Внешнеэкономическая деятельность и международная торговля. Е

Понятие внешнеторговой деятельности

Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность между субъектами хозяйствования России и иностранными субъектами хозяйствования, имеет место как на территории России, так и за ее пределами, но с обязательным пересечением таможенной границы предметом внешнеэкономического договора (контракта).

Предметом внешнеэкономического договора (контракта) могут быть вещи и другие ценности (в том числе в нематериальной форме), которые имеют выражение в денежной форме. В зависимости от экономической формы, которую имеют имущественные ценности, они могут относиться к основным фондам, оборотным средствам, финансовым средствам и товарам. В международной практике существуют следующие виды внешнеэкономической деятельности:

1. Внешнеторговая деятельность.

2. Производственная кооперация.

4. Валютные и финансово - кредитные операции.

Внешнеторговая деятельность (ВТД) является одним из важнейших направлений ВЭД. В профессиональной литературе можно выделить следующее определение: внешнеторговая деятельность - это деятельность субъектов хозяйствования в области обмена товарами, работами, услугами, информацией и другими факторами производства на международном уровне.

Основной формой договора внешней торговли является , предметом которого является товар. Под товаром понимают продукцию, производимую предприятием или выполненные фирмой работы и\или услуги.

Регламентация внешнеторговой деятельности в международном праве

В соответствии с международным правом понятие товара в договорах купли-продажи также ограничено. Среди основных международных правовых средств регулирования отношений сторон по договору купли-продажи можно выделить три основных документа:

1. "Венская Конвенция ООН" о договорах купли-продажи товаров 1980;

2. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА;

3. Правила интерпретации международных коммерческих терминов Инкотермс. Эти документы дополняют один другого.

"Венская Конвенция ООН" невозможно применить к продаже:

Товаров, которые приобретаются для личного или хозяйственного использования (за исключением случаев, когда продавец не мог знать, что товар приобретается для такого использования);

С аукциона;

Фондовых бумаг, акций, денег;

Электроэнергии;

Судов воздушного и водного транспорта;

В порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона.

В соответствии с правилами ИНКОТЕРМС под товарами понимают только материальные товары. То есть к продаже нематериальных товаров (например, программного обеспечения, прав), а также работ и услуг Инкотермс не применяются.

Подытоживая вышеизложенное, под товарами в международных договорах купли-продажи следует понимать продукцию, которая имеет материальную форму и может быть идентифицирована в момент передачи ее покупателю. Такое понимание товаров и учета требований международного права, позволяет дать следующее определение внешнеторговой деятельности - это деятельность в области международного обмена материальными товарами между субъектами хозяйствования России и иностранными субъектами хозяйствования, имеет место как на территории России, так и за ее пределами без обязательного пересечения таможенной границы России. Ограничения внешнеторговой деятельности обязательным пересечением таможенной границы недопустимо и противоречит требованиям Венской Конвенции ООН, согласно которой товар может не пересекать таможенную границу страны, при условии, что стороны договора или одна из них, право которого используется в договоре, находятся в странах-участниках Конвенции.

Субъекты и виды операций внешнеторговой деятельности

Участниками внешнеторговой деятельности понимаются субъекты различных форм хозяйствования и собственности, взаимосвязи между которыми обусловлены не только формой договора, а распространяются на органы регулирования этой деятельности, участников расчетов по внешнеторговым операциям (ВТО). Эти связи осуществляются в двух направлениях:

  • вертикальном - между подчиненными предприятиями одной отрасли, а также между государством и субъектами ВТД;
  • горизонтальном - между отдельными субъектами ВТД и между отдельными государствами.

Анализ действующих нормативных актов России позволил определить несколько признаков участников ВТД и на их основе разработать классификацию участников ВТД (рис.1).

Благодаря разнообразию форм связей существует несколько основных видов ВТД. Их классификация, разработанная в соответствии с определением внешнеторговой деятельности приведена на рис. 2.

В России наиболее распространенными операциями являются операции, которые осуществляются в следующих видах .

Эффективная внешняя торговля - это самостоятельный источник дополнительного дохода страны.

