Можно ли платить торговый сбор заранее. Кто платит торговый сбор

Для городов федерального значения в конце 2014 года налоговым кодексом введен новый вид платежа – торговый сбор (ТС). Он относится к организациям, использующим для торговой деятельности движимое и недвижимое имущество. Сбор отличается от налога тем, что налог – это безвозмездная уплата, а сбор подразумевает разрешение властей вести торговую деятельность на том или ином участке. В статье расскажем про торговый сбор для ИП, дадим примеры расчета при разных налоговых режимах.

Торговая деятельность – купля-продажа розничная, мелкооптовая, оптовая с помощью стационарных и нестационарных торговых сетей, а так же через склады. Москва уже приняла региональный закон о торговом сборе еще 01.07.2015 года. А в Санкт-Петербургеи Севастополе данный вид сбора так и не ввели, с целью поддержки малого бизнеса.

Что облагается торговым сбором

Облагается объект, через который идет торговля, а именно:

  • Стационарный без торгового зала (исключение – автозаправочная станция);
  • Нестационарный объект (лотки, машины, палатки и т.п.);
  • Магазины, павильоны;
  • Склады, если с них идет торговля.

Все ли ИП платят торговый сбор

ТС платят предприниматели, которые ведут торговлю в городе федерального значения через движимое (недвижимое) имущество. Не платят сбор ИП, уплачивающие ECXH или применяющие ПCH. В Москве установлены льготы, т.е. освобождаются от уплаты объекты:

  • Торговые автоматы;
  • Ярмарочная продажа в выходной день;
  • Объекты на территории рынков;
  • Торговля в казенном, бюджетном учреждении.
  • Торговля в цирке, кинотеатре, музее, планетарии и т.п. если сумма доходов от розничной торговли в общей сумме доходов составила более 50 процентов.
  • ИП, которые торгуют на стационарном объекте без торгового зала или с залом менее 100 м2. При этом должны соблюдаться условия: при регистрации ИП указан основной вид деятельности – парикмахерские и косметологические услуги, химчистка, ремонт одежды, покраска одежды, ремонт обуви, украшений, изготовление ключей. При этом в помещении витрина с образцами не должна занимать по площади более 10%.
  • Торговля книгами, газетами, журналами. При этом доля дохода от продаж печатной продукции должна быть не менее 60% от всего дохода и использование кассового аппарата. Читайте также статью: → “ ».

Как встать на учет и сняться с учета

Встать на учет обязаны все организации и ИП, осуществляющие торговую деятельность в г. Москве, даже если они попадают под льготу и освобождены от уплаты. Чтобы встать на учет, предприниматель должен подать в налоговую инспекцию уведомление (форма ТС 1). В нем указывается:

  • Объект обложения;
  • Характеристика объекта (количество, площадь);
  • Вид деятельности;
  • Ставка фиксированная за объект или ставка за 1 кв.метр;
  • Исчисленная сумма ТС;
  • Льготы по уплате ТС;
  • Сумма за квартал

Подать уведомление нужно не позднее 5 дней с момента возникновения объекта.

Если какие-то характеристики объекта изменились, то плательщик обязан уведомить налоговый орган обо всех изменениях так же не позднее 5 дней, с момента их возникновения. После того, как налоговый орган получит уведомление от плательщика, его ставят на учет в течение 5 дней. После постановки, в течение 5 дней выдается свидетельство.

Уведомление подается в письменном виде или в электронном с электронной подписью. Чтобы сняться с учета, необходимо предоставить уведомление (форма ТС 2) об окончании использования торгового объекта. Сроки подачи те же, что и при постановке.

Если у ИП несколько торговых объектов в разных регионах, то нужно подать уведомление в инспекцию по нахождению любого из объектов в него включается информация обо всех торговых объектах. Перечисление суммы сбора осуществляется в ту инспекцию, куда было подано уведомление. Штрафы:

Вид нарушения Штраф
За не своевременную постановку на учет 10 000 руб.
Не постановка 10% от доходов з квартал, но не ниже 40 000 руб.
Несвоевременное указание изменений 200 руб.
Подача уведомления с опозданием Штраф 200 руб. и и административный штраф от 300 до 500 руб
Указаны недостоверные сведения неумышленно 20% от суммы сбора
Указаны недостоверные сведения умышленно 40% от суммы сбора

Как рассчитать торговый сбор

Сумма сбора зависит от фактической величины объекта (площадь, количество и т.д.). Ставка умножается на это фактическое значение. Размеры устанавливаются на местном уровне, законом города федерального значения. В законе подробно прописаны размеры ставок, которые зависят от того, в каком районе находится объект торговли и от его площади.

Если фактическое значение увеличилось в течение отчетного периода, то новое значение учитывается уже с начала квартала. Если оно уменьшилось – то с начала квартала, следующего за отчетным.

Ставки ТС установлены Законом №6 г. Москвы от 17.12.2014. Ежегодно увеличиваются на коэффициент-дефлятор, в 2017 году он составляет 1,237.

Что относится, а что не относится к площади торгового зала:

Ставки сбора по регионам Москвы:

Вид объекта Фактическое значение Ставка в рублях
I зона (ЦАО) II зона (за МКАДом) III зона (до МКАДа, но не в ЦАО)
Стационарная и нестационарная торговля без залов (исключение переносная торговля) За один объект 81 000 28 350 40 500
Стационарная торговля с залами площадью до 50 м2 60 000 21 000 30 000
Развозная и разносная торговля 40 500 40 500 40 500
Стационарная торговля с залами более 50 м2 За 1 м2 в пределах 50 м2 1 200 420 600
За каждый последующий м2 50 50 50
Розничный рынок За 1м2 50 50 50

Пример расчета сбора

У ИП Брасова 2торговых объекта, которые не попадают под льготу:

  • Первый – в зоне I с торговым залом более 35 м2;
  • Второй – в зоне 3 с торговым залом 70 м2.
  • По первой зоне будет фиксированная сумма 60 000 руб.
  • По третьей зоне (600 руб * 50 м2) + (50 руб * 20 м2) = 31 000 руб.
  • Всего составит: 91 000 руб.

Tорговый сбор у ИП при УСН «Доходы»

Если ИП применяет УСН «Доходы», зарегистрирован и уплачивает налог в г. Москва, то он может упрощенный налог снизить на сумму TC. При этом сбор должен быть начислен в том же периоде, что и авансовый платеж по упрощенному налогу. Если ИП не зарегистрирован в Москве, но ведет тамторговлю, то он обязан в стать на учет по уплате TC в Московскую налоговую инспекцию. Налог по УСН перечисляется по месту жительства, поэтому его не снизить за счет суммы TC .

Особенные моменты:

1) Если у ИП при УСН есть наемные сотрудники, то налог можно уменьшить за счетстраховых взносов, выплат по больничным листам, личных страховок но не более чем на 50%.Согласно пункту 8 статьи 346.21 НК, плательщик в дополнении к суммам, уменьшающим налог, может снизить его на сумму ТС. Получается, что оставшуюся часть налога можно убавить на сумму ТС вплоть до нуля.

Если наемных сотрудников нет, то предприниматель платит только за себя страх.взносы, и вправебез ограничений снизить упрощенный налог за счет перечисленных страх. взносов.

2) ТС не указывается в книге учета доходов и расходов, так как нет соответствующей графы для суммы уплаченного ТС. Поэтому указывать ее в книге не нужно. А в декларации нужно будет указать в строках 140-143 раздела 2.1 вместе со страховыми взносами

3) если ИП занимается не только торговлей, но и другими видами деятельности, то доходы он должен учитывать раздельно по каждому виду. Согласно письму Минфина России от 23.07.2015 № 03-11-09/42494 и ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14233, можно снизить только ту часть налога, которая исчислена от торговой деятельности. То есть предпринимателю нужно рассчитать налог от торговой деятельности и от остальной. И уменьшить только тот, который от торговой.

