Человечество на рубеже новой эры. Презентация и конспект урока по всеобщей истории на тему "Ускорение научно-технического развития и его последствия" (11 класс)

И новые конструкционные материалы

Продолжается развитие средств транспорта, уже сложилась общемировая система транспортных коммуникаций. К началу XXI века в мире насчитывается уже более 600 млн. автомобилей, а их ежегодный выпуск превысил 30 млн. штук. Все это привело к появлению ряда проблем, таких как загрязнение окружающей среды, повышенная смертность на дорогах, пробки, аварийные ситуации. Все это заставляет научный мир искать новые формы и виды автомобиля. Например, авиаконструктор из Пятигорска (Россия) Александр Бегак сконструировал бегалёт "Сталкер": автомобиль с крыльями, убирающимися внутрь. "Сталкер" развивает скорость до 200 км/ч в воздухе, весит 140 кг и преодолевает без дозаправки расстояние в 1,5 тысячи км. Этому летательному аппарату не требуется аэродрома - площадь для взлета ему нужна минимальная.

Московские власти задумываются о создании струнного транспорта в столице, для соединения района Ховрино со станцией метро «Речной вокзал». Соответствующее предложение поступило в префектуру округа от конструктора Анатолия Юницкого. Автор данного проекта подчеркивает, что струнный транспорт является транспортом нового поколения. «Это транспорт „второго уровня“, поэтому изъятие земли под него на порядок меньше, чем у автомобильных и железных дорог. При этом струнный транспорт имеет на порядок меньшую капиталоемкость по сравнению с монорельсовой дорогой», - говорится в письме, направленном А. Юницким в адрес префектуры округа. Кроме того, струнный транспорт устойчив к неблагоприятным погодным условиям и не требует зимой очистки путей от снега и наледей. Автор проекта также утверждает, что пропускная способность данного вида транспорта - до 25 тысяч пассажиров в час.

Американцы в очередной раз попытались превратить фантастику в реальность. Некая фирма Terrafugia заявила о том, что в 2009 году особо зажиточные жители Америки смогут стать обладателями летающего автомобиля. Гибрид авто и самолёта под названием Transition оценен в 148 тысяч долларов. Машина оборудована складывающимися крыльями и лопастным пропеллером. Взлетать она сможет прямо с шоссе, правда, садиться нужно будет только на аэродроме. Не возникнет проблем и с топливом – в качестве горючего используется обычный бензин.

На протяжении ХХ в. постоянно увеличивалась грузоподъ­емность судов. В 1970-е гг. уже строились танкеры водоизме­щением более 500тыс. т. Быстроходность кораблей возросла вдвое. Была значительно усовершенствована система их по­грузки и разгрузки. Благодаря этому объем грузов, перевози­мых по морю, за последние 50 лет увеличился в десять раз. С овладением ядерной энергией появились атомные корабли и подводные лодки, способные годами бороздить морские про­сторы без захода в порты. Получили развитие, пока ограничен­ное, транспортные средства на воздушной подушке, способ­ные передвигаться не только по воде, но и по суше.

Значительно возросло значение транспортной авиации. В Англии в 1949 г. был создан первый прототип пассажирского реактивного самолета «Комета). Однако массовое применение на авиалиниях нашли советские реактивные самолеты Ту-104 (выпускались с 1955 г.) и американские «Боинг-707». В 1970 году в США был создан гигантский самолет «Боинг – 747», способный принимать на борт до 500 пассажиров. Уже в 1950-е гг. военная авиация освоила сверхзвуковые скорости. В 1970-е гг. появились и первые пассажирские самолеты, летавшие на сверхзвуковых скоростях: советский Ту-144 (1975) и англо-французский «Конкорд» (1976). Правда, впоследствии их производство было признано экономически невыгодным и прекратилось.

Послевоенное развитие ракетной техники было главным образом подчинено стремлениям СССР и США создать более эффективные средства доставки ядерного оружия, чем бомбар­дировщики. Лидером в этой сфере стал Советский Союз. В 1957 г. на орбиту при помощи мощной ракеты-носителя был выведен первый искусственный спутник Земли. (США осуще­ствили такой запуск в 1958 г.), а в 1961 г. – советский космиче­ский корабль с человеком на борту. В 1961 г. в США была при­нята программа «Аполлон» - пилотируемого полета на Луну, ус­пешно завершенная в 1969 г. Автоматические космические зонды достигли Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, вышли за пределы Солнечной системы.

Американо-советское соперничество в космосе привело к быстрому повышению надежности космических аппаратов, что позволило перейти к систематическому освоению около­земного космического пространства. Были разработаны косми­ческие аппараты многоразового пользования: американские «шаттлы» и советский «Буран».

Орбитальные станции и искусственные спутники Зе­мли стали выполнять не только военные функции, но использоваться для научных экспериментов, астроно­мических наблюдений, трансляции радио- и телепере­дач, поддержания связи (первый спутник связи был за­пущен в 1962 г.), метеорологических наблюдений, геологоразведки и т.д.

Глава 7. УСКОРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Десятилетия, прошедшие после второй мировой войны, ознаменовались дальнейшим ускорением темпов научно-технического развития. Между двумя мировыми войнами период времени, требующийся для удвоения объема научных знаний, составлял около 24 лет, в 1945-1964 гг. - 14 лет, к концу века для разных сфер знания он составил не более 5-7 лет.

Крупнейшее из открытий XX века, овладение ядерной энергией, в большой мере использовалось в военных целях. Открытие в начале 1950-х гг. термоядерных реакций (слияния легких ядер в более тяжелые при сверхвысоких температурах) и в СССР и США было обращено на создание водородных бомб. Они были в сотни раз разрушительнее, чем урановые и плутониевые. Лишь в 1956 г. в Великобритании был построен ядерный реактор, который был признан годным для коммерческой эксплуатации. Ядерная энергетика к концу века обеспечивает не более 8% мирового производства энергии. Большая часть производится за счет сжигания нефти (40%), угля (25%), газа (18%). ГЭС и иные источники энергии обеспечивают лишь 7% ее производства. Геотермальные (использующие внутреннее тепло Земли), приливные (энергия морских приливов), солнечные, ветряные электростанции пока еще остаются редкостью.

Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Продолжалось развитие средств транспорта. В 1990-е гг. в мире насчитывалось свыше 500 млн. автомобилей (около трети из них - в США), их ежегодный выпуск достиг 30 млн. штук.

На протяжении XX века постоянно увеличивалась грузоподъемность судов. В 1970-е гг. появились танкеры водоизмещением более 500 тыс. тонн. Быстроходность кораблей возросла вдвое за последние 50 лет. С овладением ядерной энергией появились корабли и подводные лодки с атомными силовыми установками, способные годами бороздить морские просторы без захода в порты. Получили развитие, пока ограниченное, транспортные средства на воздушной подушке, способные передвигаться не только по воде, но и по суше.

Значительно возросло значение транспортной авиации. В Англии в 1949 г. был создан первый прототип пассажирского реактивного самолета «Комета». Однако основное применение на авиалиниях нашли советские реактивные самолеты «ТУ-104» (выпускались с 1955 г.) и американские «Боинг-707» (с 1958 г.). В 1970 г. в США был создан гигантский самолет «Боинг-747», способный поднимать на борт до 500 пассажиров. В 1950-е гг. военная авиация освоила сверхзвуковые скорости, а в 1970-е гг. появились первые пассажирские самолеты, летающие на сверхзвуковых скоростях: советский «ТУ-144» (1975 г.) и англо-французский «Конкорд» (1976 г.).


Послевоенное развитие ракетной техники было, главным образом, подчинено стремлениям СССР и США создать более эффективные средства доставки ядерного оружия, чем бомбардировщики. Первым свои достижения в этой сфере продемонстрировал Советский Союз, запустивший в 1957 г. первый искусственный спутник Земли (США осуществили такой запуск в 1958 г.), а в 1961 г. выведший на орбиту вокруг Земли космический корабль с человеком на борту. В 1961 г. в США была принята программа «Аполлон» - пилотируемого полета на Луну, успешно завершенная в 1969 г. Автоматические космические зонды достигли Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, вышли за пределы Солнечной системы.

Соперничество в космосе позволило значительно повысить надежность космических аппаратов, удешевить их, что создало условия перехода к систематическому освоению околоземного космического пространства. В СССР и США были разработаны космические аппараты многоразового пользования, хотя советский «Буран» не нашел практического применения. Орбитальные станции и искусственные спутники Земли стали выполнять не только военные, но и гражданские функции, использоваться для научных экспериментов, астрономических наблюдений, трансляции радио и телепередач, поддержания связи (первый спутник связи был запущен в 1962 г.), метеорологических наблюдений, геологоразведки и гак далее. Возникает перспектива создания постоянно действующих орбитальных комплексов, где в условиях невесомости будут создаваться новые биологически активные и кристаллические вещества для медицины, биохимии, электроники.

Авиация и космонавтика создали стимул для поиска новых конструкционных материалов. В конце 1930-х гг. с развитием химии, химической физики, изучающей химические процессы с использованием достижений квантовой механики, кристаллографии стало возможным получать вещества с заранее заданными свойствами, обладающими большой прочностью, стойкостью. В 1938 г. почти одновременно в Германии и США были созданы искусственные волокна - капрон, перлон, нейлон, синтетические смолы, позволившие разработать качественно новые конструкционные материалы. Их производство приняло особенно большие масштабы после второй мировой войны. Только за период с 1951 по 1966 г. ассортимент продукции химической промышленности увеличился в 10 раз. Не стояла на месте и металлургия, освоившая производство особо прочной легированной стали (с добавками вольфрама, молибдена), титановых сплавов, использующихся в авиации и космонавтике.

Биохимия, генетика, медицина. Химия не обошла своим вниманием и сельское хозяйство, где с началом XX века началось применение минеральных удобрений, увеличивающих плодородие почвы. Во второй половине века широко стали применяться химические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства (ядохимикаты), сорняками. Создание веществ, выборочно уничтожающих одни виды растений и безвредных для других, стало возможным благодаря развитию биологии, биохимии. Новое значение приобрели осуществленные в начале века исследования немецкого ученого А. Вейсмана и американского ученого Т. Моргана, которые, опираясь на работы чешского натуралиста Г. Менделя о наследственности, заложили основы генетики - науки о передаче наследственных факторов в растительном и животном мире. Опыт работ 1920-1930-х гг. по совершенствованию агротехнических приемов (в частности, Л. Бербанка по селекции семян, совершенствованию сортов культурных растений) в сочетании с удобрениями, пестицидами, совершенствованием технических средств обработки земли позволил с 1930-х по 1990-е гг. в 2-3 раза повысить урожайность многих культур.

Работы в области генетики, исследования механизма наследственности привели к развитию биотехнологий. Генетические исследования в СССР, связанные с именем академика Н.И. Вавилова, были свернуты, после того как генетику объявили лженаукой, а те, кто ее разрабатывали, погибли в советских лагерях смерти. Лидерство в этих исследованиях перешло к США. В 1953 г. ученые Кембриджского университета Д. Уотсон и Ф. Крик открыли молекулу ДНК, несущую в себе программу развития организма. В 1972 г. в Калифорнийском университете исследовались возможности изменения структуры ДНК, что открывало путь к созданию искусственных организмов. Первый патент в этой области, за создание методом генной инженерии микроорганизма, ускоряющего переработку сырой нефти, был выдан в 1980 г. американскому ученому А. Чакрабарти. В 1988 г. Гарвардский университет получил патент за выращивание, с помощью генетических манипуляций, живой мыши. Началось выведение новых пород животных и растений. Они гораздо лучше, чем базовые виды, приспособлены к неблагоприятным климатическим условиям, обладают иммунитетом ко многим заболеваниям и т.д.

На пороге XXI века были открыты возможности клонирования - искусственного выращивания из одной клетки точного биологического подобия организма донора. Вопросы этичности столь глубокого вмешательства в природные процессы, потенциальной опасности генетических экспериментов, последствия которых не всегда предсказуемы, обсуждались неоднократно, но это не привело к их прекращению.

