Что таоке труд.  Труд это что такое Труд: определение — Экономика.НЭС

Труд - это «прежде всего процесс… в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». .

Определённое отношение человека к природе - первая сторона труда. Преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную природу. Изменение внешней природы есть в первую очередь приспособление предметов к потребностям человека.

Труд включает в себя следующие простые моменты:

  1. целесообразную деятельность, или сам труд;
  2. предмет труда,
  3. средства труда,
  4. результат труда.

Труд как преобразование природы созревает тогда, когда все его простые моменты сами создаются трудом, а не даны в готовом виде. Созревание труда - исторический процесс. Этот исторический процесс не вполне завершён, если труд совершается в обществе главным образом ради поддержания физического существования. Вполне зрелый труд - труд главным образом ради потребности в труде, при этом поддержание физического существования низводится на роль необходимой предпосылки труда. Как преобразование внешней природы труд - основное условие специфически человеческого существования. Его становление было фундаментальным процессом выделения человека из животного мира, образования современного биологического типа человека и человека в качестве общественного существа.

Процесс труда - это не только воздействие людей на природу. Чтобы производить материальные блага, люди вступают в определённые связи и отношения между собой - производственные отношения . Характер последних определяет социальный характер труда, ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства .

Таким образом, вторая сторона труда - общественный характер отношения людей друг к другу по поводу условий, процесса и результата трудового отношения к природе. Эта сторона труда развивается на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Единство сторон ближайшим образом реализуется в кооперации и разделении труда . Взаимосвязь этих сторон исторически изменялась, соответственно исторически изменялись и представления о труде. Труд и производство едины и отличны друг от друга. Труд - преобразование внешнего мира с точки зрения участия в нём человека, а производство - преобразование внешнего мира с точки зрения результата, продукта преобразования.

При разных типах исторического развития (доклассовом, классовом, бесклассовом) и в разных общественно-экономических формациях труд выступает в различных формах. При первобытнообщинном строе существует общий, общинный труд и общая, общинно-родовая собственность на средства и результаты производства. Здесь нет эксплуатации человека труда. Во всех классово-антагонистических обществах развитие труда совершается путём развития антагонистических противоречий: переход от менее развитых форм труда к более развитым - от труда раба при рабовладельческом строе к труду феодально зависимых крестьян при феодальном строе и к труду наёмного рабочего при капиталистическом строе - был одновременно переходом ко всё более развитым формам эксплуатации трудящихся, развитие культуры человечества шло при одновременном всё более развитом, тонком и изощрённом духовном и физическом калечении человека.

В условиях товарного производства труд имеет двойственный характер . С одной стороны, он является трудом конкретным (например, труд слесаря, портного и т.д.) и создаёт потребительную стоимость товара . И вместе с тем в каждом товаре воплощён человеческий труд вообще, независимо от качественных различий многообразных видов труда - абстрактный труд. В качестве абстрактного труд образует стоимость товара. Двойственный характер труда отражает объективно существующее противоречие между трудом частным и общественным. Труд при капитализме непосредственно выступает как труд частный и является скрыто общественным. Наличие частной капиталистической собственности на средства производства - причина разъединения людей. Труд каждого отдельного производителя - его частное дело. Поэтому труд отдельных товаропроизводителей при капитализме не может быть согласован в масштабе всего общества. В то же время достигнутый уровень общественного разделения труда объективно требует всесторонней связи между товаропроизводителями и вызывает зависимость их друг от друга. Но общественный характер труда при капитализме проявляется лишь на

