Пять лучших смартфонов с точки зрения фотографа. Что такое топографическая съемка и для чего она проводится

Т опографическая съемка участков

Топографическая съемка подразумевает работы по составлению топографических карт и детального плана земельного участка,например, при помощи наземной съемки. Компания Геотехнология оказывает услуги топосъемки и инженерно-изыскательные работы.

Под топографией понимают научную дисциплину, направленную на изучение на основе предварительно сделанных наземных, из космоса или воздуха съемочных работ основных методов изображения геометрических и географических элементов местности и создание типографических карт.

Топографическая съемка местности

Топографические работы призваны решать вопросы оформления земли, содержания топографических карт, их обновления и составления, классификации и точности. Они включают в себя полевые и камеральные работы, проводятся для того, чтобы создать точные топографические планы и карты, позволяют извлечь информацию о местности, необходимую для точного проектирования и строительства объекта. Зачастую инженерную геодезию выполняют с целью получения топографической съемки (М 1:500, М 1:1000, М 1:2000, 1:5000)

Топографический план - это крупномасштабный чертеж, изображающий в условных знаках на плоскости (в масштабе 1:10 000 и крупнее) небольшой участок земной поверхности, построенный без учета кривизны уровенной поверхности и сохраняющий постоянный масштаб в любой точке и по всем направлениям.

Топографические планы – разновидность планов, на которых изображаются рельеф, все предметы местности, наземные и подземные коммуникации в виде твердых и нетвердых точек. Твердыми точками на топографических планах обозначаются стабильные объекты с четкими границами, например, углы здания, взведенного из бетона, кирпича и других материалов, нетвердыми точками – контуры, не имеющие четких границ, например, границы луга или леса.

Топографические планы отображают точки съемочного обоснования, высотные и опорные плановые геодезические пункты. Специализированные планы включают в себя только те объекты местности, которые позволяют решать специальные задачи.

Различают несколько видов исполнительной топографической съемки. Особую популярность получила аэрофототопографическая съемка. Она используется при создании топографических планов и карт больших территорий, представляет собой фотографирование с самолета или других носителей, в том числе и космических, участков местности.

На топосъемку ориентируются при прокладке коммуникационных и инженерных систем. Она также необходима в процессе строительства зданий и сооружений, используется при оформлении генеральных планов территорий.

Что представляет собой топографическая съемка земельного участка?

Топографическая съемка участка - совокупность работ по созданию топографических карт или планов местности посредством измерений расстояний, высот, углов и т. п. с помощью различных инструментов (наземная съемка), а также получение изображений земной поверхности с летательных аппаратов (аэросъемка, космическая съёмка).

Топографическая съемка, особенно крупных масштабов, является наиболее востребованным видом геодезических работ. Потребности в ней могут возникнуть при изысканиях, обновлении топокарт, составлении генпланов, составлении рабочих чертежей, для решения вертикальной планировки и проектировании ландшафтного дизайна. На основе топографической съемки возможно построить цифровую модель местности.

Для чего необходима топосъемка?

    создать проект раздела участка;

    оформить документацию по определению площади и границ земельного участка;

    получить разрешение на перепланировку подземных коммуникационных систем на земельном участке;

    получить разрешение на строительство сооружения или здания на участке;

    оформить проект перепланировки земельного участка и другое.

Основа топосъемки – чертеж, предназначенный для определения точных данных о сооружениях, строениях, растительности и рельефе на местности. Пакет документов по топосъемке включает в себя ведомость согласования надземных, подземных и наземных коммуникаций, подписанную определенными органами исполнительной власти. Самостоятельно выполнить топографическую съемку участка невозможно. Она требует профессионального подхода, специальных навыков и знаний, инновационного оборудования и разрешающих документов на проведение работ.

В зависимости от Технического задания топосъемки могут быть нескольких видов:

    топосъемка общего или специального назначения (для составления генеральных топографических планов, планов подземных коммуникаций, проектирования, вертикальной планировки, инвестиционных обоснований);

    подеревная топографическая съемка (составление топографического плана с отображением каждого дерева и подеревной ведомостью, а также дендроплана);

    съемка подземных и надземных сооружений, инженерных коммуникаций;

    крупномасштабная топографическая съемка;

    исполнительная топографическая съемка (контроль реализации технического проекта, выявление отклонений от него в процессе строительства);

    топосъемка для проектов ландшафтного дизайна.

Топографо-геодезические работы выполняются в несколько этапов:

    подготовительный этап (подготовка документации, разработка технического задания);

    полевой этап (работа на территории и предварительный анализ полученных материалов);

    камеральный этап (детальный анализ и сопоставление полевых материалов, подготовка технической документации и предоставление ее заказчику).

Состав работ по топографической съемке местности

В составе работ по топографической съемке участков в строительстве, в зависимости от объекта, наша компания выполняет следующие этапы:

1. Геодезические работы при строительстве зданий, сооружений и их комплексов:

    Создание опорной планово-высотной геодезической сети на объекте строительства;

    Привязка объекта к местной системе координат и абсолютной системе высот;

    Вертикальная и горизонтальная планировка строительной площадки, площадных объектов строительства, с подсчётом объёмов земляных работ;

    Вынос в натуру основных строительных осей, частей и конструктивных элементов зданий и сооружений высотой до 100 метров включительно;

    Вынос в натуру проектных осей внутри здания, сооружения в единой системе координат;

    Вертикальная планировка зданий и сооружений;

    Определение периметра, площади, объёма строительного объекта любой конфигурации с высокой точностью;

    Геодезические работы при установке и монтаже заводского оборудования, приборов и инструментов.

