Элементы финансового механизма организации. Финансовый механизм государства

Практическое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).

Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.

Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:

финансовое планирование и прогнозирование;

– финансовые показатели, нормативы и лимиты;

– управление финансами;

– финансовые рычаги и стимулы;

– финансовый контроль;

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов и т.д.

Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Финансовый механизм играет особое значение в реализации финансовой политики государства. Современный финансовый механизм призван не только создавать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности государства, но и обеспечивать экономическое регулирование в условиях функционирования рынка и многоукладной экономики. Развитие новых форм финансовых отношений влечет за собой усложнение финансового механизма.

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются.

Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ре­сурсов на макро- и микро- уровнях).

Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

Финансовое планирование – это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

Финансовые планы – это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность – сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты разных уровней.

Финансовое планирование основано на следующих принципах:

– принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

– предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются:

– метод математического моделирования;

– нормативный метод;

– балансовый метод;

– метод коэффициентов;

– метод экстраполяции и др.

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Важной областью управленческой деятельности является управление финансами; осуществляет его специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами выделяется объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений. Субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансов по их сферам, выделяют следующие группы объектов управления:

– финансы предприятий (учреждений, организаций);

– страховые компании;

– государственные финансы и др.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

– финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений);

– страховые органы;

– финансовые органы и налоговая администрация и др.;

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами называется финансовым аппаратом.

Субъекты управления используются в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное планирование представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль, как элемент управления, осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Различают стратегическое или общее управление финансами и оперативное.

Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установление объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ. Оно осуществляется органами государственного и экономического (хозяйственного) управления: Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров, Президентом Украины, Министерством финансов и др.

Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений (отделов) местных советов, дирекцией внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий и организаций и т.п.

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне прямого управления со стороны государства, поскольку часть финансовых ресурсов формируется и используется здесь их собственниками в соответствии с их же интересами. Государство осуществляет влияние на эту сферу общественных отношений лишь через налоговую политику, регулирование финансового рынка, амортизационную политику, систему поддержки частного бизнеса и т.п. В действительности осуществляется не управление со стороны государства, а влияние через финансы на реализацию финансовой политики.

В сферу непосредственного государственного управления входит только государственные финансы.

Необходим научный подход к управлению финансами в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений. При выборе управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. учитываются: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами.

Особое место в финансовом механизме занимает финансовое право – совокупность юридических форм, регламентирующих финансовые отношения. Оно осуществляется с помощью финансового законодательства, представляющего собой совокупность финансово-правовых документов разного юридического уровня. В их состав входят: законодательные акты, постановления правительства, указы Президента, инструкции Министерства финансов и др. Они регулируют финансовые отношения в обществе, связанные с выполнением задач и функций государства, а также образованием и использованием финансовых ресурсов.

Финансовое право, как и другие элементы финансового механизма динамично. Развитие финансового законодательства происходит путем упорядочения, обновления и унификации законодательных актов по финансовым вопросам.

Финансовая политика государства непосредственно вырабатывается и реализуется органами управления государственными финансами.

Общее руководство и управление финансами осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти: Верховна Рада Украины, Президент, Кабинет Министров Украины, Верховна Рада и Рада Министров республики Крым. Все функции этих государственных органов обеспечивают стратегическое, общее руководство и управление государственными финансами.

Организация оперативного управления финансами осуществляется через специализированные государственные органы исполнительной власти (прежде всего через ее финансовый аппарат) и через финансовые службы субъектов хозяйствования.

Органы исполнительной власти в зависимости от меры их участия в финансовой деятельности можно разделить на две группы:

1. Органы исполнительной власти, осуществляющие руководство финансами в связи с исполнением своих финансовых функций и задач. Это министерства (кроме Министерства финансов), ведомства и другие органы исполнительной власти, которые утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах отрасли финансовые ресурсы, создают финансовые резервы, выполняют другие финансовое функции. Их полномочия в области финансов определяют нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины или Рады Министров Автономной Республики Крым.

