Жизненный цикл машины или оборудования. Жизненный цикл мгикм

Жизненный цикл организации кажется не настолько важным фактором в развитии предприятия, ведь все идет своим чередом, фирма развивается, просто нужно работать. Но на практике каждая организация, как и человек проходит определенные циклы. Именно возможность определить нынешнее положение и позволяет понять существующую ситуацию и спрогнозировать ее будущее развитие.

Концепция жизненных циклов это определенная модель развития компании, она дает возможность сделать прогноз будущего события и его возникновения, то есть вероятность в будущем быть подготовленным к данного рода ситуациям. Так же с помощью этой модели можно увидеть, что происходит внутри фирмы, обнаружить отклонения, которые дают возможность менеджеру решать реальные проблемы.

Общая модель жизненного цикла организации

Жизненный цикл представлен ломаной линией с точками перегиба - стадиями, которые делятся на длинные, короткие и промежуточные.

Модель представлена 4 стадиями :

1. Возникновение;

2. Рост;

3. Стабильность;

4. Спад;

5. Ликвидация.

Стадия создания подразумевает регистрацию фирмы. В этот момент определяется в какой сфере будет работать компания, выбирается стратегия и цель, разрабатывается структура предприятия и осуществляется подбор персонала, оборудования, материалов.

Стадия роста происходит в связи с расширением деятельности предприятия, товар уже занимает определенную позицию на рынке, нарабатывается клиентская база, выбирается свой сегмент рынка и проводятся мероприятия по обеспечению прибыльности.

Стадия зрелости или стабильности означает успешную работу на основе уже использованной технологии, форм и методов менеджмента и активного развития маркетинговой деятельности. Если же компания быстро реагирует на изменения и так же адаптируется к изменяющимся потребностям, то она долгое время может не боятся банкротства и успешно функционировать.

Условия , при выполнении которых можно остаться на плаву и не стать банкротом :

  • Реально смотреть на ситуацию, и не воспринимать все слишком оптимистично, даже если все замечательно в компании.
  • Важное значение выделять маркетинговой деятельности и определению целей.
  • Осуществлять прогнозы доходов и расходов наличных денежных средств.
  • Активно изучать потребности на рынке.
  • Стараться быстро определять моменты, способствующие появлению угроз для деятельности компании.

На стадии спада существуют различные варианты ее проявления. Наименее жесткой будет реорганизация - с целью оживления деятельности компании. Происходит разработка плана по выходу из критического состояния, который может быть представлен слиянием, присоединением, преобразованием предприятия, вследствие чего меняется организационно-правовая форма компании.

Одной из форм реорганизации будет реструктуризация - то есть мероприятия направленные на улучшение управления, эффективности производства, конкурентоспособности, производительности труда, уменьшению затрат на производство и оптимизации финансовых результатов. Этот процесс способствует восстановлению платежеспособности и ликвидности предприятия.

Если же предприятие приближается к банкротству, то проводят санацию компании. Санация - это мероприятия, направленные на предотвращение банкротства и ликвидацию предприятия. Сущность этого процесса состоит в передаче функций управления предприятием государственному уполномоченному органу.

Санация способствует :

  • Обеспечению возможности предприятию остаться на плаву;
  • Заключение сделки между кредиторами и должниками;
  • Достижение реализации имущества компании лучше чем при ликвидации.

Методы осуществления санации :

  • Организационные - изменяется управленческий состав, сокращаются нерентабельные структурные подразделения.
  • Финансовые - выпуск акций для мобилизации капитала, увеличение сумм кредитов, уменьшение процентов по акциям, перевод краткосрочной задолженности в разряд долгосрочной.

Если санация оказалась недействительной, то проводят процедуру банкротства. Банкротством называется неспособность оплатить свои обязательства кредиторам, а так же государству по расчетам налогов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Стадия ликвидации предприятия означает прекращение деятельности в связи с банкротством по решению собственника компании или по решению суда.

Метод Грейнера

Эта модель в 1972 году была описана Ларри Грейнером, он считал, что на построение модели жизненного цикла организации влияют 5 факторов :

  • возраст предприятия;
  • размер организации;
  • этапы эволюции;
  • стадии революции;
  • темпы роста сферы действия.

Грейнером выделено 5 стадий роста, каждая из этих стадий является следствием предыдущей и причиной будущей стадии.

Стадия 1. Рост через креативность . Предприниматель обеспечивает творческий подход в представлении и осуществлении своей идеи. После некоторого времени работы предприятие развивается и растет и в это время становится недостаточно лишь креатива, нужно профессиональное руководство. Необходимость в распределении обязанностей и полномочий становится все важнее. И в этой стадии наступает кризис лидерства.

