Тренинг на снятие эмоционального напряжения и стресса. Психологический тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения

Тренинг для педагогов: «Снятие эмоционального напряжения»

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья педагога.

Задачи:

    познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

    создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

    совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Организация тренинга: группа педагогов от 15 до 20 человек .

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 90 минут.

Ведущий тренинга: педагог-психолог Захарова В.А.

Ход проведения тренинга

Вступление. Актуальность выбранной темы.

Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Именно этим мы сегодня будем заниматься.

Основная часть.

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

1.1. В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

Или Вы чувствуете усталость?

Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.

1.2. Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета» ( )

Карточки «Значение цвета» Приложение 1

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

1.3. Упражнение «Знакомство»
Каждый по кругу продолжает фразу: «Я - та (тот), которая (который)...»

1.4. Упражнение «Молекула»

Все участники свободно перемешаются по кабинету. Психолог называет: «Двухатомная молекула». Педагоги образуют пары и проговаривают:

Я великодушная!

Да, ты великодушная, а еще красивая!

Аналогично психолог просит сделать трехатомные, четырехатомные и пятиатомные «молекулы», а преподаватели стараются образовать группы и пообщаться со своими коллегами.

А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

1.5. «Учитель соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата».

Труд учителя – это каждодневная работа не только с учащимися в школе, но и регулярная работа над собой.

1.6. Психолог называет тему и цели психологического тренинга.

2. Снятие эмоционального напряжения.

Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

2.1. Аутотренинг и ароматерапия .

Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.

Эфирное масло «Апельсин» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости.

Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова АТ ( ).

Аутотренинг Приложение 2

Звучит музыка. Психолог проговаривает слова.

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…

Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…

Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.

Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.

2.2. Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

Мы сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так : В одном прекрасном городе жила замечательная семья…

Каждый учитель по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.

Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными. Но такого не бывает!

Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации.

Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.

2.3. Тест «Скрытый стресс» ( ) .

Приложение 3

Тест «Скрытый стресс»

Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.

1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.

3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

5. Если кто-то без причин повышает голос.

6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.

9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.

Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.

Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов. Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.

2.4. Упражнение «Корзина Советов».

Каждый учитель по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы ( ) .

Приложение 4

Как преодолеть стресс? «Корзина Советов»

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.

По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний человека связано со стрессом.

Упражнение «Назови эмоцию». Участники встают в круг, бросают мяч друг другу, называя положительные эмоции, затем отрицательные. Убеждаются, что отрицательных эмоций намного больше и делают соответствующий вывод.

Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение, но учителю необходимо постоянно регулировать своё настроение.

2.5. Снятию стресса помогают как смех , так и слёзы.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

2.6. Биоэнергетическое исцеление.

За последнее время многие стали прислушиваться к биоритмам, к типу погоды, к гороскопам на каждый день. Энергия космоса чиста и одинакова, но распределяется среди людей по-разному, по уровню их духовности.

Вокруг каждого человека есть невидимая аура, которая представляет его духовную территорию. Вторжение в эту территорию вызывает у нас неприятные чувства (раздражение, дискомфорт, негодование, душевную боль).

Известно, что многие болезни возникают от нарушения энергетического баланса. Когда на одном участке тела энергия в избытке, на другом – её не достаёт. Например, если избыток энергии в железах внутренней секреции, то нарушается гормональный обмен.

2.7. Упражнение «Арттерапия».

Звучит космическая музыка.

Желающие подходят к столу, где подготовлены краски, кисти, гуашь, ватман, баночки с водой. Начинают рисовать, выражая свои ощущения от музыки в рисунке ( ).

Упражнение «Арттерапия». Звучит космическая музыка.

Остальные участники тренинга закрывают глаза. Психолог даёт установку: «Вообразите себя центром Вселенной. Сосредоточьте внимание только на себе. Почувствуйте, что Вы уникальны и неповторимы». Время 2-3 минуты.

Откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

2.8. Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».

Упражнение «Полное дыхание» ( ).

Приложение 6

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Полное дыхание»

Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие.

Задержите дыхание.

Выдох. Медленно через нос, сопровождая звуком с-с-с. Втяните живот так, чтобы вышел весь воздух.

Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.

Повторите упражнение несколько раз.

Лучше упражнение выполнять в удобной одежде, в хорошо проветренном помещении, дышать необходимо медленно с удовольствием, концентрируя своё внимание на дыхании.

Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики!

Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения.

2.9. Голос – драгоценный дар природы.

Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.

Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.

Но учителю энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.

Упражнение «Медитация» для управления своим эмоциональным состоянием ( ).

Приложение 7

Памятка « Медитативное упражнение для управления своим эмоциональным состоянием»

Мне дышится легко, приятно и спокойно.

Я совершенно спокоен.

Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой могу сорваться на крик.

Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.

Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.

Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать. Спокойно объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.

Все мышцы моего тела остаются расслабленными.

Мое дыхание ровное и спокойное.

Заключительная часть.

1. Американский психолог Д. Карнеги предлагает «Формулу на сегодня».

Звучит магнитофонная запись слов. Психолог показывает карточки с этими словами. Участники тренинга шёпотом проговаривают слова ( ).

Приложение 8

«Формула на сегодня» Д. Карнеги.

1. Именно сегодня!

Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.

2. Именно сегодня!

Я позабочусь о своём организме.

3. Именно сегодня!

Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.

4. Именно сегодня!

Я ко всему буду доброжелательно настроен.

5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.

6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!

2. Обратная связь.

Самым полезным для меня было…

Мне понравилось…

Я хотела бы изменить…

3. Благодарю всех за работу !

Пожелание:

В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

Литература:

    Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 1991

    Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001

    Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы. СПб., 2005

    Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000

    Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003

    Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 1996

    Селевко Г.К. Утверждай себя. Москва, 2006

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2005

    Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003

    Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 1996

Наша жизнь полна стрессовых состояний, причиной появления которых может быть что угодно: от простейшего недоразумения, жизненной неурядицы до серьезных трагедий и психотравмирующих событий и ситуаций. В данной статье мы рассмотрим некоторые упражнения, тренинги, способы и методы быстрого снятия тревоги, эмоционального стресса и напряжения, включая медитацию из йоги.

Осуществим просмотр видео-онлайн с расслабляющей музыкой. Помните самое главное: эффективное снятие психологического стресса возможно в результате анализа причин его появления и их устранение. Бывает и так, что устранить причины не всегда представляется возможным! Тогда хотя бы просто практикуйте тренинг-упражнения, используйте советы и рекомендации излагаемые здесь.

Упражнения для снятия психологической травмы и стресса

Как снять стресс?

