Минимальная скорость полета су 30. Авиация россии

Многофункциональные истребители семейства Су-30 — несомненные лидеры среди современных российских боевых самолетов, как по количеству выпущенных машин, так и по многообразию модификаций. Кроме того, «Сушки» достигли поистине выдающегося успеха на мировом рынке — самолеты закуплены девятью странами, включая Индию, от которой поступили крупнейшие заказы. В том, как развивалось семейство Су-30 и какие машины стоят на вооружении в самой России, разобрался Александр Ермаков.

Несмотря на то, что все крупносерийные модификации Су-30 созданы уже в России, родился самолет еще во времена СССР. В 1988 году начались работы над двухместным перехватчиком на базе учебно-боевого Су-27УБ, и 4 октября доработанный самолет (борт 10ПУ-5) совершил свой первый полет. Машина, оснащенная системой дозаправки в воздухе, усовершенствованными системами навигации и управления вооружением, предназначалась для длительного патрулирования в целях обеспечения ПВО. За исключением перечисленного, эта модификация, не имевшая своего буквенного индекса, не отличалась от обычных «спарок». Первый серийный Су-30 взлетел 14 апреля 1992 года.

Массовому производству помешал распад СССР — таких машин было выпущено всего девять, из них для нужд авиации ПВО министерство обороны выкупило только пять.

Остальные использовались на заводе и ОКБ Сухого как самолеты-демонстраторы, участвовали в международных авиасалонах, потом дорабатывались как прототипы для будущих модификаций.

Причиной прекращения выпуска «оригинальных» Су-30 стала и явно неполная реализация заложенного в самолете потенциала. В первую очередь в области расширения возможностей поражения наземных целей: самолет с двумя членами экипажа, с большими боевой нагрузкой и дальностью полета мог превратиться в первоклассную ударную машину.

Однако базовые Су-27УБ и первые Су-30 были способны применять только неуправляемое оружие «воздух-земля» , что в 90-е было уже совершенно неудовлетворительно.

Главное, с таким самолетом в то время зарубежных покупателей было не найти. В 1992 году начались работы над Су-30 МК («Модернизированный Коммерческий»). В 1996 был достигнут первый успех — с Индией подписали контракт на поставку 40 Су-30 МКИ (И — «Индийский»). Су-30 МКИ уже значительно отличались от «спарок»: на них появилось переднее горизонтальное оперение (ПГО), по опыту палубного Су-33 ; самолеты оснащались значительно усовершенствованным БРЭО (в том числе и возможностью интеграции зарубежных систем) и двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ).

В итоге получилась машина с уникальной маневренностью и способностью поражать наземные цели высокоточным оружием — образцовый представитель современного класса многофункциональных истребителей.

Первый полет прототип Су-30 МКИ совершил 1 июля 1997 года. Поскольку создание самолета заняло несколько лет, первые 18 машин Индия закупила в версии Су-30К — «оригинальных» Су-30 начала 90-х, оснащенных системой GPS-навигации. В дальнейшем эти самолеты были заменены на Су-30 МКИ, прошли модернизацию в Белоруссии и в 2013 году были проданы в Анголу. Поставки «настоящих» Су-30 МКИ в Индию начались в 2002-м. С тех пор индусы многократно заказывали дополнительные партии и освоили лицензионное производство. Су-30 МКИ является основой индийских ВВС. На данный момент общий объем заказов составляет 272 самолета!

В конце 90-х произошло разделение рождающегося семейства Су-30 на две ветви. Первые Су-30 и Су-30 МКИ выпускались на Иркутском авиапромышленном объединении (ИАПО). Однако второй крупнейший авиазавод страны, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО), также производил «Сухие» — на тот момент большей частью для Китая. Когда КНР запросила ударную модификацию Су-27 , было решено разработать ее на основе Су-30К и запустить в производство на КнААПО. Работы над Су-30 МКК (К — «Китайский») начались в 1998 году. В основном доработки по сравнению с «обычными» Су-27 касались БРЭО, самолет не оснащался ПГО или двигателями с УВТ. Визуально отличить Су-30 МКК от Су-27УБ проще всего по чуть более высоким килям с горизонтальной, а не скошенной к корме верхней кромкой. Первый Су-30 МКК совершил полет 20 мая 1999 года. Работы велись с большой скоростью и первые самолеты передали заказчику уже в конце 2000 года. На основе Су-30 МКК, тоже первоначально для Китая, в 2002 году создали модификацию с еще более продвинутым БРЭО — Су-30 МК2. Китай закупил в общей сложности 76 Су-30 МКК и 24 Су-30 МК2.

Индийский и китайский контракты стали отправной точкой для двух ветвей развития, но ими дело не ограничилось.

«Иркутские» машины закупил Алжир (44 Су-30 МКИ (А)) и Малайзия (18 Су-30 МКМ). «Комсомольские» — Венесуэла (24 Су-30 МК2V), Вьетнам (60 Су-30 МК2В), Индонезия (2 Су-30 МК и 9 Су-30 МК2), Уганда (6 Су-30 МК2). Таким образом, общий объем зарубежных заказов самолетов семейства Су-30 превышает пятьсот самолетов и это всего за полтора десятилетия!

Су-30МКК. Фото: Сергей Чайковский/russianplanes.net

Однако венцом развития обоих семейств являются самолеты для ВВС России.

После долгих лет «на безрыбье» отечественные ВВС начали обновлять свой парк и, естественно, выбор пал на «мастера на все руки», способного бороться за господство в воздухе, эффективно поражать наземные цели и даже служить учебной машиной.

Важно, что самолет был полностью готов, отработан в производстве и лишен детских болезней (причем за деньги иностранцев).

