Принципы и функции материально технического обеспечения. Организация материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение

Логи́стика - стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец ).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии . Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI .

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья : Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья : Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. ответственное хранение на складских площадях;
  6. формирование сборных заказов;
  7. таможенные услуги

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и маркетинга
  • Новые информационные технологии в логистике
  • Основы таможенного регулирования

См. также

Ссылки

Литература

  • Аникин Б. А. Практикум по логистике. Учебное пособие.- М: Инфра-М, 2007. ISBN 9785160024929
  • Круминьш Н., Витолиньш К. Логистика в Восточной Европе. - М: SIA, 2007 г. ISBN 978-9984-39-171-7
  • Сербин В. Д. Основы логистики: Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004.
  • Сток Д. Р. Стратегическое управление логистикой. - М: Инфра-М, 2005. ISBN: 5160020071
  • Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. 8-е изд. - М.: Издательский дом Вильямс, 2009. ISBN 978-5-8459-0969-5
  • Экологический менеджмент: Учебник для ВУЗов. / Н. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес. - СПб: Питер, 2003. ISBN 5-94723-494-7
  • Ы. Е. Ташбаев Актуальные вопросы и тенденции развития логистики
  • Миротин Л. Б. Некрасов А. Г. Эффективность интегрированной логистики.
  • [http://snab.mybb.ru/ Форум снабженцев и поставщиков

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Материальное начало
  • Материальное тело

Смотреть что такое "Материально-техническое обеспечение" в других словарях:

    материально-техническое обеспечение - — Тематики электросвязь, основные понятия EN logistical …

    материально - техническое обеспечение - Процесс скоординированного управления по обеспечению всех материалов и ресурсов, требуемых для эксплуатации изделия. Источник: ГОСТ Р 53480 2009: Надежность в технике. Термины и определения оригинал документа …

    Материально-техническое обеспечение - комплекс мероприятий по планированию, своевременному и комплексному обеспечению строительства материалами, деталями, изделиями, строительными и дорожными машинами, транспортными средствами, инструментом для выполнения строительно монтажных работ … Строительный словарь

    Материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления - комплекс работ и услуг по обеспечению органов местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, депутатов, исполняющих полномочия на непостоянной основе, работников органов местного самоуправления необходимыми финансовыми… … Официальная терминология

    Материально-техническое обеспечение технологического процесса проектирования - 1. Совокупность мероприятий по установлению потребности и обеспечению технологического процесса проектирования необходимыми материально техническими средствами: оборудованием, материалами, машинами, программами для ЭВМ, оргтехникой и т.п. 2.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN maintenance and logistics supportMLS … Справочник технического переводчика

    техническое обслуживание, ремонт и материально-техническое обеспечение - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN maintenance and logistics support … Справочник технического переводчика

    Материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны - см. Обеспечение материальное мероприятий гражданской обороны EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    материально-техническое обеспечение эксплуатации и ремонта железнодорожного подвижного состава - Обеспечение эксплуатации и ремонта железнодорожного подвижного состава, включающее в себя создание, хранение, рациональное расходование, пополнение до установленных норм запасов источников энергии и средств, необходимых для эксплуатации и ремонта … Справочник технического переводчика

    материально-техническое обеспечение офиса - Управление материальными потоками в процессе закупки от пункта отправки до офиса ОКОИ. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN office logistics Management of the flow of materials during the… … Справочник технического переводчика

Введение

1. Организация материально-технического

обеспечения на предприятии

2. Организационная структура - материально-технического обеспечения

3. Планирование материально-технического обеспечения

4. Условия поставок материальных ресурсов и коммуникации в области снабжения

5. Коммерческая логистика

6. Методы планирования в снабжении и логистике

7. Выбор поставщика

Заключение


Организация материально - технического

обеспечения на предприятии

Материально-техническое обеспечение (МТО) представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению материаль­но-техническими ресурсами процесса производства, осуществляе­мой, как правило, до начала производства. Основная цель МТО - доведение материальных ресурсов до конкретных производствен­ных предприятий в заранее определенное договором место по­требления.

Функции МТО классифицируются на основные и вспомога­тельные, которые в свою очередь делятся на коммерческие и техно­логические.

К основным коммерческим функциям относятся непосредственная покупка и аренда материальных ресурсов промышленными пред­приятиями, сопровождаемая изменением формы стоимости.

Вспомогательные коммерческие функции - это маркетинговые и юридические. Маркетинговые функции включают вопросы опреде­ления и выбора конкретных поставщиков материальных ресурсов. В ряде случаев в качестве поставщиков могут выступать посредниче­ские структуры. Юридические функции связаны с правовым обеспечением и защитой прав собственности, подготовкой и ведением деловых переговоров, юридическим оформлением сделок и контро­лем за их исполнением.

Технологические функции включают вопросы доставки и хране­ния материальных ресурсов. Им предшествует ряд вспомогательных функций по распаковке, расконсервации, заготовке и предвари­тельной обработке.

Потребляемые материальные ресурсы на промышленных пред­приятиях можно разделить на основные и вспомогательные:

- К ос­новным относятся сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки. Исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки, и предварительно смонтированные детали, составляю­щие значительную часть конечного продукта, относят к полуфабрикатам. Их закупка не отличается от закупок обычного сырья и ма­териалов.

- Вспомогательные материалы занимают обычно небольшую часть в составе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металлические изделия, проволоку, монтажные болты и др.

Существует и группа производственных материалов, которые обеспечивают ввод в эксплуатацию машин и оборудования. К ним относятся различного рода горюче-смазочные материалы, охлаж­дающая жидкость, электроэнергия и др.

К числу комплектующих изделий относятся продукты, которые не требуют дополнительной обработки.

Различные виды материальных ресурсов представлены на рис. 1.


Исходные материалы

Прочие материалы

Комплектующие изделия


Сырье и материалы


Полуфабрикаты

Вспомогательные материалы


Рис. 1. Классификация материалов

Напомним, что в зависимости от системы обеспечения и осо­бенностей движения материальных ресурсов от поставщиков к по­требителям различают транзитную и складскую формы материаль­но-технического обеспечения.

МТО предприятий направлено на обеспечение сокращения из­держек производства и создание условий для бесперебойного процесса производства. Оно предполагает решение следующих задач:

Обеспечение доставки материалов на каждое рабочее место;

Поддержание запасов на предприятии на оптимальном уровне.

Решение этих задач требует применения логистических подходов.

