Виды контроля стратегический тактический оперативный. Смотреть страницы где упоминается термин контроль тактический

Лизинг получил широкое распространение в стране за счет необходимости модернизации парка компаний, предложив владельцам бизнеса выгодные условия покупки. Необходимо отметить, что существует разница между покупкой в кредит и лизингом. Лизинг, как правило – это предоставление транспорта или средства производства в собственность от компании-производителя с необходимостью уплаты стоимости взятого в лизинг имущества в определенные промежутки времени.

Важную роль для лизинга играет страхование, поскольку благодаря ему страхуются различные риски, такие, как утрата и порча приобретенного в лизинг имущества. Страхование лизингового транспорта может носить обязательный и необязательный характер. Как правило, страхование транспорта – это условие для предоставления транспорта в лизинг. Все это увеличивает стоимость транспорта, но позволяет получить надежную защиту от различных рисков. При страховании лизинга может страховаться также ответственность лизингополучателя за своевременное и полное по договору. В сделке по лизингу отсутствует такая сторона, как банк, который берет на себя обязательства по предоставлению кредитных средств.

При страховании лизинга страхуется транспорт, сумма трат на страхование зачастую включается в сумму лизинговых платежей. Это увеличивает стоимость транспорта, приобретенного в собственность по договору лизинга. может быть заключен следующим образом: выплаты за использование транспорта на протяжении определенного срока и возврат транспортных средств лизингодателю или перечисление лизинговых платежей и переход в собственность транспорта лизингополучателю по истечению определенного промежутка времени.


Страхование лизинга выгодно обеим сторонам, поскольку позволяет получить защиту лизингополучателю от утраты и порчи транспортных средств, а так же позволяет получить защиту лизингодателю от финансовых потерь в случае неисполнения обязательств по договору лизинга. Для страхования лизинга достаточно обратиться в лицензированную страховую компанию, выбрать риски страхования и заключить соответствующий договор.

Страхование лизинга – это одна из эффективных мер по минимализации убытков от утраты и порчи транспортных средств, приобретенных на основе договора лизинга. При заключении данной сделки обе стороны получают свои преимущества. В зависимости от выбранных для страхования рисков, можно получить защиту от тех или иных возможных последствий. Траты на услуги по страхованию лизинга могут быть возложены на лизингополучателя или лизингодателя в зависимости от договоренности сторон. Для страхования лизинга необходимо выбирать только те риски, страхование от которых будет экономически обоснованным. Стоит отметить, что страхование лизинга действует наравне с обязательным страхованием ОСАГО. Если для коммерческих нужд в лизинг был приобретен пассажирский транспорт, лизинговое страхование действует наравне с обязательным страхованием ответственности пассажироперевозчика. При построении отношений с новой компанией-лизингополучателем, можно заключить , как на год, так и на весь период нахождения транспорта в лизинге.

Чем больше срок страхования лизинга, тем больше сумма трат на услуги страхования и соответственно траты на покупку транспорта в лизинг. Любые транспортные средства, приобретенные в лизинг, могут быть застрахованы от различных категорий рисков. Страхованию подлежит транспорт, используемый для нужд сельского хозяйства, пассажирский транспорт, коммерческий грузовой транспорт, воздушные и морские суда. В зависимости от категории транспортных средств, страхование лизинга происходит с теми или иным особенностями. Для надежного страхования необходимо выбрать известного страховщика и продукт, который подходит по своим характеристикам лизингополучателю и лизингодателю.

Ввиду того, что траты на страхование автоматически увеличивают сумму лизинговых платежей, расходы на услуги страхования могут быть поделены между лизингополучателем и лизингодателем поровну или иным образом, но в таком случае этот пункт должен быть прописан в договоре. При заключении договора страхования лизинга стоит обратить внимание на то, при каких условиях и с какими особенностями будет эксплуатироваться приобретаемый в лизинг транспорт. Если при заключении договора страхование каких-либо рисков не требуется, необходимо выбрать тот страховой продукт, где можно выбрать риски для страхования самостоятельно. Так удастся значительно сэкономить на страховании, получить надежную защиту только от тех рисков, защита от которых актуальна для обеих сторон сделки лизинга.

