Понятие клуб по интересам. Отличие между любительским объединением и клубом по интересам

Любительские объединения и клубы по интересам имеют различные направления: спортивно-оздоровительное, патриотическое, естественнонаучное, ветеранское , художественное, семейное, женское, общей проблематики. Объединения проводят учебные занятия, репетиции, тренировки, походы, обсуждения своей деятельности; организуют творческие отчеты; участвуют в подготовке и проведении выставок, тематических вечеров, устных журналов, вечеров вопросов и ответов, викторин, используют другие формы общественно-полезной любительской деятельности и проведения культурного досуга.

С каждым годом возрастает роль физической культуры и спорта во многих сферах жизни нашей страны. В учреждениях культуры существуют и появляются новые клубы и кружки по интересам спортивно-оздоровительной направленности.

Шиморский РДК:

«Выходного дня»

«Здоровье»

«Спарта»

«Шашечный»

«Шахматно-шашечный»

«Танцевальная аэробика»

Лесозаводской ДТ:

«Культура тела»

«Красотка»

«Теннис без границ»

Тамболесский ДТ:

Клуб «ЗОЖ»

Верхне-Верейский ДТ:

Кружок настольного тенниса

Досчатинский ДТ:

Кружок настольного тенниса

Новодмитриевский ДТ :

Клуб «Азарт»

Вильский ДТ :

Клуб здоровья «Для милых дам»

Клуб «МЕН»

В клубах проходят такие мероприятия как: веселые старты, комбинированные эстафеты, игровые программы, велосипедные гонки, матчи по футболу, хоккею, волейболу баскетболу .

В объединениях проходят встречи со спортсменами, знакомства с оригинальными методиками здорового образа жизни, различными методиками здорового питания, а также лыжные прогулки, походы.

Работа кружков декоративно-прикладного творчества, изобразительного искусства, работа с мастерами. Большое внимание уделяется возрождению и развитию декоративно-прикладного творчества на базе сельских домов культуры . Основная цель работы кружков - научить детей элементарным навыкам, развивая их творческие способности, побуждая к творчеству и самостоятельности, учитывая их индивидуальность и вовлекая их в творческий процесс. Руководители клубов тесно сотрудничают с народными умельцами, привлекая их знания и умения в работу кружков.

Новодмитриевский ДТ:

«Мастерица»- в кружке занимаются таким видом искусства как «квилинг»-это плетение изделий из тонкой цветной бумаги.

«Узоры»- дети изучают историю искусства макраме, знакомятся с приборами и материалами для плетения, видами узлов и декоративным оформлением изделия.

Нижневерейский ДТ:

«Мастерица»- занимаются шитьем, изготавливают своими руками мягкие игрушки, кукол для кукольных спектаклей. Девочки постарше вышивают картины, которые дарят своим родным и знакомым к праздникам.

Досчатинский ДК:

«Мастерилки»- здесь можно научиться делать поделки из бумаги, ткани и природного материала.

ДТ п. Дружба:

«Рукодельница»- кружок вязания.

Досчатинский ДТ:

«Умелые руки»

Грязновский ДТ:

«Умелые руки»

Новский ДД:

«Умелые руки»- кружок вязания.

Сноведской ДТ:

«Умелые руки»- ребята занимаются изготовлением аппликаций на цветном картоне из ткани, готовят поделки из природного материала: шишек, листьев, желудей.

Вильский ДТ:

«Очумелые ручки»


В. Верейского ДТ:

«Чудесница»- кружок декоративно- прикладного творчества. Здесь дети могут освоить различные техники изготовления поделок из различных материалов (соленое тесто, салфетки, лоскутная мозаика, подручные материалы, «оригами»). Участники кружка принимают участие в различных выставках и конкурсах.

Ведется работа по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи. Целью работы клубов является сохранение истории своей родины, воспитание чувства патриотизма, любви к своему краю.

Шиморский РДК:

«Интересных встреч»

Досчатинский ДК:

«Русичи»

Тамболесский ДТ:

«Память» - За большое время работы у клуба сложились свои устои и традиции, а главное открыли свою музейную комнату, в которой собираются и пополняются материалы об участниках войны, участниках ликвидаций последствий аварии на Чернобыльской АЭС , знаменитых людях деревни. Большое количество собранного материала позволяет проводить множество мероприятий на местном материале.

В учреждениях культуры работают клубы семейного направления .

Вильский ДТ:

«Встреча»- Клуб «Встреча» является самым старшим Вильского ДТ, он существует шестнадцать лет. Количество участников клуба растет с каждым годом, и нет предела творчеству и возрасту участников. Это один из самых любимых клубов Вильского ДТ, его знают и любят не только жители поселка, но и гости. Дети вместе с родителями с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах, играх, викторинах, спортивных состязаниях: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Калейдоскоп семейного досуга», «Семейный праздник пирога», «Пока есть хлеб да вода, все не беда», «И крови родной, и души одной».

Шиморский РДК:

«Очаг»

Работают клубы художественного направления.

Вильский ДТ:

«Веселые девчата»

Шиморский РДК:

«Тальяночка»

«Вдохновение»

Н.- Дмитриевский ДТ:

«Лира»

ДТ п. Дружба:

«Фабрика»

Досчатинский ДК:

«Вдохновение»

«Радуга»

«Буратино»

Н. Верейский ДТ:

«Солнышко»

Также в учреждениях культуры работают вокальные и музыкальные кружки и кружки сольного пения .

Грязновский ДТ:

«Сударушка»

Досчатинский ДТ:

«Мелодия»

В. Верейский ДТ:

«Дебют»

Тамболесский ДТ:

«Город детства»

«Тамболесочка»

Н. Верейский ДТ:

«Лучик»- дети вокального кружка «Лучик» Н. Верейского ДТ с увлечением поют фольклорные и современные песни.

«Сударушка»

Досчатинский ДК:

«Колокольчики»

«Эдельвейс»

«Приволье»

Н.- Дмитриевский ДТ:

«Сувенир» - в кружке проходят беседы на темы: «Происхождение русской народной пени», «Народный фольклор и народные музыканты-сказители», «Русский народный и национальный костюм». Участники кружка за год разучили песни: «Перевоз Дуня держала», «Как у наших у ворот», «На горе-то калина», «Посею лебеду на берегу».

«Сюрприз»- в вокальном кружке «Сюрприз» дети исполняют современные мелодии и ритмы.

«Соловушка» - кружок сольного пения для девочек 6-12 лет. На занятиях участники вокально-хоровых коллективов не только учатся правильно петь, формировать звуки, правильно дышать, но и понимать мир музыки, узнают много нового о певцах и композиторах.

Шиморский РДК:

«Шиморяночка»

«Подарок»

ВИА «Экипаж»- уже более 10 лет при Шиморском РДК существует вокально-инструментальная группа «Экипаж» под руководством. Коллектив группы активно участвует в культурной жизни не только своего поселка, но и всего Выксунского городского округа , и даже за его пределами.

Вильский ДТ:

«Маэстро»


Районный организационно-методический центр:

«Созвучие»- в окальный ансамбль «Созвучие» был организован в марте 2008 года. Ансамбль является постоянным участником творческих мероприятий, концертов, конкурсов как городских, так и областных.

Каждую субботу и воскресенье в семи учреждениях культуры открываются клубы выходного дня досугово - развлекательного направления.

Вильского ДТ:

«Фантазеры»

Бл. Песоченского ДТ:

«Выходного дня школьника»

ДТ п. Дружба:

«Непоседы»

Грязновского ДТ:

«Почемучка»

Тамболесского ДТ:

«Выходного дня школьника»

Шиморский РДК:

«Клоир»

«Светелка»

Большой популярностью пользуются у детей и подростков танцевальные кружки .

Шиморский РДК:

«Мари»


«Непоседы»


«Родничок»

«Блэк Кэт»

В. Верейский ДТ:

«БЭМС»

«Забава»

Грязновский ДТ:

«Каблучок»



ДТ п. Дружба:

«Девчата»

Вильский ДТ:

«Солнышко»


Тамболесский ДТ:

«Техно»

Досчатинский ДК:

«Сюрприз»

«Волшебная сказка»

«Грация»

Лесозаводской ДТ:

«Созвездие»

Театр -это искусство, искусство преображения, искусство маски. Все мы немного актеры в жизни, каждому приходится применять на себя те или иные роли в разных жизненных ситуациях. Но далеко не каждый может выйти на сцену и преобразиться в другого человека с этой целью, и были созданы театральные кружки .

Вильский ДТ:

«Арлекин»- театральный кружок «Арлекин» Вильского ДТ любят взрослые и дети. Сказочные персонажи оживают при помощи таланта и творческого участия детей. Особое внимание руководитель уделяет творческой активности подростков, где они проявляют себя с положительной стороны, и даже стали любимцами публики.

Шиморский РДК:

«Контакт»- кружок «Контакт» Шиморского РДК работает три года, который посещают 20 человек. Члены кружка активно участвуют в жизни РДК. Ни одно крупное мероприятие не обходится без помощи «Контакта». Члены кружка «Контакт» являются участниками театрализованных представлений и фольклорных праздников.

