Какими полезными ископаемыми богат кузбасс. Подземные ископаемые кемеровской области

Пробуждение Азии. Начало XX века ознаменовалось ростом массового национального освободительного движе­ния в странах Азии. Тому было несколько причин.

Первая причина - антиколониализм, широко распрос­транившийся в начале XX века по всему Востоку в ответ на жестокость и притеснения колонизаторов и объединив­ший самые разнородные в социальном отношении группы населения. Второй причиной был небывалый подъем на­ционального самосознания, объединивший разные органи­зации и потоки освободительной борьбы: стихийные выс­тупления крестьян и ремесленников, забастовки рабочих, тайные общества и секты, профессиональные объединения городских и сельских предпринимателей.

В качестве третьей причины можно назвать влияние по­литических ценностей метрополий. Нормы и традиции пар­ламентской демократии европейских стран активно воспри­нимались интеллигенцией, предпринимателями, служащи­ми и студентами стран Востока. Даже самых умеренных из них не могло не возмущать явное противоречие между ли­беральными идеями Запада и реальной политической прак­тикой метрополий в колониях. Отсюда вытекало и требова­ние осуществления колониальными властями принципов и законов метрополий, то есть распространения на жителей Востока прав граждан Англии, Франции, Голландии и дру­гих европейских стран. Естественно, колониальные влас­ти отвергали это требование, что только способствовало


росту напряженности и усилению радикального крыла на­ционально-освободительного движения.

Пробуждению Азии содействовали и такие события на­чала века, как русско-японская война 1904-1905 гг. и пер­вая русская революция 1905-1907 гг. Под непосредствен­ным влиянием последней происходили революционный подъем 1905-1908 гг. в Иране, Младотурецкая революция 1908-1909 гг. в Османской империи, Синьхайская револю­ция 1911-1913 гг. в Китае. Эта волна освободительных движений на Востоке носила в основном антиколониаль­ный и антимонархический характер. Но ввиду слабости национального предпринимательства* интеллигенции со­временного типа, тем более - рабочего класса, почти ниг­де эти революции не смогли разрушить оковы колониаль­ной зависимости, освободить общество от груза патриар­хальных докапиталистических отношений/Тем не менее, всюду, где эти революции произошли, был сделан значи­тельный шаг на пути к национальному освобождению.

Последствия первой мировой войны также способствова­ли активизации освободительной борьбы в странах Азии. Ввод войск немецкого блока, а затем Антанты на террито­рию Османской империи и Средней Азии предельно рево­люционизировал обстановку в этих регионах, вызвав к жизни радикальные повстанческие движения. Достаточно упомянуть освободительные восстания в Ираке, Сирии и Палестине и некоторые другие политические движения 1918-1922 гг. Среди них стоит выделить национальную борьбу турецкого народа в 1919-1923 гг. под руковод­ством Мустафы Кемаля Ататюрка и египетскую револю­цию 1918-1919 гг. как важные этапы становления нацио­нальных государств в Турции и Египте.

В других странах Востока последствия войны ощущались в основном в социальной сфере, прежде всего, через участие в военных действиях местных уроженцев, мобилизованных в колониальные войска (в Сенегале, Индии, Алжире, Туни­се, странах Индокитая), и усиление колониальной эксплуа­тации в условиях тягот военного времени (там же, а так­же в ряде стран Африки). В ряде стран дополнительным фактором воздействия явилось участие трудовых мигран­тов из колоний в работах на военные нужды метрополий.


В период между первой и второй мировыми войнами практически весь колониальный мир был охвачен анти­империалистическими восстаниями (в Египте в 1919 г., в Ливии в 1917-1932 гг., в Марокко в 1921-1926 гг., в Ираке в 1920 г., в Сирии в 1925-1927 гг.). Революция 1925-1927 гг. в Китае открыла новые перспективы перед этой страной, сильно осложнившиеся после оккупации Японией в 1931 г. Маньчжурией и тем более после начала в 1937 г. открытой войны Японии против Китая.

Кемалистская революция в Турции. Участие Турции в первой мировой войне на стороне германского блока при­вело Османскую империю к гибели, а турецкий народ по­ставили на грань национальной катастрофы. Капитуля­ция султанского правительства перед державами Антанты создавала возможность раздела страны государствами-по­бедителями. И вскоре такая опасная перспектива начала реализовываться. По условиям нового мирного договора, подписанного султаном, Турция по существу делилась меж­ду Англией, Францией, Италией и Грецией и прекращала свое существование как самостоятельное государство.