Развитие биохимии и генетики сказалось на развитии медицины. Еще в конце XIX века были открыты микроорганизмы, являвшиеся причиной заболевания холерой, сибирской язвой, туберкулезом, дифтеритом, бешенством, чумой, малярией, сифилисом, исследованы пути передачи этих болезней, изобретены методы лечения многих из них. Начали разрабатываться методы санитарии и гигиены, профилактики и предупреждения эпидемий, включая вакцинацию (прививки) против некоторых болезней, появились новые лекарства - аспирин и пирамидон. В 1920-1930-е гг. были выделены и получены искусственно витамины (в 1927 г. витамины В и С, затем D и А). Еще большим подспорьем для медицины стали антибиотики - вещества, способные останавливать развитие болезнетворных микробов, наиболее известным из которых является пенициллин, выделенный из плесени (назван так А. Флемингом в 1929 г.). Химическим (синтетическим) аналогом пенициллина стали стрептоцид, сульфидин, сульфазол. После второй мировой войны с открытием вирусной природы многих заболеваний стали разрабатываться антивирусные препараты.

Углубление знаний о природе живой материи раскрыло возможности трансплантации (пересадки) органов, лечения наследственных, обусловленных генетическими факторами заболеваний. Новые возможности перед медициной раскрыли достижения ядерной физики, электроники. В диагностике уже в 1930-е гг. стали использоваться рентгеновские аппараты, электрокардиографы, электроэнцефалографы и т.д. В последней трети века были созданы аппараты искусственной почки и вживляющийся кардиостимулятор. Новые технологии, в частности использование лазерного скальпеля, расширили возможности хирургии.

Электроника и робототехника. Огромное влияние на облик мировой цивилизации оказали достижения в области электроники. Их база была заложена в прошлом веке. Первый в мире радиоприемник был изобретен в 1895 г. русским ученым А.С. Поповым, патент на передачу электрических импульсов без проводов в 1896 г. получил итальянский инженер Г. Маркони. Надежность и дальность приема радиопередач значительно возросла с изобретением в 1904 г. американцем Дж. Флемингом диода - двухэлектродной лампы - преобразователя частот электрических колебаний и в 1907 г. созданием американским конструктором Ли де Форестом триода, усиливающего слабые электрические колебания. В 1919-1924 гг. в России, США, Франции, Великобритании, Германии, Италии вступили в строй мощные радиовещательные станции, способные осуществлять международное вещание. С середины 1920-х гг. начались эксперименты в области передачи изображения с помощью электронных сигналов, телевидения. В Англии первые телевизионные передачи начались в 1929 г., в СССР - в 1932 г. (звуковое телевидение с 1934 г.), в Германии - с 1936 г. В годы второй мировой войны конструкторская мысль сконцентрировалась на совершенствовании радиолокации, позволяющей обнаруживать заблаговременно корабли и самолеты противника.

Послевоенные годы ознаменовались настоящим прорывом в области электроники. Она, используя достижения химии, стала применять стекловолокно для передачи сигналов, кристаллографии, позволившей создать лазеры, имеющие очень широкий спектр применения. Наибольшее прикладное значение имело изобретение ЭВМ - электронно-вычислительных машин (компьютеров). Первые ЭВМ появились после второй мировой войны. В них использовались такие же диоды и триоды, как в ламповых радиоприемниках. Одна из таких машин, построенных в США в 1946 г., ЭНИАК, весила 30 тонн и занимала площадь 150 кв. м, в ней было использовано 18 тыс. электронных ламп. Несмотря на огромные размеры, на ней можно было проводить лишь простые вычисления, доступные ныне каждому владельцу карманного калькулятора.

Второе поколение ЭВМ создавалось в конце 1940-х гг., после изобретения транзисторов (полупроводников), заменивших электронные лампы. Транзисторы нашли широкое применение в бытовой электронике (радиоприемниках, телевизорах, магнитофонах), с их миниатюризацией удалось увеличить объемы памяти и быстродействие ЭВМ.

Третье поколение ЭВМ развилось в 1960-е гг., после создания так называемых интегральных схем, плат, на которых размещалось несколько десятков компонентов, преобразующих и обрабатывающих информацию. В 1970-е гг. с совершенствованием технологии на одной плате помещались десятки тысяч компонентов. ЭВМ на интегральных схемах включали в себя миллионы полупроводников, их быстродействие достигло 100 млн. операций в секунду.

Четвертое поколение ЭВМ было создано с изобретением в 1971 г. микропроцессора на кремниевом кристалле - чипе, размером менее 1 кв. см, заменяющем тысячи полупроводников. Один такой кристалл мог хранить до 5 млн. бит информации, что позволило перейти к созданию портативных компьютеров, предназначенных для индивидуальных пользователей.

Пятое, современное, поколение ЭВМ способно воспринимать и воспроизводить не только числовую информацию, но и снимки, графики, речевые сигналы, вести диалог с человеком на базе заложенного программного обеспечения. Повсеместное распространение компьютеров, создание в фирмах, промышленных, коммерческих, научных центрах, государственных структурах банков данных компьютеризированной информации обеспечило новые возможности связи - создания локальных, а затем и глобальных компьютерных сетей связи (самой известной из них является Интернет). Они позволяют моментально получать и передавать любую информацию, вести двусторонние и многосторонние диалоги с другими пользователями компьютеров.

Шестое поколение компьютеров будет иметь в качестве материального носителя памяти уже не кристаллы, а молекулы полимерного или биологически активного вещества (биочипы), что ставит в практическую плоскость создание искусственного интеллекта, способного к самопрограммированию.

Развитие компьютерных технологий способствовало созданию промышленных роботов, число которых к началу 1990-х гг. в мире достигло 300 тысяч. Распространение робототехники раскрыло огромные возможности совершенствования производственного процесса.

Вопрос о том, какие из изобретений и открытий XX века, в какой сфере знания наиболее важны, лишен смысла, поскольку большинство из них взаимосвязаны. По подсчетам американских инженеров микрочипы используются не только в компьютерах и роботах, а в 24 тысячах наименований выпускаемой в США продукции, включая все виды бытовой электроники. Каждый вошедший в последние десятилетия в обиходное употребление предмет бытовой техники, холодильник, телевизор и т.д. является материализованным воплощением множества направлений научно-технического прогресса, который не только изменил условия быта и отдыха людей, но сказался на всем облике современного общества, тенденциях его развития.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте основные направления развития новых технологий. Приведите примеры воздействия достижений в одной из областей науки и техники на их развитие в других областях.