В качестве основного многофункционального истребителя был выбран более продвинутый «иркутский» вариант под индексом Су-30 СМ («Серийный модернизированный»). Производство Су-30 СМ для ВВС России ведется с 2012 года, закуплены первые машины и для возрождающейся морской авиации, общий объем уже заключенных контрактов составляет 72 машины, и продолжение, без сомнения, последует. «Комсомольский» вариант также нашел свое место в отечественных ВВС — самолет под индексом Су-30 М2 закупается для замены выработавших ресурс спарок Су-27УБ. В общей сложности заказано 20 Су-30 М2, первые были переданы в 2010 году.

Конструктивно самолеты семейства Су-30 представляют собой развитие Су-27УБ с различной долей отличий от оригинала в плане конструкции (максимальная — у машин семейства Су-30 МКИ/СМ с ПГО и двигателями АЛ-31ФП с УВТ) и значительно усовершенствованным БРЭО. Самолеты оснащены модернизированной БРЛС — на части модификаций с фазированной антенной решеткой (ФАР), в планах — оснащение БРЛС с активной ФАР, предусмотрена возможность подвески прицельно-навигационных контейнеров.

В совокупности это не только значительно повышает возможности по ведению воздушного боя, но и позволяет применять практически всю отечественную номенклатуру управляемых средств поражения класса «воздух-земля» — от корректируемых авиабомб различных калибров до сверхзвуковых противокорабельных и противорадиолокационных ракет семейства Х-31 .

Масса боевой нагрузки — 8 тонн. Встроенное вооружение традиционно для современных отечественных истребителей — 30 мм одноствольная пушка ГШ-301 .

Летные характеристики в целом близки к Су-27 , однако самолеты семейства Су-30 МКИ/СМ значительно превосходят их по маневренности, а за счет оснащения системой дозаправки в воздухе все Су-30 потенциально имеют возможность выполнять полеты на в разы большую дальность.

Александр Ермаков

Рассказ о тяжёлом многоцелевом истребителе поколения "4++", предназначенном исключительно для ВКС России, нужно начать с 80-х годов прошлого столетия, когда командование войск ПВО страны пришло к мнению, что необходимо иметь специальную боевую машину, которая могла бы использоваться не только как истребитель-перехватчик большой дальности действия, но и в качестве воздушного командного пункта для управления боевыми действиями группы Су-27.

Необходимость такой машины диктовалась географическим положением и размерами территории СССР, большой протяженностью воздушных границ, многочисленными малоосвоенными районами практически по всему периметру сухопутной границы с достаточно редкой сетью аэродромов. К тому же лётчики частей ПВО, освоившие Су-27, очень хорошо отзывались о двухместном учебно-боевом варианте этого самолёта, поскольку он сохранял все боевые возможности одноместной машины, а наличие на борту второго члена экипажа в условиях длительных полётов во время боевого дежурства в воздухе имело большие психологические преимущества.

Помимо этого, современные на то время бортовые радиолокационные и электронные комплексы имели столь широкие возможности, что одному пилоту в манёвренном воздушном бою практически невозможно было реализовать их в полной мере, а необходимость маневрирования, управления различным вооружением, мгновенного реагирования и принятия решений в сложной быстротечной тактической обстановке, создавали слишком высокие нагрузки на лётчика и не позволяли полностью использовать и его профессиональные возможности, и возможности истребителя.

Таким образом, вставала необходимость наличия второго члена экипажа, в кабине которого были бы продублированы элементы управления самолётом. Тогда первый пилот мог бы вести ближний бой, управлять самолётом и комплексом вооружения, а второй - решать задачи дальнего боя, наблюдать за воздушной обстановкой, выполнять функции воздушного командного пункта - руководить групповыми боевыми действиями. Наличие второго члена экипажа также должно было способствовать улучшению боевых возможностей машины и снизить отрицательные психологические факторы, влияющих на экипаж в длительном полёте.

В СССР не было машины, которая в комплексе могла бы быть использована и для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, и обеспечения боевых действий других родов авиации, и прикрытия наземных войск и объектов, и уничтожения десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.

Работы по созданию двухместной боевой машины, обладающей перечисленными возможностями, начались в ОКБ Сухого в середине 80-х годов. Базовой машиной для разработки нового проекта стал Су-27УБ, имевший двухместную кабину экипажа, большой внутренний запас топлива и десять точек подвески вооружения, а для обеспечения длительного барражирования вдали от аэродромов новый самолёт, получивший обозначение Су-27ПУ (Т-10ПУ), было решено оснастить системой дозаправки топливом в полёте. Отработка дозаправки проводилась в 1987 г. на опытной машине Т-10У-2. Летом 1988 г. на ИАПО (Иркутский авиазавод), выпускавшем серийные Су-27УБ, силами сотрудников Иркутского филиала ОКБ Сухого и местных специалистов, такой системой была оборудована одна из первых серийных учебно-боевых машин - Т-10У-5 (Су-27УБ № 01-02). Она и стала прототипом Су-30, получив новое обозначение Т-10ПУ-5. В следующем году к ней присоединился второй опытный самолёт Т-10ПУ-6, доработанный из Су-27УБ № 02-03 (Т-10У-6).

Оба самолёта были окрашены в стандартный голубой цвет, первая из них имела бортовой номер "05 синий", а вторая - "06 синий". Работы по модернизации шли быстро, и уже осенью того же 88-го года на ИАПО приступили к испытаниям первого из этих прототипов.

Для управления групповыми действиями перехватчиков в состав БРЭО включили специальную аппаратуру связи и наведения, при этом командир группы должен был располагаться в задней кабине самолёта, оснащенной широкоформатным телевизионным индикатором тактической обстановки, на который стекалась бы вся необходимая информация о координатах и характеристиках движения целей и положении в воздухе самолётов группы. Одновременно на Су-27ПУ модернизировали навигационный комплекс и систему дистанционного управления.