  1. Дыхание областью живота . Дышите глубоко животом, не грудью. На вдохе он накачивается, округляясь, на выдохе – вы его сдуваете и слегка втягиваете внутрь. Чтобы контролировать такой тип дыхания, положите ладони на область пупка. Проделывайте упражнение пять минут.
  2. Медленное дыхание . На 4 счета сделайте вдох, далее на 4 счета задержка дыхания. Затем, на 4 счета выдохните и снова задержите дыхание, тоже на четыре счета. Дышите так пять минут, после чего незаметно придет расслабление.
  3. «Мороженое» . Встаньте прямо, руки вверх. Вытянитесь и напрягитесь всем телом. Так задержитесь на несколько минут, чтобы привыкнуть к напряжению и устать от него. Представьте, что вы заморожены, как мороженое. Затем представьте, что над вами появляется солнце, и его лучи вас нагревают. Начинайте медленно «таять» под его лучами. Вначале расслабьте кисти, затем предплечья, потом плечи, шею, тело, а в дальнейшем и ноги. Расслабляйтесь полностью.
  4. «Визуализация» . Представьте, что вы на берегу моря. Сидите на белоснежном песке, вас согревает солнце, а ноги омывает чистая вода. Перед вами только голубая прозрачная гладь, все проблемы остались за горизонтом. Вам в лицо дует нежный ветерок, теплые брызги щекочут. Побудьте в таком состоянии 5 минут.
  5. Упражнение «7 свечей» . Включает элементы дыхательной гимнастики и визуализации. Представьте, что перед вами горят семь свечей, которые нужно задуть. Сделайте глубокий вдох и задуйте первую свечу. Воображайте, как гаснет пламя. И так по очереди задувайте все 7 свечей пока не погрузитесь в темноту, которая избавит вас от навязчивых мыслей.
  6. При невозможности решения проблемы, вам поможет упражнение «Стратегия» . Сосредоточьтесь на проблеме, обдумайте последовательность возможных действий для ее устранения. Остановитесь на каждом промежуточном звене действия, продумайте его, запоминайте ощущения, появляющиеся после каждого шага на пути к решению проблемы. Игнорируйте все раздражители, не обращайте внимания, запоминайте план преодоления стрессовой ситуации и все получится.
  7. Возьмите листок бумаги и нарисуйте ситуацию, которая вас беспокоит и заставляет нервничать. На оборотной стороне листа запишите все свои негативные отрицательные эмоции , которые вызывает ситуация. Освободитесь от всего того, что внутри накопилось. Затем сожгите либо порвите лист.
  8. «Тянемся к звёздам» . Стойте прямо, ноги расставьте на ширину плеч. Делайте глубокий вдох и поднимайте руки вверх, еще потянитесь, как будто хотите достать с неба звезду. Задержитесь так. Далее выдохните и опустите руки, расслабьте их и встряхните.
  9. Способ «Лимон» . Сидя на диване или полу, примите . Закройте глаза, представьте, что у вас в правой руке лежит лимон. Сжимайте кулак, будто выжимаете из него сок. Сжимайте кулак изо всех сил, пока силы не закончатся, а воображаемый сок не вытечет. Тоже – на другую руку. Упражнение можно попробовать и сразу на обе руки.
  10. Упражнения «Глобализация» . Представьте себя и свою проблему. Затем представьте, что вы находитесь внутри большого дома, а дом – внутри улицы. Эта улица внутри района, который внутри города. Город же располагается внутри страны, которая находится на материке. Материк, разумеется, на планете Земля, Земля – в галактике, а галактика во Вселенной. Таким образом, вам удастся, хотя бы частично сбросить значимость ваших проблем и снизить остроту психотравмирующих переживаний.
  11. Тренинг «Качели» . Лежа на полу, согните ноги в коленях и обхватите их руками. Далее, округлив спину и приподняв голову и приблизив ее к груди, раскачивайтесь вперед и назад сначала. Потому пробуйте покачивания из одной стороны в другую. Процесс продолжайте около одной-двух минут. Изматывающие мысли утихнут.

Тренинги, способы и игры для снятия напряжения и стресса

Видео по теме: Елена Малышева

Способ первый

Примите удобное положение тела и закройте глаза. Теперь, представьте песчаную пустыню и яркое слепящее солнце в зените. Караван верблюдов медленно движется по пустыне. Животные увешаны товаром, корзинами, но шагают ровно по песчаной глади и холмам, неторопливо раскачиваясь из стороны в сторону. Движения верблюдов плавные, ленивые. У них медленно двигаются челюсти – они все время что-то жуют. Наблюдая за караваном, вы спонтанно успокаиваетесь, ритм вашего дыхания становится ровным, чувство тепла и умиротворения наполняет все тело – от макушки до кончиков пальцев ног.

Способ второй

В целях повышения устойчивости к стрессу, достижения покоя, расслабления, для избавления от тревоги и волнения при общении с незнакомыми людьми можно применить тренинговый метод сравнения.

Во-первых, расслабьтесь в удобной позе. Второе, подумайте о проблеме и спросите себя сами: «Эта проблема очень серьезна или нет?». Попробуйте ее сравнить с мировыми катастрофами, минимизируйте ее. Этот метод преодоления стресса очень похож на описанное выше 10 упражнение «Глобализация».

Способ третий

В борьбе со стрессом эффективен метод техники визуализации, который даст способность расслабляться, укреплять организм, повышать выносливость к стресс-факторам и восполнить энергетические ресурсы.

Техника. Представляйте яркий луч света, который исходит из области головы. Ежесекундно луч растет и опускается ниже – освещая приятным теплым светом грудь, руки, живот и ноги. Ощущайте разливающуюся теплоту в мельчайших деталях. Свет вас заряжает энергией, избавляет от тревоги и беспокойства.

Если стресс у ребенка, что делать?

Есть специальные игры для снятия стресса для детей. Они представляют собой разработанные психологами техники для снятия стресса, которые способны укрепить нервную систему ребенка после эмоционального потрясения или убрать внутреннее напряжение.

Игры для детей бывают разные, их применение зависит от поставленных задач.

Для снятия напряжения на лице подходят игры «строить рожицы», или «кривлялки». Просто корчим вместе с ребенком рожицы, делаем маски руками: улыбку, удивление, надуваем или втягиваем щеки, губы.

Существует очень много всевозможных методов медитации и не только в йоге, но и в практической деятельности современных психологов. Медитация и другие техники успокоения и расслабления для снятия эмоционального стресса широко применяются в тренинговой работе и зарубежных и отечественных психологов, работающих в школах, государственных учреждениях, организациях и на предприятиях.

Немало людей в ситуациях стресса бегут в аптеку, чтобы купить «что-то от нервов». Но не стоит сразу прибегать к лекарственным фармакологическим средствам и препаратам, к тому же без назначения врача. Если вы научитесь контролировать свое эмоциональное состояние путем расслабления и прочих приемов, вы легко сможете побороть стресс и будете независимы от кого бы то ни было.

