Высший орган управления финансово промышленных групп. Финансово-промышленные группы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра Экономической теории и мировой экономики

Курсовая работа

По курсу : «Менеджмент»

На тему: Управлени е финансово-промышленной группой

Челябинск 2010

План

Введение

Глава I. Финансово-промышленные группы: общая характеристика

1.1 Понятие финансово-промышленной группы

1.2 Типы финансово-промышленных групп

1.3 Нормативное регулирование деятельности ФПГ

Глава II. Принципы управления Финансово-промышленной группой

2.1 Основы управления Финансово-промышленной группой

2.2 Способы создания Финансово-промышленной группы

2.3 Современные перспективы и тенденции развития ФПГ

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В настоящее время в развитых рыночных странах активно происходит слияние финансового капитала с промышленным. На этой основе происходит образование финансово-промышленных групп (ФПГ). Этот процесс отражает объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики.

Возможности финансово-промышленных групп обретают повышенную значимость в кризисных экономических условиях, когда нужны оперативная мобилизация ресурсов, их эффективное перераспределение в ключевые сферы производства и научно-технического развития.

Цель работы - изучить понятие финансово-промышленных групп, а также проанализировать сущность и особенности управления финансово-промышленными группами.

Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:

1. Изучить понятие и типы финансово-промышленных групп;

2. Проанализировать нормативное регулирование деятельности финансово-промышленных групп;

3. Дать характеристику основам управления финансово-промышленных групп;

4. Охарактеризовать современные перспективы и тенденции финансово-промышленных групп;

Объектом исследования являются финансово-промышленные группы. Предметом являются способы управления финансово-промышленными группами

Глава I . Финансово-промышленные группы: общая характ е ристика

1.1 Понятие финансово-промышленной группы

ФПГ - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Финансово-промышленные группы представляют собой универсальные многоотраслевые комплексы, включающие в себя промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые, пенсионные, инвестиционные и другие компании. Они обеспечивают гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, а также наиболее надежное и прибыльное размещение капитала.

Существует 2 формы ФПГ:

холдинг, когда юридические лица действуют как материнская (она же центральная) компания и дочерние общества;

система участия , когда юридические лица полностью или частично объединяют свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ, либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений), а именно:

· государственные и муниципальные унитарные предприятия - в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества;

· дочерние хозяйственные общества и предприятия - только вместе с основным обществом (унитарным предприятием-учредителем);

· инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Рисунок 1 - Структура финансово-промышленных групп

Именно сегодня инвестиционные фонды играют основную роль в практическом осуществлении инвестиционной стратегии ФПГ в части приобретения пакетов акций и отдельных предприятий в ходе приватизации.

ФПГ обладают одной характерной особенностью - это отсутствие какой бы то ни было формально закрепленной организационной структуры.

Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

Участники ФПГ, производящие товары и услуги, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков и вести консолидированные учет, отчетность и баланс ФПГ, а также они вправе перекрестно владеть акциями.

ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные ФПГ.

В случае создания транснациональной ФПГ на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной или международной ФПГ.

Для участников межгосударственной ФПГ национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.

1.2 Типы финансово-промышленных групп
Опыт, накопленный с момента создания первых ФПГ, позволяет сделать предварительные выводы об основных тенденциях процесса их формирования.
Исходя из специфики российской экономики, группы можно классифицировать по следующим критериям:
· способу создания,
· инициатору формирования,
· организационному строению,
· форме производственной интеграции,
· масштабам деятельности.
По способу создания все ныне действующие российские ФПГ (прошедшие процедуру официальной регистрации и созданные в соответствии с Федеральным законом РФ «О финансово-промышленных группах» № 190-ФЗ от 30.10.95) можно поделить на:
· сформированные по решению органов власти (федеральных, региональных, городских и т.д.; на основе межправительственных соглашений);
· сформированные в инициативном порядке (в результате договорного процесса на добровольной основе; рыночными методами консолидации пакетов акций).
На практике эти пути редко реализуются в чистом виде. Зачастую в каждой из созданных групп использованы комбинации нескольких вариантов. В последнее время ФПГ создаются преимущественно на основе договора по инициативе участников посредством рыночной консолидации активов.
По решению федеральных властей (Указ Президента РФ, Постановление Правительства РФ) были созданы группы: «Магниторская сталь» (Указ Президента РФ от 27.05.1994 г. № 1089); «Эксохим» (Распоряжение Правительства РФ от 06.07.1994г. № 858-р); «Волжско-Камская» (Указ Президента РФ от 02.11.1994г. № 2057) и др.
По решению республиканских и областных администраций были созданы группы: «Уральские заводы», «Зауралье» и др.
По решению муниципальных органов власти была образована, например, ФПГ «Трехгорка» (Распоряжение Мэра Москвы от 30.05.1995г.).

На основании межправительственных соглашений зарегистрированы группы: «Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Точность», «Аэрофин», «ТаНАКо» и др.

В зависимости от инициатора создания, консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается вся группа, имеющиеся ныне ФПГ можно условно поделить на:

· банковские,

· промышленные,

· торговые.

Центром «банковской» ФПГ является кредитно-финансовая организация. Стремление российских банков к сотрудничеству с промышленными предприятиями вызвано желанием диверсифицировать свою деятельность, приобрести новую клиентуру, снизить инвестиционный риск. Сегодня конкуренция банков смещается в сферу кредитования промышленности. Также акционерный контроль над промышленными компаниями позволяет банкам расширить свое влияние на рынках лизинговых, факторинговых, страховых и прочих финансовых услуг. ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связаны друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам.

Главным условием возникновения « промышленных» ФПГ является необходимость обеспечить производственно-техническое развитие группы предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий. «Зачинщиками» данного типа ФПГ выступают заводы (АО «Нижегородские автомобили» ФПГ «Нижегородские автомобили», Магнитогорский металлургический комбинат - ФПГ «Магнитогорская сталь», АО «ВАЗ» и «КамАЗ» «Волжско-Камская» ФПГ).

Если сотрудничество участников финансово-промышленной группы сводится к кооперации в снабженческо-сбытовой сфере, то лидирующие позиции естественно занимают торговые компании. Многие товаропроизводители осознали необходимость тесной кооперации с достаточно крупными и специализированными в области снабжения и сбыта предприятиями, что позволяет им оказывать эффективное воздействие на рынок посредством контроля не только над производственным, но и распределительным циклом.

