Обязательно ли испытывать радость от труда. Консультация для родителей «Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности

Олеся Чепорнюк
Консультация для родителей «Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности»

Консультация для родителей на тему : «Как научить ребёнка трудиться , ?»

В народе говорят : «без труда не выловишь рыбку из пруда» , «Терпенье и труд – всё перетрут » , «Делу – время, потехе – час» … Все взрослые знают и принимают примитивную эволюционную теорию : «Труд из обезьяны сделал человека» В ней ясно выступает роль труда в развитии человека и общества в целом. Труд – социально ориентированная деятельность , результат которой важен и значим не только для человека, его достигшего, но и в определённой степени для социального окружения.

Труд делает человеческую жизнь осмысленной и значимой. Почему же нас, взрослых так тянет ничего неделанье (полежать, посмотреть телевизор) Причина одна : труд не приносит нам радости !

Многих научили работать , трудиться , добросовестно выполнять свои обязанности, но не сформировали умение получать удовольствие от трудовой деятельности… .

Если ребёнок отказывается выполнять какое-либо поручение или делает это плохо, мы начинаем возмущаться и упрекать его в лености. А нужно по-нять, что ребёнок не обязан хотеть трудиться . И мы, взрослые должны научить детей трудиться , любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности .

Вид трудовой деятельности определяется возрастными особенностями детей. Самообслуживание в младшем возрасте, а в старшем дошкольном возрасте это разного рода дежурства, мытьё игрушек. (рассказать, что делают дети в данной группе)

Приучая детей к труду , нужно давать посильные поручения, объяснить необходимость данной работы, проследить и оценить по достоинству + самоанализ, + значимость. Чтобы умение трудиться перешло в навык и привычку, трудовая деятельность должна быть понятной, а не случайной и постепенно усложняться. Труд не может быть наказанием т. к. формируется установка на избегание негативных ситуаций, а отсюда и трудовых поручений .

Если ребёнок получает от труда положительные эмоции : удовольствие, гордость, радость , - то со временем у него сформируется отношение к труду как к чему- то полезному, светлому, приятному и радостному .

Очень важно научить ребёнка завязывать шнурки , убирать игрушки, вытирать пыль, поливать цветы. Но не мене важно и перспективно научить ребёнка испытывать радость от того , что он это умеет, делает и получает достойный своих усилий результат.

Давайте научим наших детей радоваться труду , а мы будем радоваться тому , что они растут, умными, весёлыми, воспитанными и трудолюбивыми .

Советы родителям о трудовом воспитании детей

Народная пословица гласит, яблоко от яблони далеко не падает. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей , от их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того, кто сегодня должен готовить, убирать и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду невозможно , так как все равно с возрастом он будет копировать поведение родителей . А есть семьи, где родители с утра до вечера заняты работой, приучать ребенка работать им не хватает времени.

Однако дети уже с детства с удовольствием начинают помогать родителям , взваливая на себя часть ответственности за выполнение работ по дому. Если родители учат одному , а сами поступают по-другому, то не стоит надеяться , что их ребенок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком. Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста.

Сначала научите его убирать за собой игрушки. Детям не очень нравится это занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек коробка. Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок, тогда у него пропадет желание убирать совсем.

Главное говорите ему слова "вместе" и "помогу". Важно приучить ребенка, чтобы поиграв с игрушкой, он их ставил обратно на место, а не бросал их по комнате и брал другую. После того, как ребенок сложил свои игрушки, не забудьте его похвалить, скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей. Чем старше становится ребенок, тем больше поручений он может выполнить.

Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь. Уже трехлетние малыши стараются делать все сами. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду. Некоторые родители на этом этапе воспитания совершают ошибку, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, чего они могут сделать сами за несколько минут. Поэтому они сами застегивают ему одежду, сами убирают игрушки, а посуду не доверяют ребенку мыть только потому, что он может что-то уронить или испачкать свою одежду.

Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться . Даже если грязи после "уборки" ребенка стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья, необходимо похвалить ребенка и на первых этапах поддержать его. А когда он начнет самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату, можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов.

Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру, начиная с 5-6 лет, они отлично понимают, что интересного в работе мало. Поэтому, если родители с малолетства не приучили ребенка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности, то выполнять домашнюю работу он не будет. Многие дети в таком возрасте отказываются выполнять самую простую работу : наводить порядок на столе, убирать постель или мыть за собой посуду.

Несмотря на плохое поведение ребенка, старайтесь не злиться на него и не угрожать : "Немедленно убери все в своей комнате, иначе сегодня ты этого не получишь!" Лучше составьте список дел по дому и объясните ребенку, что он уже взрослый и будет отвечать за выполнение следующих обязанностей по дому. Например, в воскресенье ребенок должен наводить порядок в своей комнате, в пятницу поливать цветы, а в среду помогает готовить еду или убирается в ванной.

Однако перекладывать всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует. Обязанности ребенка должны быть посильными ему и не мешать его учебе, занятий в музыкальной школе или в спортзале. Ребенок дошкольного возраста уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод, кормить рыбок или других домашних животных, сходить за хлебом или молоком в магазин.

Главное не то, что родители сами могут купить по дороге домой хлеб и молоко, выкинуть мусор, а важно научить ребенка к ответственности, аккуратности и трудолюбию . Поощрять детей за его старания в таком возрасте надо осторожно. Лучше объясните ребёнку , что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работы по дому люди должны делать вместе, так же как и вместе отдыхать и жить. Поощрять труд ребенка маленькими подарочками или сладостями тоже не стоит, в дальнейшем без выгоды он не захочет ничего делать в жизни.

Публикации по теме:

«Как научить ребёнка говорить». Консультация для родителей детей младших групп Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда.

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как научить ребенка не обижать других» Когда малыши начинают ходить и встречаться со сверстниками в разных ситуациях, они могут обижать других детей без какого-либо злого умысла.

Важным моментом в жизни каждого ребёнка является поступление в школу. Чтобы адаптация ребёнка прошла наиболее успешно, необходимо наличие.