По аэродинамической компоновке новый истребитель практически ничем не отличался от своего предшественника Су-27УБ, благодаря чему он унаследовал почти все его лётно-технические характеристики и высокую надёжность в эксплуатации. По результатам лётных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развёртывании их серийного производства на ИАПО под обозначением Су-30. В 1991 г. в Иркутске начался серийный выпуск двухместных самолётов Су-30. Головная машина была поднята в первый полёт летчиками-испытателями Г.Е. Булановым и В.Б. Максименковым 14 апреля 1992 г.

Экономические трудности и распад СССР оказали большое отрицательное воздействие на программу Су-30. Серийное производство велось очень медленно, самолёты выпускались и поступали в части авиации ПВО России совсем в небольшом количестве.

В условиях развала экономики и практически отсутствия закупок самолётов со стороны оборонного ведомства России, ОКБ Сухого обратило своё внимание на возможность экспортных поставок Су-30. Для этих целей был разработан модернизированный коммерческий вариант Су-30МК - двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок зарубежным заказчикам. Первый полёт был выполнен в 1993 году. У истребителя расширилась номенклатура вооружения, была увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка выросла с 4 до 8 т, ресурс планера увеличили с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов.

В апреле 1994 года в Дели состоялось заседание российско-индийской рабочей группы по сотрудничеству в области авиации, на котором рассматривалась возможность производства в Индии истребителя Су-30МК. Переговоры продолжались в течение 2-х лет, и 30 ноября 1996 года в Иркутске был подписан контракт о поставке в Индию 40 самолётов Су-30МК. Контрактом определялись четыре стадии поставок в течение пяти лет, на каждой из которых предполагалось постепенно и поэтапно наращивать боевые возможности самолёта.

В начале нулевых состоялся переход на уровень машины фактически нового поколения - Су-30МКИ, буква "И" показывает, что данная модификация сделана специально для Индии. Этот истребитель оснащён передним горизонтальным оперением и двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые позволяют существенно улучшить манёвренные характеристики на малых скоростях полёта. Самолёт оснащён совершенно новым бортовым оборудованием, благодаря которому он способен уничтожать воздушные, наземные и морские цели. Первый полёт прототипа был выполнен в 1997 году.

Таким образом, Су-30МКИ Flanker-H - это многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги, с БРЭО совместного производства по международной кооперации России, Франции, Израиля и Индии, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

В июле 1998 года 12 пилотов 148 Центра Боевой Подготовки и Переподготовки Летного Состава авиации ПВО на двух истребителях-перехватчиках МиГ-31Б и четырёх серийных Су-30 совершили совместный лётный эксперимент с целью исследовать возможность боевого применения самолётов МиГ-31Б и Су-30 при полёте на продолжительность 10 часов с дозаправкой топливом в воздухе, выполнением боевых стрельб на полигоне Ашулук и имитацией перехвата самолётов "условного противника" на севере России.Кроме перехватчиков в эксперименте участвовали один самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и два самолёта-заправщика Ил-78. А-50 патрулировали в специально отведённой зоне, следили за воздушной обстановкой на большом пространстве и сводили все истребители в единую группу. Пара МиГ-31Б, взлетевшая с аэродрома в Правдинске, севернее Нижнего Новгорода, шла в передовом эшелоне, обнаруживая своими уникальными локаторами цели на расстоянии до 200 км и передавая информацию о них пилотам самолётов Су-30. Скоростные и высокоманёвренные Су-30, следуя в 60 км за МиГ-31Б, были готовы немедленно атаковать противника. Маршрут полёта протяжённостью 8500 км был проложен по европейской части России. В течение 10 часов экипажи выполнили три дозаправки топливом. Информационная поддержка исследовательского полёта осуществлялась с борта А-50. Поставленные перед экипажами задачи отрабатывались в разных боевых порядках.

Этим и другими последующими экспериментальными полётами были подтверждены цели, которые ставились для нового боевого самолёта: выполнение широкого спектра задач, в основе которых - уничтожение воздушных и наземных целей, управление групповыми действиями авиации, воздушная разведка, ведение боевых действий как над сушей, так и над морем.

В марте 2012 года был заключён контракт между Министерством обороны РФ и корпорацией «Иркут» на поставку 30 Су-30СМ в период до 2015 года. Как сказал при подписании контракта бывший в то время министром обороны Анатолий Сердюков, "Предстоящее поступление в Вооруженные силы современных сверхманёвренных двухместных истребителей Су-30СМ существенно увеличит боевую мощь российских ВВС. Кроме того, технические возможности самолёта позволят достичь более высокого уровня подготовки лётчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объёма закупок боевой авиационной техники нового поколения".

21 сентября того же года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялся первый полёт построенного по заказу российских ВВС истребителя Су-30СМ. Самолёт пилотировали лётчик-испытатель «ОКБ Сухого» Сергей Костин (командир экипажа) и штурман Павел Маловечко. Полёт продолжался два часа и прошел без замечаний.

Второй серийный самолёт взлетел четырьмя днями позже - 25 сентября. И 22 ноября 2012 г. ОАО «Корпорация «Иркут» передала два первых многоцелевых истребителя Су-30СМ в ВВС России. 5 декабря два новеньких истребителя совершили самостоятельный перелёт в Государственный летно-испытательный центр, расположенный в Ахтубинске Астраханской области. С этой даты начались поставки Су-30СМ заказчику - Министерству обороны РФ.

Су-30СМ - брат-близнец индийской модификации самолёта, который является базовой платформой тяжёлого многоцелевого истребителя предназначенного для ВКС России. Су-30МКИ выделяется среди своих собратьев и конкурентов универсальностью, реализованной в технологии "открытая архитектура борта", которая позволяет вводить в состав радиоэлектронного оборудования истребителя новые системы и применять управляемое вооружение даже иностранного производства.

