Виды опросов: достоинства и недостатки различных способов опросов. Виды опросов

Разнообразные анкетирования являются наиболее распространенными методами получения начальной информации по какому-то определенному направлению. Основные виды опроса характеризуются оперативностью получения результатов, экономичностью, простотой. Данные параметры сделали подобные исследования востребованными среди политических деятелей, предпринимателей, школьных учителей. Для получения достоверных виды вопросов в опросе подбираются с учетом возраста респондентов и уровня их образования.

Формы проведения

В зависимости от функций, возлагаемых на опрос, его можно проводить в двух вариантах:

  • интервью;
  • анкетирование.

Особенности социологического опроса

Социологический опрос представляет собой вариант первичной социологической информации. Основные его виды основаны на опосредованной либо непосредственной связи между респондентом и исследователем. Целью подобной взаимосвязи будет получение от респондента конкретных данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Сущность методики состоит в общении прямым либо косвенным способом через анкетера с группой людей (респондентами). Практически все виды социологического опроса предполагают вопросно-ответный диалог. Специфика подобного общения заключается в том, что оно не только должно четко соответствовать алгоритму, но и учитывать, что в качестве участников будут выступать простые люди, отвечающие на вопросы с применением своего житейского опыта. Виды социологического опроса подбирают в зависимости от целей исследования, требований к надежности и достоверности изучаемой информации, организационно-экономических возможностей.

Значение социологических исследований

Такой опрос играет особую роль в разнообразных социологических исследованиях. Основным его предназначением является получение социологической информации о состоянии коллективного, личного, общественного мнения, а также о фактах, оценках, событиях, непосредственно связанных с деятельностью респондентов. Ученые убеждены в том, что почти 90 процентов важной эмпирической информации поступает именно в результате социологических исследований. Различные виды опросов признаны ведущим исследований сознания людей. Особенно важны они для анализа социальных процессов, а также тех явлений, которые малодоступны при простом наблюдении.

Классификация контактов с респондентами

В настоящее время принято подразделять виды опросов на несколько основных групп:

  • личные беседы (face-to-face опросы);
  • квартирные (проводятся по месту непосредственного жительства респондентов);
  • уличные (проводят на улицах, в торговых центрах);
  • вариант с центральной локацией (hall-test).

Дистанционные опросы

Они предполагают получение информации удаленным путем. Существует определённая классификация данных опросов:

  • интернет-опросы;
  • телефонные беседы;
  • самозаполняемые анкетные формы.

Проанализируем особенности дистанционных форм: телефонной беседы и интернет-опроса.

Телефонный опрос

Подобные виды опросов незаменимы в тех ситуациях, когда осуществляются установочные исследования. Также подобные варианты используются для территорий, существенно удаленных друг от друга. Как проводится телефонное исследование? Для начала потребуется создание максимально возможной базы телефонных номеров кандидатов в респонденты. Далее случайным образом из созданной телефонной базы выбирают несколько номеров, которые станут непосредственными участниками данного исследования.

Преимущества подобного варианта опроса:

  • быстрота выполнения;
  • незначительная стоимость исследований;
  • использование в опросе довольно большой по площади территории;
  • возможность привлечения к исследованиям разных групп респондентов;
  • отсутствие проблем с контролем качества работы интервьюеров.

Среди основных недостатков телефонных исследований отметим существенные ограничения длительности интервью. Кроме того, подобный вариант не всегда возможен, так как во многих населенных пунктах России существуют проблемы с телефонными линиями. Если анализировать современные виды опросов, то самым оперативным будет именно телефонный вариант. Он дает возможность выявить мнение разных групп населения по всем вопросам. Существует подразделение таких вариантов опроса по типу применяемых респондентов: интервью с юридическими лицами, опрос физических лиц.

В телефонном интервью выделяют определенные этапы:

  • разработку анкет;
  • создание выборки.

В зависимости от цели исследования выборка может быть целевой, когда подбирают абонентов по определенным критериям: возрасту, занимаемой должности. Подобные виды опроса граждан осуществляют обученные заранее интервьюеры. Они слушают ответы абонента, заносят их в специальную электронную либо печатную анкету. Далее осуществляется обработка анкет, создание таблиц, построение графиков и диаграмм. Специалисты проводят аналитическую обработку полученных данных, предоставляют заказчику отчет. В нем все ответы респондентов распределены по определенным группам, таблицы сопровождаются основными выводами. Результативными будут телефонные опросы в тех населенных пунктах, в которых телефонизировано больше 75 процентов населения. Иначе сложно будет вести речь о достоверности той информации, что будет получена в результате анкетирования.

Для чего проводят телефонные опросы

Такие виды анкетного опроса предназначаются для выявления отношения населения к определенным маркам, товарам, компаниям. Телефонный опрос дает возможность получать оперативно информацию о том, как реагирует рынок и потребители на действия конкурентных компаний. Такое исследование гарантирует без существенных финансовых затрат выполнять анализ рынка до начала, а также после завершения рекламных акций, выявлять эффективность проведенных мероприятий.

По итогам телефонного анкетирования нельзя собрать глубинный материал, так как есть ограничения по степени сложности вопросов, времени разговора. Такое исследование не подходит для изучения доходов компании, анализа работы руководящего состава.

Интернет-опрос

Проанализируем разные виды интернет-опросов, которые позволяют собирать социологическую информацию по конкретным фактам, событиям online.

Учитывая многомиллионную армию пользователей интернета, такой вариант исследования достаточно эффективный и дает неплохие результаты. В качестве основных преимуществ подобного опроса отметим его оперативность. Есть у этого тестирования и свои недостатки, о которых также следует упомянуть. На результаты влияет посещаемость тех площадок, на базе которых проводится анкетирование. Разработчикам сложно контролировать действия респондента, поэтому результаты являются весьма сомнительными.

К концу прошлого века Всемирная паутина стала применяться многими социологами для осуществления серьезных исследований, касающихся актуальных вопросов. Информацию можно получать из всех стран мира и даже с разных континентов. Благодаря интернет-технологиям ускоряется сбор начальной информации для проведения исследования различных социальных процессов. ИТ позволяют проводить экспертные опросы, персональные интервью, виртуальные фокус-группы. В нашей стране социологические опросы, проводимые через интернет, пока считаются редким явлением. В европейских странах такие анкетирования проводят гораздо чаще, заменяя ими устный опрос. Виды устного опроса, применяемые в обычном интервью, не позволяют за короткий отрезок времени получить нужные результаты. Сетевые исследования имеют определенные преимущества в сравнении с традиционными формами.

