Что нужно для собственной выставки картин. How to: как организовать независимую выставку

Как организовать выставку - зачем она нужна + 10 шагов для организации + 4 распространенные ошибки.

Существует множество маркетинговых инструментов по продвижению товаров и услуг.

Учесть каждый, а тем более использовать за один раз довольно сложно, да и не всегда нужно.

Но есть один способ коммуникации, который совмещает в себе сразу несколько инструментов продвижения.

И это привычные для многих выставки.

Несмотря на то, что уже многие предприниматели успели оценить эффект от их проведения, некоторые все еще боятся участвовать в подобного рода мероприятиях.

И в первую очередь это связано с незнанием и непониманием организации всего процесса.

Если вы хотите знать, как организовать выставку и получить от нее максимальный результат, то продолжайте читать эту статью.

Что такое выставка и зачем она нужна?

Выставка - это одна из ключевых маркетинговых коммуникаций, включающая в себя множество способов продвижения, которые проводятся в одно время:

  • презентация товара или услуги;
  • дегустация (при необходимости);
  • сэмплинг;
  • конкурсы.

Что в итоге получает предприниматель, решившись принять участие в выставке:

  • общение с потенциальными покупателями или клиентами;
  • изучение конкурентов и сравнение себя с ними;
  • формирование позитивного имиджа своей компании;
  • получение новых заказов и переговоры о заключении будущих договоров на поставки.

Таким образом, принимая участие в подобного рода мероприятиях, предприятие получает уникальную возможность не просто изучить возможный рынок сбыта, и показать себя в лучшем свете, но и сразу по итогам работы провести работу над ошибками - улучшить качество товаров, нанять более квалифицированный персонал, заняться более активной рекламой.

Преимущества и недостатки выставки


Выставка - это довольно специфический маркетинговый инструмент, который имеет свои преимущества и недостатки.

Начнем с приятных моментов:

  • организаторы используют только качественную и масштабную рекламу;
  • на выставку по большей части приходит действительно заинтересованная аудитория;
  • участие в таком мероприятии дает возможность предпринимателю установить новые связи с местными органами власти, другими предприятиями, которые могут быть поставщиками сырья, рекламными компаниями;
  • поддержание имиджа своего предприятия.

Но на ряду с преимуществами, есть и недостатки:

  • высокая стоимость участия;
  • длительное время подготовки;
  • дорогое оформление выставочного стенда;
  • человеческий фактор (на выставку стоит отправлять только проверенных и подготовленных сотрудников маркетингового отдела).

Как организовать выставку: пошаговый процесс


Чтобы организовать выставку, необходимо проделать много работы. Западные аналитики утверждают, что на подготовку стоит тратить около одного года, наши соотечественники сходятся во мнении, что полугода будет вполне достаточно.

Сам процесс по участию в выставке будет состоять из нескольких этапов.

Вот основные из них:

  1. Выбор подходящей выставки
  2. Составление плана действий
  3. Выбор и подготовка сотрудников, которые будут презентовать товар
  4. Планирование бюджета
  5. Выбор образцов
  6. Разработка раздаточного материала
  7. Оформление выставочного центра
  8. Монтажные работы
  9. Непосредственное участие
  10. Подведение итогов

На каждом из этапов остановимся подробнее.

Выбор выставки и подача заявки на участие


Маркетинговый отдел предприятия должен постоянно искать и изучать информацию о том, где, когда и какие выставки будут организованы.

Если вы новичок в подобных мероприятиях, то, в первую очередь, обратите внимание на специализированные выставки, которые проводятся в вашем регионе.

Если в ближайшие полгода нет ничего подходящего, то тогда стоит рассмотреть вариант экспозиций, на которых себя могут проявить производители различных групп товаров.

На что необходимо обратить внимание при выборе выставки:

  • тематика;
  • количество участников;
  • целевая аудитория;
  • способы продвижения выставки;
  • требования к выставочным стендам участников;
  • стоимость участия.

Подача заявки и осуществление оплаты за участие зависит от масштаба ее проведения:

  • на региональном уровне - необходимо обратиться прямо к организатору;
  • на федеральном - найти посредников.

Также заранее подготовьте все необходимые документы, так как некоторые экспоцентры предъявляют жесткие требования и проводят тщательный отбор предприятий-участников.

Планирование выставки




Организовать выставку не получится без тщательного планирования.

В первую очередь, вы должны составить календарный план действий, рассчитать бюджет, чтобы понять сколько денег вы готовы вложить в такой способ рекламы, и подготовить сотрудников.

Также на этом этапе необходимо определиться с основными целями участия в таком мероприятии и сфокусироваться на них.

Стратегическими заданиями будут:

  • увеличение объем продаж;
  • привлечение новых покупателей;
  • исследование рынка;
  • оценка деятельности конкурентов и изучение их целевой аудитории;
  • поиск новых связей;
  • ведение предварительных переговоров с потенциальными клиентами.

Тактические задания заключаются в следующем:

  • определение размеров стенда;
  • выбор образцов;
  • оформление выставочного стенда;
  • поиск подходящего места под установку стенда в экспоцентре.

Подбор сотрудников, которые будут работать на выставке


Если директор или владелец бизнеса заинтересован в его развитии, то его присутствие на выставке является обязательным.

Во-первых, можно воочию увидеть потенциальный рынок сбыта, во-вторых, завести деловые знакомства.

Что касается, персонала, который должен непосредственно отвечать за то, чтобы организовать выставку, то он будет относиться к отделу сбыта или маркетинга.

На выставку стоит отправлять специалистов своего дела, которые:

  • «от» и «до» знают выбранные товары,
  • обладают хорошими коммуникативными навыками;
  • смогут продать товар и описать его положительные характеристики.

Также у стенда должны быть начальник производства, начальник отдела маркетинга или сбыта.

Планирование бюджета

В бюджет организации выставки должны входить такие статьи расходов:

  • взнос за участие и аренду места в экспоцентре;
  • стоимость выставочного стенда (оформление, транспортировка, монтаж);
  • стоимость образцов;
  • подготовка раздаточного материала;
  • расходы поездку и проживание сотрудников;
  • расходы на форс-мажор.

