Умственный труд и его разновидности. Умственный и физический труд

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (например конструк­торы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), так и вне его - ученые, врачи, учителя, писатели, арти­сты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке ианализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, - мобилизация памяти и внимания, час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты состав­ляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности чело­века, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия яв­ляется неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональ­ной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического тру­да, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электрон­ную технику.

Умственный труд связан с приемом и переработкой ин­формации, требует напряжения сенсорного аппарата, вни­мания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на опера­торский, управленческий, творческий труд, труд медицин­ских работников, труд преподавателей, учащихся и сту­дентов. Отличаются они по организации трудового процес­са, равномерности нагрузки, степени эмоционального на­пряжения.

Операторский труд . В условиях современного много­факторного производства на первый план выдвигаются функ­ции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания поку­пателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или глав­ного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повы­шенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд - труд руководителей учреж­дений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повы­шенной личной ответственностью, периодическим возник­новением конфликтных ситуаций.

Творческий труд - наиболее сложная форма трудо­вой деятельности, требующая значительного объема па­мяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программи­стов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конст­рукторов.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работ­ ников, работников всех сфер услуг отличается постоянны­ми контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия пра­вильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов - это напряжение ос­новных психических функций, таких как память, внима­ние, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспо­собности организма, созданию комфортных условий для тру­довых коллективов и отдельных работников.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации. По степени напряженности труд подразделяется на следующие классы: оптимальный – напряженность легкой степени, допустимый – напряженность средней степени, напряженный труд 2-х степеней .

Наиболее легким считают умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решения (оптимальный). Если же оператор работает и принимает решение в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым. К напряженным вредным условиям 1-й степени относят труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких инструкций. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения. Должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени тяжести.

3. ВЕНТИЛЯЦИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ. КРАТНОСТЬ ВОЗДУХООБМЕНА. МЕТОДИКА РАСЧЕТА.

Необходимые характеристики микроклимата воздуха рабочей зоны, как правило, обеспечиваются вентиляцией.

Под вентиляцией понимают организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения загрязненного воздуха и подачу на его место чистого, определенной влажности и температуры.

Вентиляция бывает: естественная и принудительная, общая и местная, организованная и неорганизованная.

Естественная вентиляция осуществляется с помощью проемов в стенах (окон, дверей, фрамуг, форточек) или вентиляционных каналов, без применения специальных механических воздушных насосов.

Принудительная вентиляция – вентиляция, осуществляемая с помощью механических побудителей (вентиляторов) по специальным воздуховодам или каналам.

Организованная вентиляция – вентиляция, которая предусмотрена заранее при проектировании здания или рабочего места (двери, форточки).

Неорганизованная вентиляция – вентиляция, осуществляемая через щели в окнах, дверях, стенах из-за некачественного строительства зданий или неправильной эксплуатации. Этот вид вентиляции не предусмотрен проектом.

Общая вентиляция осуществляется по всему объему помещения или рабочей зоны.

Местная вентиляция осуществляется в зоне ограниченного объема или рабочего места (над кухонной печью, над столом химического шкафа).

Естественная вентиляция осуществляется аэрационным, дефлекторным или смешанным способами.

Аэрационная вентиляция осуществляется за счет разности удельного веса холодного и теплого воздуха снаружи и внутри помещения, или напора ветра.

Дефлекторная вентиляция осуществляется за счет разности давлений на концах вентиляционного канала (трубы), которая возникает за счет обдувания скоростным напором ветра одного из концов трубы (как правило, вынесенного на крышу сдания)

Чаще используются смешанные способы естественной вентиляции, когда используется и разность температур внутри и снаружи помещения, и скорость ветра.

Принудительная вентиляция осуществляется тремя способами: вытяжная, приточная и приточно-вытяжная.

При вытяжной вентиляции вентилятором откачивается воздух из помещения. В результате разрежения чистый воздух из окружающей среды или подсобных помещений (через щели в окнах, дверях, воздуховодах) поступает внутрь помещения. Применяется, когда загрязнитель воздуха в помещении не является токсичным пожаро-взрывоопасным (избыточное тепло, продукты дыхания людей или животных, избыточная влажность).