Логистика охватывает все виды деятельности по перемещению материальных ресурсов во времени и в пространстве. Функции ло­гистики реализуются на всех стадиях производства и движения ма­териальных ресурсов. Поэтому разделяют логистику производства, снабжения и сбыта. Логистика снабжения и сбыта охватывает не вопросы внутрипроизводственного перемещения материалов, а в значительной мере движение материальных ресурсов вне предпри­ятия. Поэтому функции логистики тесно переплетаются с другими функциями по обеспечению движения материальных потоков.

Логистикавыполняет комплексную функцию и представляет собой самостоятельную область, охватывающую проблемы физического перемещения материальных ресурсов во времени и в пространстве на всех стадиях деятельности предприятия.

Организация МТО - это организация системы обеспечения производственного предприятия материально-техническими ре­сурсами.

Каждая организационная структура материально-техничес­кого обеспечения промышленного предприятия имеет в составе инфраструктуру снабжения и организационную структуру управле­ния МТО. Рассмотрим каждую из этих составляющих.

Инфраструктура МТО включает подразделения складского, транспортного и заготовительного хозяйства. На отдельных пред­приятиях могут быть также подразделения по переработке отходов производства и тарного хозяйства.

Складское хозяйство - это основное структурное подразделение службы МТО предприятия. Его собственная организационная структура устанавливается в зависимости от производственной структуры самого предприятия. Поэтому состав складского хозяйст­ва может быть представлен сетью общезаводских складов или скла­дами отдельных производств, сетью цеховых складов и складских участков на крупных специализированных участках.

По выполняемым функциям склады на промышленных пред­приятиях могут быть материальными, производственными, сбыто­выми и прочими специализированными складами.

Материальные склады, или склады материально-технического обеспечения, в основном предназначены для осуществления склад­ских операций со всеми поступающими материально-техническими ресурсами. Это могут быть сырье, материалы, полуфабрикаты, ком­плектующие изделия и др.

Производственные склады предназначены для осуществления складских операций с материалами собственного производства. Это могут быть склады для размещения собственного оборудования и инструментов.

Сбытовые склады предназначены для размещения готовой про­дукции предприятия.

Прочие специализированные склады на предприятии предназна­чены для осуществления складских операций с материалами специ­ального назначения.

Общезаводские склады могут быть разделены также и по уров­ню специализации. Для специальных материалов, преимущественно одного назначения, создаются специализированные склады, для многономенклатурных материалов - универсальные.

Склады могут быть устроены под стеллажное и штабельное хра­нение материалов или их сочетание. По устройству склады можно разделить на закрытые, открытые площадки и навесы (полузакры­тые).

В целом структура складского хозяйства на промышленных предприятиях может обусловливаться: отраслевым характером производства, масштабом и размером предприятия, масштабами и типом производства, а также организацией производства и управления.

Структура складов МТО на промышленных предприятиях ха­рактеризуется также номенклатурой хранимых материалов, объема­ми, функциональным назначением, потребительскими свойствами и особенностями их производственного потребления.

Для выполнения технологических функций по предварительной обработке материалов, заготовке и подготовке продукции к произ­водственному потреблению на промышленных предприятиях созда­ется заготовительное хозяйство, которое входит в организационную структуру службы МТО предприятия.

Таким образом, МТО предприятия материальными ресурсами включает выполнение следующих функций:

Заготовку и доставку материалов;

Складирование и обеспечение их сохранности;

Обработку и подготовку материалов к производственному по­треблению;

Управление МТО.

Организационная структура - материально-технического обеспечения

В основу определения организационной структуры управле­ния МТО должны быть положены принципы, которые обеспечива­ют весь спектр функций управления совокупностью подразделений. Это прежде всего малозвенность в управлении, гибкость, эффек­тивная система связи, принцип единоначалия и четкое разграниче­ние функций.

Существуют три формы организации управления МТО: центра­лизованная, децентрализованная и смешанная.

Централизованная система управления предусматривает сосредо­точение функций в пределах единой службы МТО, которая обусловлена территориальной целостностью предприятия, производст­венным единством предприятия и относительно узкой номенклату­рой потребляемых материалов.

Децентрализованная система управления предусматривает рас­средоточение функций, что обусловлено территориальной ра­зобщенностью предприятия, производственной самостоятельно­стью подразделений и относительно широкой номенклатурой ма­териалов.

Смешанная система МТО объединяет обе приведенные выше структуры.

На промышленных предприятиях существуют различные схемы организационного построения службы МТО. Систематизация этих структур позволяет выделить наиболее типичные: функциональная, по товарному принципу и комбинированная.

Функциональная структура управления МТО предусматривает специализацию отдельных подразделений на выполнение конкрет­ных функций. Такая структура приемлема в основном для предпри­ятий с единичным и мелкосерийным типом производства, относи­тельно узкой номенклатурой и небольшими объемами потребляе­мых материалов и выпускаемой продукции.

Структура управления по товарному принципу предусматривает специализацию отдельных подразделений службы МТО на выпол­нение всего комплекса работ по обеспечению предприятия опре­деленными видами материальных ресурсов. Товарная специализация отдельных подразделений службы МТО предусматривает вы­полнение всего комплекса функций по обеспечению предприятия определенными видами материальных ресурсов. Товарная специализация характерна для предприятий с крупносерийным и массовым типом производства, относительно широкой номенклатурой и большими объемами потребляемых материалов и выпускаемой продукции.

И, наконец, комбинированная структура управления МТО преду­сматривает определенные подразделения предприятия, в которых весь спектр функций осуществляют закрепленные за ними группы специалистов по материальным ресурсам, а также осуществляются все функции внешнего ресурсообеспечения.

Другие структурные подразделения, такие, как отдел главного ме­ханика, отдел главного энергетика и т. д., осуществляют все функции внутрипроизводственного перемещения в части закрепленных за ни­ми материалов в силу специализации этих подразделений.

Складское хозяйство, как правило, специализировано по видам материалов и находится под централизованным или децентрализованным управлением в общей системе функциональных связей с другими подразделениями промышленного предприятия.

Планирование материально-технического обеспечения

Планирование МТО предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. При органи­зации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходимо определять потребность в материальных ресурсах по специфициро­ванной номенклатуре на плановый период.

Процесс планирования предусматривает следующие этапы: ис­следование рынка сырья и материалов, определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материалов, со­ставление плана закупок материалов и стоимостный анализ загото­вительного предприятия.

Исследование рынка сырья и материалов - один из элементов пла­нирования МТО предприятия. Изучение рынка сырья и материалов предполагает систематические сбор, обработку, анализ и оценку ин­формации о предложении конкретных видов материалов, ассортименте и ценах на сырье, материалы, топливо и полуфабрикаты. При исследо­вании рынка сырья и материалов предприятие должно дать количест­венную оценку предложений необходимых ему материальных ресурсов в ассортименте и по предлагаемым ценам. Важное место в изучении этого рынка занимает анализ издержек по доставке материалов.

