Лучшие идеи для бизнеса на колёсах. актуальных идей бизнеса на колесах

Авто дом или как заработать на мечте путешественника. В нашей стране любителей необычного путешествия в специальных домах автобусах еще не так известен, как за рубежом. Это происходит потому, что у нас очень мало таких предложений для необыкновенных путешествий. Более того, многие считают, если появиться фирма, которая будет выпускать подобные дома на колесах, то люди станут пользоваться ей и зарабатывать.

Однако нужно, чтобы такой авто дом имел не высокую цену и высокое качество. Так же хорошо, если станут предлагать разнообразие этого товара. Это очень важно для бизнес идеи, о которой мы сейчас будем говорить.

Как переделать авто под дом?

Переделать автобус в дом для специалиста в этом деле, не сложно. Такое превращение начинается с демонтажа потолка, пола, стен. Это нужно сделать для звукоизоляции салона и чтобы защититься от холода или жары.

После происходит обустройство полученного «помещения». В нем вы должны еще разместить кровати, диван, стол, шкаф, холодильник и стулья. Важно так же сделать умывальник и душ не помешает. Надо не забыть и про туалет.

Еще стоит сделать освещение, обогрев авто и источниках питания. Чтобы совсем походило на дом, прикрепите телевизор. Это все можно поместить в маленьком автобусе. Кровать можно на день поднять к потолку, стулья и стол тоже можно убирать в стену.

Сколько можно заработать на авто доме?

Доход этой идеи очень приличный. Такое авто можно продать или сдавать в аренду. Подобные авто будут востребованы, потому что все больше людей, которые любят отдыхать, предпочитают во время отдыха быть независимыми.

За всю историю существования автомобиль примерил на себя множество ролей. В годы Генри Форда машиностроение стало массовым, а транспортные средства - доступными. Именно это позволило множеству людей завладеть автомобилями. Они использовались и продолжают использоваться не только для передвижения - в число назначений входит управление собственным бизнесом на колёсах.

Энтузиасты и изобретатели породили огромный спектр видов бизнеса, который объединяет одно - он завязан на автомобиле. Подобное явление можно встретить в любой стране. Предприниматели предлагают своим клиентам различные услуги начиная от кофейни на колёсах и заканчивая В России самыми популярными вариантами остаются общепит, передвижные магазины и ремонт автомобилей по вызову.

Наибольшее распространение бизнес на колёсах имеет в США и Европе. Люди привыкли видеть передвижной салон красоты, который курсирует вдоль пляжа - даже самые неординарные предложения находят спрос. Западные люди любят устраивать праздники на свежем воздухе, поэтому ни одна крупная встреча не обходится без кафе на колёсах или мобильной дискотеки. Оригинальная идея, адаптированная для нашей страны - передвижная баня.

Преимущества бизнеса на колёсах

Предпринимателю легче открыть и содержать именно мобильный бизнес. Этот формат позволяет иметь много клиентов, при этом не переплачивая за рекламу и не нуждаясь в оплате аренды здания. Если посетителей не хватает, то достаточно просто переместить автомобиль на новое место - это можно делать несколько раз в течение дня, находясь в том месте, которое привлекает больше всего народу.

Начать бизнес на колёсах можно буквально за месяц. Пакет документов подразумевает прохождение всего нескольких проверок, так как к автомобилям предъявляются меньшие требования. В качестве платформы может использоваться подержанная машина, оборудованная тем, что требует специфика бизнеса. За небольшие деньги можно получить полноценный аналог стационарной компании.

С учётом того, что сравнительно небольшие, доход получается довольно большой - вложения можно окупить примерно за полгода. В случае если приток клиентов недостаточный, можно просто переехать в другое место, так как автомобиль позволяет всегда быть в центре событий. Даже если предприниматель осознаёт, что это дело не его - машину и всё оборудование можно продать, потеряв минимальный процент, так как техника имеет высокую ликвидность.

Идеи бизнеса на колёсах

Столовая на колёсах

В этом случае может быть реализован как обычный общепит, в котором подают полноценный обед, так и закусочная или кофейня. Что касается фаст-фуда - это может быть пиццерия, хот-доги, бургеры, китайская лапша и множество других продуктов. В России также распространены блинные на колёсах. В таком виде бизнеса работу начинать желательно рано утром, когда большинство кафе ещё закрыты, а люди вышли на работу. Некоторые привыкли завтракать или брать горячий напиток вне дома, поэтому такой режим работы оптимален. Что касается места расположения, автомобиль может занять точку около метро, парка или крупной дороги в городе.

Передвижной шиномонтаж

Иногда водители попадают в ситуацию, в которой до не доехать - нет запаски для одного колеса либо пробито сразу несколько. Так, если у них нет знакомых, которые могут помочь сейчас, единственный вариант - шиномонтаж на колёсах. Для реализации такого вида бизнеса нужно не так много: небольшой грузовик вроде ГАЗели, оборудование для работы и некоторый опыт в переустановке покрышек и ремонте колёс. Эта идея для бизнеса актуальна даже в городе, в котором существует множество шиномонтажей. Довольно быстро водители осознают преимущество передвижного варианта. В будущем спектр услуг можно расширить, добавив мелкий ремонт или взятие на буксир.

Выездная аварийная служба

Коммерческие работники, осуществляющие ремонт на коммунальных объектах, широко распространены на западе. Несмотря на то что у них всё ещё существуют коммунальные службы, жильцы нередко прибегают к услугам передвижной аварийной службы. Это позволяет быстрее устранить неполадку. Опыт показывает, что власти и домовладельцы исправно оплачивают услуги автомобильной службы, хоть муниципальные работники делают это бесплатно - решающим фактором становится время прибытия. В России эта ниша в основном занята государственными службами, но частые проблемы с теплоснабжением не оставят без работы никого.

