Индивидуальные карты детей в доу психолога. Информация о переходе в другое ОУ или изменении программы обучения________________________________________. Организация адаптации детей к дошкольному учреждению

Карта индивидуального развития

Фамилия_____________________ Имя_______________________ Отчество________________________

Дата и год рождения____________________________

Группа здоровья____________________

«Карта индивидуального развития» заводится на каждого ученика при его поступлении в школу и ведется в процессе всего обучения в школе. Хранится подобная документация в папках по классам. Таким образом, психологическая служба имеет информационный диагностический материал на каждого ребенка, который оперативно может быть использован в консультативной и коррекционной работе.

Многие дети демонстрируют четкое обязательное поведение и все еще очень любопытны в отношении других людей. Это относится, в частности, к сверстникам. Как только дети развили определенную независимость благодаря растущей мобильности и самозанятости, они хотят играть с другими детьми. Расширяется круг справочных лиц и партнеров по игре. Как показывают различные исследования, дети, которые имеют различные социальные контакты с другими детьми и разными взрослыми в первые годы жизни, по-видимому, имеют более высокую степень социальной компетентности позже, чем дети, которые не подвергались такой обстановке.

Для удобства представления результатов мы рекомендуем пользоваться специальной диагностической системой с условными цветовыми обозначениями. Хотя большинство используемых тестовых методик разные по своей обработке и способу интерпретации полученных данных, многие из них могут быть сведены к определенной системе цветовых обозначений, отражающих тот или иной уровень развития изучаемого параметра. Например, красный цвет – высокий уровень (выше нормы) развития; синий цветсредний уровень (верхняя граница нормы); зеленый цвет – нижняя граница нормы; желтый цветнизкий уровень (ниже нормы). В диагностическую карту заносится не полная интерпретация результатов, а закодированная в цвете диагностическая информация: ячейки напротив изучаемых параметров раскрашиваются соответственно выбранным обозначениям. Исключение составляют данные, получаемые по методике, характеризующей типы акцентуированных черт характера. В этом случае в «Карту…» заносится выделенный при диагностике тип (или типы) или те из них, которые приближаются к границе нормы.

В отличие от Фрейда, изначально не только мать, но и каждый человек, который заботится о ребенке, может стать обязательным партнером. Кроме того, малыши, похоже, не фиксируются на построении одного человека, а скорее имеют интенсивные отношения с рядом интимных людей в своей среде. Младенцы не обязательно должны тратить большую часть своего времени с матерью, чтобы хорошо развиваться. То, что им действительно нужно, - это социальная среда людей, которые чувствительны и любят их и которым они могут укреплять доверие.

Это гарантируется только в том случае, если число взрослых, ухаживающих за ребенком, ограничено, родители будут оставаться неизменными в течение длительного периода времени, если у смотрителя не должно быть слишком много детей параллельно или иначе перегружено, и если контрольные лица способны распознавать потребности младенцев и маленьких детей и адекватно реагировать на них.

Цветовая система обозначений позволяет целостно и наглядно представить результаты диагностических исследований, а также помогает психологу лучше и быстрее ориентироваться в полученных диагностических данных и составлять рекомендации для дальнейшей коррекционной работы.

При длительном использовании (на протяжении ряда лет) «Карта индивидуального развития» убедительно показывает динамику развития основных психологических параметров, позволяя отследить те или иные изменения. С этой точки зрения профилактическая программа предусматривает повторяющуюся диагностику одних и тех же психологических показателей, влияющих на успешность обучения и адаптацию детей к школьной жизни, в разных классах. Результатом такой деятельности оказывается организация эффективного психологического сопровождения на различных этапах школьной жизни, позволяющая проводить своевременную работу по предупреждению и коррекции тех или иных нарушений в учебной деятельности и поведении детей.

Тем не менее, им не нужно прыгать сразу же каждую минуту малыша ребенка. Как изучает документ с использованием видео-микроанализа, взрослый, который буквально читает губы ребенка с его или ее губ и мгновенно реагирует на них, даже вызывает стресс у ребенка. В прямом взаимодействии могут возникать так называемые совпадения, а также несоответствия. Важно только то, что вскоре после этого происходит несоответствие интерактивного ремонта, чтобы оба партнера по взаимодействию хорошо понимали друг друга.

