Ответственность за результаты труда. Простой, но эффективный план улучшения производительности

Личная информация:

Консультировал в области регулярного менеджмента более 70-ти компаний: от 10 до 9.000 человек (включая: холдинги, сети магазинов, фабрики, сервисные компании, строителей, государственных служащих, веб-агентства, интернет-магазины). Ученик Александра Фридмана.

Один из соавторов книги "Социальные технологии Таллиннской школы менеджеров. Опыт успешного использования в бизнесе, менеджменте и частной жизни": http://www.ozon.ru/context/detail/id/140084653/

генеральный директор

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин.

Конфуций

Часто руководитель ищет причину во всех и везде, кроме себя

кому: собственникам, топ-менеджерам, руководителям

Искажённая реальность: почему многие мечтают стать руководителем?

Среди многих руководителей и подчинённых бытует заблуждение, что быть руководителем легко и весело - получай большое денежное вознаграждение, все свои задачи водружай подчиненным, развались вальяжно в кресле, попивай кофе, грозно покрикивай и время от времени участвуй в переговорах.

Именно поэтому большинство людей ставит перед собой цель - стать руководителем. А если уж так случилось, что руководителем вдруг не стал, значит, жизнь не сложилась.

Посмотришь на таких руководителей и диву даёшься: они ни за что не отвечают, у них во всём виноваты подчинённые

К сожалению в некоторых компаниях данные заблуждения укрепляются фактическим положением дел. И действительно, посмотришь на таких руководителей и диву даёшься: они ни за что не отвечают, у них во всём виноваты подчинённые, отсутствие квалифицированных кадров на рынке труда и обстоятельства непреодолимой силы .

Цель статьи - ещё раз напомнить, что руководитель - это такая же профессия, как бухгалтер, токарь, программист, строитель, дизайнер и т.д.) А раз так, то требует: серьёзных профессиональных навыков в области управления людьми ; скрупулёзного изучения менеджмента; наличия ответственности за всё происходящее на вверенном участке и владения важными компетенциями.

Кризис у ворот: время обратить внимание на руководителей

На мой взгляд, в кризис (мудрецы обычно кризисов не дожидаются) необходимо разбираться не только с эффективностью подчинённых, но и с руководителями. Во многих компаниях проблема низкой производительности труда кроется в отсутствии сильного “сержантского состава” из руководителей среднего звена.

Такое положение дел не удивительно. Ведь руководителем, как правило, назначают наиболее подготовленного специалиста. При этом обучением новоиспеченного руководителя менеджменту и навыкам руководства людьми никто себя не утруждает. Считается, что “раз специалист хороший, и управлять будет хорошо” . А по факту получается, что руководит хреново - в отделе бардак и круговая порука.

Дальше сценария два. Первый: руководитель-новичок, как хороший специалист, делает большинство работы вместо своих подчинённых (долго так всё-равно продолжаться не может: либо такой руководитель вымотается, либо подчинённые обнаглеют до такой степени, что на них обратит внимание высшее руководство).

Второй сценарий: руководителю-новичку подчинённые садятся “на уши” с посылом: “нам дают слишком много работы, требуют слишком строго и т.д.” . Новичок возмущается таким положением дел и наивно полагает, что если он добьётся преференций и халявы для своих подчинённых, то те его будут слушаться и сносно работать. В итоге, теперь они выступают единым фронтом против руководства компании.

К удивлению руководителя-новичка, его подчинённые становятся всё более расхлябанными и требовательными, а производительность труда снижается до минимума. Заканчивается всё тем, что его - руководителя - и часть “заводил” в отделе увольняют .

Вроде он делал всё для своих коллег-подчинённых, а в ответ получил “чёрную” неблагодарность

При этом руководитель в шоке от несправедливости, наступает сильное разочарование. Вроде он делал всё для своих коллег-подчинённых, а в ответ получил “чёрную” неблагодарность, как со стороны коллег, так и со стороны своего руководства.

В отдел набирают новых сотрудников и подыскивают нового руководителя. Обучению и навыкам руководства снова никто не уделяет внимания. Вот цикл и замкнулся. Как говорят в таких случаях: “бери мочало - начинай сначала” .

Но почему же, почему же всё именно так происходит в вашей компании / подразделении? Ответ очевиден: посмотрите в зеркало.

Горький опыт, как хорошее лекарство - неприятно испить, но, как правило, вылечивает

Правильно будет начать с воспоминаний о своём личном опыте. Года эдак 3 назад я “обнаружил” себя руководителем неуправляемой компании. Это когда руль тянешь влево, а машина поворачивает вправо или не откликается вовсе. В голову закрадывались следующие мысли в отношении моих тогдашних сотрудников: “Бездельники, интриганы, безалаберные, без мотивации, неэффективные. Я тут вкалываю, а они несколько раз в день устраивают получасовые кофе-пития, перекуры, обсуждение свежих новостей и сплетен. Этим людям ничего не надо и т.д.!”

Мысли мыслями, а желание исправить ситуацию было очень сильным. Однако методы я выбрал, как потом выяснилось, мягко говоря, с нулевой эффективностью. Как я с этим боролся раньше? Я заменял одного сотрудника за другим, и в какой-то момент получал ровно тоже самое от новичков .

Озарение принесло боль и было жестоким и жёстким. В какой-то момент я понял, что дело исключительно во мне. А мои сотрудники - нормальные и хорошие люди. И работают они так только по одной простой причине. Поскольку я как руководитель позволяю им так работать . А в другой компании, где будет грамотный и подготовленный руководитель, очень вероятно, что они будут работать в несколько раз эффективнее.

Отсюда и выводы обобщенные.