Условия договора вызвали волну возмущения в турец­ком обществе, - началась освободительная борьба турец­кого народа против Антанты, которую возглавил генерал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Заручившись поддержкой Совет-ской России, турецкая армия смогла нанести реша­ющее поражение противнику и заставить его покинуть тер­риторию Турции.

Победа в войне укрепила позиции Ататюрка и его сто­ронников, выступавших за ускоренное самостоятельное раз­витие страны. Турецкий парламент принимает закон об упразднении султаната, Турция была провозглашена рес­публикой. Упрочению власти кемалистов способствовало и решение о ликвидации халифата. Этими актами завер­шился процесс слома старой политической системы и со­здания национального государства, получившей название кемалист-ской революции.


дорожный транспорт, а в дальнейшем и в остальные от­расли хозяйства. Наряду с этим всемерно поощрялась и частная инициатива. Этатизм - форма государственного капитализма - способствовал ограничению сферы деятель­ности иностранного капитала, вел к укреплению позиций турецкой национальной буржуазии. В годы мирового эко­номического кризиса правительство окончательно берет инициативу в свои руки, перейдя к активному строитель­ству предприятий за счет бюджета или под контролем го­сударства. Данные меры способствовали экономическому подъему страны.

Ряд преобразований был направлен на отделение церкви от государства: упразднено министерство по делам рели­гий, духовенство лишено принадлежащих ему богатств. Из ведения духовенства изымалось судопроизводство. Вслед за этими реформами вводилось новое административное деле­ние на губернии, непосредственно подчиненные центру.

Реформы государственного строя легли в основу первой республиканской конституции, принятой в 1924г., и офор­мившей господство национальной буржуазии и связанных с ней групп помещиков. Конституция не носила демократи­ческого характера: основная масса населения наделялась формальными правами, которые не были обеспечены реаль­ными условиями их осуществления. Кроме того, Конститу­ция объявляла всех граждан турками, тем самым законода­тельно отрицалось существование в Турции национальных меньшинств и санкционировалась их ассимиляция.

С середины 20-х годов в стране фактически устанавлива­ется однопартийный режим НРП (Народной республикан­ской партии). Происходит сращивание партийного руко­водства с государственным, что благоприятствовало укоре­нению авторитарных методов осуществления политической власти.

Все же необходимо признать, что кемалистские преоб­разования принесли ряд положительных результатов: уп­рочилось политическое и экономическое положение госу­дарства, возрос авторитет Турции в соседних странах. В этот период были заложены основы для будущего эконо­мического процветания страны. ,

Китайская революция и японо-китайская война. По­ражение Синьхайской революции и итоги первой мировой


войны способствовали захвату власти в Китае нескольки­ми военно-политическими группировками. Милитаристс­кие режимы были одним из проявлений регионализма в китайском обществе первой четверти XX века, являясь продуктом экономической обособленности и культурного своеобразия отдельных регионов Китая. Внутриполитичес­кий курс этих режимов был двойственным: пытаясь зару­читься поддержкой провинциальных элит, они поддержи­вали идею создания федеративного государства и принятия конституций отдельных областей, одновременно выступая под лозунгом политического единства Китая. Весьма нео­днозначна была и экономическая политика милитаристов, добывавших средства на содержание армии всеми возмож­ными способами - от откровенного грабежа до поощрения торговли и капиталистического предпринимательства.

Годы милитаристских войн были временем быстрого эко­номического развития Китая. Значительно возросло ко­личество национальных предприятий и банков. Стреми­тельно росли промышленные города в прибрежной зоне. В стране складывались условия для второго этапа нацио­нальной революции, призванного окончательно устранить препятствия для модернизации китайского общества. В 1921 г. образуется революционное правительство, в 1924 г, формируется единый фронт национальной партии Гоминь­дан и коммунистической партии (КПК), приступивших к созданию революционной армии.

Заручившись широкой поддержкой по всей стране, войс­ка Национального правительства начали военные действия против милитаристов, захватив весь Северный Китай. Рези­денцией правительства стал город Нанкин. С победой рево­люции союз Гоминьдана и коммунистов распался. После­дние установили свой контроль в ряде глубинных сельских районов, тем временем гоминьдановскому правительству удалось подчинить себе весь внутренний Китай. Выход из кризиса лидеры Гоминьдана (как и лидеры КПК) пыта­лись найти не в парламентском правлении, а в установле­нии диктатуры своей партии.

