Месторождение хрома. Методические рекомендации

Процесс передвижения населения через международную границу либо в пределах страны. Миграция охватывает любой вид перемещений, независимо от их продолжительности, состава и причин; миграция включает передвижение беженцев, перемещенных лиц, выселенных людей и экономических мигрантов. см. также совокупная/чистая миграция

Отличное определение

Неполное определение ↓

МИГРАЦИЯ

от лат.Migratio - переселение Миграция населения - перемещение людей, связанное с изменением места жительства и места работы. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя), виду (возвратная или безвозвратная). Трудовая миграция, или миграция рабочей силы, представляет собой движение трудоспособного населения с целью трудоустройства. Субъектами внутренней трудовой миграции являются граждане РФ и лица, находящиеся в России на законных основаниях, осуществляющие перемещения на ее территории. Субъектами внешней трудовой миграции являются лица, которые занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются (трудящиеся-мигранты). На Федеральную миграционную службу России возложены формирование и реализация политики РФ в области миграции населения и координация этой работы в РФ. Вопросы трудовой миграции граждан РФ за границу и иностранных граждан в РФ регулируются соглашениями (договорами), заключаемыми РФ. Политика РФ по привлечению иностранной рабочей силы обеспечивает приоритетное право граждан РФ на занятие вакантных рабочих мест. Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" утв. Положение, в котором определены условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в РФ иностранной рабочей силы, а также подтверждений иностранным гражданам на право трудовой деятельности на территории РФ (см. Условия труда иностранных граждан и лиц без гражданства). Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. ратифицировано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г., распространяющееся на участников СНГ. Это Соглашение открыто для присоединения к нему других государств.

Соглашение регулирует основные направления сотрудничества в области трудовой деятельности и социальной защиты лиц (работников) и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств (сторона выезда) и осуществляют свою деятельность в организациях всех форм собственности на территории другого государства в соответствии с его законодательством (сторона трудоустройства) на условиях трудового договора. Соглашение не применяется к беженцам, вынужденным переселенцам, к въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам, к лицам, приезжающим с целью получения образования. Порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования устанавливаются стороной трудоустройства исходя из действующего на ее территории законодательства, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений. Каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или на русский язык. Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается сторонами. При окончательном выезде трудящегося-мигранта из стороны трудоустройства работодателем ему выдается справка или иной документ, содержащий сведения о продолжительности работы и о заработной плате помесячно.

Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке стороны трудоустройства и на русском языке в соответствии с трудовым законодательством стороны трудоустройства. Договор вручается работнику до его выезда на работу. Работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством стороны трудоустройства. Если трудовой договор (контракт) расторгнут в связи с ликвидацией или реорганизацией организации, сокращением численности или штата работников, на трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации для высвобождаемых по указанным основаниям работников, предусмотренные законодательством стороны трудоустройства. В этом случае трудящийся-мигрант подлежит возвращению в сторону выезда за счет средств работодателя. Трудовой договор (контракт) не может передаваться одним работодателем другому. Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. или (и) двусторонними соглашениями.