2. Геодезические работы для проектирования и строительства линейных сооружений:

    Изготовление топографической подосновы для проектирования объектов линейного строительства;

    Камеральное и полевое трассирование объектов линейного строительства;

    Вынос в натуру проектных осей строительства линейных сооружений, подземных и надземных коммуникаций.

3. Инженерно-геодезические изыскания для проектирования и строительства:

    Составление топографических планов масштаба 1:200-1:5000 в электронном и графическом видах;

    Составление крупномасштабных планов подземных коммуникаций.

4. Исполнительная геодезическая съёмка, сдаваемых в эксплуатацию объектов строительства - зданий, сооружений, их комплексов или составных частей:

    Исполнительная съемка по факту строительства с указанием отклонений от проектного решения;

    Геодезический контроль геометрических параметров объекта в процессе строительства

Геоподоснова

По окончании проведения съемочных топографо-геодезических работ, Заказчику предоставляется геоподоснова , топографические планы и технический отчет. Достоверная и высокоточная информация позволит провести дальнейшие расчеты и грамотное проектирование объектов строительства и свести к минимуму возможные риски.

Геоподоснова – база для проектной документации и дальнейших инженерных изысканий. Это план участка с указанием всех существующих коммуникаций и инженерных сетей. Как правило, имеет определенный масштаб (М 1:500), выполняется и Балтийской системе высот и местной системе координат. По согласованию с Заказчиком, в зависимости от специфики предполагаемых топографических работ, геоподоснова выполняется с разной степенью подробности и может быть выполнена в условной системе координат и высот. Кроме того, для геоподосновы предусмотрен срок годности, обусловленный быстрыми темпами строительства. Для большинства городов России срок действия геоподосновы составляет 3 года. После этого на ней проектировать нельзя и следует заказать ее обновление.

Подготовительные работы перед составлением генплана местности

Ни для кого не является секретом, что строительство любого объекта – будь то жилой дом или здание промышленного, торгового, складского или иного назначения – требует определённой полготовки, в первую очередь – создания пакета проектной документации. Во главе данного пакета стоит генплан застройки территории, на котором в деталях отражён будущий объект.

Перед тем, как приступить к составлению генерального плана обычно осуществляется топографическая съёмка участка , на котором будет производиться строительство. По своей сути, топографическая съёмка местности – это комплекс мероприятий, направленных на графическое отражение территории на бумажном носителе в определённом масштабе. Как показывает практика, топографическая и геодезическая съёмка местности является необходимым условием для корректного составления пакета проектной документации, а также для правильного ориентирования объекта в пространстве. На финальной стадии подготовительных работ осуществляется контрольно геодезическая съёмка , которая призвана расставить все «точки над и», определив вид, этажность, ориентацию здания и сооружения в пространстве и расположение их относительно других объектов. Такая контрольно геодезическая съёмка предваряет собой составление генплана застройки территории.

Одним из важных вопросов, который необходимо решить на предварительном этапе строительства здания или сооружения, является - кем будет осуществлена топографическая съёмка участка? Поскольку топографическая съёмка местности – процедура, требующая специфических знаний и практических навыков в данной сфере, то доверять её лучше специалистам, имеющим опыт работы в этом направлении. Правильно сделанная геодезическая съёмка местности – залог корректного составления генплана строительства здания или сооружения, а это, в свою очередь, ускоряет процесс выполнения намеченных работ. Дилетантский подход в данном случае крайне нежелателен, поскольку не знающий всех тонкостей выполнения геодезических и топографических работ человек может запросто совершить множество серьёзных ошибок, которые повлекут за собой весьма плачевные последствия, вплоть до изменения генплана уже после начала работ и демонтаж объёкта незавершённого строительства. Не трудно себе представить, с какими расходами сопряжено исправление ошибок, допущенных на этапе подготовки к проектированию строительства.

На фото: Canon PowerShot G3 X - камера с 25-кратным зумом и дюймовым CMOS-датчиком 20,2 Мп с обратной подсветкой

1.
С любопытством слежу за развитием беззеркальных камер. Зеркалка в первую очередь дает преимущество тем, что у нее оптический видоискатель, через который проще понять, каким будет кадр, но у последних моделей беззеркалок электронные видоискатели уже не хуже, при этом сами камеры легче и тише зеркальных, а при съемке со вспышкой даже обходят их, так как не ограничены скоростью срабатывания затвора. Пока мне нравятся последние модели Sony, но я жду, что покажут чисто фотографические компании - те же Canon и Nikon. Правда, в последнее время у Canon пошел какой-то перекос «от фото к видео».

2.
В основном Photoshop.

3. Где хранишь архив?
У меня сервер на 24 ТБ, но если бы я делал хранилище сейчас, то построил бы сис­тему из дисков на шине Thunderbolt: они очень быстрые, компактные, и их можно соединять друг с другом, создавая огромные хранилища.