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Умственный труд
Рубрика (тематическая категория) Образование

Время образования

Глава 1. Что такое умственный труд?

Умственный труд явится основным видом трудовой деятельности в XXI веке и тот, кто им овладеет в большей степени, будет более успешным и обеспечит себе и своей семье более качественную в духовном, культурном, финансовом отношении жизнь.

Время получения высшего образования - лучшее время жизни молодого человека. Человек любого возраста почувствует себя молодым, когда возьмёт в руки учебники, погрузится в новую информацию, откроет для себя новые горизонты знания, посмотрит на мир иными глазами. Просыпаются творческие силы, хочется скорее использовать то, что узнал, добиться успеха в жизни. Образование - ϶ᴛᴏ то, что всœегда приводит к успеху, повышает качество жизни. А чтобы успех сопутствовал постоянно, и образование должно быть непрерывным.

Конечно, жизнь студента включает не только его активное участие в учебном процессе, но и другие виды труда и отдыха: ведение домашнего хозяйства, дополнительную или основную работу, спорт, развлечения. Но всё-таки на период получения высшего образования именно умственный труд во всœех его проявлениях является главной составляющей жизни студента. Следует отметить, что именно умственный труд явится основным видом трудовой деятельности в XXI веке и тот, кто им овладеет в большей степени, будет более успешным и обеспечит себе и своей семье более качественную в финансовом, культурном, духовном отношении жизнь.

В высшем образовании обретает свой настоящий смысл слово ʼʼучащийсяʼʼ, то есть ʼʼучащий самого себяʼʼ. Не передача знаний и умений, которые в современном мире быстро и безнадежно стареют, а именно добывание новой информации, способность творчески мыслить и разумно поступать, становятся во главу угла образовательного процесса, да и всœей жизни человека в современном обществе.

Образование – процесс непрерывный, творческий и индивидуальный, требующий активного личного участия, мобилизации сил, воли, изменения психологических установок и отказа от привычек, несовместимых с напряженным умственным трудом.

Непросто дать определœение умственного труда, поскольку его результат далеко не всœегда можно получить в материальном воплощении, нередко только пожелтевшие от времени листы бумаги, чертежи и формулы остаются потомкам, как плоды многолетних усилий гения. Для определœения понятия умственный труд обратимся к разным информационным источникам.

Ум- Способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни (См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

1. Целœесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. 2. Работа͵ занятие. 3. Усилие, направленное к достижению чего-нибудь. 4. Результат деятельности, работы, произведение. 5. Привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности. (См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

Умственный труд, интеллектуальный труд (Intellectual labour; Mental labour) - трудовая деятельность, в которой:

· органом, создающим продукт, является мозг;

· преобладают затраты умственной энергии;

· продуктом труда является определœенным образом оформленная информация.

Отсюда следует, что

Умственный труд – мыслительная деятельность, продуктом которой является определœенным образом оформленная информация (www.glossary.ru)

Умственный труд представляет собой чисто человеческую сферу деятельности. В случае если рассматривать всю трудовую деятельность человека как объект исследования, то умственный труд составит предмет нашего изучения, поскольку обучение и образование немыслимо без четкого понимания особенностей этого вида трудовой деятельности.

Умственный труд - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Умственный труд" 2017, 2018.

Особенности умственного труда

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Особенности умственного труда
Рубрика (тематическая категория) Образование

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Контрольные вопросы

1. Что такое динамическая и статическая работа?

2. Какие компоненты составляют умственный труд?

3. Что такое условия труда, и от каких групп факторов зависит работоспособность человека?

4. По каким параметрам классифицируется труд?

5. Дайте определœение тяжести труда и напряженности труда.

6. Как по тяжести и напряженности характеризуется труд студента?

7. Что подразумевается под понятием работоспособность человека?

8. От каких факторов зависит работоспособность?

9. Как оценить работоспособность и динамику работоспособности?

10. От каких факторов зависит работоспособность студента?

11. Как меняется работоспособность студента в течение дня, рабочей недели, учебного года?

12. Какие факторы снижают работоспособность студента?

Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на делœе.

Умственный труд, то есть выполнение работы, связанной с приемом и переработкой информации, требует активного функционирования сенсорного аппарата͵ а также структур мозга, которые обеспечивают такие психические процессы как память, внимание, мышление, эмоции.