В динамике общественного развития особое место принадлежит миграционным процессам. Миграция — это перемещение, переселение людей, связанное с изменением местожительства на срок не менее 6 месяцев. Такое переселение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция).
В основе миграционных процессов лежат причины экономического, социального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер.
Последствия миграционных процессов неоднозначны. С одной стороны, это необходимое условие для перераспределения трудовых ресурсов и нормального функционирования хозяйственного комплекса, а с другой стороны, особенно вынужденная миграция порождает острые социальные проблемы, связанные с трудоустройством, жильем, медицинским обслуживанием, образованием молодежи и др. Вот почему миграционные процессы и их социальные последствия находятся в центре внимания не только специальных миграционных служб, но и социальной работы в целом.
Уровень разработанности понятийного аппарата, характеризующего то или иное общественное явление, в том числе и миграционные процессы, во многом зависит от продолжительности, глубины и размаха проводимых исследований. Если практической необходимости в таком научном аппарате нет, то нет и необходимости понятийного аппарата. Собственно это и произошло с миграцией населения. Тем не менее на данный момент можно выделить, по крайней мере, три возможных подхода к включению в миграцию различных видов территориального движения населения.
Во-первых, под миграцией понимается все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей. Сюда относят переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест, прибытие в тот или иной район на временные, в том числе и сезонные работы, поездки в командировки, отпуск и другие перемещения.
Большинство исследователей исключают из миграции те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта.
Во-вторых, в миграцию включаются такие пространственные перемещения, совершающиеся между населенными пунктами, которые ведут к постоянной или временной смене места жительства, а также представляют регулярное двустороннее движение между местом жительства и сферой труда или учебы. Однако не учитываются возвратные эпизодические совершающиеся деловые и рекреационные поездки из одних населенных пунктов в другие.
В-третьих, к миграции относят такой процесс пространственного движения населения, который в конечном счете ведет его к территориальному перераспределению. В этом случае отнесение пространственного перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной местности в другую. При этом здесь происходит соединение места жительства со сферой приложения труда, учебы или иной деятельности в одном населенном пункте.
Правомерно, помимо трех основных видов рассматривать как самостоятельный вид эпизодические миграции, в их числе и рекреационные поездки, которые вполне соответствуют понятию «территориальное перемещение населения». Однако все четыре вида миграции специфичны по своему характеру, а участвующее в них население преследует совершенно различные цели.
Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только нерегулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвуют трудоспособные контингенты, то в рекреационных — и остальная часть населения. Состав участников эпизодической миграции весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграции, видимо, превосходит все остальные, но, к сожалению, изучается он весьма слабо. Исключение составляют, пожалуй, лишь туристические поездки, объем которых постоянно растет.
Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от места жительства до места работы и обратно, расположенного в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвуют во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах осуществляется маятниковая миграция в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города.
Маятниковые мигранты увеличивают количественно и изменяют качественно трудовые ресурсы поселений — центров поселения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.
Сезонные миграции — это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции не только повышают реальный жизненный стандарт, хотя это очень важно, но и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы.
Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочей силе неравномерна по времени. В результате названных причин в сезоны наибольшего объема работ эти отрасли испытывают превышающую обычные размеры потребности в рабочей силе. Поскольку она не может быть удовлетворена за счет местных ресурсов труда, то дополнительная рабочая сила привлекается из других районов.
К отраслям с сезонным характером производства относится, прежде всего, сельское хозяйство. В этой отрасли в сезоны посевных и уборочных работ потребность в рабочей силе намного выше, чем в остальное, особенно в зимнее время. К сезонным относятся отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Интеграция этой отрасли промышленности с сельским хозяйством заметно сокращает потребность в сезонной миграции. Отраслями с сезонным характером или стадиями производства являются также лесозаготовительная (сплавные работы), рыбодобывающая (прибрежный лов) и ряд других.
Вместе с тем сезонный характер производства совсем не обязательно сопровождается сезонным характером труда. Агропромышленная интеграция, межотраслевое кооперирование в использовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства по существу сводит на нет потребность в сезонной миграции.
Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией в строгом значении этого слова, соответствующий ему в этиологическом отношении. Этим объясняется тот факт, что ряд исследователей безвозвратную миграцию называют полной, полноценной, совершающейся насовсем. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие, и во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения внутри населенных пунктов, а второе — возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные места.
Миграция в переводе с латинского обозначает перемещение, переселение. Применительно к человечеству термин «миграция» обычно употребляется в сочетании с термином «население». Следует признать, что перемещение и переселение это не одно и то же. Благодаря этому различию данных понятий стало возможным разными терминами именовать миграцию в узком и широком смысле слова.
В узком смысле слова миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е в буквальном смысле слова это действие означает переселение. Термин «переселение», широко используемый в литературе XIX в. очень точно отражает суть такого явления как миграция. Иными словами, это тот случай, когда точность определения не принесена в жертву краткости.
Перемещение территориальное — более широкое толкование миграции. Многие исследователи к миграциям, в широком смысле относят наряду с безвозвратной (переселением) также сезонные и маятниковые перемещения. В настоящее время мы придерживаемся точки зрения, что это зауженное определение. Миграция в широком смысле слова, как уже говорилось, охватывает все 4 вида перемещений: безвозвратные, сезонные, маятниковые, эпизодические.
Миграция населения — это общественное явление. Население представляет собой не только совокупность людей, но и специфическую систему общественных связей и отношений, выступая тем самым в качестве подсистемы «общество».
Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций. Функции — это те конкретные роли, которые играют миграции населения в жизни общества. Естественно, что функции миграции выражают ее сущность, обусловливают свойства этого явления. Поэтому трудно согласиться с мнением В.И.Староверова, что миграция в демографии выполняет демографическую функцию, в этнографии — этнографическую, в экономической географии — урбанизационную, в социальной гигиене — социальногигиеническую. Установлено, что функции миграции населения неоднозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы, характер других определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Выделяются первые общие функции миграции, вторые-специфи- ческие функции миграции той или иной общественной формации. При анализе миграции населения среди ее наиболее общих функций выделяются ускорительные, селективные и перераспределительные.
Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологических характеристик людей, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и социальным опытом, развитию личности, ее материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур.
Более подвижное население, как правило, является и социально более активным. Таким образом, миграция в любом случае ведет к развитию населения. Жизненнная практика показывает, что без создания подвижности населения не может быть и его развития.
Другой функцией миграции является перераспределение населения. Надо отметить, что это специфичное распределение населения и оно связано с размещением производительных сил между территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность этой перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, т.к для перераспределения необходимо взаимодействие населения, по крайней мере, двух регионов.
Выполняя перераспределительную функцию, миграция не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на динамику демографических процессов, ибо мигранты участвуют в воспроизводстве населения. Третья функция миграции — это селективная. Суть ее заключается в том, что неравномерное участие в миграции разных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий.
Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции активнее, чем нетрудоспособные индивиды и женщины.
Функции повышения подвижности проявляют себя неоднозначно в разных видах миграции. В одних случаях, как например, в эпизодической миграции, наибольшее значение принадлежит функции развития подвижности, в других, таких как переселение, все функции проявляют себя в полной мере. Тем не менее во всех миграционных перемещениях сущность миграции осуществляется и в наибольшей степени раскрывается через ее функции.
Исторический анализ социального развития убедительно демонстрирует огромное влияние миграционных процессов на расселение народов и культурно хозяйственное освоение территорий на нашей планете. Отмечено, что этнический состав почти всех государств мира формировался под влиянием миграционных процессов и является результатом смешения (метисации) различных племен, народностей и народов.
История выделяет эпоху великого переселения народов в IV—VI вв., связанную с развитием коневодства и кочевым образом жизни. Географические открытия новых земель, развитие работорговли дали новый всплеск миграционным потокам в Америку, Австралию, Африку и другим континентам. Одним из мощных факторов миграции последних столетий является бурное развитие промышленности, рост промышленных центров и соответственно урбанизация населения.
По данным Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам ООН, XX век можно рассматривать как эру урбанизации. Подсчитано, что к 2000 году городское население планеты увеличится на 50 %. Впервые во всем мире оно превысит численность сельского населения.
Наукой установлено, что в современном мире 60 млн человек находится в «движении». Причины этого процесса — самые различные обстоятельства. Сюда входят и беженцы, покинувшие зоны военных действий или гражданских конфликтов; лица, спасающиеся от политических репрессий, бедствий, голода, нищеты или просто те, кто покинул родные места в поисках лучшей жизни. В соответствии с определением, содержащимся в Уставе ООН, из этого числа около 16 млн человек являются политическими беженцами, т.е людьми, имеющими основания опасаться последствий.
Современная статистика показывает, что в настоящее время за пределами России проживает более 25 млн русских, что составляет 17,4 % от общей численности населения страны. Основная часть этих людей, почти 70 %, сосредоточена на Украине и в Казахстане. Высокая доля русских составляет структуру населения Прибалтики. Миграционная активность русских, украинцев и белорусов является важнейшей предпосылкой высоких темпов индустриализации и урбанизации во многих республиках.
Рост городов во многих республиках открывает широкие возможности трудоустройства людей. А экспансия славянского населения одновременно способствует стягиванию населения других национальностей в эти города. Особенно активно этот процесс происходил в конце 50-х и в 60-е гг. после реабилитации незаконно осужденных в сталинский период, среди которых были люди всех национальностей.
Отличительной чертой миграционных процессов бывшего СССР была однонаправленность, которая отражала социально-экономическую ситуацию в стране — создание промышленных регионов в среднеазиатских республиках, урбанизация в России, освоение целинных и залежных земель. Все это вызывало огромный отток трудоспособных высококвалифицированных работников из деревень России, что в свою очередь обезлюдило деревни, особенно центральной и нечерноземной России.
Так, за последние 20 лет 9300 деревень обезлюдели полностью, 25000 крупных сел превратились в малые поселения. 85 % сельских домов не имеют водопроводов, канализации, центрального водоснабжения и отопления, обеспечены газом 11, 3 %. 4000 сельских населенных пунктов не имеют телефонной связи и только 23,8 % сельских дорог — с твердым покрытием. Свыше 6,6 % сельских школ находятся в аварийном состоянии.
Слабое развитие социальной инфраструктуры на селе привело к тому, что сегодня в России уже трое из четырех проживают в городе.
В связи с резким обострением межнациональных отношений в некоторых бывших союзных республиках, многих стихийных бедствий (землетрясений, наводнений) заметно выросла вынужденная подвижность населения. Впервые со времени второй мировой войны в нашей стране появились беженцы.
Развившийся в конце 80-х годов в стране политический и экономический кризис охватил все сферы общественной жизни. Он, естественно, коснулся и миграционных процессов: изменилась масштабность и интенсивность миграционного движения, направленность и структура потоков населения.
В настоящее время миграционные процессы вызваны совершенно иными обстоятельствами, которые до перестройки не учитывались, поскольку их роль была незначительной. Это, прежде всего, проблема межнациональных отношений, которая стала одной из самых конфликтных. Национальная напряженность охватила почти всю страну, вовлекая в конфронтацию разные этнические группы и слои населения, порождая в мирное время такое страшное явление, как беженцы.
Новым фактором подвижности населения России явилась все увеличивающаяся безработица, порожденная кризисом экономики в стране. Ее повсеместный рост в сочетании с межнациональными конфликтами вызывает непредсказуемые потоки беженцев. И как следствие этого, множится число безработных. Таким образом, прежняя межреспубликанская миграция утратила свое былое значение как средство решения важнейших экономических проблем. А в условиях дезинтеграции бывшего Союза, образования СНГ пристального внимания заслуживает состояние современных миграционных процессов в России. Как уже отмечалось выше, за ее пределами сегодня проживает более 25 млн русских. Большинство миграционных потоков идет в Россию из ближнего зарубежья и имеет сейчас принципиальное отличие от предшествующих как по своим масштабам, так и форме, структуре и интенсивности движений. Прежде всего, следует отметить, что это активизировавшиеся потоки русского населения, которые вызваны процессом суверенизации, принятием ряда законов, ущемляющих гражданские права русских, обострением межнациональных отношений.