2. Органы исполнительной власти, для которых сама финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления управления финансами и кредитом и в совокупности составляют систему финансово-кредитных органов.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов Украины. Кроме него в эту систему входят Министерство финансов Автономной Республики Крым, финансовые управления областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, финансовые отделы районных, городских и районных в городах государственных администраций (см. схему 5 в приложении).

Министерство финансов несет ответственность за финансовое состояние государства, разработку и реализацию политики.

Министерство финансов выполняет следующие функции:

– участие в разработке баланса финансовых ресурсов государства и платежного баланса;

– подготовка проекта Государственного бюджета Украины, подача его Кабинету Министров, а после одобрения им – подача Верховной Раде;

– организация исполнения бюджетов, подготовка отчета об их исполнении и подача его на утверждение Верховной Раде;

– разработка проектов нового финансового законодательства и нормативных актов по экономическим вопросам;

– обоснование основных положений финансовой политики государства и подача на рассмотрение Правительству и Парламенту Украины Концепции бюджетной и налоговой политики;

– рассмотрение и исполнение управленческих решений, связанных с использованием финансовых ресурсов;

– осуществление контроля за выполнением законодательства всеми органами управления;

– руководство оперативной работой финансовых органов различных уровней;

– организация функционирования рынка ценных бумаг;

– осуществление мероприятий по мобилизации средств через систему государственного кредита и управления и другие.

Возглавляет Министерство финансов Украины министр. Он несет персональную ответственность за выполнением возложенных на министерство задач и функций. Министерство финансов в пределах своих полномочий издает приказы и инструкции обязательные для исполнения финансовыми органами.

В состав Министерства финансов входят два обособленных подразделения: Контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство. Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля (детально этот вопрос будет рассмотрен в теме 7).

Государственное казначейство Украины создано с целью обеспечения полного и своевременного исполнения государственного бюджета. Оно было создано Указом Президента Украины от 27 апреля 1995г. № 335 и входит в систему органов государственной исполнительной власти.

Государственное Казначейство имеет такую же региональную структуру, как и Министерство финансов. Распределение полномочий между региональными органами в части финансирования расходов осуществляется по признакам того или иного объекта финансирования и места его расположения.

К органам непосредственного управления государственными финансами относится и Государственная налоговая администрация. Вначале она была создана в составе Министерства финансов, а с 1996 года преобразована в самостоятельный финансовый орган. Основная ее задача состоит в реализации налоговой политики государства. Налоговая администрация выполняет следующие основные функции:

– разработка проектов налогового законодательства;

– проведение массово-разъяснительной работы среди плательщиков налогов;

– учет плательщиков налогов и поступлений их в бюджет;

– контроль за правильностью исчисления налогов и др. обязательных платежей и своевременностью их уплаты;

– применение штрафных санкций и административных взысканий к нарушителям налогового законодательства;

– международное сотрудничество в сфере налогообложения и др.

Региональная структура налоговой администрации аналогична системе Министерства финансов. Высшим ее звеном является Главная государственная налоговая администрация. Она разрабатывает проекты налогового законодательства и организует налоговую работу и деятельность налоговых органов в государстве.

Региональными органами являются налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и налоговые инспекции в районах и городах областного подчинения. Налоговые администрации в областях и городах с районным делением выполняют организационные и консультационные функции. Непосредственную налоговую работу осуществляют налоговые инспекции в районах и городах (без районного деления). Они осуществляют учет всех плательщиков, находящихся на данной территории и контролируют их расчеты с бюджетом.

Государственной налоговой администрации подчинены подразделения по борьбе с криминальными нарушениями в налогообложении (налоговая милиция).

Финансовые органы государственной администрации, а также исполкомов местных советов базового уровня выполняют свои функции в соответствии с действующим законодательством.

Управление финансами предприятий, объединений и других субъектов хозяйствования осуществляется финансовой службой (отделом) этих субъектов хозяйствования.

Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, посредством которых осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.

Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)

Выделяют два типа финансовых механизмов :

1. Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налогообложение, расходы, бюджет и т.д.). Предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действия. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо- одна из сторон этих отношений- агент государства (финансы государственных предприятий).

2. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов.

12. Управление государственными финансами РФ. Финансовое планирование и прогнозирование. Виды финансовых планов.

Управление государственными финансами

Понятие и принципы управления

Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимостизвеньев финансовой системы.

Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:

Приоритет публичных интересов . Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;

Федерализм . Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;

Единство финансовой политики и денежной системы - необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;

Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности ;

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;

Социальная направленность финансовой деятельности . Данный принцип закреплен Конституцией РФ;

Распределение функций - на основе распределения власти;

Принцип гласности ;

Принцип плановости ;

Принцип законности ;

Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ .

Органы управления

Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего это законодательные органы власти.

Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции:

Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении;

Рассматривание законов о налогах и сборах;

Установление размера государственного внутреннего долга.

Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат - Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:

Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;

Составление проекта и исполнение федерального бюджета;

Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

Осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.

Важное подразделение Минфина РФ - главное управление федерального казначейства , отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над использованием федерального бюджета, управлению доходами и расходами.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.

Зв соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС)

Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

Финансовое планирование и прогнозирование

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются.

Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях).

Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет)

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

Финансовые планы - это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность - сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

Все финансовые планы подразделяются на две группы - сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциации и др.) и территориальные. Индивидуальные - это финансовые планы отдельных предпринимательских структур.

По длительности действия различают:

Перспективные финансовые планы (на период больше 1 года);

Текущие (на 1 год);

Оперативные (на квартал, месяц).

Финансовое планирование основано на следующих принципах:

1) принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

2) предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются:

Метод экономико-математического моделирования;

Нормативный метод;

Балансовый метод;

Метод коэффициентов;

Метод экстраполяции и др.

Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше двух лет), среднесрочным (один-два года), краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее одного месяца). В силу специфики российской экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное планирование. Стратегические планы характеризуют основные параметры деятельности любой компании - ее цели, задачи, сферу деятельности, основные количественные и качественные ориентиры. Выделяют балансовые планы, т.е. планы динамики активов предприятия в целом, его структурных элементов, а также планы применяемых финансовых ресурсов. Балансовый план позволяет оптимизировать соотношения между оборотными и внеоборотными, собственными и заемными средствами, а также между другими элементами активов. Основными видами текущих финансовых планов являются баланс, а также план доходов и расходов предприятия, план поступления и расходования денежных средств, план формирования и распределения финансовых ресурсов, а также капитальный бюджет. Текущий финансовый план включает в себя: текущие затраты; доходы, получаемые от операционной деятельности; сальдо доходов и текущих затрат в виде валовой операционной прибыли. Платежный календарь является формой оперативного финансового планирования. Так как на предприятии существует масса потоков денежных средств, то каждый из них может составлять свой платежный календарь. Формами оперативного финансового планирования также является налоговый календарь, кассовый план, оперативный план капитальных вложений и др.

13. Финансовый контроль, содержание, значение, задачи.

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности го­сударства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому исполь­зование государством и муниципальными образованиями для ре­шения своих задач финансов обязательно предполагает проведе­ние с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Фи­нансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными кон­трольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами го­сударственной власти и местного самоуправления, предприятия­ми, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляе­мых действий, соответствие их задачам государства и муници­пальных образований. Таким образом, он служит важным спосо­бом обеспечения законности и целесообразности проводимой фи­нансовой деятельности.

Требование соблюдения законности в деятельности по образо­ванию, распределению и использованию денежных фондов госу­дарства и субъектов местного самоуправления имеет конституци­онную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Итак, финансовый контроль - это контроль за законностью Целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муници­пальных образований в целях эффективного социально-экономи­ческого развития страны и ее регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым ин­ститутам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, ре­гулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его спе­цифику в отдельных финансово-правовых институтах и закреп­ленные соответствующим законодательством (например, в Нало­говом или Бюджетном кодексах РФ).

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними других вопросов хозяйственной деятельности экономических субъектов. Для осуществления финансового контроля созданы контрольные органы, деятельность которых сводится к проведению планомерных мероприятий.