Для ВКС России самолёт был адаптирован в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем, истребитель оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Какие-же задачи способен решать Су-30СМ? Это уничтожение современных и перспективных истребителей в операциях по завоеванию господства в воздухе, отражение массированных налётов разнородных сил противника, в том числе, крылатых ракет, в ходе прикрытия войск и объектов инфраструктуры от ударов с воздуха. Боевая машина обеспечивает сопровождение ударных авиационных группировок в условиях массированного информационного и огневого противодействия противника, способна уничтожать наземные подвижные и стационарные цели в ходе решения задач изоляции района боевых действий, поражения объектов войск и тыла противника. Также Су-30СМ может работать по надводным кораблям на океанских и морских театрах военных действий, противодействовать системам радиоэлектронной борьбы. Уникальная бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой обеспечивает дальнее обнаружение целей, а развитая система связи и второй член экипажа позволяют истребителю осуществлять оперативное управление группой самолётов, выполняющих совместную задачу. Наличие второго пилота и дублирование органов управления самолётом дают возможность подготовки лётного состава с применением всей номенклатуры авиационного вооружения.

Су-30СМ - первый в мире серийный боевой самолёт, обладающий сверхманёвренностью. Истребитель выполнен по аэродинамической схеме "триплан, неустойчивый в продольном канале". Для увеличения подъёмной силы и повышения манёвренности на самолёте установлено переднее горизонтальное оперение, которое автоматически отклоняется для обеспечения устойчивого полёта на больших углах атаки.

Ещё одна "изюминка" - силовая установка, состоящая из двух двигателей АЛ-31ФП, оси которых расположены под углом 32 o друг к другу. Дифференциальное отклонение на угол до ±16° в вертикальной плоскости и до ±15 o в любом направлении двух осесимметричных сопел позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего манёвра, сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него.

Также существенный вклад в повышение манёвренности самолета вносит интегральная аэродинамическая компоновка и электронная система дистанционного управления.

Радиолокационный прицельный комплекс, основу которого составляет БРЛС с фазированной антенной решёткой, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырёх из них. Возможности по обнаружению и поражению малоразмерных наземных целей расширяются за счет установки контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой. Система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле и многофункциональные жидкокристаллические цветные индикаторы с возможностью микширования изображения обеспечивают экипажу высочайший уровень ситуационной осведомленности.

Интегрированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с лазерной инерциально-навигационной системой и приёмником спутниковой навигации (ГЛОНАСС) обеспечивает высокую точность полёта по маршруту и выход в район цели. Самолёт обладает возможностью автоматизированного полёта на различных режимах, включая полёт на малой высоте, а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных, наземных и надводных целей.

Система автоматического управления, связанная с навигационной системой, обеспечивает полёт по маршруту, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.

Боевая нагрузка Су-30СМ общим весом до 8000 кг размещается на 12 узлах подвески. Вооружение самолёта в сочетании с комплексом БРЭО обеспечивает поражение воздушных целей, в том числе, с малой радиолокационной заметностью, в ближнем бою, успешное ведение упреждающих воздушных боёв на дальних дистанциях, поражение наземных и надводных объектов при помощи управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубинах обороны противника.

Су-30СМ (серийный модернизированный) является двухместным многофункциональным истребителем поколения 4++ . Он предназначен для уничтожения как воздушных, так и наземных (надводных) целей широкой номенклатурой управляемого и неуправляемого вооружения класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

Самолет разработан "ОКБ Сухого" и выпускается на Иркутском авиационном заводе — филиале ПАО "Корпорация "Иркут".

Самолет продолжает линейку боевых самолетов семейства Су-30МКИ, созданного на базе самолета Су-30 для Индии.

Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. Может использоваться для подготовки летчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.

Истребитель адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, состава вооружения, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем.

Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях , он может не только сбивать самолеты противника и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).

Самолет обладает большой дальностью полета и возможностью дозаправки в воздухе.

В конструкции Су-30СМ не использована технология малозаметности, поэтому его защита основана на подавлении вражеских радиолокационных станций с помощью мощной бортовой системы радиоэлектронной борьбы.

Высокая степень маневренности самолета достигается за счет переднего горизонтального оперения (ПГО) и двигателей с управляемым вектором тяги. В целом же, размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.

Самолет оснащен бортовой радиолокационной станцией управления "Барс", которая способна взять в цель 15 объектов и поразить одну ближнюю цель или четыре дальних, а также преодолеть помехи вражеских средств радиоэлектронной борьбы. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.

Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину оптико-локационная станция, она является подсистемой системы управления вооружением. Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полета самолета.

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет восемь тысяч килограмм. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 килограмм, контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами. Кроме ракетно-бомбового вооружения, на самолете установлена 30-миллиметровая пушка ГШ-30-1.

Летно-технические характеристики:

Размах крыла — 14,70 м

Длина самолета — 21,94 м

Высота самолета 6,375 м

Площадь крыла — 62,00 м2

Масса:

нормальная взлетная 24900 кг

максимальная взлетная 34500 кг

топлива — 9640 кг

Двигатели 2 ТРДДФ АЛ-31ФП

Тяга 2 х 12800 кгс

Максимальная скорость:

на высоте — 2125 км/ч

у земли 1350 км/ч

Практическая дальность 3000 км

Практический потолок 17300 м

Экипаж — 2

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Истребительная авиация в условиях современной нестабильной и противоречивой политики - важный козырь, способный охладить многие горячие головы. Так что наличие современных машин с высокой боевой эффективностью - важная цель для отечественного ОПК. Одним из лучших является истребитель Су-30 СМ, характеристики которого мы разберем в этой статье.