Превышение выезда над въездом русскоязычного населения, и в первую очередь русских, характерно для большинства бывших союзных республик, ныне суверенных государств. При этом поток русских из республик Закавказья, Средней Азии и Казахстана за последние три года составил более 600 тыс. человек.
Интенсивный отток русского населения вызван не только принятием ряда дискриминационных законов о гражданстве, но и возникновением очагов межнациональной розни, что поставило под угрозу жизнь людей разных национальностей, живущих на территории бывших союзных республик, в том числе и русских, даже в тех случаях, когда они не являются объектами национальных конфликтов. Вследствие этого возникли потоки беженцев, которые стали новым и значительным явлением в миграции.
К осени 1992 г. по данным МВД в РФ насчитывалось 332,8 тыс. беженцев. Из них 33 % составляют осетины, 31 % — русские, 14 % — армяне и 13 % — турки-месхитинцы.
Миграционный прирост в РФ обеспечивается лишь за счет устойчивого увеличения численности населения, прибывающего из бывших союзных республик и сокращения выезда в обратном направлении. Так, в I квартале 1993 г. в Россию в порядке межреспубликанской миграции прибыло 203 тыс. человек по сравнению со 149 тыс. в I квартале прошлого года, выбывших — 103 тыс. и 144 тыс. человек соответственно.
Межреспубликанская миграция приобретает явно вынужденный характер в связи с проведением рядом бывших союзных республик политики этнической чистки в той или иной форме (Эстония, Латвия) из-за ведущихся военных действий (Молдова, Грузия, Таджикистан) иных дискриминирующих действий по отношению к этническим россиянам как на государственном, так и на бытовом уровне.
Как следствие, на 01.06.93 Федеральной миграционной службой России зарегистрировано 267 тыс. вынужденных переселенцев, подвергшихся насилию и преследованию в странах нового зарубежья.
Помимо стремления получить убежище на территории России в связи с нарушением прав человека в местах постоянного проживания, активизация межреспубликанской миграции сопряжена также со спадом производства в странах нового зарубежья, затронувшем предприятия бывшего союзного подчинения, где значительную часть занятых составляло русскоязычное население.
Известным подтверждением этого служат данные о национальном составе межреспубликанской миграции. За 1991-92 гг. число русских, прибывших в Россию из бывших союзных республик, возросло с 394 тыс. до 612 тыс. человек, выехавших в обратном направлении сократилось на 25 тыс. человек.
Отток русских из ближнего зарубежья по прогнозам будет продолжаться, поскольку межнациональная напряженность и политические преобразования набирают силу. Так, среди мигрантов, прибывших из Эстонии в Россию, русские в 1991 г. составили свыше 80 %, из Латвии, Литвы, Кыргыстана — 70 %, Таджикистана — 80 %, Казахстана, Узбекистана — 60 %, Украины — 50 %, Грузии, Белоруссии, Айзербайджана — 40 %, Молдовы, Армении — свыше 30 %.
Исследование миграции русского населения показывает, что потоки его изменились и внутри России. Суть изменений состоит в том, что на территории ряда бывших автономных республик стала уменьшаться интенсивность прибытия русского населения и стала возрастать интенсивность его выбытия. Это вызвано общественно-политическими изменениями в стране в целом и усугублением проявления их в бывших автономиях Федерации.
Регулирование процессов миграции на территории РФ, включая въезд и выезд, позволяет выделить пять основных миграционных потоков:
- вынужденная миграция;
- внешняя миграция;
- внешняя трудовая миграция;
- незаконная миграция;
- внутренняя социально-экономическая миграция.
Вынужденная миграция. Ее субъектами являются лица,
ищущие убежища на территории РФ. Правовые основы предоставления убежища, определения статуса и оказания помощи этим лицам регулируются законами РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и «О гражданстве Российской Федерации».
Незащищенность основных прав и свобод человека и гражданина, создающая возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка способствовала возникновению проблемы вынужденной миграции на территории бывшего Союза ССР.
Основными принципами реализации мер по приему и обустройству беженцев являются разделение этих категорий, выделение в первую очередь необходимых средств для адаптации вынужденных переселенцев, а также финансовая поддержка беженцев.
Эти мероприятия предполагают различие в работе с ищущими убежище гражданами бывшего Союза ССР и лицами, не имевшими гражданства СССР. При этом обязательства государств-республик бывшего союза ССР, включая Россию, перед гражданами бывшего Союза ССР должны строиться на принципах общей (солидарной) ответственности этих стран за создавшуюся ситуацию.
Кроме того, прием лиц, ищущих убежища и предоставление статуса беженца должны отвечать интересам безопасности государства и соответствовать в целом общепринятым международным нормам.
Регулирование миграционных потоков беженцев и вынужденных переселенцев в рамках региональных программ будет производиться с учетом территориального распределения таких категорий вынужденных переселенцев-мигрантов как:
- семьи военнослужащих, выполняющих задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также граждан, высвобождаемых в связи с передислокацией и расформированием воинских частей;
- население зон экологических бедствий, в том числе граждане, пострадавшие от последствий чернобыльской катастрофы и ряд других граждан, переселение и обустройство которых осуществляется в рамках иных региональных и ведомственных програм.
Внешняя миграция в России представлена двумя потоками: эмиграцией и иммиграцией и ее соответствующими субъектами. Эмиграция в настоящее время не носит строго проблемного характера, как это имело место, когда она долго сдерживалась по политическим мотивам. Пик эмиграции пришелся на 1990 г. и составил 103, 6 тыс. человек (до середины 80-х гг., ежегодно выезжающих с территории РФ, эмигрантов было до 3 тыс.человек). В последние годы количество эмигрантов несколько снизилось и колеблется от 60 до 80 тыс. человек ежегодно.
Социальную структуру эмиграции в основном составляют представители интеллигенции, высококвалифицированные специалисты, студенчество.Национальную структуру составляют евреи, армяне, этнические немцы, греки, некоторые другие национальности.
При существующей за рубежом системе квотирования приема эмигрантов эмиграционный поток из России может составлять не более 0,1 % населения в год. Открытая эмиграция по-прежнему будет обуславливаться степенью экономического и социального развития, этнической напряженности внутри России и на ее границах, а также политикой стран, принимающих Российских эмигрантов и ужесточивших требования их приема в последние годы. При этом формирование потока эмигрантов из России будет иметь ярко выраженную географическую и национальную направленность и приходиться, как и прежде, на государства традиционной эмиграции (США, Израиль, Германия), иные страны (Канада, Греция, Австралия), а также страны, находящиеся в новых географических районах (ЮАР, Аргентина, Бразилия), при сохранении практически той же социальной и этнической структуры.
Неблагоприятный характер для миграционных процессов в России, состояние ее рынка труда может иметь иммиграция, которая во многом определяется экономическим положением России и государств — республик бывшего Союза — степенью стабильности внутриполитической обстановки в них и в ряде других иностранных государств. Из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной люмпенизированной с криминогенными тенденциями рабочей силы из соседних стран, особенно Среднеазиатского региона.