Пример учета ТС при разных видах предпринимательской деятельности

ИП Воронина А.И. зарегистрирована в Москве. Там же предлагает ремонтные услуги и занимается розничной торговлей, которая облагается ТС. Сумма уплаченного ТС за 2016 год равна 28 500 руб. Сумма доходов за 2016 год составила:

  • от услуг – 850 000 руб.,
  • от торговли- 570 000 руб.

Сумма общих страховых взносов за себя и за наемных сотрудников составила 68 500 руб. На сколько снизится налог с доходов от торговой деятельности? Рассчитаем сумму налога с доходовза 2016 год

  • Налог с доходов от услуг:

850 000 * 6% = 51 100 руб.

  • Налог с доходов от торговли:

570 000 * 6% = 34 200 руб.

На работников, занятых в услугах

850 000: (850 000 + 570 000) * 68 500 = 41 004 руб.;

На работников, занятых в торговле

570 000: (850 000 + 570 000) * 68 500 = 27 496 руб.

  • У ИП есть 50% ограничение, поэтому налог с дохода от торговли можно снизить за счет страховых взносов на сумму:

34 200 * 50% = 17 100 руб.

Tорговый сбор у ИП при УСН «Доходы-расходы»

При данном виде учета сумма ТС включается в «Расходы» при расчете налогооблагаемой базы. Если «Доходники» могут снизить уже рассчитанный налог, то здесь уменьшается только база, а с нее уже берется 15%. Раздельный учет при ведении разных видов деятельности не требуется (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

ТС можно включить в Расходы, даже если ИП зарегистрирован не в Москве, но ведет там торговую деятельность. Сумма ТС отражается в Книге учета в первом разделе со всеми остальными расходами. В декларации – в строках 220-223 разд. 2.2. – в общей сумме расходов.

ТС для ИП при налоговом режиме ОСНО

ИП, применяющие общую систему налогообложения могут уменьшить сумму НДФЛ, начисленного по итогам года на сумму уплаченного ТС. Налог можно снизить при условии, что ИП зарегистрирован и ведет торговлю в г. Москва. Раздельный учет при данной форме налогообложения для учета ТС вести не нужно.

Если сумма ТС больше исчисленного налога, то оставшаяся сумма сбора на следующий год не переносится.

ТС для ИП на патенте и ЕСХН

Согласно ст. 411 НК РФ предприниматели, выбравшие ПСН или уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, освобождаются от уплаты ТС. Предприниматель, который утратил право на применение ПСН, обязан уплатить ТС за период до потери права. Предприниматель, утративший право на уплату ЕСХН обязан начать уплачивать ТС с момента потери права.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1 . ИП применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы» и ведет разные виды деятельности, в том числе и торговую. Каким образом снизится налог с доходов?

В этом случае нужно вести раздельный учет доходов по всем видам деятельности и уменьшать только тот налог, который рассчитан от доходов с торговли.

Вопрос №2. ИП арендовал павильон, который ранее использовался для торговли, под склад. Торговлю в этом помещении не ведет. Нужно ли уплачивать ТС?

Уплачивать не нужно, так как помещение не используется для торговли, а только для складирования.

Вопрос №3. Предприниматель применяет ПСН и занимается торговой деятельностью в Москве. Нужно ли уплачивать ТС?

Уплачивать не нужно, так как плательщики патента освобождены от уплаты данного вида сбора.

Вопрос №4. Предприниматель зарегистрирован не в Москве, но в Москве у него есть магазин, нужно ли уплачивать ТС?

Да, нужно, поскольку торговля ведется на территории города федерального значения, в котором принят закон об уплате ТС. Важно установить, попадает ли объект торговли под льготы.

Звонок в один клик

Торговый сбор — новый налоговый платеж, появившийся в 2015 году. Его правила определяются не только Налоговым кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации. Рассмотрим, каковы особенности оплаты этого сбора.

Плательщики торгового сбора по НК РФ: кто ими является?

К плательщикам торгового сбора гл. 33 НК РФ, посвященная этому платежу, относит юрлиц и ИП, занятых торговлей на торговых объектах, исключая ИП, работающих на патенте, и лиц, применяющих ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ). Если в регионе введен торговый сбор, то применение ЕНВД к торговой деятельности, попадающей под торговый сбор, невозможно.

Торговой считается деятельность, ведущаяся на объектах (ст. 413 НК РФ):

  • стационарной сети независимо от наличия у нее торговых залов;
  • нестационарной сети;
  • складского типа;
  • розничных рынков в связи с их созданием и управлением их работой.

Базой для расчета налога служит вид или площадь объекта торговли. В зависимости от характера и размера объекта в НК РФ определены особенности ставок этого сбора (ст. 415 НК РФ).

Однако правила, содержащиеся в НК РФ, лишь определяют общие черты этого платежа, а конкретный порядок применения (в т. ч. величину ставок и круг льгот по налогу) устанавливают субъекты РФ, в которых этот сбор вводится соответствующим законодательным актом (ст. 410 НК РФ). Поэтому выясняя, кто платит торговый сбор в конкретном регионе, надо узнать:

  • Принят ли этим субъектом РФ закон о торговом сборе .
  • Какому кругу лиц закон региона предписывает уплату сбора.

В какой бюджет относится оплата торгового сбора?

Торговый сбор — налог местного уровня (п. 3 ст. 15 НК РФ), в установлении особенностей расчета которого важнейшая роль отводится местным органам власти. Они вправе определять:

  • Разбивку налогоплательщиков и объектов торговли на категории.
  • Особенности налогообложения, зависящие от вида торговой деятельности и места ее осуществления.
  • Свою систему ставок, не выходя за верхние пределы, установленные НК РФ, имея при этом возможность не устанавливать ставку вообще (по сути, освобождать объект от налогообложения).

Они же ответственны за назначение органа, который должен собирать информацию об объектах налогообложения и предоставлять эту информацию в ИФНС (ст. 418 НК РФ).

То есть все полномочия по контролю правильности исчисления и уплаты этого налога ложатся на местные инстанции. И ответ на вопрос о том, куда платить торговый сбор , очевиден: в местный бюджет.

ИП вправе уменьшить начисленный НДФЛ на суммы торгового сбора. Но что делать, если сумма сбора оказалась больше величины НДФЛ? Об этом — в статье .

Где должен начисляться торговый сбор с 1 июля 2015 года?

Введение торгового сбора стало возможным с 01.07.2015 (п. 4 ст. 4 закона «Об изменениях в НК РФ» от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Обязательным условием появления этого налога в регионе является принятие соответствующего закона.

К указанной дате такой документ был принят единственным субъектом РФ — Москвой (закон города Москвы «О торговом сборе» от 17.12.2014 № 62). Остальные субъекты РФ планировали ввод торгового сбора не ранее 2016 года. Однако и в 2016 году к г. Москве ни один из регионов страны не присоединился.

Закон г. Москвы определил круг налогоплательщиков и перечень объектов налогообложения в детализации, приведенной в НК РФ, не установив при этом ставку для торговли, осуществляемой непосредственно со складов (ст. 2 закона г. Москвы), что освободило эту деятельность от налогообложения.

Законом г. Москвы предусмотрен ряд льгот в виде освобождения от уплаты налога:

  • Юрлиц и ИП, занятых розничной торговлей с применением торговых автоматов, продажей на ярмарках и на территориях розничных рынков, торговлей вразнос в помещениях, управляемых автономными, бюджетными или казенными учреждениями.
  • Юрлиц, относящихся к автономным, бюджетным или казенным учреждениям, а также организациям федеральной почты.

Законом г. Москвы «Об изменениях в законах Москвы» от 24.06.2015 № 29 исходный текст закона от 17.12.2014 № 62 дополнен льготами, введенными на период до 2021 года:

  • К видам освобожденной от налога деятельности добавлены торговля на территории агрокластера, продажи в помещениях кинотеатров, театров, музеев, планетариев, цирков (при условии, что доход от главной деятельности этих заведений превышает половину всех поступлений), нестационарная торговля печатной продукцией.
  • В список освобожденных от сбора юрлиц добавлены религиозные организации, занимающиеся торговлей на территории соответствующих религиозных заведений.