Страхование лизинга может быть обязательным условием для оформления покупки транспорта в лизинг. В этом случае нужно обратиться в страховую компанию, заключить договор и получить защиту от выбранных рисков на протяжении действия полиса страхования.

Существуют различные подходы к определению страховой стоимости и страховой суммы предмета лизинга в зависимости от страхователя и срока действия договора.

Страховая сумма может быть согласована как абсолютная сумма по договору в целом и как сумма на один застрахованный объект.

Если страхователем является лизингодатель, то для него действительной стоимостью имущества является цена договора купли-продажи с поставщиком. В большинстве случаев в лизинг передается новое оборудование, и поэтому проблем с определением страховой суммы в договоре страхования в данном случае не возникает. Она соответствует стоимости по договору купли-продажи. При приобретении оборудования, бывшего в эксплуатации, страховая сумма определяется в соответствии с проведенной оценкой стоимости оборудования .

Наиболее сложным случаем является определение страховой суммы, когда страхователем является лизингополучатель, для которого действительной стоимостью предмета лизинга является цена договора лизинга, превышающая рыночную стоимость лизингового имущества. В стоимость договора лизинга включаются стоимость оборудования; расходы, понесенные поставщиком по транспортировке имущества к месту его эксплуатации; расходы по монтажным и пусконаладочным работам; таможенные пошлины; расходы по обучению специалистов для работы на оборудовании, сдаваемом в лизинг; плата за кредитные ресурсы, а также комиссионное вознаграждение лизингодателя; дополнительные услуги. В этом случае страховая сумма, определенная на основе договора лизинга, может превысить страховую стоимость за счет расходов по обучению специалистов, платы за кредитные ресурсы, комиссионного вознаграждения лизингодателя, дополнительных услуг, что неправильно.

Поэтому правильнее назначать страховую сумму равной стоимости по договору купли-продажи при покупке нового оборудования и рыночной стоимости по отчету об оценке при покупке подержанного оборудования.

Ряд проблем возникает при определении страховой суммы на второй и последующие годы действия договора лизинга. Если договор лизинга заключен на срок более года, то и договор страхования необходимо заключать на соответствующий срок. Поэтому при страховании лизингового оборудования, возникает вопрос - что брать за основу страховой стоимости и суммы на второй год действия договора, так как за год балансовая стоимость будет уменьшена с учетом механизма ускоренной амортизации.

Целесообразно при страховании на второй и последующие годы действия договора страхования устанавливать страховую сумму в размере первоначальной стоимости предмета лизинга по договору купли-продажи с учетом годового износа при норме амортизации, определяемой для конкретного вида имущества, без учета механизма ускоренной амортизации. Это позволит при наступлении страхового случая полностью восстановить поврежденное имущество. А в случае назначения страховой суммы на второй год действия договора равной балансовой стоимости, уменьшенной с учетом механизма ускоренной амортизации, страховой выплаты может не хватить для восстановления предмета лизинга .

Размер тарифных ставок устанавливается в зависимости от условий страхования, выбранных рисков, а также срока страхования. В среднем они составляют от 0,1 до 2,2% от страховой суммы. В зависимости от конкретных условий содержания имущества (например, при наличии современных систем пожарной безопасности и охраны) размер страхового платежа может быть существенно изменен. Система льгот, практикуемых в ряде компаний, предусматривает также оплату страховой премии в рассрочку, тарифные скидки при безубыточном страховании в течение нескольких лет, учет льгот, полученных страхователем в других страховых компаниях, и иные формы поощрения страхователей, обеспечивающих сохранность застрахованного имущества. Кроме того, в договоре страхования можно оговорить размер минимального не компенсируемого страховщиком убытка - франшизы. Ее включение в договор может значительно удешевить страховой взнос .