Объектом финансового контроля является создание фондов денежных средств и их использование. Чаще всего объектом контрольных проверок является прибыль, налоговые платежи, себестоимость, фонды заработной платы и т. д.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи.

1. Содействие сбалансированию доходов и расходов.

2. Выявление внутренних резервов.

3. Содействие рациональному использованию выделяемых средств.

4. Обеспечение правового ведения учета, отчетности, анализа.

Оценка финансового состояния предприятия производится по следующим направлениям:

n оценка финансовых результатов;

n оценка величины средств, находящихся в распоряжении предприятия;

n анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

n организация расчетных дисциплин.

При проведении контрольных проверок необходимо руководствоваться следующим: законодательными актами, постановлениями, инструкциями.

Для осуществления контроля необходимо и важно вести правильно бухгалтерский учет (на Западе принято ведение двойной системы бухгалтерского учета для системы контроля всех данных. Использование такой системы означает полное, точное и своевременное проведение коммерческих операций по всем бухгалтерским книгам. Существует 2 принципа: нет бухгалтерской записи без документа, обязательна регистрация всех коммерческих операций.)

Двойная запись в бухгалтерском учете введена итальянцем Катрульи в 1458 году. В 1494 году итальянец Пачоли ввел ежегодное состояние бухгалтерских балансов. Назначение бухгалтерского баланса определяется, с одной стороны, проверкой идентичности всех активных и пассивных счетов, с другой стороны - получение количественных данных о деятельности предприятия.

Могут быть различные искажения бухгалтерских данных, например, преднамеренное уменьшение прибыли, занижение выплат по дивидендам, завышение доходов (если надо показать, что предприятие доходно).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

Реализация финансовой политики государства осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой достаточно сложную систему воздействия на различные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов. Основным вектором этого влияния являются взаимоотношения государства, которая производит и реализует финансовую политику, с субъектами хозяйствования, обеспечивают производство ВВП.

Финансовый механизм - это совокупность финансовых методов и форм организации финансовых отношений, инструментов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества.

Структура финансового механизма довольно сложная. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов (рис. 1): финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение.

Рис. 1.

финансовый кризис экономика государственный

Каждая сфера и звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Вместе с тем они функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство предопределяет необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма.

Финансовый метод можно определить как средство воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: управление движением финансовых ресурсов и рыночными коммерческими отношениями, связанными с изменением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Среди финансовых методов особое место занимает финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование - это деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов хозяйствования, их корпоративных объединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц, стран в целом.

Объектом финансового планирования является финансовые ресурсы, образуемые в процессе распределения и перераспределения ВВП, а результатом - различные виды финансовых планов и прогнозов.

Финансовый план - это план формирования и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы имеют форму баланса - приходные и расходные разделы.

Основными задачами финансового планирования являются:

Определение источников и объемов денежных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства, их распределение между секторами экономики;

Сосредоточение в руках государства централизованного фонда денежных ресурсов, необходимых для успешного выполнения государственных функций;

Обеспечение необходимых пропорций в распределении и использовании денежных ресурсов;

Стимулирование наиболее эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, снижение себестоимости продукции и выявления внутрипроизводственных резервов.

Выполнение этих задач реализуется через:

1) основной финансовый план государства - Государственный бюджет и бюджеты всех уровней;

2) кредитный и кассовый план Национального банка и коммерческих банков;

3) балансы и отчеты предприятий;

4) сметы учреждений, которые финансируются из бюджета.

Формирование финансовых планов и прогнозов базируется на двух основных принципах:

1) научной обоснованности;

2) предметно-целевом подходе.

Принципы - это основополагающие элементы системы управления. Принципы определяют характер действия как отдельных подсистем и их элементов, так и механизма в целом.

Научная обоснованность планирования предполагает экономическую обоснованность финансовых показателей, отражение реальных процессов экономического и социального развития, сбалансированности финансовых ресурсов.

Предметно-целевой подход предусматривает конкретное целевое назначение.

В финансовом планировании используются специальные методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый и метод экономико-математического моделирования.