Отличным методом для релаксации являются медитации

Медитация – это одна из древнейших практик, практикуемая для успокоения разума, расширения сознания и восприятия, она помогает отключаться от психотравмирующих переживаний. Медитировать лучше в уединении, но по мере роста мастерства в состояние медитации можно погружаться даже в местах скоплений людей, при этом адекватно реагируя на окружающее с полным самоконтролем и владением ситуации.

Пример простой медитации

Для успокоения и достижения глубокой релаксации (расслабления), сядьте на стул или, если возможно, в позу лотоса, . Погружайтесь в состояние полного покоя. Дышите медленно и глубоко. Можно считать вдохи в течение нескольких минут, повторять мантру (например, ом намо бхагавате), воспользоваться материалом статьи посвященной тому , или в домашних условиях.

Проводите такие лечебные психотерапевтические сеансы медитации ежедневно и таким методом вы обязательно улучшите ваше психоэмоциональное состояние.

Все выше представленные упражнения, техники, методы, способы, тренинги для снятия стресса, дают ответ на два важных вопроса: «Что делать при стрессе и как его снять?», «Как снять психоэмоциональное нервное напряжение и укрепить центральную нервную систему без вреда и ущерба для здоровья?»

В жизни человека, роль стресса важна. Оградить себя и детей от стрессовых ситуаций невозможно. Поэтому нам и остается: выбрать подходящий метод и пользоваться им.

Помните, что лекарства и вредные привычки (табакокурение и злоупотребление алкоголем), не помогут избавиться от внутреннего напряжения, беспокойства, чувства тревоги, пережить сильный стресс. Они усугубят последствия, стирая симптомы и вызывают привыкание к псих активизирующим веществам.

Когда нет причин беспокойства, вы получаете удовольствие от жизни. Но не забывайте о том, что профилактика и готовность пережить стрессовые влияния лучший друг! Проще предотвратить, чем лечить. Позаботьтесь о своем психическом, эмоциональном и физическом здоровье , обращайте внимание на психологическое эмоциональное состояние своих детей, чаще играйте с ними в веселые игры и устраивайте полезные тренинги.

Видео по теме

Медитация для снятия стресса и психологической травмы

Тета-медитация: снятие стресса, расслабление

Лечебный сеанс медитации покоя

Быстрое снятие и избавление от невроза, страха, стресса и агрессии

Метод медитации для снятия стресса

психологические упражнения для тренингов

тренинг

Тренинг на снятие эмоционального напряжения в группе

Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

Стратегии уменьшения эмоционального напряжения.

1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

«Съесть всего слона сразу – невозможно, по частям и постепенно – можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.

2. Сравнение ситуации или какой-либо деятельности с чем-то большим, главным. Уменьшение значимости.

«Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы и лишения революционной борьбы. В бизнесе можно рассуждать так. Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всей компании. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас.

3. Установление определённости. Часто беспокойство возникает, когда недостаточно информации для принятия решения.

Получите необходимую информацию, найдите нужные ресурсы для устранения неопределённости. «Знание – сила» и спокойствие, если есть понимание ситуации, прогнозирование результата, возможные варианты действий.

4. Моделирование множества приемлемых результатов.

Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как с максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

5. Отложение на время (если возможно) принятия решения, разрешение ситуации. Возможность отсрочки снимает эмоциональное напряжение, позволяет отвлечься, переключить внимание, убирает нервозность, вызванную необходимость действовать быстро.

Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда – работать надо.

7. Письменная фиксация ситуации и причин эмоционального переживания.

Бывает сложно отразить на бумаге своё состояние, однако, это эффективный способ снижения эмоционального переживания. То, что есть в голове в виде образов, звуков, ощущений – не оформлено вербально, этому нет точного названия. Описав на бумаге своё состояние, вы сформулируете чётко, что есть в данный момент. Осознание и формулировка проблемной ситуации снижает уровень её эмоционального переживания.

8. Юмор и работа с негативными эмоциями.

Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями.

Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес – сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции.

Полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям, где они будут, как говориться, в тему. Можно просто создать свой сборник позитивных анекдотов и афоризмов, которые вам нравятся, они будут, своего рода, метафорами на конкретные ситуации. Посмеяться над чем-либо, это значит обесценить, понизить значимость трудных переживаний. Даже простое удерживание улыбки в течение 5 минут, позволяет улучшить настроение. Есть фраза «попробуй быть вежливым, потом привыкнешь», по аналогии, «попробуй улыбаться, потом привыкнешь к хорошему настроению».

9. Доведение переживания до абсурда, например, преувеличение или преуменьшение, смягчение.

Эмоции имеют свою динамику, поэтому полезно поэкспериментировать и преувеличить переживание или преуменьшить, наблюдая, как измениться эмоциональное состояние. Например, если вы беспокоитесь о предстоящих переговорах, представьте, что это самая большая мировая проблема, намного серьёзнее, чем голод в Африке, войны, смерть. Ведь если переговоры пройдут не так, как надо, то солнце перестанет вставать на востоке, реки потекут вспять, начнутся землетрясения, жизнь остановится. В другую сторону можно преуменьшать. Переговоры это ничтожная часть вашей большой жизни, сколько лет прожили вне зависимости от результата каких-то переговоров, так и будет дальше, это просто один миг в бесконечном общении людей, разве он может быть важен, и т.п.

Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

1. Упражнение «Знакомство» (7-10 мин.)

Цель : абстрагирование от реальных – социальных ролей.

Материалы : бейджики, ручки.

Ход упражнения.

Участники создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди, каждый участник группы знакомится с остальными, в соответствии с приятной ролью.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?
  2. Ваши впечатления по проведенному упражнению?
  3. Не запутывались ли вы в ходе выполнения задания?

2. Упражнение «Невербальное общение» (5-10мин.)

Цель : настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.

Материалы : нет

Инструкции : Все участники становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1 – 2 минуты).

Ход упражнения : «Итак, сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Евгению, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».

После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

Для усложнения упражнения и повышения активности, а также для того, чтобы получить больше материала для обсуждения, можно предложить одновременно начать передачу своих предметов трем участникам группы, стоящим примерно на равном расстоянии друг от друга в разных местах круга. При обсуждении внимание участников может быть обращено на те моменты, которые способствуют или препятствуют взаимопониманию. Речь, в частности, может пойти о том, что в общении каждый из участников несет ответственность за результат. Тот, кто передает информацию, должен постараться сделать это четко, ясно, понятно для другого, т.е. передающий информацию затрачивает определенные усилия для обдумывания того, как используемые им жесты, движения могут быть восприняты, поняты, интерпретированы тем человеком, которому они предназначены. С другой стороны, получающий информацию должен, прежде всего, подумать над тем, какой смысл мог вложить в тот или иной жест его партнер и не спешить с интерпретацией.