Н. Дмитриевский ДТ:

«Теремок»

ДТ п. Дружба:

«Юнона»

«Белоснежка и семь гномов»

Досчатинский ДК:

«Арлекин»

«Виктория»

Тамболесский ДТ:

«МОМУС»

Грязновский ДТ:

«Лицедеи»

Досчатинский ДТ:

«Созвездие»

Сложившаяся практика формирования и деятельности любительских объединений и клубов по интересам представляется как коллективный носитель интереса. Их характеризует свободное времяпрепровождение, включающее общественный и личный интерес.

Время «перестройки» внутри страны и его позитивные и негативные стороны неоднозначно воспринимаются народом. Значительное сокращение вложений государственных средств в развитие детско-юношеских, молодежных досуговых учреждений открыли путь прогрессирующему росту подростково-молодеж-ной преступности. В поисках различных средств повышения эффективности воспитания подрастающего поколения, возможности расширения сферы досуга, особое внимание отводится любительским объединениям, клубам по интересам, работе по месту жительства. Немаловажным фактором, отмеченным многими теоретиками и практиками в области социокультурной сферы, является включение населения в различные виды деятельности. Во многих регионах осуществляются поддержка и стимулирование творческих инициатив различных возрастных групп населения.

К существующим видам объединений относят: инициативные клубы, клубные объединения (кружки, студии, секции и т.д.), клубы по интересам, любительские объединения и т.п. Развиваются новые организационнные формы клубов – детские, многопрофильные досуговые, семейного общения, работающие по авторским программам. Их много и они разделяются в зависимости от целевой установки, от возрастных особенностей, а главное – по направлениям деятельности. «Разрушенная любительско-учеб-ная и социально-досуговая инфраструктура возрождается ныне в формах школ – комплексов, дворовых клубов, педагогических и психолого-методических объединений, консультационных центров и т.п.» . Действуют в настоящее время и отдельные типы клубов, которых еще очень мало, – клубы-сообщества, молодежные досуговые центры.

В городе Тамбове и ее области за 2000-2001 годы отмечается незначительное сокращение любительских объединений, клубов по интересам, кружков, студий. Заметное перепрофилирование многих Домов культуры в коммерческие структуры вылилось в сокращение деятельности многих клубных объединений, произошел отток профессиональных руководителей художественной самодеятельности, энтузиастов социокультурной сферы. Наряду с этим отмечается активная работа Домов творчества, станции юннатов, клубов по месту жительства, общественных организаций, студий и клубов по интересам при образовательных учреждениях города. Все они имеют различную направленность деятельности.



Рассмотрим основные виды любительских объединений и клубов по интересам, которые официально зафиксированы в положении о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.).

1. Общественно-политические (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы международников, клубы революционной и боевой славы, информационно-просве-тительные клубы, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры. Во многих городах России действуют молодежные общественно-полити-ческие клубы, которые организуют встречи с ветеранами, создают поисковые отряды. При многих школах созданы музеи боевой славы. В Тамбове действует региональное общественно-политическое движение «Возрождение Тамбовщины». Большую работу в этом направлении проводит Комитет по делам молодежи при администрации области, на базе которого действует комплексная программа «Молодежь». Главным разделом программы является содействие гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. В рамках данного направления проходят крупные мероприятия – фестивали солдатской песни, встречи с ветеранами и другое. В современной России происходят радикальные изменения во всех сферах жизни общества. Мы являемся свидетелями изменения общественного мнения, наряду с изменением системы ценностей. Сегодня все больше внимания стало уделяться человеческим ценностям и личным запросам в сфере образования. Это, в свою очередь, привело к большей дифференциации учебных заведений и услуг, которые являются причиной и следствием расслоения общества. Становится очевидным, что наиболее острой потребностью государства и общества является воспитание в духе демократических ценностей граждан России, которые могли бы активно участвовать в построении правового государства.

В настоящее время необходимо найти равновесие между потребностями каждого человека, социальных групп, регионов и т.д. и необходимостью обеспечения национальной безопасности, тем более что сейчас как регионы, так и каждое образовательное учреждение могут свободно выбирать свой собственный путь развития. Подобное равновесие также необходимо поддерживать между сохранением традиций и обновлением содержания образования. Одной из актуальных задач воспитания молодежи является формирование культуры мира, которая требует всесторонних действий в области образования, культуры и социального развития, конечная цель которых сделать так, чтобы культура мира была неотделима от культуры вообще, чтобы она глубоко укоренилась в умах и сердцах людей. Первостепенную роль в распространении идей культуры мира играют политические лидеры, деятели науки, культуры и образования.

Образование и воспитание молодежи, как целостный педагогический процесс, предстающий в виде самых разнообразных организационно-методических проявлений, оказывающих конструктивное влияние на формируемую личность конкретного молодого человека и на молодежь в целом как социальную группу, является главным инструментом по строительству культуры мира. Необходимо использовать все аспекты образования: содержание, формы, методы, организацию, отношения между администрацией, педагогами и учащимися, между учебными заведениями и семьями – для активного содействия развитию и укреплению в умах людей идей терпимости, добрососедства, равноправия. Воспитание молодежи в духе культуры мира является многоуровневой системой адаптации личности к условиям социума и способом активного преобразования собственной жизнедеятельности в конкретной ситуации, под воздействием формирующих принципов культуры мира.

В связи с этим разработка программ формирования культуры мира учитывает специфику разных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста, так как основы воспитания закладываются в раннем детстве. Отсутствие таких программ и методик для воспитания в духе мира с раннего возраста отрицательно сказывается на процессе формировании мировоззрения и поведения детей и в дальнейшем ведет к восприятию мира через призму воинствующих отношений, так как общество на данной ступени развития отличается агрессивностью. Руководящая роль в воспитании должна принадлежать высшим учебным заведениям, особенно занимающимся подготовкой преподавателей, психологов и социально-культурных работников.

Нами на протяжении трех лет проводилось экспериментальное научное исследование, посвященное изучению социально-педагогических проблем образования и воспитания молодежи в духе культуры мира. Разработанная и апробированная на практике программа учебного курса «Культура мира» позволила ознакомить студентов со следующими проблемами:

· историческим развитием проблемы мира и опыта международного сотрудничества в этом направлении;

· процессом развития концепций культуры мира за рубежом и в России;

· рассмотреть основные этапы распространения движения «На пути к культуре мира»;

· ознакомить с социально-педагогическими проблемами образования и воспитания молодежи в духе культуры мира;

· рассмотреть методы популяризации и распространения идеи культуры мира и ненасилия.

Помимо этого, в ТГУ был создан клуб ЮНЕСКО «Юнона», который явился центром духовной жизни студентов и аспирантов, вовлекающим молодежь в мир культуры и миротворчества.

Членами клуба были разработаны и внедрены культурно-досуговые программы для учреждений социально-культурной сферы, которые позволили познакомить работников различных социальных институтов с основными проблемами, возникающими на пути движения к культуре мира.

Основными направлениями работы клуба являются:

· Расширение содержания образовательных программ и учебных курсов.

· Взаимодействие и переписка с университетами – клубами ЮНЕСКО в России и за рубежом.

· Изучение различных культур народов мира.

· Проведение семинаров и научно-практических конференций.

· Участие в изучении, охране и использовании культурно-исторического наследия родного края.

· Организация праздников, концертов, фестивалей.

· Сбор фольклорного материала, предметов старины.

· Организация выставок, конкурсов художественного и декоративно-прикладного искусства.

· Взаимодействие с различными центрами детского и юношеского творчества.

· Организация семинаров, лекций, конференций для педагогов дополнительного образования и организаторов социально-культурной деятельности.

· Участие в проведении летнего оздоровительного отдыха детей.

Таким образом, четкое выявление социально-педагогического аспекта образования и воспитания молодежи в духе культуры мира как в образовательных учреждениях, так и социально-культурных институтах, а также комплексная разработка и внедрение программ учебных курсов, позволяют добиться понимания возможности развития человечества в соответствии с концепцией культуры мира, как альтернативы существующему направлению развития, что в свою очередь является определяющим фактором выхода человечества из сложившегося всестороннего кризиса.

В последние время стала возрождаться военно-спортивная игра «Зарница», которая успешно проходит во многих городах и районах Тамбовской области. Интересен опыт создания в 1991 году школы «демократической культуры», которая первоначально оформилась как движение юных парламентариев, а затем переросла в Ассоциацию. Это 24 организации, которые действуют в 41 регионе – Московской области, Кемерово, Оренбурге, Перми, Липецке, Челябинске, Краснодаре, Рязани, Екатеринбурге и ряде других городов России. Движение считает своей целью формирование гражданственности у подрастающего поколения, а конечным результатом должно стать самоопределение членов ассоциации посредством эффективной демократии. Данная Ассоциация объединяет старшеклассников государственных и частных школ, лицеев, гимназий, клубов. Здесь стремятся к углубленному изучению политологии, экономики, права; в ее рядах педагоги вышеуказанных учебных заведений, студенты-выпуск-ники Ассоциации, а также ученые, в первую очередь – специалисты в области педагогики, истории, права, политологии.

В последнее время заметно проявилась тенденция к интеграции, различных клубов и групп в решении каких-то общих задач. И здесь заметную роль играют экологические, историко-патриотические и национально-культурные объединения. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи всегда было первоочередным делом организаций, занимающихся работой с детьми и молодежью.

