История и прототип. Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВО

Бомбардировщик СУ-34

Недавно, а точнее 13-го декабря в российских средствах массовой информации прозвучало сообщение о том, что российские ВВС получили четыре новых бомбардировщика СУ-34. Преподносилось это с некоторой торжественностью, как событие внушительное и достойное внимания. Я сразу вспомнил, как мы в 1985 году получали на заводе (на том же, кстати Новосибирском им. В.П. Чкалова) новенькие СУ-24МР. Остались мы тогда в безвестности:-). Никто нигде об этом не писал и не сообщал. Так что же это за зверь такой, этот ?

На самом деле это самолет семейства уже давно и хорошо известного СУ-27 . Точнее говоря, это его глубокая модернизация. Внешние отличия, конечно, на лицо, но и сходство очевидное. Это, можно сказать, невооруженным взглядом видно даже на простом фото.

СУ-27 и СУ-34. Сравнивайте...

Такой подход, на мой взгляд, совершенно оправдан. В конструкции 27-го заложен большой потенциал и, конечно же, его надо использовать до конца. Но это уже далеко не истребитель, и изначально он разрабатывался как ударный самолет для работы по наземным целям. И назывался он в процессе разработки по-разному. Вначале это был СУ-27ИБ, то есть истребитель-бомбардировщик , потом в начале 90-х при подготовке Новосибирского завода к серийному выпуску он получил название , а летом 1994 года, когда его впервые показали на международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже под Парижем он имел название СУ-32ФН. Точнее SU-32FN, что означает Fighter Navy – морской истребитель. Уже тогда его стремились продвигать на международном рынке вооружения.

СУ-34. Взлет.

Самолет безусловно отличный. На данный момент у него аналогов в мире нет. Он создавался, как перспективная машина нового поколения для замены истребителей- бомбардировщиков МИГ-27 и СУ-17 и бомбардировщика СУ-24 (ныне основного фронтового бомбардировщика ВВС). Су-34 специально оптимизирован для действий на малых высотах, чтобы быть недосягаемым для «интеллектуальных» средств ПВО и истребителей противника. При этом он становится желанной целью для малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) и переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК, все наверное слышали слово «Стингер»:-)). Поэтому была значительно усилена защита конструкции и агрегатов. Специальная броня защищает двигатели и главный топливный бак. А кабина экипажа вообще выполнена в виде броневой титановой капсулы. Общий вес бронезащиты достигает 1480 кг. На предшественнике СУ-27 в этом плане уже была неплохая защита и теперь в общем комплексе выживаемость значительно повысилась.

СУ-34 на МАКС 2009.

Обязательно надо сказать, что самолет имеет пониженную ЭПР. ЭПР – это эффективная площадь рассеивания (радиолокационного сигнала). То есть радиолокатору, чтобы обнаружить самолет, надо уловить отраженный от него сигнал и чем этот сигнал сильнее, тем самолет заметнее и больше вероятность его уничтожить. Это уже из разряда технологий «Стелс». ЭПР для эффективности ударного самолета надо снижать. Это достаточно успешно сделано и на СУ-34. Бомбардировщик имеет интегральную компоновочную схему (это «семейная» черта Су-27), т.е когда фюзеляж и крыло плавно переходят друг в друга (я уже упоминал об этом , когда фюзеляж в чистом классическом виде не выделить:-)). Кроме того обтекатель самолетной антенны радиолокатора сильно сплюснут, нет уже того клюва, как на 27-ом. Надо сказать, что обтекатель (наряду с воздухозаборниками) вносит большую долю в формирование ЭПР. В конструкции применяется много радиопоглощающих материалов. Все это значительно снижает ЭПР СУ-34-го.

СУ-34. Руление.

Экипаж самолета состоит из двух человек, летчика и штурмана-оператора. Они сидят бок-о-бок рядышком, как в СУ-24. И так же, как в СУ-24 управление спаренное, т.е. штурман может тоже управлять самолетом. Правда теоретически:-). На самом деле (по моему опыту работы на СУ-24) они этого не умеют. Но в аварийных обстоятельствах и в боевых условиях это, конечно, очень ценно и повышает боевую живучесть.

Кабина СУ-34.

Кабина удобная и достаточно просторная и вообще условия работы экипажа значительно улучшены. Во время полета летчики могут отстегнуться и встать в полный рост. На борту есть термос, бортовая аптечка, устройство для разогрева пищи и даже туалет. Звучит все это быть может несколько забавно, но на самом деле все это достаточно важные вещи. – полноценный бомбардировщик. Более того его дальность (за счет дополнительных топливных баков) по сравнению с его предшественником СУ-24 возросла вдвое, а при выполнении определенных задач даже втрое. Он может выполнять задания на расстояниях более 2 тысяч км без дозаправки в воздухе. А ведь на СУ-34 предусмотрена еще и дозаправка. Длительные многочасовые перелеты – это большая нагрузка для экипажа, снижающая его работоспособность, а значит и результат работы. Эта проблема существует для всех дальних полетов, как у нас, так и в зарубежных ВВС. Так что такие «удобства» — большой плюс.

Самолет, естественно, имеет новый мощный комплекс авиационного радиоэлектронного оборудования, позволяющий эффективно выполнять все боевые задачи. Это было на практике показано, когда Су-34 был применен при боевых действиях во время российско-грузинского конфликта в 2008 году. Тогда была уничтожена грузинская РЛС 36Д6-М возле города Гори, которую другими средствами достать было нельзя.

Эффектный пуск ракет.