Преимущества интернет-опросов

Подобные исследования дают возможность экономить материальные и человеческие ресурсы, а также время, получая данные высокого качества. Решающим фактором становится именно экономия ресурсов при осуществлении интернет-анкетирования. Традиционные формы не привлекают респондентов, так как приходится отрываться от текущей деятельности. Если анкета представлена на нескольких страницах, далеко не у всех людей хватает терпения на то, чтобы дочитать ее до конца. Минус бумажного опросника и в том, что он не позволяет респонденту оценивать промежуточные итоги тестирования.

Интернет-тесты предоставляют индивидуальную обратную связь после завершения анкетирования, стимулируя респондента к систематическому участию в подобных опросах. У опрашиваемых пользователей Сети формируется положительное отношение к таким исследованиям, возникает желание привлекать к ним друзей, коллег. Ученые выделяют и экологическую валидность интернет-опросов. При интервьюировании человек находится в привычных для него, комфортных условиях. Пройти опрос можно в любое удобное время, поэтому желания поскорее отделаться от анкеты у респондентов не возникает. Методика такого исследования предполагает визуальный прямой контакт между респондентом и социологом. В результате создается такая коммуникативная ситуация, при которой нет психологического дискомфорта. Отсутствие принуждения, стеснения, неловкости, нервозности, характерных для классического опроса, гарантирует откровенные и полные ответы на вопросы, предлагаемые в анкетах.

Проблемы, связанные с употреблением алкоголя, наркотических средств, самоубийством, сложно выявлять обычными опросами, так как многие рассматривают это как попытку вторжения в частую жизнь. Традиционные методы не гарантируют анонимности респондентов, поэтому с проблемой открытости справляется интернет. В отличие от бумажного интервьюирования электронные опросы имеют развёрнутые и детальные ответы. Данная методика открывает новые горизонты для Есть и определённые технические и методологические проблемы в использовании интернет-анкетирования.

В первую очередь нужно отметить ограниченность числа людей, имеющих свободный доступ к интернету. Кроме того, виды анкет опроса имеют определеные рамки по тематике и не подходят для осуществления глобальных исследований. Среди технических проблем отметим ограниченность предлагаемых вариантов ответов. Когда респондент вписывает свой вариант, возникают сложности с обработкой результатов анкетирования. Есть проблемы и с программным обеспечением, возможно существенное искажение полученных результатов. Часть респондентов отвечает на одну и ту же анкету несколько раз, особенно если анкетирование предполагает материальное вознаграждение. В результате объективность результатов снижается, нельзя говорить об их достоверности.

Сравнение телефонного анкетирования и интернет-опроса

Сравнивая эти виды, способы опроса, социологи отдают предпочтение интернет-технологиям. Телефонные интервью часто сопровождаются отказом со стороны потенциальных респондентов. Примерно 10-15 процентов соглашается принимать участие в исследованиях, остальные люди просто кладут трубку. Интерес к опросам отсутствует, так как у опрашиваемых людей нет материальной заинтересованности. Интернет-анкетирование сталкивается с техническими проблемами, оно недоступно для удаленных от коммуникаций деревень.

Опросы в школах

Самые распространённые виды опроса на уроке: фронтальный, индивидуальный. Проанализируем отличительные особенности каждого варианта проверки теоретических знаний и практических навыков учащихся, применяемых педагогами образовательных учреждений. подходит для быстрой проверки домашнего задания. Например, педагог может задавать ребятам вопросы, включая в работу весь класс. Такие виды опроса на уроке позволяют учителю за небольшой временной промежуток оценить знания учащихся, полученные ими практические навыки.

Для уроков химии и физики подходят тематические диктанты. Учителем предлагаются вопросы, ответами на которые будут формулы либо единицы измерения физических (химических) величин. Проверку диктанта также можно провести фронтально, вызывая к доске «по цепочке» каждого ученика класса. Такой опрос займет считаные минуты, при этом позволит оценить практически всех учеников в классе. Преподаватели гуманитарных дисциплин (истории, обществознания, русского языка, литературы) отдают предпочтение индивидуальным опросам. Безусловно, анкетирование используют в своей работе не только учителя, но и сами ученики. Занимаясь внеурочной деятельностью, работая над собственным исследованием, проектом, ребята применяют разные виды опроса, виды интервью. Сначала педагог объясняет ребенку специфику проведения анкетирования, и только после этого юный социолог приступает к собственным исследованиям.

Среди нюансов, на которые важно обратить внимание при подготовке к социологическим опросам, можно выделить их полную анонимность. Например, ребенок путем анкетирования выясняет, какие шампуни предпочитают приобретать его одноклассники, педагоги, родители. Далее юный ученый проводит собственное исследование в химической лаборатории, вооружившись научными методами, он выясняет эффективность этого продукта. На следующем этапе работы он сравнивает итоги анкетирования с результатами эксперимента, сопоставляет их.

В современной школе опросы стали привычным явлением, без них не обходится ни одно мероприятие. Например, чтобы оценить степень комфортности в классе, психолог предлагает ребятам ответить на вопросы анкеты. Затем выполняется обработка полученных результатов, анализируется психологическое состояние коллектива. При прохождении педагогом квалификационных испытаний также предусмотрено анкетирование родителей, учеников, коллег по работе. Полученные результаты оформляются в виде графика либо диаграммы, прикладываются к о соответствии педагога заявленной категории. Среди последних инноваций, используемых в процессе обучения, можно отметить итоговые испытания для выпускников основной и средней школы, предлагаемые в виде тестов.

Заключение

В настоящее время во всех сферах деятельности человека используются различные виды методов опроса: телефонные интервью, интернет-опросы, фронтальные беседы. В зависимости от предназначения подбираются оптимальная форма, вид, длительность анкетирования. Синтезом интервьюирования и анкетирования является телефонный опрос. Его в основном применяют во время рекламных и избирательных кампаний. Опросы используются наукой для решения практических задач. Статисты уже давно пользуются подобными методами для сбора информации о трудовых ресурсах, структуре, семейных расходах.

Журналисты подобную методику применяют для определения рейтинга передач, публикаций. Тележурналисты не выбирают респондентов по определенным признакам, поэтому результаты исследований существенно искажены. Учителя применяют опрос воспитанников как вариант контроля усвоенных знаний, проверки домашних заданий. Врачи осуществляют опрос первичный пациентов, выясняя информацию об имеющихся заболеваниях. Задаваемые вопросы должны учитывать психологические особенности респондентов, ситуацию, сложившуюся перед беседой. Продумывая опрос, социолог выбирает один из вариантов: анкетирование либо интервью. Учитывая, что интервью может быть индивидуальным и групповым, заранее выбирается его форма.

