Особенностью рынка образовательных услуг является. Разработка стратегии продвижения бренда обучающего центра сферы услуг на российский рынок на примере бренда "академия колористики и геометрии натальи туниковской"

Та сфера образования, которая имеется в нашей стране на сегодняшний день, переживает постоянные реформы, модернизации и усовершенствования. Причем подобные изменения можно наблюдать каждый год. Такое положение дел стало благоприятной почвой для развития частных учебных заведений различного типа. Эти негосударственные учреждения уже прочно заняли собственную нишу на рынке образовательных услуг и успешно выпускают не только абитуриентов, без труда поступающих в любые вузы, но и специалистов самых разных профессий.

Как правило, уровень подготовки в таких организациях не уступает тому, который дает государственная сфера. И ничего странного в этом нет. Ведь частные учебные заведения руководствуются теми же регламентами и нормативными предписаниями.

После прохождения аттестационной процедуры у них появляется право выдавать своим выпускникам документы об окончании обучения по государственным образцам. Кроме того, при наличии аккредитации частные учреждения имеют право на получение финансовой помощи от муниципалитетов и государства на общих основаниях.

Кроме того, большим успехом у граждан пользуются курсы различной направленности. Особенно это касается такого направления, как менеджмент, и других видов управленческой и хозяйственной деятельности. Пользуются успехом компьютерные курсы, а также те, которые позволяют повысить квалификацию в сфере педагогики, информационных технологий и т.д. Существуют и совсем необычные направления. Так, неизменной популярностью пользуются курсы, которые готовят к родам будущих мам. Некоторые из них учат даже водить коляску. Существуют и полноценные школы для будущих родителей.

Рынок образовательных услуг

В настоящее время в России существуют следующие виды образовательных учреждений:

Дошкольные;
- начального общего, а также основного и среднего общего образования;
- начального, среднего и высшего профессионального профиля, а также послевузовского специализированного образования;
- учреждения, занимающиеся дополнительным образованием взрослых;
- коррекционные (специальные), предназначенные для работы с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности;
- для детей-сирот, а также тех, кто остался без попечения родителей или законных представителей;
- специализирующиеся на дополнительном образовании детей;
- прочие учреждения, в которых осуществляется учебный процесс.

Все виды образовательных учреждений работают на рынке образовательных услуг, формирование которого началось в 90-х годах прошлого века. Его развитию послужил переход страны на рельсы рыночной экономики. Именно тогда рынок образовательных услуг стал подразделяться на два сегмента - государственный и негосударственный. И сейчас можно говорить о многообразии учреждений, которые работают в данной сфере.

По мнению специалистов, рынок образовательных услуг делится на три сегмента. Первый из них - «белый». В этом сегменте находятся платные отделения государственных вузов, негосударственные платные вузы и школы, а также разнообразные курсы.

Ко второму, так называемому серому сегменту, относят услуги, которые оказываются государственными и негосударственными учебными учреждениями, а также частными лицами, осуществляющими свою деятельность без оформления должным образом всех документов. Это приводит к тому, что искажаются статистические данные и налоговая отчетность подобных заведений, а «добровольные взносы» получаются в натуральной или денежной форме и не отражаются в финансовых документах.

В третий, «черный» сегмент, входят образовательные учреждения, которые работают без получения необходимых лицензий, а также те, которые распространяют свою деятельность далеко за границей подобного разрешения. Для них характерна система поборов и взяток при поступлении или сдаче экзаменов.

Негосударственные образовательные учреждения

На сегодняшний день в отечественном законодательстве не содержится конкретного определения НОУ. Под негосударственным образовательным учреждением понимается организация, созданная частными лицами, или же различного рода некоммерческими или коммерческими структурами.

Основной задачей НОУ является предоставление услуг в сфере воспитания детей или образования. Учреждение подобной организационно-правовой формы оговорено ГК России. Деятельность же НОУ регламентируется ФЗ №237 «Об образовании», а также профильными нормативными актами.

Во главе НОУ может стоять сам учредитель или сформированный им же попечительский совет, полномочия которого определяются собственником. Потенциал подобного учреждения практически безграничен. В нем можно обучать всему, что может принести помощь в трудоустройстве или работе, а также в области достижения определенных целей, позволяющих получать достойный доход. Услуги образовательного учреждения могут быть оказаны и по сети Интернет. Такое удаленное обучение позволяет получать задания и контактировать с преподавателями.

Конечно, самыми прибыльными и наиболее востребованными профессиями в настоящее время являются те, которые имеются в сферах финансов и юриспруденции, психологии и менеджмента. Именно поэтому в большинстве коммерческих вузов готовят специалистов именно по этим дисциплинам. Особое внимание уделяется и английскому языку. Ведь он будет совсем не лишним в большинстве сфер деятельности.

Направление деятельности

Организация образовательной деятельности может быть выбрана в сферах:

Обучения специальным дисциплинам, что служит дополнением к основной программе, предусмотренной учебными планами;
- репетиторской работы;
- курсов, на которых производится обучение иностранным языкам, подготовка абитуриентов, повышение квалификации и т.д.;
- переподготовки кадров и повышения их квалификации;
- обучения детей с отклонениями в развитии или имеющих особые потребности;
- подготовки дошкольников к учебе в школьном коллективе.