4.
Нет, она пока не достигла пика своего развития. Я видел рекламную кампанию Apple: красивые снимки на билбордах с лаконичной надписью «снято на iPhone 6», но как человек, 15 лет назад снимавший рекламу пленки Kodak на пленку Fuji, я отношусь к этому с подозрением.

Беззеркалки

Эпоха любительских цифровых зеркальных камер началась в 2003 году, пос­ле выхода недорогой модели Canon 300D, к которо­й подходили те же объективы, что и к профессиональным камерам. Но если в начале 2000-х твой выбор ограничивался мыльницей и зеркалкой, то сегодня появилась еще одна альтернатива - беззеркалка. Она предлагает ту же совместимость с аксессуарами профессиональных камер, что и зеркалка, но при этом по весу и размерам ближе к мыльницам.

Сегодняшний флагман Sony может похвастать CMOS-матрицей с тыловой подсветкой (42,4 Мп), светочувствительностью до ISO 102400, 5-осной системой стабилизации и блоком 4K-видеозаписи.

Фото или видео?

Еще недавно видеозапись была приятной, но не главной опцией в фотоаппарате, однако ее популярность у пользователей сместила акценты. Компания Canon уже начала называть свои модели не фото-, а мультимедийными камерами, и в описании ставить видеовозможности перед фото.

Хранилище G-Technology G-RAID

Этим летом был представлен интерфейс Thunderbolt 3 со скоростью передачи данных 40 Гбит/с, что вдвое больше, чем у Thunderbolt 2 и USB 3.1. Такая скорость необходима для работы с большими файлами, например видео 4К. Преимущество Thunderbolt еще и в том, что через один порт в компьютере ты одновременно можешь подключить до 6 устройств - например дисплей и несколько внешних жестких дисков, соединенных последовательно.

1. Какие новинки этого года тебя заинтересовали?
Меня ничего не впечатлило. Ну появился 50-мегапиксельный Canon, но зачем он такой нужен? У меня есть Canon EOS D5 Mark III и его 22 Mп для съемки в журнал более чем достаточно, если же я снимаю для книг или для себя, то использую пленочный Hasselblad с цифровым задником на 31 Mп, так и то картинку приходится уменьшать. Зачем мне 50 Mп? Чтобы снимать для плакатов на торец дома? Но там требования еще ниже, ведь никто на эту картинку ближе чем с 50 метров все равно не смотрит.

2. Какие фотопрограммы ты используешь?
Я понимаю, что выгляжу, как какой-то мамонт, но мне аналоговая фотография нравится больше цифровой. То, как бромид серебра на пленке реагирует на свет и «запоминает» картинку, - настоящее волшебство. Мне всегда было интересно взять какие-то суперточные весы и взвесить пленку до и после съемки, чтобы понять, сколько реально весят фотографии. В цифре же фотография - это просто нолики и единички.

3. Где ты хранишь архив?
У меня 2 накопителя, в каждом 2 диска по 4 ТБ. Они запараллелены для безопас­ности. Еще есть переносной накопитель для путешествий, в которые я беру беззеркалку Sony Alpha. Ее мне подарила супруга.

4. Может ли камера смартфона заменить фотоаппарат?
Снятые смартфоном изображения, на мой взгляд, уместны только как констатация некоего факта: «Вот я и Лувр», - но не для творчества. Хотя Instagram, мне кажется, стал некоей реинкарнацией «Ломографии» (было такое направление фотографии, названное в честь подчеркнуто примитивного фотоаппарата завода ЛОМО).

Что нового в мире фототехники?

Hasselblad

Шведская компания Hasselblad основана в 1841 году и прославилась как производитель профессиональных камер. Развитие цифровой фотографии привело к тому, что к пленочным камерам Hasselblad стали делать «задники» - устройства, переводящие изображение в цифру.

Идеально подходит для поездок - слот SD и встроенный аккумулятор дают возможность переписывать фотографии где угодно и прямо с карты памяти. Еще My Passport Wireless может создавать Wi-Fi-сеть для беспроводного переноса файлов или просмотра хранящихся на диске документов, фотографий или видео. Емкость - 2 ТБ. Интерфейс - USB 3.0.

1. Какие новинки этого года тебя заинтересовали?
Аккумуляторные вспышки Profoto B1 и B2 - это переворот в мире света. Они затмевают даже яркое солнце и долго работают на одной зарядке.

2. Какие фотопрограммы ты используешь?
Я стараюсь сразу снимать так, чтобы не нужно было обрабатывать, ведь я начинал, когда фотошопов не было и пленки было мало (на обложку мне давали 100 кадров). Этому я и учу в своей фотошколе на YouTube . Кстати, в 5-м уроке я как раз рассказываю об интересном приложении «Экспонометр» для iPhone, которое позволяет замерить цветовую температуру, а ведь я помню, как отдал 1100 евро за прибор, который делал ту же работу.

3. Где ты хранишь архив?
В среднем я снимаю 4 терабайта в месяц и храню все на внешних винчестерах (обычно покупаю Seagate), причем предпочитаю настольные - они надежнее переносных, которые чаще роняешь.