Обувная мастерская на колёсах

Этот вид бизнеса востребован во всех населённых пунктах от села до мегаполиса. Мастерская по ремонту обуви может располагаться в кузове небольшого автомобиля, украшенного соответствующей вывеской. Некоторые предприниматели почти постоянно находятся в движении, объезжая небольшие деревни и предлагая там свои услуги, а другие занимают выгодное место в городе и выполняют заказы в течение дня. Услуги могут быть самыми разными - от полировки до установления набоек. Аналогичная заключается в создании ремонта одежды на колёсах.

Передвижная гостиница

Для создания автомобиля, способного стать ночлегом для нескольких человек, потребуется автобус. Один американец сделал такую мобильную гостиницу, использовав старый подержанный автобус. В США, как и по всему миру, постоянно происходят различные события, которые заставляют жителей выезжать в другие города. Когда в одном месте собирается много людей, то владельцы обычных гостиниц, как правило, накручивают цены. Также может случиться распространённая ситуация - все места будут заняты. Именно в такой момент любителям зрелищ нужна помощь в виде жилища на колёсах. Для поиска клиентов нужно быть в курсе ближайших мероприятий.

Кинотеатр на колёсах

Для реализации этой идеи нужно приобрести или автобус. Так сделали два брата в российской глубинке. Они установили в КУНГ грузовика экран, проектор и сидения. Автомобиль оснастили автономным источником электрической энергии. Предприниматели ездят по сёлам и деревням, предлагая сеансы просмотра кино - в таких населённых пунктах обычно почти нет развлечений, поэтому желающих находится много. К тому же, жители подобных мест любят собираться вместе, а тем более показать, что они не хуже других и тоже идут на премьеру.

Передвижной клуб

Обычно выбор места для проведения праздника вне дома сводится к трём вариантам: пикник на природе, ужин в ресторане или вечеринка в ночном клубе. Разнообразить культурную программу призван клуб на колёсах. Это может быть как пассажирский автомобиль на небольшое количество мест, оборудованный столиками, аудиосистемой и прочими функциями, так и передвижной медиацентр, в котором устанавливается экран, проигрыватель и караоке. Подобная идея особенно актуальна в сёлах и деревнях, но среди горожан тоже будет спрос. Можно предлагать тем, кто выбирается на природу, свои услуги на свадьбу, день рождения, корпоратив или любое другое мероприятие.

Дом на колёсах

Бизнес по переоборудованию автобусов и фургонов в передвижные дома - очередная перспективная идея. Вариант является довольно затратным, но и окупается лучше. Мобильные дома можно сдавать в аренду либо самому выступать водителем, перевозя клиентов по их маршруту.

Передвижной детский парк развлечений

Идея может стать очень прибыльной, так как во всём мире родители не жалеют денег на развлечения для своих детей. Этим успешно пользуются многие предприниматели, предлагая всё новые аттракционы. В стороне не остаются и владельцы парков на колёсах - их услуги могут пользоваться ещё большим спросом, если фургоны будут правильно передвигаться между людными местами. Автомобили могут быть оснащены самыми разными функциями - киоск сладкой ваты, игротека с приставками и телевизорами, надувные арены и батуты и многое другое. Примечательно, что в России эта ниша бизнеса почти не представлена. Самое время начать действовать.

Баня на колёсах

Идея для бизнеса, основанная на русских традициях. Не удивительно, что именно наши соотечественники придумали оснащать кузова фургонов или грузовиков парилками и предбанниками. Этот бизнес пользуется спросом как у сельских жителей, так и у горожан - многие хотят собраться в компании друзей и хорошо провести время. Зимой передвижную баню можно расположить рядом с прорубью. Одними из первых такую модель реализовали предприниматели фирмы Газбаныч. Идея быстро стала популярной, и теперь компания производит свои оригинальные автомобили на продажу.

Итог

Идей для бизнеса на колёсах существует целое множество. С учётом того, что подобный проект не требует серьёзных вложений и быстро окупается, он является идеальным для начинающих предпринимателей.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Дом на колесах – это тип транспорта, являющийся одновременно жильем и средством передвижения. Свою популярность подобного рода жилье обрело в начале прошлого века.

По стандартам передвижной дом должен вмещать в себе восемь человек. Для каждого жильца предусмотрено свое спальное место, еще есть небольшая кухня. Остальные удобства и оборудование могут варьироваться зависимо от конкретной модели, но в большинстве случаев имеются также:


В более дорогих моделях есть санузел, состоящий из биотуалета (нередко заменяющего стул, что дает несколько дополнительных метров свободного пространства), умывальника и душа. Иногда передвижные дома оборудуются душевыми кабинками.

Обратите внимание! В автодоме водительское и пассажирское кресла подвижны, вследствие чего во время стоянки превращаются в дополнение к жилой площади. В хвосте зачастую оборудуется отдельная комната с U-образной мебелью.

История

Серийное производство передвижных домов было запущено в прошлом веке, хотя некоторые историки полагают, что были более ранние самодельные аналоги. Они представляли собой небольшие фургоны, оборудованные для проживания людей (преимущественно скотоводов).

Первый дом на колесах, установленный на обычное автомобильное шасси, был представлен в 1938 году компанией «Дженнингс».

Разновидности передвижных домов

Существует несколько классификаций автодомов. Так, по особенностям конструкции выделяют:


В зависимости от предназначения они делятся на:

  • те, что применяются в качестве долговременного/ постоянного жилья;
  • те, что применяются для путешествий.

В первом случае имеют место более комфортные условия, в то время как часто переезжающие конструкции крайне редко разделены на собственно жилую площадь и кабину.

Категории


Рассмотрим детально каждую из категорий.

С-класс

Малогабаритные дома, предназначающиес я для коротких путешествий. Обычно изготавливаются на основе внедорожников, поэтому на ночь кабину можно трансформировать в двуспальную кровать (при желании).

