Квалификационная сетка на зарплату в году. Нюансы и правила использования тарифной сетки по разрядам

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14-10-92 785 (ред от 27-02-95) О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В УРОВНЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ… Актуально в 2018 году (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.95 N 189) Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тарифные коэффициенты 1.0 1.30 1.69 1.91 2.16 2.44 2.76 3.12 3.53 3.99 4.51 5.10 5.76 6.51 7.36 8.17 9.07 10.07 Примечания. 1. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Правительством Российской Федерации. Ставки (оклады) работников остальных разрядов Единой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. 2. Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с Единым тарифно — квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1 по 8-й разряды Единой тарифной сетки.

Тарифная сетка по разрядам на 2018 год

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты. Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы.


Внимание

Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки. НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Тарификационная сетка для бюджетников на с 01 10 2018 год

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ. Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно. Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов:1.


Важно

Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок. 2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.


3.

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях. 4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п.
7 ч. 1 ст. 77

ТК РФ. 5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты. Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

Нюансы и правила использования тарифной сетки по разрядам

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.
НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Новые оклады учителей в 2018 году тарифная сетка

После того как изменятся должностные оклады на 2018 год, таблица окладов тоже будет изменена. Однако возникают пени вопрос. Пока неизвестно, как на такие действия отреагирует МВФ и другие международные партнеры Украины.
Если учесть то, что Украина имеет большой внешний долг, который не прекращает расти, то, пожалуй, кредиторам это не понравится. Все это приводит к тому, что ситуация в Украине будет складываться не лучшим образом. Большое количество различных экспертов и специалистов пророчит государству дефолт уже в 2020 году. Это, конечно, только прогнозы, но чтобы избежать такого, властям нужно приложить немалых усилий, ибо изменить ситуацию к лучшему будет не так уж и легко.
Работники, которые остались в выигрыше Надо также упомянуть о том, что позитивные изменения все же коснулись некоторых.

Кому из бюджетников повысят зарплату с 1 мая 2018 года

В связи с такими данными все же можно утверждать, что должностные оклады государственных служащих на 2018 год должны претерпеть определенных изменений. Рост окладов и подводные камни О вышеупомянутую проблему также неоднократно заявлять представители Кабинета Министров Украины. Это очень важная проблема, которая практически уничтожает всякую мотивацию работать. Если обратить внимание на то, как росли показатели в течение прошлых лет, то можно понять, что такая тенденция имела свое начало еще в 2014 году. Именно тогда рост должностных окладов прекратило соответствовать росту прожиточного минимума. Как еще сильнее погрузиться в эту проблему, то при сравнении размера тарифных ставок становится известно, что представители первого разряда имеют заработную плату, что составляет примерно 1700 гривен.

Должностные оклады на 2018 год в украине. таблица

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть. Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Правительство РФ приняло Постановление, согласно которому работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст.
Для этого надо просто узнать о коэффициент, который указывается в единой тарифной сетке. Этот коэффициент – это четко установленное понятие, которое регулируется только тарифной сеткой. Именно поэтому любые другие трудовые правки и нововведения не имеют никакого влияния на показатель. Как известно, для представителей первого тарифного разряда коэффициент составляет единицу, а для других разрядов он определенным образом растет. Вот на основе чего и составляется таблица должностных окладов. Надо также сказать о том, что сам тарифный разряд корректируется в зависимости от профессии лица.

Нетрудная работа обычно приравнивается к наименьших уровней. И работа, которая вообще требует минимума, относится к первому разряду.

А вот чем больше нужно профессиональных навыков и чем больше специализированных знаний нужно, тем больше будет тарифный разряд.

Разрядная сетка заработной платы бюджетникам в 2018 году

Тарифные разряды устанавливались в зависимости от сложности работ. Для того чтобы унифицировать распределение работников по тарифным разрядам, использовались 2 квалификационных справочника:

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС);
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Оба справочника утверждены Правительством РФ. Они постоянно обновляются, поскольку уровень развития технологий повышается, вводятся новые стандарты работы. Новые системы оплаты труда в бюджетных организациях С 1 декабря 2008 года Единая тарифная сетка была заменена на несколько иной способ тарификации зарплаты бюджетников.
Если это тарифная система, правила использования которой в 2017-2018 годы регламентируются действующими нормами ТК РФ, то в локальном нормативном акте, например положении об оплате труда или коллективном договоре, прописываются все составляющие этой системы и принципы их применения. Так, работодатель должен расписать тарифную сетку, которая будет использоваться при начислении зарплаты сотрудникам.

В рамках тарифной сетки закрепляется привязка к тарифным разрядам. Так, все должности на предприятии разбиваются на определенные группы - разряды.