Суть нормативного метода финансового планирования заключается в том, что при расчете финансовых показателей за основу берутся финансовые нормы и нормативы, к которым относятся нормы амортизационных отчислений, рентабельности отдельных видов товаров (работ, услуг), оборотных средств, ставки заработной платы, нормы расходования средств в бюджетных учреждениях, нормы отчислений в фонды социального назначения и т.п.

Нормативный метод достигает наибольшей эффективности при условии, что нормы и нормативы соответствуют таким требованиям: они должны быть научно-обоснованными; прогрессивными (ориентированными на лучший опыт); длительного действия; стабильными.

Расчетно-аналитический метод финансового планирования основывается на фактических показателях финансовой деятельности в предыдущие отчетные периоды. На основе анализа финансовых показателей за прошедшие годы и период, предшествовавший предплановом году, устанавливается исходная база планирования. Затем определяются факторы, которые могут повлиять на финансовую деятельность в плановый период, рассчитываются индексы и коэффициенты их влияния. На основании базовых показателей, а также коэффициентов, характеризующих финансовые показатели на плановый период. Это достаточно трудоемкий метод, требует значительной аналитической работы, однако на сегодня его применения является самым реальным.

Балансовый метод в финансовом планировании предполагает соответствие расходов источникам их покрытия и взаимосвязь всех разделов финансового плана, финансовых и производственных показателей, в результате чего достигается сбалансированность плана. Сейчас этот метод приобретает особое значение, поскольку все расходы предприятий зависят от заработанных ими средств и предприятия должны рассчитывать только на собственные поступления, а не на помощь государства или министерства.

Весьма перспективным является метод экономико-математического моделирования. Основывается он на разработке математической модели финансовой деятельности предприятия или государства в плановом периоде. Этот метод дает возможность рассчитать несколько вариантов плана с помощью переменных входных показателей и находить оптимальные решения.

Финансовый рычаг является средством действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям и др.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Привлечение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, проводить единую политику в сфере финансов, обеспечить финансовую дисциплину.

Нормативное обеспечение включает инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, лимиты и резервы.

Информационное обеспечение состоит из разного типа статистической, экономической, коммерческой, финансовой и другой информации. Сюда относятся сообщения о финансовой устойчивости и платежеспособность партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах на товарном, фондовом, валютном рынках. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком.

Основные методы финансового воздействия на социально-экономическое развитие - это финансовое обеспечение и финансовое регулирования.

Поскольку эти два метода являются глобальными и обобщающими и включают отдельные частичные методы, то их можно выделить как структурные подсистемы финансового механизма, характеризующие содержание воздействия финансов на различные аспекты развития общества.

Установление приоритетности того или иного метода лежит в основе определения направлений финансовой политики государства. Чем выше уровень развития общества и экономики, тем большая роль финансового регулирования.

Структурное строение финансового механизма представлена на рис. 2.


Рис. 2.

Финансовое обеспечение регулируется на основе соответствующей системы функционирования, которое может осуществляться в трех формах: самофинансирование, кредитование, внешнее финансирование. Различные формы финансового обеспечения используют на практике одновременно через установка полученного для определенного этапа развития общества соотношения между ими.

Финансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Поскольку финансы являются распределительными отношениями, то финансовые методы регулирования, по сути, является методом распределения. Есть два метода распределения доходов: сальдовый и нормативный.

В составе финансового механизма создается набор финансовых инструментов, с помощью которых осуществляется воздействие на различные стороны общественного развития.

Видами таких инструментов являются налоги, взносы и отчисления, субсидии и дотации. Конкретный состав финансовых инструментов постоянно меняется в зависимости от задач финансовой политики.

Управление финансовым механизмом основывается на использовании соответствующих рычагов. По направлению своего действия они делятся на две группы: стимулы и санкции.

Кроме того, рычаги управления финансовым механизмом подразделяются на отдельные виды. Прежде всего это принципы, условия и порядок формирования доходов, накоплений и фондов, порядок осуществления расходов, условия и принципы финансирования и кредитования.