В-класс

Единственным отличием между ним и С-классом является спальное место – оно стационарно и располагается в хвосте транспорта. Пользуется большой популярностью среди молодых пар (по крайней мере, в Америке).

А-класс

Такие дома, внешне похожие на обычный автобус, являются самыми комфортными и, следовательно, самыми дорогими. Их строят на основе грузовиков, поэтому с точки зрения транспортной классификации они относятся к категории «С».

Они отличаются большим лобовым стеклом, фиксированным водительским креслом и выдвижными перегородками, образующими разные зоны и отдельные спальные места. Более того, подобные конструкции автономны, оборудованы генератором, имеют газ и большой запас воды.

Можно выделить несколько дополнительных категорий.


О названии

Под термином «автодом» (другое название – «кемпер») зачастую подразумевается автомобильный караван.

Обратите внимание! Кемперами называют вагончики В- и С-класса, в то время как домами на колесах – исключительно модели А-класса.

Также стоит отметить, что в отдельных странах все без исключения автодома называют винебаго.

Для превращения автомобиля в дом на колесах понадобится много сил и времени, а также соответствующее оборудование.

Обратите внимание! Вначале следует изучить этот вопрос с точки зрения законодательства. Разные регистрирующие организации по-разному воспринимают самодельные автодома, и будет неприятно, если транспорт в итоге окажется незаконным.

Этап 1. Вначале определяется количество жильцов и, исходя из этого, подбирается транспортное средство и внутренняя «начинка». Составляется детальный план конструкции – это можно сделать на бумаге, но лучше воспользоваться компьютером.

Этап 2. Далее расчищается кузов автомобиля. Если были выявлены вмятины, они удаляются, а отслоившаяся краска счищается. Оборудуется несколько окон (если их не было) в корпусе для освещения и поступления свежего воздуха.

Этап 3. Вырезаются вентиляционные отверстия и клапаны для подачи газа. Все участки «голого» металла покрываются грунтовкой для защиты от коррозии и агрессивного воздействия окружающей среды.

Этап 4. Дом отделывается термоизоляционны м материалом.

Обратите внимание! Для этого нужно использовать исключительно качественные материалы, экономить крайне нежелательно. Кроме того, материал, из которого изготовлены метизы (металлические крепежные элементы) должен быть аналогичным металлу кузова автомобиля – это для дополнительной защиты от ржавления.

Этап 5. Отделывается внутренняя поверхность автодома.

  • ковровое покрытие;
  • влагоустойчивую фанеру.

В боковые стенки вставляются толстые панели с набитыми планками для монтажа мебели. Характерно, что вначале лучше выровнять потолок, а уже после этого переходить к стенкам.

Этап 6. После установки мебели следует позаботиться о водоснабжении. Для этого можно установить под раковиной несколько канистр с водой и установить небольшие насосы. Кроме того, можно поставить большие резервуары – к примеру, для принятия душа.

Обратите внимание! Не стоит забывать и о сточных водах – для этого устанавливается еще один резервуар. В качестве туалета можно использовать обычную садовую конструкцию.

Этап 7. Для приготовления пищи и обогрева, как отмечалось ранее, лучше использовать газ пропан. Баллон размещается в нижней части кузова, равно как и дополнительное отверстие для вентиляции. Это объясняется достаточно просто: вес пропана больше, чем воздуха, поэтому в случае утечки подобные меры безопасности позволят предотвратить печальные последствия.

Этап 8. Остается лишь позаботиться об энергоснабжении. Оптимальный вариант – мощная аккумуляторная батарея, оборудованная наружным выходом для зарядки.

Передвижной дом из старого прицепа

Трейлер-прицеп у нас стоит порядка 500 000 рублей. Сумма внушительная, поэтому если есть возможность приобрести старый автомобильный прицеп, то можно соорудить небольшой автодом своими руками. Для этого потребуются:

  • прицеп (обязательно с крепким шасси);
  • деревянные элементы (рейки, бруски, вагонные доски);
  • фанера;
  • металлопрофиль (для кровли);
  • фурнитура, выполненная в одном стиле;
  • набор соответствующих инструментов.

Технология изготовления

Такой автодом будет представлять собой вагончик с двухъярусной кроватью в задней части. К слову, кровать лучше сделать на всю ширину конструкции – так она будет соединять боковые стены и усиливать тем самым жесткость. Эркерное окно будет изготовлено позже и оборудовано индивидуальным блоком. Дверь устанавливается голландского типа – она будет состоять из двух половинок.

Этап 1. Прицеп разбирается, шасси тщательно зачищается и покрывается антикоррозийной краской. Из сосновых досок сооружается рама, в соответствующих местах выпиливаются подпорки.

Этап 2. Из реек сечением 2х2 см сооружается каркас, в каждом углу дополнительно устанавливается дубовая рейка сечением 3х3 см. Сверху каркас обвязывается горизонтальной рейкой.

Желательно использовать вагонку различной толщины:

  • для боковых стенок – 6 мм;
  • для передней и задней – 19 мм.

Обратите внимание! Для термоизоляции можно уложить вагонку двумя слоями.

Этап 3. Пол укрывается фанерными листами. Для крыши используются брусья из тополя – они прикручиваются вдоль каркаса с шагом в 30 см. На брусьях фиксируется фанера, поверх которой стелется влагоустойчивый материал и металлопрофиль небольшого сечения.

Этап 4. В корпусе будет всего одно окно (если дверь не учитывать) – в верхней части задней стены. Окно желательно выполнить в виде эркера.

Дверной замок в подобных конструкциях расположен снизу, но можно поставить еще один – дополнительный – сверху. Кроме того, дверь оснащается небольшим створчатым окном.

Этап 5. Рекомендуется оборудовать стол, выдвигающийся из-под кровати (как было некогда в поездах Великой Британии). Для этого под кроватью формируются специальные ящики-рундуки. К слову, нижнее пространство также может быть использовано как спальное место.

Кроме того, из дерева строятся полки и съемная лестница.