Обычно 1-й разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Естественно, что за более сложную работу, требующую определенных знаний и навыков, устанавливается более высокая оплата труда.

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2011, N 10

Трудовое законодательство Российской Федерации немало внимания уделяет оплате труда: этому вопросу посвящен целый раздел Трудового кодекса. Вопросами оплаты труда озабочен любой работодатель: цена на труд должна быть рыночной и не разорительной для предприятия. Для этого работодатели начинают разрабатывать системы оплаты труда. Своими силами или с привлечением посредников и консультантов. В настоящий момент рынок консалтинговых услуг предлагает достаточно большое количество различных подходов к построению оплаты труда - как отечественных, так и зарубежных. Для каждой компании характерны свои черты построения подобной системы. Многое зависит от целей компании, от корпоративной культуры, от системы менеджмента, а также от финансового состояния компании и, конечно, от рынка труда.

Сравнение подходов формирования базовой части оплаты труда

Статья 135 Трудового кодекса РФ определяет, что заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Трудовой кодекс позволяет устанавливать компаниям свои системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, указав их в коллективных договорах и локальных актах. В настоящее время на рынке труда заработную плату определяют двумя способами: стихийно и научно.

Для стихийного принципа построения окладов характерны дружественные связи или особое влияние на лицо, принимающее решение, а также, возможно, преданность компании, стаж работы, предыдущие "заслуги перед Отечеством". Все это в совокупности может быть очень хорошим методом построения базовой части заработной платы, но только для небольших компаний, где "все на виду". Повышение оклада у одного сотрудника воспринимается естественно для всех членов коллектива, если это вписывается в рамки их представления о справедливом повышении оклада. В средней, а тем более крупной компании такая система не может существовать как мотивационная. Она становится яблоком раздора, давая повод для пересудов, конфликтов и нетрудового соперничества. Подобные "внутренние течения" в жизни коллектива не приводят бизнес на вершины лидерства. В таких компаниях разумные руководители прибегают к научному методу построения системы оплаты у сотрудников. К построению прозрачной, абсолютно логичной системы, основанной на научном подходе. Но как построить эту идеальную систему?

Все многообразие систем можно классифицировать и выделить три большие группы подходов к построению системы:

  • подходы, в основе которых лежит тарифная сетка;
  • подходы на базе построения системы грейдов;
  • экзотические подходы.

Остановим свое внимание на первых двух.

Особенности использования тарифной сетки

Статья 143 Трудового кодекса РФ дает определение тарифной системы оплаты труда, которая представляет собой такую систему оплаты труда, которая основана на дифференциации заработной платы работников различных категорий. При этом сама система включает:

Эта же статья Трудового кодекса дает определение и тарифной сетке: это совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. То есть тарифные ставки, оклады (должностные оклады) и тарифные коэффициенты, взятые вместе, и представляют тарифную сетку, где каждой должности (профессии) соответствует какой-либо тарифный разряд.

Трудовой кодекс позволяет устанавливать компаниям вид, систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, которые определяются коллективными договорами и локальными нормативными актами. Таким образом, в различных организациях могут быть различные тарифные сетки, отличающиеся количеством разрядов и степенью нарастания тарифных коэффициентов. При построении собственной тарифной сетки опираются на два основных момента: базовую величину "шага" коэффициента и размер минимального оклада, от которого будет вестись отсчет всех остальных окладов.

Построение тарифной сетки начинается с выявления минимального оклада. Часть 4 ст. 129 ТК РФ определяет оклад (должностной оклад) как фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

С 01.09.2007 Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ была отменена ч. 2 ст. 129 Трудового кодекса РФ, которая давала определение минимальной заработной платы. Несколько перефразируем эту норму и дадим определение.

Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Таким образом, оклад работника, занятого на самых легких, вспомогательных, без вредных факторов, с комфортными условиями работах, - это и есть точка отсчета. Например , стажер-бухгалтер на практике считает все вручную, без применения техники, находится в комфортных условиях и его деятельность в бухгалтерии сводится к "разгребанию завалов" первичной документации, которую ему поручат упорядочить. Аналогично работают архивариусы и делопроизводители на предприятиях производственного сектора экономики.

Какой же размер может иметь минимальный оклад? Во-первых, не ниже минимального размера оплаты труда, на что указывает ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса. Во-вторых, целесообразнее, чтобы оклад был ненамного выше среднерыночной оплаты труда аналогичной должности. А в-третьих, на эту заработную плату работник должен питаться, ездить на работу и с работы, оплачивать коммунальные платежи и что-то откладывать "на черный день" либо на крупные покупки. Трудный расчет подобной минимальной оплаты труда можно заменить размером минимальной заработной платы в субъекте Федерации. Так, в Москве в 2011 г. он равен 10 900 руб. (с 01.09.2011), в Московской области - 7229 (с 01.06.2011), в Санкт-Петербурге - 7300 (с 01.01.2011).