Рынок образовательных услуг представляет крупную многоотраслевую народнохозяйственную среду, где создаётся значимый элемент национального богатства – образование. Рынок образовательных услуг – это совокупность экономических отношений, складывающихся между производителями и потребителями по поводу купли-продажи товара «образовательная услуга» в процессе обмена.

На рынке образовательных услуг обращается товар особого рода – образовательная услуга.

Образовательная услуга – это:

целенаправленная деятельность, характеризуемая взаимодействием участников образовательного процесса и направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности;

– совокупность знаний, умений, навыков и определённого объёма информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков;

– целый комплекс действий воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретённых навыков;

– результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации;

– система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многочисленных потребностей человека, общества и государства.

Таким образом, образование – это и процесс, и ценность, и результат, и система.

Образовательным услугам свойственны признаки, характерные для всех услуг, но проявляющиеся особым образом:

1) услуги неосязаемы . Неосязаемость образовательных услуг означает, что их невозможно демонстрировать, изучить до покупки. Полезность услуг оценивается потребителем в ходе или после их производства, что значительно усложняет потребительский выбор;

2) услуги неотделимы от производителя . Образовательная услуга не существует отдельно от вуза и его профессорско-преподавательского состава. Неотделимость услуг от своего источника обусловливает непостоянство их качества;

3) для услуг характерна несохраняемость , то есть процессы производства и потребления услуг не совпадают во времени и в пространстве. Образовательную услугу невозможно произвести впрок, следовательно, в системе образования достичь полного совпадения спроса и предложения практически невозможно. Для образовательных услуг данная черта несколько смягчается, поскольку учебная информация может быть сохранена с помощью учебных пособий и иной методической литературы;



4) образовательные услуги невещественны , то есть они не могут накапливаться. Человек, потребляя образовательные услуги, накапливает знания, умения, навыки, но это результат работы человека, а не сами эти действия, то есть образовательные услуги не могут перераспределяться или перепродаваться покупателем. Таким образом, ограничены возможности рынка по распределению образовательных услуг.

Образовательные услуги имеют особые признаки, отличающие их от других услуг:

1) высокая стоимость . Во всём мире образовательные услуги относятся к дорогостоящим товарам;

2) временной лаг между получением образования и получением выгод от него. Потребитель ожидает отдачу от приобретения образовательной услуги как материального (в виде более высокой заработной платы), так и морального характера;

3) оценка образовательных услуг на протяжении всего периода обучения (сессии, аттестация);

4) зависимость предоставления образовательных услуг от места их оказания и места проживания потребителя , поскольку часто они не совпадают. Таким образом, рынок образовательных услуг носит локальный характер;

5)образовательная услуга предполагает передачу не только знаний, навыков, но и духовных ценностей , стоимость которых невозможно оценить;

6) необходимость государственного контроля над качеством их производства (потребления). Контроль обусловлен тем, что выпускнику, прошедшему государственную аттестацию, выдается диплом установленного образца по определённой специальности с присвоением квалификации.



Возможность функционирования системы образования в условиях рынка определяется следующими факторами:

– локальность предоставления услуги;

– конкурсная основа зачисления в вуз (не каждый может стать студентом);

– плата за обучение также является своеобразным ограничителем.

На рынке образовательных услуг существуют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:

1) потребление образовательной услуги одним индивидом не исключает её потребление другими и не влечёт за собой снижение её полезности для других лиц, что отвечает свойствам общественного блага;

2) образовательная услуга обладает значительным положительным внешним эффектом, поскольку вносит вклад в создание человеческого капитала, тем самым создавая предпосылки для инновационного развития экономики;

3) рынок образовательных услуг характеризуется несовершенством информации. Информационная асимметрия обусловлена особыми характеристиками образовательной услуги – неосязаемостью и непостоянством качества. Эффективное функционирование рынка зависит от того, насколько полно информированы все его участники о свойствах товаров, условиях их производства и потребления, а также о состоянии рынка;

4) для рынка образовательных услуг свойственно несовершенство конкуренции. На рынке образовательных услуг наблюдается сочетание монопольной и олигопольной конкуренции. В основе формирования монополии лежит прежде всего локальный характер рынков образовательных услуг. В то же время можно наблюдать усиление конкуренции между отдельными локальными монополиями – проявляются признаки олигопольной конкуренции.

Таким образом, существует объективная необходимость сочетания государственного регулирования и рыночных механизмов функционирования системы образования.

А. А. ТРЯПИЦЫНА

Алла Анатольевна Тряпицына - руководитель студенческого исследовательского бюро СПбГУЭФ.

Область научной специализации - экономика образования. ^ ^ ^

РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ*

В результате перехода к рыночным преобразованиям сформировались новые понятия «образовательная услуга» и «рынок образовательных услуг». Термин «услуга» имеет широкий спектр определений. Чаще всего под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде, т. е. если товар можно определить как вещь, то услугу - как действие.

Образовательную услугу можно охарактеризовать как процесс передачи значимого объема знаний, навыков и умений от производителя (обучающего) к потребителю (обучаемому). Образовательная услуга обладает следующими основными характеристиками: несохраняемость (процесс производства и потребления этих услуг происходит одновременно, они не могут складироваться для последующей продажи); изменчивость качества (качество образовательных услуг может существенно различаться в зависимости от того, какое образовательное учреждение и как их оказывает); неосязаемость услуги (ее невозможно увидеть, убедиться в качестве и целесообразности приобретения до момента потребления); целостность (для потребителя образовательная услуга будет иметь потребительную стоимость только тогда, когда он получит ее в полном объеме); длительность потребления (процесс оказания образовательной услуги растянут во времени); взаимосвязанность с потребителем (от потребителя требуется личное участие и определенный набор навыков, умений, усилий для потребления этой услуги).