Рождение прототипа

Прародитель, то есть самолет Су-30, хоть и выпускался крупными партиями в Российской Федерации, был создан в СССР. Так, еще в 1988 году были начаты работы по улучшению показателей Су-27. Известно, что отличительной чертой этого самолета была прекрасная по тем временам система навигации, а также возможность дозаправки в воздухе. Полученные машины предполагалось использовать в целях ПВО. За счет способности к долгому полету они как нельзя лучше подходили бы для патрулирования воздушного пространства страны.

Серийный Су-30 впервые поднялся в воздух весной 1992 года. Практически сразу машина стала настоящей сенсацией, так как при стоимости, многократно ниже таковой у всех зарубежных аналогов, она в несколько раз превосходила их по своим боевым показателям. Неудивительно, что истребителем сразу же заинтересовались не только отечественные специалисты, но и потенциальные заказчики за рубежом.

Предназначение самолета

Самолет этот - современный и высокоманевренный истребитель, который используется для завоевания безусловного господства в воздухе. Хорошо действует в составе группы, может поражать наземные и надводные цели, в том числе ударные корабельные группировки противника.

Начало разработки

Все началось еще в далеком 1994 году, когда с Индией велись переговоры по поставке истребителей Су-27. Еще тогда индусы намекали, что не прочь закупить еще более маневренные самолеты, да и отечественной армии срочно требовались новые машины.

Но необходимость в новой технике диктовалась не только нуждами экспорта. Основная причина, по которой и появился самолет Су-30 СМ, фото которого вы найдете в нашей статье, - неполная реализация того потенциала, который был заложен в простую «тридцатку» ее создателями.

Особенно перспективной виделась возможность массированного поражения наземных целей: машина, «везущая» сразу двух пилотов, обладающая хорошей «автономностью» и дальностью полета, да еще и несущая под восемь тонн боеприпасов, определенно имела отличные перспективы превратиться в основную ударную силу отечественных ВВС.

Проектирование нового истребителя началось в 1995 году. Главный конструктор проекта - А. Ф. Барковский. В 1996 году с той же Индией уже был подписан контракт на поставку 40 новых машин различных классов. Предполагалось, что экспортные партии пойдут с постепенным улучшением тактико-технических свойств самолетов. Исполнители Государственного заказа - различные предприятия холдинга «Сухой», головной отдел - Иркутский авиастроительный завод.

Опытные экземпляры

Первые два Су-30 СМ, характеристики которых вы найдете в статье, строились в период с 1995 по 1998 г. Первая машина, созданная на узлах стандартного Су-30, поднялась в воздух уже в 1997 году. За штурвалом сидел опытный испытатель В. Ю. Аверьянов. С середины того же года началась крупномасштабная программа по испытаниям и доводке новых машин с целью подготовки к их серийному производству. Оно началось в 2000 году. В то же время первый предсерийный истребитель был опробован Аверьяновым. По результатам этих испытаний, три опытные машины были переданы ОКБ для проведения плановых исследований и модернизации.

Начало поставок

Поставка, в полном соответствии с условиями договора, велась в три этапа. Первая партия из 10 машин ушла заказчику в 2002 году, 12 самолетов Су-30 СМ, характеристики которых восхитили заказчика, отправили в 2003 году. Уже в 2004 году этими машинами были полностью перевооружены сразу две индийские эскадрильи.

Чем новая машина отличается от своего предшественника?

Итак, какие же отличительные черты характерны для нового истребителя, и как он отличается от своего предшественника? Вот их краткий перечень:

  • Впервые на серийно производимый истребитель был поставлен двигатель с изменяемым вектором тяги, а также на машину была кстановлена система дистанционного управления, работающая в едином комплексе. Именно это позволило сделать новую машину настолько маневренной.
  • Кроме того, была произведена интеграция систем БРЭО, причем как импортного, так и отечественного производства. Машина в какой-то степени была создана «интернациональной», так как ее комплектующие были получены от 14 производителей из шести стран мира.
  • РЛС с поворотной ФАР - также еще одно новшество, которое до той поры было нехарактерно для отечественного авиастроительного комплекса. Наконец, самолет Су-30 СМ получил совершенно новое катапультное кресло. Что особенно приятно - российской разработки.
  • Была значительно расширена номенклатура используемых ракет, что делает новый самолет значительно более универсальным и грозным оружием отечественных ВВС.

Основные ТТХ

  • Взлетный вес (максимальный) - 34 500 кг.
  • Длина корпуса планера - 21,9 м.
  • Высота в наиболее высокой части корпуса - 6,36 м.
  • Дальность полета (максимальная) - 2125 км/ч.
  • Оптимальный радиус боевого применения - 1500 км.
  • Количество экипажа - два летчика.

Чем вооружен новый самолет?

  • Новейшая система бортовой радиолокации БРЛС «Барс-Р». Позволяет выявлять и сопровождать в автоматическом режиме сразу несколько целей.
  • Ракеты управляемого типа. Класс - «воздух-воздух» или же «воздух-поверхность».
  • Бомбы управляемые и неуправляемые. Всего имеется 12 пилонов для их подвески.
  • Максимальный вес вооружения на борту — 8000 кг.
  • Для ближнего боя может использовать также 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1, характерная для всей отечественной боевой авиации.

Оснащенный широким ассортиментом различных средств вооружения, истребитель способен решать практически все типовые задачи: от маневренного ближнего боя до дальнего соприкосновения, когда уничтожение противника происходит без визуального с ним контакта. Управляемое и неуправляемое вооружение Су-30 СМ делает возможным уничтожение противника на земле и на воде. По совокупности всех характеристик данный истребитель справедливо обходит даже многие новинки зарубежного ВПК, пусть даже его конструкции уже далеко не один год!

Учитывая, что в этой технике впервые в истории российского самолетостроения впервые была применена открытая схема построения бортового вооружения, то модернизация Су-30 СМ, характеристики которого мы рассматриваем, заметно упрощается.

