Управленческие решения в таможенных органах статья. Методы принятия решений в таможенных органах

Этапы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в таможенных органах.

Управленческое решение пред­ставляет собой выбор альтернативы, осуществленный руко­водителем в рамках его должностных полномочий и направ­ленный на достижение целей организации.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения и реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения прово­дится экономический анализ ситуации, направленный на выявление, формулирование и идентификацию проблем, тре­бующих решения.

На стадии принятия осуществляется разработка возмож­ных альтернатив решения, определяются критерии выбора и производится выбор наиболее оптимального варианта, кото­рый затем согласовывается с вышестоящими руководителя­ми или с компетентными специалистами.

На стадии реализации решения осуществляется конт­роль за ходом его исполнения, вносятся необходимые кор­рективы и дается оценка полученного результата.

Процедура подготовки, принятия и реализации управлен­ческих решений представляет собой непрерывный замкну­тый цикл, состоящий из восьми этапов:

1.Ф ормирование целей .

На данном этапе определяются цели решения базовых проблем.

2. Выявление полного перечня альтернатив на основе полученной информации.

На данном этапе определяется как можно более полная совокупность вариантов достижения поставленных целей на основе получения, переработки и изучения информации о состоянии проблемы.

3. Оценка альтернатив со стороны специалистов .

На основе данных, полученных в результате изучения информации, производится выбор наилучшего способа достижения целей. Таким образом, совместное использование интуиции, опыта работы руководителя и методов анализа, которыми владеют специалисты, дает возможность наиболее полно учесть все аспекты решаемой проблемы. Конечным результатом работ данного этапа является суждения специалистов о предпочтительности вариантов принимаемого решения.

4. Предварительный выбор лучшей альтернативы .

На этом этапе проводится уже детальный анализ допустимых альтернатив с учетом затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям их реализации. На этом этапе результаты анализа представляются лицу, принимающему решение по данной проблеме.

5.Определение критериев эффективности и возможных последствий выполнения решения .

На данном этапе определяются основные критерии, по которым можно будет давать оценку выполнения принятого управленческого решения. На этом же этапе необходимо предусмотреть возможные негативные последствия выполненного решения.

6. Оценка затрат на реализацию решения .

Здесь имеется в виду материально-техничное и финансовое обеспечение выполнения решения. В данном случае материально-техническое и финансовое обеспечение предполагает снабжение исполнителей всеми необходимыми средствами для нормальной деятельности исполнителей.

7.Выбор единственного решения .

С учетом результатов проведения всех предыдущих этапов, любой другой дополнительной информации руководитель принимает окончательное решение. Однако это не означает, что принято наилучшее решение. Тем не менее, оно является конечным результатом работ на данном этапе.

8.Доведение принятого решения до исполнителей .

9.Выполнение решений подчиненными.

10. Контроль и оценка результатов.

Если принятое ранее решение оказалось недостаточно эффективным или ошибочным, то именно хорошо отлаженная система контроля может позволить своевременно это установить и внести коррективы в действия организации. Так же именно система контроля позволяет выявить те положительные аспекты и сильные стороны, которые определились в организации при осуществлении ее деятельности.

1. Теоретические основы процесса управления


1.1 Сущность и содержание процесса управления


Процесс управления - это деятельность объединенных в систему субъектов управления (линейных и функциональных руководителей), направленных на смену качественных состояний управляемого субъекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления. Аспектами процесса управления являются:

Методологический аспект - предполагающий реализацию процесса управления последовательность специфических этапов; - определение цели (как представление руководителя о конечном состоянии управляемой системы); - оценка ситуации, как совокупности всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, в определенное время и требующая соответствующих действий руководителя; - выявление проблемы как основное противоречие между ситуацией и целью; - выработка управленческого решения - поиск путей разрешения проблемы в ходе практической реализации управленческой деятельности.

Функциональный аспект - реализация общих функций управления в определенной последовательности;

Экономический аспект - оценка ресурсов, необходимых для функционирования системы и эффективности их использования;

Организационный аспект - формирование последовательности организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему;

Социальный аспект - учет человеческого фактора в процессе управления;

Информационный аспект - формирование последовательности операций преобразования информации.

1.2 Организация процесса управления


Основным принципом управления является - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель - лицо, персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации. Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры.

Поэтому организация процесса управления в системе таможенных органов - всестороннее его упорядочивание, определяющее четкость, последовательность, и допустимые границы его осуществления.

Процесс управления можно разбить на следующие элементы:

Цикл - отрезок времени необходимый для полной реализации всех общих функций управления (анализ, прогнозирование, планирование, организации, регулирования, учета и контроля);

Этап (часть цикла) - промежуток времени, в течение которого в одном случае создается система предстоящей деятельности, а в другом осуществляется управление ходом ее функционирования.

Стадия (часть этапа) - время полной реализации какой-либо одной общей функции управления;

Фаза управления (часть стадии) - время выполнения одной управленческой операции.


1.3 Решение в процессе управления


«Управленческое решение - мыслительно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления». Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, можно заметить, что он, представлен в виде трех элементов управления: подготовки, принятия и осуществления управленческих решений.

Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.

Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана - прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

По своему типу решения делятся на группы:

Стандартизованное решение (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя, и наиболее часто встречается в практике таможенных руководителей;

Инициативные (нестандартные) решения, где качества руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечёт ряд позитивных и негативных последствий.


Цикл и последовательность этапов реализации управленческого решения


К управленческому решению предъявляется ряд требований:

всесторонняя обоснованность решения - необходимость принятия его на базе максимально полной и достоверной информации;

своевременность - принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи социально-экономической системы;

необходимая полнота содержания - должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, направления развития.

полномочность - строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления;

согласованность с принятыми ранее решениями это необходимость соблюдения чёткой причинно-следственной связи общественного развития.