Вопросы для обсуждения:

  1. Возникали ли трудности при выполнении задания?
  2. Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

3. Основная часть (35-50мин.)

Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.

Цель : научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

Материалы : пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Инструкции:

  1. Вылепите своё эмоциональное состояние.
  2. «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
  3. Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
  4. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.
  5. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
  6. Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

Ход упражнения : Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли было выполнять упражнение?
  2. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
  3. Возникали ли разногласия в ходе работы?

4. Релаксация (5-10 мин.)

Цель : продемонстрировать и обучить способу нормализации эмоциональной сферы, снятию негативных эмоций, активизации позитивных переживаний.

Ход упражнения : участники садятся поудобнее, выключается свет, включается музыкальное сопровождение и зачитывается определённый текст.

Опорный текст для выполнения упражнения:

  • Мои глаза закрываются.
  • Я успокаиваюсь.
  • Я расслабляюсь.
  • Я чувствую себя спокойно и легко.
  • Мое тело расслабляется.
  • С каждым выдохом мое тело все больше расслабляется
  • Я спокоен.
  • Я расслаблен.
  • Мне спокойно, легко и приятно.
  • С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней
  • Я отдыхаю, мне хорошо.
  • Мое лицо расслабляется.
  • Мой лоб расслабляется.
  • Лоб полностью расслаблен.
  • Мой нос расслабляется.
  • Нос полностью расслаблен.
  • Мои щеки расслабляются.
  • Щеки полностью расслаблены.
  • Мое лицо полностью расслабленно.
  • Моя голова полностью расслабленна.
  • Расслабляется правая рука.
  • Расслабляется правая кисть.
  • Расслабляется правое предплечье.
  • Расслабляется правое плечо.
  • Правая рука полностью расслабленна.
  • Расслабляется левая рука.
  • Расслабляется левая кисть.
  • Расслабляется левое предплечье.
  • Расслабляется левое плечо.
  • Левая рука полностью расслабленна.
  • Обе руки полностью расслаблены.
  • Приятное тепло наполняет мои руки.
  • Мои руки налиты приятной тяжестью.
  • Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляется моя правая нога.
  • Расслабляется правая стопа.
  • Расслабляется правая голень, колено.
  • Расслабляется правое бедро.
  • Правая нога полностью расслаблена
  • Расслабляется левая стопа.
  • Расслабляется левая голень, колено.
  • Расслабляется левое бедро.
  • Левая нога полностью расслабленна.
  • Приятное тепло наполняет мои ноги.
  • Мои ноги налиты приятной тяжестью.
  • Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляются мышцы таза.
  • Расслабляются мышцы спины.
  • Расслабляются мышцы живота.
  • Мое тело полностью расслабленно.
  • Мое тело налито приятным теплом и тяжестью.

  • 09.10.2015
    эЛЯ
    СПАСИБО,ИНФОРМАЦИЯ ОЧЕНЬ ПОМОГЛА!!!
    28.10.2016
    Лада
    С пластилином интересно работать - хороший эффект.

Социально-психологический тренинг: «Я и стресс».

(9-11 классы)

Цель: поиск способов выхода из стрессовой ситуации и развитие умения видеть в ней не только негативные стороны, но и положительные.

Задачи:

Развить умение видеть положительное и отрицательное в стрессах

Освоить индивидуальные способы снятия нервно – мышечного напряжения

Развить чувство оптимизма.

Ритуал приветствия : здороваемся с разным настроением: грустно, печально, спокойно, весело.

1. Упражнение «Передача хлопков».

Психолог: Ребята, в качестве разминки сегодня мы будем передавать хлопки. Весь секрет в том, что сначала вы должны встретиться взглядом, а потом только хлопнуть в ладоши. Работаем по кругу. А теперь немного поменяем принцип работы. Первый участник встречается взглядом со вторым, хлопают одновременно в ладоши, подходят к третьему, дарят ему свои аплодисменты, самому последнему достаются аплодисменты всей группы.

Рефлексия упражнения : вам было приятно получать аплодисменты?

Высказывание участников.

Психолог: Мы часто сами говорим и слышим слово «Стресс». Назовите мне, пожалуйста, что вы понимаете под этим словом.

Высказывания участников.

Ø Плохие оценки

Ø Выгнали с урока

Ø Поругался с мамой, папой, подругой, другом

Ø Скандалы в семье, развод родителей

Ø Переход в другой класс, школу

Ø Переезд в другую страну, город

Ø Вымогают деньги

Ø Влюбленность без взаимности

Ø Отключили утром горячую воду

Ø Сильно ударился и не могу ходить

Ø Сел на жевательную резинку

Ø Упал при всем классе

Психолог: Для продолжения нашей работы мы разобьемся на 3 группы по принципу «Фруктового салата – яблоки, груши, мандарины» и определимся кто такие пессимисты, оптимисты, реалисты.

Выступление групп.

Пессимист – человек пессимистического склада.

Оптимист - человек оптимистического склада.

Реалист – человек, учитывающий в своей деятельности условия реальной действительности, практичный.

Пессимизм – мрачное (исполненное печали, грусти, беспросветности) мироощущение, при котором человек не верит в свое будущее, во всем видит унылое и плохое.

Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек везде видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует добро и положительное начало.

Реальность - подлинные условия реальности

Психолог: Ганс Селье, учёный, который ввел само понятие стресс, говорил о том, что стресс – это не только плохо, в нем есть и позитивные стороны. Следующий этап нашей работы – вы должны написать на плакате: «Восприятие стресса пессимистом». «Восприятие стресса оптимистом» «Восприятие стресса реалистом». Время работы 10 – 15 минут.

Выступление групп.

«Восприятие стресса пессимистом».

«Восприятие стресса оптимистом»

«Восприятие стресса реалистом».

У человека:

Ухудшается здоровье

Человек расстраивается,

Начинает больше конфликтовать,

Может начаться депрессия

Обижается

Его ничего не радует

Человек начинает «двигаться»,

Активизируются внутренние силы организма

Быстрее начинает думать и соображать

Набирается жизненного опыта

Учится принимать решения

Закаливается морально и физически

Воспитывается сила воли

Человек может настроить себя, что все в этом мире переменчиво, от стресса никуда не денешься.

Люди набираются опыта именно в стрессовой ситуации.

Упражнение "Я самый”

Цель: снятие внутренних зажимов, поиск внутренних ресурсов.