Возможны «мягкие» (консорциум, ассоциация, союз) и «жесткие» (холдингового типа) варианты организационного строения финансово-промышленных групп. Выбор типа организационного строения ФПГ определяется отношениями собственности в группе, связями по капиталу между ее участниками, совокупностью договорных и неформальных взаимных обязательств, целями создания и направлениями развития.

Анализ деятельности российских ФПГ показал, что организация сотрудничества предприятий-участников группы остается одним из слабых мест финансово-промышленных групп. Претензии к организации управления ФПГ возникают как с точки зрения управляемости развитием группы, так и с позиций финансовой обеспеченности ее замыслов.

ФПГ могут различаться по формам производственной интеграции: вертикальные, горизонтальные и конгломераты.

Вертикальные ФПГ это объединения, в которых предприятия-участники выпускают один вид изделия, участвуя в его производстве на разных стадиях. Примером может служить ФПГ «Тульский промышленник», «Металлоивдустрия», «Магнитогорская сталь», «Носта-Трубы-Газ» и др. В частности, в ФПГ «Тульский промышленник» лидирующее положение в группе занимает АО «Тулачермет». Практически все промышленные предприятия-участники группы либо поставляют ему свою продукцию, либо получают от него сырье, обмениваются заказами, ресурсами. Одновременно «Тулачермет» выступает основным внутригрупповым центром акционерного контроля таких предприятий, как «Юбскомет», банк «Тульский промышленник». ФПГ «Металлоивдустрия» представляет собой вертикально интегрированную структуру, объединяющую всю цепочку от добычи и обогащения железных руд до производства машиностроительной продукции.

Горизонтальные ФПГ это группы, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию. К данному виду относятся следующие ФПГ: «Промприбор», «Эксохим», «Восточно-Сибирская группа» и др. ФПГ «Промприбор» включает в свой состав 16 крупнейших предприятий, выпускающих приборы контроля и регулирования технологических процессов и учета энергоресурсов. Среди них: АО «Саранский приборостроительный завод», АО «МЗТА» и АО «МЗЭП» (г. Москва) и др.

Вместе с тем стоит заметить, что именно такой тип интеграции наиболее жестко контролируется Госкомитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур: объединения (крупные АО,ФПГ), занимающие более 35% федерального или местного рынка по определенным группам товаров, с большим трудом проходят экспертизу и согласование в данном ведомстве.

Высоко диверсифицированные ФПГ (или конгломераты) представляют собой группы, в состав которых включены несколько непосредственно не связанных между собою производств. Прежде всего, сюда относится ФПГ «Интеррос», включающая в свой состав такие работающие в различных отраслях экономики предприятия: РАО «Норильский Никель», АО «Кузнецкий металлургический комбинат», АО «Новокузнецкий алюминиевый завод» (металлургия), АО «ЛОМО» (оптика), АО «Химволокно», АО «Фосфорит» (химическая промышленность), государственное предприятие «Октябрьская железная дорога» (транспорт).

Финансово-промышленные группы можно классифицировать по масштабам деятельности на региональные, межрегиональные и транснациональные.

Тенденция к формированию финансово-промышленных групп регионального характера активно поддерживается местными органами исполнительной власти и рассматривается ими, с одной стороны, как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой как средство решения региональных экономических и социальных задач. Местные администрации связывают формирование ФПГ с крупными региональными программами, обеспечивающими структурную перестройку технологически взаимосвязанных предприятий с учетом приоритетных задач сохранения занятости населения и решения экологических проблем. Наибольший положительный опыт становления региональных групп накоплен в Туле и Рязани.

Межрегиональная кооперация характерна, например, для ФПГ «Единство». Своими целями ФПГ ставит насыщение рынка Уральского и Сибирского регионов высококачественными и дешевыми продуктами питания, обеспечение импортозамещения в этой сфере, а также коренное техническое перевооружение предприятий пищевой промышленности. В связи с этим в составе участников группы представлены предприятия, обеспечивающие поставку сельскохозяйственного сырья, его переработку, технологическое перевооружение пищевой индустрии. Особенностью ФПГ является включение в ее состав высокотехнологичного оборонного предприятия «Машиностроитель» (г. Пермь), производящего технологическое оборудование для АПК.

К межрегиональным ФПГ также относятся «Объединенная горно-металлургическая компания», «Сибирско-Уральский алюминий», «Восточно-Сибирская группа» и др. Между предприятиями, обеспечивающими вертикальную интеграцию в рамках ФПГ «Объединенная горно-металлургическая компания», существуют взаимовыгодные кооперационные связи: от добычи и первичной переработки углей и горнорудного сырья до производства стали, готовой металлопродукции, ее транспортировки и реализации. Близкое расположение предприятий сырьевого звена к металлургическим комбинатам, а также географически выгодное расположение порта-участника группы ОАО «Находкинский морской торговый порт» (поскольку страны Юго-Восточной и Центральной Азии наиболее активные зарубежные партнеры на рынке черных металлов) являются важными достоинствами группы.

Вместе с тем активнее о себе дают знать транснациональныеФПГ, группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-членовСНГ.

1.3 Нормативное регулирование деятельности ФПГ

Финансово-Промышленные Группы - активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Согласно российскому законодательству, ФПГ - это “ совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.”

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).

В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды,

страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.

В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.

Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.

Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных законом или учредительным договором группы:

выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;

ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;

выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Иные виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.

По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность.

Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.

Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской Федерации, являются:

зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы;

предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы;

передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;

предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.

Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы.

Таким образом, ФПГ - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные.

Исходя из специфики российской экономики, группы можно классифицировать по следующим критериям: способу создания, инициатору формирования, организационному строению, форме производственной интеграции, масштабам деятельности.

Глава II . Принципы управления Финансово-промышленной группой

2.1 Основы управления финансово-промышленной группой

Порядок управления финансово-промышленной группой во многом зависит от способа ее конструирования. Финансово-промышленная группа строится двояким образом.

Во-первых, в нее могут входить предприятия, организации и созданная ими центральная компания. Во-вторых, финансово-промышленная группа может представлять собой комплекс, в состав которого входят основное и дочерние предприятия. Во втором случае финансово-промышленная группа является по существу холдингом, в составе которого обязательно должны быть не только производственные предприятия, но и кредитные организации.