Если ребенок испытывает соответствующее сочетание совпадений, несоответствий и интерактивных последовательностей восстановления, это положительно влияет на его познавательное и эмоциональное развитие. Если основной опекун не может установить общий стиль положительного взаимодействия с ребенком, это может негативно повлиять на развитие ребенка в долгосрочной перспективе. Клинические исследования показывают, что дети матерей, страдающих психическими расстройствами, подвергаются повышенному риску стать более очевидными впоследствии и не развиваются так же мысленно, как дети матерей без соответствующих проблем.

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА Индивидуальный стиль руководства, базирующийся на демократическом стиле, который превращается в острых ситуациях в авторитарный, а по отношению к творческим личностям высокой квалификации – в либеральный, может

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

6 ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО) УЧЕТА Индивидуальный, т. е. персонифицированный, учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.Целями

Даже четырехмесячные новорожденные проявляют заметный зрительный контакт с менее чувствительными матерями: они часто отводят взгляд и делают меньше усилий, чтобы установить контакт со своими матерями. Этот вывод также указывает на то, что опыт ранних отношений может быть определяющим фактором в будущем жизненном цикле. Это также показывает, что качество взаимодействия первичного контрольного лица не является решающим для развития, а не присутствием самой матери.

В течение длительного времени только вопрос о формирующем эффекте ранних отношений был в центре внимания исследований, поэтому сегодня нас интересует, могут ли другие экологические стимулы оказывать продолжительное влияние на дальнейшую историю обучения человека. Исследования младенцев подтверждают, что новорожденные изначально чувствительны ко всем звукам на всех языках, но теряют эту чувствительность к концу первого года жизни, и отныне можно различать только звуки особо распространенного языка.

Из книги Справочник гипертоника автора Савко Лилия Мефодьевна

Определение индивидуального энергетического баланса Определив свои энергетические затраты и поступающие в организм калории, вы можете узнать о своем энергетическом балансе. Для этого вам необходимо сравнить полученные величины. Если они примерно одинаковы, то ваш

В поле зрения было показано, что то же самое относится и к обработке лица: в то время как дети в возрасте нескольких недель могут различать отдельные обезьяны и человеческие лица, они уже ориентированы на свой вид в конце первого года жизни и считают все лица обезьян почти равными - как и в случае с нами, взрослые. Эти два примера могут служить примером того факта, что мы уже показываем людям в первые месяцы жизни тенденцию приспосабливаться к конкретным характеристикам окружающей среды, в которую мы родились, и ограничить нашу первоначальную готовность все обрабатывать дифференцированным образом.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

3.9. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические

Этот процесс адаптации не обязательно является потерей, поэтому обработка информации также становится более эффективной. Классифицируя и взвешивая опыт, наша история обучения влияет на то, как мы обрабатываем новый опыт - от рождения. Когда мы говорим о формирующих опытах в раннем детстве, очевидно, что такие отпечатки сопровождаются изменениями в структуре мозга. Дети рождаются в основном незрелыми. Таким образом, мозг ребенка, родившегося преждевременно в седьмом месяце, даже не имеет такой борозды поверхности, которая характерна для новорожденных.

Из книги Как отопить загородный дом автора Платонов О. А.



Приложение 3. Пример системы водяного отопления индивидуального жилого дома Два жилых этажа (рис. П.1, П.2) и отапливаемая часть цоколя (рис. П.3) имеют общую площадь 216 м2. (На рис.: 1, 2, 3 – вертикальные строительные оси; А, Б, В, Г – гаризонтальные; 20, 32, 40 – диаметры труб; 1000/500К22 –

Но даже ребенок, рожденный справа, все еще незрелый мозг; его объем мозга утроится в первые годы жизни. Увеличение объема не связано с увеличением числа нейронов - их число остается в значительной степени постоянным после рождения. Но нервные клетки должны сначала расти, становиться сшитыми и снабжаться изолирующим миелиновым слоем, чтобы быть полностью работоспособными. Эти процессы постнатального созревания лишь частично генетически определяются.

Процесс созревания у людей имеет важную особенность: как только нейроны нашли свое последнее место, они начинают связываться с другими нейронами. Они образуют точки переключения, так называемые синапсы. В отличие от большинства других животных, избыток синапсов образуется у людей. Этот избыток затем снова нарастает в течение периода, характерного для каждой области мозга. Для зрительной коры это особенно важно в первый год жизни. Для лобной коры, которая связана с более высокой умственной работоспособностью, увеличение и уменьшение синапсов происходит намного медленнее и завершается только после полового созревания.