Стадия 2. Развитие основанное на руководстве . Этот этап характерен со стороны руководства определение функций подчиненных, а также определение зон ответственности в организационной структуре. Начинает формироваться системы коммуникаций, премий и наказаний и система осуществления контроля. Эта жесткая структура начинает со временем терять позиции, и проявляются ее негативные стороны. Нижние уровни организации становятся не информированы, и перестают реагировать быстро на изменения. Вследствие этого наступает кризис автономии, который разрешится только правильным делегированием полномочий.

Стадия 3. Рост через делегирование . В развивающейся компании появляются новые системы мотивации рабочих, это бонусы и участие в прибыли компании. Среднее звено, структурные менеджеры имеет достаточно полномочий, чтобы развивать новые продукты и выходить на новые рынки. Руководство предприятием старается определять стратегическое развитие и постепенно теряет контроль на организацией. Менеджеры, как правило дольше выполняют свою работу по достижению цели компании, и как результат этих действий наступает кризис контроля, решение которого будет осуществление координации.

Стадия 4. Развитие через координацию . Этот этап характеризуется выделением стратегических структурных, самостоятельных подразделений, которые жестко контролируются в использовании ресурсов компании. Это своего рода толчок к развитию, но в тоже время фактор, приводящий к образованию границ между штаб-квартирой и структурными подразделениями, которые приводят к кризису границ.

Стадия 5. Развитие через сотрудничество . Компания видит всю бюрократизированность системы управления, поэтому делает ее более гибкой, вводя в штат консультантов, персонал помогающий руководителям профессиональными советами. Компания будет развиваться если в компании появляются единомышленники. Эта стадия будет не последней, а только завершением жизненного цикла предприятия. Эта стадия может завершиться, по мнению Грейнера кризисом психологической усталости, когда персонал устает работать единой командой.

Модель Адизеса

В этой модели выделяют десять этапов жизненного цикла организации .

1) Зарождение . Этот этап характеризуется тем, что основатель окружает себя людьми, которые поддерживают его идею, соглашаются помочь и воплотить ее в жизнь.

2) Младенчество . На этом этапе предприятие еще не имеет структуры организации и не распределяет полномочия и ответственность между персоналом. Именно этот период является переходом от идеи к действиям. Во внимание берется результаты производства и удовлетворение потребностей потребителей.

3) Детство . Компания все еще находится без распределения между структурными единицами их обязанностей и ответственности. При этом появляются первые трудности, с которыми справляется предприятие. Люди видят, что идея начала работать на своего основателя, поэтому меняется и мнение о будущей деятельности компании.

4) Юность . Этап является значимым, поскольку организатор понимает, что не может справится с управлением компании самостоятельно, поэтому необходимо изменить структуру и делегировать полномочия. Компания растет за счет новых работников и профессиональных менеджеров. Происходит конфликт новых рабочих и старых специалистов.

5) Расцвет . Организация уже представлена структурно, обозначены функции, а также системы поощрения и наказания. Успех деятельности представлен удовлетворением потребностей потребителей и достижение стратегических целей. На этом этапе могут создаваться дочерние компании, проходящие жизненный цикл с самого начала.

6) Стабилизация . С этой стадии начинается старение предприятия. Компания не хочет стремиться к изменениям и поэтому уделяет внимание межличностным отношениям в коллективе, чем рискам, возникающих в бизнесе.

7) Аристократизм . Компания уже имеет наработанный капитал, который направляется на укрепление системы контроля и обустройство деятельности. Разрабатываются правила, связанные с традициями общества, и существуют лишь потому что они есть у других. Предприятие покупает новые идеи, поглощает фирмы, находящиеся на ранних стадиях жизненного цикла.

8) Ранняя бюрократия . В компании начинают появляться конфликты в структуре, которые решаются увольнением персонала, но никак не изменением самой структуры. Именно создание внутренних проблем отвлекает компанию от удовлетворения запросов потребителя.

9) Поздняя бюрократия . Организация старается решать свои проблемы, соблюдает все необходимые принципы и процедуры. Компания не склонна к эффективной работе, изменениям, она осуществляет жесткую систему контроля, которая никак не способствует эффективности труда.

10) Смерть . Как только клиенты перестают пользоваться услугами компании, происходит смерть. Это длинный процесс, который сопровождается выводом инвестиций.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


Под полным жизненным циклом изделия понимают время (и соответствующие ему действия), которое проходит от постановки четкой задачи создания этого изделия (автомобиля, трактора и др.) до его полного физического или морального износа и утилизации.