Аксиома: Руководитель несёт полную ответственность за все действия, поступки и результаты своих подчинённых

В случае провалов и неудач - причины прежде всего необходимо искать в себе и менять своё поведение , а не валить всё на отсутствие квалифицированных кадров и безграмотность подчинённых. Брать на себя ответственность за последствия своих действий и действий подчинённых.

Такая модель поведения мотивирует руководителя развивать свои узкие места, учитывать недостатки, принимать более эффективные решения в будущем.

Ну как мы можем нести всю ответственность за другого человека?

Несостоятельная отговорка. Давайте разберём подробнее возможные причины “почему ваш подчинённый выполнил неправильно задачу” и варианты действий руководителя (попробуем опровергнуть сформулированную аксиому).

Задача была неправильно понята подчинённым

При постановке задач необходимо их формулировать подробно, а также убеждаться, что подчинённый её правильно понял (как это сделать? да хотя бы попросить его пересказать своими словами “что и как он должен сделать”).

Задача была не выполнена вовремя (или вовсе не выполнена) из-за того, что подчинённый забыл

Подчинённым был выбран неправильный или неэффективный способ выполнения задачи

Способ выполнения типовых задач должен определяться регламентами (за их составление несёт ответственность руководитель). А если задача нетиповая? Значит, способ её выполнения определяется руководителем либо самостоятельно, либо, при необходимости, во время обсуждения задачи с исполнителем.

Следствием халатного выполнения задачи подчинённым стали серьёзные потери для компании (пример: некорректные оригиналы актов выполненной работы, дополнительные обязательства от имени компании)

Уважаемый руководитель, просчитывать риски, находить критические точки на пути выполнения задач - это часть ваших обязанностей . Поэтому о точках, где возможны убытки и репутационные потери для компании, необходимо позаботиться заранее.

Подчинённый оказался не способен выполнить задачу по своим морально-профессиональным качествам

Каждый руководитель должен хорошо знать область ближайшего развития своих подчинённых и постоянно отслеживать её актуальное состояние. Более того, одна из задач руководителя - её расширение. Область ближайшего развития определяет, какую работу человек выполнить может, а какую нет. Так что полную ответственность и в данном случае несёт руководитель.

Подчинённый бестолковый и не был изначально способен выполнить задачу

Кто виноват, что у Вас до сих пор работают бестолковые и неэффективные подчинённые? Система образования? Вышестоящий руководитель? Или, может быть, Вы сами? Своевременно продумывайте технологию замены бездельников.

И не забывайте действовать - находитесь в постоянном поиске исполнителей-профессионалов . Недаром в каждом виде спорта есть скамья запасных. И если она отсутствует в вашей компании / подразделении - виновны в этом только Вы.

Подчинённый не выполнил задачу с целью Вас подставить или другими корыстно-вредительскими целями; нарушил договорённости (например, попытался воспользоваться клиентской базой, намеренно не выполнил работу)

Если Вам регулярно "подкладывают свинью" - учитесь лучше разбираться в людях, а также рисуйте в их картине мира, какие для них будут последствия

Каждый руководитель участвует в найме человека. И каждый день решает, будет ли он с ним работать дальше или нет. Как правило, случайных событий не бывает. А подобные случаи проистекают исключительно из-за отсутствия своевременных решений руководителя. Иначе говоря: “пригрели у себя на груди змею - несите за это ответственность!”

Пример : менеджер по продажам начал параллельно с основной работой "левачить". Виноват ли руководитель отдела, который это не заметил? Да, но и его руководитель, директор по развитию, виновен, ибо не разработал систему предупреждения подобных случаев. А собственник, в свою очередь, не сформулировал чётко принцип "кто ворует клиентов имеет дело с нашими юристами" и не донёс его до "коммерческого директора".

И здесь будет не лишним заранее предусмотреть подобные риски. Читайте материалы “ ” и “ ”

Уверен, что список есть чем дополнить. Коллеги, какие варианты Вы бы могли ещё добавить? Пишите в комментариях к статье или мне напрямую через социальные сети:

Выводы для руководителя: устраняйте причины, а не последствия

Если ваш подчинённый сделал что-то не так, то в первую очередь задайте себе вопрос: какие мои действия привели к такой ситуации (такому поведению). На самом деле, для Вас это единственная возможность избежать подобного развития событий в будущем, а также развивать свои навыки управления людьми.

Лично мои проблемы начали решаться только тогда, когда я полностью признал свой скудный опыт и занялся длительным и целенаправленным изучением менеджмента и теории управления людьми (и учиться мне ещё, и учиться). Моими лучшими учителями здесь были: Александр Фридман и Владимир Тарасов.

Следует ли отсюда, что за проступки подчинённых наказывать следует только руководителей, а самих виновных - лишь пожурить? Отнюдь. И об этом мной написано достаточно (например, “ ”). Правда в том, что во многих местах в лучшем случае наказывают подчинённых, а вот об ответственности руководителей забывают напрочь.

А в вашей компании борьба идёт с последствиями или с причинами?

Типичный подход, когда борьба идёт лишь с последствиями, а не с причинами . А выражается в конечном итоге, в потерянной прибыли, неэффективной работе компании и повышенных нагрузках на топ-менеджерах, которые вместо стратегического развития занимаются оперативным управлением.

Возникает резонный вопрос: Какими компетенциями должен обладать руководитель, чтобы эффективно управлять подчинёнными и решать все поставленные задачи для его подразделения? Об этом я как раз расскажу в следующей статье. Оставайтесь на связи! :-)

Насколько важно и для кого, когда, почему... такое качество менеджера, как ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ?