Из книги Универсальный справочник прораба. Современная стройка в России от А до Я автора Казаков Юрий Николаевич

Приложение 7. Акт индивидуального испытания

автора Касьянов Антон Васильевич

3.6. Прочие расходы индивидуального предпринимателя, применяющего общеустановленную систему налогообложения Составу прочих расходов посвящен раздел XI Книги учета.К прочим расходам индивидуального предпринимателя, в частности, относятся расходы на сертификацию

В нейропсихологии сегодня обсуждается, совпадает ли подъем и падение синаптической плотности в определенных областях мозга с «чувствительными периодами» развития, в которых опыт имеет формирующий эффект. Даже если исследования, которые привносят систематические процессы внедрения в процессы созревания мозга детей, все еще присутствуют в детской обуви, наблюдение временных параллелей все же влечет за собой поразительную логику. Можно любопытствовать о выводах еще молодой дисциплины нейропсихологии развития.

К этому моменту должно быть ясно, что обучение начинается до рождения. Как только дети увидели свет мира, они чувствуют себя привлекательными для определенных стимулов, которые являются для них биологически важными. Они быстро учатся распознавать людей и объекты, формировать категории и думать причинно. Они помогают механизмам сбора знаний по конкретным секторам и, возможно, также врожденным основным знаниям. Чтобы быть открытым и любопытным для окружающей среды, ребенок нуждается в поддержке людей, которые уверены в этом, потому что они воспринимают и соответствующим образом реагируют на свои сигналы.

Из книги Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство автора Касьянов Антон Васильевич

3.7. Спорные и не учитываемые при расчете налога расходы индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения На страницах данной книги уже упоминались расходы, в отношении которых возникают споры с налоговыми органами. Поэтому мы не будем

Констанция среди воспитателей, высокое качество взаимоотношений и регулярные процедуры в повседневной жизни помогают ребенку быстро найти стабильный биологический ритм и с уверенностью смотреть в мир. Важные меры предосторожности принимаются, чтобы получить доступ к учебным предложениям различного вида и узнать новые вещи как под руководством, так и самостоятельно.

Поскольку мозг младенцев и маленьких детей все еще находится в стадии разработки, весьма вероятно, что ранний опыт оказывает решающее влияние на многие аспекты. Созревание головного мозга происходит в постоянном обмене и адаптации к окружающей среде и включает в себя как процессы обновления, так и демонтажа. Оба типа изменений обеспечивают прогресс. Однако нельзя допускать, чтобы маленькие дети из страха, нервные связи были демонтированы, с избыточным предложением, чтобы противостоять предложениям.

автора Емельянов Борис Васильевич

СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕКСТА Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой

Из книги Экскурсоведение. Учебник автора Емельянов Борис Васильевич

Техника использования индивидуального текста Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие

Скорее, это должно быть как можно больше, чтобы определить, когда и как может быть проведен процесс обучения у ребенка и как лучше всего поддерживать эти процессы. Дети - наше будущее - это предложение явно подкрепляется современной психологией развития, исследованиями экономистов и исследователей мозга. В какой-то стадии жизни человек больше зависит от других людей, чем в раннем детстве. Поскольку ранний опыт оказывает продолжительное влияние на формирование будущего образа жизни, в наших руках лежит большая ответственность.

Если он использует это влияние в позитивном ключе, он может обеспечить максимальную эффективность для обеспечения большего равенства возможностей, производительности, здоровья и социального мира в обществе. Не зря в настоящее время так горячо обсуждается вопрос о пособиях по уходу и расширении детских садов. Выводы психологии развития показывают, что не всегда важно знать, кто ухаживает за ребенком. Важнейшее значение имеет то, насколько уверенность, эмоциональная безопасность, а также духовное и социальное стимулирование в соответствующем месте предлагаются справочными лицами.