Различные виды умственного труда предъявляют различные требования к личности работающего.

1. Операторский труд – группа профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Требует постоянного и значительного напряжения внимания.

2. Управленческий труд - ϶ᴛᴏ руководители учреждений, предприятий, подразделœений, учителя и преподаватели, управляющие учебным процессом. Для данной категории лиц характерно:

· большой объём информации для постоянного использования;

· строгие временные параметры и дефицит времени;

· ответственность за принятие решения.

3. Творческий труд – требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий, высокую интенсивность внимания, напряженность мышления и большой объём памяти.

4. Труд психолога, менеджера, юриста͵ лингвиста͵ экономиста – характеризуется высоким нервно - эмоциональным напряжением, контактами с людьми, большим объе-

мом крайне важно й памяти, напряженностью мышления, а у врача - ответственностью за здоровье и жизнь другого человека.

5. Труд учащихся и студентов – требует напряжения памяти, восприятия, внимания, особенно концентрации и устойчивости внимания. Наличие стрессовых ситуаций - зачетов и экзаменов.

Краткий анализ необходимых свойств личности убеждает нас в том, что, в случае если для общей работоспособности требуются физическое и умственное развитие, хорошие условия труда и крепкое здоровье, то для умственной работоспособности, кроме этих факторов, нужно постоянное внимание, хорошая память, рациональное мышление, выраженные, но не избыточные эмоции.

Основным условием трудового процесса при выполнении умственной работы является выработка и поддержание устойчивой доминанты (длительно действующего ансамбля нейронов, обеспечивающих определœенное поведение человека). Психическая деятельность осуществляется всœем мозгом в целом, но различные отделы центральной нервной системы функционируют дифференцированно. В процессе умственного труда принимает участие и кора больших полушарий и подкорковые структуры. Οʜᴎ включаются в единое целое для обеспечения различных по содержанию форм психической деятельности. Следует отметить, что подкорковые образования играют вспомогательную роль, скорее как активирующий фактор, тогда как правое и левое полушария являются непосредственными и обязательными участниками мыслительной деятельности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в умственную деятельность вовлекаются специфические (анализаторные) и неспецифические (ассоциативные зоны коры, лимбическая система) структуры мозга. Во время умственной деятельности локальные процессы захватывают различные корково-подкорковые взаимоотношения в обоих полушариях головного мозга.

В случае если генерализованные (общие) изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локальные процессы активации наблюдаются при разных видах деятельности в разных областях коры. Чем сложнее работа мозга, тем больше его структур синхронно функционирует. К примеру, в случае если работа связана с функцией речи, то большую роль играют отделы левого полушария (центры речи). Следует отметить, что в целом способность к анализу выше у ʼʼправополушарных людейʼʼ, а к синтезу – у ʼʼлевополушарныхʼʼ. Огромная роль принадлежит лобным отделам мозга (ассоциативные отделы), которые объединяют неспецифические формы активности с поступающей чувствительной (афферентной) информацией. Определœенное значение имеет пол человека. Так, математические способности больше выражены у мужчин (на одну математически одаренную женщину приходится 13 математически одаренных мужчин). Исследования показывают, что чёткая ʼʼсторонностьʼʼ в работе полушарий при умственной нагрузке больше присуща мужчинам.

Показатели деятельности нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем во время умственной деятельности свидетельствуют о возрастании нервного напряжения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обусловлено следующими факторами трудового процесса:

· крайне важно стью одновременного наблюдения за несколькими меняющимися во времени производственными процессами;

· восприятием и переработкой большого объёма различной информации;

· дефицит времени для переработки значимой информации и принятия решения;

· частым переключением внимания с одного объекта наблюдения на другой и крайне важно стью использования разных информационных потоков;

· крайне важно стью поддержания в течение длительного времени высокой интенсивности внимания, памяти, мышления;

· выполнением работ в ночное время;

· возможностью возникновения аварийной ситуации и дефицитом времени, отпущенным на ее устранение;

· повышенной ответственность за принимаемые решения.

Специфическая особенность умственного труда - сопутствующее изменение функционального состояния центральной нервной системы. Психические процессы сопровождаются активацией специфических и неспецифических образований мозга.