Выбор образцов товара


В качестве образцов необходимо использовать те же товары, что поступают в продажу.

Любой, кто подойдет к стенду предприятия, должен иметь возможность попробовать товар.

Также приготовьте несколько единиц, которые вы сможете отдать потенциальным клиентам.

На проспекте обязательно оставьте полную информацию о товаре и контактные данные компании.

Подготовка раздаточного материала


Раздаточный материал должен быть представлен в виде:

  • листовок с информацией о компании и выпускаемых ею товарах;
  • прайс-листа;
  • полноценного каталога.

Стоит отметить, что расходы на будут довольно большими, поэтому не спешите с легкостью прощаться с раздаточными материалами.

Рядом со стендом разместите стопку листовок, а вот прайс и каталог нужно приберечь для тех, кто действительно заинтересовался продукцией предприятия.

Оформление выставочного стенда


Самым ответственным этапом в организации выставки является оформление выставочного стенда.

От того, как будет представлен товар, зависит успех и эффект от участия в таком мероприятии.

Чтобы донести посетителям всю необходимую информацию, воспользуйтесь рекомендациями по оформлению стенда для выставки, касающимися таких моментов:

    Название и логотип.

    Они должны быть видны и сразу бросаться в глаза.

    Поэтому обязательно разместите их на стенде.

    Не нужно заставлять людей гадать, а что же это за предприятие в правом углу.

    Также можете разработать какой-то клиентоориентированый слоган, который сразу привлечет внимание посетителей.

    Он должен быть в центре внимания.

    Поэтому избегайте яркого дизайна стенда, на котором может затеряться товар.

    Также его стоит разместить таким образом, чтобы любой человек мог подойти к нему с любой стороны.

    Место в зале.

    Чем раньше вы подадите заявку на участие в выставке, тем выше ваши шансы арендовать удачное место.

    Самым удачным является размещение стенда:

    • справа от входа;
    • в центре зала;
    • в углах зала.
  1. Размер стенда.

    Стенд должен занимать треть арендованного места, остальное пространство принадлежит сотрудникам из расчета 1,5-2 кв. м. на одного человека.

    Как правило, достаточно 5 секунд, чтобы человек зацепился взглядом за определенный стенд и принял решение к нему подойти.

    Нужно знать несколько «фишек», которые помогут в этот деле.

Итак, как оформить выставочный стенд, чтобы он наверняка привлек внимание:

  • стенд может быть необычной формы с ярким, но при этом ненавязчивым дизайном;
  • можно добавить бегущую строку, воспроизвести видео на экране с демонстрацией товара в действии, поставить движущиеся предметы, которые косвенно связаны с деятельностью компании;
  • обязательно нужно предоставить текстовую информацию на самом стенде и следить, чтобы стойка с раздаточным материалом не была пустой.

    Но важно, чтобы у посетителей все же остались вопросы, на которые смогут ответить представители компании;

  • если условиями организаторов выставки предусмотрена сдача в аренду больших площадей, то не поскупитесь и организуйте «остров» со столиком и стульями.

Постарайтесь задать своему стенду определенный стиль, пусть он будет лаконичным и не перегруженным множеством предметов и лишним текстом.

Любой предпочтет испытать товар в реальных условиях, чем всего лишь его увидеть на фото или прочитать о нем кучу информации.

Монтажные работы по установке стенда в выставочном зале


О доставке выставочного стенда необходимо подготовиться заранее: выбрать и провести полный инструктаж работников.

Для осуществления монтажа и демонтажа нужно установить четкие сроки: по одному дню.

Если давать работником расслабиться, то можно увеличить расходы.

В дни проведения мероприятия необходимо следить за чистотой стенда и его наполнением.

Участие в выставке и подведение итогов


Ну вот все этапы, как организовать выставку пройдены, осталось только в ней поучаствовать.

И здесь уже все зависит от работников, которые будут проводить презентацию.

  1. У стенда всегда должны быть люди, к которым смогут обратиться посетители.
  2. В первую очередь, стоит уделить внимание оптовым покупателям, а затем уже розничным.
  3. Потенциальным клиентам предлагается заполнить анкету, после чего ему предоставляется каталог с полным ассортиментом товаров и прайсом.

Заполненные анкеты и послужат основой для подведения итогов выставки.

По ним же можно отследить, сколько покупателей действительно заинтересовалось товарами компании.

После этого можно проводить работу над ошибками, а также оценить сильные и слабые стороны проведенной работы.

Еще несколько советов, как провести выставку, собраны в видеоролике:

Основные ошибки при проведении выставки

Многие не до конца понимают, что значить организовать выставку, из-за чего и возникает много вопросов, незнание ответов на которые приводит к отрицательным результатам.

    Выставка - это только работа у стенда.

    Это не так.

    Это совокупность последовательных действий, которые и приведут к успеху.

    Важно ответственно подходить к каждому этапу организации - подготовке, непосредственно участию и подведению итогов.

    Участие в выставке только ради участия.

    Руководство предприятия должно четко поставить цели, которых необходимо добиться от участия.

    Основное внимание должно быть приковано к стенду.

    Даже самый красивый и привлекающий внимание стенд не спасет, если сотрудники не будут подготовленными и не смогут общаться с клиентами.

    Выставка закончилась, и на этом все.

    Ничего не закончилось, пока не проведен полный анализ полученных данных, и не проведена работа над ошибками.

    Ведь какой был смысл тратить столько времени и денег, чтобы потом не принять во внимание полученную информацию.

Если вы готовы выходить на новый уровень продвижения своего бизнеса, то обязательно изучите любую информацию, касающуюся вопроса, как организовать выставку .

Это действительно очень выгодный и эффективный способ заявить о себе.

Но без знания определенных моментов вряд ли удастся получить «выхлоп» от проделанной работы и потраченных средств.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Собственная выставка – это отличный PR-ход, который поможет грамотно и интересно рассказать о себе. Это ваша реклама, расширение границ, поиск клиентов и самореализация. Выставлять можно все, что сделано, подобрано и скомпоновано лично вами. При подготовке к первой выставке очень важно не упасть в грязь лицом, ведь именно это лицо вы и будете демонстрировать в дальнейшем. Совета нужно искать у профессионалов. Они обладают достойным опытом работы, знают многое о посетителях не только российских, но и международных выставок и понимают специфику, связанную с организационными моментами.

