Чем определяется социальное значение профессиональной этики врача. Вопросы медицинской этики и деонтологии

Врач - одна из самых древних профессий, это очень важная и, порой, героическая профессия. Врачи несут ответственность не только за жизнь и физическое здоровье своего пациента, но и за его моральное здоровье. Для того чтобы качественно исполнять свои обязанности, только медицинских знаний недостаточно, поэтому врачам необходимо знать определенные правила и нормы общения с пациентом.

Врачебная или медицинская этика – очень важная часть профессиональной деятельности врачей. Она состоит из этических норм, а также из обязанностей работников медицинской сферы. Каждый врач должен соблюдать медицинскую этику.

Конечно же, каждый медицинский работник, помимо профессиональных знаний, должен обладать такими качествами, как уважение к пациенту, желание помочь. Особенно это необходимо пациентам, которые тяжело переживают свой диагноз, например, ВИЧ-положительным. Очень важно слышать слова поддержки не только от близких людей, но и от лечащего врача. Очень важно для пациента быть выслушанным, знать, что его уважают и не осуждают, получать доступную информацию. Врачебная этика включает в себя также умение грамотно общаться не только с пациентами, но и с их родственниками, им также необходимо все доступно и грамотно объяснить, проявить сочувствие. Особенно это необходимо в ситуациях, когда человеку озвучивают неблагоприятный диагноз (например, информация о положительном тесте на ВИЧ).

Между тем, стоит заметить, что врачебная этика тесно связана с понятием «врачебная тайна» (социально-этическое, медицинское и правовое понятие, которое запрещает разглашение данных о человеке третьим лицам). Врач не имеет права разглашать кому-либо какие-либо сведения о диагнозе, заболевании, состоянии здоровья пациента, а также информацию о факте обращения человека в медицинское учреждение, его личной жизни и прогнозах лечения. Статья 13 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» закрепляет за гражданином право на сохранение врачебной тайны. В случае несоблюдения врачом этого права гражданина он может быть привлечен к ответственности.

Соблюдение врачебной этики предполагает сохранение врачебной тайны. Врачи имеют право разглашать личную информацию о пациенте и его диагнозе лишь в том случае, если это необходимо для его лечения, и, если сам пациент дал согласие на разглашение его личных данных. Кроме того, в случае судебного запроса, требующего разглашения этих данных для судебного разбирательства, или при проведении врачебно-военных экспертиз.

Стоит отметить, что не только врачи должны соблюдать врачебную тайну, но и все те, кому по долгу службы пришлось узнать подробности о заболевании или конфиденциальную информацию о пациенте (фармацевты, фельдшеры, медицинские сестры, санитары, провизоры аптек и т.д.).

В современном обществе достаточно много опасных и неизлечимых болезней, и врач не должен разглашать эту информацию о пациенте. Статья 61 Федерального закона № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» гарантирует право неразглашения информации о ВИЧ-положительных людях, там же представлен перечень ситуаций, при которых разрешается разглашение врачебной тайны.

Сегодня медицина стала гораздо более развитой, врачи широко образованны, поэтому пациентам не стоит беспокоиться о том, что кто-то может узнать их личную информацию. Медицинские работники обязаны сохранять врачебную тайну, и закон на стороне пациентов в данном аспекте. Медицинским работникам стоит помнить, что от них ждут помощи и поддержки, поэтому им важно быть не только хорошими профессионалами, но и терпеливыми людьми.

Ни одна специальность не приносит порой столько моральных переживаний, как врачебная.

А.П. Чехов

План-конспект семинарского занятия.

      Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.

      История медицинской этики. Медицинская этика в Беларуси.

Ключевые понятия: профессиональная этика, медицинская (врачебная) этика, медицинская деонтология, клятва Гиппократа, «не навреди», «делай добро», клятва врача Республики Беларусь, кодекс врачебной этики Республики Беларусь.

      Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – отрасль прикладной этики, отражающая совокупность моральных норм и принципов, которые регулируют поведение специалиста с учетом особенностей его деятельности и конкретной ситуации.

Специфика профессиональной этики определяется:

    формированием специально-профессиональных моральных норм и ценностей («Не навреди!», «Сохраняй врачебную тайну!» в медицине);

    формированием моральных кодексов и клятв специальности («Клятва Гиппократа» в медицине);

    конкретизацией моральных ценностей и принципов применительно к своеобразию соответствующей профессии (Добро как сохранение жизни и здоровья в медицине).

Исторически профессиональная этика, прежде всего, сложилась в медицинской, юридической, педагогической профессиях, так как в них непосредственно затрагиваются ценности жизни, здоровья, свободы человека.

МЕДИЦИНСКАЯ (ВРАЧЕБНАЯ) ЭТИКА профессиональная этика, регулирующая человеческие отношения в медицине «по вертикали» («врач-пациент») и «по горизонтали» («врач-врач») на основе общечеловеческих моральных ценностей и принципов.

Для анализа этической составляющей медицины, наряду с понятием «медицинская этика» используется также понятие «медицинская деонтология».

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. deon – должное, logos – учение) – учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей и медицинских работников по отношению к пациентам.

При этом в понятии «медицинская этика» подчеркивается общечеловеческий контекст принципов и норм медицинской профессии, а в понятии «медицинская деонтология» фиксируются моральные нормы и стандарты, применительно к той или иной сфере медицинской практики (деонтология в хирургии, акушерстве и гинекологии, педиатрии и т. д.).

      История медицинской этики. Медицинская этика в Беларуси.

История врачебной этики насчитывает более трех тысячелетий. В Древней Индии врачи давали клятву еще в сер. II тыс. до н. э. Так, ученик обязывался почитать своего учителя вплоть до личного самопожертвования, вести аскетический образ жизни, ставить нужды пациента выше своих личных интересов, должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости; не позволять себе преступлений, хранить в тайне профессиональные секреты.

Для европейской медицины непреходящее значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.), воззрения которого, изложены в книгах «Корпуса Гиппократа»: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др. В «Клятве» Гиппократ определил фундаментальные принципы традиционной медицинской этики, многие из которых являются актуальными и на сегодняшний день. В первой части сочинения древнегреческий врач подчеркивает, что отношение ученика, который обучается искусству врачевания, должны строиться на почтении и уважении к учителю. Вторая часть «Клятвы» посвящена отношению врача к больному. В ее основе лежат следующие идеи:

    воздержание от причинения всякого вреда и несправедливости по отношению к больному («Не навреди!» );

    запрет на использование смертельного средства, даже если об этом просит больной;

    запрет на аборт;

    воздержание от всего неправедного и пагубного, от интимных отношений с больными;

    забота о пользе больного;

    запрет разглашать врачебную тайну.