Вобщем все это звучит очень неплохо, однако придется сказать и о грустном. Хороший самолет, эффектная и эффективная машина. Но есть одно «но»… Нет ее пока в войсках. Разработка ее шла достаточно долго. Первые работы начались летом 1986 года и только в сентябре этого, 2011-го завершились государственные сдаточные испытания и было принято постановление о принятии на вооружение (25 лет! ). Работы часто замедлялись, приостанавливались, менялась концепция и направление работ. Самолет был сначала истребителем-бомбардировщиком, потом штурмовиком и, наконец, окончательно стал бомбардировщиком. Только в Начале 2000-х дело значительно ускорилось и вот теперь, наконец, есть первое известие о том, что строевая часть получила четыре самолета. Всего четыре самолета! Если учесть, что обычная эскадрилья в трехэскадрильском бомбардировочном полку имеет 12-15 самолетов и полков этих нужно для нормальной обороноспособности иметь не 3 и не 5, то я не знаю насколько затянется перевооружение российских ВВС. А если еще, не дай бог, очередная корректировка в планах, какое-нибудь недофинансирование (Су-34, ведь стоит около 1 млрд. рублей) и еще какая неожиданность, которых полно… Вобщем, информация к размышлению. До сегодняшнего дня было выпущено всего порядка 16 самолетов. Но это включая прототипы, предсерийные образцы для испытаний и самолеты, находящиеся в Липецком учебном центре боевого применения. То есть в обычную строевую часть начал поступать только с 13-го декабря этого года. Программа перевооружения вооруженных сил предусматривает его полное завершение до 2020 года. Не знаю… Не очень веселая пока картина.

Тем не менее все же хочется верить в лучшее. У нас очень хорошие талантливые конструктора, отличный научный и производственный потенциал, опытные (пока еще!) летчики. Я надеюсь, что все это будет только развиваться и наши самолеты будут всегда лучшими в мире:-).

В заключение предлагаю вам видео. Там этот замечательный самолет и его отличные качества и характеристики очень хорошо показаны.

Фотографии кликабельны.

примет участие в тренировке воздушной части парада Победы на Красной площади в Москве в понедельник 5 мая, сообщил РИА Новости помощник главкома ВВС по информационному обеспечению полковник Александр Дробышевский.

Фронтовой бомбардировщик Су‑34 является результатом последовательного воплощения в жизнь концепции создания на базе конструкции истребителя Су‑27 целого семейства боевых машин. Су‑34 предназначен для решения задач боевого применения по воздушным, наземным, морским и надводным целям, при ведении автономных и групповых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия, а также ведения воздушной разведки.

Работы по его созданию начались с постановления правительства СССР в июне 1986 года. В его основу была положена концепция универсального самолёта, объединившего в себе требования высокой маневренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полета с другой. Новая ударная машина четвёртого поколения разрабатывалась под шифром Т‑10В (впоследствии самолёту присвоили официальное наименование Су ‑27ИБ, т.е. "истребитель‑бомбардировщик"), а предсерийный вариант получил название Су - 34.

Отличительными особенностями самолета являются двухместная бронированная кабина (капсула), большой радиус действия, новые высокопроизводительные компьютеры, цветные жидкокристаллические индикаторы, приемник спутниковой навигации и новый цифровой комплекс средств связи. СУ‑34 выполнен по схеме «триплан» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением. Самолет имеет увеличенную емкость внутренних топливных баков, обеспечивающую, без применения ПТБ, практическую дальность полета 4000 км (вдвое больше, чем у СУ‑24 или F‑15Е). С тремя дозаправками СУ‑34 способен преодолеть расстояние 14 тыс. км, что соизмеримо с дальностью самолетов стратегической авиации.

Первый полет экспериментальной машины состоялся 13 апреля 1991 года в Жуковском. В 1993‑1999 годах были произведены несколько предсерийных самолетов, используемых для различных испытаний в летно‑исследовательском институте им. Громова (ЛИИ) и центрах боевого применения и переучивания личного состава (ЦБПиПЛС) ВВС России.

В ВВС России фронтовой бомбардировщик полностью заменит Су‑24.

На Западе Су‑34 получил наименование Fullback ‑‑ «защитник».

Летно- технические характеристики Су- 34

Экипаж ‑ 2 человека.

Габариты:

Размах крыла ‑ 14,7 м

Длина самолета ‑ 22 м

Высота самолета ‑ 5,93 м

Двигатели ‑ 2 / ТРДФ АЛ‑35 (АЛ‑31Ф)

Масса (в тоннах):

Взлетная нормальная ‑ 39 000

Взлетная максимальная ‑ 44 360

Максимальная боевая нагрузка ‑ 8000 кг (самого разного назначения - от свободно падающих фугасок до крылатых ракет и гидроакустических буев; последнее ‑ в варианте морской машины берегового базирования).

Скорость:

Максимальная у земли ‑ 1 400 км/ч

Максимальная на высоте ‑ 1 900 км/ч

Практический потолок ‑ 17000 метров.

Дальность полета: перегоночная дальность ‑ 4 500 км.

Радиус действия ‑ 600 ‑ 1 130 км.

Максимальная эксплуатационная перегрузка ‑ 7g.