Тарифные ставки при страховании предпринимательских (финансовых) рисков обычно достаточно велики и могут составлять от 2 до 30% страховой суммы. Такие высокие ставки определяются достаточно большими рисками страховщика, связанными с высокой вероятностью мошенничества по этому виду страхования. С другой стороны, большинство лизинговых компаний неплохо знают своих клиентов. Когда появляются новые клиенты, тщательно проверяется их платежеспособность и лишь после этого заключается договор лизинга. Если возникают сомнения в платежеспособности клиента, рассматривается такой механизм снижения финансовых рисков, как ограничение суммы сделки или заключение договора поручительства (гарантии) за лизингополучателя в пользу лизинговой компании с банком или вышестоящей организацией.

Стоимость страхового полиса рассчитывается как произведение страхового тарифа и страховой суммы. Размер тарифа зависит от вида страхования, вида имущества, назначения, условий эксплуатации и размера собственного участия страхователя в убытках .

Механизм выплат возмещения при страховании лизинговых операций имеет свою специфику. Дело в том, что лизингополучатель выплачивает стоимость лизингового имущества в составе арендных платежей по частям. Чем ближе срок окончания договора аренды, тем меньшую сумму он должен заплатить лизингодателю. В зависимости от условий договора страхования, в случае гибели этого имущества страховщик должен выплатить страховое возмещение лизингодателю в размере оставшихся неуплаченных арендных платежей по договору лизинга, а лизингополучателю -- оставшуюся страховую сумму с учетом нормального износа имущества. Однако зачастую вторую часть страховщики не планируют выплачивать, что, естественно, отражается на стоимости страховки.

Как правило, страхование лизингового имущества осуществляется по максимально возможному набору рисков, так как лизинговая компания желает иметь защиту от всех возможных рисков. Стандартный срок страхования -- один год, но в некоторых случаях он достигает двух-трех лет.

Рассмотрим пример расчета тарифной ставки по страхованию лизинговых платежей. Тарифная ставка (брутто-ставка) состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки:

где Тb -- брутто-ставка;

Тп -- нетто-ставка;

В настоящее время используется следующая формула для расчета нетто-ставки по 100 руб. страховой суммы:

Тп=Р(А)*К* 100,

где Тп -- тарифная нетто-ставка;

А - страховой случай;

Р(А) - вероятность страхового случая;

К- коэффициент отношения средней выплаты к средней страховой сумме на один договор.

Стоимость страховки в каждом конкретном случае рассчитывается отдельно. Размер страхового тарифа зависит от стоимости лизингового имущества, степени его износа, условий эксплуатации и выбранной программы страхования. На стоимость страховки влияют также финансово-экономические показатели деятельности лизингополучателя и регион использования лизингового имущества. Дело в том, что при использовании арендуемой техники вдали от крупных городов возникают трудности с восстановлением достоверной картины страхового случая. В отдаленных районах качество сервисного обслуживания часто оставляет желать лучшего. А качество ремонта, естественно, влияет на срок службы арендуемого имущества.

Страховая стоимость для имущества -- его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования. Возникает вопрос: какова будет страховая стоимость предмета лизинга в случае страхования его лизингополучателем?

Для лизингополучателя действительной стоимостью предмета лизинга является цена договора лизинга, превышающая рыночную стоимость лизингового имущества. В данном случае страховая стоимость предмета лизинга будет определяться по соглашению со страховщиком. Однако всегда остается вероятность того, что при рассмотрении какого-либо спора в судебном порядке договор страхования будет признан ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает рыночную стоимость данного имущества .

При страховании предмета лизинга размер тарифа составляет 0,1-7%. В отдельных случаях он может достигать 12%. Финансовые риски страхуются по тарифам от 2 до 8% от страховой суммы. Между тем страховщики, опрошенные корреспондентом «Бизнес-журнала», отмечают, что если страховая сумма установлена в размере действительной стоимости имущества и не уменьшается по мере выплат арендных платежей, то страхование предмета лизинга ничем не отличается от классического имущественного страхования. Если же страховая сумма уменьшается, то тариф оказывается на 25--40% меньше, чем при «классике». Это связано с тем, что страхователь уплачивает страховой взнос, как правило, сразу на весь срок аренды или на 3-5 лет.