Определив минимальный размер оплаты труда (в нашем случае - это тарифная ставка 1-го разряда), рассмотрим принцип построения самой тарифной сетки: с помощью тарифных коэффициентов устанавливается соотношение последующих тарифных ставок к тарифной ставке 1-го разряда.

В упрощенном виде тарифная сетка из 5 разрядов представлена в таблице 1. Тарифные коэффициенты заданы в арифметической прогрессии с шагом 0,2. Минимальная ставка взята в сумме 5000 руб. Значение величин тарифных ставок последующих разрядов определяется перемножением тарифного коэффициента на тарифную ставку 1-го разряда.

Таблица 1

Примитивная тарифная сетка

Конечно, в жизни для построения тарифной сетки требуется научное обоснование изменения тарифного коэффициента. Обоснованием для такой процедуры может являться, как нам рекомендует Трудовой кодекс, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и/или Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Однако не все должности могут охватить справочники, либо компания самостоятельно решит построить свою тарифную сетку, модифицировав классические.

Для определения величины "шага" используют два способа: арифметические и геометрические прогрессии.

Арифметическая прогрессия устанавливает равное изменение коэффициента от тарифного разряда к тарифному разряду (см. таблицу 1). Геометрическая прогрессия предполагает увеличение шага в какое-то число раз. В таблице 2 приведен пример тарифной сетки с изменяемым в геометрической прогрессии коэффициентом. Тарифный коэффициент изменяется в 1,1 раза.

Таблица 2

Тарифная сетка с изменяемым в геометрической прогрессии коэффициентом

При создании тарифной сетки устанавливают минимальный размер "шага" за определенную характеристику работы. Например , используя первый подход, устанавливаем шаг 0,2 за требование к наличию специализированного образования и еще 0,2 - за фактическое управление группой более двух человек. Таким образом, наша тарифная сетка может приобрести следующие очертания (таблица 3).

Таблица 3

Обоснование в тарифной сетке (упрощенный вид)

Из таблицы 3 видно, что тарифной ставке 1-го разряда соответствует должность, не требующая специализированного образования и не имеющая руководства группой. Тарифной ставке 2-го разряда соответствует должность с обязательным специализированным образованием и не имеющая руководства группой и т.д. Тарифной ставке 5-го разряда соответствует должность с двумя обязательными специализированными образованиями (основное и повышение квалификации), предусматривающая руководство группой более 4 человек.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: тарифная сетка легка в использовании. Изменяя размер минимального оклада и "шаг" коэффициента, можно построить свою универсальную и удобную тарифную сетку. В отдельно взятой организации она лишается своей исторической громоздкости и может объективно отражать гармоничную систему оплаты труда.

Особенности использования системы грейдов

В истории грейдирования, на разных этапах развития капиталистического общества и научной мысли, рождались и уходили в тень совершенно не похожие друг на друга подходы построения системы монетарной мотивации. Все теории отталкивались от оценки рабочих мест, различия же появлялись в оцениваемых факторах. Так, в поле зрения ученых в разные годы попадали: сложность и значимость работы, требования к знаниям и навыкам, прилагаемые усилия, ответственность и даже промежуток свободы действий.

Метод Хея

Основан на оценке должностей в рамках бизнес-процессов, проходящих в компании. Как известно, любой бизнес-процесс имеет свой вход (ресурсы), операции (процесс преобразования ресурсов в продукт) и выход (продукт). Таким образом, для выполнения бизнес-процессов сотруднику требуются:

  1. ресурс (вход) - это знания и умения;
  2. возможность преобразования ресурса в продукт - решение проблем;
  3. результат преобразования, выраженный в ответственности.

Эти три фактора составляют три направляющих таблицы, где дополнительные параметры являются строками и столбцами.

Знания и умения - суть усвоенная и умело применяемая информация, количество и разнообразие которой необходимо и достаточно для выполнения определенной работы, вне зависимости от того, где и как она была получена. Так, специалисту по кадрам для качественного выполнения кадрового документооборота достаточно знания 3 - 4 нормативных правовых актов (например, Трудового кодекса РФ, Правил ведения и хранения трудовых книжек, Постановления Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты..." и Методических рекомендаций по ведению воинского учета). А вот менеджеру по персоналу не обойтись без знания охраны труда, нормативных актов фонда социального страхования и т.д. Хотя у того и другого в обязанностях определено "ведение кадрового делопроизводства". Для разграничения и дифференциации подобных составляющих фактор "знания и умения" состоит из трех параметров: глубины знаний, широты знаний, уровня коммуникаций. Сочетание и пересечение этих параметров дает определенное количество баллов для каждой должности по фактору "знания и навыки".