Внешняя торговля призвана обеспечить прирост дохода при тех же производственных возможностях. Без внешней торговли подоб­ный прирост потребовал бы увеличения ресурсов страны.

Если страна ориентируется на участие в международной торговле, необходимо часть национальной продукции производить специаль­но для продажи за рубежом. Ее реализация становится националь­ным экспортом. Товарный экспорт занимает определенную долю в ВВП, которая получила название экспортной квоты. В каждой стране экспортная квота разная. По экспортной (импортной) квоте определяют степень участия страны в мирохозяйственных связях.

Экспорт товаров является частью национального производ­ства, валового внутреннего продук­та (ВВП):

ВВП = С + I + G + Xн.

Экспорт удовлетворяет иностранный спрос и оплачивается доходами граждан зарубежных стран. Получив выручку, экспортеры могут потратить ее на инвестиции, осуществление заказов смежным отраслям.

Приток валюты, которую экспорт приносит в страну, позволяет; оплатить импорт. Тем самым экспорт дает возможность жите­лям страны расширить круг и ассортимент потребления; укрепить национальную валюта

Польза экспорта заключается в следующем:

· способствует росту ВВП, совокупного спроса, дополнительной
занятости;

· обеспечивает финансирование роста ВВП за счет доходов иност­ранного государства;

· становится источником притока иностранной валюты в страну.

Как правило, экспорт товаров увеличивает ВВП, совокупный спрос.

Возможны и исключения, ког­да экспорт приводит к падению ВНП и деформирует внутренний рынок. Это наблюдается, когда экспортируются товары, потребность в которых на внутреннем рынке еще не удовлетворена. Следствием такого про­цесса становятся несбалансированность национальной экономи­ки, отягощенная инфляцией, оголение внутреннего рынка.

Существуют варианты негативного влияния экспорта на внутрен­ний рынок:



1. Расхождение цен внутреннего рынка по сравнению с мировыми, когда внутренние цены оказываются более низкими. В этом случае то­вары, предназначенные для национального потребления, начинают вывозиться за границу.

2. Развитие экспорта в ущерб внутреннему рынку возможно в усло­виях падения курса национальной валюты. Продажа товара за грани­цей в этом случае становится особо выгодной. Полученная валют­ная выручка при обмене ее на национальные деньги позволяет получить доход более высокий по сравнению с продажей товара внутри страны.

Например, в России наблюдались оба таких случая. С 1992 по 1995 год внутренние цены на ресурсы были ниже мировых, и тогда национальные ресурсы вывозились из страны массовым порядком. Для предотвращения подобной ситуации потребовалось сравнять внутренние цены на ресурсы с мировыми. Это ввергло страну на несколько лет в изнурительную инфляцию издержек. Во второй половине 90-х годов возникали форс-мажорные ситуации, в результате которых Камчатка оказалась неотапливаемой в зимний сезон по причине вывоза мазута за рубеж.

В развитых странах в условиях насыщенного рынка подобные не­гативные явления встречаются не столь часто. Это объясняется высо­кой степенью интегрированности национальных экономик в миро­вое хозяйство, сближением уровней национальных и мировых цен. Поскольку развитые страны являются доминирующими участницами мировой торговли, их оценка экспорта товаров как признанного стимулятором экономического роста оказалось так же доминирующей. Размер выигрыша или проигрыша, который получает страна, зависит от ее экспорта и импорта. Их соотноше­ние определяется структурой и степенью конкурентоспособности нацио­нального производства: отрасли с сильным конкурентным потенциалом становятся экспортными, остальные оставляют поле для импорта. Такое распределение отраслей, включающихся во внешнеторговую деятель­ность, отражает внутренние фундаментальные условиявнешней торгов­ли, которые определяются национальным экономическим потенциа­лом и его структурой.

Однако мировой рынок, как и любой рынок, подвержен измене­ниям цен, которые могут определяться состоянием не внутреннего, а мирового рынка. Динамика мировых цен может изменить доход­ность как экспортных, так и импортных операций, что отразится на благосостоянии страны.