Генерализованные изменения активности мозга сопровождают любой вид умственного труда, локальные процессы активации развиваются в различных областях коры и глубоких структур мозга исходя из вида деятельности. Напряженный умственный труд вызывает включение не только центральной нервной системы, но и эндокринной системы, которая реагирует на стрессовые ситуации, эмоциональные нагрузки выбросом ʼʼстрессорныхʼʼ гормонов. Эмоции выполняют роль организатора целœенаправленной умственной деятельности. Для обеспечения умственной деятельности существенное значение имеет активность симпато-адреналовой и гипоталамо - гипофизарно-адренокортикальной систем. Чем больше степень нервно-эмоционального напряжения, тем выше активность этих стресс-реализующих систем.

Возникновение нервно-эмоционального напряжения при умственной деятельности объясняется тем, что объём информации, которую мозг должен обработать, близок или даже превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Необходимо различать близкие по значению сигналы и выполнять тонкие процессы мышления.

Непродолжительное повышение нервно - эмоционального напряжения имеет положительное значение для деятельности центральной нервной системы, так как в данном отделœе возрастает интенсивность обмена веществ и увеличивается скорость переработки информации.

Длительное нервно-эмоциональное напряжение приводит к существенному изменению сердечно-сосудистой системы: возрастают систолический и минутный объём сердца, артериальное давление и отмечается учащение пульса. В состоянии стресса, к примеру, на экзамене, еще больше активируется симпато-адреналовая система. Выделœение большого количества адреналина приводит к периферическому спазму сосудов, повышению артериального давления и, кроме того, к выделœению большого количества желудочного сока. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, налицо сразу два фактора, которые могут привести к развитию гипертонической болезни и язвы желудка или двенадцатиперстной кишки.

При умственной деятельности происходит перераспределœение мозгового кровотока: он становится интенсивнее в тех отделах, которые принимают непосредственное участие в деятельности. Интенсивность кровотока возрастает при умственном труде, особенно в левом полушарии.

Особенности умственного труда - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности умственного труда" 2017, 2018.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. Во многих профессиях преимущественно физического труда увеличивается доля умственного компонента, что приводит к стиранию граней между умственным и физическим трудом.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей учащихся и студентов. Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

0ператорский труд .

В условиях современного механизированного производства основными становятся функции контроля за работой машин, широкое распространение приобретает операторская деятельность.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Так, например, труд телефонисток характеризуется переработкой большого объем информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряжённостью.

Управленческий труд

труд руководителей учреждении, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд

(научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы) - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателей и медицинских работников

отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов

характеризуется, напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).



Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Локальные процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая левое и правое полушарие. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга.

При умственной работе обостряются восприятие, внимание, память.

Под влиянием умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. В начале работы улучшаются внимание, запоминание, скорость выполнения тестовых задач и профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок). Умственная деятельность проявляется в определенных нейродинамических и нейрофизиологических состояниях мозга Усиливается кровоснабжение мозга, повышается энергетический обмен нервных клеток, изменяются показатели биоэлектрической активности мозга.

При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15 – 20% от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет лишь 2%, от массы тела. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5 - 6 раз большим, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке.



Любая умственная работа, в особенности работа оператора, сопровождается определенным нервно-эмоциональным напряжением, причем для каждого, рода деятельности необходим определенный оптимум эмоционального напряжения. К эмоциональному напряжению ведут такие характеристики трудовой деятельности, как значимость работы, - ее опасность, ответственность. Нервно-эмоциональное напряжение приводит к усилению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, энергетического обмена; повышению тонуса мускулатуры.

Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 МДж. Однако при отдельных видах умственной деятельности увеличение расхода энергии различно. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – 94%, у операторов вычислительных машин – 60 – 100%.

При нервно-эмоциональном напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.

При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Умственная работа, связанная с нервно-эмоциональным напряжением, вызывает повышение активности симпатико-адреномедулярной, гипоталамо-гипофизарной, кортикальной систем. При эмоциональном возбуждении наблюдается ускорение обмена катехоламинов, увеличение выделения норадреналина в симпатических окончаниях, увеличивается содержание в крови адреналина и кортикостероидов, стимулирующих энергетические процессы, изменяющих минеральный обмен и повышающих возбудимость нейронов.