Буква закона

Никакого дополнительного разрешения не требуется, если габариты дома на колесах не будут превышать:

  • 400 см в высоту;
  • 255 см в ширину;
  • 100 см в длину (без учета той части, которая не выступает за пределы прицепа).

Если габариты больше, то автодом перевозится по спецправилам (мигалки, сопровождение и т. д.). Разумеется, это относится только к трейлерам-прицеп ам.

Организация бизнеса на передвижных домах

На сооружении автодомов можно организовать собственный бизнес. Есть четыре варианта развития подобного бизнеса.

Вариант №1. Изготовление домов на продажу для летнего отдыха или проживания на даче. Серьезных материальных затрат это не потребует, т. к. дома будут упрощенной конструкции – к примеру, без утепления.

Вариант №2. Сдавать дома на колесах в аренду. Это относительно новый бизнес, а за все новое можно брать очень дорого. Количество автодомов в данном случае наращивается по мере роста клиентской базы.

Вариант №3. Делать передвижные закусочные или магазинчики.

Вариант №4, он же самый интересный. Заключается в создании автопарка и дальнейшем его использовании в качестве отеля. Здесь главное – разделить вагончики на бюджетные, премиум- и среднего класса.

Для более детального ознакомления с технологией строительства ознакомьтесь с тематическим видеороликом.

Видео – Дом на колесах своими руками

Как из увлечения путешествиями вырос успешный бизнес по продаже автокемперов

Несколько лет назад московский предприниматель Юрий Елашкин, владелец холдинга «Бизнес Связь» и страстный автопутешественник, решил приобрести автокемпер – дом на колёсах. Делом это оказалось довольно непростым, компании-дилеры – нерасторопными, но нашего героя это не остановило - он не только купил то, что хотел, но и разглядел в таком положении дел отличные возможности для создания нового бизнеса..

66 лет, предприниматель из Москвы, владелец холдинга «Бизнес Связь» , компании и ещё ряда проектов. Родился в Новосибирске, закончил Институт связи. В 80-е годы XX века работал в Министерстве связи СССР, организовывал первые телемосты с США при Михаиле Горбачеве. В 1991 году основал компанию «Бизнес Связь», которая предоставляет услуги телефонии, передачи данных, VOIP, доступа в интернет и т.д. В 2009 году запустил компанию по продаже автодомов «Автокемпер». Женат, воспитывает сына. Член правления Российского клуба караванеров.


Как всё начиналось

В 1991 году, когда готовились к визиту Рональда Рейгана, нужно было принять огромное количество корреспондентов со всего мира. На тот момент я уже организовал своё первое предприятие. В общем, собрал ребят и в гостинице «Россия» (сейчас гостиницы нет, её снесли в 2006 году – прим. редакции ) протянули 70 км кабеля. Так заработал свои первые деньги.

Потом случился путч 19 августа 1991 года. Американцы, которые привезли спутниковые станции, а инженеров не успели из-за визовых сложностей, попросили меня ими заняться. Я собрал ребят, сели на машины, поехали в Шереметьево, забрали эти станции и помчали к Белому дому. Там толпа людей, пробраться невозможно. А рядом – здание СЭВ. Мы сунулись туда, чтобы установить станции на крышу. Охранник нас пускать не хотел. Я, как сотрудник Министерства связи, пригрозил увольнением, в итоге всё установили.

Приехали корреспонденты, стали оттуда передавать репортажи. Но когда началась стрельба, стало страшно. Так наша компания прошла, можно сказать, боевое крещение.

Выполнив свою инженерную задачу под пулями, мы заслужили доверие тех американцев, они потом стали работать именно через нас. Так мы стали зарабатывать

Когда в этом же здании у нашей фирмы появились свои помещения, кто только не «сидел» у меня на этих этажах: и телеведущий-культуролог Станислав Бэлза, и композитор Юрий Саульский, и Эдуард Сагалаев со своим ТВ-6. А этажом ниже, под моим кабинетом, располагался Григорий Явлинский со своей фирмой «Эпицентр». Это всё лирика, конечно, но вот так я начался как бизнесмен.

Потом случился второй путч 1993 года. Наше здание захватили баркашовцы. 3 октября я был за городом и ничего не знал, мне позвонила обезумевшая от страха мама одного из моих сотрудников. Приезжаю: в нашем здании вооруженные люди, какой-то в дымину пьяный колоритный субъект, похожий на революционного матроса, лифты уже разворочены, и я под конвоем этих пьяных бунтарей с оружием пошёл пешком на 30-й этаж.

Прихожу – там мои ребята-сотрудники и иностранные корреспонденты. Все двери кабинетов взломаны и прострелены очередями. Ничего не мешало им нас прямо там положить, если бы не присутствие американских журналистов. Их, разумеется, тронуть побоялись, и поэтому всех за компанию припугнули, но отпустили. У меня при этом забрали документы, но главное, жизнь оставили.

А потом началась просто рутинная работа, и она продолжается. И первая моя компания «Бизнес Связь» - до сих пор основное направление моего бизнеса.

Дом и авто в одном «флаконе»

Потом в моей жизни появилась любимая женщина Оля - и в 2000-м мы поженились. И так получилось, что нашим общим хобби стали путешествия. Мы много ездили вдвоём на автомобиле по городам и весям – по Золотому Кольцу, в Питер, в Европу. Ради этих поездок я приобрёл минивэн.

Надо сказать, что, конечно, я видел автодома и раньше, но как-то никогда не представлял, что называется, себя в них. И вот, в 2008 году, во время путешествия по Германии, где мы были уже с маленьким сыном, я как-то по-другому взглянул на возможность путешествия с семьёй именно в автодоме.

В Мюнхене объездил несколько дилерских центров, присматривался. В итоге остановился на трёх приглянувшихся вариантах. Привожу Олю, она смотрит на них и говорит: «Нет, не эти, давай вон тот». Я уже потом понял, что женщины и мужчины совершенно по разному видят это приобретение, в чём позже неоднократно убедился на своих клиентах.