Распространённым вариантом анкетирования является раздача респондентам анкет. Проводить подобный опрос можно по месту жительства, работы респондентов. Так, оценка качества и эффективности работы органов коммунальной сферы предполагает опросы жильцов. Анкета подразумевает определённый набор вопросов, в каждом из которых отражены определенные задачи исследования. Анкета имеет вводную часть, в ней содержится обращение к респонденту, поясняются цель и задачи опроса, краткая характеристика предполагаемых результатов, их польза. Также в анкете должна быть указана степень анонимности проводимого опроса.

Для того чтобы анкета была полноценной, она должна иметь подробную инструкцию по заполнению, название, место и год издания.

Полноценная социально-статистическая диагностика дает возможность получать информацию о разных социальных и экономических преобразованиях, деятельности муниципальных и государственных органов управления, воздействии на молодежь телевидения и радио.

Опрос - это метод сбора информации, который основан на очном или заочном взаимодействии с респондентом. Опрос является одним из самых популярных методов получения информации о респонденте .

При проведении опроса исследователь задает перечень специальных вопросов, ответы на которые могут дать ему необходимую для исследования информацию, опирающуюся на цели и задачи исследования.

Отличительной чертой данного метода также является возможность его массового использования при относительно небольших затратах.

Данный метод можно классифицировать по следующим критериям:

1. По характеру опрашиваемой совокупности:

· Индивидуальные

· Групповые

2. По форме проведения:

· Письменные

3. По частоте проведения:

· Повторные

· Бесповторные

4. По месту проведения:

· По месту жительства

· По месту работы или учебы

5. По способу получения информации:

· Анкетный опрос

· Интервью .

Анкетный опрос отличается от интервью тем, что не требует обязательного общения с респондентом лицом к лицу. Ключевым инструментом данного метода выступает - анкета.

Сферы применения методов опроса

Сфера применения методов опроса обширна. Использование данных методов служит инструментом для решения социальных, экономических, политических, культурных проблем жизнедеятельности общества .

Опрос принимает своеобразные формы при использовании в различных отраслях. Работники силовых структур опрашивают подозреваемых и выясняют обстоятельства дела и их отношение к нему. Главный врач в больнице, обходя своих пациентов, использует данный метод для выяснения необходимой для него информации.

Этим методом также пользуются журналисты, педагоги и многие другие. Однако вышеизложенные примеры являются лишь бытовым эквивалентом применения социологического метода.

Ключевыми направлениями применения метода опроса в социологических исследованиях являются:

· Выявление факторов, тем или иным образом влияющих на социальный объект.

· Определение отношений между различными социальными группами, а также их отношение к социальному объекту.

· Выяснение ценностных ориентаций общества.

· Диагностика состояния общества.

Анкетный опрос

Анкетный вопрос является наиболее популярным методом социологического исследования, чем наблюдение, эксперимент или анализ документов. В рамках моей курсовой работы я использовала именно этот метод.

Анкетный опрос делится на следующие виды

I. По распространению:

1. Раздаточный

2. Прессовой

3. Почтовый.

II. По охвату:

1. Индивидуальный

2. Групповой.

Анкета - ключевая составляющая анкетного опроса.

Анкета - это упорядоченная система вопросов (с возможными вариантами ответов и без), которая полностью опирается на цели, задачи и гипотезы исследования.

Вопросы в анкете делятся на:

2. Функциональные (упорядочивают ход заполнения) .

В свою очередь функциональные вопросы бывают: контрольные (служат для проверки правдивости ответов респондентом), вопросы-фильтры (используются для того, чтобы "отфильтровать" адресата), а также функционально-психологические, целью которых является осуществление перехода от одного смыслового блока вопросов к другому, а также для того, чтобы снизить напряжение респондента и "сломать" его установки.

По форме вопросы можно разделить на:

· Открытые

· Закрытые

· Полузакрытые

В сравнении с другими методами социологического исследования, метод анкетного опроса является наиболее приемлемым для исследования различного рода социальных, политических, экономических и культурных проблем.

Преимущества анкетного опроса:

· Низкие материальные затраты

· Отражает полную картину

· Полученную информацию легко обрабатывать, систематизировать и проанализировать.

· Не требует большого штата, в том числе профессионального.

· Дает возможность собрать и обработать большое количество информации.

· Достаточно прост в организации.

· Т.к. опрос является анонимным, склоняет респондента давать более честную информацию .

Для проверки гипотезы о том, что метод опроса является наиболее подходящим для выявления проблем в образовании, далее приведено исследование, в котором приняли участие 1037 учащихся в учреждениях ПТО и ССУЗах.

Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо-гуманитарных науках. В процессе освоения профессии важным является овладение мастерством практической деятельности социолога. Поэтому изучение особенностей анкетирования является своевременным, актуальным исследованием на начальных курсах.

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

  • а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время;
  • б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Пути распространения анкет среди лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Они могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателям ответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может также и непосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипными или свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственно опрашиваемому, он может как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнить ее собственноручно, т.е. записать ответы на те или иные вопросы в соответствующих рубриках. Поэтому подобный способ распространения анкет предпочтительней, нежели распространение по почте или через печать. Считается также, что опросы, в ходе которых анкеты распространяются по почте или публикуются в газетах или журналах, не носят научного характера. Основанием для такого утверждения служит прежде всего то, что круг лиц, отвечающих на вопросы распространяемой подобным образом анкеты, не репрезентативен. На них отвечают те, кто по каким-либо причинам считает это занимательным или полезным. В результате может оказаться, что так и не были получены ответы именно тех лиц, суждения которых имеют особое значение для понимания исследуемого явления.

Для того, чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает прежде всего составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу. Для того чтобы были получены как можно более точные ответы, анкета обычно бывает анонимной, т.е. респонденты не указывают в вопроснике своего имени.

В своей работе мне бы хотелось показать, с какими сложностями сталкивалась наша группа, при проведении анкетного опроса пенсионеров. В процессе дальнейшего освоения профессии это даст возможность понять, как действовать при следующем опросе; как вести себя в тех случаях, когда респондент не хочет отвечать или просто не находит на это времени; каким способом начать с ним разговор; как нужно представиться и насколько правильно донести информацию до пожилого респондента, чтобы ее содержание не вызывало двусмысленного толкования.