Решение проблем всецело основывается на знаниях и умениях, так как возможность преобразования ресурса в продукт зависит только от наличия самого ресурса, то есть умения выделить проблему из массы других, проанализировать ее, выработать решения и сделать выводы. Поэтому фактор "решение проблем" берется как процент от первого фактора. Он, в свою очередь, состоит из двух параметров: сложности проблемы и свободы мышления, сочетание которых определяет количество баллов по фактору "решение проблем". Так как параметра только два, находятся они в прямо пропорциональной зависимости: чем сложнее проблема, тем больше свобода мышления.

Ответственность - фактор, говорящий сам за себя и характеризующий уровень влияния на конечный результат продукта. Он состоит из трех параметров: свободы выполнения работ, влияния на конечный результат, области контроля.

После ранжирования всех должностей в компании, то есть присвоения каждой должности определенного количества баллов, всем должностям определяют свой размер заработной платы. К каждому количеству баллов пропорционально относится свой размер оклада.

Метод построен таким образом, что воспользоваться им самостоятельно представляется весьма трудоемким занятием. Как минимум необходимо специальное образование по работе с таблицами и возможной их адаптацией и наличие специализированной компьютерной программы обработки параметров.

Балльно-факторный метод оценки рабочих мест

Второй метод - это балльно-факторный метод оценки рабочих мест. Это аналитический метод, использующий в своей основе обобщенные факторы оценки рабочих мест, применимые в разных отраслях деятельности. Изначально для построения системы факторы не определены и их задают непосредственно в каждой организации исходя из специфики деятельности. Главный принцип выбора факторов - стратегическая роль должности в компании, ее вклад в конечный результат деятельности, а также ценность самого результата для компании.

Таким образом, построение системы окладов состоит из следующих этапов:

  1. определение количества факторов;
  2. выбор решающих для компании факторов;
  3. построение измерительной шкалы;
  4. оценка (взвешивание) факторов по каждой должности;
  5. построение структуры окладов.

При работе над системой целесообразно придерживаться следующих критериев: на всю организацию должно быть не менее 4 факторов, но не более 7. При определении фактора его можно описать как совокупность более мелких факторов, называемых субфакторами. Как правило, их может быть 2 - 3, не более. Они не пересекаются между собой, но более детально описывают сам фактор. Например , по фактору коммуникации субфакторами могут быть частота коммуникаций, интенсивность воздействия, среда воздействия.

После определения факторов и субфакторов устанавливают шкалу оценки. Это может быть шкала от -1 до +1, либо от 1 до 5, либо от А до С. Компании вправе устанавливать свою "глубину" уточнения фактора, при этом для каждого фактора может выставляться своя шкала и своя глубина.

Далее все должности в компании ранжируются по данным факторам. Каждой должности присваивается соответствующий набор характеристик и баллов. Количество баллов затем переводится в базовую часть заработной платы.

Балльно-факторный метод оценки рабочих мест - это красивый и точный метод оценки, вместе с тем он достаточно громоздкий и трудоемкий. Чаще всего такой метод требует привлечения экспертов. Тем не менее он наиболее востребован современными компаниями.

Подводим итоги

Все вышеописанное можно свести в сравнительную таблицу двух подходов к построению системы оплаты труда, из которой каждый сможет выбрать для себя наиболее приемлемый способ построения базовой части заработной платы.