Каролина Хаткевич – эксперт в выставочных делах. Она дизайнер и художник, а также член Творческого союза. Каролина на протяжении нескольких лет занимается организацией международных выставок и знает все о том, что нужно делать начинающим художникам. Советы Каролины будут интересны еще и потому, что она является владелицей собственной галереи Karoart.

Планирование

Вы можете удивиться, но время, потраченное на подготовку к выставке, занимает не менее полугода. За 6 месяцев решаются организационные вопросы, определяется концепция, завершается подготовка экспонатов (материалов). Любая выставка должна быть приурочена к яркому городскому событию. Его не обязательно определять заранее, но в течение полугода оно само даст о себе знать, и вы решите, что день рождения именитого художника или городской праздник отлично скрасят тот день, когда вы заявите миру о себе.

Спонсорство

Да, такова правда жизни. Без финансовой поддержки не может обойтись ни один начинающий художник или фотограф. Первое, что вам нужно сделать, — составить спонсорский пакет. Спонсорский пакет – это комплекс документов, которые позволят ознакомиться с целесообразностью вложения финансов в ваш проект.

На первом месте – значение проекта для города или области, а также определенных социальных групп. Будет хорошо, если вашу выставку посетят потенциальные клиенты спонсора или пользователи его коммерческих услуг. Если вы ищете финансовую поддержку государства, важно рассказать о пользе проекта с точки зрения обучения, образования, прославления города.

Также важно прописать структуру мероприятия: когда оно состоится, кто будет присутствовать, кто является автором и организатором проекта. Подайте информацию ярко и качественно. Эти документы лучше оформить в виде презентации.

Еще один важный момент – поддержка. Заручитесь положительной обратной связью. Она может быть дана авторитетными специалистами, учеными, университетами. Сделайте копии рекомендательных писем и обращений.

Ну и наконец, в плане должны быть указаны минимальная и максимальная сумма, а также перечень предоставляемых спонсору рекламных услуг и площадок. При подсчете затрат учитывайте все: аренду помещения, фуршет, стоимость материалов. В отношении выгоды спонсора важно понимать, что он должен не столько терять финансы, сколько приобретать новые возможности.

Информирование

Сделайте яркую рекламу. Если вам удалось заручиться поддержкой СМИ – это половина успеха. Если на ТВ о вас не желают говорить, идите в Интернет. Там есть социальные группы, блогеры и другие площадки для размещения информации. Сделайте выставку притягательной для потенциального зрителя, заинтригуйте, составьте яркий заголовок и сделайте стильное графическое оформление.

Наполнение

Решите вопрос с количеством ваших работ. Если вы – участник общего проекта, их может быть меньше 10, а если автор собственной выставки – не менее 50. Составьте план заранее: какие работы обязательно войдут в проект, а какие станут лишь дополнением коллекции. Как именно вы разместите работы? На эти вопросы необходимо отвечать заранее, а не в последний момент.

Подготовка

Будьте готовы к трудностям. Ни один план не поможет вам исключить эффект неожиданности и препятствия, случайно возникшие на пути. Выставки, как правило, проходят не в том виде, в каком их воображают первоначально. Меняются подрядчики, а тип площадки автоматически корректирует условия работы. Создайте небольшую команду из людей, которым вы доверяете, – они поддержат в трудную минуту и помогут найти выход из любой ситуации.

Не секрет, что в нашем огромном городе талантливых и неизвестных художников полным-полно. Только зачастую их работы так и остаются известными лишь небольшому кругу друзей. И у каждого молодого автора хоть раз возникали вопросы: «Где и как показать широкой публике все то, над чем я так трепетно и вдохновенно тружусь вот уже n-ный год? И возможно ли заработать своим искусством?» Чтобы хоть как-то облегчить жизнь молодым и неизвестным художникам, «ПОнедельник» прошелся по самым известным площадкам в Петербурге, где дают дорогу молодым.

Текст: Анастасия Гладких

Иллюстрации: Савелий Козловцев

«Эрарта» и молодые таланты: самый известный музей современного искусства в Петербурге дает дорогу молодым?

Когда мы открывались, в 2010 одна из площадок была запущена, как групповая выставка молодых художников. Идея оказалась удачной, и проведение подобных выставок юных мы попытались сделать регулярным. Сейчас их получилось сделать уже четыре. Вначале я придумывал тему, которая была бы интересна широкой аудитории, потом связывался с художниками.

Кого-то я ищу сам, кто-то находит меня, присылает работы, просит помочь советом. Я всегда открыт — меня легко найти в социальных сетях, я охотно раздаю всем контакты. Для многих эта площадка становится стартовой, случались большие дебютные выставки. Однако, молодым талантам не всегда удается адекватно оценивать свои возможности и соотносить «масштабы своего творчества» и наши 200 кв. метров.
Так что, если они уж очень настойчивы и упорно не внимают моим советам в духе «попробуй поработать еще» или «пока это не слишком интересно», в то время как мы-то понимаем, что творчество человека еще «не дозрело», я приглашаю его сюда, в эти два огромных зала и спрашиваю: «Вот что ты хочешь здесь показать?». В общем, человек после этого как-то сам понимает, готов он или нет.

На что вы больше всего обращаете внимание при подборе работ? Есть ли какие-то устойчивые критерии?

Важна оригинальность художественного высказывания. Она может проявляться как в технике, так и в содержании. Идеальное художественное произведение имеет и интересную форму, и примечательную идею. Но, например, выставить в стенах музея опасные биологические вещества или экспонаты с оголенными электропроводами я бы не рискнул.

Может ли молодой художник рассчитывать на какие-то материальные блага?

