Топливная промышленность состав отрасли. География топливно-энергетической промышленности мира

Топливно-энергетическая промышленность включает топливную отрасль (т.е. добычу и переработку различных видов топлива) и электроэнергетику.

Вся история человеческой цивилизации связана с освоением различных видов топлива и энергии. И в эпоху НТР энергетика оказывает огромное влияние на развитие и размещение производства.

Существуют большие различия в топливно-энергетической промышленности по регионам и отдельным странам. Большая часть энергоресурсов производится в развивающихся странах и вывозится в США, Западную Европу и Японию.

Энергетическая проблема человечества относится к разряду глобальных и рассматривается обычно как глобальная энергосырьевая проблема. В таком масштабе она впервые проявилась в 70-х годах, когда разразились энергетический и сырьевой кризисы. Энергетический кризис вызвал подорожание сырья. И, хотя затем нефть и другие энергоносители вновь подешевели, глобальная проблема обеспечения топливом и сырьем сохраняет свое значение и в наши дни.

Возникновение энергосырьевой проблемы объясняется прежде всего быстрым ростом потребления минерального топлива и сырья и масштабами их добычи.

Решение энергосырьевой проблемы на современном этапе развития мирового хозяйства должно идти интенсивным путем, который заключается в более рациональном использовании ресурсов и в осуществлении политики ресурсосбережения.

В эпоху дешевого топлива и сырья в большинстве стран мира сложилась ресурсоемкая экономика. В первую очередь это относилось к странам, наиболее богатым минеральными ресурсами. Но сейчас в результате ресурсосберегающей политики экономически развитых стран Запада энергоемкость их хозяйства значительно уменьшилась. А развивающиеся страны пока отстают от них в этом отношении. Из экономически развитых стран высокой ресурсоемкостью производства отличаются страны СНГ, ЮАР, Болгария и Австралия.

Мерами, способствующими сбережению ресурсов, должно стать повышение коэффициента полезного использования уже добытого топлива и сырья. Например, средний мировой уровень полезного использования первичных энергоресурсов - всего 1/3.

Кроме того, в ближайшие десятилетия можно ожидать изменения структуры мирового потребления первичных источников энергии: уменьшения доли нефти и угля в энергопотреблении и роста доли природного газа, гидроэнергии и альтернативных источников энергии.

Это поможет улучшить экологическую ситуацию, так как добыча нефти, аварийные выбросы нефти, открытая добыча угля, а также употребление сернистых видов топлива отрицательно воздействует на природную среду.

По прогнозу, составленному Администрацией по энергетической информации Министерства энергетики США объем потребления ПЭР в мире к 2030г. по сравнению с 2010г. может вырасти примерно на 43%.



Наиболее быстрый рост потребления энергоресурсов за прогнозный период ожидается в развивающихся странах. В этих странах рост потребления энергоресурсов ожидается на уровне около 70%, в то время в странах ОЭСР не более 15%.

Потребление энергоресурсов в мире значительно различается не только между крупными группами стран, но даже и между отдельными ведущими странами этих групп. Поэтому в работе отдельно рассмотрено развитие отраслей ТЭК в промышленно развитых странах, входящих в ОЭСР, и развивающихся странах. В каждой из этих групп стран рассмотрено развитие ТЭК ведущей страны группы: по странам ОЭСР - в США, по развивающимся странам – в КНР.

Резкий рост мировых цен на нефть в первой половине 2008г. с последующим их падением можно объяснить многими причинами. Одной из основных причин является следующее. В период с 2000г. по 2007г. среднегодовые темпы прироста ВВП в развивающихся странах с рыночной экономикой составили около 7%, в то время как цены на нефть росли недостаточными темпами. В результате отставания роста цен на нефть от роста экономического развития нефтяные компании оказались в затруднительном положении по наращиванию капиталовложений в разведку и разработку нефтяных месторождений. Объемы добычи не смогли удовлетворить опережающие объемы спроса на нефть. Даже страны-члены ОПЕК и, прежде всего Саудовская Аравия, располагающие значительными резервными мощностями по добыче нефти для покрытия дефицита на рынке, были вынуждены сократить свои резервные мощности. Цены на нефть к июлю 2008г. достигли рекордного уровня - $147 за баррель. Однако охвативший мир глобальный финансово-экономический кризис привел к резкому сокращению спроса на нефть и мировые цены на нее к концу 2008г. упали до $33 за баррель.

На ближайшую перспективу по мере выхода из финансового и экономического кризиса и всевозрастающего спроса на нефть, особенно со стороны КНР и Индии, можно ожидать некоторого сбалансирования между предложением и спросом на нефть.

Темпы экономического роста являются одним из важнейших факторов, воздействующих на объемы потребления ПЭР. Однако это воздействие имеет свои особенности в промышленно развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), развивающихся странах и странах с переходной экономикой, включая Россию

Таблица 1

Среднегодовые темпы прироста ВВП (в числителе) и потребления ПЭР (в знаменателе) по основным регионам мира, %%

Источники: 1. “International Energy Outlook 2009”, (US, Wash., DOE/EIA, May 2009).

2.World Energy Outlook”. (France. Paris, IEA, November 2008).

3. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030г.

В странах ОЭСР в 1990-2005гг. сохранялись более умеренные темпы роста как экономики, так и объемов потребления энергии. Однако охвативший мир экономический и финансовый кризис 2008-2010гг. особенно тяжелое воздействие оказал на экономику и потребление ПЭР стран ОЭСР. Под воздействием экономического и финансового кризиса темпы роста экономики по этой группе стран в период 2006-20010гг. упали более чем в 2,2 раза, а темпы потребления ПЭР в 12 раз.

В развивающихся странах в 1990-2005гг. сохранялись высокие темпы роста как экономики, так и потребления ПЭР. Высокие темпы экономического роста и потребления ПЭР в развивающихся странах связаны, прежде всего, с первичной индустриализацией и развитием базовых отраслей (в том числе добывающих), внедрением энергоемких технологий, а также созданием современной инфраструктуры. Особо высокие темпы роста экономики и потребления ПЭР в этот период характерны для стран Юго-Восточной Азии, где темпы роста экономики составили 6,15% в год и темпы роста потребления ПЭР – 5,05 %.

Экономический и финансовый кризис 2008-2010гг. оказал меньшее воздействие на темпы экономического роста и потребления развивающихся стран. Темпы экономического роста этих стран в 2006-2010гг. составили 5,10% по сравнению с 3,75% в год за предыдущие годы, а темпы потребления ПЭР, наоборот выросли с 2,30% до 2,80% в год.

В странах с переходной экономикой в 1990-2005гг. произошел глубокий экономический спад, сопровождавшийся резким сокращением потребления ПЭР.

Особенно высокие темпы падения экономики в – 0,6% в год произошли в России при падении темпов потребления ПЭР в –1,6% в год. В период 2006-2010гг. несмотря на экономический и финансовый кризис в России темпы прироста экономики составили 4,9% в год. Такой показатель связан с выходом страны из глубокого спада экономики в предшествующие годы, а также установившимися в 1999-2008 гг. высокими мировыми ценами на нефть.

С учетом основных факторов, воздействующих на объемы потребления первичных энергоресурсов, а также, принимая во внимание некоторое снижение спроса на ПЭР в связи с финансовым и экономическим кризисом 2008-2010гг., в таблице 4 приведены прогнозные оценки потребления ПЭР по среднему варианту темпов роста ВВП за 2006-2030гг. по основным регионам, а также мира в целом.

Таблица 4

Динамика потребления ПЭР по основным регионам мира за 2006-2030гг. (млн. т.у.т.)

Основу мировой энергетики составляют 3 отрасли топливной промышленности.

Потребление жидких видов топлива в мире за прогнозный период

вырастет с 4255 млн. т в 2006г. до примерно 5335 млн. т к 2030г., или рост примерно на 1080 млн. т (табл. 8). Более 80 % роста из общего объема роста потребления жидких углеводородов приходится на развивающиеся страны Азии и страны Ближнего Востока, в которых ожидаются более высокие темпы экономического роста. Основным потребителем жидких углеводородов является сектор транспорта, куда будет направлено до 80 % наращиваемого объема этой продукции.

Таблица 8

Динамика объемов внутреннего потребления и производства жидких видов топлива в мире в 2010-2030гг. (млн. т) Нефтяная промышленность



На современном этапе это ведущая отрасль мировой топливно-энергетической промышленности.

Если взять отдельные регионы и страны, то наибольший рост потребления жидких углеводородов за прогнозный период в объеме 620 млн. т ожидается в развивающихся странах Азии, в том числе в КНР рост на 340 млн. т, в Индии – на 100 млн. т. По наращиваемому объему потребления жидких углеводородов КНР занимает первое место в мире. В КНР более двух третей прироста объема потребления будет израсходовано на нужды транспорта, доля потребления которой возрастет с 40 % в 2010г. до примерно 55 % к 2030г. Другим крупным потребителем нефти является промышленность. Доля потребления нефти в промышленности по мере роста доли ее потребления на транспорте будет падать с 48 % в 2010г. до примерно 39 %. КНР является ведущей страной мира по использованию нефти в химической и нефтехимической промышленности.