Дополнительно законом от 24.06.2015 № 29 без ограничения срока действия льготы освобождены от уплаты сбора юрлица и ИП, оказывающие бытовые услуги (в т. ч. услуги парикмахерских, салонов красоты, прачечных, химчисток, ателье по ремонту одежды, металлогалантереи) при условии, что объект торговли занимает площадь не более 100 кв. м. и из этой площади не более 10% отведено для демонстрации товаров.

На учет налогоплательщики ставятся при самостоятельном обращении в ИФНС или на основании информации, предоставленной Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, который служит уполномоченным для этой цели органом (письма МФ РФ от 08.04.2015 № 03-11-06/19790 и от 27.03.2015 № 03-11-06/16906).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При непостановке на учет налогоплательщика ожидает штраф, составляющий 10% суммы дохода от торгового объекта, но не меньше 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). На должностных лиц организаций возможно наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).

О дополнительных льготах, введенных в Москве с 2017 года, читайте в материале .

Как оплатить торговый сбор в 2016-2017 годах?

Торговый сбор — квартальный налог, уплачиваемый налогоплательщиком не позднее 25 числа месяца, который последует за отчетным периодом (п. 2 ст. 417 НК РФ). Если налогоплательщик не встал на учет, а объект налогообложения по информации, полученной ИФНС от уполномоченного органа, у него есть, то налоговый орган в срок не позднее 30 дней с даты получения информации о наличии объекта направит налогоплательщику требование об уплате, в котором сумма налога будет рассчитана по данным, имеющимся у ИФНС. Аналогичный порядок будет соблюден при выявлении недостоверности сведений об объекте налогообложения, представленных налогоплательщиком в ИФНС при постановке на учет как плательщика этого сбора (п. 3 ст. 417 НК РФ).

Как поступить, если не надо было вставать на учет, а вы подали уведомление в ИФНС, читайте в статье .

Выбор места, по которому производят оплату сбора, зависит от места постановки на учет (письмо ФНС РФ от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@):

  • Объекта недвижимости, на котором осуществляют торговлю. Для этой ситуации в платежном документе приводят код ОКТМО, соответствующий месту учета в качестве плательщика сбора.
  • Юрлица или ИП, уплачивающих сбор. Код ОКТМО для такого случая должен соответствовать месту ведения торговли.

Платежное поручение по торговому сбору оформляется в обычном для налоговых платежей порядке с использованием стандартного набора реквизитов. В качестве КБК указывают:

  • по налогу — 182 1 05 05010 02 1000 110;
  • по пеням — 182 1 05 05010 02 2100 110;
  • по штрафу — 182 1 05 05010 02 3000 110.

Образец заполнения платежного документа по этому налогу можно увидеть в материале .

Итоги

Оформление платежных документов на оплату торгового сбора не представляет сложности. Следует соблюдать сроки оплаты и делать расчет сбора на основании достоверных данных.

В конце 2014 года в Налоговый кодекс РФ была введена глава 33, определяющая возможность введения на территории городов федерального значения нового вида платежа в бюджет – торгового сбора.

Административный аппарат г. Москвы ответственно подошёл к законодательному нововведению и сразу к сроку, предусмотренному Федеральным законом №382-ФЗ, а именно 1 июля 2015 года, подготовил региональный вариант закона и ввёл на своей территории новый ежеквартальный сбор.

Власти г. Санкт-Петербург и г. Севастополь не стали торопиться и, отложив вопрос о предполагаемом обязательном платеже, никаких решений на начало 2018 года ещё не приняли. Так что сейчас при обсуждении торгового сбора имеется в виду его вариант, действующий на территории г. Москвы и скорректированный в соответствии с местным законом, его определяющим.

Ст. 8 НК РФ, давая определение налогу и сбору, подтверждает, что одним из основных отличий этих понятий является смысл платежа: если налог начисляется безвозмездно, то сбор предусматривает за его уплату юридически значимое ответное действие со стороны органов власти. В частности, торговый сбор уплачивается за право ведения определённых видов коммерческой деятельности на городской территории.

Ещё одной особенностью торгового сбора является то, что его введение, по мнению экспертов, не увеличит налоговое бремя на добросовестных предпринимателей. Дело в том, что законом предусмотрено право налогоплательщика вычесть сумму начисленного торгового сбора:

  • Для организаций – в зависимости от системы налогообложения – из суммы налога на прибыль (в его региональной части) или единого налога по УСН;
  • Для индивидуальных предпринимателей – из суммы единого налога по УСН или НДФЛ.

Особенности применения таких вычетов напрямую в Законе г. Москвы «О торговом сборе» не прописаны, однако за вторую половину 2015 года Федеральной налоговой службой было выпущено большое количество писем, в которых она разъясняет многие спорные моменты особенностей расчёта сбора.

Кто должен платить торговый сбор

Круг лиц, обязанных в качестве плательщика встать на учёт в налоговый орган, определяется ст. 411 и ст. 413 НК РФ и конкретизируется ст. 2 Закона г. Москвы «О торговом сборе». К ним относятся юридические лица (кроме применяющих ) и индивидуальные предприниматели (кроме ведущих деятельность или находящихся на ЕСХН), осуществляющие:

  • процесс организации розничных рынков (сбором облагается вся площадь рынка, а не объекты);
  • торговлю различных масштабов (опт, розница, мелкий опт) с использованием объектов имущества:
  • торговлю через стационарные объекты, имеющие или не имеющие (за исключением автозаправочных станций) торговых залов;
  • торговлю через нестационарные объекты, включая развозную и разносную торговлю в розницу.

Кроме того, в перечне Налогового кодекса в качестве облагаемой сбором деятельности упоминается торговля путём отпуска товара со склада, но в Законе г. Москвы этот пункт при установлении размеров сбора был пропущен, что позволяет предположить, что столичные власти подобный вид деятельности решили торговым сбором не облагать.

Кому не надо платить

1) Необходимость уплаты торгового сбора в г. Москве не распространяется на:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых сооружениях и их территориях.

2) Ст. 3 Закона г. Москвы предоставляет перечень видов деятельности, которые местные законодательные органы причислили к категории льготных и освободили от обязанности по начислению сбора, в том числе на продажи:

  • через вендинговые автоматы;
  • на различных ярмарках;
  • на территории розничных рынков (имеются в виду отдельные торговые объекты);
  • разносного характера в бюджетных и казенных учреждениях;
  • на территории имущественного комплекса управляющей организации агропродовольственного кластера;
  • в кинотеатрах, театрах, музеях, планетариях, цирках, если по итогам квартала доля их доходов от продажи билетов в общем объеме поступлений составила не менее половины;
  • через торговую сеть типа «Печать».

3) Кроме того, освобождаются от уплаты торгового сбора налогоплательщики, основным видом деятельности которых является не торговля, а оказание бытовых услуг (прачечные, химчистки, ремонт одежды, обуви, изготовление ключей, парикмахерские, салоны красоты и др.) и к тому же:

  • Не имеющие залов для торговли или с залами площадью не более 100 кв. метров.
  • Оставляющие торговую площадь под выкладку демонстрируемых товаров не более 10% от общей площади.

4) В предыдущем разделе также отмечалось, что все налогоплательщики на ЕСХН, а также ИП на патенте освобождаются от уплаты торгового сбора. К тому же нельзя на вести деятельность, которая попадает под обложение торговым сбором. В этом случае придётся перейти на другой налоговый режим.

5) В случае сомнений насчёт того, является ли текущая деятельность предпринимателя облагаемой торговым сбором, он вправе направить запрос о разъяснении этого факта в профильное ведомство. Исходя из некоторых таких разъяснений, можно привести сформированный список видов деятельности, не упомянутых в законе, но точно не подлежащих обложению сбором:

  • продажа ломбардом предмета залога;
  • продажа продуктов питания организациями общепита (если реализация проходит в них же);
  • продажа сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг;
  • продажа билетов в кассах;
  • продажа автомобильных запчастей со склада, взятого в аренду.