Управление финансово-промышленной группой построено по принципу федеративного устройства. Руководитель группы определяет политику ФПГ в целом, а руководители предприятий политику деятельности своего предприятия в соответствии с политикой и интересами группы. Группа в свою очередь выступает единым юридическим лицом перед государством, (например, единым налогоплательщиком). Поскольку каждая группа имеет определенные цели функционирования, управление группой должно вестись в соответствии с этими целями.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в состав которого входят представители всех участников группы.

Формирование совета управляющих в значительной степени происходит по типу организационно-правовой формы, в которой создается управляющая компания. Например, в большинстве случаев управляющая компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать по типу общего собрания акционеров.

Управляющая компания - это юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза.

Управляющая компания финансово-промышленной группы принимает решения по вопросам своей компетенции в порядке, установленном законодательством об акционерных обществах.

ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании.

Управляющая компания финансово-промышленной группы имеет свой устав, в котором в соответствии с договором о создании группы определяются предмет и цели деятельности центральной компании. Хотя обычно акционерное общество имеет общую правоспособность, центральная компания, созданная в форме акционерного общества, обладает лишь специальной правоспособностью. Это связано с тем, что она создается для ведения не всякой хозяйственной деятельности, а только такой, которая соответствует задачам создавшей ее финансово-промышленной группы

Участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков; они также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы; по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группой. Её участники несут солидарную ответственность.

Рисунок 2 - Структура управляющей компании

Финансово-промышленная группа вправе рассчитывать на государственную поддержку их деятельности по решению Правительства РФ, и именно на: а) зачет задолженности участника Финансово-Промышленная Группа. акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же Финансово-Промышленная Группа; б) предоставление участникам Финансово-Промышленная Группа права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы; в) передачу в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленная группы: г) предоставление гарантий для привлечения различного рода инвестиций; д) предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленная группы.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе в пределах своей компетенции предоставлять дополнительные льготы и гарантии финансово-промышленной группы. ЦБ могут быть предоставлены банкам - участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

Финансово-Промышленная Группа считается ликвидированной с момента прекращения действия свидетельства о регистрации и исключения ее из реестра. Финансово-Промышленная Группа ликвидируется в случаях: принятия всеми участниками ФПГ решения о прекращении ее деятельности; вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании финансово-промышленной группы; установленного вступившим в законную силу решением суда нарушения законодательства РФ при создании финансово-промышленной группы; истечения срока действия договора о создании финансово-промышленной группы. Если он не продлен участниками финансово-промышленной группы: принятия Правительством РФ решения о прекращении действия свидетельства о регистрации финансово-промышленных групп в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о ее создании и организационного проекта. Обязательства участников финансово-промышленной группы по исполнению договора о создании финансово-промышленной группы в случае ее ликвидации действуют, поскольку это не противоречит ФЗ и ГК РФ. Белов В. А.

1. Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

2. Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.

3. Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

2.2 Способы создания финансово-промышленной группы

Важное значение в условиях России имеет директивный способ создания ФПГ на базе государственной собственности и государственных постановлений. Положение о ФПГ и предусматривает возможность создания ФПГ по решению правительства в случаях, когда состав участников группы формируется только из государственных федеральных предприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из госбюджета. В отдельных случаях возможно также создание ФПГ на базе указов Президента Российской Федерации . Так, Указом от 26 октября 1994 года одобрено создание ФПГ “Интеррос”, включающей не только государственные, но и негосударственные предприятия и организации. Участие органов исполнительной власти в содействии созданию ФПГ вменено им в обязанность (в частности, разработка плана содействия их формированию) вне зависимости от добровольного или директивного способа их образования.

Однако, несмотря на то, что принцип взаимной заинтересованности провозглашен определяющим для любого способа образования ФПГ, его реализация в директивном порядке не подкреплена ни экономическим, ни правовым механизмом и выглядит скорее как декларация.

Особо следует остановиться на создании ФПГ из казенных предприятий , поскольку данная возможность предусмотрена, но механизм создания не разработан. Такого рода группы, видимо, могут быть организованы путем заключения договора. Неясно только, кто будет осуществлять функции центральной компании. Скорее всего это будет созданный в составе отраслевой структуры автономный орган.

Отраслевым органом может быть создан собственный банк и иные учреждения (торговые, страховые), обладающие имуществом на праве оперативного управления. Сложнее решается вопрос, когда в ФПГ объединяется группа разноподчиненных предприятий (конгломерат). В этом случае организационную структуру группы должно определить правительство. Оно же должно установить подчиненность группы конкретному органу исполнительной власти, который устанавливает группе плановые задания, получает отчеты, утверждает цены и т. п.

Одним из основных принципов создания ФПГ признается принцип индивидуального формирования каждой группы. Это означает постановку перед каждой группой конкретных задач, через решение которых реализуется государственная промышленная политика. Здесь как раз и должно проявиться прямое “государственное вмешательство” в экономику. Стимулируя создание ФПГ, государство должно добиваться получения заранее определенных (через экспертизу организационных проектов) результатов, а не просто их количественного роста.

При создании ФПГ в директивном порядке принцип индивидуального формирования реализуется автоматически. Да и в дальнейшем публичный (государственный или муниципальный) собственник осуществляет контроль за целенаправленным характером деятельности ФПГ. Впрочем, контроль осуществляется за всеми зарегистрированными ФПГ. Они обязаны представлять полномочному государственному органу, а также публиковать в печати отчет о деятельности ФПГ по форме, устанавливаемой Правительством РФ. Отчет составляется по результатам проверки деятельности ФПГ независимым аудитором за счет средств центральной компании. Кроме того, полномочный государственный орган вправе не чаще одного раза в год потребовать отчет о текущей деятельности ФПГ и назначить аудиторскую проверку, но уже за счет этого органа.

2.3 Современные тенденции и перспективы развития финансово-промышленных групп

финансовая промышленная группа управление

В моноотраслевых ФПГ в центре интеграционных процессов чаще оказывается промышленное предприятие. В качестве примеров здесь могут служить ФПГ "Магнитогорская сталь", "Нижегородские автомобили", "Святогор". Скорее всего, эти финансово-промышленные группы - этап в формировании организационной структуры холдингового типа.

В диверсифицированных ФПГ усиление роли финансовых центров может в дальнейшем сочетаться с выстраиванием вертикальных имущественных структур в отдельных отраслях и подотраслях.

Соответственно по разному для этих двух типов финансово-промышленных групп видятся перспективы развития центральной компании.