Доля потребления жидких видов топлива в электроэнергетике, хотя и сократится с 2,8 % до примерно 1.6 % к 2030г., но сохранение его потребления в этом секторе связано с тем, чтобы в какой-то степени уменьшить зависимость ее экономики от чрезмерного потребления угля. Аналогично произойдет некоторое снижение доли потребления жидких видов топлива в жилом и коммерческих секторах.

После КНР второе место по объему наращивания потребления нефти занимают страны Ближнего Востока, где объем ее потребления в 2010-2030гг. Географическое распределение запасов нефти: вырастет почти на 120 млн. т. Среди стран Ближнего Востока наибольшие объемы потребления нефти к 2030г. ожидаются в Саудовской Аравии, Иране и Турции. В Турции потребление нефти будет расти опережающими темпами в промышленности и приблизится к уровню потребления нефти на транспорте. В остальных странах Ближнего Востока потребление нефти более быстрыми темпами будет расти на транспорте. Значительный рост потребления нефти ожидается в жилищном и коммерческом секторах. В Саудовской Аравии в связи с принятыми планами дальнейшего развития химической и нефтехимической промышленности ожидается значительный рост потребления в этих отраслях.

Потребление нефти в странах Центральной и Южной Америки в период 2010-2030гг. возрастет примерно на 60 млн. т. Из этого объема примерно половина прироста потребления нефти придется на Бразилию. Далее идут Аргентина и Венесуэла. Крупный агропромышленный сектор Аргентины будет потреблять большую часть нефтепродуктов. В Венесуэле более 60 % потребляемой нефти будет расходоваться на транспорте.

В странах Африки при незначительном росте потребления жидких видов топлива за прогнозный период доля его потребления на транспорте вырастет с 52 % примерно до 55 % к 2030г.

В Аргентине и Колумбии ожидается снижение добычи нефти соответственно с 35 до 15 млн. т. и с 25 до 20 млн. т. В странах Африки ожидается рост добычи нефти за период 2010-2030гг. с 580 млн. т примерно до 680 млн. т. Основной прирост добычи нефти ожидается в трех странах: в Алжире - на 30 млн. т (со 110 до 140 млн. т), Анголе - на 20 млн. т (со 115 до 135 млн. т) и в Нигерии - на 10 млн. т (со 155 до 165 млн. т). В Ливии ожидается снижение объема добычи нефти с 95 млн. т примерно до 75 млн. т. В других же нефтедобывающих странах Африки (Египет, Конго Экваториальная Гвинея и др.) за прогнозный период не ожидается значительных изменений в объемах добычи нефти.

В развивающихся странах Азии за прогнозный период 2010-2030гг. ожидается небольшой рост добычи жидких видов топлива с 395 млн. т примерно до 420 млн. т (рост всего на 25 млн. т). При росте добычи нефти в Индии и сохранении объема добычи нефти без изменения в других странах региона в КНР ожидается снижение общего объема добычи жидких видов топлива с 205 млн. т в 2010г. примерно до 180 млн. т в 2030г. (падение почти на 45 млн. т). Однако производство нетрадиционных видов жидкого топлива в этой стране вырастет с 5 млн. т в 2010г. примерно до 25 млн. т к 2030г. или рост почти в пять раз. В странах СНГ добыча нефти за прогнозный период может вырасти с 630 млн. т примерно до 840 млн. т. или прирост составит примерно на 210 млн. т. В данном прогнозе объемы добычи нефти в России, т.е. рост добычи с 500 млн. т в 2010г. до 530 млн. т к 2030г. соответствует показателям, приведенным в “Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2030г.” Однако при установившейся тенденции падения добычи нефти в стране с 2006г. объем добычи нефти в 2008г. снизился до 488 млн. т. Тенденция снижения добычи нефти связана, прежде всего, с падением извлекаемых запасов нефти в стране.

Доля развивающихся стран в этих запасах - 86%. Наиболее крупные нефтяные районы - регион Персидского залива, Россия. Всего нефть добывают в 80 странах. Крупнейшими странами-производителями являются Саудовская Аравия, США, Россия, Иран, Мексика, Китай, Венесуэла. На развивающиеся страны в целом приходится более 50% добычи нефти. В международную торговлю поступает до 40% всей добываемой нефти.

В мировом хозяйстве образовался огромный территориальный разрыв между районами добычи и потребления нефти. Для его преодоления возникли мощные транспортные потоки.

Газовая промышленность

Таблица 12.1.

Динамика объемов внутреннего потребления и производства природного газа в мире в 2006-2030гг. (млрд. м3)

Получила развитие во второй половине XX века. В структуре мирового потребления топлива газ занимает 3 место после нефти и угля - 20%. Газ - самый чистый в экологическом отношении энергоресурс.

По разведанным запасам природного газа (их объем все время растет) особенно выделяются СНГ и Юго-Западная Азия, из отдельных стран - Россия и Иран.

В "первую десятку" газодобывающих стран мира входят Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания, Узбекистан, Индонезия, Алжир, Саудовская Аравия. На экспорт поступает около 15% добываемого газа, главные экспортеры - страны СНГ, Канада, Нидерланды, Норвегия, Алжир, Индонезия.

Основные потоки экспорта газа направлены в страны Западной Европы, Японию, США.

Угольная промышленность

Несмотря на снижение доли угля в энергопотреблении, угольная промышленность продолжает оставаться одной из ведущих отраслей мировой энергетики. По сравнению с нефтяной промышленностью, она лучше обеспечена ресурсами.

Мировые запасы угля составляют 1,2 трлн. т. Примерно 66°/o из них приходится на экономически развитые страны, в первую очередь на США, страны СНГ, Великобританию, ФРГ, Австралию.

Среди регионов по добыче угля лидируют Азия, Западная Европа, Северная Америка и страны СНГ. Ведущие страны - Китай, США, Россия, Польша, Индия, Австралия, ФРГ, ЮАР, Украина, Казахстан (все вместе они дают 3/4 добычи угля).

В отличие от нефти и газа на экспорт идет небольшая часть добываемого угля-8%.

Основные экспортеры - США, СНГ, Австралия. Главные импортеры - Япония, Республика Корея, Италия, Канада, Франция, Нидерланды, Великобритания, ФРГ, Бразилия.

Рост добычи угля с 2006г. по 2030г. в КНР, США и Индии может составить соответственно 1570,0, 115,0 и 65,0 млн. т.у.т., что предполагает, что больший объем потребления угля в этих странах будет удовлетворяться за счет внутренней добычи в этих странах. значительный рост добычи угля также произойдет в Австралии. Новой Зеландии и других развивающихся странах Азии.

Рост объема добычи угля в Австралии и Новой Зеландии составит примерно 160,0 млн. т.у.т. и будет в основном направлен на экспорт из Австралии.. Увеличение объема добычи угля в других развивающихся странах Азии примерно на 140,0 млн. т.у.т. будет использоваться для внутреннего потребления и на экспорт. Рост в небольших объемах добычи угля за прогнозный период ожидается в России, в странах Африки и в Центральной и Южной Америке соответственно примерно на 55,0, 65,0 и 80,0 млн. т.у.т.

Перспективы мировой торговли углем. В конце 2008г. в результате охватившего мир глобального экономического и финансового кризиса резко упал объем импорта. В результате избытка предложения в странах-экспортерах угля произошло сокращение объемов добычи угля. Несмотря на неопределенность сроков выхода из глобального экономического кризиса в долгосрочной перспективе ожидается значительный рост международной торговли углем.

Ожидается, что в прогнозный период импорт угля может вырасти с 741,72 млн. т.у.т. до примерно 990,0 млн. т.у.т. к 2030г. Такой объем роста мировой торговли углем находится в соответствии с прогнозируемым ростом потребления угля, особенно в развивающихся странах Азии.

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Управления Бизнес Процессами и Экономики

Кафедра Экономики и Менеджемента

РЕФЕРАТ

Топливная промышленность России и Красноярского края

Студент группы УБ11-01 Киреев М.

Студентка группы УБ11-01 Ивкина В.

Преподаватель Лихачева Т.П.

Красноярск 2013

Введение ……………………………………………………………………3

1 Характеристика отрасли ……………………...........................................6

1.1 Россия..……………………………………………………………….6

2 Машиностроение в топливной промышленности ……………………14

2.1 Россия ……………………………………………………...................14

Заключение ………………………………………………………………...27

Список использованных источников …………………………………....28

Введение.

Топливная промышленность - комплекс отраслей горнодобывающей промышленности, занимающихся добычей и переработкой различных видов топливно-энергетического сырья: добыча угля, нефти, газа, горючих сланцев, торфа, урановых руд. Топливная промышленность входит в состав топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

Данная отрасль включает в себя: нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, газовую, угольную, торфяную, сланцевую, уранодобывающую.