Ответственность за результат - это часть корпоративной системы ценностей компании. И мы не рассматриваем ответственность как отдельное качество, необходимое только для менеджера. Мы считаем, что любой сотрудник на любом уровне должен быть ответственным за результат своего труда.

Ответственность за результат является неотъемлемой частью одной из наших ценностей под названием «дух». Каждого кандидата мы оцениваем на предмет соответствия корпоративным ценностям: единство (принадлежность к команде, успешная работа в команде), дух (предпринимательство - достижения в профессиональной деятельности, результативность и ответственность за результат) и страсть (любовь к своей профессии, желание расти и развиваться, совершенствоваться). Важно, чтобы потенциальный сотрудник разделял эти ценности в равной степени.

 При отборе кандидатов по резюме обращается ли внимание на этот момент? И если да, то как?

На 100% понять по резюме, насколько ответственен человек, невозможно - это можно проверить только на деле. Но мы всегда задаем разнообразные вопросы кандидату, уточняем, проверяем. Среди вопросов: «Какие были достижения на предыдущих местах работы, личностные результаты?» Правильно поставленные вопросы позволяют определить, насколько человек ориентирован на результат, что ему важнее - процесс или результат.

 Выбирая на важную позицию менеджера, кому вы отдадите предпочтение - суперспециалисту, но безалаберному, все забывающему и боящемуся ответственности, или специалисту «так себе», но ответственному, как капрал в американской армии или старшина в нашей? Почему?

Зависит от позиции и от уровня ответственности, которую сотрудник будет нести на этой позиции. Ответственность - это одно из ключевых качеств, которое мы требуем. Мы ожидаем, что на своем месте каждый сотрудник ощущает ответственность как за свою собственную часть работы, так и за вклад в общее дело и цели компании. Президент и генеральный директор компании не устает повторять, что нужно проводить параллель между рабочими обязанностями и ответственностью. Рабочие обязанности у всех свои, у каждого своя функция, свой фронт работ, но ответственность за результат компании делится на всех, каждый вносит свой посильный вклад в общее дело.

Приведу простой пример: когда сотрудник идет по офису и видит непорядок в общей зоне - например, в кухонном уголке, - он не должен безучастно пройти мимо, а должен постараться устранить недочет самостоятельно или вызвать специалистов, но ни в коем случае не игнорировать и не искать виноватых, потому что каждый сотрудник отвечает за общий имидж компании. Этот посыл важно доносить до людей постоянно, во всех видах коммуникации.

 «Мотивация без наказания не работает» - сказал   один известный топ-менеджер. Как лучше доводить до персонала неотвратимость наказания и как измерять его силу и уровень?

Вопрос наказания сотрудников поднимается крайне редко. Мы работаем в компании прямых продаж: все сотрудники трудятся для того, чтобы сделать предложения для консультантов и клиентов максимально привлекательными и создать все условия для продолжительного успешного партнерства. Вся система работы с консультантами построена прежде всего на мотивации от компании - от создания желания присоединиться к компании до поощрения высоких результатов. Соответственно, мы стараемся сотрудников мотивировать и ободрять, а не наказывать. Если грамотно мотивировать людей, заинтересовывать их в работе в компании, то они будут стараться, понимая, что вносят свой вклад в общее дело. А если им ваша система ценностей не близка, им не хочется на подсознательном уровне выполнять свою работу качественно, с энтузиазмом, с энергией, то нужно их не наказывать, а планомерно с ними работать.

 Как объяснять сотруднику именно смысл и логику ответственности, ее цели и причины?

Одними словами в данном случае не обойдешься. Некоторое время назад мы пришли к выводу, что ценности, стратегия, долгосрочные цели и краткосрочные планы нужно оцифровывать, чтобы донести до каждого сотрудника на понятном и доступном ему уровне. С этой целью несколько лет назад была разработана система интегрированной оценки и развития персонала (IРM). Эта система не нова. Она была разработана для международных корпораций много лет назад, а наши специалисты адаптировали ее под нужды и особенности нашей компании. У компании есть высокая конечная цель (миссия), которая трансформируется в долгосрочную стратегию, затем в краткосрочную стратегию. А после - в конкретные тактические краткосрочные задачи для каждого региона, филиала, отдела, подразделения. И в конечном итоге для каждого индивидуального сотрудника.

Каким образом это осуществляется? Каждая команда составляет цели на год. Процесс каскадируется до самого нижнего уровня в структуре компании, в нашем случае это складские и операционные сотрудники. Потом каждый сотрудник, опираясь на установленные командные цели, составляет свои, индивидуальные. Все цели различаются, и их уровень варьируется в зависимости от сферы деятельности и уровня ответственности сотрудника, но каждый видит, каких целей команда должна добиться в течение года, и конкретно со своим менеджером устанавливает индивидуальные цели, чтобы внести свой вклад в достижение общих целей.

В беседе с кандидатами мы рассказываем о микроклимате в компании, о специфике командной работы. Один из наших слоганов - «Один «Орифлэйм» - одна команда». Надо постоянно говорить о том, что бизнес - командный: все процессы очень плотно завязаны друг на друга, что мы не работаем поодиночке, а культивируем предпринимательский дух, взаимовыручку и взаимопомощь. Мы не культивируем конкуренцию и борьбу между сотрудниками: в нашей компании сотрудники не ходят по головам, не переступают через коллег для достижения своих собственных целей, палки в колеса друг другу не вставляют. Работа в команде налажена более эффективно, когда успех общий и неудачи общие, когда каждый вносит свой вклад в общее дело.

 Как распределять ответственность при выборе - команда или ее руководитель?