Трудолюбие - это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя - свои усилия, свое имя. Радость труда - могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива. Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир. (10, 209)

Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. Она немыслима без чувствования красоты, но здесь красота - не только то, что получает ребенок, но прежде всего то, что он создает. Радость труда - это красота бытия; познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. (10,210)

Чувство радости доступно лишь тому, кто умеет напрягать силы, знает, что такое пот и усталость. Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом, говорят в народе. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. (10, 210)

Если в старшем возрасте... большой побуждающей силой является нравственное сознание... то для ребенка младшего возраста творческая сторона самих трудовых процессов является главной, а иногда и единственной силой, заставляющей его выполнять более или менее продолжительные трудовые задания. В трудовом творчестве дети находят то же, чем влечет их и сказка и игра: яркое проявление самых сильных ин­теллектуальных и эмоциональных качеств человека. (6, 85)

Нельзя ожидать, что с первых же шагов трудовой деятельности труд будет привлекательным для ребенка и он сразу полюбит его. Наоборот, в настоящем труде на первых порах разочарование приходит гораздо раньше усталости. Подлинная любовь к труду воспитывается благодаря осознанию ребенком созидательной роли своих усилий, осознанию общественной значимости труда. Без этого элемента сознательности принуждение наталкивается на упорство учащихся, которое возрастает по мере усиления принуждения.

Дети есть дети, и удовлетворение им приносит прежде всего интересная деятельность. Кое-кто из педагогов считает, что интерес не может быть надежным стимулом к труду. Этот вопрос нуждается в уточнении. Надо различать, что вызывает интерес у детей - деятельность, к которой они имеют наклонность, или желаемый результат деятельности. Есть интересные занятия, в которых, по существу, нет труда. Если все усилия, вся энергия детей расходуются только на такие интересные занятия, это развращает их. Иногда дело доходит до смешных, курьезных случаев: явному лодырю, бездельнику стремятся подобрать «интересное занятие», которое, дескать, увлечет его и вылечит от всех пороков. Опыт убеждает, что лодыри там и появляются, где есть интересное времяпрепровождение, но нет интересного труда.

В чем же должен заключаться для детей интерес в труде? Труд сам по себе для детей интереса не представляет, нельзя себе представить, чтобы дети, направляясь, например, на волейбольную площадку и увидев невскопанные грядки и лежащие рядом лопаты, с радостными возгласами взялись бы за лопаты, вскопали грядки, забыв об игре в волейбол. Таких вещей не бывает. А ведь, играя в волейбол, дети расходуют значительно больше энергии, чем вскапывая небольшую грядку. Но игра приносит удовлетворение, вскапывание грядок само по себе удовлетворения не дает. Интерес к труду и чувство удовлетворения от труда приобретаются, развиваются. Для детей интерес в труде должен заключаться в осознании того, что они могут воздействовать на природу: заставлять растение давать урожай больше, инструмент - придавать дереву или металлу желаемую форму. Чем сильнее у детей сознание своей силы и власти над вещами, тем упорнее, настойчивее они в преодолении трудностей, тем интереснее для них простой, будничный труд. Вот благодаря такому интересу труд включается в духовную жизнь воспитанников. (3, 16)

Притягательную силу труда составляют самые разнообразные побуждения. Это и предвкушение удовлетворения от осуществления своего замысла, и ожидание ощутимого материального результата, и осознание выполненного долга перед коллективом, и чувство ответственности за выполнение необходимого труда, и, наконец, желание внести в трудовую деятельность, в трудовой процесс что-то новое. Максимально усиливая все эти побуждения, мы в практике воспитания стремились к тому, чтобы самым сильным из них был замысел. Без замысла не может быть и речи об активных усилиях. При этом надо учитывать, что чем меньше у ребенка жизненный опыт, чем ограниченнее его физические силы, тем больше в этом замысле должно быть чисто детского, идущего от игры. Результат труда должен быть как можно нагляднее, вещественнее, ощутимее. (3, 17)

Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспита­ние каждого школьника. (3, 18)

Общественная значимость производительного труда определяется еще и тем, насколько законченной, завершенной является та или иная конкретная работа. Есть школы, в которых воспитанники трудятся немало, но воспитательная ценность этого труда значительно снижается потому, что ни одно дело не доводится до конца. Школьники приходят на работу тогда, когда ощущается нехватка рабочих рук, они делают дело в «пожарном порядке»... Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим. Педагогический коллектив Павлышской школы стремится, чтобы в школьные годы воспитанники не просто трудились, но и обязательно начинали и завершали определенные виды работы, переживали все этапы трудового процесса - от осознания цели... до глубокого удовлетворения его результатами. (3, 19)

Если воспитанник вовлечен в продолжительную трудовую деятельность, если, повседневно занимаясь ею, он достиг определенных результатов, наступит время, когда его будет побуждать к труду не воля воспитателя, а его собственное, внутреннее влечение. Это неизбежное следствие длительной трудовой деятельности, направленной на достижение поставленной цели. Внутреннее побуждение к труду является могучей дисциплинирующей силой, которая воспитывается только в процессе выполнения продолжительного трудового задания. (3, 20)

Мы планируем воспитательный процесс на продолжительное время с таким расчетом, чтобы каждый воспитанник в составе своего коллектива выполнял сложную, ответственную работу от ее начала до ее завершения.

Как можно меньше случайного, непредусмотренного, «аварийного» труда - таково непреложное правило воспитания трудолюбия. (3, 21)

Чем больше осознает воспитанник возвышенную цель труда, тем меньше он нуждается в контроле и тем ярче для него выступает в качестве побуждающего стимула его собственная совесть. (6, 99)

Заставить трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физического и умственного труда - это решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться. Таких учеников мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда, постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то - пусть вначале незначительному - познанию, подчинению сил природы. Если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия открыт. (11, 358)

Мы глубоко верим в облагораживающую силу труда. Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком.