Таблица 4

Показатель Тарифная сетка Грейдирование
1 2 3
Цель создания системы Обеспечение
централизованного
контроля оплаты труда
Обеспечение повышения
производительности труда
наемных работников
Цели развития и
изменения системы
Повышение уровня жизни
населения, увеличение
контроля
Минимизация
субъективности и
повышение объективности
оценки и, конечно же,
более высокая
технологичность ее
осуществления
Принципы формирования
системы оплаты
Реализация равной оплаты
за равный труд в
масштабе всего общества
Равная оплата за
сложность и значимость
работы
Что собой представляет Совокупность нормативов,
утверждаемых
государством и
обеспечивающих
регулирование уровня
тарифных ставок и
окладов
Группировка должностей
по определенным правилам
с целью стандартизации
труда
Принципиальное
сходство систем
1. Описание должности
(профессии). Например ,
характеристики работ,
описанные в Едином
тарифно-квалификационном
справочнике работ и
профессий рабочих.
1. Описание требования к
должности. Например ,
разделы "Должен знать" и
"Требования к
квалификации" в ЕКС.
2. Оценка должности
выражена в относительных
величинах
(коэффициентах) и в
денежных единицах.
3. Предусмотрена "вилка"
окладов: диапазон между
минимальным и
максимальным окладами по
каждой должности
(профессии)
1. Описание должности
(профессии). Например ,
метод профильных таблиц
Хея.
2. Описание требований к
кандидатам на должность.
3. Оценка должности
выражена в относительных
величинах (баллах) и в
денежных единицах.
4. Предусмотрена "вилка"
грейдов: диапазон между
минимальным и
максимальным окладами по
каждой должности
(профессии), входящей в
грейд
Принципиальное
различие систем
Распределение
должностей (профессий)
строго иерархично:
подчиненные получают
меньше руководителей
Распределение
должностей (профессий)
зависит от значимости
должности (профессии) в
компании, стажа работы и
других факторов
Параметры построения
системы
Сложность труда,
условия труда, его
тяжесть и напряженность,
значимость в
производственном
процессе предприятия
Навыки, усилия,
ответственность и
условия труда
На кого
распространялась
На рабочих и служащих
всех отраслей и регионов
страны
На наемных работников
заводов, фабрик,
железных дорог
Первая система 1917 г. 1940 г.
Варианты систем 35-разрядная тарифная
сетка. По первым 14
разрядам тарифицируются
рабочие, по остальным -
инженерно-технические
работники.
17-разрядная тарифная
сетка с диапазоном 1:5,
а затем 1:8. По этой
сетке присваиваются
ученикам - первый и
второй разряды;
необученным рабочим
простого труда - третий;
рабочим низкой
квалификации -
четвертый;
квалифицированным
рабочим - пятый, шестой,
седьмой;
высококвалифицированным
рабочим - восьмой,
девятый. Служащие
тарифицируются до 17-го
разряда
Метод Хея - метод
профильных табличных
руководств по оценке
рабочих мест.
FES - система факторной
оценки.
TSD - метод временного
промежутка свободы
действий.
DBM - метод полос
решений.
Метод компенсируемого
фактора решения проблем.
Метод оценки рабочих
мест со стержневыми и
вторичными факторами
Достоинства систем Простота в
использовании,
прозрачность и
понятность системы.
Возможность без
посторонней помощи
настроить систему "под
себя"
Детальное построение
оплаты труда,
учитывающее множество
факторов. Определение
"ценности должности"
зависит от ценности
этой должности в
компании
Недостатки систем Малоподвижная и
не способная в полной
мере и оперативно
учитывать все
особенности различных
видов деятельности, а
также изменения,
связанные с динамикой
национального дохода,
внедрением достижений
научно-технического
прогресса в производство
Сложность в построении,
так как процедура
трудоемкая, чаще всего
требующая привлечения
внешних консультантов,
что увеличивает ее
стоимость. Возникают
сложности состыковки с
трудовым
законодательством

Мнение. Алла Бедненко, директор по персоналу компании "Эконика", кандидат психологических наук:

"Ни для кого не секрет, что вопрос вознаграждения - один из самых деликатных как для сотрудников, так и для руководства компании. Вознаграждение за труд - это мощный мотивационный инструмент, неправильное использование которого может привести к тому, что компания потеряет своих ценных сотрудников. При этом значительно увеличивать затраты компании, выплачивая высокий уровень вознаграждения тому, кто этого не заслуживает, тоже неразумно. Поэтому работодатели постоянно находятся в поиске оптимальных принципов управления вознаграждением. Безусловно, каждая система оплаты труда имеет свои плюсы и минусы.

Самым большим минусом тарифной сетки, на мой взгляд, является ограниченное число факторов оценки должностей и в некоторой степени нивелирование индивидуальных особенностей той или иной организации ("уравниловка"). Однако данный метод до сих пор актуален, поэтому получил свое развитие в современном HR-менеджменте: появились также методы рядов (ранжирования), метод классификаций (разрядов) и т.д.

Наряду с очевидными преимуществами системы грейдирования следует еще раз перечислить ее недостатки. Во-первых, данная система не очень мотивирует на достижение результата, так как результативность сотрудника рассчитывается только раз в год при оценке, по результатам которой и присваивается ему новая категория. Таким образом, влияние показателей работы человека на уровень его вознаграждения получается отсроченным. Второй нюанс связан с переходом компании к грейдовой системе: скорее всего, найдутся такие сотрудники, которые в настоящий момент уже получают зарплату больше, чем предусмотрено в грейдовой системе, а понизить им зарплату работодатель не сможет, так как это может быть расценено как ухудшение условий труда. В-третьих, внедрить систему грейдов возможно только в компаниях с хорошо отлаженными и формализованными бизнес-процессами. В-четвертых, внедрение системы грейдов - это, как правило, очень ресурсоемкий процесс.