Не исключением являются и ныне действующие по всей России Комитеты по делам молодежи, которые проводят большую работу в этом направлении. Для того, чтобы полнее показать все многообразие досуговых ориентаций подрастающего поколения по общественно-политическому воспитанию, приведем в качестве иллюстрации лишь некоторые фрагменты из информации Комитета по делам молодежи администрации Тамбовской области об этой деятельности в 1997 году. Данные материалы свидетельствуют о том, что работа по общественно-поли-тическому и патриотическому воспитанию молодежи велась по нескольким направлениям. Это, в первую очередь, работа областного поискового благотворительного центра «Искатель», сформированного из студентов и школьников города Тамбова, которые неоднократно выезжали в Брянскую, Калужскую и Смоленскую области с целью поиска захоронений останков советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, продолжалась работа военно-патриотического клуба десантного профиля «Рейд», в котором занимается свыше 50 курсантов военных училищ. Также был создан военно-патриотический клуб пограничного профиля. В-третьих, Комитет по делам молодежи совместно с поисковым центром «Искатель» организовали и провели IX Международный молодежный лагерь по уходу за военными могилами, в работе которого приняли участие более 40 молодых людей из Германии, Англии, России.

2. Производственно-технические (клубы технического творчества – радио, моделирование, автомототехника, картинг и др.; дизайн; конструирование и проектирование; компьютерная техника; клубы профессиональной направленности и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще малодоступным направлением является техническое творчество. Участие подростков и молодежи в техническом творчестве способствует не только формированию у них разносторонней технической культуры, навыков конструктивного мышления и деятельности, но и расширяет познания в других видах науки и техники.

Формы участия культурно-досуговых и внешкольных учреждений в распространении технического творчества могут быть различны. Несомненно, что развитие этого вида творчества зависит от заинтересованности административных органов и наличия профессиональных кадров (руководители, преподаватели, общественники). Сегодня мы уже не всегда можем говорить о развитии технического творчества детей и подростков, которое совсем недавно являлось частью общеобразовательного педагогического процесса многих учреждений культуры и досуга. Тем, не менее, в Академии детства города Тамбова 40 лет работает клуб радиолюбителей. В 1961 году их было создано сразу четыре по области. В настоящее время существует коллективная радиостанция Академии детства, которая является одной из лучших в России и ведущей в Тамбовской области. Действует и детская радиостанция коллективного пользования, которая своей задачей ставит профессиональное ориентирование школьников и учащихся по приобретению необходимых навыков радистов. Здесь осуществляется практическая работа по проведению радиосвязи, подготовке и участию в соревнованиях по радиоспорту. Участники детской радиостанции изучают основы радиотехники, электроники, приобретают практические навыки радиоконструирования, работы с электроизмерительными приборами. Они изучают телеграфную азбуку и иностранные языки для ведения радиолюбительской связи, приобретают навыки операторской работы в эфире. В существующем отделе технического творчества и спорта действуют детские объединения – телерадиомеханика, школа юных летчиков, обучение на компьютере, делопроизводство и программирование.

Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры, Академиях детства. Любители часами просиживают у компьютеров, которые привлекают подростков и молодежь игровыми программами, созданием новых образов – озвучивание инструментального оркестра, сочинение музыки на любые стихи, создание кино и мультипликации. Хорошо поставлена работа по развитию научно-технического творчества в высших учебных заведениях и лицеях. Так, например, под руководством аспирантов и студентов технического университета (ТГТУ) в инновациях студенческого конструкторского бюро принимают участие и школьники. При ТГТУ существует совет ВОИР (Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов). Члены совета – организаторы городских, областных и зональных выставок-ярмарок изобретений и конкурсов инноваций учащихся, студентов и молодых ученых. Однако существует ряд причин, которые не позволяют молодежи активно заниматься этим видом творчества. К таким причинам можно отнести:

1) отсутствие необходимой материально-технической базы, начиная от приспособленных помещений и заканчивая необходимыми материалами и инструментами;

2) отсутствие координационных советов, центров, которые могли бы объединить людей, способных к техническому творчеству;

3) малооплачиваемая должность руководителя.

Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, любителей животных, птицеводов, собаководов, аквариумистов, клубы огородников, пчеловодов, охотников, клубы любителей астрономии, математики, физики и многое другое.

Разнообразие форм и методов поисковой и исследовательской работы привлекает большое количество ребят в библиотеки, музеи, клубные учреждения, где подростки могут встретиться с участниками краеведческих и экологических экспедиций, стать очевидцами различных событий, самостоятельно проводить краеведческие наблюдения, работать в фондах музеев. В последнее время, среди школьников и студентов, стало популярным участие в экспедициях научных институтов и общественных организаций. Ими инициируются трудовые десанты, благоустройство памятников и памятных мест, природоохранные работы.

Серьезная озабоченность по поводу экологических проблем находится в центре внимания многих зарубежных и российских ученых. Последние 80 лет объявлены решением ЮНЕСКО годами экологического образования и воспитания. В целях формирования экологической культуры подрастающего поколения предпринимаются различные меры учреждениями образования, социально-культурными институтами. Среди них наиболее важными являются:

· создание системы непрерывного экологического образования и воспитания;

· пересмотр учебных курсов по экологии и введение разделов «экологическая культура» и «экологическая этика»;

· подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам эколого-валеологического образования.

Работа эта должна начинаться уже с дошкольного возраста, и здесь большую помощь могут оказать любительские объединения и клубы по интересам экологической направленности. Опыт работы таких объединений существует во многих регионах России. Остановимся на работе экологических клубов для детей молодежи, которые работают по программе «Экология и дети». В ее основе лежит разработка системы деятельности детских и молодежных экологических объединений в регионе, способных выбирать посильные экологические проблемы и решать их. Назовем основные направления деятельности, которые пытаются решать участники этих клубов:

· общение с природой. На этом пути юным экологам и их руководителям предстоит вернуться к тому изначальному пониманию, что воробьи и одуванчики столь же интересны, как и люди;

· наблюдение за происходящим в природе;

· слежение за состоянием окружающей среды – экологический мониторинг;

· экологические игры, которые позволяют сделать более доступными для детей и молодежи экологические связи, законы, проблемы;

· деловые игры. Назначение этих игр – моделирование реальных ситуаций во взаимоотношениях людей при разрешении экологических конфликтов;

· сбор и анализ экологической информации;

· экологические акции, которые могут включать операции «Ель», «Первоцвет», «Чистая вода» и многое другое.

При этом следует отметить, что основными задачами таких клубов является необходимость пробудить в молодом поколении стремление к изучению законов экологии. А для этого следует соблюдать правовые и этические нормы отношения к природе; углублять знания об окружающей среде родного края; способствовать формированию экологической чистой зоны по месту жительства.

4. К объединениям физкультурно-оздоровительной направленности относят: клубы закаливания, любителей бега, туризма, клубы «болельщиков», истории спорта, подводного плавания, шахматные и шашечные, клубы народных спортивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.

Сфера свободного времени представляет огромные возможности выбора человеком направлений деятельности. Все они осуществляются по-разному – на отдыхе или в результате труда, которые объединяет понятие «досуг».

Всегда актуальной была проблема оздоровления разновозрастных групп населения, а особое внимание уделялось организационной работе с подрастающим поколением. На сегодняшний день – это главная цель всех учебных и внеучебных учреждений, различных объединений, так как медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждый второй ребенок имеет достаточно серьезные проблемы со здоровьем. Начинать работу в этом направлении надо с семьи, детского сада – это закаливание, посещение спортивных секций и воспитание культуры самооздоровления. Примером физического самосовершенствования подростков и молодежи можно назвать действующие при городском Центре по работе с детьми и молодежью в городе Тамбове клубы «Атлет», «Серебряные спицы», «Феникс». Руководители-профессионалы, совместно с тренерами спортивных школ создают условия для занятий спортом, развивают физические возможности ребят через специальные упражнения и тренажеры. Новой формой оздоровления детей младшего возраста (с четырех лет) является разработанная специальная программа «Голиаф» (клуб «Феникс»), куда входят, помимо физподготовки, игры, участие в культурно-досуговой деятельности, знакомство с основами различных единоборств. В ребятах воспитывается мужество, любовь к своей Родине, своим близким, дружба и взаимовыручка. Здесь принимают всех слабых и не подготовленных к спорту, так как основной целью клуба является создание условий для интеллектуального и физического развития полноправного гражданина.

5. Объединения коллекционеров-собирателей существуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые разнообразные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. И если раньше клубы коллекционеров относились к объединениям художественной направленности, то с принятием нового положения о клубах по интересам и любительских объединений в 1986 году коллекционеры выделились в отдельную группу. Сегодня действуют клубы филателистов, филафонистов, филокартистов, нумизматов и многие другие.

Интересна творческая деятельность тамбовчанина, любителя-коллекционера, искусствоведа, доцента кафедры культурологии института «Культуры и искусства» ТГУ им Г.Р. Державина Ивана Ивановича Алпацкого. В его домашней коллекции открытки с репродукциями картин русских и зарубежных художников (около 20 тыс. экземпляров, среди них 3 тыс. дореволюционные). Он коллекционирует художественные медали, посвященные юбилеям знаменитых людей или памятным событиям (около 300). Среди его многочисленной коллекции около 10 тыс. книг – по искусствоведению, мемуары, краеведческая литература. Есть более 2 тыс. этикеток от спичечных коробков, коллекция экслибрисов и многое другое. С собранными коллекциями И.И. Алпацкий постоянно знакомит студентов вуза, школьников, устраивает выставки. Он на протяжении 20 лет являлся председателем городского клуба книголюбов.