Под рынком образовательных услуг следует понимать сферу формирования спроса и предложения на образовательные услуги. В этом случае продавцами (производителями) образовательных услуг выступают все виды образовательных учреждений вне зависимости от формы собственности, а потребителем выступает гражданин. Одной из особенностей данного рынка является возможное несовпадение плательщика и потребителя этих услуг в одном лице вследствие того, что образовательные услуги - достаточно специфичный товар, так как являются одновременно и частным, и общественным благом. Плательщиком за образовательные услуги может быть как государство (через бюджетное финансирование заказ на подготовку специалистов), так и предприятия, фонды, физические лица.

Различают национальный (внутренний) и международный (внешний) рынки образовательных услуг. На внутреннем рынке участвуют производители и потребители одной страны, на внешнем - представители разных стран.

Во всех странах рынок образовательных услуг является регулируемым. Государство применяет различные методы воздействия на рынок: от прямого административного вмешательства, финансовых рычагов до косвенного регулирования через налоги, льготы, государственные заказы. Причем степень влияния государства на данный рынок в разных странах различна, но в целом очень высока.

В результате перехода на рыночные условия хозяйствования в России произошли изменения в производстве образовательных услуг. В условиях внедрения рыночной координации государство не могло в полном объеме выполнять прежние социальные обязательства, испытывая ограниченность в бюджетных средствах. В результате без формирования институциональных условий, отвечающих требованиям переходной ситуации, оно попросту отказалось от роли единственного субъекта финансирования системы образования, гарантирующего производство и накопление человеческого капитала. Введение в действие жестких бюджетных ограничений, свойственных для рыночной экономики, не позволило предприятиям в

ГРНТИ 06.71.45 © А. А. Тряпицына, 2009 Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Л. А. Белоусовой.

прежнем объеме участвовать в производстве услуг образования. Появилась проблема недопроизводства образовательных услуг, необходимых для осуществления модернизационного прорыва.

В России на практике начала осуществляться политика постепенной либерализации производства образовательных услуг. Возникла опасная тенденция перехода образовательных услуг из категории общественного блага в категорию частного экономического блага.

В новых условиях государство ориентируется на сокращение бюджетных расходов федерального правительства на образование и ставит задачу увеличения доли частных инвестиций в образование. Домохозяйства превращаются в субъекта, берущего на себя значительную часть инвестиционных расходов на производство человеческого капитала. Образовательные учреждения (особенно профессионального обучения) начали ориентироваться на конъюнктуру формирующегося рынка образовательных услуг, произошла ускоренная коммерциализация их деятельности.

Представляется, что либеральная модель не совсем подходит для российских условий. Развитие России проходит в условиях догоняющей модернизации, при которой использование только механизмов рыночной координации весьма затруднено. Система образования в подобных условиях становится не только источником

производства человеческого капитала, имеющего индивидуальную отдачу, она производит и накапливает социальный капитал, содействующий решению проблем догоняющей модернизации (адаптация к изменяющимся условиям, сплоченность гражданского общества). При формировании новой российской модели производства образовательных услуг следует учитывать опыт тех стран, функционирование которых в определенные исторические периоды проходило также в условиях догоняющей модернизации, но перед Россией стоит более сложная задача: совместить в переходном периоде несколько модернизационных скачков.

Государство должно сохранять единое образовательное пространство через систему образовательных стандартов, в которых учитываются интересы экономического развития, работодателей, желающих получить работника инновационного типа. Должно меняться отношение человека как потребителя услуг образования: осознанный выбор профессии, с учетом ее рыночной стоимости и социальной значимости, заинтересованность в качестве содержания процесса обучения. У образовательных учреждений должны оставаться функции, связанные с производством и накоплением социального капитала. Развитие рыночной координации в системе образования должно сочетаться с принципом доступности всем слоям общества различных уровней образования. Это обусловливает более серьезное участие государства в его финансировании, чем в либеральной модели, а также необходимость создания широкомасштабной системы образовательных субсидий и кредитов.

Сегодня интенсивно формируется глобальный образовательный рынок, где учебные заведения разных стран предлагают свои продукты и услуги всем потребителям сразу, не ограничивая себя национальными рамками. Это означает, что и российские образовательные учреждения, прежде всего вузы, работают в условиях глобальной конкуренции и борются за абитуриентов не только с другими российскими вузами, но и с зарубежными их посредниками, предлагающими на российском рынке свои образовательные программы .

С развитием процессов глобализации формируются транснациональные и международные образовательные программы. Отражением этих процессов является сотрудничество образовательных организаций и национальных образовательных систем в выработке единых стандартов качества и единиц измерения учебной нагрузки.

Основными формами глобализации рынка образовательных услуг являются: мобильность студентов и преподавателей как основных субъектов данного рынка; интернационализация учебных программ и планов; создание международных и региональных вузовских сетей; использование новых технологий обучения (дистанционных, модульных и т. д.); экспорт образовательных услуг и связанные с этим проблемы международной аккредитации вузов.