Принятие управленческого решения требует высокого уровня профессионализма, и наличия определенных социально - психологических качеств личности, которыми обладают всего лишь 5-10% специалистов, имеющие профессиональное образование.


1.4 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений


В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают:

Компетентность персонала;

Деловые и личные качества руководителя

Ролевые позиции руководителя (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную и т.д.).

Основными способами улучшения качества управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.

Мощным фактором, активизирующим процесс принятия решения, выступают современные средства оргтехники, включая вычислительную технику и современные телекоммуникационные технологии. Это требует высокого уровня культуры в области математики и программирования, технологии использования технических средств.

Однако процесс принятия решения, выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер, и зависеть от способностей каждой конкретной личности руководителя.

Вывод: при принятии решений необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов воздействующих на процесс принятия последнего. Следует отметить, что представленные факторы носят общий характер, а по отношению к государственной организации приобретают специфические черты.


2. Принципы управления в таможенных органах


Управление - это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

Субъектами управления в таможенных органах, являются руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным и требовать их выполнения.

Объектами управления являются исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы.

Управление, в таможенных органах, носит ступенчатый (иерархический) характер и основано на единоначалии.

Это означает, что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты и как объекты управления.

Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. И на каждом уровне младшее звено подчиняется старшему.

Информационную взаимосвязь между различными ступенями системы управления федеральной таможенной службы можно представить на следующей схеме (смотри рис 1.1):

Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизм управления - законы, принципы, цели, методы и функции управления; структура управления - органы управления, кадры управления и технические средства управления; процесс управления - деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления; механизм совершенствования системы управления - организация процесса анализа эффективности принимаемых управленческих решений.


Схема взаимосвязи элементов управления в таможенных органах


Вывод 1: Управление - это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений. В нем присутствуют субъекты управления (руководители), и объекты (исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы).

Управление, в таможенных органах, носит ступенчатый (иерархический) характер и основано на единоначалии, и это означает, что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты и как объекты управления. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. И на каждом уровне младшее звено подчиняется старшему.


2.1 Процесс управления в системе таможенных органах


Важным компонентом системы управления является процесс управления. Процесс управления - это деятельность объединенных в систему субъектов управления (линейных и функциональных руководителей, а также другого управленческого персонала), направленная на смену качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных, функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.

Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.

Управленческая ситуация - это совокупность всех условий (внутренних, и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя. Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер.

Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия автоматически ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения.

Функциональный аспект - это реализация общих функций управления в определенной последовательности.

Выработка управленческого решения - это поиск. путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности ресурсов управляемой системы и оценкой их использования.

Организационный аспект заключается в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.

Социальный аспект процесса управления определяется участием человека во всех его этапах, независимо от той или иной степени автоматизации управления.

Информационный аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации). ,

Общая и конкретные цели управления таможенными органами определяются Таможенным кодексом Российской Федерации и другими законодательными и правовыми нормативными документами Президента РФ, Правительства РФ и ФТС России.

В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто применяется «управление по отклонениям», «программное управление» и «целевое управление».

Управление по отклонениям имеет место на всех уровнях иерархии управления таможенными органами, так как строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.

Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы управления с указанием последовательности ее выполнения.

В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.

В практике управления его типы применяются нередко в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключительно важное значение.

Таким образом, из двух рассматриваемых компонентов системы управления - структуры и процесса - более динамичным является процесс управления. Поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не укладывается, когда структура создает существенные помехи, становится тормозом развития управления, а следовательно, и всей системы управления в целом.

Таким образом, совершенствуя те или иные характеристики процесса управления, необходимо постоянно учитывать взаимосвязи процесса и структуры системы управления и находить моменты перестройки структуры. Поэтому в настоящее время в ходе модернизации таможенных органов значительное внимание уделяется совершенствованию процесса управления.

Организация процесса управления в системе таможенных органов - это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления.

Организация процесса управления включает установление:

·Необходимой последовательности выполнения различных его циклов, этапов, стадий и управленческих работ (операций).

·Временных границ выполнения управленческих работ (операций) определенного вида и их группировку.

·Четкого поступления достаточной и необходимой информации для нормального и своевременного осуществления каждого этапа процесса управления и всех его управленческих работ.

·Порядка участия различных звеньев системы управления по этапам процесса управления.

·Процедур процесса управления как обязательных управленческих работ (согласования, обсуждения, визирования, утверждения, информирования и др.)

Любой процесс управления по своему содержанию состоит из циклов, этапов, стадий и фаз. Под циклом управления понимается отрезок времени, необходимый для полной реализации всех общих функций управления (анализа и прогнозирования, планирования, организации, регулирования, учета и контроля). Для реализации циклов управления необходимо иметь нормативную базу, систему планирования, систему учетов, системы оценки и стимулирования деятельности сотрудников, информационное и кадровое обеспечение и др.

Цикл включает этапы, под которыми понимаются промежутки времени, в течение которых в одном случае создается система предстоящей деятельности, а в другом - осуществляется управление ходом ее функционирования.

Каждый этап содержит стадии. Под стадией следует понимать время, необходимое для полной реализации какой-либо одной общей функции управления. В соответствии с этим, стадии процесса управления называются стадией анализа и прогнозирования, стадией планирования, стадией организации, стадией регулирования, стадией учета и стадией контроля. Каждая стадия состоит из различного количества фаз управления, под которыми необходимо понимать время, требуемое для выполнения одной управленческой работы (операции).

Таким образом, по своему содержанию процесс управления является достаточно сложным. Он идентичен для любого вида управления любыми таможенными органами. Кроме того, он остается неизменным и применительно к любым условиям.


2.2 Принципы организации процессов управления в таможенных органах


Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.

В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Системность - ведущий принцип управления . Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.

Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов.

Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности управления.

Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами.

Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие общие принципы управления.

Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.