Я беру за руку самого трудного, «неисправимого» ребенка, привожу его на виноградный питомник и говорю: «Давай трудиться вместе со мной, со всем коллективом». И когда мы работаем вместе, каким бы он «безнадежным» ни казался, у него пробуждается желание работать. Подлинная трудность заключается не в том, что ребенок труден сам по себе, а в том, что много раз приходится брать его за руку, помогать разобраться в сложностях жизни, предостерегать от неправильных шагов. Но для этого необходимо воспитать у него любовь к труду. Приходит день, когда трудный и «неисправимый» передает плоды своего труда людям и переживает радость этого. С этого мгновения в нем родился настоящий человек. (9, 76)

Мы добиваемся того, чтобы каждый воспитанник в годы своего детства, отрочества, юности поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд - счастье, наслаждение. Сопереживание чувства радости от труда - это азбука самовоспитания. Тот, кто глубоко переживал это чувство в детстве, отрочестве и юности, стремится быть лучше в глазах общества. Самовоспитание, таким образом, становится активной формой участия в духовной жизни общества. (8, 14)

Педагогическое руководство трудовой самодеятельностью заключается в том, что ребенок чувствует рядом с собой вдохновение, увлеченность трудом. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимым человеком. Опыт убеждает, что нет в мире такого равнодушия, такого безразличия к делу, которое могло бы устоять перед творческим вдохновением учителя или старшего школьника, влюбленного в труд. Если мы видим, что ребенок ко всему безразличен, что его ничто не интересует, мы начинаем раздумывать, с кем из учителей или старшеклассников надо сблизить этого трудного ребенка. С этого начинается индивидуальный подход к ребенку. У каждого учителя, у директора, у завуча есть свои питомцы - двое-трое трудных детей, которым приходится жить в неблагоприятной семейной обстановке, которые не знают любви и ласки родителей. Мы находим дорожку к сердцам этих детей прежде всего потому, что мы их друзья в труде, нас и их волнуют одни и те же замыслы, цели, планы. (11, 354)

Неотразимое, исключительно сильное влияние оказывает на детей то, что какой-нибудь труд в одинаковой мере увлекает и их, детей, и учителя. В таком труде открываются детские сердца, ребенок становится другом, товарищем учителя. Наши учителя начальных классов в первую осень школьной жизни закладывают с детьми маленькие питомники для выращивания цветов. Весной мы вместе с детьми пересаживаем эти цветы, ухаживаем за ними, сажаем деревья, любуемся их красотой. На маленького ребенка производит большое впечатление то, что учитель умеет сделать прививку плодового дерева к дичку, пересадить дерево, сделать красивую цветочную клумбу. Трудовое обучение на этом этапе является совместным трудом учителя и ребенка. Мы вместе с детьми работаем не только на участке, но и в мастерских и рабочих комнатах, конструируем модели машин и механизмов. Совместная работа с детьми - это самые радостные часы нашего педагогического труда. (11, 367)

Как бы хорошо ни был организован учебный труд, в нем всегда есть известное однообразие. Возможные отрицательные следствия этого предупреждаются тем, что перед учениками ставится далекая, увлекательная цель... Для этого надо выделить из учебного труда какой-то законченный этап, совершенно ясный для учащихся. Ведь одной из причин, порождающих равнодушие и отвращение к учению, является то, что учение представляется учащимся скучнейшим делом, которому нет конца. Особенно опасно подобное отношение к учебному труду в средних и старших классах. Подросткам, юношам и девушкам надо обязательно показывать перспективу труда при изучении отдельных предметов и разделов. Без этой перспективы ученик может превратиться в автомат, выполняющий домашние задания «от такой-то до такой-то страницы», (3, 145, 147)

Учащихся влечет труд, в котором открываются возможности для постоянного совершенствования, движения вперед. Попытка построить производительный труд на простейших операциях, усвоенных на первом этапе производственного обучения, вызывает разочарование, а потом и равнодушие к профессии. (3, 372)

Воспитательным является только тот производительный труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы. Если единственной целью труда является выполнение как можно большего объема работы (чаще всего не требующей серьезных знаний, умений и навыков), ослабляются воспитательные стороны производительности труда. Это может... приостановить развитие наклонности, ослабить интерес к результатам работы, привить равнодушие к качеству труда. (3, 329)

Можно услышать такие рассуждения: «Загрузите его (подростка) работой, чтобы не оставалось слишком много времени - и никаких трудностей переходного периода не будет». Это примитивное, упрощенное и вредное для практики представление как о деятельности, так и о духовной жизни вообще. Во-первых, неумная «загрузка» рук может вылиться в перегрузку, что крайне вредно для растущего организма подростка. Во-вторых, физический труд не играет решающей роли в духовной жизни человека, а тем более формирующейся, развивающейся личности, если этот труд не является средством закалки духовных сил. Больше того, если физический труд поглощает все время и силы человека, его духовная жизнь становится убогой и бесперспективной... Одностороннее понимание деятельности на практике приводит иногда к таким результатам: у учащихся в возрасте от 12 до 15-16 лет может возникнуть пренебрежительное отношение к труду. Если же деятельность имеет богатую идейную основу и доставляет им ощущение полноты; насыщенности духовной жизни, то подростки могут выполнить физический труд значительно больший, чем они выполняют обычно. (6, 88)

Воспитание дисциплинированности вообще должно строиться на основе дисциплины труд а... Труд в коллективе является естественным состоянием чело­века, и уже это одно состояние дисциплинирует. Но труд дисциплинирует вовсе не тем, что он не оставляет времени для безделья, а самой своей сущностью. Недисциплинированность заключается не в шалостях и незначительных нарушениях правил поведения, а прежде всего в невыполнении обязанностей школьника в учении, в нерадивом отношении к общественно полезному производительному труду, в стремлении переложить свою долю труда на других. Эти качества возникают тогда, когда вовлечение в труд начинается после нескольких лет безделья. (3, 426)

Боязнь труда рождается в том случае, если условия [окружающей жизни] противоречат требованиям: на словах одно, а на деле другое, в классе разговоры о творческом физическом и созидательном умственном труде, а за стенами школы - нарушение агротехники, стремление восполнить низкий уровень культуры производства чрезмерными физическими усилиями. Молодежь вообще очень чувствительна ко всякому несоответствию между словом и делом, а несоответствие, относящееся к вопросам труда, приносит особенно большой вред... (3, 119)

В трудовой деятельности подрастающего поколения имеют место два вида труда - безвозмездный и оплачиваемый. Планируя соотношения этих двух видов труда, мы ориентируемся на глубокие изменения, которые происходят в нашем обществе. Трудящиеся получают все больше жизненных благ из общественных фондов потребления и независимо от их личного труда. Удельный вес благ такого рода в жизни детей несравненно больше, чем в жизни взрослых, и это возлагает на нас, воспитателей, большую ответственность. Ученики должны понимать трудовую ценность благ, которые они получают от общества бесплатно. Для этого мы и вовлекаем их в безвозмездный труд для общества. Чем больше получает молодое поколение благ, стоимость которых оно не оплачивает своим личным трудом, тем более необходим его безвозмездный труд. (11, 322)