Но на благосостоянии страны отражаются не только колебания мировых цен на товарный экспорт. Динамика цен на импорт также оказывает свое действие на положение страны. Когда повышается цена товарного импорта, наши экспортеры, решившие обновить свое оборудование эффективной импортной техникой, обнаружат, что их валютный доход от экспортных операций начинает исчезать. Те­перь им придется поступиться большей суммой валютной выручки для оплаты импорта. Более высокая цена импорта съедает их доходы. Примерно так же складывается ситуация, если речь идет не об от­дельном экспортере, а о всей стране: доходы от ее экспорта съедают­ся тратами, связанными с импортными товарами.

Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность государства в сфере экономики за пределами внутренней торговли. Она имеет множество различных аспектов, но все они так или иначе связаны с рынком, продвижением на нем разного рода услуг: перевозок, продажи товаров. По сути, это состоящая из множества взаимозависимых звеньев.

В конечном итоге внешнеэкономическая деятельность имеет цель - получение прибыли в результате осуществления тех или иных сделок на международном рынке.

Поскольку важной составляющей успешной торговли считается изучение рыночной конъюнктуры, спроса на различные виды товаров или услуг, наличия конкурентов, изучение компаний - потенциальных потребителей, перед огромной командой менеджеров, экономистов и маркетологов стоит ответственная задача по обеспечению и поддержанию функционирования всего вышеуказанного механизма.

Особенности деятельности государства в сфере внешней экономики

Внешнеэкономическая деятельность России имеет свою характерную специфику. Координация соответствующих процессов рыночных отношений состоит из нескольких основополагающих пунктов.

Фундаментальными среди них являются:

1) государственное регулирование внешнеэкономической деятельности законодательствами сразу нескольких стран. Совершение внешнеэкономических сделок невозможно без знаний правовых основ регулирования той или иной деятельности;

2) отношения в сфере внешней экономики - рыночные, поэтому деятельность должна регулироваться рынками.

Коммерческих отношений не получится, если партнеры из разных стран не будут заинтересованы во взаимном сотрудничестве. Внешнеэкономическая деятельность, проявляющаяся любыми сделками международного уровня, просто невозможна без ведения переговоров, заключения коммерческих сделок между партнерами. Это - важные, неотъемлемые вспомогательные функции ВЭД;

3) не менее важной составляющей любой сделки является обеспечение транспортом, страхование предприятий для осуществления модальных и Деятельность вне одной страны неосуществима без налаживания связей между таможнями, валютно-кредитными биржами, поскольку оформление и взаиморасчеты важны для осуществления любого вида деятельности. Все установленные и принятые нормативы заносятся в протокол, фиксируются и соблюдаются, поэтому специальные навыки и знания заинтересованным лицам просто необходимы.

Управленческое звено во внешнеэкономической политике государства

В нашей стране за управление внешнеэкономической деятельностью государства отвечает Министерство торговли. В последние годы многие формы деятельности в России претерпели серьезные изменения. Функции Министерства торговли:

  • регулирует и координирует внешнеторговые отношения;
  • вносит предложения за объединение внешнеторговой политики между странами - партнерами;
  • обеспечивает реализацию принятых предложений и законов.

Кроме того, в обязанности Минфина России входит:

  • регулирование вопросов по налогообложению;
  • установление правил по международным расчетам;
  • определение порядка по вопросам, связанным с финансированием, кредитованием различных операций во внешней экономике;
  • проведение разного рода операций за рубежом;
  • предоставление интересов своей страны в международных валютных и кредитных организациях, а также в Центробанках других государств. Именно Центробанк России является главным уполномоченным органом, осуществляющим контроль за валютными операциями на иностранных биржах, а также регулятором отношений между ними.

Таможня - субъект внешнеэкономических отношений

Дела таможни - это также внешнеэкономическая деятельность. Таможенный госкомитет РФ, разрабатывающий и реализующий фискальную политику в государстве, является одним из незаменимых звеньев налогово-подотчетной системы страны.

Кроме того, госструктура контролирует все операции в данной отрасли, регулирует хозяйственную деятельность разными средствами на основании разработанной в России.