Оптимизация умственного труда должна быть направлена на сохранение высокого уровня работоспособности и на устранение хронического нервно-эмоционального напряжения.

При разработке рациональных режимов труда и отдыха необходимо учитывать тот факт, что при умственной работе мозг склонен к инерции, к продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. После окончания умственной работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, обусловливая более длительное утомление и истощение ЦНС умственной работе, чем при физической.

Н.Е. Введенскому принадлежит классическое высказывание: «устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают». Им же были сформулированы общие основные физиологические условия продуктивной умственной работы.

1. В работу следует «входить» постепенно. Это обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности.

2. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.

3. Следует придерживаться обычной последовательности и систематичности в работе, что обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа.

4. Правильное чередование умственного труда с отдыхом. Чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность.

5. Высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнение и тренировку.

Таким образом, происходит совершенствование и автоматизация навыков в умственной, особенно в операторской работе.

Оптимизации умственной деятельности, как и любой деятельности, способствует благоприятное отношение общества к труду, а также благоприятный психологический климат на производстве.

Монотонность работы как один из отрицательных факторов производства

Монотонный труд - это вид трудовой деятельности, при которой человек на протяжении всей рабочей смены выполняет одну и ту же операцию, продолжительность которой не превышает 30 с.

Чем меньше продолжительность операции, чем меньше элементов в операции, тем выше степень монотонии, тем выраженнее ее негативное влияние на состояние человека. В современном производстве дробление труда на отдельные операции привело к появлению огромной армии работников, занятых монотонным трудом. Монотонный труд отрицательно влияет на человека тем, что однообразные операции как бы вызывают «долбление» одних и тех же структур организма - нейронов, мышц, сухожилий. В процессе монотонного труда развивается сонливость, скука, которая порой бывает трудно преодолима. Конвейерное производство, на котором особенно проявляется монотония, вызывает гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки - болезни, которые развиваются при стрессовых воздействиях. Очевидно, что монотония является мощным стрессовым фактором.

При организации труда на конвейерных линиях важным является борьба с монотонней. В частности с этой целью технологический процесс организуется таким образом, чтобы любая операция была «богатой» по содержанию, требовала от исполнителя усилий и даже творческого процесса. Итак, необходимо, чтобы каждая операция длилась не менее 30 с и содержала как минимум 5-6 элементов.

Функциональная музыка, производственная гимнастика, частые макропаузы (по 5-10 минут), рациональная организация рабочего места - вот тот неполный перечень меропри­ятий, который часто используется для борьбы с монотонней на конвейерных линиях.

Умственный труд - это выполнение работы, связанной с приемом и переработкой информации, что требует активного функционирования сенсорного аппарата, а также струк­тур мозга, обеспечивающих такие психические процессы как внимание, память, мышление, эмоции.

Классификация умственного труда.

1. Операторский труд - группы профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами.

2. Управленческий труд - это руководители учреждений, предприятий, подразделений, учителя и преподаватели. Для данной категории умственного труда характерен большой объем информации, требуемый для постоянного использования, дефицит времени, ответст­венность за принятие решения.

3. Творческий труд - требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий, высокую интенсивность внимания, большой объем памяти, напряженность мышления.



4. Труд медицинских работников - характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, контактом с людьми, большим объемом памяти, личной ответственностью.

5. Труд учащихся и студентов - он требует напряжения памяти, внимания (особенно, концентрации и устойчивости внимания), восприятия и характеризуется наличием стрессо­вых ситуаций - экзаменов и зачетов.

Заболеваемость при умственной деятельности. Если умственный труд организован правильно, нет эмоциогенных факторов, то он не оказывает отрицательного влияния на организм человека. А его позитивные плоды благотворно влияют на здоровье. Так, труд конст­рукторов не имеет больших эмоциональных срывов, напряжения, поэтому у конструкторов уровень сердечно-сосудистых заболеваний не превышает 8%, в то время как у телефонис­ток, которым приходится иметь дело с дефицитом времени при обработке информации, этот уровень достигает 16%. Особенно эмоционально напряженным является труд руково­дящих работников. Среди них 40-50% имеют гипертоническую болезнь или ишемическую болезнь сердца.