Организация выставки − дело довольно затратное. Монтаж, транспортировка работ, подсветка, фуршет, продвижение выставки − над этим работает команда музея. И мы надеемся, что автор может вложиться в свой же проект; как минимум, будет с энтузиазмом принимать участие в организации процесса. На раннем этапе художественная практика − это только вложения, каждый молодой автор должен это понимать. Музейные выставки начинающих художников часто становятся хорошим стартом сотрудничества с сетью международных галерей «Эрарта»

Да, у нас много предложений — это и уже брендовые выставки, которые «поездили» по миру и хотят выставиться у нас, и работы молодых талантов, зачастую никому особенно не известных. Мы не делаем разграничений между теми и другими. Решение о выставке принимают два человека в «Этажах» − это директор, Мария Рыбакова, и креативный директор — Савелий Архипенко. Насколько я знаю, они выбирают работы по принципу нравится/не нравится, нет никаких сложных искусствоведческих подходов, ведь «Этажи» изначально задумывались как место для себя и друзей. Так что главный принцип принятия решения — личная симпатия к проекту.

Как можно попасть к вам с выставкой?

У мастера должно быть портфолио и какая-то концепция выставки. Допустим, если кто-то из ваших читателей захочет «повисеть в Этажах», ему нужно составить превью и максимально краткое и емкое письмо с описанием идеи. Все это следует отправить на почту Марии Рыбаковой. Дальше они советуются с Савелием и выносят решение: «да, это интересно, делаем» или «нет, извините, не наш формат». В «Этажах» есть несколько бесплатных выставочных пространств — это плюс. Показать работы молодых художников мы можем в «Катушках», в пространствах «Белый коридор» и «Серый коридор», в «Зеленой комнате», в «Формуле» что-то выставляется и продается.

Есть ли какие-то ограничения? То, что вы точно не возьмете?

Мы, например, точно не пойдем на то, чтобы выставить экспонаты и объекты, которые могут послужить причиной для разжигания межнациональной розни. Мы не уходим во всякий трэш. Других ограничений нет.

А можно ли у вас не только прославиться, но и заработать. Продаются ли экспонаты с выставок?

Да, но это осуществляется через куратора галереи «Формула» − Ирену Куксенайте. Она сама ищет художников, выбирает что-то с инсталляций, выставляет у себя и предлагает посетителям возможность приобрести тот или иной объект.

Какой самый действенный способ попасть со своими работами на выставку? Есть ли секрет?

Секретов нет — нужно делать классное искусство.

Как молодой художник может выставить свои работы в «Галерее Борей»?

У нас на двери висит инструкция, как составить заявку на выставку. Претендент подготавливает папку, включающую в себя диск с пронумерованными фотографиями работ размером не более 500 кб каждая (количество не ограничивается), список работ с номерами, соответствующими фотографиям, с указанием техники, размера, года и свою биографию со всеми контактными данными. На диске нужно написать фамилию и свой телефон. На папке тоже должна быть указана фамилия, имя, техника, адрес, e-mail, телефон и дата подачи заявки. Если у автора есть представление о том, как должна выглядеть выставка, то ему стоит все это описать.

Кто выбирает работы, достойные висеть в вашей галерее? Какие критерии отбора используются?

Это делаю я, основываясь на своем представлении о прекрасном и 22-х летнем опыте. Иногда советуюсь с коллегами, потому что не все лежит в области моей компетенции. Пять-десять лет назад ситуация была другой. Сейчас выпускники «Мухи» идут в дизайн, или вообще работают вне искусства, чтобы зарабатывать деньги. А к нам приходят девочки и мальчики, которые приносят рисование — что-то среднее между фэнтези и граффити. Хвалю и советую продолжать учиться.

По нашим правилам автор всю техническую работу делает сам — окантовка, развеска, демонтаж выставки. Мы делаем анонс, помогаем создать печатную продукцию — придумываем макеты к флаерам, открыткам, буклетам, которые, зачастую, автору приходится распечатывать самому. Мы предоставляем пространство — это «Малый зал», около 60 кв. метров. Его основная функция — представлять молодых художников. Но поскольку предложений много, а в году всего 12 месяцев, мы гоним проекты в режиме non-stop: два дня на развеску — воскресенье и понедельник, и в течение двух недель работы видит публика. Конечно, этого мало, но для первой презентации молодого дарования достаточно.

Продаются ли работы с выставок?

Да. Но это чудо чудесное. Любителей прекрасного, к сожалению, не так много. У нас есть сложившийся круг коллекционеров, которые всегда приходят посмотреть на новые выставки. Есть любители графики, любители живописи. Но другой вопрос в том, что цены, зачастую, невменяемы. Девяносто процентов художников не понимают, как оценивать свое творчество. Я всегда говорю: если ты хочешь, чтобы твою картину купили, то постарайся назначить адекватную цену, а если хочешь «гнуть понты» − назначай, сколько хочешь, от этого вряд ли что-то изменится.

Анастасия, расскажите, как молодому художнику попасть со своими работами на «Пушкинскую-10»?

Мы очень активно взаимодействуем с молодыми художниками. Кто-то приходит сюда «с улицы», кто-то связывается через общих знакомых. Когда в нашем творческом офисе без предупреждения появляются художники со своими портфолио, я всегда стараюсь найти время, чтобы все посмотреть и как-то прокомментировать.

Вы одна выбираете работы, которые пойдут на выставку?

И да, и нет. У каждой выставочной площадки есть свой куратор. Я, например, занимаюсь недавно открывшейся галереей «2.04», где выставляется очень много молодых, неизвестных авторов, но также делаю выставки и в других наших пространствах. Когда ко мне поступает портфолио, я думаю о том, кто из наших кураторов мог бы этим заинтересоваться. Если это подходит для галереи «2.04», то мы довольно быстро можем организовать выставку там — у этой площадки сейчас самый гибкий график.

Что представляет собой площадка «2.04»?

Это очень уютное, камерное помещение, около 30 кв. метров. Площадка идеально подходит для небольших персональных выставок, инсталляций, перформансов и пр. Она очень многофункциональна и иногда может даже работать в режиме мастерской. В прошлом месяце там работал над своими картинами наш австралийский резидент Кристиан Халфорд.

Продаются ли картины с выставок?

Да, такое бывает, но это не больше одной или двух картин с выставки. Продажи идут неактивно, но это и не наша цель. Художникам, особенно молодым и неизвестным, крайне сложно заработать что-то на первых выставках. Но, с другой стороны, участие в выставках может влиять на будущую стоимость работ.