К частным относятся принципы управления: законности, централизации в сочетании с разумной децентрализацией, непрерывности, оперативности, гибкости, ответственности, преемственности, нацеленности на конечный результат и др.

Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и ряд других.

Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.

К ним можно отнести принципы управления: единоначалия, конкретности, разделения труда, скалярный, иерархии, единства распорядительства и одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления и др.

Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.

В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника.

Это выражается в полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения поставленных задач перед данной структурой; наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав; в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства; в наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов руководитель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом руководителя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенными органами и сотрудниками. На принципе единоначалия действуют начальники региональных таможенных управлений, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений. Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и таможенных постов.

Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях.

Принцип конкретности управления требует конкретного анализа ситуации, для чего нужна добротная научная информация о системе управления и о ее внешней среде.

Принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.

Скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган) должна иметь четко определенную иерархическую структуру.

Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.

Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.

Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.

Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее должностное лицо должно нести ответственность за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.Вывод: Процесс управления - это деятельность объединенных в систему субъектов управления, направленная на смену качественных состояний управляемого субъекта, а также на достижение целей коллектива путем реализации определенных функций. Как уже говорилось, развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления, поэтому совершенствуя какие-либо характеристики процесса управления, необходимо постоянно учитывать взаимосвязи процесса и структуры системы управления.Существуют различные принципы организации процессов управления в таможенных органах, поэтому необходимо учитывать специфику организации процессов управления, и следовательно правильно выбирать необходимые принципы.


3.1 Пути совершенствования управления в таможенных органах


В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам таможенной политики. От грамотного и принципиального ведения дел в этой сфере напрямую зависит как национальная безопасность, так и пополняемость федерального бюджета. таможенный орган

Среди нерешенных проблем таможенной системы можно назвать следующие:

занижение таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование;

неразвитость системы информирования о ценообразовании;

низкая эффективность контроля на основе методов аудита;

низкий уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами;

недостаточная подготовленность кадров, особенно специалистов в области управления, контроля и анализа информации;

низкий уровень социальной защищенности должностных лиц таможенных органов;

высокий уровень коррупции.

Развивались такие направления деятельности, как электронное и предварительное декларирование, система управления рисками, таможенный контроль после выпуска товаров в свободное обращение.

Введена в эксплуатацию и продолжает совершенствоваться система управления рисками. Человеческий фактор в ряде случаев остается определяющим, но с помощью системы управления рисками можно свести к минимуму возможные риски, возникающие при таможенном оформлении.

Эта технология отрабатывается пока в экспериментальном режиме, однако в дальнейшем планируется создать гибкую, но жестко централизованную систему контроля и управления, основу которой будет представлять Операционный центр по обработке информации и принятию решений. Главной задачей Центра будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с применением системы управления рисками, выдача оперативных ориентировок таможенным органам, а также информационный обмен с другими контролирующими органами. В Центр будет поступать информация от зарубежных таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности в рамках предварительного информирования о поставках товаров на территорию России, от других контролирующих органов. Сложность этой проблемы заключается в объективности и достоверности информации, поступающей в базу данных, которая должна быть единой для всех контролирующих органов. Достоверные данные в одинаковой степени необходимы как таможенникам, так и налоговикам и другим ведомствам, заинтересованным в получении необходимой информации в автоматическом режиме реального времени. В связи с вышеизложенным, важно принципиально решить вопрос о создании Единой базы контролирующих органов.

Очень важным направлением дальнейшего совершенствования управления таможенными органами является работа по защите интеллектуальной собственности. Предполагается совершенствование законодательной базы и изменение организационной структуры региональных таможенных управлений и таможен в части кадрового укрепления подразделений, занимающихся вопросами защиты прав интеллектуальной собственности.

В настоящее время идет модернизация информационных систем таможенных органов России. Перед разработчиками поставлены две основные проблемы:

внедрение международных стандартов по обработке документации при таможенном контроле;

повышение исполнительской дисциплины налогоплательщиков, то есть уход от нелегальных схем минимизации платежей, связанных с таможенным оформлением товаров.

Отмечается позитивная тенденция в работе оперативных подразделений по выявлению преступлений.

В оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности важнейшим направлением является борьба с преступлениями против интересов государственной службы и с коррупцией в таможенных органах.

Основные усилия в кадровой работе направлены на кадровое обеспечение таможенных органов региона. Большое внимание уделяется профессиональной подготовке кадров.

Дальнейшее совершенствование таможенного администрирования невозможно без активного развития института таможенных брокеров. В результате работы по новому Таможенному кодексу Таможенного союза можно с уверенностью утверждать о становлении рынка брокерских услуг в области таможенного дела с учетом современных требований изменившегося законодательства. Основным инструментом стала система поручительства общественных объединений таможенных брокеров. По оценке ФТС России услугами поручителей предпочитает пользоваться подавляющее большинство таможенных брокеров. Вместе с тем наблюдается тенденция снижения доли товаров, декларируемых таможенными брокерами, хотя количество лиц, включенных в реестр таможенных брокеров, стабильно растет. Это может служить показателем недостаточного внимания и поддержки со стороны государства в лице контролирующих органов по отношению к законопослушным участникам внешнеэкономической деятельности, оказывающим услуги в области таможенного дела.

Слабо учитывается мировой опыт предоставления особых условий для наиболее добросовестных участников околотаможенного рынка услуг, хотя хорошо известны способы преимуществ, которыми прогрессивные государства предоставляют своим проверенным временем и чистотой отношений участникам внешнеторговой деятельности. Это и, так называемые, «белые списки», «системы коридоров», или «системы ступеней».