Объединения художественной направленности (любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, литературы, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.).

Диапазон жанров искусства в самодеятельных коллективах велик – кружки, студии, любительские объединения, клубы по интересам, которые способствуют развитию самодеятельности и инициативы масс. В них применяются и используются различные формы организованного досуга, которые способствуют приобщению неорганизованного населения к участию в социально-культурной деятельности в сфере свободного времени. Так, формы организации фольклорных коллективов привносят особую самостоятельность регионам, включают многообразие видов и жанров творчества. При наличии фольклорного певческого увлечения участники клубных объединений могут познать основы: игры на ложках, трещотках; танцевальных движений; пошива и украшения своего костюма; принять участие в массовых играх и забавах.

Объединения художественной направленности чаще всего подразделяют на две группы: учебно-творческие и искусствоведческие. В свою очередь учебно-творческие делятся на авторские и исполнительские коллективы. эти две группы объединений представлены на рис. 4.

Активизация личности в сфере свободного времени, развитие культурной самодеятельности масс усложняет функции клубных художественно-творческих коллективов. Культурная самодеятельность масс реализуется в культурно-досуговой деятельности и обеспечивается всей системой социально-культур-ных учреждений страны, для которых творческое развитие личности составляет одну из важнейших проблем.


Рис. 4. Виды объединений художественной направленности

Если в художественной самодеятельности преобладали прежде исполнительские виды, в которых творческое начало состояло лишь в интерпретации авторского замысла, то сегодня она включает в себя творческую деятельность личности по созданию оригинальных художественных ценностей. Сейчас все большее распространение получают авторские виды художественного творчества, такие, как сочинительство, музицирование, съемки фильма, рисование, изготовление изделий народных ремесел и т.д. Это обстоятельство, в свою очередь, видоизменяет художественную самодеятельность в учреждениях культуры и досуга по формам, требует от нее большей систематичности, ставит на повестку дня все более и более настойчиво вопрос о предварительной подготовке человека к художественному творчеству. Здесь раскрываются также вопросы о развитии задатков и способностей к тому или иному виду художественного творчества в детском возрасте, о создании единой системы художественного воспитания личности в школах и внешкольных учреждениях, в первую очередь – клубах.

Особое внимание необходимо уделять подготовке студентов отделения социально-культурной деятельности к работе с проблемными группами населения. Статистика последних лет свидетельствует, что среди нас живет множество людей с особенностями в интеллектуальном развитии, имеющих право на развитие и воплощение своих творческих возможностей. Вовлечение подобного контингента (умственно ограниченных) в сферу досуга способствует формированию индивидуальных творческих способностей, помогающих им самовыразиться в различных формах художественного творчества.

Благоприятное воздействие искусством помогает почувствовать удовлетворение тем, кто немногословен, имеет трудности в языковом выражении. «Проявляющаяся в художественном произведении изобразительная сила – есть выражение исключительной личности творящего, независимо, например, от показателя интеллекта. В этом все художники равны. Творческие способности – движущая сила художественного процесса – не могут идентифицироваться с интеллектуальностью. Они и результаты, которые они приносят, не являются ни благоразумными, ни неблагоразумными, ни толковыми, ни глупыми – они соответствуют индивидуальным возможностям и средствам языка художника. Созидательная творческая сила существует независимо от интеллектуальных способностей или умственных ограничений. Индивидуально разно, в разных областях и разной мере человек развивает свои таланты. Обусловливается это лишь творческими задатками и общественными условиями, в которых работает художник» . Существует множество примеров, когда умственно ограниченный художник получает рецензию на свои произведения. Его работами восхищаются и критикуют. Этим создается благоприятная атмосфера доброжелательности, где уважительное отношение окружающих людей к умственно ограниченному человеку дает силу к новому творчеству, возможность почувствовать свое самоуважение и полезность существования. Необходимо содействовать различным проектам и их финансирование осуществлять из социальной сферы, сферы здравоохранения, бюджета культуры и местного бюджета.

Важно проводить выставки, где наравне с обычными художниками могли выставлять экспозиции и умственно ограниченные художники. Организовывать мастерские – как учреждения для включения умственно ограниченных людей в трудовую жизнь. Создавать условия для воплощения художественных идей умственно ограниченных людей (помещение, отдельные комнаты в общежитиях, домах, интернатах). Важным является создание в микрорайонах при подростковых клубах кружков, осуществляющих раз в неделю по два-три часа занятия художественной деятельностью. Можно создать центры, где одновременно с группами людей без умственных ограничений занимались бы и пять-десять человек, имеющих проблемы в умственном развитии. К этой работе можно привлечь Дома творчества районов. Формами организации могут быть: посещение публичных мастерских; сотрудничество с музыкальными школами (классы для занятий с умственно ограниченными людьми и совместные группы), театральными группами, музыкально-народными ансамблями; творческие недели и др.

Современная тенденция развития клубов по интересам и любительских объединений проявляется также в возрастании роли разнообразных выставок, смотров, конкурсов. Они являются ярким свидетельством глубоких социальных преобразований в нашем обществе. Однако выставки отражают лишь общую картину состояния художественного вида творчества, за которой не видны многие проблемы, существующие в организации любительского движения. Деятельность всех клубов по интересам и любительских объединений осуществляется по следующим основным видам: познавательная, пропагандистская, учебно-исследовательская, коллекционно-собирательская и организаторская, что закреплено в положении о клубах по интересам и любительских объединениях за 1986 год. В целом же, говоря о работе любительских объединений, можно отметить, что сегодня повсеместно действуют многофункциональные объединения – это клубы ветеранов войны и труда, подростков и молодежи, молодой семьи, кому за 30, психологической помощи, трезвости, семейного отдыха и т.п. Так, например, клубы, организующие досуг подростков и молодежи, – клубы по месту жительства, имеющие дополнительную направленность деятельности. Наряду с основными перечисленными нами направлениями, в них применяются самые разнообразные формы и методы деятельности, реализуются различные программы и проекты.

А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий, рассматривая современные приоритеты практической клубной работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства, выделяют наравне с основными, дополнительные направления. Это:

1. Прикладное творчество (чеканка, макраме, мягкая игрушка, выжигание, фриволите и т.п.).

2. Спортивно-туристическое (туризм, спортивные секции, шахматы, ГО).

3. Культурно-образовательное (литературный салон, краеведение, учебно-образовательные объединения, интеллектуальные клубы и т.п.).

4. Психолого-коммуникативное направление (группы встреч и общения, тренинговые программы и семейные клубы и т.п.).

5. Военно-патриотическое .

6. Эколого-природоведческое (кинологическая станция, кружок «Юный биолог», экология и т.п.).

7. Досуговое направление (игротека, празднично-тематиче-ские мероприятия и т.п.).

8. Социально-педагогическое (организация детских коллективов, индивидуальная работа с подростками, имеющими трудности со школой и семьей, с трудоустройством, комплексные летние лагеря и т.п.).

Эти виды деятельности реализуются в детских многопрофильных досуговых и семейных клубах, клубах общения .

Современным представлением типологии клубности по месту жительства выступают клубы встреч, клубы по интересам, клубы сообщества. Так, например, на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии города Тамбова действуют в настоящее время 28 подростковых клубов, где организуется интересный социально-полезный досуг детей. При Центре с 1998 года работает интеллектуальный игровой клуб для старшеклассников, ставящий следующие задачи: развитие эрудиции у детей, углубление познаний в различных областях знаний, развитие творческого потенциала ребенка в процессе игры, развитие коммуникативных способностей у детей, повышение статуса эрудированного человека. Команды клуба формируются на базе общеобразовательных учреждений, где они проходят несколько этапов, а результатом является формирование Лиг. Развитие в клубе получила новая форма сотрудничества детей и родителей – проведение совместных заседаний клуба интеллектуальных игр, вечеров отдыха, праздников и походов. При подростковых клубах действуют кружки, секции различной направленности, руководят ими грамотные специалисты. Есть и клубы по интересам, где руководители-энтузиасты сплачивают вокруг себя подростков и молодежь, вовлекают в деятельность клубов родителей, местное население.

Таким образом, при всем многообразии направлений самодеятельности важно отметить вовлечение интересующих нас в той или иной мере различных групп населения в формы культурно-досуговой деятельности, в соответствии с опытом и подготовкой. Именно в процессе деятельности формируется личность, происходят межличностные общения и все это подвергается воздействию с помощью искусства, самодеятельного поиска истины, побуждения к общественно-полезным видам деятельности.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды любительских объединений и клубов и клубов по интересам.

2. Дайте краткую характеристику каждому виду любительских объединений.

3. Охарактеризуйте социально-художественный (творческий) портрет художника, поэта на конкретном примере.

4. Назовите современные приоритеты практической клубной работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства.

1. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

2. Долженкова М.И. Традиционная тамбовская народная художественная культура. Тамбов, 2000.

3. Искусство и творчество людей с особенностями в умственном развитии. Мн.: Белорусский Экзархат Белорусской православной церкви, 1999.

4. Кругликов Г.И., Симоненко А.Ф., Цырлин М.Д. Основы профессионального творчества. Курск, 1995.

5. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. М., 1988.

6. Каргин А.С. Воспитательная работа в коллективе художественной самодеятельности. М., 1984.

7. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. С. 175-194.