Чем выше уровень материальной обеспеченности детей на данном этапе развития нашего общества, тем важнее участие их в безвозмездном труде для общества... Воспитанники создают свои коллективные фонды, на которые приобретаются не только предметы культурно-бытового назначения, но и станки, инструменты для рабочих комнат и мастерских, электромоторы для действующих моделей, батареи для радиоприемников, мотоциклы, швейные машины, (8, 135)

Коммунистический труд - труд по способности - не может ограничиться индивидуальной нормой. К труду без нормы мы должны готовить наших воспитанников уже сейчас, сегодня. Чтобы каждый воспитанник испытывал потребность давать как можно больше обществу, мы утверждаем новые, коммунистические взаимоотношения в коллективе. (7, 24)

— Отец Валериан, наверное, мы не ошибемся, сказав, что труд в жизни каждого человека и в жизни общества в целом имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. Скажите, пожалуйста, взаимосвязаны ли труд обычный, земной, и труд духовный?

— Начнем с того, что Господь — Творец мира и человека. Больше того, человек создан по Его образу и по подобию. Господь взял персть от земли, сотворил человека и вдунул в него душу живую, дух жизни. Человек был сотворен сразу взрослым, и тело его было совершенно. Так как в основе видимого мира было положено земное, плоть, то возрастание души человека не могло происходить без телесного труда. «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). Так что труд человеческий был заповедан как необходимое условие для жизни человека на земле.

Собственно, этим человечество и занимается на протяжении всей истории своего существования. Растения, приносящие плоды, которые были рассеяны повсюду, человеку хочется собрать в одном месте: он делает посевы, грядки. Поскольку Господь Сам творил видимый мир от простого к сложному, то и человеку, сотворенному по Своему подобию, Он дал возможность творчества: например, из диких яблонь человек научился культивировать самые разнообразные садовые сорта.

И вот еще один важный момент. Бог есть любовь, и Он хочет, чтобы Его любовь распространялась на творение, чтобы все сотворенные существа могли воспринимать ее. Поэтому в основе всей человеческой жизни лежит любовь. В раю была только любовь — смерти не было. А свойство любви таково, что без проявления себя, без деятельности она не может существовать, без этого она погибает. Вот почему любовь и дела любви всегда связаны, вот почему мы говорим: «Свидетельство любви — дела». А дела — это труд, поэтому совершенствование, возрастание без труда невозможно. И именно поэтому труд был заповедан даже безгрешным первозданным людям.

Другое дело, что преступление человеком заповеди воздержания обусловило кардинальные изменения во всем. Труд после грехопадения стал некоторым наказанием, земля стала взращивать волчцы и тернии. Теперь нужно было полоть сорняки, бороться с вредителями — в раю ничего этого не было.

Мы подошли к труду духовному — к молитве. В раю человеку была дана заповедь воздержания для того, чтобы он укреплял свою волю в добре. Человек преступил, нарушил эту заповедь, и воля его склонилась к злу. Поэтому с тех пор, как напоминание человеку о его непослушании Творцу, труд стал тяготой, которая, однако, при духовном к нему отношении облегчается: бремя становится легким. Почему молящиеся люди в труде не ропщут, не раздражаются? Труд молитвой облегчается. Почему сейчас для многих труд стал чуть ли не непосильным бременем? Потому что их духовное состояние плачевно.

— Получается, что всякий труд может быть творческим и всегда имеет духовную составляющую, и нет труда бесполезного, бессмысленного?

— Любой труд должен быть творческим, потому что человек создан по образу Творца. Примеры святых показывают, что физический труд — необходимый элемент жизни, а точнее низшая ступень, подводящая к духовному, возводящая на высшие ступени. Потому святые иногда песок таскали, камни перекладывали, заставляя тело подчиняться душе. И, конечно, пост телесный — воздержание плоти, помогает духовному, они переплетаются. Как тело и душа переплетены непостижимым образом, так телесное и духовное соединены между собой: совершается телесное — что-то происходит с душой, и наоборот. Немощствует тело — немощствует и душа; немощствует душа — сохнет тело.

Труд — необходимое условие духовного возрастания, без которого человек не может жить — мышцы атрофируются, а душа мертвеет.

— Вы сказали, что Адам был создан в совершенном теле, а младенец рождается в слабом? С какого возраста надо приучать его к труду?

— Дело в том, что труд начинается уже с рождения человека. У новорожденного появляется потребность в еде, грудное вскармливание для него труд, он потеет, трудится. При этом у младенца вырабатывается терпение, особенно если его не кормят беспорядочно, если есть режим. Правда, у нас теперь чуть ребенок пикнет, к нему бросаются и исполняют все его прихоти.

Сама жизнь свидетельствует: очень редко нужно спешить исполнять желание ребенка, даже грудного. Я не имею в виду, когда он болеет и поэтому надрывается, плачет. Но он часто проявляет характер, вполне понимая, что вот сейчас крякнул, вякнул — тут же прибегут, тут же принесут. Ну, так он и кричит, пока не дадут желаемое. Я часто вижу семьи, где ребенок, как повелитель, вокруг которого все пляшут. Такая избалованность и есть отсутствие труда родителей по воспитанию к воздержанию.

— Получается, что младенец уже в своем младенчестве начинает духовно трудиться?

— Первая заповедь, которая человеку была дана, заповедь труда — возделывать рай и хранить его. Вторая заповедь духовная — пост, воздержание: хочется телу, а душа говорит: нет, нельзя этого. Адаму, сотворенному телесно взрослым, первой была дана телесная заповедь, а затем и духовная. Младенцу, рожденному в немощном теле, — сначала духовное, а затем телесное! Он хочет — а ему не дают, это труд терпения, воздержания! Родителям, конечно, нужно следить за тем, чтобы у младенца не было надрыва, но важно знать, что ребенок начинает раздражаться очень рано.

Будем помнить, что один из первых и последних моментов духовного труда — это сдерживание гнева, раздражения. И младенец, и взрослый, и даже старый могут раздражаться: гнев — самое любимое дьявольское оружие. Если можно раздражить младенца и старика, то взрослого тем более. Чуть что — раздражение. Потому и пеленание детей приучает детей к неполной свободе, к неполной вольности. Физический труд начинается с того момента, когда ребенок начинает что-то соображать и двигаться: пирамидки собирать, игрушки за собой убирать — это очень серьезный труд.