Конечно, автодом - это дорогая история. Это не та покупка, которую делают спонтанно, люди выбирают его по нескольку месяцев

Обычно мужчина как выбирает автодом? Как автомобиль. Он методично сравнивает цены и технические характеристики, оценивает дизайн. В итоге, останавливается, наконец, на паре вариантов. А женщина выбирает автодом как жильё для семьи. И это тоже правильно.

Дело в том, что автодом – это одновременно и дом, и автомобиль. Поэтому мужчина видит его, прежде всего, как машину, а женщина - как дом. В итоге всё происходит так, как хочет женщина.

…Выбрав, наконец, наш первый автодом, мы столкнулись с неожиданной трудностью. Я обратился к одним, другим, третьим дилерам в Москве и Питере. Время шло – машину мне упорно не везли. И тут я понял, что это отличная ниша для бизнеса, потому что при таком уровне сервиса, считай, что конкуренции и нет.

К продажам «прикрутили» и сервис

Вот так и родилась компания «Автокемпер». Что касается того автодома, то в итоге всей организацией транспортировки занимался я сам. Это был отличный опыт, я понял, что хочу развивать это направление. Зарегистрировать компанию было делом недолгим.

  • Компания - крупнейший российский импортёр и продавец техники для караванинга и активного отдыха. Работает с 2009 года, реализует европейские и американские дома на колёсах премиум-класса и комфорт-класса, осуществляет постпродажную поддержку, продаёт аксессуары и допоборудование для кемперов.
Я начал свой новый бизнес в условиях кризиса 2008-2009 годов, что я считаю удачей, поскольку первую партию автодомов я купил на выгодных условиях у итальянской компании. Одновременно с этим мы расположились во вновь построенном торговом центре на МКАДе, куда я пригласил всех конкурентов-«одноклассников», которые продавали яхты, мотоциклы и, кстати, автодома. Так сформировался центр техники для активного отдыха «Декстер», где и открылся салон продаж моего «Автокемпера».

И вслед за этим, конечно, встал вопрос сервисного обслуживания такой специфической техники и возникла необходимость искать хороших мастеров – а это штучные люди, конечно.


Автодома – такое приобретение, которое постоянно нуждается в доработке. И если клиент купил у нас какое-то средство передвижения, он остаётся с нами на долгие годы. Автомобиль надо ремонтировать, переоснащать, а если клиент решил его продать – это происходит через нашу же компанию. Так что у нас есть, можно сказать и вторичный рынок автодомов.

В общем, начали мы просто с продаж, а следом возникло ещё одно направление – цех по переоборудованию.

Кто в домике живёт?

В Европе и Америке покупатели автодомов – это чаще всего люди пенсионного возраста. В России же, как правило, это активные состоявшиеся люди 30-40 лет, которые уже обзавелись семьёй.

У нас разные клиенты. Есть люди, например, с ограниченными возможностями. А значит, машина потребует переоборудования. Да и, кстати, автодома приобретаются не обязательно для отдыха, но и для других задач - покупают мотоспортсмены для поездок на соревнования, покупают предприниматели, которым нужны мобильные офисы. Один из наших клиентов – православный батюшка, ему автодом понадобился для поездок по епархиям. Другой – зубной врач, удивительный человек, который сам являясь инвалидом, ездит по отдалённым поселкам и оказывает их жителям стоматологическую помощь. Сейчас стала модной тема фудтраков кафе на колёсах, и это тоже наши клиенты, например, «Чайхана».

Как в нашу компанию попадают клиенты? Часто бывает так, что активно путешествующие люди видят за границей или в нашей стране подобные дома - и загораются идеей попробовать самим такой вид отдыха

Кроме того, компания «Автокемпер» является организатором профессиональной выставки караванинга и активного туризма Caravanex - и совместно с парком «Сокольники» проводит её уже 6 лет подряд. Это даёт не только публикации о компании в СМИ, но и увеличивающийся поток клиентов в этот период.

Ещё один хороший канал продаж - арендаторы автодомов. Мы ведь сдаём автодома в аренду, и многие автотуристы, возвращаясь из путешествий, уже не могут расстаться с домом - и покупают его. В качестве справки: средняя стоимость аренды автодома на четыре-шесть мест составляет 9-10 тысяч рублей в день.

Цена вопроса

Когда я начинал бизнес, турпутёвка, например, в Турцию на семью стоила в среднем 150 тысяч рублей. А легковой подержанный прицеп можно было купить тысяч за 300.

Прицеп – очень удобная вещь и для путешествий, и просто для дачной жизни. В нём, например, гостей можно поселить. Или самим жить, если, к примеру, идёт строительство дома или ремонт. Очень бюджетно – такой прицеп прослужит верой и правдой 10-20 лет. У нас цены на новые прицепы начинаются от 400 тысяч рублей.

Что касается нынешних цен на полноценные автокемперы, то автодом отечественного производства стоит от 4 млн. рублей, импортный автодом среднего класса – от 5 млн. рублей, а, например, дом на колёсах премиум-класса Dethleffs Premium Liner – больше 13 млн. рублей.

С начала работы компании было продано более 100 автодромов и прицепов.

О безопасности

На тему безопасности я могу говорить с полным правом, потому что мы очень много путешествуем с семьёй – можно сказать, что мой сын вырос в автодоме.

Приезжаем, например, в Суздаль, встаём на центральной площади (автодом может стоять там же, где разрешено другим автомобилям). И разве это не прекрасно – и ведём свой привычный быт, и живём в самом сердце старинного города?! Людям, конечно, любопытно, что это за средство передвижения, особенно мальчишкам, они ходят вокруг, обсуждают, но внутрь, разумеется, никто не лезет.