Финальный результат и ответственность за него лежит на всей команде. Руководитель несет формальную ответственность за деятельность своей команды и отчитывается перед вышестоящим руководством по результатам своей деятельности и команды в целом. Но в нашей системе ценностей мы не ищем крайних, не ставим вопрос «Кто виноват?». Скорее, мы ставим вопрос «Что делать?». Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если произошла какая-то ошибка, сбой в работе, мы не акцентируемся на разборках, чья это вина: мы смотрим вперед, стараемся быть конструктивными, спрашиваем себя и команду, что нужно сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию и не допускать подобных ошибок впредь. Мы не устаем повторять, что любой результат - это плод командной работы, будь то успех либо промах.

 Можете привести практический пример важного и ответственного проекта и придуманной системы контроля и ответственности за его результат?

В компании прямых продаж наша целевая аудитория - это наши консультанты. Они не являются сотрудниками компании, но именно они двигают наш бизнес и приносят нам прибыть. Поэтому наша функциональность построена на работе с консультантами. У нас есть план успеха для них: он очень подробный, четкий, там все расписано - что нужно делать и что за это можно получить, как расти, как развиваться в компании. Одной из неотъемлемых частей нашего плана успеха являются мотивационные мероприятия и конференции для топовых консультантов. То есть на определенном уровне топовые консультанты имеют право на различные поездки, мероприятия, организованные компанией. Каждое мероприятие - это отдельный проект, в котором есть совершенно четкие задачи, план действия, команда, которая выполняет тот или иной объем работы в конкретные сроки. У каждого сотрудника этой команды четко прописаны обязанности. Этот механизм должен работать как часы, иначе мероприятие не будет успешным.

Подобные мероприятия - это очевидный показатель того, как слаженно команда работает, когда успех зависит от каждого, и насколько важно каждому звену в цепочке выполнить свою задачу, даже если это звено мало и не кажется очень важным.

 Цена вопроса? В госкомпаниях контроль обычно зашкаливающий, и за каждым контролером стоит еще один. Но ведь эффективный бизнес не может себе позволить такую сложную и громоздкую систему, как бюджетные организации. Кто и как думает об этом и считает себестоимость контроля? Ведь иногда овчинка не стоит выделки.

Если каждая команда состоит из ответственных сотрудников, болеющих за командный результат и за собственный вклад в общее дело, то такие люди, как правило, не нуждаются в строгих контролерах. Мы не практикуем такого строгого дядю, который «придет и всех отшлепает, если вы не будете работать». Мы развиваем в сотрудниках чувство ответственности за свое дело, за свой результат, чувство самодисциплины. Осознание собственной значимости и ответственности за вклад в общее дело - лучший контролер для каждого сотрудника.

 Возьмете ли вы к себе в компанию того, кто когда-то, работая у вас, сказал «МЯУ» - то есть что-то крупно напортачил ранее?

Мы открыты для всех и каждого, в том числе и для бывших сотрудников. У нас неоднократно бывали случаи, когда сотрудники уходили, причем по собственной воле, а потом возвращались с просьбами взять их обратно на работу. Мы с радостью принимаем таких людей обратно, если есть такая возможность, если открыта вакансия. Мы считаем, что это показатель лояльности к компании, комплимент, когда человек, возможно, уходя на более привлекательные условия, возвращается по разным причинам - в частности, потому что ему не хватало особой атмосферы «Орифлэйм» у нового работодателя. Если сотрудник, который был не очень успешен, хочет вернуться, мы не скажем ему категорическое «нет», а проанализируем предыдущий опыт, вернемся к ситуации, в которой он оказался, к причинам, по которым мы с ним расстались. Мы общаемся с теми, кто ранее работал с этим сотрудником, консультируемся, смотрим на его работу в целом. И только после сбора всей информации и ее анализа руководство принимает решение, дадим мы человеку второй шанс или нет. Часто такой шанс человек получает. Есть такие истории успеха, когда сотрудники, получив второй шанс, отрабатывали на все 100%. Опять-таки это показатели лояльности к сотрудникам и сотрудников. Такие истории создают свой микроклимат. Таким образом появляются истории успеха, карьерные истории, которыми мы потом с удовольствием делимся с коллегами, партнерами, родственниками, друзьями.

Приведу пример на эту тему. Человек пришел к нам в компанию на начальную позицию много лет назад, проработал порядка 10 лет, сделал неплохую карьеру, почувствовал себя самостоятельным и решил открыть собственный бизнес. Он ушел из компании, открыл свой бизнес и года четыре вел его достаточно успешно. Но в какой-то момент он заскучал по корпоративным мероприятиям, по работе с консультантами, драйву, энергии. Он продал свой бизнес и готов был вернуться в компанию на любую позицию, чтобы снова окунуться в эту среду, атмосферу. Его приняли туда, где была вакансия, подходящая его опыту и компетенциям, и вот уже несколько лет сотрудник успешно трудится на менеджерской позиции «по второму кругу».

* Дебора Коломиец, старший специалист отдела персонала стран СНГ компании «Орифлэйм».

Справка о компании

«Орифлэйм» - косметическая компания на рынке прямых продаж. Представлена в более чем 60 странах. Компания предлагает широкий ассортимент косметики и средств по уходу. http://ru.oriflame.com/

Осознать, что у людей есть потребности, к удовлетворению которых они стремятся, это только полдела. Надо понять, что заставляет их хорошо работать. Для того чтобы сотрудник работал с максимальной отдачей, нужно создать ему оптимальные условия и быть уверенным в том, что он работает с удовольствием и понимает важность своего дела.

Добиться этого можно, научившись организовывать работу так, чтобы работник мог получать от нее максимум удовольствия.