Вооружение самолета размещается на 12 точках подвески и включает встроенную 30‑мм авиационную пушку со 150 снарядами, управляемые ракеты "воздух ‑ воздух" четырех типов, управляемые ракеты "воздух ‑ поверхность", авиационные бомбы, в том числе корректируемые, разовые бомбовые кассеты и неуправляемые снаряды.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Су-34 - истребитель-бомбардировщик российского производства, предназначенный для атаки наземных целей противника авиационными средствами поражения, в условиях активного противодействия средствами ПВО. Эффективность самолета достигается за счет применения инновационных средств для радиоэлектронной борьбы, уникальных боевых качеств, а также возможности поражения воздушных целей вне зависимости от времени суток и погодных условий. Российские военные называют этот истребитель «утенком», а когда речь доходит до его боевых характеристик - «адским утенком».

По своим тактико-техническим параметрам самолет Су-34 относится к поколению «4++». При выполнении боевых задач он не нуждается в сопровождении истребителями прикрытия, благодаря высоким боевым качествам, позволяющим самостоятельно вести маневренный воздушный бой практически с любыми существующими военными самолетами мира.

История создания самолета

Самолет Су-34 создавался для замены фронтового бомбардировщика Су-24, который хорошо показал себя в ряде вооруженных конфликтов, но устарел. В процессе разработки учитывалось, что вероятный противник имеет на своем вооружении большое количество машин 4-го поколения. Истребитель проектировался на основе опыта боевой эксплуатации всех существующих на тот момент российских военных самолетов, а также зарубежного опыта использования сил авиации в локальных конфликтах.

Разработка машины была начата в июне 1986 года. Проект получил кодовое название «Т-10В» или «Су-27ИБ» (истребитель-бомбардировщик). Как можно понять из последнего названия, в качестве основы для нового самолета выступил проект истребителя Су-27. Первый прототип Т-10В впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 года. Широкой публике самолет был впервые представлен под именем СУ-32Ф лишь в 1995 году, в рамках международного авиасалона в Ле Бурже (Франция).

Позже были произведены два опытных и один стендовый образец. После ряда испытаний последовал выпуск семи предсерийных машин, одна из которых была доработана до характеристик серийного самолета.

Истребитель-бомбардировщик был пущен в серию в апреле 2005 года на Новосибирском авиационном заводе. Первый серийный самолет поднялся в небо 12 октября 2006 года на аэродроме им. Чкалова. Пилотирование новой машиной поручили Евгению Рудакасу и Рустему Асадуллину. Государственные испытания были начаты 30 октября того же года, и проходили параллельно с производством первых моделей.

В 2008 году завод-производитель подписал 5-летний контракт на поставку военно-воздушным силам РФ 32 самолетов, а в 2012 году - 8-летний контракт на поставку еще 92 машин. В марте 2014 года Су-34 был принят на вооружение Российской Федерации. К 2020 году новый истребитель должен полностью заменить своего предшественника, модель Су-24.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Су-34 создан для нанесения бомбовых атак в оперативном и тактическом тылу противника, вне зависимости от времени суток и погодных условий, в том числе на малых высотах. Кроме того, он достойно может вести воздушный бой и уничтожать вражеские самолеты.

Самолет построен по аэродинамической схеме «продольный триплан», которая позволяет увеличить его маневренность, по сравнению с моделями, выполненными по обычной схеме. Кроме того, по сравнению с истребителем Су-27, Су-34 имеет увеличенную бомбовую нагрузку и запас топлива. Передняя часть имеет приплюснутую форму, за что самолет и нарекли «утенком». Она оснащается двухместной кабиной, в которой были предприняты меры по повышению уровня комфортности для членов экипажа при продолжительных полетах.

Силовая установка

Самолет оснащается парой моторов модели ТРДДФ АЛ-31Ф-М1. Каждый из них имеет 13 300 кгс тяги, что позволяет машине разогнаться до скорости в 1900 км/ч. Так как предполагается постоянная модернизация истребителя, его конструкция допускает смену моторов на новые, модели АЛ-41Ф. Такие двигатели дают до 14500 кгс тяги и позволяют выполнять полеты в режиме «суперкруз». Благодаря этому режиму, самолет получает массу преимуществ, в частности решается вопрос высокого расхода топлива при форсажном полете.

РЛС переднего обзора

Самолет оснащается радиолокационной станцией Ш-141, позволяющей эффективно обнаруживать наземные и воздушные цели. Дальность обнаружения этой системы колеблется от 75 до 250 километров и зависит от размера цели. Одновременно РЛС может сопровождать до 10 целей, а обстреливать - до 4. Она также способна ассистировать наведение ракет типа «воздух-воздух», оснащенных собственными радарами, путем «подсветки цели». Ракетам ближнего боя, оснащенным инфракрасной головкой самонаведения, РЛС предоставляет первоначальные координаты цели. Система также предусматривает возможность полета на предельно малой высоте и автоматическое огибание рельефа местности.

РЛС заднего обзора

Между моторами, в специальном контейнере, располагается РЛС заднего обзора. Она отслеживает атаки истребителя в заднюю полусферу и в качестве контрмеры предлагает режим обстрела атакующего самолета ракетами РВВ-АЕ типа воздух-воздух. Таким образом, пилоту, намеревающемуся атаковать преследующий самолет, не нужно тратить драгоценное время для маневрирования.

Так как РЛС заднего обзора с возможностью пуска ракет являются уникальной технологией, которую еще не использовали даже на передовых западных истребителях, и даже перспективных бомбардировщиках НАТО, многие эксперты ведут дискуссию насчет реальности ее существования и эффективности использования. Оживленные обсуждения вызваны недостатком в свободном доступе официальных данных о ней.