4. Может ли камера смартфона заменить фотоаппарат?
Люди больше не печатают фотографии - всех устраивает Instagram и iPad, а для этих целей iPhone достаточно. Для себя же я предпочитаю снимать на Nikon 810. Еще мне недавно подарили камеру типа полароида - я отснял две кассеты, и это было весело, получился небольшой альбомчик. Но это скорее игрушка.

Что нового в мире фототехники?

Настольный жесткий диск на 8 ТБ с возможностью общего доступа к файлам на Mac и ПК и бесплатной двухлетней подпиской на 200 ГБ на облачном сервисе OneDrive. Передача данных через USB 3.0.

Пленочная камера моментальной печати, которая делает снимки 62x99 мм. С таким «полароидом» можно смело идти на вечеринку - на снимок влезет вся компания, а сами фотографии будут лучшими сувенирами для гостей.

Последняя версия топовой 810-й модели Nikon. Эта 36,3-мегапиксельная камера сделает тебя ближе к звездам. Стандартный диапазон чувствительности можно расширить до эквивалента 51 200 ISO, что вместе со специальным светофильтром позволяет заниматься астрофотографией - снимать ночное небо.

Если бы в мире фотографии был эталон пейзажной съемки, этим эталоном, несомненно, стали бы снимки фотографов журнала National Geographic. Экзотические страны, дикая природа и невероятные по красоте природные явления - всё это объекты охоты фотографов, которые не покладая рук трудятся для того, чтобы мы могли увидеть момент, прекрасный настолько, что невозможно оторвать глаз. Но, как и в любом волшебстве, на поверку всё оказывается выверенным профессионализмом, который в большинстве случаев невозможен без качественной техники.

Недавно фотографы National Geographic приоткрыли завесу тайны над своей работой и рассказали о камерах, которые они используют для получения всех этих прекрасных снимков.

Canon EOS 5D - первая доступная полнокадровая камера. До того как появилась 5D, полнокадровые камеры были громоздкими и тяжелыми. И самое главное - они были страшно дорогими. Многие фотографы жаловались на размеры и то, что приходится носить с собой несколько килограммов оборудования. Камера Canon EOS 5D классифицирована как «полупрофессиональная», так как в ней нет некоторых функций, которые доступны на полноценных профессиональных камерах Canon (скорость серийной съемки, количество точек фокуса и т.д.). Но большинству фотографов эти навороты и не нужны. Ну и, начиная со второго поколения, 5D умеют снимать отличное видео. Большинство студенческих коротких и полных метров в настоящее время снимается именно на эти камеры.

Датчик: 22.3 MP, полный кадр.

2. Эрик Ларсен, Wista 4×5

Наиболее известные произведения Эрика Ларсена были получены с использованием старомодной камеры, с которой нельзя сделать снимок, не установив камеру на штатив. Да и мир в объективе камеры предстает в перевернутом виде. Тем не менее известный фотограф National Geographic сделал все свои знаменитые снимки именно на камеру Wista 4×5. Еще одним нюансом в использовании камеры является то, что для компоновки снимка нужно накрыться темной тканью. Несомненно, такая процедура добавляет процессу таинства.

Датчик: 9х12, листовая пленка.

3. Томас Пещак, Nikon D3S

На протяжении многих лет Никон отказывался принимать участие в мегапиксельной гонке. В то время как другие производители наращивали разрешение, Nikon сохранил в линейке камеры, которые имеют меньшее разрешение, но могут хорошо работать в условиях плохой освещенности.

Фотограф Томас Пещак использует эту камеру для своей работы в самых экзотических уголках мира. Как правило, он применяет прочный водонепроницаемый кофр, так как большинство заданий связаны с погружением под воду.

Датчик: 12 MP, полный кадр.

В 2008 году Sony объявила о выходе камеры с датчиком полного кадра. 25 мегапикселей стоили 1100 долларов, при том что единственная камера с таким же разрешением от Nikon стоила около 7000 долларов. Еще одним важным достоинством Sony был уровень линз, которые производились компанией Zeiss. Штатный фотограф National Geographic Майк Ямасита купил камеру в числе первых и объехал с ней множество стран.

Датчик: 24 MP, полный кадр.

5. Рена Эффенди, Rolleiflex TLR

Рена Эффенди является членом клуба «двуглазых». Эти камеры могут показаться немного странными, но результат стоит того. Вот что говорит о своем фотоаппарате сама Рена: «Работа с Rollei заставляет меня быть медленным фотографом, что приводит к тому, что весь процесс становится более медитативным. Это тип камеры, с которой я не могу бежать или захватывать мимолетные моменты. Но эти ограничения дают свободу творчеству».

Датчик: 6×6, пленка типа 120.

6. Стив Винтер, Canon 700D

Canon 300D была первой по-настоящему доступной цифровой зеркалкой, потому что стоила около 1000 долларов. Оригинальная шестимегапиксельная камера по сей день имеет множество почитателей, среди которых автор National Geographic Стив Винтер. Сейчас он возит с собой в качестве запасной камеры 700D - современную версию 300D.

Датчик: 18 MP, кроп-фактор 1,5.