Перспективы создания и деятельности российских ФПГ во многом зависят от четкого определения их места и роли в реализации экономической программы и промышленной политики, проводимой государством.

Официальные ФПГ условно можно разделить на три группы:

ФПГ с высокой степенью специализации (моноотраслевые). В таких группах в центре интеграционных процессов, как правило, оказывается крупное, имеющее широкую кооперационную сеть промышленное предприятие ("Магнитогорская сталь", "Нижегородские автомобили" и др.) Доля подобных ФПГ увеличивается и в настоящее время значительно превышает 60%;

ФПГ, имеющие одно основное и несколько дополнительных, близких к основному направлений деятельности. Это, с одной стороны, способствует сохранению приемлемого уровня управляемости всей структуры, а с другой - облегчает маневрирование ресурсами при изменении конъюнктуры. Доля подобных ФПГ составляет около 30%;

ФПГ, охватывающие несколько самостоятельных направлений деятельности. Нередко подобные группы имеют широкий спектр участников в надежде на потенциальные "точки роста" и возможный перелив капитала. Интеграция в такие группы более осмысленна, когда все участники составляют ряд технологических цепочек. Их управляемость во многом зависит от наличия мощного банка, способного с помощью акционерных и кредитных рычагов обеспечить согласованность действий партнеров. Отсутствие такого банка способно привести к фактическому распаду группы. Удельный вес подобных групп снижается и не превышает 10% от общего числа.

Хотя чисто производственные направления деятельности отраслевых ФПГ являются преобладающими, все больше групп образуется с привлечением предприятий, имеющих собственный научный потенциал и наукоемкие производства. Каждая третья группа имеет в своем составе предприятия, выпускающие радиоэлектронику, электромеханическое оборудование, все больше реализуется проектов по созданию ФПГ с участием предприятий ВПК. Интеграция НИИ и КБ с производственными предприятиями закладывает основу устойчивого развития подобных объединений, выпуска конкурентоспособной продукции.

Мотивы участия в ФПГ значительной части банков не выходят за рамки расчетно-кассового обслуживания и предотвращения потери клиентов. Но ряд банков ориентирован на более широкое сотрудничество и совместную реализацию инвестиционных проектов. Нередко они берут на себя разработку концепции формирования ФПГ и ее организационного проекта, стремятся предусмотреть в нем создание единого финансово-расчетного центра. Это благоприятствует превращению головного банка, наряду с центральной компанией, в подразделение по анализу и стратегическому планированию группы.

Среди промышленных участников ФПГ выявляется некоторое раздвоение интересов: желание сделать заботы группы основными для банка приводит к ориентации на средние банки, но их ограниченные кредитные возможности подталкивают к интеграции с крупными банками.

Одним из факторов ослабления кооперационных связей явился дефицит оборотных средств. На практике объединение предприятий в ФПГ стало одним из инструментов противодействия этому фактору. В ряде групп активно используются возможности договоров о совместной деятельности, причем участником, уполномоченным на ведение этой деятельности, выступает центральная компания ФПГ. Эти компании нередко становятся инициаторами выработки согласованной маркетинговой и снабженческой политики, реализации лизинговых схем. Для многих ФПГ характерна интеграция головных предприятий с поставщиками сырья, материалов и комплектующих (вертикальная интеграция) и интеграция со сбытовыми структурами.

Позитивные тенденции преодоления проблемы неплатежей и улучшения структуры расчетов наблюдаются у 43% групп. Однако решение задачи повышения конкурентоспособности и освоения новых видов продукции в значительной мере ограничивается недостатком инвестиционных ресурсов.

Отсутствие долгосрочной стратегии - основной недостаток деятельности многих предприятий, что и объясняет их тяготение к корпоративному управлению. Разработка организационного проекта ФПГ стала для многих катализатором переосмысления как текущих проблем, так и перспектив развития. Само стремление к официальной регистрации ФПГ свидетельствует о готовности партнеров по группе к повышению информационной прозрачности своей деятельности и достижению определенного имиджа, признанного государством.

Эффективной перспективой для многих моноотраслевых ФПГ является преобразование в структуру холдингового типа. Противодействие такому образованию нередко оказывают руководители потенциальных дочерних предприятий, особенно тех, что остро нуждаются в реформировании. Двойственное отношение к централизации ресурсов в рамках ФПГ проявляют местные власти. Как правило, они поддерживают такую централизацию в рамках региональных групп, но весьма настороженно относятся к централизации в межрегиональных группах.

Для многоотраслевых ФПГ остается актуальной задача усиления стратегических мотиваций в деятельности партнеров и сближения их долгосрочных экономических интересов. Ее решение сопряжено с увеличением доли стратегических собственников в акционерном капитале компаний ФПГ.

Подавляющее большинство российских ФПГ заметно уступает своим зарубежным конкурентам по масштабам консолидации капитала. Это мешает наращиванию инвестиционной активности, ограничивает возможности перестройки структуры группы, используя имущественные и кредитные рычаги. Для многих отечественных ФПГ повышение отдачи от уже имеющихся мощностей - основное направление постепенного укрепления своего инвестиционного потенциала.

Среди основных трудностей, снижающих эффективность деятельности ФПГ участники групп отмечают:

Нарушение нормальных кредитно-денежных отношений в промышленности и, как следствие, снижение доли денежных средств, поступающих от реализации продукции;

Усиление налогового давления - как за счет увеличения числа налогов и ставок, так и налогооблагаемой базы в результате переоценок и роста стоимости основных фондов. Отсутствие законодательной основы рассмотрения ФПГ как единого налогоплательщика;

Слабую заинтересованность кредитно-финансовых учреждений в финансировании долгосрочных инвестиций и невыполнение Банком России обязательств по снижению норм обязательного резервирования банкам-участникам ФПГ;

Отсутствие средств у центральных компаний на приобретение пакетов акций промышленных предприятий, несовершенство механизма передачи в доверительное управление части акций, закрепленных за государством, низкая эффективность использования государственной собственности в рамках ФПГ;

Недостаточный уровень консолидации капиталов и дефекты механизма управления консолидированными активами;

Сокращение регулирующей роли центральных компаний.

Кроме того, крайне недостаточной является государственная поддержка ФПГ. Частично мерами государственной поддержки удовлетворены менее 13% участников ФПГ, а по таким вопросам, как налоговые льготы, содействие внешнеторговым операциям и стимулирование инвестиционной деятельности - более 50% отметили полное отсутствие какой-либо помощи со стороны государства.