сознательный процесс человеческой деятельности, фактор производства, все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства. Характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. Специфика условий сельскохозяйственного труда обусловливает его большую сезонность (особенно в земледелии) в результате несовпадения периода производства и рабочего периода, многообразия выполняемых работ в сельском хозяйстве. Конечные результаты труда в сельском хозяйстве во многом зависят от природно-климатических и социально-экономических условий, территориального размещения предприятия. Аграрный труд имеет особенности, обусловленные спецификой производственной среды и экономических отношений в сельском хозяйстве. Поэтому аграрный труд отличается большей сложностью и вероятностным характером его результатов по сравнению с промышленным трудом, что накладывает существенный отпечаток на его организацию и эффективность. Аграрный труд социально неоднороден: он используется как в общественном производстве сельскохозяйственного предприятия, так и в личном подсобном хозяйстве работников села. В условиях рыночных отношений человек - субъект труда может реализовать свой трудовой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, т. е. когда он выступает как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий свою продукцию на рынке; либо как наемный работник, предлагающий свои услуги товаропроизводителю, субъекту собственности. В этом случае совершается обмен по принципу: квалификация и рабочее время работника на заработную плату и прибыль. Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса: какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены; как эти продукты надо произвести, из каких ресурсов, с помощью каких технологий; для кого эти продукты должны быть произведены. Следовательно, первый вопрос предопределяет труд как сознательную деятельность, второй - как целесообразную, рациональную деятельность, третий - как общественно полезную деятельность. Виды труда: живой и овеществленный; необходимый и прибавочный; физический и умственный; конкретный и абстрактный. Предметы труда: земля, сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и пр. Средства труда: машины, различное оборудование и передаточные устройства, приспособления, организационная оснастка рабочего места и др. Особенности труда в сельском хозяйстве: труд в сельскохозяйственном производстве направлен на выращивание растений и обслуживание животных, что требует элементарных знаний биологических закономерностей, учета их требований, внимательного и заботливого отношения, использования накопительного опыта; труд связан с различными рисками; в отрасли значителен удельный вес ручного труда; ограниченные сроки выполнения работ вызывают необходимость осуществлять рабочие процессы при неблагоприятных погодных условиях; сезонный характер производства вызывает неравномерность использования труда (чрезмерная нагрузка в одни периоды и недогрузка в другие); труд в сельском хозяйстве осуществляется в течение года, а результат, т. е. произведенная продукция, получается раз в год, как правило, это продукция растениеводства; труд используется как в общественном, так и в личном подсобном хозяйстве, которое является значительным источником доходов населения при относительно низком уровне заработной платы; одно и то же количество одинакового качества и интенсивности на разных по плодородию почвах дает неодинаковое количество продукции, при этом в одинаковых условиях по плодородию, но в разные по погодным условиям годы результаты труда также различны.

целесообразная деятельность человека, в процессе к-рой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Т. представляет собой единство трех моментов: 1) целенаправленной, целесообразной деятельности человека или собственно труда; 2) предметов; 3) средств труда.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРУД

целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий Т. осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Т. как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. При этом, трудовой деятельности присущи, как отмечал Маркс, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.

Используя ручную, ремесленную технику и эмпирические познания, человек устанавливал новые взаимосвязи между предметами природы и ее процессами и таким образом осуществлял обмен веществ с природой (опосредствующая функция). Машинная техника и естественно-научные познания позволили человеку оказывать влияние на взаимодействие между различными природными явлениями и предметами (регулирующая функция). И наконец, современная научно-техническая революция дает ему возможность овладевать, контролировать внутренний механизм явлений и предметов природы (контролирующая функция). В этом случае, содержание Т. выявляется в конкретной определенности трудовых функций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством работника. Оно отражает способ соединения производителя со средствами производства, определяемый уровнем развития производительных сил, центральное звено которых - человек. Будучи естественным условием жизни, Т. всегда осуществлялся в рамках исторически определенных общественных отношений, накладывающих отпечаток на его характер.

Характер Т. отражает способ соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими в данном обществе отношениями собственности. Например, в рабовладельческом обществе раб и средства Т. соединились как собственность рабовладельца, и это порождало личную зависимость трудящегося от того, кто присваивал результаты его Т. В обществе, основанном на частной собственности на средства производства, работник может соединяться с ними, продавая свою рабочую силу. Поэтому характер Т. в таком обществе отражает условия найма рабочей силы. Характер Т. отражает его социально-экономическую природу в обществе, находящемся на определенной ступени развития. С этой точки зрения как качественно различные могут рассматриваться такие исторические формы Т., как рабовладельческий, феодальный и различные формы наемного Т.

Характер Т. обусловливает цели общественного производства в широком диапазоне (от простого увеличения прибыли до возведения во главу угла роста материального и духовного благосостояния трудящихся), а в сфере распределения - продукции, в которых общественное богатство распределяется между различными стратами в обществе. Что же касается количества этого богатства, то оно зависит от уровня развития производительных сил.