Нежелание других государств принять транзитных иммигрантов способствует накоплению на териитории РФ, что создает очаги социальной напряженности.
В настоящее время в России находится свыше 500 тыс. иностранцев. Статус этих лиц на территории РФ еще необходимо определить. По экспертной оценке, в современных условиях приток иностранцев, ищущих убежище, может составить более 100 тыс. человек в год.
В области внешней миграции должно быть обеспечено создание условий для сохранения национальной высококвалифицированной рабочей силы путем минимизации оттока российских граждан за рубеж на постоянное жительство и одновременно развитие условий для прибытия в РФ иностранцев, деятельность которых отвечала бы интересам России.
Незаконная миграция. Проблема незаконного въезда и выезда иностранцев и граждан РФ приобретает острый характер.
К субъектам незаконной миграции относятся эмигранты неконтролируемые, нелегальные и незаконные.
В условиях существования «прозрачных» границ с государствами-республиками бывшего Союза ССР, ослабления контроля за транзитными пассажирами возросло число иностранцев, въезжающих в страну с нарушением установленных правил или пытающихся ее использовать для въезда в третьи страны.
Кроме лиц, ищущих убежища в России и за ее пределами, к этой категории относятся лица, прибывающие в страну для ведения нелегальной профессиональной деятельности, в том числе незаконного характера, включая торговлю оружием и наркотиками, переправку рабочей силы в зарубежные страны.
Проблема неконтролируемого въезда иностранцев негативно влияет на состояние криминогенной обстановки в крупных административных и промышленных центрах России, наносит ущерб безопасности страны, вызывает в ряде ее регионов осложнение социально-экономической обстановки.
В целях обеспечения регулирования миграционных потоков и предупреждения въезда иностранцев на территорию РФ вводится система миграционного контроля.
Внешняя трудовая миграция. Реформы в политической и экономической сфере создали условия для вхождения России в международный рынок труда, чего требуют государственные интересы РФ.
Процесс внешней трудовой миграции россиян сопряжен сейчас с рядом негативных последствий в связи с нерешенностью комплекса организационных, правовых, экономических и иных вопросов. Среди них является усиление оттока за рубеж носителей дефицитных профессий и как следствие — несбалансированность национального рынка труда, рост масштабов незаконной трудовой иммиграции, социальная незащищенность россиян, работающих за рубежом, потеря валютных поступлений от российских граждан, работающих за границей, недоиспользование возможностей внешней трудовой миграции для формирования перспективной профессионально-квалификационной структуры занятых в народном хозяйстве и приобретения опыта работы в условиях рыночной экономики. Значительная часть организаций, занимающихся направлением рабочей силы за рубеж, не имеет разрешения на этот вид деятельности, что приводит к ущемлению прав российских трудящихся мигрантов.
Осложнение общественно-политической и социально-экономической ситуации в России будет толкать российских граждан на дальнейший поиск работы за границей. По экспертным оценкам, число российских граждан, желающих выехать на временную работу за границу, может составить от 2 до 5 млн человек в год.
В области нынешней трудовой миграции важно обеспечить содействие повышению социального статуса мигрирующих работников и членов их семей при условии удовлетворения национальных интересов стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.
В связи с этим в рамках государственного регулирования внешней трудовой миграции необходимо:
- обеспечить защиту прав российских трудящихся-мигрантов;
- смягчить ситуацию на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства российских граждан за границей;
- надежно защитить российский рынок труда от неконтролируемого потока иностранной рабочей силы;
- обеспечить поступление валютных средств за счет переводов трудящихся-мигрантов и эффективное использование этих средств.
В этих целях вводится на территори России система квотирования привлекаемой рабочей силы из-за границы, лицензирование деятельности организаций, специализирующихся на международном трудовом обмене.
Внутренняя социально-экономическая миграция является важным компонентом развития общей миграционной ситуации в стране. По данным Госкомстата России только за 1990— 92 гг. общие объемы внутренней миграции составили более 11 млн человек. Она складывается преимущественно из межрегионального и сельско-городского потоков.
Межрегиональная миграция. В настоящее время в межрегиональной миграции происходит переориентация потоков мигрантов в места первоначального проживания, и, прежде всего, в старообжитые районы страны. Это обусловлено такими факторами, как отсутствие высоких заработков и льгот в новых, малообжитых районах прежнего места жительства, прекращение финансирования ряда государственных программ и свя- заннное с этим свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах.
Особенно интенсивно такие миграционные потоки охватили территории Севера, Сибири и Дальнего Востока. В ближайшие годы возвратная миграция приобретет еще более массовый характер и будет в основном зависеть от ситуации на российском рынке труда и изменений условий жизни населения России и других государств-участников СНГ.
Сельско-городской обмен при сохранении проблемного характера в перспективе может стабилизироваться под влиянием нового комплекса факторов, вытекающих из реализации социально-экономических реформ в аграрном секторе и сельской местности в целом.
Сдерживающими факторами дальнейшего оттока сельского населения в города являются развитие на селе новых форм собственности и хозяйствования, земельная реформа и активизация других приватизационных процессов, а также активизация факторов, противодействующих оттоку сельских жителей в города (безработица, неразвитость рынка жилья, напряженность с продовольственным обеспечением).
Те же самые факторы будут способствовать миграции горожан в село. Вместе с тем городские поселения, особенно крупные, не потеряют привлекательности для селян. В результате уже в 90-е гг. масштабы миграции сельского населения в города могут сократиться, однако встречный поток из города по-прежнему останется во много раз меньше.
В 1992 г. отрицательное сальдо миграции между селом и городом составило 113 тыс. человек, вместе с тем приоритетное расселение вынужденных мигрантов в сельской местности является основным фактором относительного уменьшения отрицательного сальдо миграции в сравнении с предыдущими годами.
Экономический кризис в России, производственная дезинтеграция и обусловленный ею спад промышленного производства активизируют перемещение капитала в крупные города. Наметились тенденции концентрации отдельных групп ми- рантов и развития их деловой активности в городах с многомиллионным населением. Обладая многопрофильным промышленным комплексом и более развитой инфраструктурой, они «оттягивают» на себя растущую безработицу в небольших городах и являются более конкурентоспособными, предоставляя более широкие возможности для прибыльного вложения капитала и осуществления предпринимательской деятельности.
Одновременно удорожание жизни в таких городах становится фактором оттока их коренных жителей. Отмена административных ограничений на проживание может превратить эти города в центры социальной напряженности со специфическим составом населения.
Основу миграционной политики применительно к межрегиональной и сельско-городской миграции в РФ составит комплекс мер, нацеленных на решение проблемы стабилизации и организованного привлечения населения к возрождению малообжитых районов, сел (особенно Нечерноземья) и аграрного сектора на базе новых форм собственности и хозяйствования.