Исследовательская активность по определению, поиску и нахождению неизвестного в процессе познания окружающего мира на определенном этапе предполагает сбор и обработку информации. Одним из наиболее популярных методов сбора информации является проведение опроса в письменной форме. В таких науках, как социология, педагогика, демография, анкетирование - один из основных методов исследования.

Широкое использование анкетирования обусловлено следующими достоинствами этого метода. Прежде всего, это высокая оперативность в получении информации, возможность организации массовых обследований, относительно малая трудоемкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов. Помимо этого, существенным является отсутствие влияния личности, поведения опрашивающего на восприятие респондентов, практически отсутствие условий для демонстрации субъективного пристрастия корреспондента к кому-либо их отвечающих.

«Заочное» обследование несет в себе и некоторые недостатки. Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов респондентов. Достоверность ответов также иногда сомнительна, поскольку на итоги влияют неосознаваемые установки и мотивы, ответы могут быть следствие желания выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрашая положение дел.

Такой заочный опрос респондента имеет стабильный сценарий. Анкеты представляют собой бланк с обращением к респонденту, инструкцией и перечнем вопросов, заранее подготовленных, которые отвечающие заполняют самостоятельно. Процесс заполнения анкеты должен быть как-то мотивирован, поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными, формирующими установки на сотрудничество. За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты.

Текст вопросительных предложений должен отвечать цели и задачам анкетирования. Грамотное составление вопросов - важнейший этап, во многом определяющий успех анкетирования.

Вопросы о фактах сознания выявляют суждения, мотивы, ожидания, планы, мнения респондентов. В отличие от подобных вопросы о фактах поведения выявляют реальные поступки, действия и результаты деятельности людей. Такое выделение необходимо для качественной обработки и интерпретации получаемых данных.

Оформление вопроса-ответа также различно. В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. Респонденту остается выбрать из данных ему вариантов, количество выборов оговаривается в инструкции.

Существуют разные способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:

  • а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да» - «нет», «согласен» - «не согласен», «верно» - «неверно»); б) поливариантная форма, предусматривающая список ответов. Например: «Каким человеком вы можете назвать себя?».
  • 1. Безграмотным в компьютерном отношении человеком
  • 2. Начинающим пользователе
  • 3. Уверенным пользователем
  • в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для ранжирования степени убеждения, отношения, переживания, впечатления и т.д. Тогда предполагаемые ответы могут выглядеть следующим образом:
    • - полностью согласен
    • - согласен, но бывают исключения
    • - частично согласен
    • - не согласен, хотя допускаю исключения
    • - совершенно не согласен

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет сравнительно легко сопоставлять результаты, но ограничивает выражение индивидуальных мнений, оценок.

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Перечень ответов здесь содержит графу «другие ответы» или «предложите свой вариант». Возможен и такой вариант:

«Проходили ли Вы специализированное компьютерное обучение?»

  • 1. Да где проходили_____________________
  • 2. Нет

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью формулирует сам респондент.

Вопросы различаются также по способу формулирования. В зависимости от этого, они могут быть прямыми или косвенными. Прямой вопрос направлен на непосредственное поучение информации, косвенный - связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации. Ответ респондента будет существенно различаться и это будет связано прежде всего с формулировкой вопроса. Это видно из следующего примера прямого и косвенного вопросов: «Почему в своей профессиональной деятельности Вы не пользуетесь компьютерными средствами?» или «Часть учителей пока еще не пользуется компьютером. Как вы думаете, почему?».

Нередко основные, информационные вопросы в анкете дополняются контрольными, которые позволяют уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или сами анкеты. Чаще всего это могут быть повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Для повышения эффективности контроля в анкете ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными. Контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы, при этом основной и контрольный вопросы не следует размещать рядом.

Формулируя вопросы, необходимо придерживаться ряда требований. Это относится к логике и последовательности изложения вопросов, которые должны быть направлены на разрешение задач сбора информации во всем их диапазоне. Необходимо особо обращать внимание на соотношение условного «объема» вопроса и диапазона ответов к нему, в том числе и на их грамматическое согласование. Например: «Как вы относитесь к своей профессии? Собираетесь и дальше работать учителем?»

  • 1. это мое призвание, менять его не собираюсь.
  • 2. буду и дальше работать, но не в этой школе.
  • 3. пока буду работать учителем, потом - не знаю.
  • 4. вероятно, изменю сферу деятельности.
  • 5. твердо решила уйти из образования.
  • 6. затрудняюсь ответить.

Данный пример показывает, что спрашивается одновременно о разных вещах, что недопустимо. Кроме того, третий, четвертый и шестой ответы фактически означают одно и то же.

Семантическое содержание вопросов, используемых слов и выражений должно соответствовать возрастному и интеллектуальному уровню респондентов.

Обработка данных зависит от форм ответов. Сопоставлять открытые ответы достаточно трудно, поэтому их чаще используют либо на ранних стадиях составления анкеты - в период пробных исследований, либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся индивидуальных вариантов ответов. При обработке данных от большого количества респондентов часто используют кодирование ответов закрытых вопросов. Возможен такой вариант - ответы сопровождаются числами, обозначающими порядковый номер ответа. Далее при обработке идут операции с числами с использованием методов математической статистики.

Опросы – очень популярный и удобный способ получения обратной связи. Как и зачем их проводить на сайте и в социальных сетях – читайте в этой статье.

Итак, поехали!

Зачем проводить опросы?

Опросы – эффективный вид контента, который позволяет установить прочную связь бренда с аудиторией и узнать ее мнение о деятельности компании, что в дальнейшем поможет улучшить продукцию или услугу. То есть опрос предоставляет реальные данные, которые могут быть использованы для принятия оптимальных бизнес-решений.

Какие задачи можно решать с помощью опросов?

Опросы позволяют решать следующие задачи:

1. Реальные и бесплатные отзывы о продукте

Многие компании сталкиваются с трудностями при попытке узнать мнение потребителей о продукте. Клиенты упорно молчат, а в ответ на прямую просьбу пишут стандартную отписку вида «всеклассноспасиборебятавылучшие». Из этой ситуации есть два выхода: проводить дорогостоящие объемные маркетинговые исследования или публиковать простые бесплатные опросы, получая реальный отклик аудитории на сайте или в социальных сетях.

Думаю, большинство из вас выбрало бы второй вариант. И не зря, – ведь проведение опроса позволяет получить отзывы о вашей продукции, не затрачивая при этом много сил, времени и денег.