В полный жизненный цикл автомобиля или трактора входят следующие этапы:

маркетинг и разработка технического задания на новую машину;

разработка конструкторской документации, изготовление и испытания макетного образца и опытной серии (конструкторская подготовка производства);

разработка технологической документации. Изготовление, приобретение, установка и отладка необходимого оборудования (технологическая подготовка производства);

производство автомобиля или трактора. Именно на этом этапе идеи, воплощенные конструктором в чертежи, реализуются по сценарию и с помощью методов, определенных технологом;

обращение (складирование, подготовка к перевозке, доставка потребителю, хранение и т.п.);

эксплуатация (использование машин в соответствии с инструкцией по эксплуатации, обслуживание и ремонт);

утилизация (разборка, сортировка, повторное использование и переработка).

Сама идея создания того или иного изделия возникает из потребности отдельного человека или общества в целом. Потребности человека меняются и растут с развитием общества, науки, культуры, техники, поэтому постоянно появляются и идеи по их удовлетворению. Но идею нужно еще уметь воплотить в жизнь. Например, для того чтобы спроектировать новую модель трактора, нужно как минимум знать его назначение, необходимый диапазон скоростей движения, силу тяги на крюке, характеристику условий эксплуатации и т.д., т.е. иметь технические требования или техническое задание, в которых определяются исходные данные для проектирования, включая необходимое число машин, т.е. тип производства. Следовательно, уже на этой стадии закладываются основы технологии его изготовления. Вот с утверждения технических требований (или технического задания) и начинается жизненный цикл машины. Далее начинается работа конструкторов по проектированию машины (разработка технического предложения, технических условий, эскизного проекта, технического и рабочего проектов, создание макетного и опытных образцов, их испытания и доводка). При этом вся конструкторская документация согласуется с технологами, особенно в части оригинальных, не изготавливавшихся ранее узлов и деталей. Поэтому конструктор должен хорошо представлять и существующие на данном предприятии технологические возможности, и новейшие достижения в этой области. Новые конструктивные решения не всегда можно реализовать имеющимися на предприятии методами, и конструктор должен видеть пути решения и этой проблемы.

На базе проекта (разработанных конструктором чертежей, технических требований и т.д.) автомобиля или трактора ведется технологическая подготовка производства — разрабатывается технологическая документация, приобретается, разрабатывается, изготовляется и устанавливается необходимое оборудование, инструмент и оснастка, заказываются необходимые материалы и полуфабрикаты, а также размещаются заказы на изготовление покупных составляющих и т. д.

Только после завершения этого подготовительного этапа начинается производство деталей, узлов и систем машины, ее сборка, регулировка, контрольные испытания. Именно после начала серийного изготовления можно сказать, что «родился» новый автомобиль или трактор, но его самостоятельная «жизнь» еще не началась. Автомобиль (трактор) еще нужно подготовить к доставке на место хранения, он еще какое-то время пробудет на площадке (в хранилище) готовой продукции. Автомобиль (трактор) еще нужно доставить к продавцу (железнодорожным или автомобильным транспортом, водным транспортом, возможно и своим ходом), он еще и там постоит на складе. Его еще должны подготовить к продаже — расконсервировать, подрегулировать, при необходимости доукомплектовать, помыть — привести в полную готовность к самостоятельной «жизни» у потребителя. Этот путь (после выпуска машины на заводе-изготовителе до начала эксплуатации) называется обращением. И этот этап еще на стадии проектирования тоже нельзя забывать. Ведь трактор или автомобиль при погрузке на морское судно или железнодорожную платформу нужно поднимать, закреплять, и для этого необходимо предусмотреть удобные и надежные устройства, а также продумать всю технологию погрузки, перевозки и хранения.

После прохождения пути от изготовителя до потребителя начинается этап эксплуатации . Машина начинает выполнять свое прямое назначение и проявлять все свои лучшие (и худшие) потребительские качества и служебные свойства. И если она не удобна при использовании, обслуживании и ремонте, то плохим словом вспоминают именно конструктора, который не учел, не предусмотрел, не продумал...