(migration) Постоянное перемещение отдельных лиц либо групп из одного места в другое. Миграция, конечно же, одно из важнейших явлений в истории человечества. Недавно проведенное исследование "митохондрической гипотезы Евы" использовало разнообразие митохондрических ДНК для того, чтобы проследить происхождение по материнской линии различных этнических групп и таким образом составить представление о моделях миграции населения. Митохондрии – это генераторы энергии в клетке, являющиеся носителями собственной генетической информации ДНК, отличной от информации, содержащейся в ядре клетки. Митохондрические ДНК можно считать часами эволюции. Чем больше сходства между митохондрическими ДНК у двух человек, тем ближе по времени их последний общий предок. Старейшие ответвления митохондрического дерева разделили изучавшуюся группу на две подгруппы: одна из них состояла только из африканцев, другая – из людей со всех пяти континентов, при этом многообразие среди африканцев оказалось намного большим, чем в любой другой этнической группе. Тем самым это исследование дает основание предположить, что у всех нас есть общий митохондрический предок, живший в Африке, вероятно, 200 000 лет назад. Миграционная и расовая политика может стать взрывоопасной. К эмиграции людей толкают война или голод. Иммигрантов привлекают свобода и рабочие места. Emigres – политические эмигранты (буквально – покинувшие страну); так называли тех, кто бежал от Французской революции (French Revolution) и поддержал контрреволюционные армии, выступившие против Французской Республики). Они недовольны всем, что заставило их покинуть родной дом, а потому могут начать борьбу – мирными или иными средствами – против тех, кто "подчинил" себе их родину. Да и в ходе 2-й мировой войны эмиграционная политика обеспечивала Гитлеру широкую народную поддержку его похода на Восток, поскольку многие немцы проживали к востоку от границ Германии, установленных в период между двумя мировыми войнами. Ирландская эмиграционная политика обеспечила широчайшую поддержку, особенно в Северной Америке, ирландского национализма – как мирного его крыла, так и сторонников насилия. В то же время иммигранты обычно вызывают враждебное отношение к себе со стороны коренного населения, обвиняющего "чужаков" в том, что те отнимают у них рабочие места и разрушают их культуру. Легко распознаваемые иммигранты становятся "козлами отпущения" – на них легко выместить все свои беды и невзгоды, независимо от их подлинных причин. В демократических обществах используются разные способы для ликвидации подобной напряженности. Во многих государствах установлены жесткие ограничения на въезд, хотя попытки переложить на других свои трудности никак не могут стать общеприемлемым решением проблем, связанных с причинами, побуждающими людей эмигрировать и искать счастья в других странах. Одни государства, как, например, США, основывают гражданство на факте рождения в стране. В других странах, например в Ирландии, основанием гражданства является наличие прямых предков, которые родились в стране. В третьих, как, например в Германии и Израиле, гражданство основано на принципе национальной принадлежности, независимо от места рождения. Если учесть, что в государствах –участниках Европейского Союза (European Union) существует общая для всех проблема враждебного отношения местного населения к иммиграции, а вблизи их внешних границ сосредоточены огромные массы потенциальных переселенцев, что в этих государствах существует разный подход к проблеме гражданства, нетрудно предвидеть, что в 1990-х гг. и позже миграционная политика будет одним из самых острых и напряженных вопросов ЕС. См. также : irredentism (ирредентизм).