При анализе конкретных поставщиков сырья и материалов важ­ная роль принадлежит информации о состоянии портфеля заказчика.

Исследование рынка сырья и материалов носит стратегический характер, поскольку решается вопрос о закупке материальных ре­сурсов. Вырабатывая стратегию снабжения, предприятие сравнивает собственные расходы на производство необходимых деталей с це­ной аналогичных деталей у поставщика.

Определение потребности в материальных ресурсах - централь­ное звено в планировании материально-технического снабжения предприятия. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источники покрытия могут быть собственными или заемными. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие обусловливаются режимом их произ­водственного потребления, созданием и поддержанием необходимо­го уровня производственных запасов.

Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потреб­ности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и техно­логические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса МТО пред­приятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.

Определение потребности в материальных ресурсах можно осу­ществить тремя методами: детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые перио­ды; оценочным - на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.


Условия поставок материальных ресурсов и коммуникации в области снабжения

Политика в отношении условий поставок охватывает вопросы, связанные с формой оплаты поставленной продукции, предостав­лением различного рода скидок, кредита и др.

Условия поставок оговариваются в контракте (договоре) между поставщиком и покупателем. В зависимости от вида товара и мето­да закупки выделяют договоры купли-продажи, аренды, найма, предоставления в пользование на возмездной основе и др. Юриди­ческие формы контрактов регулируются положениями Гражданско­го кодекса.

В соответствии с договором поставщик обязан упаковать про­дукцию, нести коммерческий риск и расходы по транспортировке до места передачи продукции покупателю. Покупатель должен при­нять прибывшую в его адрес продукцию, оплатить стоимость продукции и нести все расходы и риски, которым может подвергнуться продукция после передачи ее покупателю.

Цена на поставляемую продукцию устанавливается договором. При установлении цены учитываются особенности поставок. В слу­чаях, когда поставка материалов осуществляется на склад покупате­ля, в цену договора включаются транспортные расходы и расходы по страхованию груза. Если поставка осуществляется со склада по­ставщика, то цена, установленная договором, учитывает только ее стоимость.

Цена на перевозку может быть жестко установленной или скользящей. При жестко установленной фиксированной цене в до­говоре покупатель оплачивает только эту цену и не может требовать ее пересмотра. Если в момент заключения договора трудно установить цену по согласованию сторон, она может быть пересмотрена, т. е. цена подвержена рыночным воздействиям. В разделе особых условий договора указываются способы определения скользящей цены с учетом инфляционных процессов.

При поставках продукции учитывается и цена упаковки. Стои­мость упаковки устанавливается договором. Если продукция посту­пила с нарушенной упаковкой, то ответственность несет перевоз­чик, о чем составляется коммерческий акт на возмещение причи­ненных убытков.

Приемку поступившей продукции от транспортных предпри­ятий осуществляет получатель, при этом проверяется исправность пломб, техническое состояние транспорта, наличие исправной упа­ковки и маркировки. Об исправности поступившей продукции (по качеству и количеству) грузополучатель расписывается в книге вы­дачи грузов. Поступившие на склад получателя товарно-материальные ценности размещаются по местам хранения в соот­ветствии с их назначением.

Для предотвращения затоваривания складов поступающими то­варами в зарубежной практике существуют договоры на хранение поставляемых товаров на складе поставщика, консигнационный склад и система поставок «точно в срок».

Договор на хранение товаров на складе поставщика предполагает выполнение поставщиком обязательств по сохранению на своих скла­дах оговоренного уровня складских запасов и направление их в адрес покупателя по мере высвобождения у него складских площадей.

Складские помещения могут также располагаться на территории покупателя или в непосредственной близости от нее. Такие склады называются консигнационными. Покупатель может забрать свой то­вар с этих складов в удобное для него время.

Поставка «точно в срок» относится к внутрихозяйственным проблемам поставщика. Оговаривается обязанность поставщика осуществлять поставки в определенных количествах по заранее ус­тановленному графику, что позволяет заказчику не накапливать за­пасы у себя на складах, а получать их по мере необходимости.

С помощью политики коммуникаций в области снабжения ус­танавливаются контакты с существующими и потенциальными поставщиками по вопросам заключения договоров о поставках продукции.

В области снабжения различают следующие виды коммуника­ций: прямая коммуникация, стимулирование расширения снабжен­ческих операций, реклама в средствах массовой информации и ра­бота с общественностью.

В снабжении наиболее распространен метод прямой коммуника­ции. С его помощью устанавливаются прямые контакты с заранее известными потенциальными поставщиками продукции. В этих случаях широко используется различная информация, которая мо­жет быть получена из справочников, каталогов, периодических из­даний и через интернет.

Стимулирование снабженческих операций, реклама в средствах массовой информации и работа с общественностью позволяют поку­пателю обратиться к неизвестному кругу поставщиков и установить с ними контакты для последующего обмена информацией.

Коммерческая логистика

Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Коммерческая логистика представляет собой самостоятельное научное направление, направленное на минимизацию транс­портных издержек и рационализацию транспортных потоков. Ее практическое применение обеспечивается созданием логистиче­ских систем.


Рис.3. Схема коммерческой логистической системы


Принцип, или концепция, коммерческой системы, как видим из схемы, связан с управлением материалами и распределением. Американские ученые считают, что логистика – это скорее структура планирования, чем функция предпринимательства. Другими словами, задача управления в области коммерческой логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.

Одна из особенностей принципа коммерческой логистики состоит в том, что она уделяет особое внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относились к различным функциям предпринимательства, но и объединяет их. Например, во многих компаниях ответственность за запасы и их транспортировку может входить соответственно в функции производство и распределения. Если эти функции разделены, то принятие решений в области запасов без учета возможностей транспорта может привести к увеличению общих затрат по продвижению материалопотока. В логистической системе они должны быть взаимосвязаны.

Логистика является жизненно важным компонентом экономики, и в 80-е годы она получила свое бурное распространение на Западе и США. Например, в США затраты на логистику в национальном масштабе оцениваются в размере 15 – 23% валового национального продукта. И одна из основных причин, по мнению американских экономистов, – процесс дорегулиравания экономики.

Коммерческая логистика – это область деятельности, которая приобретает все большее практическое значение. Поэтому государственный и частный секторы проявляют растущий интерес к сфере коммерческой логистики.