Но самый, на мой взгляд, опасный недостаток заключается в том, что при нестабильности российской экономики зарплаты, соответствующие грейдам, становятся ограничением, мешающим проводить изменения. Например , если повысился рыночный уровень зарплаты для той или иной должности, то предприятие вынуждено немедленно отреагировать и также увеличить ее размер на данной позиции, чтобы привлекать и удерживать данных специалистов, предотвращая их "отток" из компании. Но такая ситуация неизбежно вступит в противоречие с условиями системы грейдирования, так как ценность должности для компании не меняется, а зарплата повышается. Таким образом, нарушаются принятые правила формирования зарплат, снижается прозрачность системы, компании вынуждены вводить так называемые "рыночные надбавки" для некоторых должностей и т.п.

В данной статье рассмотрены подходы к управлению постоянной частью вознаграждения сотрудников. Но существует еще и множество подходов, направленных на управление переменной частью заработной платы. Например , сегодня в российских компаниях уже широко распространена система оплаты труда, основанная на принципах управления результативностью. Одна из ее основных составляющих - система компенсации, при которой размер вознаграждения сотрудников (ее переменная часть) зависит от степени достижения ими своих целей и задач (KPI ключевых показателей эффективности). Причем показатели результативности для стимулирования работников могут быть как индивидуальными, так и командными.

К преимуществам данной системы вознаграждения можно отнести мотивацию персонала к достижению целей компании и подразделения, оптимальное расходование денежных средств на оплату труда, прозрачность, понятность и справедливость системы. Однако, на мой взгляд, оптимальная система оплаты труда появляется при сочетании разных подходов к оплате труда, в результате мы получаем комбинированную систему оплаты.

По моему мнению, наиболее оптимальна комбинация двух систем - премирования на основе KPI и грейдирования. Она предполагает гибкий подход, который, сохраняя преимущества обеих схем оплаты труда, позволяет избавиться от некоторых недостатков. При этом совокупный доход специалиста должен отвечать еще и рыночному подходу, когда зарплатное предложение формируется в зависимости от предложения и стоимости необходимых специалистов на рынке труда.

Грейдирование дает возможность ввести единую унифицированную систему окладов для всех подразделений, выстроить прозрачную систему профессионального и карьерного роста, что способствует удержанию в компании ценных специалистов, повышению мотивации к постоянному совершенствованию и развитию.

Управление переменной частью вознаграждения на основе KPI позволяет выстроить прозрачную и справедливую систему оплаты труда, оптимально использовать ФОТ и повысить результативность сотрудников в целом. Система становится гибкой, она позволяет руководителю оперативно вносить коррективы при изменении целей, а также ситуации во внешней среде.

Правильное сочетание разных подходов к управлению вознаграждением сотрудников на практике является мощным управленческим инструментом, позволяющим в том числе эффективно управлять реализацией стратегии компании.

Безусловно, сотрудники HR-департамента должны обладать высоким уровнем профессионализма для того, чтобы эффективно разработать и реализовать комбинированный подход в рамках своей компании.

Следует также обратить внимание на то, что, внедряя любую новую систему оплаты труда, нужно предварительно адекватно оценить трудозатраты компании на ее создание, внедрение, подготовку дополнительной отчетности, административную и IT-поддержку, администрирование системы и проведение разъяснительной работы с сотрудниками.

Перед масштабным внедрением системы во всей компании желательно провести пилотную апробацию в нескольких подразделениях с целью внесения корректив в случае необходимости.

Хочу дать еще один совет нашим читателям: любые принципы управления вознаграждением должны быть обязательно адаптированы с учетом специфики бизнеса компании, жизненного цикла компании и корпоративной культуры. Помните о том, что лучшая практика - та, которая работает в вашей компании".

А.Щетинина

Начальник службы персонала

ГК "Дон-Консультант"

Тарифная сетка - это шкала разрядов, каждому из которых присвоен свой тарифный коэффициент, показывающий, во сколько раз тарифная ставка любого разряда больше, чем первого. Тарифный коэффициент I разряда всегда равен единице.

Количество разрядов и величины соответствующих им тарифных коэффициентов определяются в соответствии с коллективным договором, заключаемым на предприятии между администрацией и работниками в лице профсоюза. Положения его, в свою очередь, разрабатываются на основе отраслевого тарифного соглашения и не должны допускать ухудшения положения работников.

Наиболее широкое распространение получает использование единой тарифной сетки для организации оплаты труда всех рабочих на предприятии. Как правило, количество разрядов, присваиваемых рабочим, остается прежнее - 6-8. Обшее, максимальное количество разрядов в сетке может быть определено на конкретном предприятии, как и величины соответствующих им тарифных коэффициентов, - произвольно. Обязательным является закрепление этого в коллективном договоре. Пример такой организации оплаты труда - использование единой тарифной сетки для оплаты труда работников бюджетных организаций. Она может быть рекомендована для всех остальных.