Из вышеизложенного следует, что стоимость страховки в каждом конкретном случае рассчитывается отдельно. Размер страхового тарифа зависит от стоимости лизингового имущества, степени его износа, условий эксплуатации и выбранной программы страхования.

В процессе контроля на основе информации о текущих результатах деятельности сравниваются реально достигнутые и плановые результаты.

Контроль - это процесс наблюдения за изменениями внешней и внутренней среды организации.

Для осуществления контроля необходимо наличие:

а) объективных и существенных контролируемых показателей;

б) критериев, позволяющих классифицировать отклонения от показателей как существенные и опасные либо как допустимые;

в) системы и процедуры контроля.

Мониторинг - это система постоянного наблюдения за отдельными составляющими внешней или внутренней среды предприятия с целью сбора и обработки соответствующей информации.

Контроллинг - это система непрерывного планирования, контроля и анализа, ориентированная на эффективность управления и прибыльность предприятия. Его часто определяют как внутренний финансовый контроль, как организуемый процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений.

Главная задача контроля - количественная и качественная оценка результатов работы организации, ее подразделений и сотрудников с обязательным устранением выявленных отклонений.

Типы контроля . По характеру воздействия на объект контроля выделяются упреждающая и результирующая формы контроля.

Упреждающий контроль направлен на предупреждение отклонений и сбоев. С этой целью выявляются отклонения в происходящих процессах от нормы, моделируются возможные негативные последствия, осуществляются необходимые корректировки действий для предотвращения нежелательных последствий.

Результирующий контроль констатирует полученные результаты. Он не может исправить, изменить уже произошедшее событие, поскольку является запаздывающим, но позволяет сделать выводы, чтобы избежать повторения допущенного просчета в будущем.

Контроль тесно связан с функцией планирования. В процессе управления временные периоды реализации функций планирования и контроля должны совпадать. В этой связи по аналогии выделяют стратегическую, тактическую и оперативную формы контроля.

Стратегический контроль необходим для оценки и регулирования деятельности организации с позиций достижения долгосрочных целей и установления взаимоотношений организации с внешней средой. Он концентрирует внимание не на содержании тех или иных действий, а на их способности обеспечить достижение долгосрочных целей организации.

Данный вид контроля наиболее сложен в силу большой зависимости стратегии организации от изменений в окружающей среде и некоторой абстрактности стратегических установок по развитию организации в целом. Низкая предсказуемость внешней среды затрудняет разработку стандартов и параметров контроля на длительный период, а следовательно, и осуществление контроля за их выполнением.



Тактический контроль нацелен на анализ выполнения тактических планов организации и ее ключевых подсистем. В первую очередь оцениваются показатели, отражающие состояние внутренней среды организации: ресурсов, организационной структуры и культуры. Периодичность этой формы контроля совпадает с периодами, на которые составляются тактические планы.

Оперативный контроль обеспечивает наблюдение за выполнением оперативных работ и использованием методов, избранных для реализации всех операций в организации. Его периодичность обусловлена процессами оперативного планирования. Выделяют три этапа оперативного контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ по трем ключевым видам ресурсов, необходимых для нормального протекания процессов: человеческим, материальным и финансовым. Это контроль на входе процесса, обеспечивающий максимальное соответствие требуемым стандартам и нормам ресурсов.

Текущий, или производственный, контроль ведется по ходу выполнения всех этапов и процедур самого процесса производства. Он позволяет своевременно выявлять проблемы, устанавливать причины их возникновения, принимать меры по их устранению и обеспечивает обратную связь в процессе производства.

Заключительный контроль - результирующий. Он констатирует качество результата, полученного по завершении процесса производства (например, качество продукции, оценку выполнения работы, оперативного плана или задания человеком, подразделением или организацией). Результирующий контроль осуществляется путем сравнения полученных результатов с плановыми.



Поделиться