Топливо – группа ресурсов, используемых в основном для получения тепловой, механической и электрической энергии.

Топливо классифицируется:

    По физическому состоянию:

    газообразное;

    По способу получения:

    естественное, добываемое непосредственно из земли (уголь, нефть, природный газ, сланцы, торф, дрова, уран);

    искусственное, получаемое в результате переработки природного топлива и других веществ (кокс, мазут, бензин, коксовый газ, доменный газ и др.).

Угольная промышленность относится к числу важнейших отраслей народного хозяйства. Велико значение угля в топливном балансе страны. Угли можно использовать для получения горючих газов и т.д. Большое количество специальных сортов углей идёт на производство кокса, необходимого для металлургической промышленности.

Среди прочих полезных ископаемых нефть и газ занимают особое положение, определяемое рядом причин.

Во-первых, нефть и газ представляют собой сырьё, даже частичная замены которого на альтернативное – потребует существенной перестройки структуры промышленного производства и значительных капитальных вложений.

Во-вторых, нефть и газ потребляются в огромных масштабах и при современных темпах потребления нефть имеет резкую тенденцию к истощению. Переход же к освоению качественно худших по природным характеристикам ресурсов нефти и газа вызывает стремительный рост затрат на эти цели.

В-третьих, являясь уникальным сырьём, нефть и газ требуют значительных затрат труда на их выявление, добычу, транспортировку и переработку.

Особенности топливной промышленности.

    Её продукция в дальнейших стадиях производства трансформируется в тепловую энергию.

    Повсеместная потребность в продукции топливной промышленности.

    Топливо перевозится только до места сжигания, и в весовом составе новой продукции материально не участвует.

    Все виды топлива (за исключением газа) имеют огромную массу и перевозка их требует больших издержек.

Практически все виды топлива применяются во всех отраслях народного хозяйства. Основным потребителем всех видов топливно-энергетических ресурсов (кроме моторного топлива) является промышленность. Индустрия потребляет более половины суммарного расхода топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве, около трёх четвертей котельно-печного топлива, почти две трети электроэнергии и 80% тепловой энергии, производимой централизованно на ТЭЦ и в крупных котельных.

Россия располагает огромными топливными ресурсами и полностью обеспечивает себя ими. Опора на собственные топливно-энергетические ресурсы являются серьёзным преимуществом нашей экономики. Россия считается крупным экспортёром топлива среди стран мира. Топливная промышленность имеет большое районообразующее значение, она создаёт предпосылки для развития топливоёмких производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе нефтехимических, углехимических, газо-промышленных.

    Характеристика отрасли

1.1 Россия

1.1.1 Нефтяная промышленность.

Экономико-географическая характеристика нефтяной промышленности.

Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

По степени изученности месторождения делятся на четыре группы:

А) Детально разведанные месторождения.

В) Предварительно разведанные месторождения.

С1) Слабо разведанные месторождения.

С2) Границы месторождений не определены.

Рисунок 1. Добыча нефти на территории РФ

На территории Российской Федерации находятся три крупных нефтяные базы: Западносибирская, Волго-Уральская и Тимано-Печерская.

Нефть не используется в первоначальном виде, поэтому нефтеперерабатывающие заводы - основной ее потребитель. Они располагаются во всех районах страны, т.к. выгоднее транспортировать сырую нефть, чем продукты ее переработки, которые необходимы во всех отраслях народного хозяйства. В прошлом она из мест добычи в места потребления перевозилась по железным дорогам в цистернах. В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам и их доля в транспортировке продолжает расти. В состав нефтепроводов входят трубопроводы, насосные станции и нефтехранилища. Скорость движения нефти - 10-12 км/ч. Стандартный диаметр - 12 тыс.мм. Производительность в год - 90 млн. тонн нефти. По эффективности с нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки танкерами. Кроме того, они менее опасны в пожарном отношении и резко снижают потери при транспортировке (доставке).

Стоимость строительства магистрального нефтепровода обычно окупается за 2-3 года.

1.1.2 Газовая промышленность.

Экономико-географическая характеристика газовой промышленности.

Роль отдельных видов топлива в экономике России менялась. В начале века большое значение имели дрова. Затем они постепенно начали вытесняться углём (к 50-м гг. угольная промышленность давала более половины всего топлива). А позже начался рост нефти и газа.

Добыча природного газа отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождениями.

Рисунок 2. Добыча природного газа в РФ

Только пять месторождений - Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское содержат 1/2 всех промышленных запасов России. Запасы Медвежьего оцениваются в 1.5 трлн.м 3 , а Уренгойского - в 5 трлн.м 3 .

Следующая особенность заключается в динамичности размещения мест добычи природного газа, что объясняется быстрым расширением границ распространения выявленных ресурсов, а также сравнительной легкостью и дешевизной вовлечения их в разработку. За короткий срок главные центры по добыче природного газа переместились из Поволжья на Украину, Северный Кавказ. Дальнейшие территориальные сдвиги вызваны освоением месторождений Западной Сибири, Средней Азии, Урала и Севера.

1.1.3 Переработка газа и газового конденсата.

В отличие от нефти природный газ не требует большой предварительной переработки для использования, но его необходимо сразу отправлять к потребителю. Газ – главный вид топлива там, где нет других энергетических ресурсов.

Сформировалось несколько регионов переработки газа – Оренбургский, Астраханский, Сосногорский (Республика Коми) и Западно-Сибирский. Они разнятся по номенклатуре и количеству выпускаемой продукции, что прежде всего объясняется объёмом разведанных запасов ближайших месторождений и химическим составом добываемого здесь газа.

1.1.4 Угольная промышленность.

Экономико-географическая характеристика угольной промышленности.

Угольная промышленность по объёму добычи топлива в натуральном выражении находится на первом месте, значительно превосходя все остальные отрасли топливной промышленности по численности рабочих и стоимости производственных основных фондов.

Угольные ресурсы дифференцируют по разным признакам, среди которых в первую очередь следует выделить глубину залегания, степень метаморфизма и характер географического распространения.

Рисунок 3. Добыча угля в РФ(млн. т).

Весьма существенно, что 54% запасов расположено на глубине до 300 м, 34% - на глубине 300 – 600м. и 12% - на глубине 600 – 1800 м. Почли Ѕ запасов каменных и 2/3 бурых углей находятся в зоне глубин до 300м. в разных района запасы по зонам глубин распределяются далеко не одинаково. Ближе всего к поверхности залегают угли Урала (около 9/10 запасов – в зоне до 600 м.). Наиболее глубокое залегание угля характерно для европейской части России.

Из общих геологических запасов угля в стране свыше 9/10 приходится на восточные районы, в том числе примерно 60% - на Сибирь и 30% - на дальний Восток. В целом выявленные ресурсы угля размещены по территории страны более разрозненно, чем нефть и природный газ. В то же время основная масса сосредоточена в нескольких крупнейших бассейнах. Например Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский и Кузнецкий бассейны имеют более общих геологических запасов угля.

1.1.5 Предприятия топливной промышленности

Топливная промышленность – один из наиболее доходных видов деятельности в РФ. Отсюда следует наличие большого количества крупных компаний и корпораций. По состоянию на 2012 год, в 10 самых крупных предприятий РФ по объему капитализации входят 7 компаний, занимающихся нефтяной и нефтегазовой промышленностью («Газпром», «Роснефть», «ЛУКойл», «ТНК-ВР», «НоваТЭК», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть»). А в 2007 году среди 400 крупнейших предприятий РФ, компании нефтегазовой и угольной промышленности по объему реализации занимали 34,1% (31 предприятие). В общем, официальный реестр субъектов, занимающихся добычей нефти, насчитывает 187 позиций.

Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны.

Благодаря высоким ценам на нефть на мировом рынке рост добычи превзошел тот прогноз, который заложен в "Энергетической стратегии России до 2020 года". Таким образом, при средних ценах на российскую нефть на мировом рынке в диапазоне 95-100 долл. за баррель - добыча нефти в России может достигнуть к 2020 г. 550-590 млн. т в год, и в первую очередь за счет ввода в разработку новых месторождений.

1.2.1 Нефть

Красноярский край по начальным прогнозным ресурсам нефти, природного газа и конденсатов находится на втором месте в стране после Тюменской области. Начальные геологические (прогнозные) ресурсы в крае составляют 55,8 млрд т. условных углеводородов (УУВ), а установленные ресурсы нефти составляют 8,3 млрд т, свободного газа - 23,6 трлн м 3 , растворенного в нефти газа - 637,7 млрд м 3 и конденсата - 1,6 млрд т. В газах центральных районов содержится гелий (по оценкам, 33,4 млрд м 3).

Объем добычи нефти в Красноярском крае в первом квартале 2013 года вырос на 24,2 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В январе-марте 2012 года в регионе из недр было извлечено 4,29 миллионов тонн топливо. Таким образом, можно сказать, что за первый квартал в крае добыто свыше 5,2 миллионов тонн нефти.