Важность условий работы

Сотрудников, у которых нет мотивов для работы, часто считают ленивыми исходя из того, что ленивым обычно недостаточно стимулов. Это не всегда так. В большинстве случаев причиной неудовлетворенности бывает не сама работа, а условия, в которых она выполняется. Например, можно в один присест прочесть целый роман и заскучать через двадцать минут, читая учебник. Или считать управление сборочным конвейером с помощью кнопок скучным и утомительным занятием, но часами нажимать кнопки на игровых автоматах.

Источником скуки и отсутствия мотивации является не сама деятельность, а условия, в которых она осуществляется. Если человек не получает удовольствия от работы, она кажется ему скучной и бессмысленной.

Создание оптимальных условий для работы

Попросите людей объяснить, что им нравится и что не нравится в их работе, и вы убедитесь в следующем: то, что люди оценивают положительно, обычно никак не связано с тем, что оценивается ими отрицательно. Существуют внешние и внутренние факторы, от которых зависит уровень мотивации сотрудников. Например, людям нравится:

v делать то, что они хорошо умеют;

v достигать высоких результатов;

v знать, что их признают и ценят.

Эти внутренние факторы зависят от самого человека, от прикладываемых им усилий.

Обычно людям не нравится:

v политика и методы руководства компании;

v бюрократия;

v условия работы.

Перечисленные выше внешние факторы почти не регулируются работником. Более того, устранение этих факторов не всегда заставляет его работать лучше.

Мотивировать деятельность персонала можно только в том случае, когда сотрудники выполняют работу, которая им интересна и когда ничто не мешает им решать поставленную задачу.

Получение удовольствия от работы

Человек работает с полной отдачей, если гордится своей работой и получает от нее удовольствие. Удовлетворение приносит работа, которую:

v считают важной (если человек считает, что его работа важна и интересна, его легче стимулировать);

v выполняют с чувством ответственности за результат (если работник чувствует, что результат его работы зависит от прилагаемых им усилий, а не от действия внешних факторов, он будет гордиться ею и доказывать свое соответствие высоким стандартам);

v оценивают (если результат работы сотрудника регулярно оценивается, он чувствует себя более уверенно, что, в свою очередь, побуждает его работать лучше).

Рассмотрим подробнее перечисленные факторы: важность работы, ответственность за ее результаты и оценка работы. Это поможет нам определить, что надо делать, чтобы создать как можно больше комфортных условий для эффективной работы.

Важность работы

Чтобы сотрудники считали работу важной, она должна обладать определенными качествами.

v Разнообразность. Однообразная работа плохо влияет на человека. Человек прилагает усилия к своему занятию только в том случае, если оно связано с выполнением разнообразных действий и дает ему возможность развивать свои умения.

v Направленность на получение конкретного результата. Работник должен выполнять весь объем работы, а не ее часть. Если характер работы сотрудника этого не позволяет, он должен знать конечную цель, ради которой прилагает усилия. Тогда сотрудник сможет с гордостью сказать: «Это сделал я». Чувство удовлетворения возникает также тогда, когда человек видит материальное воплощение своего труда.

v Значимость конечного результата. При выполнении нужных и полезных для других людей дел человека охватывает чувство собственной значительности и важности.

Проанализируйте работу, которую выполняют ваши сотрудники, и побеседуйте с ними об этом. Только так можно выяснить, насколько разнообразны задачи, стоящие перед сотрудниками, и доставляет ли им удовольствие их выполнение. А у людей таким образом появится шанс сказать вам, пойдет ли на пользу общему делу изменение их обязанностей.

Ответственность за результат работы

Человек подходит к своей работе ответственно, если имеет некоторую самостоятельность. Следует предоставить ему свободу действий и полномочия.

v Свобода действий. Обладая свободой действий в планировании и способе выполнения работы, сотрудник вырабатывает собственный подход к работе и с большей готовностью берет на себя ответственность за ее результат.

v Полномочия. Не всегда принимайте решения самостоятельно, пусть сотрудник сам отвечает за результат. Это позволит ему испытывать гордость за то, что он делает.

Очень важно предоставить персоналу возможность отвечать за свою работу. Когда сотрудник заинтересован в том, что делает, он стремится взять на себя всю полноту ответственности за результат.

Мы пришли к выводу, что важно определить, на кого из служащих можно возложить ответственность и в чем она будет заключаться. Очень часто это дает потрясающий результат. Может выясниться, например, что ассистент, работающий строго с девяти утра и до шести вечера и не проявляющий большого интереса к работе, недоволен своими полномочиями и стремится к большему. Возложив на него ответственность за определенный участок работы, вы обяжете его работать продуктивнее.

Ответственность – очень серьезный стимул. Повышение уровня ответственности в значительной мере повышает мотивацию персонала.

Предоставление сотруднику полномочий, к которым он стремится, возложение на него большей ответственности служит мощным стимулом для деятельности. При этом сотрудники должны понимать, что ответственность дает им возможность развиваться, что руководство заинтересовано в их росте.

Чем больше условий вы создадите для того, чтобы работник чувствовал ответственность за результат своей работы, тем важнее будет для него результат и выше его готовность прилагать усилия в интересах дела.

Оценка работы

Очень важно, чтобы результат деятельности сотрудников постоянно оценивался.

v Установите четкие и доступные для понимания критерии оценки. В соответствии с этими нормами деятельность служащего могут оценивать и окружающие, и он сам.

v Регулярно оценивайте ход выполнения работы. Поэтапная оценка позволяет обсудить возникающие сложности и наметить пути достижения более высокого результата.

Когда сотрудники в конструктивной и доброжелательной форме получают оценку своей работы, у них появляется стимул работать лучше.