7. Анастасия Тейлор-Линд, Bronica SqAi

Анастасия Тейлор-Линд предпочитает медленный процесс съемки, как правило, с использованием среднеформатной зеркальной камеры Broinca. Цифровые фотоаппараты удешевили процесс получения качественного снимка, но сама Анастасия находит в работе с пленочной камерой медитативное удовольствие, которого не достичь с технологичными аналогами. Автор видит в числе преимуществ камеры квадратный видоискатель и положение съемки от бедра. Это позволяет лучше чувствовать композицию и делать снимки более верно.

Датчик: 6×6, пленка типа 120.

8. Джим Ричардсон, Nikon D800E

Когда Nikon, наконец, вступил в мегапиксельную гонку, он сделал ход 36-мегапиксельной D800. Джим Ричардсон предпочитает D800E, которая позволяет делать снимки удивительной глубины.

Датчик: 36 MP, полный кадр.

Многие фотографы почему-то считают, что портретная съемка - это нечто особенное, особый жанр высокого фотографического искусства. Но, тем не менее, мнение это можно смело считать ошибочным. К портретной фотографии можно отнести все те снимки, на которых присутствует человек. Это, например, и фотографии с домашних посиделок в честь дня рождения жены или ребенка, и просто снимок близкого для вас человека где-то на улице, на отдыхе… Всё это смело можно назвать портретом.

Начинающие, да и не только начинающие, фотографы в портретной съемке очень часто допускают ошибки. Вот об этих ошибках давайте сегодня и поговорим.

Ошибка первая. Никогда не снимайте портрет широкоугольником!

В общем то, можно, конечно, сделать портрет широкоугольным объективом. Но портрет этот будет весьма необычным и своеобразным и понравится далеко не каждому. Объектив с коротким фокусным расстоянием очень гипертрофировано передает перспективу. Проще говоря, те объекты, которые находятся ближе к вам, на снимке будут казаться намного большими, чем в реальности, и чем те, которые находятся дальше от объектива. На портрете, снятом широкоугольным объективом, нос модели будет очень крупным, подбородок скошенным, а на искаженном лицее будут нелепо «сидеть» весьма странные выпученные глаза.

Для того, чтобы человек на портрете получился естественным, снимать нужно объективом с достаточно большим фокусным расстоянием, при этом отойти от объекта съемки немного подальше. Такие приемы дадут вам на портрете нормальные пропорции лица портретируемого.

Объективом с фокусным расстоянием 50 миллиметров хорошо делать так называемые «портреты в окружении», когда человек находится, например, на своем рабочем месте и снимать при этом приходится с достаточно близкого расстояния. А вот погрудный портрет лучше будет сделать с объективом фокусным расстоянием 75-80 миллиметров. Но при этом нужно помнить, что если у вас камера с матрицей формата APS, то объектив с фокусным расстоянием 50 миллиметров будет в данном случае работать как 75-80 миллиметровый объектив. Вот почему китовый «полтинник» для съемки портрета будет очень даже хорошим выбором.

Конечно, длиннофокусником снимать портреты очень хорошо. Но при этом, правда, для работы вам потребуется несколько больше места, так как при съемке придется отходить достаточно далеко от портретируемого. Плюс ко всему, объектив с большим фокусным расстоянием дает на снимке красиво размытый фон, что при портретной съемке позволяет добиться акцента на лицо модели.

Ошибка вторая. Глаза вне резкости

В портрете самое главное - глаза. И они, естественно, на снимке должны быть резкими. Если вы фотографируете человека крупно при большом отверстии диафрагмы, для того, чтобы добиться минимальной глубины резкости, это особенно важно.

Маленькая глубина резко изображаемого пространства - это прекрасный способ акцентировать внимание зрителя на то, что вы считаете в портрете самым главным. Ведь зритель в первую очередь рассматривает самое резкое в кадре, и лишь потом его взгляд перемещается на менее резкие и вообще размытые участки изображения. Вот почему четкая фокусировка в портрете очень и очень важна.

Если вы снимаете портрет на маленькой глубине резко изображаемого пространства, то в зону резкости в первую очередь должны попадать именно глаза. И лишь потом - нос, к примеру, или уши.

Если вы обычно привыкли снимать в автоматическом режиме, то ваша фотокамера всегда сама за вас настраивала резкость. При портретной же съемке это дело лучше взять под собственный контроль и привыкать настраивать фокусировку вручную. Если вы боитесь, что не справитесь с этим - внимательно почитайте инструкцию к вашей фотокамере. Там должно быть подробно написано о том, как самостоятельно, без помощи автоматики, настраивать резкость, как подобрать оптимальную точку фокусировки объектива.

Ручной режим фокусировки хорошо применять и в том случае, если человек не находится в активном движении, а просто сидит и позирует вам. При этом камеру хорошо бы установить на штатив и снимать в режиме Live View, используя при этом максимальное увеличение. Увеличивать нужно конкретно глаза, резкость то вы будете наводить именно на них.

Фотографировать в режиме Live View со штатива хорошо ещё и тем, что в процессе работы сможете свободно общаться с портретируемым, и отвлекая человека на всевозможные разговоры, помочь ему расслабится и при этом незаметно делать и делать снимки.

Ошибка третья. Чересчур большая глубина резко изображаемого пространства

Фотографировать человека при маленьком отверстии диафрагмы - идея далеко не всегда самая лучшая. При узкой диафрагме на снимке всегда получается резкий задний план, а это, сами понимаете, очень существенно отвлекает внимание зрителя от главного в портрете, то есть от самого изображенного на портрете человека.