Изменение основных показателей деятельности ФПГ характеризуется сочетанием как позитивных, так и негативных тенденций. При этом некоторые тенденции не могут трактоваться однозначно. Например, сокращение объемов выпуска во многих случаях связано с реструктуризацией деятельности входящих в ФПГ предприятий, их переориентацией на выпуск продукции, пользующейся платежеспособным спросом. Лучших результатов в своей деятельности добились слабо диверсифицированные вертикально-интегрированные ФПГ. Они сумели ограничить рост затрат, инициировали проведение реформы предприятий.

Процесс реорганизации банковской системы существенно влияет на изменение механизма взаимодействия ФПГ с банковскими структурами. Речь идет о взаимодействии с мелкими и средними банками в составе финансовых консорциумов и банковских синдикатов, а также интеграции нескольких ФПГ с крупными банками.

В настоящее время в ряде отраслей одновременно действует несколько однотипных ФПГ. В связи с этим вполне вероятно слияние созданных ранее "мелких" групп для объединения ресурсов, сокращения затрат на содержание управленческого аппарата, повышения инвестиционной привлекательности.

Мировой опыт показывает, что достоинства ФПГ проявляются не столько в текущей рентабельности, сколько в решении стратегических задач технологического и инновационного развития. Формирование и развитие межгосударственных и транснациональных ФПГ явится серьезным фактором усиления взаимовлияния и взаимопроникновения национальных экономических элит, которое сдерживает, в частности, и отсутствие согласованной нормативно-правовой базы для движения капитала между странами СНГ.

На 1 января 1996 г. официально созданы 28 ФПГ, причем часть их образована по инициативе государства, однако число образований, являющихся по сути ФПГ, далеко не исчерпывается зарегистрированными. Среди таких, в частности, группы, созданные вокруг крупных банков.

По данным Госкомпрома РФ, на зарегистрированные ФПГ приходится около 190 инвестиционных проектов с годовой потребностью в финансировании около 4 млрд. долларов. В стадии разработки и согласования находится около 10 проектов, около 100 инициативных групп заявили о желании организовать ФПГ. В состав действующих 28 ФПГ вошли 450 предприятий и организаций, среди них - 67 финансово-кредитных учреждений, включая коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные институты. Общая численность занятых в ФПГ составляет 2,5 млн. человек.

Взятый в 1993 г. курс на формирование в российской экономике интегрированных структур доказывает свою эффективность на фоне всеобщего спада производства. Анализ результатов деятельности ряда ФПГ позволяет сделать вывод о положительном влиянии интеграции промышленного и банковского капиталов на результаты их деятельности. В рамках ФПГ повышается надежность инвестиционных проектов - более высокий уровень финансовой, технологической и организационной устойчивости приводит к снижению инвестиционных рисков. Предприятия ФПГ увеличили объемы промышленного производства в 1994 г. на 4% по сравнению с 1993г., при этом на 20% возрос объем реализованной продукции, на 30% - объем экспорта, а просроченная задолженность сократилась на 15%. в 1995 г. По сравнению с 1994 г. объем промышленного производства по различным ФПГ возрос на 5 - 10%. По прогнозам Госкомпрома, уже в 1997 году в России будет зарегистрировано 150 финансово-промышленных групп, причем по крайней мере 20 из них будут величинами заметными даже на фоне мировых гигантов. Однако, как считает А. Куц, пока не стоит мыслить слишком глобально. Более симпатичны проекты поскромнее. Например, Монтажспецбанк объединил вокруг себя 20 различных промышленных и торговых предприятий, уже занят выполнением задуманного, хотя пока эта группа не зарегистрирована.

Таким образом, возникшие в России финансово-промышленные группы активно занимаются широкомасштабной деятельностью, приносящей определенные успехи. Анализируя тенденции развития отечественных финансово-промышленных групп, можно сделать вывод, что в дальнейшем ожидается увеличение числа эффективно работающих ФПГ, которые будут способствовать развитию экономики.

В процессе реализации основных задач, ФПГ должны стать основой системы инвестирования экономики; они формируются как интегрированные структуры, способные к саморазвитию в рыночных условиях, образующие эффективную и устойчивую кооперацию, направленную на развитие приоритетных направлений производства

Заключение

В данной курсовой работе были изложены основные аспекты финансово-промышленных групп, дано основное понятие финансово-промышленной группе согласно законодательству РФ, рассмотрена их нормативно-правовая база.

Исходя из специфики российской экономики, финансово-промышленные группы можно классифицировать по следующим критериям: способу создания, инициатору формирования, организационному строению, форме производственной интеграции, масштабам деятельности.

Проанализировав тенденции развития отечественных финансово-промышленных групп, можно сделать вывод, что в дальнейшем ожидается увеличение числа эффективно работающих ФПГ, которые будут способствовать развитию экономики.

Рассмотрев принципы управления ФПГ стало понятно, что управление финансово-промышленной группой построено по принципу федеративного устройства. Большую роль в управлении ФПГ играет Управляющая компания, она принимает решения по вопросам своей компетенции в порядке, установленном законодательством об акционерных обществах.

Список используемой литературы

Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах” от 30.11.95 г. № 190 - ФЗ, ст. 2

Финансовый бизнес, №11, 1999.

«Финансы и кредит», 2001, №3

Дементьев В. Тенденции эволюции официальных финансово-промышленных групп в 2000 - 2001 годах / В.Деменьбев, С.Авдашева // Рос. экон. журн. - 2002. - N 3. - С.11-26.

Дементьев В. Финансово-промышленные группы в стратегии реформирования российской экономики // Рос. экон. журн. - 2000. - N 11-12. - С.3-9.

Ильин М.С. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России / М.С.Ильин, А.Г.Тихонов. - М.: Альпина Паблишер, 2002.