Конечно, в путешествиях нужно соблюдать разумные меры предосторожности – в частности, выбирать для ночёвки безопасные места – рядом с гостиницами, торговыми центрами или отделением милиции. В чистом поле, конечно, где вокруг на километр ни души, не стоит останавливаться.

Кстати, автодома почти не воруют, потому что их очень трудно продать – сильно узнаваемая вещь, доедешь только до первого поста ГИБДД.

О комплексном подходе

С ростом числа владельцев автодомов мы начали строить кемпинги, где путешественники могут остановиться на отдых и ночлег. Первый наш кемпинг построен в Сокольниках, сейчас туда приезжают караваны со всей Европы - по 10, 30, 40 машин. Мы принимаем их каждый год. В сентябре 2016 года мы запустили ещё один сити-кемпинг - в Коломне.

Для оборудования кемпингов мы имеем собственный цех мобильных домиков. Они отличаются от автодомов тем, что в них нет душа и туалета. Но зато есть кухня и 3-4 спальных места. Кроме того, наша компания производит жилые модули для пикапов, они изготавливаются на одном из заводов в Самаре, где нашлись прекрасные специалисты и производственная база.

Всего в нашей компании работает около 50 человек - это менеджеры по продажам, автомастера, инженеры. Поскольку автодрома наполовину состоят из мебели, то появилась потребность организовать свой специализированный столярный цех. Все люди работают в штате, это штучные специалисты, которых мы долго выбирали или самостоятельно обучали.

Когда мы начинали, у нас были 2-3 компании-конкурента в Москве и 3-4 в Питере. Сейчас многие из них закрылись, всех игроков можно пересчитать по пальцам одной руки. Но, кстати, я вовсе не рад, что конкуренции нет, это плохо. Конкуренция нужна для здорового развития бизнеса и для развития рынка.

Главный секрет «Автокемпера» - в комплексном подходе. Чтобы такой бизнес был на плаву, необходимо развивать несколько взаимокомпенсирующих направлений. Все они находятся в стадии роста, поэтому любая поступающая прибыль немедленно реинвестируется в развитие и расширение всех направлений бизнеса.

Невозможно жить только на продажах, только на производстве или только на строительстве кемпингов. А в структуре единого предприятия всё нормально функционирует. Допустим, мы не продали автодом – значит, сдали в аренду; если не продали домики собственного производства – значит, сдаём их в аренду в нашем кемпинге в Сокольниках. Они, кстати, пользуются спросом, сейчас таких домиков там стоит порядка 15-20 штук, и на проживание в них даже существует очередь.

У наших направлений разная сезонность - и если мы летом или зимой проседаем в одном, то поднимаемся в другом.

«Готовые инструкции только сбивают прицел»

Я не зацикливаюсь на прибыли – мне интересно развитие бизнеса. Кстати, за свою жизнь я не написал ни одного бизнес-плана. И не напишу, наверное. Я стараюсь делать то, что мне интересно. Деньги никогда не были для меня самоцелью, они всегда средство.

Мне очень нравится, что «Автокемпер» - это не просто продажа домов, но и пропаганда такого вида путешествий, как караванинг. Мне интересно двигать именно новые идеи, осваивать новые пространства. Пусть даже приходится «греть» рынок своими идеями и деньгами.

Мне скучна рутина: отлаженный и настроенный бизнес для меня не так интересен, как новый

Всегда очень важно найти единомышленников и хороших специалистов. И как только они находятся, то я излагаю им свою идею и даю карт-бланш – а дальше начинается уже зона ответственности другого человека.


Я не знаю что такое тайм -менеджмент. Мне очень скучны книги по бизнесу, все эти методики эффективного управления. Я считаю, что готовые инструкции только сбивают прицел. Не будем забывать, что у нас такая страна, где правила игры быстро меняются. Хотя, конечно, есть разные предприниматели, и каждый привык вести дела по-своему. В общем, на эти книжки мне жалко время тратить. Зато я с удовольствием прочел биографию Джобса или прозу Алексея Иванова, замечательного уральского писателя.

Просто вместе

Моя жена Оля активно помогала мне в период становления предприятия. Она занималась брендингом компании с самого начала. Под её руководство был создан логотип и придуман слоган «Автокемпера» - «Весь мир за твоим окном». Мы вместе создавали сайт, рекламные буклеты.

Мы с женой всегда вместе, в любую точку мира в командировки я езжу с ней. Мы вместе на всех выставках и мероприятиях, после посещения которых жена неоднократно писала статьи по нашему профилю. Кроме того, Оля - дипломированный психолог с несколькими образованиями и её профессиональные знания очень помогают, когда бывают чисто человеческие ситуации, в которых мне сложно разобраться.

Большую роль в нашей жизни играет наша общая страсть к путешествиям - нам скучен потребительский отдых. В любой точке мира нам важно «взять языка» - найти местного жителя, который покажет нам настоящую жизнь этого места. Так, например, мы три раза были в Грузии, где познакомились и подружились с замечательными людьми, которые показали нам страну.


…Когда я ещё был холост и строил свой дом в Одинцово, то соорудил там деревянные подмостки. Зачем - сам не знаю, я не пою, не танцую. Но у друзей-соседей были детишки, которые занимались разными искусствами, играли на скрипках, танцевали и т.д. И как-то мы решили устроить праздник детского творчества. Был назначен день, к нему начались репетиции. Однако в день праздника взрослые переключились на шашлыки - и первый фестиваль с треском провалился.

А потом я нашел Олю, свою музу, и в один из подмосковных вечеров нам с друзьями пришла идея инсценировать рассказы Чехова. Так мы устроили первый фестиваль, приурочив его к первой годовщине нашей свадьбы. И теперь ежегодно проводим такой фестиваль, вот уже шестнадцать лет, каждый год выбирая новую тему. Потому что уже нельзя отказаться от этой затеи – друзья ждут.