Условия формирования доходов, накоплений и фондов, а также финансирования и кредитования определяются соответствующими законодательными и нормативными документами.

Надежность финансового механизма определяется достаточным обеспечением потребностей каждого субъекта в средствах на основе оптимизации соотношения между формами финансового обеспечения.

Чрезвычайно важную роль в системе управление финансовым механизмом играют нормы и нормативы, особенно при применении нормативного метода распределительных отношений.

Функционирование финансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которые характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль.

Эффективность финансового механизма зависит от целенаправленного выбора финансовых инструментов и действенности их воздействия на отдельные стороны социально-экономического развития.

Финансовый механизм обеспечивает практическую реализацию финансовой политики государства путем управления финансами.
Финансовый механизм – это совокупность форм и методов организации финансовых отношений в конкретный период времени. При его помощи происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики.
Изменение финансового механизма происходит в связи с решением различных тактических задач, поэтому финансовый механизм чётко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Основными принципами функционирования финансового механизма являются:
- комплексность – использование финансовых рычагов и методов в общей системе управления финансами взаимозаменяющих друг друга;
- функциональность – обеспечение воздействия механизма на воспроизводственный процесс в соответствии с поставленными целями;
- адаптивность – способность механизма учитывать изменения экономической среды.
Существуют различные типы (виды) финансовых механизмов:

Директивный финансовый механизм разработан для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, причём она является обязательной для всех её участников.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном финансовом сегменте, который не захватывает прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутренних отношений на частном предприятии. В этом случае государство устанавливает только лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей. А предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов и направления их использования.
Финансовый механизм предприятий может делиться на звенья: финансовый механизм сельскохозяйственных предприятий, финансовый механизм промышленных предприятий и т.п. В зависимости от типа организационно-правовых форм: финансовый механизм акционерного общества, финансовый механизм общества с ограниченной ответственностью и т.п.
Финансовый механизм государственных и муниципальных финансов подразделяется на бюджетный и внебюджетный механизм.
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма является составной частью единого целого, они взаимосвязаны и взаимозависимы, но вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно.

Звенья финансового механизма

1.Финансовое законодательство предусматривает то что, государство устанавливает способы организации финансовых отношений, закрепляет их законом. Кроме того, некоторые органы финансового управления (например, Министерство Финансов) разрабатывают подзаконные акты в виде инструкций и положений.
Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, позволяет защитить экономические интересы общества, коллектива предприятий, отдельных граждан. Финансовое законодательство обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Неудовлетворительное состояние финансового законодательства сдерживает финансовую инициативу, тормозит общественное развитие. Кроме того, разногласия в правовом регулировании обеспечивается дополнительными издержками в экономике и негативными социальными последствиями.
2.Планирование и прогнозирование – это оценка состояния финансов, выявление возможного увеличения финансовых ресурсов и наиболее эффективного их использования.
3.Организация и управление финансами – деятельность работников финансового аппарата по управлению процессами формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов, денежных средств, а также контроль за этими процессами.
4.Финансовые рычаги и стимулы – это формы и методы выражения финансовых отношений, формирование и использование денежных фондов. К ним относят доходы и расходы, прибыль, ценные бумаги, дивиденды, отчисления в различные фонды и др. К методам относят инвестирование, бюджетирование, страхование, лизинг и др.
5.Финансовые показатели и нормативы- результаты деятельности, а также нормы отчислений в различные фонды (амортизационный фонд, фонд ЕСН, фонды дополнительные и т. д.).

Вопросы для самостоятельного изучения на семинарское занятие:
Раскрыть цели и задачи следующих составляющих финансовой политики государства: налоговой, бюджетной, инвестиционной, социальной, таможенной.
Рассмотреть цели и направления денежно-кредитной политики, ее направления (валютная, кредитная, процентная) и взаимодействие с финансовой политикой.

Финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом. В связи с этим, финансовый механизм можно определить как систему управления финансами предприятия, предназначенную для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемую государством в соответствии с требованиями экономических законом .