2. Понимание потребностей и мотивов поведения аудитории

Опросы позволяют выявить ожидания и потребности аудитории. Это может помочь при планировании и разработке новых продуктов, совершенствовании бизнес-процессов. Зная о нуждах клиентов, вы защищаетесь от серьезных проколов.

3. Создание и развитие сообщества

Опросы увеличивают вовлеченность и стимулируют дискуссии. Участвуя в них, каждый потребитель понимает, что общение с компанией носит двусторонний характер. Таким образом, группа подписчиков превращается в живое сообщество, члены которого взаимодействуют с брендом и друг с другом.

Чтобы развивать сообщество с помощью опросов, покажите, что вы заинтересованы в мнении пользователей. Делитесь с участниками результатами голосований и принятыми решениями.

4. Создание контента

С помощью опросов вы создаете три типа контента. Во-первых, вы рассказываете о предпосылках для проведения голосования и описываете его условия. Во-вторых, вы делитесь с пользователями результатами. В-третьих, потребители участвуют в обсуждениях, создавая пользовательский контент .


5. Увеличение посещаемости

Проведение опросов увеличивает посещаемость страницы в социальной сети и на сайте. Чтобы это правило работало, стимулируйте пользователей делиться информацией о голосовании. Также вы можете использовать инструменты, которые автоматически сообщают, что пользователь принял участие в опросе.

Виды опросов

Рассмотрим, какие бывают виды опросов в зависимости от места их распространения.

В первую очередь необходимо знать, что бывают опросы массовые и экспертные. Мы рассмотрим классификацию массовых опросов.

Существуют устные и письменные опросы, и в интернете чаще всего проводятся письменные опросы.

Среди них, в зависимости от места распространения, можно выделить такие виды:

  • Опросы на сайте.

Публикация на сайт – удобный вариант размещения опроса, но ее будет недостаточно. Хотя бы потому, что голосовать будут только те, кто зашел на сайт и заинтересовался опросом.

  • Опросы в социальных сетях.
  • Опросы, отправляемые по электронной почте.

Этот способ распространения хорош тем, что опрос отправляется клиенту индивидуально.

  • Опросы в мессенджерах .

С ростом популярности мессенджеров растет также и популярность использования их для решения маркетинговых задач. Таким образом, можно провести опрос, создав рассылку сообщений в Viber, WhatsApp, Telegram и других мессенджерах.

  • SMS-опросы .

Данный вид опросов, с одной стороны, может расширить охват аудитории, – за счет людей, у которых нет подключения к интернету. Но, с другой стороны, если ответ на опрос платный, это может отпугнуть потенциальных респондентов. Да и в целом данный способ проведения опросов малоэффективен.


Если рассматривать устные опросы, то опрос, проводимый при личном присутствии клиента – явление крайне редкое. Но большой популярностью в бизнесе пользуется телефонный опрос. Его проведение очень эффективно для выявления степени удовлетворенности клиентов продукцией или услугами компании, – отделы продаж часто проводят его для определения NPS.

Телефонные опросы позволяют не просто узнать мнение клиентов, но и выяснить какие-либо подробности в ходе разговора, проследить за реакцией собеседника, его сменами настроения и т.д.


Действительно хороший опрос способен полностью завладеть вниманием пользователей, заставив их отвлечься от своей деятельности и погрузиться в процесс заполнения анкеты. Чтобы этого добиться, важно учитывать некоторые нюансы.

1. Выберите удачное расположение опроса

Этот нюанс нужно учитывать при публикации опроса на сайте. Очень важно размещать его на видном месте главной страницы, чтобы пользователи сразу смогли его найти. Многие сайты размещают опросы на боковой панели, выделяя его пробелами, – таким образом, опрос хорошо виден, но при этом ненавязчив.


2. Выберите актуальную тему, которая вызовет искренний интерес у респондентов

Удачно скомплектованный опрос должен состоять из вопросов, которые интересны респондентам и порождают различные дискуссии. Поэтому важно выбрать актуальную тему для опроса, которая зацепила бы вашу целевую аудиторию. Если это произойдет, вы сможете получить не только обратную связь, но и новые наблюдения и знания, которые можно будет применить в своей работе.

3. Дайте респондентам возможность быть услышанными

Итак, вы выбрали интересную тему для своего опроса. Теперь пора убедиться, что вы дали респондентам возможность ответить именно так, как они хотят. Пересмотрите варианты ответов и убедитесь, что предоставили широкий выбор, – люди предпочитают выбирать ответы, которые смогли бы четко идентифицировать их мысли.

4. Продлите процесс вовлеченности респондентов


5. Не задавайте вопросы о будущем

Как правило, вопросы о том, что человек будет делать дальше, не приводят к достоверным ответам, – ведь говорить может каждый, а взять и сделать – далеко не все. Гораздо разумнее спросить о том, что люди уже сделали, какое решение приняли. И вы будете знать, стоит ли ждать от респондента каких-либо действий.

6. Не задавайте много открытых вопросов

Чтобы гарантировать, что опросы предоставят вам структурированные данные, применяйте закрытые вопросы. Используйте, к примеру, такие типы вопросов, как множественный выбор или сравнительный вопрос, которые имеют несколько вариантов ответов. Так, вместо вопроса «Что вы думаете о нашей продукции?» лучше спросить «Какое утверждение наиболее точно соответствует вашему впечатлению о нашей продукции?». И предоставить варианты ответа.


Другим плюсом закрытых опросов является то, что они позволяют быстро провести анализ (за счет получения структурированных данных). Такой быстрый анализ позволит проводить регулярные опросы, не прилагая титанических усилий. Это особенно необходимо для крупных брендов или мультибрендовых компаний.

К слову, полностью исключать открытые вопросы также не стоит – хоть они и сложные, они дают более подробные ответы.

7. Сделайте опрос коротким

Если опрос будет длинным, респонденты быстро устанут от него и вряд ли смогут заполнить его до конца.

8. Укажите, что опрос проводится вашей компанией

Обязательно укажите, что опрос проводится вашей компанией, если не хотите быть принятыми за спам.

9. Избегайте наводящих вопросов

Велика вероятность, что на наводящие вопросы респондент ответит не так, как он думает, а так, как хотите вы. Так что вопросы типа «Как вам понравилась наша последняя статья?» лучше не использовать.

10. Предложите вознаграждение за прохождение опроса

Чтобы простимулировать клиентов к заполнению опроса, предложите им какое-либо вознаграждение. Это может быть код на скидку или контент, – все, что угодно, и это не требует таких уж больших средств.