В других текстах Гиппократ отмечал, что врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в профессии, серьезность, приветливость, чуткость, приличный и опрятный вид. Анализируя идеи Гиппократа, необходимо учитывать социокультурный контекст, в котором они возникли. Тем не менее, основополагающим принципом медицинской профессии и на сегодняшний день остается принцип, заданный Гиппократом – «Не навреди!».

В эпоху Средневековья и Возрождения нравственные ориентиры медицинской профессии определялись христианскими ценностями – любовью к ближнему, состраданием, милосердием. Знаменитый врач эпохи Возрождения Парацельс (1493–1541) учил своих учеников: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь». Христианским мировоззрением был задан важнейший моральный принцип медицины – «Делай добро!».

Дальнейшее развитие врачебная этика получила в эпоху Нового времени. В это время происходит переосмысление значения медицины в обществе: целью медицины теперь становится не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Работы авторов этой эпохи, в особенности Т. Персиваля (1740–1804), отразили множество разных аспектов внутрипрофессиональных взаимоотношений в медицине. Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами: «Медики любого благотворительного учреждения являются в какой-то степени... хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег... Следует избегать непрошенного вмешательства в лечение больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента…, нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к другому врачу или хирургу». Что касается отношения к пациентам, то врач у Персиваля выступает как филантроп, несущий им благо и получающий от них соответствующую признательность. Врач должен вести себя с пациентами «деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно».

Значение и необходимость медицинской этики отмечали русские и белорусские врачи в XIX в. На основе клятвы Гиппократа в Российской империи было создано «Факультетское обещание» русских врачей. Идеи этики Гиппократа пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров . Он подчеркивал, что важнейшими ориентирами в деятельности врача должны быть бескорыстие, честность, терпение, внимание к нуждам больного, сохранение врачебной тайны, постоянное совершенствование своих знаний и навыков, уважение к коллегам. Ярким примером практической реализации принципов медицинской этики стала врачебная деятельность Ф.П. Гааза , известного своим афоризмом: «Спешите делать добро!». Этот замечательный врач все свои силы отдавал самым обездоленным – ссыльным, каторжанам, малоимущим, проявляя удивительное сострадание и милосердие по отношению к своим больным. Обсуждение проблем медицинской этики можно встретить в трудах многих русских врачей XIX в. – Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина , В.В. Вересаева .

Идеи филантропии (благотворительности) и сострадания отстаивали в своей профессиональной деятельности и белорусские врачи – И.К. Стржалко, И.С. Фейертаг, И.У. Зданович, А.Ф. Недзведзский . На добровольных началах многие из них работали в медицинских учреждениях благотворительных обществ, оказывая медицинскую помощь неимущим слоям населения.

Развитие медицинской этики в Советском Союзе во многом было обусловлено формированием новой политической идеологии и системы здравоохранения. Задача разработки новой медицинской этики, которая бы соответствовала изменившимся реалиям, не ставилась. Тем не менее, некоторые традиционные моральные проблемы медицины становились предметом дискуссий (проблемы аборта, врачебной тайны, врачебной ошибки). В 20-е годы острые дискуссии развернулись вокруг проблемы врачебной тайны. Нарком здравоохранения Н.А. Семашко провозгласил курс на уничтожение врачебной тайны, которая понималась как пережиток буржуазной медицины. В этот период традиционную медицинскую этику было принято критиковать за обоснование и утверждение корпоративно-сословной буржуазной морали, связь с религиозной традицией, чуждой классовым интересам пролетариата. Поэтому вместо термина «медицинская этика» в советской медицине чаще употребляли термин «деонтология». Под деонтологией понимали совокупность правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такого понимания может служить хирургическая деонтология Н.Н. Петрова , который в 40-е гг. в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие моральные правила, которыми должен руководствоваться хирург: хирургия для больных, а не больные для хирургии; делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека; для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после; идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного и др. Широкое же обсуждение проблем деонтологии началось в 60-80-е гг. В 1971 г. был утвержден текст «Присяги врача Советского Союза», которую должны были принимать все выпускники медицинских ВУЗов.

В середине ХХ в. появляются международные организации – ВМА, ВОЗ, ЮНЕСКО, Совет Европы, одной из целью которых стала разработка регламентирующих современную медицинскую науку и практику этических документов. Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации были приняты Международная клятва врачей, Международный кодекс медицинской этики и др. документы.

В 1994 г. в нашей стране был утвержден текст Клятвы врача Республики Беларусь , которую принимают выпускники высших медицинских учебных заведений, получающие диплом врача, а в 1999 г. был принят Кодекс врачебной этики . В этих документах закреплены основополагающие моральные принципы и правила, которыми обязаны руководствоваться в своей профессиональной деятельности врачи Республики Беларусь.

В последней трети ХХ века начинается новый этап в развитии медицинской этики. Она перестает быть сугубо корпоративной и становится частью биомедицинской этики, которая предполагает широкое общественное обсуждение проблем, возникающих в результате стремительного прогресса биомедицинских технологий.

Темы рефератов и докладов:

      Клятва Гиппократа и современные этические кодексы.

      Христианские моральные ценности и медицинская этика.

      Идеи благотворительности в медицине Беларуси.

      Проблемы медицинской этики в «Записках врача» В.В. Вересаева.

      Медицинская этика в художественных произведениях Чехова А., Булгакова М. и др.

      В.Ф. Войно-Ясенецкий. Этика хирурга.

      Деонтология Н.Н. Петрова.

      Роль Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) в развитии современной медицинской этики.

Вопросы для самоконтроля:

    Какие особенности характеризуют профессиональную этику?

    Каково значение медицинской этики в профессиональной деятельности врача?

    Как соотносятся между собой понятия «медицинская этика» и «медицинская деонтология»?

    Назовите основные этапы в развитии медицинской этики. Кратко охарактеризуйте каждый из них.