— А у нас теперь почти повсеместно принято не пеленать детей. Может быть, с этого начинается своеволие?

— Не то, чтобы с этого, но в этом кроется один из серьезных элементов детской своевольности. Вообще причин много всяких, но самое главное — это состояние родителей и личный пример. Мы знаем, когда Адам и Ева вышли обиженные, что их изгнали из рая, у них родился Каин, но потом, когда они осознали свое грехопадение — у них родился Авель, первый мученик!

— Многие подростки сегодня не хотят учиться, не могут учиться, не могут заставить себя трудиться.

— Когда не хотят и не могут — это как раз паралич воли, поэтому трудолюбие нужно воспитывать, к нему нужно ребенка приучать. С младенчества нужно давать задания, которые воспитывают, например: «Вот уберешь игрушки — тогда получишь, а нет, значит, не получишь!» Приучать к тому, чтобы с трудом, заслуженно он получал то, что ему нравится, то, что ему нужно.

— Как быть, если уже пропустили момент, если ребенок уже ленив?

— Ну, голод не тетка! В основном-то, ему всегда чего-то хочется. Принцип тот же — вот сделаешь дело — и получишь. Как мы росли? У нас всегда было какое-то задание: вот прополешь грядку — побегаешь. А так просто — никаких игр. Должна быть последовательность в воспитании.

— Батюшка, расскажите, как вас в детстве приучали к труду .

— У нас было задание, например, по огороду. Надо было сначала вскопать, потом посадить, потом окучить, потом прополоть. Обязанности были распределены: это твое, а это твое. И правило такое было установлено: сначала сделать дело по дому, по хозяйству. Никуда без этого. И никакого другого разговора не было. Надо полить огород — так и поливали. Я, например, даже и не задумывался: нужно, значит нужно. Вот теперь, оглядываясь назад, вспоминаю и удивляюсь: до реки было метров сто, и когда пятьдесят раз сбегаешь с коромыслом туда и обратно — я помножил — получалось десять километров, из них пять — с полными ведрами! Ничего себе!

Конечно, такое трудовое воспитание современной молодежи и не снилось, наверное. Я помню, что и другие в то время так же жили, никого не нежили. У моего свояка с четырех лет по дому трудились, а с десяти лет — на поле.

Но вот сейчас в городах с их многоэтажками картина печальная: трудно воспитывать трудом — огорода нет, надо что-то придумывать. На самом деле деревенским в этом смысле было легче.

Да и школа мало помогает семье, из школы изгоняется труд, хотя это один из важнейших элементов духовного развития человека, без него человек деградирует как личность.

— Уже давно в родительской практике появилась такая «воспитательная мера» — платить детям за выполнение домашней работы и за оценки в школе…

— Не-е-ет! Этого нельзя делать! Ни в коем случае! Ни в коем! Деньги до сознательного возраста не должны участвовать в воспитании. В отношении детей в семье не может быть вообще разговора о денежных вознаграждениях: дети должны понимать, что они с ног до головы обязаны своим родителям, домашняя работа и учеба — их обязанность. У нас к несчастью, и родители-то не всегда понимают свои обязанности. Нужно внушать ребенку понятие долга.

— Стало быть, карманные деньги это плохо?

— По-моему, очень вредно. Это ни к чему. У нас их не было. Да их и у родителей наших почти не было, и мы боялись истратить родительские деньги…

— А если поработать в каникулы, заработать?

— Да, это, конечно, труд. Но дело все в том, куда ребенок эти деньги понесет и на что использует. Очень важно, чтобы человек понимал, как использовать деньги. Пока он не понимает этого, по-настоящему ему нельзя давать деньги в руки. Вот вспомнилось мне, что в молодости я ездил на целину, а на заработанные деньги купил костюм, в котором венчался.

— Батюшка, а как правильно распределять обязанности в семье?

— Ну, по-настоящему, главным должен быть отец. Молитва «Отче наш», говорит, что главный у нас отец. Он — как бы законодательный утверждающий орган в семье, правда не всегда бывает дома при детях. Он зарабатывает, обеспечивает пропитание. А контролирующая, исполнительная роль остается за матерью: она с детьми. А уж когда она не справляется, ребенок выходит из послушания, привлекается отец, который должен строго наказывать. Об этом в Ветхом завете прямо сказано.

— Отец Валериан, вы часто сталкиваетесь с семейными проблемами. В чем, по-вашему, заключается основная ошибка родителей, бабушек, дедушек?

— Основная ошибка… Дело в том, что ошибки сплошные, мало правильного. Только Господь и поправляет своим Промыслом. Главное, что у нас, к несчастью, утеряно традиционное понимание роли отца и матери. Вот мы говорим: кто должен, что должен? Слово отца всегда было законом, за матерью — контроль и исполнение. Родители должны свои обязанности знать, а у нас, как правило, стараются знать свои права. Беда современных людей в том, что все, как говорится, «права качают». Обязанностей почти никто не знает, даже когда на работу устраиваются, спрашивают, в первую очередь, о зарплате, а не о самой работе. Я часто наблюдаю, как люди на работе говорят: «А этого я не должен!» Куда какую ложку положить и куда веник поставить заранее не распишешь. Получается, государство, в котором множество инструкций и законов на каждый шаг — это государство, в котором народ развращен.

Во всех фирмах круг обязанностей жестко прописывается. А человек сам должен видеть то, что необходимо делать! И в семье так.

И ребенка нужно научить самостоятельно, без подсказки, делать необходимое. Как этому научить? Как родители поступают, так и он поступает — дети копируют родителей. Какие родители — такие и результаты.

— Можно ли исправить ленивого?

— С Божией помощью, думаю, можно! Но нельзя сказать, что всегда. Тут присутствует главный фактор — сам человек. Как говорится, Господь помогает, но насильно не спасает. Тут должен быть совместный труд отца, матери, родных и нельзя допускать разногласий, потому что лень искусно ищет слабое место.

— Случается, что некоторые родители придерживаются мнения, что не особенно и нужно учиться, главное, чтобы он в храм ходил …

— Учение необходимо для всех: не считай себя умным, век живи и век учись. Конечно, ребенок должен стать хорошим человеком, но и учиться он должен. Если он хороший, то он не посчитает себя самодостаточным, самым умным, а если это не так, то он уже не умный человек.