Международное признание

Авторитет этого самолета зарабатывался сложно. По мнению многих зарубежных специалистов, разваленная российская «оборонка» просто физические не могла выдавать ничего стоящего, а потому первоначально интерес к нашей технике был пренебрежительно-скептический. Но все изменилось после нескольких международных учений. В то время многие поняли, что сильно недооценили российский самолет. Впрочем, некоторые эксперты оказались более прозорливыми: когда они получили сведения о модернизированных Су-27, которые также поставлялись Индии, они высоко отозвались о характеристиках этой машины.

Даже эти машины, результатом улучшения которых и стал самолет Су-30 СМ, показатели которого значительно лучше, сумели зарекомендовать себя как надежная и высококлассная боевая техника. После этого высшее командование ВВС Индии решило, что уровень их пилотов вполне позволяет, чтобы они померялись силами с американскими летчиками. Произошло это на учениях Cope India-2004, когда противниками индусских Су-30 СМ, фото которых есть в статье, стали штатовские F-15C.

Прочие факты

Результаты несколько обескуражили сторонников американской техники. Так, превосходство новой техники в ближнем бою оказалось вполне предсказуемым, так как отечественные самолеты, в принципе, намного маневреннее старых Ф-15. Куда удивительнее было то обстоятельство, что индийские летчики оказались в выигрыше даже в тех случаях, когда речь шла о боях на средней дистанции.

Во многом это было обусловлено тем фактом, что Су-30 СМ (фото представлены в этом материале) обладают более совершенными системами, позволяющими обнаруживать и сопровождать сразу несколько целей. А потому нет ничего удивительного в том, что сразу после тех эпохальных учений в США активизировались сторонники немедленного доведения «до ума» новых Ф-22 «Раптор».

Почему импорт оказался так важен?

Если вы внимательно читаете нашу статью, то у вас вполне может возникнуть абсолютно логичный и закономерный вопрос: отчего Су-30 СМ, технические характеристики которого так хороши, постоянно рассматривается в аспекте зарубежных поставок? Ответ, как ни странно, прост. В тот период, когда авиастроительная отрасль пребывала далеко не в самом лучшем своем состоянии, государство все же сумело загрузить тот же Иркутский авиастроительный завод. Это означает не только обеспечение работой тысяч человек, но также идеально «вылизанную» технологию производства.

Ведь самолет Су-30 СМ, характеристики которого мы рассмотрели, в серийном производстве уже более 15 лет! При этом машина за счет своего огромного потенциала в области модернизации остается вполне актуальной и сегодня. Учитывая, что эти истребители в более-менее адекватном количестве стали поступать и на вооружение отечественных ВВС, за летчиков можно только порадоваться: они получают в свое распоряжение не «сырой» прототип, а совершенно логичную, доведенную до конструктивного совершенства систему.

Наконец, поступление в войска действительно говорит о том, что армия заинтересована в подготовке новых пилотов, которые впоследствии освоят Т-50 ПАК ФА. Учитывая крайне нестабильную геополитическую обстановку последних лет, это действительно немаловажное обстоятельство.

Море как родная стихия

Но истребитель Су-30 СМ хорош не только своим техническим совершенством, но и потенциалом возможного использования. В отличие от многих машин импортного и отечественного производства, этот самолет может эффективно применяться не только с наземных аэродромов, но и с авианосцев. Конечно, с авианесущими крейсерами в нашей стране не густо, но вот возможность направлять эти истребители для борьбы с вражескими самолетами авианесущего базирования радует…

Сегодня постоянно проводится модернизация Су-30 см для ВС РФ, когда в машину постоянно вносятся какие-то изменения и улучшения. Заложенный в этот истребитель потенциал таков, что он еще долго пробудет в нашем небе, ничуть не устаревая с течением лет.

Производства. По конструкции он представляет собой модификацию самолета СУ-30МКИ, выпускающегося для ВВС Индии. Благодаря своим техническим и летным характеристикам Су-30СМ относится к поколению 4++. Главная задача этой машины - завоевание господства в воздушном пространстве. Сегодня мы с вами подробно рассмотрим характеристики СУ-30СМ и историю его производства.

Резюме

В середине 2000-х российские авиаконструкторы построили для ВВС Индии самолет СУ-30МКИ. Абревиатура МКИ расшифровуется как "модернизированный, коммерческий, индийский". Эта машина стала результатом глубокой модернизации знаменитого самолета Су-27, которая была начата еще в 1988 году. Позже СУ-30МКИ адаптировали под отечественный рынок. Так и появилась модель Су-30СМ, фото которой знакомо всем любителям военной авиации. На сегодняшний день этот самолет считается одним из передовых истребителей в мире и вершиной развития линейки Су-27.

Возможности Су-30СМ довольно обширны. Он способен выполнять поставленные задачи вне зависимости от погодных условий и времени суток. Кроме воздушных целей, он может эффективно поражать наземные объекты, а также проводить разведку и передавать данные о предполагаемых целях другим самолетам группы.

В сентябре 2012 года истребитель Су-30СМ впервые поднялся в небо. В конце этого же года он был принят на вооружение ВВС РФ, а министерство обороны заключило с заводом-производителем контракт на поставку 30 экземпляров к концу 2016-го. В 2015 и 2016 годах были заключены дополнительные контракты. В результате к началу 2017-го на вооружение стояла 71 единица истребителя, а еще четыре были изготовлены для Казахстана. Первое боевое применение Су-30СМ состоялось в рамках военной операции в Сирии. В качестве исторической справки познакомимся с самолетами, конструкция которых стала базой для героя нашего разговора.