Альманах "Золотая книга России. Год 2001-й", 2001, АСМО-пресс

Березутский Ю.А. Финансово-промышленные группы в России: необходимость, сущность, перспективы / Березутский Ю.А., Солодков В.Т. - Иркутск, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятия и структура рабочих групп, эффективность их работы. Организационно-экономическая характеристика ОАО "Тайфун". Анализ и исследование внутригрупповой сплоченности различных подразделений предприятия как показателя управления группой и человеком.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2010

    Управление человеком и группой. Процесс и функции управления. Управление неформальными организациями как средство управления формальной организацией. Проведение эффективных собраний как средство управления организацией. Стили и принципы руководства.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2011

    Понятие и экономическая сущность стратегического управления, его роль деятельности организации. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и направления стратегического развития предприятия ЗАО "Орелнефтепродукт", пути их дальнейшего совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2009

    Изучение кадрового и делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом, правовое регулирование трудовых отношений. Анализ разработки и утверждения нормативных и ненормативных правовых актов. Роль руководителя в управлении рабочей группой.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2010

    Общая характеристика организации, структура и элементы системы управления в ней. Анализ финансово-экономической деятельности. Исследование и оценка современной маркетинговой среды. Ценовая политика туристского предприятия и факторы ее формирования.

    отчет по практике , добавлен 16.02.2014

    Этапы оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Методические подходы к диагностике финансового состояния предприятия. Модели управления финансово-хозяйственной деятельностью. Характеристика ООО "Тиара". Технико-экономические показатели.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2009

    Общая характеристика предприятия. Производственная и организационная структура управления организацией. Использование трудовых ресурсов и управление ими. Функции менеджмента, факторы его эффективности. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.

    отчет по практике , добавлен 05.10.2011

    Сущность групп, их виды и характеристика. Область применения социологических систем управления. Функции и роль менеджера в повышении эффективности деятельности групп. Характеристика ООО "Экспресс Авто". Анализ формирования и управления малой группой.

    реферат , добавлен 21.12.2014

    Общая характеристика предприятия ООО "Бизнес Ай Ти" - ведущего поставщика программного обеспечения и компьютерной техники на российском рынке. Бизнес-процессы производства. Организационная структура управляющей компании, финансово-бухгалтерская служба.

    отчет по практике , добавлен 28.11.2014

    Понятие и сущность управления на предприятии. Методики оценки имущества. Система управления имущественным комплексом. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Экспресс УАЗ". Разработка рекламной компании как способа управления имуществом компании.

Полномочия органов управления финансово-промышленной группы не распространяются на всю коммерческую деятельность ее участников. Управляющее воздействие органов ФПГ касается только общей деятельности участников в составе группы. Эта общая деятельность ограничена целями создания ФПГ, частью объединенных для достижения этих целей активов.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в который входят представители всех участников ФПГ. Формирование совета управляющих происходит по типу той организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать как общее собрание акционеров. Проводя аналогию между управлением акционерным обществом и финансово-промышленной группой, можно сказать, что совет управляющих ФПГ является аналогом общего собрания акционеров, а центральная компания играет роль исполнительного органа.

Центральная компания - юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза. Центральная компания, как правило, является инвестиционным институтом, поэтому исходя из задач формирования ФПГ трудно представить, чтобы она не осуществляла предпринимательскую деятельность. В этой связи создание центральной компании в организационно-правовой форме ассоциации вряд ли целесообразно. Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация может осуществляться дважды: сначала регистрируется центральная компания в Едином государственном реестре юридических лиц, а затем - сама финансово-промышленная группа в государственном реестре ФПГ, который ведет Минэкономразвития России.

Надо сказать, что участники будущей финансово-промышленной группы могут специально не создавать центральную компанию, а поручить выполнение ее функций уже существующей организации, в которой имеется доля участия каждого из них.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (соответствующую инспекцию Федеральной налоговой службы). Изменения в учредительных документах юридических лиц регистрируются в уведомительном порядке в случаях, предусмотренных законодательством. На сегодняшний день уведомительная процедура регистрации используется только для изменений в уставе хозяйственного общества, связанных с созданием филиалов и представительств. Формуляры документов, используемых в процессе государственной регистрации юридических лиц, также не предусматривают уведомлений для регистрации изменений фирменного наименования организации*(67). Поэтому в свете действующего законодательства правильнее говорить, что центральная компания должна зарегистрировать изменение своего фирменного наименования, а не просто уведомить об этом регистрирующий орган.


В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. И это действительно эффективно в связи с тем, что помимо финансирования деятельности ФПГ, банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претендуют на право управления финансами всех участников группы, в этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, что невозможно, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Если центральная компания является банком или кредитной организацией, она может выполнять в интересах участников группы отдельные банковские операции.

Центральная компания выступает от имени всех участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы, ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы и отвечает за правильность ведения консолидированной отчетности. Центральная компания готовит ежегодный отчет о деятельности группы, который рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития России), а также публикуется в срок не позднее 90 дней по окончании финансового года. Отчет составляется после независимой аудиторской проверки деятельности финансово-промышленной группы, которую оплачивает центральная компания ФПГ.

Поскольку финансово-промышленная группа не пользуется правами юридического лица, в гражданских правоотношениях она выступает через свою центральную компанию, учрежденную всеми участниками или являющуюся по отношению к ним основным обществом. Участники группы несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании. Это правило корреспондирует с положениями п. 2 ст. 1047 ГК РФ о том, что участники договора о совместной деятельности (простого товарищества) отвечают солидарно по всем общим обязательствам. Здесь следует обратить внимание на понятие "общие обязательства", означающее, что повлечь солидарную ответственность участников ФПГ могут не все обязательства центральной компании, а только непосредственно связанные с деятельностью финансово-промышленной группы.

Надо сказать, что специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях (союзах) юридических лиц. Так, участники хозяйственного общества не отвечают по его обязательствам и рискуют в предпринимательской деятельности только потерей оплаченных ими вкладов в уставном капитале. Члены ассоциации (союза) юридических лиц отвечают по обязательствам созданной организации субсидиарно. Если же ассоциация (союз) или хозяйственное общество выполняют функции центральной компании финансово-промышленной группы, то все участники ФПГ (учредители центральной компании) отвечают по ее обязательствам солидарно.

Еще одно несоответствие можно отметить в структуре холдинговой модели финансово-промышленной группы. В такой ФПГ центральная компания как отдельное юридическое лицо не создается, ее функции выполняет основное общество. В соответствии с п. 2 ст. 105 ГК РФ дочернее общество не отвечает по долгам основного общества, а в финансово-промышленной группе дочерние компании солидарно отвечают по обязательствам своего основного общества.

Несмотря на отмеченные противоречия, следует сказать, что законодательство о финансово-промышленных группах носит специальный характер и поэтому имеет приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса РФ.

Изначально предполагалось, что финансово-промышленным группам будут оказываться меры государственной поддержки. Среди этих мер законодательство называет: зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ; предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы; передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы; предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций и др.