Понятия миграции

Миграция населения – это пространственное перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на длительный период.

Миграции населения изучают демографы, экономико-географы, экономисты, историки, социологи, статистики, этнографы, археологи. Основной источник сведений о миграции населения - государственная статистика, включающая текущий учёт мигрантов, и материалы переписей населения. Кроме того, для изучения отдельных групп мигрантов организуют выборочные исследования.

В демографических справочниках выделяются понятия, связанные с миграцией, такие, как «миграционная когорта», означающее совокупность мигрантов, объединяемых общим периодом миграции в данный населённый пункт и район, и «миграционный поток».

«Миграционный поток» - это совокупное число мигрантов (или миграций), имеющих общие районы прибытия и выбытия данного отрезка времени. Подчеркнём, что «миграционный поток» - один из показателей направления миграции. Выделяются прямые и обратные миграционные потоки. Больший по размерам из двух направленных навстречу друг другу миграционных потоков обозначают как доминирующий поток, а менее интенсивный – как противоположный. Разница между доминирующим и противоположным потоками называется чистым потоком между двумя районами, сумма доминирующего и противоположного потоков – обменом населения между двумя районами. Анализ миграционного потока, который проводится с помощью различных коэффициентов, необходим для определения эффективности миграционных связей.

Рассмотрим определение субъекта миграции – мигранта. Мигрант – лицо, совершающее миграцию, то есть пересекающее границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства навсегда или на более или менее длительное время. При широкой трактовке термин «Мигрант» включает также лиц, совершающих маятниковые миграции.

В свою очередь, маятниковая миграция – регулярные передвижения населения из одного населённого пункта в другой на работу или учёбу и обратно. Регулярность соответствует режиму трудовой деятельности или учёбы. Маятниковая миграция получила развитие в условиях урбанизации. Главные направления – из села в город, из малого города в крупный. Значит, маятниковая миграция наблюдается в пригородных зонах крупных городов и городских агломераций; имеет место также в зоне средних и малых городов в сельской местности урбанизированных территорий. В целом в пригородных районах городов формируются зоны устойчивой маятниковой миграции, её важное условие – развитие транспорта.

Маятниковая миграция является важными источником формирования трудовых ресурсов в городах, создаёт равноценные условия выбора места работы, профессионального обучения. Она способствует социальной мобильности населения, изменению социальной структуры сельских жителей, распространению городского образа жизни. При этом имеются и негативные стороны в экономическом, транспортном и социальном аспектах, в частности значительно увеличиваются затраты времени на дорогу.

Высказывается мнение об условности понятия маятниковой миграции и неправомерности его включения в понятие миграции населения; нередко в качестве маятниковой миграции рассматриваются передвижения не только на учёбу и работу, но и с культурно-бытовыми и рекреационными целями.

Изучение миграции

Метод изучения миграции – совокупность специальных приёмов изучения факторов, показателей миграции, подвижности населения и её социального механизма.

Основным является статистический метод. Метод изучения миграции заключается в непосредственной регистрации каждого отдельного случая передвижения как в месте выбытия мигрантов, так и в месте их прибытия. Этим путём определяются число прибывших и выбывших за конкретный период, состав мигрантов и направления миграции. Используются также косвенные расчётные методы. Например, с помощью статистики естественного движения можно рассчитать сальдо миграции за определённый период по территориальным единицам путём вычитания естественного прироста из общего прироста населения.

Сальдо миграции – разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из неё за определённый срок; показатель результата территориального перемещения населения.

Другой метод основывается на регистрации места рождения каждого лица при проведении переписей населения. При сопоставлении данных о местах рождения и проживания определяется численность неместных уроженцев, которая косвенно характеризует сальдо миграции. Косвенные методы расчёта размеров и направлений миграции предполагают использование материалов статистики труда и транспортной статистики. К статистическим методам изучения миграции относятся также методы измерения миграции по данным о продолжительности проживания в определённом месте, о предыдущем месте жительства, методы расчёта коэффициента дожития и изучения миграции из сельской местности в города. Применяются методы выборочного статистического изучения безвозвратной и особенно возвратной (сезонной, маятниковой) миграции. При репрезентативности выборки полученные результаты распространяются на всю совокупность объектов.

Для углублённого изучения миграции привлекаются математическая статистика, теория игр, моделирование, системный анализ и др. Для предоставления данных о миграции балансах и потоках используются смешанные статистические и картографические методы.

Социологические методы изучения миграции призваны выявить факторы миграции населения, её потенциальные резервы, механизмы и движущие силы. При выборе тех или иных методов необходимо учитывать территориальные особенности, направление и формы миграционных процессов. Этот выбор определяется программой исследования, задачами и целями, основанные гипотезами, характером единиц непосредственного изучения (мигранты, предприятия, населённые пункты и др.).

Любое исследование миграции населения начинается с определения единиц обследования, которое может быть сплошным или выборочным. Сбор первичной информации осуществляется посредством наблюдения, изучения процессов миграции в масштабах отдельной организации (включённый анализ), при изучении маятниковой миграции. Метод изучения документов – сбор необходимой информации в различных формах статистической отчётности. Применяются интервьюирование и анкетирование мигрирующих. Сбор информации о миграции населения носит единовременный характер, между тем миграция – это процесс, протекающий во времени. Для устранения данного противоречия используются методы повторного исследования и экспертных оценок. Обработка первичной информации о миграции предусматривает выбор адекватных математических методов, технических средств, способа группировки и представления полученных результатов.