Не менее важной остается организация государственного контроля по новой схеме с размещением непосредственно на линии движения пунктов пропуска только двух служб - таможенной и пограничной. Намечается в ближайшее время осуществить меры по внедрению системы интегрированного контроля. Намечено внедрение современных технологий государственного контроля на основе межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через государственную границу, создание единой информационной базы данных всех контролирующих органов, а также создание необходимых условий для работы контролирующих органов вне линии движения пунктов пропуска.

Таким образом, создается принципиально новая организационная система, которая предполагает реализацию принципов «одного окна» (однократное представление информации) и «одной остановки» (интегрированный таможенный контроль).

Важную роль играет создание единой автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, а также обустройство таможенной границы, развитие приграничной инфраструктуры, создание единой структуры, отвечающей за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска. Это позволит внедрять единые нормы, правила строительства и эксплуатации, значительно сократить расходы на содержание пунктов пропуска.

Следует также отметить, что автоматизация таможенных процессов - это внедрение самых современных технических средств при таможенном оформлении. Такая глобальная компьютеризация процессов таможенного оформления решает сразу две задачи. С одной стороны это безусловное ускорение процедуры, так как декларацию можно подать, не выходя из своего офиса в любой пункт России. С другой стороны, это повышение эффективности и прозрачности работы таможни, к тому же исключает личный контакт инспектора с импортером.

Таможенные органы по роду своей деятельности контролируют участников внешнеэкономической деятельности, пресекая незаконные сделки, и осуществляют борьбу с наркобизнесом. Поэтому борьба с коррупцией является важным условием и основным требованием эффективной работы таможенной системы.

Проблемы повышения эффективности функционирования систем управления традиционно актуальны в экономической науке и практике, а в период реорганизации социальных, юридических, политических отношений эта проблематика особенно актуальна и особенно сложна.

В свою очередь повышение эффективности напрямую зависит от качества управления. Современный менеджмент объединил в себе достижения таких наук как экономика, психология, социология, философия, культурология.

Изменение ситуации в таможенной сфере - это не только наведение порядка в самой таможне. Это возможность готовить и принимать грамотные и своевременные управленческие решения в деятельности таможенных органов.

Можно сказать, что реформа таможенных органов не завершена. Определены приоритеты развития. Началась реформа в подборе кадров. Разрабатывается эффективная система управления в таможенной системе и совершенствование таможенного законодательства, считающегося самой сложной подотраслью административного права.

Изучив основные направления совершенствования системы управления таможенными органами можно выделить следующие пути совершенствования таможенного менеджмента:

Модернизация организационных структур управления

оптимизация в иерархической структуре управления

повышение организованности таможенной системы и сокращения связей

упрощение сложных структур управления и увеличение их гибкости

исключение дублирования в организационных структурах управления

обеспечение максимальной степени типизации

Совершенствование методов управления

обеспечение относительно равномерной нагрузки на каждое таможенное подразделение

четкое разграничение функций, прав и обязанностей руководителей и подчиненных

наличие действенного контроля за исполнением решений

Повышение научного уровня в управлении за счет разработки научно обоснованного программно-целевого развития таможенной системы

Развитие информационной базы

создание ЕГАИСТ, укрепление информационной связи между ФТС России, региональными таможенными управлениями, таможнями и таможенными постами

создание международных информационных программ и обмена информацией (пример, «TEDIM» - организация информационных связей на основе систем электронной передачи информации для поддержки транспортных потоков между ЕС и РФ)

Развитие информационных технологий и компьютеризации в системе управления.

разработка ЕАИСТ и региональных АИСТ в таможенной деятельности, развитие корпоративной сети Internet, локальных информационных сетей и АРМ.

разработка новой концепции организации и управления в таможенном деле на информационной основе.


3.2 Предложения по совершенствованию процесса управления таможенным контролем на основе системы управления рисками


Таможенный контроль - один из важнейших институтов таможенного права, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного Союза. Таможенным Кодексом ТС установлен разрешительный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границ, в связи с чем целью таможенного контроля является определение посредством проверок соответствия таможенных операций и таможенных процедур, осуществляемых участниками таможенных отношений, требованиям таможенного законодательства РФ.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР).

Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства России.

Основные понятия, применяемые в системе управления рисками.

Анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло, и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск - это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.

Область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.

Оценка риска - систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

Цель СУР - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность отечественных товаро-производителей;

затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Применение СУР обусловлено необходимостью систематизации оснований, порядка и форм проведения таможенного контроля, что в свою очередь должно привести к предсказуемости таможенной службы во взаимоотношениях с участниками внешнеторговой деятельности.

Положительный результат применения в деятельности таможенных органов СУР подтверждает опыт работы таможенных органов зарубежных стран.

Внедрение СУР предполагает следующие этапы:

анализ имеющихся нарушений таможенного законодательства в целях выявления существующих рисков;

разработка соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей применение в деятельности таможенных органов элементов СУР;

осуществление систематизации принимаемых мер по минимизации рисков;

определение критериев для отнесения объектов анализа к областям риска;

расширение практики избирательности применения форм таможенного контроля таможенными органами;

внедрение анализа экономической эффективности принимаемых мер по минимизации рисков;

внедрение новейших информационных технологий, включающих в себя современные каналы передачи данных, международные стандарты передачи данных, соответствующие программные средства, а также средства вычислительной техники и технические средства таможенного контроля;

создание информационной поддержки системы управления рисками, включающей в себя различные базы данных, программные средства для их обработки.

Реализация данных мероприятий позволит отказаться от неэффективных процедур, перераспределить ресурсы на приоритетные направления работы.

Наряду со значительным количеством положительных сторон, СУР показывает и слабые стороны. Монополия ФТС России на утверждение профилей риска, которая, учитывая огромные масштабы России и недостаточную техническую оснащенность таможенных органов, делает систему «неповоротливой». Необходимо использование таких подходов в функционировании СУР, которые максимально сократят временной отрезок между выявлением риска и принятием решения о применении наиболее рациональной формы таможенного контроля.