Намного более хороший результат даст фотографирование, например, при диафрагме F 5, 6. Даже если фон на портретном снимке будет размыт совсем незначительно, всё равно это выделит портретируемого из окружающего его пространства, и зритель всегда сакцентирует на нем свое внимание.

Ну, а если вы решите сделать фон ещё более размытым, то для этого вам будет необходимо несколько увеличить расстояние между портретируемым и фоном, на котором вы его снимаете. Для этого вам нужно будет попросить фотографируемого подойти к вам чуть ближе, а самому при этом отойти немного назад, для того, чтобы сохранить масштаб кадра.

Для того, чтобы добиться на портрете красивого размытого фона, также можно использовать длиннофокусный объектив. Как мы уже говорили сегодня, объективы с большим фокусным расстоянием имеют маленькую глубину резко изображаемого пространства при одинаковой с широкоугольниками значении диафрагмы. Но при этом во время съемки вам придется достаточно далеко отходить от портретируемого.

Ошибка четвертая. «Оленьи рога»

Самая, пожалуй, распространенная ошибка начинающих и неопытных фотографов, когда они фотографируют людей. Ее можно даже назвать классической. Причина ее - невнимательность того, кто держит в руках фотоаппарат. При съемке он просто-напросто не обращает внимание на задний план изображения. В результате такой оплошности, на снимке получаются люди с торчащими из головы различными предметами - ветвями деревьев, опорами уличного освещения, и многое другое. «Оленьи рог», как их называют старые фотографы прошлого века.

Как избежать этой ошибки? Да просто достижением, наработкой некоторого опыта в работе. Лучше фотографирует тот, кто фотографирует много - это ещё один афоризм профессиональных фотографов 20 века.

А ещё можно снимать портрет на широко открытой диафрагме. При этом фон будет достаточно размыт, и, естественно, предметы на фоне, которые при хорошей глубине резко изображаемого пространства грозили превратиться в «оленьи рога», будут находиться вне зоны резкости и не так страшны для вас.

Но все же самый главный способ избежать такой ошибки - внимание и ещё раз внимание при съемке. Если из головы портретируемого что-то торчит - сделайте шаг в сторону, и всё. Проблема решена.

Ошибка пятая. Очень маленькая глубина резко изображаемого пространства

уроки фотографии бесплатно

Сегодня мы уже говорили о том, что снижение глубины резко изображаемого пространства до минимальных значений бывает весьма эффектным приемом в портретной съемке. Например, если фотографировать при максимально открытой диафрагме, ну, скажем, f 1.8 длиннофокусным объективом с фокусным расстоянием 85 миллиметров, глубина резкости может снизиться всего до одного-двух сантиметров. Проще говоря, в резкости на вашем портрете будут только лишь глаза человека, а вот уши будут уже вне зоны резкости и получатся размытыми.

Всё это говорит о том, что при фокусировке в портретной съемке нужно быть очень и очень осторожным. И если уж вы так хотите избежать при этом ошибок, то диафрагму нужно будет немного прикрыть.

Ещё один способ избежать ошибок с фокусировкой при съемке портретов на маленькой глубине резко изображаемого пространства - это проверка получившегося изображения на экране вашей фотокамеры. При этом изображение нужно максимально увеличить.

Ошибка шестая. Неправильный выбор высоты точки съемки

Принято считать, что портреты лучше всего снимать с уровня глаз того, кто на этом портрете изображен. Но, впрочем, всё тут зависит от конкретной ситуации, от контекста. Например, детей можно снимать даже практически лежа на полу, чтобы подчеркнуть как бы детскую точку зрения на происходящее. Но если ваша цель - подчеркнуть именно то, что дети - маленькие, то и снимать их нужно с верхней точки. Таким образом, у зрителя возникнет ощущение естественного взгляда на детей взрослого человека.

При фотографировании взрослых нужно остерегаться съемки с точки, которая располагается ниже уровня глаз. Это порой в очень значительной степени увеличивает нижнюю часть лица и акцентирует внимание на двойном подбородке лица полного человека и на его ноздрях.

Детей и женщин принято фотографировать чуть сверху. При этом нужно попросить их направить свой взгляд чуточку выше. Это нужно для того, чтобы подчеркнуть красоту глаз портретируемого и сделать их на снимке более привлекательными.

Ошибка седьмая. Грубые резкие тени на фоне

Конечно, иногда такие тени играют в портрете определенную роль и бывают вполне уместными. Но обычно фотографы, да и портретируемые тоже, не любят такие тени. И поэтому вторые просят первых сделать их более мягкими.

Как уйти от этой ошибки (если, конечно, глубокая тень от человека - не является вашей целью)? Если вы снимаете портрет на улице в яркий и солнечный день, то для фотографирования лучше будет поискать более затененное место. Например, теневую строну здания, или просто попросить модель перейти в тень ближайших деревьев. Так же при съемке на улице можно применять рассеиватель, который нужно расположить непосредственно над головой модели. Это сделает свет, падающий на лицо портретируемого, более мягким.