2. Какие общественные потребности вызвали скачок в развитии электроники, создании ЭВМ? Определите значение внедрения компьютерных технологий для современного общества.

3. Какие из направлений научно-технического прогресса конца XX века, с вашей точки зрения, окажутся наиболее перспективными в третьем тысячелетии?

4. Попробуйте сделать прогноз относительно темпов ускорения развития научных знаний в следующем веке.

Овладение ядерной энергией привело к появлению кораблей и подводных лодок с атомными установками. Наряду с этим увеличивается грузоподъемность судов.

Космонавтика, транспорт и конструкционные материалы

Общее развитие средств автотранспорта привело к повсеместному распространению автомобилей, в 1990 году насчитывается около 500 млн автомобилей в мире. Значение транспортной авиации значительно возрастает, с 1970-х гг. появляются первые пассажирские самолеты.

США и СССР стремились создать эффективные средства ядерного оружия, и это привело к стремительному развитию ракетной техники. В 1961 году впервые на орбиту вокруг Земли был выведен космический корабль с человеком (СССР), а в 1969 году была завершена программа "Аполлон" - пилотируемый полет на Луну (США).

Впоследствии искусственные спутники Земли и орбитальные станции используются для астрономических наблюдений, научных экспериментов, поддержания связи. Человечество активно изучает строение Солнечной системы и других планет.

Развитие таких наук, как космонавтика и авиация, приводит к активному поиску конструкционных материалов. В Германии и США создаются искусственные волокна, модернизируется химическая промышленность. Металлургия осваивает производство легированной стали, титановых сплавов.

А развитие химии привело к новым методам борьбы с вредителями сельского хозяйства и удобрения почвы. Модернизируется биология и биохимия, возникает генетика, наука о передаче наследственных факторов в животном и растительном мире.

В 1953 году была открыта молекула ДНК, которая несет в себе программу развития организма. Изучаются возможности изменения структуры ДНК, которые могут привести к созданию искусственных организмов.

В конце века начинается выведение новых пород животных и растений, которые приспособленные к любым условиям жизни. До сих пор ведутся споры по поводу возможности клонирования, так как этот процесс означает грубое вмешательство в естественные процессы человеческой природы.

Существенное развитие получает и медицина, разработаны новые методы профилактики эпидемий, вакцинация. В 1927 году появились искусственно полученные витамины, возникли новые лекарства, а впоследствии были созданы антибиотики.

Происходит трансплантация органов и лечение наследственных болезней. В медицине используются рентгеновские аппараты и электрокардиографы, в конце века создается аппарат искусственной почки.

Развитие электроника

Мировая цивилизация преображается за счет ускоренного развития электроники. В начале века электроника представлена лишь радиоприемниками и радиовещательными станциями. В 1932 году уже появляется звуковое телевидение, а послевоенные годы ознаменованы стремительным развитием электроники.

Изобретение электронно-вычислительных машин привело к широкому распространению компьютеров по всеми миру. В 1971 году был изобретен микропроцессор, что привело к созданию портативных компьютеров для персонального пользования.

Есть такой закон Мура, который гласит: "Количество транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы, удваивается каждые 18 месяцев". Что означает, что вычислительная мощность этих процессоров растет за относительно короткий промежуток времени и делает это экспоненциально.

Повсеместное распростанение компьютеров способствовало развитию локальной сети связи, а впоследствии - глобальной сети связи, которую представляет собой Интернет. Это позволяет моментально обменивается любым видом информации, независимо от места расположения человека.