автора Дмитрова Елена Дмитриевна

КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3-Х ЛЕТ * Праксис – адекватно координированное действие, сопровождающееся развернутым контролем, которое может нарушаться при поражениях головного мозга различной

Из книги Логопедические карты для диагностики речевых расстройств автора Дмитрова Елена Дмитриевна

КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 3-Х ЛЕТ (Учитываются: сила движений, точность движений, темп движения, координация движений, переключение от одного движения к другому) 3,5 года Ездит на трехколесном

С другой стороны, с другой стороны, мы должны уточнить, сможет ли отечественная помощь удовлетворить эти требования - именно в отношении тех групп общества, чьи дети обычно находятся в худшем положении, чтобы найти хорошее место в обществе. Но мы также должны спросить себя, как должны быть установлены шпаргалки. Думать о квалификации педагогических специалистов, кажется, имеет большое значение. Важно обсудить, прежде всего, учебные пути и материалы для учителей детских садов, обеспечения качества и научных исследований.

Тем не менее, следует также спросить, имеет ли смысл впадать в общее производственное заблуждение и напрягать уже детей с музыкальным ранним образованием, преподаванием языка и дальнейшими мерами образования. Хотя, безусловно, важно создать стимулирующую среду обучения, она не обязательно требует специальных курсов, специальных игровых материалов и, конечно же, не может быть элитарной. Гораздо более важным представляется способ общения со взрослыми с ребенком. Родители и воспитатели детских садов должны знать как можно больше о развитии детей раннего возраста, признавать прогресс развития ребенка и поощрять ребенка, когда он будет готов.

Из книги Вена. Путеводитель автора Штриглер Эвелин



Одежда индивидуального пошива Джентльменам, желающим «прилично одеться», безусловно, стоит посетить старую венскую фирму Вильгельм Юнгманн и внук (Wilhelm Jungmann & Neffe) на пл. Альбертинаплатц, 3. Фирма была основана в 1873 г, а уже в 1881-м получила титул Поставщика двора Его

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович



Уважаемые коллеги!
Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
До выхода полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Веракса Александр Николаевич кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, магистр в сфере психологического консультирования (Манчестерский университет, Великобритания), лауреат гранта Президента РФ. Автор более 50 публикаций по вопросам психологии развития и дошкольного образования.

Гуторова Мария Федоровна педагог-психолог ДОУ ЦРР № 1777, автор публикаций по вопросам детской практической психологии.

Введение

Эта книга в первую очередь предназначена для психолога, который только начинает свою работу в детском саду. Попадая в детский сад, молодой психолог часто теряется, сталкиваясь с двумя основными проблемами. Первая из них связана с тем, что полученные им теоретические знания сложно перенести на практику. О специфике работы образовательного учреждения не рассказывают в рамках курсов по психологии, и очень скоро молодому специалисту начинает казаться, что он не может работать в детском саду.
Один из основных способов решения этой проблемы – создание четкой системы работы психолога, в которой указаны основные сферы деятельности, методы работы, формы фиксации результата. Фиксация результатов – очень важный момент в целостной системе работы. Психолог не может полагаться только на свою память. Он должен уметь грамотно оформить результаты обследования. С одной стороны, это основа для систематической поддержки ребенка в течение всего времени его пребывания в детском саду, а с другой – это реальный продукт деятельности психолога, который можно предъявить администрации, родителю, проверяющему. В этой книге вопросам организации деятельности психолога уделяется немало внимания.
Вторая проблема связана с позицией, которую может занимать специалист, пришедший в детский сад на должность педагога-психолога. Часто психолог, имеющий высшее образование, владеющий информационными технологиями, новейшими знаниями, попадая в педагогическую среду, начинает демонстрировать свое превосходство, указывать на ошибки, поучать педагогов. За таким поведением может стоять искреннее желание осовременить работу детского сада, более прогрессивно ее организовать, но в целом это приводит к изоляции психолога и его профессиональной «гибели». Задача психолога – наладить контакт с персоналом детского сада, и в первую очередь с педагогами. Любой педагог проводит с детьми существенно больше времени, чем психолог. Зачастую никто, кроме педагога, не даст психологу такого богатого материала для анализа. Но и педагог нуждается в психологе. Педагоги ревностно любят своих детей, переживают за них, хотят, чтобы их дети стали лучше. Они настолько тесно вовлечены в совместную жизнь с детьми, что общая картина нередко ускользает от их внимания, и в этом случае психолог может расширить видение педагога. Случается, что педагог не может принять какого-то ребенка и осознает это. В этом случае психолог помогает решить проблему, раскрывая те грани личности ребенка, которые не видны педагогу, или обучая его новым способам общения и взаимодействия с детьми. Педагог может обратиться к психологу за советом о том, как лучше развивать ребенка, как найти к нему подход, как сделать ситуацию взаимодействия с ребенком более продуктивной.
Мы надеемся, что наша книга поможет психологам сориентироваться в начале профессионального пути и окажется хорошим подспорьем в работе.