Период 1927-1937 гг. принято называть «нанкинским десятилетием». Этот период ознаменовался устойчивым ро­стом промышленного производства. Значительную роль в


экономике играл государственный сектор. Рабочее законо­дательство устанавливало продолжительность рабочего дня и минимальный уровень заработной платы, предоставля­ло рабочим крупных предприятий право создавать проф­союзы. В деревне гоминьдановское правительство пыта­лось осуществить «аграрную перестройку», которая све­лась к созданию кредитных и потребительских кооперати-. вов и технической модернизации сельского хозяйства. Во внешней политике нанкинское руководство добивалось поддержки западных держав, одновременно стремясь по­кончить с приниженным положением Китая.

Несмотря на успехи в деле объединения и развития Ки­тая, глава Гоминьдана Чан Кайши не смог создать стабиль­ный политический режим. Верхушка партии была раско­лота на несколько соперничавших фракций. Большим уда­ром для центрального правительства стала потеря Маньч­журии, оккупированной в 1931г. японскими войсками. В 1937 году Япония начала открытую агрессию против Ки­тая и за полтора года захватила почти все восточные и северные районы страны, а также важнейшие порты на южном побережье. В этих условиях гоминьдановскому пра­вительству удалось договориться с коммунистами, создав единый антияпонский фронт. После капитуляции Японии в 1945г. инициатива перешла к коммунистам, овладевшим всем континентальным Китаем. В 1949 году была образо­вана Китайская народная республика (КНР). Китайская республика продолжала существовать на острове Тайвань.

Национальный конгресс и борьба за независимость Индии. Движение за политическую независимость Индии прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап охватывает период до начала 20-х годов XX столетия, когда социальная база национального движения была ог­раничена средними слоями городского населения крупных промышленных центров и части торгово-промышленной буржуазии, а основной формой движения была умеренно-конституционная деятельность. Главенствующую роль в ос­вободительном движении играет Национальный конгресс - орган индийского самоуправления, созданный с благосло­вения англичан еще в конце XIX века. Первоначально в его состав входили ассоциации предпринимательства и ин­теллектуальной элиты индийского колониального обще-


ства. С начала 20-х годов ситуация меняется. Лидером, сумевшим превратить Конгресс в массовую партию, стал М.К. Ганди.

Основной политической целью, которую доставил пе­ред Индией Ганди, стало постепенной и поэтапное продви­жение к независимости, а главной политической задачей для достижения этой цели - объединение всех социально-классовых групп и партийно-политических сил под руко­водством -Национального конгресса.

Основной метод политической борьбы был определен как мирный, конституционный, основанный на философс­ком принципе непричинения зла всему живому, характер­ном для религий Индостана. В соответствии с этой уста­новкой Конгресс во главе с М. Ганди проводит массовые общеиндийские кампании гражданского «несотрудниче­ства». Первый этап акции предполагал такие формы ко­лониального бойкота, как отказ от почетных должностей и званий, бойкот английских судов, товаров, учебных за­ведений, бойкот выборов в законодательное собрание, вто­рой - уклонение от уплаты государственных налогов.

Наряду с проведением массовых акций гражданского несотрудничества Конгресс принял так называемую «кон­структивную программу», состоящую из трех пунктов: все­мерного развития ручного ткачества и прядения, борьбы за налаживание отношений между индусской и мусульманс­кой общинами, ликвидации института «неприкасаемости». Данная программа позволила привлечь к национально-ос­вободительной борьбе те группы населения, которые ранее не участвовали в политике: ремесленников, кустарей, крес­тьян, фабрично-заводских рабочих, мелких торговцев и т. п. К середине 30-х годов ИНК, впитав в себя настроения самых различных слоев индийского общества, фактически становится политической партией, являющейся выразите­лем общенациональных интересов. Конгресс получает час­тичный доступ к исполнительной власти, узаконенной кон­ституцией 1935 года, и вступает в последнюю фазу борьбы, завершившуюся в 1947 году предоставлением стране стату­са доминиона в рамках Британского содружества наций.

Колониальный период, таким образом, стал периодом становления институтов буржуазной демократии в Индии,


заложил основы современной государственности и полити­ческой жизни, предопределил особенности функциониро­вания политической системы в период независимости.