Логистику можно рассмотреть как процесс управления продвиже­нием материальных ресурсов. На этом пути совершается множество логистических операций, связанных с материально-техническим снабжением, производством и сбытом готовой продукции. Логисти­ку здесь можно подразделить на заготовительную, внутрипроизвод­ственную и распределительную.

Логистику можно также подразделить на материальную или транспортно-складскую, информационную, финансовую и кадровую.

Сфера приложения в предпринимательской деятельности придает логистике преимущественно отраслевой характер.

Остановимся подробнее на содержании логистики. В на­стоящее время логистика рассматривается как эффективное управление материальными потоками в сфере производства и обращения.

В сфере материально-технического снабжения основу логисти­ческого потока составляют: транспортные средства, погрузо-разгрузочные механизмы, весовое хозяйство, складские сооруже­ния, средства связи и передачи информации. Связи между отдель­ными элементами логистикрг складываются в логистические цепи. Логистическая цепь представляет собой совокупность лиц, участ­вующих в логистической операции. Поставщики, потребители, посредники и перевозчики создают логистический канал.

Параметрами логистической цепи являются организационный ко­эффициент звенности (который показывает, сколько раз продава­лась та или иная продукция) и складской коэффициент звенности (свидетельствующий о количестве совершенных перевалок на пути следования груза).

Существующие методы и средства логистического управления в совокупности составляют логистическую инфраструктуру товарного рынка. К субъектам ее относятся транспортные и складские пред­приятия и коммерческие посредники. Они непосредственно или косвенно предопределяют материальные потоки в сфере обращения при установлении хозяйственных связей и выборе способа доставки материалов в адрес конкретных потребителей.

В силу своей целевой ориентации коммерческая логистика ис­пользует маркетинг в целях беспрепятственного продвижения ма­териальных потоков непосредственно до каждого потребителя. Для согласования интересов материально-технического снабже­ния, производства и сбыта необходимо формирование общей логи­стической концепции, на основе которой осуществляются анализ состояния внешней экономической среды, установление темпов развития потребительского спроса и состояния конкуренции на рынке товаров.

При соответствующей проработке и реализации логистиче­ская концепция приводит к конкретным экономическим резуль­татам по сокращению производственного цикла, уменьшению запасов материальных ресурсов и готовой продукции, усилению инвестиционных процессов и повышению конкурентоспособно­сти на рынке товаров.

Затраты на выполнение логистических операций формируют ло­гистические издержки, которые представляют собой сумму издер­жек обращения и части издержек производства (затраты на тару, упаковку, траспортно-складские работы и т. д.)- Затраты на логисти­ку могут быть исчислены в процентах суммы продаж, в расчете на единицу массы сырья, материалов и готовой продукции.

Эффективность логистической системы определяется набором показателей, характеризующих качество работы системы при задан­ном уровне логистических издержек. С точки зрения потребителей эффективность логистической системы можно определить двумя показателями: качеством и ценой обслуживания, которые характеризуют логистические издержки. Вместе с тем качество обслужива­ния как синтезирующий, совокупный показатель можно определить исходя из следующих критериев: доставки продукции потребителю в установленный срок, обеспечения высокого уровня технического обслуживания и выполнения заказа в установленное время.

При оптимизации транспортных издержек следует учитывать совокупные издержки не только на приобретение и транспортиров­ку, но и связанные с поиском продукции на рынке и установлени­ем хозяйственных связей с изготовителем. Такие издержки называются трансакционными, они включают затраты на поиск информа­ции, ведение переговоров и заключение контракта и затраты по со­блюдению условий контракта. Наличие больших трансакционных издержек побуждает потребителя изыскивать организационные и технические средства по их сокращению. К сокращению трансакционных издержек приводит формирование логистических структур при организации процесса товародвижения.


Методы планирования в снабжении и логистике

Создание запасов материальных ресурсов - ключевой вопрос планирования МТО, поэтому находится под постоянным контролем работников снабжения.

При принятии решений о доставке материалов, организации складирования или осуществления новых закупок важно знать на­значение запасов, их положительные и отрицательные стороны.

Управление запасами может усложниться в связи с быстро ме­няющейся рыночной обстановкой. Складские запасы всегда могут быть либо завышенными, либо слишком малыми, либо не соответ­ствующими требуемому ассортименту. Однако известно, что излишние запасы сопряжены со значительными издержками по их хранению и переработке.

Существует множество различных систем управления запасами, применение которых направлено на сокращение расходов по хра­нению и переработке запасов. Зарубежная практика (японская, американская) целиком полагается на разработку системы планиро­вания, построенной на определении потребности в сырье и мате­риалах. Применение в Японии системы «канбан» изменило отно­шение производителей ко всем формам складирования. В основе этой системы лежит точная и своевременная информация по всем направлениям деятельности участников товародвижения. Совре­менные компьютерные программы позволяют широко автоматизи­ровать процесс закупок и контроля за состоянием запасов.

Основные расходы, связанные с хранением и содержанием за­пасов, включают: стоимость по хранению и аренде складских по­мещений, стоимость складского оборудования, расходы, связанные с хранением материалов на складе, оплату обслуживающего персо­нала и эксплуатационные расходы, расходы по страховке материальных ценностей и др. Общие складские издержки достигают зна­чительных размеров и составляют порядка 25-50% стоимости хра­нимых материалов.

Выбор поставщика

При создании устойчивой базы снабжения любого предприятия чрезвычайно важен выбор поставщика. Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой продукции, условиям доставки продукции, цене и уровню обслуживания. Немаловажным при выборе предприятием поставщика является его техническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.

Решения о выборе поставщика можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что сопряжено с достаточно высоким рис­ком. Риск будет возрастать при закупке неизвестных сырья, изделий или оборудования. Поэтому следует обращаться к дополнительным источ­никам информации. Это могут быть каталоги, торговые журналы, раз­личного рода рекламные объявления и использование интернета.

Оценка поставщиков требует непрерывного отслеживания их деятельности. Обычно предприятия-заказчики разбивают сущест­вующих поставщиков на две группы. В первую входят новые по­ставщики, надежность которых еще не проверена. Вторую группу составляют поставщики, уже зарекомендовавшие себя в прошлые годы. Эти поставщики постоянно оцениваются с формальных и нефор­мальных позиций. Неформальная оценка включает оценку личных контактов с поставщиком и сотрудниками его подразделений. Заказ­чик аккумулирует всю информацию о поставщике; особенно важно бывает установить личные контакты с отделом закупок.