Факторы риска сердечно-сосудистой патологии у людей умственного труда - это повышенная нервно-эмоциональная напряженность, гипокинезия, избыточная масса тела, куре­ние, наследственная предрасположенность.

Механизмы умственной деятельности. Главным образом это психическая активность. Она протекает с участием нейронов многих отделов мозга - коры, подкорковых образований лимбической системы. При умственной деятельности функционируют одновременно оба полушария мозга. При любой умственной деятельности происходит генерализованная активация мозга и одновременно повышается локальная активность, зависимая от вида психического процесса (перцептивная, моторная, вербальная, мнестическая). Например, при вербальных функциях активируются одни структуры мозга, что отражается на ЭЭГ, а при решении задач - другие. Особую роль в умственной деятельности играют лобные доли. Эмоциям принадлежит роль организатора целенаправленной умственной деятельности.

От чего же при умственной деятельности возникает нервно-эмоциональная напряженность? Это объясняется тем, что объем информации, которую необходимо обработать моз­гу, близок или превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. При этом часто требуется различе­ние близких по значению сигналов и выполнение тонких процессов мышления. К эмоцио­нальному напряжению приводит ответственность работы. В целом, при умственной работе обычно имеет место сочетание эмоциональных факторов и напряжения психической дея­тельности. Поэтому говорят о нервно-эмоциональном напряжении.

ЭЭГ-исследования показывают, что при умственной деятельности альфа-ритм изменя­ется - уменьшается его амплитуда, уменьшается индекс альфа-комплексов. При перегруз­ках, при выполнении сложных психических процессов на ЭЭГ появляется медленный ритм, или тета-ритм (4-7 Гц), что расценивается как признак эмоционального напряжения.

Большое значение для обеспечения умственной деятельности имеет активность симпато-адреналовой системы и гипоталамо-гипофизарно-адреналокортикальной оси. Чем выше степень нервно-эмоционального напряжения, тем выше активность этих структур (стресс-реализующих систем). Непродолжительное повышение нервно-эмоционального напряже­ния, вероятно, играет положительную роль в деятельности ЦНС, так как возрастает интен­сивность обмена веществ в ЦНС, увеличивается скорость переработки информации. Одна­ко при значительном нервно-эмоциональном напряжении существенно меняется деятель­ность сердечно-сосудистой системы - происходит рост систолического и минутного объема сердца, возрастает артериальное давление, учащается пульс. В стрессовых ситуациях, например, на экзамене, еще в большей степени происходит активация симпатической нерв­ной системы.

О наличии эмоционального напряжения при умственной деятельности свидетельствует величина артериального давления. Например, у операторов железной дороги при обнару­жении аварии артериальное давление тут же возрастает до 160/100 мм рт, ст. и удерживает­ся на этом уровне на протяжении всей оставшейся смены. Наиболее ярко существование эмоционального компонента в работе отражает величина среднединамического артериаль­ного давления (диастолическое +1/3 пульсового давления) - она возрастает сразу же после эмоционального напряжения.

При значительном эмоциональном напряжении меняется ЭКГ: например, происходит уменьшение зубца Т, что указывает на снижение интенсивности коронарного кровотока. Так, при аварийных ситуациях в метрополитене у машиниста число сердечных сокращений достигает 150 ударов в минуту, а на ЭКГ появляются типичные признаки коронарной недо­статочности. В.С. Фомин (1970) для оценки эмоционального компонента предложил ис­пользовать вагосимпатический индекс - это отношение амплитуды р/Т: при повышении тонуса симпатической нервной системы, вызванного эмоциональным напряжением, индекс возрастает, а при повышении тонуса вагуса, наоборот, он снижается. Этот индекс лучше отражает ситуацию, чем частота сердечных сокращений.

При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока, он становится интенсивнее в регионах, принимающих непосредственное участие в деятельно­сти. В целом, интенсивность кровотока при умственной деятельности возрастает, особенно в левом полушарии.

А постоянное высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое сопровождает умственный труд, приводит к патологии.