Крупнейшее из открытий XX века, овладение ядерной энергией, в большой мере использовалось в военных целях. Открытие в начале 1950-х гг. термоядерных реакций (слияния легких ядер в более тяжелые при сверхвысоких температурах) и в СССР и США было обращено на создание водородных бомб. Они были в сотни раз разрушительнее, чем урановые и плутониевые. Лишь в 1956 г. в Великобритании был построен ядерный реактор, который был признан годным для коммерческой эксплуатации. Ядерная энергетика к концу века обеспечивает не более 8% мирового производства энергии. Большая часть производится за счет сжигания нефти (40%), угля (25%), газа (18%). ГЭС и иные источники энергии обеспечивают лишь 7% ее производства. Геотермальные (использующие внутреннее тепло Земли), приливные (энергия морских приливов), солнечные, ветряные электростанции пока еще остаются редкостью.
Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Продолжалось развитие средств транспорта. В 1990-е гг. в мире насчитывалось свыше 500 млн. автомобилей (около трети из них - в США), их ежегодный выпуск достиг 30 млн. штук.
На протяжении XX века постоянно увеличивалась грузоподъемность судов. В 1970-е гг. появились танкеры водоизмещением более 500 тыс. тонн. Быстроходность кораблей возросла вдвое за последние 50 лет. С овладением ядерной энергией появились корабли и подводные лодки с атомными силовыми установками, способные годами бороздить морские просторы без захода в порты. Получили развитие, пока ограниченное, транспортные средства на воздушной подушке, способные передвигаться не только по воде, но и по суше.
Значительно возросло значение транспортной авиации. В Англии в 1949 г. был создан первый прототип пассажирского реактивного самолета «Комета». Однако основное применение на авиалиниях нашли советские реактивные самолеты «ТУ-104» (выпускались с 1955 г.) и американские «Боинг-707» (с 1958 г.). В 1970 г. в США был создан гигантский самолет «Боинг-747», способный поднимать на борт до 500 пассажиров. В 1950-е гг. военная авиация освоила сверхзвуковые скорости, а в 1970-е гг. появились первые пассажирские самолеты, летающие на сверхзвуковых скоростях: советский «ТУ-144» (1975 г.) и англо-французский «Конкорд» (1976 г.).
Послевоенное развитие ракетной техники было, главным образом, подчинено стремлениям СССР и США создать более эффективные средства доставки ядерного оружия, чем бомбардировщики. Первым свои достижения в этой сфере продемонстрировал Советский Союз, запустивший в 1957 г. первый искусственный спутник Земли (США осуществили такой запуск в 1958 г.), а в 1961 г. выведший на орбиту вокруг Земли космический корабль с человеком на борту. В 1961 г. в США была принята программа «Аполлон» - пилотируемого полета на Луну, успешно завершенная в 1969 г. Автоматические космические зонды достигли Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, вышли за пределы Солнечной системы.
Соперничество в космосе позволило значительно повысить надежность космических аппаратов, удешевить их, что создало условия перехода к систематическому освоению околоземного космического пространства. В СССР и США были разработаны космические аппараты многоразового пользования, хотя советский «Буран» не нашел практического применения. Орбитальные станции и искусственные спутники Земли стали выполнять не только военные, но и гражданские функции, использоваться для научных экспериментов, астрономических наблюдений, трансляции радио и телепередач, поддержания связи (первый спутник связи был запущен в 1962 г.), метеорологических наблюдений, геологоразведки и гак далее. Возникает перспектива создания постоянно действующих орбитальных комплексов, где в условиях невесомости будут создаваться новые биологически активные и кристаллические вещества для медицины, биохимии, электроники.
Авиация и космонавтика создали стимул для поиска новых конструкционных материалов. В конце 1930-х гг. с развитием химии, химической физики, изучающей химические процессы с использованием достижений квантовой механики, кристаллографии стало возможным получать вещества с заранее заданными свойствами, обладающими большой прочностью, стойкостью. В 1938 г. почти одновременно в Германии и США были созданы искусственные волокна - капрон, перлон, нейлон, синтетические смолы, позволившие разработать качественно новые конструкционные материалы. Их производство приняло особенно большие масштабы после второй мировой войны. Только за период с 1951 по 1966 г. ассортимент продукции химической промышленности увеличился в 10 раз. Не стояла на месте и металлургия, освоившая производство особо прочной легированной стали (с добавками вольфрама, молибдена), титановых сплавов, использующихся в авиации и космонавтике.
Биохимия, генетика, медицина. Химия не обошла своим вниманием и сельское хозяйство, где с началом XX века началось применение минеральных удобрений, увеличивающих плодородие почвы. Во второй половине века широко стали применяться химические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства (ядохимикаты), сорняками. Создание веществ, выборочно уничтожающих одни виды растений и безвредных для других, стало возможным благодаря развитию биологии, биохимии. Новое значение приобрели осуществленные в начале века исследования немецкого ученого А. Вейсмана и американского ученого Т. Моргана, которые, опираясь на работы чешского натуралиста Г. Менделя о наследственности, заложили основы генетики - науки о передаче наследственных факторов в растительном и животном мире. Опыт работ 1920-1930-х гг. по совершенствованию агротехнических приемов (в частности, Л. Бербанка по селекции семян, совершенствованию сортов культурных растений) в сочетании с удобрениями, пестицидами, совершенствованием технических средств обработки земли позволил с 1930-х по 1990-е гг. в 2-3 раза повысить урожайность многих культур.
Работы в области генетики, исследования механизма наследственности привели к развитию биотехнологий. Генетические исследования в СССР, связанные с именем академика Н.И. Вавилова, были свернуты, после того как генетику объявили лженаукой, а те, кто ее разрабатывали, погибли в советских лагерях смерти. Лидерство в этих исследованиях перешло к США. В 1953 г. ученые Кембриджского университета Д. Уотсон и Ф. Крик открыли молекулу ДНК, несущую в себе программу развития организма. В 1972 г. в Калифорнийском университете исследовались возможности изменения структуры ДНК, что открывало путь к созданию искусственных организмов. Первый патент в этой области, за создание методом генной инженерии микроорганизма, ускоряющего переработку сырой нефти, был выдан в 1980 г. американскому ученому А. Чакрабарти. В 1988 г. Гарвардский университет получил патент за выращивание, с помощью генетических манипуляций, живой мыши. Началось выведение новых пород животных и растений. Они гораздо лучше, чем базовые виды, приспособлены к неблагоприятным климатическим условиям, обладают иммунитетом ко многим заболеваниям и т.д.
На пороге XXI века были открыты возможности клонирования - искусственного выращивания из одной клетки точного биологического подобия организма донора. Вопросы этичности столь глубокого вмешательства в природные процессы, потенциальной опасности генетических экспериментов, последствия которых не всегда предсказуемы, обсуждались неоднократно, но это не привело к их прекращению.