Многие предприятия проводят рейтинги поставщиков с балль­ной оценкой по каждому фактору. Хорошие результаты деятельно­сти поставщика могут быть вознаграждены дополнительными зака­зами, в то время как слабые поставщики могут получить снижен­ные объемы заказа или от их услуг можно отказаться.

Большинство предприятий наблюдают за деятельностью основ­ных поставщиков гораздо внимательнее, чем за деятельностью второ­степенных. Для деления поставщиков на категории аналогично деле­нию запасов по объемам и цене закупаемых партий материалов ис­пользуется модель АВС. Цель такого деления заключается в том, чтобы оценить каждую категорию по соответствующей схеме оценки.

Важна также оценка деятельности потенциальных поставщиков, но для этого часто необходимы значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков наиболее важны их технические и инженерные возможности, производственный и финан­совый план и способность эффективно управлять производством.

При оценке потенциального поставщика необходимо ответить на следующие вопросы: способен ли этот поставщик полностью удовлетворить потребности заказчика в краткосрочном и долго­срочном периоде.

Важна оценка финансовой стороны деятельности поставщика. В числе других показателей проверяются его кредитный рейтинг, структура капитала, рентабельность, оборотный капитал, состояние запасов, коэффициент ликвидности, доходность инвестиций и др. Все эти показатели характеризуют финансовую стабильность и конкурентоспособность продукции поставщика.

Кроме указанных факторов, которые следует учитывать при вы­боре поставщиков, важно и то, у кого покупать продукцию: у про­изводителей или у дистрибьюторов. Для принятия этого решения нужно исследовать финансовое состояние, сложившуюся репутацию, качество поставляемой продукции и обслуживания, надеж­ность поставок и обоснованность цены. Все эти факторы следует учитывать при выборе дополнительных источников снабжения.


Заключение

При организации МТО предприятий в условиях рыночных пре­образований широко используются логистические подходы. Главная часть инфраструктуры процесса снабжения - складское хозяйство.

Одним из основных вопросов организационной структуры управления МТО по функциям и товарному принципу является оп­ределение потребности в материальных ресурсах. Для определения материальных ресурсов применяются различные методы.

Основное преимущество коммерческой логистики состоит в том, что использование логистического метода в снабжении позво­ляет минимизировать транспортные издержки при рационализации процесса снабжения.

Особый интерес представляют методы планирования в снаб­жении и логистике: модели по определению партии поставок про­дукции, минимизации расходов на содержание запасов.

Выбирая поставщика при организации закупок материальных ресурсов, следует соблюдать основные принципы, что является га­рантией надежности и эффективности организации процесса снаб­жения материальными ресурсами.

Список использованной литературы

1. Экономика предприятия: учебник для вузов/под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара - 4-е изд. переработанное и дополненное. – М.:ЮНИТА-ДАНА,2004

2. Р.К. Горшков Организация коммерческой деятельности в строительстве: Учебное пособие. – М.:Экслибрис – Пресс. 2005.

3. А.Е.Карлика, М.Л.Шухгалтер Экономика предприятия - М.:ИНФРА – М, 2004

4. Хазанова Л.Я. Логистика: методы и модели управления материальными потоками. – М.:Бек,2003

5. Волков О.И. Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы) – М.:ИНФРА-М,2005


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Материально-техническое обеспечение

Логи́стика - стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец ).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии . Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI .

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья : Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья : Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. ответственное хранение на складских площадях;
  6. формирование сборных заказов;
  7. таможенные услуги

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и маркетинга
  • Новые информационные технологии в логистике
  • Основы таможенного регулирования

См. также

Ссылки

Литература

  • Аникин Б. А. Практикум по логистике. Учебное пособие.- М: Инфра-М, 2007. ISBN 9785160024929
  • Круминьш Н., Витолиньш К. Логистика в Восточной Европе. - М: SIA, 2007 г. ISBN 978-9984-39-171-7
  • Сербин В. Д. Основы логистики: Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004.
  • Сток Д. Р. Стратегическое управление логистикой. - М: Инфра-М, 2005. ISBN: 5160020071
  • Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. 8-е изд. - М.: Издательский дом Вильямс, 2009. ISBN 978-5-8459-0969-5
  • Экологический менеджмент: Учебник для ВУЗов. / Н. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес. - СПб: Питер, 2003. ISBN 5-94723-494-7
  • Ы. Е. Ташбаев Актуальные вопросы и тенденции развития логистики
  • Миротин Л. Б. Некрасов А. Г. Эффективность интегрированной логистики.
  • [http://snab.mybb.ru/ Форум снабженцев и поставщиков

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Материальное начало
  • Материальное тело

Смотреть что такое "Материально-техническое обеспечение" в других словарях:

    материально-техническое обеспечение - — Тематики электросвязь, основные понятия EN logistical …

    материально - техническое обеспечение - Процесс скоординированного управления по обеспечению всех материалов и ресурсов, требуемых для эксплуатации изделия. Источник: ГОСТ Р 53480 2009: Надежность в технике. Термины и определения оригинал документа …

    Материально-техническое обеспечение - комплекс мероприятий по планированию, своевременному и комплексному обеспечению строительства материалами, деталями, изделиями, строительными и дорожными машинами, транспортными средствами, инструментом для выполнения строительно монтажных работ … Строительный словарь

    Материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления - комплекс работ и услуг по обеспечению органов местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, депутатов, исполняющих полномочия на непостоянной основе, работников органов местного самоуправления необходимыми финансовыми… … Официальная терминология

    Материально-техническое обеспечение технологического процесса проектирования - 1. Совокупность мероприятий по установлению потребности и обеспечению технологического процесса проектирования необходимыми материально техническими средствами: оборудованием, материалами, машинами, программами для ЭВМ, оргтехникой и т.п. 2.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN maintenance and logistics supportMLS … Справочник технического переводчика

    техническое обслуживание, ремонт и материально-техническое обеспечение - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN maintenance and logistics support … Справочник технического переводчика

    Материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны - см. Обеспечение материальное мероприятий гражданской обороны EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    материально-техническое обеспечение эксплуатации и ремонта железнодорожного подвижного состава - Обеспечение эксплуатации и ремонта железнодорожного подвижного состава, включающее в себя создание, хранение, рациональное расходование, пополнение до установленных норм запасов источников энергии и средств, необходимых для эксплуатации и ремонта … Справочник технического переводчика

    материально-техническое обеспечение офиса - Управление материальными потоками в процессе закупки от пункта отправки до офиса ОКОИ. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN office logistics Management of the flow of materials during the… … Справочник технического переводчика

Федеральное агентство по образованию и науке

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Камская государственная инженерно-экономическая академия колледжа при ФЛ и ПТ

Реферат по дисциплине Монтаж и наладка САУ на тему:

Материально-техническое обеспечение предприятий.