Подвесное оборудование для разведки

Для использования самолета Су-34 в качестве разведчика предусмотрена возможность установки на него подвесного оборудования, а именно УКР (универсального контейнера разведки) «Сыч». В зависимости от типа разведки он может выполняться в трех вариантах: радиолокационном, радиотехническом и оптическом.

Отражающая площадь

Вовремя разработки самолета особое внимание уделялось снижению его эффективной площади рассеяния. С этой целью были использованы композитные материалы, которые за счет радиопоглощающего покрытия способны уменьшить уровень отражения РЛ-волн. Кроме того, во время проектирования аэродинамической схемы корпуса были исключены аэродинамические гребки, а геометрия планера рассчитывалась особым образом. В результате, как утверждают представители ОКБ Сухого, при полете на небольшой высоте степень радиолокационной заметности самолета находится на уровне показателей крылатых ракет, при том, что размеры Су-34, естественно, в несколько раз больше.

Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВО

Для возможности противодействия вражеской РЛС в случае своего обнаружения самолет имеет оборудование для радиоэлектронной борьбы. Данный комплекс позволяет примерно в тридцать раз снизить вероятность поражения истребителя посредством систем с РЛ-наведением. С точки зрения РЭБ (радиоэлектронной борьбы), истребитель оснащен на уровне со специализированными машинами. По оценке западных экспертов, мощность его системы РЭБ аналогична по уровню системам самолетов EA-18G и EF-111A.

Для огневого поражения радиолокационных систем ПВО противника машина вооружается ракетами Х-15П, Х-58 и Х-31П с дальностью 120-160 км, а также ракетами Х-31ПД с дальностью 180-250 км. Отличным доказательством практической эффективности РЭБ Су-34 является тот факт, что во время одного из конфликтов в Грузии он использовался как истребитель радиоэлектронной борьбы.

Средства наведения самолета

Для эффективного использования вооружения Су-34 оснащен прицельным комплексом, позволяющим осуществлять поиск и поражение вражеских целей с помощью РЛС. В комплекс входит система «Платон», призванная наводить ракеты типа Х-29, а также управляемые бомбы КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л. Ракеты Х-29Т и бомбы КАБ-500Кр не нуждаются в дальнейшем наведении. Получив начальные координаты цели, они наводятся на нее посредством ТВ-камеры установленной в головке самонаведения.

Прицельный комплекс, используемый для поражения обычными средствами (неуправляемые бомбы и ракеты), обеспечивает высокие показатели точности, которые не единожды отмечались экспертами, в том числе представителями НАТО, на основе опыта применения Су-34 в Сирии. Важным является тот факт, что бомбардировки с помощью неуправляемых ракет обходятся гораздо дешевле. Запасы такого вооружения, оставшиеся в России от СССР, позволяют существенно сэкономить. Это крайне важно, учитывая, что стоимость Су-34 составляет более миллиарда рублей.

Характеристики истребителя позволяют использовать ракеты и бомбы номенклатуры НАТО с помощью модуля Damocles, производимого на Уральском оптико-механическом заводе по лицензии Thales Group. Разработка этого модуля была вынужденной мерой при исполнении контракта на поставку истребителей Су-30 в Малайзию.

Для повышения уровня защищенности экипажа и живучести самолета в целом внешний корпус кабины выполняется из бронированной титановой оболочки. Во время ее разработки учитывался опыт боевого применения истребителей Су-25. Су-34 получил гораздо более толстую броню (17 мм), которая способна остановить снаряды калибром до 12,7 мм. Общая масса брони составляет 1480 килограмм, что в полтора раза больше, чем у упомянутого предшественника. Помимо толщины, защита Су-34 примечательна тем, что она выполняется полностью из титанового сплава, без использования стальных и алюминиевых плит.

Кабина Су-34 оснащается парой катапультных кресел модели К-36ДМ, позволяющих выполнить катапультирование на любой высоте, в том числе с земли. На рабочее место летчики попадают через нижний люк, оборудованный ступеньками.

Обеспечение жизнедеятельности экипажа

Для эффективной и комфортной работы экипажа при полетах на значительную дальность (с дополнительными топливными баками самолет способен преодолевать расстояние до 7 тыс. километров), истребитель оснащается системами, повышающими комфортность.

Среди таковых стоит отметить:

  1. Биотуалет.
  2. Раскладное спальное место.
  3. Герметичный корпус и кислородную систему, позволяющие подниматься на высоту до 10 тыс. км без применения кислородных масок.
  4. Отопление и кондиционирование кабины.
  5. Кухонный отсек с микроволновой печью и термосами.
  6. Свободное пространство, позволяющее выпрямляться в полный рост.
  7. Электромассаж, встроенный в кресло.
  8. Проецирование приборной панели на стекло, позволяющее следить за показателями работы машины, находясь вне рабочего места.

Средства для работы с неподготовленным аэродромом

Самолет Су-34 оснащается вспомогательным газотурбинным двигателем модели ТА14-130-35, который позволяет производить автономный запуск основного мотора без применения наземных средств запуска. Эта особенность дает возможность машине взлетать с любых аэродромов и существенно расширяет радиус ее действия.

Система пожаротушения

Для повышения уровня живучести истребителя и безопасности его пилотов, он снабжен оборудованием автоматического тушения пожара и средствами для дублирования всех основным систем. Баки для горючего защищаются от возгорания и взрыва посредством заполнения пенополиуретаном. Суть технологии состоит в эффекте «капсулирования» топлива, препятствующем формированию горючей паровоздушной смеси в случае повреждения топливного бака.