Группа встает в круг и каждый по очереди произносит: "Я самый…”, а группа повторяет «Он самый…». Например: «Я самый красивый, умный, креативный и т.д.», а все повторяют «Он самый красивый, умный, креативный и т.д.»,»

Рефлексия упражнения : вам было приятно слышать комплименты? У каждого человека улучшается настроение, когда его хвалят. Высказывание участников.

Психолог: Многие люди испытывают значительное физическое и эмоциональное напряжение, пытаясь изменить события или управлять теми из них, которые находятся вне их контроля. Не всегда возможно контролировать ситуацию, вызывающую стресс. Поэтому необходимо сохранять эмоциональный контроль не над ситуацией, а над своей реакцией на нее. Умение регулировать свое психоэмоциональное состояние является способом обрести контроль над собственными эмоциональными и физиологическими реакциями вместо того, чтобы позволять другим людям влиять на этот процесс. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Чайки», которое хорошо помогает снять нервно – мышечное напряжение.

3. Упражнение «Чайки».

Цель: избавление от негативных эмоций, снятие нервно – мышечного напряжения.

Психолог: Это упражнение поможет вам снять напряжение и избавиться от негативных эмоций, переживаний, чувств. Сейчас я объясню технику выполнения данного упражнения. Сядьте удобно, руки свободно вдоль тела на коленях. Считаем от 1 до 10 меняя громкость: от шепота до громкого крика. После цифры 10 на максимально громкой динамике кричим «А» 3 раза, изображая крик чаек. Поднимаем уголки губ как можно выше и кричим пронзительным голосом».

Рефлексия упражнения : какие эмоции были у вас, когда вы выполняли это упражнение? Высказывание участников.

Психолог: я показала вам одно упражнение, которое действует как скорая, антистрессовая помощь. А сейчас мы с вами продолжим работать в группах и вы в течении 5 минут должны будете предложить свои способы выхода из стресса.

Выступление участников, что делают сами дети, чтобы справиться со стрессом: слушают музыку, общаются, гуляют с друзьями, занимаются спортом ит.д.

Психолог: Мы познаем мир через 5 органов чувств. Перед вами лежат мандарины. Вы их видите? Работают глаза. Какой красивый оранжевый цвет. Возьмите в руки, чувствуете шероховатость – пошли тактильные ощущения, вдохните запах – запах цитрусовых очень благотворно влияет на нервную систему человека, теперь мысленно почистите и с удовольствием съешьте, это вы сделаете после тренинга. Попробуйте услышать, как падают мандарины с дерева. Сейчас мы будем жонглировать мандаринами. Сначала поработаем двумя руками - подбросьте один, поймайте его, теперь - правой – левой рукой, ловим двумя. Прекрасно, сейчас у вас работали два полушария. (Жонглирование проводится под музыку «Оранжевое солнце»)

Рефлексия : перед вами лежат анкеты обратной связи, заполните их. Высказывание участников.

Ритуал прощания: сейчас мы хором произнесем слова «Как классно я прожил сегодняшний день!» - спокойно, радостно, с ликованием.

Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Он рассматривается как результат постоянного стресса на рабочем месте .

Высокий ритм, планы, отчетность, переработки, конфликты между сотрудниками, давление руководства, несправедливость оценки вклада и т.п., все это приводит к возникновению хронического стресса у персонала, и следствие потеря производительности труда, снижение вовлеченности, конфликты между сотрудниками.

Многие сотрудники отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая уста¬лость).

Реальная практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к рабочим обязанностям в течении 1-2 лет.

Все это обуславливает острую необходимость работы с персоналом по профилактике эмоционального выгорания.

Программа тренинга

Тренинг проводится в течение двух-трех часов с группой наполняемостью 10–15 человек.

Группа подбирается из состава сотрудников, у которых проявляются симптомы стресса или эмоционального выгорания, либо менеджерами по персоналу, либо по рекомендации руководителя подразделения.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Помещение, оборудование и материалы:

— аудитория вмещающая 15 человек с пространством для активных действий, оборудованная ПК, проектором, колонками;
— стулья по количеству участников тренинга;
— парты, по количеству подгрупп участников (2-3 шт.);
— ручки, фломастеры;
— карточки из бумаги форматом А5;
— фотоаппарат.

Цели тренинга:
1. Профилактика психологического здоровья сотрудников.

2. Ознакомление сотрудников с приемами борьбы со стрессом и прокрастинацией.

3. Сбор информации для проведения корпоративных мероприятий, улучшению микроклимата компании, созданию условий для благоприятной рабочей среды.

Задачи тренинга:
1. Снижение уровня эмоционального выгорания сотрудников.

2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.

3. Повышение уровня сплоченности коллектива.

Тренинг состоит из трёх частей.

Первая (вводная) направлена на знакомство, создание атмосферы доверия, добро-желательности и принятия участниками тренинга друг друга.

Вторая (основная) направлена на поиск возможностей, индивидуальных мотиваторов и мероприятий в работе коллектива для снижения эмоционального напряжения, создания комфортной рабочей среды.

Третья (заключительная) – на знакомство с методами быстрого снятия стресса, эмоционального и физического напряжения, дыхательной и звуковой гимнастикой.

Проведение тренинга «профилактика эмоционального выгорания»

Заказать бесплатную консультацию по организации и проведению тренингов по тимбилдингу, коммуникациям, менеджменту, продажам, и др.

Ваше Nickname (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Ваш телефон

Сообщение

На продолжении всего тренинга желательно чтобы в зале звучала тихая релаксирующая музыка.

1. Начало тренинга. Приветствие, правила, выявление ожиданий и корректировка.

Приветствие ведущего. «Я рада, что мы встретились, сегодня мы постараемся немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и самое главное, что-то сделать с це¬лью профилактики эмоционального выгорания.»

Во время вступительного слова, ведущий говорит о целях тренинга, кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, обсуждает с участниками принципы и режим работы тренинговой группы.

1. Установление правил группы.

Ведущий объясняет, что каждый участник должен иметь правила для полноценной и результативной работы.

Выносятся правила на обсуждение:
доверительное общение
общение по принципу «здесь и теперь»
искренность в общении
конфиденциальность
определение сильных сторон личности
недопустимость непосредственных оценок человека;
введение санкций за нарушение основных правил.

2. Ожидания и опасения.

Цель: Выявление ожиданий участников тренинга. Корректировка запроса.

Собираясь на сегодняшний тренинг вы, может быть, задавались вопросом: «Что за мероприятие будет?», «Как всё будет проходить?», «Поможет ли мне это?»

У Вас есть свои ожидания, возможно, и опасения. Будет логично, если мы сейчас проговорим эти ОЖИДАНИЯ и ОПАСЕНИЯ. Постарайтесь коротко сформулировать Ваши личные ожидания и опасения, а мы запишем их, чтобы потом озвучить, что сможем сделать сегодня, к чему нужно быть особенно внимательными.