Содержание и характер Т. представляют собой единство двух сторон одного и того же явления, сущность и форму общественного Т. и определяются как парные категории. Общее, что их объединяет, - это способ связи производителя со средствами производства; различие же их состоит в том, что содержание Т. развивается в зависимости от уровня развития производительных сил, а характер Т. - от состояния экономических отношений в обществе. Для феодального общества был характерен ремесленный Т., основанный на применении ручного инструмента и эмпирической технологии. Квалификация ремесленника непосредственно зависела от сложности предмета Т., а следовательно, и функций по его обработке. Кто желал быть мастером, вынужден был овладеть ремеслом во всей его полноте. Особенности Т. ремесленника обусловливали и специфику его подготовки, которая фактически исключала теоретическое обучение и приобрела характер практического ученичества, растянутого на долгие годы. Универсальность трудовых функций влекла за собой высокую ремесленную квалификацию. Однако эта квалификация сочеталась с низким культурным уровнем работника, обусловленным низким уровнем тогдашних знаний о мире, а также тем, что общее образование для большинства ремесленников было непродолжительными или вовсе отсутствовало. Успех дела в ремесленном производстве зависел прежде всего от таланта ремесленника, его личностных качеств и способностей. Приобретая высокую профессиональную культуру путем многолетней выучки, являясь производителем и предпринимателем, производящим и продающим свой товар, ремесленник выступал субъектом, творцом культуры, но на той низкой культурной и технической основе, которая обусловила чрезвычайно медленное организационно-техническое развитие.

Переход к машинному производству вызвал развитие капиталистических отношений, связанных с использованием наемного Т., в содержании Т. рабочего произошли глубокие качественные изменения, в которых реализуется важнейшая закономерность технического прогресса, - а именно, передача опосредствующих функций от человека к машине. Машинное производство знаменует собой начало превращения науки в непосредственную производительную силу и приобщение рабочего к научно-техническим достижениям, необходимым для управления машиной. Эмпирический опыт в Т. продолжает играть значительную роль, но ограничиться им рабочий уже не может. От него требуется известный уровень общего и специального образования, определенный объем профессиональных знаний, а наряду с этим, владение достаточно сложными навыками физического Т.

В современных условиях, когда значительно больше прибыли "выжимается" из квалификации, нежели из физической силы, целесообразно формировать универсальную рабочую силы с высоким уровнем образования. Технический уклад отечественного производства в нынешних условиях неоднороден. В технике, технологии и организации Т. сосуществуют и переплетаются, во-первых, остатки прошлого - значительные объемы ручного неквалифицированного и тяжелого физического Т.; во-вторых, основа нынешнего производства - комплексно-механизированный Т.; в-третьих, генеральная цель научно-технического прогресса - автоматизированный Т. Это обусловливает разнотипность Т. совокупного работника с точки зрения его содержания и вместе с тем сохранение в современном производстве тех типов Т., которые исторически сменили друг друга. Если в основе смены типов Т. лежит технический прогресс, то главная причина их сосуществования - его неравномерность, переплетение в техническом базисе производства техники прошлого, настоящего и элементов техники будущего. Неравномерность развития техники, технологии и организации производства в разных отраслях, на различных промышленных предприятиях обусловливает сохранение массовости неквалифицированного ручного и тяжелого физического Т., не способствующего социальному и профессиональному развитию трудящихся.

Общественная ситуация такова, что на нынешнем этапе отечественное производство пока что нуждается в 70% носителей преимущественно физического и в 30% преимущественно умственного Т. Деление на эти роды Т. при современном уровне развития производительных сил пока что имеет место, и различие по роли в общественной организации Т. работников, занятых указанными родами Т., выступает в нынешних условиях как различие социальное и культурное. Социальность различий проявляется в том, что физический и умственный, квалифицированный и неквалифицированный Т. диктуют различные требования к уровню общего и специального образования и профессиональной подготовки работников, их профессиональной культуре, и создают различные возможности для реализации профессиональных и личностных способностей в процессе трудовой деятельности.

Основными законами, управляющими развитием общественного Т., являются законы разделения и перемены Т. и усиливающий их взаимодействие закон конкуренции. Содержание закона разделения Т. состоит в том, что общественные формации порождают свои способы разделения Т. и каждая новая формация добавляет присущие лишь ей новые виды разделения Т., вытекающие из уровня развития производительных сил и природы экономических отношений. Прокладывая себе дорогу стихийно и в то же время как объективная необходимость, данный закон определяет динамику разделения Т. на его различные виды (физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, квалифицированный и неквалифицированный, исполнительский и управленческий и др.) и одновременно - основу деления общества на социальные группы занятых названными видами Т. и отношения между группами в зависимости от их социального статуса и престижа Т. С законом разделения Т. связан закон перемены Т., возникший в процессе замены мануфактурного производства машинным, когда возникла необходимость формирования гибкой, универсальной, многосторонне развитой рабочей силы, способной к перманентному обучению и переобучению в ходе изменения производственных процессов. Непреложное требование закона перемены Т. - ускоряющаяся подвижность трудовых функций. Объективным законом, влияющим через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены Т., выступает закон конкуренции, принуждающий капитал, по выражению Маркса, напрягать производительные силы Т., потому что он напрягал их раньше. Ареной закона конкуренции становится все общественное производство в процессе его перманентной революционизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Труд