Однако на практике эти льготы не предоставляются, и можно сказать, что отсутствие государственного протекционизма - одна из причин, не позволивших ФПГ стать более распространенными и влиятельными формами предпринимательских объединений.

Правовой статус центральной компании

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в состав которого входят представители всех участников группы.

Формирование совета управляющих в значительной степени происходит по типу организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать по типу общего собрания акционеров.

Центральная компания - это юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза.

Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация осуществляется дважды:

регистрируется центральная компания ФПГ в реестре юридических лиц;

регистрируется сама группа в реестре финансово-промышленных групп, который ведет Минэкономразвития России.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу России).

В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. Создание центральных компаний в форме таких организаций действительно эффективно, т.к. помимо финансирования деятельности финансово-промышленной группы банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претендуют на право управления финансами всех участников ФПГ. В этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, чего нельзя сделать, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Центральная компания ФПГ:

выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы;

ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы. Постановлением Правительства от 9 января 1997 г. N 24 установлен Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ. Помимо этого центральная компания предоставляет отчетность отдельно по своей деятельности. ФПГ может быть также признана консолидированной группой налогоплательщиков;

готовит ежегодный отчет о деятельности группы. Этот отчет рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития) и публикуется в срок не позднее 90 дней после окончания финансового года. Отчет составляется после проверки деятельности ФПГ независимым аудитором. Аудиторскую проверку оплачивает центральная компания ФПГ;

выполняет в интересах участников отдельные банковские операции в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании.

Специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях юридических лиц (см. табл. 4).

Таблица 4

Центральная компания -
хозяйственное общество

Центральная компания -
ассоциация (союз) юридических лиц

Коммерческая организация,
основной целью деятельности
которой является извлечение
прибыли

Некоммерческая организация, которой
вопреки общим правилам ст. 50 ГК РФ
запрещено самостоятельно заниматься
предпринимательской деятельности
(ст. 121 ГК РФ)

Участники
хозяйственного
общества не несут
ответственности
по его обязатель-
ствам и рискуют
только потерей
оплаченных ими
вкладов в
уставный капитал

Участники
центральной
компании несут
солидарную
ответственность
по ее обязатель-
ствам

Члены ассоциации
(союза) несут
по ее (его)
обязательствам
субсидиарную
ответственность

Участники
центральной
компании несут
солидарную
ответственность
по ее обязатель-
ствам

ФПГ оказывается государственная поддержка, например, предоставляются следующие льготы:

зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ;

предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы;

передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы;

предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций;

Центральный банк РФ может снижать нормы обязательного резервирования для повышения инвестиционной активности ФПГ.

Проверь себя

1. ФПГ - это:

1) ассоциация юридических лиц - некоммерческая организация;

2) холдинговая компания;

3) группа лиц, не имеющая статуса юридического лица.

2. Какие из перечисленных лиц могут быть участниками ФПГ?

3) общественные объединения.

3. Инициативными участниками ФПГ являются:

1) производственные предприятия;

2) инвестиционные фонды;

3) кредитные организации, банки.

4. Какие лица относятся к обязательным участникам ФПГ?

1) страховые компании;

2) кредитные организации, банки;

3) торговые дома.

5. Какой государственный орган осуществляет регистрацию ФПГ?

1) Министерство юстиции;

2) Минэкономразвития;

3) Министерство финансов.

6. Высший орган управления ФПГ - это:

1) совет холдинга;

2) общее собрание участников;

3) совет управляющих.

7. Какие лица относятся к обязательным участникам ФПГ?

1) товарные биржи;

2) производственные предприятия;

3) страховые компании.

8. Какие из перечисленных лиц не могут быть участниками ФПГ?

1) индивидуальные предприниматели;

2) хозяйственные товарищества;

3) производственные кооперативы.

9. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме:

1) инвестиционного фонда;

2) союза юридических лиц;

10. Центральная компания ФПГ не может быть создана в форме:

2) союза юридических лиц;

3) некоммерческого партнерства.

11. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме:

1) ассоциации юридических лиц;

2) автономной некоммерческой организации;

3) некоммерческого партнерства.

12. В какой срок после окончания финансового года публикуется годовой отчет о деятельности ФПГ?

Правовой статус центральной компании

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в состав которого входят представители всех участников группы.

Формирование совета управляющих в значительной степени происходит по типу организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать по типу общего собрания акционеров.

Центральная компания - это юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза.

Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация осуществляется дважды:

регистрируется центральная компания ФПГ в реестре юридических лиц;

регистрируется сама группа в реестре финансово-промышленных групп, который ведет Минэкономразвития России.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу России).

В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. Создание центральных компаний в форме таких организаций действительно эффективно, т.к. помимо финансирования деятельности финансово-промышленной группы банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претендуют на право управления финансами всех участников ФПГ. В этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, чего нельзя сделать, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Центральная компания ФПГ:

выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы;

ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы. Постановлением Правительства от 9 января 1997 г. N 24 установлен Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ. Помимо этого центральная компания предоставляет отчетность отдельно по своей деятельности. ФПГ может быть также признана консолидированной группой налогоплательщиков;

готовит ежегодный отчет о деятельности группы. Этот отчет рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития) и публикуется в срок не позднее 90 дней после окончания финансового года. Отчет составляется после проверки деятельности ФПГ независимым аудитором. Аудиторскую проверку оплачивает центральная компания ФПГ;

выполняет в интересах участников отдельные банковские операции в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании.

Специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях юридических лиц (см. табл. 4).

Таблица 4

Центральная компания -
хозяйственное общество

Центральная компания -
ассоциация (союз) юридических лиц

Коммерческая организация,
основной целью деятельности которой является извлечение прибыли

Некоммерческая организация, которой
вопреки общим правилам ст. 50 ГК РФ
запрещено самостоятельно заниматься предпринимательской деятельности
(ст. 121 ГК РФ)

Участники
хозяйственного общества не несут ответственности
по его обязательствам и рискуют только потерей оплаченных ими вкладов в
уставный капитал

Участники

Члены ассоциации
(союза) несут по ее (его)
обязательствам субсидиарную
ответственность

Участники
центральной компании несут солидарную
ответственность по ее обязательствам

ФПГ оказывается государственная поддержка, например, предоставляются следующие льготы:

зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ;

предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы;

передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы;

предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций;

Центральный банк РФ может снижать нормы обязательного резервирования для повышения инвестиционной активности ФПГ.