Подумайте ещё, что готовы Вы вложить в тренинг?

Участники по кругу проговаривают свои ожидания от тренинга и вклад.
Коррекция запросов.
Многое также будет зависеть от общей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

3. Описание проблемы.

Для начала, необходимо дать определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания».

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Перечень основных и факультативных признаков этого синдрома:
1) истощение, усталость;
2) психосоматические осложнения;
3) бессонница;
4) негативные установки по отношению к клиентам;
5) негативные установки по от¬ношению к своей работе;
6) пренебрежение исполнением своих обязанностей;
7) увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
8) уменьшение аппетита или переедание;
9) негативная самооценка;
10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливо¬сти, напряженности);
11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
12) чувство вины.

Прокрастинация – еще одна беда сотрудника.

Иногда нет ничего страшного в том, чтобы отложить дело на потом.

Но если вы поступаете так со многими важными делами, день за днем откладывая их, или подменяете необходимые занятия необременительными бытовыми хлопотами или развлечениями, то вы - прокрастинируете.

Прокрастинация (от англ. procrastination - задержка, откладывание) - склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.

Прокрастинация отличается от лени тем, что в случае лени человек не хочет ничего делать и не беспокоится по этому поводу, а в состоянии прокрастинации он осознаёт важность и срочность работы, но не делает её, находя те или иные самооправдания.

Приемы самомотивации.

Это ненавязчивое программирование самого себя на успех и достижение целей. Необязательно ждать, пока что-то изменится или выпадет удобный случай. Надо работать над собой уже здесь и сейчас! При этом такой процесс не требует особых усилий. Он проходит естественно и даже незаметно.

Рассказать о приемах по самомотивациии

Основной вопрос тренинга: как бороться со стрессом, прокрастинацией и эмоциональным выгоранием?

4. Знакомство группы, установление контакта.

Специфика тренинга связана с особенностями программы, для реализации которой необходимо с самых первых шагов создавать в группе доброжелательную среду - среду, побуждающую к проявлениям творческого мышления и поведения.

Рекомендуется разбить на три этапа по несколько упражнений:
1 Этап-знакомство группы.
2 Этап – обмен информацией, поднятие самооценки участников группы.
3 Этап- подготовка к основной части тренинга.

Желательно применять 2-3 тренинга на знакомство и установление контакта в группе. Некоторые варианты знакомства участников группы тренинга.

Знакомство участников группы тренинга.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

«Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».
Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками креативной среды.

Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие в голову качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик.

УПРАЖНЕНИЕ 2.
Участники группы сидят по кругу.

«Давайте познакомимся и сделаем это так: каждый по очереди, по кругу, по часовой стрелке, будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений, и одно желаемое хобби, то, которое Вы хотели бы иметь, но пока это по той или иной причине не осуществилось, тот, кто будет представляться вторым, прежде чем рассказать о себе, повторит то, что скажет первый, а начиная с третьего, все будет повторять то, что расскажут о себе два предыдущих человека. Итак, имя, хобби реальной и хобби желаемое…».
Тренер выдерживает паузу, давая возможность всем подумать. Если кто-то выражает желание начать, тренер начинает тренинг, но только убедившись, что все готовы, и предлагает желающему начать.
В результате такого знакомства происходит ощутимое изменение в эмоциональном состоянии группы: каждый предстает перед всеми в новом качестве: группа узнает, что кто-то прыгает с парашютом, а кто-то разводит цветы.

Среди нереализованных пока увлечений часто встречаются очень неожиданные, нестандартные, что соответствует содержанию тренинга, и создает соответствующую целям тренинга атмосферу.

УПРАЖНЕНИЕ 3.
Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы будет знакомиться и сделаем это так. Каждый по очереди назовет три слова, каким-то образом связанные с его именем. При этом само имя называть не надо. Все мы, после того как прозвучат три слова, дающие информацию об имени того, кто их назвал, постараемся понять, как зовут этого человека и скажем его имя».

Это задание существенно повышает активность участников, степень их включенности в работу. Кроме того, упражнение дает материал для обсуждения многих феноменов, относящихся к содержанию тренинга: ассоциативного мышления, барьеров проявления креативности (в частности, стереотипности мышления), влияния маловероятных факторов на взаимодействие людей и т. д.

Выполнение задания оказывает мотивирующее влияние на участников, так как само собой происходит сравнение вариантов представления в сознании каждого участника, опирающееся на субъективные критерии стандартности - нестандартности, адекватности - неадекватности.

Продолжение знакомства, обмен информацией, поднятие самооценки участников.

УПРАЖНЕНИЕ 4.
Этот, а также следующий вариант знакомства лучше использовать после того, как участники группы представились и немного рассказали о себе.

Участники группы сидят по кругу.

«Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение Вы бы выбрали».

Данный вариант представления активизирует один из механизмов творческого процесса, при котором происходит неоднократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в образную форму, ассоциирование появляющихся идей с содержанием опыта (правополушарные механизмы). Участники групп придерживаются различных стратегий при выполнении этого задания. Эти стратегии не анализируются на данном этапе работы, вместе с тем ведущий фиксирует их проявления. Впоследствии полученный опыт применяется для иллюстрации данных об этапах и механизмах творческого процесса.

Наиболее распространены две стратегии. В первом случае перевоплощение происходит как бы само собой и тогда участник стремится сразу проговорить возникшие образы, или еще какое-то время обдумывает, уточняет их. В другом случае участник выделяет несколько своих характеристик и подбирает символизирующие их объект материального мира, животное и растение.

УПРАЖНЕНИЕ 5.
Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы познакомимся и сделаем это несколько необычным способом. Вспомните, кем вы можете работать, кроме вашей теперешней профессии, и, называя свое имя, перечислите несколько вариантов этих возможных профессиональных ролей. При этом будьте внимательны, постарайтесь запомнить, что говорят остальные участники группы».

УПРАЖНЕНИЕ 6.
Участники группы сидят по кругу.
«Комплимент рядом сидящему участнику» Участникам необходимо продумать комплимент рядом сидящему участнику, использую полученную информацию о участники из предыдущих упражнений.

УПРАЖНЕНИЕ 7.
Участники группы стоят в две шеренги лицом к лицу. Каждый участник проходит между шеренгами. Каждый в шеренге поглаживает проходящего по голове. Приветствуется делать комплименты проходящему.

Упражнение из теории «поглаживаний» Эрика Берна. Слово «поглаживание» отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами «поглаживания». Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость.

Подготовка и настройка к основной части тренинга.

УПРАЖНЕНИЕ 8.
Участники группы сидят по кругу.
Тренер стоит в центре круга.

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, кто умеет водить машину», и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу.

Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. В ходе упражнения тренер побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.