  • Раздел III социальная психология отношений и общения
  • Глава 5 сущность, структура и функции социальных отношений и общения
  • § 1. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением
  • § 2. Понятие и виды общения
  • 3. Функции и трудности общения
  • § 4. Характеристика профессионального общения
  • Глава 6
  • § 1. Сущность и виды деформации социальных отношений
  • § 2. Деформации общения: криминогенный аспект
  • § 1. Социально-психологический анализ общества
  • § 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни
  • Глава 8 малые неформальные группы, их структура и динамика
  • § 1. Понятие и виды малых неформальных групп
  • § 2. Возникновение и развитие малой неформальной группы
  • Глава 9 социальная психология семьи
  • § 1. Социально-психологическая классификация и функции семьи
  • § 2, Социально-психологические проблемы семьи
  • Глава 10 культура и климат социальных организаций
  • § 1. Понятие и составляющие организационной культуры
  • § 2. Характеристика социально-психологического климата различных социальных организаций
  • Глава 11 социальная психология производственных общностей
  • § 1. Социально-психологические особенности производственных общностей при переходе к рыночным отношениям
  • § 2. Психология менеджмента
  • Глава 12 социально-психологическая характеристика преступных общностей
  • § 1. Социально-психологическое понимание организованной преступности
  • § 2. Общеуголовная преступность: социально-психологический анализ в основе общеуголовной (уличной, бытовой) преступности довольно часто лежит насилие.
  • Глава 13 психология больших социальных групп и движений
  • § 1. Признаки больших социальных групп и движений
  • § 2. Характеристика массовых социально-психологических явлений
  • Глава 14 психология толпы
  • § 1. Социально-психологическая сущность толпы
  • § 2. Характеристика различных видов толпы
  • Глава 16 социальная психология безопасности
  • § 1. Социально-психологическое измерение безопасности
  • § 2. Безопасная власть
  • § 3. Общественная безопасность
  • Раздел V
  • Глава 17
  • § 1. Понятие, уровни, причины и механизмывозникновения социальной напряженности
  • § 2. Формы проявления социальной напряженности
  • Глава 18 социально-психологическая характеристика конфликтов
  • § 1. Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их структура, функции, стадии протекания и виды
  • § 2. Конфликты в различных общностях
  • Глава 19
  • § 1. Техника снятия социальной напряженности
  • § 2. Урегулирование конфликтов
  • Глава 20 теория социально-психологического воздействия
  • § 1. Сущность социально-психологического воздействия
  • § 2. Характеристика социально-психологического
  • Глава 21 социальная психология моды и пропаганды
  • § 1. Понятие и функции моды
  • § 2. Психология пропаганды
  • Часть II
  • Раздел VI введение в прикладную социальную психологию
  • Глава 22 предмет, структура и задачи прикладной социальной психологии
  • § 1. Структура и предмет прикладной социальной психологии
  • § 3. Функции и задачи прикладной социальной психологии
  • Раздел VII теоретические и методические проблемы социально-психологической диагностики и воздействия
  • Глава 23
  • § 1. Программное обеспечение социально- психологической диагностики
  • § 2. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики
  • Глава 24
  • § 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально- психологической диагностики. Аппаратурные метод диагностирования социально-психологических явлений
  • § 2. Использование опросов в социально-психологической диагностике
  • § 3. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики
  • § 4. Тестирование социально-психологических явлений
  • § 5. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики
  • Глава 25
  • § 1. Социально-психологическая диагностика
  • Часть 3:
  • § 2. Диагностика массовыхсоциально-психологических явлений
  • Глава 26
  • § 1. Понятие, виды и организациясоциально-психологического тренинга
  • § 2. Понятие и основные техники социально-психологического консультирования
  • Раздел VIII
  • Глава 27
  • § 1. Социально-психологическая диагностика проблем семьи
  • § 2. Социально-психологическая диагностика
  • § 3. Социально-психологическая диагностика личности
  • § 4. Немедицинская групповая психотерапия: сущность,
  • Раздел IX
  • Глава 28
  • § 1. Функции и эффективность социальных организаций
  • § 2. Социально-психологическая диагностика
  • § 3. Формирование имиджа социальных организаций
  • § 4. Социально-психологический тренинг делового общения
  • § 5. Организационное консультирование,
  • § 6. Базовый алгоритм организационного
  • Раздел X
  • Глава 29
  • § 1. Прикладная социальная психология и политика
  • § 2. Прикладная социальная психология в сфере экономики
  • Часть 4:
  • § 3. Прикладная социальная психология в образовании
  • § 4. Прикладная социальная психология в здравоохранении
  • § 5. Экстремальная прикладная социальная психология
  • § 2. Использование опросов в социально-психологической диагностике

    Методы опроса являются наиболее распространенными в работе практических социальных психологов.

    Под опросом в целом понимается метод целенаправленного получения вербальной (устной или письменной) информации о социально-психологических явлениях путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения практического психолога (или анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами). В результате выявляются оценки, мнения, установки, стереотипы восприятия и т.д.

    Опросы бывают двух основных типов: интервьюирование и анкетирование. Интервьюирование предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентом (опрашиваемым) с помощью вопросника интервью. Причем этот вопросник на всем протяжении беседы находится в руках интервьюера. Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них, или же с помощью диктофона на магнитной пленке (когда речь идет о глубоких интервью по изучению проблем личности с целью последующего изучения не только вербальной, но и невербальной реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы).

    Интервью различаются по нескольким основаниям. По степени формализации (стандартизации) интервью делятся на формализованные и неформализованные (свободные, нестандартизованные, глубокие, качественные). В формализованном (стандартизованном) интервью как формулировки вопросов, так и их последовательность жестко определены авторами методики и отклонение от принятого стандарта не допускается. Методика неформализованного (нестандартизованного) интервью отличается лишь общей заданностью основной темы, проблемы. Очередность, количество вопросов, их формулировки гибко варьируются интервьюером в зависимости от специфических условий каждого интервью. Возможны и промежуточные варианты - полуформализованные интервью.

    По количеству опрашиваемых и целям диагностирования интервью могут быть разделены на индивидуальные, групповые и массовые.

    Индивидуальные диагностические интервью, как правило, являются свободными, нестандартизованными. Их основная цель изучение личностных особенностей именно данной личности. Среди интервью этого типа различают клинические, глубинные, фокусированные. Клинические интервью нацелены на выявление акцентуаций личности, поиск стрессогенных факторов, причин негативных психических состояний и т.п. Глубинные интервью - на выяснение событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах его памяти. Фокусированное интервью концентрирует внимание опрашиваемого на каком-то одном жизненном событии, проблеме, значимой для него. Причем фокусировка может быть задана как диагностом, так и самим опрашиваемым (в последнем случае мы имеем самофокусировку).