Единая тарифная сетка (ETC) введена в соответствии с Указом Президента РФ от 19 августа 1992 года (САПП, 1992, № 8, ст. 503) постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 (САПП, 1993, № 16, ст. 1253). Она закреплена Правительством РФ в следующем виде (табл. 1).

Таблица 1 .

Разряд
оплаты труда

Тарифные
коэффициенты

Разряд
оплаты труда

Тарифные
коэффициенты

Цель введения этой сетки - упорядочить соотношения в оплате труда в зависимости от его сложности и квалификации работников и создать механизм поддержания этих соотношений. Разряды присваиваются аттестационной комиссией предприятия (организации) на основе использования для работников общеотраслевых профессий квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Его третий раздел, включающий квалификационные характеристики, преобразован.

Теперь требования даны в нем по разрядам оплаты ETC, для работников с профессиями, имеющими строго определенную отраслевую принадлежность (здравоохранение, образование, культура и т. п.), разработаны специфические нормативные квалификационные требования (характеристики), содержащие критерии для установления разряда.

Предприятия, не состоящие на бюджетном финансировании, при введении ETC, как правило, для проведения аттестации служащих с целью присвоения им разряда разрабатывают свои квалификационные критерии, основой для которых являются квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих. Тарифная ставка I разряда в ETC для учреждений и организаций бюджетной сферы может не совпадать с величиной законодательно утвержденной минимальной заработной платы.

Заработная плата в бюджетной сфере - это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Изучим этот вопрос подробнее.

В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2019), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2019 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников.

Кто такие госслужащие и бюджетники

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2019 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России (последние новости).

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ , а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 41 830 рублей (данные за III квартал 2018). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000-15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Оклады бюджетников в 2019 году, таблица:

Область/Республика

Здравоохранение

Образование

Социальная служба

Библиотеки, архивы,
музеи и прочие
объекты культуры

Научные
исследования
и разработки

Белгородская

Брянская

Владимирская

Воронежская

Ивановская

Калужская

Костромская

Липецкая

Московская

Орловская

Рязанская

Смоленская

Тамбовская

Тверская

Тульская

Ярославская

Москва

Архангельская

Ненецкий автономный округ
(Архангельская область)

Архангельская область
(кроме Ненецкого автономного округа)

Вологодская

Калининградская

Ленинградская

Мурманская

Новгородская

Псковская

Санкт-Петербург

Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская

Волгоградская

Ростовская

Севастополь

Дагестан

Ингушетия

Кабардино-Балкарская

Карачаево-Черкесская

Северная Осетия-Алания

Чеченская

Ставропольский край

Башкортостан

Мордовия

Татарстан

Удмуртская

Пермский край

Кировская

Нижегородская

Оренбургская

Пензенская

Самарская

Саратовская

Ульяновская

Курганская

Свердловская

Тюменская

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
(Тюменская область)

Ямало-Ненецкий автономный округ
(Тюменская область)

Тюменская область
(кроме Ханты-Мансийского автономного
округа — Югры и Ямало-Ненецкого
автономного округа)

Челябинская область

Республика Алтай

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская

Кемеровская

Новосибирская

Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская

Магаданская

Сахалинская

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Зарплата бюджетников в 2019 году

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597 , называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2019-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» , запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений.

Социальные психологи

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение окладов
с 1 сентября 2019 — на 6,0 %,
в 2020 — на 5,4 %,
в 2021 — на 6,6 %
Повышение окладов
с 1 октября 2019 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %,
1 октября 2020 — на 3,8 %,
1 октября 2021 — на 4 %

Повышение окладов бюджетников с 01.01.2019

Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

Региональные решения о повышении окладов бюджетникам

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2019 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2019 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.

В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2019 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.

Свежие системы оплаты труда в бюджетных организациях

  • в 1-м собраны должности, возымевшие распространение в производственной сфере;
  • Изначально Единая тарифная сетка состояла из 18 разрядов, в ней находились коэффициенты от 1 до 10,7. Дабы рассчитать тарифную ставку, например, для 5-го разряда, надо было умножить ставку 1-го разряда на коэффициент 5-го разряда. Вопрос заключался лишь только в том, какую ставку применять для 1-го разряда. А решался он надлежащим образом: она принималась Правительством РФ.

  • иные служащие, например технические исполнители.
  • Под тарификацией понимается процесс соотнесения облика труда и тарифного разряда. Работодатель имеет возможность использовать для этого справочники, описанные повыше, либо составить требования к квалификации, отвечающие специфике работы компании.