6) Особую категорию вопросов вызвала торговая деятельность, выполняемая через интернет. С одной стороны, после сетевого оформления заказа продавец отгружает товары со склада, а эта деятельность Законом г. Москвы «О торговом сборе» не учтена, но с другой стороны – доставку товара курьером и получение им наличных можно расценить как развозную торговлю.

Но если все расчёты сделать безналичными, то снова объект обложения сбором вроде как отсутствует. Мнения налоговиков и чиновников Минфина по поводу того, облагать ли сбором процесс торговли интернет-магазинов, разошлись, а судебной практики по подобному вопросу ещё не сформировалось.

Постановка и снятие с учёта в налоговой

Постановка на учёт / снятие с учёта в качестве налогоплательщика торгового сбора осуществляется:

  • В налоговую по месту нахождения недвижимого объекта торговли.
  • В иных случаях – в налоговую по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

В случае, когда торговых объектов несколько, подаётся одно уведомление (с указанием всех «точек») в налоговую, к которой относится торговый объект, указанный в уведомлении первым.

Перечень необходимых действий:

  1. Подать уведомление . Это делается в течение пяти дней с момента начала торговли в письменном или электронном виде (естественно, с использованием электронной подписи в системах отправки электронной отчётности).

    В уведомлении надо отразить все объекты, осуществляющие облагаемые сбором виды деятельности. Если объекты находятся на разных территориях, сведения о них всё равно подаются в одном уведомлении, а налоговый орган выбирается тот, к которому относится верхний в списке объект.

  1. Дождаться постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, которая производится в течение пяти дней после получения налоговым органом документов. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику торгового сбора направляется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора.

Важно! Если уведомление от организации или ИП получено не было, но налоговая получила информацию из Департамента экономической политики и развития г. Москвы о том, что лицо осуществляло облагаемую сбором деятельность, то она имеет право поставить её на учёт на основании полученных сведений.

  1. Зачесть или вернуть суммы излишне уплаченного сбора по правилам, предусмотренным ст.78 НК РФ. Эта возможность сохраняется в течение трёх лет с момента уплаты.
  2. Подать уведомление об изменении объекта (его площади, фактическом наличии, адреса и пр.) в пятидневный срок с момента возникновения таких изменений.
  3. Подать отменяющие сведения, если выяснилось, что торговым сбором деятельность не облагается. Пугающие штрафы для большинства предпринимателей, не сумевших однозначно определить наличие для себя обязанности по постановке на учёт, на практике вызвали поток ошибочных уведомлений.
    После этого ФНС России выпустила специальное письмо от 20 августа 2015 г. N ГД-4-3/14721@, разъясняющее, что для обнуления излишне поданных сведений достаточно в свободной форме в тот же налоговый орган подать заявление с указанием причин и копии ошибочного уведомления.
  4. Удостовериться, что ошибочная постановка на учет обнулена. При получении отменяющего заявления налоговая должна снять лицо с учёта той же датой, которой была произведена постановка, а если система уже успела начислить к уплате суммы сбора, то их сторнировать.
  5. Подать уведомление в тот момент, когда облагаемая деятельность больше не осуществляется, и удостовериться, что налоговые органы сняли плательщика с учёта.

Штраф за неуведомление налоговой

Если в текущем квартале среди видов деятельности возникла или исчезла необходимость в торговле, которая по закону облагается сбором, организация или индивидуальный предприниматель должны сообщить об этой информации в налоговую инспекцию.

Ведение продаж, подпадающих под обложение торговым сбором, без свидетельства плательщика сбора рассматривается соответствующими органами как работу без постановки на учёт в налоговом органе и наказывается в соответствии с п.2 ст. 116 НК РФ штрафом в размере 10% от нелегального дохода, но не менее 40 тыс. руб.

Важно! Если плательщик сбора не получил свидетельство, он не имеет право вычитать сумму торгового сбора из других видов начисленных налогов.

Как рассчитывать

Налоговый кодекс закрепляет ответственность за расчёт суммы сбора за плательщиком. Однако в случае, если плательщики не встали на учёт добровольно, они могут получить принудительные требования об уплате торгового сбора от налоговой.

Чтобы определить, сколько надо уплатить в бюджет за квартал, необходимо умножить ставку, предусмотренную Законом г. Москвы «О торговом сборе» (см. табл. №1) , на количество объектов и их физических характеристик.

С 2018 года ставка торгового сбора проиндексирована на 1,285.

Таблица №1. Ставки торгового сбора для Москвы на 2017 год

Территория функционирования объекта торговли Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, руб. Развозная и разносная розничная торговля, руб. Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами, руб. Организация розничных рынков (руб. за 1 кв. м.)
До 50 кв. м. Свыше 50 кв. м. (где х – кол-во кв. м. сверх 50 кв. м.)
На территории ЦАО г. Москвы 81000 40500 60000 (1200 руб. * 50 кв.м.) + (50 руб. * х) 50
На территории внутри МКАД (кроме ЦАО) 40500 40500 30000 (600 руб. * 50 кв.м.) + (50 руб. * х) 50
На территории г. Москвы за МКАД 28350 40500 21000 (420 руб. * 50 кв.м.) + (50 руб. * х) 50

Если в отчётном периоде происходит изменение количества объектов или их площадей, то их надо учитывать:

  • В случае увеличения – в текущем квартале, как будто изменение произошло в самом начале;
  • В случае уменьшения – в следующем квартале.

Уплата

Перечислять торговый сбор в бюджет необходимо ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Таким образом, крайними датами перечисления будут 25 января, 25 апреля, 25 июля и 25 октября. Если срок выпадает на выходной день, то перечисление платежа в следующий рабочий день просрочкой считаться не будет.

Как перечислить торговый сбор? – Оформление платёжного поручения

На официальном сайте ФНС есть ответ на вопрос о том, можно ли направить в бюджет сумму торгового сбора, посчитанного на все имеющиеся объекты, одной платёжкой. Налоговые органы информируют о том, что на каждый объект надо оплатить сбор отдельной суммой, составив столько платёжных поручений, сколько потребуется.

КБК (код бюджетной классификации) , согласно Приказу ФНС России от 20.07.2015 N ММВ-7-1/292@:

  • для уплаты основной суммы - 182 1 05 05010 02 1000 110;
  • для уплаты пени – 182 1 05 05010 02 2100 110;
  • для уплаты штрафа - 182 1 05 05010 02 3000 110.

Платёжное поручение на перечисление торгового сбора оформляется по типовой форме. Вот основные моменты, на которые при заполнении платёжки надо обратить внимание:

  • очерёдность платежа при уплате сбора указывается со значением 5;
  • статус плательщика для организаций – 01, для индивидуальных предпринимателей – 09;
  • код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО), указанный в документах статистики. Налоговики пояснили, что в платёжке на уплату торгового сбора нужно проставить код ОКТМО, относящийся к территории, на которой находится объект торговли, независимо от того, где организация зарегистрирована. По факту, это совпадает с территорией налогового органа, в котором плательщик встал на учёт в отношении торгового сбора.
  • основание платежа – ТП (текущий платёж);
  • налоговый период – КВ.ХХ.YYYY, где КВ – буквенный код квартального периода, ХХ – номер квартала, за который производится платёж, YYYY – год начисления сбора;
  • назначение платежа – «Торговый сбор за XX квартал YYYY г.»

Правильно заполнить поручение на уплату сбора, не ошибившись в КБК, очень важно, иначе перечисленная сумма может затеряться среди невыясненных поступлений в бюджет и найти её будет впоследствии трудно.

Отчётность по торговому сбору

Учитывая, что речь идёт не о налоге, а о сборе, для него не предусмотрена никакая специальная форма отчётности. Информация о размере платежа может быть отражена в декларации того налога, который плательщик решит уменьшить на сумму торгового сбора.

Исходя из законодательства, непосредственно регулирующего торговый сбор, лицу, имеющему свидетельство плательщика торгового сбора, достаточно своевременно уплатить полагающуюся сумму.