Технические характеристики

Напоследок рассмотрим основные тактико-технические характеристики Су-34:

  1. Габариты: длина - 23,3 м, высота - 6,09 м, размах крыла - 14,7 м.
  2. База шасси - 6,63 м.
  3. Масса: нормальная - 39 т, максимальная - 45 т.
  4. Запас топлива - 12,1 т.
  5. Максимальная тяга двигателя: без форсажа -8250 кгс, на форсаже - 13500 кгс.
  6. Максимальная перегрузка - 7 G.
  7. Максимальная скорость: на высоте - 2200 км/ч, у земли - 1400 км/ч.
  8. Практический потолок - 17 км.

Боевое применение

В августе 2008 года российский Су-34 в количестве 2 единиц прошел боевое крещение в Южной Осетии. Истребители применяли для радиоэлектронной борьбы с грузинскими ПВО и прикрытия ударной авиации.

С конца сентября 2015 года 6 истребителей Су-34 использовались в военных действиях в Сирии. В районе населенных пунктов Ракка и Мадан-Джадид с высоты около 5 км самолеты нанесли первые удары по объектам террористов.

Весной 2016 года военные самолеты Су-34 были использованы в Вологодской области довольно непривычным образом - для метания бомб по ледовым заторам.

Основной задачей боевой авиации является нанесение ударов по врагу, уничтожение его живой силы, техники, укреплений, объектов инфраструктуры и других целей. Бомбардировщики разделяют на стратегические и тактические. В задачу последних входит нанесение ударов по переднему краю противника и в его ближайшем оперативном тылу.

Сегодня граница между различными классами боевых самолетов сильно размыта. К тактическим бомбардировщикам можно отнести практически любой самолет, способный нести ракетное и бомбовое вооружение. Только самолеты стратегической авиации продолжают занимать довольно специфическую нишу. Провести четкую границу между штурмовиком, фронтовым бомбардировщиком и истребителем-бомбардировщиком иногда довольно сложно.

Очень часто задачи фронтовых бомбардировщиков выполняют истребители-бомбардировщики – многоцелевые самолеты, которые могут не только наносить бомбовые удары, но и вести воздушный бой. Новейшим фронтовым бомбардировщиком, который сравнительно недавно был принят на вооружение ВВС России , является самолет Су-34. По некоторым своим характеристикам эта машина является одной из лучших в мире.

История самолета

В Советском Союзе к фронтовой авиации в конце 80-х годов прошлого века относились самолеты третьего поколения: Су-24 , МиГ-27 и Су-17 . Они были сделаны в 70-х годах, имели довольно неплохие технические характеристики, совершенное навигационное оборудование и системы прицеливания, эффективное вооружение. Однако, эти самолеты уже были устаревшими и не устраивали советское военное руководство. Поэтому в конце 80-х годов в ОКБ имени Сухого, на базе самолета Су-27 началась разработка нового фронтового бомбардировщика.

Разработка нового самолета началась в 1986 году. За основу был взят Су-27УБ (учебно-боевой), заводской индекс этой машины — Т-10В. Главным конструктором этого проекта был назначен Мартиросов. Разработчикам пришлось решать непростые и часто очень противоречивые задачи: в одном самолете требовалось соединить высокую маневренность и скорость с серьезной боевой нагрузкой и дальностью полета.

Базовый самолет Су-27УБ претерпел множественные изменения: на него сразу было установлено новое радиоэлектронное оборудование. Была изменена компоновка кабины: теперь два пилота сидели в кабине рядом, а не один за другим. Кроме того, была несколько изменена геометрия крыла, у самолета появился новый наплыв, были установлено переднее горизонтальное оперение. В новом самолете решили не применять регулируемые воздухозаборники. Новое размещение пилотов в кабине позволило улучшить эргономику, сделало более удобными дальние полеты. В 1988 году появился первый эскизный проект нового самолета.

Для нового Су-34 была разработана система дозаправки в воздухе.

Военные были не в восторге от некоторых нововведений, которые конструкторы предусмотрели на новой машине, но все-таки они были внедрены в жизнь.

В 1990 году проектирование нового самолета было завершено, а в конце года был построен прототип машины. Однако, потом страна, в которой начинали строить этот самолет, исчезла с политической карты мира, и работы были надолго приостановлены.

В 1992 году будущий фронтовой бомбардировщик Су-34 был показан журналистам. Серийный Су-34 поднялся в воздух в 1994 году на Новосибирском авиастроительном заводе, в следующем году машина была показана в Ле Бурже.

Государственные испытания Су-34 начались только в 2006 году, а завершены они были в 2011. В 2014 году бомбардировщик Су-34 приняли на вооружение Военно-воздушных сил России .

В 2018 году пятнадцать самолетов приняли участие в параде, в честь годовщины Победы во Второй мировой войне.

Российские Военно-воздушные силы планируют закупить 124 самолета Су-34. Одна такая машина стоит порядка одного миллиарда рублей. НАРО имени Чкалова, где будут собираться самолеты, вложила серьезную сумму в модернизацию сборочной линии.

Общее описание

Фронтовой бомбардировщик Су-34 создан для нанесения бомбовых ударов в тактическом и оперативном тылу противника, в любых метеоусловиях, днем или ночью, в том числе, используя малые высоты. Также этот самолет может вести воздушный бой и уничтожать машины противника.

Самолет создан по нормальной аэродинамической схеме, с крылом среднего расположения и дополнительным передним горизонтальным оперением. Су-34 имеет два двух­кон­тур­ных тур­бо­ре­ак­тив­ных дви­га­те­ля с фор­саж­ны­ми ка­ме­ра­ми и двухкилевое вертикальное оперение. Хвостовое оперение – цельноповоротное.