8. Клубоведение. М.: Просвещение, 1980. С. 283-302.

9. Лучанкин А.И., Сияцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком. Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. 396 с.

10. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975.

11. Организация и методика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. Л., 1981.

12. Творчество и педагогика. Т. 1, 2. М., 1998.

13. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 мес. М., 1995.

Будучи добровольным любительским досуговым объедине­нием, основанным на зрительском интересе к киноискусству, киноклуб представляет собой эффективную форму организации социально-культурной деятельности, реализующей в рамках своих базовых целей и задач широкий спектр культурно-досуговых, социально-психологических и социально-педагоги-


ческих функций. Отметим, в частности, такие важные задачи со­циокультурной работы, как сохранение и приращение культур­ного пространства жизни общества путем организации просвети­тельной, образовательно-воспитательной работы, стимулирова­ния и поддержки культуротворческих инициатив населения; удовлетворение и возвышение социальных и духовных потреб­ностей людей; защита права личности на доступ к культурным ценностям, их освоение и реализацию своей культурной само­бытности; создание условий для полноценного, развивающего, творческого досуга.

Специфика киноклуба полностью отвечает таким общим принципам социокультурной деятельности, как добровольность (свобода выбора, соответствующая индивидуальным потребно­стям и запросам человека); самодеятельность, понимаемая не как любительское художественное творчество, а как активность, инициатива, личная заинтересованность в успешности общего дела и его практическое самообеспечение; совместная деятель­ность, основанная на общности интересов ее участников; не­коммерческий (бесприбыльный) характер досуговой деятельно­сти и, наконец, относительная самоцельность последней.

Киноклуб относится к разряду клубов по интересам, являет­ся разновидностью этого типа досуговых объединений, полу­чивших достаточно широкое распространение в последние не­сколько десятилетий.



Что же все-таки такое киноклуб и каковы его специфика и возможности как формы социокультурной работы? Чтобы отве­тить на этот вопрос, нужно хотя бы пунктирно проследить гене­зис киноклубных объединений, осмыслить их современный ста­тус и оценить перспективы.

Как уже было ранее сказано, киноклуб - это инициативное объединение зрителей с целью удовлетворения своих, прежде всего эстетических потребностей, самодеятельная общест­венная организация любителей киноискусства, или, как сего­дня говорят, арт-кино. Это особенно принципиально, потому что потребителям массовой культуры нет никакой необходимости объединяться, их запросы удовлетворяются с избытком. Именно на них в первую очередь и работает практически вся современная


кинотелевидеоиндустрия. И только приверженцам истинного киноискусства, его энтузиастам и знатокам приходится взять за­боту о себе в собственные руки. Впрочем, у данного обстоятель­ства есть и позитивная сторона: сходство интересов помогло им встретиться, узнать друг в друге единомышленников и сообща реализовать потребность не только в кинематографе высокого класса, но и в столь необходимом общении по поводу предмета своего увлечения.

Киноклубы как форма социально-культурной деятельности -явление международное, они существуют во многих странах ми­ра и имеют тенденцию к дальнейшему распространению. Про­слеживая динамику киноклубного движения, убеждаешься, что среди любительских объединений по интересам киноклубы вы­деляются своей жизнестойкостью, способностью гибко адапти­роваться к новым условиям, не изменяя при этом своей сути.

Киноклубы как самодеятельные зрительские объединения стали возникать еще в двадцатые годы, первым из которых при­нято считать созданный во Франции в 1920 году клуб «Друзья седьмого искусства». В 1925 году был открыт Лондонский кино­клуб, а уже в 1932 - учреждена Британская Федерация киноклу­бов. В двадцатые годы киноклубные объединения появились в других европейских странах, а также в США. Особенно попу­лярны киноклубы были в послевоенной Франции, где из них вышло немало выдающихся деятелей киноискусства (Франсуа Трюффо, Андре Базен и другие). В 1947 году создается Между­народная Федерация киноклубов, объединившая несколько де­сятков национальных киносообществ. В 1989 году в нее была принята Федерация киноклубов СССР, чему предшествовал дол­гий и трудный процесс становления и развития киноклубного движения, берущий начало в ячейках и кружках Общества Дру­зей Советской Кинематографии (ОДСК), которое просущество­вало с 1925 по 1934 годы. Целью ОДСК было кинопросвещение массового зрителя, пропаганда советского кино и усиление его воспитательного воздействия. Но уже в тридцатые годы, когда возобладало мнение об автоматическом успехе хорошего совет­ского фильма, оно оказалось ненужным.


Своим вторым рождением киноклубное движение обязано хрущевской «оттепели». Тогда, во второй половине пятидесятых, отечественный кинематограф сделал мощный рывок вперед, появились яркие, проблемные, необыкновенно искренние филь­мы, отличавшиеся к тому же непривычным, новаторским кино­языком. Они провоцировали полемику, споры, столкновение мнений. И зрители отреагировали на это созданием любитель­ских объединений дискуссионного характера.

Киноклубы стали очагами культуры в социуме. Многие из них вели, помимо внутриклубной, и внеклубную культурно-просветительную работу, направленную на приобщение населе­ния к ценностям киноискусства. В то же время они противостоя­ли, с одной стороны, насаждаемой официозом идеологически безупречной серости и конъюнктуре, а с другой - столь любез­ной сердцу прокатчиков бездумной «развлекаловке», коммерче­ским поделкам, дававшим львиную долю плана.

В правовом отношении киноклубы были абсолютно неза-щищены и зависели от интеллектуального уровня и настроения любого чиновника, который мог запросто запретить киноклуб как «идейно вредный», чему, увы, в те времена примеров было немало. Такого рода эксцессы усиливали стремление киноклубов обрести статус Всесоюзной общественной организации и объе­динить свои силы, чтобы успешнее противостоять давлению и невежеству и активнее влиять на культурную жизнь страны.

Эту заветную цель киноклубное движение смогло реализо­вать лишь на волне общественного подъема «перестроечных» восьмидесятых. В 1988 году было создано Общество друзей кино СССР, а в его составе - Федерация киноклубов СССР.

Создание Федерации стало триумфом киноклубного движе­ния, получившего, наконец, долгожданный статус, который от­крывал перед ним, казалось, небывалые возможности и перспек­тивы: создать альтернативный кинопрокат, стать влиятельным участником современного кинопроцесса в качестве авангарда кинозрителей, войти в мировое сообщество киноклубов и так далее. Это был романтический, по-своему прекрасный, но, к со­жалению, недолгий период в истории киноклубного движения. Хроника последующих событий драматична. Распад СССР и со-


ответственно Общества друзей кино и Федерации киноклубов СССР. Развал государственной системы проката и появление множества прокатных фирм, заполонивших экраны американ­ской киномакулатурой. Практически полное вытеснение отече­ственного кино из репертуаров кинотеатров. Экономические ка­таклизмы, вызвавшие подорожание в числе прочего кинокопий, транспортировки фильмов, кинобилетов. Наивная попытка кино­клубов развернуть коммерческую деятельность в надежде «зара­ботать на хорошее кино». Окончательный крах идеи специали­зированного киноклубного проката. Невозможность влиять на ситуацию, на кинопроцесс. И в результате - кризис киноклубно­го движения. Значительное сокращение числа клубов. Утрата ими ощущения своей востребованности и перспективы.

Забегая вперед, заметим, что киноклубное движение все же выжило и, преодолев период растерянности, стало приспосабли­ваться к новым условиям. В самое последнее время в разных ре­гионах страны появилось несколько новых клубов. Однако многое пришлось переосмыслить, переоценить, уточнить. В частности, роль и функции киноклубов в современной социокультурной ситуации. Подчеркнем такую существенную ее особенность, как самоизживание публичной формы кинопросмотров (это особенно заметно в провинции) и вытеснение кино в сферу домашнего по­требления (ТВ, видео), что происходит на фоне общего спада ин­тереса к кино, снижения его социального престижа.

В новых условиях не только число клубов значительно со­кратилось, но и количество членов каждого из них резко умень­шилось. Если в семидесятые-восьмидесятые годы киноклуб, как правило, насчитывал несколько сотен участников, то в середине девяностых этот показатель снизился до нескольких десятков. Однако не стоит спешить с негативной оценкой данного факта. Ведь и в гигантских киноклубах прошлых лет собственно клу­бом было лишь его ядро (сорок-пятьдесят человек) - те, кто ор­ганизовывал работу клуба и принимал в ней активное, деятель­ное участие. Для большинства же членов киноклуба он был ско­рее разновидностью лектория по абонементу. Сегодняшние не­большие киноклубы даже в большей мере отвечают сути кино­клубного объединения как сообщества единомышленников, хо-


рошо знающих друг друга и регулярно общающихся на почве общих интересов и связанной с ними совместной деятельности.

Кто же составляет основу киноклубной аудитории в наши дни? Прежде всего это та, все более сужающаяся прослойка лю­дей, которые и в современных условиях стараются сохранить достоинство, приверженность высокому искусству, культурным традициям. Без регулярного общения с искусством, без постоян­ной духовной подпитки они не мыслят полноценной жизни. Для одних это литература, для других - музыка, для третьих, помимо названных, а также не названных, - искусство кино.