Организация работы психолога

Нередко психолог, который только приступил к работе в детском саду, не знает о том, какими документами ему следует руководствоваться, определяя перечень своих обязанностей. Исходя из Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года, можно выделить следующие направления деятельности психолога .
Психологическое просвещение - формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическая профилактика - обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.
Психологическая диагностика – получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.
Развивающая и психокоррекционная работа - активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития; участие в разработке, апробации и внедрении комплексных медико-психолого-педагогических и коррекционных программ; реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей.
Психологическое консультирование - консультирование администрации дошкольного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития.
Среди должностных обязанностей педагога-психолога выделяют следующие:
проведение в образовательном учреждении работы, направленной на обеспечение психологического здоровья и развития личности детей;
выявление условий, затрудняющих становление личности ребенка, и оказание детям, педагогам и родителям помощи в решении личностных проблем посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции и реабилитации;
проведение психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению при переходе их из одной возрастной группы в другую и выбор соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы;
планирование и разработка совместно со старшим воспитателем развивающих и психокоррекционных программ обучения с учетом индивидуальных половозрастных особенностей личности ребенка;
содействие поиску, отбору и творческому развитию одаренных детей;
выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития;
обследование и оказание социально-психологической поддержки детям с дефектами умственного и физического развития;
формирование психологической культуры детей, педагогов и родителей;
консультирование родителей и педагогов по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетенции, педагогов и родителей.
Перечисленные направления работы должны быть отражены в документации, которую необходимо вести психологу. Схема ведения документации приведена в письме № 2-30-20 Л.Е. Курнешовой от 09.09.2003 года «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» (см. Приложение 5). В письме перечислены основные документы и дана их общая характеристика. Рассмотрим их подробнее.
Годовой план работы. План работы (как и другие документы: аналитический отчет, график работы на неделю и т. д.) в обязательном порядке заверяется заведующей детского сада. Обычно его также следует согласовать с окружным методическим центром, в котором молодому специалисту помогут сориентироваться в правилах составления документов.

Таблица 1
Пример перспективного плана работы педагога-психолога на первое полугодие_учебного года

Таблица 2
Пример отчета педагога-психолога о проделанной работе за_учебный год


Примечание. 1. На следующий учебный год запланировать диагностику эмоционального благополучия детей средней группы.
2. Разработать серию коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

График работы на неделю. При составлении графика работы на неделю (см. таблицу 3) следует опираться на Инструктивное письмо № 29/1886-6 от 24.12.2001 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» (см. Приложение 6). Приведем пример такого плана.

Таблица 3



Из приведенного выше плана видно, что 18 часов в неделю психолог посвящает непосредственной работе с детьми, педагогами и родителями и 18 часов в неделю он может проводить вне образовательного учреждения, используя это время для анализа результатов, работы с документами, подготовки материалов и т. д.
Диагностическое обследование рекомендуется проводить утром, после завтрака, когда дети еще не утомлены занятиями и другой деятельностью. Встречи с родителями лучше всего организовывать во время обеда детей. При этом нужно отметить, что в график работы психолога, как и в аналитический отчет, могут вноситься изменения. Например, если родители не пришли на консультацию, то психолог может заняться обработкой результатов диагностики, обозначив в своем расписании другое время для приема родителей на следующей неделе.
На основании плана психолог ежедневно заполняет журнал, в котором отражаются результаты проведенной работы. В случае посещения дошкольного учреждения окружной или иной комиссией все вышеперечисленные документы должны быть представлены по ее требованию.
Психологическая карта ребенка. Результаты работы психолога с конкретными детьми должны быть отражены в индивидуальной психологической карте. Все материалы, связанные с ребенком (результаты диагностического обследования, беседы с родителями, анкетирование, коррекционная работа, консультации с другими специалистами), должны быть собраны в одной папке и распределены по годам. Собственно, карта развития ребенка – это наглядное отображение динамики ребенка по основным направлениям психического развития: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, произвольность, развитие игровой деятельности, физическое развитие, динамика эмоционального состояния.
Не существует единых требований к внешнему виду карты. Можно использовать цветовое деление, отмечая соответствующий уровень достижения навыков (низкий – красный, средний – желтый, высокий зеленый) и размещать информацию в табличном виде или отображать ее в виде графиков и диаграмм (с примером психологической карты ребенка можно ознакомиться в Приложении 7).
Рекомендуемая литература
Закон Российской Федерации № 32661-1 от 10.06.92 г. «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 г.).
Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886^6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
Конвенция о правах ребенка.
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.99 г.
Письмо Госкомитета СССР по народному образованию № 16 от 27.04.89 г. «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».
Письмо Министерства народного образования РСФСР № 247/18-21 от 30.11.89 г. «О введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов».
Письмо Минобразования РФ № 70/23^16 от 07.04.99 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ № 616.
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи № 867 от 31.07.98 г.
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98 г.