Хорошо ходить в церковь, молиться. Но плохая учеба в школе как раз часто вредит самому главному, потому что, по большому счету, ребенок, который не хочет учиться, и в духовной области ничего не может достигнуть. Да, он приходит в церковь, стоит, вроде молится. Но это состояние еще далеко от настоящей молитвы. Сказано: труднее всего Богу молится. Учеба и молитва друг другу не только не помеха, но и подспорье. Другое дело, что человеку может не даваться ученье, но не учиться — это лень. А лень в числе смертных грехов.

— Как научить ребенка духовно трудиться?

— Это надо во всех случаях и всякий раз разъяснять. Вот мои дети были маленькими. Как-то прихожу — они все в кроватках лежат, игрушки валяются, маме некогда. Я говорю: «Вот видите, вы сейчас лежите, игрушки валяются, а ведь вы за них недавно так дрались. Оказывается, все лишь для того, чтобы отнять. Чтобы отнять — нужна сила, а чтобы отдать — нужно смирение, нужна сила воли — а это выше». Они запомнили.

Другой раз двое схватились за игрушку, я говорю: «Ну, у кого смирение?» — игрушка между ними и упала, вспомнили! Дети все прекрасно понимают. А как-то раз один у другого отнимает, третий подходит: «Отдай, — говорит, — ему она не нужна, ему просто нужно ее отнять у тебя!» Тот отпустил. Вот это и есть духовный труд.

— Что нужно сделать родителям, чтобы ребенок понял необходимость духовного труда и смог воспроизвести опыт самостоятельного духовного делания?

— Родители должны приложить все усилия, чтобы как-то показать, рассказать, разъяснить, как жить и как трудиться, а все остальное делает Господь. И нужно усердно молиться за своих детей, тогда Господь создает обстоятельства, через которые ребенок начинает понимать, что и как.

Я с детства вырос в Церкви и вроде бы привык к молитве. Но вот я поступаю в институт, а мой брат мне говорит: «Вот к такому-то преподавателю математику не ходи сдавать — не поступишь». Я готовился: математика профилирующая. Прихожу на экзамен, сажусь, готовлюсь по билету. А подготовлен я был неплохо, думаю: сейчас сдам. А тут приходит как раз тот самый человек, к которому лучше не попадать. Он смотрит на меня и говорит: «Ну, идите отвечать».

Поначалу все шло неплохо, а потом просит построить отрезок функции. Сижу и ничего не соображаю! Кто-то рядом тоже «сыпется», я прошу: «Разрешите подумать». Он: «Пожалуйста, пожалуйста!» А что тут думать, когда в голове ничего нет? Вот тут я взмолился! И Господь послал мне решение. Я получил у этого преподавателя пятерку и на ней въехал в институт, потому что у этого преподавателя получить «отлично» было сверх всякого. Я понял, что нужно молиться. Да, на своем опыте я убедился в этом.

— Как научить ребенка молиться?

— Это, по-моему, самое сложное. Во-первых, самому нужно молиться. Я многих людей знал, которые в старости, вспоминая своих родителей, говорили: «Открою глаза — а папа или мама стоят, молятся!» Я тоже всегда вспоминаю, как молилась моя мама.

В семье, я бы так сказал, должна быть молитвенно-трудовая атмосфера, и главное, во всем нужен личный пример, а в молитве особенно, ребенок потом поймет!

— К сожалению, подростки начинают реже ходить в храм. Что можно сделать, чтобы они не избегали посещения храма?

— Общего рецепта нет. Правда, во всех случаях нужно стараться слегка удерживать ребенка рядом с храмом. Сколько ты удержишь, это вопрос… Не надо забывать, что мы живем в духовном мире, он совершенно реально существует и действует на каждого, враг воюет, старается детей с родителями столкнуть, нужно видеть действие другой силы. Иногда ребенок не то чтобы не хочет в храме быть, его просто подзуживают, выталкивают. Иногда надо просто поддержать: устал — посиди. Иногда отвлечь ребенка от сосредоточенности на своем усталом состоянии. Помнится мне, как я был духовником в одной паломнической поездке. Мы плыли на пароходе, была качка, всех укачало, побежали за таблетками. Тут я что-то интересное стал рассказывать, и, пока рассказывал, уже забыли про качку. Рассказать быть может о понятии «второе дыхание», которое есть у спортсменов: вот уже падаешь, уже нет сил — ничего подобного, не упадешь, дотянешь… Так и тут.

Но когда появляется «не хочу» — нужно понуждать.

— Можно ли трудиться духовно, не будучи церковным человеком? Часто приходится слышать: «Главное, что в душе, что внутри самого себя» или «Бог у меня в душе».

— Трудиться-то можно, только какой результат будет? Такой пример из жизни есть: одного ругают, а тот спокойно выслушивает. Кто-то удивился: такой молодой, а достиг такого состояния, и спросил у него, как он этого достиг. А тот отвечает: «Да кто они такие, чтобы на них обращать внимание?» Спрашивающий ужаснулся такому состоянию. Спрашивает другого, которого ругают, и тот тоже спокоен: «Почему ты спокоен, когда они тебя так ненавидят?» А тот отвечает: «Да ведь они меня тренируют!»

Видите, и здесь, и там есть какой-то духовный труд, только последний нашел правильный выход из положения, а первый — таблетку, и у него нет ничего общего с любовью, одно только презрение и пренебрежение к людям. В духовной области без духовного руководства и наставления очень легко заблудиться и ошибиться и можно прийти не в то состояние, хотя внешне все покажется нормальным. Так, например, внешнее спокойствие в йоге отличается от спокойствия в христианстве: там человек стремится погасить желание, сделать себя бесчувственным, а в христианстве наоборот, очистить чувства при сохранении полноты жизни.

А потом, все-таки, уж простите, сказано же: теория без практики мертва, а практика без теории слепа — это относится и к вашему вопросу. Достичь чего-то существенного даже в области внешнего труда без учителей, наставников наивно, а в области духовной, по-моему, невозможно: как осенние листья сыплются те, у кого нет духовного руководства. Весь опыт духовной жизни — в сокровищнице Церкви! И не только это. Самое главное: нужна благодать, ведь можно все это понимать, но не иметь возможности справиться с самим собой. А благодать дается через молитву, через таинства — исповедь, причастие. Справиться в духовном мире без Церкви, все равно что воевать одному.