Уменьшаем налоги

Разъяснения ФНС в письме, касающемся особенностей применения законодательства о торговом сборе, обращают особое внимание на то, что для того, чтобы иметь право учесть торговый сбор при расчёте других налогов, необходимо:

  • Иметь свидетельство плательщика сбора (т.е. состоять на учёте в налоговом органе);
  • Фактически уплатить в бюджет, а не только начислить, сумму торгового сбора.
  1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – для индивидуальных предпринимателей.
  2. Налог на прибыль – для организаций, находящихся на общей системе налогообложения. Причём вычитать сбор можно только из суммы, подлежащей перечислению в бюджет субъекта РФ (т.е. в бюджет г. Москвы), так как сам торговый сбор был отправлен тоже в региональный бюджет.
  3. Налог, уплачиваемый организациями и ИП на :
  • по системе «Доходы» - вычитая уплаченный сбор из подлежащей к уплате суммы налога по УСН;
  • по системе «Доходы – расходы» - учитывая сумму торгового сбора в перечне расходов при расчёте суммы налога по УСН к уплате.

Торговый сбор – это обязательный платёж пока только на территории г. Москвы, обязательный к уплате со второго полугодия 2015 года. Особое внимание стоит обратить на то, что торговый сбор уплачивается целиком за квартал в фиксированных суммах, предусмотренных законодательством.

Это означает, что если факт облагаемой деятельности был осуществлён за квартал хотя бы один раз, сумма сбора должна быть уплачена в полном объёме и она не будет зависеть ни от чего, кроме наличия объекта осуществления торговли или его метража.

Е.А. Шаронова, экономист

Торговый сбор и уменьшение налога: две вещи совместимые?

Как учесть торговый сбор при разных режимах налогообложения

ВНИМАНИЕ

В этом году торговый сбор установлен только для тех, кто ведет торговлю в Москве.

Как мы помним, было обещано, что добросовестные налогоплательщики уж точно не почувствуют увеличения налоговой нагрузки от введения торгового сбора. Поскольку сумма уплаченного сбора будет идти в зачет других налогов - налога на прибыль, налога при УСНО, НДФЛсайт Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы ; сайт РИА Новости .

О том, кому готовиться к уплате сбора, а кому - нет, каков объект обложения, как и когда платить сбор, какие документы и в какую инспекцию сдавать плательщикам торгового сбора, читайте: ; ;

На первый взгляд, получается, что так оно и есть. Ведь запрет на уменьшение налогов на сбор предусмотрен только для тех организаций и ИП, которые сами не встали на учет как плательщики торгового сбор апп. 1, 2 ст. 416 , п. 10 ст. 286 , п. 8 ст. 346.21 , п. 5 ст. 225 НК РФ . То есть поступили недобросовестно, не подав в налоговую инспекцию уведомление и тем самым попытавшись уклониться от уплаты сбора. Причем этот запрет сохранится и после принудительной постановки на учет и взыскания налоговиками сбора на основании информации, полученной от Департамента экономической политики и развития г. Москв ып. 1 ст. 416 , п. 3 ст. 417 , п. 2 ст. 418 НК РФ ; ст. 4 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62 ; Письмо ФНС от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ (п. 6.2) (далее - Письмо № ГД-4-3/11229@) .

А те, кто встал на учет, пусть даже и с опозданием (подал уведомление в ИФНС несвоевременно), вроде как без проблем уменьшают налоги на уплаченный торговый сборПисьмо № ГД-4-3/11229@ (п. 6.2) .

Если вы зарегистрировались в качестве плательщика торгового сбора по ошибке, то вам нужно подать в ИФНС заявление о снятии с учета. Никаких санкций со стороны налоговиков не последует. Подать заявление можно в произвольной форме, указав в нем наименование организации (ф. и. о. предпринимателя), ИНН и причины его подачи. К этому заявлению нужно приложить копию ошибочно поданного уведомления о постановке на учет. После этого ИФНС снимет вас с учета той же датой, которой поставила вас на учет в качестве плательщика торгового сбора. При этом начисленные налоговиками суммы сбора будут сторнированы в информационной системе налоговой инспекци иПисьмо ФНС от 20.08.2015 № ГД-4-3/14721@ .

Посмотрим, что же получилось на самом деле. Но сначала напомним порядок уплаты сбора, так как от этого зависит его учет при налогообложении.

Когда и куда уплачивать торговый сбор

Торговый сбор нужно уплатить не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным квартало мп. 2 ст. 417 , ст. 414 НК РФ . То есть сбор за III квартал 2015 г. надо перечислить не позднее 26.10.2015 (25 октября выходной день - воскресень е)п. 6 ст. 6.1 НК РФ .

Как разъяснила ФНС, порядок заполнения платежного поручения на уплату сбора будет разный в зависимости от того, где организация/ИП состоят на учете как плательщик торгового сбор аПисьма ФНС № ГД-4-3/11229@ (пп. 1.1 , 3.1) , от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@ :

  • <если> организация/ИП встали на учет в качестве плательщика торгового сбора в Москве по месту нахождения недвижимого объекта торговли, тогда в платежном поручении нужно указать реквизиты получателя платежа и код по ОКТМО по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора. То есть реквизиты той ИФНС г. Москвы, куда подали уведомление;
  • <если> организация/ИП ведут торговлю через объекты нестационарной торговой сети (например, через торговые палатки, павильоны, киоски, автомагазины (автолавки, автоприцепы), автокафе, тележки, лотки и др.п. 1.7.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП ; п. 4 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП ) и состоят на учете в качестве плательщика торгового сбора по своему месту нахождения/месту жительства, тогда в платежном поручении нужно указать реквизиты получателя платежа по месту учета, а код по ОКТМО - по месту ведения торговой деятельности.

ВНИМАНИЕ

Торговый сбор уплачивается по КБК 182 1 05 05010 02 1000 110 в бюджет Москв ыприложение № 3 к Приказу ФНС от 27.12.2012 № ММВ-7-1/1004@ .

Что получается у тех, кто состоит на учете в другом регионе, например в Московской области, а торгует в Москве? Как плательщики торгового сбора, они будут состоять на учете в своей ИФНС другого региона, например Московской област иПисьмо ФНС от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@ . В связи с этим в платежках на уплату торгового сбора они должны указывать реквизиты своей ИФНС (например, в Московской области), а код ОКТМО - того района Москвы, где установлен нестационарный объект торговли (торговая палатка, автолавка и т. п.).

Как организации на ОСНО уменьшают налог на сбор

Порядок должен быть тако йп. 10 ст. 286 НК РФ .

Уменьшить на торговый сбор можно не всю сумму авансового платежа/налога на прибыль, исчисленного по итогам отчетного/налогового периода, а только ту часть, которая поступает по ставке 18% в региональный бюджет, то есть в бюджет Москвы. Так что 2% в федеральный бюджет надо уплатить полность юп. 1 ст. 284 НК РФ .

Уменьшать авансовый платеж/налог на сбор можно только в том случае, если и сбор, и «прибыльные» платежи уплачиваются в бюджет Москвы.

Если организация состоит на учете в ИФНС в другом регионе, а ведет торговлю в Москве через объекты нестационарной торговой сети, по местонахождению которых не созданы обособленные подразделения, тогда налог на прибыль она уплачивает в бюджет другого региона, а не Москвы. Соответственно, и уменьшить налог другого региона на торговый сбор она никак не может. И если у вас такая ситуация, дальше этот раздел можно не читать.

О том, когда организация обязана зарегистрировать ОП, читайте:

Если же организация ведет торговлю через объект недвижимости, тогда по его местонахождению у нее образуется ОП и она уплачивает в бюджет Москвы авансовые платежи/налог, исходя из доли прибыли, приходящейся на это ОПп. 2 ст. 11 , подп. 3 п. 2 ст. 23 , п. 1 ст. 83 , п. 2 ст. 288 НК РФ . Вот в этом случае на торговый сбор она может уменьшить московский налог.