Организация адаптации детей к дошкольному учреждению

Одна из важных задач, стоящих перед психологом, связана с адаптацией детей к детскому саду. Малыши приходят в группу в разном возрасте – кому-то еще нет и двух лет, а кому-то скоро исполнится три года. Для того чтобы адаптация проходила безболезненно, готовить малыша к посещению детского сада нужно заранее.
На основании инструктивно-методического письма Департамента образования города Москвы «Об организации адаптационного периода при поступлении детей раннего возраста в дошкольное образовательное учреждение» от 23.05.2005 № 2-34-20 администрация детского сада организует группы кратковременного пребывания, в которые детей набирают постепенно. Сначала группу начинают посещать несколько детей, через некоторое время еще три-четыре человека и т. д. В результате и дети, и воспитатели имеют возможность привыкнуть друг к другу
В первые дни дети находятся в детском саду лишь несколько часов. Постепенно время пребывания возрастает, и через две недели ребенок приходит в группу на полный день. Безусловно, психологу необходимо учитывать индивидуальные особенности малышей: кто-то очень сильно привязан к родителям и переживает расставание с ними, такие дети могут перейти на полный день позднее.
Первое собрание родителей, дети которых в сентябре пойдут в детский сад, необходимо организовать в мае. На нем психолог обговаривает время индивидуальных встреч с родителями и их ребенком. Рекомендуется проводить не более трех встреч в день.
В приложении 1 к инструктивному письму обозначены основные показатели определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (см. таблицу 4). Наблюдая за ребенком в ходе встречи и разговора с родителями, психолог формирует первичное представление о готовности ребенка к детскому саду.

Таблица 4
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):
2,6–3 балла – готов к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;
2 – 2,5 балла – условно готов;
1-1,9 балла – не готов .