    В справочнике есть 2 раздела:

    Размер МРОТ может быть увеличена уже во втором полугодии текущего года Предложено усилить размер материальной ответственности работодателя за задержку получки Срок исковой давности по делам о взыскании заработной платы имеют все шансы увеличить

    Тарифная сетка нередко используется для дифференциации зарплаты сотрудников, работа которых различается по сложности, а сами работники обладают разными навыками и опытом. Как создается тарифная сетка и какое влияние оказывает на величина итоговой зарплаты работника, расскажем в нашей заметке.

    Обратите внимание! Естественно, собственно что за более сложную работу, требующую конкретных знаний и навыков, устанавливается более высочайшая оплата труда. Чтобы не ставить отдельно суммы для каждой группы должностей, применяют тарифные коэффициенты. С их помощью оклад, оговоренный для должностей 1-го разряда, механически увеличивается на установленный коэффициент для 2-го, 3-го и т. д. разрядов.

  • Должностные прямые обязанности. Здесь перечисляются основные трудовые функции сотрудника.
  • В последнее время наравне с термином «тарифная система» применяется другой — «система грейдов». Это особый аналог, успевший зарекомендовать себя за рубежом. Грейдинг, как и тарифная система, предполагает выстраивание иерархической структуры должностей в зависимости от их трудности. Хотя есть и отличия: грейдинг предполагает использование большего количества критериев, этих, например, как самостоятельность, коммуникабельность, стоимость ошибки и др.

    Использование тарифной сетки в организации упрощает процесс установления получки сотрудникам. Применяются единые прозрачные аспекты оценки сложности работы, выполняемой любым сотрудником, и устанавливается их взаимосвязь с уровнем заработка. К что же тарифная сетка позволяет увеличивать зарплату не только по мере роста значимости занимаемой сотрудником должности, хотя и уровня его квалификации.

  • Характеристика дел. В нем описано, что должен уметь создавать работник.
  • С конца 1992 года по 1 декабря 2008 года в Рф действовала Единая тарифная сетка , по коей рассчитывалась зарплата бюджетникам. Основные вопросы были урегулированы в распоряжении Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда сотрудников бюджетной сферы на основе Единственной тарифной сетки » от 14.10.1992 № 785. В данном акте утверждалась сама ЕТС, а еще она признавалась обязательной для использования во всех бюджетных учреждениях.

  • оформить тарифную сетку ;
  • В всякой организации на локальном уровне зафиксировано, какая система оплаты труда в ней используется. Если это тарифная система, критерии использования которой в 2015-2016 годы регламентируются действующими общепризнанными мерками ТК РФ, то в локальном нормативном акте, к примеру положении об оплате труда или же коллективном договоре, прописываются все элементы этой системы и принципы их использования. Так, работодатель должен расписать тарифную сетку , кот-ая будет использоваться при начислении получки сотрудникам.

  • сложность этих работ;
  • главы;
  • Должен знать. В этой части открываются требования к уровню специальных знаний, а еще знаний нормативов и стандартов, регламентирующих работа на рабочем месте.
  • Классификация сотрудников руководящего звена

    Теперь размер оклада и ставки уточняется руководителем самого учреждения, для чего он обязан учитывать сложность выполняемой работы и степень квалификации работника. А от размера среднего заработка сотрудников учреждения напрямую зависит и зарплата самого начальника. Эта взаимосвязь должна помочь верно распределять фонд заработной платы меж всеми работниками, без перекоса в сторону руководящего звена.

    Классифицирование простых рабочих профессий

  • примеры определенных работ или профессиональные стандарты, коие действуют для определенного вида дел.
    • требования, которые должны предъявляться к уровню познаний работника и его навыкам в рамках квалификационного значения;

    Тарифно-квалификационная характеристика каждого облика работ содержит 2 раздела:

    Квалификационная черта каждой должности состоит из 3 частей:

  • черта основных видов работ;
  • Данные квалификационные свойства и разделение должностей могут быть применены при установлении оплаты труда и формировании тарифной сетки . Для сего система оплаты труда должна быть укреплена на локальном уровне с использованием составляющих справочника.

      • закрепить правила тарификации.
      • Единая тарифная сетка бюджетников

        Время от времени выпуски справочника обновляются, но все же осталось ещё много видов работ, стандарты по коим были разработаны еще в СССР.

        Тарификация в приватных компаниях

        С 1 декабря 2008 года Единая тарифная сетка была заменена на некоторое количество иной способ тарификации зарплаты бюджетников. Это случилось после вступления в силу постановления Правительства РФ «О вступлении новых систем оплаты труда сотрудников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений» от 05.08.2008 № 583.

      • во 2-м — в научно-исследовательской, конструкторской, проектной сферах.


    Поделиться