Особенности утомления при умственной деятельности. Утомление проявляется прежде всего снижением функциональных возможностей ЦНС, что отражается на ЭЭГ. Повышается тонус парасимпатической нервной системы (вероятно, как способ защиты от чрезмерного стрессового воздействия) - об этом свидетельствует снижение кожно-гальванического рефлекса, снижение артериального давления, снижение вагосимпатического индекса р/Т, урежение пульса. При наличии эмоциогенных факторов все изменения в организме имеют более выраженный характер.

Еще раз отметим, что все сдвиги, которые наблюдаются при умственной деятельности, в основном возникают из-за наличия эмоционального напряжения. Чем выше этот компо­нент, тем глубже изменения в процессе умственной деятельности.

По мнению Фомина В.С. (1979), утомление при умственной деятельности, скорее всего, обусловлено снижением активирующего влияния ретикулярной формации на кору и под­корковую область. Доказательством этому служат данные об использовании аминазина - это вещество блокирует восходящее влияние ретикулярной формации и при этом возника­ет состояние, которое сопровождается теми же изменениями, что и при умственном утом­лении, в том числе и вызванными переменой психического состояния.

Оптимизация трудового процесса при умственной деятельности . Для умственной деятельности характерно то, что и после работы она может продолжаться и иногда бывает трудно остановить ее. А. И. Герцен говорил, мысль нельзя сложить, как руки. Для того, чтобы остановить мыслительный процесс, необходимо переключение. С этой точки зрения осо­бенно эффективно переключение с умственной деятельности на физическую. При органи­зации умственной деятельности все исследователи ссылаются на 5 пунктов, которые выдви­нул еще в 1911 г. Н.Е. Введенский.

1. В работу нужно входить постепенно. 2. Должен быть определенный ритм работы, так как ритмичная работа способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления. 3. Необ­ходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности. Это предполагает регулярную, организованную и плановую работу. 4. Необходимо установить правильное чередова­ние труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физи­ческими упражнениями. 5. Высокая работоспособность сохраняется при постоянной и система­тической деятельности, при которой укрепляется навык.

Таблица 5.

Классификация переутомления и её признаки

Признак Начинающееся переутомление Легкое переутомление Выраженное переутомление Тяжелое переутомление
Снижение трудоспособности Мало выраженное Выражено заметно Выражено достаточно Выражено резко
Компенсация волевыми усили­ями снижения трудоспособности Не требуется Полная компен­сация Неполная компенсация Незначительная компенсация
Эмоциональные сдвиги Временное сни­жение интереса к работе Временами не­устойчивое настроение Раздражительность Угнетение, рез­кая раздражительность
Расстройство сна Трудно засы­пать или просы­паться Трудно засыпать или просыпаться Сонливость днем Бессонница
Снижение умст­венной работо­способности Нет Трудно сосредо­точиться Временами забывчивость Заметное ослаб­ление внимания
Лечение Упорядочить отдых, занятия физкультурой. Очередной отпуск и отдых Срочный очере­дной отпуск, ор­ганизованный отдых Лечение в стацио­наре или в поликлинике

Переутомление при умственной деятельности. Доказано, что напряженная умственна деятельность без достаточного отдыха между рабочими днями приводит к появлению перс напряжения. Оно проявляется, прежде всего, в повышении артериального давления, рост периферического сопротивления, изменении мозгового кровотока и экскреции катехоламинов (ночное снижение продукции этих гормонов при переутомлении отсутствует). Неко­торые признаки переутомления отражены в таблице (Платонов К. К., 1962).

Особенности трудовой деятельности студентов

Заболеваемость студентов. Первое место в структуре заболеваний студентов занимает гипертоническая болезнь. У студентов технических вузов она обнаруживается в 8-9%, у медиков - в 1%. 2-е место занимают гипотонические состояния. Затем идут такие заболе­вания как хронические и острые тонзиллиты (примерно у 3,3-5,7% студентов), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. У старшекурсников язвенная болезнь встре­чается чаще. Так, у первокурсников г. Челябинска на 1000 студентов она встречается в 2-х случаях, у студентов 3-го курса - в 4-х. Выражена распространенность близорукости: на­пример, в Челябинске она выявлена у 31% студентов, причем на старших курсах процент близорукости выше, чем у первокурсников.