Что касается природного и попутного газа, то его добыча составила в январе-марте 2013 года 870,5 миллионов кубометров – рост на 18,5 процентов.

В 2012 году Красноярский край обеспечил около 3% российской нефтедобычи - 135 миллионов баррелей или около 18 миллионов тонн нефти. Почти вся нефть - 99% добыта на Ванкорском месторождении, которое действует с августа 2009 года. Также, на Ванкоре было добыто 470 миллионов кубометров газа.

С января по ноябрь 2010 года в Красноярском крае добыто 1901 миллион кубических метров природного и попутного газа, что составило 128 % к соответствующему периоду прошлого года.

Весь добытый газ используется в Красноярском крае, и не вывозится за его пределы. Кроме того, в 2009 году на территорию края было ввезено 1825,5 миллиона кубических метров природного горючего газа из Тюменской области.

В Красноярском крае в январе-сентябре 2010 года на развитие вида экономической деятельности «Добыча природного газа» крупными и средними организациями было использовано 1,6 миллиарда рублей инвестиций в основной капитал, что на 4,9 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

По данным на конец 2009 года оборудовано газом 20,8 % жилищного фонда Красноярского края. В городской местности оборудовано газом 15,2 % общей площади жилых помещений, в сельской местности - 38,7 %. В январе-сентябре 2010 года населению отпущено 12,5 тысячи тонн сжиженного газа. Фактический уровень оплаты населением за услуги газоснабжения в январе-сентябре 2010 года составил 96,5 % от объема начисленных платежей.

За последние шесть лет (ноябрь 2010 года к декабрю 2004 года) тарифы на бытовое газоснабжение выросли в 3 раза. На конец 2004 года средний тариф на газ для населения составил 46,75 рубля с человека в месяц, газ сжиженный в баллонах по 50 литров - 187 рублей. В конце 2009 года плата с человека за сжиженный газ составила 99,30 рубля, а пятидесятилитровый баллон сжиженного газа – 456,12 рубля. В 2010 году тарифы на газоснабжение выросли в феврале на 32,3 %, в том числе плата за газ в месяц с человека выросла на 38,3 %, и составила 136,80 рубля. Пятидесятилитровый баллон сжиженного газа – 574,56 рубля.

1.2.3 Уголь

В Красноярском крае сосредоточены гигантские запасы угля. Канско-Ачинский бассейн (с запасами 640 млрд тонн) является крупнейшим в регионе и одним из самых перспективных не только в России, но и в мире. Уголь в Красноярском крае добывается в основном открытым способом.

Месторождения углей в Приенисейском (ныне Красноярском) крае были известны еще в первой половине XVIII века, но их практическая разработка началась лишь несколько веков спустя. «Горючий камень» из Канско-Ачинского бассейна впервые начали применять в промышленных целях в 1905 г. В 1939-1954 гг., после обнаружения мощных пластов в районе Бородино, Назарово, Абана, Итата, Партизанского, бассейн превратился в крупную базу угольной промышленности страны. После открытия Березовского месторождения с промышленными запасами более 5,9 млрд тонн край стал одним из главных поставщиков топлива для развивающейся тяжелой индустрии и энергетики. Бородинский и Березовский разрезы были крупнейшими в СССР.

На рынке добычи угля в крае присутствуют две крупные компании, «Красноярсккрайуголь» и «СУЭК». В число первой входит «Переясловский» разрез с самой высокой производительностью труда среди всей угольной промышленности – 684 тонны в месяц на работника. «СУЭК» занимается разработкой Канско-Ачинского бассейна.

Недропользователи Красноярского края в январе-июне 2012 года, в сравнении с первым полугодием прошлого года, увеличили добычу угля на 6% - до 20,3 млн т угля.

Добыча бурого угля (лигнита) за шесть месяцев составила 20 млн т, что на 5,7% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Добыча каменного угля увеличилась на 28,1% - до 292 тыс.т.

В прошлом году недропользователи края добыли 40,194 млн т угля, в 2010 году - 40,71 млн т угля.

Согласно прогнозу социально-экономического развития края на 2012-2014 годы, в регионе запланировано увеличение объемов добычи угля за счет поэтапного ввода новых энергетических мощностей на угольном топливе - Железногорской ТЭЦ и энергоблока Красноярской ТЭЦ-3. Кроме того, к 2014 году предполагается завершение строительства третьего энергоблока "Березовской ГРЭС" мощностью 800 МВт, что позволит дополнительно увеличить годовой объем добычи угля в ОАО "Разрез Березовский - 1".

Таким образом, в 2012 году планируется увеличение добычи угля недропользователями края на 1,1%, 2013 году - на 6,9%, 2014 году - 11,5%.

2 Машиностроение в топливной промышленности

Существующий парк бурового оборудования характеризуется крайне высокой степенью износа, моральным и физическим устареванием большей части эксплуатируемого оборудования и не может выполнить данную задачу.

Таблица 1. Структура спроса на нефтегазовое оборудование, $ млрд

Таблица 2. Структура производства нефтегазового оборудования, $ млрд

В советское время обеспечение нефтегазового комплекса необходимым оборудованием являлось одной из приоритетных задач машиностроения страны. Советский Союз практически полностью обеспечивал себя основными видами нефтегазового оборудования, качество оборудования в целом соответствовало уровню развитых стран (хотя к концу 1980-х гг. наметилось некоторое отставание). К середине 1980-х гг. в России ежегодно производилось 550-570 комплектов буровых установок для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения. Лидером по объемам производства буровых установок являлся «Уралмашзавод», на который приходилось порядка 65-70% от общего объема производства. Этот завод являлся монополистом в производстве установок для бурения скважин глубиной свыше 2500 метров.

В 1990-е гг. спрос на буровое оборудование обрушился, объемы производства буровых установок к 1997 году снизились до 12 комплектов (сокращение более чем в 45 раз к советским максимумам!). Начиная с 1998-1999 гг., производство буровых установок начало постепенно увеличиваться, что было связано с улучшением ситуации в нефтегазовом комплексе, ростом объемов эксплуатационного бурения (по другим видам нефтегазового оборудования ситуация была еще более тяжелой – так, производство турбобуров к 2002 году снизилось более чем в 200 раз по сравнению с советскими максимумами). В результате, по итогам 2002 года, было произведено уже 98 буровых установок. Однако уже в 2003 году было зафиксировано очередное снижение объемов производства – отмена в 2002 году отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы привела к значительному снижению объемов геологоразведочных работ и, как следствие, падению спроса на буровую технику. В последующие три года производство буровых установок колебалось в диапазоне 45-70 комплектов в год. Снижение объемов выпуска было связано как с некоторым ухудшением ситуации на рынке, так и с изменениями в самой отрасли – ситуацией вокруг ОАО «Уралмашзавод» (вывод бурового дивизиона из состава одного из ведущих производителей нефтегазового оборудования). К 2007-2008 гг. на фоне роста объемов бурения и увеличения закупок бурового оборудования нефтяными и нефтесервисными компаниями выпуск буровой техники значительно вырос. В 2008 году был достигнут максимальный объем производства за последние 16 лет (с 1992 года) – 103 комплекта. Экономический кризис привел к значительному снижению объемов закупок новой техники, в результате, по предварительным оценкам, производство буровых установок в 2009 году составило 35 единиц.

Таблица 3. Производство нефтепромыслового и бурового геологоразведочного оборудования, млрд руб.

За последние годы структура отрасли претерпела значительные изменения, причем в отличие от многих других отраслей промышленности (где преобладала тенденция к консолидации активов, созданию крупных отраслевых промышленных групп) в производстве бурового оборудования не наблюдалось четкой тенденции к консолидации отрасли. Так, в 2004-2005 гг. из структуры одного из ведущих производителей нефтегазового оборудования ОАО «Уралмашзавод» был выведен буровой дивизион, контроль над которым в 2005 году получила группа «Интегра». В 2007 году была создана группа «Кунгур», объединившая Кунгурский и Ишимбайский машиностроительные заводы и ряд других предприятий.

К концу 2009 года более 70% от общего производства буровых установок было сконцентрировано на предприятиях трех компаний – группы «Интегра» (УрБО), Волгоградском заводе буровой техники и группе «Кунгур». Основной объем производства группы «Кунгур» в сегменте бурового оборудования приходится на мобильные буровые установки грузоподъемностью 100-250 тонн, а также на самоходные буровые установки для бурения поисковых скважин на нефть и газ. Волгоградский завод буровой техники производит стационарные буровые установки грузоподъемностью 100-320 тонн и мобильные буровые установки грузоподъемностью 125-200 тонн. В 2006-2008 гг. компания произвела порядка 40 комплектов буровых установок, ведет активную работу по разработке и внедрению новых технологий, расширению продуктовой линейки. По производству тяжелых буровых установок вело «УрБО» (группа «Интегра»). По данным компании, за последние 4 года (2006-2009 гг.) было произведено более 40 установок. При этом основ-ным поставщиком комплектующих для «УрБО» вплоть до конца 2007 года оставался «Уралмаш», буровые установки продолжали выпускаться под брендом «Уралмаш». Основные разработки, используемые «УрБО», также были сделаны еще в рамках единого «Уралмаша». Де-факто «УрБО» стал центром прибыли в этой производственной цепочке, поэтому разрыв производственных отношений с «Уралмашем» привел к существенному снижению эффективности «УрБО» (увеличение транспортных издержек, сложности с контролем качества из-за увеличения числа поставщиков и т.д.).