Вы будете делать это эффективно:

v если возьмете за правило регулярно общаться с сотрудниками;

v если будете обсуждать с ними выполнение должностных обязанностей, для того чтобы решить, с чем сотрудники справляются, а к чему нужно приложить больше усилий;

v если выясните, за решение каких задач работник готов взяться, а какие хотел бы передать другому сотруднику;

v если обдумаете, как осуществить это наилучшим образом;

v если воплотите в жизнь принятые решения и убедитесь в том, что изменения дали желаемые результаты;

v если будете критиковать конструктивно;

v если станете хвалить сотрудников, когда они того заслуживают.

Все это поможет служащим понять, какая работа требует больше усердия, и создаст стимул для поддержания высокой планки при выполнении той работы, с которой они справляются хорошо.

Делаем выводы

Очень важно сделать все возможное для создания оптимальных условий, в которых сотрудники могут получить стимул стремиться к новым свершениям.

Чтобы работа была в радость, сотрудники должны осознавать ее необходимость. Не менее важно осознание значимости своего труда в масштабах общего дела и возможность вносить в него как можно больший вклад.

Ответственность заставляет сотрудников контролировать свою деятельность и ощущать причастность к общему делу.

Зная свои сильные стороны, сотрудник старается сохранить высокий уровень качества работы и уделяет внимание тем ее аспектам, в которых не слишком силен.

Чем бо льшую значимость имеет работа, тем интереснее ее выполнять. Чем большая степень свободы при выполнении своих функций предоставляется сотруднику, тем выше его ответственность за результат работы. Чем точнее будет оценка труда работника, тем серьезнее он станет относиться к своей работе.

Все эти условия создают прочную базу для того, чтобы ваши подчиненные работали лучше и стремились к новым достижениям.

Спросите себя

Подумайте, какую работу выполняют ваши подчиненные, и дайте ответы на следующие вопросы.

^ Предоставлена ли персоналу возможность выполнять те обязанности, которые находятся под его непосредственным контролем?

^ Считают ли ваши подчиненные свою работу важной?

^ Достаточно ли разнообразны задачи, которые они выполняют?

^ Есть ли у них возможность осознать задачу в целом или хотя бы ее конечный результат?

^ Предоставлены ли вашим сотрудникам соответствующие полномочия?

^ Получают ли они оценку своей деятельности?

^ Принимаются ли конструктивные решения для устранения проблем в работе?

^ Все ли возможное делается для того, чтобы работа была подчиненным не в тягость, а в радость?

Все получится, если…

¦ знать, что вашим сотрудникам нравится в работе, и обсуждать с ними вопрос, как исправить то, что их не устраивает;

¦ быть уверенным в том, что они считают свою работу по-настоящему важной;

¦ дать сотрудникам возможность вносить как можно больший вклад в общее дело и возложить на них ответственность в той мере, к какой они к этому стремятся;

¦ регулярно давать оценку деятельности сотрудников;

¦ делать все возможное, чтобы создать условия для успешной работы.

Термин «ответственный человек» стал весьма популярным в наше время. Его можно наблюдать даже в объявлениях о вакансии в качестве обязательного требования к кандидату. Как свойство личности слово «ответственность» нельзя найти даже в больших толковых словарях. Тем не менее, многие люди имеют свое мнение относительно его значения. Характеристика ответственного человека – понятие весьма субъективное. Давайте же разберемся, что такое ответственность.

Ответственность – это умение и желание личности вкладывать свое время, деньги или часть свободы для достижения определенной цели. В отдельных случаях термин может включать также способность понести наказание за свои поступки. В подобных ситуациях ответственность подразумевает некую справедливость личности в том, как она относится к себе. Человек соглашается с тем, что его поступки заслуживают некоторого порицания, и готов нести ответственность за них.

Этот термин довольно-таки древний, он встречается во многих языках. Что интересно, во всех случаях он связан с умением реагировать или отвечать на что-либо, а также ассоциируется с определенным наказанием. Изначально кара являла собой вполне осязаемое понятие. К примеру, убийство наказывалось некоторой компенсацией морального и материального ущерба.

Сегодня чувство ответственности больше ассоциируется с умением человека держать данное слово, а также принимать решения, при котором личность действует не только в собственных интересах. Понятие ответственности значительно шире, нежели термин «обязательность». Тем не менее, второй является неотъемлемой составляющей первого.

Ответственность имеет место лишь тогда, когда существуют отношения двух и более людей. То есть, такого понятия, как ответственность, не существует вне социума. Тогда же, когда речь идет о том, что человек ответственно что-то делает конкретно для себя, то все равно подразумевается личностное качество, сформированное в обществе. Есть явная прямая зависимость между теснотой связи личности с другими людьми и вероятностью того, что человек будет ответственным. Чтобы это качество сформировалось, нужен опыт ответственных отношений и развитая рефлексия деятельности . Потому данное свойство может быть только у реально действующей личности.

Ответственность, как и самокритичность , неотъемлемое качество, которое должно быть присущее любому лидеру. Тем не менее, в наше время сформировано некорректное отношение к понятию лидера. Везде и всюду пропагандируется идея, что каждый человек должен стремиться быть впереди или во главе какой-либо группы людей. К сожалению, подобная пропаганда является ловушкой для ответственных людей, у которых отсутствуют навыки и задатки управления. Из-за этого им приходится страдать и терять свое здоровье, занимаясь делом, которое, по сути, не является их стезей. Это актуально в особенности для молодых мужчин, которые в раннем возрасте зарабатывают ряд болезней, переживая серьезный стресс на работе.

Таким образом, ответственность представляет собой социальное понятие, и она подкрепляется какими-либо действиями. При этом мера ответственности должна формироваться каждой личностью конкретно для себя с оглядкой на свои возможности.