И вот автомобиль (трактор) выработал свой ресурс, не подлежит ремонту и снимается с эксплуатации, но его жизненный цикл на этом еще не заканчивается. Предстоит этап утилизации. Если учесть, что ежегодно в мире десятки миллионов автомобилей требуют утилизации (только в Москве эта цифра превышает 160 тыс., по всей России — 1,5 млн., а в США на порядок больше), то становится понятной забота экологов о создании жесткой системы переработки отслуживших транспортных средств. Так, комиссия Европейского союза по охране природы рекомендует возвращать автомобили, выработавшие свой срок, на предприятие-изготовитель для разборки и переработки. Создаются также специальные предприятия для переработки старых автомобилей. При оценке показателей экологической безопасности автомобиля учитывается его приспособленность к утилизации. В частности, оценивается время, необходимое для осушения автомобиля (освобождения его от остатков топлива, масел, охлаждающей жидкости и т.п.) и демонтажа его отдельных узлов и деталей, что напрямую влияет на эффективность утилизации. Поэтому при создании машины конструктор должен учитывать также эти факторы.

Итак, жизненный цикл изделия считается законченным только после его полной и экологически безопасной утилизации.

Поскольку полный жизненный цикл машины не ограничивается ее производством и эксплуатацией, для каждого его этапа необходима информация о машине (конструкторская и технологическая документация, инструкция по эксплуатации, инструкции по разборке и сортировке узлов и деталей для их переработки и др.). При этом информация может относиться как к отдельному этапу в отдельности, так и быть общей, повторяющейся на нескольких или даже на всех этапах. Возможно, что часть информации о машине может потребоваться на каком-то этапе его жизненного цикла лишь в отдельных случаях — например, на этапе утилизации может потребоваться уточнение марки материала какой-то детали для ее оптимальной переработки. Все эти сведения изначально имеются в конструкторской документации, она и может быть затребована.

Конечно, использовать всю эту информацию удобнее всего, если она хранится в электронном виде и хорошо структурирована. Именно поэтому сейчас в мире широко разрабатываются и внедряются CALS -технологии, т.е. единообразно представленная в электронном виде информация о конструкции изделия, технологии его изготовления и технологической оснастке, об особенностях эксплуатации, обслуживания, ремонта и о безопасной для общества и природы утилизации — переработке, рециклинге, захоронении и др.

В соответствии с CALS -технологией полный жизненный цикл машины должен иметь электронную информационную поддержку на каждом этапе — от разработки технического задания до полной утилизации.

Технология автотракторостроения рассматривает главным образом лишь этап технологической подготовки производства и собственно производство (изготовление) автомобилей и тракторов, имея в виду, что следующие за ним этапы (обращение, эксплуатация, ремонт и утилизация) во многом определяются именно совершенством производства, отработанностью технологии изготовления машин.

Различают три, несколько отличных друг от друга, жизненных цикла машины. В первом случае под жизненным циклом машины как изде­лия понимают весь период ее производства и дальнейшего суще­ствования.

Жизненный цикл производства однотипных машин начина­ется с подготовки производства. Далее следует этап освоения и на­чала промышленного производства, затем идет этап увеличения объема производства. Последующий этап устойчивого выпуска машин характеризуется наибольшим экономическим эффектом. Длительность этого этапа наибольшая. Потом наступает период падения сбыта и выпуска машин. Завершает жизненный цикл производства машин этап снятия с производства.

Жизненный цикл машины как товара начинается с оконча­нием ее изготовления и завершается с утратой необходимых потребительских свойств. Важнейшим этапом этого жизненного цикла является этап реализации, включающий хранение, транс­портировку, монтаж, запуск и отладку машины.

Названные выше жизненные циклы учитываются при иссле­дованиях организационных вопросов изготовления, распределе­ния, эксплуатации, утилизации и т. д.

1.5. Важнейшие блоки машины

Любая машина имеет вполне определенный набор основ­ных функциональных частей (блоков). В данном случае под тер­мином блок понимается часть машины, представляющая собой группу функционально объединенных элементов. Структура - это общее, качественно определенное и относительно устойчивое строение рассматриваемого объекта (в нашем рассмотрении - машины). Современные наиболее распространенные машины, выполня­ющие механическую работу, включают следующие структурные составляющие.

1. Важной частью машины является рабочий (исполнительный) орган , которым машина выполняет полезную для нас работу. Ут­верждается, что все остальные части машины - двигатель, переда­точный механизм и устройства управления работой - второсте­пенны, так как предназначены для того, чтобы рабочий орган мог выполнять необходимые движения и передавать нужные усилия.

Понятие рабочий орган имеет больший объем и содержание, чем понятие орудие. Так, например, рабочим органом токарного станка является шпиндель, на котором установлен патрон для крепления детали, и суппорт, перемещающий резец во время ра­боты. В данном случае орудием работы машины (токарного стан­ка), входящим в состав рабочего органа и непосредственно воз­действующим на обрабатываемое тело, является резец.

2. Двигатель , приводящий в движение рабочий орган.

3. Передаточный механизм (трансмиссия) служит для преоб­разования и передачи движения от двигателя к рабочему органу машинах механического действия.