Авансовый платеж/налог можно уменьшить только на те суммы сбора, которые перечислены до даты уплаты авансового платежа/налога на прибыль. А это означает, чтоп. 1 ст. 287 , пп. 3, 4 ст. 289 , п. 2 ст. 417 НК РФ ; Письмо ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14174@ (п. 1) (далее - Письмо № ГД-4-3/14174@) :

  • авансовый платеж по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 г. можно уменьшить на сумму торгового сбора за III квартал, если он уплачен не позднее 28.10.2015;
  • налог на прибыль за 2015 г. можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного и за III, и за IV кварталы, при условии что сборы уплачены не позднее 28.03.2016;
  • если торговый сбор за IV квартал 2015 г. уплачен после срока уплаты налога за год (после 28.03.2016), то на него можно будет уменьшить исчисленный авансовый платеж за I квартал 2016 г. С этим согласилась и ФНСПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 1) . Так что часть торгового сбора за предыдущий год не потеряется, ее можно учесть в следующем году.

В бюджет Москвы нужно уплатить разницу между суммой «прибыльного» авансового платежа/налога и суммой сбора. Если окажется, что сумма авансового платежа за 9 месяцев 2015 г. будет равна сумме уплаченного сбора за III квартал 2015 г., тогда в бюджет ничего платить не придется.

Как разъяснила налоговая служба, торговый сбор при расчете налога на прибыль учитывается в пределах исчисленного авансового платежа/налог аПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 1) . Например, если за III квартал сбор уплачен в размере 40 500 руб., а исчисленный авансовый платеж за 9 месяцев 2015 г. составил 35 000 руб., тогда на оставшуюся сумму сбора за III квартал (5500 руб.) плюс еще на сбор за IV квартал (40 500 руб.) можно будет уменьшить налог за 2015 г. (но опять-таки в пределах суммы налога).

Если же по году будет получен убыток, тогда понятно, что уменьшать вам будет нечего. А вот торговый сбор в бюджет вы уплатите.

Поскольку действующая форма декларации по налогу на прибыль не содержит специальных строк для учета торгового сбора, ФНС предлагает отражать суммы сбора в строках, предназначенных для указания сумм налога, уплаченного за пределами РФ и засчитываемого в уплату регионального налог аПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 2) :

  • <если> у организации нет обособленных подразделений - в строках 240 и 260 листа 02;
  • <если> у организации есть ОП, по которым сдается отдельное приложение, - в строке 090 приложения № 5 к листу 02;
  • <если> организация входит в состав консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) - в строке 090 приложения № 6 к листу 02.

Как вы понимаете, если организация уплатила за пределами РФ налог, который она вправе зачесть, то в одной строке декларации будет указана одна общая сумма, включающая в себя и этот налог, и торговый сбор. И если эта сумма будет больше авансового платежа/налога, подлежащего уплате в бюджет Москвы, то, как поясняет ФНС, в этом случае организация сама должна выбрать, на что она будет уменьшать платеж/налог: на какую-то одну сумму или на две сразу - тогда в какой пропорци иприложения 1 , 2 к Письму № ГД-4-3/14174@ . При этом ФНС на цифровых примерах показала, как в «прибыльной» декларации нужно уменьшать авансовый платеж/налог на уплаченный торговый сбор организациям, расположенным в Москве и имеющим/не имеющим ОП, а также организациям, входящим в КГНприложения 1 , 2 к Письму № ГД-4-3/14174@ .

Как упрощенцы уменьшают налог на сбор

Порядок учета торгового сбора у упрощенцев будет разный в зависимости от выбранного объекта налогообложения.

Учет сбора при объекте «доходы»

Упрощенцы с объектом «доходы» на торговый сбор уменьшают авансовый платеж/налог при УСНО в таком порядк еп. 8 ст. 346.21 НК РФ .

Уменьшать авансовый платеж/налог при УСНО на торговый сбор можно, только если и сбор, и «упрощенный» налог уплачиваются в бюджет Москвы. А это возможно, только когда организация/ИП и как налогоплательщик, и как плательщик торгового сбора состоят на учете в инспекциях Москвы, пусть даже и в разных. Если же организация/ИП состоят на учете в другом регионе, например в Московской области, а торговую деятельность ведут в Москве, тогда они лишены возможности уменьшить «упрощенный» налог на торговый сбор. Ведь в этом случае сбор уплачивается в Москву, а авансовый платеж/налог при УСНО - по месту нахождения организации/месту жительства ИП - в бюджет другого региона, например Московской област ип. 6 ст. 346.21 НК РФ . Что уже и подтвердили Минфин и ФНСПисьма Минфина от 15.07.2015 № 03-11-09/40621 ; ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14230 .

Также не сможет уменьшить «упрощенный» налог на сбор и организация, если ее обособленное подразделение состоит на учете в Москве, а головное подразделение - в ИФНС другого региона, например Московской области. Ведь в этом случае сбор и налог будут перечисляться в разные бюджеты.

Авансовый платеж/налог при УСНО, исчисленный за отчетный/налоговый период, можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого отчетного/налогового периода. А это означает, что на торговый сбор, уплаченный за III квартал, например, 23.10.2015, можно уменьшить налог при УСНО за 2015 г. А на сбор за IV квартал, уплаченный, например, 22.01.2016, уменьшается авансовый платеж за I квартал 2016 г.

В гл. 26 НК сказано, что упрощенцы «в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1» ст. 346.21 НК, могут уменьшать авансовый платеж/налог на торговый сборп. 8 ст. 346.21 НК РФ . А как известно, «доходные» упрощенцы указанные платежи уменьшают на страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС, на выплаченные работникам пособиям по болезни и др. Причем для упрощенцев-работодателей есть ограничение: они не могут уменьшить на взносы и пособия больше чем 50% «упрощенного» налога. В связи с этим возникает вопрос: учитывается ли торговый сбор в этом ограничении или нет?

К радости налогоплательщиков Минфин и ФНС разъяснили, что при уменьшении «упрощенного» налога на торговый сбор 50%-е ограничение не применяется. Оно действует только на суммы, поименованные в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, то есть на взносы в ПФР, ФОМС, ФСС, на больничные и др.Письма Минфина от 15.07.2015 № 03-11-10/40730 (вопрос 9) ;

Таким образом, упрощенцы с объектом «доходы» уменьшают авансовый платеж/налог так.

Организации/ИП-работодатели сначала из исчисленного авансового платежа/налога вычитают суммы страховых взносов в ПФР, ФОМС, ФСС, выплаченных работникам больничных и другие, но не более чем 50% от суммы налога. А потом из оставшейся суммы авансового платежа/налога вычитают сумму уплаченного торгового сбора (вплоть до нуля).

А вот предприниматели, работающие без наемных работников, уменьшают авансовый платеж/налог при УСНО на уплаченные за себя страховые взносы без каких-либо ограничени йп. 3.1 ст. 346.21 НК РФ . Так что они из исчисленного авансового платежа/налога вычитают всю сумму взносов и всю сумму торгового сбора.

Но если уплаченная в течение года сумма сбора окажется больше суммы налога, исчисленного за этот год, то оставшуюся часть сбора в другом году учесть уже не получитс яп. 8 ст. 346.21 НК РФ .

Не обошлось и без ложки дегтя. Если упрощенец, помимо торговой, ведет и другие виды деятельности, то, по мнению контролирующих органов, ему нужно вести раздельный учет и рассчитывать авансовый платеж/налог при УСНО именно от торговой деятельности. Ведь на сумму торгового сбора можно уменьшить сумму налога, исчисленного при УСНО, только по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор. И если раньше сотрудники Минфина неофициально высказывались, что на торговый сбор можно уменьшить налог при УСНО, исчисленный по всем видам деятельности упрощенца (см. , ), то впоследствии финансовое ведомство выпустило разъяснения о том, что раздельный учет необходим и на сбор уменьшается налог, исчисленный именно по торговой деятельност и , . И ФНС довела эти разъяснения до инспекций на местах для применения в работ еПисьмо ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14233 .