Стало ясно, что без новых принципов таможенного администрирования, таких, как электронное декларирование, предварительное информирование, невозможно эффективное функционирование СУР.

Также, СУР невозможна без отлаженной системы «обратной связи». Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.

В целях дальнейшего совершенствования СУР, планомерной реализации принципов управления таможенными рисками предлагается:

Ввести систему градации профилей риска с тем, чтобы часть из них при необходимости могла утверждаться непосредственно начальниками РТУ, что позволит значительно сократить время между выявлением риска и усилением таможенного контроля до нескольких часов.

Создание и использование в практике работы таможенных органов информации из единого оперативно - аналитического центра системы управления рисками должно быть приоритетным направлением развития информационно-технической составляющей ФТС России. Опыт создания и внедрения аналогичных систем в таможенных службах других стран показывает, что разработка СУР - это комплексная задача, объединяющая в себе методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты.

Важнейшей составляющей информационных ресурсов СУР должны стать базы данных, получаемые в ходе информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти на основании межведомственных соглашений. Вместе с тем в обязательном порядке должна использоваться информация от таможенных служб иностранных государств.

В настоящее время необходима разработка программных средств, для формирования на уровне ФТС России профилей рисков в электронном виде, их хранения, доведения до таможенных органов, проверки электронной копии ГТД на соответствие профилям риска в электронном виде в ходе основного таможенного оформления и контроля.

Комплексный подход к выявлению рисков. Применение понятий внутренних и внешних рискообразующих факторов.

Значительное повышение мотивации сотрудников таможенных органов как воздействие на кадровую компоненту.

Проведенный анализ дает основание утверждать, что результативное применение на практике современных принципов управления таможенными рисками основательно затрудняется без наличия действенного организационно-функционального механизма их реализации.

Действующий сегодня механизм минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля предусматривает:

использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;

применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо правовыми нормами;

использование информационно-технических и программных средств при ТО и ТК, позволяющих осуществлять реализацию СУР;

использование системы обратной связи, воплотившейся в практику реализации функции контроля и организации отчетности.

Однако стоит заметить, что на данный момент действующие механизмы минимизации рисков не совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также уровень материально-технической оснащенности некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально-географическое положение.

Задача эффективного управления таможенными рисками является одной из наиболее актуальных и практически значимых в комплексе взаимосвязанных проблем развития таможенной службы. Первостепенной задачей является освоение новых подходов к управлению таможенными рисками, разработка более совершенных моделей систем управления рисками для принятия на этой основе обоснованных и своевременных управленческих решений.


Заключение


В настоящее время таможенная служба России находится на этапе общего подъема и совершенствования. Закончился период интенсивного роста численности работников таможенной службы, ведь эффективность работы таможенной службы определяется не только численным составом, но в значительной мере качеством работы всех его подразделений.

Проанализировав состояние дел в таможенных органах можно сказать, что Правительство Российской Федерации поддержало в целом цели и задачи Концепции развития таможенной службы, определило подходы к решению стоящих перед службой задач и пути достижения поставленных целей по созданию в России новой, современной, отвечающей международным стандартам таможенной службы, способной быть равно эффективной и прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности.

Оптимальное решение задач принятия управленческих решений, организации планов дальнейшего развития, прогноза путей развития невозможно без проведения оценки деятельности всей системы в целом, анализа соответствия результатов работы с поставленными целями.

В настоящее время таможенные органы России пока не в полной мере готовы обеспечить свою работу на уровне международных стандартов, так как не решен целый ряд ключевых, системных проблем, без устранения которых невозможно поднять на качественно новый уровень работу таможенных органов и повысить эффективность деятельности службы в целом. Должны быть найдены новые пути решения устаревших проблем, необходимо определить этапность их реализации.

Изученные мною материалы позволяют сделать следующие выводы:

Проблемы, которые переживают таможенные органы сегодня, принципиально связаны с усложнением и обострением проблем их институционального развития. Своеобразие процессов формирования таможенной системы как важнейшего экономического института государственного управления внешнеэкономической деятельностью в России на предшествующих этапах обусловило возникновение диспропорций и разрывов, вследствие чего экстенсивно развивающиеся таможенные органы стали испытывать обостряющийся дефицит организованности и управляемости. Необходимые изменения в управлении нередко осуществлялись бессистемно, методом проб и ошибок. Все эти факторы предопределили необходимость научного обоснования, организации и развертывания работ по преобразованию российской таможни в социальный институт, соответствующий современным характеру и тенденциям развития внешнеэкономических отношений в России и в мире.


Список литературы

управление решение таможенный кадровый

1. Таможенный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 11 ноября 2004 года) Кодекс РФ Федеральный закон от 28.05.2003 №61-ФЗ

Драганов Основы таможенного дела М, Экономика 2009 г., 687 с.

Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.ИНФИНИТИ: 2010.381 с

Бондарева А.В., Зубченко И.Н. Общий и таможенный менеджмент 2013 г. 141 с., 294 с.

5. Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник /.:РИО РТА, 2005. - 292 с.

Управление таможенным делом: учебное пособие / В.В. Макрусев, В.А. Черных, В.Т. Тимофеев и др. - СПб.: Троицкий мост, 2012. - 448 с.

7. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М, Интел-синтез, 2011. 284 с.

8. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ., Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Банки и биржи, 1994, 257 с.

. «Обзор состояния правопорядка и служебной дисциплины в таможенных органах СЗТУ за 12 мес. 2004 г.» письмо СЗТУ №13-02-19/1579 от 01.02.2005

Управление таможенным делом: Учебное пособие / Макрусев В.В., Черных В.А., Тимофеев В.Т., Андреев А.Ф. и др.; Под общей ред. Макрусева В.В. и Черных В.А. СПб.: Троицкий мост, 2012.

Энциклопедия менеджмента. Питер Ф. Друкер, 2004.-432 с.