Миграции населения подразделяют на следующие группы:

·по хорологическому (пространственному) признаку выделяют внутренние (межрайонные и внутрирайонные) и внешние (межконтинентальные и межгосударственные) миграции. Внешняя миграция связана с пересечением государственной границы. По отношению к данной стране внешние миграции делятся на эмиграцию (выезд за пределы государства) и иммиграцию (въезд в страну), реэмиграцию (возвращение эмигрантов на родину), реиммиграцию (обратный отток из страны лиц, прибывших в страну в результате иммиграции). Лиц, вернувшихся в свою страну после насильственного переселения, называют репатриантами. Применительно к внутренним миграциям вместо термина “эмиграция” используют термин “переселение”, а вместо термина “иммиграция” – “вселение”;

·по хронологическому признаку различают постоянные (безвозвратные) миграции, при которых выехавшее население не возвращается на прежнее место жительства, и временные (возвратные), не приводящие в конечном счёте к закреплению прибывшего населения. По хронологическому признаку также выделяют исторические, современные и перспективные миграции;

·по институциональному признаку миграции делятся на организованные, осуществляемые при участии государственных и общественных органов и с их помощью, и неорганизованные (индивидуальные, самодеятельные), которые осуществляются силами и средствами самих мигрантов;

·по форме выделяют добровольные и принудительные миграции. Добровольная миграция – это перемещение людей, добровольно покидающих старое место своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства. Вынужденная миграция – перемещение людей с целью поиска убежища;

·по юридическому признаку различают легальные и нелегальные миграции, нелегальные мигранты – лица, незаконно въезжающие в поисках работы в другие страны, а также лица, пересекающие границы на законных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством;

·по типу поселений различают миграционные потоки “город-город”, “село-город”, “село-село”, “город-село”;

·отдельно выделяется внешняя трудовая миграция. Она означает добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории государства за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределом государства, на его территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности; субъектами внешней трудовой миграции (трудящимися-мигрантами) являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.

Основными причинами, вызывающими миграцию, являются:

· политические (в результате смены формы государственного правления, политических переворотов);

· социально-экономические (перемещение в поисках работы, «утечка мозгов» - выезд людей интеллектуального труда из стран Восточной Европы, бывшего СССР, Индии, Латинской Америки в США, другие западные страны);

· природные (перемещение людей из-за стихийных бедствий);

· экологические (радиационное заражение в результате аварии на Чернобыльской АЭС привело к значительным миграционным процессам);

· религиозные (преследование католиками протестантов и переселение последних в США, Австралию, Канаду);

· национальные (бегство граждан из-за национальных преследований).

В самом общем виде миграционное поведение включает внешние стимулы миграции и внешние стимулы к стабилизации. Миграционное поведение отдельных групп населения оказывается иногда под влиянием подражательного фактора, то есть сложившихся в данной группе установок, касающихся смены места жительства. В большой степени на миграционное поведение воздействуют особенности личности мигранта (интересы, потребности, стремления, ценностные ориентации). Помимо индивидуального стремления мигрировать, необходима информация о реальных возможностях устройства на новом месте, условиях жизни, затратах на переезд. Определённую роль в миграционном поведении играет и конкретная жизненная ситуация самого мигранта: его пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, профессиональная квалификация, национальность, конфессиональная ориентация. На решение мигрировать оказывает влияние миграционная политика, включающая механизм регулирования миграционных потоков.

Влияние миграции и миграционная политика

Миграции оказывают огромное влияние на численность, размещение, структуру и динамику населения сёл, городов, районов, стран и континентов. Подавляющая часть населения Америки и Австралии – потомки иммигрантов. Миграции могут быть причиной и следствием сдвигов в территориальной организации хозяйства.

Миграции приводят к изменению режима воспроизводства, половой, возрастной, профессиональной, расовой и этнической структуры населения, которые также влияют на систему расселения, темпы и уровень урбанизации государств и районов. С миграциями связано возникновение новых отраслей и форм ведения хозяйства, неизвестных до этого местному населению.

Миграции могут стать источником целого ряда отрицательных явлений и процессов: безработицы, межэтнических конфликтов, дополнительной нагрузки на социальную инфраструктуру в районах прибытия, уменьшения величины интеллектуального потенциала в районах выбытия, распространение преступности, разнообразных болезней и др.

С целью регулирования миграционных процессов, придания им целенаправленного развития в большинстве государств мира проводится миграционная политика.

Миграционная политика – это часть демографической политики, представляющая совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционное движение населения, или, иными словами, система специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию миграционных потоков, преследующая как экономические, так и демографические цели.

Государство разрабатывает правовые нормы, в соответствии с которыми дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда иммигрантов, занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для эксплуатации труда иностранных рабочих.

Основными задачами государственной миграционной политики являются следующие:

· защита государством прав и интересов мигрантов;

· развитие системы иммиграционного контроля;

· регулирование миграционных процессов с учётом социального, экономического, экологического развития страны или региона. Например, ограничение иммиграции в соответствии со спецификой психологии мигрантов, климатическими особенностями мест расселения, национальной несовместимостью;

· создание условий для приёма и размещения мигрантов.

Миграционная политика состоит из нескольких этапов: изучение миграционной ситуации; сопоставление реальной и желаемой миграционной ситуации; выработка мер воздействия на миграционное движение населения.

Миграционная политика включает следующие группы мер:

· экономические;

· административно-правовые;

· воспитательные.

Миграционная политика подразделяется на несколько типов:

2. миграционная политика не препятствует эмиграции, но жестко контролирует иммиграцию. Примеры – США, Канада, Австралия и другие развитые страны;

3. миграционная политика не препятствует эмиграции, но способствует иммиграции. Примеры – Израиль, Германия, нефтедобывающие страны Юго-Западной Азии;

4. миграционная политика не препятствует ни эмиграции, ни иммиграции (Тунис, Египет, Польша);

5. миграционная политика, направленная на закрытость страны (Куба, Вьетнам, Непал, КНДР).

На межгосударственном уровне созданы организации, которые регулируют миграционные потоки – Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), а также межгосударственные двусторонние и многосторонние акты. Следует отметить, что нормативные акты стран, в которых значительна роль иммиграции, содержат жёсткие меры относительно общего количества иммигрантов и хорошо отработанные системы, определяющие порядок иммиграции.



Поделиться