Мы обращаем внимание на качество и выразительность художественного образа. Также ценим экспериментальные проекты и произведения на стыке нескольких жанров. В таком нонконформистском пространстве как «Пушкинская-10» все может стать частью экспозиции. Однако и у нас есть определенные рамки − и эстетические, и этические.

К счастью, выставочных пространств в Петербурге такое же внушительное количество, как и художников. И постоянно открываются все новые и новые площадки.

1. Что такое выставка?

Занимаясь продвижением своих товаров на рынке, каждый из Вас использует четыре основных инструмента:

2. Стимулирование продаж.

3. Формирование положительного образа фирмы.

4. Индивидуальные продажи конечному потребителю (или прямые продажи).

Каждый из методов на определенном этапе деятельности фирмы необходим и для достижения порога эффективности, требует значительных денежных, человеческих и временных ресурсов.

Принимая участие в выставке, Вы получаете возможность одновременно использовать все вышеперечисленные инструменты маркетинга среди специально собранной для Вас целевой группы Ваших потенциальных клиентов.

Вкладывая деньги в выставку, Вы инвестируете определенные средства. Уровень отдачи от этой инвестиции зависит от четырех китов, на которых основывается успешное участие в любой выставке.

Итак, «правило 4П»:

1. Планирование.

2. Привлечение посетителей на стенд.

3. Персонал, работающий на стенде.

4. Получение, контроль и анализ результатов.

2. Планирование выставки

Перед тем как принять решение об участии в выставке, ответьте на следующие вопросы:

1. Какое значение придается выставке в Вашей маркетинговой политике?

o Хотите ли Вы увеличить объем продаж существующих товаров или услуг на существующих рынках?

o Предложить новые товары или услуги на существующие рынки?

o Предложить существующие товары или услуги на новые рынки?

o Предложить новые товары или услуги на новые рынки?

2. Почему Вам необходимо участвовать в этой выставке?
Другими словами, определить, каковы Ваши цели?

o увеличить объем продаж

o представить новые товары или услуги

o улучшить имидж вашей фирмы

o воздействовать на целевую группу ваших клиентов

o сформировать сеть дилеров или дистрибьюторов

o исследовать рынок

3. Определив цели, Вы поймете - что Вы хотите на ней показать?
Определив, какие товары и услуги Вы хотите выставить на стенде, готовьте экспозицию так, чтобы она привлекала внимание именно к ним.

4. Кто входит в Вашу целевую группу (т.е. кто те люди, которым Вы хотите продемонстрировать свой товар

5. Сколько средств Ваша фирма может выделить на участие в выставке?

3. Подготовка выставки

Планируя принять участие в выставке, Вам предстоит решить ряд необходимых тактических задач:

1. Какая площадь стенда Вам понадобится?
Определяется, в первую очередь, Вашими целями и бюджетом. Не забудьте о месте для персонала и для зрителей.

2. Где лучше расположить стенд.
Обычно посетители поворачивают направо или идут к центру.
Изучите планировку: где располагаются лидеры отрасли, Ваши конкуренты, основные точки, привлекающие посетителей (буфет, оргкомитет, технические службы и т. д.). Близость стенда к туалету или буфету порой дают великолепные результаты.

3. Как оформить стенд.
Основные принципы: бюджет и имидж Вашей фирмы (используете ли Вы передовые технологии, современная, стабильная, спортивная и т. д.)
Чтобы быть эффективной, Ваша экспозиция должна пройти трехсекундный тест. Посетитель за три секунды должен иметь возможность:

o Заметить Ваш стенд. Он должен быть броским: используйте цвет, световые эффекты, плакаты с изображением товара в натуральную величину, движущиеся объекты и т.д.

o Выделить Вашу фирму по названию и логотипу. Они должны быть крупными и разборчивыми.

o Определить, в чем достоинства Ваших товаров и услуг для покупателя. Используйте лозунги, вывески и заголовки. На выставке потребительских товаров делайте упор не на марку фирмы, а на конкретный товар.

4. Каковы условия участия в выставке.

5. Транспортировка оборудования и экспонатов
Вопросы, на которые нужно знать ответ:

o Кто собирает и разбирает экспозицию? - Нанятая бригада, персонал выставки или Ваши сотрудники.

o Насколько сложна сборка-разборка экспозиции?

o Какие товары и как должны быть показаны? - Учитывайте необходимое количество полок и другого оборудования, а также площади для демонстрации товара в действии.

o Как будет обслуживаться Ваш стенд? - коммунальные услуги, тарифы на монтажные работы и перевозку, хранение ваших контейнеров на складе и т. д.

4. Привлечение посетителей

Очень часто на выставках мы слышим претензии в свой адрес: мало рекламы, среди посетителей мало наших потенциальных клиентов и т.д.

Заплатив определенную сумму за участие в выставке, фирма, как правило, на этом успокаивается, рассчитывая, что остальными вопросами, в том числе и рекламным обеспечением, будут заниматься организаторы выставки.

Мы полностью с этим согласны тем более, что в сумме участия заложен % денег для проведения рекламной кампании, но рекламной кампании самой выставки!

После того, как выставка открылась и посетитель вошел в выставочный павильон, мы, как организаторы, не можем гарантировать, что он остановится именно у Вашего стенда.

Как же привлечь внимание посетителей к Вашему стенду?

Во-первых, начать это делать намного раньше, чем посетитель придет на выставку.

Для этого используются:

· Персональные пригласительные.
Этот метод используется для специально отобранных групп посетителей (например, постоянных или потенциальных клиентов), на которых возлагаются большие надежды. Приглашения обязательно должны быть подписаны лично руководителем фирмы.

· Приглашения по телефону, факсы.
Участие в выставке - удобный предлог для телефонного звонка Вашим потенциальным клиентам.

Кампания по почтовой рассылке должна совпадать с Вашими целями участия в выставке. Приглашение посетить Ваш стенд должно содержать предложение: получить подарок или сувенир, понаблюдать за демонстрацией товара в действии, получить скидки, льготы и т.д. Очень важно отследить результативность подобной акции: для этого можно применить систему купонов.