Международный рынок образовательных услуг - это сфера формирования спроса и предложения на образовательные услуги между производителями и потребителями разных стран. Можно выделить следующие основные формы международной торговли образовательными услугами:

Перемещение потребителя услуги в страну их производителя (получение образования за рубежом);

Коммерческое присутствие производителя услуги на территории страны - потребителя услуги (получение образования в своей стране в филиале, представительстве зарубежного вуза);

Поставка услуг через границу (в данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребители, например, образовательная услуга, передаваемая через средства связи).

Сегодня активно обсуждается вопрос коммерциализации профессиональной подготовки кадров, как для страны, так и для зарубежных государств. Перед российскими вузами встала задача занять достойное (и выгодное) место на международном рынке образовательных услуг. Ориентация на экспорт знаний ужесточает требования к образовательным услугам и способствует повышению качества всей национальной системы образования.

Меняется и роль образования в современном мире, оно превращается в длительный и непрерывный процесс, поскольку в течение всей жизни человек сталкивается с проблемой устаревания знаний, необходимостью их обновления, пополнения и освоения новых профессиональных областей. Изменение

ситуации на рынке ознаменовалось переходом инициативы потребителю, современные информационные технологии значительно расширили возможности выбора образовательных программ. Происходит демассификация потребителей образовательных услуг, они уже не являются однородной массой, а представляют собой многочисленные группы со специфическими потребностями. Возрастает доля так называемых нетрадиционных групп потребителей, демографические характеристики, потребности и условия потребления которых существенно отличаются от традиционных студентов, например мигранты.

Маркетинг в сфере высшего образования начинает играть роль инструмента эффективной политики на рынке образовательных услуг, становится неотъемлемой частью менеджмента вуза. Наряду с проведением специальных исследований рынка, использованием различных средств коммуникации, маркетинговых каналов, занимающихся продвижением информации об образовательных услугах и их реализацией, актуализируется задача сегментирования рынка потребительских услуг высших учебных заведений.

Рынок образовательных услуг представлен следующими продуктами: основная образовательная услуга вуза - учебная программа, способствующая повышению уровня профессиональной подготовки потребителя на базе образовательного учреждения; дополнительная образовательная услуга - предоставление образовательных услуг физическим и юридическим лицам (биржи труда, государственные учреждения, частные фирмы) в виде курсов повышения квалификации или переквалификации служащих и безработных, а также подготовительных курсов для будущих абитуриентов и дополнительных занятий для студентов.

Сегментирование рынка потребителей основной образовательной услуги необходимо для выявления потенциальных потребителей, а также определения тех его агентов, которым эти услуги необходимы в данный момент или могут быть предоставлены в будущем .

Для проведения этой процедуры используют объективные критерии (пол, возраст, уровень доходов, этап жизненного цикла семьи, социальная роль и статус, образ жизни, референтная группа, уровень образования и т. п.) и субъективные показатели. Они образуют внешнюю и внутреннюю среду потребителя.

Значимыми факторами, влияющими на выбор основной образовательной услуги, являются уровень образования - среднее общее, профессиональное (начальное, среднее профессиональное), незаконченное высшее, высшее, а также возможность и готовность платить за образовательные услуги. По последнему показателю образуются следующие группы потребителей: имеющие возможность платить и готовые это делать; готовые платить - за счет отказа от других потребностей; не желающие оплачивать основную образовательную услугу, несмотря на достаточный уровень доходов; не готовые платить по финансовым возможностям.

Отношение потенциальных потребителей основной образовательной услуги к высшему профессиональному образованию может быть положительным и позитивным, отрицательным и негативным (потребитель считает, что время, потраченное на учебу в вузе, будет потерянным), или же индифферентным.

В результате комбинации названных факторов и критериев (уровень образования, отношение к основной образовательной услуге и возможность оплаты) выделяются 13 сегментов рынка. Сформированные сегменты представляют собой группы потребителей, на кого производитель основной образовательной услуги будет направлять свои маркетинговые усилия после оценки и отбора целевых рынков.

Выбранные целевые рынки подвергаются действию недифференцированного, дифференцированного либо концентрированного маркетинга. При недифференцированном маркетинге вуз может предложить одну услугу всему рынку потребителей с одним и тем же комплексом маркетинга, игнорируя сегменты. Однако такая позиция учебного заведения приводит к нарушению процесса непрерывности образования, потере потенциальных потребителей, неблагоприятному общественному мнению о нем.

Концентрированный маркетинг предполагает деятельность, при которой вуз выбирает один наиболее значимый сегмент и работает на нем со специальным комплексом маркетинга; в таких случаях учреждение имеет большую рыночную долю на одном или нескольких субрынках (рыночных нишах), на которые направлены его усилия.

Большинство высших учебных заведений в целях достижения наибольшего эффекта от своей деятельности используют дифференцированный маркетинг, когда выбираются несколько рыночных сегментов и для каждого разрабатывается соответствующий комплекс маркетинга.

Таким образом, проведение сегментирования рынка потребителей основной образовательной услуги, составление портрета сегментов и отбор целевых рынков является шагом на пути к занятию вузом наиболее конкурентной позиции на рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клячко Т. Л., Мау В. А. Тенденции развития высшего профессионального образования в РФ // Вопросы образования. 2007. № 3.

