонников свободной торговли способствовали экономическому росту и процветанию многих стран, вставших на путь открытой экономики.
Теоретические объяснения и обоснования причин существования, развития и повышения роли торговли между странами и народами начали формироваться значительно позже возникновения самого международного обмена. Этому предшествовали преодоление внутренней феодальной раздробленности, в частности в Европе, становление достаточно устойчивых торговых связей между странами. С самого начала сложились два принципиальных подхода к международной торговле. Первый предполагает свободу торговли (free trade), осуществление ее без ограничений; второй обосновывает государственное вмешательство в международный товарооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяйства, протекционизм. Эти два подхода при выработке и реализации внешнеторговой политики сохраняются и сегодня с преобладанием первого.
Попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели сделана в экономическом учении меркантилистов на стадии заката феодализма и зарождения капиталистических отношений (XV-XVIII вв.). В соответствии с тезисом об определяющей роли сферы обращения, лежавшим в основе их взглядов, богатство страны заключается во владении ценностями, прежде всего в виде золота и драгоценных металлов. Представители меркантилизма Т. Мэн,
А. Монкретьен считали поэтому, что умножение золотых запасов - важнейшая задача государства, а внешняя торговля должна прежде всего обеспечивать получение золота. Достигается это превышением экспорта товаров над их импортом, активным торговым балансом. Тем самым предполагалось разнообразное вмешательство государственной власти во внешнюю торговлю, установление жесткого контроля над этой сферой. Торговая политика ориентировалась на всемерное поощрение вывоза и ограничение ввоза путем установления таможенных пошлин на иностранные товары.
Подобный протекционизм осложнял международную торговлю, создавая преимущества для отдельных стран, особенно метрополий, ограждая барьерами колониальные территории. В таких условиях международная торговля разделялась на зоны доминирования метрополий. Вместе с тем создавались предпосылки устойчивого дисбаланса во внешнеторговых отношениях, невыгодность их для одной из участвующих сторон. Возникли серьезные препятствия для развития капиталистических отношений, обусловливавших расширение внешнеторгового обмена, передел мирового рынка. Протекционизм тормозил эти процессы. Меркантилистский подход в данной ситуации утратил свои позиции, уступив место теориям, основанным на принципе свободы торговли. Но и в наше время возникают неомеркантилист- ские варианты во внешнеторговой политике отдельных стран, которые, прибегая в той или иной мере к протекционизму, ориентируются на активный торговый баланс, форсируя экспорт и сдерживая импорт по некоторым видам товаров и услуг, отдельным секторам и отраслям экономики. Актуален данный вопрос и для России.

Еще по теме Протекционизм и свобода торговли. Взгляды меркантилистов:

  1. Внешнеэкономическая политика государства: протекционизм и свободная торговля

В торговой политике всегда были недопонимания, людей больше всего интересовало следующее направление. Почему те государства, которые обладают огромными ресурсами, беднеют на глазах, а другие, которые обладают только человеческими ресурсами, богатели и, причем быстро. Этот вопрос составляет один из самых сложных, но, в тоже время, интересных проблем в международной экономике. Внутри экономики сформировались научные направления - протекционизм и свободная торговля . Сторонник свободной торговли утверждают, сто структуру должен формировать рынок. А сторонники протекционизма считают, что государство должно защищать отечественных производителей от вмешательства иностранной конкуренции.

Свободная торговля - это принцип, предусматривающий и услугами между странами, освобожденный в максимальной степени от тарифных и нетарифных преград. хотя и может достигать эффективное размещение своих ресурсов, высокого уровня своего материального состояния именно благодаря свободной торговле. Но, тем не менее, свободная торговля сталкивается с огромным количеством проблем:

Необходимо обеспечить оборону. Это направление хоть и относится в большей степени к военно-политической жизни, но этот аргумент необходимо выполнять также и с экономической стороны. В этом случае отрасли, которые связаны с национальной обороной, поддерживаются правительством. А это, в свою очередь, является самой основной причиной того, чтобы защитить отечественные некоторые отрасли. Такое явление влечет за собой большие экономические и социальные издержки, которые полностью оправдывают такое понятие, как необходимость усиливать национальную безопасность.

Необходимо увеличить внутреннюю занятость. Как говорят многие сторонники протекционизма, с его введением создаются новые рабочие места, в то время как свободная торговля может привести к безработице. Но, на самом же деле, свободная торговля только лишь изменяет тип занятости, а не приводит ее к сокращению. Но все-таки свободная торговля может понижать спрос на товары некоторых отечественных производителей, а это и приводит к безработице в отраслях. Ресурсы ограничиваются и те ресурсы, которые не используются полностью, все же не остаются без присмотра. Здесь необходимо проводить хорошую налоговую и денежную политику.

Необходимо проводить диверсификацию ради стабильной работы. Торговые барьеры могут быть необходимы для диверсификации, которая способна оградить внутреннюю экономику от того, чтобы на нее не повлияли политические международные события. Также диверсификация способствует спаду производства за пределами родной страны, обеспечивает стабильность внутри страны. Но при этом, также неэффективны и огромны.

Необходимо защищать молодые отрасли, которые не смогли еще достигнуть экономического масштаба. В этом случае предлагается защита от конкуренции, которая может выходить от других стран.

Необходимо применить дешевую рабочую иностранную силу. Многие утверждают, что при помощи протекционизма можно оградить отечественных рабочих и фирм от конкуренции, которая исходит со всех сторон, в которых намного выше. Если не принимать оградительные меры, то отечественные работники могут получать такой же низкий уровень заработной платы, как те работники, которые работают в менее развитой стране.

А вообще, термин предполагает несколько направлений:

Улучшение благосостояния наций, где применяется международная специализация производства;

Повышение качества продукции в результате роста международной конкурентности;

Оптимизацию процесса распределения ресурсов;

Способствованию международной концентрации выпуска и производство товаров.



Поделиться