Кстати, в фестивале могут принимать участие все желающие. Для этого нужно два обязательных условия - выступать на сцене и быть при этом непрофессионалом. Просто зрителей мы не принимаем - ты обязательно должен выйти на сцену сам. В первом фестивале участвовало девять человек, а самый большой собирал около ста.

Конечно, главный организатор, муза и душа фестиваля – это моя Оля. А я – так, просто машинист сцены.

В разговорах о судьбах российского туризма не раз приходилось слышать мнение зарубежных специалистов: если б вы, русские, научились использовать туристские богатства, которыми владеете, то могли бы оставить в покое свои нефть и газ. Они-то у себя "из камня сок выжимают" и отлично видят, что можно было бы сделать у нас.
По оценкам Всемирной Туристской Организации, в течение последних примерно десяти лет происходит явно изменение приоритетов: десятки миллионов любителей путешествий устремляются в страны Восточной Европы. Туристу стало скучно и тесно в сплошь урбанизированной, унифицированной и регламентированной Европе, романтика - исчезла. Но что можем предложить мы? Сегодня туризм по России - вполне востребованный продукт, и столичные туроператоры почувствовали это уже в полной мере. Знают они и о том, что люди, побывавшие в Москве и Санкт-Петербурге, всерьез интересуются возможностями поездить по регионам. Вот только посоветовать им почти нечего. И не потому, что нет ничего привлекательного. Все дело в том, что пакет туристических услуг для желающих взглянуть на Россию настоящую отсутствует как таковой. Однако по оценкам экспертов, в ближайшее время до 40–60 миллионов туристов ежегодно будут испытывать тягу к нашей стране. Это - платежеспособный спрос, который, по всем законам, должен сделать данный сегмент рынка одним из весьма перспективных.

Россия всегда манила воображение западного человека. Для нас это, может быть, и странно, но о России думают. О ней даже мечтают. Культура - наш важнейший национальный ресурс. Самое время воспользоваться им в полной мере. Однако поездки по стране для иностранцев, как и сто лет назад, практически невозможны. Отечественные культурные и исторические центры, многочисленные природные достопримечательности рассредоточены по огромной территории с крайне неравномерной плотностью населения и, мягко говоря, слабо развитой социальной сферой. За исключением главных мегаполисов, в России - в отличие от Европы - нет концентрации культурно-развлекательных центров и комплексов, вокруг которых могла бы забурлить туристская жизнь.

На пространствах наших, как ни гонись за Европами, гостиниц не настроишься! Кроме того, придорожные отели надлежащего уровня, принимающие туристов на одну ночь, да еще и с поправкой на сезонность, не могут быть рентабельными. В итоге многие национальные памятники культуры, расположенные в глубинке и не менее известные столичные достопримечательности практически недоступны для инстранцев.

Добраться до многих наших туристических сокровищ - проблема. А добравшись, трудно обнаружить на месте хоть что-то, напоминающее сервис. Впрочем, в мире туристического бизнеса давно отработаны разнообразные технологии, многие из которых с успехом могут быть применены и у нас.

В 1991–1996 годах автору довелось принимать непосредственное участие в реализации уникального для России проекта. Одна из швейцарских туристических компаний средних размеров (к тому времени уже имеющая опыт работы на российском рынке туруслуг) решила осуществить дополнительный рекламный проект и организовать туры по горному Алтаю с использованием автокемперов, или, проще говоря, "домов на колесах".

…Когда, несколько позже, мы демонстрировали самой разной аудитории построенные на базе отечественных грузовиков комфортабельные "гостиницы на колесах", почти никто не верил, что сделаны они у нас. Один высокопоставленный московский чиновник, детально осмотрев автокемпер на базе шасси "Газели" и получив подробные ответы на все вопросы, все-таки поинтересовался: "Так это в Германии сделано?" Тем временем туристов из Европы происхождение наших машин не интересовало совершенно. Важными для них были, скорее, знакомые принципы обустройства жилых салонов, привычное расположение и вполне узнаваемый вид панелей управления бытовыми системами.

Алтайские туры показали, что развитие массового туризма в России на основе применения "домов на колесах" во многих случаях не имеет альтернативы. Ведь инфраструктура туризма, в центр которой поставлен "дом на колесах", не требует капитальных затрат на строительство гостиниц, новых коммуникаций.

Во-первых, этот вид туризма по определению состоит из чередования автопробегов с остановками для отдыха, осмотра местных достопримечательностей и всякого рода развлечений. Во-вторых, автокемперы обеспечивают высокую степень автономности и комфортное, независимое от внешних условий существование во время всего путешествия. В-третьих, к любой достопримечательности все же ведет хотя бы проселок, а значит, стандартный "дом с мотором" сможет туда добраться. Ну и наконец, путешествия на автокемперах могут стать импульсом к появлению впоследствии базовых центров туризма, которые будут обустраиваться уже традиционным способом - с отелями, ресторанами, релаксационными центрами…

Впрочем, чуть подробнее - об алтайском опыте. Вообще-то, сам по себе пункт назначения - Алтай - стал выбором наших швейцарских партнеров. Рекомендации европейской туристской ассоциации сводились к двум основным аргументам: этот район России характеризуется практически абсолютной экологической чистотой и девственной природой. Удаленность от центральной части страны, необходимость внутренних перелетов и связанное со всем этим удорожание туров не изменило намерений руководства компании. В итоге по дизайн-проектам, которые учитывали эргономические требования, предъявляемые за рубежом к интерьеру "домов на колесах", на российских предприятиях было построено пять "трекмобилей" с необходимой степенью автономности. Причем в качестве базовых взяты шасси от российских грузовиков Газ-66 и Урал-4320. Цена самих шасси и запасных частей была значительно ниже, чем у иностранных аналогов. Наконец, правильность такого выбора для алтайских туров позже полностью подтвердилась.