2. Кирилина Ю. Сегментирование рынка образовательных услуг // Экономика образования. 2003. № 3.

1

Важным фактором, влияющим на рынок образовательных услуг и занятость, является существующий дисбаланс между изменением и возрастанием спроса на специалистов нужного профиля и подготовки и возможностью их удовлетворения со стороны образовательных учреждений. Рыночные отношения, складывающиеся в России, предъявляют свои особые требования и к выпускающимся специалистам. Одной из основных задач в современных условиях является исследование проблем образовательных услуг и в частности развитие системы переподготовки и повышения квалификации и ее влияние на уровень занятости. Подобная роль системы переподготовки и повышения квалификации ставит перед ней крайне важную задачу определения приоритетов этих функций в новых социально-экономических отношениях. Система переподготовки и повышения квалификации специалистов – это особый социальный институт, положение которого в обществе и исполняемые социальные функции двойственны. С одной стороны, система повышения квалификации и переподготовки специалистов предназначена для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах. С другой стороны, система повышения квалификации и переподготовки специалистов предназначена для удовлетворения потребностей разнообразных участников рынка в специалистах.

рынок образовательных услуг

образовательная услуга

1. Арсаланов Т. Н. Маркетинг услуг: уточнение некоторых понятий с экономической точки зрения» / Т. Н. Арсаланов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. – № 2.

3. Новаторов Э. В. Особенности стратегии сбыта и дистрибьюции услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. – № 4.

4. Самсонова М. В., Самсонова Е. В. Методические подходы исследования спроса и предложения на рынке труда малого города // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – Режим доступа:http:// www..

5. Шевченко Д. А. Состояние и перспективы молодежного рынка труда / Д. А. Шевченко // Экономический журнал. – 2002. – № 4. – С. 94–99.

6. Щетинин В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. Г. Экономика образования: Учеб. пособ. – М.: Рос. пед. агент., 1998. – 306 с.

Развитие национальной экономики обусловили ее переход на рыночные отношения, возбудили интерес экономистов к рынку образовательных услуг, которые «выражаются в обучении потенциальных (будущих) и нынешних работников» . Об этом говорят различные публикации последних лет, относящиеся к рассматриваемой теме. Между тем, понятийный аппарат этой сферы услуг пока окончательно не сформировался. Это видно, в частности, из определения услуг вообще: «Услуги как товар нематериальны, неотделимы от производителя, не сохраняемы и не обладают постоянством качества. Услуга как товар потребляется в тот момент, когда она и производится» , а также образовательных услуг: «Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства» .

Для того, чтобы разрешить неточности и противоречия в трактовке понятия «услуга», необходимо раскрыть сущность этого понятия с различных точек зрения.

Многие исследователи утверждают, что любой товар - это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы. Представители классической школы экономической теории определяют услугу как полезное действие той или иной стоимости, товара ли, продукта ли.

Ф. Котлер также отождествляет понятия «услуга» и «товар». Товар - все то, что может удовлетворить нужду и потребность и предлагаемый рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, места, организации и идеи.

1. Услуга - это есть отношение общественного труда в форме его нетоварного обмена и в качестве непосредственно полезного процесса трудовой деятельности физического или юридического лица .

2. Услуга - любое мероприятие или выгода, которое одна сторона предлагает другой и которая неосязаема и не приводит к овладению чем-либо. Материальные услуги связаны с товаром в его материальном виде, тогда как нематериальные услуги не связаны с товаром . Для обоснования экономического содержания понятия услуга, необходимо рассмотреть традиционные черты услуг. Услуги имеют четыре основных качества, которые отличают их от товара. К ним относятся неосязаемость, невозможность хранения, неотделимость от источника и изменчивость.

Неосязаемость услуг означает, что их невозможно транспортировать, хранить, упаковывать или изучать до покупки, можно лишь чувствовать эффект, который появится в результате получения услуги.

Невозможность хранения услуг означает, что их нельзя хранить с целью последующей реализации.

Неотделимость от источника свойственна многим видам услуг. Контакт с потребителями, как правило, в форме прямого обмена - неотъемлемая часть предоставления услуги.

Изменчивость означает непостоянство качества услуги. Отсутствие стандартизации производства услуг, неспособность клиента четко изложить свои потребности в услугах, настроение обслуживающего персонала оказывают сильное влияние на качество предоставляемых услуг, даже если обслуживание осуществляет один и тот же человек. Воздействие этих особенностей наиболее велико при личном обслуживании.

Услуге как экономической категории присущи следующие черты:

  • услуга - вызванное потребностью любое полезное мероприятие, которое одна сторона предлагает другой;
  • продажа услуг невозможна без контакта с потребителем;
  • услуги обособлены от товаров из-за невозможности их хранения и транспортировки;
  • эффективность потребления услуг определяется, главным образом, их качеством.

Услуги различаются по мотивам их приобретения. Мотивы могут быть личными или деловыми. Услуги существенно разнятся по осязаемости.

Услуги могут оказывать люди с разным уровнем квалификации. Относительно услуг, требующих высокой квалификации, потребители проявляют большую избирательность при выборе. Вот почему специалисты часто добиваются лояльности потребителей. Потребитель услуг, не требующих высокой квалификации, менее разборчив.

3. Услуги классифицируются по степени контакта с потребителем. В тех случаях, когда он достаточно тесен, необходимо обучать персонал культуре отношений .