Су-30

В 1986 году в СССР началась эксплуатация многоцелевого истребителя Су-27, но буквально через год военное руководство инициировало работы по его усовершенствованию. Из-за стремительного развития технологий изменения коснулись не только тактико-технических характеристик и оборудования самолета, но и концепции воздушного боя в целом. Использование радиолокационных станций (РЛС) с активной фазированной решеткой открыло для истребителя возможность не только вести воздушное сражение, но и руководить группой самолетов, взяв на себя некоторые функции машин ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения). Исходя из этого, руководство ПВО хотело получить машину, которая смогла бы выполнять функции перехватчика и использоваться как летающий командный пункт группы Су-27. Учитывая, что границы Советского Союза имели огромную протяжность, а аэродромов катастрофически не хватало, машина с указанными способностями была крайне необходима.

Военные предполагали, что для решения подобных задач наилучшим образом подойдет двухместный самолет. В качестве примера они приводили модель Су-27УБ - двухместную учебно-боевую версию, которая была оснащена дублированным управлением, но не уступала по возможностям базовой одноместной версии. Современное электронное и радиолокационное оборудование истребителей настолько многофункционально и сложно, что реализовать весь его потенциал в условиях скоротечного маневренного боя одному летчику очень непросто. Кроме того, наличие партнера рядом оказывает положительное психологическое воздействие в условиях длительного патрулирования. Предполагалось, что пока один летчик будет управлять машиной и вести бой на ближних дистанциях, второй сможет анализировать воздушную обстановку и руководить действиями всей боевой группы.

Работа над созданием двухместного самолета-перехватчика началась в ОКБ Сухого в конце 90-х. Как и предполагалось, роль базовой машины для модернизации сыграл Су-27УБ. Его выбор был обусловлен наличием двухместной кабины, десяти точек для подвески вооружения и объемных топливных баков. Чтобы дальность полета новой машины была еще более значительной, конструкторы снабдили ее оборудованием для дозаправки в воздухе. Первый прототип нового самолета получил название Т-10У-5.

Двухместный истребитель был оснащен новой системой дистанционного наблюдения и навигационным комплексом. Рабочее место командира группы было размещено в задней кабине. Его снабдили широкоформатным индикатором, который отображал всю необходимую информацию о воздушной обстановке (расположение группы, характеристики целей и прочие параметры).

Внешне новый истребитель практически не отличался от базовой версии. Он получил такие же технические параметры, отличную управляемость и высокий уровень надежности. В 1991 году в Иркутске машина, названная теперь уже Су-30, поступила в серийное производство.

Су-30МК

Вскоре, из-за распада Советского Союза, у всех военно-промышленных предприятий начались тяжелые времена. Финансирование было в значительной степени урезано, множество предприятий-смежников оказалось в разных государствах, конструкторские бюро и заводы стали терять квалифицированных сотрудников. Так как Министерство обороны России практически полностью остановило закупку новой военной техники, ОКБ Сухого было вынуждено искать заказчиков для своей продукции за границей. Специально для экспорта, в кратчайшие сроки был построен многоцелевой двухместный самолет Су-30МК, первый полет которого состоялся в 1993 году. От обычного Су-30 он отличался расширенной номенклатурой вооружения, а также увеличенным ресурсом моторов и планера.

Новый самолет был предложен Индии, которая была уже традиционным покупателем советского вооружения и военной техники. Уже весной 1944 года состоялось первое заседание, на котором российско-индийская рабочая группа обсудила перспективы поставки самолета Су-30МК в Индию и организации производства новых машин в этом государстве. В конце 1996 года был заключен контракт о производстве 40 единиц Су-30МК для военно-воздушных сил Индии.

Су-30МКИ

В начале 20-го века сотрудники ОКБ Сухого специально для ВВС Индии построили новую модификацию истребителя, получившую название Су-30МКИ. По сути, эту машину можно назвать самолетом нового поколения. Она получила моторы с изменяемым вектором тяги и переднее горизонтальное оперение, благодаря чему значительно улучшилась маневренность истребителя в любых режимах полета.

С точки зрения качества авионики, российские, равно как и советские боевые самолеты, в большинстве случаев уступали западным конкурентам. Чтобы устранить данный недостаток, бортовое радио-электронное оборудование для Су-30МКИ разрабатывалось в рамках международной кооперации, в которой поучаствовали специалисты из Израиля, Франции и Индии.

Создание Су-30СМ

Истребитель Су-30МКИ получился настолько удачным, что сразу заинтересовал российское министерство обороны. Осенью 2012 года в небо поднялся первый самолет Су-30СМ, который представлял собой ту же экспортную версию, только немного переделанную для использования ВВС России.

Подобное решение военного руководства РФ объясняется тем, что машина, созданная для Индии, была наделена действительно выдающимися характеристиками. С точки зрения маневренности, она превзошла все российские и даже зарубежные аналоги. Кроме того, огромная работа была проделана для повышения уровня качества авионики. В результате, благодаря использованию иностранного опыта и оборудования, истребитель может конкурировать с лучшими (с точки зрения электроники) западными машинами. Интерес министерства обороны к этому самолету был обусловлен также тем, что его прообразы уже долгие годы производились серийно. За это время выпуск был полностью налажен, замечания летчиков учтены, а все проблемы, обнаруженные при испытаниях - устранены.

Назначение

По сути, истребитель Су-30СМ является практически полной копией модели Су-30МКИ, системы которого просто адаптировали под использование военно-воздушными силами РФ. Полученная машина является многоцелевым самолетом. Она может вести воздушный бой, поражая современные истребители противника, завоевывать господство в воздухе, и наносить удары по стационарным или же мобильным вражеским целям. Кроме того, характеристики Су-30См позволяют ему сопровождать и прикрывать ударные группировки военной авиации, давать самолетам своей группы целеуказание и противодействовать системам РЛ борьбы противника. Этот самолет также можно использовать для морских сражений, так как он способен обнаруживать и ликвидировать надводные вражеские суда, как самостоятельно, так и в составе ударной группы.