    В чем заключается суть принципа «не навреди», сформулированного Гиппократом?

    Какие принципы формируются в медицинской этике благодаря христианскому мировоззрению?

    На какие моральные принципы ориентировались в своей профессиональной деятельности русские и белорусские врачи ХIX в.?

    Ф. Гааз призывал – «Спешите делать добро!». Приведите примеры из профессиональной жизни известных врачей, которые иллюстрируют это высказывание.

    Назовите особенности медицинской этики советского периода.

    Перечислите нормативные этические документы, которые задают ориентиры медицинской профессии в наше время.

    В последней трети ХХ в. медицинская этика перестает быть сугубо корпоративной. Чем обусловлен интерес широкой общественности к проблемам медицинской этики?

Тексты для обсуждения.

      Этика Гиппократа.

Этика медицинского работника - это моральные нормы, относящиеся к специальным вопросам медицинской профессии. Помимо общечеловеческих моральных принципов, медицинский работник должен обладать и такими моральными (нравственными) качествами, которые вытекают из особенностей его деятельности.

Поведение медицинского работника должно соответствовать принципам нашего здравоохранения. Лучшим представителям его всегда было присуще бескорыстие, глубокий демократизм, гуманное отношение к больным. Образцами в этом отношении должны служить Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и др. Этим крупнейшим врачам был чужд дух чинопочитания, карьеризма, приспособленчества.

Большую роль в формировании нравственного облика русского врача сыграли лучшие деятели земской медицины. Они были не только медиками, но и просветителями, гуманистами, распространявшими в меру своих возможностей культуру в русской деревне.

Передовые русские врачи были активными общественными деятелями. Высокие образцы морального облика проявили врачи, работавшие во время эпидемий холеры, оспы, чумы.

В наше время указанные этические принципы получили дальнейшее развитие, и сейчас медицинские работники в любой обстановке и в любое время приходят на помощь больному. Их не разделяют теперь ни сословные перегородки, ни денежная зависимость.

Особо следует сказать о так называемой врачебной (или шире - вообще медицинской) тайне. Это вопрос этики медицинского работника. Благодаря особенностям работы медиков больной открывает им глубочайшие свои переживания, делится такими сведениями о своих семейных и других делах, которые он не сообщает никому другому. Могут быть сведения и такого характера, которые больной доверяет лишь врачу или медицинской сестре. Если доверенные больным сведения не являются общественно вредными, не следует их кому-либо сообщать.

К этическим вопросам относится и собственная репутация среднего медицинского работника. Эта репутация должна быть безупречной. Медицинский работник не может, например, эффективно принимать участие в лечении страдающих алкоголизмом, если известно, что он пьет; если фельдшер или медицинская сестра курят в присутствии больного, они не смогут убедить его в том, что курить вредно. Наконец, медицинский работник должен оставаться на высоте и в сексуальном отношении. Иногда в процессе собирания анамнеза, а также во время проведения индивидуальных психотерапевтических бесед приходится касаться различных проблем полового характера. Медицинские работники, особенно работающие в области урологии, сексологии, гинекологии и венерологии, также соприкасаются с этими проблемами. В связи с этим особенно необходим чуткий и тактичный подход к больным; поведение всех медицинских работников в этих ситуациях должно быть безупречным.

Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны. Проблема долга -- одна из основных проблем медицинской этики; соответственно медицинская деонтология является отражением этических концепций, но она имеет более прагматический и конкретный характер. Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной врачебной специальностью (не существует отдельно этики терапевта, этики хирурга и т.д.), то медицинская деонтология обрела черты специализации, обусловленные ее прикладным характером, взаимосвязью с той или иной медицинской профессией (различают деонтологию хирурга, педиатра, онколога, рентгенолога, венеролога и т.д.).

Клинический этикет - (от греческого etos- нрав, обычай, характер), это традиционный церемониал, традиционные внешние правила поведения медицинского персонала, способствующий повышению качества лечебного процесса и улучшению его результатов. Клинический этикет включает в себя внешний вид врача, медсестры, стиль речи, на котором врач общается с больным и т.п.

Биоэтика решает этические проблемы, возникающие в результате прогресса биологии и медицины а также при медико-биологических исследованиях. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»). Биоэтика представляет собой важную точку философского знания.

Метаэтика (аналитическая этика) - направление этических исследований, анализируюшее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа.

Основы и принципы медицинской деонтологии.

Деонтология (греч. deon, deontos -- должное, надлежащее + logos -- учение) -- совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей.

Предметом медицинской деонтологии являются главным образом вопросы разработки этических норм и правил поведения медицинского работника при его общении с больными.

Нормы и принципы врачебной деонтологии и этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Только тогда они будут теоретически осмысленными и найдут широкое признание.

Медицинская деонтология -- наука о должном, разрабатывает принципы поведения медицинского персонала, направленные на достижение максимального лечебного и оздоровительного эффекта посредством строгого выполнения медиками этических норм и правил поведения. Принципы поведения врача вытекают из сущности его гуманной деятельности. Поэтому недопустим бюрократизм, формальное бездушное отношение к больному человеку (инвалиду).

Строить свою деятельность в соответствии с требованиями медицинской деонтологии может только врач, избравший свою профессию по призванию. Любить свою профессию -- это значит любить человека, стремиться помочь ему, радоваться его выздоровлению.

Ответственность за больного и его здоровье -- главная черта нравственного долга врача. Вместе с тем в задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного.

В создании оптимальной обстановки в лечебных учреждениях, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медицинские сестры. Высокая культура и опрятность, сердечность и заботливость, тактичность и внимательность, самообладание и бескорыстие, человечность -- основные качества, необходимые медицинской сестре. Она должна хорошо владеть искусством слова в общении с больными и их родственниками, соблюдать чувства меры и такта, прилагать максимум усилий для создания обстановки доверия между больным и врачом.

Отношения между врачами, сестрами и младшими медицинскими работниками должны быть безукоризненными и основываться па абсолютном взаимном доверии. В лечебных учреждениях должна быть создана такая обстановка, которая бы максимально щадила психику больных и порождала атмосферу доверия к врачу.

Наиболее важные принципы врачебной этики.