Фактически опыт разделения «Уралмаша» показал неэффективность данной модели – для обеспечения действенного, конкурентоспособного производства наиболее приемлемой является модель, сложившаяся в советское время, – концентрация конструкторского бюро, производства комплектующих и конечной сборки в рамках одной компании. В условиях быстро растущего импорта такая консолидация является необходимым условием сохранения производства бурового оборудования в стране как такового. На данный момент в сегменте производства тяжелых буровых установок такими возможностями (объединением всех звеньев производственной цепочки в рамках одной компании) располагает лишь «Уралмаш». От успешного возвращения завода на рынок буровых установок сейчас зависит не только судьба предприятия (возможность значительно нарастить объемы реализации), но и судьба всей отрасли. Сейчас самое время заниматься развитием отрасли для того, что обеспечить ее будущее на десятилетия вперед.

В советские годы на фоне достаточно быстрого развития нефтегазового комплекса в 1960-1980-е наблюдался постоянный рост закупок нефтегазового оборудования, поэтому средний возраст эксплуатируемых в производстве машин был значительно ниже нормативного срока службы (на уровне 10-12 лет), что создало определенный запас прочности. В 1990-е гг. продолжение использования уже имеющегося оборудования позволило практически полностью прекратить закупки нового оборудования. Многократное снижение объемов закупок привело к росту износа имеющегося парка нефтегазового, в частности бурового оборудования, к середине 2000-х гг. достигшего 70-80%. Средний возраст парка буровых установок вырос до 15-16 лет.

Рисунок 4. Структура парка буровых установок, % к итогу

Для оценки текущего парка бурового оборудования ИЭФ оценил объемы видимых продаж буровых установок потребителям (как сумма производства внутри страны и чистого импорта) за последние годы и, используя стандартные предположения о темпах выбытия оборудования, пришел к оценке имеющегося парка буровых установок на уровне 1,7-2,0 тыс. установок. Эти оценки совпадают с оценками ряда отраслевых экспертов. Необходимо отметить, что парк имеющегося оборудования существенно отличается от реально эксплуатируемого парка: число работающих буровых установок в стране составляет 700-800 единиц, с учетом установок, находящихся в ремонте, эффективный (действующий) парк буровых установок можно оценить лишь в 850-1000 единиц. Более 90% от имеющегося оборудования составляют установки российского производства, хотя в последние годы происходит экспансия на российский рынок китайских и (в меньшей степени) западных производителей. Однако, несмотря на рост закупок буровых установок в 2006-2008 гг., лишь 30% от всего имеющегося парка буровых имеет срок эксплуатации меньше 10 лет, значительная часть буровых установок была произведена еще в советские годы или в начале 1990-х гг. и к настоящему моменту морально устарела.

Одной из основных особенностей российского рынка нефтегазового оборудования последних 10-15 лет было доминирование расходов на поддержание текущей эксплуатации над расширением производства. В конце 1990-х гг. на буровое оборудование направлялось менее 4% от всех расходов на нефтегазовое оборудование. В последние годы расходы на буровое оборудование возросли до 15-20% от всех затрат на нефтегазовое оборудование, однако положение до сих пор коренным образом отличается от ситуации в странах, ведущих активную политику по расширенному воспроизводству минерально-сырьевой базы, наращиванию объемов добычи. Так, в США расходы на буровое оборудование даже в конце 1990-х гг. не опускались ниже 25% от общих расходов на нефтегазовое оборудование, а в последние годы они выросли до 40-45%. Аналогичным образом развивается отрасль в странах Азии и Латинской Америки. Исключением являются страны Западной Европы, где в последние годы объем расходов на буровое оборудование не превышает 5% от всех затрат на оборудование, что связано с высокой изученностью имеющихся нефтегазовых провинций (прежде всего, Северного моря), крайне низкой вероятностью открытия новых значимых месторождений, вступлением большинства крупных нефтегазовых месторождений в стадию падающей добычи и, как следствие, сокращением объемов эксплуатационного бурения. Другим примером достаточно низких расходов на буровое оборудование являются страны Ближнего Востока и Африки, где эксплуатация высокодебитовых скважин на уникальных месторождениях позволяет при достаточно небольших объемах бурения и относительно низких расходах на нефтегазовое оборудование (в том числе и буровое) обеспечить не только поддержание, но и наращивание нефтедобычи.

Топливная промышленность России - это совокупность отраслей промышленности, занятых добычей и переработкой различных видов топлива . Топливная промышленность одна из важнейших отраслей тяжелой промышленности . Роль топлива возрастает с развитием технического прогресса и неразрывно связанных с ним механизации, автоматизации, электрификации и теплофикации производства, обуславливающих интенсивный рост в народном хозяйстве. Горючее вещество, особенно нефть и газ, используются и как сырьё для химической промышленности. Состоит из трех главных отраслей: газовой , нефтяной и угольной . Топливная промышленность является частью топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 1913 году общая добыча топлива (в пересчёте на условное) в России составляла 48,2 млн тонн, в том числе дрова более 20 %.

    В СССР в итоге успешного выполнения первых пятилеток (1929-1940 годы) общая годовая добыча в 1940 году достигла 238 млн тонн условного топлива. Коренным образом изменилась структура топливной промышленности. Возникла новая отрасль - газовая промышленность. В годы Великой Отечественной войны вражеские войска нанесли огромный ущерб топливной промышленности СССР. За годы 4-й пятилетки (1946-1950 годы) предприятия топливной промышленности были восстановлены, в 1950 году добыча топлива в СССР превысила уровень 1940 года на 31 %. В последующие годы опережающими темпами росли ведущие отрасли топливной промышленности - нефтедобывающая и газовая. Добыча топлива в 1975 году увеличилась по сравнению с 1950 годом в 5 раз.

    В 1975 году в СССР было добыто 1,59 млрд тонн условного топлива, в том числе нефти (включая газовый конденсат) - 702 млн тонн, газа - 346 млн тонн, угля - 490 млн тонн, торфа - 16,9 млн тонн, сланцев - 11,7 млн тонн, дров - 23,8 млн тонн.

    Добыча нефти в СССР увеличилась в 1975 году по сравнению с 1950 годом в 13 раз и составила 491 млн тонн, СССР по добыче нефти вышел на 1-е место в мире. Нефть добывалась во многих районах СССР: между Волгой и Уралом, в Западной Сибири, в Коми АССР, в Средней Азии и Казахстане, на Северном Кавказе, в Закавказье, на Украине, в Белоруссии и на Дальнем Востоке. Добыча газа в СССР возросла с 3,2 млрд кубометров в 1940 году до 289 млрд кубометров в 1975 году.

    С 1958 года по добыче угля СССР стал занимать 1-е место в мире. В 1975 году в СССР было добыто 701 млн тонн угля.

    Отрасли промышленности

    Газовая промышленность.

    В 2009 году добыча природного газа в России (без учёта объёмов сожжённого газа) составила 582 трлн кубометров.

    Нефтяная промышленность.

    По запасам нефти Россия входит в первую пятерку стран мира, а по добычи занимает 1-3-е места. В настоящее время добыча нефти в России снижается из-за истощения некоторых богатых месторождений, повышения себестоимости добычи нефти , понижение стоимости нефти на рынке, из-за недостатка инвестиций в геолого-разведочные работы.

    Основу нефтяной отрасли России составляют девять вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний (ВИНК). Они владеют примерно 80,7 % разведанных запасов нефти России и обеспечивают подавляющую часть добычи нефти в стране. В 2009 году доля ВИНК в общероссийской добыче нефти составила 87 %.

    Большинство лидеров российской нефтедобычи базируются в Западно-Сибирском НГБ. Ведущие позиции по добыче нефти здесь занимают холдинги «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», Группа «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Холдинг». «Роснефть», кроме того, ведёт добычу практически во всех других нефтегазоносных регионах России. Группа «ЛУКОЙЛ» имеет крупные добывающие мощности в ХМАО, Ненецком АО, Коми, Пермском крае и на Северном Кавказе. Остальные ВИНК располагают запасами и добывают нефть, как правило, в одном или двух российских регионах. Нефтедобыча холдинга ОАО «Газпром нефть» сконцентрирована в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском АО и Томской области.

    В 2011 году в России было добыто 511 млн тонн нефти. Это составило около 13 % мирового объёма нефтедобычи.