Проведите рассылку дважды или трижды через определенные промежутки времени по одной и той же базе адресов. Тип сообщений должен быть различный. Например, в первом письме Вы рассказываете о своем товаре и сообщаете, что более подробную информацию можно будет получить на выставке. Во втором сообщении адресат получает конкретное приглашение (с купоном) посетить Ваш стенд.

o убедите, что ваши продукты или услуги выгодны им

o заострите внимание на экономии денег и времени

o обращайтесь к эмоциям и потребностям Ваших клиентов

o вознаградите их действия

o сделайте так, чтобы Вас запомнили

o Кампания по формированию имиджа фирмы в СМИ.

Это формирование устойчивого положительного имиджа Вашей фирмы и Ваших товаров в глазах потребителей. Не надо путать с рекламой.

Действия:
- Подготовьте пресс-релизы и различные информационные материалы о деятельности Вашей фирмы для публикации в СМИ. Выберете те издания, которые планируют освещать ход выставки.

Кроме того, не забудьте о разного рода бесплатных материалах и образцах, которые посетители смогут получить на Вашем стенде во время выставки.

В подготовке подобного рода материалов Вам всегда рада помочь наша компания.

4.1. Раздаточный информационный материал.

Всем нам знакома картина бредущих по проходам посетителей с охапкой различных буклетов, листовок и др. материалов. Известно, что психологически посетитель настроен взять все, что ему предлагают, и они действительно настроены прочитать все, что взяли. Но, вернувшись с выставки, они осознают, что большинство собранных проспектов для них - это красочная макулатура. До 75% выставочных материалов выбрасывается посетителями так и не прочитанными.

Несколько советов по изготовлению материалов:

· не делайте дорогостоящих проспектов для раздачи на стенде

· предложите выслать информацию по почте. Это избавит посетителя от необходимости таскать за собой кипу проспектов и даст возможность изучить их в более спокойной обстановке. К тому же, получение персонального конверта с Вашей информацией психологически обяжет клиента к более детальному их изучению.

· раздавайте проспекты только специалистам и посетителям, входящих в Вашу целевую группу.

· продажу осуществляют люди, а не проспекты. Наиболее часто встречающаяся ошибка - вручение проспектов всем подряд. Проспект - это итог серьезного разговора с посетителем. Можно использовать видеокассеты (с технической информацией или презентационным фильмом), дискеты.

4.2. Бесплатные образцы или призы.

В качестве образцов используются полностью годные к употреблению товары, снабженные рекламными сообщениями. Обязательно укажите на них название и реквизиты своей фирмы. Вручение образца не влечет никаких обязательств для посетителя! Используйте образцы как приз для посетителей, заполнивших анкету или сообщивших о себе свои данные для вашего банка данных.

5. Работа на выставке

Успех любой экспозиции в наибольшей степени зависит от мастерства персонала.

Бытует абсолютно ошибочное мнение, к сожалению, достаточно распространенное, что на стенде может работать любой сотрудник, свободный от производства и знакомый с деятельностью фирмы. В результате Ваши ожидания от участия в выставке так и остаются ожиданиями.

Основные принципы отбора персонала.

Сложность подбора заключается в умении овладеть вниманием посетителей и удержать его в условиях проведения активной деятельности в павильонах с учетом множества отвлекающих внимание моментов.

1. Остановите свой выбор на коммуникабельных сотрудниках.

2. Они должны хотеть работать на стенде.

3. Сотрудник должен быть наблюдательным, подмечать любые тонкости в разговоре, в том числе и язык жестов.

4. Сотрудник должен быть специалистом, компетентным в этой области, быстро отвечающим на любые вопросы посетителя.

5. Сотрудник должен уметь слушать и задавать наводящие вопросы.

После того, как Вы сформировали команду, важно вовлечь всех ее членов в обсуждение планов Вашего участия в выставке. Общение с людьми - ключевой фактор успеха экспозиции.

Необходимо подробно осветить работникам следующие вопросы:

1. Какова цель Вашего участия.

2. Что конкретно Вы экспонируете (для Ваших работников не должно быть никаких неожиданностей при открытии выставки).

3. Какие требования Вы предъявляете к сотрудникам стенда (Важно, чтобы каждый из них имел индивидуальный план, связанный с общими задачами, - какую информацию собрать, сколько встреч провести и т.д.).

4. Как сотрудникам выполнять Ваши требования (Потренируйте персонал - как демонстрировать товар со стенда, как эффективно классифицировать потенциальных покупателей).

Возьмите за правило во время выставки ежедневно после закрытия собирать сотрудников. Это даст возможность устранить недостатки до начала следующего дня, пока они свежи в памяти.

Сотрудников, работающих на выставке, нужно стимулировать. Например, комиссионные от продаж, несколько дней отдыха и т.д.

5.1. Выход на сцену.

Выставка - это место, где Ваш персонал может либо создать, либо разрушить дальнейшие контакты. Устойчивое мнение клиентов наполовину формируется за первые 3-4 секунды общения с персоналом.

Одежда
Ваши сотрудники должны выглядеть респектабельно. В каждой фирме принят свой стиль одежды. Придерживайтесь его.

Как актеры на сцене
С момента открытия выставки и до его завершения Ваш персонал на стенде должен чувствовать себя, как актеры на сцене. Посетители, подобно зрителям, приходят, чтобы увидеть представление. Их ожидания велики, потому что они жертвуют своим временем.

Продажа на выставке и обычная продажа имеет ряд различий.

1. Территория выставки - это "нейтральное поле".
Продавец и покупатель находятся в равных условиях. Ни у кого из них нет территориальных преимуществ, как при обычной продаже.

2. Время - деньги. Продолжительность работы выставки и время покупателя ограничены. Чем больше выставка, тем меньше времени у покупателя на каждый конкретный стенд.

3. Внимание клиента рассеяно - вокруг много интересного.

4. Минимальное время на сбор и анализ информации. Как показывает опыт, клиенты в среднем проводят у каждой экспозиции от 3 до 5 минут.

5. Количество вероятных покупателей намного выше, чем в условиях обычной продажи.

6. Вероятные покупатели приходят к Вам сами.

7. Ограниченные возможности демонстрации товара в действии, т.к. ограничено время и рассеяно внимание. С другой стороны - уникальная возможность показать громоздкое оборудование.