Национально-освободительная борьба народов Азии и Африки (стр. 406-475)

1. Народная революция в Монголии (стр. 408-415)

2. Антиимпериалистическая и антифеодальная борьба китайского народа (стр. 415-427)

3. Народное восстание в Корее (стр. 427-432)

4. Борьба индийского народа против английского колониального господства (стр. 432-443)

5. Подъем национально-освободительного движения в Индонезии (стр. 444-448)

6. Национально-освободительная борьба народов Ближнего и Среднего Востока (стр. 448-467)

7. Антиимпериалистическая борьба народов Магриба (стр. 468-472)

8. Колониальная Тропическая Африка (стр. 472-475)

* * *

6. Национально-освободительная борьба народов Ближнего и Среднего Востока (А. Ф. Миллер) (стр. 448-467)

После Великой Октябрьской социалистической революции и окончания мировой войны Турция, Иран, Афганистан, страны Арабского Востока - вся обширная территория от Босфора до границ Индии и от Черного моря до верховьев Нила превратилась в арену бурных антиимпериалистических войн и восстаний. Они были неоднородны по своим движущим силам, характеру руководства и результатам. Возглавленная национальной буржуазией, а кое-где и феодалами антиимпериалистическая борьба на Ближнем и Среднем Востоке в одних случаях потерпела тогда поражение, а в других, как это произошло, например, в Турции, Иране и Афганистане, завершилась завоеванием политической независимости.

Несмотря на буржуазно-националистическое или даже феодально-монархическое руководство, эта борьба явилась составной частью мирового революционного движения. Немалую роль она сыграла и в международной политике, ослабив империалистические державы и углубив противоречия между ними. Провал империалистической интервенции в Турции пробил первую брешь в Версальской системе.[стр. 448]

Буржуазно-национальная революция в Турции. Национально-освободительное движение в Иране. Освободительная война Афганистана против английского империализма. Антиимпериалистическая борьба в Египте.

Вторая половина XIX–нач. XX в. принесла резкие изменения в исторические судьбы стран Азии и Африки. Развитие Китая, Индии, Японии и других азиатских обществ ознаменовалось важными сдвигами в социально-экономической и политической жизни, в конечном счете повлекшими за собой формационный и цивилизационный надлом. Важнейшим фактором исторического развития афро-азиатских стран становится национально-освободительное движение. В нач. XX в. Восток потрясли первые буржуазные революции.

Китай.

Первое десятилетие XX в. ознаменовалось быстрым ростом антиманчжурских и национально-освободительных настроений. Летом 1905 г. под руководством Сунь Ятсена произошло объединение различных китайских буржуазно-демократических и буржуазно-помещичьих организаций, ставивших своей целью свержение цинской монархии и установление республики. В Токио был создан Китайский революционный объединенный союз. В основу программы Объединенного союза были положены сформулированные Сунь Ятсеном в ноябре 1905 г. «три народных принципа»–национализм, народовластие in народное благосостояние. Принцип национализма означал свержение маньчжурской династии, народовластие – ликвидацию монархического строя и уче-реждение республики, а принцип народного благосостоянии отражал требование проведения постепенной национализации земли.

1906–1911 гг. отмечены ростом антиправительственных вооруженных выступлений в различных провинциях Южного, Центрального и Восточного Китая. Наиболее крупными были восстания шахтеров в Пинсяне в 1906 г. и в 1911 г. в Гуанчжоу. Движение всеобщего недовольства охватило и армию. В январе 1910 г. произошло восстание гарнизона в Гуанчжоу.

Синьхайская революция (учанское восстание и отречение Цинской династии произошли в год синьхай по китайскому лунному календарю-–30 января 1911 г. – 17 февраля 1912 .г) началась с восстания солдат 10 октября 1910 г. в Учане. В городе было создано военное правительство, провозгласившее свержение цинской монархии и установление республики. В течение октября-ноября 1911 г. о низложенной власти маньчжур объявили 14 провинций Цинской империи. К концу 1911 г. лишь три из восемнадцати провинций официально признавали власть Цинского правительства. Потерпев неудачу с подавлением революционного движения, Цины передали реальную власть генералу Юань Шикаю. Он получил пост главнокомандующего пинскими вооруженными силами и затем пост премьер-министра. Юань Шикай начал секретные переговоры с отдельными группировками республиканского юга.