    Основной район добычи нефти - центральная часть Западно-Сибирской равнины. В последнее время возросла роль месторождений, расположенных на морском шельфе (Каспийское, Баренцево и Охотское моря). Нефть обнаружена на дне Чёрного и Берингова морей. Почти вся нефтяная отрасль России находится в ведении частных компаний («Лукойл », «Татнефть »).

    Основные ресурсы нефти сосредоточены в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. С 1960 г. здесь оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтяные районы, где находятся такие крупные месторождения, как Самотлорское , Усть-Балыкское , Мегионское, Юганское, Холмогорское, Варьегонское и др.

    Продолжается формирование Тимано-Печорской нефтяной базы, крупнейшее месторождение - Усинское . Здесь добывается тяжелая нефть (шахтным способом) - ценнейшее сырье для производства низкотемпературных масел, необходимых для работы механизмов в суровых климатических условиях.

    Нефть найдена и в других районах России: на Северном Кавказе, в Прикаспийской низменности, на о. Сахалин, в шельфовых зонах Баренцева, Карского, Охотского, Каспийского морей.

    Добыча нефти сосредоточена в трех важнейших нефтегазоносных провинциях, которые вместе дают свыше 9/10 всей российской нефти, в том числе на Западно-Сибирскую провинцию приходится более 2/3, на Волго-Уральскую - около 1/4 суммарной добычи.

    Приватизация объектов нефтегазового комплекса раздробила прежде единую централизованно управляемую государственную систему. Частные нефтяные компании завладели производственными объектами и национальным богатством страны - нефтяными месторождениями и их запасами. В российском нефтяном комплексе 17 компаний. Среди них самые крупные - «ЛУКОЙЛ» (18,7 % добычи нефти РФ), ТНК (18,5 %), «Роснефть » (15,6 %), «Сургутнефтегаз » (13,6 %).

    Продвижение добычи в восточные районы и на север европейской части остро ставит проблему транспортировки нефти. Наиболее эффективным средством для этого в России являются трубопроводы (см. главу «Транспортный комплекс»). Развитие сети нефтепроводов способствует дальнейшему приближению переработки нефти к местам потребления нефтепродуктов.

    Нефтегазоперерабатывающая промышленность занимается первичной переработкой попутного газа нефтяных месторождений и размещается в крупных центрах нефтедобычи - Сургут , Нижневартовск , Альметьевск , Ухта . Однако самыми мощными центрами газопереработки в России являются центры газоконденсатных месторождений - Оренбург и Астрахань .

    Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.

    В настоящее время насчитывается 28 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) общей мощностью 300 млн т в год. Почти 90 % мощностей нефтеперерабатывающей промышленности размещается в европейской части России, что объясняется её преимущественным тяготением к потребителю: транспортировать сырую нефть по трубопроводам дешевле, чем перевозить нефтепродукты, причем технологический процесс нефтепереработки водоемок, поэтому большая часть НПЗ страны размещены на Волге и её притоках (Волгоград, Саратов, Нижний Новгород, Ярославль), вдоль трасс и на концах нефтепроводов (Туапсе, Рязань, Москва, Кириши, Омск, Ачинск, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре), а также в пунктах с выгодным транспортно-географическим положением (Хабаровск). Значительное количество нефти перерабатывается и в местах её добычи: Уфа , Салават , Самара , Пермь , Ухта , Краснодар .

    В настоящее время на рынке нефти и нефтепродуктов в России доминирующее положение занимают несколько нефтяных компаний с вертикально-интегрированной структурой (ВИНК), которые осуществляют добычу и переработку нефти, а также реализацию нефтепродуктов, как крупным оптом, так и через собственную снабженческо-сбытовую сеть. Ситуация на рынке нефтепродуктов полностью зависит от стратегии нефтяных компаний, формирующейся под воздействием цен на нефть, товарной структуры и географии спроса. В собственности ВИНК находятся более 70 % перерабатывающих мощностей страны. Наибольшими установленными мощностями к началу 2010 года располагали компании «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ», они же являются лидерами по объёмам переработки нефти, 49,6 млн тонн и 44,3 млн тонн соответственно. В сумме это почти 40 % переработанного в России сырья.

    В 2009 году на российские НПЗ поступило 238 млн тонн нефти; это составило 49,8 % добытого в стране сырья и менее 7 % объёма нефтепереработки в мире. Практически вся нефть переработана на 28 основных НПЗ, на долю мини-НПЗ пришлось 2,8 % российской нефтепереработки. Производство основных нефтепродуктов в 2009 году составило 176 млн т, в том числе ВИНК произвели 155 млн тонн основных нефтепродуктов, ОАО «Газпром» - 3,9 млн тонн. Независимые компании произвели 57,5 млн тонн нефтепродуктов.

    В 2011 году были заключены трёхсторонние модернизационные соглашения (нефтекомпаний, правительства и ФАС), которые оговаривают, что к 2015 году в России будет производиться около 180 млн тонн светлых нефтепродуктов. В соглашениях было заявлено, что в ходе модернизации НПЗ на период до 2020 года нефтяными компаниями будет реализована реконструкция и строительство 124 установок вторичных процессов на НПЗ. По состоянию на весну 2012 года велись работы по реконструкции и строительству 40 установок, ввод в эксплуатацию которых планируется осуществить в период 2013-2015 годов; строительство установок вторичных процессов, ввод в эксплуатацию которых запланирован на 2016-2020 годы, в основном находился на стадии планирования либо базового проектирования.

    В 2012 году нефтеперерабатывающая промышленность России поставила рекорд по объёмам переработки нефти за последние 20 лет и впервые за последние пять-шесть лет избежала осеннего кризиса на рынке бензина.

    Угольная промышленность.

    Открытая добыча угля в России составляет 2/3 общего объёма. Этот способ добычи считается наиболее производительным и дешевым. Однако при этом не учитываются связанные с ним сильные нарушения природы - создание глубоких карьеров и обширных отвалов вскрышных пород. Шахтная добыча дороже и отличается высокой аварийностью, что во многом определяется изношенностью горного оборудования (40 % его устарело и требует срочной модернизации).

    Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделении труда зависит от качества углей, размера запасов, технико-экономических показателей добычи, степени подготовленности запасов для промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно-географического положения. По совокупности этих условий резко выделяются межрайонные угольные базы - Кузнецкий и Канско-Ачинский бассейны, на которые суммарно приходится 70 % добычи угля в России, а также Печорский, Донецкий, Иркутско-Черемховский и Южно-Якутский бассейны.

    Кузнецкий бассейн , расположенный на юге Западной Сибири в Кемеровской области, является главной угольной базой страны и обеспечивает половину общероссийской добычи угля. Здесь залегает каменный уголь высокого качества, в том числе коксующийся. Почти 12 % добычи осуществляется открытым способом. Главными центрами являются Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Белово, Ленинск-Кузнецкий.

    Канско-Ачинский бассейн расположен на юге Восточной Сибири в Красноярском крае вдоль Транссибирской магистрали и дает 12 % добычи угля в России. Бурый уголь этого бассейна является самым дешевым в стране, поскольку добыча осуществляется открытым способом. Из-за низкого качества уголь малотранспортабелен и поэтому на базе крупнейших разрезов (Ирша-Бородинского, Назаровского, Березовского) действуют мощные тепловые электростанции.

    Печорский бассейн является крупнейшим в европейской части и дает 4 % добычи угля в стране. Он удален от важнейших промышленных центров и находится в Заполярье, добыча ведется только шахтным способом. В северной части бассейна (Воркутинское, Воргашорское месторождения) добывают коксующиеся угли, в южной (Интинское месторождение) - преимущественно энергетические. Основными потребителями печорского угля являются Череповецкий металлургический завод, предприятия Северо-Запада, Центра и Центрального Черноземья.

    Донецкий бассейн в Ростовской области является восточной частью каменноугольного бассейна, расположенного на Украине. Это один из старейших районов добычи угля. Шахтный способ добычи обусловил высокую себестоимость угля. Добыча угля с каждым годом сокращается и в 2007 г. бассейн дал лишь 2,4 % общероссийской добычи.

    Иркутско-Черемховский бассейн в Иркутской области обеспечивает низкую себестоимость угля, так как добыча осуществляется открытым способом и дает 3,4 % угля в стране. Из-за большой удаленности от крупных потребителей используется на местных электростанциях.

    Южно-Якутский бассейн (3,9 % общероссийской добычи) находится на Дальнем Востоке. Располагает значительными запасами энергетического и технологического топлива, причем вся добыча ведется открытым способом.

    К перспективным угольным бассейнам относятся Ленский, Тунгусский и Таймырский, расположенные за Енисеем к северу от 60-й параллели. Они занимают обширные пространства в слабоосвоенных и малообжитых районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

    Параллельно с созданием угольных баз межрайонного значения шло широкое освоение местных угольных бассейнов, что дало возможность приблизить добычу угля к районам его потребления. При этом в западных регионах России добыча угля сокращается (Подмосковный бассейн), а в восточных - резко возрастает (месторождения Новосибирской области, Забайкальского края, Приморья.