. #"justify">.#"justify">. #"justify">. http://www.customs.ru // [Электронный ресурс] - официальный сайт Таможни РФ


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Важным компонентом управления является процесс управления.

Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управле­ния, направленная на достижение целей таможенных органов путем реа­лизации определенных функций с использованием соответствующих ме­тодов и принципов управления.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в кото­ром выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономи­ческий, организационный, социальный и информационный.

Методологический аспект состоит в том, что процесс управления ре­ализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого ре­шения.

Цель управления - это представление руководителя о том, какой долж­на быть управляемая система, т. е. желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.

Управленческая ситуация - это совокупность всех условий (внутрен­них и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управ­ления, сложившихся в определенное время и требующих соответствую­щих действий руководителя.

Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер.

Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разре­шение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определя­ет выработку решения.

Принятие управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической ре­ализацией найденного пути.

Функциональный аспект - это реализация общих функций управления в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности в ресурсах управляе­мой системы и оценкой их использования.

Организационный аспект заключается в использовании организаци­онно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктиро­вание и ответственность.

Социальный аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и чело­веко-машинных операций.

Информационный аспект состоит в определенной последовательнос­ти операций по преобразованию информации в процессе управления (до­бывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача ин­формации).

21. Особенности принятия управленческого решения в таможенных органах.

Принятие управленческих решений - отдельная управленческая функция.

Управленческое решение - это директивный фиксированный акт субъекта управления, организующий, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели.

В решении формируются цели и задачи, стоящие перед объектами уп­равления, предусматриваются ограничения в их поведении, определяются необходимые ресурсы. Таким образом, управленческое решение содержит цель и программу действий для управляемой подсистемы (для объекта).

Для принятия управленческого решения требуются глубокое знание таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективная оценка, определенный опыт, навыки и творческое отношение к делу.

Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Классификация управленческих решений в ТО. Управленческие реше­ния принято классифицировать по различным признакам (рис. 56). Одна­ко определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение: обычно это условия определенности и неопределенности. Усло­вия определенности, как правило, предопределяют принятие так называ­емых стандартных решений, условия неопределенности - нестандартных (новаторские, инновационные).

Разработка управленческого решения представляет собой процедуру нахождения возможных вариантов достижения поставленных перед тамо­женной системой целей, выбор одного из них и подготовку организацион­но-технических мероприятий по обеспечению его выполнения.

При разработке управленческих решений используются различные методы, основными из которых в таможенных органах являются: интуи­тивные, основанные на суждениях (адаптивные) и рациональные.

Интуитивные решения основываются на собственном ощущении ру­ководителя, что их выбор правилен. Решение принимается практически без участия сознания (рассуждений), мгновенно. Сознательная часть этого процесса перешла на уровень бессознательного и скрыта от непосред­ственного самонаблюдения.

Решения, основанные на суждениях , во многом сходны с интуитивны­ми, поскольку их логика может слабо просматриваться. Но все же в их основе лежат явные рассуждения, знания и осмысленный в отличие от предыдущего случая опыт руководителя, его подчиненных и других ру­ководителей.

Рациональные решения основаны на методах, важнейшими из которых являются экспертное, физическое и экономико-математическое моделиро­вание.

Оптимальность решения означает, что оно в целом должно соответ­ствовать данной конкретной ситуации. Оптимальность решения достига­ется применением при его принятии соответствующих методов.

Решения должны быть конкретными и гибкими.

Конкретность - это четкая определенность содержания решения. Особенно важна четкость в определении задач, которые ставятся перед исполнителями. Конкретность решения не исключает, а предполагает его гибкость, т. е. возможность его коррективов.

Результативность работы таможенных органов во многом зависит от качества решений, которые принимаются на всех уровнях управления.

Управленческое решение- это прежде всего мыслительно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления.

В решении формулируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматривается мера их дозволенного поведения, определяется, какие ресурсы необходимы для реализации целей и задач. Таким образом, управленческое решение содержит цель и программу деятельности системы управления. Вот почему именно от качества и своевременности принятия управленческих решений в таможенных органах зависит прежде всего успех и неудача управления ими.

Управленческие решения принято классифицировать по различным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение, Обычно решения принимаются в условиях определенности и неопределенности (риска). Условия определенности, как правило, предопределяют принятие так называемых стандартных решений, а условия неопределенности- нестандартных решений.

Стандартными являются решения, в которых четко отработана структура самого решения и процедура его принятия. Обычно они ориентированы на изменение отдельных количественных параметров сложившейся ситуации, срок исполнения и расстановку исполнителей, а общая ее структура остается прежней. Подобные решения могут и должны приниматься быстро, без специальной подготовки. Например, увеличился товарооборот на одном из таможенных постов. Начальник таможни принимает стандартное решение- прикомандировать к этому таможенному посту сотрудников из функциональных отделов таможни.

Нестандартные решения, являются творческими. В условиях неопределенности, а значит и риска, нужда в таких решениях сильно возрастает. Это сопряжено с необходимостью постоянно приноравливаться к изменяющейся таможенной обстановке и с маневрированием ресурсами под воздействием как внутренних, так и неконтролируемых внешних факторов.

При подготовке решения прежде всего необходимо выявить и проанализировать проблемную ситуацию. Вовремя выявить проблему- это значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями для ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его вероятные конечные результаты. Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение которых надо браться в первую очередь.

Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате:

Получения решения вышестоящего уровня управления (приказ, распоряжение, план работы и т.д.), для исполнения которого требуется частное, более конкретное решение на своем уровне;

Поступление от подчиненных сотрудников, а также из различных ведомств, учреждений и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов, касающихся таможенного дела;

Получения запросов нижестоящих звеньев управления по конкретным проблемам.

Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям- по срокам решения проблемной ситуации, материальным ресурсам, кадрам и т.д. Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) при разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.