Если вы снимаете портрет в помещении, то лучше применять не встроенную вспышку, а вспышку, расположенную вне вашей фотокамеры и работать с ней через синхронизатор. Такая вспышка может поистине творить чудеса, заполняя своим светом лишние глубокие тени и придавать образу портретируемого особую выразительность.

Кстати, при помощи вспышки так же можно акцентировать внимание зрителя на человеке, изображенном на портрете. Если свет вспышки слегка убавить, то фон будет освещен не так интенсивно, что несколько «оторвет» портретируемого от фона.

Восьмая ошибка. «Красные глаза»

«Красные глаза» - это отражение на сетчатке человеческого глаза сильного светового импульса вспышки, установленной в непосредственной близости от объектива. Это серьезная опасность при портретной съемке, ошибка, так же часто встречающаяся у неопытных и начинающих фотографов.

Этот эффект можно смягчить, применив при съемке специальную функцию, предусмотренную сегодня во многих цифровых фотокамерах. В этом случае вспышка, встроенная в фотоаппарат, перед основным импульсом выдает дополнительный, который служит для того, чтобы зрачок глаза сузился. А в момент собственно съемки, когда срабатывает затвор, вспышка дает второй импульс, который собственно и служит для освещения. Но к этому времени зрачок глаза портретируемого уже достаточно сужен, и свет вспышки не отражается в сетчатке.

Но, тем не мене, этот способ не всегда дает нужный эффект. Проще всего будет при съемке перенести вспышку подальше от объектива, так, чтобы ее яркий свет не отражался в сетчатке глаза портретируемого.

Ошибка девятая. Чрезмерное обилие деталей

При съемке портрета фотограф обычно стремиться к тому, чтобы глаза на снимке были резкими. И вряд ли кто хочет подчеркнуть недостатки кожи модели. Если вы снимаете портрет в формате JPEG, то вам следует обратить внимание на естественную, или нейтральную настройку цвета и активно ее использовать. В значительной степени усиливают цвет и мелкие дефекты кожи (морщины, например, или какие-нибудь прыщики…) режимы съемки с повышенным насыщением.

В формате PAW снимать портрет намного лучше, это позволит вам в дальнейшем достаточно хорошо обрабатывать изображения, обращая внимание при этом на тон кожи портретируемого, а, точнее, на насыщенность этого тона. Но, правда, при этом нужно остерегаться того, чтобы не довести этот тон до такой степени, чтобы человек казался бледным и больным.

Для того, чтобы удалить со снимка множество лишних и отвлекающих внимание деталей, можно, конечно, и посидеть часок-другой над ретушью… Не стоит повышать резкость в кадре непосредственно при съемке, лучше сделать это при обработке и избирательно, не трогать кожу портретируемого фильтром, повышающим резкость изображения.

Но и увлекаться ретушью тоже не стоит. Не нужно впадать в крайности. Иначе кожа лица модели превратится в силиконовую маску и человек даже может не узнать себя на созданном вами портрете.

Ошибка десятая. К сожалению, не последняя. Съемка с большого расстояния

Снимать людей с большого расстояния - также одна из самых частых и распространенных ошибок неопытных и начинающих любителей фотографии. При этом они даже не пытаются зуммровать объектив фотокамеры.

Если снимать портрет именно таким образом, то в кадре вокруг основного объекта окажется чересчур много лишнего, совсем не нужного свободного пространства. Например, огромная площадь неба над портретируемым, или излишне большое пространство земли, скажем, какая-нибудь лужайка, на которой вы фотографируете своего приятеля. Во многих случаях даже в таких условиях погрудный портрет или собственно только лишь лицо человека в кадре смотрится намного интереснее и лучше.

Но это совсем не означает того, что масштабные портреты в окружении большого пространства смотрятся хуже. Просто при съемке таких портретов нужно более точно планировать образ, который вы хотите создать в своей работе, подумать как следует над композицией. К сожалению, многие начинающие и неопытные фотографы часто забывают про это.

Портрет крупным планом, конечно же, всегда смотрится намного интереснее других портретов. Но тут нужно остерегаться перебора. Иначе вы можете получить не портрет, а обыкновенный снимок для паспорта. А это уже, согласитесь, совсем не интересно…

Вот и всё на сегодня. Успехов вам!

Лучшие фото для вдохновения

На многих популярных сайтах есть специальные разделы, где публикуются фотографии профессионалов. Вот несколько ресурсов, которые подскажут, где искать вдохновение:

  1. National Geographic Photography . Известен своими потрясающими снимками дикой природы.
  2. BBC News In Pictures . Возможно, немного консервативно, но очень качественно.
  3. Great Photojournalism . Сообщество профессиональных фотожурналистов.
  4. World Press Photo . Архив фотографий участников ежегодного конкурса, проводящегося с 1955 года.
  5. File Magazine . Журнал неординарных, бросающих вызов, снимков и иллюстраций.
  6. MagnumPhotos . Работы профессиональных фотографов агентства Magnum.
  7. Royal Photography Society . Галерея сообщества британских фотографов.
  8. Phase . Журнал с интересными проектами фотографов из разных стран.
  9. FlakPhoto . Коллекция индивидуальных снимков и фотопроектов.
  10. Unsplash . Галерея фотографий высокого качества.
  11. 500px . Популярный ресурс для фотографов.
  12. Pinterest . Довольно хаотичный ресурс, но при удачно сформулированном запросе может оказаться полезным.
  13. Inspirationgrid . Огромная коллекция качественных снимков.
  14. PlanetPics . Фотографии красивейших мест Земли.
  15. Weatherscapes. Сайт удивительных фотографий погодных явлений.