  • 1. Гуманное отношение к больному (инвалиду), выражающееся в готовности всегда прийти на помощь каждому нуждающемуся, в необходимости соблюдать гиппократовскос требование -- не вредить, щадить психику больного (инвалида), стараться не причинять ему боли.
  • 2. Соответствие поступков врача общественной функции, целям и задачам медицины, согласно которым врач ни под каким предлогом не может участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья и жизни.
  • 3. Обязанность врача -- бороться за физическое и психическое совершенство людей. Самопожертвование и героизм во имя здоровья и жизни человека должны быть правилом врачебного поведения.
  • 4. Обязанность врача -- помогать всем независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений.
  • 5. Принцип солидарности и взаимопомощи между всеми врачами.
  • 6. Принцип сохранения врачебной тайны.

Многие из перечисленных принципов универсальны, т.е. характерны для деятельности любых специалистов, общающихся с людьми, в том числе с больными и инвалидами.

Проблема отношений врача и больного (инвалида) была всегда важной проблемой медицины на всех этапах ее развития.

Вопросы врачебной этики занимали видное место и в истории русской медицины. Честность, правдивость, душевная чистота, чувство моральной ответственности перед своей совестью, коллективом, обществом -- это главное, чем измеряются требования к любому специалисту, чем определяется мера их ценности, понимание ими своего долга.

Вопросы деонтологии надо рассматривать в плане выполнения принципов поведения тех или иных специалистов в своей профессиональной деятельности.

В основе поведения любого специалиста должны находиться требования гуманизма. Отсюда высший моральный долг его должен найти свое проявление в бескорыстном служении людям. В моральном долге должна быть выражена необходимость любви к человеку. При этом в деятельности любого специалиста особенно важно, чтобы исполнение долга органически сочеталось с внутренней убежденностью, переходящей в привычное повседневное поведение. «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» (Паскаль).

Исполнение врачебного долга предполагает убеждение в необходимости подчинить свои личные желания требованиям долга. В жизни бывает и так, что врачу приходится поступаться личными интересами, если это нужно для спасения жизни других. Н.А. Добролюбов говорил: «Не того надо назвать человека истинно нравственным, кто только терпит над собой веление долга, как какое-то тяжелое иго, как нравственные вериги, а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями существа своего, кто старается переработать и свою плоть, и кровь внутренним процессом самосознания и самовоспитания так, чтобы они не только сделались истинно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение».

Авторитет врача играет большую роль в установлении оптимального психологического контакта с больным, а следовательно, во многом определяет эффективность лечения. На всех этапах врачевания исключительно важное значение имеет хороший контакт, установленный между больным и врачом. Отсутствие такого контакта может быть одной из основных причин неверной диагностики и безуспешного лечения. Врачу надо верить безраздельно. Лечить сомневающегося пациента очень трудно. В.В. Вересаев указывал, что «врач может обладать замечательным распознавательным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений и все это останется бесплодным, если у него нет способности подчинить себе душу больного». Таким образом, несомненно, что психологическая совместимость врача и пациента играет ведущую роль в процессе врачевания.

В этой связи большое значение приобретает необходимость завоевать доверие больного. Предпосылки возникновения положительных психологических отношений между врачом и пациентом являются, несомненно, квалификация, опыт и искусство врача. Однако квалификация служит только инструментом, применение которого с большим или меньшим эффектом зависит от других сторон личности врача. Это вытекает из доверия к врачу. Ведь «врач -- тот единственный человек, которому мы, не смущаясь, смеем говорить все о себе» (Мур).

Доверие к врачу -- это динамическое, положительное отношение больного к врачу, когда больной видит, что врач имеет не только способности, но и желание помочь ему наилучшим образом. В процессе лечения больной должен стать союзником врача. М.Я. Мудров в своей работе «Слово о способе учить и учиться медицине» писал: «Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного, по ведай, что и больной испытал тебя и знает, каков ты. Из сего ты можешь заключить, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, чтобы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее».

Разумеется, что любой специалист должен обладать хорошими знаниями и большим профессиональным опытом. Высокий профессионализм требует большого и систематического труда. Вся жизнь любого специалиста представляет собой постоянное совершенствование своих знаний. Однако развитие и образование ни одному человеку не могут быть дамы или сообщены. Поэтому всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Польский медик Ксланович пишет, что врача, который не заглядывает в книги, следует остерегаться больше болезни. Важная задача в процессе обучения - научить человека мыслить. A.M. Горький говорил: «Знания необходимы не только для того, чтобы знать, но осмысленно действовать».

Только в труде, в преодолении препятствий формируются профессиональные знания и навыки, настоящий характер, воспитывается на всю жизнь высокая нравственность. Человек должен заниматься самовоспитанием. Только тогда вырабатывается постоянная осмысленная психологическая готовность поступать так, как велит совесть, диктует чувство долга. Разумеется, что необходим прочный слой профессиональных знаний и опыта. «Ум заключается не только в знании, но и в уменье прилагать знание на деле» (Аристотель).

Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен и если его манера поведения -- настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Особые требования к нему предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой.

Уравновешенная личность врача является для больного комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в его выздоровлении. В целом можно сказать, что больной теряет доверие, а врач теряет свой авторитет в том случае, если у больного создается впечатление, что врач является тем, что называют «плохой человек». Не о таких ли врачах Вольтер говорил: «Врачи прописывают лекарства, о которых они мало что знают, от болезней, в которых они разбираются еще хуже, и пичкают ими людей, о которых им вообще ничего неизвестно».

Обстоятельства работы вынуждают врача быть своего рода актером. Что ни больной, то для врача не только новое, неповторимое в деталях заболевание, но и особая личность. Какая гамма темпераментов, характеров; у каждого свой склад ума. И врач должен иметь к каждому особый подход. В этом отношении весьма созвучны слова К.С. Станиславского: «...Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования».

Врачу очень важно знать те реакции личности больного, которые формируются во время болезни. Поэтому врачи должны быть хорошими психологами и психотерапевтами. Нет сомнения, что болезнь влияет в определенной степени на психику больных. Каждый больной имеет свою психологию, свое отношение к окружающим, себе и своей болезни. Не случайно академик Миротворцев как-то сказал, что «нет ведь больших эгоистов, чем больные...». Следовательно, если психические факторы имеют такое большое значение в лечебной деятельности, то необходимо заниматься и методами их познания. Как говорил Г.А. Захарьин: «...врач должен сиять психологический портрет больного».