Развитие биохимии и генетики сказалось на развитии медицины. Еще в конце XIX века были открыты микроорганизмы, являвшиеся причиной заболевания холерой, сибирской язвой, туберкулезом, дифтеритом, бешенством, чумой, малярией, сифилисом, исследованы пути передачи этих болезней, изобретены методы лечения многих из них. Начали разрабатываться методы санитарии и гигиены, профилактики и предупреждения эпидемий, включая вакцинацию (прививки) против некоторых болезней, появились новые лекарства - аспирин и пирамидон. В 1920-1930-е гг. были выделены и получены искусственно витамины (в 1927 г. витамины В и С, затем D и А). Еще большим подспорьем для медицины стали антибиотики - вещества, способные останавливать развитие болезнетворных микробов, наиболее известным из которых является пенициллин, выделенный из плесени (назван так А. Флемингом в 1929 г.). Химическим (синтетическим) аналогом пенициллина стали стрептоцид, сульфидин, сульфазол. После второй мировой войны с открытием вирусной природы многих заболеваний стали разрабатываться антивирусные препараты.
Углубление знаний о природе живой материи раскрыло возможности трансплантации (пересадки) органов, лечения наследственных, обусловленных генетическими факторами заболеваний. Новые возможности перед медициной раскрыли достижения ядерной физики, электроники. В диагностике уже в 1930-е гг. стали использоваться рентгеновские аппараты, электрокардиографы, электроэнцефалографы и т.д. В последней трети века были созданы аппараты искусственной почки и вживляющийся кардиостимулятор. Новые технологии, в частности использование лазерного скальпеля, расширили возможности хирургии.
Электроника и робототехника. Огромное влияние на облик мировой цивилизации оказали достижения в области электроники. Их база была заложена в прошлом веке. Первый в мире радиоприемник был изобретен в 1895 г. русским ученым А.С. Поповым, патент на передачу электрических импульсов без проводов в 1896 г. получил итальянский инженер Г. Маркони. Надежность и дальность приема радиопередач значительно возросла с изобретением в 1904 г. американцем Дж. Флемингом диода - двухэлектродной лампы - преобразователя частот электрических колебаний и в 1907 г. созданием американским конструктором Ли де Форестом триода, усиливающего слабые электрические колебания. В 1919-1924 гг. в России, США, Франции, Великобритании, Германии, Италии вступили в строй мощные радиовещательные станции, способные осуществлять международное вещание. С середины 1920-х гг. начались эксперименты в области передачи изображения с помощью электронных сигналов, телевидения. В Англии первые телевизионные передачи начались в 1929 г., в СССР - в 1932 г. (звуковое телевидение с 1934 г.), в Германии - с 1936 г. В годы второй мировой войны конструкторская мысль сконцентрировалась на совершенствовании радиолокации, позволяющей обнаруживать заблаговременно корабли и самолеты противника.
Послевоенные годы ознаменовались настоящим прорывом в области электроники. Она, используя достижения химии, стала применять стекловолокно для передачи сигналов, кристаллографии, позволившей создать лазеры, имеющие очень широкий спектр применения. Наибольшее прикладное значение имело изобретение ЭВМ - электронно-вычислительных машин (компьютеров). Первые ЭВМ появились после второй мировой войны. В них использовались такие же диоды и триоды, как в ламповых радиоприемниках. Одна из таких машин, построенных в США в 1946 г., ЭНИАК, весила 30 тонн и занимала площадь 150 кв. м, в ней было использовано 18 тыс. электронных ламп. Несмотря на огромные размеры, на ней можно было проводить лишь простые вычисления, доступные ныне каждому владельцу карманного калькулятора.
Второе поколение ЭВМ создавалось в конце 1940-х гг., после изобретения транзисторов (полупроводников), заменивших электронные лампы. Транзисторы нашли широкое применение в бытовой электронике (радиоприемниках, телевизорах, магнитофонах), с их миниатюризацией удалось увеличить объемы памяти и быстродействие ЭВМ.
Третье поколение ЭВМ развилось в 1960-е гг., после создания так называемых интегральных схем, плат, на которых размещалось несколько десятков компонентов, преобразующих и обрабатывающих информацию. В 1970-е гг. с совершенствованием технологии на одной плате помещались десятки тысяч компонентов. ЭВМ на интегральных схемах включали в себя миллионы полупроводников, их быстродействие достигло 100 млн. операций в секунду.
Четвертое поколение ЭВМ было создано с изобретением в 1971 г. микропроцессора на кремниевом кристалле - чипе, размером менее 1 кв. см, заменяющем тысячи полупроводников. Один такой кристалл мог хранить до 5 млн. бит информации, что позволило перейти к созданию портативных компьютеров, предназначенных для индивидуальных пользователей.
Пятое, современное, поколение ЭВМ способно воспринимать и воспроизводить не только числовую информацию, но и снимки, графики, речевые сигналы, вести диалог с человеком на базе заложенного программного обеспечения. Повсеместное распространение компьютеров, создание в фирмах, промышленных, коммерческих, научных центрах, государственных структурах банков данных компьютеризированной информации обеспечило новые возможности связи - создания локальных, а затем и глобальных компьютерных сетей связи (самой известной из них является Интернет). Они позволяют моментально получать и передавать любую информацию, вести двусторонние и многосторонние диалоги с другими пользователями компьютеров.
Шестое поколение компьютеров будет иметь в качестве материального носителя памяти уже не кристаллы, а молекулы полимерного или биологически активного вещества (биочипы), что ставит в практическую плоскость создание искусственного интеллекта, способного к самопрограммированию.
Развитие компьютерных технологий способствовало созданию промышленных роботов, число которых к началу 1990-х гг. в мире достигло 300 тысяч. Распространение робототехники раскрыло огромные возможности совершенствования производственного процесса.
Вопрос о том, какие из изобретений и открытий XX века, в какой сфере знания наиболее важны, лишен смысла, поскольку большинство из них взаимосвязаны. По подсчетам американских инженеров микрочипы используются не только в компьютерах и роботах, а в 24 тысячах наименований выпускаемой в США продукции, включая все виды бытовой электроники. Каждый вошедший в последние десятилетия в обиходное употребление предмет бытовой техники, холодильник, телевизор и т.д. является материализованным воплощением множества направлений научно-технического прогресса, который не только изменил условия быта и отдыха людей, но сказался на всем облике современного общества, тенденциях его развития.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте основные направления развития новых технологий. Приведите примеры воздействия достижений в одной из областей науки и техники на их развитие в других областях.
2. Какие общественные потребности вызвали скачок в развитии электроники, создании ЭВМ? Определите значение внедрения компьютерных технологий для современного общества.
3. Какие из направлений научно-технического прогресса конца XX века, с вашей точки зрения, окажутся наиболее перспективными в третьем тысячелетии?
4. Попробуйте сделать прогноз относительно темпов ускорения развития научных знаний в следующем веке.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Технологии новой эпохи Лекция № 1 Основные тенденции развития общества в конце XX – начале XXI вв.