В трактовке понятия «образовательная услуга» также нет единого мнения (таблица 1).

Таблица 1. Трактовки понятия «образовательная услуга» (составлено авторами)

Определение образовательной услуги

Комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии

Панкрухин А. П.

Работа отдельного педагога или педагогического коллектива, направленная на целесообразное (предварительно запрограммированное) изменение социально-психологической (в частных проявлениях - профессиональной, квалификационной и т.д.) структуры личности обучаемого

Кожухар В. М.

Полезный вид труда, непосредственно удовлетворяющий потребность человека в образовании и как материально- вещественный продукт, позволяющий удовлетворять образовательную потребность человека самостоятельно (учебники, обучающие программы, пособия и т.п.)

Бурденко Е. В.

Совокупность результатов образовательного процесса и сопутствующих ему вспомогательных процессов, представленная высшим образовательным учреждением на рынке образовательных услуг и непосредственно направленная на удовлетворение установленных и предполагаемых образовательных потребностей конкретного потребителя

Данилова Т.В.

Маккинли Т.

Совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков

Липкина Е.Д.

Трудовая деятельность экономической единицы, направленная на удовлетворение потребности некоторого субъекта в образовании (т.е. в приобретении систематизированных знаний, умений и навыков), осуществляемая с предварительного согласия данного субъекта

Романова И. Б.

Целый комплекс действий: воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков

Терещенко Н. Н.

Система знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала

Зайчикова С. А., Маяцкая И. Н.

Российский рынок образовательных услуг достаточно динамичен в своем развитии и стремится адаптироваться к мировым тенденциям и новым условиям жизни российского общества. Можно выделить ряд тенденций, характеризующих его состояние в настоящий период (рис. 1).

Важным фактором, влияющим на рынок образовательных услуг и занятость, является существующий дисбаланс между изменением и возрастанием спроса на специалистов нужного профиля и подготовки и возможностью их удовлетворения со стороны образовательных учреждений. Рыночные отношения, складывающиеся в России, предъявляют свои особые требования и к выпускающимся специалистам.

Одной из основных задач в современных условиях является исследование проблем образовательных услуг и в частности развитие системы переподготовки и повышения квалификации и ее влияние на уровень занятости. Подобная роль системы переподготовки и повышения квалификации ставит перед ней крайне важную задачу определения приоритетов этих функций в новых социально-экономических отношениях.

Система переподготовки и повышения квалификации специалистов - это особый социальный институт, положение которого в обществе и исполняемые социальные функции двойственны. С одной стороны, система повышения квалификации и переподготовки специалистов предназначена для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах. При исполнении системой повышения квалификации и переподготовки специалистов этой роли, естественно, главным субъектом деятельности является потребитель услуг.

Рис. 1. Особенности развития российского рынка образовательных услуг (составлено авторами)

С другой стороны, система повышения квалификации и переподготовки специалистов предназначена для удовлетворения потребностей разнообразных участников рынка в специалистах. Данная система позволяет готовить профессионалов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда, решению актуальных задач воспроизводства товаров, услуг, знаний, образцов поведения, ценностей духовной жизни.

Существовавшая в СССР система распределения молодых специалистов оказывала сильное влияние на систему занятости, которая фактически координировалась административными мерами, но имела свое положительное значение. Была построена четкая система распределения молодых специалистов по предприятиям, создана система переквалификации специалистов в связи с перестройкой производства и появлением новых отраслей производства, что делало менее актуальной, чем в современных условиях, проблему занятости. Последняя перетекала в то время из экономической сферы в сферу личностных притязаний, что сказывалось на профориентации, уровне занятости в обществе и социализации личности. Это определило сохранившийся до настоящего времени достаточно высокий процент населения с высшим образованием в регионах Российской Федерации.

В связи с этим российское образование на современном этапе развития рыночных отношений должно адекватно отражать и удовлетворять потребности общества. Однако способы организации, получения и обновления знаний в России практически сохранились в неизменном виде. Возможно, причиной этому явилось то, что бюджетное финансирование в среднем по стране в общих расходах вузов приблизилось к 10-20 %. За время экономических реформ работники науки и системы образования стали экономическими аутсайдерами: ныне уровень оплаты их труда самый низкий по сравнению с оплатой в других отраслях занятости. Все это привело к крайне низкому уровню и престижу образования, к устойчивому невниманию к проблемам повышения квалификации и переподготовки специалистов, к представлению о том, что успех в жизни достигается далеко не всегда благодаря образованию.

Выход на рынок труда большей части молодых выпускников сопровождается завышенными и порой наивными ожиданиями от будущей трудовой деятельности и профессиональной карьеры. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации сложившейся в процессе стандартного учебного процесса базовой системы ценностей. Это, пожалуй, первое, но далеко не последнее, серьезное ограничение адаптации молодежи, вступающей на профессиональный путь. Существующая модель профессионального образования делает акцент на технической детерминистской картине мира, возникает позиция теоретической оторванности от рынка, не ставящего своей целью реализацию стандартов практического профессионального поведения на рынке. Все это свидетельствует о необходимости формирования новой модели профессионального образования.