29 декабря 1911 г. в Нанкине депутаты независимых провинций избрали Сунь Ятсена временным президентом Китайской республики. За короткий срок было сформировано временное правительство и принята буржуазно-демократическая конституция.

В ходе противостояния между Севером и Югом Сунь Ятсен был вынужден отказаться от поста временного президента в пользу Юань Шикая, в обмен на отречение цинской династии. 12 февраля 1912 г. последний император Пу И отрекся от престола.

В июле-сентябре 1913 г. Юань Шикай подавил вооруженные выступления против него в центральных и южных провинциях. Эти события вошли в историю Китая под названием «второй революции». В стране была установлена военная диктатура Юань Шикая. Сунь Ятсен и другие деятели радикального крыла китайской буржуазии были вынуждены эмигрировать за границу.

В ходе революции была свергнута Цинская династия и впервые в Азии установлена республика. Была ликвидирована власть маньчжурской аристократии.

Индия.

В начале XX в. в социально-экономической и политической жизни Индии усилились тенденции, наметившиеся во второй пол. XIX в. Развитие капитализма не привело к существенному изменению общей структуры экономики страны. По-прежнему Индия оставалась отсталой аграрной страной. Тем не менее процесс втягивания Индии в систему мирового капиталистического хозяйства приводил к дальнейшему усилению новых экономических явлений. Развернулась эксплуатация Индии как аграрно-сырьевого придатка метрополии. Английские капиталы направлялись на строительство и эксплуатацию железнодорожных линий и средств связи, ирригацию, плантационное хозяйство, горнодобывающую, текстильную и пищевую отрасли промышленности. Английские капиталовложения в Индии в 1896–1910 гг. возросли с 4–5 до 6–7 млрд. рупий. Получило развитие национальное капиталистическое предпринимательство. Большинство» предприятий, принадлежавших индийскому капиталу, были мелкими и средними. Были сделаны попытки создать тяжелую промышленность в Индии. В 1911 г. был выстроен металлургический завод, в 1915 г. была пущена гидроэлектростанция.

Этот период связан с ростом национального самосознания в самых различных классах и социальных группах индийского общества. Политика колониальных властей способствовала росту недовольства и развертыванию национально-освободительного движения в Индии. В 1883–1884 гг. были сделаны первые попытки создания общеиндийской организации. В 1885 г. в Бомбее состоялся первый съезд Индийского Национального конгресса – первой общеиндийской политической организации. Возникновение левого радикального крыла индийского национально-освободительного движения связано с именем выдающегося демократа Бал Гангадхар Тилака (1856–1920).

Раздел Бенгалии в 1905 г. привел к началу массового общеиндийского национального движения. Движение «свадеши» (бойкот иностранных товаров и поощрение отечественного производства) осенью 1905 г. вышло за пределы Бенгалии. Появились лавки по продаже индийских товаров и промышленные предприятия, бойкотировались магазины, торговавшие иностранными товарами. Массовые митинги и демонстрации дополнялись стачечной борьбой индийских рабочих. Стачечное движение лета-осени 1906 г, отличалось от предыдущих лет тем, что наряду с экономическими требования ми рабочие стали выдвигать некоторые политические лозунги.

Осенью 1906 г. на сессии Национального конгресса было сформулировано требование «свараджа» – самоуправления в рамках Британской империи. С 1907 г. движение «свадеши» стало перерастать в движение за осуществление «свараджа» (самоуправления). Наибольшего размаха массовые выступления весной 1907 г. достигли в Пенджабе.

По мере нарастания национально-освободительной борьбы усугублялись разногласия между умеренными и радикальными (крайние) течениями. Умеренные требовали проведения протекционистской политики, ограничения иностранного капитала, расширение самоуправления и т. д. Крайние выступали за полную независимость Индии на основе федеративной республики. Итогом этих расхождений стал раскол Конгресса в 1907 г.

Английские колониальные власти начали подавление национально-патриотических сил. В 1907 г. был издан закон о бунтовщических сборищах, по которому разгонялись митинги и демонстрации, а в 1908 г. закон о газетах, на основании которого любой орган печати можно было закрыть. В июле 1908 г. последовал арест и судебный процесс над Тилаком. Он был осужден к крупному штрафу и шести годам тюремного заключения. В знак протеста 23 июля 1908 г. началась всеобщая политическая стачка в Бомбее. Она окончилась по истечении шестидневного срока.