целесообразная материальная общественная орудийная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе Т. человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой и природой. Изменяя в процессе Т. природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Т. представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой. В историческом материализме Т. рассматривается как своеобразная субстанция истории, как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект Т.) с помощью созданных им орудий Т. преобразует предмет Т. в необходимый ему Продукт. Продукт Т. обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления. В цели продукт Т. существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс Т., подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости Т являются орудия Т. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения Т. Кроме того, в процессе Т. возникают особые отношения между людьми - производственные отношения. Поскольку Т. - деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах ее организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий Т. и производственных отношений. Эти характеристики Т. существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Марксу и Энгельсу рассмотреть Т. в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез). Проблема возникновения человека, мыслящего, говорящего, способного к трудовой деятельности совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом Т. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования ее неспециализированных навыков, для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу. Все это приводит к тому, что человек смог действовать «по мерке любого вида» (Маркс). Развитие общества и человека теперь напрямую связано с совершенствованием орудий Т. Производство орудий Т. - процесс коллективный, который является его важнейшим определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия Т. с помощью орудий Т. Даже самые примитивные орудия Т. закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакрепленные «схемы деятельности». В орудиях Т., их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщенные способы трудовой деятельности. Орудия Т. заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы Т. В процессе обучения овладение орудиями Т. становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия Т. были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», т. е. появилось, что сказать другому. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру - это и стало биологической предпосылкой возникновения речи. Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от следствий. В результате природнобиологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает социальную форму, биологическая эволюция закончена и отныне человек живет по новым, общественным законам, он даже ест и пьет «по-человечески». В силу вступает социальный отбор, что проявляется в совершенствовании процесса Т., в передаче трудовых навыков последующим поколениям. Т. становится регулятором отношений человека с природой, процессом, отделяющим человека от природы и связывающим его с ней. Усложняющиеся в процессе Т. формы общения, речь и мышление приводят к появлению нового типа организации жизни - к обществу. Язык не просто фиксирует (для запоминания) определенные смыслы предметов, он активно участвует в процессе порождения этих смыслов. Таким образом возникает новая, надбиологическая, протосоциальная целостность. Т. связывает участников совместной деятельности в общность, опосредует их общение. Дальнейшее развитие человека представлено развитием общественных отношений и культурных форм их сохранения и развития. В процессе создания форм культуры, культурных способов саморегуляции общественной жизни человек и себя создает как ее субъекта и творца, т. е. как общественного человека. В Т. и посредством Т. удовлетворяются все потребности человека. Т. становится основным способом самоутверждения человека в мире. Производство, таким образом, есть основополагающий, сущностный признак человека и общества. В Т. совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности. Таким образом, в Т. создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект Т. - человек. В этом плане с полным основанием можно сказать: «Труд создал человека». Животное лишь пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего присутствия. Человек заставляет природу служить своим целям и тем самым господствует над ней. В развитии форм Т. от примитивных, навязанных внешней необходимостью, до свободнотворческих нашел свое отражение процесс прогрессивного развития человечества. Хотя «трудовая» гипотеза объясняет многие аспекты антропосоциогенеза, современными учеными, в том числе и отечественными, она признается недостаточной. Одним из существенных аргументов является то, что генетика отрицает наследование приобретенных признаков. Эта ситуация стимулирует ученых к поиску новых версий возникновения человека.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Социологические функции труда:

Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение позволяет выявить наиболее эффективные пути управления организации.

Основные категории науки о труде

Первый признак содержания труда — сложность . Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда , что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:
  • выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
  • концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
  • последовательность в принятии решений и действий;
  • точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
  • быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
  • ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность . Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Современная наука о труде

Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

  1. традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.
  2. Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
  3. Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.
  4. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.
  5. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.
  6. Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
  7. Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.
  8. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.
  9. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.
  10. Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
  11. Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.
  12. Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Основы современной экономики труда

Экономика труда — изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.

Объектом изучения экономики труда является труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предмет экономики труда — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера.

Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.

Главная задача экономики труда — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека — совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Рациональная организация рабочего места

Рациональная организация (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный , уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.

Удобная рабочая поза

Удобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе — это прямая осанка.

На формирование рабочей позы в положении “сидя” влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе “сидя” обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха — это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления . Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут . Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным . Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха — производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.



Поделиться