Продажа есть продажа.
И покупатель остается покупателем. Для него характерна боязнь принять неправильное решение, поэтому ему важно знать, понимаете ли Вы его проблемы.

Основные моменты, на которых нужно сосредоточить усилия:

1. Найти своего потенциального покупателя и встретиться с ним.
Выставку посещают разные люди. Одни идут с четкой целью, другие просто посмотреть. Ваше умение определять тип посетителя - это ключ к успеху.

2. Задать вопросы, чтобы понять потребности покупателя.
Относитесь к другим так, как они хотели бы, чтобы к ним относились. Определив тип личности клиента, Вы сможете вести с ним беседу в доверительной форме, поймете, как он мыслит и принимает решения. А значит, Вы сможете правильно выбрать способ воздействия на него.

3. Предложить свое решение их проблем.

5.2. Как встречать посетителей.

Большинство посетителей (до 58%) будут ждать Вашего сотрудника у входа на стенд не более 1 минуты. В период большого наплыва посетителей Вам может не хватить сотрудников. Постоянно прокручивающийся ролик на стенде может временно завлечь внимание посетителя и дать ответы на общие вопросы о Вас.

Иногда поведение персонала может спровоцировать желание посетителей покинуть стенд. Многие из них испытывают неловкость при необходимости прервать беседу уютно расположившихся сотрудников. На стенде не следует пить, курить, есть, читать, сидеть, развалившись, выглядеть утомленным или безучастным - это вызывает негативную реакцию у посетителей. Никогда не оставляйте стенд без присмотра. Клиенту нужен реальный сотрудник, который уделит ему внимание, которое не заменят никакие проспекты.

Как задавать вопросы и определять вероятных покупателей. Ключ к успеху - правильно поставленные вопросы и умение слушать активно. Беседа должна вестись в форме вопросов и ответов - в этом секрет поиска вероятных покупателей.

Правило 80/20: 80% времени слушайте, что говорит клиент 20% времени рассказывайте клиенту о своих товарах и услугах.

Мастерство задавать вопросы состоит в том, чтобы заставить клиента расслабиться и установить с ним контакт. Не атакуйте посетителя своими вопросами, у него может создаться ощущение допроса. У Вас два уха и одни уста - используйте их в соотношении 2:1.

6. Итоги выставки

После закрытия выставки наступает заключительный этап - Получение результатов.

Как правило, непосредственно на выставке заключаются не договора, а устанавливаются перспективные связи.

Сразу после выставки начинаются реальные продажи - встречи с установленными контактами и исполнение сделанных заказов.

Самая распространенная ошибка, которую допускают участники выставок, - это отсутствие плана работы с установленными контактами. Как правило, эта информация передается в торговый отдел и там благополучно забывается. Участники выставок не учитывают двух очень важных моментов: во-первых, это время, в течении которого Вы позвонили посетителю после выставки, и во-вторых, к разным посетителям надо подходить по-разному. Решающим фактором при этом является упор на заключительную стадию сделки, а для этого последующие контакты с посетителями быстро и эффективно.

Как контракты на выставках превратить в заключенные контракты?

Сразу же после выставки разошлите всем посетителям, оставившим о себе сведения, письма со словами благодарности за проявленный интерес к вашей экспозиции. Такие письма лучше заготовить заранее, в ходе подготовки к выставке. Пообещайте в недельный срок связаться с посетителем.

Если Вы хотите, чтобы в памяти посетителя осталось название Вашей фирмы, Ваше письмо должно поступить к нему в течение 48 часов после закрытия выставки.

Группировка клиентов.

Сгруппируйте все анкеты, исходя из степени заинтересованности клиентов:

1. Отличные клиенты.

2. Хорошие клиенты.

3. Средние клиенты.

4. Ненадежные клиенты.

5. Труднодоступные клиенты.

Это самый простой и дешевый способ классификации посетителей.

Еще до выставки разработайте телефонную анкету. Она должна быть короткой и содержать только суть, чтобы ее можно было заполнить всего за несколько минут. Включите прямо в анкету начальную фразу, вопросы о потребностях посетителя в Ваших товарах или услугах, вопросы о сроках и имеющихся средствах, о том, как в фирме покупателя принимаются решения, какие действия следует предпринять.

Установите сроки. Завершить телефонные переговоры лучше в течении недели после закрытия выставки. Проранжируйте полученные ответы.

Например:
Стоимость одной продажи: разделите общие расходы по участию в выставке на количество продаж.
Стоимость одного установленного контакта: ОР: кол-во собранных анкет.
Затраты на одного клиента, привлеченного в результате телефонных звонков: ОР/число «горячих», хороших и будущих клиентов.
Оцените производительность своего труда.
Выделите время для анализа и обсуждения вместе с персоналом работы на выставке.

Выставки - это великолепная возможность для продвижения Вашей фирмы на конкретном рынке при условии:

1. Если они планируются.

2. Если посетитель идет на выставку с конкретной целью посетить Ваш стенд, который, в свою очередь, не оставляет никаких шансов пройти мимо него для тех, у кого этой цели нет.

3. Если Ваш персонал умеет, хочет и готов работать на выставке.

4. Если после выставки у Вас на столе лежат точные и информативные записи переговоров, «по горячим следам» которых сразу же начинается работа.

Как организовать выставку картин.

Многие начинающие художники, так или иначе, сталкиваются с этим вопросом. Многие считают, что количество выставок в послужном списке прямо пропорционально статусу художника в мировом художественном рейтинге. Возможно это так. В любом случае чтобы понять надо вам оно или нет, надо с чего то начать.

Итак, разберем этот вопрос – как же организовать выставку собственных художественных произведений. Персональную выставку. Как решить эту задачу я опишу из своего опыта и опыта моих коллег.

Для начала надо иметь в своем арсенале определенное количество законченных и оформленных работ. Как оформлять ваши работы – это дело индивидуальное, зависящее от того в какой технике вы работаете и от творческой задачи, которую вы перед собой ставите. Я в 2005 году к первой персональной выставке состоявшейся в выставочном зале московской библиотеки №204 делал рамы из пиломатериалов, купленных на Москворецком рынке. Сделанные из двух брусчатого профиля рамы я шпаклевал и красил спрей красками для граффити на лестничной клетке в своем подъезде. Поле для идей и творчества обширное – все в ваших руках…

Наконец, если вы созрели для начала выставочной деятельности, у вас есть работы и идея, которую вы будете нести зрителю по средствам вашего выставочного проекта – значит львиная часть задачи выполнена. Теперь подумайте еще раз, зачем вам все это надо и что вы от этого ждете. Если все Ок, – действуйте!