Обучающие материалы

Как и в любой области, в фотографии профессионалом может стать каждый, кто готов учиться. Бояться англоязычных ресурсов также не стоит: значения большинства терминов из этой области понятны интуитивно.

  1. Fototips.ru . Советы по выбору оборудования, съёмке, обработке.
  2. «Простые фокусы ». Ежедневные статьи по самым разнообразным темам для фотографов.
  3. Photo-Monster. Советы по фотосъёмке от профессионалов.
  4. «Культпросвет ». Раздел на сайте Photograher.ru со статьями по теории и практике и вдохновляющими интервью.
  5. Russian Photo . Уроки фотографии, разбитые по категориям.
  6. «Фотоиндустрия» . Уроки фотографии, обработки, ретуши.
  7. Photomotion.ru . Вдохновляющие советы.
  8. Prophotos . Большая коллекция уроков и инструкций.
  9. Digital Camera World . Полезные советы для фотографов.
  10. MorgueFile Classroom . Десять уроков по фотографии от фриланс-фотографа Джоди Костон.
  11. Photonet learning . Раздел с уроками от одного из самых масштабных фоторесурсов на английском языке.
  12. Photomanual . Просто о сложных вещах в фотографии.
  13. «Фотография для начинающих ». Основы фотографии для новичков в полном курсе на Coursera.
  14. Fujifilmru . Образовательный проект, из которого вы узнаете распространённые мифы о композиции. А ещё научитесь выбирать подходящий объектив.
  15. Photo-monster . Видеоуроки по разным направлениям фотосъёмки: от портретов до пейзажей.

Уроки по редактированию фотографий в Photoshop

Клубы производителей

2. Снимаем и обрабатываем

Обработка снимков на смартфоне

На самом деле существует множество альтернативных популярному Instagram приложений, позволяющих обрабатывать фотографии с помощью встроенных фильтров:

  1. VSCO Camera ( , iOS).
  2. EyeEm (Android , iOS).
  3. Pixlr (Android , iOS , WP8).
  4. PicsArt (Android , iOS , WP8).
  5. Adobe Photoshop Express (Android , iOS , WP8).
  6. Photo Editor от Aviary (Android , iOS).
  7. Repix (Android , iOS).
  8. Snapseed (Android , iOS).
  9. Afterlight (Android , iOS , ) - 35 рублей (Android), 0,99 доллара (iOS, Windows Phone).
  10. Mextures (iOS) - 1,99 доллара.

Софт для обработки фото на РС

Даже идеальные фотографии нуждаются в небольшой ретуши. Для этой цели существуют разнообразные платные и бесплатные программы:

  1. Photoshop . В представлении не нуждается.
  2. Lightroom . Ещё один продукт компании Adobe для обработки фото. Менее громоздкий, чем Photoshop.
  3. GIMP . Бесплатная альтернатива Photoshop, доступная для всех популярных ОС.
  4. Paint.NET . Довольно примитивный, но вполне подходящий для выполнения основных операций редактор для Windows.
  5. PixelMator . Мощный фоторедактор для macOS.

Онлайн-обработка

Провести многие базовые операции фотообработки можно прямо в браузере бесплатно и без установки дополнительного софта. Отличаются ресурсы только набором предлагаемых инструментов.

3. Публикуем

Публикация в своём блоге

Платные ресурсы зачастую позволяют создать настоящее портфолио и привлечь зрителей легко и быстро. Но и бесплатными пренебрегать не стоит.

  1. Facebook . Почему бы просто не создать альбом. Ограничений по количеству снимков нет, настройки приватности очень гибкие.
  2. «ВКонтакте ». Аналогично.
  3. LiveJournal. Широко известный ресурс, подходящий для ведения фотоблога.
  4. DeviantArt . Огромное мультидисциплинарное сообщество, в рамках которого фотографии отведён большой раздел с множеством подкатегорий.
  5. SmugMug . Здесь можно не только собрать портфолио из авторских снимков, но и получить доход от использования фотографий. Предлагается две недели бесплатного пользования.
  6. Esposure . Прекрасный ресурс для создания фотоисторий.
  7. Photoshelter . Одна из наиболее популярных платформ для создания онлайн-портфолио.
  8. Carbonmade . Очень милый ресурс для публикации своего портфолио с ограниченным количеством бесплатных фото.
  9. Flickr . Можно выкладывать фотографии в высоком разрешении и объединяться в группы по интересам.
  10. Google Photos . Надёжное хранилище для ваших снимков, есть возможность создавать альбомы и истории, чтобы поделиться ими с друзьями.
  11. Adobe Spark . Ещё один сервис, позволяющий создавать веб-страницы со своими фотоисториями.
  12. Behance . Этот сервис облюбовали дизайнеры, но здесь же можно рассказать о творческом процессе и поделиться своими лучшими работами.


Поделиться