На основании наблюдений за ребенком психолог дает родителям «домашние задания». Например, если ребенок все еще ходит в памперсах, за лето его нужно приучить к горшку. Если малыш плохо говорит, следует обратить внимание родителей на развитие активной речи. Для этого с ребенком надо говорить не детским языком («бибика» вместо машина, «ава» вместо собака), а использовать полноценную взрослую речь. Нередко режим сна малыша не соответствует тому, что ожидает его в детском саду. Родители должны заблаговременно внести коррективы в режим дня малыша. Некоторые дети не умеют пользоваться ложкой, над этим навыком тоже стоит поработать. Большинство родителей следуют этим рекомендациям, что существенно облегчает адаптацию детей.
Осенью, когда дети приходят в детский сад, педагог, имея на руках оценку готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и рекомендации для родителей, уже знает, с какого рода проблемами он может столкнуться. Работа психолога всегда протекает в тесном союзе с педагогами и родителями. Как только ребенок поступает в детский сад, педагог совместно с психологом начинают наблюдать за протеканием его адаптации. С этой целью используется Приложение 2 к инструктивно-методическому письму – лист адаптации (см. Приложение 1), который заполняется психологом и педагогом в установленные сроки по результатам наблюдения за поведением ребенка. Считается, что хорошая адаптация ограничивается 20 днями пребывания в детском саду, средняя – 30 и тяжелая занимает более 30 дней. Дети, у которых тяжело протекает адаптация, требуют особого внимания психолога.
Родители, отдавая малыша в детский сад, сильно переживают за него. Задача психолога – успокоить их, вселить уверенность и установить доверительные отношения с ними. Достичь желаемого результата помогут периодические встречи и беседы с родителями. В первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения родителям можно предложить заполнить анкету (см. Приложение 2).
Сведения, отраженные в анкете, необходимы педагогу, персоналу детского сада, психологу. Например, может оказаться, что у ребенка аллергия на определенные продукты. Об этом следует проинформировать повара, медсестру. В некоторых детских садах меню на следующий день вывешивается вечером, чтобы родители могли с ним ознакомиться и в случае необходимости предупредить работников детского сада о возможных проблемах.
Если в анкете отмечается, что ребенок состоит на учете у специалиста, психолог должен уточнить, какой у малыша диагноз. В настоящее время в детский сад принимают всех детей, но не со всеми сложностями психолог может справиться самостоятельно, так как некоторые из них не входят в его компетенцию. В таком случае психологу нужно проконсультироваться у специалиста и подготовиться к встрече с малышом. Если у ребенка наблюдаются серьезные нарушения в развитии (скажем, заикание), то психолог может порекомендовать родителям обратиться в соответствующее специализированное учреждение. Лучше, если сам психолог предварительно позвонит и проконсультируется в этом учреждении (сориентирует специалистов).
Без тесного сотрудничества с родителями организовать хорошую адаптацию ребенка к детскому саду невозможно. Дело в том, что в ряде случаев сложности адаптации связаны именно с особенностями семейного окружения ребенка. Если в семье один ребенок, то взрослые нередко чрезмерно опекают его. Дома такой ребенок получает все, что пожелает, а в детском саду он сталкивается совсем с другими правилами – от малышей требуют самостоятельности, призывают считаться с другими детьми. Или часто мама старается развивать самостоятельность ребенка (например, в одевании), а бабушка, желая порадовать малыша, сама одевает его, забирая из детского сада. Все бабушки любят своих внуков, но любовь не означает потакания просьбам ребенка. Когда в один день малышу разрешается есть только за столом, а в другой он может есть где угодно, ребенок испытывает чувство непонимания. Он еще слишком мал, чтобы оценить все особенности ситуации, и просто не знает, как себя вести. Взрослые должны соблюдать правила в повседневном общении с малышом. Точно так же недопустимо в присутствии ребенка ругать воспитателей или нелестно отзываться о дошкольном учреждении. Если родитель, который является безусловным авторитетом для малыша, вечером отрицательно характеризует детский сад, а на следующее утро ведет в него собственного ребенка, то как будет чувствовать себя малыш?
Иногда у взрослых создается впечатление, что дети ничего не замечают, что они слишком маленькие, чтобы что-то понимать. Это мнение ошибочно – ребенок активно подражает родителям во всем: в привычках, в поведении, в манере речи и даже в чертах характера. Попадая в детский сад, некоторые дети испытывают трудности в общении со сверстниками: они не хотят делиться, не понимают, зачем нужно соблюдать правила очередности и т. д. Решению этой проблемы могут помочь именно родители, если они будут демонстрировать пример социального поведения. Часто мама, стоя у песочницы, следит только за своим малышом (чтобы никто его не обидел, не испачкал и др.). Но если она даст игрушку другому ребенку, поднимет его, если тот оступился, или похвалит, то тогда ее собственный малыш постепенно займет совсем другую позицию по отношению к сверстнику: раз мама делает что-то для другого ребенка, то значит, он тоже хороший.
Через одну-две недели пребывания ребенка в детском саду с родителями проводится повторное анкетирование (см. Приложение 3). Эта анкета дает возможность увидеть изменения, происходящие с ребенком в ходе адаптации. Бывает так, что в детском саду малыш имеет ровные отношения со сверстниками и воспитателями, соблюдает все правила, а дома «устраивает концерты». Такое поведение ребенка объясняется сложностью накладываемых на него требований: если в дошкольном учреждении у ребенка хватает сил их соблюдать, то дома накопившаяся усталость выливается в неспокойное поведение. Родителям следует с пониманием относиться к подобным сложностям – они исчезнут, как только ребенок адаптируется к детскому саду.



Поделиться