УПРАЖНЕНИЕ 9.
Участники группы сидят по кругу.

«Давайте познакомимся и сделаем это так: каждый будет называть свое имя и свои 2-3 мотиватора, что побуждают их к творчеству, созданию нового, к нестандартному, креативному поведению.
Эти варианты знакомства побуждает участников говорить о себе, что способствует сближению членов группы, создает более доверительную атмосферу. Кроме того, появляется много идей, которые в дальнейшем могут быть полезны при обсуждении способов борьбы с эмоциональным выгоранием.

В ходе выполнения упражнений происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, столь характерная для начала работы группы. Участники открываются порой с неожиданных, новых сторон.

5. Мозговой штурм «Эмоциональное выгорание. Что делать?»

Основная часть тренинга.

Цель упражнения: Повысить мотивацию и степень эмоциональной включенности в тренинг. Сформулировать личностные мотиваторы, перечень мероприятий, снижающий эмоциональную напряженность.

Результаты «мозгового штурма» запланировать в работу по профилактике эмоционального выгорания сотрудников в компании.

I. Этап генерации идей. «Эмоциональное выгорание. Что делать?»

Участники разбиваются на несколько команд (по 3–5 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек.

На них будут записываться новые идеи – как бороться с эмоциональным выгоранием. Одна идея, на одной карточке.

Предложения по темам:
1. Методы индивидуальной работы со стрессом.
2. Самомотивация.
3. Улучшение рабочей среды.
4. Корпоративная культура.
5. Work-life баланс.

Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа:

Принимаются и записываются абсолютно все выдвигаемые идеи. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полёту творческой мысли.
Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Эта демонстративная поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют наш внутренний генератор идей.

Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. Откажитесь от шаблонов и стереотипов, посмотрите на проблему с другой точки зрения.

Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. По одной идее на каждой карточке.

Время этого этапа – 30 минут.

По окончании отведённого времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.

II. Этап анализа идей.

Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.

Правила это этапа:

Самая лучшая идея – та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.

Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой, даже кажущейся ерундовой идее.

Отбрасывать идеи нельзя.

Время выполнения – примерно тридцать минут, иногда требуется больше времени. При необходимости участники дописывают на карточках свои мысли, развивающие высказанную идею.

III. Этап поиска возможностей реализации.

Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению.

Участникам предлагается просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям – оригинальности и возможности реализации .

Каждая карточка с идеей должна быть помечена значками двух типов:

+ + – очень хорошая, оригинальная идея;
+ – неплохая идея;
0 – не удалось найти конструктива.

И по реализуемости идеи:

PP – реально реализовать;
ТР – трудно реализовать;
НР – нереально реализовать.

Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для её реализации в данный момент просто нет.

Время, отводимое на этот этап, – тридцать минут.

IV. Завершающий этап.

Преступаем к завершающему этапу «Мозгового штурма». Собираются все в общий круг.

Каждому представителю каждой группы предлагается сделать сообщение об итогах работы группы.
Группам нужно рассказать о тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка.

Полученные в процессе довольно длительной работы, «выстраданные», результаты, имеют большое значение. Поэтому представляется целесообразно результаты «мозгового штурма» оформить самые лучшие идеи и представить их в виде рекомендаций для персонала и руководства.

Зачитанные карточки собираются в конверты по категориям:

1. Методы для индивидуальной работы. Самомотивация.
2. Улучшение организации рабочей среды и офисного пространства.
3. Корпоративная культура.
4. Work-life баланс.

Идеи со значком «РР» (реально реализовать) должны быть включены в план работы компании по профилактике эмоционального состояния.

Обсуждение результата проведенного «мозгового штурма».

Вырабатывается понимание того, что эмоциональное выгорание и стресс это серьезная проблема в нашей жизни, но с ней можно эффективно бороться.

В ходе обсуждения проделанной работы обычно возникает важная для тренинга идея, что для борьбы со стрессом и эмоциональным выгоранием необходима общая коллективная работа. Соблюдение правил коммуникации, вежливость, взаимоуважение и взаимопомощь, а для этого надо быть внимательным, наблюдательным, восприимчивым и заинтересованным.

Участники группы тренинга более открыто говорят о том, что в рабочей среде вызывает у них дискомфорт, более искренне высказывают свои наболевшие проблемы, разрешают затяжные конфликты.
Придумываются новые способы борьбы со стрессом, эмоциональным выгоранием и прокрастинацией.

Руководство получает ценную обратную связь от сотрудников о рабочей среде в компании и предложения по ее улучшению.

6. Ознакомление участников тренинга с приемами, упражнениями по снятию стресса

Ведущий предлагает перейти к следующей части тренинга «Все очень плодотворно поработали, а теперь переходим к упражнениям и техникам снятия стресса».

Ведущий на свой выбор может провести несколько упражнений с группе из предложенных. О других упражнениях просто проинформировать участников.

Дыхательные упражнения для снятия стресса

Упражнение №1.

Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.

Упражнение №2. «Дыхание» животом».
Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.

Психологические упражнения в борьбе со стрессом

Упражнение №1 «Проблема».
Для снятия эмоционального психологического состояния следует выяснить проблему, которая повлияла на его появление. После устранения или притупления раздражителя необходимо выполнить действия, помогающие достичь внутреннего спокойствия: следует принять удобное положение, расслабиться и представить свою проблему со стороны. Эффективным способом в данной ситуации является сравнение наболевшей проблемы с более глобальными катастрофами мирового масштаба, что позволит ее минимизировать;

Упражнение №2 «Внутренний огонек».
Необходимо 5 минут для снятия стресса данным способом. Для этого упражнения используется методика визуализации, направленная на представление светлого луча, появляющегося в верхней части головы и медленно движущегося сверху вниз, освещая лицо, руки, плечи приятным теплым сиянием. Представлять следует не только свет, но и его благотворное воздействие: исчезновение морщин, угасание напряжения, зарядка внутренней силой;

Упражнение №3 «Настроение».
Помогает справиться со стрессами после ссор на протяжении 15 минут. Для выполнения необходимы карандаши или фломастеры, при помощи которых необходимо изложить свое состояние на бумаге, выбирая соответствующие цвета и изображения. После рисунка можно выразить эмоции словами, написав их на обратной стороне листа. Окончив выражать свое настроение, «шедевр» следует порвать, избавившись от негативных эмоций.

Упражнение №4 «Простые утверждения».
Цель: повышение веры в свои силы, концентрация на своих сильных сторонах.

Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением, снимает беспокойство. Еще такие утверждения называются «аффирмациями».

Вот несколько примеров:
Сейчас я чувствую себя лучше.
Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
Я справляюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на беспокойство.
Что бы ни случилось, я постараюсь сделать все, от меня зависящее, чтобы избежать стресса.
Внутренне я ощущаю, что все в порядке.