    Достигается это путем свободного интервью, в ходе которого психолог-диагност с помощью косвенных наводящих вопросов как бы «нащупывает» болевые точки в сознании опрашиваемого. Особенно характерно это для психоаналитического интервью. Специалист, начиная интервью, не знает, какие эпизоды, факты биографии клиента оказались подвергнутыми вытеснению в подсознание и служат причиной его невротического состояния. Однако известно, что попытки вскрыть такие бессознательные комплексы и вывести их на уровень сознания встречают сопротивление клиента. Эти зоны «нащупываются» по длительным паузам, умолчанию,вазомоторным реакциям и т.д. .

    Групповые диагностические интервью проводятся одновременно со всей группой, в полусвободной форме, предусматривают проведение групповой дискуссии по затрагиваемому кругу вопросов. Индивидуальные мнения членов группы при высказывании их в составе группы могут быть значительно искажены в силу конформизма, групповой солидарности, под обаянием лидера группы (или опасения санкций с его стороны за «неправильный» ответ). Сочетание индивидуального и группового интервью при диагностировании проблем межличностных отношений может дать очень интересную и полезную информацию диагносту.

    Массовые интервью предназначены для диагностирования массовых социально-психологических явлений: общественного мнения, настроения, социальной напряженности и т. п. Их еще называют демоскопическими интервью. Э.Ноэль - автор книги «Массовые опросы» определяет данный вид интервью как «устный стандартизованный опрос людей, отобранных по статистическим принципам». Массовое, демоскопическое, интервью - это «заранее запрограммированный до деталей опрос «по схеме», хотя для самих опрашиваемых он может восприниматься как достаточно «живая, частная и достаточно непринужденная в силу анонимности беседа» .

    Массовое интервью в максимальной степени формализуется. Стандартизация касается не только очередности и формулировки вопросов, но и возможного веера готовых ответов. Доля открытых вопросов, на которые готовый веер возможных ответов отсутствует, очень мала.

    К разновидности стандартизованного интервью можно отнести опрос по телефону. Телефонный опрос отличается от обычного индивидуального интервью тем, что отсутствует непосредственное в полном объеме общение интервьюера и опрашиваемого. В связи с этим на телефонное интервью накладываются определенные ограничения. В частности, время, затрачиваемое на него, должно быть ограничено 5-10 мин. Как и в экспресс-опросе, вопросы и возможный веер ответов на них должны быть краткими, ограниченными по количеству. В связи с опасностью получения нерепрезентативной информации (во многих городах телефоны имеет в основном более состоятельная часть населения) телефонные опросы целесообразно проводить в крупных городах, где процент телефонизации значительно выше. Но здесь, если воспользоваться стихийной выборкой (случайной механической), можно получить и несоответствие ее генеральной совокупности. Поэтому с помощью специального обхода или обзванивания абонентов целесообразно предварительно сформировать представительную группу респондентской сети, добровольно желающую участвовать в подобных телефонных интервью. Причем их состав должен периодически обновляться. Существует еще ряд методических требований, которые необходимо учитывать при проведении телефонных интервью. Заинтересованный читатель может ознакомиться с ними в специальной литературе .

    Формализованное интервью по своим признакам очень близко к другому типу опросов - анкетированию. Под анкетированием принято понимать письменный опрос респондентов с помощью вопросника анкеты. Общение диагностируемого с диагностом здесь носит опосредованный (через анкету) характер. Как правило, оно используется при изучении групповых мнений и мнений больших социальных групп.

    По способу проведения анкетирование подразделяется на прессовое, почтовое и раздаточное. В случае прессового анкетирования вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на вопросы и прислать ответы в редакцию. Этот способ самый дешевый, но дает очень ненадежную информацию с точки зрения ее репрезентативности. Ведь присылают ответы в основном наиболее социально активные читатели. Поэтому экстраполировать результаты такого опроса на большую генеральную совокупность людей неправомерно. К тому же и процент возврата в этом способе минимален (3-5% и менее).

    Раздаточный способ в анкетировании наиболее предпочтителен, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%. Можно обеспечить достаточную репрезентативность выборки. Кроме того, при этом способе анкетер может разъяснить опрашиваемым цель и задачи опроса, смысл некоторых вопросов и т.д.

    К разновидности анкетного опроса, осуществляемого раздаточным способом, можно отнести так называемый экспресс-опрос, когда опрашиваемым раздаются не вопросники анкет, изготовленные типографическим или ротапринтным способом, а чистые листочки бумаги. Вопросник анкеты находится в единственном числе у организатора опроса, который последовательно зачитывает каждый вопрос и веер готовых возможных ответов на него, а опрашиваемые в своих листочках ставят только номера эти вопросов и номера выбранных ответов на них. Проведение оп-роса таким способом позволяет дешево и быстро получить ин формацию о мнениях людей по интересующему диагноста вопросу.

    Как анкета, так и вопросник содержат различные типы вопросов, комбинирование которых позволяет получить в итоге более надежную информацию.

    Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае респонденту задается только вопрос, а ответ он дает своими словами в меру своего понимания существа вопроса. Во втором случае респонденту предлагается веер возможных ответов, из которых он должен выбрать один (если вопрос носит дихотомический характер) или несколько ответов, совпадающих с его суждением.

    Открытые вопросы чаще всего используются в свободном, неформализованном интервью, а закрытые - в формализованном интервью и анкетах. Поэтому преимущества и недостатки того и другого типа вопросов тесно связаны с уже рассмотренными нами выше типами интервью. Полузакрытые вопросы в определенной степени позволяют снять эти противоречия.

    В закрытых вопросах анкет или интервью чаще всего используются различные шкалы, которые могут быть номинальными (если показатели не характеризуются признаком интенсивности), порядковыми (если показатели отличаются признаком «больше» или «меньше») или метрическими (когда показатели можно сравнивать как объективные цифровые, численные значения). Поскольку большинство показателей в социальной психологии имеют качественный характер, то в опросах используются в основном номинальные и порядковые шкалы.

    По функциям вопросы различаются на фильтрующие, контрольные, буферные, контактные и содержательные. Фильтр-вопросы позволяют отсеивать из общей массы отвечающих тех, кто компетентен отвечать на ряд последующих вопросов, от тех, кто не может на них ответить компетентно. Контрольными называются вопросы, повторяемые через определенный интервал, но в другой формулировке. Они позволяют убедиться в надежности ответов. Буферные вопросы призваны усилить имитацию непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым. Содержание ответов на них не обрабатывается. Контактные вопросы позволяют завязать контакт с опрашиваемым, а буферные -* соединить два разнородных блока вопросов в анкете или вопроснике интервью.