Придавая большое значение состоянию нервной системы и психики в сопротивлении болезнетворным воздействиям, надо бережно относиться к больным. Рекомендуется не травмировать и не пугать боль- пых, успокаивать возбужденную нервную систему и подчинять больного своему психотерапевтическому влиянию.

Больной человек ждет ласки и утешения, а порой и нежности. Вместе с тем быть гуманным к людям, к больному -- это дело не только сердца, но и разума. Интересны рассуждения Цвейга о различных видах сострадания. Он пишет: «...есть 2 рода сострадания. Одно -- малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, торопящегося избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья, это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий больного. Но есть и другое сострадание -- истинное, которое требует действий, а не сентиментальных переживаний, оно знает чего хочет и полон решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их».

Больной человек в значительно большей степени, чем здоровый, восприимчив к различного рода внушающим влияниям. Даже неосторожный жест врача может вызвать у больного искаженное представление о тяжести болезни, а ободряющее слово может вселить веру в выздоровление.

Авторитет любого специалиста во многом выигрывает, если он не боится ответственности. Тот, кто боится ответственности, не может решать судьбы людей. Наивысшего успеха человек достигает тогда, когда он подает хороший пример. Никто не должен давать другим тех советов, которым он сам не следует. Личный пример врача всегда воздействует сильнее, чем проповедь. «Следуйте моим делам, а не словам» (Тит Ливий). В этом отношении вполне справедливы слова о том, что учитель не тот, кто учит, а у кого учатся.

Большое значение приобретает умение устранять свои ошибки и недостатки. Авторитет во многом выигрывает, если своевременно признаются, исправляются и не повторяются ошибки. Следует помнить, что от мелких ошибок легко перейти к крупным порокам. Сознание своей ошибки -- одно из главных средств самовоспитания и урок для других. Мыслящий человек черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. Упрямство -- это нежелание исправлять свои ошибки и прислушиваться к мнению других людей.

Условия, способствующие оптимальному психологическому контакту врача с больным (инвалидом).

К числу этих условий относятся:

1. Авторитет специалиста, которому надо верить безраздельно. Специалист обязан не только рассеять сомнения и страх больного (инвалида), обнадежить, но и уметь скрыть свое огорчение и недовольство, проявить спокойствие и самообладание. В отношении каждого больного (инвалида) реакция специалиста должна быть быстрой, иногда почти моментальной, а решение вопроса -- предельно точным. Авторитет специалиста -- результат не только высоких профессиональных и нравственных качеств, но и большой культуры.

Специалист, общаясь с больными (инвалидами), являющимися представителями различных слоев населения, должен быть всесторонне подготовлен, чтобы всегда найти общую тему для разговора, которая могла бы стать предпосылкой успешного контакта.

Случаи конфликтной ситуации во взаимоотношениях специалиста и больного (инвалида), к сожалению, еще встречаются. Конфликтный процесс обычно двусторонний. Иногда могут быть виновны и больные (инвалиды). Если специалист воспитанный и образованный человек, если он хороший психолог, то ему должно хватить благоразумия и такта в общении с так называемыми конфликтными больными (инвалидами). И наоборот, если он не находит с больным (инвалидом) общего языка, конфликтует, если на него жалуются, то это прямое свидетельство Того, что в его образовании или воспитании имеются серьезные проблемы.

Каждый больной (инвалид) имеет свою психологию, свое отношение к окружающему, к себе и своей болезни (инвалидности). Следовательно, каждый специалист, работающий с людьми, должен быть хорошим психологом. При несоблюдении этих принципов возникают врачебные ошибки и конфликтные ситуации. Нарушения принципа индивидуального подхода к больным (инвалидам) без учета их психологического портрета, особенно неосторожное слово, тон и тому подобное, могут быть источником так называемых ятрогенных заболеваний, т.е. заболеваний «рожденных врачом».

"Профессия лекаря, врача, доктора с давних пор и сегодня признается одной из гуманнейших и благородных"*(3). С этим высказыванием трудно не согласиться. Каждый из нас на протяжении жизни сталкивался с необходимостью обращения к медицинским работникам с теми или иными проблемами. Безусловно, любой человек, обратившийся к медицинским работникам за помощью, вправе надеяться на достойное, основанное на уважении личности, отношение. Именно этими проблемами и занимается медицинская этика, к которой с определенной степенью условности можно отнести врачебную этику и деонтологию.

Медицинская этика представляет собой одно из важных средств, обосновывающих многоуровневое социальное регулирование общественных отношений, возникающих в процессе оказания медицинской помощи населению. Представляется обоснованным остановиться, прежде всего, на вопросах, связанных с основными определениями исследуемой сферы общественных отношений.

Достаточное распространение получило определение, в соответствии с которым, врачебная этика является разновидностью профессиональной этики, изучающей "совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе"*(4).

В том же ключе сформулировано и утверждение: медицинская этика - это "свод требований (принципов, правил и норм) к профессиональной деятельности (поведению) врача (медицинского работника) и к его нравственным качествам"*(5).

Существует точка зрения, согласно которой деонтологию необходимо рассматривать, как составную часть врачебной этики или как отдельное направление этики, связанное с непосредственной профессиональной деятельностью медицинских работников. Энциклопедический словарь медицинских терминов приводит определение, в соответствии с которым медицинская деонтология - это "совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей"*(6).

В этой связи, в контексте рассмотрения уровней социального регулирования сферы медицинской деятельности, целесообразно обозначать врачебную этику как научную дисциплину, предметом исследования которой является совокупность морально-этических и нравственных правил осуществления медицинской деятельности. Деонтологию целесообразно рассматривать, как составную часть медицинской этики, предметом изучения которой являются практические аспекты соблюдения норм должного поведения медицинских работников при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.

Проблемы соотношения медицинской этики и законосообразности необходимо рассматривать сквозь призму анализа роли и места этико-деонтологического регулирования общественных отношений в единой системе социальной регламентации сферы медицинской деятельности.

Как справедливо отмечает М.Я. Яровинский, "пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания"*(7).

В этой связи справедливым представляется высказывание о том, что "осмысление сегодняшнего бытия, нынешнего положения врачей показывает, что на такую деликатную сторону врачебной работы, как этика и медицинская деонтология, следует обратить сегодня особое внимание"*(8).