Режим труда и отдыха. Реально студенты работают по 12 часов ежедневно. До 30% студентов вынуждены затрачивать на учебный процесс и ночное время. Следовательно, даже в неэкзаменационный период 1/4-1/3 студентов недосыпают. До 30% студентов не имеют свободного времени. Все это указывает на то, что у студентов имеется большая нагрузка, а их режим труда и отдыха явно нерационален. В последние годы, однако, сделана попытка регламентировать работу студентов, уменьшить продолжительность академической работы в студенческой аудитории. Но реально затраты времени не уменьшились.

По данным литературы, лишь 6-10% студентов соблюдают режим питания, остальные
либо не завтракают, либо принимают пищу в различные часы, либо вынуждены поздно принимать ужин Р пище студента преобладает жирная и углеводная пища, мало белка, особенно животного происхождения.

До 30% студентов медицинских вузов мало бывают на свежем воздухе. Около 83% суточного времени студенты находятся в состоянии относительной неподвижности. Процент студентов, регулярно занимающихся спортом, не превышает 23%.

Установлено, что даже в течение 1 часа в аудитории накапливается углекислый газ (его содержание возрастает в 3-4 раза в непроветриваемой аудитории), температура воздуха возрастает на 3-5°, а влажность увеличивается на 3-4%. К концу учебного дня во многих плохо проветриваемых помещениях температура воздуха достигает 26°, относительная влажность - 80%, а уровень СО 2 превышает предельно допустимые концентрации.

Изменения в организме студентов в период семестровых занятий и экзамена. Установле­но, что к концу рабочего дня у студентов снижается уровень внимания, уменьшается объем памяти, замедляется частота сердечных сокращений, снижается уровень артериального давления, увеличивается латентное время зрительно-моторной реакции, ослабляется дифференцировочное торможение. Все это указывает на развитие утомления (снижение тонуса симпатической нервной системы). Особенно заметны эти сдвиги во второй половине рабо­чей недели. Согласно данным ЭЭГ, к концу дня у студентов снижаются показатели общей мозговой активности, происходит смещение фокуса возбуждения из лево-передних отделов мозга иправозадние отделы и уменьшается степень межполушарных и лобно-затылочных асимметрий.

У первокурсников медицинских вузов к концу рабочего дня показатели работоспособности в среднем снижаются на 24%, у студентов 4-го курса - на 18%, а у 5- и 6-курсников не отмечено изменений (данные 1970 г.). Судя по результатам исследования крови, наибо­лее утомительной для студента является самостоятельная работа, на втором месте - прак­тическое занятие и меньше всего сдвигов наблюдается на лекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян, Н.А. Физиология человека: учебник (курс лекций)/Н.А. Агаджанян, Л.З. Телль, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова. - С-Петербург: СОТИС, 1998. – 526 с..

2. Алексеева, Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах земли: курс лекций/ Т.И. Алексеева. – М.: МНЭПУ, 1998. – 279 с.

3. Физиологические основы здоровья человека/под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб. – Архангельск: Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2001. – 728 с.

4. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для вузов. 2-е изд., испр./Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2002.- 416 с.

5. Савченков, Ю.И. Нормальная физиология человека: учебное пособие/Ю.И. Савченков. – Ростов н/Д: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – 448 с.

6. Коробкин, В.И. Экология: учебник для вузов/ В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 602 с.

ЛЕКЦИЯ №1......................................................................................................................................4

ЛЕКЦИЯ №2......................................................................................................................................8

ЛЕКЦИЯ №3....................................................................................................................................16

ЛЕКЦИЯ №4....................................................................................................................................19

ЛЕКЦИЯ №5....................................................................................................................................25

ЛЕКЦИЯ №6....................................................................................................................................29

ЛЕКЦИЯ №7....................................................................................................................................33

ЛЕКЦИЯ №8....................................................................................................................................37

ЛЕКЦИЯ №9....................................................................................................................................44

ЛЕКЦИЯ №10..................................................................................................................................47

ЛЕКЦИЯ №11..................................................................................................................................51

ЛЕКЦИЯ №12..................................................................................................................................53

ЛЕКЦИЯ №13..................................................................................................................................57

ЛЕКЦИЯ №14..................................................................................................................................61

ЛЕКЦИЯ №15..................................................................................................................................63

ЛЕКЦИЯ №16..................................................................................................................................68

ЛЕКЦИЯ №17..................................................................................................................................75

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................................79



Поделиться