Как стать ответственным человеком

Ответственность – это навык, который можно получить, приложив для этого определенные усилия. Чтобы понять, как стать ответственнее, необходимо рассмотреть существующие уровни оценки данного качества. Попросите кого-то из знакомых проанализировать вас в соответствии с нижеприведенными критериями. Зачастую после подобной оценки возникает множество вопросов, ответы на которые будут полезны. Так как стать ответственным сразу непросто, внешний независимый взгляд будет весьма ценным, о чем речь пойдет ниже.

Уровни личной ответственности

  • Нулевой уровень ответственности подразумевает, что вы играете роль иждивенца. Вы полностью отстраняетесь от какой-либо ответственности, поскольку считаете, что чья-то забота о вас является само собой разумеющейся обязанностью. Такой человек не задумывается о том, как стать более ответственным, поскольку ему комфортно в его настоящем положении.
  • Первый уровень ставит вас в позицию исполнителя. Такой человек практикует принцип «работа не волк». Обычно такие люди не делают ничего до того момента, пока им не скажут что-либо сделать. Если же исполнителя не подталкивать на какие-то действия, то он так и будет находиться в отправной точке.
  • Второй уровень ответственности подразумевает то, что человек занимает позицию специалиста. Такие люди выполняют свою работу качественно, но при этом не вкладывают в нее душу. Они рассматривают свое занятие как способ заработка и не более. Не стоит ждать от такого человека какой-либо инициативы. Такие люди не заинтересованы в том, чтобы помочь или подсказать что-то. Нужно понимать, что специалист в любой момент может покинуть вас, если найдет более выгодное занятие. Такие люди довольно часто используют фразу «Мне за это не платят», тем самым ограничивая себя от дел, которые не входят в список их полномочий.
  • Третий уровень занимает ответственный сотрудник. Даже если такая личность в настоящий момент недостаточно качественно выполняет свои функции, она стремится развиваться и приобрести необходимые навыки . Поэтому в будущем ответственный сотрудник непременно станет профессионалом в своей области. Ему важны результаты своей работы, он достаточно инициативен и открыт для обмена опытом. Такой человек относится к своему занятию с интересом. Бизнес его работодателя он рассматривает как свой собственный. Каждый сотрудник, работающий с ним плечом к плечу, воспринимается им как член семьи. Ответственный сотрудник никогда не говорит: «Мне за это не платят». Когда ему поручают какое-то дело, он его выполняет, а после говорит с начальством о том, чтобы эта работа оплачивалась и ему, и коллегам.
  • Четвертый уровень ответственности занимает локальный руководитель. Такая личность представляет собой управленца, который организовывает работу подчиненных для реализации поставленных целей. Этот человек берет ответственность за себя и за других. Он не боится давать распоряжения и принимать серьезные решения, от правильности которых зависят судьбы многих. Локальный руководитель меньше любит работу, поскольку ему приходится делегировать ее своим подопечным, которые делают ее хуже, чем он. Однако правильнее поручать ее сотрудникам, а не выполнять самому. Локальный руководитель занимается организацией рабочего процесса на доверенном ему участке.
  • Пятый уровень предназначен для директора, который руководит начальниками более низкого уровня. Этот человек несет ответственность за бизнес в целом, при этом отдавая принятие тактических решений в руки своих подопечных. Ему же остается формировать стратегию. Человек этого уровня способен открыть новые направления или закрыть действующие. Он является профессионалом, принимающим серьезные решения. Однако уровень его ответственности ограничивается исключительно получаемой зарплатой и престижной должностью.
  • Шестой уровень ответственности свойственен только владельцу бизнеса. Именно этот человек организовывает дело, в которое вкладывает свои деньги, время и душу. Он способен отвечать за результат своих действий не только финансами, но и жизнью. Владелец рассматривает собственный бизнес как своего ребенка, которого он растил не один год. Он подбирает директора, который сможет эффективно управлять его делом, однако в любой момент он может заменить его на другого. Что интересно, владелец крупной компании редко засвечивается на людях. Он является своего рода шеей генерального директора, которая направляет последнего в нужную сторону. Владелец бизнеса не задает себе вопрос: «Как стать ответственным человеком?». Он ответственен по определению, поскольку от него зависит благополучие целого штата сотрудников и его собственное финансовое состояние.

Не стоит рассматривать вышеперечисленные уровни как должности. Они представляют собой уровни развития личности. К примеру, человек, занимающий должность директора крупного предприятия, с личностно-психологической стороны может быть обыкновенным специалистом или исполнителем. В то же время его секретарь в психологическом плане вполне может оказаться владельцем. Часто встречаются мужчины, которые на работе проявляются себя как эффективные руководители, а дома превращаются в иждивенцев или исполнителей. Нередки случаи, когда женщины-домохозяйки берут на себя всю ответственность, выбирая для себя роль владельца семьи. При этом они воспитывают своего мужа как главу семьи.

Воспитание чувства ответственности заключается в том, чтобы приучить себя видеть свои обязательства, а также уметь выполнять их и расплачиваться за последствия. Причем плата может выражаться во времени или в деньгах. Вы должны уметь платить за собственные ошибки даже тогда, когда нет желания делать это.