Важность проблем, рассматриваемых медицинской этикой и деонтологией в построении системы социальной регламентации медицинской деятельности, обосновывается тем обстоятельством, что этику и деонтологию следует рассматривать в качестве обязательной дисциплины в системе общеправовой подготовки медицинских работников. Только на основе знаний медицинской этики и деонтологии появляется возможность глубокого изучения принципов биомедицинской этики, медико-правовой этики, и, в конечном итоге, осмысление положений действующей нормативно-правовой базы регулирования профессиональной медицинской деятельности. Изучение и осмысление законов и подзаконных актов должно продолжаться на протяжении всей профессиональной деятельности медицинских работников в рамках непрерывного последипломного профессионального образования.

Изложенное выше обосновывает выделение в системе правовой подготовки медицинских работников четырех относительно самостоятельных этапов изучения упомянутых дисциплин, к которым следует отнести:

Врачебную этику и медицинскую деонтологию;

Биомедицинскую этику;

Медико-правовую этику;

Медицинское право.

По данным Национальной медицинской библиотеки США, за период с 1996 года по ноябрь 1999 года по всему миру было опубликовано 8488 статей по различным вопросам этики врачей и 1255 статей, касающихся средних медицинских работников*(9). Такое количество публикаций по данной проблематике не случайно. Мировой опыт свидетельствует о важности рассматриваемых вопросов и значении, которое придается этическому просвещению врачей, среднего и младшего медицинского персонала.

Такие корифеи отечественной медицинской науки, как Ф.И. Комаров и Ю.М. Лопухин утверждают, что "правильные этические принципы, заложенные в наших законах, сплошь и рядом остаются на бумаге: слишком часто попираются достоинство пациентов, их личная неприкосновенность"*(10).

Это, как представляется, тесно связано с недостаточной оценкой и неправильным пониманием сути правового обучения медицинских работников. Нередко положения нормативно-правовых актов в сфере медицинской деятельности изучаются, подвергаются анализу, преподаются в условиях недостаточности знаний или непонимания основных положений таких дисциплин, как врачебная этика и деонтология, биомедицинская этика, врачебно-правовая этика. Подобное обучение, по меньшей мере, бесполезно, а порой и вредно. При таком подходе юридически выверенные положения нормативно-правовых актов остаются лишь декларацией и не выполняют своего основного предназначения: регулирование взаимоотношений субъектов медико-правовых отношений.

Именно поэтому, проблемы медицинской этики наиболее целесообразно исследовать в теоретико-правовом аспекте, в контексте общей системы социального регулирования сферы медицинской деятельности. В этих условиях становится очевидной необходимость решения проблемы соотношения медицинской этики и законосообразности в сфере охраны здоровья граждан.

Особой актуальностью проблем законотворчества и

Нередко срочность принятия федеральных, региональных или ведомственных нормативно-правовых актов объясняется необходимостью решения неотложных социальных проблем, чем и обосновывается некоторое пренебрежение и невнимание к вопросам медицинской этики и деонтологии, отмечаемое в процессе нормотворческой деятельности. Такой подход представляется совершенно недопустимым.

Недостаточно проработанный, созданный без учета этических и деонтологических принципов нормативно-правовой акт, более вреден, чем полезен. Практика реализации подобных норм правового регулирования медицинской деятельности наглядно свидетельствует о том, что принятые в спешке, ориентированные на решение сугубо корпоративных, сиюминутных политических задач, без проведения предварительной квалифицированной экспертизы, эти нормы права становятся в значительной степени декларативными, выпадают из общей системы правового регулирования отечественного здравоохранения.

На протяжении всей истории развития человечества возникали, развивались и разрушались общественно-экономические отношения, а вместе с ними и все стороны социальной жизни. С развитием науки, появлялись новые методы и способы диагностики, лечения заболеваний, внедрялись в практику новые образцы медицинской техники. Выделились в самостоятельные отрасли науки врачебная этика и медицинская деонтология. Принципы морально-этического регулирования медицинской деятельности были сгруппированы и отражены в документах, принятых или утвержденных различными международными и национальными общественными организациями. В этой связи, совершенствовалась и система регулирования профессиональной деятельности медицинских работников.

Нравственные и духовные принципы, которые формируются у медицинских работников на базе положений медицинской этики и деонтологии, служат оценочным критерием готовности медицинских работников к качественному выполнению ими профессиональных обязанностей. До настоящего времени остаются актуальными высказывания: "Ведь лечат, по-моему, не телом тело - иначе было бы недопустимо плохое телесное состояние самого врача - лечат тело душой, и ею невозможно хорошо лечить, если она у врача плохая или стала такой"*(11).

"Стержневым вопросом врачебной этики всегда был вопрос об отношении врача и больного"*(12). Наиболее глубокое исследование морально-этических аспектов этих взаимоотношений осуществляется именно в рамках биомедицинской этики.

Еще совсем недавно, когда о существовании биоэтики знали лишь немногие специалисты, вопросы взаимоотношений медицинских работников и пациентов традиционно считались предметом исследований врачебной этики. "На протяжении всей истории развития медицины в основе отношений между пациентами и врачами лежало нравственное начало. Врачи, завершая свое образование, давали клятву Гиппократа - моральный кодекс врача"*(13).

Социальная среда, в условиях которой происходит нравственное развитие человека, без сомнения, оказывает существенное влияние на процесс формирования индивидуального морально-этического статуса медицинского работника. Без должного нравственного воспитания, профессионального этического обучения, без осознания той роли и значения, которые несут в себе медицинская этика, врачебная деонтология, - медицинский работник не может состояться как полноценный эрудированный и квалифицированный специалист. В отсутствии этих неотъемлемых компонентов профессиональной подготовки и общечеловеческого развития он останется лишь ремесленником.

Существует широкий спектр проблем, которые рассматриваются и изучаются в рамках врачебной деонтологии. Однако, в данной монографии, следует более детально остановиться на тех вопросах, которые наиболее актуальны в рамках исследования общей концепции юридического обеспечения медицинской деятельности, с учетом упомянутых выше уровней социального регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья. К ним можно отнести:

Проблемы требований, предъявляемых обществом к деятельности медицинских работников, в контексте морально-этических принципов

Вопросы коммерциализации медицины;

Аспекты использования в медицине новых биомедицинских и других технологий.