4. Управляющие устройства , служащие для управления рабо­той машины.

5. Наконец, все вышеперечисленные части машины соединя­ются воедино. Для этого у каждой машины имеется рама (корпус).

Однако отметим еще раз, что изложенное выше о составных частях машин относится к машинам механического действия. Но мы знаем, что существуют машины, воздействующие на мате­риальные объекты химическими, электрическими, электрофизи­ческими (электроискровыми), светолучевыми (лазеры), электрохимическими, магнитными, электромагнитными и другими способами. С другой стороны, существуют машины, производящие работу не с материальными объектами, а с теми или иными процессами внеш­него для них мира. Это энергетические машины, преобразующие и производящие необходимую нам энергию, а также управляющие машины сложных технических систем и различные ЭВМ. Ясно, что структура машин, выполняющих не только механическую работу или выполняющих немеханическую работу, имеет значимое, но не принципиально важное отличие от структуры машин, осуществля­ющих механическую работу. Значит, можно и нужно выявить ос­новные блоки (важнейшие и непременные части) любых машин и установить их взаимосвязь (структуру).

Вначале перечислим основные блоки машины, независимо от ее принципа действия и устройства. Первым, центральным и предопределяющим сущность маши­ны является, по-видимому, блок преобразования энергии в необ­ходимые для осуществления работы формы движения матери­альных орудий машины. Далее следует назвать блок приема внеш­ней энергии или энергоносителей, а также блок приема информа­ции, ее преобразования и передачи управляющих воздействий на все другие блоки машины. Преобразованная в главном орга­не (блоке) машины энергия той или иной формы движения мате­рии передается специальными устройствами (блоком устройств) исполнительному (рабочему) органу, который в своем составе име­ет приемник объекта работы и устройство, обеспечивающее выда­чу готовой продукции (результата работы машины).

Стадия жизненного цикла автомобиля

Доля затрат от совокупных затрат за ЖЦТ, %

Стратегический маркетинг и НИОКР

Производство

Подготовка к функционированию

Эксплуатация и ремонты за 10 лет

Утилизация

Затраты на утилизацию автомобиля в табл. 1.12 приведены со знаком минус, так как потребитель от этой операции получил доход за счет разборки автомобиля на запчасти и металлолом (затраты на разборку меньше прибыли от реализации). Затраты на утилизацию сложных моноблочных конструкций (металлургические печи, нефтеаппаратура и т. п.), а также демонтаж объектов атомной энергетики составляют значительную величину (со знаком плюс).

Анализ структуры затрат за ЖЦТ показывает, что за 10 лет эксплуатации автомобиля затраты в этой сфере примерно в 20 раз больше производственных затрат. Наряду с этим затраты на разработку автомобиля составляют всего 0,3 % от совокупных затрат за ЖЦТ. Эти цифры подтверждают результаты анализа организации маркетинговых исследований, НИОКР и качества автомобиля, свидетельствующие о несоответствии их мировым достижениям. Отечественные автомобили уступают лучшим зарубежным по расходу топлива на единицу полезного эффекта, показателям экологичности, эргономичности, сохраняемости, комфортности, патентоспособности, условиям эксплуатации и восстановления. Автомобилестроителям следует увеличить долю затрат на стратегический маркетинг и НИОКР для применения современных подходов и методов менеджмента и обеспечения конкурентоспособности автомобилей.

В условиях развития конкуренции и реализации концепции маркетинга продолжительность ЖЦТ неуклонно сокращается. Например, средняя продолжительность стадий маркетинга и НИОКР по вычислительной технике, выпускаемой в США, сократилась с 33 месяцев в 1981 г. до 10 в 1991 г., а продолжительность их выпуска (срок жизни) - с 88 до 12 месяцев /19, с. 24/. Это обстоятельство вынуждает фирмы значительно повышать качество стратегических планов.

Степень новизны товара во многом определяет уровень его конкурентоспособности. Чем дальше фирма углубляется в новые области, тем выше становится стратегический риск (табл. 1.13).

Таблица 1.13

Матрица "Рынок - товар"

По новизне следует различать (Буз, Аллен и Хэмилток, 1982):

Товары мировой новизны 10%;

Товары, новые для фирмы 20%;

Расширение имеющейся гаммы товаров 26%;

Обновленные товары 26%;

Изменение позиционирования товара 7%;

Сокращение издержек (снижение цены) 11%.