Те, кто постарше, открыли его для себя в далекие шестиде­сятые, когда наряду с такими отечественными шедеврами, как «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство», «Те­ни забытых предков», они увидели «Дорогу» и «Ночи Кабирии», «Земляничную поляну» и «Пепел и алмаз». Позже таким филь­мом-открытием кинематографа как искусства, «входным биле­том» в него стал для кого-то «Сталкер», а для кого-то «Полет над гнездом кукушки».

За прошедшие годы киноклуб сформировал и закрепил у этих людей потребность в киноискусстве такого класса, привыч­ку следить за тем, что происходит в сфере кино, интерес к его истории, классическому наследию. А главное - потребность в той эмоциональной встряске, в том душевном очищении и эсте­тическом наслаждении, которое дает общение с подлинным ис­кусством. Для них киноклуб - это средство социальной защиты их художественных интересов, их права на доступ к ценностям кинематографической культуры.

Так уж получилось, что если зарубежные киноклубы чаще носят молодежный характер, то в наших большинство составля­ют люди зрелого и пожилого возраста. Поэтому одной из важ­нейших социокультурных задач является привлечение в уже су­ществующие киноклубы молодежи, приобщение к киноискусст­ву нового поколения зрителей, без чего невозможно сохранение культурной преемственности. Другой путь - создание молодеж­ных киноклубов в школьной и студенческой среде.

Но киноклуб - не просто кинотеатр, где можно посмотреть неординарный или «дефицитный» фильм. Это, прежде всего, со-


общество близких по духу людей, которые создали свой не­большой социум, со своими особыми отношениями, атмосферой, критериями оценок, пространством общения. Очень точно опре­делил в свое время социальное значение киноклубов итальян­ский кинорежиссер Карло Лидзани; «Телевидение разъединяет людей, а киноклубы объединяют». Чувство же принадлежности к культурному сообществу, где всех объединяют общие интересы, радости, открытия и переживания, в условиях социальной неста­бильности и растущей разобщенности людей многого стоит.

Клубы по интересам, и в частности киноклубы, являются од­ной из форм реализации этих прав и потребностей. Вот почему нельзя согласиться с установившимся в восьмидесятые годы мнением, что клуб по интересам - это низший тип киноклуба, и только пропагандистский, ориентирующийся на массовую рабо­ту киноклуб является подлинным. Скромная, не имеющая гром­кого общественного резонанса деятельность киноклуба, объеди­нившая на основе общего увлечения небольшую группу цените­лей хорошего кино и помогающая им интересно и творчески проводить свой досуг, получая радость от общения с искусством и друг с другом, является по-своему не менее важной и социаль­но значимой, чем массовые культурные акции. Именно в этом заключается ценность и перспективность киноклубных объеди­нений как формы организации социокультурной работы.

Контрольные вопросы

1. Что такое киноклуб?

2. В чем специфика киноклуба?

3. Дайте характеристику аудиторных киноклубов.

1. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объ­единений / Сост. В.Е. Триодин. М.: Профюдат, 1987.

2. ГнатюкН.П. Под парусом любительского клуба. М: Знание, 1989.

3. Левшина И.С. Что такое киноклуб / Кино и зритель. Информация № 6. М.: Союзинформкино, 1987.

4. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические про­блемы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.

5. Смирнова Е. И.


3.9. Технология самодеятельного художественного творчества

Технология художественного самодеятельного творче­ства представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художествен-но-творче-ской, художественно-педагогической, художест-венно-коммуни-кативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование лично­сти и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любителей искусства.

Организация самодеятельного художественного творчества. Энциклопедический словарь трактует организацию (от лат. organise - сообщая стройный вид, устраиваю) в трех значениях:

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимо­действие более или менее дифференцированных автономных частей целого, обусловленные его строением;

2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образо­ванию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и про­цедур.

Таким образом, понятием «организация» могут обозначать­ся: различные общности людей (бригада, школьный класс, какая-либо партия, добровольное общество, коллектив художествен­ной самодеятельности и т.п.), организаторская деятельность и характеристика степени организованности деятельности отдель­ной личности и общности.

Под любительскими художественными организациями мы будем понимать любые формы объединения любителей искусства для реализации в условиях их досуга общей художе­ственной цели на основе принятой ими программы распреде­ления функций (ролей) при наличии руководства.

Ключевой характеристикой организации является общая для всех участников цель. Любая цель представляет собой мысленно предвосхищаемый, как бы моделируемый результат деятельно-


сти. Она неразрывно связана с объективными потребностями, благодаря чему выступает как «идеальный, внутренне побуж­дающий мотив...» действий человека и «как закон определяет их способ и характер».

В самодеятельной (любительской) художественной организа­ции существует два вида целей: индивидуальные и коллективные. Создание организации имеет смысл лишь тогда, когда реализация индивидуальных целей участников или когда частные цели ока­зываются достижимыми только через выдвижение и осуществле­ние общей цели. Реальные цели всякой организации представляют собой результат сложного взаимодействия общественных целей с индивидуальными и групповыми. Цели, задаваемые самодеятель­ной художественной организации извне (от руководства культур-но-досугового учреждения, от органов управления культурой и т.д.) представляют собой цели - задания. В качестве таких целей могут выдвигаться: подготовка к определенному сроку концерт­ной программы, выступление на определенной администрацией площадке, участие коллектива в художественно-массовом и бла­готворительном мероприятии и другие.

Если цели любительской художественной организации воз­никают как бы изнутри группы, на основе интеграции интересов и потребностей участников, то это цели-ориентиры. Все цели делятся на художественные (непосредственно связанные с ис­кусством, с художественной деятельностью) и на внехудожест-венные (не связанные с искусством, но достижимые в условиях самодеятельной художественной организации).

Художественные цели могут быть нескольких видов:

художественно-образовательные, связанные с приобре­тением знаний об искусстве, умений и навыков в художествен­ной деятельности;

художественно-творческие, предполагающие создание или исполнение произведений искусства;

художественно-коммуникативные, содержание которых является обмен информацией об искусстве, мнениями, суждениями, оценками тех или иных художественных произведений, а также продвижение продуктов художественно-творческой деятельности (произведений искусства) от авторов и исполнителей к зрителям;


художественно-воспитательные - наиболее общие це­ли, реализуемые обычно через какие-либо из названных выше видов или их сочетание. Они предполагают формирование и раз­витие художественных потребностей, интересов, вкусов, моти­вов художественной деятельности, определяющих избиратель­ное поведение личности в среде художественной жизни общест­ва и степени активности ее включения в эту жизнь.

Как мы уже отмечали в предыдущих параграфах, в зависимо­сти от ведущей цели все любительские художественные организа­ции можно разделить на учебные (кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, театральные и хоровые студии, шко­лы бальных танцев и т.п.), художественно-творческие, включая авторские (коллективы изобразительного, декоративно-приклад­ного, киноискусства, авторской песни, объединения самодеятель­ных поэтов, товарищества художников-любителей и т.п.) и ис­полнительские (самодеятельные хоры, ансамбли, хореографиче­ские группы, народные филармонии, театры, цирки и т.п.); худо­жественно-коммуникативные (дискуссионные клубы любите­лей искусства, клубы творческих встреч, зрительские киноклубы, клубы коллекционеров грампластинок, дискоклубы, клубы люби­телей и собирателей фольклора и т.д.) и комплексные, в которых трудно выделить доминирующую цель (театры-студии, комплекс­ные центры эстетического воспитания и т.п.).

В своем развитии каждый самодеятельный творческий кол­лектив проходит несколько этапов.

Формированию творческого коллектива предшествует этап изучения социально-культурных условий его создания в конкретном регионе и на базе конкретного социально-культур­ного института. Следующим этапом в развитии коллектива явля­ется выявление его потенциальных участников. Этот этап харак­теризуется сложным процессом проведения социологических ис­следований, организации приемных испытаний, комплектования


коллектива и штата организаторов художественного творчества, формирования первоначальной организационной структуры.

Следующим этапом в развитии художественного коллектива является период поиска и определения целей и ориентиров дея­тельности и соответственно основных направлений работы, жанровой, репертуарной политики. В этот период под воздействием различных социально-психологических факторов складываются внутренняя формальная и неформальная структура организации, происходит взаимодействие общественных и личностных художе­ственных и внехудожественных установок. Дальнейшее соотноше­ние организационных и самоорганизационных процессов внутри и вне коллектива приводит к этапу окончательного организационного оформления коллектива художественной самодеятельности.

Правовую и нормативную основу деятельности художест­венных самодеятельных организаций составляет система законо­дательных актов, нормативных документов, федеральных и ре­гиональных программ развития художественного творчества. К законодательным актам, регулирующим развитие художествен­ного самодеятельного творчества, можно отнести Основы зако­нодательства Российской Федерации о культуре, Закон об обще­ственных объединениях. Закон об образовании, некоторые раз­делы Гражданского кодекса Российской Федерации.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 году, отражают гарантии государст­ва относительно прав человека в области культурной деятельно­сти: создания художественных произведений, художественного образования, организационной и хозяйственной деятельности и прав интеллектуальной собственности.

«Закон об общественных объединениях», принятый в 1995 го­ду дает четкую характеристику общественного объединения, цели, принципы и условия его создания, особенности финансирования и функционирования. Закон устанавливает правовые нормы, свя­занные с регистрацией объединений граждан и формированием внутренней организационной структуры.

«Закон об образовании» регламентирует деятельность структур дополнительного образования, в рамках которых могут функционировать кружки и студии художественного творчества.