Авл Корнелий Цельс, живший в Древнем Риме, считал, что "хирург должен быть человеком молодым или близко стоять к молодому возрасту. Он должен иметь сильную, твердую, не знающую дрожи руку и левая его рука должна быть также готова к действию, как и правая; он должен обладать зрением острым и проницательным, душой бестрепетной и сострадательной настолько, чтобы он желал вылечить того, кого он взялся лечить..."*(14).

Российская история социального регулирования медицинской деятельности также обладает примерами этических требований, предъявляемых к представителям медицинской профессии, в том числе закрепленных нормативно-правовыми актами. В частности, Указы Петра Великого наставляя врачей, определяли их моральные качества: "Следует, чтобы лекарь в докторстве доброе основание и практику имел; трезвым умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин как нощно и отправлять мог"*(15). По данному документу можно судить о том значении, которое придавалось вопросам морально-этических требований, предъявляемых к лекарям. К тому же, законодательное закрепление таких требований служило как нельзя лучшим свидетельством тесной связи этического и правового регулирования медицинской деятельности. Этот документ может служить примером гармоничного сочетания медицинской этики и законосообразности.

Следует согласиться с объективностью причин, по которыми в настоящее время государство в конце прошлого и начале XXI века далеко не в полном объеме финансировало сферу здравоохранение. Оплату труда медицинских работников нельзя было назвать адекватной, рабочий день, по большей части, носил (да и сейчас носит) ненормированный характер, при условии, что закон требует от медицинских работников постоянной готовности оказывать медицинскую помощь в любое время, любом месте и в любых условиях.

Эти и ряд других обязательств свидетельствуют о несоответствии предъявляемых требований уровню социальной защищенности медицинских работников. Необходимо отметить, что во все времена, при любых формах социально-экономического устройства государства, требования, предъявляемые обществом к профессиональной деятельности медицинских работников, были, есть и будут весьма жесткими. Это связано с тем, что профессиональная деятельность представителей медицинских специальностей, как ни какая другая, связана с сохранением высших человеческих ценностей: здоровья и жизни людей.

Основными морально-этическими и деонтологическими требованиями, предъявляемым к профессиональной деятельности медицинских работников, являются:

Гуманизм: действия медицинских работников должны быть направлены исключительно во благо пациента и не должны причинять ему заранее предвидимый необоснованный вред (не путать с понятием крайней необходимости в медицине);

Профессионализм: действия медицинских работников должны основываться на достижениях науки и практической медицины по вопросам диагностики, лечения и реабилитации пациентов с типичным развитием патологических процессов (заболеваний, отравлений, травм и пр.);

Научная обоснованность: вмешательства, осуществляемые медицинскими работниками, направленные на коррекцию патологического состояния пациента, должны быть основаны на достижениях медицинской науки, и не носить экспериментальный характер;

Самокритичность является одним из важнейших морально-этических требований, предъявляемых к деятельности медицинских работников, поскольку они, как представители ни одной другой профессии, обязаны контролировать свое поведение, предвидеть последствия своих действий в отношении третьих лиц, как в морально-этическом, так и правовом аспектах;

Уважение прав, свобод и достоинства пациентов, родственников пациентов и других лиц, которым могут быть нанесены душевные травмы, причинен ущерб их физическому и психическому здоровью.

Завершить изложение морально-этических и деонтологических требований, предъявляемых к профессиональной деятельности медицинских работников, хотелось бы высказыванием известного русского писателя и врача А.П. Чехова: "Профессия врача - это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически".

Социально-экономические и политические преобразования, происходившие в России на протяжении последних 15-20 лет, оказали свое влияние и на сферу охраны здоровья населения, которая, как в части организации медицинского обеспечения, управления системой здравоохранения, так и в части непосредственного оказания медицинской помощи населению претерпела существенные изменения. Новая экономическая и социальная политика государства, обусловили появление и бурное развитие коммерческих медицинских организаций, ранее традиционно оказываемых безвозмездно для населения и финансируемых из государственной казны. Все это стало уже непривычным, и весьма распространенным атрибутом современности.

Положения статьи 41 Конституции РФ*(16), в которой определенно указано на безвозмездность для пациента медицинской помощи, зачастую не находят своего подтверждения в реальной жизни. Ф.И. Комаров и Ю.М. Лопухин отмечают, что "декларированная в Конституции бесплатная доступная медицинская помощь на деле стала во многих случаях платной и малодоступной"*(17).

С одной стороны деньги необходимы для обеспечения деятельности медицинских учреждений и системы охраны здоровья населения, в целом. Однако, с позиций морали и этики, непосредственные денежные расчеты между медицинскими работниками и пациентами существенно деформируют взаимоотношения сторон, как правовом, так и морально-этическом аспектах. Сложно требовать от медицинских работников гуманизма, уважения прав и достоинства пациента в ситуации, когда он получает вознаграждение за оказанную медицинскую помощь непосредственно от пациента.

В практике частных стоматологических, косметологических и других медицинских учреждений нередко находятся подтверждения тому, как состоятельным пациентам "творчески" диагностируют несуществующие заболевания, а затем не менее "успешно" их лечат, заботясь не столько о гуманности профессиональной миссии, сколько о количестве оказанных "медицинских услуг" и личном обогащении.

Н.В. Эльштейн в статье с очень актуальным в рамках исследуемой проблемы названием "Медицинская этика и современность" отмечает, что, "принимая во внимание экономические реалии медицины на сегодняшний день, важно, при сохранении наравне с бесплатной, также и платной медицинской помощи, гарантировать со стороны государства достойную и достаточную заработную плату медицинским работникам"*(18).

Не имеет смысла говорить о высоких морально-этических принципах профессиональной деятельности медицинских работников в условиях разрушения вековых традиций отечественной медицинской школы. Следует согласиться с мнением Б.Н. Чичерина, который в дискуссии о соотношении права и нравственности утверждал, что "нравственность по принуждению есть величайшая безнравственность"*(19).

Не обсуждать этот вопрос означало бы недооценить значение этой, во всех отношениях, серьезнейшей проблемы, смириться с превращением медицины в одну из отраслей службы быта по оказания потребительских услуг. Принимая во внимание то, что мораль формирует один из уровней социальной регламентации медицинской деятельности, служит своеобразным базисом процесса законотворчества в сфере охраны здоровья, допустить этого ни при каких обстоятельствах не представляется возможным.