— Связан ли сегодняшний кризис с отношением современного человека к труду?

— Кризис — это суд системы. Кроме того, экономический кризис — это производная от духовного кризиса. В сущности, получается, что безработица, сокращение учебных заведений — это результат того, что никто не хочет ни трудиться, ни учиться: «да даст тебе Господь по сердцу твоему». Бог попускает это, чтобы люди смогли оценить по-настоящему труд и учение. Не будешь учиться, не будешь трудиться — жизнь станет каторгой. Чем ближе человек к Богу, тем труд для него радостнее, а чем дальше, тем невыносимее.

Специалисты чаще называют это явление «выгоранием». Мне же кажется более подходящим в данном случае слово «перегорание». Человек не выгорел, как ковер на солнце, а перегорел, как лампочка. Увлеченно горел своим делом, и вдруг произошло угасание интереса и стимулов.

Возможные симптомы перегорания:
ощущение ничтожности результатов своего труда и его бессмысленности;
хроническая усталость (за выходные силы не восстанавливаются);
чувство равнодушия (безразличие к деятельности, которая еще недавно радовала);
раздражение по отношению к коллегам и нетерпимость к клиентам;
чувство неуверенности в собственных силах, ощущение своей некомпетентности и страх, что вы теряете свои профессиональные навыки;
постоянные, не покидающие и в свободное время, негативные мысли о работе…

Еще недавно вы бодро шагали на работу и активно включались в процесс. И вдруг все чаще стали задаваться вопросом: какую пользу я приношу, кому это все надо, и меняюсь ли я в лучшую сторону, благодаря тому, чем занимаюсь.

А когда устаете размышлять на тему смысла своей работы, накатывает чувство опустошенности и отстраненности. Вдруг, сидя на своем привычном рабочем месте, вы становитесь наблюдателем. На коллег и события дня смотрите как бы со стороны.

Это говорит о том, что физически и эмоционально вы истощены. И вполне естественно, что при хронической усталости продуктивность вашей работы снижается.

Вы критикуете всех и все. Частенько негативно высказываетесь в адрес начальства, коллег, клиентов, собственных обязанностей. И если женщине более свойственно эмоциональное истощение (нытье, ворчание), то мужчине в этот период сложно удержаться от злобы, сарказма, снобизма, циничных высказываний в чей-то адрес.

И это плохо, прежде всего, для здоровья. Хроническая усталость может привести к тяжелым заболеваниям, а раздражительность и неудовлетворенность к частым головным болям, астении и бессоннице.

Это опасно и тем, что вы сами включаете механизм отторжения от коллектива и от работы. Так как мысль материальна, то, регулярно высказывая недовольство, вы добровольно отказываетесь от того, что перестаете ценить. И вскоре можете лишиться места по любой внешней причине: закроется проект, случится непредвиденное сокращение штата. И «вылетите» именно вы. На самом же деле, главной причиной будет ваше собственное решение и выбор. И потому надо быть осторожнее с мыслями и высказываниями.

Опасность есть и в том, что можно самому настолько убедить себя, что все так плохо, что никакие дальнейшие внешние изменения (повышение зарплаты, улучшение условий труда, доброжелательное внимание со стороны руководителя) не смогут уже удержать вас на этой работе. Собственными руками, вернее сказать, мыслями и речами, человек может разрушить свою карьеру.

Безусловно, угасание свойственно, прежде всего, людям, которые годами привязаны к своей работе. Но не стоит думать, что это только удел тех, для кого работа — наркотик. Синдрому подвержены и «летуны», меняющие работу каждый год при первых же признаках перегорания или еще на стадии, когда просто работа перестает приносить привычный кайф.

Возможные внешние причины перегорания:
испортившиеся отношения с начальством или коллегами;
регулярное и утомляющее общение с людьми;
отсутствие стимулов (в виде повышения зарплаты и продвижения по карьерной лестнице) в течение длительного времени;
перегрузки (в связи с гонкой на пути достижения поставленной цели);
потеря смысла (после достижения желанной позиции);
рутинность работы, жизнь по инерции;
невидение дальнейших перспектив;
нарушение баланса между карьерой и частной жизнью (жизнь ограничена только работой)…

Одной из главных причин, по мнению специалистов, является расхождение между принципами работы и личными стремлениями человека. Человеку важно чувствовать, что он эволюционирует; развивается в нужном для него направлении.

Если работа превращается в постоянно повторяющуюся последовательность одних и тех же действий, хочется быстрее сбросить со своих плеч эту тяжелую ношу. Рутинность изнуряет.

Карьера (как и любовь, семья, дружба) предполагает постоянных душевных вложений, самоотдачи, искреннего желания вносить постоянно что-то новое в свое дело.

Даже для тех, кто рассуждает, что работает исключительно ради денег, все равно немаловажно чувствовать значимость своего труда. Иначе не будет чувства удовлетворенности. Если ежедневно сталкиваешься с решением, на твой взгляд, глупых задач, то «скисаешь». Осознание же своей принадлежности к какому-то большому делу вдохновляет и дает силы для покорения следующих вершин в профессии.

На самом-то деле, это задача работодателя следить и заботиться о сохранении интереса к работе его подчиненных. Это он должен мотивировать своего работника к труду.

Возможные варианты мотивации:
регулярная разработка небольших целей, по достижении которых работник премируется, поощрение инициативы;
поручение обмена опытом, наставничество над более молодым сотрудником;
повышение зарплаты (материальное вознаграждение);
продвижение по карьерной лестнице;
расширение деятельности (новый круг обязанностей);
переключение деятельности на другие вакансии;
обучение новым технологиям (организация семинаров, круглых столов, тренингов);
поощрение стремления к повышению профессиональных навыков;
выделение дополнительного свободного времени (не считая перерыва на обед);
организация вечеринок, банкетов, выезда всем коллективом на природу…

Важно чувствовать себя нужным фирме (организации), в которой работаешь. Приятно, когда начальство уделяет тебе внимание и высоко ценит твой труд. Это хорошая и правильная мотивация.