Шасси самолета – трехопорное. Передняя стойка имеет два колеса, главные стойки оснащены четырьмя колесами.

В передней части самолета находится РЛС, прикрытая ра­дио­про­зрач­ным об­те­ка­те­лем, а также кабина пилотов. В передней части машины установлена специальная штанга, которая используется для дозаправки в воздухе. Кабина пилотов защищена титановой броней, ее толщина – 17 мм. Также бронирован и основной топливный бак самолета. За ней расположен отсек с радиолокационным оборудованием. Вход в кабину расположен в нише носовой стойки шасси. Фонарь кабины открывается только для проведения технических работ. Вес бронированной кабины составляет 1,5 тонны.

В кабине предусмотрена зона отдыха, в которой есть аптечка, запас питьевой воды, микроволновая печь и биотуалет. В кабине установлены два ка­та­пульт­ных крес­ла, которые обеспечивают экстренную эвакуацию экипажа из самолета на всех скоростях и режимах полета. Каждый член экипажа имеет специальный спасательный набор, в который входит радиомаяк, спасательный плот, запас продуктов, снаряжение и медикаменты.

Хвостовая часть самолета Су-34 состоит из двух отсеков с двигателями, центральной и хвостовой балки.

Воздухозаборники двигателей – нерегулируемые, имеют прямоугольное сечение.

На самолете установлены два двух­кон­тур­ных тур­бо­ре­ак­тив­ных дви­га­те­ля с фор­саж­ны­ми ка­ме­ра­ми АЛ-31Ф. Также есть и вспомогательная силовая установка. Каждый из двигателей оборудован независимой системой пожаротушения.

Истребитель-бомбардировщик имеет четыре топливных бака, с общей емкостью более двенадцати тысяч литров.

Радиоэлектронное оборудование представлено радаром заднего обзора, который позволяет выявлять цели в задней полусфере, а также оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, в его состав входят инер­ци­аль­ная на­ви­га­ци­он­ная сис­те­ма, с при­ём­ни­ком спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мы и сред­ст­ва­ми ра­дио­на­ви­га­ции.

Комплекс БРЭО Ш-141 включает в себя РЛС с фазированной решеткой, систему РЭБ и бортовой компьютер, который обрабатывает полученные данные. РЛС позволяет совершать полет на сверхмалых и малых высотах. Также на Су-34 установлено тепловизионные и телевизионные системы прицеливания, которые совмещены с лазерным дальномером-целеуказателем. БРЛС может вести сразу несколько воздушных целей (до десяти) и обнаруживать даже малоразмерные наземные цели на значительном расстоянии.

Су-34 имеет 12 точек подвески. Самолет оснащен автоматической 30-мм пуш­кой ГШ-301 (бое­ком­плект 180 сна­ря­дов). На самолет могут быть установлены управ­ляе­мые, кор­рек­ти­руе­мые и не­управ­ляе­мые бомбы и ра­ке­ты весьма ши­ро­кой но­менк­ла­ту­ры.

Вот некоторые виды вооружения, которые устанавливаются на Су-34:

  • НУР различных калибров;
  • бомбы разных типов (34 х 100 кг, 22 х 250 кг, 12-16 х 500 кг);
  • управляемые ракеты типов (Х-25, Х-29, Х-31П, Х-59, Х-59М, «Альфа», «Яхонт», «Москит»);
  • корректируемые бомбы (КАБ-500 и КАБ-1500);
  • ракеты типа Х-59М;
  • бомбы КАБ-1500 (3 шт.);
  • радиобуи разных типов;
  • ракеты типа Р-27 (до 8 шт.);
  • ракеты Р-77 (до 8 штук) средней дальности;
  • ракеты Р-73 (до 6 штук) малой дальности.

Оценки Су-34

Су-34 готовится стать основной ударной машиной российской армии. Он уже участвовал в реальных боевых действиях, во время грузинской войны в 2008 году. Однако, оценка этого самолета не совсем однозначна.

В 2008 году Су-34 не смог применять высокоточное оружие и наносил удары обычными бомбами и ракетами.

В современной войне одной РЛС для обнаружения и уничтожения целей явно недостаточно, что и показали события в Грузии и на Северном Кавказе. Для гарантированного обнаружения таких целей необходимы совершенные тепловизионные и телевизионные системы, а они у Су-34 не на высоте. В борьбе с высокотехнологическим противником РЛС Ш-141 самолета будет активно подавляться, да и она сама по себе является демаскирующим фактором.

Су-34 был одним из самых лучших машин в мире в конце 80-х годов прошлого столетия, однако сейчас многие его системы уже устарели. Этот самолет имеет мощное вооружение, но прицельный комплекс должен быть усовершенствован.

В настоящее время Су-34 является наиболее продвинутым ударным самолетом России, и он должен заменить явно устаревшие Су-24.

Технические характеристики

Ниже указаны технические характеристики фронтового бомбардировщика Су-34.