Но сказав «а», контролирующие органы не сказали «б». Ведь тогда между торговой деятельностью и иными ее видами нужно делить и страховые взносы, и выплаченные пособия по работникам, занятым в разных видах деятельности. Иначе налог будет уменьшен некорректно. Причем о том, как вести этот раздельный учет, Минфин и ФНС умолчали. Если работников нельзя отнести к конкретному виду деятельности, вероятно, сумму уплаченных взносов и выплаченных пособий, приходящихся на торговую деятельность, нужно делить пропорционально доходу от торговой деятельности в общей сумме доходов упрощенца. Об этом мы уже спросили специалиста Минфина, и как только нам ответят, мы вам сообщим.

Учет сбора при объекте «доходы минус расходы»

Минфин и ФНС считают, что упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» сумму уплаченного торгового сбора должны учитывать в расходах на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (как суммы сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сбора х)Письма Минфина от 23.07.2015 № 03-11-09/42494 , от 27.03.2015 № 03-11-11/16902 ; ФНС от 14.08.2015 № ГД-4-3/14386@ . То есть сам налог/авансовый платеж уменьшить на торговый сбор нельзя.

И хотя на первый взгляд это и кажется несправедливым, в позиции контролирующих органов есть плюсы для упрощенцев с объектом «доходы минус расходы»:

;
  • нет необходимости вести раздельный учет и определять прибыль именно от торговой деятельности;
  • если будет получен убыток, то сбор все равно будет учтен в расходах и тем самым увеличит сумму убытка, которую можно перенести на будущее.
  • Как предприниматели на ОСНО уменьшают НДФЛ на сбор

    Предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, учитывают торговый сбор такп. 5 ст. 225 НК РФ :

    • исчисленный по итогам года НДФЛ по ставке 13% можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного в этом году;
    • уменьшить НДФЛ на торговый сбор можно только в том случае, если ИП состоит на учете в ИФНС в Москве (по своему месту жительства) и ведет торговую деятельность в Москве. Если же ИП состоит на учете в ИФНС в другом регионе, например в Московской области (по своему месту жительства), а торговую деятельность ведет в Москве (неважно, через объект недвижимости или через объекты нестационарной торговой сети), то он не может уменьшить НДФЛ на уплаченный сбор;
    • нет требования об уменьшении на торговый сбор НДФЛ, исчисленного именно с торговой деятельности. Так что если ИП занимается несколькими видами деятельности, то вести раздельный учет ему не придется;
    • сумма вычитаемого из НДФЛ торгового сбора не может быть больше суммы самого налога. Если по итогам года сумма сбора окажется больше НДФЛ, исчисленного за этот год, то на следующий год сумма сбора не переносится. А если по итогам года ИП получит убыток, то и вычесть сбор ему будет не из чего.

    В отличие от других плательщиков торгового сбора в плане отвлечения денег на уплату сбора ИП находится в невыгодном положении. Ведь он в течение года поквартально должен платить сбор, а уменьшить на него НДФЛ он сможет только в следующем году, когда подаст декларацию 3-НДФЛ за прошедший год.

    В то время как упрощенцы и организации на ОСНО могут учитывать торговый сбор поквартально - уменьшать на уплаченный торговый сбор авансовые платежи, исчисляемые по итогам отчетных периодов.

    Как видим, налоговая нагрузка из-за введения торгового сбора у кого-то увеличится.

    Что же касается недобросовестных плательщиков сбора, которые до сих пор не встали на учет, то их, как заверяет глава Департамента экономической политики и развития г. Москвы, будут выявлять, скрыться им не удастся.

    Кстати, на днях налоговая служба рассказала, как инспекторы будут наказывать тех, кто торговую деятельность на территории Москвы ведет, но не встал на учет в ИФНС в качестве плательщика торгового сбора (не представил уведомление) или сделал это несвоевременн оПисьмо ФНС от 18.08.2015 № СА-4-7/14504@ :

    • <если> организация или ИП подадут уведомление о постановке на учет с опозданием, то их оштрафуют как за несвоевременное представление сведений, необходимых для налогового контроля. А такая ответственность есть и в НК (налоговая), и в КоАП (административная). В связи с этим могут оштрафовать и саму организацию на 200 руб.п. 1 ст. 126 НК РФ , и ее руководителя и главбуха на 300- 500 руб.ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ А вот предпринимателя инспекция может оштрафовать только по НК. Ведь ИП к административной ответственности за некоторые налоговые нарушения привлекаться не могу тпримечание к ст. 15.3 КоАП РФ . Так что предприниматель отделается лишь 200 руб.;
    • <если> организация или ИП так и не подадут уведомление, а будут вести торговую деятельность без постановки на учет, тогда наказание более суровое - штраф в размере 10% от доходов, полученных за период ведения торговой деятельности без представления уведомления, но не менее 40 000 руб.п. 2 ст. 416 , п. 2 ст. 116 НК РФ Но такой штраф возможен, только если у налоговиков будут доказательства ведения деятельности. А как ранее разъясняла ФНС, таким доказательством может являться акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, который они получат от Департамента экономической политики и развития г. Москв ыПисьмо № ГД-4-3/11229@ (п. 7.1) .

    С 1 января 2015 года начала действовать глава НК РФ, посвященная новому виду налогового сбора – торговому (). Но согласно НК РФ введен данный сбор может быть только с 1 июля 2015 года. Разберемся, что же представляет из себя этот платеж, кто должен его уплачивать и какие объекты им облагаются.

    Где он действует

    Торговый сбор может вводиться муниципальными образованиями и городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) (). Однако на сегодняшний момент решение о введении сбора было принято только в Москве – новый сбор появится в столице с 1 июля 2015 года (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 " "; далее – Закон г. Москвы). Власти Севастополя и Санкт-Петербурга пока торговый сбор не ввели, а муниципальные образования страны смогут сделать это только после принятия специального федерального закона (в настоящее время информации о разработке проекта такого закона нет). Поэтому далее мы будем рассматривать особенности этого сбора на основании Закона г. Москвы.

    О порядках и сроках уплаты торгового сбора, НДФЛ, НДС, ЕНВД и других платежей – читайте в "Энциклопедии решений. Налогообложение" . Воспользуйтесь бесплатным доступом на 3 дня, узнайте ответы на интересующие налоговые вопросы и сэкономьте на штрафах и задолженностях!

    НАША СПРАВКА

    Торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады ().

    К торговой деятельности для целей применения относятся следующие виды торговли:

    • через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, кроме автозаправок;
    • через объекты нестационарной торговой сети (например, палатки, лотки, машины и другие временные объекты);
    • через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (например, магазины и павильоны);
    • осуществляемая путем отпуска товаров со склада ().

    Также к торговой деятельности приравнивается и деятельность по организации розничных рынков ().

    Под объектом осуществления торговли (он же – объект обложения сбором) понимается движимое и недвижимое имущество, которое используется в торговой деятельности плательщиком сбора хотя бы один раз в квартал ().

    То есть сбор придется платить не с полученного дохода от торговли, а именно с тех объектов, которые используются при торговле (ларек, палатка, магазин и т. д.) ().

    Предприниматели, обязанные уплачивать торговый сбор, должны встать на учет в налоговой инспекции по месту регистрации объекта недвижимости или по месту регистрации организации или ИП, если при торговле не используются объекты недвижимости ( , ). Так, если недвижимое имущество зарегистрировано в Москве, а организация или ИП – в другом регионе, то уведомление нужно подать в московскую инспекцию по месту регистрации имущества. Также это касается и движимого имущества, зарегистрированного в другом регионе, но использующегося в торговой деятельности в Москве (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@ " "). Если же имеется несколько объектов обложения сбором, зарегистрированных на территории одного муниципалитета (города федерального значения), но в разных районных инспекциях, то все объекты должны указываться в одном уведомлении. При этом по каждому объекту заполняется отдельная страница с информацией об объекте. Подавать такое уведомление необходимо в налоговый орган по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны первыми ().