Проверь себя

1. ФПГ - это:

  • 1) ассоциация юридических лиц - некоммерческая организация;
  • 2) холдинговая компания;
  • 3) группа лиц, не имеющая статуса юридического лица.
  • 2. Какие из перечисленных лиц могут быть участниками ФПГ?
  • 3) общественные объединения.
  • 3. Инициативными участниками ФПГ являются:
  • 1) производственные предприятия;
  • 2) инвестиционные фонды;
  • 3) кредитные организации, банки.
  • 4. Какие лица относятся к обязательным участникам ФПГ?
  • 1) страховые компании;
  • 2) кредитные организации, банки;
  • 3) торговые дома.
  • 5. Какой государственный орган осуществляет регистрацию ФПГ?
  • 1) Министерство юстиции;
  • 2) Минэкономразвития;
  • 3) Министерство финансов.
  • 6. Высший орган управления ФПГ - это:
  • 1) совет холдинга;
  • 2) общее собрание участников;
  • 3) совет управляющих.
  • 7. Какие лица относятся к обязательным участникам ФПГ?
  • 1) товарные биржи;
  • 2) производственные предприятия;
  • 3) страховые компании.
  • 8. Какие из перечисленных лиц не могут быть участниками ФПГ?
  • 1) индивидуальные предприниматели;
  • 2) хозяйственные товарищества;
  • 3) производственные кооперативы.
  • 9. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме:
  • 1) инвестиционного фонда;
  • 2) союза юридических лиц;
  • 10. Центральная компания ФПГ не может быть создана в форме:
  • 1) ООО;
  • 2) союза юридических лиц;
  • 3) некоммерческого партнерства.
  • 11. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме:
  • 1) ассоциации юридических лиц;
  • 2) автономной некоммерческой организации;
  • 3) некоммерческого партнерства.
  • 12. В какой срок после окончания финансового года публикуется годовой отчет о деятельности ФПГ?
  • 1) до 1 апреля;
  • 2) до 1 июня;
  • 3) до 30 июня.

Механизм создания, функционирования и управления акционерным обществом осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 25 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ). В соответствии с данным Законом акционерным обществом признается коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к акционерному обществу (далее – обществу). Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Открытым акционерным обществом является общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований федерального законодательства. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Число акционеров открытого общества не ограничено. Минимальный размер уставного капитала открытого общества должен быть равен не менее чемтысячекратной сумме минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.

Учредителями акционерного общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Число учредителей открытого общества не ограничено.

Учредительным документом акционерного общества являетсяустав , требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Органами управления акционерного общества являются общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества, который может быть коллективным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором), которые осуществляют руководство текущей деятельностью общества.

Высшим органом управления акционерным обществом являетсяобщее собрание акционеров. Годовое собрание акционеров проводится в сроки, установленные уставом общества, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года.

12. Управление закрытым акционерным обществом.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – это общество, акции которого распределяются только среди его учредителей. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпуск акций. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами данного общества.

Учредительным документом закрытого акционерного общества являетсяустав, утвержденный учредителями. В нем должны содержаться сведения о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве, размере уставного капитала общества, правах акционеров, составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений.

Акция удостоверяет тот факт, что ее владелец, акционер, внес определенный вклад в капитал акционерной компании.

Закрытое акционерное общество отвечает по своим обязательствам, несет возможные убытки, рискует в ограниченных пределах, не превышающих стоимости принадлежащего ему пакета акций. В то же время акционерное общество не отвечает по имущественным обязательствам отдельных акционеров, принятых ими частным образом.

Закрытое акционерное общество отличается от открытогопо числу акционеров . В ОАО число акционеров не ограничено, а в закрытом – число участников не должно быть более 50. Если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50 человек, то в течение года АО должно преобразоваться в открытое акционерное общество. Другим отличием является порядок выпуска и размещения акций: в ОАО он носит публичный характер, а в ЗАО – ограниченный конкретными физическими и юридическими лицами.

13. Управление финансово-промышленными группами (на основе Федерального закона «О финансово-промышленных группах» от 27 октября 1995 г.)

Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Определение финансово-промышленной группы с течением времени трансформировалось, что было обусловлено теми задачами, которые должны были решать эти группы в изменяющейся экономической обстановке.

Основными организационно-правовыми формами, в которых реализовывалась концепция финансово-промышленных групп на первом этапе, были акционерные общества открытого типа и холдинги.

В настоящее время эти формы могут быть разнообразными, учитывающими финансовый, производственный и научный потенциал участников финансово-промышленной группы. При множественности вариантов организационно-правовых форм ФПГ основные из них заключаются в объединении участников групп вокруг:

    коммерческой организации, имеющей в качестве имущества одно или несколько промышленных предприятий;

    коммерческой организации, основным видом деятельности которой является торговля;

    коммерческого банка.

Помимо состава участников и характера, консолидирующего тип ФПГ, эти группы могут различаться:

    по формам производственно-хозяйственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);

    по отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые);

    по степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);

    по масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, межгосударственные или транснациональные).

Если финансово-промышленная группа создается в виде основного и ряда дочерних обществ, то в роли центральной компании выступает основное общество. В этом случае дочерние общества – участники финансово-промышленной группы – находятся изначально в зависимости от центральной компании, поскольку она владеет пакетами их акций.

Если же финансово-промышленная группа создается на основе договора, заключаемого ее участниками как равноправными партнерами, тогда и центральная компания ФПГ учреждается как юридическое лицо на договорной основе.

Создание финансово-промышленных групп преследует главным образом, три цели. Во-первых, восстановление там, где это возможно, ранее существовавших технологических, кооперационных взаимосвязей с прежними партнерами для производства той или иной продукции. Во-вторых, установление таких связей с новыми партнерами на основе экономической целесообразности либо объединения усилий ряда производителей для расширения рынков сбыта товаров и услуг. В-третьих, привлечение инвестиций и целенаправленное их использование.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

Направление участникам финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.

Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Закон, определяя совет управляющих как высший орган управления финансово-промышленной группы, не регламентирует вопросов его формирования, компетенции, организации деятельности, оставляя их на усмотрение участников группы. Предполагается, что все эти вопросы должны быть отражены в договоре о создании финансово-промышленной группы.



Поделиться