Так как развить ответственность сразу бывает непросто, можно выполнять следующие задания для приобретения этого качества:

  • В первую очередь необходимо сделать ответственность одной из своих ценностей. Вам нужно осознать, что это качество являет собой очень важный социальный навык, который дает шанс заметно улучшить свою жизнь. Развитие ответственности личности – процесс, который требует только вашего желания. У вас должно появиться стремление воспитывать в себе это качество. Приобретите ответственность за свою семейную жизнь. Тогда вы сможете осознать, к примеру, что автором любой обиды, которая возникает в отношениях, являетесь только вы.
  • Можно практиковать развитие личной ответственности, задавая себе вопросы о том, что можете вы сделать сейчас и какие у вас есть возможности. Очень полезно заменять требования типа «я хочу» на вопросы о том, что необходимо сделать для того, чтобы получить то, что я хочу.
  • Развить ответственность можно, если чаще спрашивать себя: «Что мне следовало бы сделать, чтобы быть ответственным в полной мере за свои действия?»
  • Так как развить чувство ответственности в одиночку не всегда просто, можно выбрать себе наставника (напарника), который будет поощрять и штрафовать вас при необходимости. Лучше подбирать такого человека, который сможет адекватно оценивать ваше развитие и контролировать жизнедеятельность. Напарник будет мотивировать следовать определенной трудовой дисциплине, не откладывая при этом какие-то задания на потом.
  • Не будет лишним отправлять отчеты о своем развитии напарнику дистанционно с определенной периодичностью. Достаточно делать это 2 раза в неделю. Можно придумать штрафы за несоблюдение сроков и методы поощрение за ответственный подход к этому вопросу. Делая это в течение двадцати одного дня, вы сможете в некоторой степени выработать в себе полезную привычку.

Теперь вы знаете, что значит быть ответственным человеком. Прилагая усилия, вы вскоре заметите определенные изменения в своей жизни. Развитие личностной ответственности по вышеуказанному сценарию позволит в ближайшее время увидеть хорошие результаты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Статья написана Маршей Уиллард и Дарси Хичкоком

Тысячи организаций желают создать уполномоченные рабочие команды для повышения производительности, повышения качества и улучшения морального духа сотрудников. Хотя все больше и больше организаций идут по направлению к предоставлению полных полномочий, они все же сталкиваются с препятствием, которое становится самым важным вопросом, касающимся самоуправления. Конечно, можно сложить всю ответственность управляющих на команду, наделив ее властью, но не будут ли менеджеры даже в этом случае ответственны? Как можно винить всю команду в случае, если что-то пойдет не так? Не закончится ли это перекладыванием вины друг на друга в случае ошибки? Создание таких условий, в которых ответственность была бы четко очерчена и полностью принята, это весьма деликатное и сложное задание.

Ответственность определена

Ответственность означает иметь право и обязанность действовать и полностью понимать и принимать все естественные и логические последствия, которые последуют за этими действиями.

В предприятиях, основанных на командном принципе, ответственность фокусируется на командном, а не на индивидуальном уровне. Это означает, что все члены команды чувствуют взаимную ответственность друг перед другом, а также вся команда несет ответственность за результаты действий, а не каждый член команды в отдельности.

Ответственность является одним из трех основных составляющих эффективного предоставления полномочий. Следует рассматривать наделение полномочиями как «тело», стоящее на трех ногах. Три ноги данного «тела» – это: ответственность, власть и подотчетность. Каждое новое задание, которое поручается команде, должно учитывать баланс этих трех компонентов.

Баланс достигается, когда команда имеет 1. четкое понимание своей ответственности, 2. власть, необходимую для выполнения этой ответственности, и 3. ответственность за последствия своей деятельности.

Почему ответственность (подотчетность) так важна?

Ответственность – это довольно странная вещь. Многие рабочие стараются сделать все, чтобы избежать ее, поскольку она долгое время использовалась как механизм наказания. Но правда заключается в том, что ответственности не избежать. На работе каждый сотрудник подотчетен кому-либо. В традиционных организациях рабочие подотчетны своим уважаемым начальникам. В организациях с высоким качеством производительности все члены команды подотчетны друг другу и ответственны перед своими клиентами.

Но исследования указывают на то, что ответственность за результаты своей деятельности скорее имеет положительное влияние, чем отрицательное: более высокое качество выполнение своей работы, более четкое соблюдение своих обязанностей, быстрое решение проблем, более быстрое и четкое принятие решений, более тесное сотрудничество с коллегами и более высокое командное удовлетворение.

Держать команду подотчетной?

Парадигма индивидуальной ответственности настолько сильна в нашей организационной культуре, что мысль о том, чтобы возложить ответственность на всю команду, пугает сотрудников. На самом ли деле это так сложно? Оценить вклад каждого отдельного сотрудника подчас бывает совсем не просто. Как можно сказать, какая часть данной продукции является вашей заслугой? Но когда вся команда работает над созданием того или иного продукта, результат гораздо проще оценить.

И для чего нам вообще стоит учитывать, сколько труда вложил тот или иной сотрудник для того, чтобы создать продукт? Если вам в химчистке испортили костюм, вы же не отслеживаете работника, который причинил этот ущерб. Напротив, вы спрашиваете со всего предприятия. Вам нет дела до того, кто виноват и кто будет исправлять ошибку, главное, чтобы ситуация была исправлена. Также должно быть и с вашей командой. По-настоящему уполномоченные команды имеют власть нести свою ответственность и коллективную подотчетность за исправление ситуации, когда что-то пошло не так.

Система командной подотчетности

Чтобы эффективно развивать командную ответственность и собственность, система организации должна базироваться на трех основных принципах: цель, влияние и последствия.

ЦЕЛЬ (фокус) – системы подотчетности начинаются с четкой концентрации внимания на определенной цели и ожиданиях. В групповых условиях команды должны иметь четкое представление о цели, которая напрямую связана с взглядами организации. Основываясь на этой цели, команда должна определить результаты своей коллективной деятельности, разработать механизмы измерения успешности и эффективности поставляемой продукции или услуг. Внутри команды каждый ее член должен четко осознавать свою роль и ответственность, включая соглашения по индивидуальным ожиданиям и стандартам усовершенствования.



Поделиться