Самым эффективным лечением или профилактикой заболевания «профессионального перегорания» является, конечно, академический оплачиваемый отпуск (англ.sabbatical). Со стороны умного руководителя предоставить возможность годик передохнуть хорошему работнику было бы даже справедливо. Если он проработал более пяти лет и был полезен фирме, то отчего бы не дать ему попутешествовать, поваляться с книжкой, подзарядиться энергией от природы и набраться новых впечатлений, а главное — соскучиться по работе, по сослуживцам?! А какой это замечательный стимул для всех молодых работников?! Но это из разряда «идеального», и в нашей стране о таком приходится лишь мечтать.

И вообще, стоит ли надеяться на то, что кто-то будет заниматься нашим «выздоровлением»?! Мы давно привыкли, рассчитывать на свои собственные силы и будем, как птица Феникс, возрождаться из пепла сами.

Как писал Вольтер: «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей». А потому трудностей нам не стоит бояться!

Возможные действия для восстановления:
пробуждение («проснуться», «очнуться»);
понимание и спокойное принятие своего «диагноза»;
помнить, что ты счастливчик (очень многие сегодня желали бы оказаться на твоем месте);
осознанное желание к «выздоровлению», «возрождению»;
постоянный поиск положительных сторон своей работы (например, наличие социального пакета, своевременность выплат зарплаты…);
можно и важно разнообразить досуг, пойти учиться (танцам, языкам, дайвингу…), благодаря чему из жизни уйдет однообразие;
продолжение профессионального обучения (курсы, второе высшее…);
наличие конкретных целей, ясное видение своего будущего…

В список не вошли основополагающие (и само собой разумеющиеся) три пункта: вести здоровый образ жизни, грамотно питаться и верить в лучшее.

И если все же ваши попытки не увенчаются успехом, то, возможно, пришло время менять работу. И этого не стоит бояться. Новый коллектив всегда хороший стимул к тому, чтобы захотеть хорошо выглядеть, проявить себя с лучшей стороны в работе, включиться в какой-нибудь соревновательный процесс. Это мобилизует, а желания придадут дополнительной энергии для исполнения задуманного.

А вот менять сферу деятельности — это серьезное решение. Не торопитесь, принимая его. Сделать карьеру не просто, а вами уже затрачены определенные усилия. Это надо ценить. Хорошо было бы строить новые цели, используя прошлый опыт и наработанные вами профессиональные навыки.

Бросить все и начать с нуля имеет смысл лишь в том случае, если вы четко увидели свое предназначение в чем-то абсолютно новом, уверены в своих намерениях и силах и созрели для перемен. Тогда смелее! И удачи!

Views: 16209

Будни. Они - сплошная беспробудность. Вечная забота. Тягучая скука. Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. О, плохое настроение! А понедельник - это прообраз будней.

Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный прием. Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. А в жизни нет большего стыда, чем быть побежденным - и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. Итак - искусство жизни! Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! Нам никогда не избавиться от будней. Они будут всегда. Они составляют материю нашей жизни. И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. Как этого добиться?

Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. Что есть ты во Вселенной? Каковы твои деяния перед Отечеством?

Ты еще этого не уяснил? Ты еще этого не знаешь? Как же ты живешь? Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. И скуку, и плохое настроение, и все им сопутствующее.

Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишенную смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. Надо одуматься. Надо понять серьезный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя ее высокого смысла. Надо серьезно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».

Бессмысленно - это безрадостно. Человек создан так, что не может жить безрадостно. Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься все лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.

Если же ты нашел высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. И взлет в твоей жизни обеспечен. Ведь радость высвобождает творческие силы; творческие силы создают качество; а качество труда вызывает радость от труда.

Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. И теперь для тебя нет больше тягучих будней.

(по И.А. Ильину*)

Иван Александрович Ильин (1883-1954) - русский философ, писатель и публицист.

Радость жизни. Как можно её добиться? Именно эту проблему поднимает И.А. Ильин в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, писатель замечает, что нашу жизнь составляют будни и праздники, и зачастую человек ненавидит будни, а праздника ждёт лишь для того, чтобы «обличить повседневность». Автор текста с уверенностью говорит, что праздника заслуживает лишь тот, кто любит будни, о чём говорится в следующем предложении: «Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни». Свои рассуждения публицист завершает справедливым выводом о том, что радость повышает творческие способности, благодаря чему улучшается качество труда, от чего человек вновь испытывает радость. Тогда и будни становятся праздником.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. И.А. Ильин убеждён: человек может добиться радости жизни лишь в том случае, если он полюбит свои будни, свою работу, поймёт высокий смысл своей профессии.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница». В этом произведении молодая девушка Нарышкина Мария Никифоровна была назначена учительницей в село Средней Азии Хошутово. Однако она быстро испытала разочарование, так как всем было не до школы: крестьяне работали каждый день, очищая усадьбы от заносов, деревня голодала от недостатка плодородной почвы, и дети ходили в школу неисправно. Крепкая натура Марии Никифоровны начала уже потухать, но однажды она поняла: в школе нужно ввести новый предмет, на котором обучают борьбе с песками. В отделе народного образования ей не выдали преподавателя, а снабдили подходящей литературой. И Мария Никифоровна стала сама учить крестьян этому делу, и они сумели справиться с проблемой. Вся деревня благодарила Марию Никифоровну, и сама учительница была счастлива. Так постижение высокого смысла профессии способно помочь человеку добиться радости жизни.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: постигнуть счастье может лишь тот, кто любит свои будни, свою профессию и познал её высокий смысл. Вспомним фантастический рассказ братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». В этом произведении важное место занимает НИИЧАВО – Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства. Там работали Маги, и их девиз был таков: «Понедельник начинается в субботу». Всё дело в том, что они ненавидели выходные, слишком уж они любили свою работу. И прежде всего они занимались проблемой человеческого счастья и смысла жизни. Маги были убеждены: счастье и смысл жизни заключаются в познании неизведанного, чем они, собственно говоря, и занимались. Поэтому можно смело сказать, что эти люди были счастливы. Следовательно, любовь к будням, к своей работе и постижение её смысла дарят человеку радость жизни.

В заключение важно отметить: невозможно испытать истинную радость жизни, ненавидя будни. Ведь ненависть – негативное чувство, которое может разрушить всё самое хорошее, что есть в человеке, и радость жизни в том числе. Поэтому, если человек хочет быть счастливым, он должен полюбить свои будни и свою работу, для чего следует постигнуть её высокий смысл.



Поделиться