Подъем национального движения в 1905–1908 гг. знаменовал наступление периода массовой борьбы за независимость.

Национально-освободительное движение представляет собой совокупность всех форм борьбы народов против колониализма и неоколониализма - стихийных, организованных, мирных, вооруженных, массовых, локальных и имеет целью освобождение от иностранного господства, ликвидацию национального гнета, создание и укрепление суверенных государств. Национально-освободительное движение народов стран Азии и Африки возникло как сопротивление порабощаемых народов против колониальных захватов и территориального раздела мира (о Латинской Америке см. Войны за независимость в Латинской Америке (1789-1826)).

Проникновение европейцев в Азию и Африку началось в период Великих географических открытий . На первых порах оно ограничивалось основанием опорных пунктов и факторий на побережье. Затем последовало освоение глубинных районов континентов и создание целых колониальных империй, население которых, оказавшись жертвой прямых военных захватов, подверглось экономической, политической и духовной колонизации.

На разных этапах европейской колонизации коренные жители афро-азиатских стран оказывали ей упорное сопротивление, порой принимавшее форму длительных кровопролитных антиколониальных войн. Таковыми были, например, антиголландское восстание под руководством Дипонегоро на индонезийском острове Ява (1825-1830), бабидские восстания в Иране (1848-1852) и крестьянское тайпинское движение в Китае (1850-1864), соединившие в себе выступления бедноты против феодального гнета с борьбой против иноземных захватчиков, сопротивление французской колонизации в Алжире под руководством Абд аль-Кадира (1832-1847) и в Западной Африке, возглавляемое Самори (1870-1898), антибританские выступления - индийское народное восстание 1857-1859 гг., движения Ораби-паши в Египте (1881-1882) и аль-Махди в Судане (см. Восстание махдистов в Судане (1881-1898)) и др.

На начальных этапах антиколониальную борьбу, зачастую носившую стихийный, неорганизованный характер, преимущественно возглавляли представители феодальной традиционной знати, вожди племен, религиозные деятели и т. д. Освободительное движение в различных государствах и регионах имело свою специфику, определявшуюся конкретными историческими условиями каждой отдельно взятой страны, уровнем ее социально-экономического развития, этническими и национальными особенностями, а также формами и методами колониального управления.

Во 2-й половине 19 в. национально-освободительное движение претерпело существенные качественные изменения и стало принимать более организованные формы. Появились первые общественно-политические организации и общества культурно-просветительского и религиозно-реформаторского характера, активно включавшиеся в политическую жизнь. Начался процесс формирования идеологии освободительного движения. Носителями и пропагандистами идей национализма стали представители зарождавшейся интеллигенции, мелкобуржуазных слоев.

Как в азиатских, так и в африканских странах на определенных этапах борьбы достаточно мощным мобилизующим фактором оказалась религия , способствовавшая сплочению и организации широких масс. Антиколониальное сопротивление нередко разворачивалось под религиозными знаменами (восстание аль-Махди в Судане, движение сенуситов в Ливии и ваххабитов на Аравийском полуострове, различного рода панисламистские движения, охватившие практически весь мусульманский мир, кимбангизм в Бельгийском Конго).

Большое влияние на развитие революционного процесса в Азии и Африке оказали события в Европе, и прежде всего в России. Под непосредственным воздействием революции 1905-1907 гг. и Октябрьской революции по многим странам Востока прокатилась мощная волна антиколониальных восстаний и войн. Ареной бурных выступлений народных масс, требовавших ликвидации империалистического гнета, стали Китай и Корея, Индонезия и Индия, Иран и Афганистан, Египет и Марокко, Сирия и Турция, Нигерия, Сьерра-Леоне и Гамбия, Кения и Камерун и др.

Важнейшим показателем организационного и идеологического укрепления сил национального освобождения в этот период стало появление первых политических партий, представлявших собой широкие антиколониальные фронты, объединявшие разнородные по социально-классовому положению силы. Их программы отражали общенациональные интересы и устремления. Ярким примером тому может служить деятельность партии Индийский национальный конгресс (ИНК), основанной представителями молодой индийской буржуазии и помещичьих кругов в 1885 г. Она возглавила антибританское сопротивление, руководствуясь теорией М. К. Ганди о ненасильственных методах борьбы, которые включали в себя проведение кампаний гражданского неповиновения, митингов, демонстраций, харталов (прекращение всякой деловой активности), голодовок, бойкотирование колониальных учреждений, судов, учебных заведений и т. д.