Наконец, раздел о правах интеллектуальной собственности Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует отношения по поводу авторских прав в сфере художественного творчества.

Деятельность самодеятельных художественных организаций регламентируется также рядом специальных Положений. Т.И. Бакланова предполагает следующую их классификацию. К первой группе относятся положения, непосредственно ка­сающиеся самодеятельного творчества и определяющие по­рядок работы творческих коллективов вне зависимости от их вида или жанра. К ним относятся:

Примерное положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества;

Положение о народных самодеятельных коллективах;

Положение о любительском объединении, клубе по инте­ресам;

Положение об организации культурно-просветительными учреждениями выставок-продаж произведений художников-любителей и народных мастеров;

Положение об организации Всероссийского фестиваля народного творчества.

К этой группе также можно отнести ряд примерных положений, разработанных конкретными авторами и не по­лучивших официального утверждения. Тем не менее, они мо­гут быть использованы в качестве методического пособия при разработке соответствующих документов. К ним можно отнести:

Примерное положение о художественном самодеятель­ном коллективе-спутнике и

Примерное положение об уставе самодеятельной органи­зации народного творчества.

Ко второй группе положений можно отнести докумен­ты, раскрывающие особенности функционирования отдель­ных видов самодеятельных организаций - кружков и студий, работающих на основе самоокупаемости, самодеятельных вокально-инструментальных ансамблях, дискотеках.


К третьей группе нормативных документов можно от­нести положения о различных типах культурно-досуговых учреждений (клубах, центрах досуга, молодежных кафе, до­мах ремесел и т.д.) и их хозяйственной деятельности.

Все эти положения были утверждены в 80-х годах XX века и к настоящему времени подверглись моральному старению, а по­тому нуждаются в некоторых корректировках.

В «Примерном положении о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества» отмечается, что они могут создаваться при учреждениях культуры, промышленных предприятиях и образовательных учреждениях и финансируются как за счет средств профессиональных организаций, так и за счет специальных средств, выделяемых на эти цели предприятиями и организациями. Положение регламентирует регулярность и про­должительность проведения занятий и репетиций творческих кол­лективов. Кроме того, в Положении рассматриваются нормативы концертно-зрелищной и выставочной деятельности творческих коллективов. В частности, театральные коллективы выпускают в год один многоактный или два одноактных спектакля; музыкаль­ные, хореографические и цирковые коллективы готовят концерт­ную программу из одного отделения, ежегодно обновляя не менее третьей части текущего репертуара; коллективы фотолюбителей, любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства готовят в год одну выставку работ, а кружок кинолюбителей созда­ет один короткометражный фильм. В целом выступления люби­тельских коллективов должны проходить не реже одного-двух раз в месяц. В Положении также определяются функциональные обязан­ности руководителя коллектива и даются рекомендации по органи­зационной структуре художественного объединения.

В «Положении о народных самодеятельных коллективах» определяются условия и порядок присвоения звания народного самодеятельного коллектива, содержание работы таких коллек­тивов, порядок подтверждения ими звания «народный», особен­ности руководства и поощрения народных самодеятельных кол­лективов, их штаты и финансирование.

Положение о любительском объединении, клубе по инте­ресам (1986 г.) распространяется на все виды самодеятельного


творчества и применительно к художественному творчеству мо­жет регламентировать деятельность клубов любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, песни, танца, фотоис­кусства, декоративно-прикладного творчества и т.д. Такие объе­динения любителей не ставят в качестве главной цели совмест­ной деятельности исполнение или создание художественных произведений, а ориентируются на познание, пропаганду худо­жественных ценностей и выработку в процессе общения своего отношения к тому или иному виду искусства. Положение, таким образом, регламентирует финансовые вопросы функционирова­ния объединений; проблемы их создания, регистрации, реорга­низации и ликвидации. В положении отражены вопросы органи­зационной структуры любительских объединений и полномочия выборных органов; разработки программы и плана их деятельно­сти; принципы финансово-хозяйственной деятельности.

Еще одним видом документов нормативного характера являются инструктивные письма и инструкции вышестоя­щих органов. К ним можно отнести должностные инструкции художественного руководителя Дома культуры; руководителя кружка (коллектива) самодеятельного творчества; методиста по художественной самодеятельности Дома культуры, а также раз­нообразные инструктивные письма, регламентирующие кон­кретные виды деятельности творческого коллектива, например, инструктивное письмо Министерства культуры «Об органи­зации платных концертов и спектаклей художественных самодеятельных коллективов и исполнителей» (1988 г.).

Отказ от нормативных подходов к финансированию учреж­дений культуры предопределил разработку социально-культур­ных программ и проектов, которые также регламентируют рабо­ту любительских творческих коллективов. По масштабу меро­приятий различают международные, федеральные, региональные и локальные проекты и программы. Начиная, с 1991 года Мини­стерством культуры Российской Федерации разработаны и осу­ществляются, такие программы как:

«Наследие»;

«Жилье и социальное обустройство»;

«Межнациональное культурное сотрудничество»;


«Народное творчество, промыслы и ремесла»;

«Юные дарования» («Новые имена»);

«Духовное возрождение России средствами музыкально­го и театрального искусства»;

«Информатизация и техническое переоснащение отрасли культуры»;

«Наука и культурная политика»;

«Фонд инновационных идей и культурных инициатив» и ряд других.

Приоритетными направлениями разработки и реализации этих программ являются сохранение и использование историко-культурного наследия, поддержка классических видов художест­венной культуры, возрождение национальных культур народов и этнических групп России, поддержка образования в области культуры и искусства.

Согласно концепции Т.И. Баклановой основными принци­пами педагогического руководства художественным коллекти­вом любителей в современных условиях становятся:

Принцип идейно-художественного плюрализма (много­образие идейного содержания, свобода выражения и столкнове­ние различных идей);

Принцип взаимосвязи элитарного и массового самодея­тельного искусства;

Принцип преемственности отечественных художествен­но-исторических традиций;

Принцип связи с общечеловеческими художественными ценностями через сохранение и развитие национальных особен­ностей искусства;

Принцип художественности и художественной самобытности.
В современном развитии художественного самодеятельного

творчества можно выделить ряд новых тенденций. К ним относятся:

Расширение идейно-художественного многообразия са­модеятельного искусства и дифференциация его идейного худо­жественного содержания;

Гуманизация художественного творчества любителей, обращение к личностным проблема современного человека;


Расширение палитры художественных методов и стилей творчества;

Модернизация самодеятельного искусства (обращение к формалистическим, постмодернистическим, гиперреалистиче­ским художественным принципам);

Фольклоризация самодеятельного искусства;

Расширение импровизационных начал;

Обращение к традициям религиозного искусства;

Тяготение к синтезу видов, форм и жанров художествен­ного творчества.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы развития самодеятельного коллектива?

2. Что составляет правовую и нормативную основу деятельности само­деятельных организаций?

3. Какие положения, на Ваш взгляд, регламентируют деятельность само­деятельных организаций?

1. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое руководство са­модеятельным художественным творчеством М,1992

2. Бакланова Т. И. Народная художественная культура. Программа курса. М, 1995.

3. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М., 1992.

4. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

5. ГипъбухЮ.З. Внимание: одаренные дети. М: Знание, 1991, №9.

6. Громов Е.С. Природа художественного творчества М., 1986.

7. Исследование проблем психологии творчества. М, 1983.

8. Смирнова Е. И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1977.

9. Смирнова ЕМ. Теория и методика организации самодеятельного твор­чества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М., 1983.

10. Калошин И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М., 1983.



4.Любительские объединения и клубы по интересам: сущность, признаки и виды

В организации как технологическом процессе наиболее ярко проявляются характерные особенности и принципы социально-культурной деятельности. Среди них В.З. Дуликов выделяет:

Ситуационный принцип, который проявляется в степени, характере и пределах организационного воздействия в зависимости ситуации, собст­венно организации и самоорганизации;


  • принцип партнерских отношений, проявляющийся в признании рав­ноправия участников социально-культурного процесса, основанных на субъектно-субьектных связях;

  • принцип постоянного действия организационного фактора, который выражается в степени участия организатора в социально-культурном процессе (активная фаза, фаза равноправного участника или фаза наблюдателя).

2.Сущность управления в социально-культурной сфере

Организация социально-культурной деятельности неотделима от управления ею, но они имеют в своей основе как общие , так и особенные черты. Среди общего, объединяющего организацию и управление, можно отметить общие цели достижения позитивного результата, а различает их то, что управление в большей степени основано на взаимодействии и взаимоотношениях между специалистами, тог да как организация основана как на взаимодействии между специалистами-организаторами, так и рядо­выми участниками мероприятий. Как подчеркивает В.З. Дуликов, органи­зация представляем собой взгляд на проблему изнутри, тогда как управле­ние - это, как правило, взгляд сверху. Управление деятельностью пред­полагает определенных стратегических путей реализации общего плана, кадрового, материального и финансового ресурса, тогда как процесс ор­ганизации направлен на непосредственное осуществление поставленной цели.

Понятие «управление» наиболее универсальное и применяется в тех случаях, когда решаются задачи воздействия на систему или личность с целью перевода их в новое качество па основе присущих этой системе объективных законов. Управление в социально-культурной сфере базируется на общих законах теории и практики менеджмента и строится на строго на­учных основах. Среди них краеугольными являются: систематичность, планомерность, целенаправленность взаимодействия субъектов различных уровней (от Министерства культуры до домов культуры, клубов и библио­тек) в целях обеспечения социально-культурного воздействия на население, группу жителей микрорайона или каждого конкретного посетителя меро­приятия.