В машиностроении Российской Федерации в последние годы наблюдается увеличение удельного веса новой техники (по показателям технического уровня внутри страны, но не новизны в мировом масштабе или конкурентоспособности). Так, в 1992 г. удельный вес новой техники составлял 75% (751 наименование), в 1994 г. - 78% (936)*. Одновременно за 1990-1993 гг. продолжительность разработки и освоения новой техники сократилась примерно в два раза.

* Россия в цифрах. 1995. Краткий статистический сборник / Госкомстат России. - М.: 1995. С. 215.

В последние годы в промышленно развитых странах (Япония, США и др.) наблюдается увеличение удельного веса рискованных высоких технологий ("High Tech"). Так, жизненный цикл товаров, изготовленных по высокой технологии, примерно в три раза короче, чем у обычных промышленных товаров, и составляет 3-5 лет. По данным американской Ассоциации по разработке и менеджменту товаров, в 1982 г. новые товары принесли 23% прибыли, а в 1993 г. - 58% /23, с. 358-359/.

Р. Купер (1981 г.) изучил причины успеха и провала 195 промышленных товаров. Из них 102 случая фирмы считали успехом, а 93 - провалом. .Были выявлены три ключевых фактора успеха:

Превосходство товара над своими конкурентами, которое воспринимается потребителями;

Маркетинговые "ноу-хау" фирмы, т.е. лучшее понимание рынка, поведения покупателей, темпов принятия новинки, длительности ЖЦТ и размеров потенциального рынка;

Технологическое "ноу-хау", т.е. высокая синергия НИОКР и производства.

Ниже приведены пятнадцать правил успеха товара (Р. Купер, 1993):

1. Превосходный товар : товар дифференцированный, уникальный в своем роде, приносящий покупателю дополнительные преимущества;

2. Сильная маркетинговая ориентация: направленность разработки на рынок и на клиента;

3. Глобальная концепция товара: замысел и разработка товара с самого начала ориентированы на мировой рынок;

4. Интенсивный первичный анализ: еще до начала разработки выделяются кадровые и финансовые ресурсы на углубленное технико-экономическое обоснование;

5. Точная формулировка концепции: перечень конкретных задач, выбор целевого рынка, набора свойств и позиционирования товара;

6. Структурированный план освоения: переход от намеченного позиционирования к плану операционного (тактического) маркетинга в терминах цены, сбыта и коммуникации;

7. Межфункциональная координация: новый товар - дело всей фирмы; нужно организовать интерфейс НИОКР - Производство - Маркетинг (тактический);

8. Поддержка руководства: вместо прямого вмешательства нужна специальная структура поддержки инновации, ресурсы и правильное видение процесса;

9. Использование синергии: реализовать сильные стороны, используя технологический и коммерческий синергизм;

10. Привлекательность рынков;

11. Предварительный отбор решений;

12. Контроль за ходом разработки;

13. Доступ к ресурсам, инвестициям;

14. Роль фактора времени: быстрый приход на рынок - это источник конкурентного преимущества, но эта цель должна достигаться не в ущерб качеству.

В табл. 1.14 приведена сетка предварительных оценок.

Таблица 1.14

Создание новой машины - сложный и длительный процесс, в котором участвуют ученые, конструкторы, дизайнеры, испытатели, специалисты в области производства и эксплуатации.

Чем сложнее машина, тем труднее, дороже и длительнее процесс ее создания. Поэтому для разработки и рационального использования таких сложных машин, как МГиКМ, важно знать во всех подробностях ее жизненный цикл и влияющие на него факторы.

Жизненный цикл машины представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния машины от формирования исходных требований к пей до окончания ее эксплуатации. Жизненный цикл принято делить па стадии - части жизненного цикла, устанавливаемые в нормативно-технической документации и характеризуемые определенным состоянием машины, видом предусмотренных работ и их результатом.

Жизненный цикл любой МГиКМ состоит из следующих стадий: создание, производство, обращение, эксплуатация и утилизация, каждая из которых содержит целый ряд этапов, операций и процедур.

Создание машины. Первая стадия начинается с предпроект- ных исследований и заканчивается созданием машины.

На этапе подготовки к разработке проекта новой машины устанавливается принципиальная возможность и целесообразность се создания. Необходимость в новой машине должна вытекать из общественных потребностей, поэтому нуждается в тщательном и глубоком обосновании, учете технических и экономических возможностей, обусловленных прогрессом науки и техники и развитием экономики страны. Для этого проводятся поисковые исследования, которые должны базироваться на результатах фундаментальных исследований, опыте применения аналогичных машин, ретроспективном анализе и прогнозах развития техники в данной области. Кроме того, необходима мотивация для побуждения к решению данной технической проблемы. Она может вытекать из безусловных потребностей общества, необходимости практической реализации достигнутого научного потенциала и повышения экономических показателей деятельности данной отрасли народного хозяйства.