Выбор наилучшего варианта и принятие решения производится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.

К числу наиболее очевидных критериев относятся:

Количество необходимых сил и средств;

Уровень подготовленности исполнителей для решения задач;

Степень материальных затрат;

Лимит времени на решение проблемы.

Сложнее выбирать предпочтительные действия, когда следует принимать во внимание степень риска, т.е. учитывать соотношение предполагаемых отрицательных последствий с ожидаемым результатом. При оценке риска должны учитываться два фактора: характеристика самих последствий и вероятность их наступления.

Чтобы окончательно остановится на одном варианте, необходимы волевые усилия, как бы стимулирующие и организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии. Воля субъекта помогает побороть нерешительность и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие.

В процессе принятия решения уточняются детали выбранного проекта, определяются границы решений, желаемый уровень его гибкости, уточняется форма, после чего оно фиксируется и приобретает силу управленческого решения, подлежащего исполнению.

Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.

В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюции на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений, заданий, поручений и др. При наложении письменной резолюции руководитель должен следить за ясностью наложенного распоряжения, четко изложить необходимые действия для своего подчиненного (адресата). Таким образом, процесс принятия управленческих решений - это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся. на современном этапе совершенствования управления роль организации управления значительно возросла.

Организационное планирование в таможенных органах

Планирование - это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Все общие функции управления в определенной очередности связаны между собой. Нельзя организовывать планирование, не проведя перед этим кропотливый анализ сложившейся ситуации и не спрогнозировав итоги предстоящей деятельности. Также нельзя организовывать определенную деятельность и надеяться на положительные итоги, не спланировав предстоящих мероприятий.

Основной задачей планирования является выработка цели, моделирование будущей деятельности по достижению цели и ее программирование. Все это реализуется выполнением таких управленческих работ как:

Определение цели управления;

Выявление проблемы, мешающей достижению цели;

Выработка и принятие управленческих решений на достижение цели;

Разработка организационного плана реализации принятого решения;

Согласование разработанного плана;

Утверждение плана старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления:

Стратегическом (ФТС России);

Оперативном (РТУ);

Тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы.

Управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Раздел 1. ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО…………………………………………………………3

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………………64

Раздел 3. ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ……………………………………………86

Результативность работы таможенных органов во многом зависит от качества решений, которые принимаются на всех уровнях управления.

Управленческое решение- это прежде всего мыслительно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления.

В решении формулируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматривается мера их дозволенного поведения, определяется, какие ресурсы необходимы для реализации целей и задач. Таким образом, управленческое решение содержит цель и программу деятельности системы управления. Вот почему именно от качества и своевременности принятия управленческих решений в таможенных органах зависит прежде всего успех и неудача управления ими.

Управленческие решения принято классифицировать по различным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение, Обычно решения принимаются в условиях определенности и неопределенности (риска). Условия определенности, как правило, предопределяют принятие так называемых стандартных решений, а условия неопределенности- нестандартных решений.

Стандартными являются решения, в которых четко отработана структура самого решения и процедура его принятия. Обычно они ориентированы на изменение отдельных количественных параметров сложившейся ситуации, срок исполнения и расстановку исполнителей, а общая ее структура остается прежней. Подобные решения могут и должны приниматься быстро, без специальной подготовки. Например, увеличился товарооборот на одном из таможенных постов. Начальник таможни принимает стандартное решение- прикомандировать к этому таможенному посту сотрудников из функциональных отделов таможни.

Что касается нестандартных решений, то они, как правило, являются творческими. Несомненно, что в условиях неопределенности, а значит и риска, нужда в таких решениях сильно возрастает. Это сопряжено с необходимостью постоянно приноравливаться к изменяющейся таможенной обстановке и с маневрированием ресурсами под воздействием как внутренних, так и неконтролируемых внешних факторов.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

Возможны и другие основания для классификации управленческих решений.

Процесс принятия управленческих решений и факторы, влияющие на этот процесс.

Какого бы вида не требовалось решение, желательно всю работу по его подготовке, принятию и реализации вести в определенной последовательности, принципиальная целесообразность которой выработана теорией и практикой управления. Указанная последовательность действий может быть представлена в виде следующей схемы:

Естественно, что логика конкретной работы руководителя таможенного органа по подготовке, принятию и реализации решения может различаться в зависимости от специфики решения, уровня управления, характера задач и условий, в которых работает данный таможенный орган. Однако в обобщенном виде эта схема является близкой к реальности, поэтому отдельные блоки ее целесообразно рассмотреть более подробно.

При подготовке решения прежде всего необходимо выявить и проанализировать проблемную ситуацию. Во время выявить проблему- это значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями для ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его вероятные конечные результаты. Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение которых надо браться в первую очередь.

Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате:

Получения решения вышестоящего уровня управления (приказ, распоряжение, план работы и т.д.), для исполнения которого требуется частное, более конкретное решение на своем уровне;

Поступление от подчиненных сотрудников, а также из различных ведомств, учреждений и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов, касающихся таможенного дела;

Получения запросов нижестоящих звеньев управления по конкретным проблемам.

Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям- по срокам решения проблемной ситуации, материальным ресурсам, кадрам и т.д. Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) при разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.

Выбор наилучшего варианта и принятие решения производится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.

К числу наиболее очевидных критериев относятся:

Количество необходимых сил и средств;

Уровень подготовленности исполнителей для решения задач;

Степень материальных затрат;

Лимит времени на решение проблемы.

Сложнее выбирать предпочтительные действия, когда следует принимать во внимание степень риска, т.е. учитывать соотношение предполагаемых отрицательных последствий с ожидаемым результатом. При оценке риска должны учитываться два фактора: характеристика самих последствий и вероятность их наступления.

Чтобы окончательно остановится на одном варианте, необходимы волевые усилия, как бы стимулирующие и организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии. Воля субъекта помогает побороть нерешительность и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие.