Управление можно рассматривать в статике - как систему организаций , представляющих собой управляющие органы. Эта система управления выполняет функции регулирования, координации и контроля за деятель­ностью социально-культурных учреждений на различных уровнях - феде­ральном, региональном или местном.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию государственных и негосударственных учреждений куль­туры, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды и развитие региональных учреждений культуры, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры этих учреждений, устанавли­вают порядок аттестации работников социально-культурной сферы и тре­бований к их квалификации.

Важной функцией органов государственного управления является осу­ществление контроля за деятельностью подведомственных учреждений, исполнением государственного законодательства в области культуры, а также бюджетной и финансовой дисциплиной.

Органы управления имеют как внешнюю, так и внутреннюю структуру. К примеру, управление государственным учреждением культуры - ломом культуры регионального или местного подчинения руководит директор, который нанимается, может быть назначен или избран на эту должность в соответствии с уставом учреждения. Общее руководство учреждения может осуществляться и представительным органом - советом учрежде­ния культуры, который формируется в соответствии с уставом данного учреждения.

Если рассматривать управление в динамике, то оно представляет собой процесс функционирования органов и работников учреждения.


3.Управление в технологиях социально-культурной деятельности

Организационная структура клуба по интересам

Клуб – это добровольное объединение людей на основе единства интересов к определенным проблемам: общественным, техническим, литературным, музыкальным и т.д. Клуб – это место общения, обмена мнениями, что способствует совершенствованию и развитию разносторонних знаний в различных сферах деятельности, становлению личности. В основе различных клубов лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, призвание, заложенный в нем творческий потенциал.

Специфика работы библиотечного клуба – прямой выход на книгу на чтение. По тематике клубы могут быть самыми разнообразными. Практика показывает, что в последние годы интерес у читателей вызывают следующие творческие объединения:

-естественнонаучные (экологические, краеведческие, любителей астрономии, путешествий, цветоводов, собаководов и т.д.)

-технические (автолюбители, изобретатели и т.д.);

-художественной и эстетической направленности (любители литературы, поэзии, музыки, кино);

-социально-возрастные (клубы ветеранов, подростковые, молодежные, женские, семейные и т.д.);

-национальные (татарские, украинские, чувашские и т.д.)

Одна из причин успешности и популярности клуба – правильный выбор его тематической направленности. Для этого надо сначала определиться, для какой категории читателей вы хотите создать клуб, затем с помощью наблюдений, индивидуальных бесед выяснить интересы этой группы читателей и в соответствии с выявленными интересами определяется профиль клуба. Только после этого можно приступить к организационным мероприятиям.

Организационная структура клубапо интересам состоит из нескольких компонентов: руководитель, совет (актив) клуба, члены клуба, объект воздействия (участники клубных мероприятий).

Руководитель – он же организатор, а нередко и специалист. Его задача

не только пополнять собственные знания, но и содействовать познавательной

активности членов клуба.

Совет (актив) – основной орган клубного самоуправления. Он принимает решения и организует их исполнение. Каждый член совета ведет определенный участок деятельности клуба или выполняет конкретные задания по организации и проведению мероприятий.

Члены клуба – его основное, наиболее активное ядро (15-20 человек). Именно оно участвует в разработке и осуществлении мероприятий, устанавливает контакты с различными организациями.

Объект воздействия : зрители, слушатели – участники мероприятий. Их запросы лежат в основе всей деятельности клуба.

Этапы создания клубов по интересам

Первый этап - принятие решения о создании клуба. Инициатива может исходить как от читателей, так и от библиотекарей. Читательская инициатива, конечно, весьма положительна и желательна, однако, как показывает практика, чаще всего инициатором создания клубов по интересам являются работники библиотек. При этом прослеживается интересное явление. Библиотекари организуют клуб, исходя из своих интересов. Если библиотекарь любит стихи, он создает клуб любителей поэзии, если увлекается музыкой - клуб поклонников музыки, хорошая хозяйка организует клуб «Хозяюшка» и т. д. Это одна из положительных сторон профессии библиотекаря, поскольку кроме профессиональных интересов на рабочем месте можно реализовать свои увлечения, хобби. Недаром говорят, что для получения хорошего результата к делу надо приложить душу. В том, что библиотекарь с душой отдается своему делу, - важный залог успешной работы. Его неравнодушие, личная заинтересованность, несомненно, передадутся читателям, он будет заражать их своим энтузиазмом. Творческий библиотекарь сумеет организовать деятельность клуба так, чтобы он стал интересным, желанным местом проведения свободного времени для читателей.

Второй этап - организация творческих контактов, установление связей с учреждениями, которые могут быть полезны в деятельности клуба.

Третий этап - выявление и привлечение читателей к деятельности клуба. Необходимо собрать как можно больше пожеланий читателей, изучить их интересы, чтобы в наибольшей мере соответствовать их ожиданиям.

Четвертый этап - разработка символики и атрибутики. С современных позиций ее можно и нужно рассматривать как часть рекламы. Можно разработать эмблему клуба, его девиз, значок, даже гимн. Зачастую здесь присутствуют элементы юмора, при оформлении используются знакомые символы. Многие библиотеки объявляют конкурсы с призами за лучший проект. Психологи считают, что наличие символики, атрибутики позволяет чувствовать себя членом какого-то сообщества, способствует сплочению группы.

Пятый этап - выбор органов самоуправления - председателя, членов совета, актива.

Шестой этап - планирование работы клуба. Планирование является реализацией маркетингового подхода, заключающегося в продвижении услуг на рынок, то есть к читателям, пользователям. Как известно, планы бывают долгосрочные (годовые, перспективные) и оперативные (месячные, квартальные).

Седьмой этап - разработка основных форм заседаний клубов. Вся видимая часть деятельности клубов - его заседания. Как показала практика, наиболее плодотворна деятельность тех клубов, заседания которых разнообразны, не похожи друг на друга. Они могут проходить в форме различных массовых мероприятий, традиционных и новых, активных и т. д. Это литературные вечера, литературно-музыкальные вечера, которые в современных условиях часто проводятся по образцу салонов, гостиных. Дискуссия, диспут также могут заинтересовать читателей. Можно организовать вечер вопросов и ответов, конкурсы, соревнования и т. д. Достаточно распространенной формой становятся встречи с интересными людьми. Приглашенные на заседание клуба становятся желанными гостями, что обеспечивает плодотворное общение.

Восьмой этап - пропаганда литературы, стимулирование читательской и познавательной деятельности. Это обязательное условие функционирования библиотечных клубов по интересам - то, что определяет его специфику.

Клуб по интересам должен иметь свою документацию:

Устав (положение). Основополагающие документы клуба. Устав может начинаться с эпиграфа, который может быть лозунгом и девизом. Положение утверждается руководителем организации, учреждения, на базе которых он создан. В этих документах прописаны все основные стороны организации и деятельности клуба: наименование, кем организован, где и для кого; цели и задачи; права и обязанности членов; построение клуба и органы самоуправления; структура клуба.

План работы. Важным документом клуба является план работы, где указывают наименования мероприятий, срок исполнения, ответственное лицо,

Дневник мероприятий клуба – документ учета всего, что проводится клубом: заседания, встречи, экскурсии, выставки и т.д. Примерная схема ведения дневника:

Фотоматериалы проведенных встреч – заседаний.

Сценарии проведенных встреч.

Статьи из газет о проведенных встречах.

Паспорт клуба по интересам (примерная схема)

Название клуба: ______________________________________________________

Адрес:________________________________________________

Номер телефона базового учреждения ____________________

На базе, какого учреждения создан________________________

Год создания __________________________________________

Где проводятся заседания________________________________

Характер объединения__________________________________

Цели объединения______________________________________

Традиции:_____________________________________________

Регулярность занятий, дни встреч, (не менее одного раза месяц):________________________________________________

Количество участников:_________________________________

СОВЕТЫ:

Прежде всего, грамотно планируйте работу клубов и кружков, учитывайте интересы и пожелания их членов;

Намечая направления клубной работы, составляйте перспективный план на 3 – 5 лет, но вначале спланируйте работу на 1 год;

Годовой план работы клуба представляет собой тематический план занятий, их названия, содержание, форма проведения и домашнее задание;

Деятельность клуба обязательно отражается в годовом плане и годовом текстовом отчете библиотеки;

Библиотекарь обязательно ведет дневник занятий, в котором записывает план каждого занятия, литературу для подготовки и проведения, анализирует проведенное мероприятие;

Все документацию лучше хранить в отдельной папке;

Атрибутика, традиции клуба могут быть представлены необычно, а фоторепортажи о проводимых занятиях – весело, с шутливыми комментариями;

Можно выпускать клубную газету, оформлять специальные выпуски стенгазет к знаменательным и памятным датам, стенды – фотоотчеты об интересных событиях и мероприятиях клуба;

Кроме того, альбомы, стенгазеты, стенды являются хорошей рекламой клуба и привлекают в него новых членов.

При планировании работы в клубе четко придерживаются его тематической направленности, что также является одной из характерных особенностей клубов по интересам.

Желаем Вам успеха в создании любительского клубного объединения!



Поделиться