Проходя процедуру таможенной проверки и идентификации, каждая единица продукции получает свой код. Кроме того, проводится в рамках существующего российского законодательства. Благодаря данной процедуре специалисты имеют возможность и доступ к изучению структуры интернационального товарооборота.

Развитие внешнеэкономической деятельности заключается в установлении качественных взаимовыгодных отношений. Для их формирования важно расширять деловые контакты между иностранными партнерами - экспортерами и производителями, оказывать им помощь, содействие. На данном этапе ответственными являются органы местного управления по регионам, а также представители администрации, торгово-промышленная палата РФ.

Сегодня Россия имеет налаженные рыночные отношения со многими странами Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Преимущества и недостатки реформирования

Множественные реформы, проводимые на протяжении длительного времени, поспособствовали созданию единой базы, по которой осуществляется внешнеэкономическая деятельность. Это, в первую очередь, играет весомую роль в стандартизации процессов на внешнем рынке.

Хотя все давно пережитые реформы не привели к радикальным изменениям, вопросов и проблем на международном рынке остается немало. Государственная внешнеэкономическая деятельность России остается по-прежнему не до конца подготовленной, поскольку была запущена преждевременно. Поспешная либерализация в конечном счете привела к:

  • зависимости от импорта многих товаров народного потребления;
  • ухудшению экспортных отношений между странами;
  • распаду многих рынков внутри страны, от чего пострадали отечественные производители;
  • экспорту нашего вооружения, некоторой научной продукции.

Сфера внешнеэкономической деятельности России неоднократно подвергалась реформам, но на данном этапе механизм ее регулирования остается несовершенным.

Основные направления в сфере внешней экономики

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности нуждается в действенной системе, а значит, востребована приспособленность каждого отдельного субъекта к новым современным тенденциям рыночного хозяйствования:

  • интернационализации производства;
  • развитию международного разделения труда;
  • реконструкции старых и созданию новых отраслей в экономике;
  • обновлению капитала, связанного с притоком средств в той или иной деятельности;
  • развитию активной деятельности между транснациональными корпорациями;
  • либерализации торговли между странами. Важно снизить таможенные пошлины, отменить ограничения по ввозимым и вывозимым товарам на экспорт, образовать больше свободных экономических зон.

Если устранить региональные барьеры, сформировать и увеличить количество зон свободной торговли, то влияние на внешнеэкономические отношения в совокупности всех вышеперечисленных факторов будет существенное.

Изменения в сфере внешнеторговых отношений: тарифы и ставки

Изменениям неоднократно подвергались Тариф дробили, устанавливали в отдельности на каждый вид товара, дифференцировали пошлины, поощряя тем самым вывоз товара за границу, или наоборот, удерживали товар, если его производство приносило стране существенную прибыль. Сферу таможенного регулирования в ближайшие годы ждут серьезные перемены. Правительством предполагается сокращение количества пошлин, их назначение только на крупные товары партиями, а не на мелкие товары в отдельности.

Также предполагается унифицирование тарифных ставок, снижение пошлин после предстоящего вступления России в члены ВТО. Уже во многих развитых странах уровень обложения тарифами на таможнях имеет средние, но не завышенные показатели. Важна разработка целого комплекса мер по нетарифному регулированию отношений между державами, ведь снизить пошлины можно, только применив различные нетарифные барьеры. Международная внешнеэкономическая деятельность некоторых государств в данном вопросе может послужить образцом для отечественной политики.

Перемены в налогообложении и предпринимательстве

В России же налогообложение на некоторые рентабельные отрасли до сих пор остается гуманным. Экспортеры не заинтересованы вкладывать инвестиции в экономику нашей страны, если у них есть сверхприбыль от поставки своего сырья на мировой рынок в другие страны.

Необходимо уделять внимания инновационному предпринимательству, наукоемкому экспорту. Для усовершенствования структуры экспорта из России важно сформировать господдержку экспортируемых промышленных товаров. Если урегулировать региональные экспортные программы, то конкуренции между российскими фирмами, выпускающими аналогичную продукцию, станет меньше.