Самолет Су-34
Год создания прототипа 1990
Годы серийного производства с 1993
Длина самолета, м 23,3
Размах крыла, м 14,7
Площадь крыла, м 62
Масса:
максимальная взлетная, кг 45 000
топлива во внутренних баках, кг 12100
боевой нагрузки, кг 8 000
Тип двигателей АЛ-31Ф
Тяга на форсаже, кгс 2×12 800
Максимальная скорость полета, км/ч 1 900
Максимальное число М 1,8
Максимальная скорость полета у земли, км/ч 1 400
Практический потолок, м 15 000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7
Дальность полета с полной заправкой:
на большой высоте, км 4 000
у земли, км 1 400

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Этот бомбардировщик похож скорее на перехватчик. У него есть неофициальное прозвище «Утенок», полученное из-за специфической формы носовой части. До недавнего времени о нем мало писали, но теперь новостные каналы часто показывают материалы о том, что в сирийском небе самолеты Су-34 и Су-24М наносят высокоточные удары по линиям коммуникаций, штабам и арсеналам террористического государства ИГИЛ. Можно утверждать, что эти фронтовые бомбардировщики прославились. Об одном из них и пойдет рассказ.

История и прототип

Требования к перехватчику и фронтовому бомбардировщику разные и даже в чем-то взаимоисключающие. Впрочем, у советских авиастроителей уже есть опыт преобразования в штурмовую. Знаменитая «Пешка» - Пе-2 - перед войной задумывалась как двухмоторный высотный тяжелый истребитель. Нужды обороны «перепрофилировали» его в пикирующий бомбардировщик, и хотя переделка конструкции казалась проблематичной, получилось очень неплохо. Нечто подобное случилось и с перехватчиком Су-27. В 1986 году КБ Сухого начало работать над его ударной модификацией, получившей индекс Т-10В, с целью реализации, в конечном счете, концепции универсального «штурмовика», способного нести серьезную боевую нагрузку для работы над полем боя и обладающего достаточной маневренностью, чтобы дать отпор вражеской авиации. В процессе проектирования конструкторам стало ясно, что обычная кабина «спарки» не подходит для этой цели. К 1990 году было сделано главное: появилась новая носовая часть со знаменитым «утиным клювом». К середине девяностых самолет Су-34 обрел свое официальное имя (он успел побывать и Т-10В-5, и Су-32ФН). Но на вооружение официально он поступил только в 2014 году.

Видимые различия

Внешне Су-34 похож на своего «предка» Су-27, по крайней мере издалека. При подробном рассмотрении даже неспециалисту бросаются в глаза некоторые очевидные различия. Носовая часть расширена, пилоты сидят рядом, а не друг за другом, намного мощнее стали стойки шасси, ну и, конечно же, нос. На первый взгляд, в общем-то, и все. На техническом языке это означает, что в основу конструкции лег планер перехватчика Су-27, характеризующийся как нормальная двухкилевая аэродинамическая схема с цельноповоротными рулями высоты. Не сразу заметны непосвященному глазу удлинение (по сравнению с прототипом) корневых наплывов крыла, нерегулируемость воздухозаборников, отсутствие подфюзеляжных килей и увеличение количества узлов внешней подвески. При всем своем сходстве с перехватчиком, самолет Су-34 - тактический бомбардировщик, а следовательно, должен нести больше и дальше, чем его прототип.

Кабина

Теперь в изменениях конструкции можно разобраться подробнее. В первую очередь речь пойдет о самой очевидной детали внешнего вида. Су-34 двухместная, вход в нее осуществляется по легкому трапу, упирающемуся верхним краем в люк, расположенный за створками носовой стойки. Это значительно упрощает процесс занимания пилотом и штурманом своих мест. Экипаж во время полета обеспечен всеми необходимыми условиями комфортной обитаемости, включая прибор подогрева еды, термос и ассенизационное устройство. Если кто-то из летчиков посчитает, что засиделся, он может встать и размяться - пространства для этого хватит вполне.

Но самолет Су-34 не только удобен и эргономичен. КБ Сухого позаботилось о защите экипажа: он находится в особой титановой бронекапсуле, эффективность которой уже проверена на практике. Примерно та же технология применена в конструкции штурмовика Су-25. Остекление фонаря также надежно бронировано.

Двигатели

Два двигателя типа ТРДД АЛ-31Ф со степенью двухконтурности, равной 0,571, развивают тягу по 12,5 тонн каждый, но в форсажном режиме способны добавить еще по 300 кг.

В общем, силовая установка такая же, как у Су-27. Возможно, это не такой уж и большой показатель, особенно если учесть, сколько весит самолет Су-34. ВКС РФ, тем не менее, считают, что мощности вполне достаточно, чтобы соперничать в небе с американским F-15, созданным для решения примерно тех же боевых задач. Возможны также варианты, например двигатели АЛ-35Ф, развивающие на форсаже до 14 т тяги.

Бортовая электроника

Самолет Су-34 оснащен совершенно новым БРЭО, учитывающим требования повышенной надежности (за счет дублирования) и позволяющим выходить на цель автоматически, с использованием средств спутникового наведения. Дальность обнаружения (даже для малоразмерных объектов) достигла 250 км. Это касается поиска подводных лодок (если даже они только подняли перископы), разведки, нахождения заминированных участков акватории и т. п. Что касается задач непосредственного оперативного целеуказания над полем боя, то для этого служит индикация на лобовом стекле и нашлемное управление огнем «взглядом», что позволяет значительно сократить время принятия решения. Столь широкий диапазон был бы невозможен без применения компьютерной быстродействующей аппаратной базы.

Топливная система

Для увеличения радиуса действия самолету требуется больше топлива. Четыре бака (три внутри фюзеляжа и один в крыле), а также системы дозаправки в воздухе создают условия для нанесения удара по удаленным целям, что приближает возможности Су-34 к стратегическим образцам. Выдвижных штанг две, они предназначены для работы с воздушными танкерами типа Ил-76 и другими заправщиками, состоящими на вооружении ВКС РФ. Также увеличению дальности полета способствует возможность подвески внешних баков, сбрасываемых после взлета.