В условиях развития информационных технологий в обществе появляются не только новые модели образования, но и новые технологии занятости и трудоустройства. Современные технологии, предоставляя новые средства доставки учебных курсов, актуализируют проблему адаптации субъектов образовательного процесса к современным информационным системам, но пока лишь части населения. При определении учебными заведениями направлений обучения возникает рассогласование потребности личности и реальных потребностей рынка труда. Сокращение потребности в категориях профессий, отсутствие социально-экономических прогнозов развития регионов, слабая связь с работодателями и предприятиями по подготовке специалистов под конкретные рабочие места приводят к утрате реальных ориентиров подготовки кадров с высшим и средним профессиональным образованием, что пагубно отражается на трудовой занятости молодого поколения .

Сегодня новые принципы и модели образования связаны с переходом к новым информационным технологиям, индивидуальной мобильности. Стремление общества к профессиональной мобильности и большей адаптивности молодого поколения к профессиональной деятельности реализуется в сфере образования и занятости как расширение гибкости и универсальности специальностей и профессий, свободного владения современными средствами коммуникации. В системе же отечественного образования пока отсутствует целенаправленная адаптационная работа, которая должна содействовать профессиональному самоопределению и переподготовке с учетом требований рынка труда.

Особенностью России является и проблема доступности профессионального образования. В регионах с появлением ЕГЭ каждый из потенциальных студентов может выбрать наиболее устраивающий его вуз, как в своем регионе, так и в других, в том числе центральных.

Рынок образовательных услуг России формируется в новых экономических условиях, поэтому учебные заведения должны предпринимать попытки регулирования спроса и предложения на рынке труда, используя адаптированные к нему практические приемы.

Рецензенты:

Сидунова Г.И., д.э.н., профессор, декан факультета экономики и управления федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград.

Воробьева Л.Е., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и менеджмент» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград.

Библиографическая ссылка

Самсонова Е.В., Самсонова М.В. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10106 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В настоящее время такой товар как образование становится элементом рыночных отношений. Оно выступает как продавец образовательных услуг, и как общественный институт формирования рыночного сознания общества.

Рынок образовательных услуг сформировался в нашей стране относительно не давно, в ходе прививания принципов рыночной экономики к системе социально-экономических отношений и в процессе реформирования системы образования происходит формирование самого рынка образовательных услуг. На рынке образовательных услуг появились учебные заведения различных форм собственности, различных типов, предоставляющие широкий спектр образовательных услуг, что создает между ними огромную конкуренцию.

Определение рынка образовательных услуг неоднозначно и имеет различные подходы.

Так с позиции Щетина В.П., рынок образовательных услуг - это рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа 2007. №3. С. 25-28..

Багиев Г.А., к примеру, понимает рынок образовательных услуг как систему экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем Багиев Г.А. Маркетинг. - СПб.: УЭиФ, 2007. С. 256..

По мнению Бортника, рынок образовательных услуг это материальные взаимодействия участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги Бортник Е.М. Управление связями с общественностью.-М.: ФБК-Пресс, 2007. С. 127..

Исходя из вышеперечисленных понятий, можно сформулировать следующее определение рынку образовательных услуг, которое наиболее полно подходит к выбранной в дипломной работе проблеме. Рынок образовательных услуг - это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги Шахриманьян И. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг 2003. № 1. С. 11-15..

Рынок образовательных услуг можно рассмотреть с точки зрения образовательных программ, т.е. специфике предоставляемых услуг.

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.) и комментариями к нему все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу. Это является двумя основными направлениями на рынке образовательных услуг.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа 2007. №3. С. 25-28..

Изучение всего объема предметов основной программы является обязательным, а дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества.

С другой стороны рынок образовательных услуг можно поделить по другой классификации следующим образом, исходя из конкретики предоставляемых услуг:

К первой группе относят следующие виды программ:

§ дошкольного образования;

§ начального общего образования;

§ основного общего образования;

§ среднего (полного) общего образования Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.).

Важно отметить, что Закон РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных учреждений «по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности».

Вторую группу образовательных программ составляют:

Программы начального профессионального образования - имеют целью подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;

Программы среднего профессионального образования предназначены для подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования; осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;

Программы высшего профессионального образования, освоение которых необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного труда в различных сферах. Данные программы реализуются в высших учебных заведениях: университетах, академиях и институтах;

Программы послевузовского профессионального образования предоставляют возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа 2007. №3. С. 25-28..

Исходя из этой классификации можно сказать, что первая группа имеет значительное преимущество, так как регламентирована законом. Большинство из видов является обязательным и бесплатным. Вторая группа по своей сути является независимой и мало регулируемой. Единственное требование - наличие лицензии на ту, или иную деятельность.

Допускается также сочетание различных форм получения образования, Стоит отметить, что получение ряда профессий и специальностей в вечерней и заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).

Одной из важнейших классификаций рынка образовательных услуг является организационно-правовая форма представителя услуги. Можно выделить следующие виды:

Государственными,

Муниципальными,

Негосударственными: частными, учреждениями общественных и религиозных организаций Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.).

В зависимости от того, к какому из вышеперечисленных типов относится образовательное учреждение, по-разному регулируется сфера предоставления им платных образовательных услуг. Так в ст. 45 сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждения вправе оказывать … платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами» Там же. Виды платных образовательных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в своем уставе. Так же согласно законодательству доход от указанной деятельности государственного (муниципального) образовательного учреждения за вычетом доли учредителя должен реинвестироваться в него же. Хотя практика чаще всего показывает иное.