    Если плательщик владел торговым объектом еще до введения сбора (то есть до 1 июля 2015 года), подать уведомление следует не позднее 7 июля 2015 года включительно. В тех случаев, когда имущество будет приобретено после 1 июля 2015 года, срок постановки на учет установлен как пять рабочих дней со дня приобретения имущества ().

    Для постановки на учет в качестве плательщика в обоих случаях необходимо подать специальное уведомление по рекомендуемой форме, утвержденное письмом Минфина России от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036@ "О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору" ().

    Если организация или ИП прекращают вести деятельность с использованием объекта обложения сбором, то они могут сняться с учета (). Для этого необходимо подать соответствующее уведомление в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на учет (). При этом датой снятия с учета будет считаться дата прекращения торговой деятельности, указанная в уведомлении.

    Любое из уведомлений можно сформировать и заполнить в электронном виде на сайте ФНС России с помощью программы "Налогоплательщик ЮЛ " и направить по телекоммуникационным каналам связи. Или же – подать уведомление в инспекцию в бумажном виде.

    ФОРМЫ И ОБРАЗЦЫ

    Кроме того, налоговый орган необходимо будет уведомлять и всякий раз, когда меняются показатели объекта обложения сбором, влияющие на его размер, например, площадь торгового зала ().

    В течение пяти рабочих дней после подачи уведомления о постановке на учет налоговый орган направит заявителю свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора ().

    За непостановку на учет в качестве плательщика сбора в установленные законодательством сроки налоговая инспекция может начислить штраф в размере 10 тыс. руб. (). А вот ведение торговой деятельности без такой постановки будет "стоить" уже дороже – 10% от доходов от торговли за отчетный период, но не менее 40 тыс. руб. ().

    Если же плательщик сбора своевременно не предоставил в инспекцию уведомление об изменении показателей объекта обложения сбором, то с него будет взыскан штраф в размере 200 руб. ().

    В случае, когда плательщик подал уведомление, содержащее недостоверные сведения и это повлекло неполную уплату сбора, налоговый орган может привлечь его к ответственности по или по – выбор нормы фактически зависит от усмотрения инспектора, поскольку составы этих двух статей не имеют четкого разграничения (). И в первом, и во втором случаях плательщику грозит штраф в размере 20% от суммы неуплаченного сбора, а если налоговым органом будет доказано умышленное занижение базы – 40% от этой суммы помимо доплаты самого сбора. Обращаем внимание, что закрепляет минимальный размер штрафа (40 тыс. руб.), а – нет.

    Порядок расчета и уплаты сбора

    Прежде всего стоит оговориться, что сбор является ежеквартальным, а значит, все показатели, применяемые для его расчета, исчисляются за квартал ().

    Торговый сбор уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода (квартала) (). Таким образом, крайний срок уплаты сбора за третий квартал 2015 года наступит 26 октября 2015 года (поскольку 25 октября 2015 года является выходным днем, то срок уплаты сбора переносится на следующий ближайший рабочий день).

    За неуплату или неполную уплату сбора НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 20%, а в случае если будет доказана умышленная неуплата (неполная уплата) – 40%, от суммы неуплаченного сбора помимо доплаты самой суммы сбора ().

    Чтобы рассчитать сумму подлежащего уплате сбора, нужно фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли (например, площадь объекта, которую можно взять из регистрационных документов) умножить на ставку сбора ().

    Под физической характеристикой объекта понимается (в зависимости от вида осуществляемой деятельности) либо площадь торгового зала, либо сам объект осуществления торговли.

    В НК РФ установлены только предельные максимальные значения ставок сбора, а окончательные ставки обязаны устанавливать муниципальные образования самостоятельно ( , ).

    Поскольку торговый сбор в 2015 году будет применяться только в столице, разберем московские ставки (). Различаются они не только по видам торговой деятельности, но и по месту нахождения объекта торговли, что весьма справедливо. Ведь от того, стоит, например, газетный киоск на Тверской улице или на окраине Москвы, будет зависеть и выручка его владельца.

    Всего выделено три группы районов (рис.):

    • группа 1 – районы, входящие в Центральный административный округ;
    • группа 2 – районы, входящие в Зеленоградский, Новомосковский и Троицкий административные округа, а также Молжаниновский район (САО), Северный (СВАО), Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский (ВАО), Некрасовка (ЮВАО), Северное Бутово и Южное Бутово (ЮЗАО), Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково (ЗАО), Митино и Куркино (СЗАО);
    • группа 3 – все остальные районы Москвы.

    На 2015 год установлены следующие ставки (табл.).

    Таблица. Ставки торгового сбора в г. Москве в 2015 году

    Вид торговой деятельности

    Ставка торгового сбора (руб. за квартал)

    Физический показатель

    Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением АЗС) и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной торговли)

    Объект осуществления торговли

    Развозная и разносная розничная торговля

    Объект осуществления торговли

    Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:

    а) до 50 кв. м (включительно)

    Объект осуществления торговли

    б) свыше 50 кв. метров
    (каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 руб. за каждый полный (неполный) кв. м площади торгового зала свыше 50 кв. м)

    1 кв. м площади торгового зала

    Организация розничных рынков
    (за 1 кв. м площади розничного рынка)

    1 кв. м площади розничного рынка

    Законом г. Москвы предусмотрены также и льготы по некоторым видам деятельности. Так, сбором не облагаются следующие объекты движимого и недвижимого имущества, применяемые:

    • в розничной торговле с использованием торговых автоматов;
    • на специализированных, региональных ярмарках или ярмарках выходного дня;
    • через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;
    • в разносной розничной торговле, осуществляемой в зданиях (сооружениях, помещениях), управляемых автономными, бюджетными и казенными учреждениями ().

    Таким образом, ни торговый автомат с напитками и закусками, ни павильон на ярмарке меда, ни киоск или прилавок на официальном розничном рынке сбором облагаться не будут.

    Кроме того, вне зависимости от объекта торговли и осуществляемой торговой деятельности, не будут платить сбор организации федеральной почтовой связи, а также автономные, бюджетные и казенные учреждения ().

    Рассмотрим порядок расчета торгового сбора за третий квартал 2015 на примере.

    ПРИМЕР

    Столичный предприниматель владеет тремя торговыми палатками (объекты нестационарной торговой сети), в которых продает печатную продукцию. Палатки № 1 и № 3 расположены в районе Марьино, палатка № 2 – на территории розничного рынка. При этом палатка № 3 в июле, августе и сентябре не использовалась. Поскольку палатка № 2 расположена на территории розничного рынка (а значит, на нее распространяется льгота), а палатка № 3 не использовалась в предпринимательской деятельности в течение всего квартала, то сбором за третий квартал 2015 года будет облагаться только палатка № 1. Учитывая, что она находится в районе Марьино (применяются ставки для Группы 3 (см. табл.) и является объектом нестационарной торговой сети, за третий квартал предпринимателю придется заплатить за ее использование 40 500 руб.

    Торговый сбор и другие налоговые платежи

    Федеральный законодатель предусмотрел возможность уменьшения других налогов на сумму уплаченного торгового сбора. Так, например, ИП, который вел торговую деятельность по месту своего учета, за счет уплаченного торгового сбора может уменьшить сумму НДФЛ по итогам налогового периода (). Однако здесь есть небольшая, но очень существенная оговорка. Этой льготой не получится воспользоваться, если предприниматель не подавал уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

    Такое же правило распространяется и на организации – на сумму уплаченного сбора разрешается уменьшить налог на прибыль или единый налог для применяющих УСН ( , ). При этом уменьшается сумма налога, уплачиваемая в бюджет города федерального значения или в консолидированный бюджет региона, на территории которого расположен муниципалитет, принявший решение о введении торгового сбора.

    Во время подготовки материала, в редакцию поступило много вопросов от читателей нашего портала о порядке исчисления и уплаты торгового сбора, которые были направлены заместителю руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Марии Багреевой. Ответы на них читайте в нашем следующем материале.

    Если у вас остались вопросы о правилах начисления и уплаты торгового сбора, их можно задать нашим экспертам на .



    Поделиться