Выполнил: ст. гр. 401

Ильин, Хомюк.

Проверил: ст. пр.

Ченчик В. А.

Набережные Челны 2007г.

Введение

1. Организацияматериально-технического обеспечениянапредприятии

2. Организационная структура - материально-технического обеспечения

3. Планирование материально-технического обеспечения

4. Выбор поставщика

Заключение

Список использованной литературы

Организация материально - технического обеспечения на предприятии

Материально-техническое обеспечение (МТО) представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению материаль­но-техническими ресурсами процесса производства, осуществляе­мой, как правило, до начала производства. Основная цель МТО - доведение материальных ресурсов до конкретных производствен­ных предприятий в заранее определенное договором место по­требления.

Функции МТО классифицируются на основные и вспомога­тельные, которые в свою очередь делятся на коммерческие и техно­логические.

К основным коммерческим функциям относятся непосредственная покупка и аренда материальных ресурсов промышленными пред­приятиями, сопровождаемая изменением формы стоимости.

Вспомогательные коммерческие функции - это маркетинговые и юридические. Маркетинговые функции включают вопросы опреде­ления и выбора конкретных поставщиков материальных ресурсов. В ряде случаев в качестве поставщиков могут выступать посредниче­ские структуры. Юридические функции связаны с правовым обеспечением и защитой прав собственности, подготовкой и ведением деловых переговоров, юридическим оформлением сделок и контро­лем за их исполнением.

Технологические функции включают вопросы доставки и хране­ния материальных ресурсов. Им предшествует ряд вспомогательных функций по распаковке, расконсервации, заготовке и предвари­тельной обработке.

Потребляемые материальные ресурсы на промышленных пред­приятиях можно разделить на основные и вспомогательные:

- К ос­новным относятся сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки. Исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки, и предварительно смонтированные детали, составляю­щие значительную часть конечного продукта, относят к полуфабрикатам. Их закупка не отличается от закупок обычного сырья и ма­териалов.

- Вспомогательные материалы занимают обычно небольшую часть в составе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металлические изделия, проволоку, монтажные болты и др.

Существует и группа производственных материалов, которые обеспечивают ввод в эксплуатацию машин и оборудования. К ним относятся различного рода горюче-смазочные материалы, охлаж­дающая жидкость, электроэнергия и др.

К числу комплектующих изделий относятся продукты, которые не требуют дополнительной обработки.

Различные виды материальных ресурсов представлены на рис. 1.

Рис. 1. Классификация материалов

Напомним, что в зависимости от системы обеспечения и осо­бенностей движения материальных ресурсов от поставщиков к по­требителям различают транзитную и складскую формы материаль­но-технического обеспечения.

МТО предприятий направлено на обеспечение сокращения из­держек производства и создание условий для бесперебойного процесса производства. Оно предполагает решение следующих задач:

Обеспечение доставки материалов на каждое рабочее место;

Поддержание запасов на предприятии на оптимальном уровне.

Решение этих задач требует применения логистических подходов.

Логистика охватывает все виды деятельности по перемещению материальных ресурсов во времени и в пространстве. Функции ло­гистики реализуются на всех стадиях производства и движения ма­териальных ресурсов. Поэтому разделяют логистику производства, снабжения и сбыта. Логистика снабжения и сбыта охватывает не вопросы внутрипроизводственного перемещения материалов, а в значительной мере движение материальных ресурсов вне предпри­ятия. Поэтому функции логистики тесно переплетаются с другими функциями по обеспечению движения материальных потоков.

Логистикавыполняет комплексную функцию и представляет собой самостоятельную область, охватывающую проблемы физического перемещения материальных ресурсов во времени и в пространстве на всех стадиях деятельности предприятия.

Организация МТО - это организация системы обеспечения производственного предприятия материально-техническими ре­сурсами.

Каждая организационная структура материально-техничес­кого обеспечения промышленного предприятия имеет в составе инфраструктуру снабжения и организационную структуру управле­ния МТО. Рассмотрим каждую из этих составляющих.

Инфраструктура МТО включает подразделения складского, транспортного и заготовительного хозяйства. На отдельных пред­приятиях могут быть также подразделения по переработке отходов производства и тарного хозяйства.

Складское хозяйство - это основное структурное подразделение службы МТО предприятия. Его собственная организационная структура устанавливается в зависимости от производственной структуры самого предприятия. Поэтому состав складского хозяйст­ва может быть представлен сетью общезаводских складов или скла­дами отдельных производств, сетью цеховых складов и складских участков на крупных специализированных участках.

По выполняемым функциям склады на промышленных пред­приятиях могут быть материальными, производственными, сбыто­выми и прочими специализированными складами.

Материальные склады, или склады материально-технического обеспечения, в основном предназначены для осуществления склад­ских операций со всеми поступающими материально-техническими ресурсами. Это могут быть сырье, материалы, полуфабрикаты, ком­плектующие изделия и др.

Производственные склады предназначены для осуществления складских операций с материалами собственного производства. Это могут быть склады для размещения собственного оборудования и инструментов.

Сбытовые склады предназначены для размещения готовой про­дукции предприятия.

Прочие специализированные склады на предприятии предназна­чены для осуществления складских операций с материалами специ­ального назначения.

Общезаводские склады могут быть разделены также и по уров­ню специализации. Для специальных материалов, преимущественно одного назначения, создаются специализированные склады, для многономенклатурных материалов - универсальные.

Склады могут быть устроены под стеллажное и штабельное хра­нение материалов или их сочетание. По устройству склады можно разделить на закрытые, открытые площадки и навесы (полузакры­тые).

В целом структура складского хозяйства на промышленных предприятиях может обусловливаться: отраслевым характером производства, масштабом и размером предприятия, масштабами и типом производства, а также организацией производства и управления.

Структура складов МТО на промышленных предприятиях ха­рактеризуется также номенклатурой хранимых материалов, объема­ми, функциональным назначением, потребительскими свойствами и особенностями их производственного потребления.

Для выполнения технологических функций по предварительной обработке материалов, заготовке и подготовке продукции к произ­водственному потреблению на промышленных предприятиях созда­ется заготовительное хозяйство, которое входит в организационную структуру службы МТО предприятия.

Таким образом, МТО предприятия материальными ресурсами включает выполнение следующих функций:

Заготовку и доставку материалов;

Складирование и обеспечение их сохранности;

Обработку и подготовку материалов к производственному по­треблению;

Управление МТО.