В процессе принятия решения уточняются детали выбранного проекта, определяются границы решений, желаемый уровень его гибкости, уточняется форма, после чего оно фиксируется и приобретает силу управленческого решения, подлежащего исполнению.

Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.

В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюции на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений, заданий, поручений и др. При наложении письменной резолюции руководитель должен следить за ясностью наложенного распоряжения, четко изложить необходимые действия для своего подчиненного (адресата). Например, резолюция «как договорились» может быть не только не понятна кому она предназначена, но и в последующем может быть не понятна контролирующему органу (к примеру- прокурору).

Таким образом, процесс принятия управленческих решений - это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся. на современном этапе совершенствования управления роль организации управления значительно возросла.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям, принимаемым в таможенных органах:

Решение- это директивный акт вышестоящего звена управления, организующий, направляющий и стимулирующий совместные действия сотрудников для достижения поставленных целей.

Отсюда постоянно растущие требования к их обоснованности, сбалансированности и действенности.

Такими требованиями являются:


1. Соответствие решения политическим и социально-экономическим установкам государства.

Данное требование обусловлено тем, что стратегические и тактические задачи таможенной службы вытекают из задач, определяемых законодателем и правительством. Поэтому любые действия таможенных органов имеют всегда политический и социально-экономический характер, и принимать решения об их осуществлении можно только с учетом политической и социально-экономической обстановки и их последствий.

На политический и социально-экономический подход к выработке будущих действий и их политический анализ не должны влиять никакие причины и мотивы. Непременное условие соблюдения данного требования - глубокое понимание сотрудниками проблем таможенной политики.

2. Объективность решения означает учет в нем существующих в данный момент всех связей и отношений в борьбе с противоправными действиями противника, а также закономерностей этой борьбы.

3. Оптимальность решения означает, что оно в целом должно соответствовать данной конкретной ситуации.

4. Своевременность решения означает оперативность в принятии решения и диктуется необходимостью быстрого обслуживания подконтрольных лиц, вскрытия нарушений таможенных правил или их упреждения. Любое решение ценно в том случае, если оно принято своевременно.

Быстрота принимаемых решений зависит от своевременности поступления информации. Своевременность решений в таможенной деятельности зависит от устойчивых положительных морально-деловых качеств ее сотрудников. Растерянность в условиях дефицита времени, нерешительность в оценках ситуации приводят к медлительности, к откладыванию решения вопроса. Вместе с тем не нужна и торопливость в принятии решения. Это может привести к нарушению законности, другим негативным последствиям.

5. Конкретность - это четкая определенность содержания решения. Особенно важна четкость в определении задач, которые ставятся перед исполнителями. Чем более четко сформулирована задача, тем быстрее исполнитель приступит к ее решению, тем ближе по времени будет достигнут результат.

6. Гибкость - требование, которое обеспечивается путем выработки принимаемой линии поведения должностных лиц с представлением определенного простора для самостоятельного реагирования на непредвиденные обстоятельства, на любые неожиданности.

8. Организационное планирование в таможенных органах

Планирование - это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Основные задачи, принципы и методы планирования. Классификация планов.

Все общие функции управления в определенной очередности связаны между собой. Нельзя организовывать планирование, не проведя перед этим кропотливый анализ сложившейся ситуации и не спрогнозировав итоги предстоящей деятельности. Также нельзя организовывать определенную деятельность и надеяться на положительные итоги, не спланировав предстоящих мероприятий.

Основной задачей планирования является выработка цели, моделирование будущей деятельности по достижению цели и ее программирование. Все это реализуется выполнением таких управленческих работ как:

Определение цели управления;

Выявление проблемы, мешающей достижению цели;

Выработка и принятие управленческих решений на достижение цели;

Разработка организационного плана реализации принятого решения;

Согласование разработанного плана;

Утверждение плана старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления:

Стратегическом (ФТС России);

Оперативном (РТУ);

Тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того, оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы.

Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

В ФТС России в настоящее время подписана и осуществляется «Программа развития таможенной службы на период 2005-2008 гг.» Не буду подробно останавливаться на основных положениях данной Программы, тем более что к ее окончанию вы уже закончите обучение в университете, но главная ее суть заключается в коренном техническом перевооружении таможенных органов.

Вопрос 3. Структура планов работы таможенных органов. Разработка, согласование и утверждение планов.

Структуру планов работы таможенных органов я хотел бы рассмотреть на примере планирования в таком звене управления как таможня. Тем более что сама структура плана на всех уровнях практически одинакова.

В таможне планирование работы осуществляется с разбивкой на полугодие. Как правило, план работы таможни составляется и разрабатывается с учетом планов работы таможенных постов и функциональных отделов таможни с одной стороны, и планов работы вышестоящих таможенных органов - с другой стороны. То есть, идет сбор информации как снизу, так и сверху.

Это один из основных принципов формирования плана. Как правило, план работы таможни на полугодие состоит из нескольких разделов, определяющих направления работы таможни. Но прежде чем об этом говорить, необходимо представить структуру плана таможни. «Утверждаю»

Начальник Тверской таможни

Полковник таможенной службы

Подпись Иванов И.И.

«___»____________2005 года.

работы Тверской таможни

на первое полугодие 2005 г.

Раздел 1. Общее

Раздел 2. Вопросы экономического блока

Раздел 3. Вопросы таможенного оформления и контроля

Раздел 4. Вопросы правоохранительной деятельности

Раздел 5. Вопросы кадровой и воспитательно-профилактической работы

Раздел 6. Вопросы информационно-технического обеспечения

Раздел 7. Вопросы финансово-хозяйственной деятельности, материально-технического обеспечения и капитального строительства

Раздел 8. Вопросы правовой деятельности

Раздел 9. Вопросы документационного обеспечения



Поделиться