Корпус и силовая установка

Двухместный тяжелый истребитель Су-30СМ оснащается парой двухконтурных двигателей модели АЛ-31ФП, размещенных по отношению друг к другу под углом в 32 градуса. Сопла каждого двигателя Су-30СМ отклоняются на ±16° в вертикальной плоскости и на ±15° во всех направлениях. Благодаря этому вектор тяги можно направлять по рысканью и тангажу. Сопла могут быть отклонены как вместе с управляющими плоскостями фюзеляжа, так и независимо от них.

Как можно увидеть на фото, Су-30СМ имеет переднее горизонтальное оперение, которое вместе с изменяемым вектором тяги в значительной степени повышают маневренность самолета. Так как истребитель неустойчив в продольном канале, его полет обеспечивает электро-дистанционная система управления, отвечающая за положение рулей и поворотных сопел двигателя. В целом габариты и компоновка фюзеляжа полностью позаимствованы у моделей Су-30 и Су-30МКИ.

Кабина

Одной из главных особенностей самолета является кабина, в которой летчики располагаются тандемом (один за другим). Наличие бортовой радиоэлектронной станции, оснащенной фазированной решеткой, позволяет обнаруживать и сопровождать одновременно до 15 объектов. При этом четыре из них можно одновременно атаковать. Работу пилотов упрощают системы индикации на лобовом стекле и нашлемного целеуказания. Кабина также оснащается мультифункциональными жидкокристаллическими дисплеями. Благодаря всему этому летчики постоянно пребывают в полной осведомленности о воздушной обстановке.

Оборудование

Истребитель оснащается инерциальной навигацией, которая принимает спутниковый сигнал от системы ГЛОНАСС. Благодаря этому достигается высочайшая точность следования по заданному маршруту. Автоматический полет Су-30СМ может осуществлять в разных режимах: заход на посадку, полет на небольшой высоте, атака наземных или надводных целей. Оборудование автоматического управления находится в непрерывной связи с системой навигации. При необходимости истребитель может снабжаться подвесными контейнерами с прицельной аппаратурой (инфракрасной и лазерной).

Говоря о характеристиках Су-30СМ стоит также отметить, что при ее проектировании использовалась концепция «открытой архитектуры борта». Это позволяет наиболее экономным образом включать в состав бортового радиоэлектронного оборудования новые отечественные или зарубежные системы. Именно благодаря этой особенности самолет считается универсальным, и в кратчайшие сроки может быть переквалифицирован из истребителя-перехватчика в ударный истребитель.

Защита

В конструкции самолета Су-30СМ не предусмотрена технология малозаметности. Таким образом, его защита основана только на подавлении РЛС противника посредством мощной системы радиоэлектронной борьбы. В ее состав входят комплексы «Хибины» и «Сорбция», которые способны не только подавить маломощные РЛС вражеских самолетов, но и нейтрализовать более серьезные наземные РЛС-комплексы.

Боевая нагрузка самолета составляет 8 тонн. Он имеет 12 узлов для подвески широкой номенклатуры ракетно-бомбового вооружения. Истребитель может вооружаться управляемыми ракетами для воздушного боя на короткой и средней дистанции, неуправляемыми авиабомбами весом 250 или 500 кг, и контейнерами с неуправляемыми авиационными ракетами. Помимо ракетно-бомбового вооружения, на нем установлена пушка ГЩ-30-1 калибром 30 мм.

Сравнение Су-30СМ и Су-35

Многие любители военной авиации задаются вопросом о том, зачем ВВС РФ закупают сразу две модернизации самолета Су-27 - модели Су-30СМ и Су-35. На самом деле, тот факт, что у истребителей один предшественник, совершенно не значит, что они взаимозаменяемы. Во-первых, Су-30СМ, описание которого мы с вами рассмотрели, строился на базе двухместного СУ-27УБ, а Су-35 - на базе одноместного Су-27С. Во-вторых, герой нашего разговора имеет ПГО, а его соратник - нет. В третьих, Су-30СМ может одинаково успешно атаковать как воздушные, так и наземные цели, а Су-35 - предназначен для завоевания воздушного превосходства. И в-четвертых - Су-30СМ имеет массу вспомогательной аппаратуры, которая позволяет использовать его одновременно как боевую машину и командный пункт. Таким образом, сравнение СУ-30СМ и Су-35 не совсем некорректно.

Технические характеристики

В заключение нашего разговора, ниже приведены основные технические характеристики Су-30СМ:

  1. Габариты (длина/высота/размах крыла) - 21,9/6,36/14,7 м.
  2. Площадь крыла - 62 м 2 .
  3. Взлетная масса: нормальная - 24,9 т, предельная - 38,8 т.
  4. Масса пустого самолета - 18,8 т.
  5. Тяга одного мотора: бесфорсажная - 7770 кгс, на форсаже - 12500 кгс.
  6. Масса моторов - 1,52 т.

Отдельно рассмотрим авиационный характеристики:

  1. Максимальная перегрузка - +9 G.
  2. Максимальна скорость: на малой высоте - 1350 км/ч, на большой высоте - 2350 км/ч.
  3. Дальность полета: на малой высоте - 1270 км, на большой высоте - 3000 км.
  4. Боевой радиус - 1500 км.
  5. Практический потолок - 17,3 км.
  6. Скороподъемность - 230 м/с.
  7. Длина разбега/пробега - 550/750 м.
  8. Тяговооруженность: с нормальной взлетной массой - 1,00, с максимальной взлетной массой - 0,84.
  9. Нагрузка на крыло: с нормальной взлетной массой - 398 кг/м 2 , с максимальной взлетной массой - 532 кг/м 2 .


Поделиться