  • Добыча, налоги… Есть повод для тревоги. 16 ноября 2010
  • В. П. Дро­нов, В. Я. Ром Гео­гра­фия Рос­сии: на­се­ле­ние и хо­зяй­ство. 9 класс.
  • В. П. Дро­нов, И. И. Ба­ри­но­ва, В. Я. Ром, А. А. Лоб­жа­нид­зе Гео­гра­фия Рос­сии: хо­зяй­ство и гео­гра­фи­че­ские рай­о­ны. 9 класс.
  • ТОПЛИВНАЯ промышленность - совокупность отраслей горнодобывающей промышленности, занятых добычей и переработкой различных видов топливно-энергетического сырья. Включает нефтеперерабатывающую, газовую, угольную, сланцевую, торфяную и горнодобывающуюпромышленность

    Топливная промышленность - одна из важнейших отраслей тяжёлой промышленности . Роль топлива возрастает с развитием технического прогресса и неразрывно связанных с ним механизации, автоматизации, электрификации и теплофикации производства, обусловливающих интенсивный рост потребления энергии в народном хозяйстве. Горючее вещество, особенно нефть и газ, используются и как сырьё для химической промышленности.

    В дореволюционной России (1913) общая добыча топлива (в пересчёте на условное) составляла 48,2 млн.т , в том числе дрова более 20%.

    В СССР в итоге успешного выполнения первых пятилеток (1929-40) общая годовая добыча в 1940 достигла 238 млн.т условного топлива. Коренным образом изменилась структура Топливная промышленность Возникла новая отрасль - газовая промышленность . В годы Великой Отечественной войны 1941-45 немецко-фашистские захватчики нанесли огромный ущербТопливная промышленность За годы 4-й пятилетки (1946-50) предприятия Топливная промышленность были восстановлены, в 1950 добыча топлива в СССР превысила уровень 1940 на 31%. В последующие годы опережающими темпами росли ведущие отрасли Топливная промышленность - нефтедобывающая и газовая. Добыча топлива в 1975 увеличилась по сравнению с 1950 в 5 раз.

    Топливно-энергетическая промышленность представляет собой совокупность отраслей топливной промышленности, электроэнергетики, средств доставки топлива и энергии. За последние два столетия мировая топливно-энергетическая промышленность прошла в своем развитии два главных этапа. Первый этап (XIX - первая половина XX в.) был угольным, когда в структуре мирового топливно-энергетического баланса резко преобладало угольное топливо. Вторым этапом явился нефтегазовый. Нефть и газ оказались более эффективными энергоносителями, чем твердое топливо. В 80-х гг. мировая энергетика вступила в третий (переходный) этап своего развития, где происходит переход от использования преимущественно исчерпаемых ресурсов минерального топлива к неисчерпаемым ресурсам. Нефтяная, газовая, угольная промышленность являются основой мировой энергетики. Нефть добывают в 80 странах мира, но главную роль играют Саудовская Аравия, США, Россия, Иран, Мексика, КНР, Венесуэла, ОАЭ, Норвегия, Канада, Великобритания, Нигерия. В международную торговлю поступает 40% всей добываемой нефти. В мировом хозяйстве образовался огромный территориальный разрыв между районами ее добычи и потребления, что способствовало возникновению мощных грузопотоков. Главными районами добычи нефти являются бассейны Персидского залива, Западно-Сибирский, Карибского моря, Мексиканского залива. Природный газ - самое дешевое и экологически чистое топливо. Лидером в мировой добыче газа является Россия, где расположен огромнейший бассейн - Западная Сибирь. Крупнейшей газодобывающей страной являются США, далее Канада, Туркмения, Нидерланды, Великобритания. В отличие от нефтедобывающих, главными газодобывающими странами являются развитые страны Европы и Северной Америки. По запасам природного газа выделяются два района: СНГ (Западная Сибирь, Туркмения, Узбекистан) и Ближний Восток (Иран). Главными экспортерами газа являются Россия, поставляющая газ в Восточную и Западную Европу; Канада и Мексика, поставляющие газ в США; Нидерланды и Норвегия, снабжающие газом Западную Европу; Алжир, обеспечивающий газом Западную Европу и США; Индонезия, страны Ближнего Востока, Австралия, экспортирующие газ в Японию. Транспортировка газа обеспечивается двумя способами: по магистральным газопроводам и с помощью танкеров-газовозов при перевозке сжиженного газа.

    Развитие угольной промышленности в эпоху дешевой нефти замедлилось, но после кризиса 70-х гг. снова наступило ускорение. Главными угледобывающими странами являются развитые страны: КНР, США, Германия, Россия, Польша, Австралия, Индия, ЮАР. В России в последние годы добыча угля резко падает, в то время как в КНР и США угольная промышленность развивается динамично. По разведанным запасам угля лидируют в основном также развитые страны: США, СНГ (Россия, Украина, Казахстан), затем КНР, Германия, Великобритания, Австралия, ЮАР. В большинстве своем уголь потребляется в тех же странах, где ведется его добыча, поэтому на мировой рынок попадает лишь 8%. Но в структуре торговли произошли изменения - падает спрос на коксующийся уголь в связи с замедлением развития металлургии, растет спрос на энергетический уголь. Главные экспортеры угля - США, Австралия, в меньшей степени ЮАР, Россия, Польша, Канада. Главные импортеры угля - Япония, Республика Корея и ряд европейских стран.

    Металлургический комплекс - совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. Подразделяется на черную и цветную металлургию. 90 процентов металлов, применяемых в современном производстве, - черные, т.е. железо и полученные на его основе сплавы.

    Для производств металлургического комплекса характерны высокий уровень концентра-ции, монополизации и комбинирования производства.

    Основными факторами размещения комплекс являются сырьевой, энергетический, потребительс кий, водный, экологический, трудовых ресурсов.

    Черная металлургия - основа для развития ма шиностроения. В ее состав входят добыча и обога щение железных, марганцевых и хромитовых руд выплавка чугуна и стали, производство проката ферросплавов. Поэтому в черной металлургии ши роко развито комбинирование - объединение на одном предприятии нескольких производств различ ных отраслей, связанных между собой.

    В пределах одной металлургической базы сосре доточиваются добыча, подготовка руд и топлива выпуск металла и вспомогательных материалов Большинство предприятий этой отрасли - комбинаты.

    Для производства чугуна требуется большое ко личество сырья - железной руды, кокса (при доменном производстве) или электроэнергии, марганцевой руды и т.д. Наша страна обеспечена сырьем для черной металлургии практически полностью. По выплавке чугуна и стали в 80-90-е гг. СССР, а затем Россия удерживала мировое лидерство; сейчас она занимает четвертое место в мире.

    Крупнейшей металлургической базой страны является Урал. Здесь производится почти 1/2 чугуна, стали и проката России. В качестве сырья используются привозной уголь (из Кузбасса и Караганды) и руда из Казахстана, КМА и Магнитогорска. Большая часть металла выплавляется на предприятиях-гигантах в Магнитогорске. Нижнем Тагиле, Челябинске, Новотроицке.

    Второй по значению металлургической базой стал Центр, использующий собственные руды (КМА) и привозной кокс (Кузбасс, Воркута). Основные центры - Липецк, Старый Оскол, Тула, Волгоград, Электросталь, Колпино, Санкт-Петербург.

    Металлургическая база Сибири и Дальнего Востока пока еще находится в стадии формирования. Современные комбинаты полного цикла действуют в Новокузнецке, Новосибирске, Гурьевске, Красноярске, Комсомольске-на-Амуре. Железные руды поступают из Горной Шорни, Хакасии, Ангаро-Илинского бассейна. Используются угли Кузбасса и Южно-Якутского бассейна.

    В связи с созданием Череповецкого комбината полного цикла начала формироваться Северная металлургическая база.

    Цветная металлургия включает добычу, обогащение и металлургический передел руд цветных, благородных и редких металлов. В состав отрасли входят свинцово-цинковая, титаново-магниевая, вольфрамо-молибденовая промышленность и производство благородных и редких металлов.

    Цветные металлы подразделяются по физическим свойствам и назначению на тяжелые (медь (Си), олово (Sn), свинец (РЬ), цинк (Zn), никель (Ni)), легкие (алюминий (А1), титан (Ti), магний (Мд) .драгоценные (золото (Аи), серебро (Ад), платина (Ft) и редкие (цирконий (Zr), индий (In), вольфрам (W), молибден (Мо) и др.

    Цветная металлургия - очень материалоемкое производство, так как содержание цвет-ных металлов в руде крайне низкое, поэтому предприятия цветной металлургии ориентированы главным образом на сырьевые базы.

    Руды цветных металлов обычно многокомпонентны, поэтому велико значение комплексного использования сырья. Важным фактором в размещении предприятий по выплавке цветных металлов является энергетический, так как это энергоемкое производство. Но производство легких цветных металлов требует большого количества энергии.