2 слайд

Описание слайда:

План 1. Развитие средств транспорта, значение транспортной авиации, достижения ракетной техники 1.1.Значение развития средств транспорта 1.2. Развитие железнодорожного транспорта 1.3. Развитие водного и автомобильного транспорта 1.4. Развитие транспортной авиации 1.5. Достижения ракетной техники 2. Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов 2.1. Технологии новой эпохи 2.2. Этапы развития технического прогресса

3 слайд

Описание слайда:

Вопросы к семинарскому занятию 3. Новые конструкционные материалы в химической промышленности и металлургии 4. Развитие биотехнологий 4.1. Достижения генной инженерии 4.2. Генная инженерия человека 4.3. Проблемы клонирования 5. Развитие компьютерных технологий. Глобальные компьютерные системы связи

4 слайд

Описание слайда:

Цель: определить основные направления развития общества в конце XX-начале XXI вв. выявить суть ускорения научно-технического развития и содержание технологий новой эпохи развивать общие компетенции – ОК 1, ОК 2, ОК 5

5 слайд

Описание слайда:

Литература Киселев Б. А. Стеклопластики. - М., 1961. Конструкционные материалы. - Т. 1- 3. - М., 1965. Тугоплавкие материалы в машиностроении. - Справочник. /Под ред. А. Т. Туманова и К. И. Портного. - М., 1967. Конструкционные свойства пластмасс. /Пер. с англ. - М., 1967. Резина - конструкционный материал современного машиностроения. - Сб. ст. - М., 1967. Материалы в машиностроении. Выбор и применение. – Справочник. /Под ред. И. В. Кудрявцева. - Т. 1-5. - М., 1969. Химушин Ф. Ф. Жаропрочные стали и сплавы - 2 изд. - М., 1969. Современные композиционные материалы. /Пер. с англ. - М., 1970. Алюминиевые сплавы. - Сб. ст. - Т. 1-6. - М., 1969. Интернет-ресурс: http://enc-dic.com/sociology/Globalnye-Seti-1460.html http://www.blog.ngorbachov.com/2010/06/gennaja_injeneria/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Генная инженерия http://www.biotechnolog.ru/ge/ge1_3.htm

6 слайд

Описание слайда:

Основные понятия Технология Геополитика Экспансия Орбитальный комплекс Коммуникация Информационное общество Информационная инфраструктура Информационная революция Информационная культура Компьютерные технологии Конвергенция технологий Меритократия Модернизация

7 слайд

Описание слайда:

Технология В начале XIX в. Иоганн Бекман (1739-1811) ввел в научное употребление термин «технология», которым он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в германском университете в Геттинге с 1772 г. Технология - в широком смысле - объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов Технология - в узком смысле - способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How - Знайте Как (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Технология)

8 слайд

Описание слайда:

Технология Если обратиться к самому определению термина технология, к его изначальному значению (техномастерство, искусство; логос - наука), то мы придём к выводу, что цель технологии заключается в том, чтобы разложить на составляющие элементы процесс достижения какого-либо результата Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату, но осознанное использование технологического подхода было подлинной революцией. До появления технологии господствовало искусство - человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар - дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем.

9 слайд

Описание слайда:

Момент перехода от искусства к технологии фактически создал современную человеческую цивилизацию, сделал возможным её дальнейшее развитие и совершенствование.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Великие географические открытия и колониальные завоевания вызвали полную трансформацию облика всего мира: он стал «завершенным» - человек освоил практически все земное пространство. Особую роль в этом процессе сыграло развитие средств коммуникации и транспорта. Появление новшеств в этой сфере было способно увеличить расстояния и пространства, на которые государство могло осуществлять свое военное и политической влияние. С этой точки зрения наиболее революционными нововведениями в истории человечества можно считать: - выведение породистых лошадей, - создание парусных кораблей, - железной дороги, - парохода и двигателя внутреннего сгорания.

12 слайд

Описание слайда:

Значение развития средств транспорта Развитие мореплавания и расширение морских коммуникаций выдвинули на первые роли в мировой политике морские державы, предоставив им преимущества над сухопутными странами

13 слайд

Описание слайда:

Значение развития средств транспорта Промышленная революция, рост сухопутных коммуникаций, бурное развитие железнодорожного транспорта XIX в. способствовали возникновению таких «сухопутных» империй, как Германия, США, Россия

14 слайд

Описание слайда:

Значение развития средств транспорта Появление и дальнейшее развитие авиации во многом устранило разграничение на морские и сухопутные державы

15 слайд

Описание слайда:

Развитие железнодорожного транспорта Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 г.), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени

16 слайд

Описание слайда:

Развитие железнодорожного транспорта К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города

17 слайд

Описание слайда:

Развитие железнодорожного транспорта Однако после Второй мировой войны железные дороги начали терять своё значение. На грузовых перевозках она не выдерживала конкуренции автомобильного транспорта, на пассажирских - самолётов (на больших расстояниях) и личного автомобиля (на коротких расстояниях) Однако коллапса железных дорог, как предсказывали многие в пятидесятых-шестидесятых годах, не произошло. Железные дороги имеют много преимуществ - высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном - массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция.

18 слайд

Описание слайда:

Развитие железнодорожного транспорта Более того, начиная с последнего десятилетия XX века, железные дороги переживают своеобразный ренессанс. Сначала в Японии, а теперь и в Европе была создана система скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до трёхсот км/час. Такие железные дороги стали серьёзным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. По-прежнему высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта Наиболее электрифицированы железные дороги в Швейцарии (до 95 %), в России же этот показатель доходит до 47 %.

19 слайд

Описание слайда:

Развитие водного и автомобильного транспорта Большую роль для развития коммуникаций играет водный транспорт - самый древний вид транспорта До появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX в.) он оставался важнейшим видом транспорта

20 слайд

Описание слайда:

Развитие водного и автомобильного транспорта Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт - самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60-67 % всего мирового грузооборота По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы - строительные материалы, уголь, руду, нефть, сжиженный газ - перевозка которых не требует высокой скорости

21 слайд

Описание слайда:

Развитие водного и автомобильного транспорта Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями Исключения - скоростные суда на подводных крыльях (иногда берущих на себя функцию междугородних автобусов-экспрессов) и суда на воздушной подушке Также велика роль паромов и круизных лайнеров

22 слайд

Описание слайда:

Развитие водного и автомобильного транспорта Автомобильный транспорт сейчас - самый распространённый вид транспорта Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX в. Преимущества автомобильного транспорта - маневренность, гибкость, скорость

23 слайд

Описание слайда:

Развитие водного и автомобильного транспорта Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Развитие транспортной авиации В 1709 г. был запущен первый воздушный шар Воздушные шары были неуправляемы К концу XIX в. доминировать в воздухе стали огромные воздушные корабли - дирижабли. Их золотой век пришёлся на первую половину XX в., когда пассажирские дирижабли совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой Эпоха дирижаблей кончилась в 1937 г. Сегодня дирижабли пытаются «реанимировать»

26 слайд

Описание слайда:

Развитие транспортной авиации В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода применяется инертный гелий, дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее

27 слайд

Описание слайда:

Развитие транспортной авиации Воздушный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров

28 слайд

Описание слайда:

Развитие транспортной авиации Транспортная авиация осуществляет грузовые перевозки, но их доля очень низка В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту

29 слайд

Описание слайда:

Развитие транспортной авиации Во многих труднодоступных районах - в горах, районах Крайнего Севера - воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе

30 слайд

Описание слайда:

Развитие транспортной авиации Дальнейшее развитие получила и военно-транспортная авиация - один из родов военной авиации Она предназначена для десантирования воздушного десанта воздушным и посадочным способами, обеспечения манёвра войск по воздуху, перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств

31 слайд

Описание слайда:

Достижения ракетной техники Ракета имеет более чем тысячелетнюю историю Индусы первые ввели ее в военно-боевой обиход Английский капитан Конгрев, испытавший на своих войсках деморализующее действие восточных ракет, превратил ракету в боевой снаряд и способствовал введению ее в армиях многих европейских государств. Способствовала ракетная артиллерия и завоеванию царской русской армией Туркестана. Успехи химии и развитие нарезноствольной артиллерии скоро вытеснили ракету из военной техники, и о ней на некоторое время забыли. Лишь Германия и Швейцария не прекращали работ с ракетой и нашли для нее мирные применения: в области спасания на водах и в сельском хозяйстве (своеобразная защита от градобития).

32 слайд

Описание слайда:

Достижения ракетной техники Возрождению ракетной техники способствовали теоретические работы нашего ученого Константина Эдуардовича Циолковского, проф. Годдарда, проф. Оберта и др., а также ряд практических испытаний (Оберт, Вальер, Опель, Годдард и т.д.).

33 слайд

Описание слайда:

Достижения ракетной техники Ракетная техника за последние годы далеко шагнула вперед. В ряде стран созданы общества, научно-исследовательские учреждения, ракетные лаборатории и ракетодромы - полигоны, надежным образом защищенные и приспособленные для испытаний ракет Развитию ракетной техники способствовало соперничество СССР и США, целью которого было создание средства доставки ядерного оружия (ранее в качестве такого средства выступали бомбардировщики).

34 слайд

Описание слайда:

Достижения ракетной техники Тактическое и оперативно-тактическое ракетное оружие - сфера, где наша страна всегда находилась на передовых позициях Среди них следует, прежде всего, назвать «Точку» (9К79, на Западе - SS-21 Scarab) - тактический комплекс, принятый на вооружение в СССР в 1975 г. Его развитием стали «Точка-Р» с пассивной головкой самонаведения (ГСН) для поражения РЛС (1983 г.) и усовершенствованный комплекс 9К79-1 «Точка-У» (1989 г.) Все семейство комплексов отличала хорошая мобильность и довольно высокая точность стрельбы (средняя ошибка по дальности отстрелянных ракет не превышала 50 м). Следующим этапом стал ракетный комплекс «Ока» (9К714, на Западе - SS-23 Spider), принятый на вооружение в 1980 г.

35 слайд

Описание слайда:

Достижения ракетной техники Тактический ракетный комплекс 9К79-1 «Точка-У» Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714 «Ока»

36 слайд

Описание слайда:

Практика войн последних десятилетий показывает, что как бы ни было эффективно средство поражения, оно не может внести существенный вклад в победу, если не интегрировано с системами разведки и управления. «Искандер-Э» создан с учетом этой закономерности. Информация об объекте поражения передается со спутника, самолета-разведчика или беспилотного летательного аппарата на пункт подготовки информации. На нём рассчитывается полётное задание для ракеты, которое затем по радиоканалам транслируется на командно-штабные машины командиров дивизиона и батареи, а оттуда - на пусковые установки. Ракетный комплекс «Искандер-Э»

37 слайд

Описание слайда:

38 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Гигантский прорыв в истории человечества – начало освоения космоса. 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли Отныне советская ракета могла доставить груз, в том числе и ядерное устройство, в любую точку планеты. В 1958 г. американцы запустили свой спутник и начали массовое производство ракет.

39 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Успехи в освоении космоса привели к соперничеству СССР и США. В июле 1969 г. американский космонавт Нил Армстронг первым ступил на Луну, США добились больших успехов в исследовании Марса СССР исследовал Луну и Венеру с помощью автоматических станций. В космос запускались спутники- разведчики, испытывались новые виды боевых межконтинентальных баллистических ракет. Эти ракеты способны поражать цели на земле, двигаясь к ним через космическое околоземное пространство, их запускали с земли и даже с подводных лодок.

40 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Впоследствии на Марс и Венеру опускались автоматические зонды Исследование поверхности Венеры

41 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Космическое соперничество дало импульс развитию электроники и других передовых технологий, подготовило предпосылки для научно-технической революции 1960-1980-х гг.

42 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Все ближайшие космические тела - Луна, Марс, Венера были впервые в истории Человечества достигнуты советскими космическими аппаратами 24 июня 1999 г. станция Cassini совершила пролет Венеры

43 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Создание орбитальных станций и возможность продолжительных работ космонавтов в космосе стали толчком для организации более сложной космической системы - орбитальных комплексов. Они стали выполнять не только военные, но и народнохозяйственные функции.

44 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Появление орбитальных комплексов уже разрешило многие нужды производства, научных исследований и экспериментов, связанных с изучением Земли, ее природных ресурсов и охраны окружающей среды Орбитальные станции и искусственные спутники Земли используются для астрономических наблюдений, трансляции телепередач, поддержания связи, для геологоразведки. Раскрытие в космосе параболической антенны диаметром 6,4 м в эксперименте «Рефлектор» 28 июля 1999 г.

45 слайд

Описание слайда:

Развитие космонавтики, создание орбитальных комплексов Космическая станция представляет собой обитаемый долговременный летательный аппарат, предназначенный для исследований на околоземной орбите или в открытом космосе. Космическая станция может служить как космический корабль, долговременное место пребывания космонавтов, лаборатория, телекоммуникационный центр, мастерская, космический порт, база для заправки топливом и строительная площадка Следующие признаки отличают космическую станцию от других объектов космической техники: 1) способность поддерживать жизнеобеспечение присутствующих на ней людей в течение долгого периода времени 2) длительное существование (до ее оставления или демонтажа) на орбите вокруг Земли или какого-либо тела Солнечной системы.



Поделиться