Организационная структура материально-технического обеспечения

В основу определения организационной структуры управле­ния МТО должны быть положены принципы, которые обеспечива­ют весь спектр функций управления совокупностью подразделений. Это прежде всего малозвенность в управлении, гибкость, эффек­тивная система связи, принцип единоначалия и четкое разграниче­ние функций.

Существуют три формы организации управления МТО: центра­лизованная, децентрализованная и смешанная.

Централизованная система управления предусматривает сосредо­точение функций в пределах единой службы МТО, которая обусловлена территориальной целостностью предприятия, производст­венным единством предприятия и относительно узкой номенклату­рой потребляемых материалов.

Децентрализованная система управления предусматривает рас­средоточение функций, что обусловлено территориальной ра­зобщенностью предприятия, производственной самостоятельно­стью подразделений и относительно широкой номенклатурой ма­териалов.

Смешанная система МТО объединяет обе приведенные выше структуры.

На промышленных предприятиях существуют различные схемы организационного построения службы МТО. Систематизация этих структур позволяет выделить наиболее типичные: функциональная, по товарному принципу и комбинированная.

Функциональная структура управления МТО предусматривает специализацию отдельных подразделений на выполнение конкрет­ных функций. Такая структура приемлема в основном для предпри­ятий с единичным и мелкосерийным типом производства, относи­тельно узкой номенклатурой и небольшими объемами потребляе­мых материалов и выпускаемой продукции.

Обеспечение оборотными средствами имеет свои особенности, которые заключаются в следующем: во-первых, объем оборотных средств должен быть достаточным для производства и реализации продукции; во-вторых, он должен быть минимальным, не ведущим к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов; в третьих, качество производственных запасов влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции; в четвертых, производственные запасы, в особенности сырье, подвержено порче, устареванию.

Эти особенности выдвигают следующие основные требования при решении вопроса обеспечения оборотными средствами:

  • необходимость определения оптимального количества заказов производственных запасов, что связано с оптимальными сроками выполнения заказов;
  • необходимость выбора поставщиков, которые влияют на надежность выполнения заказов;
  • снабжение производства оптимальным по количеству и качеству производственными запасами.

Для определения оптимального количества заказов необходимо учитывать следующее:

  1. Расходы, связанные с оформлением заказа: поиск, учет и сравнение предложений, оформление заказа, стоимость пересылки документов, заработная плата работников, занятых осуществлением заказа. Эти расходы повышаются с увеличением количества заказов за определенный период времени.
  2. Издержки, связанные с хранением производственных запасов на складе, на страхование, порчу товаров и так далее. Как правило, находят их процентную ставку, которая определяется как отношение общих затрат, связанных со складированием производственных запасов за данный период времени к стоимости средней величины складских запасов.
  3. Процентную ставку капитала, который не задействован ввиду того, что производственные запасы хранятся на складе, тогда как если бы он был свободен, то мог бы приносить прибыль.
  4. Закупочная цена складированных производственных запасов.
  5. Общая потребность в производственных запасах в течение определенного периода.

В условиях рынка одной из основных задач предприятия-изготовителя является оптимальный выбор из большого числа предприятий-поставщиков наиболее достойных. При выборе предприятия-поставщика производственных запасов необходимо руководствоваться следующими условиями:

  1. Качество поставляемых производственных запасов;
  2. Цена производственных запасов;
  3. Надежность предприятий-поставщиков (сроки поставок, соблюдение требуемых стандартов по качеству поставляемых средств);
  4. Гибкость поставщиков (готовность к краткосрочным поставкам; возможность расширения ассортимента);
  5. Условия поставки предприятий-поставщиков (всевозможного рода скидки, условия доставки);
  6. Транспортные затраты (расстояние, расходы на транспорт);
  7. Страхование приобретаемых товаров.

Важнейшими факторами, влияющими на выбор поставщиков производственных запасов являются:

  1. Договорные отношения предприятия-заказчика с различными предприятиями-поставщиками. Таким образом, обеспечивается возможность избежания односторонней зависимости, которая может привести к нарушению сроков поставки, к завышенным ценам, некачественным поставкам.
  2. Договорные отношения предприятия-заказчика должны ограничиваться необозримым количеством поставок с предприятиями-поставщиками, для того чтобы использовать преимущества более объемных поставок (например, скидки с цены за оптовое количество поставок сырья и материалов).
  3. Количество предприятий-поставщиков необходимо оптимизировать, применяя в качестве методического средства: АВС-анализ, метод оценки по системе баллов.
  4. Предприятия-поставщики производственных запасов должны быть тесно связаны в едином производственном ритме выпуска продукции предприятия-заказчика, т.е. необходимо стремиться к бесперебойной поставке необходимого количества производственных запасов для непосредственной их обработки в процессе производства без создания резервных запасов (“точно вовремя”).

Обеспечение производственными запасами может осуществляться как с помощью заключения прямых хозяйственных договоров с предприятиями-изготовителями, так и через посредников, к которым относятся подразделения (фирмы) предприятий-изготовителей, оптовые и торговые организации, торговые биржи: специализированные (например, биржи металла, биржи зерна) и универсальные, включающие широкий спектр групп биржевых товаров.

Система обеспечения предприятий основными фондами

Система обеспечения предприятий основными фондами обуславливается их особенностями, к которым можно отнести высокую стоимость и длительность их эксплуатации. Приобретая основные фонды, предприятие вкладывает крупные единовременные капитальные вложения, которые окупаются через большой промежуток времени. Кроме того, развитие НТП приводит к появлению новых высокопроизводительных машин, обесценивающих ранее приобретенные.

Эти особенности предопределяют определенные требования к характеристике приобретаемых основных фондов. Эти требования состоят в том, что машины, оборудование, транспорт должны обладать высокой производительностью, экономичностью в их пользовании, универсальностью, надежностью и качеством их изготовления.

Рыночные условия позволяют эффективно реализовать эти требования, т.к. конкурирующие производители в борьбе за потребителя стараются предоставить последнему технику, отвечающую его интересам. Кроме того, у потребителя есть возможность выбора того или иного оборудования.

Предприятие, в условиях рынка, может самостоятельно осуществлять поиск поставщиков основных фондов. Такой подход предполагает установление прямых хозяйственных связей с партнерами, основанными на стабильных и продолжительных отношениях по поставкам основных фондов и их обслуживанию. В этом случае, надежность хозяйственных связей по обеспечению предприятий техникой зависит от правильности составления договора купли-продажи, регулирующего взаимоотношения партнеров.