Повысить эффективность связей внешней экономики можно, диверсифицировав рынки сбыта отечественных товаров, а также источники производимого сырья на экспорт, поддерживая отношения со многими странами, расширяя постоянно их круг.

Особенности недавних внешнеэкономических отношений при СССР

Вывоз и ввоз каптала важно урегулировать и в корне изменить ситуацию. Вывоз капитала начался из России в сраны Азии еще в начале 20 века. При СССР создавались смешанные акционерные общества, осуществлявшие в основном только торговые операции по вывозу капитала в форме кредитов от государства. Далее некоторые страны Западной Европы переняли эту идею и стали создавать такие структуры у себя.

В основном кредиты уходили в Турцию, Иран, Монголию, Афганистан. Некоторые развивающиеся страны получали помощь экономическую от Советского Союза. Но с его распадом выдача кредитов и оказание помощи странам Зарубежья значительно сократились. Увеличился экспорт капитала, но уже в других формах:

  • вклад инвестиций в крупные отечественные предприятия;
  • выдача ссуд на ввоз частного капитала.

Специфика инвестирования в российскую экономику

Сегодня на ввоз капитала в нашей стране даже не разработана концепция, система по урегулированию вывоза капитала не разработана, за исключением отдельных незначительных ее элементов. Контролируется вывоз каптала из России принятым в 1991 году законом “О либерализации деятельности вне экономики на территории РСФСР”.

Контроль за осуществлением валютных операций проводится на основании закона “О валютном регулировании и контроле”. Частный же капитал на экспорт государством никак не поддерживается, мер никаких не принято. Известно лишь соглашение о защите инвестиций с другими странами, недопущение двойного налогообложения.

Размещение разного рода инвестиций за рубежом никоим образом не проходит анализ внешнеэкономической деятельности. Тем не менее ограничений на вывоз капитала за границу в России не имеется.

Проблемы незаконного вывоза капитала за рубеж

Появилось много нелегалов, отправляющих капитал на экспорт нечестным путем. Зарубежных предприятий, зарегистрированных в госреестре гораздо меньше, чем тех компаний, в которые вложены российские средства. Для формирования национальных интересов и задач в сфере экспорта Россия нуждается в создании подробной концепции на вывоз частного капитала за ее пределы. Это необходимо не только органам исполнительной власти, но и частным инвесторам. Основы политики государства России по вывозу капитала за границу для них должны быть четко обозначены и понятны.

Урегулировать весь процесс вывоза капитала сложно, ведь ограничительные и запретные меры не всегда действенны в реальной жизни. Улучшить значит:

  • снизить бремя налогов;
  • стабилизировать политическую обстановку в стране;
  • не допустить повышения инфляции;
  • соответствовать законодательным нормам;
  • уменьшить криминальные явления в сфере экономики.

При таком изменении ситуации улучшился бы инвестиционный климат в стране, а значит, и изменения в лучшую сторону в вопросе ввоза и вывоза капитала.

Преодолеть преграды по ввозу-вывозу внешних инвестиций -задача нашего правительства. Именно благоприятный инвестиционный климат окажет свое влияние на механизмы таможенного контроля, валютные операции, поспособствует эффективному развитию международной торговли.

Внешнеэкономическая деятельность - это именно та сфера экономико-политической жизни государства, для укрепления позиций которой на высоком уровне не обойтись без инвестиционных зарубежных вкладов. Все мероприятия, направленные на улучшение среды, связанной с инвестициями, конечно, должны проводиться в совокупности. Государству нужно уделить внимание следующим направлениям для урегулирования отношений вне экономики страны:

  • Восстановить и расширить все со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья, также Евросоюза.
  • Ускорить процессы интеграции, существующие в странах СНГ.
  • Сделать внешнеэкономические отношения более эффективными во всех регионах России;
  • Четко распределить функции и обязанности между регионами и центром по выполнению обязательств и предписаний, которые определяет внешнеэкономическая деятельность. Это положение позволяет осуществлять работу децентрализованным образом, не вмешиваясь в текущие процессы торговли и одновременно держать ситуацию под полным контролем государства.


Поделиться