Если вы работаете в традиционных жанрах изобразительного искусства, то в качестве выставочного дебюта – (мы рассматриваем бюджетный вариант), неплохой старт можно сделать в так называемых интеллект - центрах, которые в последние 10 лет организуются на базе публичных библиотек. В Москве хорошо развита сеть публичных библиотек с собственными выставочными площадями, где после собеселования с руководством библиотеки в порядке очереди можно без проблем сделать выставку. Об одной из них я писал выше.

Для художников, работающих в области так называемого contemporary art – современного искусства, неплохой дебют можно сделать на площадке молодого искусства СТАРТ на Винзаводе.

Персональную выставку можно сделать на платных условиях в рамках договора аренды выставочного зала на определенный срок. Цены и залы разные – информация имеется в свободном доступе. Привожу положительный пример из своего опыта: я организовывал фестиваль мрачных искусств «Все оттенки Тьмы» ) в 2010 г в галерее «N» в Бескудниково. Несмотря на относительную удаленность от центра, галерея оборудована по последнему слову техники: от превосходного развесочного оборудования, неплохого света, до наличия концертных дымогенераторов и распределенной аудио системы – что очень пригодилось для проведения фестиваля на самом высоком уровне. Также в счет арендной платы входили услуги пиар-менеджера для рекламы события в СМИ.

За относительно небольшую плату можно выставиться в государственных выставочных залах, но здесь учитывается выставочный опыт - участие в групповых и персональных выставках. Как пример привожу свою персональную выставку в ГВЗ «На Каширке» () Персональные библиотечные выставки, кстати, ценятся выше чем участие в групповой выставке в зале рангом повыше. Опять же выставку в библиотеке рекомендуется максимально распиарить, не пожалеть денег на статьи в художественных газетах и журналах – все зависит от бюджета.

Вступив, например, в Московский союз художников и пройдя несложную процедуру приема в союз (показатиь несколько пейзажей и этюдов, написанных в традиционной технике), заплатив небольшой ежегодный членский взнос можно участвовать в выставках союза. Как правило, выставки представляют собой унылое сборище старперов, трясущихся на своими картинами, развешенными в три ряда на стенках…

Существует практика участия во всевозможных конкурсах, этот способ тоже может быть определенным шагом. В основном конкурсы платные, как пример «Международная Ассамблея Искусств» и др. подобные мероприятия – тут тоже наблюдается трехуровневая развеска, но сборище художников уже более молодого возраста. Существуют конкурсы с бесплатным участием, например ежегодный конкурс «Тема смерти в современном искусстве» (проходящая в рамках международной выставке похоронной индустрии «Некрополь»), организованная новосибирским бизнесменом Сергеем Якушиным ()

Существует большой выбор всевозможных групповых выставок с бесплатным участием, например выставки в рамках выставочной программы проекта «Открыта сцена» (Поварская, д. 20), ЛИК фонда, Фонда Михаила Шемякина () и др. Фонд Шемякина, к моему удовольствию, предлагает интересные и довольно мрачные проекты.

Никто не отменял участия в платных выставках, организованных различными предпринимателями и энтузиастами, например выставочный проект «Гейзеры Подсознания» Международного Центра Искусств Андрея Некрасова (). Выставки в рамках этого проекта как правило проходят на пафосных выставочных площадях, что подкупает амбиции многих художников, мечтающих выставиться в намоленных местах, таких как ЦДХ, Винзавод, ГВЗ На Солянке, Галерея А3 и др.

В результате участия в групповых и персональных выставок у художников скапливается опыт выставочной деятельности, определяются приоритеты, завязываются полезные знакомства, возможны случаи продажи картин, что, безусловно, повышает самооценку художника. Выставочный опыт и полученные связи в итоге позволяют бесплатно вписываться в графики выставок государственных и частных галерей. Есть возможность найти своего галериста. Все вышеописанное касается художников, работающих как в устаревшем меметическом жанре, так и в современных постмодернистских течениях современного искусства.

Отдельная лазейка для художников современного искусства – тут нет границ для экспонирования работ, определенных для меметического искусства стенами галерей. Здесь можно положиться на смелость и анархию в выборе пространства для экспонирования работ и создания объектов искусства из подручных материалов. Тут возможно все - от включения в экспозицию зданий и других элементов пространства до экспериментов с огнем и пиротехникой. В качестве примера привожу выставки, проходившие в заброшенном заводе Флакон (сейчас Дизай-завод ФЛАКОН – теперь уже вполне официальная выставочная площадка) и в тоннеле под каналом Москва-Волга на Волоколамском шоссе и пешеходном переходе над шоссе - в рамках Анти биеннале "Пошел! Куда пошел?; ежегодный фестиваль «ФАРШ» в заброшенном депо на Курской в самом центре Москвы (http://www..html)... Апофеоз темы эксплуатации альтернативных выставочных площадок – брутальные выставки арт-группы BLACKMEAT в Сьянских каменоломнях () и в депо на Курской ()

Для опытных художников, работающих преимущество в рамках так называемого современного искусства, существует система грантов, биеннале и др. Тут используется проектный подход, когда художник готовит выставочный проект, отправляет его комиссии и защищает, если проект заинтересовал принимающую сторону. В последствии художник работает на проектом под ненавязчивым присмотром куратора. В итоге выставка - проект – в большинстве случаев в продвинутой галерее. Например: , . Проектный подход интересен тем, что продукт (в нашем случае выставка) становится более цельным и осознанным.

Как видите, способов организовать выставку своих картин и других произведений искусства множество, так что смелость и безумие вам в помощь.

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайки.

Также буду признателен если напишите ваши отзывы или комментарии (в форму после этого текста) из собственного опыта организации и участии в выставках. Интересен как положительный, так и трицательный опыт.



Поделиться