Для составления договора купли-продажи необходимо учитывать следующие условия:

  • наименование и количество поставляемых основных фондов;
  • качество и комплектность;
  • срок действия договора и срок поставки;
  • цена товара;
  • требования к таре, упаковке;
  • порядок отгрузки-доставки, сдачи-приемки основных фондов;
  • порядок и формы расчетов;
  • платежные, отгрузочные и другие реквизиты поставщика и покупателя;
  • ответственность сторон по обязательствам договора;
  • условия отказа от исполнения договора поставки и покупки.

В договоре купли-продажи (поставки) также отмечаются: обязанности сторон по транспортировке основных фондов, по их страхованию, по оформлению необходимой документацией. Кроме того, перед подписанием, часто может требоваться быстрая правовая экспертиза договора поставки .

Наряду с этим, предприятиям-потребителям необходимо осведомиться у производителей основных фондов о их дополнительных услугах относительно приобретенных продуктов. Это прежде всего, техническое обслуживание и гарантии технических средств. Для выбора поставщика основных фондов предприятие может использовать различные критерии: качество основных фондов, их ассортимент, цену, оперативность поставок, дополнительные услуги, возможность лизинга, репутацию производителя и личные с ним отношения.

Обеспечения основными фондами может производиться с участием предприятий-посредников. Среди них обычно выделяют независимых оптовых посредников (дистрибьюторов) и подразделения (фирмы) предприятий-изготовителей. Первые приобретают основные фонды за свой счет, являясь их собственниками.

Обеспечение основными фондами может осуществляться через региональные сбытовые филиалы и конторы предприятий-изготовителей. Посредниками обеспечения основными фондами также являются агенты, брокеры и комиссионеры, которые не являются собственниками техники, а получают вознаграждение или платежи за услуги, совершенных ими сделок.

Отличной, от всех рассмотренных выше, посредников, является товарная биржа. Товарная биржа - организация, создающая необходимые условия для покупки, продажи и обмена товарами участникам биржевых торгов. Посредниками при заключении биржевых сделок выступают биржевые маклеры, которые относятся к персоналу биржи. Они отвечают за отраслевые секции и регистрируют устное согласие брокеров на заключение сделок.

На торговой бирже заключается большое количество разнообразных сделок. К ним относятся: сделки с реальным товаром и сделки на срок (форвардные, фьючерсные, опционные). Преимуществом биржевой торговли является возможность выбора поставщиков, приобретение или реализации товара с минимальными финансовыми, транспортными и складскими издержками. В зависимости от номенклатуры товаров, обращающихся на товарных биржах, различают универсальные и специализированные биржи. На универсальных биржах ведутся операции по широкому кругу разнообразных товаров, а специализированные биржи имеют потоварную специализацию по группам товаров.

Помимо названных выше форм обеспечения предприятия техническими средствами важную роль в приобретении основных фондов играет лизинговая форма, получившая большое развитие в развитых зарубежных странах.

Капитальное строительство

Капитальное строительство - строительство новых, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий и их объектов. Оно обуславливает процесс воспроизводства основных фондов.

В данной сделке могут принимать участие: банки, предоставляющие кредиты лизингодателю для приобретения имущества и страховые компании. Кроме того, в качестве лизингодателя могут выступать: производитель; банки, посредством своих лизинговых служб; лизинговые компании, созданные фирмами, занятые поставками и обслуживанием оборудования.

Лизинговые компании осуществляют свою деятельность посредством предоставления имущества в лизинг после получения соответствующей лицензии.

Арендатор самостоятельно или с помощью лизинговой компании выбирает продавца необходимого оборудования. Между лизинговой компанией и арендатором оформляется договор аренды, в котором оговариваются сроки аренды, величина арендных платежей, сроки оплаты, условия страхования объекта лизинга, возможные варианты выкупа и другие условия.

Лизингодатель сохраняет право собственности на имущество, переданное в лизинг. Он начисляет амортизационные отчисления и поэтому в договоре, чаще всего, применяется ускоренная амортизация, которая позволяет быстрее окупить средства, затраченные на приобретение имущества.

По срокам аренды различают: рентинг - аренда на срок от нескольких дней до месяца; хайринг -аренда на срок от месяца до года; собственно лизинг - аренда от года до 15 лет. По механизму осуществления лизинга выделяют прямой и возвратный лизинг.

При прямом лизинге лизингодатель покупает имущество у поставщика и поставляет его арендатору, получая арендную плату в течение всего срока лизинга. Этот вид лизинга целесообразен в тех случаях, когда арендатор полностью переоснащает свое производство.

При возвратном лизинге предприятие-изготовитель продает свое имущество любой финансовой компании (банку, лизинговой или страховой фирме) и одновременно заключает соглашение о долгосрочной аренде этого имущества на условиях лизинга, т.е. становится из собственника имущества в его арендатора.

В зависимости от амортизационного периода различают два вида лизинга: финансовый и оперативный. Финансовый лизинг осуществляется на срок, равный амортизационному периоду и называется лизингом с полной окупаемостью арендуемой техники. Арендатор после окончания срока аренды возвращает объект лизинга лизингодателю. Он может заключить новый договор аренды или выкупить имущество по остаточной стоимости. На практике заключаются лизинговые договора на срок от 70-80% амортизационного периода.

Оперативный лизинг обычно называют лизинг с неполной окупаемостью т.е. затраты лизингодателя, связанные с приобретением оборудования не окупаются полностью в течение срока аренды. В этом случае объект лизинга возвращается лизингодателю и используется им для заключения новой аренды. Объектами данного лизинга являются сложные виды техники, обслуживание и эксплуатация которых требуют высокой профессиональной подготовки.

Лизингодатель берет на себя обязанности по наладке, ремонту и обслуживанию такого оборудования, а расходы связанные с этим включает в лизинговые платежи. Иногда этот вид лизинга называют сервисным.

Платежи по лизингу могут включать:

  • полную (или близкую к ней) стоимость объекта лизинга;
  • сумму, выплачиваемую лизингодателю за использование кредитных средств на покупку оборудования по договору лизинга;
  • стоимость услуг лизингодателю (комиссионное вознаграждение);
  • стоимость страховки имущества, в случае, если оно застраховано лизингодателем;
  • другие затраты лизингодателя, предусмотренные договором.

Существуют различные способы платежа лизинга:

  • установление повышенных ставок платежа в начальные сроки аренды, которые постепенно сокращаются по мере покрытия стоимости объекта лизинга;
  • установление в начальные сроки аренды низких ставок платежа, которые возрастают по мере освоения объектом лизинга арендатором;
  • платеж осуществляется равными долями в течение срока лизинга.


Поделиться