Общество, наука, техника и экономика развиваются взаимозависимо. Комплекс этих отношений можно иллюстрировать схемой, приведенной на рис. 7.1.

Важными элементами поисковых исследований являются эксперименты на макетах машины - физических моделях машины (или отдельных се частей), воспроизводящих или имитирующих конкретные се свойства и изготовленных для проверки принципа се действия и определения характеристик. Макет с известной степенью упрощения воспроизводит в определенном масштабе машину (или ее части) и позволяет исследовать отдельные ее характеристики, а также оценивать правильность принятых технических и художественных решений. Макеты изготавливают в процессе выполнения НИОКР.

Результатом поисковых исследований, проводимых в предпро- сктный период, является постановка задачи проектирования, которая предусматривает разработку технических требований к машине и формирование технического задания на ее создание.

Конструктор принимает участие во всех стадиях жизненного цикла машины. Однако основной процесс его творчества составляют работы, связанные с созданием машины и представляющие собой законченный цикл, состоящий из нескольких этапов: научно- технический поиск, проектирование, изготовление образцов, испытания, доводка конструкции. Эти этапы тесно взаимосвязаны,

Рис. 7.1.

и техника

в значительной мере совмещены во времени и могут многократно повторяться.

К работам по созданию машины тесно примыкают работы по технологической подготовке производства, однако их следует отнести ко второй стадии жизненного цикла аналогично тому, как предпроектные исследования, в процессе которых осуществляется научно-технический поиск, относятся к стадии создания машины.

Этап проектирования охватывает большой перечень проектных операций и процедур - от предварительных расчетов и эскизов до уточненных расчетов, деталировочных чертежей, описаний, инструкций, технических условий и т.п. Результатом проектирования

является комплект технической документации , содержащей всю необходимую информацию для материализации создаваемой машины в процессе производства и организации се использования.

Особое место в процессе проектирования занимает формирование внешнего облика машины - дизайн и художественное конструирование, а также организация рабочего места оператора - эргономика.

На всех этапах процесса создания машины изготавливают макетные, экспериментальные и опытные образцы машины и проводят на них различные испытания: исследовательские, доводочные, предварительные и др. Исследовательские испытания предназначены для изучения свойств и характеристик машины. Для доводки конструкций и оценки влияния вносимых во время ее разработки изменений па показатели качества проводят доводочные испытания. После завершения разработки конструкции и изготовления опытных образцов возможность представления их па приемочные испытания проверяется на предварительных испытаниях.

Заключительным этапом стадии создания машины являются приемочные испытания, по результатам которых решается вопрос о целесообразности постановки ее па производство. Приемочные испытания могут быть государственными, межведомственными и ведомственными. Разработка машины считается выполненной в соответствии с техническим заданием при условии утверждения акта приемки опытного образца (опытной партии), содержащего рекомендации о постановке па производство, и выполнения указаний приемочной комиссии о необходимой доработке. По результатам приемочных испытаний может проводиться корректировка технической документации и доработка опытных образцов.

Производство машины. Эта стадия включает постановку на производство, установившееся производство и снятие с производства.

Постановка на производство, как правило, осуществляется в два этапа: подготовка производства и освоение. Работы по подготовке производства направлены на обеспечение технологического процесса изготовления машины и могут начинаться еще на стадии ее создания. Важнейшим этапом этих работ является технологическая подготовка производства, процессы организации и управления

которой регламентируются комплексом государственных стандартов. При этом осуществляется выбор технологии и оборудования, организация материально-технического снабжения, планирование процесса производства во времени, распределение работ и т.д.

Освоение производства включает отработку и проверку подготовленных технологических процессов и овладение практическими приемами изготовления продукции со стабильными показателями и в заданном объеме выпуска.

Установившееся производство начинается после окончательной отработки конструкторской и технологической документации. Решение об освоении производства машины принимается по результатам квалификационных испытаний установочной серии или первой промышленной партии. При несоответствии технического уровня машины современным требованиям, низких технологических показателях и показателях качества процессов функционирования, отрицательном воздействии машины па здоровье людей и окружающую среду, отсутствии заказов и спроса, а также при освоении в производстве аналогичной по назначению повой машины с более высокими характеристиками выпускаемая машина подлежит снятию с производства.

Обращение машины - часть жизненного цикла машины от отгрузки ее предприятием-изготовителем до получения потребителем. Типичные этапы этой стадии: храпение па складе готовой продукции, реклама, упаковка, транспортирование, монтаж. При обращении должно быть обеспечено максимальное сохранение объемов и качества готовой продукции, установленных плановыми заданиями, стандартами и техническими условиями.