    Алюминиевая промышленность. Развивается на основе собственного (месторождения на Урале, в Северо-Западном районе, в Сибири) и импортного сырья. Почти все заводы более или менее удалены от сырья, но находятся или вблизи ГЭС, или крупных ТЭС.

    Более 3/4 выпуска алюминия приходится ныне на долю четырех крупных алюминиевых заводов; Братского, Красноярского, Саянского и Новокуэнецкого. Первые два из них - крупнейшие в мире.

    По производству алюминия наша страна находится в группе мировых лидеров, но до 80% произведенного в России алюминия ныне экспортируется.

    Медная промышленность. Основные базы медной промышленности нашей страны находятся на Урале (Гайское, Красноуральское, Ревдинское, Сибайское месторождения). Здесь расположены, в основном, передельные предприятия. Производство рафинированной меди находится как в Уральском районе, так и в Центре (Москва, Санкт-Петербург).

    Свинцово-цинковая промышленность. В основном тяготеет к районам добычи полиметаллических руд (Кузбасс, Забайкалье, Северный Кавказ, Приморье).

    Никелевая промышленность. Развивается в Северном экономическом районе на базе месторождений Кольского полуострова и медно-никелевых концентратов Норильска, на Урале - на местном и привозном сырье, в Восточной Сибири - на медно-никелевых рудах Таймырского автономного округа.

    Бензин дорожает – хотя нефть падает! Как то странно все устроено все в нашей стране. Ну да ладно, многие из нас с вами задумываются — а можно ли сделать бензин в домашних условиях? И как его делают вообще? Что же это за сложный технический процесс, после которого бензин сейчас стоит просто как «золото». Сегодня я решил написать небольшую статейку, где мы с вами рассмотрим процесс изготовления, этого топлива. Вы увидите, что не так все сложно, как кажется на самом деле …


    Как известно бензин делают из нефти, если хотите, то это «заготовка» для будущего горючего. Кстати из остатков после перегонки, получают еще много чего, например — , керосин, мазут и т.д. Так что литр этого «ископаемого» раскладывают на много составляющих.


    В свою очередь нефть можно разложить на два основных составляющих, это – углерод (примерно 85%) и водород (примерно 15%). Они соединяются между собой сотнями связей, которые мы потом называем углеводороды – в свою очередь их также можно разделить на сложные и легкие составы — но все эти соединения, по сути, и есть нефть.

    Бензин из нее добывают двумя основными способами – это процесс «прямой перегонки», и более совершенный который носит массу названий – платформинг, риформинг, гидрориформинг, но самые сейчас популярные – термический и каталитический крекинг. Теперь более подробно.

    Процесс прямой перегонки

    Это очень древний способ, его изобрели еще на заре бензиновых двигателей. Он если хотите не отличается супер технологиями, и его запросто можно повторить у каждого дома, про это чуть позже.

    Сам физический процесс заключается в нагреве нефти и испарению из нее по очереди нужных составов . Процесс происходит при атмосферном давлении и закрытой емкости, в которую установлена газоотводящая трубка. При нагреве из нефти начинают испаряться летучие составы:

    • Температура от 35 до 200 °С – получаем бензин
    • Температура от 150 до 305 °С – керосин
    • От 150 до 360 °С – дизельное топливо.

    После чего их просто конденсируют в другую емкость.


    Но при таком методе есть очень много минусов:

    • Мы получаем очень мало топлива — так из одного литра получается всего 150 мл. бензина.
    • Полученный бензин очень низкого октанового числа, примерно около 50 – 60 единиц. Как вы понимаете чтобы его догнать до 92 – 95, нужно много присадок.

    В общем, этот процесс безнадежно устарел, в современных условиях он просто коммерчески не выгоден. Поэтому многие перерабатывающие предприятия сейчас перешли на более выгодный, совершенный способ изготовления.

    Термический и каталитический крекинг

    Вот этот процесс получения бензина очень сложный, дома таким способом вам его не получить – однозначно! Не хочется лезть в дебри, грузить вас сложными химическими и физическими терминами. Поэтому постараюсь рассказать, что говорится «на пальцах».

    Суть крекинга проста . Нефть химически и физически разлагают на составляющие – то есть из больших, сложных молекул углеводорода, делают более мелкие и простые, которые образуют бензин.


    Что нам это дает, какие есть плюсы:

    • Выход бензина увеличивается в несколько раз, до 40 – 50%. ТО есть по сравнению с перегонкой мы имеем уже почти пол-литра топлива.
    • Октановое число намного, увеличено — обычно оно около 70 – 80 единиц. Ездить конечно на нем тоже нельзя, однако присадок до получения готового продукта нужно минимум.

    В общем, за этим процессом однозначно будущее. Вот почему их так сегодня много — платформинг, риформинг, гидрориформинг, крекинг. Каждый процесс старается увеличить число получаемого топлива + улучшить октановое число, в идеале, чтобы вообще обойтись без присадок.

    Октановое число и разбавление

    Немного все же хочется поговорить про разбавление первоначального бензина. То есть как мы получаем октановое число равное 92, 95 и 98, применяемые сейчас.

    Октановое число характеризует устойчивость бензинового топлива к детонации, простыми словами можно описать это так – в топливной смеси (бензин + воздух), которая сжимается в камере сгорания, пламя распространяется со скоростью 1500 – 2500 м/с. Если показатель давления при воспламенении смеси слишком велик, то начинают образовываться дополнительные перекиси, сила взрыва увеличивается – это простой процесс детонации, который никак неполезен для поршней двигателя.

    Как раз стойкость топлива к детонации и оценивается октановым числом. Сейчас существуют установки, которые содержат эталонную жидкость – обычно это смесь изооктана (у него число равное «100») и гептана (у него ровно «0»).

    Затем на стенде сравнивают два топлива один полученный из нефти (бензиновая смесь), второй из изооктана. Их сравнивают, если двигатели работают одинаково, смотрят на вторую смесь и на число изооктана в ней – таким образом, получают октановое число. Конечно это все в идеале, лабораторные испытания.


    НА практике детонация может быть вызвана многими другими неисправностями двигателя, так например неправильное положение дроссельной заслонки, обедненная горючая смесь, неправильное зажигание, перегрев двигателя, нагары в топливной системе и т.д.

    Если подвести итог — то сейчас в качестве присадок для повышения октанового числа применяют спирты, эфиры, алкилы, они очень экологичные, а также присадки для . Соотношение в составе примерно такое – состав католического крекинга (73 — 75%), алкилы (25 – 30%), бутиленовые фракции (5 – 7%). Для сравнения раньше для повышения октанового числа применяли тетраэтилсвинец, он прекрасно улучшает топливо, однако он наносит сильный вред экологии (всему живому), а также оседает в легких, может быть причиной рака. Поэтому сейчас от него отказались.

    Как произвести бензин дома – инструкция

    Знаете, мой дед бы легко и просто сделал бы бензиновое топливо у себя дома! Все потому что самогонный аппарат как нельзя кстати, подходит для этого мероприятия. Остается найти где-то сырую нефть!

    ИТАК, процесс по пунктам:

    • Ищем герметичную емкость, обязательно должна быть сверху газоотводящая трубка, которая будет идти в другую емкость. Также должен быть установлен высокотемпературный термометр, который будет контролировать температуру внутри.
    • Теперь наливаем нефть в первую емкость, ставим на нагрев (можно даже на газ, но это взрывоопасно, ведь получаем бензин), лучше использовать электрический вариант. Вторую емкость ставим в холодное помещение, около + 5 градусов, если это не возможно тогда трубку, которая идет до емкости помещаем в холод, да хоть льдом от холодильника обкладываем.
    • В первой емкости у нас начинается нагрев, а как мы уже разобрали сверху нам достаточно температуры в 35 – 200 градусов, чтобы легкие фракции (бензин), начали испаряться. Обычно достаточно уже 100 – 120 градусов. Нагреваем и так как у нас через трубку пары поступают в холодную емкость или трубку, они конденсируются — выпадают в жидкое состояние, во вторую емкость.


    Наше топливо готово! По сути, это есть метод прямой перегонки нефти. Однако он будет низкого октанового числа, как я уже указывал сверху около 50 – 60 единиц, для того чтобы его использовать нужно добавить присадки – спирты, алкилы, эфиры. Таким образом, мы получим нужный нам 92 – 95 показатель. Конечно, дома это достаточно сложно сделать, но методом проб и ошибок можно добиться до вполне рабочей формулы. Если честно, то метод прямой перегонки, простой как «три копейки».

    Кстати если нагревать оставшиеся фракции при большей температуре (+ 300, + 350 градусов), то мы уже получаем керосин и дизель.

    Сейчас небольшое видео, для тех, кому лень читать.

    НА этом заканчиваю, смотрите и читайте наш АВТОБЛОГ, будет интересно, я обещаю.



Поделиться