Придумайте свои собственные утверждения! Их можно повторять всегда, когда оказываетесь в дискомфортной ситуации. Важные правила составления утверждений: они звучат в настоящем времени; отсутствуют частица «не», предлог «без».

Упражнение №5 «Вопросы к самому себе».

Цель: рационализация страхов и тревог, снижение ситуационной тревожности.

Когда чувствуете, что сталкиваетесь с какой-либо проблемой, и тем более, преувеличиваете ее значение, задайте себе следующие вопросы:
Это на самом деле большое дело?
Подвергается ли в данный момент риску что-то по-настоящему важное?
Действительно ли это хуже, чем все то, что было прежде?
Покажется ли это таким же важным через 2 недели, полгода, год, 10 лет..?
Стоит ли это того, чтобы так переживать?
Стоит ли за это умереть?
Что может случиться, если не справлюсь?
Могу ли я справиться с этим?

Помните, что ваши нервы и психическое здоровье дороже всех проблем мира!

Закройте глаза, чтобы вы могли точнее определять, что происходит в вашем теле и разуме.
Отмечайте, как вы реагируете в течение первых пяти секунд. Что происходит в вашем теле (дыхание, частота сердечных сокращений и области мышечного напряжения), каковы ваши мысли или образы, ваши чувства? Как вы разговариваете с собой?
Отмечайте свои реакции, не делая оценок или сравнений. Просто наблюдайте, а потом делайте записи о ваших автоматических реакциях на стресс и конфронтацию. И вновь записывайте:
а) физические ощущения;
б) мысли или образы;
в) внутренний диалог.
Оставайтесь в этих стрессовых условиях в течение 30 секунд (это 5–6 глубоких вдохов-выдохов) и получите «прививку», которая поможет вам стать менее поддающимся страхам и стрессам в будущем. Когда решаетесь остаться наедине с тем, чего раньше избегали, вы говорите своим первобытным рефлексам, что «лидер решает проблему, а не

Упражнение №6 «Смех».
Снятию стресса помогают смех.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

В сети интернет ведущий может подобрать смешные ролики или coob-ы общей продолжительностью 5-10 минут, и показать их группе, c помощью проектора.

Упражнение на релаксацию (расслабление)

Упражнение №1 «Релаксация».

Цель: снятие психического напряжения, возбуждения, снижение чувства тревоги, так как стресс и тревожность связаны с мышечным напряжением.

Для самостоятельного проведения упражнения следует записать инструкцию на диктофон спокойным, ровным голосом, выдерживая паузы в такт дыханию. Рекомендуется выполнять ежедневно.

Освободите себя от давящей одежды. Включите спокойную музыку. Приглушите свет. Лягте на спину, закройте глаза. Мысленно давайте указания определенным группам мышц.

«Расслабление начинаем с кончиков пальцев ног… Расслабляются ступни… щиколотки… икроножные мышцы… коленные суставы… бедра… Чувствуем, как будто теплая волна поднимается снизу вверх от кончиков пальцев ног до макушки… Расслабляются ягодичные мышцы и тазобедренные суставы… Затем начинают расслабляться кисти рук… запястья… предплечья… локти… плечи… плечевые суставы… Расслабляются мышцы спины снизу вверх («веером»)… Тело как бы обмякло… стало тяжелым… неподвижным… Нет желания поднять ни руки, ни ноги… Нет желания произнести ни единого слова… Начинают расслабляться мышцы живота… грудной клетки… Расслабляются мышцы внутренних органов, очень глубоко… Дыхание становится ровным и спокойным… Воздух как будто бы сам проникает в грудную клетку без особых усилий… Очень хорошо, глубоко расслабляются мышцы шеи и языка… Расслабляются глазные яблоки… все мышцы глаз и все мышцы лица… Разглаживаются все морщинки… Лицо принимает спокойное умиротворенное выражение… И, наконец, расслабляются все мышцы головы».

Погрузитесь в чувство расслабления от 3 до 20 минут.

Физические упражнения на расслабление.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Упражнение №1 «Мороженое».
Встаньте прямо, руки поднимите вверх. Вытянитесь и напрягитесь, чтобы почувствовать это всем телом. В таком состоянии задержитесь на несколько минут, чтобы привыкнуть к напряжению и даже устать от него. Представьте, что вы заморожены, будто мороженое. Теперь вообразите, что над вами появилось солнце, а его лучи начали вас греть. Начните медленно «таять» под невидимыми лучами. Сначала расслабьте кисти, потом предплечья, затем плечи, потом шею, затем тело, а потом и ноги. Расслабьтесь полностью. Вот увидите: от напряжения не останется и следа.

Упражнение №2 «Дотянуться до звезд».
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе отпустите и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.

Упражнение №3 «Клубок».
Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

Упражнение №4 «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение №5 «Звуковая гимнастика».
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
X – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.

Упражнение №6 «Пишущая машинка».
Цель: мобилизируется внимание, улучшается настроение, повышается активность.
Давайте представим себе, что все мы – большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т. д. Пробел между словами – всем нужно встать.

Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту.
Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.

А напечатаем мы фразу: «Здоровье – дороже золота» Уильям Шекспир.

Упражнение №7 «Занятие йогой».

Очень хорошо помогает йога при стрессе и различные упражнения на растяжение мышц. Они позволяют человеку успокоиться и быстро прийти в себя. Дома вы можете выполнять следующий вариант упражнения на растяжение:
встаньте на ноги, спину держите прямо;
глубоко вдохните и на выдохе встаньте на носочки;
на вдохе одновременно поднимите обе руки вверх, на выдохе опустите вниз, при этом сильно напрягая мышцы;
затем сделайте наклон вперед, представляя, что сбрасывайте с себя все напряжение;
в таком положении находитесь около минуты, постарайтесь в этот момент максимально расслабиться;
потом резко вернитесь в исходное положение и начинайте трясти телом, как животные после купания.

Упражнение №8

Показать несколько видеороликов из youtube по снятию стресса и напряжения. Осветить, что в сети интернете есть очень много материалов о снятии стресса.
Например: Цигун Ли Холден. Снимаем стресс и напряжение

Окончание тренинга

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня…»
Какие средства борьбы со стрессом я могу применять самостоятельно?
Как я могу себя замотивировать?
Оправдались ли Ваши ожидания?
Подведение итогов занятия.

Хорошего всем дня!

Идеи участников тренинга по профилактике эмоционального выгорания предполагают дальнейшее использование рекомендаций в обсуждении и планировании стратегии развития компании.

Ключевые слова: профилактика эмоционального выгорания, синдром эмоционального выгорания, снятие стресса, снятие эмоционального и физического напряжения, упражнения, самомотивация.



Поделиться