Эксплуатация машины. На этой стадии реализуется, поддерживается и восстанавливается качество машины. Эксплуатация включает в общем случае ввод в эксплуатацию, использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и хранение. Каждый из названных этапов может содержать множество операций, направленных на достижение высоких техникоэкономических показателей машины, обеспечение ее эффективной работы, повышение срока службы.

Наконец, вследствие морального или физического износа в процессе использования машина перестает отвечать предъявляемым

требованиям, поэтому становится нецелесообразным дальнейшее ее использование по назначению и ремонт и машина подлежит снятию с эксплуатации. Снятие с эксплуатации машины оформляется документально в установленном порядке.

Утилизация машины. Эта стадия включает разборку, сортировку, повторное использование и переработку.

Ежегодно в мире десятки миллионов автомобилей требуют утилизации, поэтому весьма актуальным является создание жесткой системы переработки отслуживших транспортных средств. Так, комиссия Европейского союза по охране природы рекомендует возвращать автомобили, выработавшие свой срок, на предприятие- изготовитель для разборки и переработки. Строятся также специальные предприятия для переработки старых автомобилей. При оценке показателей экологической безопасности автомобиля учитывается его приспособленность к утилизации. В частности, оценивается время, необходимое для осушения автомобиля (освобождения его от остатков топлива, масел, охлаждающей жидкости и т.п.) и демонтажа его отдельных узлов и деталей, что напрямую влияет на эффективность утилизации. Поэтому при создании машины конструктор должен учитывать также эти факторы.

Итак, жизненный цикл изделия считается закопченным только после его полной и экологически безопасной утилизации.

Рассмотренные стадии можно представить в виде замкнутого цикла, в котором условия высокого качества и экономичности изготовления, сохраняемости, живучести и эффективного использования создаваемой машины в хозяйстве страны являются исходными факторами для формирования технических требований к разработке конструкций. Таким образом, все стадии жизненного цикла машин тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Степень полноты учета этих взаимосвязей на этапах предпроектных исследований и проектирования определяет качество и технический уровень создаваемых машин и оказывает решающее влияние на показатели эффективности достижения конечных народнохозяйственных результатов.

Следует отмстить, что все этапы жизненного цикла машин регламентируются соответствующими Государственными стандартами страны-производителя.

Поскольку полный жизненный цикл машины нс ограничивается ее производством и эксплуатацией, для каждого его этапа необходима информация о машине (конструкторская и технологическая документация, инструкция по эксплуатации, инструкции по разборке и сортировке узлов и деталей для их переработки и др.). При этом информация может относиться как к отдельному этапу, так и быть общей, повторяющейся на нескольких или даже на всех этапах. Возможно, часть информации о машине может потребоваться на каком-то этапе его жизненного цикла лишь в отдельных случаях. Например, на этапе утилизации может потребоваться уточнение марки материала какой-то детали для се оптимальной переработки. Все эти сведения изначально имеются в конструкторской документации, она и может быть затребована. Для этого необходимо обеспечить сквозное информационное сопровождение изделия на всех стадиях существования. Эту задачу решают CALS- технологии, в основу идеи которых положено единообразное представление информации о конструкции изделий, их характеристиках, технологической оснастке, технологии производства, обслуживания, ремонта и утилизации.

Таким образом, CALS-технологии в машиностроении представляют собой единую информационную среду для всех этапов жизненного цикла машины, обеспечивающую при этом интеграцию не только информационных технологий, но и различных электронных технологий описания машины па одном и том же этапе жизненного цикла, применяемых па различных предприятиях. Следовательно, CALS-технологии - это этап использования компьютерных технологий, на котором ИАСУ технологическими процессами, проектными работами, предприятиями, а также системами передачи данных на основе телекоммуникаций объединяются в единое целое.

Необходимость обеспечения информационной интеграции диктует и необходимость наличия регламентирующих ее международных стандартов, описывающих правила электронного представления данных об изделиях, производственной среде и процессах, а также правила обмена этими данными. Следовательно, разрабатываемые и действующие компьютерные технологии должны соответствовать международным CALS-стандартам. CALS-технологиям

посвящены стандарты серии ISO 10303 STEP (стандарт по обмену данными о модели изделия).

Эффективность от применения CALS-технологий в машиностроении проявляется в повышении качества и конкурентоспособности продукции, более раннем выходе на рынок за счет сокращения продолжительности производственного цикла, снижении затрат при проектировании, производстве и эксплуатации изделия.



Поделиться