Маршрут пролегал по живописным и почти безлюдным просторам горного Алтая с посещением жемчужины южной Сибири - Телецкого озера. В преодолении перевалов, рек вброд, участков бездорожья и, наконец, технического обслуживания в условиях отсутствия решительно всякой цивилизации, наши внедорожники показали себя с самой выигрышной стороны. Полторы тысячи километров туристы проходили за 12 дней, так что вместе с перелетами продолжительность одного тура составляла 14 дней. Каждый заезд сопровождали двое механиков, врач, переводчик и общий руководитель, который имел радиосвязь на случай экстренной необходимости, хорошо знал местность и особенности маршрута. Поначалу мы очень беспокоились, смогут ли иностранные туристы управлять нашими армейскими грузовиками, так что для обучения этому программой тура был отведен один день. Однако на практике удавалось уложиться в один час! Случалось, за рулем оказывались и женщины. Было даже такое: приехал инвалид-колясочник с женой. Взявшись за поручни, он самостоятельно поднимался на борт "трекмобиля" и, тем более, мог свободно передвигаться внутри жилого салона, придерживаясь за жестко связанную с полом и стенами мебель. Увы, самостоятельно управлять машиной он не мог, но за руль без тени сомнения, отклонив предложения наших механиков о помощи, села его жена. Запомнились горящие нетерпением глаза швейцарских туристов - им хотелось быстрее начать движение по маршруту. Примечательно, что среди туристов были все возрастные группы - от студентов до пенсионеров.
Наблюдая за гостями и общаясь с ними, я все больше понимал, что главный восторг у них во время путешествия по России вызывало чувство первооткрывателей и ощущение свободы. В конце каждого заезда перед отлетом в Москву устраивался прощальный вечер с общим застольем, переполненным трогательными "иностранными" эмоциями. Известно, что наши люди гостеприимны и относятся к туристам как к родным и близким. А это вызывает признательность и желание вернуться. Вот только каждый раз все труднее было отвечать на вопросы, когда в центре и других частях страны появятся такие же "дома на колесах", будут разработаны новые маршруты, чтобы можно было ездить по всей России.

На такие путешествия есть немалый спрос. А поскольку применение "домов на колесах" на различных шассийных базах позволяет организовать маршруты и маршрутные сети в любом регионе страны, где существуют хоть какие-то дороги и возможна заправка автомобилей, рынок этот имеет неплохие перспективы. Надо сказать, что, с учетом алтайского опыта, с одной стороны, и естественной нацеленности любого бизнеса на максимальную эффективность, с другой, становится совершенно ясно: интеграцию российских территорий в европейское туристическое пространство предпочтительнее начинать с региона, расположенного между центром и западными, а также северо-западными границами страны. Отработанные в этом регионе туристские технологии с использованием "домов на колесах" помогут минимизировать ошибки и облегчить пуски маршрутов в других местах. Города Золотого кольца, Ленинградская, Псковская, Новгородская, Смоленская, Архангельская и многие центральные области обладают значительным, но крайне слабо используемым туристским потенциалом. А ведь есть еще дельта Волги на юге, Валаам на севере, "Столбы" в Красноярском крае, Байкал, Камчатка, Приморье…

Но… какова же цена вопроса на начальном этапе? Ответ зависит от выбранного подхода к реализации конкретного проекта. Здесь все определяют не только объем денежных вложений, но и различия во вкусах и пристрастиях, а также территориальная принадлежность, местные туристские ресурсы, видение перспектив дальнейшего развития. Продумав все детали конкретного маршрута, составив его описание и нанеся на местную карту, необходимо определиться с количеством машин. "Дома на колесах", разумеется, можно купить в Европе. Но в этом случае к цене придется прибавить стоимость запчастей и техобслуживания базовых автомобильных шасси иностранного производства, сервис которых должен быть доступен в любой точке маршрута и без задержек.

А можно поступить иначе. Наш опыт включает постройку нескольких прототипов туристских автокемперов на базе "Газели", тогда как комплекты бытового оборудования, материалы для его монтажа и специализированные аксессуары, устанавливаемые на борту, закупались в Европе. Работы по изготовлению кузовов и общую сборку по заказу выполнил один из российских автобусных заводов.

Швейцарцы находили, что автокемпер на базе "Газели" - это совершенно стандартный туристский "дом на колесах" с четырьмя спальными местами, который ничем не отличается от привычных для иностранцев машин. Стоимость изготовленного таким способом кемпера составляла около 37 тысяч долларов, что несколько ниже аналогичной импортной модели на базе, например, "Форд-Транзит". Впрочем, здесь могут быть разные аргументы и различные решения. В любом случае на приобретение парка, скажем, из десяти машин потребуется около 370–400 тысяч долларов, а минимальный маркетинг и рекламная кампания одного-двух первых российских туров в "домах на колесах" - не менее 150–200 тысяч. Если издержки и риски оценить в 35–40%, это потребует еще примерно 220 тысяч вложений на пусковом этапе.

Основные факторы, влияющие на сроки окупаемости проекта, - это, конечно же, количество автомобилей, работающих на маршруте, продолжительность и сезонность туров, а также коэффициент заполняемости машин. Опыт алтайских туров, где одновременно работало всего пять автокемперов, а продолжительность заявленного сезона составляла 3–3,5 месяца, показал, что при увеличении сезона хотя бы до 5–6 месяцев (учитывая независимое отопление автокемперов), это вовсе не предел. Вложенные в проект деньги могут быть возвращены за 2–2,5 года или даже раньше, все зависит от правильности действий.

Внутренний туристический рынок в России пробуждается, к большому сожалению, очень медленно. А ведь к нам уже стучатся и в окна, и в двери миллионы желающих, чтобы увидеть, услышать, испытать… Они готовы хорошо платить за это, ведь мы в их представлении - непознанный, полудикий мир, создавший, однако, многие страницы мирового искусства и науки. В этом, парадоксальном для западного обывателя сочетании, возможно, и заключается главный "русский магнетизм".



Поделиться