Финансовый механизм предприятий является центральным во всем финансовом механизме, что объясняется ведущей ролью финансов сферы материального производства.

Рис. 1

Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействию. Прежде всего, с помощью механизма управления финансами предприятий достигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами. Финансы предприятий - важнейшая составная часть единой системы финансов государства. Это предопределяется, прежде всего, тем, что они обслуживают сферу материального производства, в котором создаются валовой внутренний продукт, национальный доход и национальное богатство.

Валовой внутренний продукт - это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства .

Национальный доход - это сумма всех доходов, полученных резидентами страны за год.

Национальное богатство - это макроэкономический показатель, представляющий в денежном выражении совокупность активов, созданных и накопленных обществом.

По своей сущности финансы предприятий являются специфической частью финансовой системы. Их отличие от государственных финансов обусловлено функционированием в разных сферах общественного производства. Наличие финансов предприятий обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием законов стоимости и спроса и предложения. Реализация продукции и услуг осуществляется путем купли и продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. Но сами деньги не являются финансами. Это особый товар, посредством которого определяется и выражается стоимость всех остальных товаров и происходит их обращение. Финансы - это экономические отношения, осуществляемые посредством оборота денег, то есть денежные отношения.

Для обеспечения воспроизводственного процесса с помощью финансов на предприятиях всех отраслей народного хозяйства формируются денежные фонды целевого назначения, используемые для производственных нужд и для удовлетворения социальных и личных потребностей работающих.

Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность экономических, - денежных отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода, национального богатства и связаны с образованием, распределением и использованием валового дохода, денежных накоплений и финансовых ресурсов предприятий. Эти отношения, определяющие сущность данной категории, опосредствованы в денежной форме.

Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма. Но мы рассмотрим структуру финансового механизма, как семь взаимосвязанных элементов: финансовые методы и рычаги; правовое, нормативное, информационное и кадровое обеспечение, финансовые инструменты. Далее изучим эти элементы более подробно.

Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов .

Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.).

Основными финансовыми методами являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг.

Фактомринг - комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа .

Лимзинг (англ. leasing от англ. to lease - сдать в аренду) - вид финансовых услуг, связанных с формой приобретения основных фондов .

Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера: бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, фондовых и валютных бирж, прочая информация.

Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов, с помощью финансовых рычагов.

Финансовый рычаг - совокупное воздействие на уровень прибыли за счет собственного капитала и заемного финансирования.

К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.

Прибыль - это превышение в денежном выражении доходов (выручки от товаров и услуг) над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.

Доход - это регулярное пополнение бюджета экономического субъекта, измеренное деньгами.

Амортизационные отчисления - это процесс перенесения по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимого продукта.

Арендная плата - это плата за временное владение и пользование имуществом.

Процентная ставка - это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год).

Портфельные инвестиции - это инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги .

Дивиденд - это часть прибыли акционерного общества, или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении. Величина и порядок выплаты дивидендов определяются собранием акционеров, участников и уставом акционерного или иного общества .

Дисконт - это покупка переводных векселей, казначейских векселей или облигаций по цене ниже номинальной. Векселя и облигации погашаются в определенный момент в будущем по своей номинальной стоимости. Покупатель, который приобретает вексель или облигацию в момент выпуска, платит за них меньше номинальной, или лицевой, стоимости (с дисконтом). Разница (дисконт) между ценой, по которой он покупает вексель или облигацию, и их номинальной стоимостью представляет собой процент по займу, предоставленному под обеспечение векселем или облигацией. Если владелец векселя или облигации захочет затем продать их до истечения срока их действия (редисконтировать, переучесть их), он сможет получить за них сумму, меньшую, чем номинальная стоимость, хотя и большую, чем та, что была за них заплачена. Разница между исходной ценой, заплаченной им, и полученной суммой зависит главным образом от того, сколько времени осталось до истечения срока действия данной ценной бумаги.

Котировка валютного курса - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Для действия финансовых методов, с помощью финансовых рычагов, в образовании и использовании денежных фондов необходимо такое обеспечение, как права, нормы, информация и кадры.



Поделиться