В противном случае весьма скоро мы получим общество, в котором медицинские работники перестанут быть представителями самой гуманной профессии. Это будут специалисты-ремесленники без моральных принципов, без этических традиций, единственной задачей которых будет стяжательство и обогащение. Не руководствуясь в своей профессиональной деятельности принципами морали и деонтологии, такие представители "медицинского ремесла" в перспективе будут таким же образом относиться и к исполнению норм закона.

Применение новейших научных открытий, техническое совершенствование практической медицины, все это, без сомнения, благо для всей системы охраны здоровья, вообще, и каждого конкретного пациента, в частности. Благодаря этому удается в ранние сроки и точнее диагностировать тот или иной патологический процесс, а, следовательно, эффективнее и с меньшими потерями для здоровья пациента осуществлять лечение и в кратчайшие сроки восстанавливать его трудоспособность и качество его жизни. В то же время, постоянно расширяющееся использование технических средств в процессе оказания медицинской помощи, поставило перед обществом целый ряд проблем взаимодействия субъектов медико-правовых отношений, в том числе и морально-этического характера.

"Научно-технический прогресс привел к коренным изменениям в медицине. Вместе с тем произошла перемена в отношениях между врачом и больным, возникли новые проблемы, которые пока еще не решены. Научно-техническая революция вооружает врачей и ученых-медиков арсеналом новых эффективных методов и средств. Внедрение достижений техники в лечебные учреждения - процесс неизбежный"*(20).

Традиционное ранее исключительно двустороннее общение медицинских работников и пациентов сегодня все чаще осуществляется с использованием технических средств: лабораторного оборудования, инструментальных методов обследования, лечения, реабилитации. В современных условиях процесс оказания медицинской помощи представляется в виде следующей схемы: "медицинский работник - техническое средство - пациент".

Современная медицинская практика уже не представляет себе ни процесс диагностического обследования, ни процесс лечения или реабилитации пациента без широкого применения лабораторных, технических, инструментальных методов.

Справедливо полагает академик Ю.П. Лисицын, отмечая, что технические средства, позволив улучшить диагностику и лечение целого ряда заболеваний, создали множество морально-нравственных и этических проблем, когда между медицинскими работниками и пациентами появились посредники в виде сотен, а то и тысяч технических средств*(21).

Исходя из понимания роли медицинской этики и деонтологии, как механизмов социального регулирования сферы медицинской деятельности, и соотношения их с законосообразностью, основной задачей медицинской этики и деонтологии, в условиях постоянно расширяющейся технической модернизации медицины, следует признать необходимость выработки этических принципов взаимоотношений медицинских работников и пациентов в новых условиях. Учитывая, что сегодня, в подавляющем большинстве случаев, оказание медицинской помощи осуществляется именно таким образом, актуальность выработки подобной позиции не вызывает сомнений.

Вторым, не менее важным моментом, подтверждающим актуальность проблемы расширения технической модернизации современной медицины, является обязательная, в том числе этическая, экспертиза неблагоприятных исходов медицинских вмешательств, наступивших в результате ненадлежащего использования дополнительных технических средств и методов, а так же в результате неверной интерпретации результатов использования дополнительных методов и технических средств диагностики.

Принимая во внимание постоянно расширяющуюся и улучшающуюся техническую оснащенность медицинских учреждений, нельзя забывать о том, что, пациенты, не взирая на пол, возраст, состояние, социальное положение "имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания"*(22).

Без сомнения, в ситуации, когда обязательным условием оказания медицинской помощи является проведение одного или нескольких инструментальных, лабораторных или иных методов диагностики, лечения, реабилитации, взаимодействие субъектов медико-правовых и этических отношений существенно усложняется.

В сложившейся ситуации следует придерживаться следующего принципа: результаты инструментальных, технических, лабораторные методов и средств диагностики, лечения, реабилитации служат исключительно вспомогательным дополнительным средствами в процессе оказания медицинской помощи пациенту. Вся ответственность, в том числе и морально-этическая, за надлежащее использование, обоснованное применение, правильную интерпретацию результатов применения этих методов и средств возлагается исключительно на медицинских работников. Такой подход представляется вполне обоснованным и отвечает современным требованиям, как морально-этического, так и нормативно-правового регулирования сферы медицинской деятельности.

"Отчетливая этическая оценка и грамотное этическое регулирование профессиональной деятельности особо необходимы в ситуации широкого утверждения в здравоохранении идей демократии и свободы и одновременного нарастающего распространения новых биотехнологий, когда врач имеет дело с автономной и самостоятельно определяющей себя личностью, становящейся полноправным субъектом лечения"*(23). Происходящие социально-экономические и политические изменения в нашей стране ни в коей мере не уменьшили, а, даже наоборот, еще в большей степени актуализировали необходимость применения принципов медицинской этики и деонтологии в практическом здравоохранении.

"Здравоохранение - такая область деятельности человека, где просто необходимо учитывать этические нормы, и правила"*(24). В этой связи, морально-этическое воспитание медицинских работников приобретает существенное значение в ракурсе общеправовой подготовки специалистов в области охраны здоровья. Представляя процесс правового образования медицинского персонала в качестве своеобразной пирамиды, заметим, что врачебная (медицинская) этика и деонтология служат основой этой конструкции. Без фундамента вся эта система правового обучения и воспитания медицинских работников не может считаться прочной. Без этих знаний специалисты медицинского профиля не в состоянии адекватно воспринимать принципы биомедицинской этики, врачебно-правовой этики и, что самое важное, принципы и нормы медицинского права.

В этой связи, в программу первичной подготовки специалистов медицинского профиля (высшего и среднего специального - А.П.) следует ввести медицинскую этику и деонтологию в качестве специального курса, а не ограничиваться краткими сведениями по данным вопросам*(25). В результате такого подхода к подготовке специалистов выиграют все - и граждане, как потенциальные пациенты, и медицинские работники, как квалифицированные специалисты - профессионалы.

Таким образом, морально-этическое и деонтологическое регулирование является начальным уровнем социальной регламентации медицинской деятельности. К другим уровням социального регулирования следует отнести: биоэтику, врачебно-правовую этику и медицинское право.



Поделиться