Средства спасения экипажа

Летчики занимают свои места через нижний трап, проходящий через нишу передней стойки, и по нему же выходят из самолета, если полет завершился без ЧП. Катапультирование осуществляется традиционным способом, вверх, причем скорость и высота не имеют значения. С помощью катапультных кресел К-36ДМ аварийное покидание воздушного корабля достаточно безопасно, каждый член экипажа имеет оснащенный радиомаяком, спасательным плотом, аптечкой, продуктами и другими средствами выживания после приземления. В полете нормальная жизнедеятельность обеспечивается противоперегрузочными комбинезонами, защитными шлемами и запасом кислорода.

Шасси

Увеличение взлетного веса продиктовало особые требования к новому шасси - оно стало более мощным, тележечного типа. Возможное повреждение, в случае полномасштабного военного конфликта, взлетно-посадочных полос основных аэродромов также стало условием повышенной проходимости для использования самолета Су-34 с менее подготовленных площадок.

Новые основные стойки стали объемнее по сравнению с Су-27, что потребовало дополнительного места в фюзеляже. Именно поэтому механизация воздухозаборников упрощена.

Вооружение

Для размещения разнообразных систем вооружения предусмотрены три подфюзеляжных узла внешней подвески и восемь подкрыльевых. Помимо них, бомбардировщик имеет встроенную пушку калибра 30 мм типа ГШ-301. Так как учесть все возможные варианты развития оперативной обстановки невозможно, предусмотрены и средства ведения воздушного боя. Для поражения вражеских самолетов на подвесках могут находиться до двенадцати ракет «воздух-воздух» тип Р-27 большой дальности, или же 8 средней (Р-77) или малой (Р-73). Но не для воздушных боев в основном создавались легендарные самолеты Су-34. Универсальное оружие с высокой точностью поражает наземные цели. Это крылатые Х-59М (до 3 шт.), обычные и противокорабельные ракеты, корректируемые и неуправляемые авиабомбы (фугасы от 100 до 500 кг), а также НУРСы в кассетах.

Характеристики

Габариты в целом примерно такие же, как у Су-27 (14,7 м - размах крыла, 22 м - длина и около 6 м - высота). Нормальная взлетная масса - 39 т, что больше, чем у тяжелого перехватчика, но меньше, чем у большинства тактических бомбардировщиков. Впрочем, она может превышать 44 т при максимальной загрузке. Самолет развивает скорость до 900 км/ч на высоте 11 тыс. и 1400 км/ч у поверхности. Боевой радиус составляет от 600 до 1130 км в зависимости от количества топлива и вооружений, перегоночная дальность достигает 4500 км. Потолок (практический) - 17 тысяч. Величина максимальной эксплуатационной перегрузки соответствует требованиям к маневренным перехватчикам - 7 g.

Боевой опыт

Только анализ эпизодов непосредственного участия в конкретных военных конфликтах может дать верное представление о достоинствах и недостатках, которыми обладает боевой с самолет Су-34. Технические характеристики сами по себе говорят о многом, но, так как этот бомбардировщик на экспорт не поставлялся, судить о нем можно только по отзывам российских пилотов и результатам его действия в реальной обстановке. Во время южноосетинской операции Су-34 для непосредственного нанесения огневых ударов не применялись, однако внесли свой вклад в подавление активности грузинских средств ПВО, создавая радиоэлектронные помехи, дезориентировавшие их. Для этого впервые на практике были использованы компактные средства РЭБ «Хибины», установленные на узлах внешней подвески.

С самого начала военной операции над территорией САР российская авиагруппа имела в своем составе шестерку бомбардировщиков Су-34, которые на этот раз применяются по прямому назначению, а именно для нанесения ударов с применением сверхточного оружия. В районе Ракка и Мадан-Джадида ими уничтожены командные пункты, узлы связи, арсеналы, тренировочные лагеря и другие объекты инфраструктуры армии террористического государства. Применение этих самолетов продолжается, и, по всей видимости, будет наращивать темпы. Такое предположение основано на высокой эффективности, продемонстрированной Су-34. В настоящее время их количество на ближневосточном ТВД увеличено до дюжины.

Реальное состояние и планы

На сегодняшний день количество самолетов Су-34, состоящих на вооружении ВКС, составляет не менее 83 единиц. Из них серийных образцов - 75, и еще 8 предназначены для доводки и испытаний. В частности, четыре бомбардировщика находятся в летно-испытательном центре им. Чкалова в Астраханской области (г. Ахтубинск). В действующих воинских частях (авиаполках) на всей территории страны - от Мурманска до Ростова и от Хабаровска до Воронежа - эти самолеты входят в состав смешанных подразделений. Согласно контракту, заключенному с МО в 2008 году, была запланирована поставка 32 единиц на общую сумму свыше 33 миллиардов рублей, из чего можно сделать вывод о том, сколько стоит самолет Су-34 (немногим более миллиарда каждый). В 2008 году заказ был увеличен еще на 92 бомбардировщика. Производственной базой стал Новосибирский авиазавод (НАПО). В настоящее время организован поточный выпуск машин, что значительно снижает себестоимость.

В ближайшие годы все еще добротные, но морально устаревшие Су-24 в авиаполках полностью заменит самолет Су-34. Технические характеристики нового образца соответствуют стандартам «четвертого с двумя плюсами» поколения, что обеспечит ему долгую службу в ВВС России.



Поделиться