В азиатских и североафриканских странах, а также в Южной Африке в силу более высокого уровня социально-экономического и политического развития этот процесс начался раньше и протекал более активно, нежели в странах Тропической Африки. Здесь новой политической силой, сыгравшей важную роль в распространении антиколониальной идеологии, стали коммунистические партии.

В 1917-1945 гг., т. е. на этапе кризиса колониальной системы, борьба порабощенных народов существенно поколебала основы господства империализма в афроазиатском мире. Но тогда лишь немногие страны сумели добиться национальной независимости: Северный Йемен - 1918 г., Афганистан - 1919 г., Египет - 1922 г., Ирак - 1930 г., Сирия - 1941 г., Ливан - 1943 г. Однако независимость в подавляющем большинстве случаев носила формальный характер.

Начавшийся после второй мировой войны в результате разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии подъем демократического движения во всем мире вызвал активизацию национально-освободительной борьбы, которая в итоге привела к полному и окончательному распаду колониальной системы.

Во 2-й половине 40-х гг. многие азиатские страны добились независимости, например: Вьетнам, Индонезия, Корея - 1945 г., Филиппины - 1946 г., Индия - 1947 г., Мьянма (тогда Бирма), Шри-Ланка (тогда Цейлон) - 1948 г. Ряд стран (страны Аравийского полуострова, Бруней, Сингапур, Малайзия, Камбоджа, Лаос, Кипр и др.) продолжили борьбу и освободились от колониальной зависимости в 50-е - начале 70-х гг.

В Африке в 50-е гг. добились независимости: Ливия - 1951 г., Египет - 1952 г., Тунис, Марокко, Судан - 1956 г. Образовались первые независимые государства в Тропической Африке: Гана - 1957 г., Гвинея - 1958 г. 1960-й год вошел в историю как Год Африки, политическую самостоятельность в этом году обрели 17 африканских государств.

14 октября 1960 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, что явилось крупной внешнеполитической акцией, направленной на политическую и международно-правовую поддержку освободительных движений.

В некоторых странах (Кении, Мадагаскаре, Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау и др.) национальное освобождение явилось результатом длительной вооруженной борьбы. Особой остротой и упорством она отличалась в Алжире. На завершающей стадии деколонизации Африканского континента в 1980 г. Южная Родезия стала суверенной Республикой Зимбабве, в 1990 г. была провозглашена независимость Намибии.

В ходе борьбы за независимость выделилась целая плеяда ярких и талантливых организаторов и теоретиков национально-освободительного движения, многие из которых встали впоследствии во главе суверенных государств Азии и Африки. Среди них - Г. А. Насер, Х. Бумедьен, К. Нкрума, Сукарно, Дж. Неру, Хо Ши Мин, П. Лумумба, Дж. Ньерере, А. Нето и другие.

С крушением колониальной системы освободительная борьба афро-азиатских народов не прекратилась, а вступила в качественно новую фазу, характеризуемую размежеванием классовых и политических сил, некогда выступавших единым фронтом, осознанием ими своих социальных интересов. Главной становится борьба за выбор пути дальнейшего развития, причем эта борьба принимает различную степень остроты и осуществляется в разнообразных формах в зависимости от конкретных условий той или иной страны, расстановки сил, уровня политической организации масс, влияния внешних факторов.

Освободившиеся страны, несмотря на значительные успехи, достигнутые в годы самостоятельного развития, столкнулись с рядом серьезных трудностей и проблем, таких, как отсталость и зависимость (в большинстве стран сохраняется многоукладная экономика, отсталая в целом экономическая структура, господство ручного труда и низкая его производительность), неравноправное положение в системе мирового капиталистического хозяйства, все более глубокое внедрение в их экономику транснациональных корпораций, политическая нестабильность режимов, необходимость противостояния политике неоколониализма, высокий уровень неграмотности населения, общая культурная отсталость, нехватка продуктов питания и т. д.

Особую актуальность для независимых государств представляет процесс завоевания подлинной экономической самостоятельности. Освободившиеся государства, заинтересованные в коренной перестройке международных экономических отношений на справедливой и демократической основе, включились в борьбу за установление нового международного экономического порядка (НМЭП). По их инициативе и при значительной поддержке ряда стран концепция НМЭП и его комплексная программа были одобрены в 1974 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.



Поделиться