    По способу интерпретации ответов вопросы подразделяются на прямые и косвенные. Содержание прямых вопросов трактуется напрямую, дословно, в то время как косвенных - опосредованно, косвенным образом.

    В определенной степени к разновидности косвенных вопросов можно отнести безличные и проективные вопросы. В проективном вопросе интерпретация осуществляется также косвенным образом. Например, опросы, в которых опрашиваемых просят продолжить начатые фразы, отреагировать на изображенную ситуацию в лице одного из ее участников и т. п., можно отнести к проективным.

    Все перечисленные типы вопросов в различном сочетании помогают повышать надежность собираемой с помощью опроса информации.

    Определенные требования предъявляются к формулировке и последовательности вопросов. В частности, вопросы должны формулироваться на понятном для опрашиваемых языке с учетом их уровня образования и культуры. То есть смысл вопроса должен быть понятен респондентам. Формулировки вопросов должны носить нейтральный характер и не содержать оценочных суждений. Иначе есть опасность склонить опрашиваемых к точке зрения автора анкеты или вопросника интервью из-за желания угодить автору или представить себя в более выгодном свете. Вопросы, содержание которых раскрывает нежелательные в общественном плане факты поведения опрашиваемых, разрушает их идеализированные представления о себе, также желательно формулировать в виде косвенных, проективных. Иногда формулировки вопросов носят довольно общий, громоздкий характер. Часто это связано с тем, что авторы не переводят целевые, программные вопросы в батареи индикаторных вопросов, которые и должны задаваться опрашиваемым в анкете или интервью.

    Что касается очередности вопросов, то здесь тоже существуют некоторые правила. Первое правило - вопросы должны вызывать интерес респондентов, стимулировать их желание отвечать. Поэтому не следует задавать в начале слишком сложные для понимания вопросы. Они должны следовать за простыми. Здесь действует так называемое правило «воронки». Более простые и интересные вопросы как бы «затягивают» опрашиваемого в «воронку» вопросов и ответов и выйти из нее по мере углубления становится все сложнее. Тем самым уменьшается процент отказов. Исходя из этих же соображений, нецелесообразно в начале задавать вопросы, затрагивающие интимные темы. Лучше приберечь их к концу интервью, когда между интервьюером и респондентом завяжется более доверительная беседа, будет установлен необходимый контакт.

    Расположенные друг за другом вопросы образуют определенную структуру вопросника анкеты или интервью. В этой структуре можно выделить три крупных блока. Первый - вводная часть, которой раскрывается обращение к опрашиваемому, указывается цель опроса, подчеркивается его анонимность, способ заполнения анкеты (ответов на вопросы). В вопроснике интервью вводная часть может отсутствовать или быть очень небольшой, Так как

    интервьюер излагает содержимое этой части устно (текст вступления может быть помещен в инструкцию интервьюеру). Основная часть - самая большая по объему, содержит вопросы, раскрывающие проблему клиента или заказчика. Третья часть вопросника - «объективка», или «паспортычка», - содержит ряд фактологических вопросов о принадлежности опрашиваемого к той или иной социально-демографической или профессиональной группе, что позволяет на этапе последующей обработки и обобщения первичной информации выявлять причинно-следственныесвязи между ответами опрашиваемых на оценочные вопросы основной части и интересующими диагноста объективными параметрами (с полом, возрастом, образованием, семейным положе-нием, родом занятий и т. д.).

    Общее время, затрачиваемое на проведение опроса, варьируется в довольно больших пределах. Демоскопические опросы в среднем длятся 20-30 мин, в то время как индивидуальные интервью (клинические, глубинные и т. п.) могут длиться часами и по нескольку сеансов. Главное здесь, чтобы опрашиваемый не утомлялся до такой степени, чтобы уже не понимать вопросов, тяготиться ими, отвечать формально. Во многом это зависит и от интереса опрашиваемых к обсуждаемой проблеме.

    Опрос экспертов отличается от других видов опросов прежде всего уровнем компетентности опрашиваемых в интересующей практического психолога проблеме, а также процедурными моментами, связанными с отбором экспертов и анализом получаемой от них информации. Сбор информации может осуществляться как в форме интервьюирования, так и анкетирования, даже телефонного интервью.

    Экспертный опрос имеет особую значимость как один из способов проверки валидности используемых методик. Незаменимую услугу экспертные опросы могут оказать в прогнозировании массовых социально-психологических явлений.

    Большое внимание уделяется вопросу отбора экспертов. В методической литературе делаются попытки стандартизировать эту процедуру. В частности, предлагается осуществлять отбор по таким объективным критериям, как уровень образования, наличие ученой степени, количество опубликованных работ по диагностируемой проблеме, количество ссылок на эти работы других исследователей, стаж работы, связанный с диагностируемой проблемой, и т. д. После этого эксперты могут быть дополнительно протестированы на креативность, интеллект, общую компетентность по рассматриваемому кругу вопросов. Сами методики экспертного опроса могут отличаться от методик обычных опросов более сложным и профессиональным языком, предусматривать более сложные комбинированные вопросы. В случае длительного и сложного по умственным затратам экспертного опроса работа экспертов может быть оплачена из средств заказчика.

    Некоторые методики экспертного опроса предусматривают стандартизацию и в обработке, анализе получаемой информации (например, метод «Дельфи»). В частности, наиболее крайние значения, даваемые экспертами, не включаются в математическую обработку и т. д.

    К специфической форме группового интервью с экспертами можно отнести метод «мозгового штурма» - весьма эффективный, хотя и сложный по процедуре проведения, способ нахождения новых альтернативных вариантов решения в проблемных ситуациях .

    Социометрию - количественное измерение взаимоотношений одни авторы относят к числу самостоятельных методов, другие отождествляют с тестом.

    Социометрический опрос проводится с помощью как анкетирования, так и интервьюирования. Наряду с приемами сбора информации он содержит и стандартизованную процедуру обработки информации (составление социоматрицы по каждому социометрическому критерию, социограммы, подсчет на основе данных социоматрицы всевозможных индексов, характеризующих личность, межличностные отношения в группе и группу в целом), а также интерпретацию полученной информации.

    Одной из разновидностей опроса является методика гол-групповой оценки личности, о помощью которой определяется социально-психологическая позиция личности в группе.



    Поделиться