Предоставление платных образовательных услуг негосударственными образовательными учреждениями регламентируется ст. 46 Закона РФ «Об образовании»: «негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся … в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных стандартов» Там же. Подобная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату), его развитие и совершенствование. Негосударственное образовательное учреждение, реализуя свое право, заключает письменный договор с обучающимся (или его родителями), в котором определяются уровень образования, сроки обучения, размер платы, права, обязанность и ответственность сторон и т. д.

Как уже было сказано выше как общеобразовательные, так и профессиональные программы могут быть основными и дополнительными. Остановимся подробнее на услугах дополнительного образования.

В Комментариях к Закону РФ «Об образовании», определение дополнительной образовательной услуги - «деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и воспитании за пределами основных образовательных программ государственных образовательных стандартов» Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.).

Согласно Закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Наряду с повышением общекультурного уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и т.п.

Дополнительное образование осуществляется посредством ряда образовательных программ, выходящих за пределы основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации предусматривается в рамках каждого из четырех уровней профессионального образования.

По существу, это «надбазовое», а зачастую и последипломное образование. На рынке образовательных услуг дополнительного образования различной направленности могут предоставляться:

§ в образовательных учреждениях дополнительного образования:

§ в учреждениях повышения квалификации,

§ в институтах усовершенствования специалистов,

§ в центрах повышения квалификации,

§ на курсах различной направленности,

§ в центрах профессиональной ориентации,

§ в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества,

§ в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;

§ посредством индивидуальной педагогической деятельности. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал 2002. № 6. С. 5-16.

Важно также отметить, что система дополнительного профессионального образования рассматривается как часть системы образования взрослых. Основная особенность этой системы определяется тем, что ее контингент составляют взрослые люди, как правило, сочетающие учебу с работой, имеющие общее или высшее образование. В связи с этим образовательный процесс в сфере дополнительного образования имеет ряд отличительных особенностей. К их числу относятся: потребность в обосновании (смысле), осознание назревшей необходимости обучения, практическая направленность, потребность в самостоятельности, использование жизненного опыта и др. Но самое главное это то, что данная сфера слабо регулируема и независима.

Рыночная ориентация образовательного учреждения предполагает следующие установки и решения в отношении его деятельности:

Оказываются только те образовательные услуги, которые пользуются будут пользоваться с учетом лага времени на оказание образовательных услуг спросом на рынке. В соответствии с этим осуществляется перестройка потенциала и всей системы работы образовательного учреждения;

Ассортимент образовательных услуг достаточно широк и интенсив-но обновляется с учетом требований общества и научно-технического прогресса. Соответственно процессы и технологии оказания образовательных услуг гибки и переналаживаемы;

Цены на образовательные услуги формируются под значительным влиянием рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса;

Коммуникационная деятельность ведется активно, направлена на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг;

Научно-педагогические исследования ведутся как по профилю учреждения, так и в сфере исследований и прогнозирования конъюнктуры рынка образовательных услуг;

В организационной структуре образовательного учреждения формируется подразделение маркетинга Багиев Г.А. Маркетинг. - СПб.: СПбУЭиФ, 2007. С. 38..

Основой рынка рынка образовательных услуг являются субъекты данного рынка рынка осуществляющие свою деятельность. Они продают, покупают образовательные услуги, при этом вступая между собой в определённые экономические отношения по поводу купли-продажи данных услуг и имеют различные задачи. Одни имеют задачей получение прибыли, другие получение образования.

Основными субъектами рынка образовательных услуг являются:

Государство,

Фирмы, организации и предприятия,

Учащиеся, студенты, слушатели,

Посредники.

Функциями организаций-потребителей являются:

Информирование образовательных учреждений и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;

Установление особых требований к качеству образовательных услуг и к своим будущим работникам с позиций профессиональных и должностных требований, соответствующее участие в оценке качества образовательных услуг;

Определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий;

Полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Маркетинг в вузах. - М.: Инфра-М, 2008. С. 46. .

Одним из субъектов продвижения образовательных услуг является государство и органы его управления. Его функции весьма специфичны, так как не могут быть выполнены другими субъектами маркетинга:

Создание и поддержание имиджа образования, как среди населения, так и работодателей;

Финансирование государственных образовательных учреждений;

Правовая защита субъектов маркетинга образовательных услуг;

Установление перечней профессий и специальностей Уткин Э.А. Управление связями с общественностью. - М.: Инфра-М, 2007. С. 254..

Посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока ещё находятся в стадии формирования, развёртывания своей PR активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они способствуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции

Из выше перечисленного можно отметить, что наиболее активными участниками рыночных отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство.

На данный момент рынок образовательных услуг весьма обширен, но не переполнен, поскольку в условиях современной жизни, людям становиться необходимо постигать более новые и современные профессии. Предоставление образовательных услуг становиться все больше бизнесом, чем образованием граждан. Ассортимент образовательных услуг на рынке так же весьма обширен. В условиях рыночной экономики он может существенно изменяться, так как вузы вынуждены учитывать требования рынка. Собственно образовательные услуги часто дополняются сопутствующими услугами, передачей материальных или материализованных продуктов, обладателями или производителями которых выступают учебные заведения.



Поделиться